Как составить дистанционный урок по русскому языку

Кудинова Любовь Васильевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надым, учитель русского языка и литературы.

Как провести урок русского языка в дистанционном формате?

Аннотация

В данной статье описана практика проведения урока русского языка в общеобразовательной школе с применением дистанционных образовательных технологий. На современном этапе организация  дистанционного обучения  является актуальной проблемой для российских педагогов, поэтому опыт, представленный в статье, имеет практическую значимость и может быть полезен как учителям русского языка, так и другим учителям-предметникам.

         Ключевые слова:  русский язык, учитель, дистанционное обучение, учащийся, урок, учебная деятельность, образовательная деятельность, эффективность урока, дистанционные технологии обучения.

           Проведение  урока в дистанционном режиме.  Для любого российского учителя сегодня нет более актуальной проблемы. В условиях пандемии коронавируса  переход на дистанционное обучение стал внезапной необходимостью, заставившей педагогов уйти от привычной классно-урочной системы и начать осваивать дистанционные технологии, инструменты и практики, которые ранее были для них  мало востребованы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает чёткое определение этому термину: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3, ст. 16, ч.1].  Многие учителя сегодня впервые начали  вести уроки в    дистанционном режиме, что, несомненно, оказалось делом непростым.   Но самое главное –  и учителям, и  обучающимся,  их родителям стало понятно, что качественное образование должно быть доступно не только в школе, но и на «дистанте». Поэтому в педагогической среде  широко обсуждается вопрос: как эффективно провести дистанционный урок?

            Впервые с проведением урока русского языка в дистанционном формате я столкнулась еще несколько лет назад в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимися по индивидуальному учебному плану на дому. Но одно дело – вести  дистанционный урок с одним учеником, и совсем другое – организовать учебный процесс на таком уроке для всего класса. Здесь уже технологии, эффективные для  индивидуального обучения, не подходят, надо искать другие методы,  приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

           Для проведения дистанционного урока в режиме видеоконференции я использую платформу Zoom. Она имеет ряд преимуществ: позволяет демонстрировать экран учителя или учащегося; вести переписку учителя и учащихся в чате, притом учитель может запретить  переписку между учащимися, отключить микрофоны детей и включать тогда, когда нужно ответить. Кроме того, у учителя есть  возможность отправить учащимся в чате файл для работы,  сделать запись видеоконференции, чтобы переслать ее учащимся, которые отсутствовали на онлайн уроке.

            Важно помнить и об экранном времени, поэтому необходимо чередовать работу учащихся с экраном и работу с учебником. Дистанционный урок не должен быть во вред зрению школьника. Поэтому я обязательно на каждом уроке провожу гимнастику для глаз.  

            Одно из условий эффективного дистанционного урока — это частая смена заданий и много практики. Ученикам сложно воспринимать и усваивать  большой объём информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате. Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий: просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание  [2, ст. 3].        

           Для изучения новой темы чаще всего я использую ресурсы портала «Российская электронная школа». Видеоуроки хороши тем, что они короткие, емкие, с опорой на наглядность. Тренировочные задания помогают учителю,  с одной стороны, выявить степень осознанности восприятия  учащимися материала видеоролика, с другой стороны, закрепить и систематизировать  полученные знания на практике и быстро проверить правильность выполнения. Мои учащиеся с большим интересом выполняют эти задания, потому что  они  небольшие  и разнообразные. К тому же учитель  вправе сам  отобрать из предложенных на учебной платформе   задания, которые, на его взгляд, будут и интересны, и эффективны для усвоения изученной темы. Контрольные задания и отдельные тренировочные задания  «РЭШ»  можно использовать и на этапе контроля и рефлексии.

           Материалы «Российской электронной школы»  — это современные, эффективные, отвечающие требованиям ФГОС, цифровые ресурсы, поэтому я планирую применять их и в дальнейшем в  классно- урочной системе обучения, а не только в дистанционном формате.

           На дистанционном уроке русского языка важным средством  обучения является и презентация.  Презентация позволяет сделать процесс обучения более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их  усвоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке [1, с. 11].        Я применяю презентацию на разных этапах урока.  При изучении новой темы наглядность облегчает восприятие учащимися теоретического материала. С помощью слайда презентации быстро и легко можно провести самопроверку домашнего задания или самостоятельной работы, упражнения в учебнике. Однако здесь важно  чувство меры: слайдов не должно быть много, экран учителя не должен демонстрироваться весь урок.

         Вот и еще одно необходимое условие эффективности дистанционного обучения:  несмотря на ограничение во времени, на дистанционном уроке всё же должно быть живое общение учителя и детей. Дети должны не только слышать учителя, но и видеть его глаза, лицо, видеть  реакцию учителя  на  участие учащихся в учебном процессе, на их ответы.  Я даю своим ученикам  возможность задать вопросы, если что-то непонятно или требуется совет учителя.  Не забываю похвалить, отметить самых активных. Это   стимулирует детей  к самостоятельной познавательной деятельности, что, в свою очередь, повышает продуктивность онлайн урока.  

         Важная составляющая дистанционного обучения  —  обратная связь учителя  с учащимися  во время урока.  Какие способы  и средства помогут  педагогу увидеть на уроке результат усвоения изученной темы,    быстро оценить работу каждого? Этот аспект образовательной деятельности на уроке с применением дистанционных технологий вызывает большие затруднения у многих учителей русского языка. Поделюсь своей практикой.

         Чтобы проверить знания детей по изученной на уроке теме, в конце урока я оставляю время на тестирование. Тест я составляю сама, он не должен быть большим – 5- 6 заданий с выбором ответа, которые помещаются на одном слайде.  Желательно, чтобы на каждое задание был один вариант правильного ответа, но может быть и несколько. Учащиеся выполняют  работу и в чате присылают мне свой ответ, оформив его кратко,  по образцу, который я им обязательно показываю в тесте, например, в таком формате: аббавг – где каждая буква соответствует заданию  в порядке возрастания.  Написать его в чате можно очень быстро.  Всего на такую работу я отвожу от 5  до  7 минут (время выполнения обязательно озвучивается перед тестированием).  Так как скорость выполнения у разных учеников разная, то  примерно  у  первых десяти я успеваю проверить ответы на уроке и озвучить оценку.  Программа Zoom позволяет сохранить чат, и учитель после урока за минимальное количество времени может проверить и оценить работу каждого.

           Хорошую возможность для  быстрого оценивания и выявления уровня знаний учащихся по изученной теме дает и  учебная платформа ЯКласс.  Здесь можно выполнять как  тренировочные задания, так и проверочные. Тренируясь, ребенок может вернуться к заданию, если неправильно его выполнил, может прочитать объяснение, повторить теоретический материал и выполнить снова. Большой плюс в том, что ребятам предлагается алгоритм выполнения задания. Важным преимуществом ЯКласса  является то, что у учителя  есть возможность самому создать проверочную работу  из заданий, предложенных на  платформе, а также  составить свои задания и разместить их в системе. На дистанционном уроке очень удобно работать на этой платформе. Учитель видит, в каком темпе работает каждый ученик, видит, какие задания выполняет правильно или неправильно, система сама проверяет правильность выполнения и оценивает. Тем самым еще и экономится время учителя на оценивание  обучающихся.

          Могу сказать, что применение таких способов быстрого оценивания улучшило  качество знаний моих учащихся, так как повысилась мотивация к учению: у каждого появился стимул получить быстро хорошую оценку, высокие баллы и узнать свой результат сразу после выполнения, а не ждать следующего урока, когда учитель проверит и объявит оценки.  Возросла сознательность: если поначалу ребята воспринимали такие формы дистанционной работы как развлечение, то  теперь   взглянули на них в ключе самоорганизации и ответственности. Поэтому буду  продолжать работу на платформе ЯКласс и дальше на традиционных уроках.  

          Практика обучения с применением дистанционных образовательных технологий  открывает  для учителя  новые возможности. Одно из перспективных направлений развития дистанционного обучения —  это  взаимопроникновение информационных технологий и передовых педагогических технологий. Роль науки и техники в современном мире велика, и нельзя не прогнозировать увеличения их влияния на сферу образовательной деятельности. Для педагогов важно оценивать их роль в развитии образования и активно внедрять. Чем с большим интересом российское  учительское сообщество отнесётся к новым возможностям, тем более качественным и конкурентоспособным станет отечественное образование.

         Библиографический список

         1.Использование дистанционных  технологий в  обучении русскому языку

учащихся с ОВЗ: из опыта  работы  Татьяны  Семёновны Поляковой, учителя

русского языка и литературы ОГАОУ «Центр образования «Ступени»». –Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2017. – 32 с.

        2.Как провести дистанционный урок: 4 шага, чтобы не потерять класс. Е.Долгих.  Блог Анны Варенцовой, ст. 3. URL: https://mel.fm/blog/anna-varentsova (дата обращения: 11.05.2020).

      3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании  в  Российской  Федерации»; ст.16,ч.1.; Сайт  КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.05.2020).

Конспект дистанционного урока
по русскому языку

Автор: Нейман Елена Николаевна

Организация: МБОУ «СОШ № 22»

Населенный пункт: Кемеровская область-Кузбасс, Анжеро-Судженский ГО

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема: Правописание приставок пре-/при- (урок 2 из 2-х).

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Задачи: закрепить умение объяснять условие выбора гласных е–и в приставках; находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.

Формы работы учащегося: индивидуальная.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер с выходом в Интернет, веб-камера (по желанию), микрофон, или смартфон с выходом в Интернет; платформа «Учи.ру».

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся: умение пользоваться компьютером, авторизоваться на платформе «Учи.ру», работать с разделами платформы, осуществлять дистанционное взаимодействие с учителем с использованием платформы «Учи.ру».

№п/п

Содержание

(этапы урока)

Форма подачи

материала

Используемый материал

(электронный ресурс, учебное

пособие, демонстрационный

материал

и др)

Деятельность ребенка

Кол-во отведенного времени

1

Мобилизующий этап

Зайти на Учи.ру, подготовить тетрадь, учебник.

Открыть Учи.ру, зайти в виртуальный класс, чат, приветствие в чате.

3 мин

2

Постановка темы и целей урока

Демонстрация экрана ученику

Презентация «Лингвистическая разминка».

По просьбе учителя отвечает на вопрос, помогает другим учащимся. Вспоминает тему прошлого урока по опорному сигналу.

7 мин

3

Первичное закрепление: в знакомой ситуации

Демонстрация экрана ученику

Презентация «Орфографический диктант»

Физминутка для глаз

Орфографическое проговаривание, запись слов в тетрадь, составляет по просьбе учителя предложение с любым из записанных словосочетаний.

7 мин

4

Добывание знаний в новой ситуации

Тест «Е или И?»

Задания от Учителя

Выполняет тестовые задания, проверяет, анализирует.

7 мин

5

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объяснение

Задания от Учителя

Читает задание, задает вопросы

3 мин

6

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Устный опрос

Обобщение

Самоанализ работы на уроке

3 мин

Ход урока:

Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Рада вас видеть и слышать! Пока вы заходите в наш виртуальный класс, проведём небольшую лингвистическую разминку. Внимание на экран вашего устройства. (Происходит демонстрация экрана). Время выполнения: 7 минут.

А)Лингвистическая разминка (Презентация)

-Расставьте ударения в словах: БАЛУЯСЬ, ТОРТЫ, ЗВОНИШЬ, ЖАЛЮЗИ, СЛИВОВЫЙ.

-Расставьте знаки препинания, объясните орфограммы:

Я предположил что в истории было время когда сказочные существа жили на самом деле.

-Вставьте пропущенные буквы: Р..СТЕНИЕ, ЗАР..СЛИ, К..СНУТЬСЯ, К..САТЬСЯ, Ш..КОЛАД, ВЫГ..РЕВШИЕ, ЗАГ..Р, ПР..МОРСКИЙ, ПР..ВОСХОДНЫЙ.

-Найдите «четвёртое лишнее»

ПР..СЕЛ, ПР..КРАСНЫЙ, ПР..ШКОЛЬНЫЙ, ПР..КЛЕИТЬ.

Замечательно! Молодцы! Отправьте в чат «смайлик», если задание выполнено без трудностей. У вас на это полминутки. Молодцы! Скажите, пожалуйста, какова была тема нашего прошлого урока? Правильно, «Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- » Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания по данной теме. Вспомним правило из прошлого урока (Демонстрация экрана учителя). Напоминаю, чтобы ответить, нажимаем на «ладошку» или пишем в чат. Умнички, вы всё знаете. Идём дальше. Следующее задание, внимание на экран.

Б) Орфографический диктант

Учитель диктует словосочетания, ученики записывают в тетрадь. Ученики. Ученики после записи подчёркивают орфограммы, составляют предложения с 1-3 словосочетаниями пишут или отправляют «смайлик» в чат . Отвечают на дополнительный вопрос: какое словосочетание можно употребить и в прямом, и в переносном значении. Время выполнения: 7 минут.

Пр…дорожный куст, пр…вязывать к крыльцу, пр…озёрный поселок, пр…пугнуть брата, пр…вокзальная площадь, пр…скакать быстро, пр…морский курорт, пр…клеить намертво, пр…интересный рассказ, пр…бежать домой, пр…плыть на лодке, пр…скучный вечер, пр…городный маршрут, пр…кусить язык.

Молодцы, отлично справились! Я вижу, что вы разобрались в теме, умеете применять теорию на практике! А теперь необходимо провести физминутку для наших глаз. Повторяйте за мной. Кто проделал, отправляйте смайлик в чат!

В) Сейчас нам необходимо проверить полученные знания по пройденной теме. Поможет нам в этом тест из 5 вопросов. Итак, ребята, открываем «Задания от учителя» и выполняем. После завершения теста, я смогу посмотреть ваши результаты. Успехов! Время выполнения: 7 минут. После выполнения вами теста, пишите или отправляйте в чат смайлик.

Тестирование по «Заданию от учителя» (учитель дает задание онлайн с ограничением по времени на выполнение):

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕкрасный – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…милый, пр…волжский, пр…близить
2) пр…смотреться, пр…бежать, пр…клеить
3) пр…городный, пр…ставить, пр…добрый
4) пр…школьный, пр…шить, пр…ступить

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…скакать, пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…сматривать, пр…одолеть, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…лечь, пр…сильный, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

Рада, что у вас получилось! Не сомневалась, что вы справитесь! Работу над ошибками, допущенными в тесте, проведем в начале следующего занятия. Чтоб еще больше укрепить ваши знания, вы выполните домашнее задание.

Г) Домашнее задание будете выполнять на знакомой вам платформе, в знакомом вам разделе) Правильно, платформа «Учи.ру», раздел «Задания от учителя».

Д) Подведение итогов. Фронтальный опрос.

— С какой орфограммой мы работали?

— Перечислите случаи, когда мы пишем букву Е в приставках, а когда букву И?

-Есть ли в этой теме слова, которые не подчиняются правилу? Что мы с ними делаем?

— Научились ли мы писать правильно приставки ПРЕ-/ПРИ-?

— Всем огромное спасибо за работу! Мы справились! Вы –молодцы! Всего хорошего, не болейте, берегите себя! До новых встреч в виртуальном классе!

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,3 КБ

Опубликовано: 22.03.2021

Особенности организации дистанционного урока русского языка

Современные реалии таковы, что теперь дистанционное обучение прочно входит в деятельность каждого учителя, независимо от того, что многие учителя выступают против данного формата обучения. Но как и любая форма обучения, дистанционное обучение имеет не только недостатки, но и положительные стороны.

В школьной практике под дистанционным обучением понимается использование современных педагогических и информационных технологий посредством компьютерных и телекоммуникационных средств. При применении данной формы образования субъект и объект образовательного процесса работают удаленно посредством информационно-коммуникационных технологий. Ученик может самостоятельно просматривает видео-уроки, вебинары, выполняет интерактивные тестовые задания или упражнения, задает вопросы педагогу через социальные сети, направляет свои работы для контроля.

Дистанционное обучение реализуется через методику синхронного (он-лайн) или асинхронного (офф-лайн) обучения. При синхронном обучении процесс образования осуществляется здесь и сейчас, с незамедлительной реакцией обеих сторон, при асинхронном – посредством электронных кейсов и отложенным ответом на возникшие вопросы.

Для эффективного дистанционного обучения русскому языку можно применять следующие формы организации учебного процесса:

1. Урок в режиме аудио-, видео-конференции на цифровых площадках Zoom,Skype, Учи.ру, где иметь доступ к уроку и учителю может весь класс одновременно и синхронно в режиме реального времени.

2. Урок на веб-форуме, в процессе которого ученики и учитель оставляют записи на сайте, позволяющем реализовывать данную форму наличием программного обеспечения. Задания на веб-форуме могут иметь пролонгированный срок выполнения.

3. Индивидуальная работа через социальные сети или мессенджеры. Преимуществом данной формы является конфиденциальность.

4. Инструктивная карта, рабочий лист, позволяющие либо выбрать один из ответов, либо дать свободный ответ.

5. Интерактивный формат заданий позволяет завлечь учащихся, непринужденно представить изучаемый материал.

6. Контроль знаний удобно организовывать через интерактивные тесты, которые автоматически выставляют проверяют и выставляют отметки учащимся, тем самым экономят время учителя.

Несложно организовать работу и с написанием сочинений и изложений. Поставив четкую задачу, можно предложить ученику самостоятельную работу с текстом. Изложение можно дополнить творческим заданием, сделать его сжатым, либо вести повествование от третьего лица.

С сочинение дело обстоит проще. Тем более сочинение можно принимать в электронном формате в определенные временные рамки.

Диктанты целесообразнее писать во время видео-конференции и предоставлять на проверку в виде скан-копии в определенные временные рамки.

Эффективным для обучения русскому языку будет чередование он-лайн и офф-лайн уроков.

Назовем положительные стороны дистанционного обучения русскому языку:

1. Развитие навыков использования информационных технологий.

2. Множество нетрадиционных развивающий занятий, упражнений, заданий.

3. Развивает самодисциплину, навыки организации собственной деятельности, самостоятельность принятия решений, ответственность за принятый выбор.

4. Самообразование.

Не забудем и про недостатки:

1. Ограниченность учащихся в движении.

2. Нагрузка на опорно-двигательный и зрительный аппараты.

3. Отсутствие «живого» общения и, как следствие, снижение качества речи.

4. Снижение качества письменной речи как следствие уменьшения количества письменных заданий.

5. Отсутствие авторства в изложении, сочинении, творческом задании.

Таким образом, несмотря на неоднозначное отношение к дистанционному обучению, независимо от нашего желания дистанционное обучение займет свое место в нашей деятельности. Поэтому воспринимать его нужно только с положительных сторон.

Особенности организации уроков русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения

Подготовила: учитель русского языка и литературы
Смирнова Анна Михайловна

г. Ковров, 2020

В современных реалиях важным стало обеспечение качественным образованием учащихся в условиях дистанционного обучения.

В образовательных стандартах нового поколения особое внимание уделяется важности формирования у учащихся общих умений, востребованных в разных предметных областях, повышению уровня самостоятельной работы учащихся, формированию у них оценочной самостоятельности. В связи с этим применение ИКТ в школьном образовании становится необходимым, так как востребованным считается выпускник, умеющий:

− самостоятельно находить необходимую информацию;

− анализировать и систематизировать её;

− осознавать важность и значимость полученных знаний;

− работать в группе;

− работать с ПК.

При дистанционном образовании, которое сочетает в себе традиционные основы обучения и использование ИКТ, учитель должен проявить себя как уверенный пользователь ПК, уметь избирательно относиться к бесконечному потоку информации сети Интернет.

Дистанционное обучение предполагает осуществление учащимися разнообразных универсальных действий:

− освоение теоретического материала интернет-уроков;

− выполнение тестовых заданий в онлайн-режиме с автоматическим оцениванием результатов;

− выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера;

− участие в онлайн-уроках;

− участие в онлайн- и оффлайн-консультациях;

− работа над индивидуальными и групповыми проектами;

− участие в дискуссиях и дебатах.

В условиях распространения коронавирусной инфекции в России учителя смогли приобрести бесценный опыт организации дистанционной формы обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 

Использование дистанционных образовательных технологий – это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Слайд 2

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся).

Курсы русского языка и литературы – базовые, поэтому каждый урок, проводимый с детьми, должен быть грамотно выстроен, чтобы степень его эффективности была максимально высока. Между тем методические ресурсы под влиянием виртуальной среды, в которой проводится обучение, приобретают свою специфику. Слайд 3

Организующей основой дистанционного, как и очного,  обучения являются программа, учебник, поурочные методические рекомендации и подробные инструкции учителя.  Но и в силу специфичности  такого вида обучения большую часть образовательных средств составляют электронные (гипертекстовые и мультимедийные) учебники и пособия, интерактивные практикумы, тестовые системы, видеофильмы, иллюстрации, словари, справочники, энциклопедии и любые другие материалы в цифровом формате, если они используются для решения учебных задач.

В дистанционном режиме размещаю учебные материалы (текстовую информацию и видеоматериалы, ссылки) и перечень заданий на портале дистанционного обучения «ЭДО» (эдо.образование 33.рф).

Информационно-образовательные ресурсы, использованные на уроках при дистанционной форме обучения:

* Портал дистанционного обучения (ЭДО) https://эдо.образование33.рф/

* Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/

* Онлайн-платформа ВИДЕОУРОКИ В ИНТЕРНЕТ https://videouroki.net

* ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Слайд4

Процесс обучения состоит из следующих этапов:

1) получение новых знаний;

2) выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний;

3) обобщение и систематизация знаний.

На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала возможно использование видеозаписи лекции, создание видеороликов, организация видеоконференции, в рамках которой педагог излагает новый материал. Слайд 5

Применение новых знаний в практической деятельности реализую в программах-тренажерах, играх.

Контроль знаний проводится посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ. На этом этапе организуется взаимодействие с учениками в офлайн режиме (Вайбер, электронная почта). Слайд 6

Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:

* повышение учебной мотивации;

* развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;

* стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.

На уроках русского языка используются презентации, видеофильмы, аудиофайлы, разнообразные тесты, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры: Слайд 7

* Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/

* Культура письменной речи http://gramma.ru/

* Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/

* Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050

* Электронная библиотека — тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/

Основные трудности, с которыми может столкнуться учитель-словесник на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Литература — это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог с учителем и одноклассниками, а уже потом теоретические знания. И вот этого живого общения, безусловно, не хватает. На уроках литературы часто показываю видеоматериалы в качестве иллюстраций к произведению, для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций, для сравнения фрагментов художественного текста и видеофрагмента, для выполнения заданий на восстановление сюжетной линии произведения, а также для организации беседы по просмотренному эпизоду.

Слайд 8

Что можно сделать? Организовать, например, проверку на знание текста с помощью теста, составленного учителем самостоятельно (поможет раздел «Создать предмет» на сайте ЯКласс https://www.yaklass.ru). Возможны как вопросы с выбором, так и открытые, творческие работы, в том числе мини-сочинения. Подобные тесты всегда выручат, если ребята на карантине или жаль времени на уроке на такие технические моменты. Результаты теста покажут, куда двигаться, в частности — на что следует обратить внимание при проведении следующего урока. Кроме того, вопросы теста могут сориентировать и самих ребят, показать, какие акценты им необходимо расставить. Хорошо, если к подобным тестам учитель будет «прикладывать» пояснения (есть у заданий такая функция). Таким образом, мы не только проверяем, но и даём необходимый материал.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  http://fcior.edu.ru/  дает большие возможности для проведения дистанционного урока русского языка и литературы на высоком уровне. Речь идет о разнообразных учебных модулях, для воспроизведения которых необходимо установить специальную программу – проигрыватель ресурсов.  Использование предлагаемых модулей помогает провести полноценный урок со всеми необходимыми этапами.

В своей работе использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/:/ многоуровневые интерактивные таблицы, тесты, лингвистические загадки, иллюстрации к художественным произведениям, разнообразные задания по работе с текстом художественного произведения и т.д. слайд

В то же время не следует забывать о традиционных видах деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ.

Виды деятельности учащихся в сети Интернет при изучении русского языка и литературы

Деятельность учащихся в ходе проведения уроков русского языка и литературы и в ходе выполнения домашних заданий может быть разнообразной и очень интересной:

  • Работа с различными словарями http://www.slovari.ru/

  • Сбор мультимедиа-материалов по заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио)

  • Написание и защита рефератов http://express-externat.spb.ru/component/content/article/123-2009-12-09-22-58-25

  • Самостоятельная работа с лекцией и видеолекцией http://univertv.ru/video/filologiya/russkij_yazyk/?mark=science

  • Создание документов Google (презентаций, анкет и т. п.) https://drive.google.com/?authuser=0#my-drive

  • Создание видео-роликов

  • Создание презентаций https://picasaweb.google.com/

  • Создание викторин http://www.playcast.ru/

http://www.imagechef.com/photos

  • Участие в учебных исследованиях и проектах

  • Участие в онлайн-конкурсах и олимпиадах Слайд 9

Контроль знаний, умений, навыков с помощью дистанционных технологий:

  • Разноуровненвые онлайн-тесты  https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFd4RUNaWFNEcDlxS1Jwd09JbmZYZXc6MQ

  • Игровые формы контроля

  • Индивидуальные и групповые задания

  • Дидактические материалы онлайн http://proektrus.narod.ru/proekt3.htm

  • Контрольно-измерительные материалы http://ege.yandex.ru/russian/ Слайд 10

Использование дистанционных технологий при подготовке к ЕГЭ

    Подготовка к ВПР и ГИА не является проблемой в условиях дистанционного обучения. Большая база готовых заданий в этих конкретных разделах, возможность комбинировать задания, используя имеющийся материал, новые тренажёры, появившиеся в последнее время, дают столько возможностей, что только нежелание может помешать эффективной подготовке.

Дистанционные элективные курсы

Элективные курсы в дистанционной форме и учат школьников работать с разными источниками информации, применять практические знания при выполнении различных учебных задач, развивают навыки самостоятельной работы. Если обучающийся в какой-то день по уважительной причине не вышел на занятие, он всегда может найти его в электронной образовательной среде и самостоятельно изучить материал.

Безусловно, в процессе дистанционных занятий обучающиеся могут столкнуться с некоторыми техническими и психологическими трудностями, например, низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность наравне с другими. В этом случае считаю важным создание благоприятного микроклимата, а это зависит от профессиональной компетентности педагога. Поэтому необходимо учитывать психологические особенности обучающихся, строить учебный процесс на основе принципов взаимоуважения и сотрудничества.

Практика

Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь сформировать знания и умения, то на занятиях необходимо осуществлять их контроль. Степень сложности тестов сайта «ВИДЕОУРОКИ» https://videouroki.net приемлема для учеников. Разумеется, прежде чем дать ученику эту работу на уроке, учитель сам должен выполнить задания и определить объём и уровень сложности для конкретного класса.

Очень значимыми, необходимыми на уроке русского языка являются ресурсы справочно-информационного портала «Грамота.ру» http://www.gramota.ru. Здесь и толкование, и правописание, и орфоэпия, и грамматические формы слова и т.д. Очень нравится детям постарше (8 кл.) работать с интерактивными диктантами по орфографии и пунктуации, так как в любой момент они могут обратиться за помощью к справочному материалу, что делает работу более успешной, а успешность мотивирует ученика. Слайд11

Практически каждый урок содержит видео на соответствующую тему. Конечно, просмотр видео – это не самоцель. Обязательно перед началом просмотра какого-либо иллюстративного материала я перед ребятами ставлю учебную задачу, задаю вопросы, на которые они после просмотра должны ответить. Работа с видеоматериалами активирует детей на познавательную деятельность, они с охотой отвечают на вопросы, применяют полученные знания. В качестве иллюстративного материала на разных этапах урока использую картинки. Слайд12

Отдельно хочется сказать о домашнем задании. Как известно, домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на уроке знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего урока, а также для самостоятельной проработки нового материала. Оно используется также для устранения пробелов в знаниях. Как один из этапов работы, домашнее задание также прописывается в конспекте. Как правило, в 5 классах – это §…, упр. … Содержание упражнения, задание к нему прочитывается учеником по учебнику. Но в 8 классах задание всё чаще даю по карточке, так как ученики пользуются «решебниками». Слайды 13,14

Часто задания для письменной домашней работы беру из сборников для 5-9 классов. «Проверочные работы» из серии «Русский язык. ФГОС. УМК», автор Груздева Е.Н. Объём, уровень сложности, доступность для понимания соответствуют образовательным возможностям учащихся.

Независимо от способов выполнения домашнего задания (работа на карточке, письменная работа в тетради и др.), ученики присылают его до начала урока. Очень важно до начала урока работу ученика проверить, указать на ошибки, оценить и обязательно написать рецензию. Написание рецензии на домашнее задание является обязательным. Также рецензии пишутся на контрольные диктанты, работы по развитию речи: сочинения, изложения.

Большого различия в методике подготовки к изложению при дистанционном обучении и «очном» нет: также проводится беседа по содержанию текста, словарная работа. Выявляются смысловые части, их взаимосвязь, составляется план или предлагается выбрать из предложенных вариантов соответствующий тексту и т.д. На мой взгляд, работа с изложением дома — это очень хорошая тренировка. Прикрепите файл исходного текста, и пусть ученик поработает с ним. Только важно дать конкретные рекомендации по тексту, который мы хотим увидеть на выходе. Неважно, что это будут не два или три раза прочтения, предусмотренные экзаменом или методикой работы с изложением. Зато это будет активная работа с текстом, использование определённых техник. А значит, тренировка, которая поможет нашим учащимся в дальнейшем. Иногда предлагаю ребятам (по их желанию), прочитав текст, записать свой пересказ, проанализировать его.

Словарные диктанты или выборочные тоже можно давать совершенно спокойно, важно только, на мой взгляд, ограничить время выполнения. С классическим диктантом, конечно, сложнее. Но можно ведь какое-то время и без него обойтись.

Методика работы над сочинением не отличается от традиционной, может, только больше привлекается наглядный материал, ученик использует доступ к Интернету для самостоятельного поиска нужной информации по теме сочинения. Его можно принимать в качестве прикреплённого файла. Тем более это позволит учителю сразу проверить работу на плагиат. Да и почерк у некоторых учеников бывает такой, что проверять напечатанный текст гораздо приятнее.

Очень помогает в работе каталог полезных сайтов для учителя, аналогичный создан и для учеников. Вот, на мой взгляд, лучшие из тех, о которых речь ещё не шла, но в работе учителя очень нужны:

• Правила орфографии: http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/,

• Учебник по орфографии и пунктуации Валгиной в режиме он-лайн: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook142/01/index.html?part-005.htm,

• Учебник Литневской: http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm,

• Учебник Розенталя: http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm (Справочник для 23 учителя),

• Российский общеобразовательный портал: http://language.edu.ru,

• Тесты по русскому языку: http://russiantests.narod.ru/p98aa1.html., (http://likbez.spb.ru/tests/),

• Тесты по пунктуации (http://repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2),

• Культура письменной речи: http://www.gramma.ru/,

• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/,

Использование ЭОР (электронные образовательные ресурсы) позволяет активизировать процесс дистанционного обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Конечно, ещё многому предстоит учиться, чтобы процесс дистанционного обучения был полноценным. Сейчас я планирую научиться создавать мультимедийные презентации, когда в одном продукте совмещается текст, звук, видео и графика. Также планирую познакомиться с электронной энциклопедией «Кирилл и Мефодий» и хочу тщательно изучить ресурсы «Телеурока», чтобы использовать их в работе. Конечно, планируя дистанционные уроки, нельзя забывать о традиционных видах деятельности учащихся: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, работа над выразительностью чтения, пересказ, анализ текста и т.д. Главное для меня на уроке – это вызвать живой интерес к предмету, использовать такие методы и приёмы обучения, которые бы включали в работу даже слабого ученика, способствовали формированию универсальных учебных действий.

Таким образом, дистанционное образование практически ни в чём не уступает организации образовательного процесса в очной форме.

Дистанционное обучение имеет преимущества:

− способствует формированию умения работать с ИКТ;

− даёт возможность индивидуального темпа обучения;

− позволяет использовать в процессе обучения обширный спектр источников информации;

− даёт больше возможности для использования нестандартных, творческих заданий;

− способствует формированию различных типов чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;

− формирует умение самостоятельно планировать деятельность;

− формирует умение работать в информационном пространстве (отбирать информацию и обрабатывать её);

− формирует навык самообразования.

Однако нельзя не отметить и недостатки дистанционного обучения:

− отсутствует «живое» общение учителя с учениками и учеников между собой;

− отсутствует возможность для дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;

− есть определённый вред для здоровья (снижение двигательной активности учащихся, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат);

− использование неотредактированных готовых ответов из сети Интернет.

Таким образом, хотелось бы отметить, что дистанционное обучение стало частью нашей жизни, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту форму обучения как возможность саморазвития и ученика, и родителей, и учителей.

Грамотное сочетание дистанционных и здоровьесберегающих технологий дает очевидные результаты, главный из которых – повышение учебной мотивации. Надо отметить, что одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то учитель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Бесспорно, использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет школьнику почувствовать поддержку со стороны педагога, способствует установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.

Литература:

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-метод. пособие. – М., 2007.

2. Андреев, А. А. Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — Москва: МЭСИ, 1999. — 196 c. — Текст: непосредственный. Андреев, А. А.

3. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — Москва: МГОПУ, 2002. — 168 c. — Текст: непосредственный.

4. Гиголаева, А. Т. Особенности преподавания русского языка дистанционно / А. Т. Гиголаева, Н. С. Химичева, Я. В. Чумакова, Ю. П. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72611/ (дата обращения: 24.08.2020).

5. Дистанционное обучение http://ru.wikipedia.org/.

Переход на дистанционное обучение — это вызов. Вызов не только учителям, которым может быть трудно уйти от привычной классно-урочной системы преподавания, но и ученикам, которые должны проявить максимум ответственности, собранности и силы воли.

Основные трудности, с которыми может столкнуться учитель-словесник на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Литература — это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог с учителем и одноклассниками, а уже потом теоретические знания. И вот этого живого общения будет, безусловно, не хватать.

Что можно сделать? Организовать, например, проверку на знание текста с помощью теста, составленного учителем самостоятельно (поможет раздел «Создать предмет» на сайте ЯКласс). Возможны как вопросы с выбором, так и открытые, творческие работы, в том числе мини-сочинения. Подобные тесты я использую уже давно, они всегда выручают, если ребята на карантине или мне жаль времени на уроке на такие технические моменты. Результаты теста, как правило, показывают, куда мы можем двигаться, в частности — на что мне следует обратить внимание при проведении следующего урока. Кроме того, вопросы теста могут сориентировать и самих ребят, показать, какие акценты им необходимо расставить. Хорошо, если к подобным тестам учитель будет «прикладывать» пояснения (есть у заданий такая функция). Таким образом, мы не только проверяем, но и даём необходимый материал.

Привычный формат работы, до каникул

Проще, конечно, с преподаванием русского языка. Во-первых, у ЯКласс есть большая теоретическая база по этому предмету. Любая тема подробно освещена теоретически. Написано доступно и понятно. Если ученик не понял что-то, он с лёгкостью может освежить в памяти материал. Во-вторых, всю теорию сразу можно закреплять, отрабатывая на практических заданиях. Причём сколько угодно раз. Большой плюс в том, что задания не будут повторяться. К тому же, если ученик допустит ошибку, система выдаст подробное объяснение, представит алгоритм действий и предложит снова выполнить задание. А вот когда отработка уже произойдёт (что можно отследить в отчёте «Результаты учащихся»), можно выдать и проверочную работу. И что немаловажно: учитель имеет возможность взять полностью готовый вариант, его отредактировать, добавив или удалив какие-то задания, или создать свой, подобный существующему, а то и вовсе не похожий. Работа будет проверена автоматически, что для педагогов является большим плюсом. Можно сразу посмотреть, какие разделы «запали», на чём следует сделать акцент. Возможно, выдать индивидуальные задания.

Конечно, легче всего проводить проверочные, тестовые и контрольные работы. А вот что делать с изложениями, сочинениями, диктантами? 

На мой взгляд, работа с изложением дома — это очень хорошая тренировка. Прикрепите файл исходного текста, и пусть ученик поработает с ним. Только важно дать конкретные рекомендации по тексту, который мы хотим увидеть на выходе. Неважно, что это будут не два или три раза прочтения, предусмотренные экзаменом или методикой работы с изложением. Зато это будет активная работа с текстом, использование определённых техник. А значит, тренировка, которая поможет нашим учащимся в дальнейшем.

Словарные диктанты или выборочные тоже можно давать совершенно спокойно, важно только, на мой взгляд, ограничить время выполнения. С классическим диктантом, конечно, сложнее. Но можно ведь какое-то время и без него обойтись. 

А вот сочинение можно принимать в качестве прикреплённого файла. Тем более это позволит учителю сразу проверить его на плагиат. Да и почерк у некоторых учеников бывает такой, что проверять напечатанный текст гораздо приятнее.

Подготовка же к ВПР и ГИА вообще не является проблемой для тех, кто работает с ЯКлассом. Большая база готовых заданий в этих конкретных разделах, возможность комбинировать задания, используя имеющийся материал, новые тренажёры, появившиеся в последнее время, дают столько возможностей, что только нежелание может помешать эффективной подготовке.

Екатерина Валерьевна Смолкина, региональный менеджер ЯКласс в Сибири: «Гимназия № 5 Новосибирска — один из активных пользователей ЯКласс, мы уже давно сотрудничаем, проводим обучающие мероприятия и отслеживаем статистику повышения успеваемости как в каждом классе, так и в целом по школе. Благодаря тому, что учителя уже давно знакомы с ресурсом и сформировали собственные варианты его использования (как, например, Елена Владимировна), для них теперь переход на дистанционное обучение не связан со стрессом. Если вы тоже преподаёте в образовательном учреждении Сибири и хотите организовать в своей школе очное и онлайн-обучение возможностям использования ресурса ЯКласс в период дистанционного обучения, свяжитесь со мной: smolkina@yaklass.ru».

Об авторе:  Елена Владимировна Вашкевич, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ города Новосибирска «Гимназия № 5», руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы Советского района города Новосибирска.

Партнерский материал

Подписаться на канал ЯКласс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти оси симметрии у каждой фигуры
  • Как составить профессиограмму должности
  • Как найти диспетчера для грузоперевозок в москве
  • Как найти вирусы в avast
  • Как найти свой library на mac