Как составить длинный маршрут

Длительные поездки на автомобиле вызывают определенный трепет и волнение, если такой вояж планируется впервые. Водитель должен уделить определенное внимание собственной подготовке, чтобы конкретно понимать все возможные сложности. Очень часто случается так, что без хорошего плана поездка не задается, появляется множество неожиданных проблем, которых можно было бы избежать. Подготовка автомобиля в этом случае имеет огромное значение, но и простые подготовительные процессы не стоит забывать. Конечно, планировать маршрут нужно с учетом рекомендаций современных сервисов, а собирать вещи в поездку с учетом советов бывалых водителей. Найти хорошие рекомендации в интернете непросто, поэтому мы решили собрать основной список советов в одной статье. Длинной считается поездка свыше 400-500 км. Обычно преодолеть ее за 1 день не предоставляется возможным, если водитель не имеет достаточного опыта.

Стоит правильно оценивать собственные силы, не решаться на огромные расстояния, которые нужно преодолеть за 1 день. Стоит спланировать маршрут таким образом, чтобы не переутомляться, а также получить положительные эмоции от вашего путешествия. Скорее всего, такая поездка станет для вас приятным приключением, а вот неточности в планировании и переоценка собственных сил дадут только проблемы, которые порой и вовсе отворачивают от автомобильных путешествий. В России расстояния между городами довольно большие, поэтому путешествовать на машине можно в течение нескольких дней, и это прекрасное приключение, если подойти к нему правильно. Даже многие опытные водители получают массу удовольствия при поездке по тем самым маршрутам. Но для получения такого удовольствия придется постараться и подготовиться к возможным неприятностям.

Готовим машину — важнейшие пункты для осмотра

Нельзя отправляться в путешествие свыше 400 км на авто, в исправности которого у вас есть сомнения. Непривычный звук двигателя, стуки в подвеске, необычное поведение на дороге — это повод посетить станцию и провести диагностику. Возможно, вам нужно просто подкачать шины в авто, но вполне может быть, что проблема в серьезной неполадке. Ехать на СТО нельзя за 1-2 дня до поездки, это непрактично, да и стало плохой приметой в мире автомобилистов.

Также стоит учитывать такие факторы осмотра авто:

  • тормозная система — очень важно убедиться в том, что колодки в авто имеют достаточную толщину рабочей части, диски не деформированы и не имеют видимых повреждений, тормоза работают исправно;
  • рулевое управление — это второй пункт в проверке, который может сохранить вам жизнь, так как на трассе иметь исправную систему управления автомобилем является жизненно необходимым условием;
  • резина — обязательно посмотрите, достаточно ли высокий протектор, нет ли порезов и боковых повреждений, не критичен ли неравномерный износ по всей рабочей части покрышки автомобиля;
  • ходовая часть — многие недооценивают незначительные стуки в подвеске, а затем вынуждены вызывать эвакуатор за 100-150 км от ближайшего города, так что на этот вопрос стоит обратить внимание;
  • регулярное ТО — если вы отправляетесь в поездку на 2000 км, а через 700 км нужно пройти регулярное ТО, лучше сделать это заранее, чтобы не привести к проблемам с двигателем и другими узлами.

Подготовка машины должна быть профессиональной. Если вы самостоятельно обслуживаете ваш автомобиль, придется уделить время всем этим процессам. Если же вы предпочитаете визит на станцию, следует заранее записаться на хороший сервис и выполнить все необходимые работы. Чтобы поездка удалась, техническое состояние машины должно быть идеальным. Не стоит закрывать глаза на определенные неполадки, которые могут испортить вам настроение в процессе передвижения.

Планируем маршрут — как лучше поехать?

Обычно для длительных перемещений у нас есть определенный выбор. К примеру, можно использовать большую магистраль, но накинуть дополнительные 50 км, чтобы до нее доехать, а можно обратиться к более узким междугородним трассам. Есть возможность применить платные или бесплатные участки дороги. Выбор в каждом случае оказывается довольно сложным. Проблема в том, что здесь сложно дать конкретные советы, для каждого путешественника будет своя правда. Но опытные водители дают такие рекомендации:

  • лучше использовать крупные трассы, которые более оживленные, так как здесь вам более охотно придут на помощь, такие дороги более безопасные, так как два направления имеют разделитель;
  • платные дороги обычно качественные, но вам придется останавливаться и оплачивать участки на каждом пункте, это может быть раздражительным фактором, да и расход топлива вырастет;
  • лучше обратить внимание на качество дорог, используя специальные программы навигаторов или форумы с сообщениями от опытных водителей, которые сообщают о состоянии трассы;
  • планируйте маршрут с остановками, особенно, если вы едете с ребенком, следует выбирать маршрут, на котором есть хорошие сетевые заправки с магазинами, кафе и хорошими туалетами;
  • самый короткий маршрут не всегда окажется самым быстрым и экономичным, следует выбрать наиболее удобный вариант поездки, чтобы не получит неприятности в процессе передвижения.

Следует помнить о том, что любой маршрут будет иметь свои недостатки. В одном случае это слишком плохая дорога, в другом — отсутствие цивилизованных пунктов для остановки, в третьем — проблемы с необходимостью оплаты проездка по участку пути. Стоит найти для себя оптимальный вариант, чтобы не сетовать на условия в процессе поездки. Изучите все участки, по которым собираетесь двигаться, чтобы ни один фактор не стал для вас сюрпризом. Если вы подготовитесь информационно, проблем будет гораздо меньше.

Расстояние за 1 день — максимальный километраж

Если послушать профессиональных водителей, то можно удивиться, насколько выносливые люди порой работают на коммерческом транспорте. Но существует большая разница между профессионалами, которые живут за рулем, и простым рядовым водителем, проезжающим 10-15 тысяч км в год. Лучше всего учитывать общие рекомендации по планированию длительности поездки. Иначе вы можете переоценить свои возможности и попасть в неприятную ситуацию.

Основные понятия для планирования километража в день такие:

  • существуют международные рекомендации, а для коммерческого транспорта и требования, проезжать не более 500-550 км в день, в каждой стране эти параметры отличаются;
  • в России вас никто не может заставить ехать только 500 км в сутки, вы вольны самостоятельно выбирать необходимые маршруты и дальность передвижения за 1 световой день или ночь;
  • если вы выбрали плохую дорогу, то стоит сократить дневной маршрут, так как водитель будет проводить все свое время за рулем в стрессе, это приносит огромную усталость и потерю внимательности;
  • оцените ваше состояние — если вы отправляетесь в путь уставшим, то уже через 3 часа поездки придется планировать остановку и сон на полчаса, такие особенности стоит учесть и дать себе время;
  • важно оградить себя от опасных ситуаций, поэтому планировать поездку более 600 км в день стоит очень осторожно и только по необходимости, это разумный предел для водителя в РФ.

Помните о том, что большинство дорог на восток от Москвы не слишком хороши, так что не стоит планировать слишком длительные маршруты за 1 день. Лучше найти отель или мотель, в котором можно остановиться на ночь, чтобы продолжить ваш путь на следующий день. Учитывайте также и особенности автомобиля. В новом Lexus можно проехать и 1000 км в день без особой усталости. А вот ВАЗ или древняя иномарка вынудят вас останавливаться и отдыхать гораздо чаще.

Что взять с собой в длительное путешествие на машине?

Это очень спорный вопрос, на который невозможно ответить однозначно. Кто-то рекомендует брать с собой вообще все, что помещается в багажник автомобиля. Но такой подход не лучший. Другие говорят, что все можно купить в дороге, так что брать вообще ничего не нужно. И такой совет можно пропустит мимо. Стоит найти золотую середину между всеми рекомендациями и послушать опытных путешественников, которые дают дельные рекомендации.

Стоит задуматься о таких пунктах и категориях вещей в вашей машине:

  • теплые вещи, если вы отправляетесь в поездку не летом, даже в летнее время стоит положить в багажник ветровку на случай непредвиденной ночной остановки в холодном ветреном месте;
  • инструмент для текущего ремонта — большой ящик инструментов брать не имеет смысла, но ключи и отвертки лучше с собой прихватить, тем более много места в багажнике они не занимают;
  • запаска, аптечка, огнетушитель, набор для ремонта прокола колеса, ключ для замены колеса, насос или компрессор, масло для двигателя, немного охлаждающей и тормозной жидкости;
  • жилет яркого цвета из светоотражающей ткани, а также знак аварийной остановки с хорошей видимостью в ночное время, этих вещей очень часто не хватает водителям в дальних поездках;
  • заряженный мобильный телефон с достаточным количеством денег на счету, а также не помешает power-bank для удобной зарядки, это поможет избавиться от неприятностей с разряженным средством связи.

В автомобиле не будет лишним иметь навигатор и регистратор. Это удобные вещи для длительных путешествий, так как телефоны не всегда ловят сигнал нормально. Отдельно навигаторы чаще всего работают лучше смартфонов, не требуют подключения к интернету. Убедитесь в том, что загруженные в навигатор карты актуальные. Также не лишним будет взять с собой достаточное количество хорошей музыки, чтобы не скучать в процессе движения.

Посмотрите видео с указанием того, как стоит готовить машину к длительной поездке:

Подводим итоги

Можно найти миллионы рекомендаций для длительных путешествий. Это может как помочь вам, так и дезориентировать. Проще всего найти хорошие форумы, где общаются водители. Также стоит учесть собственный опыт. Вспомните самые длинные путешествия, подумайте, в чем именно вы нуждались при поездках. Но на технические вопросы важно обратить больше всего внимания. Следует учитывать, насколько сложной и длинной будет дорога, с какой скоростью вам нужно ехать, чтобы идти в графике. Не менее важна и информационная подготовка, сбор сведений о качестве дорожного покрытия, расположении постом ГИБДД.

Лучше учитывать процесс передвижения с учетом правил. То есть, скорость на междугородних трассах в России должна составлять 90 км/ч, разумным превышением может быть 10 км/ч. Но это не значит, что ваша средняя скорость будет равно 100 км/ч. Обычно хорошая средняя скорость в длительных путешествиях составляет 75-80 км/ч с учетом проезда всех населенных пунктов, железнодорожных переездов и прочих препятствий. А как вы обычно планируете длительные путешествия на вашем автомобиле по России?

Содержание
Ориентирование в походе
Этапы планирования пешего маршрута
Меры безопасности
Сервисы для построения маршрутов
Прогноз погоды

Основой успешного походя является тщательная подготовка и планирование. Даже небольшая неосмотрительность может задержать вас в пути или даже прервать путешествие и заставит ждать помощи.

Ориентирование в походе

Развитые навыки ориентирования помогут не только не заблудиться, но и выстроить оптимальный маршрут. Существует два основных способа ориентирования:

По компасу и бумажной карте

Это классика, а если карту заламинировать, то она прослужит гораздо дольше и не придет в негодность при попадании в воду. Этот способ требует вдумчивой работы, очень хорошо развивает чувство пространства. Но для того, чтобы научиться обращаться с компасом и картой, требуется время и практика.

Выбрать надежную радиостанцию для похода

При помощи электроники, используя GPS или ГЛОНАСС

Очень удобный и быстрый способ, чтобы сориентироваться на местности и свериться с изначально загруженным маршрутом. Хорош тем, что дает быстрые и точные ответы. Однако эта простота обращения может спровоцировать так называемый синдром 4П – постоянная проверка правильности пути. В этом случае турист не обращает внимания на рельеф и другие особенности, а попросту соотносит свое местоположение с отображаемым треком. Электроника имеет и другие недостатки – при отсутствии спутникового сигнала она может выдавать искаженную информацию, а также ресурс аккумулятора или батареек имеет свойство заканчиваться. Начать тренировать свои навыки ориентирования и планирования стоит либо простых, либо с уже пройденных. 

  • Сначала нарисуйте предполагаемый маршрут.

  • Просчитайте расстояние и продолжительность, распечатайте карту на картографе.

  • Пройти трек с изготовленной картой.

Попрактиковаться же можно на соревнованиях, где есть этап ориентирования на местности – мультигонки, марш -броски. Это отличная возможность прокачать навыки планирования наикратчайшего маршрута и ориентирования на местности. К тому же у вас останется карта, с которой можено еще не раз будет пройти маршрут. Не забудьте ее заламинировать, чтобы она служила дольше. Если же в ближайшее время никаких соревнований не предвидится, а выбраться в парк или лес возможности нет, то можно потренироваться и на компьютере, планшете или телефоне. Существует множество сервисов и приложений, развивающих память и умение читать карту, вот несколько из них:

  • Ski-O Map Memory;

  • The Forest;

  • Virtual-O;

  • TempO Game;

  • O-Puzzle;

  • O-Sudoku;

  • Maps World of O.

Этапы планирования пешего маршрута

Прорабатывая один этап за другим, постепенно появляется более полное понимание трека, его особенностей и опасных мест. Нельзя пренебрегать каким-либо этапом планирования, так как уже на маршруте это может обернуться травмой. Планируем тщательно каждый этап.

Зачастую начинающие туристы недооценивают значимость понимания маршрута. Поэтому встречаются такие описания походов, как «внезапно наступила ночь». Разумеется, ночь наступает не внезапно, а в положенное время, так же предсказуемо, как и снижается температура, а усталость накапливается. Именно поэтому грамотное планирование очень важно, чтобы не тратить зря время, а успеть все сделать до темноты. Плохую шутку могут сыграть с туристами переоценка своих сил и недооценивание сложностей на маршруте. А это часто приводит к тому, что пройденное расстояние гораздо меньше запланированного, и вынужденная остановка на ночлег в неподготовленном или неподходящем месте. 

Изучаем рельеф местности, погодные условия и расстояние маршрута

После того, как выбрали направление, изучите топографическую карту местности, чтобы для вас не стало неприятной неожиданностью наличие препятствий в пути. Туристическая карта не подойдет, так как она недостаточно детализирована. А на топографической карте есть все необходимые отметки, характеризующие рельеф, тропы, зеленые насаждения, водоемы, а также другие объекты, которые доступны визуально. 

На горном маршруте обязательно обращайте внимание на крупные элементы рельефа – хребты, долины, перевалы, реки. При этом нужно учитывать не только горизонтальные расстояния, но и вертикальные. Если масштаб карты 1:25 000  то один горизонтальный сантиметр будет равен на деле 250 метрам, если же масштаб карты 1:50 000, то, соответственно, 500 метров. Для обозначения перепада высот в топографии используют горизонтальные замкнутые линии. при этом чем теснее располагаются эти линии, тем подъем круче. 

Традиционный принцип движения по маршруту – избегать резких перепадов высот,стараясь выстроить маршрут более-менее однородным. Бывают и исключения, когда, например, хочется посетить какую-то достопримечательность или же при целенаправленных тренировках. Расстояние по карте определяется специальным прибором – курвиметром. Для этого необходимо прокатить его роликом по всему маршруту, после чего он выдаст расстояние в миллиметрах. А зная масштаб карты, длину в метрах вы просчитаете очень быстро.

Сложность маршрута

Необходимо еще до выхода понимать, по каким тропам вы будете двигаться – легким, средним или трудным. Тропы на картах обозначены разными пунктирными линиями. Сложность той или иной тропы зависит от ее покрытия, рельефа и читаемости на карте. Тропа может пропадать и вновь появляться, поэтому порой удобнее идти по азимуту прямо, чем пытаться найти тропу.  

Следует изучить и рельеф местности, по которой планируете идти, пообщайтесь с уже прошедшими этот маршрут туристами, почитайте отчеты. Также следует учитывать изменяющуюся сложность пути в разных погодных условиях. Чтобы укладываться в необходимый отрезок времени, закладывайте на такие непредвиденные моменты несколько дополнительных часов. 

Объективная оценка физподготовки участников

Чем критичнее оценка, там проще вам будет в походе. Закладывать в график движения следует не ускорения, а всевозможные задержки. Это позволит избежать суеты, сохранит комфортный темп ходьбы и не устать раньше времени.

Рассчитываем время

При расчете обычно принимают средние показатели темпа ходьбы – это четыре км/ч по равнинной местности, 300 метров в час на подъемах и 500 метров в час на спусках. Также обращайте внимание на физподготовку участников, и подбирайте темп ходьбы таким образом, чтобы было комфортно всем. Ежечасно следует делать небольшие остановки в 10-20 минут для того, чтобы осмотреться, сделать красивые фото и просто перевести дух.

Не забудьте и про вес рюкзаков, так как он основательно влияет на скорость движения. Постарайтесь его максимально облегчить еще на этапе укладки.

Пополняем запасы воды

Заранее  найдите места неподалеку от маршрута, где возможно пополнить запасы питьевой воды. Обязательно проверьте информацию о качестве этих источников и их сезонности. Например, источник действует только во время активного таяния снега. Если брать воду из непроверенных источников, например, озер, то ее необходимо будет фильтровать.

Удобные места для ночевки

Обычно самые уютные и комфортные места для остановки на ночлег, отмечены на картах. Как правило, это большие, ровные площадки в местах, где нет угрозы схода лавины или камнепада. Но условия могут изменяться, поэтому уже на месте оцените безопасность выбранной площадки.

Меры безопасности

Во время планирования следует помнить о том, что горный погода чрезвычайно капризна. Имейте при себе координаты всех ближайших убежищ. Рассчитывать на сотовую связь не стоит, в горах она редко работает. Лучше всего иметь с собой спутниковые телефоны или спутниковые трекеры, по которым можно отследить местонахождение человека в реальном времени. 

Если вы планируете путешествовать сложным маршрутом, то в обязательном порядке необходимо зарегистрировать ваши девайсы в МЧС для того, чтобы в случае аврала вас смогли найти спасатели. 

Сервисы для построения маршрутов

Есть несколько сервисов, при помощи которых можно подробнейшим образом изучить местность, не выходя из дома. Множество топографических слоев помогут вам составить представление о рельефе. На многих сервисах можно даже распечатать наиболее подходящую карту.

  • Nakarte.me

  • Locus Map

  • Suunto

  • Google Earth

Выбирайте тот, который вам наиболее удобен и понятен.

Помните, что точность определение вашего местонахождения прямо зависит от мощности вашей аппаратуры. Слабый приемник GPS даст значительную погрешность в поиске. Также сигнал может пропадать в глубоких ущельях, пещерах.

Прогноз погоды

Еще одна важная деталь, которой не стоит пренебрегать. Внимательно изучите погоду в той местности, куда собираетесь выдвигаться. А в пути можно определять погоду по устройствам с встроенным барометром. Давление повышается – будет ясно, если давление падает – пасмурно. Планируйте поход грамотно, не торопитесь, проявляйте креатив и путешествуйте с удовольствием!

Как спланировать туристический маршрут

Источник фото: smore4u.com

  • Как ориентироваться в походе
  • Этапы планирования туристического маршрута
  • Полезные сервисы для планирования маршрутов

Залог безопасного путешествия — основательная подготовка. Чем лучше спланирован маршрут, тем больше вероятность, что поход пройдёт успешно. Неосмотрительность на лёгком участке или просто досадная случайность — и вы вынуждены прервать свой путь и ждать помощи. Избежать этого поможет чёткое представление о предстоящем пути. В статье разбираемся, как научиться работать с топографической картой, как грамотно спланировать маршрут и что нужно учитывать при подготовке к походу.

Как ориентироваться в походе

Навыки грамотного ориентирования помогают определять своё местоположение и дают возможность планировать оптимальный путь. Можно выделить два наиболее популярных способа ориентирования, а следовательно, и планирования маршрута.

  • По бумажной карте и компасу. Классический способ. Хорош тем, что при известной доле аккуратности ламинированная карта и компас прослужат очень долго и помогут в экстремальной ситуации. Он требует внимательности, вдумчивой работы с картой и поэтому хорошо развивает «чувство пространства». Чтобы научиться ориентироваться по карте и компасу, нужно регулярно тренироваться.
  • По электронным девайсам с помощью спутниковых сигналов, например, GPS или ГЛОНАСС. Современный способ, который даёт возможность быстро определить своё местонахождение и легко свериться с заранее загруженным треком. Удобен тем, что даёт быстрые и в основном точные ответы. Но также он и коварен: если вы не знаете район передвижения, может сформироваться «синдром 4П» — «постоянной проверки правильности пути», когда ориентировщик не анализирует рельеф, а соотносит своё местоположение только с отображаемым треком. Также стоит учитывать недостатки электроники: ограниченное время работы и вероятность ошибок из-за помех спутникового сигнала.

Начинать тренировки навыков планирования и ориентирования лучше всего с уже известных или пройденных маршрутов. Так можно избавиться от страха заблудиться и приобрести или усовершенствовать навыки работы с картой и компасом. Вот что нужно сделать:

  • Нарисовать дома трек предстоящего пути.
  • Рассчитать километраж и время. Распечатать карту, используя картографические сервисы.
  • Пройти маршрут с бумажной картой.

Практику можно получить, участвуя в соревнованиях, в которых есть элементы ориентирования: рогейнах, марш-бросках или мультигонках. На них идеальные условия для отработки навыков планирования кратчайшего маршрута и ориентирования на местности, есть дистанции разного уровня сложности и отдельный зачёт для новичков. Приятный бонус — у вас останется подробная карта местности, по которой можно пройти ещё не раз. Главное — ламинировать её скотчем или носить в гермочехле.

Муравьи ориентируются по запахам, перелётные птицы по солнцу и звёздам, кошки и летучие мыши по магнитным полям, дельфины находят путь по низкочастотным звуковым волнам, навозные жуки — по Млечному Пути.

Если возможности поехать в лес или ближайший парк нет, а соревнования не скоро, попробуйте потренироваться на компьютере или телефоне. Вот сервисы и приложения, которые помогут тренировать память, умение работать с картой и быстро принимать решения:

На марш-бросках, рогейнах или мультигонках идеальные условия для совершенствования навыков ориентирования

На марш-бросках, рогейнах или мультигонках идеальные условия для совершенствования навыков ориентирования © «Спорт-Марафон»

Этапы планирования туристического маршрута

В основе успешного планирования лежит поэтапный подход. При проработке этапа за этапом формируется понимание всего трека, его особенностей и участков, требующих повышенного внимания. И в этом процессе важен каждый пункт. Пренебрежение хоть одним из них ведёт к появлению пробелов в понимании целей и специфики движения. А это уже может обернуться стрессовыми ситуациями или угрозой для жизни. Поэтому важна проработка даже самого, на первый взгляд, простого маршрута.

Чёткое понимание предстоящего трека часто недооценивается. А зря. Важно точно знать, сколько времени есть в распоряжении и какое расстояние нужно преодолеть. Ошибки в расчётах времени и расстояния воспеты во многих отчётах, например, в виде фразы «внезапно наступила темнота». Естественно, внезапности в этом никакой нет. Темнота наступает в положенное время, температура прогнозируемо снижается, видимость падает, усталость накапливается. Именно так, а не наоборот. Часто виной неправильного расчёта времени является переоценка собственных сил и недопонимание сложностей маршрута. Пройденное расстояние оказывается меньше, чем запланированное, это ведёт к остановке на ночлег в неподготовленном месте.

Изучаем рельеф местности и вычисляем расстояние

После выбора направления изучаем топографическую карту местности, по которой будет проходить маршрут. Важно иметь именно топографическую карту, а не туристическую — она недостаточно детализирована. А на топографических картах есть подробная информация о рельефе, тропах, лесистости, водоёмах и прочих, визуально определяемых на местности ориентирах. Топокарты содержат информацию о расстоянии, которая «зашита» в масштаб, и о перепаде высот. Имея топографическую карту и компас, можно ориентироваться с высокой точностью.

В горных регионах важно обратить внимание на крупные элементы рельефа: хребты, долины, реки, перевалы. При планировании горного маршрута важно учитывать как горизонтальные метры, так и вертикальные. Каждый горизонтальный сантиметр на карте масштаба 1:25 000 — это 250 метров на местности, в масштабе 1:50 000 — 500 метров.

Для определения перепада высот на топографической карте используются горизонтали — замкнутые кривые линии, все точки которых находятся на одинаковой высоте над уровнем моря. Эти линии дают представление о рельефе. В местах, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим.

Общий принцип передвижения на маршруте — выбор траектории с наименьшим набором и сбросом высоты. Исключения, как правило, делаются для посещения особо интересных мест либо в тренировочных целях.

Перепад высот на карте отображается горизонталями. Там, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим

Перепад высот на карте отображается горизонталями. Там, где горизонтали близко прилегают друг к другу, склон будет крутым, а где лежат на большем расстоянии — более пологим

Определить расстояние по бумажной карте можно с помощью курвиметра. Этот прибор состоит из зубчатого ролика и счётчика пройденного количества зубцов. Чтобы узнать длину, нужно прокатить роликом по линии на карте. На циферблате или дисплее отобразится длина в сантиметрах. Зная масштаб карты, можно легко вычислить расстояние.

Определяем сложность маршрута

Сначала следует понять, по каким тропам на маршруте вам придётся идти: лёгким, средней сложности или сложным. Они отображаются на картах разными пунктирными линиями. Степень сложности тропы определяется как её покрытием, так и её «читаемостью». Стоит учитывать, что тропы могут как появляться в местах, где они не отмечены на карте, так и отсутствовать там, где они изображены. Бывает, что проще идти азимутом — прямым направлением, чем искать тропу, которая постоянно пропадает.

На этапе планирования также важно определить технически сложные места: броды, крутые подъёмы и спуски, курумники, густой лес, снежники и ледники. Советуем изучить отчёты туристов и фотографии районов, где вы планируете маршрут. При этом не стоит забывать, как сильно может измениться сложность одного и того же участка маршрута в разных погодных условиях. Крупный курумник, засыпанный снегом, так же как и оттаявшая каменная осыпь, может стать серьёзным препятствием на пути и заставить вас развернуться или искать обход.

Оцениваем свои возможности

Важно критически оценивать свои силы и уровень физической подготовки и при расчёте графика движения закладывать не ускорения, а возможные задержки. Это поможет не растратить силы раньше времени и сохранить комфортный темп движения. При этом в групповом походе нужно учитывать опыт и физическую подготовку каждого участника и заранее проинформировать группу о том, где проходит маршрут, сколько времени он займёт и какая будет нагрузка в пути.

Рассчитываем время движения

При расчёте времени принято исходить из средней скорости передвижения: четыре километра в час по равнинной местности, 300 метров в час для подъёма в гору и 500 метров в час для спуска. Следует учитывать физическую подготовку участников и делать поправки на погоду и состояние покрытия. Лёд, снег, грязь, трава, технически сложные участки без троп — все эти факторы замедляют темп движения.

Не забывайте вносить в график время для остановок на отдых и любование видами. В среднем это 5-10-минутные привалы каждый час, или от 10 до 20% от времени в движении. В спортивных походах время на отдых рассчитывается индивидуально.

Рассчитав расстояние, набор высоты и спуск, время на прохождение сложных участков, а также на остановки и возможный форс-мажор, вы получите приблизительное время, на которое можно ориентироваться при планировании маршрута.

Важно

В расчёт времени закладывайте не только внешние факторы или сухие цифры, но и вес рюкзака. Он влияет на скорость движения, поэтому важно максимально облегчить груз, при этом сохранить приемлемый уровень комфорта и безопасности. Как это сделать, читайте в статье «Как облегчить снаряжение, чтобы не уставать от рюкзака».

Отмечаем источники воды

Необходимо заранее обратить особое внимание на места, где можно пополнить запас воды, и постараться найти информацию о качестве этих источников. Практика показывает, что многие отмеченные на картах родники могут быть сезонными. Вода в них есть только в период активного таяния снега — весной и в начале лета. Воду из ненадёжных источников, например запруд, придётся фильтровать, а в колодцах может не оказаться приспособлений для подъёма воды с глубины, и понадобится верёвка и смекалка, чтобы добраться до живительной влаги.

Кроме того, важно определить расстояние между источниками и рассчитать рабочий и запасной объём воды для потребления. Отсутствие своевременной гидратации может существенно снизить темп и увеличить время прохождения маршрута. Не игнорируйте магазины и кафе по дороге, в них можно купить воду.

Лёгкие и компактные туристические фильтры помогут быстро очистить воду из ненадёжных источников

Лёгкие и компактные туристические фильтры помогут быстро очистить воду из ненадёжных источников. Источник фото: msrgear.com

Планируем места для ночёвки

Как правило, хорошие варианты ночёвок отмечены на картах. Это ровные большие площадки в местах, где нет камнепада, угрозы схода лавины или подтопления. Учитывайте, что условия могут поменяться, поэтому, независимо от популярности стоянки, на месте ещё раз оцените безопасность площадки.

Также при проработке маршрута стоит обратить внимание на приюты, балаганы и другие рукотворные убежища, в которых можно переночевать или укрыться от непогоды.

Выбирайте правильные места для ночёвки, чтобы не проснуться в воде, не оказаться под лавиной или на звериной тропе

Выбирайте правильные места для ночёвки, чтобы не проснуться в воде, не оказаться под лавиной или на звериной тропе. Источник фото: reddit.com

Продумываем меры безопасности и план эвакуации

При планировании необходимо продумать запасные варианты обхода сложных мест и пути выхода в цивилизацию. В горах погода меняется очень быстро, поэтому нужно иметь координаты всех возможных укрытий. Это могут быть как специальные туристические приюты или пастушьи домики, так и естественные убежища.

Часто в горах не работает сотовая связь. В таких случаях на помощь приходят спутниковые телефоны или спутниковые трекеры, которые в реальном времени отображают местоположение путешественника. У некоторых моделей трекеров есть функция обмена короткими текстовыми сообщениями.

При прохождении потенциально опасных маршрутов их необходимо регистрировать в МЧС России или в профильных местных службах за границей. При этом нужно понимать, что чем более труднодоступный регион, тем дольше туда будут добираться спасатели. Вертолётов мало, вылеты зависят от погоды, поэтому есть вероятность, что спасателям придётся идти к вам пешком, а на это нужно время. В случае эвакуации пострадавшего обратный путь займёт в несколько раз больше времени.

Также учитывайте, что в случае схода с маршрута понадобятся деньги, чтобы оплатить услуги по перевозке. Их нужно заложить в бюджет похода.

Анализируем опыт и проводим работу над ошибками

Планирование не заканчивается на этапе работы с картой. Чтобы избежать ошибок в будущем, после возвращения из похода нужно проанализировать полученную информацию: совпадают ли реальные данные с запланированными, где потратили больше времени, чем намеревались, какие сложности возникали на маршруте. Ответы на эти вопросы помогут в следующий раз грамотно спланировать путешествие.

Полезные сервисы для планирования маршрутов

На этапе изучения маршрута удобно пользоваться электронными сервисами, которые быстро показывают разные варианты трека, максимальное количество комбинаций и помогают выбрать наиболее удобную. Получившийся вариант трека сохраните и загрузите в часы, навигатор или смартфон. Они будут подстраховывать вас при работе с бумажной картой. Конечно, можно использовать трек как основное средство навигации, но в таком случае обучающий эффект и погружённость в процесс будут значительно ниже.

Сервисы для построения и анализа маршрута

  • Nakarte.me — агрегатор картографических сервисов и, пожалуй, лучший сервис для планирования новых маршрутов. Как о нём говорят сами разработчики, этот сайт создан туристами для туристов. Здесь можно самостоятельно проложить трек по точкам и получить наиболее полную информацию о протяжённости, наборе или сбросе высоты, градиенте уклонов, абсолютных высотах маршрута. Меняя слои карт, можно ознакомиться с топографическими и спортивными картами, а также спутниковыми снимками. Кроме этого, есть множество интересных и полезных слоёв, которые помогают получить более полную информацию при планировании. Вот некоторые из них: перевалы Westra отображают категорийность, высоту, характеристику склонов и дают ссылку на полное описание перевала, слои тепловой карты Strava помогают определить наиболее часто посещаемые тропы, на слое онлайн-энциклопедии Wikimapia можно ознакомиться с интересными местами на маршруте, а при наличии панорам и фото интересующего района ещё и визуализировать характер местности. Кстати, распечатать понравившуюся карту здесь тоже можно. И всё это на одном сайте. Просто магия какая-то!
  • Google Earth — 3D-модель Земли. При планировании есть возможность закинуть на сайт трек, что важно, в формате *kml, а не в привычном *gpx, и визуально оценить характер рельефа. Полезно совместить с анализом топографической карты интересующего района, чтобы визуализировать обозначения горизонталей рельефа.
  • Suunto — приложение для Android и iOS для пользователей часов одноимённого бренда, которое позволяет автоматически просчитать наиболее логичный и короткий путь из заданных «точки А в точку Б», создать трек и экспортировать его сразу в часы для навигации на маршруте. Также Suunto предоставляет пользователю сводную карту своих пройденных треков и имеет отличную от Strava версию тепловой карты посещаемости троп. Удобно использовать для планирования пробежек и хайкинга в пределах одного дня в неизвестном районе.
  • Locus Map — одно из популярных среди многочисленных навигационных приложений. Можно использовать онлайн многие топографические карты, скачивать для использования офлайн, «заливать» трек и отдельные точки. Имеет классический джентльменский набор для верного понимания своего местонахождения и предстоящего пути.

Важно

Точность определения вашего местонахождения зависит от точности прибора. Чем слабее приёмник GPS-сигнала, тем больше будет погрешность в отображении. В узких ущельях, глубоких оврагах, среди густого высокого леса и даже в городе среди домов могут возникать серьёзные помехи сигналу. Возле режимных объектов могут быть установлены «глушилки», которые также создают серьёзные помехи. В пещерах, подземельях и внутри домов GPS-сигнал, как правило, не ловится.

Перед тем, как скачать приложение или найти карту в сети, прочитайте статью «Лучшие мобильные карты для туристов». В ней мы рассказываем о самых полезных сервисах, которые помогут запланировать маршрут.

Сервисы прогноза погоды

При прохождении маршрута многое будет зависеть от погоды. Поэтому необходимо заранее изучить прогноз погоды. Вот некоторые тематические ресурсы:

  • mountain-forecast.com — его особенность в указании погодных условий в одном районе, но на разных высотах. Это удобно при прохождении маршрута с большими перепадами высот. Доступен в режиме детализации прогноза каждые 3 часа на ближайшие 5 дней и на ближайшие 12 дней в формате «утро — день — ночь».
  • weather-forecast.com — аналогичный сервис, не ограничивающийся горными массивами, потому имеет более полную географию прогнозирования погоды. Доступен в режиме детализации прогноза каждые 3 часа на ближайшие 6 дней и на ближайшие 12 дней в формате «утро — день — ночь».
  • snow-forecast.com — удобный сервис прогноза вероятности выпадения снега и его количества, особенно актуальный для посетителей горнолыжных курортов и альпинистов. Доступен в режиме детализации прогноза каждые 3 часа на ближайший день и на ближайшие 6 дней в формате «утро — день — ночь».
  • windy.com имеет широкий функционал по анализу облачности, направления ветра, температур воздуха и воды в морях. Сервис позволяет также просматривать местные веб-камеры. Доступен в режиме детализации прогноза каждый час на ближайшие 10 дней.
  • rp5.ru — один из точных отечественных сервисов, отображающий данные по температуре, облачности, скорости ветра. Доступен в режиме детализации прогноза 4 раза в сутки на ближайшие 6 дней.

Непосредственно на маршруте прогнозировать погоду можно по устройствам со встроенным барометром. Принцип анализа данных прост: если давление повышается — стоит ожидать ясную погоду, снижается — пасмурную. Важно помнить, что на правильность показаний может повлиять резкое изменение высоты относительно уровня моря.

Соблюдение этапов планирования поможет не упустить основные моменты, а индивидуальные особенности маршрутов сделают подготовку каждого трека делом творческим и захватывающим. Ведь путешествия начинаются с первого взгляда на карту!

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права.
Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного
согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями
в социальных сетях


Мне нравится

Товары по теме

  • Перейти в каталог «Навигаторы»
  • Перейти в каталог «Компасы и курвиметры»
  • Перейти в каталог «Спортивные часы»
  • Перейти в каталог «Туристические рюкзаки»
  • Перейти в каталог «Туристические спальные мешки»
  • Перейти в каталог «Треккинговые ботинки»

Статьи по теме


  1. Mariya

    Mariya
    Известный

    Сообщения:
    8.351
    Симпатии:
    615
    Пол:
    Женский

    Как составить сложный маршрут в google maps, сохранить его, или редактировать, знают не все. А ведь это очень удобно, если планы внезапно меняются.

    Чтобы планировать маршрут на автомобиле с помощью google maps, нужно зайти под своим логином, либо зарегистрироваться на сайте Просмотр ссылок гостям запрещен!

    Следующий шаг, это не сразу бросаться «Создать карту», а прежде перейти на вкладку «Мои места», и включить классический интерфейс.

    1.jpg

    Придумайте название вашей карте, и если нужно, добавьте описание.

    2.jpg

    Теперь можно начать прокладывать маршрут на карте. Отметьте точку отправления. Кликаем правой клавишей мыши на этой точке и узнаём «что тут находится». Копируем координаты, заходим в «Маршруты» и в строку «точка А» вставляем полученные координаты.

    3.jpg

    Ставим точку на следующий пункт назначения, кликаем правой клавишей мышки и жмём «Проложить маршрут сюда». Появиться маршрут, и его можно изменить, наведя курсор мышки на линию, «зацепить» её и двигать, выбирая движение по другим улицам.
    Далее, ставите на карту следующую точку назначения, жмёте правой клавишей мыши и выбираете «Добавить пункт назначения». Маршрут проложиться сам и таких точек можно ставить, ну не до бесконечности, но достаточно много.

    Если после того, как вы создали маршрут, вам не нравиться какая-либо точка и вы хотите её изменить, кликните на ней и перетащите на другое место.

    Чтобы сохранить карту, слева в меню находим ссылку «Сохранить в моих картах», кликаем и сохраняем. Перезагрузите страницу, откройте «Мои места» и проверяем, всё ли верно сохранилось.

    4.jpg

    Вот так легко с помощью гугл карты можно проложить маршрут на авто, пешком, или на велосипеде.


  2. Slavchik

    Slavchik
    Новичок

    Сообщения:
    13
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской

    спасибо за подробную инструкцию!

  3. То есть инструкция вполне рабочая и для 2019-го?


  4. FRANC

    FRANC
    Участник

    Сообщения:
    58
    Симпатии:
    12
    Пол:
    Мужской

    А еще можно проложить маршрут и сохранить карту, а потом пользоваться ей без интернета, офлайн. Очень удобно.

Поделись страничкой!


Автомобильный форум

Если вы планируете пойти в поход, его нужно спланировать, ибо экспромтом в походы не ходят. Разве что в поход выходного дня, да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода, будь то пеший водный или велосипедный. Маршруты составляются по одному алгоритму.

маршрут для похода

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности (этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка “нитки” маршрута, мест посещения (т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути (делается для того, чтобы запланировать кол-во продуктов, снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия (если это планируется)
  7. Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Какие бывают маршруты

Маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные (т.е идем из точки А в точку Б)

разработка-маршрута

  • Кольцевой маршрут (откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

кольцевой-маршрут

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

комбинированный-маршрут

Выбираем район путешествия

Выбор района путешествия наверное самое главное занятие  при составлении маршрута. Место должно быть чем то примечательно:

  • Красивая природа
  • Посещение по пути примечательных мест (музеи, церкви, горы, перевалы и т.д)
  • Желательно наличие воды по пути следования

Выбираем категории сложности похода

Категория сложности – является неотъемлемой частью для спортивного туриста, который зарегистрировался в МКК (Маршрутно-квалификационная комиссия) и хочет получить звание либо значок. Я думаю, для вас это будет лишним в настоящее время, поэтому опускаем данный пункт.

Однако вы должны понимать, сможете ли физически преодолеть данный маршрут. То есть категорию сложности определяете исходя из собственной подготовки.

Разработка “нитки”маршрута, мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута. Т.е все расстояние от начала и до конца пути является “ниткой”. Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера, воспользовавшись программами sasplanet или google earth. В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута (нитку) с помощью бумажной карты, но такие есть. Туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают работу с бумажной картой, даже при планировании маршрута путешествия.

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами, составляю треки пути, там же сохраняю их и заливаю в навигатор. Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту (как обычную, так и спутниковую). Это значительно облегчает планирование маршрута. На карте сразу можно поставить маршрутные точки, измерить расстояние пути, запланировать точки отхода. Короче говоря рекомендую.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать  интересные объекты посещения (если это требуется).

разработать маршрут

Разбить маршрут по дням

Из словаря туриста:

Дневка однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка – вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день – элемент ресурса времени который закладывается на поход

Важный момент в планировании маршрута – запланированное время путешествия. Время нужно планировать всегда с небольшим “избытком”.

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить (рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче).

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо. Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

Пример маршрута

Учитываем: Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной  день = 8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге.  Каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней (безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку (день отдыха, например для стирки, для бани, посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Не забудьте наметить удобные места дневок, ночевок и биваков,  интересные для посещения объекты.

Выбор ночевки

Для ночевок желательны зоны леса (если не таскаете с собой газ или примус). Открытые участки лучше не выбирать, т.к возможен сильный ветер. Биваки должны устраиваться вблизи водоемов или источников воды. Желательно наличие дров, красивых пейзажей (все условия соблюсти конечно очень трудно), без отклонения от маршрута. Но если есть возможность вышеназванные условия весьма желательны.

Наметить аварийные и запасные варианты

Запасной вариант

Например, вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие (непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например: Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти (Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, но максимально легкопроходимой.

Аварийный выход

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка  должна быть недалеко от населенного пункта или являться им (город, деревня с медиком и т.д),
  • Это может быть просто удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее ,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута, тем больше точке схода.

Подготовка заброски и выброски с района путешествия

Заброска – это предварительная доставка продуктов, снаряжения на наиболее доступный отрезок маршрута или в его начало.

Заброска осуществляется транспортом: автомобилем, конно, вертолетом (если местность сложная и других путей подхода нет). Это достаточно дорогое удовольствие.

Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки туриста. Про аптечку туриста прочитать можете здесь.

Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчтать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.

Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно,  разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.

Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.

И помните, к планированию маршрута следует подходить максимально серьезно.

Похожие записи:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти просто мелодию
  • Как найти бизнес для продажи
  • Как составить музыкальный кроссворд для 5 класса
  • Найти как определить вид треугольника
  • Голодный как волк составить предложение