Как составить доклад на семинар

Как студенту подготовить доклад к семинару

Чтение доклада на семинаре — это часть стандартного обучения в высших учебных заведениях. Благодаря этому виду работы студенты учатся грамотно формировать и высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, выявлять проблемы и находить пути их решения.

В этой статье рассказываем, для чего нужен доклад к семинару, как его составить и как студенту выступить за отведенное время.

Зачем нужен доклад

Подобного рода выступления необходимы для того, чтобы проверить, прежде всего, знания исследователя в конкретной теме, способности самостоятельно проводить анализы и объяснять полученные им результаты.

За проведение семинара отвечают преподаватели, они же выставляют оценку за доклад студента.

После выступления, как правило, идет обсуждение доклада, в ходе которого преподаватели находят возможные ошибки в постановке работы и методике исследования, обобщают и интерпретируют полученные рассказчиком результаты.

Две ключевые части доклада

Доклад на семинаре состоит из двух частей: текст и визуальная презентация. Иллюстрации могут включать чертежи, таблицы или графики, с помощью которых можно быстро и без дополнительных объяснений донести необходимую информацию.

Самая популярная программа для создания презентаций — Power Point. Однако не стоит ограничиваться только ей: здесь мы рассказали об онлайн-сервисах, которые позволят без трудностей создать презентацию для вашего выступления.

Каждая из частей вашего доклада важна. Если вы идеально подготовите текст, но иллюстрации подобраны необдуманно, то успех всего вашего выступления может оказаться под угрозой.

Правила оформления письменной работы

Стандарт оформления письменного доклада довольно схож с правилами написания реферата. Как такового ГОСТа для оформления докладов не существует, но можно опираться на ГОСТы 7.32-2001 и 7.9-95, которые применяются для оформления рефератов и курсовых работ. При оформлении титульного листа можно применить ГОСТ 7.32-2017.

Презентация

Можно выделить несколько правил подготовки качественной презентации.

  • Не перегружайте слайды информацией. Один слайд — одна мысль.
  • Используйте разные виды наглядного представления информации: списки, таблицы, диаграммы и схемы.
  • Используйте фотографии и изображения для большей наглядности. О бесплатных фотостоках мы рассказывали здесь.

Помните, что слайды — это ваши помощники, однако не стоит ими злоупотреблять. В случае непредвиденной ситуации, когда аппаратура может выйти из строя, оставьте себе возможность продолжить и завершить ваше выступление без визуальной части доклада.

Улыбайтесь

Улыбка — это один из самых действенных инструментов для нетворкинга. Иногда вовсе ни к чему говорить, что вы рады видеть собеседника, — просто выразите это с помощью мимики. В таком случае велика вероятность, что собеседник воспримет вас как человека дружелюбного и уверенного в себе. Кроме этого, ваша улыбка поможет прогнать лишние сомнения и настроиться на правильный лад.

Как выступить за 10 минут

На доклад студенту выделяется около 10–15 минут, за которые он должен успеть раскрыть тему своего исследования и сделать выводы. Оставшееся время, около 5 минут, преподаватели задают вопросы или указывают на ошибки в докладе.

Рассказываем последовательность действий, которая позволит вам уложиться в 10-минутные рамки.

1. Представление работы

Озвучьте название работы и авторов. Название должно содержать не более 10 слов. Также постарайтесь указать в названии ключевую цель вашей работы. Не забудьте назвать слушателям имя преподавателя и место выполнения работы. Далее коротко поясните, какую тему вы исследовали.

Представление работы — 30 секунд. Осталось 9 минут 30 секунд

2. Введение

В это части подробней расскажите о том, какую цель вы преследовали при написании доклада. Расскажите, чем заинтересовал вас этот проект, кто и где касался этой темы до вас. Заинтересуйте своих слушателей, докажите им, что доклад действительно важно дослушать до конца.

Введение — 2 минуты. Осталось 7 минут 30 секунд.

3. Теоретическая часть

Расскажите о сегодняшнем общепринятом уровне понимания вашей темы и на этом основании сформулируйте постановку вашей задачи. Не следует чрезмерно углубляться в теоретическую часть: поясните, что более подробная информация указана в вашей курсовой работе.

Теоретическая часть — примерно 1 минута 30 секунд. Осталось 6 минут.

4. Графики

Если ваша работа содержит графики, таблицы с данными или статистику, то уделите этому конкретное время. Расскажите самое основное, а второстепенные вопросы оставьте на завершающую часть вашего выступления.

Графики — 1 минута. Осталось 5 минут.

5. Методика исследования

Расскажите о преимуществах той методики, которую вы выбрали для своего исследования. Рекомендуется в очередной раз напомнить цель проделанной вами работы.

Методика исследования — не более 1 минуты. Осталось 4 минуты.

6. Результаты работы

Перечислите самые важные результаты вашего исследования и поясните, почему считаете важными именно эти аспекты. Уделите больше внимания наиболее важным, на ваш взгляд, второстепенные результаты просто перечислите.

Результаты работы — 2 минуты. Осталось 2 минуты.

7. Выводы

Напомните слушателям цель вашей работы, сопоставьте и сравните полученные вами результаты с уже известными. Продемонстрируйте преподавателям, что вы смогли разобраться в вопросе. Если ваша цель достигнута, обязательно скажите об этом. Если цель не достигнута, то расскажите о причинах вашей неудачи, постарайтесь самостоятельно проанализировать собственные ошибки.

Заключение

Если по каким-то причинам вы не смогли уложиться в условленное время, то вам могут выделить дополнительные несколько минут, которые отнимут от времени для вопросов. Чтобы укладываться в установленный срок, рекомендуется выучить доклад.

Опыт подготовки доклада к семинару, безусловно, пригодится студенту и после института, поскольку большинство конференций проходят в таком же формате. Научившись рассказывать о своих исследованиях, формировать свою позицию и делать выводы, в будущем вы сможете без проблем представлять интересы вашей организации перед публикой.

Понравился ли Вам материал?


Download Article


Download Article

A seminar paper is a work of original research that presents a specific thesis and is presented to a group of interested peers, usually in an academic setting. For example, it might serve as your cumulative assignment in a university course. Although seminar papers have specific purposes and guidelines in some places, such as law school, the general process and format is the same. The steps below will guide you through the research and writing process of how to write a seminar paper and provide tips for developing a well-received paper.

  1. Image titled Write a Seminar Paper Step 1

    1

    Learn the basic features of a seminar paper. A seminar paper is an advanced piece of research writing, but it shares many of the same features as a regular research paper. Before you begin writing your seminar paper, it is important to make sure that you understand how a seminar paper differs from a research paper. Unlike a basic research paper, a seminar paper also requires:[1]

    • an argument that makes an original contribution to the existing scholarship on your subject
    • extensive research that supports your argument
    • extensive footnotes or endnotes (depending on the documentation style you are using)
  2. Image titled Write a Seminar Paper Step 2

    2

    Ask for clarification if needed. While you may have written many papers in the past, it is important to make sure that you understand the details of your current assignment before you get started. As soon as your professor assigns the paper, read the guidelines carefully and highlight anything that you do not understand. Ask your professor to clarify the instructions if anything seems unclear or if you just don’t understand the assignment. You may also consider talking to your professor about your intended topic to make sure that you are on the right track.[2]

    • Make sure that you understand how to cite your sources for the paper and how to use the documentation style your professor prefers, such as APA, MLA, or Chicago Style.
    • Don’t feel bad if you have questions. It is better to ask and make sure that you understand than to do the assignment wrong and get a bad grade.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Seminar Paper Step 3

    3

    Plan ahead. Your professor will be expecting original analysis, extensive research, and excellent writing. Therefore, it is important that you get started early and do the best work that you can do. Begin working on the paper as soon as it is assigned and take advantage of your university’s writing center for extra help.

    • Since it’s best to break down a seminar paper into individual steps, creating a schedule is a good idea. You can adjust your schedule as needed.
    • Do not attempt to research and write a seminar in just a few days. This type of paper requires extensive research, so you will need to plan ahead. Get started as early as possible.[3]
  4. Image titled Write a Seminar Paper Step 4

    4

    Generate ideas for your seminar paper. Before you begin writing your paper, you should take some time to explore your ideas and get some things down on paper. As with other types of writing, basic invention activities like listing, freewriting, clustering, and questioning can help you to develop ideas for your seminar paper.[4]

    • Listing List all of the ideas that you have for your essay (good or bad) and then look over the list you have made and group similar ideas together. Expand those lists by adding more ideas or by using another prewriting activity.[5]
    • Freewriting Write nonstop for about 10 minutes. Write whatever comes to mind and don’t edit yourself. When you are done, review what you have written and highlight or underline the most useful information. Repeat the freewriting exercise using the passages you underlined as a starting point. You can repeat this exercise multiple times to continue to refine and develop your ideas.[6]
    • Clustering Write a brief explanation (phrase or short sentence) of the subject of your seminar paper on the center of a piece of paper and circle it. Then draw three or more lines extending from the circle. Write a corresponding idea at the end of each of these lines. Continue developing your cluster until you have explored as many connections as you can.[7]
    • Questioning On a piece of paper, write out “Who? What? When? Where? Why? How?” Space the questions about two or three lines apart on the paper so that you can write your answers on these lines. Respond to each question in as much detail as you can.[8]
  5. Image titled Write a Seminar Paper Step 5

    5

    Create a research question to help guide your research. A research question is what you will attempt to answer with your research. Creating a research question will help you to stay focused as you research your topic. It can also serve as the starting point for your thesis later on.[9]

    • For example, if you wanted to know more about the uses of religious relics in medieval England, you might start with something like “How were relics used in medieval England?” The information that you gather on this subject might lead you to develop a thesis about the role or importance of relics in medieval England.
    • Keep your research question simple and focused. Use your research question to narrow your research. Once you start to gather information, it’s okay to revise or tweak your research question to match the information you find. Similarly, you can always narrow your question a bit if you are turning up too much information.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Seminar Paper Step 6

    1

    Collect research for your paper. In order to find support for your argument, you will need to gather information from a variety of sources. See your assignment guidelines or ask your instructor if you have questions about the types of sources that are appropriate for your seminar paper. Books, articles from scholarly journals, magazine articles, newspaper articles, and trustworthy websites are some sources that you might consider using. You might begin by doing some background research and then move into some more focused research as you learn more about your topic.[10]

    • Use your library’s databases, such as EBSCO or JSTOR, rather than a general internet search. University libraries subscribe to many databases. These databases provide you with free access to articles and other resources that you cannot usually gain access to by using a search engine. If you don’t have access to these databases, you can try Google Scholar.
  2. Image titled Write a Seminar Paper Step 7

    2

    Evaluate your sources to determine their credibility. It is important to use only trustworthy sources in a seminar paper, otherwise you will damage your own credibility as an author. Using the library’s databases will also help to ensure that you are getting plenty of trustworthy sources for your paper. There are several things that you will need to consider in order to determine whether or not a source is trustworthy.[11]

    • Publication’s credentials Consider the type of source, such as a peer-reviewed journal or book. Look for sources that are academically based and accepted by the research community. Additionally, your sources should be unbiased.
    • Author’s credentials Choose sources that include an author’s name and that provide credentials for that author. The credentials should indicate something about why this person is qualified to speak as an authority on the subject. For example, an article about a medical condition will be more trustworthy if the author is a medical doctor. If you find a source where no author is listed or the author does not have any credentials, then this source may not be trustworthy.[12]
    • Citations Think about whether or not this author has adequately researched the topic. Check the author’s bibliography or works cited page. If the author has provided few or no sources, then this source may not be trustworthy.[13]
    • Bias Think about whether or not this author has presented an objective, well-reasoned account of the topic. How often does the tone indicate a strong preference for one side of the argument? How often does the argument dismiss or disregard the opposition’s concerns or valid arguments? If these are regular occurrences in the source, then it may not be a good choice.[14]
    • Publication date Think about whether or not this source presents the most up to date information on the subject. Noting the publication date is especially important for scientific subjects, since new technologies and techniques have made some earlier findings irrelevant.[15]
    • Information provided in the source If you are still questioning the trustworthiness of this source, cross check some of the information provided against a trustworthy source. If the information that this author presents contradicts one of your trustworthy sources, then it might not be a good source to use in your paper.
  3. Image titled Write a Seminar Paper Step 8

    3

    Read your research. Once you have gathered all of your sources, you will need to read them. Read your sources very carefully. Read the sources multiple times if necessary and make sure that you fully understand them. Misunderstanding and misrepresenting your sources can damage your credibility as an author and also have a negative effect on your grade.

    • Give yourself plenty of time to read your sources and work to understand what they are saying. Ask your professor for clarification if something is unclear to you.
    • Consider if it’s easier for you to read and annotate your sources digitally or if you’d prefer to print them out and annotate by hand.
  4. Image titled Write a Seminar Paper Step 9

    4

    Take notes while you read your sources. Highlight and underline significant passages so that you can easily come back to them. As you read, you should also pull any significant information from your sources by jotting the information down in a notebook. Indicate when you have quoted a source word for word in your notes by putting it into quotation marks and including information about the source such as the author’s name, article or book title, and page number.

    • Be careful to properly cite your sources when taking notes. Even accidental plagiarism may result in a failing grade on a paper.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Seminar Paper Step 10

    1

    Write a thesis. Once you have developed your ideas for your seminar paper and read your sources, you should be ready to write your thesis statement.[16]
    Effective thesis statements express your argument in a clear, direct manner. Remember that a thesis should not be more than one sentence in length.[17]

    • Make sure that your thesis presents an original point of view. Since seminar papers are advanced writing projects, be certain that your thesis presents a perspective that is advanced and original.[18]
    • For example, if you conducted your research on the uses of relics in medieval England, your thesis might be, “Medieval English religious relics were often used in ways that are more pagan than Christian.”
  2. Image titled Write a Seminar Paper Step 11

    2

    Develop a rough outline based on your research notes. Writing an outline before you begin drafting your seminar paper will help you organize your information more effectively. You can make your outline as detailed or as scant as you want. Just keep in mind that the more detail you include in your outline, the more material you will have ready to put into your paper.[19]

    • Organize your outline by essay part and then break those parts into subsections. For example, part 1 might be your introduction, which could then be broken into three sub-parts: a)opening sentence, b)context/background information c)thesis statement.
  3. Image titled Write a Seminar Paper Step 12

    3

    Hook your readers from the beginning. Your first sentence should be interesting enough that your readers will want to know more. Your introduction should also be engaging. Begin discussing your topic right away and help your readers understand your position in the first paragraph of your paper. Think about what you will discuss in the rest of your paper in order to help you determine what you should include in your introduction. Use your introduction to create a framework for your paper, explaining where your research fits into current thought on your topic and why your ideas matter.[20]

    • For example, in a paper about medieval relics, you might open with a surprising example of how relics were used or a vivid description of an unusual relic.
    • Keep in mind that your introduction should identify the main idea of your seminar paper and act as a preview to the rest of your paper.
  4. Image titled Write a Seminar Paper Step 13

    4

    Provide relevant background information to guide your readers. Providing adequate background information or context will help to guide your readers through your essay. Think about what your readers will need to know in order to understand the rest of your paper and provide this information in your first paragraph. Do your readers need to know about the history of your subject? Do they need to know what other scholars have written on the subject? The information your readers will need to know will depend on your subject and the argument you plan to make.[21]

    • For example, in a paper about relics in medieval England, you might want to offer your readers examples of the types of relics and how they were used. What purpose did they serve? Where were they kept? Who was allowed to have relics? Why did people value relics?
    • Keep in mind that your background information should be used to help your readers understand your point of view.
  5. Image titled Write a Seminar Paper Step 14

    5

    Present your claims and research in an organized fashion. Rather than trying to talk about multiple aspects of your topic in a single paragraph, make sure that each body paragraph focuses on a single claim or piece of evidence. Your discussion of each of these separate items should help to prove your thesis. For each body paragraph, you should do the following:

    • Remember to use topic sentences to structure your paragraphs. Provide a claim at the beginning of each paragraph. Then, support your claim with at least one example from one of your sources. Remember to discuss each piece of evidence in detail so that your readers will understand the point that you are trying to make.
  6. Image titled Write a Seminar Paper Step 15

    6

    Consider using headings and/or subheadings to organize your paper. Since seminar papers are often upwards of 10 pages, many writers use headings and/or subheadings to help organize their paper. These headings/subheadings help readers follow your argument by showing them what each section is about before they start reading.

    • For example, in a paper on medieval relics, you might include a heading titled “Uses of Relics” and subheadings titled “Religious Uses”, “Domestic Uses”, “Medical Uses”, etc.
  7. Image titled Write a Seminar Paper Step 16

    7

    Conclude your paper. Concluding a seminar paper can be difficult, especially if you have presented a long, complex argument. There are several ways that you can conclude that will be helpful and interesting to your readers. Before you write your conclusion, spend some time reflecting on what you have written and try to determine the most logical way to end your paper. Some possibilities for concluding your paper include:

    • Synthesize what you have discussed. Put everything together for your readers and explain what other lessons might be gained from your argument. How might this discussion change the way others view your subject?
    • Explain why your topic matters. Help your readers to see why this topic deserve their attention. How does this topic affect your readers? What are the broader implications of this topic? Why does your topic matter?
    • Return to your opening discussion. If you offered an anecdote or a quote early in your paper, it might be helpful to revisit that opening discussion and explore how the information you have gathered implicates that discussion.
  8. Image titled Write a Seminar Paper Step 17

    8

    Create your bibliography. Follow your instructor’s directions for making your bibliography. Make sure that you use the correct style and that you have cited all of your sources. Before you finish with your essay, you will need to make sure that you have cited all of your sources. Not citing sources using in-text citations or a works cited page may be considered plagiarism and lead to failure of the paper or even the course.[22]

    • Ask your professor what documentation style he or she prefers that you use if you are not sure.
    • Visit your school’s writing center for additional help with your works cited page and in-text citations.
  9. Advertisement

  1. Image titled Write a Seminar Paper Step 18

    1

    Give yourself adequate time to revise. Just as you should plan to begin working on your paper as early as possible, you should also plan to finish early.[23]
    You will need to allow yourself plenty of time to do a thorough revision of your paper, so plan to finish your paper at least a few days before the due date. Giving yourself plenty of time can help you avoid simple mistakes as well as some major problems such as poor logic or faulty arguments.

  2. Image titled Write a Seminar Paper Step 19

    2

    Wait a few days before revising your paper. By taking a break after you have finished drafting your paper, you will give your brain a rest. When you revisit the draft, you will have a fresh perspective. It is important to begin writing a paper far enough ahead of time to allow yourself a few days or even a week to revise before it is due. If you do not allow yourself this extra time, you will be more prone to making simple mistakes and your grade may suffer as a result.[24]

  3. Image titled Write a Seminar Paper Step 20

    3

    Revise your paper. Revision is different from proofreading. When you revise your paper, you are thinking about the content and consider how you might improve the content. Proofreading helps you correct minor problems such as grammar and punctuation errors. As you revise your paper, you should consider multiple aspects of your writing to make sure that your readers will be able to understand what you have written. For example, you might create a reverse outline from your text to see how well you presented your argument.[25]
    Consider the following questions as you revise:

    • What is your main point? How might you clarify your main point?
    • Who is your audience? Have you considered their needs and expectations?
    • What is your purpose? Have you accomplished your purpose with this paper?
    • How effective is your evidence? How might your strengthen your evidence?
    • Does every part of your paper relate back to your thesis? How might you improve these connections?
    • Is anything confusing about your language or organization? How might your clarify your language or organization?
    • Have you made any errors with grammar, punctuation, or spelling? How can you correct these errors?
    • What might someone who disagrees with you say about your paper? How can you address these opposing arguments in your paper?[26]
  4. Image titled Write a Seminar Paper Step 21

    4

    Proofread a printed version of your paper. Read your paper out loud to make sure that it is polished and ready for your professor to read it. Use your final read through as a chance to weed out any typos, grammatical errors, wordy or incomplete sentences, and other minor mistakes that may have a negative effect on your grade. Highlight or circle these errors and revise as necessary before printing your final copy.

  5. Advertisement

Features of Seminar Papers and Sample Thesis Statements

Add New Question

  • Question

    How do I write a seminar paper on international banking?

    Community Answer

    Apart from the steps stated in the article, consult study texts on International Banking, visits websites on finance and economics, and consult other papers written in the past about international banking.

  • Question

    How do I write seminar based on mental health issues faced by LGBTQ?

    Community Answer

    You may want to focus your research on the prevalence of particular mental illnesses in the LGBTQ population vs. the average population. You could also theorize why these rates exist and are generally so high; this also gives you the opportunity to explore some of the social discrimination that could contribute to the prevalence of these issues.

  • Question

    How can I analyze data, and what comes first, results or analyzing data?

    Community Answer

    Analyze your data, then move to your results, in which you can attempt to explain why/how your data proves your results.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Keep in mind that seminar papers differ by discipline. Although most seminar papers share certain features, your discipline may have some requirements or features that are unique. For example, a seminar paper written for a Chemistry course may require you to include original data from your experiments, whereas a seminar paper for an English course may require you to include a literature review. Check with your student handbook or check with your advisor to find out about special features for seminar papers in your program. Make sure that you ask your professor about his/her expectations before you get started as well.[27]

  • When coming up with a specific thesis, begin by arguing something broad and then gradually grow more specific in the points you want to argue.

  • Choose a topic that interests you, rather than something that seems like it will interest others. It is much easier and more enjoyable to write about something you care about.

Show More Tips

Advertisement

  • Do not be afraid to admit any shortcomings or difficulties with your argument. Your thesis will be made stronger if you openly identify unresolved or problematic areas rather than glossing over them.

  • Plagiarism is a serious offense in the academic world. If you plagiarize your paper you may fail the assignment and even the course altogether. Make sure that you fully understand what is and is not considered plagiarism before you write your paper. Ask your teacher if you have any concerns or questions about your school’s plagiarism policy.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a seminar paper, start by writing a clear and specific thesis that expresses your original point of view. Then, work on your introduction, which should give your readers relevant context about your topic and present your argument in a logical way. As you write, break up the body of your paper with headings and sub-headings that categorize each section of your paper. This will help readers follow your argument. Conclude your paper by synthesizing your argument and explaining why this topic matters. Be sure to cite all the sources you used in a bibliography. For advice on getting started on your seminar paper, keep reading.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 583,049 times.

Reader Success Stories

  • Patrick Topf

    «I am about to write a paper for my seminar, and I enjoyed the accuracy you used here to work out the most important…» more

Did this article help you?

Как подготовить доклад.png

Во время обучения в вузе студент должен выполнять различные виды работ, одной из них является доклад.

Он является самым первым самостоятельным опытом исследования для студента. После доклада следуют рефераты, курсовые, дипломные и магистерские работы.

Посмотрите наше видео, чтобы подготовить доклад быстро и без ошибок.

Определение доклада

Доклад представляет собой научно-исследовательскую работу, автор которой раскрывает суть исследуемой темы, рассматривает ее со всех точек зрения и высказывает собственный взгляд на проблему.

Доклад бывает двух видов – устный и письменный. Однако не зависимо от его вида, в докладе должны сочетаться три качества исследователя – умение провести анализ и преподнести результаты исследования, а также ответить на поставленные вопросы.

Особенности доклада

Доклад отличается академическим стилем, для которого характерны следующие черты:

  • предложения могут быть сложными и длинными;
  • часто встречаются научные термины и иностранные слова;
  • используются вводные конструкции, такие как «по всей видимости» и пр.;
  • слабо выражена авторская позиция, не допускается использование местоимения «я» или словосочетаний «я считаю», «на мой взгляд» и т.д.;
  • в тексте могут встречаться общие слова и штампы.

особенности доклада.jpg

Структура доклада

Если доклад предполагает письменное изложение, он должен быть правильно оформлен и содержать:

  • титульный лист – стартовый момент в оформлении любой серьезной учебной работы;
  • оглавление – в нем указываются пункты доклада и страницы начала каждого пункта, создано для удобства и структурирования текста;
  • вводная часть – обозначается суть исследуемой проблемы, определяется значимость темы и указываются задачи и цели доклада, дается характеристика использованной литературы;

Введение Доклад.jpg

  • основная часть – состоит из нескольких пунктов: методики исследования, полученные результаты и действия, совершенные для этого;

основная часть доклада.jpg

  • заключительная часть – подводятся итоги исследования, резюмируются основные проблемы темы.

Заключение Доклад.jpg

  • список использованной литературы – перечисление источников, к которым вы обращались в процессе подготовки.

список литературы в докладе.jpg

Выбор темы доклада

Прежде чем перейти к этапам работы над докладом, поговорим о самой первой задаче — выбор темы. Пошагово объясним, как это сделать:

  • ознакомьтесь с иструкцией к написанию доклада, уточните у преподавателя, каким должно быть сообщение (направление, стиль, тип);

  • тема должна искренне понравиться вам и заинтересовать читателя, поставьте себя на его место;

  • заранее изучите количество и качество уже имеющейся литературы по теме доклада;

  • ищите оригинальную тему, избегайте банальностей, повторов и штампов;

  • если на первых этапах работы, вы поняли, что тема вам не по душе, не бойтесь сменить ее.

Этапы работы над докладом

Чтобы написать полноценный и качественный доклад студент должен придерживаться следующего плана работы:

  • Прежде всего, необходимо подобрать и проанализировать источники по теме. Рекомендуется для работы использовать около 8-10 источников.
  • Затем следует составить библиографию и приступить к обработке и систематизации материала, а также подготовке выводов и обобщений.
  • Следующим этапом будет составление плана доклада и его написания.
  • Завершающий шаг – публичное выступление, о котором рассказано ниже.

Советы для выступления

После подготовки доклада логично следует его защита перед одногруппниками. Поделимся рекомендациями для успешного выступления:

  • Потренируйтесь дома перед выступлением. Не забудьте засечь время и тренироваться до тех пор, пока не войдете в нужный тайминг.
  • Придерживайтесь заранее составленного плана: приветствие аудитории, вступление, основная часть, заключение и благорность за уделенное внимание.
  • Для успешного выступления рекомендуем заучить все термины, которые вы использовали в докладе.
  • Продолжительность не должна превышать 10-15 минут. Поэтому при подготовке к выступлению из текста работы необходимо выбрать основное.
  • Преодолеть страх, если он присутствует и замотивировать себя на то, что твоя тема интересна аудитории. Старайтесь быть убедительным и действительно верьте в свой материал.
  • Меньше читать с листа, смотреть людям в глаза, устанавливая зрительный контакт. Не торопитесь, не проглатывайте слова. Время никуда не убежит, а ваш текст никто не расслышит.
  • Заранее подумайте о вопросах, которые вам задаст аудитория после выступления. Можете заранее раздать их одногруппникам.

В том случае, когда вы не располагаете временем чтобы написать полноценный доклад, можете воспользоваться услугами специалиста биржи студенческих работ. Он выполнит работу, которая будет полностью соответствовать требованиям вуза и раскрывать тему.

Специалисты нашего сервиса ежедневно помогают студентам и пишут доклады на заказ. Разместите свой заказ!

Скачать пример доклада

Обновлено: 27.05.2023

Даже при грамотном написании доклада неправильное его оформление испортит впечатление, из-за чего может снизиться оценка. Если вам предстоит написание такой работы, но от куратора не последовало рекомендаций, как правильно оформить доклад можете узнать в подробностях ниже. Мы расскажем требования ГОСТ, правила написания и структуру, оформление титульного листа, оглавления, содержания, списка литературы и наглядных материалов.

Требования к докладу

Оформление доклада в первую очередь базируется на:

  • правильном построении структуры;
  • следованиям положениям ГОСТ.

Придерживаясь таких правил, учащийся продемонстрирует умение правильно работать с информацией и преподносить ее, квалифицированно и доступно отвечать на вопросы. Чаще всего речь идет о публичном выступлении в письменной и устной форме.

Структура

Как делать доклад и из чего состоит, можно проконсультироваться с преподавателем или следовать общим требованиям. Обычно такой труд студента включает 4 раздела:

  • вступление, как приветствие с аудиторией;
  • введение, как стремление заинтересовать слушателей, обозначая актуальность, цели и задачи, предмет и объект исследования;
  • основная часть, где раскрываются используемые методы исследования, проделанная работа, а также анализ результатов;
  • заключение, в котором автор подводит итоги, а после завершает выступление.

Требования по ГОСТу

Максимально подробная информация о том, как должно выполняться оформление доклада, прописано в положениях ГОСТ. Отдельного ГОСТа о докладах не предусмотрено, поэтому нужно попросить наставлений от преподавателя, какими методическими указаниями нужно будет пользоваться.

Основным документом, на который стоит опираться, будет ГОСТ, касающийся правил, как должен выглядеть реферат. Главное, чтобы присутствовал научный стиль передачи информации, а также не были допущены следующие погрешности:

  • длинные предложения;
  • общие слова и вода в тексте;
  • непонятные иностранные слова и узкопрофильная терминология, жаргонизм и сленг.

ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ Р 7.0.5-2008 (ГОСТ 7.1-84)

Если преподаватель не дает четким указаний по выбору ГОСТ для правильного составления и написания доклада, можно воспользоваться уже известными вариантами:

  • ГОСТ 7.32-2001 об отчете по научно-исследовательской работе;
  • ГОСТ 2.105-95 об общих требованиях к текстовым документам;
  • ГОСТ Р 7.0.5-2008 (ГОСТ 7.1-84) о составлении и оформлении библиографических ссылок.

Уместными также будут правила ЕСКД о том, как должны выглядеть текстовые документы учащихся школ, ВУЗов и других образовательных заведений.

Правила написания доклада

Написание доклада может быть своими руками или в печатной форме. Для начала автор должен вникнуть в основную исследовательскую работу, будь то курсовая или дипломная. А уже после этого на основе полученных сведений и итогов можно составлять краткий информативный доклад. Как написать доклад, во многом зависит от правильного составления плана работы.

Подбор темы

Первым этапом планирования будет подбор темы. Желательно выбирать то, что автору будет интересно и понятно, в противном случае сложно будет донести свою мысль слушателям. Исследуемая область должна быть актуальной, если ее неоднократно изучали другие авторы и специалисты, лучше подыскать что-то другое.

Поиск литературы по теме

Не менее важным этапом планирования в вопросе, как подготовить доклад, будет поиск источников информации. В качестве литературы можно использовать учебники и книги, методические пособия в институте, а также электронные ресурсы, публикации в научных изданиях. Желательно, чтобы студент задействовал не мене 10 источников, указав их в соответствующем разделе работы.

Составление плана доклада

Прежде чем начинать написание своей работы, автору нужно набросать примерный план, по которому он будет в дальнейшем продвигаться. Что обязательно должно быть внутри, мы уже обсудили – это введение, основа и заключение. План оформляется также строго по требованиям ГОСТ, сюда же вносятся источники литературы, наглядные материалы.

Формулирование выводов

Если учащийся самостоятельно проводил работу (диплом, курсовую, реферат и др.), где была освещена и теоретическая и практическая часть работы, ему не составит труда подвести лаконичные и четкие выводы. Они должны составляться тезисно, напоминая по структуре введение, но с подведением итогов.

Продумайте, какие вопросы наиболее вероятно будут заданы преподавателем и аттестационной комиссией по вашей теме. Хорошо будет, если вы выучите все определяющие термины, отрепетируете выступление заранее, максимально проработаете источники литературы.

Содержание разделов доклада

Докладом можно считать своего рода справку и шпаргалку для защиты основной проделанной работы студента в университете. После ознакомления с базовыми правилами написания, можно приступать к составлению основного текста. Речь идет о правильном оглавлении, введении, основной и заключительной части, а также списке литературы.

Оглавление

Что такое оглавление? Речь идет о плане, составленном строго по структуре доклада. Структуры элементы маркируются списком, начиная с введения и до последнего листа научного труда учащегося. По стандартам, приуроченным к написанию реферата, в оглавление вносят:

  • введение;
  • название первой главы;
  • название второй главы;
  • название третьей главы;
  • заключение;
  • список используемых источников;
  • наглядные материалы (приложения).

Каждый пункт нужно начинать с новой строчки, указывая с другого края листа нумерацию страниц. Благодаря оглавлению преподавателю будет проще ориентироваться по докладу.

Введение

Введение – это краткий экскурс по проделанной научно-исследовательской работе, где студенту обязательно нужно тезисно обозначить:

  • актуальность;
  • предмет и объект;
  • цели и задачи.

Также проводится краткий обзор по важным источникам литературы. Благодаря такому подразделу аудитория уже имеет представление, насколько успешной и интересной будет выступление.

Основная часть

Внутри основной части доклада учащийся максимально сжато, но понятно и информативно раскрывает материал по главам и параграфам. Тут указываются рассматриваемые проблемы, а также разные стороны и методологии их решения. Каждый смысловой блок желательно обозначать оглавлением.

Заключение

Тут еще раз оговаривается коротко суть проблемы, актуальность ее изучения, применяемые методики, а также результаты, анализ и личное мнение автора. Своего рода это итог о проделанном исследовании.

Список литературы

Как подписывать и составлять список литературы, подробно описано и рассмотрено в положения ГОСТ. Автор указывает все источники по нумерации и в алфавитном порядке.

Как оформить титульный лист

Первое, с чего начинается работа – это титульный лист презентации, его составление и правильное оформление. На нем указывается:

  • официальное название организации сверху листа с выравниванием по центру;
  • тема работы с выравниванием по центру;
  • данные автора с выравниванием по правой стороне снизу листа;
  • данные преподавателя по правой стороне листа;
  • город и год выполнения в самом низу с выравниванием по центру.

Обратить внимание нужно и на то, каким шрифтом делать титульник. Набор производится в ВОРДе на компьютере строчными буквами, шрифт Times New Roman 14 кегля. Тема указывается заглавными литерами, полужирным шрифтом. Недопустимы переносы и опущение предлогов в конце строки, а также абзацный отступ и нумерация страниц.

Титульный лист – это своего рода лицо проделанного труда, поэтому чтобы не допустить ошибок, лучше взять на кафедре или у куратора образец, шаблон правильного составления.

Как оформить оглавление доклада

Красиво оформить оглавление – не менее важная задача, так как это путеводитель по докладу и всему научно-исследовательскому труду студента. Оно следует сразу после содержания, включая в себя разделы и подразделы, их страницы. Допустим шрифт Times New Roman 14 кегля прописными или строчными буквами. Если работа небольшая без разбивки на разделы, оглавление пропускают.

Как оформить основной текст доклада

Написание основной части предусматривает тот же шрифт, но 12 или 14 кегля. Здесь применимы только строчные буквы. Согласно ГОСТ текст набирается с абзацным отступом в 1,25 см, полуторным межстрочным интервалом, реже используется единичный интервал. Если пишется название главы, то это прописные полужирные буквы, точка здесь не ставится.

Особое внимание уделяется тому, чтобы по тексту не были двойные пробелы, переносы. Если в тексте предусмотрены формулы, их создают при помощи редактора Microsoft Equation 3.0. Они идут отдельной строкой с выравниванием по центру, абзацным отступом от текста сверху и снизу. Нумерация формул выполняется арабскими цифрами в круглых скобках справа по листу.

Оформление списка литературы

Любой проект студента должен завершаться перечислением используемых источников информации. Подробности о том, как сформировать список литературы, можно узнать из ГОСТ Р 7.0.5-2008. Студент указывает фамилию и инициалы автора книги, название источника, где оно издавалось и когда, количество страниц.

Если это журнал или статья, нужно обозначить фамилию и инициалы того, кто является владельцем текста, далее идет название публикации и журнала, год издания, номер выпуска журнала, страницы, где располагается нужная статья. Все пункты оформляются строго по алфавитному порядку. Внутри текста должны быть ссылки на список литературы в квадратных скобках.

Как оформляются иллюстрации в докладе

В ГОСТ и методических указаниях можно получить сведения о том, можно ли вставлять картинки, фото и наглядные материалы в доклад, а также как правильно это делается. К разрешенным иллюстрация относятся:

  • графики;
  • схемы;
  • фото;
  • рисунки;
  • диаграммы.

Как оформить таблицы

Если автор будет оставлять в тексте таблицы, в таком случае размер шрифта не должен превышать 10 или 12 пт. У каждой таблицы, что также следует сразу за текстом касательно нее, обязательно присутствует название и нумерация, как и в случае с иллюстрациями. Но здесь номер и наименование располагается сверху.

Советы, как оформить доклад правильно

Любое слово, надпись, иллюстрация должны быть выполнены согласно общим правилам. Чтобы доклад получился грамотным, красивым и верно составленным, следует прислушиваться к практическим рекомендациям:

Типичные ошибки

Чтобы избежать промахов и недочетов, давайте пробежимся по нескольким типичным ошибкам, совершаемым многими студентами. Например:

  • излишний объем, когда доклад должен составлять около 10% от курсовой, реферата или диплома;
  • длинные предложения, когда уместны тезисы и лаконичные умозаключения;
  • узкопрофильные термины и позаимствованные слова, которые будут непонятны аудитории;
  • наличие вводных ненужных слов и фраз, делающих текст невнятным и долгим;
  • низкая уникальность, в результате чего преподаватель сочтет работу копией чужого труда.

Пример доклада

Как украсить и правильно составить краткий доклад по проекту для студента, можно узнать или у преподавателя, или в положениях ГОСТ, а также на наглядном стендовом примере:

Заключение

Нужно ли уделять столько внимания оформлению текста и наглядных материалов? Несомненно, только так вы продемонстрируете свой уровень квалификации и осознанности в дисциплине и деле, которому обучаетесь. Правила форматирования, составления структуры и каждого элемента внутри, титульного листа и наглядных материалов выполняется по ГОСТ и методическим указаниям преподавателя. В статье были детально рассмотрены все тонкости по этим пунктам с наглядными примерами для большего понимания.

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->

Неправильное оформление доклада может испортить впечатление даже от очень интересной темы. Поэтому, если преподаватель не дал вам никаких специальных указаний по оформлению доклада, воспользуйтесь нашими советами. В статье приведены самые распространенные правила оформления научно-исследовательских работ.

Как оформить доклад правильно – коротко о главном обновлено: 29 октября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Как оформить доклад правильно – коротко о главном

Общие требования к оформлению

Сначала стоит разобраться, что собой представляет доклад.

Совершенно иначе обстоят дела с докладами, которые нужно сдавать на проверку учителю, преподавателю или конкурсной комиссии. В таком случае необходимо руководствоваться теми требованиями, которые предъявляет к оформлению работы проверяющий. Здесь и начинаются проблемы. Если для курсовых и дипломных работ обычно выпускаются специальные методические указания по их оформлению, то для докладов такие инструкции выпускаются крайне редко. Означает ли это, что можно дать волю фантазии и воплотить на бумаге все свои творческие порывы? Вовсе нет.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Какие ГОСТы использовать

При написании и оформлении такого вида работ следует руководствоваться ключевыми положениями ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ Р 7.0.5-2008 (ГОСТ 7.1-84) и правилами ЕСКД, предъявляемыми к оформлению текстовых документов.

Как оформить титульный лист

Титульный лист доклада

Титульный лист доклада

Для доклада обязательно должна быть оформлена титульная страница. На ней указывается официальное название организации (сверху по центру), тема доклада (по центру листа), авторы (в правой нижней части страницы), город и год выполнения доклада (снизу по центру строки). При этом используется шрифт Times New Roman 14 пт, строчные буквы.

Абзацный отступ на титульной странице не используется.

Номер страницы не ставится, но учитывается.

Как оформить содержание

Содержание (оглавление) доклада

Содержание (оглавление) доклада

Оглавление следует сразу за титульной страницей, содержит сведения о разделах и подразделах доклада и страницах, на которых они располагаются. Шрифт Times New Roman 14 пт, допускается применение как строчных, так и прописных букв. Допускается не оформлять содержание, если текст доклада небольшой по объему и не разбит на разделы.

Как оформить текст доклада

Текст доклада оформляется шрифтом Times New Roman 14 пт или 12 пт. Для написания основного текста допускается применение только строчных букв..

По всему тексту должен применяться абзацный отступ, который составляет 1,25 см. Чаще всего используется полуторный межстрочный интервал, но допускается применение одинарного.

Точка после названий глав не ставится. В названии глав могут применяться прописные буквы, полужирное начертание.

Оформление формул в докладе

Оформление формул в докладе

Формулы выполняются в редакторе Microsoft Equation 3.0. Располагать формулы необходимо отдельной строкой, по центру, отделяя ее, при этом, абзацными отступами сверху и снизу от основного текста. Формулы нумеруются арабскими цифрами, которые заключаются в круглые скобки ставятся справа от формулы.

Как оформить иллюстрации в докладе

Оформление рисунков, изображений, в том числе диаграмм и схем

Оформление рисунков, изображений, в том числе диаграмм и схем

К иллюстрациям относятся схемы, графики, диаграммы, рисунки и фотографии. Если в тексте доклада присутствует несколько иллюстраций, они должны быть пронумерованы.

Выравниваются иллюстрации по центру и располагаются сразу после текста, в котором они упоминаются.

Как оформить таблицы

Оформление таблицы в докладе

Оформление таблицы в докладе

Таблицы располагаются в тексте сразу за их упоминанием в тексте.

Как оформить список литературы

Оформление списка использованных источников

Оформление списка использованных источников

Оформление списка источников регламентировано ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Для книг должны быть указаны: фамилия и инициалы авторов, название, место издания, издательство, год издание количество страниц.

Для статей из журналов указывается фамилия и инициалы авторов, название статьи, название журнала, год изданий, номер выпуска и страницы, на которых расположена статья.

Список литературы располагается в алфавитном порядке.

В тексте доклада должны быть указаны ссылки на источники с указанием в квадратных скобках номера соответствующего источника.

Полезные советы, как оформить доклад правильно

Напоследок несколько советов по подготовке и оформлению доклада:

Совет 2. Не расставляйте номера ссылок на источники литературы в черновом варианте доклада. Возможно, вы еще переделаете список литературы – какое-то количество источников добавиться или удалиться. Очень трудно будет потом соотнести по номерам все источники. Указывайте в скобках название книги или автора. И только убедившись в том, что работа полностью закончена, оформляется ссылки на источники.

Совет 3. Если в тексте присутствуют непонятные сложные термины, раскрывайте их смысл. Так вы сделаете доклад более доступным для слушателей.

Совет 4. Текст оформленного материала и текст выступления может незначительно отличаться. Текст выступления может быть максимально упрощен для слушателей. (Но не перестарайтесь. Разговорная речь не приветствуется на выступлении).

Совет 5. Используйте возможности Word для создания автоматического оглавления. Такое оглавление смотрится намного лучше, чем то, что сделано вручную. Кроме того, элементы такого оглавления – ссылки, при нажатии на которые открывается страница с соответствующей главой.

Совет 6. Перед печатью проверьте еще раз текст на ошибки (орфографические ошибки Word выделяет красным цветом). Визуально оцените оформление (это удобно сделать, уменьшив масштаб страницы): проверьте наличие подписей ко всем таблицам и рисункам, убедитесь в использовании одинакового шрифта в тексте, обратите внимание на выравнивание текста (оно должно быть по ширине).

Подведем итоги

Главное, что необходимо помнить: доклад – текст для выступления. Поэтому при написании доклада в первую очередь необходимо уделять внимание его информативности, лаконичности и доступности изложения для слушателя. От этого зависит результат выступления с докладом. Оформление – вторично, хотя и немаловажно.

Как оформить доклад правильно – коротко о главном обновлено: 29 октября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступления на научно-практических конференциях,

педагогических чтениях и фестивалях

Шагдыр Айлана Николаевна –

МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района.

Интеграция в общество рассматривается как конечная цель обучения детей с нарушениями в психофизическом развитии: выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения конечной цели в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

Одним из вариантов интегрированного образования, который получил развитие в образовательных учреждениях, является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школах.

Данная модель реализуется при организации обучения детей по специальной (коррекционной) программе 8 вида и представлена в двух вариантах:

Специальный (коррекционный) класс. Эта форма более привычная, именно так организовано обучение детей в коррекционных школах, но для открытия такого класса необходимо наличие на параллели 9-12 учащихся.

Как быть если количество детей меньше? Выходом в данной ситуации явилось создание специальных (коррекционных) классов по принципу малокомплектного (разновозрастной).

— проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной учащихся с ЗПР, работе с их родителями;

— участие имеющихся узких специалистов образовательного учреждения (дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе методических объединений учителей, проведении родительских собраний;

— ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, дефектолога с педагогом, дневник наблюдений за учащимися, написание характеристик);

— работа с родителями, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям;

Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах.

Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.

Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка:

— индивидуальная траектория образования в рабочей программе, поурочном планировании;

— планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий с педагогом (составляется с перспективой не более чем на 1 месяц).

Отслеживание динамики развития ребенка:

— регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;

-фиксация динамики развития, обучающихся с ЗПР в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика), плане коррекционных занятий с учетом усвоения учащимися образовательных программ.

При отсутствии положительной динамики развития детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для решения вопроса о форме дальнейшего обучения.

Взаимодействие со специалистами и родителями:

— изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания детей и как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей.

— знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога- с результатами диагностики и планами специалистов;

— предоставление родителем учащихся в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями, как со стороны учителя, так и специалистов.

В организацию обучения в таком классе требует особого построения содержания и соответствующей технологии (учебный план, расписание, рабочая программа, журнал).

При обучении детей в специальных (коррекционных) классах, идея интеграции реализована через организацию внеурочной деятельности. Продумать весь уклад школьной жизни. Найти места включения детей с ОВЗ в проведение совместных мероприятий. Это проведение праздников, участие в акциях, конкурсах, соревнования, проектах и т.д. Занятия в кружках и секциях.

hello_html_m4ab5542f.jpg

hello_html_m464fcd.jpg

МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района.

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок — это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Современный урок — это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания.

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников.

Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

1. Организационный этап.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания. Содержание этапа (возможные варианты):

§ по звонку найти свое место;

§ рапорт дежурного, определение отсутствующих;

§ проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

2. Проверка домашнего задания.

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:

§ индивидуальный опрос с вызовом к доске;

§ фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);

§ индивидуальный письменный опрос;

§ уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

§ игра «Четвертый лишний»;

§ словарная работа (связь с новым материалом);

§ в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

§ самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;

§ вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);

§ чередование беседы и рассказа;

5. Закрепление полученных знаний.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Возможные варианты работы:

§ работа с учебником;

§ работа с тетрадью;

§ таблицы, схемы, тесты;

6. Подведение итогов.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

тезисы доклада на конференцию пример

Умение создать уникальный научный доклад — это нелегкий труд. Выступая на конференциях, докладчик делится своим научным опытом, а также получает оценку своей деятельности со стороны научного сообщества, поэтому выступление с докладом на конференции – это очень ответственный момент.

Что такое научный доклад на конференцию

Научным докладом является исследование, изложенное в письменном виде, в котором описывается научный опыт автора или же содержатся результаты научного исследования в определенной области науки. Доклад может сопровождаться презентацией, которая готовится на базе данных из основного текста исследования и является наглядной демонстрацией. В докладе тезисно раскрываются исследуемые проблемы, инновационные разработки, которые могут впоследствии превратиться в крупномасштабное исследование. Устный научный доклад необходимо подготовить заблаговременно. Он должен представлять собой тщательно обоснованные тезисы и анализ проблем по теме. Его готовят с опорой на актуальные литературные источники и реальный практический опыт автора. Написать доклад на научную конференцию и выступить с ним – это значит, привлечь внимание к исследуемым проблемам и вызвать дискуссию.

Все работы, представленные на конференцию, публикуются в специальном, приуроченном к конференции, сборнике. Сборник преподносится в качестве подарка всем участникам конференции. Публикация исследования в сборнике – это очень хорошее подспорье для авторов. Они стремятся публиковать как можно большее количество своих работ, тем самым укрепляя свой авторитет в научном мире.

doklad-na-konferenciyu-primer-obrazec

Подготовка темы и аннотации

Выбор темы научного доклада на конференции по образцу является сложной проблемой, так как от правильно выбранной и сформулированной темы зависит то, как будет построено все исследование. Если тема интересна для автора, то работа продвигается намного быстрее, идеи для ее реализации приходят в голову сами, и доклад будет написан в срок.

При выборе темы и ее формулировке необходимо придерживаться требований:

  1. Не следует выбирать слишком обширную область изучения. Работа должна быть рассчитана максимально на 10 – 15 минут.
  2. Научный доклад должен вызывать интерес у слушателей. Он может содержать новую информацию, практическое исследование проблемы или изложение спорных точек зрения авторов по исследуемой проблеме.

К выбранной теме можно начинать подбор соответствующей литературы, писать план работы, составлять аннотацию – краткое изложение содержания доклада на конференцию и его характеристика. Написание аннотации требует краткости изложения основных положений работы. Основная особенность изложения заключается в том, что оно должно заинтересовать читателя, мотивировать его ознакомиться полностью со всем докладом. Объем аннотации для доклада составляет 0,5 страницы, для более объемного исследования объем не должен превышать 1 страницу.

Основная часть аннотации включает в себя изложение основных моментов, затем следует краткая характеристика основных положений. Написание этой структурной части научной работы особенно важно для автора, так как содержание аннотации создает первое впечатление о научном докладе. При написании аннотации необходимо отталкиваться от того, на какую целевую аудиторию рассчитано само исследование. Так как доклад планируется представлять на научной конференции, то язык аннотации должен соответствовать аудитории: быть лаконичным и содержать соответствующую терминологию. Такие же требования предъявляются к реферату.

Формулировка основных тезисов доклада

Виды тезисов

Тезисы – это формулировка основных положений исследования. Тезисы формулируются кратко, их цель — передать содержание текста, его цели, задачи, методы исследования, результаты и сделанные автором выводы. Когда читатель ознакомлен с тезисами, он понимает суть работы, ее научную и практическую новизну и актуальность. Выступление студента в тезисной форме предоставляются заблаговременно организаторам научно-практической конференции, симпозиума или теоретического семинара. После окончания подобного рода мероприятий тезисы используются для отчетов об их итогах.

Различают несколько видов тезисов доклада на конференции:

  • Авторство. За основу для написания тезисов берутся работы собственного авторства, также работы других авторов.
  • В зависимости от места выступления автора с докладом. Перед формулировкой тезиса необходимо учитывать статус мероприятия: международная конференция, семинар или заседание научного общества. Чем выше статус собрания, тем более ответственно необходимо подойти к написанию тезисов.
  • По форме представления. Представление тезиса зависит от правил конференции, которые устанавливают организаторы. Тезисы могут быть переданы в организационный комитет перед началом заседания, озвучены автором во время выступления, опубликованы в журнале.
  • Тезисы могут быть сформулированы до начала конференции или после нее, но, согласно негласным правилам организации мероприятий тезисы пишутся заблаговременно.
  • Тезисы различают по содержанию на те, которые охватывают постановку проблемы, описание новой методики, предоставление результатов исследования и т.д.

Выбор вида тезисов зависит от правил, которые нужно узнать лучше всего задолго до проведения конференции (симпозиума, научного семинара), чтобы правильно выбрать формат изложения.

Правила написания тезисов на конференцию

Прежде чем приступить к написанию научных тезисов, необходимо продумать структуру работы, цель исследования, название работы.

При разработке тезисов к своей исследовательской работе необходимо придерживаться правил:

  1. Текст должен быть логично и упорядоченно изложен.
  2. Язык изложения использовать научный, с применением терминологии, но и обязательно быть доступным и для неподготовленного читателя.
  3. Все излагаемые факты необходимо проверить с использованием авторитетных источников.
  4. Таблицы, графики, схемы и диаграммы необходимы для наглядной иллюстрации информации.
  5. В список литературных источников включаются публикации не ранее чем за последние 5 лет. Список источников не нужно загромождать большим количеством литературы.

Качественное изложение и оформление тезисов научной работы для конференции влияет на решение оргкомитета о возможности публикации, поэтому соблюдение всех правил написания тезисов гарантирует положительную оценку исследования в научном сообществе.

doklad-na-profsoyuznuyu-konferenciyu-primer

Структура доклада

Название

Автору работы необходимо позаботиться о том, чтобы научная работа соответствовала типовой структуре исследовательских работ. Обычно примеры структурных особенностей указаны в методических рекомендациях учебного заведения, в котором обучаются студенты.

После определения темы и составления плана начинается процесс формулирования названия.Формулировка названия зависит от темы доклада и должна звучать и научно, и привлекательно одновременно.

Рекомендации по формулировке названия:

  1. Название доклада должно соответствовать содержанию. Заголовок не должен ни преувеличивать содержимое работы, ни преуменьшать его, быть соответствующим для научной среды, чтобы не испортить научную репутацию автора.
  2. Заголовок не должен быть длинным. Если слушатели будут в течение нескольких минут осмысливать только название, то это не добавит желания чтения или слушания самой работы. Заголовок должен выражать главную идею работы и быть оптимально лаконичным, чтобы даже при желании из него нельзя было удалить ни слова без ущерба для смысла.
  3. В названии необходим учет специфики сферы научной деятельности.

Введение

Заключение

Заключение завершает основной текст, и в нем содержатся выводы по итогам проделанной работы. В заключении не должно быть пересказа уже прозвучавшей информации, только ее систематизация и формулировка мнения автора об изученной проблеме, была ли она решена, подтверждена ли выдвинутая гипотеза, достигнуты ли поставленные цели.

Заключительные слова — это выводы, которые сделаны в результате изучения и анализа использованных в материале работ. Необходимо, чтобы присутствовали статистические и аналитические данные, если они присутствовали в основном тексте. Необходимо придерживаться публицистического и научного стиля изложения.

Наглядные материалы

Наглядность, которая сопровождает чтение доклада на конференции очень выгодно отличает выступление от простого чтения, а также экономит ограниченное время. Типы наглядных материалов:

  1. Стендовое оформление исследования — постерная презентация, которая представлена в виде краткого изложения текста работы в виде плаката. Плакат делится на несколько зон, в каждой из которых располагается элемент работы: введение, основная часть, заключение. Каждый элемент оформлен в виде кратко изложенного текста, рисунков, схем, диаграмм, если это необходимо. Докладчик поэтапно следует по стенду, излагая кратко каждый пункт.
  2. Презентация. После того как готов текст доклада, автор создает презентацию на нескольких слайдах, которые поочередно иллюстрируют данные исследования. В презентации должно быть минимальное количество информации из основного текста, так как читать текст исследования и то же самое в презентации – это вызовет негативную реакцию со стороны аудитории. Схемы, статистические данные, изображения из интернета, видео, можно включать в презентацию.
  3. Диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии на отдельных плакатах.

Наглядные материалы помогут аудитории в полной мере воспринять информацию выступления, так как зрительное восприятие в комплексе со слуховым способствует лучшему пониманию содержания.

doklad-na-konferenciyu

Оптимальная продолжительность доклада

Продолжительность выступления на конференциях или на других публичных мероприятиях различна и зависит от правил, которые установлены организаторами. Статус семинара (международный, региональный, университетский) также влияет на время, которое дают каждому выступающему для представления исследования аудитории: от 10 до 30 минут в среднем. Самый главный параметр, который определяет длительность выступления — это то, насколько заинтересована аудитория. Организаторы могут предоставить дополнительное время, если студент не уложился в регламент, но заинтересованность зала очевидна. Перед началом конференции выступающие могут сами попросить, сколько минут они хотели бы презентовать свое исследование. Организаторы могут дать им такую возможность, если позволяет общий регламент мероприятия.

Требования к оформлению

Неправильное оформление работы может испортить общее впечатление от нее, поэтому стоит уделить пристальное внимание этому вопросу. При оформлении следует руководствоваться рекомендациями:

В тексте делаются сноски на издания внизу страницы или внутри текста.

kak-nachat-doklad-na-konferencii-primery

Вопросы и обсуждение

Формат выступления на конференции подразумевает общение докладчика с аудиторией. Он является главным действующим лицом в уделенное ему время, так как демонстрирует свой труд. Ему предстоит не только ознакомить публику с исследованием, но и принять участие в обсуждении или ответить на вопросы, если таковые возникнут. Определенное количество времени организатор семинара должен выделить на дискуссию, если видит, что тема заинтересовала слушателей. Бывает так, что, отлично прочитав текст работы, спикер не в состоянии ответить внятно на вопросы, или наоборот, живое общение с аудиторией оставит хорошее впечатление о компетентности автора в исследуемой теме. Главное условие того, что выступающий гарантированно компетентно ответит на все вопросы – это досконально знать тему и быть увлеченным ею.

Ошибки при составлении доклада на конференцию

Во избежание ошибок необходимо устранить их в начале работы над темой:

    • уделять много времени подготовке;
    • определить целевую аудиторию и ориентироваться на ее запросы;
    • четко формулировать ключевые моменты;
    • главная мысль должна проходить красной линией через весь доклад;
    • придерживаться ГОСТ по оформлению работы;
    • уделять внимание практической целесообразности исследуемой проблемы, то есть, соответствовать требованиям аудитории;
    • избегать посредственной подготовки;
    • избегать наличия стилистических ошибок в речи, пунктуационных и орфографических – в тексте;
    • постоянно консультироваться у научного руководителя;
    • соблюдать регламент.

Ошибки в подготовке к выступлению – это мины замедленного действия, которые могут взорваться во время доклада или во время обсуждения. Доклад – это не разговор с самим собой, он должен быть ориентирован на целевую аудиторию, поэтому предпочтительнее при выступлении не считывать монотонно текст, а преподносить информацию аудитории, оперируя научной терминологией.

Примеры докладов и тезисов на конференцию

При написании докладов и тезисов необходимо не только изучить теорию оформления и общие требования к ним, но и ознакомиться с реальными аналогичными документами, которые были написаны с соблюдением требований государственных стандартов и прошли испытание на студенческих конференциях, научных симпозиумах, семинарах.

Учебный доклад требует от автора не только качественного содержания, но и достойного оформления. Органичное сплетение этих составляющих делает работу интересной, легкой и приятной для восприятия. Достичь такого эффекта можно с помощью богатства языковой палитры и умелого использования фраз-клише научного стиля в учебном докладе.

Что такое учебный доклад, где его используют?

Что такое учебный доклад

Учебный доклад – это изложение информации по определенной теме. Используется такой вид доклада на семинарских занятиях, лекциях, круглых столах в учебных заведениях разного уровня аккредитации, а также в школах.

Для поддержки связи со слушателями, а также логической связи частей доклада существуют специальные фразы-клише.

С какой фразы начать доклад?

Не забывайте о том, что вступительная фраза должна соответствовать деловому стилю, несмотря на то, что в аудитории ваши ровесники (одногруппники, однокурсники или одноклассники).

После вступительной фразы можно переходить непосредственно к выступлению.

Вспомогательные фразы для оформления введения

Оформление введения доклада

На что обращается внимание в введении доклада?

Введение – это первая часть, в которой автор ознакомляет с темой, раскрывает актуальность проблемы, изложенной в докладе, цели работы, делает краткий обзор существующих трудов по теме.

Введение имеет набор стандартных фраз:

Фразы для связки частей доклада

Соединение частей доклада

Как связать обособленные части доклада?

В основной части доклада автор представляет изложение темы (краткое или детальное) с элементами анализа и цитирования достоверных источников. Весь этот коллаж сведений нужно связать между собой органичными логическими переходами, для этого используются такие фразы:

Если нужно указать на причину, следствие или условие явления, прибегают к таким клише: откуда следует, вследствие, в силу… в виду этого, в таком (таких)… в этом случае, свидетельствует, дает возможность.

Фразы для оформления выводов

Оформление вывода в докладе

Как оформить вывод доклада?

Заключительная часть должна кратко подавать обобщенные выводы по теме. Для ее оформления используются следующие фразы:

Так как заключительная часть доклада небольшая по объему, достаточно 2-3 фраз для ее оформления, а в некоторых случаях можно ограничиться и одной (например, первой из приведенного списка).

Заключительная фраза доклада

Советы по использованию фраз-клише научного стиля

Советы по применению клише в докладе

Советы для начинающих

Это далеко не полный список фраз для оформления доклада, но при умелом использовании данный набор поможет оформить доклад для достойного выступления.

О том как подготовить блестящее выступление вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также:

      

  • Доклад министра финансов россии
  •   

  • Проведение мероприятий по световой маскировке доклад
  •   

  • Доклад на тему зрение бесценный дар
  •   

  • Преступления против военной службы доклад
  •   

  • Как дышать если кругом дым доклад

Одна из первых научных работ студента – доклад, который помогает не только усвоить тему, но и правильно, красиво выражать свои мысли. Однако, не каждый учащийся знает, как сделать доклад, так как самое сложное – это собрать материал и составить по нему план. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Что такое доклад и для чего он нужен

Доклад – это научно-исследовательская работа, где студент излагает суть проблемы, приводит разные мнения, примеры и высказывает свою точку зрения. Его можно оформлять не только в печатной форме, но и в письменной.

Доклад нужен в первую очередь для того, чтобы студент учился работать с документами, литературой, высказывать свое мнение, выступать перед широкой аудиторией и правильно составлять план изложения.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Как написать доклад?

Даже, если студент знает, как сделать доклад, всё равно нужно основательно подготовиться к работе. Для этого желательно знать, с чего начинать и чем заканчивать данную работу. Именно поэтому и нужен план, ведь с его помощью работа пойдет значительно быстрее.

Написание работы состоит из следующих этапов:

Этап 1. Выбор темы. Как правило, студентам предлагаются варианты на выбор. Поэтому можно взять такую тему, чтобы она была действительно интересна докладчику, ведь только тогда получится хорошая работа.

Этап 2. Подбор литературы по теме (около 10 шт.). Источники необходимо основательно изучить и выбрать основную информацию, чтобы она была интересной, полезной и достоверной. Поэтому информация берётся из проверенных источников. Лучше всего обратиться в библиотеку, так как в учебниках и журналах более достоверная информация.

Этап 3. Написание плана. Нужно составить план таким образом, чтобы доклад получился интересным. Пишите в первую очередь не для себя, а для слушателей.

Этап 4. Подведите итоги, напишите выводы.

Этап 5. Подготовьтесь к дополнительным вопросам. Комиссия и коллеги могут задать несколько вопросов после выступления. Поэтому, желательно заранее подготовиться и продумать все варианты ответов.

Составление плана – это гарантированный успех при написании доклада. Работа делится на заголовки, подзаголовки, и учащийся, пользуясь содержанием, будет помнить, о чём говорить в том или ином разделе.

Выбор темы

Шаг 1. Прочитайте внимательно инструкцию. После того, как научный руководитель выдал вам инструкцию для написания работы, нужно тщательно изучить задание, возможно, придётся его перечитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть вопроса. Как правило, в задании даны четкие инструкции, где указано, что именно нужно раскрыть в теме, для какой целевой аудитории предназначен доклад, стоит ли высказывать свое мнение. Ведь если статья информационная, тогда нет необходимости рассказывать что-то от себя, так как вы предоставляете слушателю определенную информацию.

Шаг 2. Выбирайте только ту тему работы, которая вам нравится. Тогда  намного проще сможете написать доклад. Хотя, иногда преподаватель сам выбирает тему для студентов. В этом случае необходимо найти моменты, которые вам лично будет интересно узнать, и от этого нужно отталкиваться. Поставьте себя на место слушателя.

Шаг 3. Выбирайте оригинальную и захватывающую тему работы, чтобы аудитория с удовольствием слушала докладчика и участвовала в обсуждениях. Конечно же, если у вас одинаковые темы с одногруппниками, скорей всего, сложно будет удержать внимание аудитории.

Шаг 4. Не бойтесь менять тему, если она оказалась слишком сложной для вас. Иногда так случается, что вроде бы выбрали тему, начали искать информацию, но оказалось, что не получается найти достаточно информации. Пока не поздно, лучше поменяйте тему, ведь за несколько дней до сдачи это сделать невозможно.

Шаг 5. Ищите информацию по теме не только в интернете, но и в библиотеке. Как правило, в инструкции должно указываться, сколько источников нужно обработать студенту. Ищите информацию исключительно по теме. Если ваша тема касается какого-то исторического события опишите в какие годы оно произошло, его причины, последствия и т. д.. Обязательно указывайте все необходимые даты. Если берёте информацию из интернета, тогда вы должны быть полностью уверены в ее достоверности.

Шаг 6. Записывайте все необходимые данные. Во время поиска информации записывайте источники, где указывается год выпуска, автор, город издания, номер страницы, где была найдена информация. Впоследствии вы сможете легко составить список использованных источников.

Подготовка к написанию доклада

Сначала определитесь с основной идеей. Необходимо продумать, как вы донесете информацию до слушателей так, чтобы удержать их внимание от начала выступления до окончания.

Заранее продумайте оформление доклада. Обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем. Возможно, он разрешит оформить доклад по своему усмотрению. Также, можно воспользоваться ГОСТом, благодаря которому подчеркнете свой профессионализм.

Сделайте на черновике набросок. С его помощью поймете, как будет выглядеть ваш доклад. Можно набросок сделать в виде списка или же перечислить свои идеи. То есть, в этот момент создадите определенную структуру доклада.

Структура доклада

Перед тем, как написать доклад, нужно составить не только план, но и структуру работы, которая помогает из отдельных частей написать краткий и одновременно развёрнутый текст. Как правило, доклад пишется не более, чем на 5-ти страницах формата А4.

Основными элементами структуры доклада являются:

  1. Вступление, где студент приветствует аудиторию.
  2. Введение, в котором докладчик заинтересовывает слушателей. Студент формулирует актуальную и оригинальную тему исследования. Рассказывает про важность доклада, какие ученые работали в данной области и указывает цель работы.
  3. Основная часть, где студент рассказывает все части по содержанию. То есть, в этом разделе рассказывается про методики исследования, подробно описываются все действия, которые связаны с получением результатов. Также студент может рассказать о результатах исследования, кратко изложить новую информацию, которая получена в процессе наблюдения.
  4. Заключение. Здесь докладчик подводит итоги и заканчивает выступление.

Как написать введение (пример)

Как уже говорилось выше, сначала нужно написать вступление и введение. То есть, необходимо поздороваться с аудиторией, представиться (назвать свои Ф. И. О, тему работы, цель, предмет, объект исследования). Это первая часть работы. На примере показано, как правильно начинать вступление и введение:

Введение к докладу (образец)

Введение к докладу (образец)

Как написать основную часть (пример)

После введения описывается вторая часть работы (теория). Здесь можно написать, основную идею. Если тема по истории про крестьянские движения, тогда нужно писать всё про их эксплуатацию, формы движения, повседневные протесты крестьян и т. д.. То есть, выбрать главный тезис и вокруг него создавать структуру написания. Пример рассмотрим ниже:

Основная часть доклада (образец)

Основная часть доклада (образец)

После второй части рассматривается, чем заканчивается основная идея. То есть, описываются причины, дается сравнительный анализ. Если работа пишется по математическому предмету, обязательно нужно в практическую часть вставить таблицы для сравнения, диаграммы, схемы и т. д. Необходимо по максимуму проанализировать данные, рассмотреть подробный анализ, а также подвести итоги на основании этих данных.

Как написать заключение (пример)

Уже после теоретической и практической части пишется заключение, где студент подводит общие итоги по сделанной работе. Можно написать, какой период исследовался докладчиком, какие особенности выявлены, какие мысли посетили студента во время написания:

Заключение к докладу (образец)

Заключение к докладу (образец)

Что писать после заключения

После заключения с новой страницы пишется список использованных источников. Это могут быть быть статьи из журналов, литература, интернет-ресурсы и т. д.

Как правило, литература пишется в алфавитном порядке, придерживаясь всех стандартов ГОСТа, но следует уточнить у научного руководителя. Возможно, он разрешит писать литературу по своему усмотрению. Посмотрите на примере, как правильно указывать использованные источники.

Список использованных источников (образец)

Список использованных источников (образец)

Требования к оформлению доклада по ГОСТам

Кроме подготовки и написания доклада, нужно еще принять к сведению то, что его нужно правильно оформить. Требования к оформлению доклада практически такие же, как и к оформлению реферата. Однако, здесь требований значительно меньше, так как в ГОСТах нет четкого предписания по данному виду документов.

Доклад можно сдавать не только в печатном виде, но и в рукописном. Однако, работа выглядит более аккуратно, если она напечатана на компьютере. Поэтому лучше заранее узнать у преподавателя, в каком виде оформлять работу.

Существуют два известных ГОСТа, по которым оформляются рефераты, дипломные работы и курсовые. Это ГОСТы 7.32-2001, 7.9-95, и по ним можно смело оформлять доклад.

Это важно! В докладе, также, как и в реферате нумеруются страницы, начиная с введения. На первом и втором листе страницы не ставятся, но считаются. То есть, на странице, где написано «Введение» ставится цифра «3» по центру в самом низу.

Размер шрифта может быть, не меньше 12, а лучше 14 кегль, но этот нюанс уточняется у преподавателя. Это же касается заголовков, основной части, списка литературы и т. д.

Образец написания доклада (по истории)

Приведем пример, как написать доклад по истории при помощи плана. Цель доклада – обретение студентами навыков работы над источниками, глубоко изучить материал и выступить перед аудиторией.

Внимание! Задача студента – научиться самостоятельно перерабатывать большое количество материала, найти главную идею и максимально раскрыть информацию по теме.

Во вступлении студент сначала приветствует с аудиториею, а затем называет тему доклада, например: «Крестьянское движение в 30-50 гг. XIX в.». Здесь, нужно рассказать, что такое крестьянское движение. Затем описывается цель: «Изучение крестьянского движения в России в первой половине XIX в».  Для достижения цели студент ставит такие задачи:

  • когда и как долго проходили крестьянские движения;
  • какие губернии славились крестьянскими движениями.

После вступления идёт основная часть, где в первой главе можно написать про эксплуатацию крестьян, а во второй части докладчик продолжает историю о выступлении крестьян, их причины и почему они ежедневно протестовали.

После основной части кратко пишется заключение, где делаются выводы докладчика и выделяются основные, наболевшие моменты.

В конце доклада указывается список использованной литературы по ГОСТу, то есть, в алфавитном порядке.

Советы для выступающих перед аудиторией

Теперь студенты уже знают, как сделать доклад интересным не только слушателям, но и преподавателю. Все понимают, что подготовка материала занимает много времени, сил и чтобы получить высокую оценку, есть несколько основных советов:

Совет 1. Выступать перед аудиторией нужно от 10 до 20 минут. За это время студент должен прочитать подготовленный материал, и желательно с примерами и достоверными фактами.

Совет 2. Выучить все научные термины, которые находятся в докладе. Также студент должен понимать их смысл, так как педагоги по ним часто задают вопросы. Поэтому докладчик должен основательно подготовить приблизительные ответы.

Совет 3. Тщательно следить за изложением материала, за его грамотностью и последовательностью.

Совет 4. Побороть страх перед аудиторией и настроиться на то, что слушатели относятся к происходящему дружелюбно.

Совет 5. Быть убедительным во время доклада и слушатели поймут, что студент действительно владеет темой на должном уровне.

Совет 6. Не торопиться и не растягивать слова. Лучше всего заранее потренироваться, так как скорость чтения должна быть примерно 120 слов минуту.

Совет 7. Заранее продумать вопросы, которые могут задать слушатели после доклада. Для этого лучше посоветоваться с однокурсниками и даже с ними потренироваться.

Совет 8. Адекватно реагировать на обсуждения аудитории. Если они активно говорят на данную тему, значит им действительно интересно слушать студента.

Если соблюдать вышеперечисленные правила, тогда преподаватель оценит доклад на отлично.

Заключение

В статье рассмотрено, как писать и зачитывать доклад. С одной стороны, кажется всё очень просто, но с другой – нужно учитывать все элементы, касающиеся подготовленного материала. Всё зависит только от студента, насколько он добросовестно отнесется к работе, такую оценку и получит на докладе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить список файлов в total commander
  • Как найти время за которое нагреется вода
  • Как найти эппл вотч если они отключены
  • Как найди мангу на японском языке
  • Тор браузер тормозит как исправить