Как составить домашнее задание по истории

Советы по составлению домашнего задания

Совет 1.

Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. 
Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности.
Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.

Совет 2.

При планировании урока не забывайте о домашнем задании. 
Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся. 
Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

Совет 3.

Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание.
Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.

Совет 4.

На уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний и умений в изменившихся условий.

Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание.

Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

Совет 5.

На уроках учите школьников методам и технике учения. 
На дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.

Совет 6.

Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося и их применения в интересах всего классного коллектива. 
Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.

Совет 7.

С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания.
Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания.
Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

Задание по теме: «Греко-персидские войны. Марафонская битва»

  • Задание

Представьте, что вы греческий воин из Афин, который собирается в военный поход против персов. Что бы вы взял из ниже перечисленного с собой? Для этого вспомните климатические условия Греции и военное оснащение афинской армии.

— Обсудите ответ в парах

— Отметьте галочкой в таблице вещи, которые вы возьмете с собой.

Название вещи (вооружения)

Ответ

Панцирь из двух бронзовых пластин, прикрывающий грудь и спину

Шинель – шерстяной плащ-накидка

Бронзовые наколенники

Кожаное седло

Лук и стрелы

Бронзовый шлем

Длинное копье

Колесница

Короткий железный меч

Таран (деревянное бревно, подвешенное на кожаных ремня, с железным наконечником, используемое для разрушение крепостных стен)

Игра «Узнай по описанию»

Этот прибор был изобретенный в Китае, был известен уже во времена Цинь Ши- Хуанди. На современный прибор он совсем не похож. Представлял собой ложку, с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную подставку с делениями, и она поворачивалась одной стороной на юг, другой на север. Если бы, например, древний вавилонянин увидел вращающуюся саму собой китайскую «ложку», он закричал бы «Волшебство!»

Что это за прибор?

Впервые оно было изобретено в Финикии. Однажды финикийский торговый корабль, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.

Чем была эта жидкость?

Они были изобретены в Индии и назывались «Четыре рода войск». Впереди строилась фаланга — пехота, Во второй линии, в центре находились царь и царский советник. Рядом слоны, на флангах конница. Замыкали построение колесницы.

Что это за войско?

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Ф.И. ученика _____________________________________

Критерии

Моя оценка

Оценка группы

Оценка учителя

1. Я составил вопросы к проекту

2. Я проводил исследования

3. Я подбирал нужные задачи и картинки

4. Я работал на ПК

5. Я активно работал с участниками проекта

6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно

7. Я решал проблемные ситуации

8. Я помогал своим одноклассником при решении задач

9. Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы хорошо учиться

Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов

д/з

Работа в группах

Устные ответы

Фиксирование

результатов в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

Оценочный лист ученика класса __________________

+ могу знаю +- сомневаюсь — не могу не знаю

№пп

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

2

Знаю цель урока

3

Знаю план достижения цели

4

Могу работать по плану

5

Могу хорошо читать текст

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

7

Сам могу составить вопрос к тексту

8

Умею работать в группе

9

Могу доказать свои высказывания

10

Могу оценить свою работу на уроке

11

Могу оценить работу своих товарищей

12

Могу сказать что урок прошел с пользой

Лист самоконтроля

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

1 шаг

Повторение пройденного материала

2 шаг

Выполнение пробного задания — действия

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

5 шаг

Первичное закрепление

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

8 — 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

5

4

3

2

1

«Мы»

насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

5

4

3

2

1

«Дело»

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

5

4

3

2

1

Антипец Е.П.

учитель истории

и обществознания

МБОУ СОШ № 42

Домашнее задание по истории: содержание и методика
организации.

Одним из спорных вопросов
современного урока остается вопрос домашнего задания. Как бы увлекательно ни
был раскрыт учителем новый исторический материал, как бы активно ни работали
учащиеся в классе, внимание их по тем или иным причинам может быть отвлечено в
ущерб восприятию содержа­ния урока. Не всегда у учителя  есть возможность
раскрыть на уроке новый материал во всем его объ­еме. По разным причинам мы
останавливаемся более подробно лишь на ведущих, основных, наиболее трудных
вопросах, а остальное излагается кратко, или предлагается учащимся
самостоятельно освоить материал, не требующий разъяс­нения учителя. Некоторые
учителя используют вредный прием — наказание домашним зада­нием повышенного
объема и сложности. Психологическое основание этого в том, что иные взрослые
подсознательно или сознательно убеждены: школьное образова­ние — необходимый,
но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому до сих пор идут дискуссии: задавать на
дом или нет? Каковы допустимые объемы и время на выпол­нение домашнего задания?
Как оно влияет на успеваемость?

Бесспорно, без домашних заданий не обойтись. Что
призвано давать до­машнее задание и не может дать урок? Возможность трудиться
спокойно, без спеш­ки, не ожидая оценок учителя и товарищей; работать не с
максимальным, но опти­мальным для того или иного ученика напряжением;
самостоятельно планировать очередность видов деятельности, ход предпринятой
работы; привлекать по своему желанию дополнительную литературу; привести все
знания в систему.

В процессе выполнения домашнего задания решаются такие
дидактические задачи:

• вторичное повторение
учебного материала урочной темы;

• повторение и осмысление
учебного материала на уровне учебной темы и всего курса с учетом новых знаний и
умений, которые были получены учащимися в результате изучения урочной темы;

• дальнейшее осмысление новой
информации, приобретенной в результате изучения темы урока;

• содействие развитию у
учащихся навыков самостоятельной работы.

Объем
домашнего задания должен соответствовать требованиям
Санитарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобразовательном
учреждении СанПиН 2.4.2.1178-02. Согласно этим требованиям время на выполнение
домашнего задания по всем предметам распределяется следующим образом:
в 5-6-м классе — до 2,5 ч;
в 7-8-м классе — до 3 ч;
в 9-11-м классе — до 4 ч.
Таким образом, объем домашнего задания по истории должен укладываться в
установленные рамки. Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает
правильную дозировку заданий по объему и сложности. Оно должен соответствовать
учебному материалу, изученному на уроке. Допускаются домашние задания, которые
носят опережающий характер.
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо
давать домашние задания на понедельник. Домашнее задание может быть дано в
начале урока и уточняется в конце его с учетом того, что удалось узнать учителю
о результатах изученного нового материала. Его можно давать и в конце урока.
Учитель обязательно задаёт домашнее задание до звонка, давая необходимые
разъяснения по его выполнению.
В домашнем задании следует уделять особое внимание самому важному (опорные
знания, объекты прочного усвоения) и тому, что на уроке усвоено слабее или
совсем не рассматривалось.
Выделяют следующие виды домашних заданий:
 Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков:


заучивание материала учебника и его пересказ;
• группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению;
• осознание последовательности отдельных фактов и положений;
• ответы на специально поставленные вопросы учителя;
• подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
• выделение в тексте основного и второстепенного материала,
• практические работы: анализ исторических источников;
• проблемно-познавательные    задания,   
связанные    связанных    с   
материалом предыдущего урока;
• письменные ответы на вопросы;
• систематизация знаний и их обобщение (схемы, таблицы, опорные конспекты).

Направленные
на развитие творческих способностей, исследовательских умений и учитывающие
индивидуальные познавательные возможности и потребности учеников, а также их
возрастные возможности:

• сообщение
или доклад по предложенной проблеме;
• сочинение;
• реферат;
• эссе;
• рисунки и др.

Указанные виды
домашних заданий могут быть предназначены:

для закрепления пройденного материала;
для подготовки в усвоении нового материала.

Подготовить хорошее домашнее
задание для учащихся, которое бы отвечало всем дидактическим требованиям, не
просто. Вот почему при подготовке к будущим занятиям учитель должен этому
вопросу уделить столько же внимания, сколько и подаче нового материала. Не раз
приходилось убеждаться в том, что некоторые уче­ники не выполняют домашнее
задание не потому, что ленятся, а потому, что не знают, как к нему приступить,
или не знают теоретического материала, который не­обходим. В этом случае мы
сами создаем тенденцию формирования безответствен­ности, нечестности и других
отрицательных качеств.

Поэтому подробная, но сжатая
инструкция по выполнению домашнего зада­ния обязательна. В инструкции
необходимо указать последовательность работы (с чего начинать, к чему переходить,
чем заканчивать), как работать (одному или с товарищем, только ли прочитать и
пересказать, читать по частям и пересказывать, чи­тать и попутно рассматривать
карту, схему, рисунок и т. д.). При этом следует проверить, как учащиеся поняли
содержание работы и способы ее выполнения. Помочь в этом могут памятки.
Большинство памяток учащиеся должны получить в 5 классе. С появлением новых
видов работы, памятки добавляются , вклеиваются в тетрадь.

Особого внимания заслуживает такой аспект организации
домашнего задания как мотивация (пробуждение любознательности,
усовершенствование навыков, апеллирование к оценке их труда, учет
индивидуальных склонностей учеников).

Желательно, чтобы домашнее задание охватывало все
стороны учебного про­цесса: усвоение содержания, обучение умениям и
формирование мировоззренческих и нравственных убеждений. Целесообразно
предложить учащимся задания различ­ного уровня познавательной самостоятельности
(от репродуктивного до творческо­го).

Домашнее задание по истории необходимо строить на
основе пройденного на уроке материала, органически с ним связанного и
непосредственно из него вытекающего. Поэтому в большинстве случаев домашнее
задание дается в конце урока. Однако при выполнении учащимися домашнего задания
иногда пред­лагается повторить и ранее пройденный материал, тесно связанный с
содержанием последующего урока. Так, например, учащиеся 6 класса более
осмысленно изучают вопрос о свержении татаро-монгольского ига при условии, если
на предыдущем уроке им будет предложено повторить дома материал о борьбе
народов нашей стра­ны с монголо-татарским нашествием.

Вместе с тем, при объявлении учащимся домашнего
задания учителю следует учитывать реальные результаты закрепления. И в
соответствии с ними скорректиро­вать объем и содержание предлагаемых заданий.

Домашняя работа учащихся по истории должна быть
построена не только на основе программного, но и раскрывающего его
дополнительного материала, напри­мер, исторического документа.

Домашнее задание строится в порядке постепенного
усложнения. Например, после того как учащиеся овладеют умениями и навыками
составления хронологиче­ских таблиц (дата — событие; дата — событие — итоги,
значение; дата — событие — со­держание — значение), можно переходить к
составлению более сложных видов таб­лиц: синхронистическим (например, «Россия и
её соседи в
XIII в.»: год — западные страны —
русские земли — Монголия) и генеалогическим (например, «Правление династии
Рюриковичей». Аналогично организуется работа с другими средствами обучения:
картами, схемами, изобразительной наглядностью и т. д.

Задания, которые получает ученик на дом, не должны
быть тягостными, а, на­оборот, вызывать радость и удовлетворение от
выполненного, сделанного. Вот по­чему оно должно быть необычным (элемент
интереса), посильным и обязательно оцененным. В связи с этим, следует выделить
некоторые приемы при организации домашнего задания по истории.

Многие учителя практикуют
сегодня опережающее домашнее задание. Пред­варительное чтение параграфов
учебника или других материалов является наиболее распространенным видом
опережающих заданий. Предварительное чтение будет эффективнее, если
использовать приемы т. н. «активного чтения»: инсерт (марки­ровка текста с
помощью условных обозначений), ведение различных записей.

Конечно  в современных
условиях, домашнее задание должно способствовать подготовке к Единому
государственному экзамену. Составление плана ответа по теме (задание 35 ОГЭ).  Сообщение
об историческом деятеле (такие мы часто задаем как творческое индивидуальное
задание) целесообразно научить строить по плану, который подразумевает задание
40. Наиболее сложно 39(34 в ОГЭ) задание  на мой взгляд будет более осознано
выполняться выпускниками, если давать задание на определение плюсов и минусов
того или иного события, положительных и отрицательных итогов деятельности того
или иного правителя.

Главная задача учителя при
планировании урока, чтобы интересным  и понятным  для ученика был не только
материал на уроке, но и чтобы домашнее задание стало увлекательным открытием.

Домашнее задание по истории

       Поделюсь опытом выдачи домашнего задания учащимся. Прежде всего, домашнее задание всегда дается конкретное. Не просто номер параграфа, но и задание к нему с комментарием. Предлагаю вашему вниманию варианты дифференцированных заданий:

— Пересказать часть параграфа. На «3» — по опорным словам, по записям в тетради, по конспекту, на «5» — используя дополнительный материал.

— Ответить устно или письменно на вопросы в учебнике. (Вопросы дифференцированы: на»3», на «4» и на «5»).

— Составить рассказ от первого лица (на «5»), например, о походе Тутмоса III на север.

— Придумать рассказ «Путешествие на машине времени». Например, «Как я попала в родовую общину».

— Написать историческое сочинение. От первого лица («Письмо с Шампанской ярмарки», «Автобиография» — на «5», рассказ о средневековой ярмарке или биография исторического деятеля – на «4» или»3»).

— Составить исторический портрет, характеристику личности, статью для энциклопедического словаря:  а) по памятке;    б) по образцу;  

 в) самостоятельно, используя дополнительный материал.

— Написать вопросы к тексту параграфа, к документу, к иллюстрации. Дифференцировать количество. Например, на «3» — 5 вопросов, на «4» — 7, на «5» — 10.

— Взять интервью, в том числе воображаемое, у кого-либо.

— Выписать из словаря определение понятия. Например, «Культура». На «3» — 1 определение, на «4» —  2-3     и т. д.

— Написать аннотацию на прочитанную книгу или дать устный отзыв по памятке или самостоятельно.

— Составить кроссворд, кроссдат, чайнворд, ребус или написать задание к заполненному кроссворду.

— Заполнить таблицу. Для сильных учащихся – составить таблицу.

— Создать диаграмму, график и т. п. на основе данных учебника или другого текста.

— Разработать тест по теме. Задания определяются учителем или самостоятельно.

—  Написать текст с ошибками, указав в скобках верный вариант.

—  Переписать  параграф по-новому, т. е. создать авторский вариант. Можно дать задание 10 классу по всеобщей истории написать текст параграфа для 5,6 или 7 классов.

— Составить викторину. Конкурс на самую интересную викторину. Можно сузить варианты вопросов. Например, вопросы должны начинаться со слова «Кто?». Можно задать тематическую викторину. Например, «Великая Отечественная война в цифрах». На «5»  использование дополнительного материала обязательно.

— Творческое задание в 5-6 классе: рисунок, поделка, модель, макет, книжка-малышка и т. д. по выбору учащихся.

— Интересное задание – написать шпаргалку по теме. Можно  даже разрешить ей воспользоваться  на контрольной работе. Или перемешать и дать шпаргалку другому ученику,  чтобы тот оценил ее (шпаргалка должна быть понятна всем).

— Составить памятку-предписание для изучения какой-либо проблемы (например, крестьянских войн).

— Задания по выбору учащихся практикую и в старших классах. Например,  по теме «Человек и природа» (обществознание, 8 класс) были предложены следующие задания: составить экологическую карту микрорайона «Утяк», сделать подборку материалов периодической печати, написать доклад «Природа в творчестве…», нарисовать плакат, создать слайд-шоу по теме.

— В 5 классе задания часто имеют форму игры: конкурс на лучшего рассказчика библейских сказаний, инсценировка мифа и т. п.

— В 10 классе при изучении темы «Древний Восток» учащимся было дано задание создать рекламу «посетите Древний …».

— Сообщения, доклады, выступления обычно даю по желанию учащихся. Обычно сильному ученику. Но иногда для создания «ситуации успеха» готовое сообщение даю и слабому ученику.

       Задания можно также давать двоим или группе учащихся. Главное, чтобы задание вызывало интерес у учащихся и желание выполнить его.

Домашние задания

1. Перед тематической лекцией или лабораторно-практическим занятием ответьте на следующие вопросы анкеты:
А. Учась в школе, как часто и добросовестно вы готовили домашние задания по истории?
Б. От чего зависело их выполнение?
В. Как вы считаете сейчас, нужны ли по истории домашние задания? Почему «да» или «нет»?

Перечитайте свои ответы после занятия, изменилось ли что-либо в вашем отношении к домашним заданиям?

2. Допишите фразы:
А. Чтобы домашнее задание по истории не казалось ученику бессмысленным, ………………….
Б. Организация домашнего задания как вспомогательный этап урока предполагает ………………..
В. Домашнее задание будет выполнять диагностическую функцию, если………………..

Г. Изменить запланированное ранее домашнее задание в конце урока учителя побуждает………………
Д. Оставить ученика (класс) без домашнего задания можно, если……………………….

3. Проведите «методическую экспертизу» домашнего задания по «методу Тачкина» (героя рассказа А. Аверченко «Невозможное»). Часто задание на дом учитель дает так; «Параграф и вопросы к нему». Оцените все плюсы и минусы подготовки такого задания, например, по теме «Религия древних хренов» (Вигасин А. и др. История древнего мира: Учеб. для VI кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1993. — § 28).

методическая экспертиза

Сделайте профессиональное заключение, отвечая на следующие вопросы:

Отражают ли вопросы и задания, предложенные в учебнике, все фактологическое и теоретическое содержание параграфа? Урока по этой теме?
Может ли ученик, отвечая на вопросы, ограничиться информацией параграфа? Если да, то в каких случаях это вполне целесообразно?
Выполняя задания, какие элементы учебной книги, помимо основного текста, может использовать ученик? Располагают ли к этому формулировки познавательных заданий?
Какова, на ваш взгляд, основная цель комплекса вопросов и заданий: помочь школьнику воспроизвести учебный материал; систематизировать, обобщить и осмыслить новую тему в иных связях и отношениях; на основе новых знаний и умений помочь школьнику определить и выразить собственное отношение к историческим фактам?
На учащихся с каким уровнем подготовки по истории рассчитаны эти задания? На ваш взгляд, насколько добросовестно и тщательно ребята выполнят все задания после параграфа? Какие из них будут, на ваш взгляд, им более интересны?
Как учитель может стимулировать выполнение «неинтересных» заданий?
Сделайте обобщающий вывод о целесообразности домашнего задания и его проверки по всем вопросам после параграфа.

В случае отрицательного вывода разработайте собственный вариант эффективного домашнего задания по этой теме.

Проверка знаний и умений в обучении истории

1. Согласитесь или опровергните следующие утверждения, свой ответ аргументируйте:

1) В ходе проверки знаний и умений учащиеся могут узнать по предмету что-нибудь новое.
2) Проверка знаний и умений проходит строго в течение первых 15 минут урока.

3) Постоянный отказ учителя от проверки как отдельного этапа урока истории «расхолаживает» учеников, побуждает их не готовить домашние задания.
4) В содержание проверки включается весь материал предыдущего урока и параграфа, заданного на дом.
5) Планируя проверку знаний и умений, учитель обязан соблюсти логическую связь вопросов и заданий между собой и с новой темой.
6) Один и тот же методический сценарий проверки приучает школьников к определенной процедуре контроля и оценивания и тем самым повышает ее эффективность.
7) Фронтальная беседа позволяет провести в классе разноуровневый дифференцированный опрос учащихся, охватив большое количество вопросов в относительно короткий промежуток времени. Поэтому ее можно считать идеальным (универсальным) приемом устной проверки учащихся в обучении истории.
8) Результативность проверочного этапа урока определяется количеством выставленных на нем отметок.
9) Начинать проверку учителю истории целесообразно словами: «На прошлом уроке мы прошли тему … и сейчас ее повторим», — а заканчивать так: «Теперь переходим к новой теме…».
10) Выставляя отметку ученику, учитель косвенным образом оценивает и свою собственную работу.

2. Из всевозможных заданий, предложенных в учебно-методической литературе, составьте свой вариант проверки знаний и  
умений учащихся по теме «Религия древних греков» на специальном этапе комбинированного урока.

Религия древних греков - проверка знаний

Религия древних греков - проверка знаний

Религия древних греков - проверка знаний

Религия древних греков - проверка знаний

Религия древних греков - проверка знаний

Религия древних греков - проверка знаний

Использованная литература:

1) Вигасин А.А. и др. История древнего мира: Учеб. для VI кл. —
 М.: Просвещение, 1993. —С. 133.
2) Трухина H.H. История Древней Греции: Экспериментальный
 учебник для VI кл. — М.: МИРОС, 1993. — С. 22-23.
3) Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1988, — С. 46-49.
4) Годвр Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. V кл.:
 Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — С. 75-77.
5) Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. Часть I. — М.: Дрофа, 1996. — С. 24-27.
6) Петрова Н.Г. Древние Греция и Рим: Рабочая тетрадь для уч-ся VI кл. — М.: Русское слово, 1996. — С. 10-19.

3. Обсудите получившийся вариант проверки знаний и умений учащихся по теме «Религия древних греков» по следующим направлениям:

Какие цели изучения темы «Религия древних греков» отражают вопросы и задания, включенные в проверку?

Какова глубина и полнота содержания проверки? Проводится ли она в пределах параграфа учебника? Учебного материала урока по этой теме? Домашнего задания? Дополнительных источников?

Реализован ли в вашем варианте принцип тематической и логической связи вопросов и заданий между собой и с темой нового урока?

Какие формы, приемы и средства проверки использованы
 вами? Чем обусловлено это многообразие и на что оно направлено?

На каких уровнях познавательной деятельности работают
 ученики во время проверочного этапа?

Какие цели обучения, помимо контрольно-проверочных, выполняют отобранные вами вопросы и задания?

Какой будет активность учащихся во время проведения проверки? Чем она стимулируется? Охватит ли она разные по уровню обучаемости группы школьников?

Сколько учащихся может быть оценено во время такой проверки?

4. Если во время проверки знаний и умений школьников по теме «Религия древних греков» вы планируете активно использовать классную доску, составьте макет доски, подготовленный к проведению проверки.

5. Сравните два-три похожих познавательных задания из предложенных по теме «Религия древних греков» (п. 3). Например, о сходстве и различиях в религиозных верованиях греков и египтян, или о мифах как источниках исторических сведений о жизни и быте древних греков, или на узнавание по фрагменту текста богов и героев мифологических сюжетов.

Какому из заданий вы отдадите предпочтение? Почему? Свое мнение обоснуйте, используя вопросы п. 3.

Тесты

Тесты с несколькими вариантами ответов — самые традиционные в обучении истории. Они универсальны, так как позволяют проверить знание учениками всех структурных компонентов учебного исторического содержания. Определите, какие конкретные знания и элементарные умения диагностирует каждое следующее задание.

1) Рим был основан:
а) в 390 г. до н.э.;
б) в 509 г. до н.э.;
в) в 753 г. до н.э.

2) Сколько лет назад произошло событие, датируемое 500 г. до н.э.?
а) 2498 лет назад;
б) 1498 лет назад.

3) Какое из событий было раньше всех?
а) военные походы Тутмоса III;
б) постройка пирамиды Хеопса;
в) реформа Эхнатона.

4) Какие события произошли в одном веке?
а) основание Рима и захват Ниневии персами;
б) реформы Солона и установление республики в Риме;
в) Саламинская битва и битва при Херонее.

5) Кто из них были современниками?
а) Хаммурапи и Тутмос;
б) Эней и Ромул;
в) Соломон и Перикл.

6) Римское государство было расположено:
а) в Северной Африке;
б) на Аппенинском полуострове;
в) на Балканском полуострове.

7) Первым занятием древнейших людей было:
а) земледелие;
б) собирательство;
в) охота.

8) Главный бог древних египтян:
а) Осирис;
б) Анубис;
в) Амон-Ра.

9) Шадуф — это:
а) приспособление для подачи воды на поля;
б) жертвоприношение богам;
в) оросительный канал.

10) Коллектив людей, живших на одной территории, совместно трудившихся и всем владевших сообща, называется:
а) первобытном стадом;
б) родовой общиной;
в) соседской общиной.

11) Что из перечисленного ниже можно считать основной причиной появления неравенства:

а) войны между племенами, разорявшие побежденных и обогащавшие победителей;
б) распад рода на семьи, каждая из которых вела собственное хозяйство;
в) разделение труда между земледельцами и ремесленниками.

12) Окончательное освобождение Руси от золотоордынского ига произошло в результате:
а) разгрома русскими войсками войск хана Ахмата;
б) отказа Великого князя платить дань Орде;
в) стояния на реке Угре.

2. Кроме тестов с несколькими вариантами ответов существуют, как минимум, еще десять ввдов других тестовых заданий. Оцените их возможности в обучении истории.

Альтернативные задания

Правильные утверждения отметьте знаком «+», неправильные знаком «—».

Первая промышленная революция началась в Англии. Английское промышленное преобладание было недолгим: уже в начале XIX в. Франция, Бельгия, Германия и США превзошли английскую индустрию. Промышленная революция способствовала бурному росту городов и городского населения. Завершение промышленной революции в большинстве европейских стран относится к середине XIX в.

Успехи промышленной революции с самого ее начала сопровождались улучшением жизненного уровня пролетариата, ростом его реальных доходов, сокращением рабочего дня.

Тест на восстановление соответствия

Соедините стрелками имена изобретателей, названия и даты их изобретений.

Тест на восстановление соответствия

Тест «исключения лишнего» или продолжения ряда в установленной закономерности

А. Что лишнее? Кондиции, Ледяной дом, бироновщина, Московский университет.

Б. Продолжите ряд, определив закономерность:
1700-1721, 1756-1762,1768-1774,…
Петр I, Екатерина II, Петр II,…
Витебск, Смоленск, Бородино,…
Дворянское ополчение, стрельцы,…

Тест на группировку исторической информации

Распределите по соответствующим колонкам таблицы имена собственные, обозначения исторических реалий и т.п.

Дарий, Амон, Саул, бумага, шахматы, Кир, Конфуций, Вавилон, Ашока, Моисей, Персеполь, Карфаген, Нефертити, Камбиз, Ассирия, Махеджо-Дара, Иерусалим…

Тест на группировку исторической информации

Тест на установление хронологической последовательности

Расположите перечисленные события в порядке их совершения.

Установление в Риме республики
Вторая Пуническая война
Законы Двенадцати таблиц
Битва при Пидне
Основание Рима
Битва при Каннах
Нашествие галлов
Битва при Заме

Тест на субъективное ранжирование исторических фактов

Какие из нижеприведенных черт были наиболее важными для средневекового человека? Пронумеруйте их в порядке убывания.

Благочестие, забота о спасении души, служение богу, достижение социального возвышения, богатство и успех в делах, тяжелый и упорный труд, семейное счастье.

Тест на определение логической последовательности

Постройте цепочку, расположив перечисленные ниже события и явления так, чтобы слева оказалось наиболее раннее из них, далее — следующее за ним по времени и т.д. Соседние звенья должны быть связаны друг с другом как причины и следствия.

A. Возникновение земледелия и скотоводства.
Б. Собирательство и охота начинают давать больше продуктов, чем необходимо для пропитания общины.
B. Разделение общинного хозяйства на ряд семейных хозяйств.
Г. Появление излишков.
Д. Увеличение урожайности земли.
Е. Переход от родовой общины к соседской.
Ж. Появление плуга и орудий из металлов.

Тест на аналогию

Найдите подходящее слово в знаменателе второй дроби, восстанавливающее отношения, аналогичные заданным в первой дроби.

Тест на аналогию

Тест с ограничениями на ответ

Заполните пропуски.

Страна Шумер находилась в южной части …. Люди освоили эти земли … лет назад. Жили они в домах из … . На полях выращивали …, …, …. Чтобы вода постоянно питала землю, земледельцы научились строить … и … . Шумеры научились приучать домашних животных: Здесь были построены одни из первых городов мира, например: …, … .

Тест со свободными ответами

Почему в орбиту кризиса 1930-х гг. оказались вовлеченными страны Азии, Африки, Латинской Америки? Отметьте наиболее существенную причину из перечисленных ниже или выскажите собственное мнение.

A. Эти государства перестали получать большие кредиты от промышленно развитых стран.
Б. Эти страны в силу однобокости развития экономики были поставщиками продовольствия и сырья, цены на которые резко упали.
B. В этих странах не была достаточно развита инфраструктура (дороги, мосты, средства связи и др.).
Г. …

В анализе тестов учтите следующие обстоятельства:

Содержательность задания: какие структурные компоненты исторических знаний, познавательные умения и интеллектуальные 
способности учащихся выявляет данный вид теста.

Компактность и точность: насколько кратко и четко формулируется вопрос и основная (информативная) часть теста.

Понятность: насколько понятна и воспроизводима учениками определенного возраста конкретная форма и условие теста.

Объективность: насколько велика или малозначительна вероятность случайного угадывания и субъективного оценивания ответа.

Функциональность: какие еще роли, помимо контрольно-оценочной, способен выполнить конкретный вид теста.

3. Установите, на каких этапах процесса обучения истории эффективны конкретные виды тестов.

На каких этапах процесса обучения истории эффективны конкретные виды тестов

4. Проанализируйте обучающие возможности разных видов
 теста по одной и той же теме. Какому из них вы отдадите предпочтение? Почему?

A. Соотнесите даты и события:

359 г. до н.э. Победа над персами при Гавгамелах
338 г. до н.э. Убийство Филиппа, воцарение Александра
336 г. до н.э. Победа македонян в битве при Херонее
334 г. до н.э. Завоевание Александром Индии
332 г. до н.э. Начало правления Филиппа II Македонского
331 г. до н.э. Основание г. Александрии
327 г. до н.э. Битва на реке Граник
323 г. до н.э. Смерть Александра в Вавилоне

Б. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

Победа над персами при Гавгамелах
Убийство Филиппа II и восхождение Александра на престол Македонии
Победа македонян над греками в битве при Херонее
Завоевание Александром Индии
Основание г. Александрии Египетской
Битва на реке Граник
Провозглашение Вавилона столицей Македонской державы

B. Выберите правильный ответ:

1) Греция оказалась под властью Македонии:
а) после битвы при Херонее;
б) после битвы на реке Граник;
в) после битвы при Гавгамелах.

2) Поход македонского войска на Восток начался:
а) в 338 г. до н.э.;
б) в 334 г. до н.э.;
в) в 331 г. до н.э.

3) Персидский царь Дарий III предложил Александру заключить мир после:
а) битвы на реке Граник;
б) битвы при Иссе;
в) битвы при Гавгамелах.

4) Завоевав Египет, Александр основал в дельте Нила новый город:
а) Мемфис;
б) Каир;
в) Александрию.

Г. Заполните пропуски:

В результате македонских завоеваний образовалась огромная … . Она простиралась от … до … . Столицей ее стал г. … . Но … продолжал мечтать о …. В 323 г. до н.э. созданное им государство распалось на части: … в Европе, … в Азии, … в Африке. Их царями стали … . Народы Западной Азии, освободившись от гнета …, попали под власть … .

5. Составьте свой вариант тестовых заданий различных видов по одной и той же теме (школьный курс истории и сюжет выберите самостоятельно). Сравните эффективность вариативных тестов.

6. Проанализируйте итоги тестирования одиннадцатиклассников, опубликованные в журнале «Преподавание истории в школе» (1997. — № 5). «Мы не хотим делать по результатам одного теста каких-либо глобальных выводов, хотя тенденции прослеживаются вполне определенно», — заявляют эксперты. Какие еще выводы об уровне и качестве школьной исторической подготовки выпускников России, и Москвы в частности, вы сможете сделать, кроме обнаруженных специалистами недочетов в конкретных областях знаний (хронологии, картографии, персоналиях, экономике и т.д.)?

Задания с «открытыми» ответами

1. Познакомьтесь с логическими заданиями по истории России и ответами учащихся. Попробуйте оценить их и аргументировать свои отметки.

Задание I: Охарактеризуйте политику Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.

Ответ: Мероприятия Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева:

а) губернская реформа — 50 губерний, уезды, губернатор и капитан-исправник;

б) «Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства» — освобождение дворян от государственной службы; они не подвергались телесным наказаниям; судил их дворянский сословный суд; они освобождались от податей; имели право владеть крепостными; участвовали в местном самоуправлении;

в) «Жалованная грамота городам» — верхушка купечества получила доступ к самоуправлению, освобождение от подушной подати и рекрутской повинности;

г) реформы укрепляли местный аппарат власти, при частичных уступках непривилегированным сословиям сохраняли господство дворянства на местах.

Задание II: Объясните, почему современники называли XVII в. «бунташным веком».

Ответ: XVII век прошел под знаком народных движений. В их числе:

а) городские восстания середины XVII в. в Москве, Воронеже, Курске, Пскове, Новгороде и других городах;
б) «Медный бунт» 1662 г.;
в) крестьянская война под предводительством Степана Разина;
г) церковный раскол — форма протеста народных масс против официальной церкви и феодального гнета.

Задание III: Подумайте, почему в начале XVII в. стало возможным появление самозванства.

Ответ: Условия, предшествовавшие появлению самозванцев в начале XVII в.:
а) упадок хозяйства;
б) усиление эксплуатации крестьян и горожан;
в) крестьянские выступления;
г) противоречия внутри господствующего класса, борьба за власть, избрание на идрство Бориса Годунова и недовольство его правлением;
д) ухудшение международного положения России.

Задание IV: Первые патентные бюро, регистрирующие научные изобретения, появились в Англии в XVII в., а в России — в годы царствования Александра I. О чем говорят эти даты?

Ответ: Используя дешевый труд крепостных, принудительный труд на промышленных предприятиях, помещики и промышленники имели возможность увеличивать свои доходы за счет усиления эксплуатации. Они не были заинтересованы в том, чтобы тратить средства на закупку современной техники. Поэтому изобретения медленно внедрялись в промышленное производство и в сельское хозяйство.

В Англии (на родине промышленного переворота), где использовался труд наемных рабочих, предпринимателю для увеличения прибыли необходимо было оснащать свои предприятия новейшим оборудованием.

       Задания и ответы взяты из кн.: 1000 вопросов и ответов по истории школьникам и абитуриентам: Учеб. пособ. / Под общ. ред. Л.Н.Алексашкиной. — М.: ACT, 1997.

Сравните свои оценочные суждения с мнением других проверяющих. Совпали ли ваши представления об эталоне ответов и оценки конкретных работ? Какие идеи и предложения по совершенствованию оценочного инструментария у вас появились?

2. Самостоятельно разработайте критерии ответа на логическое задание по истории, включив в них требования как к содержанию, так и к приемам изложения.

Образец: Характеризуя политику Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, школьники должны:

кратко оценить социально-политические последствия народного бунта 1773—1775 гг.;
определить, какие новые задачи и направления появились в государственной деятельности Екатерины II в связи с этим выступлением;
перечислить или кратко охарактеризовать соответствующие реформы императрицы, показать их направленность или ближайшие результаты;
сделать обобщающий оценочный вывод о внутренней политике Екатерины II после пугачевского бунта, возможно, сравнив ее с первым периодом царствования или проследив влияние на общий ход исторического развития России в конце XVIII в.

Логическое задание (по выбору)

Каковы экономические и экологические последствия монгольских завоеваний? Сравните их с этой точки зрения с другими крупнейшими завоеваниями древности и средневековья

Объясните, почему, говоря о политическом строе Новгорода, историки употребляют термин «республика», а не «княжество»

Выделите основные группировки, противоборствовавшие в Южной и Юго-Западной Руси в XII — начале XIII в.

Как известно, политическая раздробленность установилась и на Руси, и в Западной Европе. Подумайте, случайно ли это совпадение

Каков, на ваш взгляд, уровень развития славянского общества (на основании летописного рассказа о восстании древлян и мести Ольги)? Свое мнение обоснуйте

Требования к ответам

_________________________

3. Разработайте критерии проверки и оценивания проблемного задания, учитывая специфику познавательной деятельности школьников при его выполнении.

Образец: Объясняя, почему первые патентные бюро появились в России почти на 200 лет позже, чем в Англии (ситуация неопределенности), школьники должны: идентифицировать социально-экономические условия развития Англии в XVII в. и объяснить, почему здесь успешно разрабатывались и внедрялись научно-технические изобретения;

использовать опорные понятия: ранняя буржуазная революция, промышленный переворот, мануфактура, буржуа, фабрики и др.;

охарактеризовать социально-экономическое развитие России в XVII-XIX вв., сопоставив его с Англией и объяснив, почему ни помещики, ни государство не были заинтересованы в научно-технических открытиях;

использовать опорные понятия: феодально-крепостнические отношения, помещики-крепостники, крепостные крестьяне и рабочие и др.;

привести конкретные исторические факты, иллюстрирующие
 отношение к научно-техническим разработкам в России и в Англии;

сделать обобщающий вывод о социально-экономическом и культурно-техническом развитии обоих государств к середине XIX в.

Проблемное задание (по выбору)

Известно, что фамилии аристократии возникали, как правило, в XV — начале XVI в. Среди княжеских родов известны, с одной стороны, Оболенские, Вяземские, Воротынские, Мосальские и др., а с другой — Патрикеевы, Татевы, Хворостинины, Щенятевы и др. Как вы думаете, чьи предки раньше оказалисьна великокняжеской службе? (Ситуация предположения)

В жилище русского горожанина XVI в., где топили печь, было тепло даже в самую лютую стужу. В доме европейца, несмотря на имевшийся в нем камин, было довольно прохладно и постель приходилось согревать при помощи грелки с горячими углями. Как можно это объяснить? (Ситуация неожиданности)

Автор книги «Была ли сожжена Жанна д’Арк?» Ж. Гримо считает ее смерть на костре легендой, созданной для поддержания вокруг Орлеанской девы ореола святости. А что думаете по этому поводу вы? (Ситуация альтернативных ответов)

Требования к ответам:

_______________________

4. Разработайте критерии проверки и оценивания образного задания на преобразующем уровне, конкретизировав общие требования к нему.

Образец: При выполнении образных заданий от учащихся требуется:

наполнить картину прошлого исторически достоверным материалом;

придумать конструкцию, призванную организовать исторический материал (сюжет рассказа, план описания);

добиться целостности создаваемой картины, проработанности исторических деталей, яркости видения (Годер Г. И. Преподавание истории в V классе: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1985. — С. 26).

Образное задание (по выбору)

Опишите архитектурные памятники Киева, Новгорода или Владимира. Какие из них вас больше всего привлекают? Почему?

Дайте образную характеристику великому князю Ивану III

Расскажите историю появления иконы Владимирской Божией Матери во Владимире

Составьте картинный план фрагмента из сочинений Плутарха, рассказывающего о воспитании спартанцев

Придумайте яркое, но выразительное заглавие к отрывку из «Жизнеописаний» Плутарха, рассказывающего об известных персонажах античной истории

5. Разработайте критерии проверки и оценивания творческого образного задания. Обратите внимание, что такие задания обычно строятся на приемах персонификации и стилизации, которые должны быть учтены в требованиях к ответу.

Образец: сочиняя «письмо» из деревни, в которой только что провели ревизию (Россия, начало XVIII в.), учащиеся должны:

в содержании своего «письма» раскрыть особенности социально-экономической жизни российской деревни в эпоху петровских преобразований;

использовать опорные понятия: крепостники, подушная подать, ревизия, сказки, двор, царь Антихрист и пр.;

использовать прием стилизации, чтобы сделать свою работу похожей на документ XVIII в.;

выразить отношение к петровской ревизии от имени автора своего письма, адекватное его социальному статусу, материальному положению, государственной должности и т.д.

Требования к ответу

__________________________

Творческое задание (по выбору)

Представьте себе, что у вас появилась возможность написать письмо одному из выдающихся деятелей Древнего Востока

Напишите от имени ветерана воспоминания «Как я служил под знаменами Цезаря»

Вообразите, что вам удалось побывать в древней Александрии Египетской. Подготовьте путевой дневник с рассказами об увиденном. Не забудьте уточнить, в качестве кого и зачем вы приехали в этот город

Представьте, что вы находитесь в ратуше на заседании городского совета. Ратманы сидят на скамьях, украшенных изображениями древних писателей и философов. На огромном дубовом столе стоит мощехранительница. Каждый клявшийся на суде должен был прикоснуться к ней рукой. На стенах зала картины Страшного суда.

Опишите участников заседания и подумайте, какие насущные вопросы они могли обсуждать

Опишите от лица представителя одного из трех сословий Франции заседание Генеральных штатов в 1789 г.

6. Особую группу познавательных заданий по истории составляют эссе — прозаические этюды, содержащие общие или предварительные соображения о каком-либо предмете в произвольной, непринужденной форме. Парадоксальный исторический факт, чье-либо высказывание или альтернатива решения — только повод, толчок к самостоятельным размышлениям учащихся о прошлом и настоящем, о своем отношении к ним.

Выберите одну из предложенных тем и напишите эссе, ориентируясь на следующие параметры этой работы:

понимание главной мысли задания и ее развитие в эссе;

убедительную аргументацию своего мнения историческими фактами и теоретическими обобщениями;

круг источников информации, использованных в эссе;

логическую стройность и завершенность рассуждений;

языковые и стилистические достоинства текста.

Темы для эссе

1. Как вам кажется, справедливо ли Перикл назвал свой город «школой и мастерской Эллады»?

2. Какое из трех событий сыграло, на ваш взгляд, большую роль в римской истории: реформы Гракхов, восстание Спартака или Союзническая война?

3. Какая из названных в учебнике (Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. — М.: Дрофа, 1997. — Гл. V, § 5) причин гибели Византии кажется вам главной? Если вас не устраивает ни одна из изложенных в книге версий, попробуйте сформулировать свою гипотезу.

4. Как вы думаете, можно ли было предотвратить первую мировую войну? Что для этого надо было предпринять лидерам ведущих государств?

5. Специалисты считают, что доколумбова Америка являлась крупным природоохранным и кислородным резервом планеты. Как можно оценить события 1492 г. в свете современных экологических проблем?

Подготовленный ответ-эссе дайте на проверку одному из своих коллег и обсудите качество вашей работы по вышеперечисленным параметрам.

7. Выполнив задания 1-6, сделайте общее заключение о проверке и оценивании субъективированных компонентов исторической подготовки школьников и ответьте на вопрос:

Нужна ли и кому из субъектов обучения разветвленная система критериев эталонного ответа к заданиям «открытого» типа?

В случае положительного ответа ответьте на последующие вопросы:

Кто должен (может) разрабатывать контрольные требования: государственный образовательный стандарт? Авторы познавательных заданий? Учителя-практики?

Должен ли (имеет ли право) ученик знать об этих требованиях перед выполнением задания?

Как меняется цель и характер проверки познавательных заданий по истории с применением системы контрольных критериев?

Выскажите ваши замечания по предложенному подходу к проверке и оцениванию результатов обучения истории и новые идеи и рекомендации.

8. Среди прочих достоинств блочно-тематического планирования — возможность системного использования разнообразных познавательных заданий в соответствии с этапами изучения новой темы и создания гибкой и эффективной системы текущего и итогового контроля. Попробуйте распределить известные вам виды тестов и познавательных заданий по истории по трем этапам тематического блока, максимально учитывая обучающие и контрольно-проверочные особенности каждого вида.

3 этапа тематического блока

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

0

Современное домашнее задание по истории России

Представленный вариант домашнего задания поможет учащимся старших классов взглянуть на экономику как на реально действующую подсистему общества, а не на набор сложных для усвоения терминов. Данное задание по истории может помочь учащимся при подготовке к ГИА по истории и обществознанию.

После изучения экономического развития Российской империи в начале XX в. учащимся 11 класса предлагается выполнить следующее домашнее задание по § 5 «Россия в системе мирового рынка и международных союзов»:

Письменно выполните следующие задания, используя текст параграфа и собственные знания:

  1. Дайте краткую характеристику экономике Российской империи 1910-х гг.
  2. Какие особенности экономики Российской империи делали её важным торговым партнёром для Запада?
  3. Используя данные учебника, докажите, что в Российской империи в 1900-1913 гг. наблюдался/не наблюдался экономический рост.

Для выполнения домашнего задания под номером 3 учащимся необходимо привлечь знания экономики, то есть, вспомнить понятие и показатели экономического роста. Затем, используя учебник и результаты выполнения 1 и 2-го заданий, старшеклассники отвечают на поставленный вопрос и доказывают свою правоту.

Таким образом, уже пройденный теоретический материал по обществознанию начинает «работать» в исторических реалиях. Примененное на практике знание теперь не просто запоминается, выучивается, а усваивается как реальная категория, которая может применяться учащимися в жизни.

Такой вариант домашнего задания по истории помогает как глубже изучить тему экономического развития Российской империи, так и усвоить сложный материал по обществознанию (сложным материл по экономике часто называют сами учащиеся).

Опубликовано 14.02.20 в 12:58 в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мачете the forest
  • Как составить объявление чтобы привлечь клиентов
  • Как найти твердый сыр
  • Как найти длину границы круга
  • Как найти сделанную куклу вуду