Как составить домашних обязанностей с ребенком

Стоит ли приобщать детей к помощи по дому

Рассказываем, как домашние обязанности помогают формировать новые навыки и как легко заинтересовать ребенка процессом

  1. Начинайте с игр
  2. Выбирайте обязанности, соответствующие возрасту ребенка
  3. Составьте расписание
  4. Не разделяйте домашние обязанности по половому признаку
  5. Устраивайте совместные генеральные уборки
  6. Не платите за помощь по дому
  7. Не наказывайте уборкой
  8. Не ждите совершенства

Бытовая рутина — часть жизни любой семьи. Грязная посуда, стирка, невыглаженные рубашки и необходимость готовить могут отнимать много сил, особенно если один человек выполняет все эти обязанности за нескольких членов семьи. Стоит ли привлекать к такой работе детей? Для чего и, главное, как это делать правильно?

Материал подготовлен при помощи эксперта — психолога Анастасии Аримовой.

Мир меняется: если раньше помощь ребенка по дому не обсуждалась, детям приходилось брать на себя часть хлопот, то сегодня родителей куда больше волнует учеба школьника, его желание познавать мир, общаться со сверстниками и развиваться. Тем не менее рано или поздно вопрос о помощи по дому подрастающего поколения встает в каждой семье. Причин, по которым родители могут задуматься о привлечении ребенка к бытовым обязанностям, много:

  • нехватка времени у самих родителей, они работают и просят школьника взять часть обязанностей на себя;
  • желание научить ребенка самостоятельности: поел — убрал за собой посуду, разлил сок — вытер лужу;
  • традиции: в семье родителей было принято, что дети тоже убираются дома, поэтому и в своей семье они устанавливают похожие правила;
  • стереотипы: в некоторых семьях до сих бытует мнение о том, что «девочка — хранительница очага, должна уметь готовить и убирать», с такими стереотипами важно бороться.


    При правильной мотивации домашние обязанности станут не лишней нагрузкой, а способом выработать новые навыки. Фото: Ilike/shutterstock.com

При правильной мотивации домашние обязанности станут не лишней нагрузкой, а способом выработать новые навыки. Фото: Ilike/shutterstock.com

Анастасия Аримова

Психолог

Список дел по дому помогает детям учиться планировать, чувствовать себя взрослыми и значимыми. «Если родители мне доверяют вытереть пыль, значит, я могу помочь семье, я важен» — так думает ребенок. Более того, обязанности по дому помогают детям быть более чуткими и внимательными к остальным членам семьи. Ребенок замечает, что родители вернулись с работы уставшие, и понимает, что им нужна помощь — он помоет посуду или выкинет мусор. Не потому что должен, а чтобы помочь близкому. Или увидит, что сестренка заболела, и заварит ей чай.

Чтобы обязанности по дому не превратились в рутину, важно соблюдать несколько правил, о которых расскажем подробнее.

Начинайте с игр

Играть любят все дети. В уборку в том числе, ведь большинство игр малышей строится именно на подражании взрослым: дети очень любят делать вид, что подметают, пылесосят или готовят. Уже на этом этапе можно давать самые простые поручения: отнеси чашечку в раковину, принеси тряпку, помоги загрузить белье в стиральную машину или разобрать посудомоечную машину. Очень важно не заставлять ребенка или приказывать ему, а обращаться за помощью, чтобы малыш почувствовал гордость: «Я помог маме! Прямо как взрослый!».

Старайтесь не отказываться от предлагаемой помощи, даже если понимаете, что сами вы сделаете быстрее и качественнее: первые порывы ребенка помочь играют очень важную роль. Если сейчас вы согласитесь, чтобы ребенок помыл полы в своей комнате, вероятность того, что и через 5 лет он будет мыть полы даже без ваших просьб и напоминаний, возрастет.


    Дети очень любят играть, особенно в уборку: на этом этапе можно пробовать давать самые простые поручения. Фото: Drpixel/shutterstock.com

Дети очень любят играть, особенно в уборку: на этом этапе можно пробовать давать самые простые поручения. Фото: Drpixel/shutterstock.com

Выбирайте обязанности, соответствующие возрасту ребенка

Это важно по двум причинам: если ребенок не справится, он получит отрицательный опыт, а значит, помогать в дальнейшем не захочет, а еще обязанности не по возрасту могут подвергнуть ребенка опасности. Старайтесь поручать школьнику такие дела, с которыми он точно справится: в начальных классах ребенок, скорее всего, сможет убрать за собой посуду, протереть стол, разогреть готовый обед в микроволновке, запустить стиральную машину или убрать за котом. Если не уверены, что ребенок готов к какому-то из дел, сперва сделайте это вместе: объясните все правила безопасности, если они есть, проговорите, как пользоваться бытовыми приборами.

Составьте расписание

После того как вы составили список дел, с которыми школьник справится, можно сделать расписание. Очень важно, чтобы в его создании принимал участие ребенок. Можно, конечно, договориться, что каждый будет что-то делать тогда, когда у него будет на это время и желание, но практика показывает, что рано или поздно такая система дает сбой.

Анастасия Аримова

Психолог

Для детей очень важны системность и четкое расписание. Это поможет и вам: не придется каждый день напоминать о том, что надо помыть посуду или разобрать чистое белье. Вы будете знать, что за посуду по средам отвечает ребенок. И, главное, об этом будет знать сам ребенок. Это позволит избежать конфликтов и недопониманий в семье. Кстати, такое расписание хорошо работает не только с детьми: можно сделать его для всех, кто живет в одном пространстве.

Не разделяйте домашние обязанности по половому признаку

К сожалению, такое частое происходит в семьях, в которых воспитываются разнополые дети: на девочек чаще ложатся обязанности по дому, тогда как мальчики от них почти или полностью освобождаются. Важно, чтобы работа по дому была распределена между людьми, которые могут эту работу выполнять — и хотят этого. Во взрослой жизни мальчику точно пригодится умение готовить, а девочкам — навык забивания гвоздей или способность поменять лампочку. Конечно, здесь важен и пример семьи: если между взрослыми обязанности распределены справедливо, дети обратят на это внимание.

Устраивайте совместные генеральные уборки

Конечно, уборка может быть скучной рутиной: это обязанность, а обязательные вещи сделать приятными получается далеко не всегда. Но вы можете попробовать превратить рутину в традицию. Устраивайте по субботам раз в месяц день семейной уборки: включайте музыку, заказывайте пиццу и, распределив обязанности, начинайте наводить чистоту. Кто-то моет окна, кто-то — плиту, а вечером устраивайте киносеанс в чистой квартире. Разве не здорово?


    Превратите рутину в традицию — устраивайте раз в месяц день семейной уборки: включайте музыку, заказывайте пиццу и, распределив обязанности, начинайте наводить чистоту. Фото: Elena Nichizhenova/shutterstock.com

Превратите рутину в традицию — устраивайте раз в месяц день семейной уборки: включайте музыку, заказывайте пиццу и, распределив обязанности, начинайте наводить чистоту. Фото: Elena Nichizhenova/shutterstock.com

Не платите за помощь по дому

Спорный вопрос, на который сложно дать однозначный ответ: можно ли платить детям за то, что они навели порядок в комнате? Психологи все чаще говорят о том, что таких «рыночных» отношений в семье лучше все же избегать.

Анастасия Аримова

Психолог

Приучать к оплате за домашние обязанности, на мой взгляд, не стоит. Более того, у ребенка не формируется осознание, что он — часть семьи, помощник, у него не развивается эмпатия и чуткость по отношению к родным. Но это не значит, что труд ребенка должен остаться незамеченным: очень важно похвалить его за то, что он справился с поставленной задачей, обратить внимание, что теперь ваше общее пространство стало чище, красивее, уютнее. Так ребенок будет учиться благодарить вас в ответ. Согласитесь, часто нам не хватает банального «спасибо» за вкусно приготовленный ужин? Учите детей на своем примере благодарить за работу.

Не наказывайте уборкой

Желание ребенка поддерживать дома чистоту и порядок, помогать близким должно быть искренним — дома должна быть такая атмосфера, чтобы дети понимали, что их труд важен. Если за плохую учебу вы будете наказывать уборкой, это сформирует негативное отношение и к уборке, и к учебе, и к вам.

Не ждите совершенства

Многим родителям бывает тяжело поручить ребенку часть обязанностей, потому что школьник, скорее всего, сделает их не так хорошо, как сделал бы взрослый. Конечно, ребенок вряд ли сделает все идеально, но это первый шаг к его самостоятельности, не бойтесь ошибок — избежать их вряд ли получится. Не осуждайте и не ругайте, а поддерживайте — чтобы в следующий раз ребенок захотел сделать лучше. Можно указывать на недостатки проделанной работы, но аккуратно предлагая свою помощь.

Конечно, вопрос домашних обязанностей и их распределения в семье очень непростой. Естественно, не всегда дети готовы с радостью помогать взрослым по дому — это нормально. У самих родителей тоже не всегда бывает желание пылесосить или готовить. Старайтесь быть более гибкими, разговаривайте с ребенком, постарайтесь узнать, почему он не сделал то, что обещал. Может быть, он хочет заняться сейчас чем-то другим? Или у него проблемы в школе или с друзьями? В основе всего должны быть доверительные и уважительные отношения — именно они помогут найти общий язык и сохранить дома порядок — во всех смыслах.

Содержание статьи

  • Первые домашние обязанности: в каком возрасте?
  • Список для мальчиков и девочек 3-4 лет
  • Список для девочек и мальчиков 5-6 лет
  • Список домашних дел для школьников 1 класса
  • Список домашних обязанностей для детей 8-9 лет
  • Список домашних дел для ребенка 10 лет
  • Список для девочек
  • Список для мальчиков
  • Оформление списка дел для ребенка – советы и примеры
  • Вопросы и ответы
  • Почему для девочек и мальчиков одинаковые списки домашних обязанностей?
  • Когда стоит освободить ребенка от выполнения домашних обязанностей?

Составление списка домашних обязанностей ребенка – ответственность родителей. От того, насколько правильно он составлен, будет зависеть атмосфера в доме: любви и согласия или принуждения и упорства. Хорошо, когда количество дел увеличивается постепенно и пропорционально возрасту. При этом все задачи посильные, и не свались на ребенка «как снежный ком на голову».

Первые домашние обязанности: в каком возрасте?

Современные родители с раннего детства уделяют много внимания творческому развитию детей: посещают всевозможные кружки, «развивашки», отдают в спортивные секции. В круговороте событий у детей практически не остается свободного времени. И тогда заботливая мама думает: «Пусть чадо отдохнет, приберусь сама».

Уборка в доме

Есть и другие аргументы против домашних обязанностей в раннем возрасте – «еще наубирается, пусть наслаждается детством», «от такой помощи никакой пользы, я гораздо быстрее справлюсь». На самом деле родителям удобно ограждать ребенка от домашних дел, пока он не станет более внимательным, ловким и способным, то есть лет до 9-10.

Но у медали есть обратная сторона. Подросток, который никогда не помогал по дому или делал это периодически, будет возмущен тем, что «обязанности мамы» лягут теперь на его плечи. И будет отчасти прав. Все аргументы, которые приводила родительница против его участия в домашних делах в более раннем возрасте, будут использованы, чтобы отстоять свою позицию и избежать «каторги».

Постепенное приучение к домашнему труду – важный этап взросления. Начиная с 3 лет ребенок уже способен выполнить несложные поручения.

Список для мальчиков и девочек 3-4 лет

В 3-4 года, а бывает и раньше, дети начинают активно подражать родителям. Они с удовольствием гремят кастрюлями и не прочь повозить мокрой тряпкой по полу. Это значит, что пора поддержать стремление малыша «быть взрослым».

Ребенок убирает игрушки

Домашние обязанности для детей 3-4 лет
1 Собрать игрушки после игры
2 Класть грязную одежду в бельевую корзину
3 Помочь разобрать пакеты с продуктами
4 Вытереть пролитую жидкость
5 Вытереть пыль с низкой мебели
6 Мыть за собой горшок
7 Убрать крошки со стола после еды
8 Заправлять постель
9 Складывать полотенца
10 Помогать в готовке: вырезать печенье формами, украшать торт, добавлять варенье, смешивать продукты

Чтобы ребенок брался за работу по дому с энтузиазмом и удовольствием, важно относиться к качеству уборки снисходительно. В первое время выполнять вышеперечисленные обязанности надо вместе, показывая очередность действий. Малыш должен четко знать, куда и какие складывать игрушки, какой тряпочкой вытирать пыль, где находится грязное белье. В этом возрасте работа по дому для детей выглядит, как игра. Важно не нарушать представление, а всячески поддерживать, превращая скучные дела в интересные с помощью стишков, прибауток, поощрений.

Список для девочек и мальчиков 5-6 лет

Дети средней и старшей группы детсада более осознанные и ловкие. Они могут выполнять довольно ответственные поручения. Это время ролевых игр, когда мальчики и девочки не просто копируют родителей, но и вживаются в роль. Следует показать ребенку всю важность его помощи, заострить внимание на положительных моментах: проявлении инициативы, высокой скорости, старательности и т. д.

Ребенок убирает игрушки

Домашние обязанности для ребенка 5-6 лет
1 Кормить домашнего питомца
2 Поливать цветы
3 Помогать накрывать на стол
4 Смешивать салаты, намазывать масло на хлеб, собирать бутерброды, чистить яйца
5 Поддерживать порядок в шкафу с одеждой и в ящике с игрушками
6 Протирать от пыли мебель и вещи на полках
7 Вырывать сорняки
8 Мести пол детскими веником и совком
9 Мыть пол от пыли
10 Помогать складывать одежду, одеяла, постельное белье

Список домашних дел для школьников 1 класса

С началом обучения в школе ребенок становится более ответственным и самостоятельным. Многие первоклассники вынуждены дожидаться прихода родителей с работы.

Ребенок собирается в школу

Школьник должен уметь себя обслуживать и поддерживать чистоту в жилище.

Домашние обязанности для детей 6-7 лет (1 класс)
1 Просыпаться по будильнику
2 Собирать портфель и одежду в школу
3 Готовить простые холодные блюда (бутерброды, сухие завтраки) и разогревать пищу
4 Мыть тарелки и кружки, столовые приборы
5 Пылесосить
6 Совершать мелкие бытовые покупки: суметь купить соль, хлеб, масло
7 Выгуливать домашнего питомца
8 Выносить мусор
9 Аккуратно складывать одежду
10 Чистить овощи

Список домашних обязанностей для детей 8-9 лет

Начиная со 2 класса список домашних обязанностей можно несколько расширить. Детям зачастую это не нравится. К 8 годам они перестают воспринимать работу по дому, как игру и успевают «насытиться» самостоятельностью. Прибавляя обязанности, важно давать некоторые привилегии, права. Например, позже ложиться спать, выбирать фильм для вечернего просмотра, досуг для семьи.

Список домашних обязанностей для детей 8-9 лет

Домашние обязанности для детей 8-9 лет
1 Составлять распорядок дня и придерживаться его
2 Следить за чистотой и опрятностью одежды
3 Нарезать овощи, фрукты, сыр
4 Уметь готовить каши, яичницу, отварные макароны, другие простые блюда
5 Ухаживать за своим транспортным средством (самокатом, велосипедом): мыть, смазывать
6 Мыть свою обувь
7 Уметь постирать свое нижнее белье и носки
8 Помогать сменить постельное белье
9 Мыть пол от грязи, следов обуви
10 Покупать бакалейные продукты по просьбе родителей

К 10 годам ребенок многие домашние обязанности дети выполняют автоматически (или не выполняют). Самое время подтянуть «хвосты», и помочь ребенку освоить навыки, которые он по каким-то причинам не освоил в более раннем возрасте.

Девочка убирается в комнате

Домашние обязанности для ребенка 10 лет
1 Уметь обращаться со стиральной машиной, развешивать белье
2 Подметать, пылесосить
3 Ухаживать за домашним питомцем и комнатными растениями
4 Мыть посуду, включая сковородки и кастрюли
5 Поддерживать чистоту туалета и ванной (мыть после себя, пользоваться ершиком)
6 Суметь приготовить блюда не только для себя, но и семьи
7 Покупать продукты по списку
8 Выполнять мелкий ремонт одежды: зашить дырку по шву, пришить пуговицу
9 Наводить порядок в шкафах и ящиках
10 Проводить влажную уборку

С ребенком 10-ти лет нужно договариваться и уметь находить компромиссы. Нельзя передавать всю работу по дому, даже если она по возрасту. Подростки могут бунтовать, если чувствуют несправедливость. К тому же по закону каждый ребенок имеет право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья (физического, умственного), или препятствовать получению образования, социальному развитию. Также он имеет право на отдых.

В 10 лет мальчики и девочки могут иметь сильные отличия в интересах. И хотя психологи и педагоги советуют не разделять домашнюю работу по гендерной принадлежности, можно предложить детям разного пола свой список заданий.

Список для девочек

В силу своих психологических особенностей девочки более усидчивы и внимательны к деталям, чем мальчики. Им легче даются домашние задания, требующие высокой концентрации. Начиная с 10 лет, многие девочки становятся настоящими маленькими хозяюшками. Можно доверить им более сложную и ответственную работу.

Девочка гладит 10 лет

Домашняя работа для девочки 10 лет
1 Глажка простой одежды
2 Помощь в кормлении, одевании младших братьев и сестер, прогулки с ними
3 Сбор ягод, овощей с грядки
4 Посадка цветов, оформление клумбы
5 Участие в составлении меню, совместное приготовление сложных блюд, десертов, выпечки
6 Сервировка стола
7 Смена постельного белья

Список для мальчиков

Для мальчиков 10 лет важно чувствовать себя героями, настоящими взрослыми, которые вносят значимый вклад в домашний быт. Они полны энергии, сильнее и смелее девочек. Мальчикам проще справляться с задачами, которые нужно выполнить за короткое время, и при этом проявить смекалку.

Мальчик с молотком

Домашняя работа для мальчика 10 лет
1 Помощь в ремонте дома: забить гвоздь, прикрутить гайку, собрать мелкую мебель
2 Сбор фруктов с дерева
3 Планирование и перестановка мебели с родителями
4 Помощь в несении тяжелых сумок
5 Рыбная ловля
6 Совместное приготовление пищи на мангале или костре
7 Участие в планировании семейного бюджета

Оформление списка дел для ребенка – советы и примеры

Составлять список домашних обязанностей лучше для всех членов семьи, а не отдельно для одного ребенка. Это даст ощущения сплоченности. Пример на фото:

Для маленьких детей можно распечатать отдельную таблицу с картинками и полями, в которых можно поставить галочку или приклеить (нарисовать) смайлик. Настроение смайлика может показывать, с какими чувствами ребенок выполнял домашнюю работу. Если какая-то обязанность вызывает грусть, злость, возможно, стоит пересмотреть список заданий. Шаблоны:

Задания для ребенка важно подбирать индивидуально и с учетом его мнения. Кто-то любит поливать цветы, другой будет рад выносить мусор и выгуливать питомца, а третий с удовольствием удивит семью кулинарным шедевром.

Вопросы и ответы

Почему для девочек и мальчиков одинаковые списки домашних обязанностей?

«Девочка должна ловко управляться с тряпкой и хорошо готовить, а мальчик – уметь забивать гвозди и стремиться зарабатывать». Этот распространенный стереотип разрушил немало семейных пар. Он берет начало из детства, когда девочкам и мальчикам поручают разные домашние обязанности, кому-то делают поблажки, а кому-то нет. В современном мире женщины искусно изготавливают мебель, а мужчины становятся рестораторами и именитыми поварами. Любая работа должна распределяться между людьми, исходя из интереса и способности ее выполнить. Это не связано с полом.

Когда стоит освободить ребенка от выполнения домашних обязанностей?

Болезнь и плохое самочувствие – веские причины освободить ребенка от домашних дел. При загруженном графике нужно смотреть по ситуации. Важно оставить 1-2 часа свободного времени, а после занятий дать полчаса на отдых и восстановление. Неправильно освобождать от домашних обязанностей ребенка, который хочет погулять или считает, что в выходной день или каникулы должен отдыхать с утра до самого вечера. Родителям следует объяснить, что домашние дела должны быть выполнены так или иначе. Возможно, в более удобное для ребенка время.

Если с раннего возраста выполнение домашних обязанностей в семье для ребенка норма, то в подростковом возрасте просьбы о помощи не вызывают протеста. Дела по дому нужно подбирать по возрасту, с учетом загруженности, характера, талантов малыша. Возможно, какую-то работу он сможет выполнять раньше своего возраста, а другую позже. Все индивидуально. Списки обязанностей – пример, на который стоит ориентироваться, но никак не прямое руководство, которому нужно в точности следовать.

Для того чтобы воспитать самостоятельных детей, нужно с малых лет приучать их к ответственности и опрятности. Для этого родители дают задания, которые ребенок способен выполнить в своем возрасте. Это развивает дисциплинированность и отзывчивость.

Что такое домашние обязанности ребенка

 Обязанности детей по дому – это домашние дела, которые они должны выполнять. Мнение родителей в этом вопросе разделяются. Одни считают, что достаточно, чтобы дети убирали за собой, другие приобщают их к делам семьи. В любом случае домашние обязанности ребенка нужно планировать с учетом их возрастных возможностей.

Для чего необходимы обязанности детей по дому

С помощью выполнения домашних обязанностей происходит становление личности. Ребенок привыкает к дисциплине и приобретает ряд полезных навыков. Выполняя каждый день несложные задания родителей, он начинает делать это автоматически в дальнейшем, без напоминаний, и у него развивается чистоплотность.

Мальчик и девочка

Также он учится ставить перед собой цель, планировать последовательность выполнения задач и достигать желаемого. Кроме всех приобретенных полезных качеств, дети будут ежедневно ощущать свою пользу для семьи.

С какого возраста ребенку можно поручить первые домашние дела

Родители долгое время пытаются оградить детей от обязанностей по дому, стараясь продлить им детство. Но это совершенно зря. Когда ребенку исполняется 3-4 года, он уже вполне способен выполнять о простейшие задания. Самое время приучать малыша к труду. В таком возрасте дети сами проявляют тягу к тому, чтобы сделать что-то самостоятельно. И это отличный аргумент дать им эту возможность.

Обязанности, рекомендуемые ребенку 3-4 лет

В этом возрасте дети воспринимают уборку не как обязанность, а как игру. В такой форме они запросто справятся с несложными делами:

  1. Убрать свои игрушки на место.
  2. Вымыть свой горшок.
  3. Заправить кровать.
  4. Сложить грязную одежду в корзину для белья.
  5. Убрать за собой мусор или вытереть разлитую жидкость.
  6. Помочь на кухне: лепить пельмени или пирожки, вырезать кондитерские украшения формочками.

С чем может справиться ребенок в 5-6 лет

Ребенок в возрасте 5-6 лет действует более осознанно. Он пытается подражать маме и папе, показывает свою значимость. Ему можно доверить дела посложнее:

  1. Протереть пыль.
  2. Убраться в шкафах с одеждой и на полках.
  3. Полить цветы.
  4. Вырвать сорняки.
  5. Подмести и помыть пол.
  6. Помочь с сервировкой стола.
  7. Помочь готовить бутерброды, чистить яйца.

Домашние обязанности первоклассников

С поступлением ребенка в школу его жизнь становится более самостоятельной. Ведь родители находятся на работе, и ему приходится самому себя обслуживать и находиться дома одному. Список домашних обязанностей становится гораздо шире:

  1. Прилежно складывать вещи.
  2. Уметь собирать рюкзак и одежду в школу.
  3. Гулять с питомцем.
  4. Мыть посуду.
  5. Пылесосить.
  6. Уметь разогревать себе еду и готовить несложные холодные блюда.
  7. Чистить овощи и фрукты.
  8. Ходить в магазин за покупками (хлебом, сахаром, чаем).
  9. Выносить пакет с мусором.

Домашние дела для детей 8-9 лет

В этом возрасте обязанности детей по дому расширяются. Они уже устают от домашних дел и воспринимают их не так радушно. Следует добавлять не только новые обязанности, но и бонусы, чтоб они понимали, что повзрослели как для выполнения поручений, так и для определенных привилегий. 

Ребенок

Перечень обязанностей второклассников:

  • держать свою одежду и обувь в чистоте;
  • уметь нарезать продукты;
  • готовить простые блюда (сварить яйцо, кашу или макароны);
  • уметь стирать свои носки и нижнее белье;
  • менять постельное белье с помощью родителей;
  • мыть пол;
  • покупать товары из бакалеи.

Обязанности по дому детей 10 лет и старше

В этом возрасте ребенок считается подростком. Он находится на этапе развития, поэтому в состоянии выполнить практически любое задание по дому наравне со взрослым. Но не стоит поручать ему все домашние дела. В зависимости от предпочтений и интересов обязанности можно распределить на те, которые ближе мальчикам или девочкам.

Домашние дела для мальчиков и девочек

Есть общий список дел, которые могут выполнять как мальчики, так и девочки:

  1. Пылесосить, мыть пол, подметать.
  2. Мыть посуду, в том числе сковороды и кастрюли.
  3. Пользоваться стиральной машиной, развешивать белье.
  4. Убираться в шкафах и на полках.
  5. Ухаживать за домашними животными и цветами.
  6. Готовить полноценный обед.
  7. Ходить за покупками.
  8. Уметь отремонтировать одежду.
  9. Убирать за собой в ванной и туалетной комнате.

Дела для девочек

В возрасте 10 лет некоторые девочки чувствуют себя хозяйками и берутся за более ответственную работу:

  1. Гладят несложную одежду.
  2. Присматривают за младшими детьми.
  3. Выполняют огородные работы (посадки, сбор плодов).
  4. Помогают в приготовлении обедов и выпечки.
  5. Меняют постельное белье.

Дела для мальчиков

У мальчиков в этом возрасте список дел отличается от списка девочек:

  1. Помогают при ремонте жилища.
  2. Собирают плоды с деревьев.
  3. Помогают маме в магазине с тяжелыми сумками.
  4. Ходят с папами на рыбалку.
  5. Участвуют в приготовлении пищи на мангале.
  6. Помогают спланировать семейный бюджет.

Советы по оформлению списка дел для ребенка

Оформлять список дел для ребенка нужно в соответствии с его возрастом, предпочтениями и возможностями. Для малышей можно распечатать и раскрасить яркий и красивый график, чтобы после выполнения задания можно было приклеить наклейку, которая будет означать, что дело выполнено. Для детишек постарше можно распечатать тематический список с изображением любимого артиста или певца. Можно предусмотреть место, где они будут указывать свои эмоции от выполнения поручений.

Школьница

С помощью такого чек-листа можно проанализировать наиболее любимые обязанности и составить следующий план с их учетом. Многие составляют семейный перечень дел для всех членов семьи, и каждый из них чувствует свою ответственность и вклад в общее дело. И не стоит забывать о времени для отдыха.

Как научить ребенка выполнять домашние дела

Если дети не проявляют интереса и желания к уборке, а заставить их делать домашние обязанности – это целая проблема, есть ряд хитростей, чтобы привить им это желание:

  1. Дома должна быть чистота, чтобы дети привыкали, что так должно быть всегда.
  2. Если с малых лет у детей есть желание помочь родителям и сделать что-то самостоятельно, не нужно им это запрещать.
  3. Нужно, чтобы дети взяли за правило, что у вещей должно быть свое место. В таком случае и убираться нужно будет меньше.
  4. Распределять обязанности для детей нужно с учетом их предпочтений. Если родители дадут им задание, от которого они испытывают негативные эмоции, заставить их его выполнить в будущем будет сложно.
  5. Необходимо объяснить малышу, для чего нужно убираться, чтобы он понимал, зачем ему нужно это делать.

Родитель личным примером должен показать чаду, как нужно выполнять домашние дела. Ведь если мы сами не будем их выполнять, то от ребенка сложно будет этого требовать.

Как, когда и в какой момент стоит подключать ребёнка к выполнению домашних обязанностей? Рассказывает эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Современные дети, начиная с детского сада, часто настолько перегружены учёбой и занятиями, что дела семьи для них остаются чем-то далёким и непонятным. Я знаю многих ребят, которые не только не помогают маме приготовить еду, но даже никогда не видели, чтобы она делала это, ведь еда достаётся им сразу готовой. Я знаю 15−17-летних подростков, которые ни разу не подметали пол, потому что мамы их берегли — ещё наработаются.

Так может и правда, оставить детей в покое, пусть до свадьбы или до армии отдыхают? Зачем нагружать их той работой, которую и многие взрослые не любят? Намного проще взять и сделать всё самой. Вырастут и научатся как-нибудь. А пока не будем эксплуатировать детский труд.

Вечно учащиеся, развлекающиеся, занимающиеся рисованием, музыкой, спортом дети оказываются абсолютно беспомощными в ситуациях обычной жизни. Они могут нормально функционировать, только если их обслуживают. Они не понимают, что деньги не появляются как по волшебству в тумбочке, а вещи сами не складываются в шкаф.

А когда у них появляется своя семья и дети, то жизнь превращается в непрекращающуюся борьбу с хаосом, ведь надо обслуживать не только себя, но и малышей. Хорошо, если у них есть родители, которые могут часть домашней работы взять на себя, или деньги, чтобы передать её на аутсорс: домработница, няня, повар…

Одна знакомая девушка в 20 лет уехала учиться в другой город, оказалась одна в квартире — и с удивлением обнаружила… пустой холодильник. Нет, она понимала, что еда туда попадает из магазина, но не понимала, почему он пустой?

Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы вовремя накормить детей, но и научить их добывать еду, структурировать хаос вокруг себя. Это обычно помогает поддерживать некоторый порядок и в голове. Взрослые, которые этим навыком не овладели, остаются детьми навсегда. Те же ребята, у которых есть семейные обязанности, чувствуют себя полноправной личностью, которой выделили своё место. Мир им видится более устойчивым и предсказуемым.

С помощью семейных обязанностей мы помогаем детям стать более организованными, позже этот навык переносится на учебу, работу, а также планирование своей жизни.

Когда я говорю «обязанности», то вовсе не предлагаю вам переложить на ребёнка ту или иную домашнюю работу, требуя идеального исполнения. Скорее это процесс постепенного научения, который встроен в постоянную деятельность, этакий кружок домоводства и выживания. Вот примерный, но вовсе не обязательный список того, что вы можете попробовать поручить своему ребёнку.

В 2 года:

  • подметать пол;
  • протирать пыль;
  • помогать в процессе одевания;
  • складывать снятую одежду на стульчик;
  • приносить обувь себе или другим членам семьи, находя пару;
  • помогать развешивать постиранное бельё, подавая мелкие вещи;
  • складывать разобранное бельё в стиральную машину;
  • положить игрушки на место.

В 3 года:

Все то же самое плюс:

  • самому и с помощью взрослого складывать игрушки, книжки; выбирать свою одежду из общей стопки вещей;
  • одеваться самому;
  • застегивать и расстегивать пуговицы на одежде и помогать родственникам;
  • помогать накрывать на стол — ставить салфетки, приборы;
  • убирать посуду за собой в раковину, вытирать со стола крошки;
  • принести очки, книгу, телефон;
  • занять очередь на качели и подождать;
  • поиграть одному недолго;
  • показывать в знакомых местах, куда идти в сторону дома;
  • прекратить шуметь, когда его просят об этом;
  • разделить сладости или фрукты на всех поровну;
  • поиграть одному на улице (под присмотром, но без участия взрослого).

В 4 года:

Все то же самое плюс:

  • помогать мыть посуду;
  • расстилать и заправлять свою кровать;
  • помогать резать салат;
  • готовить простой десерт со взрослым;
  • выбирать вместе со взрослым продукты в магазине, складывая их в тележку;
  • приготовить себе простой завтрак: достать хлопья и молоко, сделать бутерброд;
  • развешивать мелкие вещи на сушилке;
  • играть дома без постоянного присмотра.

В 5 лет:

Все то же самое плюс:

  • помочь продеть нитку в иголку;
  • намотать нитку на катушку;
  • налить себе и всем холодные напитки;
  • оплачивать мелкие покупки;
  • разбирать бельё для стирки на белое и цветное;
  • сортировать в кухонном шкафу столовые приборы, наводить там порядок;
  • аккуратно вешать вещи на стул после раздевания;
  • вешать свою верхнюю одежду в шкаф;
  • складывать свое чистое бельё в шкаф;
  • кормить домашнего питомца;
  • убирать за питомцем по указанию взрослого;
  • собирать ягоды.

В 6 лет:

Все то же самое плюс:

  • сложить вместе монеты, разобрав на кучки по одинаковой ценности;
  • разобрать постиранное мелкое бельё на категории;
  • посчитать количество гостей (до десяти) и помочь накрыть на стол в соответствии с количеством людей, проверить, что всем всего хватает;
  • пылесосить комнату и ковры;
  • поливать цветы;
  • помогать выносить мусор;
  • пользоваться граблями в саду;
  • самостоятельно готовить простую пищу: горячий бутерброд, варёные яйца;
  • собирать свои вещи в детский сад, школу, кружок с проверкой взрослого или по написанному или нарисованному списку.

В 7 лет:

Все то же самое плюс:

  • посмотреть по часам со стрелками время и сообщить;
  • помочь всем завязывать шнурки «на бантик»;
  • подбирать себе одежду в соответствии с погодой;
  • самостоятельно собирать портфель;
  • мыть и чистить овощи;
  • оставлять после себя порядок в туалете и ванной комнате;
  • купать домашнее животное;
  • гулять с мелким питомцем;
  • настраивать новый телефон;
  • загружать приложения;
  • менять батарейки.

В 8−9 лет:

Все то же самое плюс:

  • ложиться спать, просыпаться утром самостоятельно по часам;
  • нести покупки;
  • разбирать купленные продукты;
  • гладить мелкие вещи;
  • убираться в своем шкафу;
  • выполнять различные поручения родителей;
  • помогать в кормлении младших детей;
  • пришивать пуговицы;
  • зашивать небольшой распоровшийся шов на одежде;
  • участвовать в семейных советах по распределению части семейных доходов;
  • наполнять себе и другим ванну;
  • собирать фрукты с деревьев;
  • разжигать костёр и готовить еду на костре с участием взрослых;
  • осваивать новые кулинарные рецепты по книгам и с помощью поисковиков;
  • делать простые презентации в компьютерных программах.

Но самое главное — это не список дел, а то, как, когда и каким образом стимулировать детей выполнять свои обязанности. С самого раннего возраста старайтесь все дела по дому делать вместе с ребёнком. Да, убирать квартиру или печь пироги с ним получается дольше, но зато вам не нужно развлекать его планшетом, а вдобавок ребёнок получает общение с мамой и полезные для жизни навыки. Мама развешивает белье? В полтора года малыш подаёт мелкие вещи, в три — вешает колготки и носки на сушилку, в пять — учится справляться с крупными вещами.

Не стоит давать маленькому ребёнку постоянные поручения, лучше дать ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности. Совсем не нужно просить, чтобы ребёнок делал то же, что и вы. Он может заниматься свои маленьким, но несомненно важным и ценным делом. Не заставляйте, а лучше предлагайте варианты, спрашивайте, чем он сегодня хотел бы вам помочь. Безусловно, это улучшит и ваши отношения с ребёнком.

Ну, а время, которое вы проводите в одиночестве, лучше потратить не на уборку, а на что-нибудь более приятное: полежать в ванной, посмотреть фильм, встретиться с подругой, сходить в парикмахерскую. Нет, если вы просто обожаете уборку, то, конечно, можно заниматься и ей, но тогда делайте только то, в чём услуги маленького помощника вам точно не понадобятся.

В раннем возрасте, в 2−4 года, ребёнок полон инициативы! Вот почему так важно поддерживать его, хвалить за усилия, даже если результат не всегда хорош и хочется в сердцах воскликнуть: «Ой, лучше я бы сама!» Добрые слова желающему помочь ребёнку имеют и отсроченный эффект. И когда вам реально потребуется помощь, он сумеет её оказать — и будет делать это по собственной инициативе, а не потому, что вы его заставили.

Читайте также:

Виды поощрений и их значение в развитии ребёнка

11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам

Как говорить с детьми о деньгах

Фото: Evgeny Atamanenko/Alena Ozerova/Zurijeta/Africa Studio/veryulissa/Shutterstock.com

Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием.

Как часто нам приходится напоминать детям об их обязанностях: «Убери игрушки», «Помой посуду!», «Вынеси мусор!» Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и, в конце концов, приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, попреки.

Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и: делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроит определённую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Сначала поговорим о целях.

Что именно мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей в наш обиход? Мы хотим, чтобы:

— дети помогали маме по дому;

— дети знали, где находятся их вещи;

— дети считали свои обязанности вкладом в семью;

— дети выполняли их самостоятельно;

— родители не тратили силы на уговоры;

— дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, а родителей добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть;

— родители вздохнули свободнее. (Особенно мамы, т. к. часть пусть небольших, но рутинных дел теперь лежит на других членах семьи:и т. д.)

При этом необходимо четко представить себе:

— Что получаем мы — родители, — предлагая детям взять на себя ряд обязанностей,

— Что получают от нового образа жизни дети,

— И что, в конце концов, приобретает семья, то есть мы все — дети и родители.

Выделяем главное.

Расписали? Отлично! Теперь просматриваем получившийся список, и выделяем ГЛАВНОЕ. Это одна или две цели, ради которых действительно стоит все это затевать и настойчиво из дня в день в течение месяца повторять детям, что именно эти дела теперь входят в их ежедневные обязанности.

Для чего еще выделять главные цели? Чтобы расставить приоритеты. Вы ставите своеобразный фильтр на цели второстепенные и держите в голове главное. Рекомендация: пусть в вашем списке главных целей присутствует воспитательный момент. Например, вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но и формируете у них привычки на будущее:

— находить время на дела по дому;

— помнить о том, что ты живешь не в замкнутом пространстве, а с близкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;

— заботиться о других;

— находить пользу и даже удовольствие от рутинных дел, которые все равно нужно выполнять;

— структурировать свои дела и т.д.

Ведь наша с вами родительская задача — максимально полно подготовить ребёнка к переходу во взрослую жизнь. За что ребенок, когда вырастет, будет нам благодарен.

В свое время, создавая систему домашних обязанностей, я сформулировала для себя такую цель: «Я хочу, чтобы мои близкие поняли, что поддержание дома в чистоте и порядке — это не моя святая обязанность, а вклад каждого. Чтобы они начали относиться к дому как к своему, в котором каждый отвечает за свою часть. Чтобы, выполняя обязанности по дому, дети и муж понимали, что помогают не мне, а себе и своей семье жить в уютном, чистом доме. Примерно так. Вы можете воспользоваться моими словами. Но будет гораздо продуктивнее сформулировать цель самим. Это будет ваша цель, и значит, вы будете идти к ней быстрее.

Список обязанностей.

Теперь приступаем к воплощению плана в жизнь. Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и написать ВСЕ дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистом и уютном виде.

Пишите все. Пригодятся даже такие мелочи, как «наполнять фильтр водой». С этой задачей успешно справится даже 3-летний малыш. Он будет с гордостью наполнять фильтр — и считать себя важным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа.

Это станет его ежедневной домашней обязанностью, за которую будет ОТВЕЧАТЬ только он. Точно также как вы будете отвечать за приготовленный обед или мытье посуды, а муж — за вовремя вбитые в стену гвозди.

Не разделяйте сразу домашние дела на обязанности для сына, для дочки и для мужа. Не забегайте вперед. Сначала распишите все, что видите:

— выбить маленький коврик, что вечно пылится у двери и ждет, чтобы его вытряхнули;

— полить цветы на кухне;

— разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;

— выставить обувь, разбросанную по прихожей, по ранжиру, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде;

— складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;

— следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал прикроватную тумбочку;

— вытирать лапы собаке после прогулки и т.д.

Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо. А также, в каком месте обычно создаются завалы, которые, как обнаруживается, разбирать совершенно некому.

Но завалы — это отдельная тема. Мы обратимся к ней в самом конце — как наиболее проблемной.

Распределение обязанностей

Мы, наконец, дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей.

Садимся все вместе. Или собираем семейный совет по этому поводу. Вы берете слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому. Вы уже не готовы тащить все на себе или тратить огромное количество жизненных сил на убеждение и мотивацию. Поэтому решили сделать «ход конем» — показать, что именно нужно делать по дому. Как правило, дети и мужья мало представляют себе, насколько много мелких и больших, серьезных и не очень дел нужно сделать, чтобы содержать дом в порядке.

Поэтому берите список в руки и демонстрируйте. Вот сколько! После этого предложите детям (желательно и мужу тоже) выбрать те обязанности, которые они будут делать, и делать С УДОВОЛЬСТВИЕМ.

Обратите внимание: не нужно никого принуждать. Вы ставите домочадцев перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть — именно сейчас — великолепная возможность выбрать дело по душе.

Реплики «Я не хочу ничего делать!» или «С какой стати!» не обсуждаются. Правила игры поменялись, и теперь вы «командуете парадом». А любимым людям предлагаете выбрать фишки, которыми они будут «ходить» в предложенной вами игре.

Кому что нравится?

При выборе обязанностей стоит отталкиваться от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т.д. Если сын любит порядок — таких детей немного, но они есть, — предложите ему следить за обеденным столом, на котором должны стоять салфетки, солонка, зубочистки и т.д., зато мусора — вечных крошек и грязной посуды — быть не должно. Пусть он сгребает все лишнее в раковину. Даже если она на первых порах будет выглядеть кладбищем грязной посуды, вы все равно выиграете. Потому что вам уже не придется «вылизывать» стол. Вам останется только посуда, а она у вас и так есть. Если, конечно, ее мытье не выберет кто-то из домашних.

Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми.

В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности — наверное, самому важному навыку и пониманию, который предстоит постичь ребенку. Пусть чистый подоконник, за который будет отвечать он, станет для него маленьким шагом на пути к приобретению этого ценного навыка.

Пусть дети участвуют в процессе выбора обязанностей. Это игра, а не принудиловка. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел на маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.

Даже если малыш будет отвечать за то, чтобы вымытая посуда была расставлена по местам, для него это уже будет важным участием в общем процессе. Помните, что, распределяя домашние обязанности, вы делаете подарок не только себе, но и своим близким. Ваше сэкономленное время, силы, нервы будут теперь принадлежать им, а не бесконечному быту.

Каждому — свое.

Теперь снова берите ручку и расписывайте — если дети могут писать, пусть это делают самостоятельно, — кому и какие обязанности теперь нужно будет выполнять. Пунктов не должно быть много — где-то 4-6. Когда они будут выполняться с легкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать еще по одному небольшому заданию. Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата.

Обычно на ежедневные обязанности у детей уходит в среднем от 30 минут до часа. Это время вполне можно найти. А если вы покажете, как это можно делать быстрее — в идеале он может дойти и своим умом, — то у ребенка будут уходить на выполнение считанные минуты. Чему и он, и вы будете только рады!

Напишите список для себя и для мужа. Все повесьте на видное место, чтобы на ваш вопрос: «Какие у вас сегодня обязанности?» дети могли подойти и посмотреть, если забыли.

Вывешенные на видное место списки играют и дополнительную роль. Они делают ваши обязанности — и родителей и детей — прозрачными. Каждый знает не только то, за что отвечает сам, но и за что отвечает другой. Например, папа или мама. Будьте готовы к тому, что дети напомнят вам о ваших обязанностях также, как это делаете вы. Будьте готовы к тому, что вам придется делать все вовремя. Вы же хотите воспитать в детях самодисциплину? Так начните с себя. Чтобы у ребенка не было повода упрекнуть вас в недобросовестности, в невыполнении договора.

Первый раз вместе с мамой

Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что вы ему поручили. Скорее всего, это не произойдет. Поэтому пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца. Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет его ждать с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.

Но он не обязан догадываться о том, как все это делать. С мамой стоит делать и по той простой причине, что именно она знает, где что лежит и как должно выглядеть в идеале убранное место.

Даже если вы решили поручить 12-летнему отпрыску стирку белья в машине-автомате, объясните предварительно: как сортировать белье, зачем выворачивать некоторые вещи наизнанку, какие кнопки отвечают за стирку, а какие за отжим. Даже если он много раз видел эти манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребенка за то, что сами не догадались объяснить.

Каждому «спасибо» — свое время и место.

Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!

Мне часто говорят: «Зачем же я буду хвалить? Ведь меня никто не хвалит за то, что я ежедневно готовлю на всех завтрак, обед, ужин. Да и за чистую посуду никто «спасибо» не говорит:» Не говорит — значит, не приучили. Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите «спасибо» своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье.

«Спасибо» или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу. Что есть результат, который очень всем нужен.

Процесс пошел!

Приготовьтесь к тому, что первые две недели (может быть, это произойдет и раньше) вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача — помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель.

Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!». Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел. Больше как вознаграждение за труд, который может позволить себе любой человек.

Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор и репрессии. Если сегодня ребенок пришел из школы уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему на встречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время.

Разве мама уйдет в гости, не позаботившись предварительно о том, что будут есть в ее отсутствие дети? Разве она не начнет мыть посуду, если все тарелки грязные и просто-напросто есть не из чего? Это ее обязанности и желание сделать что-то нужное и важное для своих близких.

Также и дети. «Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это, вот это и вон то. А ты что?» Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно также вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.

Семья — это общий дом. А не место, в котором родители выполняют роль обслуживающего персонала.

Обратная связь.

Не лишним будет периодически проводить семейные опросы. Вам нужно знать наверняка, что думают по поводу ваших преобразований домочадцы. Не дожидайтесь пока ситуация станет взрывоопасной и дети (а может быть и муж) взбунтуются и потребуют «прекратить это издевательство». Спрашивайте: устраивает ли их то, что сейчас происходит, как они к этому относятся. Как они думают, почему мама решила эту систему ввести, что от нее получает она — то есть вы и что получает каждый член семьи? Справедливо ли все это?

Ведь вы создаете эту систему не только для себя, но и для всей семьи. Вы не командир отряда, приказы которого не обсуждаются. Вы — мудрый руководитель. Ваш метод — мотивация, а не муштра. Поэтому вашей второй натурой должна стать гибкость и мудрость. Они приходят с годами и с опытом. Они приходят, если слушаешь не только свои желания, но и желания родных.

Когда я только начинала вводить описываемую систему в жизнь, то задавала эти вопросы своим детям. Честно говоря, с опаской думая, что ребята могут сказать: «Мы устали, больше не хотим это делать, нам это не нравится:» И была приятно удивлена, что они поняли то, что я пыталась до них донести в самом начале. Они были согласны, что это их обязанности, их вклад в семью. И не видят трудностей, потому что тратят на взятые на себя обязательства совсем немного времени и сил. К тому же они заметили, что мама стала спокойнее и больше времени проводит с ними.

Завалы были, есть и будут.

Наверное, самое неприятное в ведении любой деятельности — будь то домашнее хозяйство или бизнес — это завалы. И научить разгребать их — а еще лучше не создавать — ваша святая обязанность. Посмотрите на свои документы, вещи, мелочи, которые скапливаются в одном месте и лежат неподъемной грудой, которую все никак «руки не доходят» разобрать. У детей то же самое.

По прошествии двух недель вы заметите, что намеченные обязанности выполняются детьми довольно исправно. Но есть дела, которые ни в какую не хотят «делаться» Например, разгрести завал игрушек совсем непросто. Расставить вещи по местам, если их накопилось уже под сотню, тоже вызывает трудности. Причем, вы будете видеть, что дети стараются, они хотят и готовы это сделать, но у них постоянно находится повод увильнуть от выполнения этих дел.

Это значит, что вам нужно пересмотреть некоторые обязанности. Разбейте их на части. Например, уборка стола в детской должна состоять из нескольких операций. Скажем, таких: распределение деталей конструктора по коробочкам, книги, расставленные по местам, канцелярские принадлежности имеют право занять свое место в специальной подставке, вытирание стола и наведение окончательного глянца. Каждую операцию можно разбить по дням.

Вы можете купить или сделать сами множество разноцветных коробочек, на которых будет написано, что именно является их содержимым. Ребенку будет просто и интересно складывать в них свои вещи.

Есть и еще способ. Платить деньги — или назначать бонусы, записывать звездочки, баллы — за самые трудные, на взгляд детей, работы.

Я не знаю, что выберете вы. В свое время я выбрала назначить за разбор каждого завала определенный тариф. И этот способ в моей семье себя оправдал. Позже мы плавно перешли к карманным деньгам, финансовым отчетам и умению грамотно обращаться с деньгами. Но это уже совсем другая история, которая требует создания не менее стройной системы. Вы же можете остановиться на чем-то другом — наиболее подходящем вам и детям.

Помните, что, создавая систему и отслеживая на первых порах ее работу, вы выстраиваете фундамент из умений, которые пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни. И эта конструкция должна быть не только прочной, но и очень гибкой. Не стоит требовать выполнения одних и тех же обязанностей. Они могут варьироваться, меняться, обретать игровую форму, чтобы не набить оскомину своим однообразием. К тому же вы сможете провести ребенка через все этапы ведения домашнего хозяйства, чтобы, став взрослым, он однажды не опустил руки со словами: «Наверное, я никогда не научусь с этим справляться:»

Нет и не может быть ленивых детей. Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клавиши delete как найти
  • Как составить заявление в суд на снижение алиментов
  • Как найти мне человека похожего на меня
  • Как найти среднее арифметическое чисел с частотой
  • Как найти элемент на странице jquery