Как составить домашний помянник

Твой помянник, если ты часто раскрываешь его как птица крылья, это надежда на то, что твое имя будет написано в вечном Помяннике на небесах в памяти Божией.

© Архимандрит Рафаил (Карелин)

Дорогие братья и сестры, возможно, Вы замечали во время Литургии или на Панихиде в Соборе, как люди достают свои помянники и читают имена, иногда по памяти или по истлевшим от времени листам бумаги. С самых первых времен своего существования Святая Церковь ввела в употребление так называемые диптихи или синодики, в которых вносились имена всех известных для данной церкви, для данной церковной общины лиц: прежде всего – всех усопших православных епископов этой церкви, затем живых, по преимуществу благотворителей храма и усопших, особенно тех, которых своею верою и добрыми делами приобрели уважение в Церкви. По примеру общецерковных диптихов и верующие, каждый в отдельности, стали заводить такие же диптихи, наши помянники или поминания, куда заносим имена своих сродников, друзей и знаемых.

«Стоишь в храме – вспомни всех своих воспитателей, учителей, которые тебя учили, врачей, медсестер, которые в тяжкую минуту были рядом, друзей, знакомых. Так и служба пролетит – не заметишь… Идешь мимо больницы – помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, о врачах, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика – помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь… Так и будет у тебя непрестанная молитва!» Схиархимандрит Зосима Сокур

ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ САМИМИ БОГОМОЛЬЦАМИ
Долг самих богомольцев разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, значит, неоднократно во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник. Если бы так стали поступать, то поминовение приняло бы совсем иной характер, более соответственный его значению и цели.Теперь у нас перечитыванием помянников заняты только священнослужители. А каждый богомолец лишь ждет, когда будет прочитано его поминание. В это время он начинает усиленно креститься и творить поклоны, иногда даже земные. После этого он считает себя вправе отдохнуть от молитвы, сесть, даже пошептаться с соседом или выйти из храма на время чтения поминаний других. И самые усердные поборники чтения поминаний не могут не признать, что продолжительное, иногда в течение более часа, перечитывание одних имен, мало назидательно. Оно больше рассеивает внимание, утомляет и даже приводит к скуке, к досаде. Помянник – небольшая книжка или тетрадка с записанными в ней для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Называется еще синодиком.

Почти у каждого христианина имеется маленькая книжка, называемая помянник – образ древнего диптиха, где написаны имена живых и усопших. Эту книжку он подает в храме на проскомидию и ектеньи, на молебны и панихиды, ее он должен читать ежедневно в своих домашних молитвах.

Что означает список имен?

Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых – человеческую личность, в списке умерших – душу, ушедшую в другой мир – в неведомое нам бытие.

Помянник это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших, не только с ними, но и с их ангелами-хранителями.

Помянник – это связь между живыми и мертвыми, между всеми, кто носит имя христианина, связь через благодать, где нет препятствий и расстояний, нет далеких и близких, нет разделения и различия между живущими на земле и теми, кто находится под землей, чьи тела пребывают в могилах, как на своих ложах до воскресения из мертвых. Мы все находимся в духовном граде, имя которого Церковь.

Помянник это место встречи; путь туда лежит через человеческое сердце. Только голос сердца слышен на небе, а слова одних уст бесследно растекаются по воздуху и исчезают, как рябь на поверхности воды. Нерадивая молитва не единит человеческих душ; она похожа на цепь с разорванными звеньями.

Под каждым именем скрыт человек, с его нуждами, страданиями и болью. Каждое имя это уста, которые просят нас о помощи, особенно имена умерших – это беззвучные крики из могил. Мы должны обращаться с именами, словно с теми людьми, которые скрыты под ними, как под завесой.

Есть обыденное выражение «читать помянник». Как часто мы делаем это буквально – читаем, а не молимся, перечисляем имена, будто отсчитываем камушки, а нередко читаем с отключенным сонным сознанием, расслабленной волей, рассеянными мыслями, как будто слепыми глазами.

Молитва имеет один корень со словами «молить, умолять, миловать, милость, умиление». Молиться это просить Бога о помиловании, как осужденный просит судью о пощаде. Умолять это значит, чувствовать чужую боль, как свою собственную, это протягивать руку упавшему, это как бы брать на себя тяжесть изнемогающего под ношей. Молиться – значит обращаться к морю божественного милосердия, поэтому молитва должна быть одушевлена надеждой; даже белый цвет страниц помянника, на которых написаны имена, служит как бы фоном молитвы, а вернее знаком надежды, с которой мы должны произносить их.

Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Две части помянника похожи на день и ночь. Живые находятся на земле, как бы при свете дня; мы можем их видеть, слышать и осязать. Усопшие ушли в тот мир, который для нас остается тайной: они живы, но мы не видим их, как в ночной темноте.

Помянник это символ того, что наши близкие всегда с нами.

Помянник это память о смерти, с которой каждый из нас подписал договор в день своего рождения: те, кто находятся в списке живых, в свое время перейдут в список умерших, но нет ни одного имени, которое было бы перенесено обратно. Еще ни один человек на свете не обратился назад на этом пути, как не может волна реки пойти против потока. В тоже время, помянник – свидетельство о том, что смерти нет, что смерть это только разлука, но и ее преодолевает молитва.

На земле все страдают – и праведные и грешные; все нуждаются в помощи и сострадании, поэтому имена, написанные чернилами, в духовном плане написаны слезами и кровью.

Помянник – барометр нашей любви: насколько внимательно мы читаем его, насколько имена глубоко проходят через наше сердце и согреваются теплом, – настолько мы исполняем заповедь Божию о любви, которая выше закона. Вера, надежда и любовь – триедины. Но вера это первая ступень духовного восхождения; она рождает внимание и укрепляет терпение в молитве. Внимательная молитва дает человеку некое таинственное извещение о том, что он услышан Богом. Надежда изгоняет сомнение и низводит в душу благодать, которая открывается как любовь; тогда человек молится о своих врагах, как о друзьях, и не хочет, чтобы кто-либо был наказан за него. Он молится о благополучии своих обидчиков и прощает их, хотя бы они не просили прощения. Имена врагов в помяннике это ключ к духовной сокровищнице, это тот огонь, который сжигает зависть как солому, изгоняет злобу и мстительность, как змей из сердца, и делает врагов друзьями. Молиться сосредоточенно и внимательно трудно, как проливать кровь; поэтому

помянник похож на поле невидимого боя;

но после усердной молитвы за людей человек чувствует покой совести и радость как торжество победы.

Помянник – это возможность выплатить долг усопшим, который остался за нами.

Помянник – это запечатанное письмо, посылаемое Богу.

Помянник – проверка веры, обличение надежды, испытание любви, это раскрытие того, что скрыто в нашем сердце: сострадание или безразличие, тепло весны или холод зимы.

Помянник – это приготовление к собственной смерти, когда душу встретят те, кого она любила, за кого молилась, кто опередил ее на пути в вечность.

Помянник – это трапеза в твоем доме для нищих и странников, и пир любви для друзей. Невнимательная молитва похожа на расстеленную скатерть без яств: ты позвал гостей и отпустил их голодными. Нерадивая молитва это зеркало твоего лицемерия.

Помянник – это плат, которым ты можешь оттереть слезы скорбящих или обиженных тобой.

Помянник – это вервь, брошенная тем, кто находится в аду, как бросают веревку утопающем в омуте.

Помянник, отданный в алтарь на литургию, становится подобным скинии Авраама, где все нуждающиеся обретают покой. Когда ты внимательно читаешь помянник, то он становится подобным небу, сверкающему звездами, а когда нерадиво – то небу, покрытому облаками.

Грешник – враг собственной души, которая не только в будущем веке, но и здесь на земле страдает, хотя бы он сам не осознавал этого, как не понимает рожденный в темнице, что он лишен солнечного света. Но в душе даже грешника есть некая память о небе и, поэтому, имена людей, потерявших Бога, это очи их духа, наполненные слезами, которые обращены к тебе с мольбой.

Помянник – возможность всегда и везде делать людям добро. Когда человек от души молится за других, то их ангелы-хранители молятся за него; поэтому помянник один из источников духовного света для тебя самого, и твоя молитва, как отраженный свет, усиленный молитвами ангелов, возвращается к тебе.

Помянник – копилка духовной милостыни, и ее твой ангел-хранитель положит на весы правосудия Божия в день Суда; и тогда ты увидишь, что каждая твоя молитва, похожая на лепты вдовицы, превратилась в слитки золота.

Помянник это предвестник твоей будущей встречи с теми, о ком ты молился; они будут благодарны тебе больше, чем голодные тому, кто кормил их.

Самое высшее счастье человека — умение любить. Любовь это сама жизнь, а помянник – возможность ежедневно учиться науке любить людей.

В помяннике скрещиваются пути: от сердца к сердцу – тех, кто на земле; молитва о тех, кто спасен, – это путь, уходящий в небо; молитва о тех, кто осужден, – луч, нисходящий в бездну ада. Эти три пути, пересекаясь друг с другом, образуют крест.

Господь сказал: «Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам», и еще: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Твой помянник, если ты часто раскрываешь его как птица крылья, это надежда на то, что твое имя будет написано в вечном Помяннике на небесах в памяти Божией.

© Архимандрит Рафаил (Карелин)

Как известно, при служениях о. Иоанна Кронштадтского подавалось громадное множество записок. Если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное богослужение. Поэтому обычно о. Иоанн лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена, Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.

ККАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ПОМЯННИК

В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от здравия которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного.

Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.

Святейшего Патриарха Кирилла

Митрополита Никодима

Епископа Викентия

Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1-4).

Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: Поминайте наставников ваших (Евр. 13,7).

Протоиерея Евгения

Протоиерея Димитрия

Затем пишутся:

имя священника который Вас крестил (если знаете)
дьяконов
чтецов
монахов/монахинь
себя
родителей/крёстных
жены/мужа
детей/крестников
родственников
друзей

Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1 Тим. 5,8).

имена ваших благодетелей.

Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13,7-8).

Наконец, если у вас есть:

недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг,

впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов.

Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии подаваемую в церковной лавке — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

В разделе о усопших:

Имена усопших сродников, знакомых, наставников, благожелателей, всех, кто нам дорог.

тех, за кого нас просят помолиться.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

«Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали, – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться. И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться». Схиархимандрит Зосима Сокур

Стоит кратко указать о правилах подачи записки (письменной или устной) в Храме.

Они бывают двух видов: О здравии и За упокой (об упокоении).

Имена пишутся:

1) в полной форме (Сергия , а не Серёжи ),

2) в родительном падеже ( Анны Владимира Иоанна ).

3) Перед именем ребëнка младше 7 лет пишется млад. (младенца).

4) Перед именем ребëнка от 7 до 16 лет пишется отр. (отрока или отроковицы)

На записках О здравии можно перед именем добавить бол. ( болящего или болящую ), воина , иерея, протоиерея, монаха , монахини , путешествующего , заключённого .

В заупокойных записках отметьте

убиенного (уб.),

новопр. (новопреставленного, если ещё не исполнилось 40 дней со дня кончины),

присн. (приснопамятного – усопшего, имеющего в этот день памятную дату).

Имена крещёных Православных (если не крещён, не Православный, или самоубийца то обязательно укажите на это в скобках).

Подавать помянник, а лучше самим читать его от всего сердца поминая усопших, нужно обязательно. Нет более высокого поминовения чем во время Божественной Литургии!

 Сам синодик можно приобрести в церковной лавке, так же можно скачать Помянник для Android или ios.

СПАСИ ВАС ГОСПОДЬ!

Дорогие братья и сёстры! Сегодня каждый православный христианин в кругу своей неверующей семьи должен быть как горящая свеча, которая ярко светит и всех вокруг себя освещает и согревает своей тёплой молитвой.


Представьте себе — один верующий человек на всю неверующую семью! Один-единственный верующий — на всю неверующую семью! Какая же это дня него ответственность. Как же он должен молиться за всех. Подумайте только!
Ведь Господь за это спросит с нас. Если мы не будем молиться за свой род, за свою семью, за своих живых и усопших сродников — то мы не оправдаемся перед Господом! Господь скажет нам на Страшном и нелицеприятном суде Своём: «Я привёл вас к Истине, Я дал вам бесценнейший, драгоценнейший дар Веры, Я учил вас молиться — почему же вы не молились за свой многогрешный род, за свою семью, за своих близких, за своих живых и усопших друзей и сродников! Они жили рядом с вами, а вы даже не молились за них! Где же была ваша любовь?! Где же было ваше сострадание?! Как же вы могли так спокойно жить, зная, что у вас столько усопших близких сродников в невыносимых муках ждут вашего поминовения, а вы ни одной слезинки о них не проронили, ни одного словечка не замолвили перед Господом!»
Вот какой, братья и сёстры, будет нам великий стыд! С какой горечью мы взглянем (да и сможем ли взглянуть?) в глаза своим усопшим сродникам, которых мы не знали и не хотели знать, а ведь они надеялись и бесконечно ждали на¬шей любви и нашей молитвы, но так её и не дождались. Как нам будет горько, как будет тяжело и бесконечно стыдно! Сохрани нас, Господи, от этого.
Постарайтесь, братья и сёстры, сейчас, пока вы живы и живы ваши родственники, ваши родные или родители — постарайтесь узнать свою ро¬дословную. Возьмите бумажки, возьмите ручки и спрашивайте — «Мама, кто был в нашем роду?» Спрашивайте отца, бабушку и других. Восстановите древо своего рода. Это очень важно — знать свой род. А потом поминайте их в своих помянниках и записочках. Ведь они живы своей душой, просто они находятся в том мире и, может быть, страдают и каждое мгновение надеются и ждут, что вы их вспомните и помолитесь за них. Вспомните друзей своего детства, своих нянечек и воспитателей, своих учителей, своих близких, знакомых, соседей, вспомните врачей, которые вас лечили и всех, кто делал и делает вам добро. За своих благодетелей мы просто обязаны усердно молиться, иначе будем осуждены Господом как неблагодарные. Вспомните друзей своей юности и своих бывших врагов, если таковые были, вспомните своих сокурсников и сослуживцев. Вспомните своих пастырей, своих священников, которых вы знали, которые вас крестили, венчали, исповедовали, соборовали, причащали, наставляли, молились за вас. Обязательно вспомните всех тех, кому вы причинили какое-нибудь зло. Может быть, мы кого-то совратили или подтолкнули на грех. Может, мы кому-то причиняли боль, кого-то обижали, притесняли, соблазняли, подали дурной пример или развратили кого-нибудь. Всех этих людей, которым мы причинили какое-нибудь зло, мы должны помнить всю жизнь, поимённо записать в свой помянник и молиться за них. Вспомните, братья и сёстры, всех, кто оставил хоть какой-то след в вашей жизни, и запишите их в тетрадку, а потом составьте свой помянник дня молитвы. Можно дня удобства записать имена по столбикам или по страничкам и озаглавить — «это из детства»; «это из юности»; «это из того или иного периода жизни» и т.д. Живых отдельно, усопших отдельно. Рядом с каждым именем можно дня себя приписать пояснение, или фамилию его — чтобы знать, какой это человек и молиться за него осознанно. Если не знаете, жив ли ещё человек или уже умер, запишите его в живых. Господь Сам знает. У Бога все живы. Если о каком-то человеке уже невозможно узнать, крещён ли он был или нет, то поминайте его как кре¬щённого, а милостивый Господь Сам обо всех всё знает и управит. Если некоторые из ваших сродников и близких были неверующие, то тем более они нуждаются в молитве. Господь за всех пролил Свою Пречистую Кровь и любит их так же, как и вас. Наоборот — чем грешнее человек, тем больше за него нужно молиться! Большинство наших усопших сродников, о которых мы хоть что-то знаем, жили в годы безбожия, многие так и умерли без покаяния, без исповеди и Причастия, в нераскаянных смертных грехах. Они сейчас страдают и мучаются. Кто же, кроме вас, за своих усопших сродничков ещё помолится в вашей семье?! Вполне возможно, что никто! Поэтому они и смотрят на нас, и надеются, и ждут нашей молитвы! Если кто-то из усопших был некрещеным или иноверцем, то и за них надо молиться, и они ждут нашей молитвы. Просто по Церковным канонам их не пишут в церковных записочках, но в душе за них молиться можно и нужно. Кто же их ещё помянет в вашей семье, кроме вас?! (Исключением из этого являются те усопшие, которые по Церковным канонам лишаются церковного поминовения. Это — сознательные самоубийцы, лишённые церковного отпевания; колдуны, нераскаянные еретики и безбожники-сатанисты, умершие без покаяния. Эти люди всецело предаются на суд и милосердие Божие. Сама возможность и форма их поминовения решается архиереем и духовником в отдельном порядке).
Потрудитесь, повспоминайте и составьте, братья и сёстры, таким образом, свой родословный помянник, свою поминальную летопись и молитесь за всех, кто в ней записан, не забывайте их поминать. Если помянник получится большой, его чтение можно растянуть на несколько дней и даже на неделю, и читать по частям. Главное — не оставлять молитву. Молиться друг за друга — для нас это должно быть потребностью любви.
А то, как горько бывает смотреть: подают семейный помянник, а в нём только 5 или 10, от силы 15 имён — и всё. Больше поминать некого?! Неужели больше нет сродников, или мы их не знаем, или не хотим знать?! Неужели нет друзей, знакомых?! Неужели нет соседей?! Что же это? Или это наше равнодушие, или это наше нерадение, или это наша окаянная лень. Нельзя так.
Будем помнить, что если мы усердно будем поминать и молиться за своих живых и усопших близких, то и они попросят за нас перед Господом — и Господь не оставит нас Своим покровом и благодатью, и нас кто-нибудь потом непременно будет поминать. Господь так устроит по любви Своей. Это духовный закон. Что посеяли здесь на земле, то пожнём там — в вечности.
Если вы живёте в многоэтажном доме, обязательно прибавьте к своим молитвам и такие слова — «Помяни, Господи, всех живущих в этом доме, сохрани их от всякого зла, обрати их на путь спасения, пошли им благодать Свята го Твоего Духа». Если вы живёте в селе или в деревне — «Помяни, Господи, всех жителей нашей деревни…», «Упокой, Господи, всех усопших жителей нашего села, всех погребённых на нашем сельском кладбище, всех, кто здесь от века жил и трудился…».
Такие, совсем простые, нескладные молитовки, даже своими словами, но сказанные от сердца, имеют огромную благодатную силу. Даже ради одних этих молитв Господь будет хранить вас и ваш дом и не даст вам погибнуть! Сходите на ваше сельское кладбище, соберите и запишите имена всех, кто там покоится и поминайте их (хотя бы по частям) — и всё ваше сельское кладбище будет ходатайствовать и умолять Господа за ваших детей. Вот какая это сила, какой покров и ограждение! А мы даже и не знаем об этом!
И ещё, братья и сёстры, напоследок выслушайте один очень полезный совет Рязанской подвижницы блаженной девицы Пелагии слепенькой — «почаще поминайте родителей и сродников угодников Божиих». Сами угодники Божии просили об этом и говорили, что того человека, который поминает их усопших родителей, «и они сами будут поминать перед Престолом Божиим и будут встречать его после смерти, провожать через мытарства и ходатайствовать за него перед Богом». (См.: жития преп. Серафима Саровского; свт. Феодосия Черниговского; преп. Феодосия Кавказского; преп. Кукши, старца Одесского; преп. Лаврентия Черниговского; преп. свт. Саввы и Симеона Псково-Печерских; преп. ст. Сампсона (Сиверса) Многострадального; блаж. девицы Пелагии Рязанской и др.). Вот такая милость Божия для тех, кто усердно поминает живых и усопших!
Помоги вам. Господи положить доброе начало, потрудиться, вспомнить, выписать имена и составить хороший помянник, и молиться усердно за своих близких.
Храни вас Господь и Матерь Божия. Аминь.

У большинства православных христиан имеется специальная книжка, в которой у них записаны имена людей, называется она очень просто — помянник. Что такое помянник?

«Здравствуйте, отец Андрей…Батюшка, подскажите, пожалуйста, никак не разберусь с помянниками. У нас во время литургии многие стоят с книжицами-помянниками и самостоятельно читают, кто-то в корзину какую-то кладёт. Но сама не понимаю, как правильно поступать. Как я понимаю, можно вписывать в помянник всех, за кого молимся, и читать по нему утром во время домашней молитвы. А как его использовать в храме? Даже видела у нас пожертвование небольшое установлено за помянник — а кто его будет читать тогда и когда?»

— Елена (Вопрос сайта hramnagorke.ru)

Такой помянник имеет большинство православных христиан. По цвету он может быть самый разный

Помянник это небольшая книжка с записанными в ней именами живых и усопших людей

Такая книжка имеется почти у каждого человека православной веры. В ней он сам лично записывает имена живых и усопших.

Помянник заполняется по старшинству и в родительном падеже. Сначала вписываются имена патриархов, священников, дьяконов, а затем простых людей. Об упокоении точно также. Пример можно увидеть ниже.

Страничка о здравии из помянника. Имена записываются в родительном падеже

Чьи имена нельзя писать в записках «О здравии» и «О упокоении»

Кого нельзя упоминать в записках?

Церковь не поминает следующих людей:

  • самоубийц;
  • не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
  • усопших, причисленных к лику святых. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас; — убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Не следует подавать записки о них, о них следует молиться дома.

Помянник нужно принести в храм и заказать по нему службу

Как пользоваться помянником? Книжку с записанными именами нужно будет принести в храм, для того, чтобы заказать по ней проскомидию или ектенью. По ней также можно заказать молебен и панихиду.

Молебен заказывается за живых людей, за которых вы хотите помолиться. Часто заказывается за болящих, за путешествующих людей. Поминовение усопших людей проводится на панихиде.

На данном фото батюшка читает помянник на панихиде. На панихиде читаются имена только об упокоении

Также человек может читать помянник дома за молитвой.

За каждое имя в списке нужно молиться благоговейно

Для чего нужен этот список имен? Каждое имя в списке живых означает человеческую личность, в списке умерших — человеческую душу, ушедшую в другой мир в неведомое для нас бытие. Считается, что помянник это то духовное поле, на котором мы невидимо можем встречаться со всеми душами, и живыми и мертвыми. Также говорят, что встретиться можно не только с душами людей, но и с их ангелами-хранителями.

Но здесь важно не просто прочитать помянник, перечитывая имена людей, а именно молить, умолять Бога о прощении этих людей. Молиться — значит просить Господа о помиловании. Именно поэтому ваша молитва должны быть некой надеждой на прощение грехов человека.

Также стоит обратить внимание и на цвет страниц в помяннике, на которых написаны имена людей. Он белый, то есть цвет надежды на лучшее. Это можно сравнить с настроением. Утренний настрой очень важен для человека, так как он сохраняется на протяжении всего дня. В этот день вы видите все в светлых и радостных тонах. Если же настроение с самого утра подкошено, то и весь день пройдет не очень удачно. Мы сами задаем себе ритм жизни. Как выглядит помянник можно увидеть на фото ниже.

На этом фото можно увидеть внутреннее содержание помянника. Обратите внимание, что цвет страниц — белый

Чьи имена можно писать в записке «о упокоении»

Вторая записка, подаваемая в церкви, — «О упокоении». В ней следует писать имена:

  1. усопших сродников,
  2. усопших знакомых,
  3. усопших учителей и наставников,
  4. усопших благожелателей, кто делал вам добро,
  5. всех усопших, кто вам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими. Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Считается, что две части помянника похожи на день и ночь

Считается, что 2 части помянника похожи на день и ночь. Что это значит? Те, кто жив, находятся как бы при свете дня, мы можем их видеть, слышать. А вот усопшие люди ушли в другой мир, который мы не можем видеть, точно так же, как мы не можем видеть ночью.

На земле все страдают и грешные люди, и даже праведные. Все как бы то ни было нуждаются в помощи. Поэтому насколько внимательно мы читаем помянник, насколько глубоко проходят через нас имена тех людей, настолько мы и исполняем заповедь Господню о любви, которая как мы знаем, выше всяких законов.

Вера — это духовное восхождение. Именно она рождается и укрепляется в молитве. Надежда изгоняет всякое сомнение, а также низводит в душу нашу благодать, которая открывается как любовь. Именно поэтому многие люди молятся за своих врагов, как о своих лучших друзьях. Он прощает их, хоть они и вовсе не просили прощения.

После молитвы за людей человек чувствует покой и умиротворение.

Имена своих врагов в помяннике — это некий ключ к духовной сокровищнице. Этот огонь изгоняет злобу и сомнение, зависть и мстительность. Все это говорит о том, что помянник очень важен для православного христианина.

Чьи имена можно писать в записке «о здравии»

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга». На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

Сейчас записка о здравии заполняется в следующем порядке:

  1. имя Патриарха,
  2. имя Архипастыря,
  3. имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
  4. имена родителей,
  5. свое имя,
  6. имена членов своей семьи,
  7. имена близких и родных,
  8. имена благодетелей,
  9. имена завистников, обидчиков, врагов.

Почему именно в таком порядке?

  • В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
  • Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших».
  • Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
  • Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
  • За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.
  • Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
  • Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Церковная записка и помянник — практически одно и то же

Многие часто спрашивают, зачем помянник, если существует церковная записка? По сути, смысл один и тот же, но церковную записку вам нужно заполнять каждый раз, когда вы приходите в храм. А в помяннике имена уже вписаны, нужно только подать его в храм и оплатить посильное пожертвование.

После этого помянник передают в алтарь, где священнослужители читают имена, поминая их. Затем они вынимают частицы из просфор. В конце Божественной литургии эти частицы погружают в чашу, где находится Тело и Кровь Христова. Священник при этом говорит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих».

Многие также считают, что помянник нужен и для того, чтобы выплатить долг усопшим людям. А также это некое приготовление к своей собственной смерти, когда душа встретиться с теми, кого она любила, за кого так долго молилась.

Нерадивая молитва за живых и усопших приносит вред человеку

Также становится понятным то, что невнимательная молитва приносит вред человеку. Нерадивая молитва как зеркало лицемерия. Помянник это еще и плат, которым можно оттереть слезы скорбящих людей.

Считается, что помянник, который отдают в алтарь, становится подобным скинии Авраама, где все люди нуждаются, которые нуждаются в покое, обретают его. Когда вы читаете помянник, то он становится подобным небу или сверкающим звездам. А когда случается нерадивая молитва — то небу, которое сплошь покрыто облаками. Вот в чем и разница хорошей молитвы и рассеянной.

Грешный человек — враг для своей собственной души, которая страдает не только там, но в нынешней жизни на земле. Сначала человек не осознает это. Но в душе грешника есть память о небе, поэтому имена людей, которые потеряли Бога, наполнены слезами.

Когда человек молится за других людей, то за него молятся даже ангелы — хранители.

Также помянник — это запись на память вашему потомству, о живших на земле предках. Именно поэтому эта маленькая книжка очень важна.

Когда и как часто надо подавать записки «о здравии» и «о упокоении»

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение:

  • в день рождения,
  • день крещения,
  • день именин как своих, так и членов своей семьи.

Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного.

Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка. За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Дома, молясь за своих родных и близких, нужно читать специальные молитвы

Дома, молясь за своих родных и близких, нужно читать специальные молитвы.

За живых людей читаются такие молитвы:

Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу, власти и воинство её, дабы нам тихую и безмятежную жизнь проводить во всяком благочестии и чистоте. (Поклон).

Спаси, Господи, и помилуй Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха (имя), преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов православных, также иереев и диаконов, и всех служителей церковных, которых Ты поставил пасти духовное Твоё стадо, и по молитвам их помилуй и спаси меня, грешного. (Поклон).

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя его), и по святым его молитвам прости мои согрешения. (Поклон).

Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена их), братьев и сестёр, и родных мне по плоти, и всех близких роду моему, и друзей, и даруй им земные Твои и небесные блага. (Поклон).

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих священноиноков, иноков и инокинь, и всех в благоговении и постничестве живущих в монастырях, в пустынях, в пещерах, горах, затворах, расселинах каменных, на столпах, островах морских, и на всяком месте владычества Твоего правоверно живущих и благочестно служащих Тебе, и молящихся Тебе. Облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу силу и крепость от Тебя им подай, и молитвами их даруй мне оставление грехов. (Поклон).

Спаси, Господи, и помилуй старцев и юных, нищих и сирот, и вдов, и пребывающих в болезни и в печалях, в бедах и скорбях, тяжких обстоятельствах и плену, в темницах и заточении, особенно же рабов Твоих, ради Тебя и веры православной гонимых от язычников, безбожников, от отступников и от еретиков, и помяни их, посети, укрепи, утешь, и вскоре силою Твоей облегчение, свободу и избавление им подай. (Поклон).

Спаси, Господи, и помилуй посланных на службу, и путешествующих отцов и братьев наших, и всех православных христиан. (Поклон).

Спаси, Господи, и помилуй посланных на службу, и путешествующих отцов и братьев наших, и всех православных христиан. (Поклон).

Спаси, Господи, и помилуй тех, кого я по неразумию своему соблазнил, и от пути спасительного отвратил, и к делам злым и неподобающим привлёк; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения их снова обрати. (Поклон).

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящих и обижающих меня, и причиняющих мне неприятности, и не допусти им погибнуть из-за меня, грешного. (Поклон).

Отступивших от православной веры и погибельными ересями ослеплённых, светом Твоего познания просвети и к Святой Твоей Апостольской Соборной Церкви причти. (Поклон).

За усопших людей читаются такие молитвы:

Помяни, Господи, от жизни сей отошедших святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов православных, всех, в сане иерейском, и в клире церковном, и монашеском звании Тебе послуживших, и в вечных Твоих обителях со святыми упокой. (Поклон).

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их), и всех родных по плоти; и прости все их согрешения вольные и невольные, даруя им Царство Небесное, и причастие вечных Твоих благ, и Твоей бесконечной и блаженной жизни наслаждение. (Поклон).

Помяни, Господи, и всех с надеждою на воскресение и жизнь вечную усопших: отцов и братьев наших и сестёр, и здесь и повсюду лежащих православных христиан, и со святыми Твоими, там, где сияет свет лица Твоего, их посели, и нас помилуй, как Благой и Человеколюбец. Аминь. (Поклон).

Подаждь Господи оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежде воскресения отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память (трижды).

Символ Веры

Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

Помянник Нямецкого монастыря: почерк старца Паисия

Помянник — небольшая книжка или тетрадка с записанными в ней для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Называется еще синодиком.

Почти у каждого христианина имеется маленькая книжка, называемая помянник — образ древнего диптиха, где написаны имена живых и усопших. Эту книжку он подает в храме на проскомидию и ектеньи, на молебны и панихиды, ее он должен читать ежедневно в своих домашних молитвах.

Что означает список имен? Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых — человеческую личность, в списке умерших — душу, ушедшую в другой мир — в неведомое нам бытие. Помянник это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших, не только с ними, но и с их ангелами-хранителями. Помянник — это связь между живыми и мертвыми, между всеми, кто носит имя христианина, связь через благодать, где нет препятствий и расстояний, нет далеких и близких, нет разделения и различия между живущими на земле и теми, кто находится под землей, чьи тела пребывают в могилах, как на своих ложах до воскресения из мертвых. Мы все находимся в духовном граде, имя которого Церковь.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Помянник это место встречи; путь туда лежит через человеческое сердце. Только голос сердца слышан на небе, а слова одних уст бесследно растекаются по воздуху и исчезают, как рябь на поверхности воды. Нерадивая молитва не единит человеческих душ; она похожа на цепь с разорванными звеньями. Под каждым именем скрыт человек, с его нуждами, страданиями и болью. Каждое имя это уста, которые просят нас о помощи, особенно имена умерших — это беззвучные крики из могил. Мы должны обращаться с именами, словно с теми людьми, которые скрыты под ними, как под завесой.

Есть обыденное выражение «читать помянник». Как часто мы делаем это буквально — читаем, а не молимся, перечисляем имена, будто отсчитываем камушки, а нередко читаем с отключенным сонным сознанием, расслабленной волей, рассеянными мыслями, как будто слепыми глазами. Молитва имеет один корень со словами «молить, умолять, миловать, милость, умиление». Молиться это просить Бога о помиловании, как осужденный просит судью о пощаде. Умолять это значит, чувствовать чужую боль, как свою собственную, это протягивать руку упавшему, это как бы брать на себя тяжесть изнемогающего под ношей. Молиться — значит обращаться к морю божественного милосердия, поэтому молитва должна быть одушевлена надеждой; даже белый цвет страниц помянника, на которых написаны имена, служит как бы фоном молитвы, а вернее знаком надежды, с которой мы должны произносить их.

Две части помянника похожи на день и ночь. Живые находятся на земле, как бы при свете дня; мы можем их видеть, слышать и осязать. Усопшие ушли в тот мир, который для нас остается тайной: они живы, но мы не видим их, как в ночной темноте.

Помянник это символ того, что наши близкие всегда с нами. Помянник это память о смерти, с которой каждый из нас подписал договор в день своего рождения: те, кто находятся в списке живых, в свое время перейдут в список умерших, но нет ни одного имени, которое было бы перенесено обратно. Еще ни один человек на свете не обратился назад на этом пути, как не может волна реки пойти против потока. В тоже время, помянник — свидетельство о том, что смерти нет, что смерть это только разлука, но и ее преодолевает молитва.

На земле все страдают — и праведные и грешные; все нуждаются в помощи и сострадании, поэтому имена, написанные чернилами, в духовном плане написаны слезами и кровью. Помянник — барометр нашей любви: насколько внимательно мы читаем его, насколько имена глубоко проходят через наше сердце и согреваются теплом, — настолько мы исполняем заповедь Божию о любви, которая выше закона. Вера, надежда и любовь — триедины. Но вера это первая ступень духовного восхождения; она рождает внимание и укрепляет терпение в молитве. Внимательная молитва дает человеку некое таинственное извещение о том, что он услышан Богом. Надежда изгоняет сомнение и низводит в душу благодать, которая открывается как любовь; тогда человек молится о своих врагах, как о друзьях, и не хочет, чтобы кто-либо был наказан за него. Он молится о благополучии своих обидчиков и прощает их, хотя бы они не просили прощения. Имена врагов в помяннике это ключ к духовной сокровищнице, это тот огонь, который сжигает зависть как солому, изгоняет злобу и мстительность, как змей из сердца, и делает врагов друзьями. Молиться сосредоточенно и внимательно трудно, как проливать кровь; поэтому помянник похож на поле невидимого боя; но после усердной молитвы за людей человек чувствует покой совести и радость как торжество победы. Помянник — это возможность выплатить долг усопшим, который остался за нами. Помянник — это запечатанное письмо, посылаемое Богу. Помянник — проверка веры, обличение надежды, испытание любви, это раскрытие того, что скрыто в нашем сердце: сострадание или безразличие, тепло весны или холод зимы. Помянник — это приготовление к собственной смерти, когда душу встретят те, кого она любила, за кого молилась, кто опередил ее на пути в вечность. Помянник — это трапеза в твоем доме для нищих и странников, и пир любви для друзей. Невнимательная молитва похожа на расстеленную скатерть без яств: ты позвал гостей и отпустил их голодными. Нерадивая молитва это зеркало твоего лицемерия. Помянник — это плат, которым ты можешь оттереть слезы скорбящих или обиженных тобой. Помянник — это вервь, брошенная тем, кто находится в аду, как бросают веревку утопающем в омуте. Помянник, отданный в алтарь на литургию, становится подобным скинии Авраама, где все нуждающиеся обретают покой. Когда ты внимательно читаешь помянник, то он становится подобным небу, сверкающему звездами, а когда нерадиво — то небу, покрытому облаками.

Грешник — враг собственной души, которая не только в будущем веке, но и здесь на земле страдает, хотя бы он сам не осознавал этого, как не понимает рожденный в темнице, что он лишен солнечного света. Но в душе даже грешника есть некая память о небе и, поэтому, имена людей, потерявших Бога, это очи их духа, наполненные слезами, которые обращены к тебе с мольбой.

Помянник — возможность всегда и везде делать людям добро. Когда человек от души молится за других, то их ангелы-хранители молятся за него; поэтому помянник один из источников духовного света для тебя самого, и твоя молитва, как отраженный свет, усиленный молитвами ангелов, возвращается к тебе. Помянник — копилка духовной милостыни, и ее твой ангел-хранитель положит на весы правосудия Божия в день Суда; и тогда ты увидишь, что каждая твоя молитва, похожая на лепты вдовицы, превратилась в слитки золота. Помянник это предвестник твоей будущей встречи с теми, о ком ты молился; они будут благодарны тебе больше, чем голодные тому, кто кормил их. Самое высшее счастье человека — умение любить. Любовь это сама жизнь, а помянник — возможность ежедневно учиться науке любить людей.

В помяннике скрещиваются пути: от сердца к сердцу — тех, кто на земле; молитва о тех, кто спасен, — это путь, уходящий в небо; молитва о тех, кто осужден, — луч, нисходящий в бездну ада. Эти три пути, пересекаясь друг с другом, образуют крест.

Господь сказал: «Какой мерой мерите, такой будет оБлаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Твой помянник, если ты часто раскрываешь его как птица крылья, это надежда на то, что твое имя будет написано в вечном Помяннике на небесах в памяти Божией.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Зачем в церкви подают записки о здравии и о упокоении? Как правильно их написать?

Записки или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими за свечной ящик (место при входе в храм, где продают свечи и оформляют требы) перед началом Божественной литургии – главного богослужения Православной Церкви, совершаемого в утреннее время. Записки передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая, – поминая – их, вынимают при этом частицы из просфор (небольших двухчастных хлебцев с изображением креста).

В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особаяБожия благодать.

Поминовение за Божественной литургией – особый вид общецерковной молитвы; заказывая его, мы наилучшим образом заботимся о здравии и душевном спасении наших близких и о блаженном упокоении усопших. Кроме обычных записок, за службой можно подавать заказные записки (с особым поминовением), заказывать сорокоусты, полугодовые, годовые и вечные поминовения.

При написании записок или при заполнении поминальников – небольших книжечек о здравии и упокоении, продающихся в каждом храме – следует соблюдать определенные правила.

В записках пишутся только имена поминаемых и только в родительном падеже (отвечая на вопрос кого? – например, Андрея, Марии). В начале записки следует изобразить крест и написать «О здравии» или «О упокоении».

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Заказать в монастыре в Иерусалиме

О ЖИВЫХ

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечелся еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя; приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго.

И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати.(Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха , преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближняя рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй, посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя Христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради грешнаго. (Поклон)

Отступившия от Православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

О УСОПШИХ

Помяни, Господи, от жития сего отшедшия святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы Православныя, во иерейстем же и причте церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. (Поклон)

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена), и всех сродников по плоти: и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон)

Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду Православныя Христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон)

Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим, и сотвори им вечную память. (Поклон)(Повторяется трижды)

ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ НА ЛИТУРГИЙНОЙ ЗАУПОКОЙНОЙ ЕКТЕНИИ

Служебник в чине литургии Иоанна Златоуста помещает заупокойную ектению, за которой дважды возгласно и один раз тайно усопшие поминаются поименно. В Уставе нет нарочитых, точно определенных указаний о том, когда эта ектения может быть возглашаема на литургии. Устав предполагает, что после того, как в указаниях по разным другим случаям им изложена стройная, последовательная, строго выдержанная до мелочей система поминовения, само собою понятно, что и заупокойная ектения на литургии возможна только в полном соответствии со всею этою системою. Оговорка, предшествующая в чине литургии Златоуста тексту заупокойной ектении: «аще будет о усопших приношение, глаголи ектению,— предполагает уже, что не на всякой литургии может быть эта ектения, хотя приношение 5-й просфоры и соединенное с нею поминовение усопших, обязательно должно быть на каждой литургии. Очевидно, выражение: аще будет о усопших приношение нельзя понимать в том смысле, что если будет подана просфора с поминаньем и просьбой помянуть на литургийной ектении. Замечание Служебника должно понимать в том только смысле, если в данный день Церковный Устав вообще разрешает гласное поминовение усопших. В чине литургии Василия Великого, на которой приношение пятой просфоры так же обязательно, как и на литургии Златоуста, нет совсем упоминания о заупокойной ектении. Это потому, что литургия Василия Великого совершается только в воскресные дни и великие праздники, когда все заупокойное удаляется из всех служб, даже из полунощницы .

На утрени произнесение заупокойной ектении разрешается только тогда, когда на той же утрени полагается и заупокойный кондак со святыми упокой. В других случаях даже на будничной субботней утрени, где полагается заупокойный седален по второй кафисме, по одному заупокойному тропарю на каждой песни канона и может быть заупокойный светилен, но где нет заупокойного кондака, не может быть заупокойной ектении. Соответственно этому должно рассуждать и о литургии. Когда Уставом разрешается пение на литургии заупокойного кондака, тогда невозбранно может быть произнесена и заупокойная ектения. Когда же пение на литургии «Со святыми упокой» возбраняется, и это возбранение кроме соответствующих оговорок при изложении отдельных случаев, нарочито еще подчеркивается в 52-й главе Типикона: Точию в сии дни… , кондак Со святыми упокой не глаголем, тогда не может быть на литургии и заупокойной ектении. Так и поступают в уставных, строгих обителях. Устав, напр. Саровской пустыни определенно отменяет заупокойную ектению на литургии в дни воскресные, праздники Господские, Богородичные и святых со бденим и с полиелеем, или когда бывает Великое Славословие, в дни предпразднственные и попразднственные, а также от среды Страстной Седмицы до недели Всех Святых, и от Рождества Христова до отдания Богоявления.

Обычай произносить на литургии заупокойную ектению в воскресные и праздничные дни распространился на Руси не в давнем времени. Во времена митрополита Московского Филарета († 29 ноября 1877 г.) он, по-видимому, не имел еще распространения. Сам святитель Филарет, получив в субботу известие о смерти своей сестры, во вторник пишет родным: «Получив известие Ваше в субботу, в воскресенье совершал я литургию, молясь о ней тайно. Панихида была после вечерни, открытое поминовение на литургии вчера» . Митрополит Сергий (Ляпидевский — † 17 февраля 1898 г.), ученик и почитатель митрополита Филарета, ревновавший о сохранении и восстановлении филаретовских традиций, издавал распоряжение по Московской епархии о прекращении распространившегося уже после митрополита Филарета праздничного поминовения усопших.

Говорят, что есть исключительный случай, когда даже и в праздники должно быть допущено произнесение заупокойной ектении на литургии,— это когда в храме находится гроб с телом усопшего, отпевание коего предстоит по окончании литургии.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

УСТАВ ОГРАНИЧИВАЕТ ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ НА ЛИТУРГИИ

Если при совершении панихид и других поминальных служб было бы соответственнее и назидательнее сократить гласное чтение священнослужителями помянников, заменив его поминовением вслух лишь немногих имен и общими формулами с одновременным тайным чтением своих помянников самими богомольцами,— то это особенно нужно считать желательным для литургии. Иногда чтение помянников на литургии занимает чуть ли не больше времени, чем вся остальная литургия. Получается впечатление, как будто самое главное — это перечитывание имен, а все остальное последование литургии — только между прочим, как некоторое дополнение, как нечто совсем второстепенное. Какое непонимание значения Святейшей Евхаристии!…

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении

Неусыпаемая псалтирь

Церковная записка

Молебен о здравии

Сорокоуст о здравии

Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

Нравится

SocButtons v1.5

Файл О ЗДРАВИИ..
.

Файл О УПОКОЕНИИ…

Выберите текстовый файл в кодировке UTF-8
(txt) со списком имен
для загрузки.
Имена могут быть разделены ПЕРЕНОСОМ
СТРОК,
ЗАПЯТЫМИ, ТОЧКАМИ С
ЗАПЯТОЙ.

Не
используйте
ПРОБЕЛ для
разделения разных
имен.

Используйте пробел
для отделения
церковного звания от
имени или случаях
указания болящего,
младенца и
т.д.
МОЖНО: Александр,иеромонах Александр …
НЕЛЬЗЯ:
Иоанн Иерей
Александр
Александра Мария


Максимальное количество имен в файле —
2000.
Имена длиною свыше 50 символов будут
проигнорированы.
Если кодировка файла отличается от
UTF-8,
то возможно будут
напечатаны нечитаемые символы.
Выберите другую опцию печати и
скопируйте
имена из вашего файла в
текстовое поле.

Введите список имен для загрузки.
Имена могут быть разделены ПЕРЕНОСОМ
СТРОК,
ЗАПЯТЫМИ, ТОЧКАМИ С
ЗАПЯТОЙ.

Не
используйте
ПРОБЕЛ для
разделения разных
имен.

Используйте пробел
для отделения
церковного звания от
имени или случаях
указания болящего,
младенца и
т.д.
МОЖНО: Александр,иеромонах Александр …
НЕЛЬЗЯ:
Иоанн Иерей
Александр
Александр Мария


Для замены всех пробелов на перенос строки нажмите кнопку Замена
пробелов
Максимальное количество имен — 2000.
Имена длиною свыше 50 символов не
допустимы.

Содержание

  1. Что такое помянник
  2. Какую информацию можно почерпнуть для родословной
  3. Семейный календарь
  4. Какие события внести в семейный календарь

Те, кто посещает православную церковь, точно знают что такое помянник. Я несколько раз встречала заполненные помянники, и это бесценная информация для исследователя родословной. Он очень похож на семейный календарь, ведь там записаны основные даты.

https://yulianovozhilova.ru/shablon-rod-book/ О родословной книге

https://yulianovozhilova.ru/shablon-rod-book/ О родословной книге

Что такое помянник

Это книга небольшого формата, в которую православные записывают своих близких — живых и усопших, о которых молятся. Помянник может быть не только в красивом кожаном переплете, даже обычная тетрадь может служить для этой цели.

Я читала историю, где в какой-то художественной книге на одной из страниц случайно нашлись перечисленные имена и даты, прямо поверх текста. Вероятно, в советские годы чья-то набожная прабабушка очень беспокоилась о сохранении в тайне своего вероисповедания.

Какую информацию можно почерпнуть для родословной

Обычно даты в помянник не вносят. Там перечисляются имена (без фамилий и отчеств). Однако в некоторых семьях была традиция указывать дату или год рождения или смерти в такой книжечке.

Я читала историю, где у прабабушки в шкатулке нашли помянник, а там практически готовая поколенная роспись с датами жизни. Понятно же, что родившиеся постепенно переносятся в раздел об умерших.

К тому же, даже простой перечень имен может дать подсказку по родственному отношению к владельцу записей. Вам станет понятнее, какие имена разыскивать в метрических книгах. Особенно, если имена довольно редкие.

Конечно, найти такую вещь у бабушек, воспитанных в советские годы, довольно проблематично. Тут скорее речь о еще более старшем поколении. Или если вы сами еще не готовы составить полное #генеалогическое древо , то хотя бы запишите имена тех, кто вам известен.

Семейный календарь

Если же вам не близка религия, но сохранить память о близких хочется, то можно составить свой семейный календарь. Как его сделала я:

  • из программы «Древо Жизни» сохранила восходящую поколенную роспись моих детей. Всего у них 419 прямых предков (17 поколений). Ныне живущих из этого древа всего 9 человек (2 из которых — это мои дети).
  • распределила в таблице по месяцам известные даты.

У большинства людей точная дата не известна, это те #предки , о которых я знаю из ревизских сказок, но метрические книги по ним не заказывала. Для них я добавила отдельный список по годам, с указанием типа события. Это нельзя назвать частью календаря, но #родословная книга должна включать их обязательно.

Мой семейный календарь, черновой вариант. Установила прозрачность для блоков с информацией о родственниках для того, чтобы вставить в эту статью изображение. Оформляла в фотошопе. Исходный формат листа А3, но распечатала на А4, и тоже хорошо читается.

Мой семейный календарь, черновой вариант. Установила прозрачность для блоков с информацией о родственниках для того, чтобы вставить в эту статью изображение. Оформляла в фотошопе. Исходный формат листа А3, но распечатала на А4, и тоже хорошо читается.

Какие события внести в семейный календарь

Только вам решать, какие события вы хотите видеть в календаре. Я вносила:

  • рождение: дата, фамилия, имя, отчество, место рождения. Для женщин обязательно указывала девичью фамилию и фамилию в браке.
  • крещение: дата и место крещения (церковь и населенный пункт), ФИО.
  • бракосочетание: дата и место, в том числе название дома культуры или ЗАГС, ФИО жениха и невесты. Если было венчание, то можно указать это отдельной датой.
  • расторжение брака: аналогично.
  • смерть: дата, место, ФИО, возраст на момент смерти.

Дополнять эти пункты можно бесконечно: причины смерти, причины развода.

А можно дописать тип события: дата знакомства, дата покупки совместной недвижимости, дата первого поцелуя… В общем любые важные для вашей семьи даты.

Я планирую оформить красивый вариант календаря и подарить родственникам на Новый год.

А как вы запоминаете важные семейные даты? Записываете в календаре или полагаетесь на память? Есть ли в вашей семье помянник?

Помянник и семейный календарь для родословной книги

Древнерусская скоропись. Как прочитать архивный документ

Старые газеты и журналы онлайн. Электронные библиотеки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить гелевую ручку на бумаге
  • Как найти вектор заданный двумя векторами
  • Неверно оприходовано количество товара как исправить в 1с
  • Ошибка е61 в посудомоечной машине bosch как исправить
  • Как составить таблицу ухода за собой