Как составить домашнюю библиотеку для детей

Консультация для родителей

«Рецепты составления домашней библиотеки».

Цель: Помочь родителям правильно создать домашнюю библиотеку для детей.

Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчёт. Поэтому семья, культурные отношения внутри её во многом определяют путь ребёнка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьётся вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а так же помогает ребёнку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни, отражённые в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребёнок.

Совместное чтение детских книг поможет родителям накапливать в душе ребёнка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

Сколько прекрасных произведений, стихов и рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сёстрам и братьям (Я. Аким, А.  Барто,

В. Берестов, Е. Благинина, С. Маршак, Р. Погодин)!

Честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьёй, отцом, матерью — всё это ненавязчиво входит в сознание ребёнка при чтении хороших книг. Наконец, книги, которые выбирают взрослые, должны воспитывать у ребёнка хороший художественный вкус и развивать чувство прекрасного.

Ведь не секрет, что чтение — это процесс творческий, а читатель – великий творец. Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для чтения для взрослых и книги для чтения для детей. То есть, должна быть домашняя библиотека, не просто набор книг для чтения, а именно библиотека. Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепты» составления домашней детской библиотеки?

Естественно, единственно верного, единого для всех списка необходимых дома книжек, который бы гарантировал формирование читателя из любого ребёнка, быть не может. Однако определённые «рецепты» успешного формирования домашней детской библиотеки, наверное, всё-таки существуют. Их источники — родительские установки на воспитание в подрастающем поколении тех или иных положительных качеств и правильных представлений о мире, а также знания о том, как развивается ребёнок, как постепенно формируется его представление об окружающем. Итак, стремление родителей воспитать у своего ребёнка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, сформировать у него правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» определяют присутствие в нашей библиотеке таких книг, как

народные сказки о животных и социально-бытовые, литературные сказки писателей XIX столетия: К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского, Л. Н. Толстого, В.И. Даля. Рассказы, созданные детскими русскими писателями XX века В.Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности — они учат честности, порядочности, умению держать слово, верности, скромности, которые и в наше время не потеряли ценности, а в нашей домашней, семейной жизни, пожалуй, стали цениться ещё больше.

Для ребят постарше (примерно 5-6 лет) можно предложить басни И. А.Крылова, правда, чтение это не всякому родителю «по зубам»: и язык басен очень сложен, да и мораль (нравоучение в конце или начале басни) не всегда понятна ребёнку, т. к. моральные и нравственные нормы только складываются у малыша.

Стремление развить в ребенке познавательную активность («хочу всё знать») останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ребёнка литературных произведениях, как «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского и ему подобным, погружающим читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, растений и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой, С. Сахарнова,  Г. Снегирева и др.) или микроскопических существ (например, «Петька-микроб» Г. Остера). Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небылицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для детей является игра.

Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыбкой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии определяет, наверное, самую любимую   библиотеки — игровую, «потешную» — это рассказы Н. Носова, стихи Д.Хармса, произведения Г. Остера и Э. Успенского, С. Маршака, С. Михалкова, Э. Мошковской и др. Шуточные, озорные стихи и сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия. Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и основывается на   внимательном отношении к миру, разумной самооценке, здравом смысле.

Таковы «три кита» современной домашней библиотеки: книги по социально — нравственному, обще интеллектуальному и общекультурному развитию личности. Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушить ребенку, что детская библиотека это не совокупность случайных книг, но и часть души собирателя библиотеки.

Литература: С. А. Калабалин «Педагогические размышления»

Составление
домашней библиотеки.

Жизнь
семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в
этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри ее во многом определяют
путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее
разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример.
Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает
ребенку лучше ус­ваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чте­ния
реализуется как психологическая, так и социальная фун­кции общения. Его
участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с
другом, но и в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи,
источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы.
Главным же действующим ли­цом в этом общении является ребенок.

Совместное чтение детских книг
поможет родителям за­кладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные
для подражания примеры поведения. Сколько существует прекрасных произведений,
стихов и рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и
дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, С.
Мар­шак, Р. Погодин)!

Честность, совестливость,
уважение к людям и себе, лю­бовь к знаниям и труду, ответственность, чувство
долга перед семьей, отцом, матерью — все это ненавязчиво входит в созна­ние
ребенка при чтении хороших книг. Наконец, книги, кото­рые выбирают взрослые,
должны воспитывать у ребенка хоро­ший художественный вкус и развивать чувство
прекрасного.

Ведь не секрет, что чтение — это
процесс творческий, а читатель — великий творец. Значит, книг дома должно быть
много. Должны быть книги для взрослых и книги для детей.

       То есть
должна быть домашняя библиотека, не просто набор книг, а именно библиотека.
Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепты» составления домашней детской
библиотеки?

Естественно,
единственно верного, единого для всех спис­ка необходимых дома книг, который бы
гарантировал форми­рование читателя из любого ребенка, быть не может. Однако
определенные «рецепты» успешного формирования домашней детской библиотеки,
наверное, все-таки существуют. Их ис­точники — родительские установки на
воспитание в подрас­тающем поколении тех или иных положительных качеств и
правильных представлений о мире, а также знания о том, как развивается ребенок,
как постепенно формируется его пред­ставление об окружающем. Итак, стремление
родителей вос­питать у своего ребенка такие качества характера, как доброта,
честность, порядочность, такт, сформировать у него правильное представление о
том, «что такое хорошо, а что такое плохо» определяют присутствие в нашей
библиотеке таких книг, как народные сказки о животных и социально-бытовые,
литера­турные сказки писателей XIX столетия: К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского,
Л. Н. Толстого, В. И. Даля. Рассказы, создан­ные детскими русскими писателями
XX века В. Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не
потеряли своей актуальности — они учат честности, порядочности, уме­нию держать
слово, верности, скромности. Эти качества и в наше время не потеряли ценности,
а в нашей домашней, семей­ной жизни, пожалуй, стали цениться еще больше.

Для ребят
постарше (примерно 5-6 лет) можно предложить басни И. А. Крылова, правда,
чтение требует серьезного отно­шения родителей к содержанию басен: язык басен
очень сло­жен, да и мораль (нравоучение в конце или начале басни) не всегда
понятна ребенку, т. к. моральные и нравственные нор­мы только складываются у
малыша.

Стремление
развить в малыше познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш
выбор на самых раз­ных энциклопедических изданиях, которые так любят совре­менные
дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития
пытливости, любознательности ре­бенка литературных произведениях, как «Городок
в таба­керке» В.Ф.Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный,
сказочный мир механизмов, расте­ний и животных (рассказы и сказки о природе В.
Бианки, Н. Павловой,  С.Сахарнова, Г. Снегирева и др.) или микроско­пических
существ (например, «Петька-микроб» Г.Остера). Незаменимы для развития
наблюдательности загадки, небы­лицы, которые приучают видеть признаки
предметов, сопо­ставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме,
ведь основным способом познания для малышей яв­ляется игра.

Желание научить любимое чадо
смотреть на мир с улыб­кой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии
опре­деляет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки —-игровую,
«потешную» — это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г.Остера и
Э. Успенского, С. Маршака, С. Ми­халкова, Э.Мошковской и др. Шуточные, озорные
стихи и сказ­ки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чув­ство
юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности,
тонкости восприятия. Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и
основывается на внима­тельном отношении к миру, разумной самооценке, здравом
смысле.

Таковы
«три кита» современной домашней библиотеки: книги по социально-нравственному,
общеинтеллектуальному и общекультурному развитию личности.

Для круга
домашнего чтения д. ф. н., профессор МПГУ  Н.Г.Минералова рекомендует следующий
список литературы:

Аверченко
А. Т.
Рассказы
из циклов «О маленьких для боль­ших», «Шалуны и ротозеи», «Дети».

Аксаков
С. Т.
Детские
годы Багрова-внука. Аленький цвето­чек.

Алексеев
С.
Циклы
рассказов об истории Отечества.

 Андерсен
Г. X.
Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовоч­ка. Огниво. Соловей.

Андреев
Л.Н.
Петька
на даче. Ангелочек. Кусака.

Астафьев
В.
Последний
поклон (или Ода русскому огороду).

 Афанасьев
В.
Сказки.

Бажов
П. П.
Книга
сказов «Малахитовая шкатулка». Ураль­ские сказы.

Белов
В.
Рассказы
для детей.

Бианки
В. В.
Сказки
и рассказы. Лесная газета. Руководство для игры в «Новеллино».

Библия для
детей.

Богомолов
В. М.
Иван.

Брагин
В.
В
стране дремучих трав.

Вагнер
Н.
П.
Сказки кота Мурлыки.

Волков
А. М.
Волшебник
Изумрудного города и др.

Габбе Т. Г. 1-2
пьесы-сказки. Переводы.

Гайдар
А. П.
Военная
тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Го­лубая чашка. Тимур и его команда и др.

Гарин-Михайловский
Н. Г.
Детство
Темы. Исповедь отца. Алочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам.
Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц.

Гаршин В. М. Attalea
princes.
Сказка
о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.

Гауф
В.
Калиф-аист.
Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Горький
А. М.
Детство.
Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед
Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы ры­бака. Пепе.
Сердце матери. Симплонский туннель).

Гофман Э. Т. А.
Щелкунчик,
или Мышиный король.

Григорович
Д. В.
Гуттаперчевый
мальчик.

Гримм Я. и В. Сказки.

Гринвуд
Д.
Маленький
оборвыш.

Гюго
В.
Козетта.
Гаврош.

Даль
В.
Словарь
пословиц русского народа.

Дж.
Родари.
Чипполино.

Драгунский
В.
Денискины
рассказы.

Ершов
П. П.
Конек-Горбунок.

Житков
Б. С.
Морские
истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про
обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др.

Жуковский
В. А.
Спящая
царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое
дерево. Стихи.

Жюль Верн. Дети
капитана Гранта.

Заходер Б. Стихи,
переводы, сказки.

Зощенко
М. М.
Рассказы
из циклов «Умные животные», «
Cмешные рассказы», «Леля и Минька»,
«Рассказы о Минькином детстве».

Ильин
М. М.
Рассказы
о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.

Каверин
В. А.
О
веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские
музыканты. Два капитана.

Карамзин
Н. М.
Илья
Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.

Катаев В. П. Цветик-семицветик.
Дудочка и кувшинчик.

Белеет
парус одинокий. Сын полка. Киплинг Д. Книга джунглей.

Коваль
Ю. И.
Недопесок.
Самая легкая лодка в мире и др.

Короленко
В. Г.
Дети
подземелья. Слепой музыкант.

Куприн
А. И.
Белый
пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо
нищих.

Кэрролл
Л.
Алиса
в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.

Лагерлеф
С.
Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды

о
Христе.

Лагин Л. И. Старик
Хоттабыч.

Линдгрен А. Трилогия
о Карлсоне. Пеппи Длинный чулок.

Лондон Д. Белый
клык.

Льюис К. Хроники
Нарнии.

Мало Т. Без
семьи.

Мамин-Сибиряк
Д. Н.
Зимовье
на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел.
Алёнушкины сказки.

Марк Твен. Приключения
Тома Сойера. Принц и нищий.

Маршак С. Я. Теремок,
другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о
детской литературе.

Маяковский
В. В.
Стихи
для детей в школьном изучении.

Милн
А.

Винни-Пух и все-все-все.

Митяев
А. В. Героические
страницы истории родины IX-XVIII веков (или Рассказы о русском флоте).

 Мифы 
народов мира. Мифы Древней Греции.

Михалков
С. В.
Стихи
и пьесы для детей. Басни.

Некрасов А. С. Капитан Врунгель.

Некрасов Н.А. Дедушка Мазай
и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи.

Носов Н. Н. Приключения
Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и
повести для детей.

Одоевский В. Ф. Городок
в табакерке. Мороз Иванович. Индий­ская сказка о четырех глухих. Царь-девица.
Столяр. Игоша.

Олеша
Ю. К.
Три
толстяка.

Панькин
И.
Легенды
о мастере Тычке.

Перро Ш. Сказки.

Писахов
С. Ледяная колокольня (3-4 сказки).

Погорелъский
А.
Черная курица, или Подземные жители.

 Поэзия
обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. За­болоцкий.

Пришвин
М. М.
Лисичкин
хлеб. Золотой луг (по выбору). Бе­рестяная трубочка. Сказка-быль «Кладовая
солнца».

ПушкинА.
С. Все сказки, поэма «Руслан и Людмила».

Распутин
В.
Рудольфио.
Уроки французского.

Ремизов
А. М.
Посолонь.

Русские
народные сказки (3-4 каждого жанра).

Сахарнов С. В. Разноцветное
море.

Саша
Черный.
Что
кому нравится. Дневник фокса Микки.

Свирский
А.И.
Рыжик.

 Сент-Экзюпери
А. Маленький принц.

Сказание про
храброго витязя про Бову Королевича.

Сказка о сыне
волшебника и о трех талисманах.

 Сказки народов
мира (7-10).

Станюкович
К. М.
Человек
за бортом. Севастопольский маль­чик. Максимка, Нянька и др.

Толстой
А. Н.
Сорочьи
сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или
Приключе­ния Буратино. Фантастические повести.

Толстой Л. Н. Детство.
Азбука. Кавказский пленник.

Тургенев
И. С.
Бежин
луг. Певцы. Муму. Воробей.

Уайльд
О.
Счастливый
принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа. Мальчик-Звезда.

Успенский
Э.
Стихи
и сказки.

Ушинский
К. Д.
Два
плуга. Охотник до сказок. Не ладно скро­ен, да крепко сшит. Лиса и козел.
Плутишка кот.

Фрэнк
Баум.
Мудрец
из страны Оз.

 Хью
Лофтинг.
Доктор Дулитл.

Чарская
Л.
Сказки
и стихи.

Чарушин
Е. И., Скребицкий Г., Сладков Н. И., Паустовский К., Чаплина В.
2-3
произведения каждого автора по выбору.

Чехов
А. П.
Ванька.
Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие.

Чуковский
К. И.
Стихотворные
сказки. Доктор Айболит прозе).

Шварц
Е. Л.
Два
брата. Сказка о потерянном времени. Рассе­янный волшебник. Два клена. Красная
Шапочка. Снеж­ная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкно­венное чудо.

Шергин
Б.
Сказы
о Шише.

Шим
Э. Ю.
Рассказы
и сказки.

Шмелев
И.
Рассказы.
Лето Господне.

.

Делимся полезными советами по созданию книжного царства.

Книжные полки

Начнем с того, что при создании домашней библиотеки для детей необходимо учитывать несколько принципов:

 выбирайте книги с разной тематикой: природа, животный мир, взаимоотношения с друзьями, родителями, окружающий мир, техника и т.д. Если ребенок любит динозавров — это еще не повод отказываться от всего остального;
 помните, что мальчикам и девочкам часто нравятся разные книги. Речь о тех случаях, когда нужно рассказать о каких-то характерных качествах или ситуациях. Не зря девочки любят книги про принцесс, а мальчики — про драконов;
 учитывайте сезонность. Особенно это касается популярного сегодня формата книг-находилок;
 старайтесь размещать книги в зоне доступа ребенка. Особенно те, что активно читаются в текущем периоде;
 приобретайте книги с учетом возраста и развития ребенка, обязательно формируйте часть книг «на вырост»;
 оставляйте любимые книги ребенка в домашней библиотеке. Детям будет приятно перечитать их снова. Даже спустя годы. Быть может, когда-нибудь ваши внуки или правнуки станут счастливыми обладателями настоящей коллекции замечательных детских книг;
 с детства приучайте ребенка относиться к книгам трепетно — не рисовать, не брать грязными руками, использовать закладки, а не заламывать листы.

Выбираем книги для детской библиотеки

Ассортимент детской литературы сегодня очень большой. Легко купить дорогую книги и промахнуться с сюжетом или иллюстрациями. Чтоб избежать подобных неприятностей (и неэффективных трат) старайтесь учитывать следующие моменты при покупке:

Детские книги

 внимательно пролистывайте книгу. Если есть возможность — пробегите несколько страниц, чтобы понять насколько близок вам стиль книги, язык автора и т.д.;
 выбирайте книги с иллюстрациями натуральных цветов. Это очень важно для малышей;
 самыми качественными считаются глянцевые страницы, но они не всегда удобны именно в процессе чтения — отсвечивающие страницы часто портят впечатление;
 энциклопедии — отдельный вид книг. Их часто перелистывают, поэтому страницы должны быть прочными, а рисунки яркими и крупными. Хорошая энциклопедия — настоящее украшение библиотеки и отличный подарок.

Создаем рубрикатор

Рубрикатор, даже условный, нужен в первую очередь для равномерного пополнения содержимого библиотеки. С ним вам будет проще отследить — каких книг много, а каких не очень, что именно нужно докупить для подросшего ребенка.

Реализовать рубрикатор можно по-разному. В большинстве случаев — родители просто выделяют отдельное место на полках для каждого направления.

Чаще всего в домашних библиотеках встречаются следующие категории книг:

 книги для самых маленьких;
 русские народные сказки, стихи русских поэтов;
 сказки и стихи советских писателей;
 сказки зарубежных авторов;
 хрестоматии, сказки народов мира, легенды и мифы;
 книги о детях;
 библиотека приключений;
 энциклопедии;
 книги для дошкольников;
 учебная литература и пособия для занятий с детьми;
 классические книги для детей постарше.

Конкретное содержание каждой категории зависит от ваших предпочтений. Можно  ориентироваться только на свое впечатление и проводить часы возле полок в книжном магазине. Более гуманный способ — читать рецензии на книги, знакомиться с отзывами читателей перед покупками.

Книжные традиции

Заведите в своей семье книжные ритуалы и традиции. Вместе с хорошо подобранной и удобной домашней библиотекой они создадут нужную атмосферу для приобщения детей к чтению. Вот некоторые примеры подобных традиций:

Чтение книг

Вечерние чтения — вы удивитесь, но не в каждой семье принято читать книги на ночь. Часто подобные мероприятия носят эпизодический характер. Сказки на ночь — совершенно отдельный тип книг, правильный подбор которых подарит вам и вашему ребенку удивительные минуты.

Чтение всей семьей. Не путайте с предыдущим вариантом, когда главный читающий — мама или папа (часто по особому графику — у кого больше сил). Чтение в кругу семьи — настоящее интеллектуальное приключение, когда участники прерываются на уточнения, обсуждения и сбор мнений о том или ином поступке главного героя.

Творчество по мотивам прочитанных книг — это могут быть рисунки, игры, загадки. Очень здорово — проводить раз в месяц выступление домашнего театра (настольного, кукольного, теневого…), где оживут герои любимой сказки. Выступление можно приурочить к семейному празднику или сделать поводов для сбора родных и близких. Помимо всего прочего отличная тренировка памяти и навыка публичных выступлений.

Регулярный выбор книг для пополнения библиотеки. Сделайте себе заметку — раз в две недели, месяц приобретать вместе с ребенком новую книгу. Заранее обсуждайте с ребенком — что именно он хотел бы почитать. Это, кстати, хороший повод провести ревизию в своей библиотеке, чтобы понять — что понравилось и остается в архиве, а что не очень и почему именно.

Наталья Тилли


Следите за жизнью Бебинки в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер, Инстаграм.


Пришло на почту очень интересное письмо из рассылки с сайта Лены Даниловой.

Источник статьи здесь.

Домашняя библиотека современного ребёнка

undefined

В моём детстве огромную роль играли книги. У моих родителей (тогда ещё молодых инженеров) было много книг — приключенческие романы, детективы, фантастика, техническая и научная литература. У отца была подшивка журналов «Юный техник» и «Изобретатель и рационализатор» за полтора десятилетия. Книга или журнал в нашем доме всегда были чем-то очень важным. Дело было даже не столько в том, что в 80-90-ых их было не так легко достать, как во внимании, с которым мои родители их читали, обсуждали, что-то пересказывали мне. А ребёнок ведь в любом случае наследует поведение родителей, их интересы. И я зачитывал до дыр технические журналы, легко «глотал» детскую фантастику Булычева и Гаррисона, чуть поднапрягшись — и более серьёзных Брэдбери и Шекли. Городская библиотека, откровенно презираемая большинством моих сверстников, видела меня 2-3 раза в неделю почти десятилетие. Во многом мой жизненный путь, интерес к науке и технике, был определён уже тогда. Думаю, если бы в моём книжном шкафу 20 лет назад не стояли «Аэлита» Толстого, «Машина времени» Уэллса и «Я, робот» Азимова, я не писал бы сейчас на Хабре эту статью (и сотню предыдущих), а протирал бы штаны где-нибудь на должности «менеджера среднего звена по перекладыванию из пустого в порожнее».

Сегодня на дворе 2014 год и вот уже мой ребёнок учится читать по слогам. Завтра он протянет руку к книжному шкафу. Что же он возьмёт — бумажную книгу или электронную? Что это будет за книга?

Давайте посмотрим на факты:

  • Моя домашняя библиотека состоит всего из пары сотен книг. При этом «пара сотен» — это, по современным меркам, считается даже много. Мало у кого из моих знакомых есть даже столько. Считается, что покупать бумажную книгу — долго, дорого, вредно для экологии, неудобно. «Можно же просто прочитать в интернете!» — вот современное мировоззрение.
  • Да, прочитать в интернете — можно. Интернет, дав нам возможность получить любую информацию в 2 клика тем самым оказал нам медвежью услугу — уравнял всю информацию между собой. До трудов греческих философов, теории эволюции Дарвина и формул Эйнштейна те же самые 2 клика, что и до видео со смешными котятами, сайта с анекдотами и статусам попзвёзд в социальных сетях. Интернет — свалка, с очень редкими островками разума. Их можно найти, если знать, что искать, но пустившись вплавь по этому морю вслепую — шансов нет никаких.
  • Допустим, можно сесть и один раз купитьскачать хорошие, важные и нужные книги. Но что со скачанным делать дальше? Положить на жесткий диск в папку «Библиотека»? Это та, что рядом с папкой «Разобрать когда-нибудь»? Ага, конечно. Файл на диске не несёт той же важности, что и бумажная книга. Он сегодня есть, завтра — нет. Он ничем не отличается от тысяч файлов вокруг, он не важнее ещё не скачанных или уже удалённых файлов. Просто байты. Нет «тёплой ламповости» книги. Записать на внешние носители? Спасибо, я в своей жизни уже выбрасывал сначала коллекцию дискет, потом коллекцию CD, потом коллекцию DVD. Это бессмысленно, прогресс слишком быстр.

Получается, бумажные книги ушли, а на их место… не пришло ничего. Что же делать? Я долго думал, как-же организовать домашнюю библиотеку так, чтобы она была удобной, простой и доступной ребёнку. Не скажу, что придумал что-то сильно умное, но кое-какие мысли собрал в кучу — возможно, кому-то пригодится, а может быть в комментариях под статьёй мы вместе придумаем что-то хорошее.

Книги для самых маленьких детей (0-3 года) должны быть бумажными
Как бы ни было долгоглупоне экологично покупать бумажные книги — малышня в них нуждается. В этом возрасте содержание ещё не столь важно — дети наблюдают формы, цвета, распознают и запоминают объекты на картинках. Книгу ещё не читают — её смотрят, щупают, вертят. Даже такие эксперименты как «укусить книгу» и «разорвать книгу» — должны быть сделаны, из них тоже черпается информация. Это можно сделать только с бумажным вариантом.

Заранее хотелось бы ответить тем гикам, которые сейчас начнут мне кричать «да в маркетах тысячи программ для самых маленьких детей, просто поставь и дай ребенку планшет». Отвечаю. Ничего в тех маркетах нет. Я ставил примерно полсотни программ, позиционирующих себя как книжки-обучалки для детей до 3 лет — платные и бесплатные, под андроид и iOS. Нет ни одной хорошей. Ни одной. Программы пытаются брать анимацией, волной звуков, яркими красками — но это всё не то. Традициям детского книгопечатания уже не одна сотня лет. Мода на планшетные игрушки пришла всего пару лет назад. Просто некорректно сравнивать склёпаную парой фрилансеров за банку тушенки «лучшую книгу сказок для самых маленьких» с истинным произведением книжного искусства, вроде, например, книг Оливии Брукс, где каждый квадратный сантиметр каждой страницы наполнен персонажами, объектами, движением, эмоциями, где каждый фонарный столб дышит атмосферой, а по позам любых двух-трёх людей прямо с языка начинают срываться истории их жизни, возникать целые миры «на кончике пера».

Программной индустрии до такого таланта, полёта фантазии и любви к своему делу ещё прыгать и прыгать. Поэтому для самых маленьких детей — бумажные книги.

Как только ребёнок прочёл своё первое слово — ему должна быть подарена читалка
Не планшет. Не телефон. Читалка. Ну, планшет с телефоном, конечно, у ребёнка тоже могут быть, но их наличие никак не связано с целью дать ребёнку возможность комфортно читать. Планшет с телефоном — для другого. Читалка же совсем недорого стоит, не отвлекает от чтения всякими там мессенджерамипочтойсоциальными сетямиигрушками, комфортна для глаз, вместительна, долго держит заряд батарейки. Именно то, что нужно для вдумчивого чтения. Также очень важно, чтобы читалка у ребёнка была личная, только его, ведь планшет может быть один на семью, планшет можно в виде наказания забрать, в виде поощрения — купить получше. Читалку забирать нельзя, а покупать получше нет особого смысла. В общем, как нам когда-то родители покупали альбомы для рисования и тетрадки, так сегодняшнему ребёнку нужно купить читалку.

В доме должны быть несколько больших иллюстрированных бумажных энциклопедий на разные темы
Вы не знаете кем вырастет ваш ребёнок. Вы даже не знаете, что его заинтересует завтра, какой вопрос он сам себе поставит и где будет искать на него ответ. Поэтому нужно сразу быть во всеоружии. В доме должны быть большие красивые книги о космосе, природе, биологии, географии, технике, истории. Да, они стоят денег. Но это и хорошо — отдав за действительно хорошую книгу долларов 100-150 вы будете уверены, что в ней точно не написана какая-нибудь чушь, что качество этой книги достойное, вы сами не поленитесь её прочитать, будете её ценить — и это обязательно передастся ребёнку.

Бумажные энциклопедии должны гармонично дополняться электронными материалами
Что ни говори — золотой век телевидения подарил нам кое-какие плоды. Сегодня можно найти действительно качественные материалы, которые хочется смотреть и пересматривать. Я говорю о циклах типа BBC — Планета Земля или Космос: Пространство и время.

Если вы ещё не смотрели первое или второе — ну, выделите часик на первую серию и не сможете отказать себе в удовольствии досмотреть до конца. Подобрать подобные материалы можно на разные темы. В те самые красивые бумажные энциклопедии на последнюю страничку можно вклеить «шпаргалку» на доп.материалы по теме. Само собой не «куда-то в Интернете», а на локально доступную копию. Ссылки в интернете мрут очень быстро.

Книги нужно покупать, а не воровать с торрентов
Не подумайте, что я фанат законов об авторском праве и вообще весь такой правильный моралист. Нет, дело в другом. Зайдя на какой-нибудь рутрекер в поисках, например, фантастики, вы скорее всего скачаете что-то вроде «1000 лучших книг — антология мировой фантастики» или «Все книги автора Х — 138 штук». Скачаете, полежит оно в папке Downloads (ага, ещё одна папка рядом с «Разобрать когда-нибудь») и удалится при следующей чистке винта. В то же время, покупая электронную версию книги, вы всё-таки задумаетесь: «А что мне стоит купить?». Вы почитаете отзывы, спросите совета, выберете нужный формат. Нет 100% гарантии, что вы купите стоящую книгу, но есть высокие шансы, что вы не купите лишнего, будете осознавать, что покупаете. Купленная книга не потеряется в папке Downloads, она попадёт в планшет или читалку и будет прочитана. Выбранное и купленное в единичном экземпляре — ценится. Доставшееся бесплатно в огромных количествах — нет.

Первая книга — на полке, остальные — в читалке
Я до сих пор помню как когда-то взял с полки первый том Шерлока Холмса из двенадцатитомника произведений Конан Дойля. Это была чёрная книга, среднего размера, в твёрдом переплёте с римской цифрой I. Прошло уже лет 20 с тех пор, а ощущение этой книги до сих пор есть в памяти — я могу вспомнить её вес, тип бумаги, шрифт. После этой книги были ещё 11, которые проглотили мои летние каникулы (о чём я нисколько не сожалею). Допустим, у меня в те времена был бы компьютер и на нём те же тексты в электронной форме. Начал ли бы я их читать? А продолжил бы? А запомнилась ли бы мне электронная книга так, как запомнилась та бумажная? Не знаю, не уверен. Подобных воспоминаний о конкретных книгах у меня очень много.

Мне кажется, по одной книге значимых авторов (а ещё лучше — отдельных циклов) должны стоять на полке. Прочитав первую книгу серии в бумажном виде уже можно понять — нравится стиль или нет, если да — остальное уже можно читать и в электронном виде.

Правильная система распределения и синхронизации книг
Ни у вас, ни у ребёнка не должно возникать глупых проблем с духе «накрылся винт — пропали книги», «начал читать на планшете — он сел, не могу продолжить читать», «еду в метро, с собой только телефон, а книги дома на компе». Книги должны хранится в надёжном месте, в облаке, с локально доступными копиями. Задача переноса книги на любое устройство в доме не должна занимать больше 2-3 кликов. Лично у меня библиотека хранится в Dropbox, для её ведения используется программа Calibre, которая умеет одним кликом отправлять книги на Kindle по Wi-Fi, а на iOS и андроид-устройствах, понятное дело, стоят клиенты Dropbox и программы для чтения. Так что разряд батарейки или даже физическое уничтожение любого из моих устройств никак не помешают мне продолжить чтение начатой книги.

Походы с ребёнком в книжный магазин — очень важны
Причём не с 12 лет, а с того возраста, когда ребёнок научился ходить. Хитрые продавцы ставят на нижние полки яркие детские книги, которые ребёнок хватает, а взрослый после этого уже не может отказать ему в покупке. Но это ладно. Лучше пусть ребёнок хватает в книжном с полок книги, чем в других магазинах — китайские игрушки или фастфуд. Тем более, что с N-ного раза схваченную книгу уже можно будет с ним обсудить, посоветовать другую, что-то подсказать и направить. Для ребёнка среднего и старшего возраста хорошо бы выделить отдельный бюджет на книги — у многих магазинов(как бумажных книг, так и электронных) есть подарочные сертификаты, их можно дарить ребёнку на разные праздники в качестве дополнительного подарка.

Получить у учителя список рекомендованной литературы на следующий год и загрузить их в читалку — ваша обязанность
Давайте вспомним свои школьные годы — каждый раз перед каникулами нам выдавали список того, что нужно будет прочитать в следующем году и 8 из 10 учеников этот список игнорировали. По ходу учебного года кто-то читал хрестоматию, кто-то первые 20 страниц каждой книги, кто-то слушал пересказы одноклассников, а кто-то сочинял что-то вроде «Марьванна, у меня не было книги и вот поэтому…». Ответственное отношение к чтению — важная штука, трудно читать что-то, чего нет. Вероятность того, что книга, до которой 1 клик будет прочитана — выше, чем в случае, когда книги нет совсем.

Личный пример
С этого я начинал статью, этим и закончу. Просто наличия книг, их качества, удобства чтения, каталогизации и поиска — не достаточно. Стоящей на полке книги — мало, файла на электронной читалке — мало. Книга должна быть в руках родителей привычным другом, а не редким гостем. Книги в доме должны читаться, обсуждаться, передаваться ребёнку из рук в руки — тогда они будут иметь вес и значимость.

Как построить домашнюю библиотеку для вашего монтессори-ребенка

Результаты исследования: домашняя библиотека для вашего ребенка приносит пользу его образованию. Дети с домашними библиотеками часто более успешны в учебе, имеют более высокий уровень грамотности и даже лучше развивают математические и технологические навыки (подробнее). Когда дети маленькие, их домашняя библиотека может быть тихим местом для чтения один на один вместе с родителями. Совместное чтение всего по двадцать минут в день увеличивает словарный запас, внимание и даже творческие способности (подробнее). Эти навыки способствуют более высоким академическим успехам и, как предполагает одно исследование, более высокому IQ.

Для создания содержательной домашней библиотеки ребенку, родители должны сначала честно взглянуть на свои собственные привычки чтения. Родители – первый пример для подражания своего ребенка. Важно следить за своими привычками в отношении развлечений. Это цифровые видео или игры? Что ваши дети узнают о вашей любви к книгам? Если родители относятся к чтению вместе со своими детьми как к рутине, ребенок, скорее всего, примет такое же отношение. Но родители могут изменить свои привычки и стать образцом для подражания, подходить к чтению с позитивным настроем и интересом. 

Создание домашней библиотеки

Детям не нужно большое пространство для библиотечного уголка. Подойдет уголок с удобным креслом и полкой. По мере того, как они становятся подростками, юные читатели будут сами определять, как они хотят, чтобы уголок расширялся. Подростки часто размещают свои книжные полки в социальных сетях. Их книги стоят на полках рядом с соответствующими товарами, включая такие игрушки, как LEGO и куклы POP.

В раннем возрасте держите настольные книги вашего ребенка в корзине, до которой легко дотянуться. Книги должны быть легко доступны для быстрого развлечения, а не экранного времени. Когда они пойдут в дошкольные учреждения, добавьте к ним небольшой стол для рисования с бумагой, фломастерами, мелками или карандашами. Часто чтение или перелистывание картинок в книге может вдохновить ребенка нарисовать или написать собственную интерпретацию истории.

По мере того, как вы продолжаете пополнять домашнюю библиотеку своего читателя, рассмотрите приведенные ниже стратегии, которые помогут расширить возможности его домашней библиотеки:

·       Создайте обмен книгами с друзьями вашего ребенка

Это может быть полезно для детей, которые быстро читают.

·       Сохраните любимые книги вашего ребенка

Когда они станут старше, они, возможно, захотят пересмотреть историю из-за эмоциональных переживаний, которые она вызывала, когда они были младше. Если у вас есть свободная комната или чердак, соберите коробку или две их любимых вещей и храните их. Возможно, когда-нибудь и ваши дети захотят передать эти любимые истории своим детям.

·       Разрешить детям выбирать книги, которые они еще не могут читать

Многие научно-популярные книги содержат плотный, информативный текст. Юные читатели с удовольствием рассматривают картинки и начинают читать слова.

·       Добавьте книги, которые ваш ребенок выбрал для себя

Детям нравится автономия выбора того, что они хотят читать, помимо школьных заданий.

·       Добавьте любимую книгу из детства

Это будет лучше работать с детьми младшего возраста и может создать личный опыт, когда вы поделитесь с ними своими детскими воспоминаниями.

·       Создайте небольшую бесплатную библиотеку

Если ваш ребенок любит читать и накопил огромную коллекцию книг, спросите его, какие из них можно раздать. Ему может понравиться идея поделиться книгами, которые он перерос, с младшими детьми.

·       Создайте книжный клуб или присоединитесь к нему

Некоторые родители могут организовать ежемесячный книжный клуб для своих детей, или местная библиотека может предложить детский книжный клуб. Книжные клубы знакомят вашего ребенка с другими читателями и новыми жанрами. Они также развивают навыки обсуждения.

·       Разрешить оставлять книги дома

Большинство из нас, как дети, так и взрослые, тянутся к самой близкой форме развлечения. В настоящее время это обычно экран. Измените эту привычку, предоставив ребенку место для книг в непринужденной обстановке, а его книги не размещайте на диване и кухонном столе.

·       Дарите книги в подарок

На дни рождения или праздники подарите ребенку последнюю книгу из той серии, которую он читает. Или выберите научно-популярную книгу на любимую тему.

·       Создать книжный трекер

Некоторые дети захотят отслеживать названия, которые они прочитали. Спросите их, что они об этом думают. Младшие дети могут вести дневник или, если они достаточно взрослые, вы можете заглянуть в цифровые журналы чтения, где они могут писать отзывы. В любом случае, отслеживание заголовков не должно стать рутиной. Отпустите его, если ваш ребенок больше не хочет этого делать.

 

Доказано, что домашние библиотеки способствуют успеху в учебе, но домашняя библиотека — это не только чтение; это также касается собственности и коллекционирования. Имея это в виду, будьте осторожны с ребенком, который не хочет отдавать часть своей коллекции, чтобы освободить место на полке. Добавьте полку или упакуйте излишки. Старайтесь оставаться гибким. Кроме того, если нет возможности выделить дополнительное место для книг, альтернативой может быть более частое посещение библиотеки или предоставление ребенку специальной электронной книги. Домашняя библиотека часто является любимым и безопасным местом для ребенка. Осознание этого и уважение эмоционального аспекта пространства может помочь им пройти через детство в юность.

Оригинал статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти плотность куба формула
  • Как найти друга иностранца для общения
  • Как найти длину стороны прямоугольника через угол
  • Как составить план моего проекта
  • Как найти шифр в картинке