Как составить двигательный режим дня

Движение есть жизнь,
уменьшение же подвижности
означает снижение жизненных процессов».
В.В. Гориневский.

Воспитание здорового, гармонически развитого ребенка — основная задача семьи и школы. В решении этой задачи первостепенную роль играют правильно организованные занятия физической культурой и спортом в школе и во внешкольное время, рациональное сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражнениями в режиме дня. За правильную постановку физического воспитания в режиме дня школы несут ответственность директор школы, организатор внеклассной и внешкольной работы, преподаватели физической культуры.  Задача родителей — организация и руководство мероприятиями по физической культуре и спорту дома, в кругу семьи, т. е родители должны принимать самое активное участие в физическом воспитании детей.

Что же включает в себя понятие «физическое воспитание»? Прежде всего — строгое соблюдение режима дня, систематическое закаливание, ежедневные занятия физической культурой и регулярные занятия спортом. Разнообразные движения необходимы для роста и жизнедеятельности организма ребенка. О том, что движение способствует здоровью людей, знали очень давно: еще 2.5 тысячи лет назад на одной из скал древние эллины высекли «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». Конечно, знают об этом папы и мамы и сегодняшних детей. И, тем не менее, как показывают исследования, у большинства ребят двигательная, нагрузка низка. Мы все чаще слышим разговоры о так называемой гиподинамии, т.е.  о снижении физической активности и недостаточной физической нагрузке. Семилетний ребенок проводит за партой в школе 3-4 часа, потом еще 1-1,5 часа готовит уроки дома и столько же обычно просиживает у телевизора. В старших классах при неправильно организованном режиме, неумении полезно и рационально расходовать время его вовсе не остается на то, чтобы побегать, погулять, подвигаться. А без движения полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.

Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам. И наоборот, у школьников, ежедневно занимающийся физическими упражнениями, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность и экскурсия грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и спортом на развитии и укрепления всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития правильной осанки.

В занятиях физической культурой есть и еще одна важная сторона — психологическая. Играя со своими сверстниками, состязаясь с ними на беговой дорожке и спортивной площадке, дети вступают между собой в сложные человеческие отношения, учатся отстаивать свои интересы, беречь друзей, тренируют волю, воспитывают в себе смелость, решительность. Под влиянием систематических занятий физической культурой повышается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В результате нервная система приобретает способность быстрее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности. Таким образом, регулярные физические упражнения благоприятно сказываются на деятельности всего организма ребенка.

Как же воспитать привычку к систематическим занятиям физическим упражнениям? Начать нужно с правильной, рациональной организации режима дня. Ребенок пошел в школу, естественно, изменился и его режим дня, появились новые непривычные нагрузки, новые обязанности, и двигаться он, к сожалению, стал гораздо меньше. Поэтому в данный период при организации режима особое внимание следует уделить правильному чередованию умственной деятельности, связанной к тому же с физическими упражнениями. Специальные научные исследования показали, что даже в те дни, когда по расписанию в школе проводится урок физической культуры, у младших школьников дефицит двигательной активности составляет 40%. Доказано, что для компенсации естественной биологической потребности в движении суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов. Поэтому с первых дней нужно научить первоклассника беречь и ценить время, строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказываются на растущем и развивающемся организме ребенка. Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка, с плохой осанкой, то почти безошибочно можно сказать, что он ложится спать поздно, а значит, недосыпает, он мало бывает на воздухе, малоподвижен. Систематическое же недосыпание (сегодня — интересная передача, а завтра — кино и т.д.), несвоевременный прием пищи, отсутствие занятий физическими упражнениями (на которые и времени- то не остается) отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на психоневрологическом статусе ребенка.

Твердый распорядок, предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры, развлечения, и на занятия спортом. Единого, удобного для всех режима, естественно, нет и быть не может. Режим каждого ребенка может иметь те или иные особенности, которые определяются его индивидуальными склонностями, характером увлечений и занятий, всем укладом жизни семьи. Однако всякий, режим должен строиться с учетом особенностей роста и развития ребенка, динамики его умственной работоспособности и, конечно, с учетом школьных и внешкольных занятий.

Чтобы составить правильный распорядок дня, необходимо знать примерную продолжительность основных режимных моментов. К этим моментам обычно относят: учебные занятия в школе (в зависимости от возраста ребенка и класса, в котором он учится, от 3 до 6 часов), приготовление уроков дома (1-4 часа), пребывание на воздухе, игры, занятия спортом, прогулки, дорога в школу и обратно (2,5-3,5 часа), утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, прием пищи, туалет, помощь по дому (2-2,5 часа) и сон (8,5-11 часов).

Примерные нормы суточной двигательной активности школьников.

Возрастная группа (лет) Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (час)
8-10 3,0-3,6
11-14 3,6-4,8
15-17 (юноши) 4,8-5,8
15-17 (девушки) 3,6-4,8

Что включает в себя двигательный режим.

Основой двигательного режима должны быть движения, позволяющие восполнять дефицит двигательной активности любыми возможными способами. Для этого используются самые различные виды физических упражнений.

1. Утренняя зарядка.

Утренняя гимнастика «зарядит» ребенка на весь день хорошим настроением, поможет быстро устранить вялость и сонливость, очень важно и то, что утренняя гимнастика доступна всем, и требует относительно мало времени. Желательно включить нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в хорошо проветренной комнате и в определенной последовательности: вначале разминка — плавные потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, потом для туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают «заминку» — успокаивающее дыхание. Во время гимнастики родители должны добиваться, чтобы ребенок выполнял упражнения четко, ритмично, без напряжения, следил за осанкой (положение плеч, головы, туловища), и дыханием (глубокое и ритмичное, вдох – носом, выдох – ртом).  Гимнастику полезно завершать водными процедурами (обтирание, обливание или душ) и растиранием сухим полотенцем.

Продолжительность зарядки в зависимости от возраста — от 10 до 20 минут. Постепенно усложняйте упражнения и ускоряйте темп движений. Комплекс упражнений желательно менять каждые 7—10 дней. И помните: нет лучшего стимула к зарядке, чем занимающиеся рядом родители.

2. Физкультминутки (физкультпаузы) — проводятся на уроках в школе и дома во время приготовления домашнего задания, длительного чтения, рисования и т.п. Этот вид двигательной активности обеспечивает отдых ребенка, переключает его внимание с одного вида деятельности на другой, улучшает дыхание и кровообращение. Физкультминутки проводятся примерно через 45 мин. занятий (у младших школьников через 30-35 мин.). Общая продолжительность их – не более 3 мин. Упражнения (3-4) подбираются с учетом характера предшествующих учебных занятий. После письменной работы – это упражнения для рук, энергичные сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями и т.п.; после длительного сидения – приседания, потягивания с глубоким дыханием, повороты туловища.

3. Подвижные игры и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

В подвижных играх на воздухе дети утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит считаться с коллективом, действовать в его интересах.

Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнениями – получит элементарные спортивные навыки. Какие именно? Для самых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде и т.п. Эти навыки, как правило, просты и доступны, лишь немногие при обучении им требуют специальных знаний.

4. Оздоровительная ходьба — прекрасное средство физической тренировки, доступное и оказывающее благоприятное воздействие на весь организм – на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную систему, дыхание.  Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце и т.д.

Скорость ходьбы устанавливается в зависимости от вашего самочувствия, но помните, что ускоренный шаг — основа тренировочного эффекта ходьбы. Продолжительность прогулок — до 2-3 ч., расстояние — не менее 5 километров. Очень полезны семейные прогулки перед сном, а также в выходные дни.

Прогулки за город, туристические походы вместе с детьми в воскресные дни будут не только приятным отдыхом, дарящим радость общения с природой, возможностью многому научить своих детей, но и значительной физической нагрузкой, тренировкой в овладении различными двигательными навыками. Прогулка позволяет, кроме того, в известной степени компенсировать недельный дефицит двигательной активности.

5. Оздоровительный бег — является эффективным средством в борьбе с различными болезнями и в первую очередь, с сердечно-сосудистыми.
Если вы решили заняться бегом, то посоветуйтесь с врачом. Вначале необходимо освоить быструю ходьбу и постепенно перейти на бег. Бегать лучше в парке, сквере, лесу, минуя жесткие покрытия (асфальт, брусчатка и т.д.), т.к. это приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
На первых занятиях не увлекайтесь скоростью и длительностью пробежки. Вначале чередуйте легкий бег с ходьбой, а затем удлините по времени пробежки, но темп  и скорость не увеличивайте. Не следует увлекаться длительными пробежками, испытывая свою волю.

6. Лыжные прогулки — наиболее доступный вид спорта, который полезен всем. Во время лыжных прогулок в работу вовлекаются все группы мышц, активизируются дыхание, сердечная деятельность и функции других органов и систем. Лес, деревья в снегу, тишина, чистый воздух и пр. — все это вызывает положительные эмоции, хорошее настроение.

Лыжные прогулки повышают обмен веществ, способствуют удалению из организма холестерина, солей, укреплению нервной системы, развитию силы и выносливости. Но для этого кататься на лыжах нужно не менее 2-3 раз в неделю.

7. Плавание — всесторонне развивает организм, усиливает деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает обменные процессы, улучшает осанку и закаливает организм. При спокойном плавании движения производятся мягко, ритмично, что дает возможность заниматься им до глубокой старости.

8. Езда на велосипеде —  развивает выносливость, подвижность в суставах нижних конечностей и пр. Езда по живописной местности является хорошим средством снятия психоэмоционального напряжения после рабочего дня. Продолжительность велосипедных прогулок может составлять 1-3 часа.

9. Занятия спортом. Прежде чем разрешить заниматься в какой-либо секции или спортивной школе, нужно определить, какой вид спорта больше подходит ребенку. Родители должны учесть индивидуальные особенности – конституционные, физические, психические качества его характера, темпы развития. И непременно посоветоваться с участковым врачом и учителем физической культуры. Большое значение имеет также интерес ребенка к определенному виду спорта. Но, конечно, основной выбор за специалистами, тренерами при отборе в секции.

Если же ребенка приняли в спортивную секцию, ДЮСШ родители должны проследить за соответствующими изменениями в его режиме дня. Опасения о перегрузке детей, занимающихся в секциях, необоснованно. При правильной организации режима, занятия в спортивных секциях хорошо вписываются в распорядок дня, не нарушая нормативов основных режимных моментов. Контроль над физическими нагрузками на тренировках и соревнованиях осуществляется медицинскими работниками. Родители должны проявлять интерес к спортивным занятиям детей, поощрять их первые победы.

Утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры – те формы двигательного режима, которые могут организовать и проконтролировать родители. В течение учебного года время на физкультурные мероприятия в режиме дня распределяются примерно так, как указано в таблице:

Физкультурные мероприятия в режиме дня Продолжительность
Утренняя гимнастика 10-15 мин
Гимнастика до уроков в школе 10-20 мин
Физкультминутки в школе 6-12 мин
Игры и развлечения на переменах 15-20 мин
Физкультминутки дома 10 мин
Самостоятельные занятия играми и физическими упражнениями дома 2,5-3 часа

В дни школьных каникул распорядок дня школьников должен быть построен так, чтобы школьникам можно было максимальное время находиться на воздухе, заниматься спортивными и подвижными играми.

Эффективность занятий физической культурой в семье будет по- настоящему высокой лишь при последовательном, ежедневном их проведении без скидок на занятость, усталость и т.п. И конечно, все наставления родителей о пользе и значении утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом останутся словами, если они сами не будут следовать им. Личный пример родителей лучше всяких наставлений. Именно от родителей, от того, насколько они возьмутся за дело, зависит физическое здоровье и развитие детей. Пожалуйста, не думайте, что, подрастая, он будет вас безоговорочно слушаться и беспрекословно выполнять все указания. Он еще будет и внимательно наблюдать за вами, сопоставляя ваш приказ и ваши действия. Если папа скажет: «Делай зарядку», а сам останется лежать в постели, в скором будущем сын перестанет делать зарядку. Поэтому, продолжая сохранять двигательную активность, вы своим примером приучите к тому же и своего ребенка. Если вас не обидит такой пример, то мы уточним нашу мысль: этим вы готовите себе учителя в будущем. Не жалейте сил и энергии для воспитания своего ребенка в таком духе. Можете не сомневаться: придет время, и вам будет лень вставать, лень делать зарядку. Но дети не дадут вам пребывать в таком благодушии. Так будет, и надо быть благодарным детям за это посеянное вами стремление.

Здоровые дети могут быть только у здоровых родителей!

Рекомендации по физической активности

Рекомендации по физической активности

Несколько простых советов для тех, кто хочет увеличить свою физическую активность:

  • Старайтесь как можно больше двигаться.
  • Три раза в день потратьте по 10 минут на простое упражнение: встаньте, распрямитесь и походите.
  • Поднимайтесь и спускайтесь по лестнице пешком.
  • Попробуйте проходить часть обычного пути на работу или с работы пешком.
  • Если Вы ездите на машине, старайтесь парковаться так, чтобы пройти лишние 100–200 м.
  • Участвуйте в активных играх своих детей или детей Ваших друзей и родственников.
  • Прогуливайтесь до магазина и обратно пешком.
  • Старайтесь регулярно выполнять посильную физическую работу, например, на даче.
  • Чаще бывайте на природе.

Распространенные виды физической активности

  • Ходьба. Для людей среднего и старшего возраста это самое простое и доступное средство оздоровления. Ходьба в медленном темпе (3–4 км/ч) по 30–50 минут в день 4–5 раз в неделю значительно повышает функциональные возможности организма. Лучший оздоровительный эффект даёт быстрая ходьба — по 30 минут в день 3–5 раз в неделю. К нагрузкам такой интенсивности следует переходить постепенно и поэтапно.
  • Оздоровительный бег. Регулярный бег в медленном темпе не менее 20 минут укрепляет иммунную систему, увеличивает содержание гемоглобина в крови и улучшает настроение.
  • Фитнес. Это оздоровительная методика, включающая комплексные физические тренировки (как аэробные, так и силовые нагрузки) в сочетании с правильно подобранной диетой.

Зачем нужна консультация врача?

  • Даже при отсутствии жалоб обязательно необходимо провести электрокардиографическое исследование не только в покое, но и при физической нагрузке, что может позволить выявить скрытую коронарную недостаточность.
  • Перед тем как приступить к тренировкам, важно выяснить, каково состояние Вашего позвоночника и суставов. Многие невинные, на первый взгляд, упражнения могут привести к серьёзным последствиям.
  • Больные ишемической болезнью сердца и с артериальной гипертонией при регулярных занятиях физкультурой должны систематически консультироваться с врачом.
  • Если главная цель Ваших спортивных занятий — здоровье, то Вам необходимо помнить о том, что для сердца полезны только аэробные нагрузки.

Зачем Вам физическая нагрузка?

  • В XXI веке средняя физическая нагрузка городского жителя уменьшилась почти в 50 раз по сравнению с предыдущими столетиями. Люди ведут малоподвижный, сидячий образ жизни, из-за чего у них развивается гиподинамия — снижение двигательной активности и силы мышечных сокращений.
  • Гиподинамия — причина развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности инсульта, ожирения, сахарного диабета, остеопороза и многих других заболеваний. Чтобы избежать развития гиподинамии и снизить риск возникновения множества смертельных болезней, Вы должны активно двигаться, например, ходить не менее 10 часов в неделю.

Физкультура — лучший друг сердца

  • При физической нагрузке сердце начинает биться чаще, увеличивается выталкиваемый им в сосуды объём крови. К работающим мышцам, пронизанным тонкими капиллярами, поступает больше кислорода, они «просыпаются» и включаются в работу.
  • Сердце — это тоже мышца, нуждающаяся в кислороде, и в нём тоже есть капилляры, которые активизируются при физической нагрузке. Если физическая нагрузка имеет регулярный характер, то при выполнении упражнений сердце активизируется, при этом пульс увеличивается незначительно.
  • Признак здорового сердца и его экономной работы — невысокая частота пульса в состоянии покоя. Подсчитайте пульс утром после сна, лёжа в постели, и сравните с приведёнными данными:
    • 55–60 в минуту — отлично;
    • 60–70 в минуту — хорошо;
    • 70–80 в минуту — удовлетворительно;
    • > 80 в минуту — плохо.

Как планировать свои физические нагрузки

  • Если Вы, воодушевившись прочитанным, сходите на каток или в бассейн, пробежите несколько километров на лыжах или пройдёте пешком путь, который могли бы проехать на автобусе, — это будет неплохое начинание. Однако помните основное правило оздоровительных физических тренировок: их необходимо выполнять систематически.
  • Положительных результатов можно достичь только при условии регулярности физических нагрузок. Врачи рекомендуют еженедельно тратить не менее 2000 ккал только за счёт физической активности. Выбрать частоту тренировок и продолжительность разовой нагрузки можно, используя приведённые ниже данные.

Частота тренировок и продолжительность разовой нагрузки

Тип нагрузки Расход энергии (ккал/ч)
Медленная ходьба (3–4 км/ч) 280 — 300
Ходьба в среднем темпе (5–6 км/ч) 350
Ходьба быстрая (7 км/ч) 400
Бег трусцой, или джоггинг (7–8 км/ч) 650
Медленный бег (9–10 км/ч) 900
Бег в среднем темпе (12–13 км/ч) 1250
Езда на велосипеде (40 км/ч) 850
Плавание (40 м/мин) 520
Теннис в умеренном темпе 425
Катание на коньках в умеренном темпе 350
Горные лыжи 580
Спортивные игры 600
Аэробная ритмическая гимнастика 600

Как выбрать тип нагрузок, подходящий именно Вам?

  • Выбранный режим физической активности должен соответствовать уровню тренированности Вашего организма, т.е. дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Уровень тренированности сердечнососудистой системы можно определить с помощью несложного теста:
    • Измерьте свой пульс в обычном спокойном состоянии.
    • Сделайте 20 приседаний за 30 секунд.
    • Через 3 минуты повторно измерьте пульс и вычислите разницу между вторым и первым результатами.
  • Результат:
    • хорошая тренированность — до 5 ударов;
    • удовлетворительная — 5–10 ударов;
    • низкая — более 10 ударов.
  • В любом случае, приступая к тренировкам, соблюдайте умеренность. На начальном этапе тренировок увеличивайте время занятий до достижения оптимальной нагрузки. Оптимальная нагрузка — это 85% от максимальной частоты сердечных сокращений (МЧСС).

    МЧСС = 220 – ваш возраст

  • До достижения оптимальной нагрузки не следует увеличивать интенсивность занятий, скорость ходьбы, бега или плавания, вес отягощения. Со временем, когда занятия станут для Вас привычными, интенсивность можно увеличить.

По материалам takzdorovo.ru
– официального ресурса программы «Здоровая Россия»

Правильный режим дняКак правильно составить режим дня – одна из самых важных тем здорового образа жизни. Каждый человек сталкивается с необходимостью распределять свое время. Иногда, как в случае с работой, это необходимость. Иногда, например, при планировании максимально продуктивного времяпрепровождения или отдыха, это целесообразность.

Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность. В результате чего вырабатывается и режим жизни, в котором минимизированы затраты времени и энергии на несущественные вещи.

В данном уроке будут даны ответы на вопросы о правильном распорядке дня, особенностях влияния биологических ритмов на активность и эффективность деятельности человека, основных подходах и методиках составления режима дня для разных людей: мужчин и женщин разных профессий, взрослых, студентов и школьников.

Содержание:

  • Что такое режим дня
  • Биологические ритмы и распорядок дня
  • Совы и жаворонки
  • Составляющие режима дня
  • Как спланировать свой режим дня
  • Проверочный тест

Что такое режим дня

Начнем с определения:

Режим дня – продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного распределения.

Как говорилось выше, распорядок имеет большое значение для самодисциплины и организованности любого человека, а также он важен для многих других прикладных аспектов нашей жизни. К примеру, режим дня играет не последнюю роль в построении тренировочных программ, составлении диет и организации правильного питания в целом, выборе самых продуктивных часов нашей жизни для работы или творчества.

Мейсон Карри в своей книге «Режим гения: Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня:

«В умелых руках режим дня – точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего, время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы…»

Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью (см. эпиграф). Каждый человек сталкивался в своей деятельности со спешкой, ощущением аморфности времени, неразберихой в личных и рабочих делах. Мы не всегда можем отчетливо сказать, сколько времени потратили на то или иное занятие, поскольку не считаем необходимым постоянно контролировать использование своего времени. Однако именно распорядок всего дня целиком помогает наиболее разумно и эффективно распределить свое время. Кроме того, без навыка успешного планирования своего дня человек не научится строить и более долгосрочные планы, тем более что спланировать свой дневной график полностью не так сложно, ведь:

День как минимальная единица для планирования максимально удобен в силу легкой обозримости.
Если какая-то попытка не удалась, можно перестроиться и изменить режим на следующий день.

Отметим также тот факт, что употребление эпитета «правильный» по отношению к режиму дня в некоторой мере условно. Индивидуально для каждого человека понятие правильного распорядка может быть разным и зависеть от многих факторов: работы, привычек, особенностей организма. Но, как утверждают эксперты (психологи и медики), физиологические аспекты функционирования основных жизненных систем людей идентичны [Wedemeyer G. A., 1996]. На основе этого возможно составить универсальный, содержащий общие рекомендации режим, который в той или иной мере подойдет каждому. Опираясь на предложенные рекомендации с учетом своих индивидуальных потребностей, можно выработать распорядок суток, который оптимально подойдет именно вам.

Биологические ритмы и распорядок дня

Без учета суточных биологических ритмов организма человеку вряд ли удастся составить организованный и эффективный режим дня [Nature, 2009]. Например, если человек, привыкший обычно просыпаться в 7 утра, один день будет спать до 4 дня, после пробуждения он, скорее всего, будет чувствовать усталость, разбитость, замедление темпов активности. Такое состояние возникает в результате игнорирования особенностей биологических ритмов, биологических часов и циркадных ритмов.

Биологические ритмы (биоритмы) – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах, от которых зависит их функциональность.

Биоритмы бывают внутренними (эндогенными), зависящими от биологических часов организма, и внешними (экзогенными), которые проявляются в синхронизации внутренних циклов (смена сна и бодрствования) с внешними раздражителями (смена дня и ночи). В плане составления режима дня нас больше всего интересуют циркадные ритмы – циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи, период которых приблизительно равен 24 часам [«Комсомольская правда», 2016].

Многие исследователи до недавнего времени относили изучение биоритмов к неакадемическому направлению физиологии, но благодаря последним исследованиям ситуация несколько изменилась. Так, в человеческом мозге обнаружили крошечный кластер в гипоталамусе размером примерно 20000 нейронов, который контролирует многие циркадные ритмы организма. Известный как супрахиазматическое ядро (SCN), этот центр выполняет работу внутреннего кардиостимулятора тела и влияет на биоритмы человека [Moore R. Y., 2001].

Совы и жаворонки

Психологи часто обращаются к известному разделению людей в зависимости от периода их активности на «сов» и «жаворонков». Первым тяжело вставать рано утром, а пик их активности приходится на вечерние и ночные часы. Вторые, наоборот, утром деятельны, а к вечеру быстро теряют запасы энергии. Интересно, что во многих странах Африки практически нет «сов», связано это с тем, что многие поселки и города не электрифицированы, а значит, когда солнце садится, местная жизнь замирает.

Предложенная классификация довольно условна, поскольку, как показывает практика, нормальный здоровый человек при желании постепенно может изменить свой тип бодрствования без вреда для организма. Главное – наличие силы воли и правильно выбранной стратегии.

К примеру, многим политикам, бизнесменам, спортсменам, которые много путешествуют по всему миру, часто приходится перестраивать свои циркадные ритмы в соответствии с разницей во времени между городами, чтобы не терять эффективности в работе при смене часовых поясов. На практике даже выработаны специальные рекомендации, которые помогут максимально безболезненно перестроить свой режим после смены часового пояса. Для этого вам следует:

1 Спланировать первые дни приезда так, чтобы, по возможности, психологическая и физическая нагрузки были минимальными.
2 Употреблять за два дня до полета только легкую пищу, исключить алкогольные напитки, а также непривычные для вас блюда, и по возможности воздержаться от курения.
3 Учесть, что с востока на запад лучше лететь утренним или дневным рейсом, а с запада на восток вечерним.
4 За 3-5 дней до вылета постепенно перестроить свой режим в соответствии с часовым поясом того места, куда вы собираетесь лететь.
5 Если предстоит полет на запад, старайтесь ложиться спать и вставать попозже. При путешествии в восточном направлении засыпать нужно раньше, а просыпаться рано утром.

Часто людям даже не приходится подключать свою силу воли для изменения режима активности, поскольку организм человека способен самостоятельно адаптироваться к меняющимся внешним условиям. К примеру, обычные школьники, как правило, ходят на занятия к 8.30 в течение долгого периода обучения. С годами организм школьника привыкает следовать заданному циркадному ритму, то есть активно работать в первой половине дня. Однако если после окончания школы выпускник поступает в университет на вечернее отделение, где занятия проходят во вторую смену, организму приходится подстраиваться под новое расписание. Со временем биологические часы студента естественным образом адаптируются к новой системе без особых усилий с его стороны.

Знание закономерностей работы биологических часов поможет правильно спланировать день. Ниже приведен примерный расчет периодов активности разных систем среднестатистического человека по часам:

04:00. Начало циркадного ритма. В это время организм выделяет в кровь стрессовый гормон кортизол, который запускает механизмы основных функций и отвечает за нашу активность. Именно этот гормон помогает проснуться людям, которые предпочитают вставать рано.

05:00-06:00. Пробуждение организма. В этот период ускоряется обмен веществ, повышается уровень аминокислот и сахара, которые не позволяют человеку крепко спать под утро.

07:00-09:00. Идеальное время для легкой физической нагрузки, когда можно быстро привести расслабленный после сна организм в тонус. В это время хорошо работает пищеварительная система: усвоение полезных веществ происходит быстрее, что помогает эффективно перерабатывать пищу и преобразовывать ее в энергию.

09:00-10:00. Период, когда осваивается энергия, полученная от приема пищи. В течение этого времени человек способен хорошо справляться с заданиями на внимание и сообразительность, а также успешно использовать кратковременную память.

10:00-12:00. Первый пик работоспособности, период максимальной умственной активности. В это время человек хорошо справляется с задачами, требующими повышенной концентрации.

12:00-14:00. Время ухудшения работоспособности, когда необходимо дать отдых уставшему мозгу. Этот период подходит для перерыва на обед, поскольку работа пищеварительного тракта ускоряется, кровь отходит к желудку, умственная активность организма снижается.

14:00-16:00. Это время лучше посвятить спокойному перевариванию съеденного, так как организм пребывает в состоянии легкой усталости после обеда.

16:00-18:00. Второй пик активности и работоспособности. Организм получил энергию от пищи, все системы вновь работают в полном режиме.

18:00-20:00. Лучшее время для ужина, полученную еду организм успеет переварить до утра. После приема пищи можно прогуляться или спустя час заняться физическими упражнениями, отправиться на тренировку.

20:00-21:00. Это время подходит для занятий спортом, посещения секций, общения.

21:00-22:00. Период, когда возрастает способность мозга к запоминанию. В это время есть не рекомендуется.

22:00. Начало фазы сна. В организме запускаются восстановительные процессы, выделяются гормоны молодости. Тело переходит в состояние отдыха.

23:00-01:00. В это время процесс обмена веществ максимально замедляется, снижается температура тела и частота пульса. Наступает фаза глубокого сна, когда наш организм лучше всего отдыхает.

02:00-03:00. Период, когда все химические реакции замедлены, гормоны практически не вырабатываются. Отсутствие сна в это время может привести к ухудшению состояния и настроения в течение всего дня.

Примечание: в холодное время года происходит незначительное смещение описанных процессов физиологической активности во времени вперед.

Тест «Жаворонок или сова»

Предлагаем вам пройти тест на определение того, являетесь вы совой, жаворонком или голубем. Это может помочь вам определить, в какое время суток вы наиболее продуктивны, и скорректировать ваш режим дня в зависимости от этого.

Составляющие режима дня

Мы уже говорили, что предложить универсальный распорядок дня, который бы подошел каждому невозможно. При составлении расписания учитываются многие личные факторы, но существуют и пункты которым обязательно должны следовать все. Это необходимые условия для всех, кто хочет вести здоровый образ жизни и быть здоровым.

1

Сон

Реалии современного мира таковы, что многие люди либо отводят сну недостаточное количество времени, либо регулярно спят больше, чем это требуется для организма. В обоих случаях это негативно влияет на физическое состояние человека и на его деятельность. Четкий режим дня и правильно отведенное время на сон позволяют всем системам жизнеобеспечения человека восстановиться и отдохнуть, а также помогают избежать расстройств сна и нервной системы [MedicalNewsToday, 2019, Ho L., 2020].

Итак, идеальным временем для сна считается период с 23.00 до 7.00 утра [Healthline, 2019]. В среднем взрослый человек должен спать около 7-8 часов в сутки, хотя известно множество случаев, когда люди спали гораздо меньше (3-6 часов в сутки), но чувствовали себя прекрасно и эффективно выполняли свою работу. Среди знаменитых успешных малоспящих людей стоит отметить Юлия Цезаря, Леонардо да Винчи, Бенджамина Франклина, Наполеона Бонапарта, Томаса Джефферсона, Сальвадора Дали, Николу Тесла, Томаса Эдисона, Уинстона Черчилля и Маргарет Тетчер.

Однако не стоит прибегать к крайним случаям и пренебрегать здоровым сном вовсе. В ходе некоторых клинических экспериментов наблюдались единичные случаи, когда люди не спали больше 250 часов подряд. К концу этого отрезка времени врачи отмечали у пациентов расстройство внимания, невозможность фокусировки зрения на предмете дольше 20 секунд, нарушение психомоторики. Большого вреда здоровью такие эксперименты не приносили, но выбивали организм человека из привычного состояния на несколько дней.

Для многих людей, желающих выровнять свой график и научиться ложиться пораньше, актуальным является вопрос «как уснуть» в запланированное время. Вот некоторые рекомендации:

  • Вместо просмотра по телевизору детективных сериалов или серфинга в Интернете перед сном лучше почитать книгу.
  • За несколько часов до сна стоит позаниматься физическими упражнениями, бегом, просто пройтись.
  • Не следует есть тяжелую пищу на ночь.
  • Перед сном полезно проветривать помещение.
  • Таким образом составить свой распорядок дня, чтобы во время отхода ко сну организм чувствовал усталость.

Даже если долго не получается уснуть вечером, с утра все равно нужно встать в запланированное время. Вы не выспитесь один день, но уже в следующую ночь сможете заснуть раньше.

2

Приемы пищи

Каждому известна фраза «чтобы жить, нужно питаться», однако питаться нужно правильно. Детально о правильном питании и всем, что с ним связано, мы поговорим в следующем уроке, здесь отметим лишь несколько важных нюансов. Еда – топливо для организма. С ней мы получаем не только энергию на день, которая расходуется на умственную и физическую деятельность, но и обеспечиваем организм нужными витаминами и микроэлементами. Именно поэтому важно питаться регулярно и полноценно, необходимость применения диеты обязательно должна быть согласована со специалистом, который поможет составить оптимальное меню с учетом физиологических потребностей организма.

3

Отдых

Восстановление сил и работоспособности организма происходит не только во время сна, но и в период активности организма. Во время работы человеку также нужен отдых, поскольку постоянно поддерживать трудоспособность на высоком уровне невозможно. Не тратьте свой обеденный перерыв на выполнение работы, лучше отдохните, и скоро вы сможете взяться за дело с новыми силами и работать более продуктивно и эффективно.

После работы также важно отдохнуть. Если весь день вы работаете за компьютером, по возвращении домой проведите вечер без него. Уделите время чтению, общению с родными и близкими, самообразованию.

4

Работа

Каждому из нас приходится работать: школьникам – ходить на занятия и делать уроки, студентам – посещать лекции и семинары, готовиться к экзаменам, взрослым – строить карьеру и зарабатывать на жизнь. Умение спланировать свое рабочее время является важной частью режима дня в целом. Методики самоменеджмента, управления временем, а также рекомендации для повышения личной эффективности на работе и вне ее вы сможете найти в статьях специальной рубрики нашего блога «Time-management».

5

Физические нагрузки

Это рекомендованная составляющая дня для всех, кто заботится о своем здоровье. Задуматься о тренировках нужно в первую очередь тем, чья работа ограничивает двигательную активность организма на протяжении всего дня. Даже если у вас нет возможности записаться в тренажерный зал или ходить в бассейн, можно заниматься дома или на площадках во дворах и школах. При наличии медицинских противопоказаний вместо занятий спортом можно практиковать легкие прогулки на свежем воздухе после еды. Подробно о роли физической активности в здоровом образе жизни читайте в этом уроке.

6

Психическое равновесие

Как говорится, «в здоровом теле здоровый дух», но верно и обратное. Если человек спокоен и удовлетворен жизнью, получает удовольствие от работы – значит, и соблюдать режим дня ему проще. Чтобы разобраться в себе, мы сделали специальный курс «Самопознание», который позволит разобраться в себе, понять свои сильные и слабые стороны. Узнайте подробнее. 

Как спланировать свой режим дня

Так выглядело расписание дня Бенджамина Франклина, размещенное им в своей «Автобиографии»:

пример правильного режима

(изображение сделано на основе фрагмента книги М. Карри)

Ниже приведены некоторые рекомендации по составлению вашего режима дня.

Как составить режим дня взрослого

При составлении режима дня ориентируйтесь на следующие пункты:

1

Расписание старайтесь не только продумывать, но и записывать. Пользуйтесь специальными программами, ежедневником или просто запишите его на лист бумаги. Письменно составленный режим дня будет не только напоминать о делах, но и служить молчаливым укором, если что-либо из запланированного не будет выполнено.

2

Важно, чтобы сначала в режим было включено только то, что вы действительно делаете на протяжении дня. Проще говоря, в расписание стоит вносить пункты, которые вы выполните наверняка, например, встанете в 7, чтобы собраться, позавтракать и, с учетом дороги, к 9 быть на работе. Если же вы только хотите сходить в тренажерный зал после работы, но еще ни разу не делали этого, не стоит такой пункт вносить в план дня. Позже, когда идею удастся реализовать, режим можно будет скорректировать. Помните, что приучить себя к следованию распорядку, а, следовательно, и самодисциплине, можно, только выполняя реальные пункты расписания.

3

В разных составляющих своего режима (в первую очередь это касается работы) ранжируйте задачи. Ставьте выполнение сложных заданий вначале и в таком же порядке выполняйте.

4

Старайтесь учитывать физиологические потребности своего организма, о которых говорилось выше. Соблюдайте личную гигиену, не засиживайтесь допоздна, принимайте пищу в одно и то же время.

5

Важно также, чтобы несколько дней после принятия решения о начале составления режима вы начали отмечать промежутки времени, затрачиваемые на те или иные действия. Выведите среднестатистический показатель того, сколько времени у вас занимает завтрак, дорога на работу, ответ на письма электронной почты, общение с коллегами и прочее. На основе полученных данных и нужно составить первый режим дня. Употребление характеристики «первый» не случайно – в будущем, скорее всего, вы будете неоднократно корректировать свой режим, и важно научиться во время этого процесса опираться на конкретные временные рамки, а не на субъективные ощущения затрачиваемого времени.

Очевидно, что режим дня составляется в соответствии с занятостью на работе, которая более-менее определена. Тем не менее важно планировать не только рабочее время, но и отдых, время на домашние заботы и прочие дела. Это порой трудно сделать, но со временем вы научитесь.

Как составить режим дня школьника (подростка)

Здесь тоже есть несколько основных моментов:

1

Первое, с чего стоит начать, – проведение «полевого этапа». Некоторое время нужно потратить на наблюдение: сколько времени занимает дорога в школу, на секцию, подготовка домашнего занятия и т. д. Если школьник составляет свой режим самостоятельно, полученные данные нужно согласовать с родителями, которые помогут учесть особенности возраста и отвести достаточное время на отдых.

2

Школьное образование построено с учетом педагогических, психологических методик, нюансов возраста. Количество уроков, факультативов даются в таком объеме, чтоб не перегружать школьника. Но время отдыха нужно спланировать отдельно.

3

Недопустимо большую часть свободного времени проводить за просмотром телевизора или компьютерными играми. Эта проблема решается записью в секции и кружки, выполнением отведенных родителями обязанностей по дому и прочими более полезными делами.

4

Выполнение ребенком распорядка дня первое время важно мотивировать. Здесь все зависит от родителей.

5

Для учащихся начальной школы нужно обязательно отвести время для дневного сна. Старшеклассникам можно ложиться спать немного позже, как и самостоятельно вносить коррективы в свой распорядок в соответствии с занятостью. Для подготовки письменных домашних заданий лучше всего подходит отрезок между 16.00 и 18.00. Читать книги и учебники лучше вечером.

Ниже приведен один из вариантов почасового режима дня школьника 3 класса, одобренный педиатрами:

  • 7:00. Подъем.
  • 7:00-7:30. Зарядка, умывание.
  • 7:30-7:45. Завтрак.
  • 8:30-13:05. Занятия в школе.
  • 13:30-14:00. Обед.
  • 14:00-15:45. Подвижные игры, прогулки, времяпровождение на свежем воздухе.
  • 15:45-16:00. Полдник.
  • 16:00-18:00. Самоподготовка, домашнее задание.
  • 18:00-19:00. Свободное время, отдых.
  • 19:00-19:30. Ужин.
  • 19:30-20:00. Свободное время, работа по дому.
  • 20:00-20:30. Вечерняя прогулка.
  • 20:30-21:00. Подготовка ко сну.
  • 21:00. Сон.

И в заключение еще один вариант.

Как cоставить режим дня студента

Составить режим дня для студента помогут следующие рекомендации:

1

Начните со сбора и анализа информации о затрачиваемом времени. Если режим дня составлялся еще во время учебы в школе, то кардинально в распорядке студента дневного отделения ничего не изменится.

2

По сравнению со школьниками, у студентов зачастую возрастают объемы получаемой информации и время для самоподготовки. Стоит учесть при этом, что умственная деятельность должна чередоваться с физической и времяпровождением на свежем воздухе – для сохранения здоровья эти пункты не стоит исключать из расписания.

3

Деятельность студента связана с постоянным напряжением умственных сил, и чтобы использовать их плодотворно, нужно помнить не только о чередовании труда и отдыха, но и о некоторых других особенностях. В работу нужно входить постепенно, сначала повторяя уже известный материал и лишь потом принимаясь за изучение нового.

4

Режим дня на время сессии нужно составлять отдельно. Подготовку следует начинать в те же временные отрезки, что и происходят пары на протяжении семестра – мозг уже привык к активности в такое время. Особое внимание стоит уделить питанию и отдыху.

5

Правильно составленный и продуманный режим дня, как бы его ни было трудно придерживаться первое время, скоро приведет к выработке динамического стереотипа, что сделает следование распорядку более легким.

Опросы и наблюдения показывают, что у тех студентов, кто составляет режим дня, остается до 5 часов свободного времени на личные интересы. Следование распорядку позволит сохранить в деятельности здоровый баланс: не тратить всё время на «зубрежку» с одной стороны, но и не гулять, постоянно отсыпаясь на парах – с другой.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А далее поговорим о правильном питании.

Режим дня

Режим дня

Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, гигиены, питания и сна.

Это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, рациональную организацию различных видов деятельности, а также самодисциплину и добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности и разумному использованию своего времени.

Установить единый распорядок дня для всех, естественно невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым.

Все 24 часа в сутки распределяются таким образом — 8 часов работы, 8 часов отдыха (активного) и 8 часов сна. Проанализируйте свой режим дня, научитесь ценить время и использовать его для улучшения своего здоровья.

Человеческий организм в определенное время суток имеет периоды активности. Режим дня важен как для взрослых, так и для детей. Особенно полезен режим дня детям школьного возраста. С его помощью можно контролировать баланс труда и отдыха, избегать перегрузок, грамотно чередовать периоды физической и умственной активности.

Польза режима дня в полноценном отдыхе, повышении качества сна, улучшении работы иммунной системы, нормализации функционирования нервной системы, стабилизации психологического состояния, достаточной физической активности, улучшении работы внутренних органов, улучшении усвоения пищи, а также в увеличении свободного времени.

Условия для эффективного режима дня:

Просыпайтесь и засыпайте ежедневно в одно и тоже время

Привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы. Главное правило — засыпать и просыпаться надо в разные дни. Это значит, что до 00:00 вы уже должны спать. Норма продолжительности сна зависит от возраста, но при этом есть и коротко- и длинно спящие люди, поэтому необходимо ориентироваться на состояние во время пробуждения. Средняя норма сна взрослого 7-8 часов. С возрастом потребность во сне уменьшается.

Смещение засыпания или пробуждения на два или более часа называется «социальным джетлагом». Под понятием «социальный джетлаг»
подразумевается асинхронное взаимодействие биологических часов человека с окружающим ритмом жизни, возникающее в основном в результате интенсивной работы. В основе последствий социального джетлага лежит хроническое ограничение сна, вызванное социальными факторами, а также широким использованием электронных продуктов и интенсивного круглосуточного графика работы. Люди, работающие в сменном графике, состоят в зоне риска.

В среднем люди с недосыпом потребляют на 385 ккал больше, чем те, кто высыпается. Нехватка сна нарушает циркадные ритмы, гормональную регуляцию лептина (отвечает за чувство сытости) и грелина (контролирует ощущение голода).

В наше время недосып и некачественный сон становятся существенной проблемой. Они провоцируют ожирение, замедление мышления, нарушают структуру воспоминаний.

Здоровый и качественный сон необходим. Но у каждого он должен быть в свое время.

Занимайтесь регулярно утренней гимнастикой

Утренняя гимнастика-это прекрасный способ правильно начать свой день. Простые упражнения подходят для людей любого пола и возраста. Для того, чтобы тело оставалось в тонусе, и дольше сохранялись молодость и здоровье, утреннюю гимнастику нужно делать ежедневно.

Даже небольшая, но регулярная физическая нагрузка положительно влияет на тонус мышц, пищеварительный тракт и кровообращение. Активность будет полезна любому человеку, насыщая организм кислородом. Гимнастику утром необходимо делать и пожилым. Комплекс упражнений может отличаться, но тут главное регулярность. Зарядка улучшит метаболизм и поможет избежать проблем с суставами. Весь комплекс упражнений не занимает дольше 15 минут, однако обладает огромной пользой для человека. Утренняя гимнастика особенно эффективно насыщает организм кислородом в проветриваемом помещении.

Результат от гимнастики не заставит себя долго ждать, особенно если постепенно и регулярно увеличивать нагрузку. Вы будете меньше простужаться, чаще улыбаться, чувствовать позитив и поддерживать все системы организма в отличном состоянии. Помимо утренней гимнастики необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом.

Принимайте пищу в установленное время

Прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучшему усвоению пищи. Если человек находит оптимальный для себя режим питания и изо дня в день придерживается его, это помогает хорошему пищеварению, усвоению еды и метаболизму, и в целом улучшает самочувствие.

Соблюдайте определенное количество приемов пищи в течение суток. Единого расписания, идеально подходящего для всех, не существует, но в среднем рекомендуется принимать пищу 3-5 раз в день. Например, первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин, или количество приемов пищи сократить до трех. Реже двух раз в сутки принимать пищу, как правило, не рекомендуют. Оптимальным обычно считают четырехразовое питание в одно и то же время.

Распределите рацион в течение дня. Работа органов, участвующих в пищеварении, в течение суток неодинакова. Больше всего желудочного сока, расщепляющего пищу, приходится на утро и день. Максимум его выделения отмечается в середине дня, а минимум в ночные часы. Поэтому 2/3 общего количества суточного рациона лучше съедать за завтраком и обедом и около 1/3 за ужином.

Время приема пищи зависит от индивидуальных биоритмов. Люди, которые встают рано («жаворонки») нередко просыпаются голодными, а «совам» может потребоваться 1,5-2 часа, чтобы задуматься о завтраке. Но и тем, и другим стоит не ограничиваться чашкой кофе, а позаботиться о том, чтобы завтрак был полноценным, с белками и жирами. Время обеда и ужина, соответственно, у разных людей тоже будет разным. Не рекомендуют есть позже, чем за 2-3 часа до отхода ко сну. Ночью пищеварительная система не слишком активна.

Соблюдайте интервалы между приемами пищи. Интервалы нужны, чтобы еда, попавшая в организм, спокойно прошла так называемый пищеварительный цикл, не перемешиваясь с вновь поступающими порциями. Обычно от времени попадания еды в желудок до момента ее продвижения в кишечник проходит 3-4 часа. Это среднее время и считается оптимальным в качестве перерыва между приемами пищи. Слишком длинные перерывы, дольше 5 часов, как правило, тоже вредны (за исключением ночного сна).

Учитывайте время, затраченное на прием пищи. Вредно есть на бегу, торопясь, и наоборот, растягивая время приема пищи на несколько часов (сидя у телевизора). Стоит постараться выделять для приема пищи 15-20 или 30 минут.

Режим питания — это не только еда в одно и то же время, но и соблюдение многих других рекомендаций. Начните с чего-то одного. Не заставляйте себя строго следовать увиденным графикам и схемам, но и не отрицайте их полностью. Прислушивайтесь к себе, и вы поймете, когда для вас оптимально садиться за стол, а когда привыкните, нормализуйте и другие аспекты.

Чередуйте умственную активность с физической

Оптимально делать это по схеме: 1,5 часа умственного труда, затем 15 минут физической активности. Причем не имеет значения, какой вид нагрузки это будет (обычная зарядка, танцы или йога). Выбирайте то, что вам нравится. Кроме кратковременных перерывов, используйте прогулки на свежем воздухе продолжительностью, примерно, по часу. Это поможет насытить кислородом ваш организм. Во время отдыха воздержитесь от просмотра фильмов или передач. Лишняя информация еще больше напрягает мозг.

Соблюдайте правила личной гигиены

Мойтесь ежедневно теплой водой (37-38 градусов). Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались, необходимо эти выделения регулярно смывать. Если этим пренебрегать создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов, грибков и других вредных микроорганизмов. Применять мочалку необходимо не реже одного раза в неделю. Следите за чистотой рук и ногтей. Грязь, содержащая болезнетворные микробы может попасть с рук в рот через пищу. Руки нужно мыть до посещения туалета и обязательно после туалета, перед едой, после контакта с животными. В дороге воспользуйтесь влажной салфеткой или антисептиком. Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потоотделение. Голову необходимо мыть по мере загрязнения. Не стоит мыть волосы очень горячей водой. При расчесывании волос недопустимо использование чужих расчесок. Чистить зубы необходимо ежедневно утром и вечером. Нельзя пользоваться зубной щеткой другого человека. После приема пищи обязательно полощите рот. При появлении первых признаков заболевания зубов или десен незамедлительно обращайтесь к стоматологу. Посещайте стоматолога не реже двух раз в год.

Соблюдайте чистоту во всех вещах (одежда, обувь, место сна)

Нательное белье необходимо менять ежедневно, после каждого мытья. Носки, гольфы, чулки, колготки меняются ежедневно. Одежду необходимо регулярно стирать. Недопустимо ношение чужой одежды и обуви. Одежда и обувь должны соответствовать климатическим условиям. Желательно отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, и обуви из натуральных материалов. Покрой одежды и обуви должен учитывать анатомические особенности и соответствовать размеру человека. У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель. Постельное белье необходимо менять еженедельно. Спальное место должно быть удобным для сна.

Перед сном необходимо проветривать спальное помещение. Старайтесь не допускать на постель домашних животных.

Распорядок дня в любом возрасте помогает сформировать полезные для здоровья привычки.

Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, нужно начинать с детства. От детей нужно мягко требовать выполнения режима ежедневно, без принуждения. Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на человека. Некоторые пункты время от времени могут выпадать из этого списка. Но стоит помнить, что исключение отдыха, пищи и гигиены из распорядка дня может принести вред здоровью.

УДК: 796

Халатян Б.В. студент 1 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Научный руководитель: Пономарева Н.И.

старший преподаватель кафедра «Физическое воспитание» Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ, СУТОЧНЫЙ РЕЖИМ, ЗАКАЛИВАНИЕ И ИХ РОЛЬ В ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ

Аннотация: Статья посвящена двигательному режиму и его роли в продолжительности человеческой жизни.

Ключевые слова: Двигательный режим, продолжительность жизни, оптимальный двигательный режим, закаливание, суточный режим, недосып, двигательный режим для пожилых, реактивация патологической старости.

Khalatyan B. V.

1st year student

Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Russia, Togliatti Scientific adviser: Ponomareva N.I.

senior lecturer Department of Physical Education Togliatti State University

Russia,Togliatti

MOTOR REGIME, DAILY REGIME, HARDENING AND THEIR ROLE IN LIFESPAN

Resume: The article is devoted to the motor regime and its role in the lifespan

Key words: Motor regime, life expectancy, optimal motor regime, hardening, daily regime, lack of sleep, motor regime for the elderly, reactivation of pathological old age.

Двигательный режим

Двигательный режим является безусловным процессом занятий физическими упражнениями, который длится всю человеческую жизнь и изменяется в вопросе методик в зависимости от возраста и состояния здоровья человека. История развития человечества характеризуется тем, что средняя продолжительность жизни постоянно увеличивается. Проблема старения продолжает оставаться крайне актуальной и занимает одно из ведущих мест в научных исследованиях организаций системы здравоохранения.

Существует понятие оптимальный двигательный режим, что

является одним из самых главных условий крепкого здоровья. Основу здесь составляют регулярные занятия спортом и грамотный подбор упражнений. Сам двигательный режим в рамках физкультуры имеет основное отличие от лечебной физкультуры — он направлен скорее на устранение остаточных признаков заболеваний, нежели на их устранение.

Двигательный режим, в отличии от спортивных тренировок, не ставит как основную задачу спортивные достижения. Во всех режимах существует 3 вида адаптации: оздоровительный, корригирующий и развивающий.

Есть ряд качеств, которые характеризуют физическое развитие человека. Среди них: ловкость, сила, скорость, гибкость и выносливость. Для эффективной профилактики заболеваний следует тренироваться одно из ведущих качеств — выносливость.

Закаливание

Закаливание является отличным способом оздоровления. Благодаря ему можно избежать множество болезней, улучшить качество и длительность своей жизни.

Виды закаливания:

• Солнечные ванны

• Водные процедуры (купания в бассейнах и водоемах, обтирание, душ)

• Хождение босиком

• Бани, сауны с купаниями в холодной воде

• Закаливание с помощью воздуха

Принципы закаливания:

• Систематичность процедур. Закаливание должно быть систематическим, в идеале закрепляться в режиме дня.

• Последовательности в проведении. Организм следует тренировать с помощью более простых процедур. Начинают, как правило, с обтирания, а после них переходят к обливаниям и другим более сложным процедурам.

• Учет индивидуальных особенностей. Перед началом любых закаливающих процедур, требуется обратиться к врачу, который учтет состояние организма человека и поможет подобрать средства для закаливания

• Комплексность воздействия природных факторов. Для закаливания широко применяют естественные факторы внешней среды: воду, воздух, солнце. Выбор этих процедур связан с определенными условиями: географическими, климатическими и временем года.

Занимающихся также распределяют по группам:

• Здоровые. Как правило, молодые и люди среднего возраста, неплохо подготовленные физически.

• Имеют не слишком значительные хронические заболевания, которые не могут привести к травмам в условиях физических нагрузок.

• Имеют хронические заболевания, которые часто обостряются.

• Значительные отклонения в здоровье, включающие в себя перенесенные в прошлом инфаркт миокарда, тяжелые травмы, расстройства кровообращение и другие серьезные заболевания, которые повлекли за собой инвалидность или частичную потерю трудоспособности.

• Лица старшего возраста, у которых нет ярко выраженных отклонений по здоровью.

Характеристика режимов

• Щадящий режим. Данный режим назначает врач, его выполняют методисты в поликлиниках, оздоровительных центрах, больницах, санаториях. Упражнения подбирают, основываясь на диагнозе человека и его состояния, которое оценивается по программе ЛФК. В случае, если состояние больного достаточно хорошее, к курсу упражнений присоединяются общеукрепляющие — ходьбу в среднем темпе, а также, в некоторых случаях, лыжи, плавание, упражнения из гимнастического разряда. Нагрузка колеблется и индивидуальна для каждого случая, подбором занимается врач.

• Оздоровительно-восстановительный режим. Данный режим в основном направлен на смягчение различных заболеваний и травм, нежели на их устранение. С помощью него основные функциональные показатели стараются довести до физиологической нормы. Плотность занятий в данном типе увеличивается, а особое внимание уделяют восстановлению утраченных физических навыков, при этом не применяя сильные нагрузки. Сюда также входят бег с ходьбой, которые являются обязательными упражнениями, подразумевающими под собой выполнение естественных движений, которые охватывают большие группы мышц и положительно влияют на сосуды, сердечную деятельность и дыхание.

• Режим общей физической подготовки. Данный режим направлен, как правило, на почти здоровых и подготовленных физически людей. Его целью является укрепление здоровья человека, расширение его физических возможностей, а также устранение различных нарушений и повышение надежности организма. В данном случае используются абсолютно разные упражнения, при выборе которых также учитываются желания и интересы занимающегося. Интенсивность, а также объем упражнений устанавливаются во время консультации с врачом.

• Тренировочный режим. Данный режим объединяет как физических подготовленных людей, так и тех, кто готовится к активным занятиям спортом. В основном занятия направлены на выработку высокого уровня устойчивости, а также сопротивляемости организма благодаря циклическим и корригирующим упражнениям. Однако, также используются упражнения из избранного вида спорта. Все занятия проводятся в соответствии с указаниями спортивной тренировки, а также избранного пациентом вида спорта. Нагрузка на протяжении занятий постепенно увеличивается, а в процессе в программу включаются и соревнования. Процесс полностью контролируется лечащим врачом, потому что уровень применяемых нагрузок достаточно высок.

• Режим «спортивного долголетия». Данный режим рассчитан на пожилых людей, ветеранов спорта, которые хотят сохранить здоровье и свою физическую подготовку. Тренировки стандартные, но в процессе снижается их объем и интенсивность. Нагрузка рассчитывается с учетом того, что не должно быть нанесено вреда для здоровья, в частности ориентируясь на возраст. Более того, при данном режиме даже доступны соревнования. Однако, при проведении не стремятся к великолепным результатам, ведь пожилые люди с трудом переносят повышенный пульс (тахикардию). Врачебный контроль, конечно, особенно плотный и частый, уделяют особое внимание профилактике заболеваний.

Суточный режим Суточный режим является важнейшим элементом в выздоровлении. Конечно, все люди проживают в разных условиях и быт у них крайне отличается, что не позволяет выдавать всем одинаковые рекомендации по суточному режиму. Однако, есть ряд положений, которые стоит соблюдать всем: некоторые виды деятельности следует выполнять в определенное время, требуется правильно чередовать отдых с работой, а также регулярно питаться. Более важным моментом считается сон — главный вид отдыха. Систематический недосып может вызвать постоянную усталость, ослабление иммунитета организма и другие проблемы.

Проводился ряд исследований, которые подтвердили, что нарушения режима является одной из ведущих причин появления подавляющего большинства заболеваний. Это касается как сна, так и приема пищи — ее беспорядочный прием в совершенно разное время всегда приводит к проблемам ЖКТ.

Более того, режим имеет не только оздоровительное значение, но и воспитательное. Если вы строго соблюдаете режим, в вас развиваются такие качества, как: организованность, дисциплинированность и точность. Вы сможете использовать свое время более рационально, а значит, добиваться лучших результатов.

Классический распорядок дня выглядит примерно так: вы просыпаетесь в одно и то же время, занимаетесь утренней гимнастикой, принимаете пищу в установленное время, обязательно соблюдаете правила личной гигиены (это касается как тела, так и одежды с обувью). Важен сон в проветриваемом помещении. Отход ко сну происходит в строго установленное время.

Двигательный режим в пожилом возрасте

Осуществляя любой вид трудовой деятельности в пожилом возрасте, требуется оценивать приспособленность этого вида деятельности к текущему состоянию и способностям человека. После выхода на пенсию не рекомендуется резко изменять свой распорядок дня и типичную деятельность кардинально. Лучшие рекомендации предполагают, что люди и в пожилом возрасте продолжат заниматься своим любимым занятием, если им это позволяет состояние.

Пожилые люди должны активно вливаться в общественную деятельность, в них должно разрабатываться волевое отношение к физической активности, ведь с возрастом любые процессы и механизмы организма постепенно замедляются, что нередко приводит к различным расстройствам: как психическим, так и двигательным. Стоит отметить, что человек, который всю жизнь занимался активной умственной деятельностью, должен продолжать заниматься ей и в пожилом возрасте -в противном случае резкий отказ от активного общения и непосредственного участия в жизни сообщества может оказать необратимые психические последствия.

Профессиональная активность, учитывающая индивидуальные физиологические возможности крайне рекомендуется людям в пожилом возрасте. К сожалению, неверный подбор вида активности, изнурительный труд и постоянная усталость лишь ускоряют процесс старения. Благодаря разумному использованию средств, позволяющих реабилитироваться, а также лечебной физкультуры и грамотно подобранному виду деятельности, будет запущен процесс реактивации патологической старости.

Заключение

Качественный подбор физических упражнений в рамках двигательного режима, а также хорошо составленное расписание своей деятельности позволяют человеку продлить длительность и качество жизни, избежать появления множества болезней и поддерживать свое текущее состояние максимально длительное время.

Использованные источники:

1. Амосов Н.М. Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. — Киев. «Здоровье», 1984, -228 с

2. Зациорскии В.М. Влияние занятии» спортом на продолжительность жизни //Теория и практика физическом культуры. 1988, -N5, с. 12-17.

3. Мильнер Е.Г., Костюченков В.Н. Экология здоровья. — Смоленск: СГИФК, 1999, 86 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти процент застройки генплана
  • Как найти паяльную лампу в unturned
  • Как найти диагональ параллелепипеда зная его площадь
  • Остаток магазина как найти
  • Как найти суммарную мощность при последовательном подключении