Как составить экологический проект

Введение

Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Вопрос о том, как уберечь мир от экологической катастрофы назрел давно.

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

  • Проанализировать ситуацию загрязненности в районе;
  • Научиться выделять проблему и искать способы ее решения для экологической и социальной обстановки в районе;
  • Составить экологический календарь;
  • С помощью инициативной группы ребят разработать перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»;
  • Выстроить работу в соответствии с ключевыми датами экологического календаря;
  • Пропагандировать и углублять экологические знания учащихся и взрослых; Агитировать жителей на уборку и благоустройство;
  • Воспитывать потребность содержать улицы в чистоте.

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений: 

  • Организационные мероприятия; 
  • Эколого-просветительские мероприятия; 
  • Практические природоохранные мероприятия; 
  • Исследовательская работа; 
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты — беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты — сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы — подбор, составление плана работы;
  • Художники выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) — уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I. Подготовительный этап

1. Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы загрязнения улиц, озера. Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы;

II. Информационный этап

  • Сбор информации по теме, анализ литературы.
  • Составление экологического календаря.
  • Экскурсия по рудничному району с целью выявления самых загрязненных участков, фотографирование.
  • Проведение опроса по данной проблеме.
  • Опрос среди сверстников с целью выявления их отношения к проблеме загрязнения района и готовности принять посильное участие по практическому выполнению проекта.
  • Проведение конкурса на лучшую агитационную листовку, «Благоустроим школьную территорию», «Благоустроим территорию озера», конкурс рисунков по экологии.
  • Разработка и проведение мероприятия для учащихся и родителей. Родительское собрание «Мусор и наше здоровье».
  • Оформление фотовыставки.

III. Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV. Заключительный этап

Подведение итогов работы над проектом на общешкольной линейке «Лестница успеха», награждение лучших.

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

  • Сайт школы МАОУ «СОШ №36»;
  • Публикация в школьной газете «Цифра»;
  • Выступление на городском конкурсе «Летопись добрых дел»;
  • Участие в школьной научно-практической конференции «Успех-2016», «Успех-2017».

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Мы решили выяснить, как относятся к этой проблеме жители прилегающей зоны. Было опрошено 30 жителей ближайшей улицы: 5 чел. – 18-25 лет, 15 чел. – 36-50 лет, 10 чел. – старше 50 лет.

Социальная категория: 50% — рабочие, 10% — служащие, 40% — пенсионеры

На вопрос «Как вы считаете, кто больше мусорит?»

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 — пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].

В прошлом году мы посетили озеро в Рудничном районе, чтобы очистить его берега и лес вокруг от мусора [см. приложение 2].
Пластиковые бутылки мы складывали в отдельные мешки. Всего у нас набралось 45 мешков, затем мы договорились с родителями, чтобы они вывезли и сдали этот пластик на переработку. За это, довольно простое, но очень полезное дело нас наградили грамотой за вклад в развитие экологической культуры населения г. Кемерово от ООО «Кузбасского Скарабея» и «Областной детской эколого-биологической станции» [см. приложение 3].

В 2016 году 7 сентября наш школьный отряд в количестве 35 человек снова отправился по натоптанным тропам, чтобы еще раз провести уборку, ведь это место стало частью нашего коллектива и хранило в себе воспоминания о прошлогоднем осеннем дне, где не было мусора, и мы решили, что так должно быть всегда. По пути мы расклеивали агитационные листовки под названием «Хорошие дела заразительны!», призывающие людей сохранять природу, которые изготовили самостоятельно.

Мы вручали их жителям со словами: «Давайте сохранять чистоту и порядок на водоёмах и берегах!». Всего было расклеено 35 листовок и роздано 54 брошюры [см. приложение 4].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

  • Поставить мусорные контейнеры по берегам водоема.
  • 2 раза в год проводить уборку территории водоёмов ученикам прибрежных школ: №39, №36.
  • Проводить традиционные акции по охране природы на темы: «Мы за чистоту в городе».

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой, их справедливо называют «легкими городов». Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна. Животные, исключая хищников, питаются только растениями. Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда радуют глаз человека [10].

Важно помнить, что зелень садов, лесов и парков может сохраняться и развиваться только при общем благоприятном состоянии окружающей среды. Поэтому все меры, направленные на улучшение экологического состояния воздуха, воды и почв, благоприятно влияют на зеленые насаждения. Мы заботимся о них, они помогают нам, вот такой круговорот «заботы» в природе получается.

Каждый год мы организуем акции по озеленению территории нашего района. За 2015-2016 год на территории школы было высажено 55 елей, заложены аллеи первоклассников. В рамках акции «Сирень победы» высажено 52 куста сирени.

В 2016г. по улице Серебряный бор вдоль дороги посажено 56 саженцев берёз. В рамках акции «Шахтёрский огонёк» высажено 46 рябин [см. приложение 16].

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Чтобы обратить внимание жителей района на важность грамотно утилизировать отработанные батарейки, мы проводим информационные минутки и активно участвуем в городской природоохранной акции «Охотники за батарейками».

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» на 2015-2016 г.

№ п/п

Мероприятия

Дата

Исполнители

 1

Очищение береговой линии озера

сентябрь

Ученическое самоуправление (ИДФ)

 2

Посадка саженцев на территории школы

сентябрь — октябрь

родители, учащиеся, учителя

 3

Выставка поделок из природного материала.

сентябрь

учащиеся, родители, учителя

 4

Посадка саженцев на близ лежащей территории по ул. Серебряный бор.

сентябрь

ученическое самоуправление (ИДФ)

 5

Экологическая акция “Мой чистый двор”

в течение года

учащиеся, родители, педагоги школы.

 6

Изготовление кормушек для птиц

ноябрь

 7

Сбор макулатуры

ноябрь

учащиеся, родители, классные руководители

 8

Конкурс эко-листовок «Экология и мы»

апрель

Учащиеся, классные руководители

 9

Изготовление скворечников

март

учащиеся, родители

 10

Участие в акции «Сирень победы»

май

учащиеся, родители, классные руководители

 11

Участие в акции «Шахтёрский огонёк» (посадка рябин)

май

учащиеся, родители, классные руководители

 12

Благоустройство школьной территории

май

учащиеся, педагоги школы

Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» на 2016-2017 г.

№ п/п

Мероприятия

Дата

Исполнители

 1

Очищение береговой линии озера с привлечение желающих учащихся принять участие в акции

сентябрь

Ученическое самоуправление ИДФ, объединение «Росток»

 2

 Посадка саженцев на территории школы

сентябрь — октябрь

Ученическое самоуправление ИДФ, объединение «Росток, учащиеся, родители, педагоги школы

 3

Экологическая акция “Мой чистый двор”

в течение года

учащиеся, родители, педагоги школы.

 4

Экологическая акция “Мой чистый двор”

в течение года

 5

Изготовление кормушек

октябрь

учащиеся, родители

 6

Мероприятия, посвященные Дню Земли: экологическая игра «Спаси и сохрани», конкурс фотографий «Природа нашего города»

октябрь

учащиеся, родители, педагоги школы

 7

Конференция «Успех-2017.»

февраль

учащиеся

 8

Конкурс презентаций «Природа и мы»

учащиеся, родители, классные руководители

 9

Акция «Подари ёлке жизнь»

декабрь

учащиеся, родители, классные руководители

 10

Изготовление скворечников

март

учащиеся, родители

 11

Выпуск листовок «Береги первоцветы»

март

учащиеся

 12

Конкурс плакатов «Вода источник жизни»

апрель

учащиеся, родители, классные руководители

 13

Конкурс презентаций «Береги природу»

апрель

учащиеся,

 14

Сбор батареек

март-апрель

учащиеся, родители, классные руководители

 15

Сбор макулатуры

апрель-май

учащиеся, родители, классные руководители

 16

Акция «Чистая вода», конкурс плакатов

апрель

учащиеся, родители, классные руководители

Экологический календарь

Всемирный День воды – 22 марта

Проводится с 1993 года по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО во многих странах мира. На территории Российской Федерации – с 1995 года под девизом «Вода – это жизнь».

Главные задачи – привлечь внимание общественности к состоянию больших и малых водных объектов, водоохранных зон, водозаборов, качеству стоков.

Всемирный День метеоролога – 23 марта

В 1950 году именно в этот день вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации (ВМО) – специализированного учреждения ООН.

Девиз праздника – «Погода, климат и вода в информационную эру». Отмечается с 1961 года.

Основным содержанием мероприятий этого дня является изучение возможного неблагоприятного развития метеорологических событий, стихийных бедствий, характерных для региона.

Всемирная акция «Час Земли»

Час Земли – одна из крупнейших ежегодных экологических акций, инициированных Всемирным фондом дикой природы (WWF). Проводится в последнюю субботу марта.

Это символическая акция – общественный призыв к решительным мерам по сохранению климата. Миллионы людей во всем мире выключают свет на час в строго определенное время, в знак заботы о будущем планеты и ее ресурсах.

Международный День птиц – 1 апреля

В этот день в 1906 году была подписана одна из первых природоохранных конвенций – Международная конвенция об охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году.

Защита птиц, наблюдение за их жизнью, организация помощи в наиболее трудные для них времена, изготовление и вывешивание кормушек, спасение птиц, пострадавших от экологических катастроф, – таковы первоочередные задачи дня птиц.

С 6-15 марта в рамка городской акции «Весенняя неделя Добра — 2017» в нашей школе была проведена акция «Скворечник», которая явилась продолжением начатой в феврале экологической акции «Покормите птиц зимой», где силами учащихся начальных классов и их родителей были сделаны и установлены 5 кормушек. Если целью акции «Покормите птиц зимой» была установка: «Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну», то сегодня пришла пора позаботиться о пернатых друзьях, возвращающихся к нам, на свою родину.

На протяжении 3-х лет родителями совместно с детьми было изготовлено 120 скворечников.

Редакция газеты «Цифра» участвует в экологической акции Марафона школьных СМИ «Птицы и люди». Наши художники делают открытки с изображением птиц и рассылают их в школьные СМИ по всей России. Кто только не получил уже наших птичек: и Москва, и Новосибирск, и Ростов-на-Дону… Мы тоже получаем открытки от друзей. Теперь мы как одна большая «птичья семья», которая поддерживает птиц в непростое для них зимнее время [см. приложение 14].

День экологических знаний – 15 апреля

Экологическое образование и просвещение населения, особенно молодого поколения, – одна из основ формирования экологической культуры человека, руководствующегося при общении с окружающим миром принципом «Не навреди!». В России отмечается в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Суть мероприятий этого дня – знакомство с состоянием дел в области экологической безопасности, формирование у человека личной и общечеловеческой ответственности за их сохранение, а также привлечение школьников и студентов к исследовательской деятельности по изучению флоры и фауны родного края.

Международный марш парков – последняя неделя апреля

Современная международная кампания в защиту заповедников и национальных парков – «Марш парков» – ведет свою историю с 40-х годов XIX века. Координатором акции является Центр охраны дикой природы.

Ежегодно сотни тысяч жителей городов и поселков принимают участие в Марше, чтобы узнать как можно больше о заповедниках, национальных парках, заказниках и других ООПТ и внести свой вклад – спонсорской или волонтерской помощью – в сохранение уголков нетронутой природы.

Всемирный день Земли – 22 апреля

В России отмечается с 1990 года. С 1994 года этот день объявлен Всемирным. Традиционно эту акцию ассоциируют с днями всеобщего благоустройства и генеральной уборки мест массового отдыха, берегов и фарватеров малых рек, санитарных зон, производственных и общественных территорий.

Основная цель проводимых работ – обратить внимание землепользователей на неблагоприятные тенденции, связанные с деградацией земель и загрязнением их промышленными выбросами и ТБО.

Международный день растений – 18 мая

Главная цель этого дня – раскрыть красоту растений, познакомить как можно больше людей с важностью их биологии для развития сельского хозяйства, садоводства, лесничества, для производства продуктов питания, бумаги, древесины, химикатов и лекарственных средств. Особенное внимание в этот день отводится роли растений в охране окружающей среды.

Первый День растений состоялся в 2012 году. В этот день в 39 странах мира провели около 600 различных мероприятий.

Россия присоединилась к проекту в 2013 году.

Всемирный день окружающей среды – 5 июня

Учрежден 27-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 года в ознаменование начала работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды.

В этот день проводятся мероприятия, затрагивающие вопросы неконтролируемого использования природных ресурсов, критически рассматривается баланс качества жизни и ущерба, наносимого природе в виде добычи новых ресурсов, захоронением и утилизацией отходов производства и потребления.

Заключение

Проделанная работа позволила нам стать внимательнее по отношению к природе и людям, которые нас окружают. Надеемся, что и люди последуют нашему примеру и тоже примут участие в акции «Летопись добрых дел».

В ходе реализации проекта были задействованы разные формы работы:

— поисково-исследовательские: экологический мониторинг: «Экологическое состояние водоёма в рудничном районе» [см. приложение 5].

— конкурсные:

  • конкурсы рисунков и плакатов, посвященных природе; фото и видеоконкурсы [см. приложение 6].
  • «По родным местам», поделки из природного материала
  • городской конкурс «Весна, семья, экология и закон» [см. приложение 7].
  • районная экологическая игра «Зеленый парус» [см. приложение 9].
  • муниципальный этап областного конкурса социальной рекламы «Вода – источник жизни» [см. приложение 10].
  • городской творческий конкурс «Экология глазами детей»

 — игровые: экологические викторины, игры, спектакли;

 — познавательные: классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды» и др.
В проведении уроков экологической грамотности в нашей школе принимают участие общественники, депутаты и педагоги.

26 декабря 2016 года в стенах школы № 36 состоялся открытый экологический урок для учащихся 10-ого класса. Его провёл Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Фокин Александр Иванович. Урок проходил в атмосфере диалога и общения с учащимися по теме экологических проблем загрязнения окружающей среды. Александр Иванович поведал ученикам о существующих в мире проблемах по утилизации мусора, продемонстрировал слайды о мусорных островах в Тихом океане, о проблемах переработке и сортировке отходов [см. приложение 11].
Такие экоуроки позволяют воспитать в понятийном аппарате такие представления, как «экология», «отходы», «раздельный сбор мусора», «заповедные территории», «охрана природы», «Красная книга», и способствующей экологизации сознания с самого юного возраста с дальнейшей трансформацией его в экологическую культуру.

— пропагандистская работа. Создание листовок, брошюр способствует актуализации внимания к проблеме экологии [см. приложение 12].

Ежегодно организуем фотовыставки, видеоролики, цель которых не только показать бытовые свалки, сломанные руками человека деревья, нашу деятельность по охране природы и просто красивые места нашего края, но и заставить задуматься о последствиях своей деятельности.
Учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе. Знакомим их с растениями, занесенными в Красную книгу. С просветительской целью экологический отряд «Росток» в рекреации школьного холла организовал экологический уголок [см. приложение 13].

Круглогодично в школе совместными усилиями мы наводим порядок, очищаем территории, высаживаем деревья, кустарники и цветы, проводим экологические мероприятия: трудовые десанты, смотры, конкурсы и осуществляем массу других полезных и важных дел.
 «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», — писал французский писатель, поэт Антуан де Сент-Экзюпери. Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека на земле.
Чтобы спасти нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя.

Список литературы

  1. Артюзов Д. В., Бобров В.В. История Кузбасса. – г. Кемерово: «СКИФ», «Кузбасс», 2006 – 467 с.
  2. Зайцева И., Галчинова О., 1996. Клад пpиpодоохpанной культуpы, где копать // Пpо Эко. Спецвыпуск бюллетеня «Охpана дикой пpиpоды», № 11. — С. 42—44.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования Статья 8.2.
  4. Кривенко В. Г. Концепция внутривековой и многовековой изменчивости климата как предпосылка прогноза // Климаты прошлого и климатический прогноз. М., 1992. С. 39-40.
  5. Михеева Н. А., Жуков П. В. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России // Современные исследования социальных проблем: журнал. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. — № 1. — С. 112—114. — ISSN 2218-7405.
  6. Многонациональный Кузбасс. – г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003 – 113 с.
  7. Ожегова В.А. Экологический словарь.
  8. Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук : 24.00.01. — М., 2001. — 162 с. — РГБ ОД, 61:01-9/453-6.
  9. Тулеев А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия. – г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002 – 420 с.
  10. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?: Учеб. пособие / В. И. Данилов-Данильян. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 332 с.

                   Методические материалы «Как
подготовить экологический проект»

    Как и реферативная работа, экологический
проект может быть представлен учащимся для итоговой аттестации по курсу
экологии.

    Поскольку проект в значительной степени
отличается от реферативной работы, необходимо привести общие требования,
предъявляемые к нему, примерные критерии его оценки и методические подходы к
выбору темы, выполнению, оформлению и защите

проекта.

   Прежде всего следует четко сформулировать
цель исследовательской работы и составить план исследования.

   Учащийся, выбравший форму итоговой
аттестации в виде защиты экологического проекта, должен понимать, что эта
работа потребует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен
научиться организовывать свои полевые исследования и стационарные, уметь быстро
перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и
первыми результатами (уметь корректировать свою деятельность). Овладеть
необходимыми для работы методиками, уметь правильно оценивать результаты своего
исследования, делать выводы и обобщения, научиться сравнивать, проводить
параллели, выявлять закономерности, полученные в ходе работы. Кроме того, от
учащегося потребуется умение выстраивать графики, таблицы; диаграммы, карты,
схемы, пользоваться компьютером, уметь фотографировать, делать гербарии,
составлять различные коллекции, работать с определителями и словарями, находить
и использовать при работе необходимую литературу, Для такой работы потребуется
знание английского (или другого иностранного) языка, а для работы с
иностранными определителями еще и элементы латинского языка.

   Тематика экологических проектов может быть
очень разнообразна — от частных, локальных проблем на базе краеведческого
материала небольшого природного или социоприродного объекта до глобальных
экологических проблем, стоящих перед человечеством.

   Объектом изучения может быть: пришкольный
опытный участок, соседний со школой бульвар, парк, пруд, речка или какой-либо
другой природный объект, заказник, заповедник и т. д.; промышленное
предприятие, работа которого сильно воздействует на состояние экологической
обстановки окружающей местности (прилегающей территории); и, наконец, сам
человек — его самочувствие в связи С воздействием определенных условий
окружающей среды. Проектные работы включают социологические опросы населения
или учащихся

школ.

   Работа над частной (локальной) проблемой
позволяет учащимся хорошо познакомиться с объектом изучения, увидеть его с
разных сторон, провести необходимые исследования, взять пробы, описать, сделать
необходимые выводы, спрогнозировать результаты работы, в отличие от работ на
глобальные темы, которые будут, по существу, носить реферативный

характер.

   Поэтому правильно выбранная тема и цель,
которую ставит учащийся, во многом определит успех работы. В первую очередь при
защите проекта оценивается четкость поставленной цели и задач, а также
обоснованность выбранной методики исследования,

полнота освещения (раскрытия) выбранной темы
проекта, наличие и значимость выводов и соответствие их поставленным задачам.
При оценке. Проекта учитывается также: представление полученных данных и их
математическая обработка, использование

литературных источников (знание предмета
исследования), анализ и интерпретация полученных данных, качество оформления
работы.

   Поскольку защита рефератов как форма
итоговой аттестации вошла в школьную практику недавно, считаем необходимым дать
более развернутую характеристику требований, предъявляемых к проекту и
примерные критерии его оценки, что будет крайне полезно молодым учителям.

    Общие требования

   Представляемый проект (как и реферат)
должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и
руководителя(ей) проекта, названия проекта, названия раздела экологии, в рамках
которого выполнялся проект.

   В реферативном изложении проекта должны
быть представлены такие разделы, как:

            —     введение, в котором
обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы,

       
обзор работ, уже выполненных когда-либо для решения
аналогичной проблемы, место и время выполнения работы,

       
 краткое описание использованных методик с ссылками
на их авторов,

       
систематизированные, статистически обработанные
результаты исследований,

       
выводы, сделанные после завершения работы над
проектом,

       
практическое использование результатов проекта,

       
социальная значимость проекта,

       
 приложения: фотографии, схемы, чертежи, гербарии,
таблицы со статистическими выкладками и т. д.

    Примерные критерии оценки экологических
проектов:

    — четкость поставленной цели и задач,

    — тематическая актуальность и объем
использованной литературы,

    — обоснованность выбранных методик
исследования,

    — полнота раскрытия выбранной темы
проекта,

    — обоснованность выводов и их соответствие
поставленным задачам,

    — уровень представленных данных,
полученных в ходе исследования, их математическая обработка,

    — анализ и интерпретация полученных
данных,

    — качество оформления работы (как реферата
к проекту, так и стенда для доклада).

    Доклад ( выступление) на защите проекта
автора оценивается по следующим критериям:

   — вычленение главного,

   — полнота раскрытия темы исследования при
защите,

   — использование наглядно-иллюстративного
материала,

   — компетентность, эрудированность
докладчика и умение быстро ориентироваться в своей работе,

   — уровень представления доклада (умение
пользоваться при докладе и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе
исследования), четкость и ясность при ответах на вопросы по проекту, что
является показателем самостоятельности выполнения работы.

    Общие требования к оформлению проекта

    При оформлении работы следует соблюдать
определенный стандарт (что позволяет ограничить подачу лишних материалов
второстепенного ранга, мешающих вычленить главное, засоряющих работу). Для
защиты проект может быть представлен как в машинописном варианте (не более 30
страниц текста), таки в виде стенда размером в А-1 (стандарт для
республиканских и международных олимпиад — 125 х 100 см),

оформленным на плотных листах бумаги.

   Подписи должны быть четкими и выполнены,
желательно, печатным шрифтом, а также достаточно крупными, чтобы их можно было
прочесть с расстояния в несколько метров.

   Более подробно ознакомиться с требованиями
к экологическому проекту и его оформлению можно в «Программно-методических
материалах по экологии» (5-11 кл.) (М., «Дрофа», 2000).

   Все многообразие проектов может быть
сгруппировано в следующие разделы: общая экология, медицинская экология,
экология растений и животных, промышленная экология, гидроэкология,
экологическое исследование территорий и работы по экомониторингу, экология
городов и сельской местности. Образцы тем:

   «Динамика и структура детской
заболеваемости в зависимости от уровня загрязнения окружающей среды» (на базе
одной из школ).

    «Охраняемые растения области».

    «Создание экологической тропы в парке».

    «Наблюдение за состоянием растительного и
животного мира на определенной территории» — экомониторинг.

   «Изучение состояния орнитофауны в городе».

   «Влияние свалки бытовых и промышленных
отходов города на состояние природной среды».

   «Проблема сточных вод и их очистка
специальными фильтрами».

   «Развитие экологического туризма в
области».

   «Методы очистки водоемов от различных
загрязнений (нефти, мусора и т. д.) и практические результаты».

   «Влияние аномальных атмосферных процессов
на состояние здоровья людей».

   «Экологическое состояние реки, озера,
участка леса или другого природного объекта» (на конкретном примере).

    Все анализы и тесты для контроля качества окружающей
среды можно проводить специальными приборами, упомянутыми в Примерном
перечне-каталоге лабораторного оборудования и приборов для кабинета экологии
средней общеобразовательной школы,

опубликованном в программно-методических
материалах. (Программно-методические материалы: Экология. 5 -11 кл. / Сост.
В.Н. Кузнецов. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Дрофа, 2000.).

Как написать проект по экологии

Экология — не только занимательная, но и очень полезная наука. Благодаря ей наша планета может стать намного чище и здоровее. Изучение курса экологии в учебном заведении может заканчиваться написанием научного проекта по предмету.

Как написать проект по экологии

Вам понадобится

  • — учебная литература;
  • — персональный компьютер;
  • — Microsoft Power Point.

Инструкция

Чтобы написать проект по экологии изначально нужно определиться с его темой. Название должно быть кратким, не более пяти-шести слов. Тема не должна быть слишком обширной, так как в проекте должно быть все только по существу, никакой воды. Название темы указывается в титульном листе проекта. Там же пишется автор, регион, срок реализации проекта.

Когда выбрана тема проекта, следует выделить в ней проблему, то есть несоответствие желаемого действительности. Проблема будет определять цель работы. Целью любого проекта является решение проблемы, то есть достижение желаемого.

После выделения проблемы необходимо придумать, как ее разрешить. Это и будет основа всего проекта по экологии. План решения выявленной в проекте по экологии проблемы будет определять задачи, которые необходимо разрешить для достижения намеченной цели.

В проекте по экологии нужно расписать технологии и мероприятия, которые необходимо провести для достижения цели. Не забудьте расписать в проекте, сколько человек понадобится для его реализации, какие организации нужно привлечь для финансирования, составить детальную смету всех расходов. В смету нужно включить все, на что потребуются материальные средства, в том числе и офис, и рекламу, и прочее.

Когда сам проект по экологии уже написан, нужно его правильно оформить. Как правило, для этого создается презентация (например, в Microsoft Power Point). Она должна состоять не больше, чем из 15 слайдов, привлекать внимание аудитории и быть содержательной, то есть включать всю необходимую информацию.

Видео по теме

Полезный совет

Не переписывайте в своем проекте то, что уже было реализовано на практике. Постарайтесь придумать что-либо новое, инновационное.

Для написания проекта по экологии вам понадобится специализированная литература. Если вы используется мысли авторов прочитанных книг и статей, обязательно ссылайтесь на них в работе.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Экологический проект – выполненная и оформленная участником олимпиады работа по решению какой-либо экологической проблемы: улучшению состояния окружающей среды, экономии и сбережению ресурсов, охране природы, редких и уязвимых видов, информированию населения об экологическом состоянии среды обитания, повышению уровня экологической культуры населения, развитию ресурсосберегающих технологий, внедрению на практике идей устойчивого развития и т. п. Выполнение экологического проекта – обязательное условие участия школьника в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Помните, что экологический проект – не то же самое, что исследовательская работа! Экологический проект должен быть направлен на решение экологической проблемы, причем прямо или косвенно связанной с человеком и его деятельностью.

Выбор темы

Первым важным шагом при написании экологического проекта является выбор темы. О том, как грамотно это сделать, Вы можете прочитать в презентации А. В. Полоскина.

Если Вы не можете самостоятельно определиться с темой экологического проекта, но принимаете участие в олимпиаде, вы можете воспользоваться примерным перечнем возможных тем) и провести исследование по предложенным в данном документе методикам. Помните, что работа не должна быть реферативной!

Оформление результатов

Общие принципы оформления экологического проекта и советы структуре текста Вы можете найти в презентации Е. В. Ашик. Экологический проект должен быть представлен в оргкомитет олимпиады в распечатанном и переплетенном виде (формат А4, объем до 50 страниц). Оценку текста проекта жюри регионального этапа олимпиады проходит в соответствии с критериями.

Участвующий в олимпиаде по экологии проект, вне зависимости от выбранной Вами темы, состоит из нескольких блоков.

1. Титульный лист

Титульный лист должен содержать следующую информацию:

  1. Наименование учреждения (учреждений), где был выполнен данный проект;
  2. Название проекта;
  3. Фамилию, имя, отчество автора;
  4. Название образовательного учреждения и класс обучения автора проекта;
  5. Фамилию, имя, отчество, место работы и должность руководителя или руководителей проекта;
  6. Год выполнения проекта.

2. Введение

Это краткое описание выбранной Вами экологической проблемы и возможных экологических рисков, на снижение которых направлен проект, обоснование актуальности проекта, его цель и поставленные для достижения этой цели задачи.

Перед началом работы над проектом следует сформулировать гипотезу – предположение (чаще всего строится по принципу «если.., то»), которое в конце исследовательской части проекта можно-либо подтвердить, либо опровергнуть.

3. Обзор литературы

Вряд ли выбранная Вами тема исследования интересна исключительно Вам. Возможно, кто-то уже добился результатов в этой области, а может быть, другие школьники уже занимались подобными проектами. Заранее изучите этот вопрос, воспользовавшись различной литературой (научные статьи, сборники, тезисы конференций и т. п.), посмотрите, что уже сделано по данной проблематике.

4. Материалы и методы исследования

В данном разделе подробно опишите ход выполнения Вашего проекта. Укажите, где, в какие сроки и кем он был выполнен, если исследование состояло из нескольких этапов, опишите подробнее эту информацию. Подберите описание объектов и района исследования (какие-либо качественные или количественные показатели), а также методы, которые Вы использовали для достижения поставленной цели, постарайтесь объяснить, почему именно эти, а не другие методы были использованы. Если Вы статистически обрабатывали данные, то укажите и это, представьте формулы или назовите компьютерные программы, которыми Вы воспользовались.

4. Результаты и обсуждения

Раздел включает в себя четко сформулированные результаты исследования. Старайтесь подкреплять значения графическими объектами (графиками, гистограммами, фотографиями). Объясните полученные результаты с Вашей точки зрения, то есть почему данные получились именно такими, какие факторы повлияли, что это может означать, как полученные результаты сопоставляются с уже имеющимися в литературе.

5. Заключение и выводы

Выводы Вашего исследования должны быть конкретными, соответствовать задачам. Помните, что ознакомление с литературой или формулировка выводов — не являются выводами! Нет необходимости переписывать текст из предыдущих глав, выводы — новые умозаключения, обобщающие полученные результаты.

Заключение включает в себя оценку теоретической и практической значимости работы, в нем Вы подтверждаете или опровергаете поставленную гипотезу (если она была).

6. Мероприятия по снижению экологического риска (проектная часть)

Расскажите в данной главе о том, что было сделано Вами для снижения экологического риска, о котором говорилось еще во введении. Это могут быть какие-либо разработки (проекты систем, сооружений и т. п.), просветительские проекты (планы школьных уроков, классных часов, брошюры, атласы, маршруты экскурсий) или же социальные проекты (планы мероприятий и отчеты к ним, обращения в органы местного самоуправления и т. п.).

Объясните, как можно практически использовать результаты Вашего проекта.

7. Список использованной литературы.

Перечислите все источники, которыми Вы воспользовались. Обратите внимание, что на каждый пункт в списке должна быть ссылка в тексте проекта! Для грамотного оформления списка литературы мы рекомендуем пользоваться сайтом Google Scholar.

8. Приложения

В приложение обычно выносятся длинные таблицы, фотографии, нормативные документы, карты, материалы, иллюстрирующие практическую часть проекта — анкеты, конспект урока и т. п., которые в основной части могут информационно «перегрузить» главу.

Защита экологического проекта

Защита экологического проекта проводится в виде доклада автора проекта результатов своей работы (проекта) перед жюри. Доклад проводится в рамках открытой конференции и подразумевает возможность задачи автору вопросов по теме проекта.

Доклад сопровождается презентацией, выполненной автором в виде файла ppt, pptx, pdf (лучше сохранять сразу в нескольких форматах и на нескольких носителях).

На доклад автору предоставляется 7 минут, за которые он должен успеть донести до слушателей основные моменты своего проекта: проблематику, цель, задачи, методику, а также основные результаты, выводы и мероприятия по снижению экологического риска. Предпочтительно использовать как можно больше иллюстративного материала, то есть не обязательно отображать все полученные данные в виде чисел и таблиц, если их можно представить в виде графика.

В презентации НЕ должно быть больших блоков текста. Допускается использование слайдов, содержащих исключительно текстовую информацию, только для представления названия работы, целей и задач, а также выводов. Остальные слайды должны содержать по большей части графическую информацию.

Все надписи в презентации должны быть сделаны крупным шрифтом, чтобы их было видно даже с задних рядов (размер шрифта должен быть не меньше 24-го кегля, в том числе в подписях к картинкам; для заголовков слайдов — не меньше 40-го).

Не забывайте, что каждая фотография имеет своего автора! Поэтому проследите, чтобы у каждой фотографии была подпись (фамилия автора фото или сайт).

Слайд 2

формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивающие в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формирующие компетенции — умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; приоритетно нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся; реализующие принцип связи обучения с жизнью.

Слайд 3

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Слайд 4

Основной целью проекта является направленное приобретение учащимися опыта организации собственной исследовательской деятельности. Обязательным участником проектной деятельности учащегося является педагог, которому принадлежит организующая и руководящая роль по организации проектной деятельности. Проектная экологическая деятельность носит выраженную социальную направленность, особенно если разработаны рекомендации, ведущие к конкретному улучшению экологической обстановки.

Слайд 5

Проекты познавательные (чисто исследовательские). Проекты практические. Проекты коммуникативные (обмен информацией, передача информации). Проекты комплексные.

Слайд 6

Подготовительный (литература, оборудование ): Постановка проблемы Выдвижение гипотез – путей решения проблемы Экспериментальный (опыт, описание); Камеральный (обработка данных); Аналитический (выявление причинно-следственных связей); Отчетный ; Информационный ; Практический (участие на конференциях, конкурсах, олимпиадах).

Слайд 8

Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Целеполагание Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем?) Постановка задач Методы и способы «Как?» (мы это можем делать?) Выбор способов и методов, планирование Результат «Что получится?» Ожидаемый результат Проблема проекта «Почему?» (это для меня важно) Актуальность проблемы- мотивация

Слайд 9

1. Введение . 1.1.Постановка проблемы (актуальность: теоретическая и практическая значимость). 1.2.Цели и задачи. 2 . Материалы и методика . 2.1.Сроки исследования и объём собранного материала. 2.2.Методика проведения исследований (с обязательными ссылками на используемую традиционную методику). 3.Результаты и обсуждение . 3.1.Обзор литературы по проблеме. 4.Практические рекомендации . 5 . Заключение ( основные выводы по работе). 6.Литература (список используемой литературы).

Слайд 10

Основные этапы Выявление проблемы. Определение темы С чем связана необходимость реализации проекта? Изучение мнений, их анализ. Суть проблемы. Реальные возможности решения проблемы своими силами. Итог: четкое определение границ рассмотрения выявленной проблемы, формулировка темы.

Слайд 11

Анализ потребностей Для кого осуществляется проект? В чем выражаются потребности? Кто и какую получит пользу? Какие имеются доказательства подтверждения целесообразности проектирования? Желательно указать социальные группы. Например, воспитанники детских домов, дошкольники, учащиеся начальной школы и др. Примерное количество людей, ощутивших на себе результат реализации проекта. Цель проекта Главная идея проекта: для чего реализуем. Важно предельно коротко сформулировать цель, используя не более 25 слов

Слайд 12

Задачи Задачи – это конкретные части цели, скоординированные действия по ее достижению. Рекомендуется формулировать задачи, употребляя глаголы совершенного вида: «подготовить», «организовать», «изготовить», «изучить», «составить», «продумать». «провести», «обучить»… Описание содержания проектной деятельности В каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения проектируемых результатов. Необходимо продумать структуру описания, то есть части, блоки… Важнейшее требование – четкий, лаконичный текст, доступное описание

Слайд 13

Ресурсы В сущности, ответы на вопросы: — чья помощь и поддержка понадобится вам, чтобы осуществить проект? — кто и как будет помогать? План реализации проекта или деятельность команды Примерная структура организации процесса реализации проекта: месяц, год; содержание деятельности, что будет сделано, для кого, кто примет участие, кто будет нести ответственность за реализацию тех или иных разделов плана. Возможно определение ответственных лиц посредством представления команды с указанием поручений.

Слайд 14

Важно в плане четко обозначить поручения для участников: руководитель, другие взрослые из школы, учреждения дополнительного образования, школьники – авторы проекта, участники из организаций партнеров Бюджет Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта? На какие цели будут израсходованы средства? Какие средства есть в наличии? Какая есть материально – техническая база? Какие дополнительные источники финансирования можно найти: гранты, взносы, пожертвования, спонсорские отчисления?

Слайд 15

Система оценки Как можно оценить ваш проект? По каким критериям можно определить результативность вашего проекта? Сравните с целями и понаблюдайте за тем, как удалось их решить.

Слайд 16

1 . Постановка цели, планирование путей её достижения 2. Постановка и обоснование проблемы проекта 3. Глубина раскрытия темы проекта 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе 8. Соответствие требованиям оформления письменной части 9. Качество проведения презентации

Слайд 17

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью; у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого; учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Слайд 18

наличие социально или личностно значимой проблемы; наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»; самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося; проект надпредметный, т. е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины. МЕТОДЫ РАБОТЫ определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы. ПРОДУКТ ПРОЕКТА отдельные, зафиксированные на бумаге исследования; учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Самооценивание — осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Слайд 19

формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера (лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссёр презентации), каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы; могут быть образованы подгруппы; соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Слайд 20

1. Рефлексивные умения: — умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; — умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: — умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; — умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; — умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); — умение находить несколько вариантов решения проблемы; — умение выдвигать гипотезы; — умение устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 21

3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: — умения коллективного планирования; — умение взаимодействовать с любым партнером; — умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; — навыки делового партнерского общения; — умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Менеджерские умения и навыки: — умение проектировать процесс (изделие); — умение планировать деятельность, время, ресурсы; — умение принимать решения и прогнозировать их последствия; — навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Слайд 22

6. Коммуникативные умения: — умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.; — умение вести дискуссию; — умение отстаивать свою точку зрения; -умение находить компромисс; — навыки интервьюирования, устного опроса и т. д. 7. Презентационные умения и навыки: — навыки монологической речи; — умение уверенно держать себя во время выступления; — артистические умения; — умение использовать различные средства наглядности при выступлении; — умение отвечать на незапланированные вопросы.

Слайд 23

Каковы цели и задачи урока, насколько были они реализованы? Чем был обоснован выбор проектного метода именно на данных уроках, при изучении именно данной темы? К какому типу относится проект? Почему? На сколько уроков был рассчитан проект? Какие этапы проекта были представлены на уроке? Насколько четко была структурирована деятельность учащихся на уроке? Какие исследовательские методы использовались в ходе работы над проектами и на каких этапах? Какова была степень самостоятельности учащихся (коллективности принятия решений учащимися)?

Слайд 24

Как учитывались индивидуальные особенности учащихся в ходе работы над проектом? Использовался ли на уроке метод работы учащихся в группах сотрудничества? Насколько глубоко были реализованы межпредметные связи? Использовались ли современные информационные технологии? Лежит ли в основе проекта актуальная, значимая проблема? Насколько грамотно были сформулированы гипотезы проекта? Была ли достаточной глубина анализа проблемы учащимися? В чем продвинулись учащиеся в ходе выполнения проекта? Достигнуты ли в ходе выполнения проекта поставленные учителем цели? В чем, с Вашей точки зрения, преимущества и недостатки использования метода проектов на уроках? Когда целесообразно и когда нецелесообразно их применять? Как часто?

Слайд 25

Экология животных (выполняется на объектах животного мира). Экология растений. Почвенная экология. Экология природных территорий. Агроэкология. Гидроэкология. Промышленная и урбоэкология. Химическая экология. Экология человека и социальная экология.

Слайд 26

Проект «Благоустройства школьного двора» Проект «Озеленения школьного двора» Проект «Личное подсобное и фермерское хозяйство» Проект «Дизайн декоративного огорода» Проект« Любимые уголки природы» Проект «Если не мы, то кто же?» Проект «Кругом всё родные места» Проект «Экологический полигон на дачном участке» Проект «Подбор базового ассортимента декоративных травянистых растений для цветочного отдела школьного участка» Проект «Второй хлеб России» Проект «Витамины эликсиры жизни»

Слайд 27

Т.Я.Ашихмина.Школьный экологический мониторинг.-«Агар», «Рандеву-АМ»,2000,385с. П.Ревель,Ч.Ревель.Среда нашего обитания. — 4т,М.: Мир, 1995г С.В.Алексеев, Н.В.Груздева и др. Практикум по экологии.- М.: АО МДС, 1996, 80с. Б.Небел.Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993,2т. Л.Ф,Татарина. Экологический практикум для студентов и школьников (Биоиндикация загрязненной среды). М.: Аргус, 1997, 80с. С.Б.Шустов, Л.В.Шустова. Химические основы экологии. М.: Просвещение,1995, 239.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти впускной клапан
  • Как найти прямую параллельную кривой
  • Как найти велосипед по дешевле
  • Как мне найти бабушку слепую
  • Как самостоятельно исправить сутулость