Как составить экологическую сказку

Экологические сказки

Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и
явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

(В.А. Сухомлинский)

Мир
природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту
красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды,
листьев … Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается
само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа
повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его
восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он
имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни.
Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается
перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения
оценит, расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива
«кусается», а репейник «пристает» … Взрослые ведут ребенка по пути познания
мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на
помощь и приходит детский фольклор.

В настоящее время
существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести
любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо
животных, растений, явлений природы.

Хорошим
материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает,
она ненавяз­чиво воспитывает, знакомит вас с окружающим миром, добром и злом.
Она – универсальный учитель.

Вы знаете,
что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, добрые, о животных, растениях,
неживой природе и предметах, экологические сказки.

А что такое экологическая сказка?

Экологические
сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о
повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они
в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления,
помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения
взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души
человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека
бережного отношения к природе.

Чему учат
экологические сказки?

Экологические
сказки учат:

·               
познавать
окружающий мир;

·               
воспитывать
чувство причастности к благополучию в природе;

·               
думать
о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об
ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Экологические
сказки не должны нарушать некоторые условия:
а)
по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (съесть Волк
может Бабушку и Красную Шапочку, но пить не никогда будет чай с вареньем);

       б) действия, свойства сказочного персонажа не должны искажаться
(персонажа приодеть можно по-разному — на Пчелу можно надеть и шапочку и
штанишки, и что угодно, но конечностей у нее шесть должно быть шестиногое
животное).
в) дать достаточно точную научную информацию. В противном случае такие сказки
выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то,
чтобы удивлять и смешить детей.

В сказках русских писателей XIX
и
XX вв. много повествуется о бережном
отношении к природе, о защите природы. Итак, какие писатели уже ознакомили нас
с экологической сказкой? П. Бажов «Малахитовая шкатулка», С. Баруздин «Почему
рыбы молчат» , В. Бианки «Сказки» , Б. Заходер «Избранное : стихи,
сказки, переводы, пересказы» , М. Константиновский «Сказки , М.Пришвин
«Кладовая солнца» , Л. Толстой Л. «Сказки» , К. Ушинский, «Рассказы и
сказки».

В чем особенность экологических сказок?

Характерной особенностью является сильно-выраженная
переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям?

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так
же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми
являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Какова их роль?

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на
чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные,
явления в природе, учит детей научному видению природы.

Так почему пишут экологические сказки?

На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку,
могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к
ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть
красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к
ней.

Консультация для воспитателей

«Как сочинять экологические сказки

в дошкольном возрасте»

МДОУ Центр развития ребенка

д/с №21 «Аист»

пос. Запрудня

Талдомского района

Московской области

2012

«Сказка в экологическом образовании детей дошкольного возраста».

Известный итальянский писатель  Джанни Родари, писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения».

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от воспитателей и методов обучения. Развивать фантазии ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки.

В.А.Сухомлинский не представлял «обучение детей не только без слушания, но и без создания сказки». Сказка, по его словам, это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Можно сказать, что, придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.

Создание сказки увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Придумывайте начало сказки и попросите детей сочинить ее продолжение. При этом они должны оставаться в рамках изучаемой темы. Сказки без окончания Джани Родари называл открытыми. И одна и та же сказка может иметь разные окончания. Я делила детей на две группы, одна группа придумывала счастливый конец, а другая печальный конец.

Я рассказала детям сказку «О человеке и Золотой рыбке» наизнанку известной сказки «О рыбке и рыбаке» с перемещением ее героев в другое время то есть в наше время. Это сказка современная и человек у золотой рыбки просил дом каменный с центральным отоплением, машину, асфальтированные дороги, бескрайние поля с пшеницей, картошкой, завод. Человек хотел разбогатеть.  При этом он жертвовал зелеными лесами, чистыми родниками, пением птиц и так далее. Сначала не обращал внимание человек на шум, грохот, клубы дыма в воздухе, потоки грязной воды в реке. Но, в итоге человек задумался и решил сделать все по – старому. Побежал к реке рыбку искать звал – звал нет рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что – то, а это и впрямь рыбка.

После прослушивания сказки мы с детьми обсуждали текст. Как изменился лес, после того, как Золотая Рыбка начала исполнять желания человека. Почему человек так себя вел. И почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой лес и так далее. Дети два раза слушали эту сказку и я дала задание придумать конец  этой сказки. Вариантов было много, повторов среди сказок не было, но были и короткие и длинные по содержанию сказки. А суть у всех сказок была одна. Человек хотел видеть природу в ее первозданном виде. 1вариант Саша «Не нужно мне ничего», — говорит человек, только верни мой лес зеленый и родники с чистой водой. Молчит Рыбка, не отвечает. Посмотрел человек по лучше, а Рыбка – то неживая, кверху брюшком плывет … умерла рыбка. Человек очень расстроился!» Вторая сказка Маша: «Обрадовался человек, говорит Рыбке: «Не надо мне богатства, верни мне лес зеленый, родники с хрустальной водой». А Рыбка отвечает, ничего у меня больше не получится от грязи, шума волшебная сила моя пропала. Сел человек на берегу, на песок и задумался, что делать дальше.

Напомнила детям, что в сказке Золотая Рыбка выполняла желания человека. А о чем могла бы сама Рыбка попросить людей. Мы с детьми сделали бумажную Золотую Рыбку. Передавали ее по кругу. И каждый ребенок говорил: если бы я был Золотой Рыбкой я бы попросил у людей… Было много конкретных предложений детей. А затем ребята рисовали природу такой, какой они хотели ее видеть. Рисунки получились очень содержательными и красивыми особенно у Саши, Алины, Саши Кр.

С возрастом дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес. Джанни Родари предлагает как бы вывернуть сказку наизнанку. В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые – добрыми. Изменение характеров персонажей влечет за собой и изменение их поведения, а следовательно, и сюжета популярных сказок.

Попробуем вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке не забывая о проблемах охраны природы. Итак, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка – злой. В нашем варианте «добрый» тот, кто заботится об охране окружающей среды, а «злой» — тот, кто ведет себя экологически неграмотно.

Лес – это обитание волка. Естественно, он стремится сберечь его в первозданном виде, оберегает от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз по дороге к дому бабушки рвет цветы, которых остается все меньше.

Кроме того Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экологическую систему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны.

Наконец, Волк уже знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора. Отчаявшись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу, Волк решает прибегнуть к крайней мере…

Пример сказки такого типа – «Серая Шапочка и Красный Волк».

При обсуждении этой сказки обратила внимание детей на то, как тесно все взаимосвязано в природе. Каждое животное приспособлено к определенным условиями, и если исчезает его место обитания, исчезнет и само животное. Обсудили с детьми что случится с волком, если погибнет лес? А что можно сделать, чтобы леса, степи, моря оставались по – прежнему домами для многих живых существ.

Побеседовали о том как может повлиять оставленный людьми мусор на жизнь леса. Дети высказывались, что клочки полиэтиленовых пакетов могут проглотить птицы, животные. Осколки стекла, могут быть причиной лесного пожара или просто ловушкой для мелких животных. И мы решили с детьми, чем меньше упаковочного материала мы используем, тем меньше загрязняем окружающую среду.

Обсудили с детьми, почему не стоит ловить бабочек, рвать цветы, особенно самые красивые и крупные. И решили именно такие растения дают хорошее потомство. Практически с каждым цветком обязательно связано какое-нибудь насекомое. Бабочки и растения не могут жить друг без друга. Бабочки питаются нектаром и опыляют цветки. Исчезают бабочки – исчезают растения. И наоборот: чем больше лесных цветов уйдет на букеты, тем меньше останется бабочек.

Дала детям задание: во время прогулок, экскурсий с родителями понаблюдайте, как ведут себя отдыхающие в скверах, в ближайшем лесу. Важно, чтобы дети почувствовали, что состояние окружающей среды зависит от каждого из нас, в том числе и от него самого. И так для детей — как начинающих авторов – важно, чтобы их сказки стали известными. Поэтому надо стараться читать детские произведения перед всей группой. Лучшие сказки можно оформить в виде самодельных книг с иллюстрациями. Можно организовать выставку иллюстраций к сказочным произведениям. Все это послужит стимулом для дальнейшего творчества начинающих авторов.

Выходит, что известное выражение А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» оправдывает себя и с позиций экологического образования.

Экологические сказки о природе.

Сюжет для экологической сказки — главные герои Человек и Река, написать, как Человек спрятал реку в маленьком пруду, потому что она текла по тому месту, где человек хотел построить дорогу. Не стало реки и засохли растения, а рыбы в пруду стали умирать, потому что речные обитатели не могли ужиться с обитателями пруда. У каждого свое место и предназначение.

Сюжет для экологической сказки, главные герои Слон и Бабочка. Слон решил попутешествовать и попал в лес, где жила прекрасная Бабочка. Стал себе дом слон обустраивать и раздавил лесные цветы, нектаром которых питалась бабочка. Бабочка стала умирать и Слон понял, что не хорошо в чужой дом приходить без спроса.


Мастер-класс по теме “Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников. Создание экологических сказок “





2018-03-13T12:50:15+03:00

Мастер-класс по теме «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников. Создание экологических сказок «

Гоголинская Наталья Александровна (автор), Малыгина Светлана Александровна (автор)

ID 15552-107791, 13.03.2018 08:14:43

Поддержите эту публикацию — расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!

Краткое описание

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. Главная задача экологического воспитания в детском саду — научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. А сказка, как ничто иное в дошкольном возрасте не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям.

мастер-класс Экологическая сказка

Поддержите эту публикацию — расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ОБЪЯВЛЕНИЯ

АРХИВ НОВОСТЕЙ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

21.jpg

ПОГОДА

ОБРАЩЕНИЯ

 Контактная информация

 347042, Ростовская область, г.Белая Калитва, ул.Мичурина, 6.

 Телефон: 8 (863 83) 2-57-90

 E-mail: ds42.dyuimovochka@yandex.ru

 Заведующий: Баранова Наталья Сергеевна

Режим работы:

 понедельник-пятница: с 7:00 до 19:00

 суббота-воскресенье: выходной

Яндекс.Метрика

© 2013 —

МБДОУ ДС №42 «ДЮЙМОВОЧКА»

Сделано с в ООО «Проводник»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти пройденное расстояние по карте
  • Впалые щеки как исправить упражнениями
  • Как найти поставщиков через интернет
  • Как найти коэффициент в физике 7 класс
  • Как найти сколько градусов содержит угол