Как составить экслибрис

Сегодня мы поговорим о том, как самому сделать оригинальный экслибрис своими руками в домашних условиях. Так же рассмотрим традиционные и современные методики и технологии изготовления экслибриса

Слово «exlibris» в переводе с латыни значит «из книг». Это книжный знак в виде бумажного ярлыка или печати, которым отмечается внутренняя сторона обложки книги. Таким уникальным образом маркируется ее принадлежность к вашей личной библиотеке. В практическом смысле — это сотни и тысячи вероятных техник, изображений, сюжетов. Можно сделать экслибрис любого вида, в зависимости от поставленной задачи.

 

Основные виды этого книжного знака:

· шрифтовой, который представляет собой бумажный ярлык с информацией о хозяине книги (иногда идет в сочетании с эмблемой или слоганом);

· художественный — расценивается как произведение печатной графики; обычно — это эксклюзивные печати личных библиотек. Их создают посредством различных техник гравюры на таких материалах, как медь, дерево, линолеум.

Экслибрисы делали известные художники прошлого – А. Дюрер, А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский и многие другие. Но его может сделать не только профессиональный художник. Этим увлекаются многие художники-любители. Обладая определенными знаниями и навыками, его можно сделать самому.

 

Экслибрис выполняют в технике ксилографии (на дереве) или линогравюры.

Гравюра режется на торце крепкого и упругого дерева – лучше всего на пальме или самшите, а также на грабе, груше, яблоне, березе. Прежде всего нужно сделать доску для гравюры. Она должна быть ровной, без сучков и трещин. Если у вас не окажется деревянной пластины нужного размера, доску можно склеить из нескольких частей. Для этого дерево распиливают на кружки толщиной примерно 30 мм. Их высушивают при комнатной температуре около двух недель. Затем каждый кружок распиливают пополам по сердцевине, чтобы дерево не растрескалось при высыхании. Из этих кусков нарезают прямоугольники и хорошо просушивают, поставив их на ребро. После этого из них склеивают доску.

 

Склеивают дерево столярным или казеиновым клеем с добавлением нескольких капель нашатырного спирта. Деревянные пластинки нужно плотно прижать друг к другу. После высыхания склеенную доску простругивают с двух сторон, а затем отделывают с лицевой стороны рубанком. Доска должна быть отполирована до зеркального блеска, поэтому ее лицевую сторону шлифуют вначале грубой, затем тонкой наждачной бумагой и полируют пемзой.

Готовую доску для гравирования из пальмового дерева можно также приобрести в специализированных магазинах.

Чтобы линии, нанесенные резцом, были лучше видны, доску покрывают грунтом. Для его приготовления насыпают в блюдце 20–25 г сухих цинковых белил, растирают их с яичным белком и добавляют немного насыщенного раствора квасцов. Створоженную массу растирают пальцами. Готовый грунт наносят на дерево кистью и разравнивают ладонью. Слой грунта должен быть очень тонким, чтобы через него просвечивались слои дерева. Оставшийся грунт может долго храниться в закрытой посуде.

 

Режут гравюру специальными резцами – штихелями. Они имеют различные сечения в зависимости от назначения. Чтобы при гравировке получить линию переменной ширины, в зависимости от силы нажима используют грабштихели. Тонштихели режут линию постоянной ширины в размер своей режущей кромки. Болтштихели используют для выборки относительно больших мест, которые в оттиске должны оставаться белыми. Самые большие участки древесины выбираются стамесками.

Если не удастся приобрести набор готовых штихелей, то можно изготовить их самим из углеродистой стали марки У8, У9. Иногда для изготовления штихелей используют некоторые хирургические инструменты или надфили треугольного, круглого и плоского сечения. Отличные штихели получаются из отожженной и выровненной верхней обоймы подшипника.

 

Чтобы изготовить штихели из надфилей, с них на заточном станке на грубом точильном камне стачивают насечку. Затем их обрабатывают на тонком камне и затачивают их режущие кромки под углом 30–45°. При заточке штихелей их необходимо периодически смачивать маслом.

Торцы (рабочие части штихелей) повторяют профили надфилей.

Хороший штихель получается из толстой иглы с отломанным острием. Ее вставляют в ручку, выточенную из дерева твердых пород. Сломанный конец иглы затачивают под углом 45°. .

После механической обработки штихели закаливают, а затем доводят, полируя на тонкой шлифовальной бумаге и оселке. Штихель готов к работе, если при накладывании его режущей части на ноготь большого пальца он удерживается собственным весом. Тупой штихель соскальзывает.

 

Для работы также понадобится кожаная или холщовая подушка, набитая песком

Для печати лучше всего использовать черную типографскую краску (газовую сажу, разведенную в бензине). Если не удалось достать типографскую краску, можно использовать черную масляную краску. Из тюбика на газету, сложенную в несколько слоев, выдавливают кусочек краски длиной 5-10 см. Сверху его прикрывают от пыли и кладут в какое-нибудь место недели на две. За это время масло из краски впитается в газету, краска обезжирится и будет готова к употреблению.

Для печати лучше всего подходит гладкая мелованная бумага.

Теперь, когда для работы все необходимое готово – доска, инструменты, подушка, краска и бумага, можно приступать к изготовлению экслибриса.

Вначале на бумаге карандашом выполняется эскиз, в котором объединяются в одно целое различные элементы книжного знака: выбранный символ, инициалы владельца библиотеки. Нужно разработать весь знак в деталях: композицию рисунка, его величину, шрифт.

 

Когда рисунок будет готов, его переводят через кальку в зеркальном отражении на доску для гравирования. Пользуясь зеркалом, нужно проверить правильность написания букв и точность мелких деталей.

Чтобы карандашный рисунок не стерся во время гравирования, его можно нанести тушью.

После этого приступают к гравировке. Этот процесс требует терпения и выдержки. Вначале подготовленную для гравирования доску кладут на подушку. На подушке доску можно свободно поворачивать и класть с любым наклоном. Берут штихель в правую руку так, чтобы его ручка упиралась в ладонь между большим и указательным пальцами. Штихель ведут вперед легкими движениями, при этом большой палец опирается на доску. Срезают штихелем все места, которые должны остаться на доске белыми. Срезать нужно осторожно, чтобы не затронуть черные линии рисунка. Если выбираются округлые линии, поворачивают не штихель, а доску на подушке навстречу резцу. Если выбирают большие плоскости, то вначале вырезают дерево около линии на расстоянии около 1 см.

 

Гравируя надпись, обрезают ее вначале сверху и снизу, чтобы все буквы были одинаковой высоты. Затем грабштихелем обрезают каждую букву и выбирают дерево между ними. Большие белые места выбирают болтштихелем. При этом, чтобы не испортить линии гравюры, под болтштихель подкладывают специальную подкладку – дощечку из самшита, бука или березы длиной 12–18 см и шириной 1 см. Она имеет особую форму – полукруглую сверху и плоскую снизу. Когда гравюра на доске будет полностью готова, делают пробный оттиск. На стекло кладут кусочек краски и раскатывают его тонким слоем резиновым валиком. Затем валиком краска переносится на доску. Для этого его поочередно катают то по стеклу, то по доске, но не растирают. Краска должна ровным слоем покрыть все выступающие части гравюры и ни в коем случае не попасть в ее углубления.

На покрытую краской доску осторожно кладут чистый лист бумаги с небольшими полями. Чтобы лист не сдвинулся, его придерживают двумя пальцами левой руки. Затем поверхность бумаги тщательно проглаживают. Это можно сделать обычной стальной ложкой или косточкой (ее можно изготовить из пластмассовой ручки зубной щетки). Проглаживать нужно осторожно, чтобы не порвать бумагу в углублениях доски. Чтобы проверить качество оттиска, лист поднимают за уголок. Если оттиск получился неровным, бумагу проглаживают еще раз. Если качество первого оттиска вас не удовлетворит, в гравюру придется вносить поправки. В этом случае чистой тряпкой стирают всю краску с доски и, глядя на оттиск, вносят в гравюру исправления. Если же качество гравюры вас не устраивает совсем, придется ее переделать.

Чтобы качество гравюры было более высоким, профессиональные граверы обычно пользуются двух-трехкратной лупой. Ее устанавливают на специальном держателе. Лупа должна находиться на постоянном расстоянии от доски и должна быть достаточно большой.

Свежий оттиск нужно высушить. Высохший экслибрис наклеивается на форзац книги.

Экслибрис можно также сделать в технике линогравюры. Технически линогравюру делать проще, чем ксилографию.

 

Материалом для доски служит основный линолеум из натуральных материалов, лучше всего толщиной 5 мм. Синтетические линолеумы с применением различных заменителей для гравирования не годятся. Можно использовать старый, бывший в употреблении линолеум (иногда он даже лучше, так как более уплотнен).
Кусок линолеума вырезают из рулона, нагревают и выпрямляют под прессом. Затем линолеум шлифуют пемзой, периодически смачивая водой. Чем тщательнее будет шлифовка, тем качественнее получится оттиск.

Основной инструмент при гравировании на линолеуме – угловая стамеска (или штихель), режущая часть которого заточена под углом 50–60°. Такая стамеска в зависимости от нажима дает любую линию. Для выборки больших мест нужна полукруглая стамеска шириной от 2–3 до 10–12 мм. Кроме того, понадобится тонкий, очень острый нож, конец лезвия которого сточен под острым углом, и один-два тонштихеля.

Стамески (штихели) можно сделать самому из старых зонтичных спиц (они бывают разной ширины и уже имеют готовую канавку). Чтобы получить угловую стамеску, кусок спицы длиной около 10 см слегка отжигают, затем заготовку кладут на угол трехгранного напильника, привязывают проволокой и легкими ударами молотка придают ей нужную форму. После этого конец стамески закаливают. Для этого его нагревают до ярко-красного цвета и охлаждают в минеральном или растительном масле. После закалки инструменты вставляют в ручки и шлифуют их рабочую часть мелкой шкуркой. .

Все инструменты должны быть острыми, поэтому их концы нужно хорошо затачивать.

Весь процесс работы при гравировании на линолеуме в принципе не отличается от ксилографии.

Чтобы при гравировке были хорошо видны прорезаемые линии, поверхность линолеума грунтуют гуашевыми белилами или графитовым порошком. Темная грунтовка предпочтительней.

При переводе рисунка на линолеум следует помнить, что изображение на нем должно быть «зеркальным» по отношению к будущему оттиску.

Ошибки, допущенные при гравировании, очень трудно исправить. Но в линогравюре в какой-то мере это возможно. Крупные куски можно вырезать и заменить их новыми, точно вырезанными и плотно пригнанными к нужному месту. На них восстанавливается необходимая часть гравюры. Швы, образовавшиеся при вставке, и мелкие ошибочные штрихи можно зашпатлевать смесью зубного порошка с клеем.

Как правило, на экслибрисе изображают инициалы иили фото владельца, а так же изображения, отражающие сведения о составе книг личной библиотеки — такой экслибрис называют вензелевым. Инициалы владельца разрабатываются специальным шрифтом, что придает экслибрису неповторимую уникальность. Уже давно набрали популярность, так называемые сюжетные экслибрисы. Особой популярностью пользуется изготовление экслибриса на основе греческой или египетской мифологии.

В основном, для изготовления экслибриса используются те же технологии и материалы, что и при изготовлении другой штемпельной продукции — фотополимер, гравировка резины и флеш технология. В некоторых случая возможно изготовление экслибриса на металле.
Техника, в которой может быть выполнен экслибрис, чрезвычайно разнообразна.

Наиболее распространены гравюры на дереве и линолеуме. Гравюра на дереве применяется много столетий. Способ этот известен на Востоке с VIII века, а в Европе – с XIV. Старые мастера работали ножом и долотом на доске с продольным распилом мягкого дерева (грушевого). Эта старинная деревянная гравюра называется обрезной. В конце XVIII века английский гравер Томас Бьюик изобрел новый способ гравирования на поперечном срезе ствола твердых пород дерева (бук, пальма, самшит) – так называемую торцовую гравюру (ксилографию). Работают на такой доске особым резцом. Торцовая гравюра получила широкое распространение, так как она открывала большие возможности перехода в изображении от светлого к темному. Для цветной гравюры исполняют несколько досок, каждую для отдельного цвета.

Гравюра на линолеуме появилась в конце XIX века. Она исполняется примерно так же, как и гравюра на дереве. Работают на линолеуме специальными штихелями, имеющими различную форму. Линолеум мягок, работать на нем сравнительно легко, поэтому экслибрис в этой технике получил широкое распространение.

Редко встречаются в наше время экслибрисы, выполненные в технике, носящей название резцовой гравюры на металле. Этот способ углубленного гравирования появился в Италии в XV веке. Специальным резцом (трехгранным или четырехгранным с косо срезанным концом) вырезается рисунок на стальных или медных досках. В полученные бороздки втирается краска (ладонью или тампоном). Печатается гравюра под прессом на влажной бумаге, которая хорошо впитывает краску. Эта техника очень трудна, она не допускает никаких поправок.
Широкой известностью пользуется техника офорта, возникшая в XVI веке. Здесь, в отличие от резцовой гравюры, линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравляются кислотой. Медную или цинковую пластинку покрывают растопленным лаком, состоящим из воска с примесью смолистых веществ. По затвердевшему лаку художник рисует специальной иглой, вставленной в ручку, обнажая в этих местах металл. Затем пластинку помещают в ванночку с азотной кислотой, которая травит металл в обнаженных местах. Затем нейтрализуют действие азотной кислоты, очищают лак, в образовавшиеся бороздки набивается краска и под сильным прессом с пластинки печатается гравюра на увлажненной бумаге.

 

Чаще чем офорт применяется техника сухой иглы. Она заключается в том, что художник процарапывает рисунок офортной иглой на чистой медной или цинковой пластинке, на целлулоиде или пластике. Шероховатости, образующиеся по краям бороздок (заусеницы), не очищаются. В бороздки набивается краска и печатают гравюру так же, как и офорт под прессом. Так как заусеницы быстро стираются, этим способом можно сделать лишь незначительное количество хороших оттисков. Техника сухой иглы проще техники офорта, так как не требует применения кислоты.

В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн», или «корешок»). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня ее отталкивают.

Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цинка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной, бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий процесс такой же, как и в классической литографии. Литография на редкость нейтральна по отношению к работе мастера: на камне можно рисовать с той же легкостью, что и на бумаге – карандашом, тушью, процарапывать, тушевать и т.п.

Экслибрисы исполняются и в технике светокопирования, шелкографии и даже путем размножения на шапирографе и ротапринте. Довольно широко практикуется воспроизведение рисунков пером, цинкографское, офсетом и фотографическое.

В начале XVIII века на внутренней стороне переплёта владельцы библиотеки стали наклеивать бумажные гравированные ярлыки с изображением родовых гербов, вензелей, полного наименования своей фамилии, а позднее различные изображения. Такие ярлыки назывались экслибрисами или книжными знаками. Мастер геральдических композиций прекрасно знал, каким штрихом следует обозначить в гравюре тот или иной цвет определённой части герба, орденской ленты: ведь цвет являлся составной частью геральдической символики. В ряде случаев цвет являлся единственным, что отличало идентичные по рисунку гербы двух различных дворянских фамилий.

Чрезвычайно важно было в таких экслибрисах отметить знатность рода, перечислить титулы владельцев и их регалии, потрясти зрителя чисто внешними в характеристике человека моментами. Но при этом спокойно исключались такие мелочи, как личные склонности, профессия, род занятий владельца книги. Внутренний мир, интимные переживания, личная жизнь человека из характеристики в экслибрисе гербе ускользали. Мало того, ускользали и весьма существенные связи с другими людьми, с событиями общественной жизни. Экслибрис получил в России более или менее широкое распространение в XVIII – XIX веках. Они использовались на книгах частных владельцев и книгохранилищ. Любопытно отметить, что один из старейших книжных геральдических знаков принадлежал барону Николаю Строганову (1706-1758). Но художники в те далёкие годы сумели отыскать остроумные способы для характеристики владельца книги, его личности.

Лишь ремесленники, а так же исполнители, чью творческую фантазию сдерживал строгий заказ владельца, ограничивался чисто геральдическими изображениями, очень часто без надписи – ничего, кроме герба. Стоит отметить, что если в гербе и экслибрисе-гербе царил строгий регламент и вольности допускались, разве что в околичностях, то в иных своих формах книжный знак никогда не подчинялся каким-либо канонам, которые ограничивали бы выбор его изобразительных мотивов. Это было и остаётся личным делом владельца, который может пожелать всё, что ему кажется важным.

Всё зависело и зависит от традиций, от условий, связанных с рождением экслибриса, вплоть до способа его печати, типографских возможностей. Отсюда понятно, почему попадая к более талантливому исполнителю и в более благоприятных обстоятельствах, гербовой экслибрис редко проявлял тенденцию превратиться из заурядного шаблонного –знака собственности в островыразительное произведение специфического жанра графики.

Как свидетельствовала история прошлых веков, это случалось не часто. Появление книг в издательских переплётах, относительная дороговизна теснения суперэкслибриса определяли незначительный круг из распространения, а по мере возникновения бумажного книжного знака, последние стали их успешно вытеснять, наборными ярлыками с текстом в упрощенных акцидентных рамочках и без таковых. В России этот процесс прошел особенно заметно после отмены крепостного права и ещё более усиленно в годы быстро развивающегося капитализма.

Большинство гербовых знаков раньше размножали дорогостоящими способами углублённой печати: в офорте, резцовой гравюре, на меди или стали — труднейших разновидностях гравюры на металле. В начале XIX века уже литографировали. В последней трети века печать с оригинала начальных форм была почти вытеснена фотомеханическими способами (особенно печать с цинкографического клише). Гравюра, когда-то самостоятельный вид графики, постепенно превращался в репродукционное средство.

К концу века ксилография, да и гравюра углублённой печати пришли в упадок. Работающих в эстампе осталось мало, и их творчество лишь подчеркнули картину повсеместного спада гравюры. Основная масса графиков ограничивалась теперь созданием рисунков для клиширования. Впрочем, техника клише быстро прогрессировало. Количество оттисков было отличным, и то, что художники всё реже тратили усилия на перевод своих рисунков в печатные формы, было естественным и закономерным. С другой стороны, господствующий класс – буржуазия, которая стала в предреволюционные годы главным потребителем экслибрисов, вполне довольствовалась техникой высокой, отпечатанной чаще всего на дорогих сортах бумаги, но всё же далёкой от подлинного искусства экслибрисной продукции.

Подлинный расцвет для экслибриса наступил после Великой Октябрьской социалистической революции. Всестороннее обновление жизни, культурная революция в стране, неудержимая тяга миллионов людей к знаниям, громадные тиражи книг – всё это не могло не привести к бурному взлёту книжной графики и, в частности, экслибриса. Многообразные сферы борьбы народа за построение нового общества нашли своё отражение в темах и сюжетах книжных знаков, созданных после октября. Эпоха 1920 годов связана с иными именами и новыми общественными условиями. Послереволюционный расцвет русского ксилографического экслибриса в основном связан с Москвой, к которой тяготели периферийные художественные центры: Казань, Саратов, Вологда, Киев.

Новая эпоха – время бурных двадцатых нуждаются в новой, скорой на подъём, многотиражной графике. Главная причина широкого распространения гравированных печатных форм – большая общественная потребность в тиражной графике. Художники неминуемо должны были потянуться к гравюре, которая в отличии от фотомеханического клише, была оригинальной, а не репродукционной техникой. Став по большей части ксилографической, графики 1920 годов неизбежно должна была коснуться традиции русских старопечатных книг, а так же традиций лубка, связанного с плоскостным выражением объёмных форм и иных форм народного искусства. Ксилографии предназначено было – сыграть особую роль уже потому, что она более чем любая другая графическая техника олицетворяла неразрывное единство изображаемого объёмного мира с плоскостью листа, открывающем перед мастером бесконечные возможности для творчества.

Эпоха рабского прозябания гравюры на дереве в роли вспомогательной репродукционной техники живописи или обычного перового рисунка – позади. Отныне ксилография прочно сохранила за собой главенствующую роль в графике: она даёт возможность донести в десятках тысячах тиражных оттисков обаяние авторского обаяния. Экслибрисы 1920 годов в этой технике почти все близки к утилитарным размерам: около 7:5 сантиметров. Мастера экслибриса этих лет умели естественно объединять символистическое изображение с главной, текстовой частью знака. И текст не доминировал и не подавлялся изображением, а составлял с ним единую крепкую комбинацию. Старая тематика получила новую жизнь в графических работах В.Фалилеева, И.Павлова, В.Масютина. В те годы в экслибрисе утверждаются, чтобы позже найти более глубокое и многогранное отражение не только советская эмблематика, но и тематика.

Экслибрис — это отпечаток со штампа. Если не упоминать здесь гнусные резиновые шлепалки для контор, что по «лазерной технологии» изготовляют в темных заколулках, а говорить о высоком и светлом, то часто этот штамп изготовляют художники-профи в технике торцовой гравюры на дереве. Эта техника сложна тем, что нужны качественные, труднодоступные и дорогие материалы и инструменты, которыми, к тому же непросто работать. Что же делать???

Расслабься, дружище, есть выход для таких простых челов, как мы с тобой. Мы будем вырезать печать на линолеуме. Эта техника будет у нас называться «линогравюра». Линолеума у нас, шо гуталина, как водится, завались, так что флаг нам в руки. Только не трогай волосатые, резиновые и проч. недоразумения линолеумной продукции. Бывают еще, знаешь, такие пластины квадратные, типа, плитки, предназначенные для такого же использования. Они может, даже и лучше, поскольку являются линолеумом, уже нарезанным на удобные куски. Короч, хороший линолеум должен быть однослойным, в меру эластичным, новым, не ломким, не оторванным от пола в прихожей, без меха, песка и проч. гадости, не должен быть ни резиновым, ни полиэтиленовым. Мля, неужели в мире есть такие сказочные штуки?.. В моем шкапчике 2-3 штучки таких есть…

Да, но для линогравюры тоже есть профессиональные инструменты, которые называют резцы, или даже Штихели — в лакированных деревянных коробочках… где их достать???


Расслабься, мой друг, ну шо ты дергаисся все. Эти инструменты нам все равно не подойтут, так как расчитаны на работы больших форматов, а мы будем делать маааленькие штампики. Что же делать??? А просто делать инструменты самим!


Первая часть урока будет посвящена изготовлению инструмента для работы. Как настоящие профи — кузнецы-резцы мы изготовим для себя и самостоятельно уникальные орудия труда для собственных уникальных надобностей. Инструменты будут у нас простые, до колик в печенках, но ооооччччень эффффективные.


Во второй части урока мы кратко рассмотрим приемы и особенности резьбы.

Итак, взгляни на наш рабочий стол, не виртуальный, а реальный — эххх, стосковались ручки, раззуделися — по работе рукодельной! Вот какие предметы нам понадобятся, все видать? А чойто там за ножницами стоит белое такое? Это клей пва. Там дальше клей «момент» (надеюсь, ты уже большой малчиг и баловаца фсяко тут не будешь). Тут еще нет пары вещичек — зеркальца и куска нетолстой фанеры. Ну, это потом… А чо за деревяшки тут? Это будут ручки для резцов. А что за тюбик синий? Это тюбик с художественной масляной краской — здесь это кобальт синий. Он тут играет роль пасты ГОИ, о чем ниже будет речь. А чо это жолтенькое посередине? Это и есть куски линолеума. Тут рядом еще шлифовальная шкурка, карандаши В (чем мягче, тем лучше), ножик и плоскогубцы для мелких работ. А, поймал меня, да, ты прав, тут валяются не плоскогубцы, а круглогубцы, тачняк. Плоскогубцы куда-то делись, поэтому тут позируют пока круглагубцы.

5a981f7691f7a_01_02.jpg.9f2136a6e560000e29b7424101f7cb78.jpg


Изменено 24 сентября 2008 пользователем NULL

Дорогие друзья, мы запускаем новый мастер-класс «Экслибрис в технике гравюры»! На нашем занятии в Янтарной

комнате

мастерской РГБ вы нарисуете экслибрис для своей библиотеки, вырежете по нему гравюру и сделаете отпечаток. С занятия вы унесёте гравюрную доску, с которой сможете сделать неограниченное число отпечатков своего экслибриса.

Предполагается работа с колюще-режущими предметами, поэтому допуск с 14 лет. Дети с 10 лет допускаются в сопровождении взрослого (ребёнок рисует, взрослый вырезает).

Все материалы предоставляются организаторами. Продолжительность мастер-класса — 4 часа, чай и булки включены.

Хотим собраться в эту субботу, 25 августа, в 14:00. Количество мест — 6 человек. Первые мастер-классы мы проводим по сниженной цене — 1600 руб. Запись по телефону +7 (495) 609-95-90.

Вопросы и ответы:
— Интересно, но почему так дорого?
— По материалам он намного дороже, плюс объём работы и тема — такого нигде нет.

— Почему нельзя с ребёнком? Можно без ребёнка?
— Мы специально оговорили возраст детей, потому что многие хотят прийти с детьми. Мастер-класс рассчитан скорее на взрослых.

— А если я не умею рисовать?
— Это не так важно. Во-первых, мы поможем, во-вторых, в технике гравюры даже очень наивный рисунок выглядит очень художественно.

— Очень хочу на такое занятие, но день мне неудобен. (Или: Хотел записаться, но не успел, места закончились.)
— Мы повторим ещё много раз! Расписание скоро появится здесь:

http://leninkatour.ru/master-klassyi/

Посмотрите фоторепортаж о том, как у нас создают экслибрисы:

Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)
Мастер-класс по созданию экслибриса в Российской государственной библиотеке (Ленинке)

Фотографии Натальи Бабахиной и Арины Галеевой

Экслибрис

Найдено 15 тем с этим ключевым словом

Экслибрис — книжкина «Прописка»

Экслибрис — книжкина  «Прописка»  – статья о рукоделии и творчестве

Книги — это величайшее создание человечества, и я отношусь к ним как к живым существам. Когда я просматриваю книги на полках в магазине, мне их чуточку жаль, потому что они ничьи, и они бездомные. Хочется забрать их с собой и поселить в своем книжном шкафу, иными словами, усыновить их и прописать …

Сделать печать, штамп, оттиск, факсимиле, монограмму, экслибрис?!

Сделать печать, штамп, оттиск, факсимиле, монограмму, экслибрис?! – статья о рукоделии и творчестве

СДЕЛАТЬ ПЕЧАТЬ, ШТАМП, ОТТИСК, ФАКСИМИЛЕ, МОНОГРАММУ, ЭКСЛИБРИС?!Мы изготавливаем печати и штампы двумя достаточно разными технологиями.1. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФЛЭШ ( ФЛЕШ, FLASH) ПЕЧАТЕЙ И ШТАМПОВ. МНОГОЦВЕТНЫЕ. Принцип технологии основан на выборочном спекании пор термочувствительной …

Наши руки не для скуки

Наши руки не для скуки – статья о рукоделии и творчестве

   Страшно не люблю болеть, но, как и всем, приходится иногда(
   И потому рисую на компе, а не в натуре, в натуре глаза подводят, и руки устают, — простуда мерзкая прицепилась, как ей не быть, когда кондишен поддувает, а про него ведь вспомнить вовремя надо, а вспоминаешь только тогда, когда зубы …

Мастер-класс по Офорту

Мастер-класс по Офорту – статья о рукоделии и творчестве

9 — 17 ИЮЛЯ
ОФОРТНЫЕ КАНИКУЛЫ
Калужская область, деревня Орион   
Курс станет отличным стартом для НАЧИНАЮЩИХ ГРАФИКОВ

Более 14 астрономических часов пленэра
Полное погружение в исторические техники, без упрощений
Опытные преподаватели художники, технологипомогут реализовать свой проект

    Неделя …

Ребята не в ту сторону или Почему я не праздную 8 марта

Ребята не в ту сторону или Почему я не праздную 8 марта – статья о рукоделии и творчестве

 
Не люблю праздник 8 марта. Нет, не потому, что Клара Цеткин…Да хоть Роза Люксембург с Инессой Арманд, все равно не поэтому. И я ни разу не мрачный мизантроп : Весну люблю, Красоту тоже. Но когда ни о чём не подозревающие индивиды поздравляют меня с 8 марта, я, конечно, приветливо улыбаюсь
 
и …

Per felice… На счастье.

Per felice... На счастье. – статья о рукоделии и творчестве

 В дни новогодних каникул самый раз познакомиться с интересными  новогодними перфеличе, иногда их называют авторскими открытками с пожеланиями счастья, пришедшими на наш адрес от друзей  художников-графиков.  В прошлых своих публикациях я подробно рассказывала, что такое «per felice» и …

Линогравюра: базовое занятие

Линогравюра: базовое занятие – статья о рукоделии и творчестве

Мастер-класс по линогравюре состоится 2 октября.
Мы будем переводить изображение (не больше А6,чтобы успеть), резать и печатать.
Весь полный цикл создания линогравюры. все материалы предоставляются. Штихеля и вырезанные гравюры уносите с собой домой.
В группе 7-8 мест, записались уже 5 человек.
На …

«Рer felice»… На счастье!

"Рer felice"... На счастье! – статья о рукоделии и творчестве

          Приближается Новый год и самое время познакомить Вас друзья с новогодними «per felice» художника Юрия Молибоженко.
В переводе с итальянского  per felice («перфеличе») — означает «на счастье» и представляет собой  персональное поздравление к какому-то событию или празднику.
Чаще …

Новогодние календари. ( из серии «Околоэкслибрисные истории.»)

Новогодние календари. ( из серии "Околоэкслибрисные истории.") – статья о рукоделии и творчестве

 
 Часть 1.   Все врут календари! ( декабрь 2012).
       Дней десять назад пообещала я Якову Исааковичу Бердичевскому написать какую — нибудь веселую историю, которая приключится с нами. Время шло, а веселого ничего не происходило, и я было совсем загрустила.

Но тут вдруг получаем сообщение от …

Путешествие экслибрисов из Таллина в Новороссийск.

Путешествие экслибрисов из Таллина в Новороссийск. – статья о рукоделии и творчестве

 Из серии » Околоэкслибрисные истории»       В начале этого года наша семья познакомились с замечательным художником Лембитом Лыхмусом из Таллина. Очень нам он понравился, много знает, рассказывает интересно, гравер великолепный. Лембиту наше семейство тоже пришлись по душе, а потому мы с …

Первое письмо Семёну Ивенскому.

Первое письмо Семёну Ивенскому. – статья о рукоделии и творчестве

 В мир экслибриса я попала  совсем недавно, волею случая. В прошлом году  муж взял с собою в Вологду на конгресс. Там, насмотревшись экслибрисов  и познакомившись с разными интересными людьми,  подумала, что экслибрисы — это интересно. Как — то сама собой завязалась переписка с художниками и …

Художественный экслибрис по праву можно считать полноценным произведением искусства. Это миниатюрная картина, создаваемая художником, по мотивам интересов владельца книжного знака, рода его деятельности, тематики библиотеки, географии и так далее, выполненная в виде штампа или печати для личной библиотеки.

Художественный экслибрис — наиболее сложный и интересный вид книжного знака, поскольку является цельной художественной индивидуальной работой, в которой форма, изображение, текст являются единой стилизованной конструкцией, сохраняющей оттенки техники художника.

Вы можете заказать экслибрис у нас. Для разработки макета художественного экслибриса потребуется от 3-х до 7-ми дней, а так же подробное описание ваших пожеланий и ожиданий от будущего шедевра.

ИЗ ИСТОРИИ ЭКСЛИБРИСА

С пятнадцатого века выдающиеся художники и их покровители уделяли серьезное внимание этой форме искусства. Книжный знак выражает собой гордость владельца библиотеки за свои фолианты. С тех пор по своему основному назначению экслибрис — это миниатюрная графика, разработанная для украшения книг, обеспечивающая удобный, индивидуализированный способ идентификации владельца книги. Книжный знак или экслибрис — это ярлык, прикрепленный к внутренней обложке книги или оттиск печати с изображением экслибриса.

Изначально владельцами книжных знаков были исключительно выдающиеся люди. И это понятно, ведь в древности содержать собственную библиотеку могли только обеспеченные и статусные персоны. Исследователи крупных библиотек находят подтверждения тому, что королева Виктория владела книжным знаком, а так же другие крупные государственные деятели мировых держав, как Джордж Вашингтон, Франклин Рузвельт и Чарльз Де Гаул. Так же собственный экслибрис имели многие известные люди, такие как Харпо Маркс, Джеймс Кэгни, Зигмунда Фрейд, Уолт Диснея, Дж. П. Моргана, Джек Лондон и этот список продолжается.

СОЗДАНИЕ ЭКСЛИБРИСА

При создании экслибриса используются различные методы и технологии. В настоящее время наиболее востребованными являются гравировка на специальной резине и изготовление клише экслибриса из современных полимерных материалов.

Экслибрисы изготавливаются как для учреждений, так и для отдельных лиц. Для учреждения, такого как государственная или частная библиотека, университет, юридическая фирма или музей, интерес заключается в определении конкретной коллекции книг или нескольких коллекций. Библиотекари могут отметить время, когда книга была добавлена в коллекцию, например. Для частного лица мотивация для использования книжных знаков включает в себя также желание владеть прекрасными произведениями искусства и развивать интерес этому искусству как хобби.

ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ЭКСЛИБРИСА

В гаше время существует множество коллекций экслибриса, организованных частными коллекционерами. Чаще всего эти коллекции организованы в соответствии с интересующей коллекционера именем художника, тематикой, техникой, страной или историческим периодом. Изучая искусство экслибриса, вы узнаете об огромном количестве экслибрисов, которые были собраны, в некоторых коллекциях, насчитывающих сотни тысяч. Коллекционеры ex libris создали международную сеть для реализации проектов путем создания обществ в сорока странах. Каждые два года Международный Конгресс Ex Libris проводится в новой стране, приглашая участников всемирных книжных обществ. Под эгидой Международной федерации обществ d’Amateurs d’Ex Libris (FISAE) можно прослушать лекции, ознакомиться с слайд-презентациями, посетить выставки и провести достаточно времени в общении с книголюбами. Это открывает бесконечные возможности для художников и коллекционеров познакомиться с интересом и энтузиазмом к этой форме искусства в других странах.

В Соединенных Штатах Америки в 1922 году было организовано Американское общество коллекционеров книжных коллекций и дизайнеров (ASBC & D) для дальнейшего изучения и сбора книжных знаков. Сегодня в состав ASBC & D входят более 150 человек и 50 учреждений. Цели ASBC & D — «Воспитать дух дружбы и взаимной полезности среди коллекционеров и дизайнеров книжных знаков; и содействовать дальнейшему развитию книжного знака». Это достигается путем публикации ежегодника, ежеквартального информационного бюллетеня и списков обмена. Существует так же множество зарубежных ассоциаций экслибриса, с которыми Общество соответствует и обменивается публикациями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти директорию pip
  • Как найти сколько это процентов от суммы
  • Как найти свою тему в инстаграмме
  • Как найти своего близнеца по фотке
  • Как найти фотографии в моем мире