Как составить элегию

В ноябре в наших широтах жизнь кажется едва выносимой. Справляться с ней можно по-разному. Студенты-филологи первого курса предлагают вам написать элегию – унылую, осеннюю или кладбищенскую. Впрочем, эти разновидности жанра можно легко совместить. Главное – следовать нашему рецепту.

1. Выберите максимально мрачное место.
Вряд ли мы сможем найти заброшенное сельское кладбище в черте города, чтобы полностью проникнуться нужной атмосферой. Однако неподалеку от нашего обиталища наверняка отыщется заброшенный дом, развалины советской эпохи или, на худой конец, живописный пустырь. Главное, чтобы место помогало настроиться на размышления о конечности бытия. Нижегородцам рекомендуем наведаться на останки заброшенной водокачки на Черниговской, москвичам – совершить паломничество к Симонову монастырю (спойлер: возьмите с собой «Бедную Лизу» и облейтесь слезами!), а петербуржцам двигаться вопреки завету Бродского – от центра к окраине.

2. Выберите подходящий сезон
Думать о неизбежности смерти, когда над головой ярко сияет летнее солнце, долго не получится. Для того, чтобы погода не отвлекала, а, напротив, подталкивала к нужным мыслям, выбранное мрачное место лучше посетить осенью или зимой. Ноябрь идеален! Если же вдохновение настигло нас весной, а ждать осени слишком долго, то не стоит переживать. Пробуждение природы весной – прекрасный повод осознать, что вашу опечаленную душу уже ничто не в силах пробудить, даже любимые Достоевским клейкие листочки.

3.  Вдохновитесь мистификацией Джеймса Макферсона
«Поэмы Оссиана» – одна из самых знаменитых в истории европейской культуры мистификаций, мнимый перевод сочинений кельтского поэта Оссиана, выполненный Джеймсом Макферсоном. Несмотря на то, что Макферсона быстро разоблачили, мода на описание северных скал, полуночных героев, теней прошлого, угрюмых валунов, ледяных ветров и прочих перекличек ворона и арфы (но это уже Мандельштам!) в поэзии сохранилась надолго. Сделайте так же: опишите граффити на разрушенной башне (нижегородцам мы готовы подсказать заветные адреса), суровое завыванье волжских, невских или камских ветров, призраки литературных героев (если последнее вас особенно заинтересует – вы можете потом продать свой сюжет Netflix и гордо отказаться от стипендии). Кельтские боги и потусторонние сущности нынче в немалой цене!

4. Оглянитесь на природу вокруг.
Зачастую люди, не наделенные тонкой душевной организацией, не способны понять, как много вещей в природе намекают на конечность бытия. Задумайтесь о плавном и медленном полете жука (в ноябре его найти, конечно, непросто), вслушайтесь в уханье совы или говор ворон (лучше воронов), проводите взглядом печально тянущийся к югу караван гусей. И главное – напишите о них несколько строф! Читатель сразу поймет, что бытие несовершенно и смерть неизбежна. А о котиках напишете в другой раз!

5. Выберите размер. Конечно, ямб.
Ваша элегия должна быть длинной, плавной и монотонной. Четырехстопный хорей («Мчатся тучи, вьются тучи») для этого, пожалуй, не подойдет. Да и четырехстопный ямб «(Мой дядя самых честных правил…») – тоже не слишком. Идеален шестистопный ямб. Можно, впрочем, и пятистопный. А если Вы – поэт Боратынский – то и разностопный, пожалуй, подойдет. Главное, не забывайте скорбеть об ушедших временах, вопрошать о том, куда подевались герои былых времен, и воздыхать о почивших. Особенно если они поэты.

6. Снабдите каждое существительное  эпитетом.
Сова должна быть дикой, сосны – черными, селянин – усталым, а его стопа – медлительной. Глаголов, наоборот, должно быть поменьше. Замедляйте время всеми возможными способами, иначе вы никогда не сможете в полной мере осознать его быстротечность!

7. Отвлекайтесь от темы.
Описываете могилу селянина – подумайте о его ветхом шалаше. Опишите плавно текущую реку (если Вы Ахматова, добавьте исторических аналогий). Поразмышляйте о злой судьбе, именитых согражданах, черных деревьях, роняющих на вас мрак и меланхолию (да, над вами будет издеваться Лев Толстой, но это потом). Не беспокойтесь о том, что ваши размышления будут повторяться – все равно ваше стихотворение потом назовут «родиной истинно человеческой русской поэзии». Если вам повезет с читателями, конечно.

8. Выделите курсивом последние строфы.
Читатель и до этого в общем старался понять, о чем вы пишете. Но тут у него просто не останется никаких вариантов!

9. Не забудьте взять с собой перчатки. И термокружку с какао. Так и быть, и печенье возьмите. Жизнь, разумеется, быстротечна, совы ухают, развалины засыпаны снегом, прошлого не вернуть. Но элегия требует от вас времени и душевных сил. Удачи!

Авторы текста: Полина Шакалова, Софья Мартынова
Автор иллюстрации: Ольга Вдовина

Что такое элегия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Осень – время элегическое.

Немало русских элегий написано именно осенью. Почему осенью?

Элегия

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, что такое элегия, и найти её примеры в литературе. Займёмся этим прямо сейчас!

Элегия — это…

В переводе с древнегреческого слово «элегия» переводится как «печальная песнь, жалоба».

Элегия – это лирическое произведение, которое содержит эмоциональный вывод по итогам философских размышлений. Элегии бывают музыкальными и поэтическими.

И в том и в другом случае необходима печальная раздумчивая интонация, что и отличает подлинно глубокие произведения о смысле человеческой жизни.

Элегия в литературе – это небольшое стихотворное произведение печального содержания.

Основными особенностями жанра можно назвать:

  1. установку на эмоциональное (а не рациональное) восприятие действительности;
  2. сюжет, затрагивающий печальные стороны жизни (старость, разлука, смерть, одиночество);
  3. присутствие лирического героя, воспринимающего мир сквозь призму печали, уныния, разочарования.

Всё это говорит о том, что элегические произведения получили распространение в те эпохи, когда для представителей искусства имел особое значение культ чувства.

Больше всего элегий было написано сентименталистами и романтиками.

Из истории жанра

Первые элегии возникли в Древней Греции. Изначально они имели немало сходства с эпическими песнями. Для них были характерны такие черты, как повествовательность, гармоническая соразмерность, большая протяжённость.

Для справки стоит сказать, что греческая поэзия делилась на ямбы, мелику и элегию. Элегии и ямбы сопровождались аккомпанементом флейты, а мелика исполнялась под звуки лиры и потому изначально лишь она считалась явлением лирическим.

Позже лирическими стали называть и другие жанры (что это в литературе?). Элегии писались своеобразным элегическим двустишием, которое представляло собой сочетание гекзаметра (поэтический размер с шестью ударными слогами) с пентаметром (пятистопником).

Существовали следующие разновидности элегии:

  1. военная (собрание песнопений под названием «Добрые дела», принадлежащее эфесскому поэту Тиртею, восхваляет Ареса и призывает воинов доблестно защищать отечество);
  2. любовная (элегии Мимнерна и знаменитой Сапфо описывают любовное чувство как тяжкий недуг, который насылает на человека безжалостный Эрот);
  3. политическая (связана с именем Солона, прославившего в своих творениях мудрость справедливого закона, гражданские свободы, ценность реформ (что это такое?), направленных на благо народа).

Помимо этих трёх основных видов, существовали также философские и застольные элегические песни. Самыми знаменитыми авторами подобных произведений были Архилох, Теогнид, Каллимах.

В древнеримской элегии отчётливо зазвучали любовные мотивы. Жанр стал восприниматься как чисто лирический. Вершины элегического мастерства достигли Овидий, Тибулл, Катулл.

В Европе возрождение жанра связано с наступлением эпохи сентиментализма и раннего романтизма. «Римские элегии» В.Гёте, «Идеалы» Ф.Шиллера, «На развалинах шведского замка» Маттисона стали классическими образцами европейской элегии.

Позже многочисленные элегии Шелли, Саути, Байрона, Шенье, Мюссе и Гюго обрели вторую жизнь в России благодаря конгениальным переводам.

Первой русскоязычной элегией стало стихотворение Жуковского «Сельское кладбище», написанное на основе стихотворения английского романтика Томаса Грея.

Из-под пера российского литературного метра вышло более двадцати самостоятельных произведений грустного содержания.

Элегия Море В.А.Жуковского (краткий анализ)

Элегия «Море» написана в 1822 году. Картины меняющегося морского пейзажа символизируют мятежную человеческую душу, в разные периоды жизни испытывающую самые противоречивые чувства.

Стихотворение построено на контрасте внешне спокойного, но полного тайной глубины лазурного моря и высокого, кажущегося равнодушным неба.

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Подобно двум любящим, море и небо отражают друг друга, перекликаются оттенками красок, контурами облаков и набегающих волн, сочувствуют, сопереживают, желая слиться в единое целое.

Элегия Море В.А.Жуковского

Однако быть вместе им не суждено. Возможно, источником метафоры (что это?) послужило скрытое чувство Жуковского к Маше Протасовой, юной возлюбленной поэта, на брак с которой не дали разрешения её близкие.

Плавное звучание придаёт строчкам размеренный стихотворный ритм: четырёхстопный амфибрахий. Обилие аллитераций (что это такое?) с сонорами «р», «л», согласными «в», «д», «т» помогает живо представить переливы могучих вод, игру стихий, почувствовать неумолимое движение времени и пространства.

Особенно пронзительно звучат последние строки элегии, адресованные морю:

«Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него…».

Элегия Пушкина (краткий анализ)

Продолжателем романтических традиций и реформатором нового искусства явился А.С.Пушкин.

Пушкинские элегии отличает идейно-тематическое богатство, реалистичность сюжета, доверительность интонации, соединение иронии (что это такое?) и лирики (что это за жанр?).

Пушкин

В стихотворении «Безумных лет угасшее веселье», написанном болдинской осенью 1830 года, Пушкин, как и Жуковский, обращается к романтической метафоре моря. Оно олицетворяет человеческую жизнь и непредсказуемость судьбы.

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

«Грядущего волнуемое море» сулит поэту «труд и горе», все лучшие мгновения остались для него в прошлом. Вместе с тем лирический герой понимает, что сам виноват во многих заблуждениях юности.

Борясь с валами накатывающих воспоминаний, наполненных печалью, поэт совершает отчаянный рывок навстречу свободе.

«Но не хочу, о други, умирать. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!..» — признаётся он.

Антитеза (что это значит?) смирения и борьбы, жизни и смерти задаёт основной сюжет элегии: конфликт личной творческой воли человека (что это?) с высшей заданностью, не обусловленной законами нашего понимания.

Написанная мерным ямбом, словно раскачивающим утлую лодку на морских волнах, пушкинская элегия озаряется искрой надежды, робкой мечтой о «прощальной улыбке» любви.

Заключение

Современные авторы практически не пишут элегий. Существующие попытки можно, скорее, назвать стилизацией.

Скорее всего, это связано с тем, что для данного жанра необходима детская чистота души, а мир, переживший модернизм и постмодернизм, слишком искушён в способах выражения сокровенных чувств.

Однако глубокие элегические интонации как бы заложены внутри каждого настоящего поэтического слова. Попробуйте внимательно вчитаться в строки Ю.П.Кузнецова, И.Бродского, А.Кушнера, Б.Кенжеева – и вы это поймёте.

Время задумчивого настроения? — Пишите элегию!

В Модуле шестом “Грустная мелодия для флейты”, который отрывается для участников (коих уже почти 6 тысяч!) 23 февраля, нашего с Катей Яковлевой курса «Сам себе писатель» в Универсариуме, мы выбрали для завершающего разговора жанр элегии. Несмотря на то, что и сегодня литературоведы определяют элегию как лирическое стихотворение задумчивого настроения, а в давние времена само слово элегия означало “скорбную песнь” (от греческого восклицания “сказал увы!”), в этом жанре можно написать прекрасные строки о любви, как, например, когда-то это сделал Антон Дельвиг:

Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
К тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слез
Из чаши бытия,-
Зачем тогда, в венке из роз,
К теням не отбыл я!

или Анна Ахматова:
Мартовская элегия
Прошлогодних сокровищ моих
Мне надолго, к несчастию, хватит.
Знаешь сам, половины из них
Злая память никак не истратит:
Набок сбившийся куполок.
Грай вороний, и вопль паровоза,
И как будто отбывшая срок
Ковылявшая в поле береза,
И огромных библейских дубов
Полуночная тайная сходка,
И из чьих-то приплывшая снов
И почти затонувшая лодка…
Побелив эти пашни чуть-чуть,
Там предзимье уже побродило,
Дали все в непроглядную муть
Ненароком оно превратило,
И казалось, что после конца
Никогда ничего не бывает…
Кто же бродит опять у крыльца
И по имени нас окликает?
Кто приник к ледяному стеклу
И рукою, как веткою, машет?..
А в ответ в паутинном углу
Зайчик солнечный в зеркале пляшет

Пишите лирические стихи… и Вы почувствуете, что слова — это не только “грустная мелодия для флейты”, но и «ловушка для красоты»!

И, как всегда. предваряя лекции курса, размещаю шутливые видеорекомендации по написанию опуса в новом жанре — элегии

Популярные сообщения из этого блога

Хотя школьная библиотека априори библиотечным сообществом провозглашается “ядром” качественного образования в школе, более близкое знакомство с ее нынешним состоянием и деятельностью скорее вызывает обеспокоенность и наталкивает на мысли о неадекватности такой оценки.

Мои тридцать лет работы в Российской академии образования, как я сегодня поняла, не прошли даром. Как только приближается или наступает январь меня так и тянет написать отчет по прошедшему…. Вот и в этом году, как ни боролась сама с собой, полагая, что моя пенсионерская жизнь уже не располагает к откровениям подобного рода, я таки не смогла удержаться и вот — “я к вам пишу”… Тема года — Близкие люди Девиз года — Любит тот, кто учит Слово год а — Встреча Самое главное дело года — Защита магистрантов Лучшие моменты года 90-летие мамы , которое тепло отметили в кругу родных — московских и челябинских. Было здорово! Лёля Климова, актриса Восстановленная справедливость — в старом альбоме нашла фото маминой школьной подруги, актрисы Челябинского драмтеатра, а затем — театра им.Ермоловой в Москве — Лёли Климовой, которое она подарила маме, уже будучи известной. Её уже, к сожалению, почти 20 лет как нет с нами. Ни на одном театральном портале не нашла такого снимка, отослала ад

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» была поставлена эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы — если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато, в более широком смысле — нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач. Вот и в баснях — небольших стихотворных или прозаических литературных произведениях сатирического характера содержится нравоучение — так называемая мораль.  И мораль эта, размещенная в баснях  – на все времена, там живые характеры и вечные вопросы, которые не стареют, как не стареет природа человеческая. Почему это я вдруг заговорила о баснях? — Просто с сегодняшнего дня и вплоть до 04.04.2016 можно пройти е щ е один Модуль курса «Сам себе писатель» в Универсариуме, и попытаться самостоятельно написать басню. Ну а если при этом вам удастся еще освоить “Эзопов язык”, то вашу басню можно будет не только разместить в комментарии на всеобщее обозрение, но и еще смело отнести к о

Определить жанр поэтического произведения иногда бывает сложно. Хорошо, когда мы сталкиваемся с твёрдыми формами. Например, если мы видим стихи о любви, организованные в пары катренов и терцетов, то сразу понимаем, что перед нами сонет. Но что, если лирические строки не имеют строгой структуры? Такое произведение можно отнести к жанру элегии. Рассмотрим, что он собой представляет и проиллюстрируем его примерами.

Термин «элегия», как и многие другие понятия, пришёл к нам из Древней Греции. Словом «elegeia», происходившим от «elegos» – «жалобный, заунывный», называли печальную песню, исполнявшуюся под звучание флейты. Позже название перенесли на стихотворение, состоящее из двустиший, написанных пентаметром или гекзаметром. Таким образом, античная элегия представляла собой почти твёрдую форму, но без заданного количества строф.

Также не регламентировалась тематика произведений. Обычно элегические стихи повествовали о каких-либо лирических размышлениях, но их характер мог быть различным. Некоторые поэты (Теогнид Мегарский, Солон) вкладывали в свои стихотворения философские умозаключения, другие (Симонид Кеосский, Архилох) обличали недостатки современников, третьи (Мимнерм, Тиртей) рассуждали на политические темы или побуждали проявлять патриотические чувства, сражаясь за отечество.

Римляне более свободно относились к форме элегии. Они чаще использовали этот жанр для создания лирических стихотворений о любовных переживаниях. Самыми известными авторами считаются Альбий Тибулл, Гай Валерий Катулл, Овидий. Вот отрывок одной из эмоциональных элегий Овидия:

Просьба законна моя: пусть та, чьей жертвою стал я,
Либо полюбит меня, либо обяжет любить.
Многого я захотел!.. О, лишь бы любить дозволяла!..
Пусть Киферея моей внемлет усердной мольбе.
Не отвергай же того, кто умеет любить без измены,
Кто с постоянством тебе долгие годы служил.

Перевод С. В. Шервинского.

С окончанием эпохи античности о жанре элегии почти забыли. Лишь в середине XVIII века интерес к этой форме вспыхивает снова. Возрождение элегии было связано с творчеством английского поэта Томаса Грея. Его стихотворение «На сельском кладбище» (1750 г.) вдохновила многих авторов на создание переложений и подражаний и породила целое направление в литературе, названное сентиментализмом.

В элегии поэт рассказывает о чувствах и мыслях, навеянных созерцанием могил на тихом провинциальном погосте. Приведём отрывок этого стихотворения в переводе С. Черфаса.

Увы, не может надмогильный бюст
Усопшему дыхание вернуть,
И славословья тысяч жарких уст
Смерть ни на миг не могут отпугнуть.
Как знать, забытый этот уголок
Того, быть может, упокоил прах,
Кто всей державой властвовать бы мог
Иль песнь сложить, бессмертную в веках?

С XVIII по XIX столетия жанр пользуется большой популярностью. Элегии выходят из-под пера таких авторов, как Иоганн Вольфганг Гёте («Римские элегии»), Фридрих Шиллер («Прогулка», «Идеалы»), Генрих Гейне («Остывший», «Несовершенство»), Перси Биши Шелли, Джордж Байрон, Виктор Гюго и др.

В России основоположником этой поэтической традиции стал В. А. Жуковский. Надо сказать, что элегии пробовали писать и до него. Например, известны произведения Д. В. Давыдова, А. П. Сумарокова, П. И. Фонвизина, но по-настоящему жанром заинтересовались именно благодаря творчеству Василия Андреевича. В 1802 году Жуковский перевёл элегию Грея. Поэту удалось сохранить и печальное настроение, и глубину размышлений, и мрачный антураж произведения. Вот отрывок из этого перевода:

Ужель смягчится смерть сплетаемой хвалою
И невозвратную добычу возвратит?
Не слаще мёртвых сон под мраморной доскою;
Надменный мавзолей лишь персть их бременит.

Ах! может быть, под сей могилою таится
Прах сердца нежного, умевшего любить,
И гробожитель-червь в сухой главе гнездится,
Рождённой быть в венце иль мыслями парить!

Кроме переложений у Василия Андреевича есть несколько оригинальных элегических стихотворений. Вот несколько отрывков из них:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!

«Вечер».

Все к размышленью здесь влечет невольно нас;
Все в душу томное уныние вселяет;
Как будто здесь она из гроба важный глас
Давно минувшего внимает.

Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей,
Сей факел гаснущий и долу обращенный,
Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
Сколь все величия мгновенны.

«Славянка».

О наша жизнь, где верны лишь утраты,
Где милому мгновенье лишь дано,
Где скорбь без крыл, а радости крылаты
И где навек минувшее одно…
Почто ж мы здесь мечтами так богаты,
Когда мечтам не сбыться суждено?
Внимая глас Надежды, нам поющей,
Не слышим мы шагов Беды прядущей.

«На кончину её величества королевы Виртембергской».

Трагизм, сдержанная эмоциональность и задумчивый тон – это важные элементы элегического стихотворения. В XIX веке эти черты привлекали внимание авторов и читающей публики к этому жанру. Оригинальные элегии писали А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский и другие.

Зачем вы начертались так
‎На памяти моей,
Единый молодости знак,
‎Вы, песни прошлых дней!
Я горько долы и леса
‎И милый взгляд забыл, –
Зачем же ваши голоса
‎Мне слух мой сохранил!

«Элегия (Когда, душа, просилась ты…)», А. А. Дельвиг.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

«Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», А. С. Пушкин.

Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастли́в – одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!

«Элегия (Как счастье медленно приходит…)», К. Н. Батюшков.

Стоит отметить, что уже к концу XIX века тенденция называть произведение, в котором содержатся печальные размышления, элегическим почти исчезает. Тем не менее минорное настроение и другие признаки жанра прослеживаются в стихотворениях многих известных поэтов.

Читайте элегии классиков в специальном разделе на сайте.

Элегии по авторам: Е. Баратынский, К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Языков.

Определение элегии как жанра

Что такое Элегия — это лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.

Элегия (лат. ele­gia от греч. ele­gos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека… В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке — В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в “чистом” виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия — это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

Элегия Пушкина (краткий анализ)

Продолжателем романтических традиций и реформатором нового искусства явился А.С.Пушкин.

Пушкинские элегии отличает идейно-тематическое богатство, реалистичность сюжета, доверительность интонации, соединение иронии (что это такое?) и лирики (что это за жанр?).

Пушкин

В стихотворении «Безумных лет угасшее веселье», написанном болдинской осенью 1830 года, Пушкин, как и Жуковский, обращается к романтической метафоре моря. Оно олицетворяет человеческую жизнь и непредсказуемость судьбы.

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.

«Грядущего волнуемое море» сулит поэту «труд и горе», все лучшие мгновения остались для него в прошлом. Вместе с тем лирический герой понимает, что сам виноват во многих заблуждениях юности.

Борясь с валами накатывающих воспоминаний, наполненных печалью, поэт совершает отчаянный рывок навстречу свободе.

«Но не хочу, о други, умирать. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!..» — признаётся он.

Антитеза (что это значит?) смирения и борьбы, жизни и смерти задаёт основной сюжет элегии: конфликт личной творческой воли человека (что это?) с высшей заданностью, не обусловленной законами нашего понимания.

Написанная мерным ямбом, словно раскачивающим утлую лодку на морских волнах, пушкинская элегия озаряется искрой надежды, робкой мечтой о «прощальной улыбке» любви.

Элегия в Античной литературе

В Древней Греции в элегии описывались лиричные размышления. Для примера, грустные элегии создавал Арилох (примерно 680–640 лет до н. э.), философские размышления присутствовали в творениях Теогнида (примерно VI век до н. э.), воинственный характер присутствовал у Каллина (примерно первая половина VII века до н. э.), политический – Мимнерм (примерно 630–600 лет до н. э.). Одним из самых лучших писателей элегий выделяют Каллимаха (примерно 310–340 лет до н. э.). Каллимах был ярким представителем александрийской поэзии.

Что такое Элегия?

В Древнем Риме элегия изменилась по форме написания, стала немного свободнее. А также элегии стали приобретать любовный характер. Наиболее распространёнными авторами римских элегий были – Пропеций (примерно 50–15 гг. до н. э.), Катулл (примерно 87–54 гг. до н. э.) и Тибулл (I век до н. э.).

История создания

Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом. Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина.

В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.

Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.

Элегия в Западноевропейской литературе

Только в западноевропейской литературе элегия имела более устойчивую форму. Развитие началось с элегии 1750 года, автором которой был англичанин Томас Грей (26 декабря 1716 — 30 июля 1771). Данная элегия стала очень популярной и переведена на большое количество языков. К числу создателей элегий относят Спенсера, Сиднея, Байрона (22 января 1788 19 апреля 1824) и других.

Что такое Элегия?

«Римские элегии» стали знамениты немецкому поэту Гете (28 августа 1749 — 22 марта 1832). Произведения, а точнее стихотворения, Шиллера (10 ноября 1759 — 9 мая 1805) также попадают под категорию элегий. Для примера можно рассмотреть несколько его произведений, а это: «Идеалы» (по переводу Жуковского – «Мечты»), «Res­ig­na­tion» (перевод неизвестен) и т. д. Еще к элегиям можно отнести творения таких людей, как Матиссон, Гейне (13 декабря 1797 — 17 февраля 1856), Линау (13 августа 1802 — 22 августа 1850), Платен (24 октября 1796 — 5 декабря 1835), Гервег (31 мая 1817, Штутгарт — 7 апреля 1875) и многих других.

Из французских поэтов можно привести в пример Мильвуа (24 декабря 1782 года — 26 августа 1816 года), Дебор-Вальмор, Делавинь (4 апреля 1793 — 11 декабря 1843), А. Шенье (30 октября 1762 — 25 июля 1794) и многих других. А в Италии больше выделяют Филикана, Кастальди и некоторых других. В Испании пользуются популярностью Хуан Боскан (примерно 1490 — 21 сентября 1542), Гарсиласоде ла Вега (1501 или 1503—1536). Такие личности, как Камоэнс (1524 — 10 июня 1580) и Феррейра известны в Португалии. Поэт, прославившийся в Польше – Балинский (21 мая 1817 — 10 января 1864).

Элегия в Русской литературе

Русская элегия в большей или меньшей степени связана со всеми этими традициями. Произведения этого жанра на русском языке появились в 1720–1730‑х годах и принадлежали И. В. Паузе и В. К. Тредиаковскому, но первым крупным русским «элегиком» был А. П. Сумароков.

Ранние элегии Сумарокова варьируют ситуацию даже не несчастной любви вообще, а разлуки с возлюбленной. Они строятся как цепь более или менее произвольно связанных формул, развивающих эту ситуацию, схематизм которой доведён до предела: только два персонажа, никаких аксессуаров, имен, никакой мотивировки лирического высказывания. В то же время появляются и нелюбовные элегии, и прежде всего у самого Сумарокова, написавшего в конце жизни ряд таких произведений по поводу своих авторских и житейских несчастий.

Также элегия начинает оказывать воздействие на целый ряд других жанров: песню, стансы и особенно драматический монолог. Многие монологи трагедий Сумарокова неотличимы от его элегий. Новый этап в истории русской элегии начинается в 1802 году, когда был опубликован вольный перевод Жуковского из Томаса Грея «Сельское кладбище. Элегия». Затем она стала появляться в печати всё больше, и к 1810‑м годам заняла в русской литературе ведущее место.

Что такое Элегия?

Общепризнанными классиками этого жанра в России считались Жуковский и Батюшков. Первый из них редко называл свои стихотворения элегиями, но общий элегический характер его поэзии очевиден. Она выражает «смешанное чувство»: блаженство от созерцания идеала «духовным зрением» и печаль по отсутствию его в земной жизни. Для этого Жуковский использует целую систему категорий — «медиаторов» между земным и небесным: мечта, природа, искусство, видение, любовь… Несколько иной характер носит элегическая система Батюшкова — первого поэта, для которого элегия как таковая была основным жанром лирики. Он подчеркивает прежде всего раздвоенность между стремлением к вечным высоким ценностям и к преходящим земным наслаждениям (преходящность которых воспринимается как тяжкая трагедия). Психологизм Батюшкова носит гораздо более конкретный характер — переживание определяется данной лирической ситуацией, а не определяет её.

Многочисленные элегики 1810–1820‑х годов в той или иной мере синтезировали системы Жуковского и Батюшкова. В том же ключе написаны и элегии молодого Пушкина. В них, начиная уже с лицейского периода, предельно обостряются антитезы в рамках основной элегической ситуации — несчастной любви.

Далее Пушкин все дальше идёт по пути индивидуализации элегической ситуации, которая часто связывается с конкретным событием в жизни автора («Сожжённое письмо», «Под небом голубым…» и вообще почти все элегии михайловского периода). В то же время произведения этого жанра у Пушкина активно взаимодействуют с произведениями других жанров, в том числе с таким, казалось бы, чуждым, как сатира («Деревня», «Свободы сеятель пустынный»).

Иногда элегии у Пушкина становится чистой медитацией («Демон»). В этом отношении близки Пушкину, но ещё радикальнее его были Баратынский и Языков. Для Языкова элегия — чуть ли не любое короткое стихотворение, без ограничения тематики. Баратынский относился к этому жанру более строго, однако именно он подготовил почву для его разрушения.

Что такое Элегия?

Баратынский в своих элегиях исходит из ряда принципов, воспринимающихся им как непреложные мировые законы, главный из которых — неизбежность перехода от юности к зрелости, от жизни к смерти, от движения к покою. Сточки зрения этих законов он переосмысляет традиционные элегические ситуации, которые у него, как правило, приобретают некоторую парадоксальность с точки зрения жанра. Так, если одной из распространённых ситуаций элегии была неверность героини, то в некоторых произведениях Баратынского («Признание», «Оправдание») герой оправдывается в собственной неверности, объясняя её действием всё тех же непреложных законов бытия.

Такое превращение «смешанного чувства» в неразрешимый парадокс оказалось губительным для жанра, и поэзия Лермонтова, унаследовавшего многое из поэтики Баратынского, уже не может быть однозначно определена как элегическая, хотя элегическая традиция чрезвычайно важна для ее понимания, — Лермонтов, по существу, разрабатывает те же мотивы, то же «смешанное чувство», но ставя его в прямую зависимость от мировых законов, с одной стороны, и от романтического конфликта — с другой.

Ко времени появления в литературе Лермонтова элегия как жанр уже угасала: не только из-за явлений, происходивших внутри самого жанра, но и потому, что в русском обществе к 1830‑м годам совершился переход к новому пониманию литературы, при котором главным достоинством произведения почиталась его «оригинальность», а потому следование канонам жанра стало по меньшей мере безразличным качеством, если не недостатком произведения.

В лирике падение жанровой системы было тем легче, что, как с грустью писал критик О. Сомов, «все почти роды поэзии слились в один элегический». Таким образом, можно сказать, что именно элегия была непосредственной основой русской поэзии XIX—XX вв. (хотя, конечно, действовали и другие традиции), но сама она в чистом виде исчезла. Показательно, что когда Некрасов попытался создать жанр гражданской элегии, то он совершенно не воспринимался в связи с прежней элегией — да и вообще как особый жанр.

Жанр, направление, размер

По жанру данное стихотворение — элегия. Она относится к философской лирике. Пушкин поднимает проблемы быстротечности времени и анализирует ошибки прожитых лет.

Поэзию Александра Сергеевича делят на романтизм — раннее творчество, и реализм — поздний период. Данное стихотворение имеет романтические черты: грустный настрой, ностальгический тон, гордое сопротивление невзгодам и отсутствие светлых горизонтов впереди. Судьба безрадостна, и борьба с нею — это и есть жизнь. Для романтизма такая позиция вполне типична.

«Элегия» написана пятистопным ямбом с парной рифмой.

Упадок жанра Элегии

Итак, что сейчас из себя представляет элегия, что такое она в себе несет? К сожалению, элегия больше не существует как литературный факт. Иногда поэты называют свои стихи «элегиями», либо исходя из бытующего представления об ней как о грустном стихотворении вообще, либо указывая на какую-то связь их со старой традицией («Северные элегии» Ахматовой).

Но, как уже было сказано, поэзия XIX—XX вв. вообще во многом выросла из интересующего нас жанра, а потому при внимательном рассмотрении поэтические системы ряда поэтов могут быть определены как родственные элегии. Какую роль этот факт может сыграть в истории поэзии — покажет будущее.

Главная мысль

А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.

Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить кредитный план предприятия
  • Как составить электронную формула атома германия
  • Как найти беженок с украины
  • Неправильный код mmi как исправить мтс
  • Hdmi вход на телевизоре не работает как исправить