Как составить этапы работы над проектом

Цель
обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя. (Э. Хаббард)

Хотя проектная деятельность часто
применяется в школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том,
какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра:
от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по
географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи)
до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу
курсовой или дипломной работы.

Вообще путаница довольно большая, и свой
вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые
проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и
благотворительные акции.

Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить,
что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов
самостоятельной работы ученика.

Слово «проект» в европейских
языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед»,
«выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово
начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как
своей мыслью.

Очень часто путают понятия исследовательская работа и
собственно, сам проект.

Исследовательская работа
— работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным результатом. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако
в данном случае исследование — это лишь этап проектной работы.

Проект
— работа, направленная на решение конкретной проблемы, на
достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект
может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов
самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения
результата проекта.

Одно из требований ФГОС — научить
ребенка самостоятельно добывать знания. Цели применения проектной деятельности
в полной мере перекликаются с требованиями нового стандарта.

Цели применения проектной деятельности:

1.     
вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий
процесс

2.     
учить представлять свой творческий, отстаивать свои взгляды на
выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих
замыслов

3.      учить
применять свои знания в новых условиях

4.      формировать
универсальные учебные действия

5.      воспитывать
у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе

6.      учить
ориентироваться в мире информации.

Работать над
проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или
развития интеллекта. Главное — помочь ребенку поверить в свои силы. И эта
задача падает на плечи взрослых.

Можно
выделить следующие виды проектов:

по
доминирующей в проекте деятельности
:

1.      исследовательские

2.      информационные

3.      практико-ориентированные

4.     
ролево-игровые

5.      творческие

по
количеству учащихся
: индивидуальные, парные, групповые,
коллективные;

по месту
проведения:
урочные, внеурочные;

по теме:
монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные
(выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно
распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

по
продолжительности:
краткосрочные (1-2 урока), средней
продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Стадии работы над
проектом — это — это «пять П»:

Проблема —
Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта
— его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта,
черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки,
фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Структура
проекта.

В зависимости от
возраста детей можно выделить этапы работы над проектом. Чем младше ребёнок,
тем больше таких этапов.

Но, всё же любая
исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Выбор темы.

Постановка цели и
задач.

Гипотеза
исследования.

Организация
исследования.

Подготовка к
защите и защита работы.

Рефлексия

 Я бы хотела
разобрать работу над каждым этапом на примере проекта «Кристаллы»

Ход
информационно-исследовательского проекта (на примере):

Этапы

Деятельность

1 этап: Подготовка

1.Выбор
темы исследования.

Кристаллы

Правила
выбора темы проекта

Правило
1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна
только на добровольной основе.

Правило
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам
исследования.

Правило
3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой
сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.

Правило
4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки,
соответствующие возрасту ребенка. Длительность выполнения учебного проекта
или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. В 3- 4
классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило
6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть
наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

2 этап:
Организация деятельности

2.Постановка
целей исследования.

(что и для чего мы будем делать?)

Цель проекта:

изучение
«мира кристаллов» и способов их выращивания

3.Задачи
исследования.

Выработка плана действий

(как и с помощью чего можно это сделать?)

Задачи:

*      
 Узнать
факты о кристаллах.

*      
 Вырастить
кристаллы в домашних условиях.

4.Объект,
предмет и база исследования

Объект:
кристаллы

Предмет:
способы их выращивания в домашних условиях

5.Гипотеза
исследования.

( в
случае, если проект-исследовательский)

Из
подручных средств (соли, воды), можно  в домашних условиях вырастить
кристаллы

6.Методы
исследования.

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору и т.д.

Изучение
информации о кристаллах,  эксперимент.

7.План
исследования.

Узнать
из разных источников информации (из энциклопедий, Интернета, у взрослых), что
такое кристаллы, какие бывают кристаллы.

Выяснить,
где встречаются кристаллы в обычной жизни.

Вырастить
кристаллы дома.

8.Самостоятельная
деятельность.

В
соответствии с планом работы

9.Результаты
исследования.

(Анализ информации)

Оформление
результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь
учителя в оформлении.

Результаты
выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это
теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая —
конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во
внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было
увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

3 этап:
Представление готового продукта

10.Представление
и защита проекта.

Выступление
с защитой своего проекта.

Особое
внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности –
презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими
работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов,
продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью
проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений
и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную
формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход
поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою
деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и
индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта,
самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

11.Выработка
решения.

При
создании необходимых условий можно вырастить кристаллы в домашней обстановке

12.Оценивание
исследовательской деятельности.

Учитель
и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.

13.Разработка
дальнейшей перспективы работы в этом направлении.

Постановка
проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы
для дальнейшего исследования.

«Не говорите
ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто учителя
слышат такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых,
осознает важность и значимость подобных ситуаций.

Начинать учить
ребёнка проектной деятельности нужно уже с первого класса.

Причем работа над формированием УУД, помогающих рёбенку освоить
метод проектов должна охватывать всю образовательную деятельность, как урочную,
так и внеурочную.

С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в
мини-исследования, например «Как ухаживать за цветами». Прочитав текст
учебника, поделившись своими знаниями, дети сами составляют правила ухода за
цветами. Затем мы посадили росток и в течении двух месяцев за ним ухаживали,
используя памятки, выработанные ребятами. только практическим путём ребенок
может убедиться, что он был прав. Важность имеет самостоятельная деятельность
детей.

Стараюсь не давать готовые знания, подвожу ребят к
самостоятельным выводам, для этого использую групповую работу детей, учу
распределять роли. Очень люблю метод «мозговой штурм», когда за определенное
время дети должны придумать решение проблемы, а потом защищать свою идею. Сначала
участвую в таких заданиях наравне с детьми, постепенно дети начинают работать
самостоятельно.

Иногда, если из-за нехватки информации дети не могут ответить на
вопрос, предлагаю узнать эту информацию дома. Учу делать сообщения, исходя из
интересующей их тематики.      

В
ходе уроков учу брать интервью и проводить анкетирование среди сверстников,
родителей, учителей.

В развитии навыка поиска информации и умения находить
нестандартные решения мне помогают творческие олимпиады, задания в которых
направлены на развитие навыка поиска информации и умения находить нестандартные
решения.

  1. Задания,
    направленные на развитие умения поиска информации

Сначала
давайте определимся с нашим адресатом. Знаешь ли ты, как зовут Деда Мороза в
разных регионах Российской Федерации? Установи соответствие. Ответ представь:
цифра – буква.

Имя

Народ

1.
Паккайне

А.
Тувинцы

2. Мунь
Каллса

Б. Ненцы

3. Ямал
Ири

В. Татары

4. Кыш
Бабай

Г.
Удмурты

5. Тол
Бабай

Д. Саамы

6. Соок
Ирей

Е. Якуты

7.
Властелин холода Чысхаан

И.
Карелы, Башкиры

2.
Задания, направленные на развитие творческих способностей, нестандартного
мышления

В
этом задании вам необходимо проявить не только свои знания по анатомии
человека, но и свою смекалку, умение пошутить. Составьте 2 загадки, где бы
фигурировали анатомические структуры. Напишите отгадки.

Например:

Что общего у таких геометрических тел, как
куб, призма и пирамида, со скелетом человека?

Ответ: И в скелете человека, и у этих
геометрических тел есть ребра.

Есть
задания, в которых изначально нет правильного ответа

1. Как
посчитать сколько иголок у ёжика?

2.
Танграмм: составь кошку

Очень большую помощь и поддержку оказывают родители.
Помогают детям искать нужную информацию и готовиться к
выступлению.

   
 Будем надеяться, что наши дети разовьют свой исследовательский интерес и
будут готовы отправиться в «путешествие за знаниями». 

«Нельзя
человека научить на всю жизнь,

его надо
научить учиться всю жизнь», —

Чтобы ориентироваться в проектном менеджменте, каждый PM специалист должен хорошо разбираться в его терминологии. Все проекты уникальны. Но, есть кое-что общее, что их объединяет. Они имеют свои жизненные циклы, разделённые на отдельные этапы. Каждый этап завершается ключевой точкой, от успешного прохождения, которой во многом будет зависеть успешность реализации проекта. В нашем обзоре мы подробнее рассмотрим основные этапы проекта. Разберёмся, какие действия нужно совершать на каждом из них, чтобы получить запланированный результат.

Управляйте каждым этапом проекта с помощью ЛидерТаск

Создавайте и ведите проекты в системе управления ЛидерТаск, добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.

Скачать ЛидерТаск

Из чего состоит проект

Этапы проекта

Понятие проекта гораздо шире идеи или цели. Это – набор определённых действий, в результате последовательного выполнения которых получается готовый продукт. Отличительные особенности проекта:

  • У него есть начало и конец.
  • Он состоит из сложных заданий, которые выполняются в определённом порядке.
  • Его результатом является абсолютно новый, ранее не существовавший продукт или результат, который можно представить заказчику.
  • Для его реализации необходим определённый набор ресурсов.
  • Его бюджет и ресурсы ограничены.
  • В его реализации принимает участие большое количество людей.

Задачи в рамках проекта выполняются ответственным исполнителем или группой исполнителей по списку, задающему последовательность действий. Несколько проектов могут объединяться в программы. В качестве примера можно привести космическую программу США, включающую несколько крупномасштабных проектов, в том числе, Challenger.

Жизненным циклом проекта называют последовательно сменяющие друг друга этапы, в ходе которых совершаются определённые действия, преобразующие идею в конкретный результат. Получив знания об этих процессах, команда, работающая над проектом, получает возможность действовать рационально и осознанно. Благодаря этому:

  • Работа над проектом будет структурированной, организованной и эффективной.
  • Задачи в рамках проекта можно отслеживать на каждом этапе.
  • Проект быстрее завершится, так как все непредвиденные препятствия будут минимизированы в ходе предварительного и текущего планирования.

Используя преимущества концепции жизненного цикла проекта, можно избежать расходования денег впустую, на задачи, не соответствующие изначальным целям.

Этапы работы над проектом

Этапы управления проектами

Итак, мы определились, что жизненный цикл любого проекта состоит из отдельных этапов. Они следуют друг за другом. Чтобы достичь желаемого результата, нужно двигаться последовательно. Чтобы понять, как это сделать правильно, рассмотрим основные этапы работы над проектом. Разберёмся, что происходит на каждом этапе. Как конечный результат каждого из них влияет на успешность и сроки реализации проекта.

В проектном менеджменте выделяют пять этапов управления проектом:

  • Инициацию.
  • Планирование.
  • Выполнение.
  • Мониторинг.
  • Завершение.

На каждом из данных этапов остановимся подробнее.

Что такое инициация проекта

Любой проект начинается с этого этапа. Он начинается, когда проект находится на стадии утверждения. Его цель – выяснить целесообразность проекта. Решить для себя, стоит ли приступать к его реализации. Для этого выполняются следующие действия:

  • Составляется бизнес-сценарий.
  • Определяется выгода от его выполнения.
  • Уточняются необходимые ресурсы.
  • Формируются критерии, по которым он будет оцениваться.
  • Назначается куратор.
  • Уточняются цели, границы.
  • Утверждается список процессов.
  • Производится согласование устава и плана проекта.

На этой стадии составляется подробное описание проекта, изучается бизнес-среда, в которой он будет осуществляться, выбирается путь его реализации с объяснением причины такого решения. Определяются результаты и выгоды, которые будут достигнуты при успешном завершении проекта.

После тщательного анализа всех факторов, влияющих на проект, делаются выводы о возможности и перспективности его осуществления. При положительном решении нужно переходить к следующему этапу. Если по проекту принимается отрицательное решение, необходимо вернуться к фазе обсуждения и найти возможные способы решения проблемы. Для этого можно воспользоваться шаблоном карты проекта.

Особенности планирования

Планирование проекта

Планирование начинается с момента запуска проекта и продолжается вплоть до его завершения. Даже если вам не терпится приступить к работе, игнорировать этот этап нельзя. От точности, скрупулёзности планирования во многом зависит успешность реализации проекта. Хорошо составленный план поможет избежать многих ошибок и предотвратить провал проекта из-за неточности оценок и плохо налаженных коммуникаций. На данном этапе необходимо ответить на следующие вопросы:

  • С какой целью создаётся проект?
  • Как будут определяться его показатели эффективности (KPI)?
  • В какой области он будет реализован?
  • Какие задачи нужно выполнить исполнителям?
  • Кто будет над ним работать?

Также на стадии планирования уточняется бюджет проекта, рассчитываются его риски, контрольные точки.

Одним из важных разделов планирования является управление рисками. К ним относят факторы, способные повлиять на ход реализации проекта. Риски делят на категории по вероятности возникновения (случится или нет) и по влиянию на процесс (низкое или высокое). Для минимизации последствий рисков резервируют часть ресурсов. Если их слишком много, стоит задуматься о целесообразности проекта. На стадии планирования определяют критический путь проекта – перечень работ, которые невозможно выполнить, не завершив предыдущую задачу.

При использовании итеративного подхода управления проектом составляется план управления событиями (вехами), помогающий установить ориентиры достижения целей на каждом этапе. Веха – это результат, достигнутый к установленному времени. Обычно вехами считают точки, в которых выполнение каких-то действий даёт значимый и заметный результат.

Для определения конечной цели проекта используют систему SMART, основанную на принципах конкретности, достижимости, измеримости, уместности и ограничения во времени. В ходе планирования разрабатывается детальное руководство к действию, составляется календарный план выполнения работ. Результатом данного этапа должен стать чёткий график или план с задачами для каждого исполнителя.

Выполнение проекта

Когда подробный план проекта составлен, пора приступать к выполнению задач, поставленных каждому участнику. При этом выполняются следующие действия:

  • Подбирается команда специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для выпуска нового продукта.
  • Выбираются поставщики ресурсов, необходимых для выполнения проектных работ.
  • Уточняются параметры, определяющие качество произведённого продукта или услуги. Для этого разрабатываются стандарты производства и взаимодействия с клиентами. Их включают в систему обучения персонала компании.
  • Организуются коммуникации между участниками рабочих процессов, их руководителями и клиентами.
  • Продолжается работа по развитию и обучению команды. Проводятся мероприятия по сплочению её участников, поддержанию корпоративного духа, поддержки в коллективе.
  • Формируются эффективные каналы передачи информации.

Мониторинг проекта

Мониторинг выполнения проекта

В процессе выполнения проекту необходим контроль движения в соответствии с планом. На данном этапе важно отследить, как выполняются поставленные задачи:

  • Сдаются ли они в срок.
  • Как справляются со своими заданиями исполнители.
  • Насколько эффективно расходуется бюджет.

Для мониторинга используются различные инструменты и методики. Например, внезапные проверки совместно с руководителями групп, ежедневные собрания или еженедельные совещания с подробным разбором текущих рабочих процессов. На основе информации, поступающей из всех этих и других источников, вносятся необходимые корректировки.

Проведение регулярных планёрок поможет держать всю команду «в тонусе». Поможет устранить препятствия для решения поставленных задач на начальном этапе их возникновения. Для документальной фиксации обсуждаемых тем разрабатывается шаблон протокола еженедельного собрания. При выявлении отклонения от плана у руководителя проекта будет возможность изменить направление работы или скорректировать начальный план в соответствии с новыми обстоятельствами. Для упрощения мониторинга используется программное обеспечение, обеспечивающее централизованное хранение информации.

На данном этапе выполняются следующие действия, влияющие на ход проекта:

  • Осуществляется мониторинг групп и рабочих процессов на критическом пути.
  • Выявляются возможности для повышения производительности.
  • Сопоставляются фактические и плановые затраты по проекту.
  • Анализируются риски и подбираются пути для их устранения или снижения.

Мониторинг или планомерное, систематическое наблюдение за всеми участниками и процессами проекта направлено на выявление любых отклонений от целей. Для этого используются критерии, зафиксированные в бюджетах, календарных планах, нормативных и финансовых документах, утверждённых в ходе планирования.

В самом начале проекта определяются возможные отклонения от плана. В исследовательских проектах отклонения могут составлять до 20 %. Из-за высокой доли неопределённости план таких проектов обычно бывает приблизительным и корректируется по ходу выполнения.

Контроль проекта

Совместно с этапом мониторинга осуществляется контроль над реализацией проекта. Он бывает:

  • предварительным.
  • текущим;
  • заключительным.

Задача предварительного контроля – обеспечение соблюдения установленных правил и процедур. Он действует до начала фактических работ по проекту. Затрагивает материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В ходе предварительного контроля определяются требования к качеству материалов и оборудования, происходит отбор поставщиков. Изучаются профессиональные навыки и знания исполнителей. Устанавливаются лимиты по расходованию средств на каждом этапе.

Текущий контроль необходим для отслеживания рационального расходования времени (достижения определённых результатов к намеченным срокам), бюджета и ресурсов. Цель заключительного контроля – обобщение полученного опыта для последующих разработок и реализации проектов аналогичного плана.

Завершение проекта

Данный этап означает формальное завершение работ по проекту. Включает следующие фазы:

  • Передачу заказчику описания продукта, отчётов, протоколов тестирования.
  • Финальную оценку финансовой ситуации по проекту.
  • Составление заключительного отчёта и проектной документации.
  • Формирование списка незавершённых вопросов и финишных работ.
  • Регулирование спорных вопросов.
  • Закрытие проекта приказом компании.

Документация по проекту сохраняется в надёжном месте, обеспечивающем свободный доступ для дальнейшего использования. После сдачи работы заказчику производится оценка его удовлетворённости, на основании которой делаются выводы для будущих проектов. Неудачи и успехи фиксируются для более успешной работы в дальнейшем.

Перспективы применения ПО в сфере управления проектами

Учитывая сложность управления проектами, отслеживать все процессы вручную достаточно проблемно. На помощь приходят современные цифровые технологии. Для планирования и мониторинга его процессов разумно использовать соответствующее программное обеспечение. Благодаря его применению повышаются шансы на успех, снимается нагрузка на менеджеров. Среди преимуществ автоматизации управления проектами стоит отметить:

  • Повышение прозрачности и наглядности работы.
  • Детальное пояснение ролей и обязанностей каждого участника.
  • Упрощение практической работы благодаря назначению задач исполнителям.
  • Организацию эффективных коммуникаций, устраняющих риск потери важной информации.

Приложение ЛидерТаск – программа для управления проектами

Главный экран ЛидерТаск полный экран

ЛидерТаск – инновационный инструмент для управления проектами, выполненный в виде мультиплатформенного планировщика задач с возможностью обмена данными между устройствами и участниками проекта. Помогает организовать работу в команде, создавать задачи для исполнителей и контролировать их исполнение на каждом этапе работы над проектом.

Экономит время, обеспечивает систематизацию и надёжное хранение информации в одном месте с возможностью доступа к задачам и организации совместного контроля над процессом. Поддерживает Agile-методологию управления проектами. Имеет функции электронного органайзера, таск-менеджера и планировщика задач.

Программа удобна для ежедневного и стратегического планирования, ведения персональных и групповых проектов с задачами, разбивающимися на отдельные подзадачи. Функционирует на всех цифровых платформах. Позволяет организовать эффективную работу над проектом, как в офисе, так и в дистанционном режиме.

Заключение

Рассматривая этапы реализации проекта, важно затронуть вопрос об управлении каждым из них. Для этого нужно определить правильный способ коммуникации с участниками процесса, выбрать подходящую методологию.

Для управления жизненным циклом проекта используются предективные, итеративно-инкрементные и гибкие модели. Каждая методология базируется на собственной стратегии, от которой зависит способ и успешность реализации проекта. Грамотно подобрав модель управления, вы получите правильные принципы, эффективную командную работу и другие преимущества в работе над проектами.

Что такое жизненный цикл проекта?

Михаил Калашников

Михаил Калашников

Жизненным циклом проекта называют последовательно сменяющиеся этапы, в ходе которых совершаются действия, преобразующие идею в конкретный результат. Используя преимущества концепции жизненного цикла проекта, можно избежать расходования денег впустую, на задачи, не соответствующие изначальным целям.

Сколько всего этапов проекта?

Михаил Калашников

Михаил Калашников

Проект можно разделить всего на пять этапов по порядку:
Инициацию(составляется бизнес-сценарий и уточняются цели проекта);
Планирование(кто будет работать над проектом и какие задачи необходимо выполнить);
Выполнение(основная деятельность по достижению поставленной цели проекта);
Мониторинг(сопоставление фактического и планируемого результата);
Завершение.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!

Вопрос

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы в курсе как правильно управлять и планировать, но совершенству нет предела. Именно поэтому мы дарим вам скидку 15% на нашу программу, с которой вы будете на самой вершине эффективного управления.

Ваш купон для покупки:

Fromtest

Купить со скидкой

Поздравляем, вы прошли тест!

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы на начальном пути к эффективному управлению, но чтобы стать Гуру на 100%. Вам предстоит идти дальше, учиться и нарабатывать навык. Мы дарим вам книгу «Секреты управления временем» и верим, что в ближайшее время вы постигнете азы эффективного управления.

Скачать книгу

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

WorkProekt.RU - Самостоятельное написание проектных работ

  • Главная
  • Виды проектов
  • Виды продуктов
  • Темы проектов
  • Инструменты



Этапы работы над проектом

Содержание

  • 2

  • 4

    • 4

    • 5

    • 7

    • 9

  • 11

  • 14

  • 15



Этапы работы над проектом – структурный элемент вводной части проектной (исследовательской) работы, в котором отражаются выполненные автором работы этапы для выполнения работы.

Данный структурный элемент является необязательным, помимо введения он может располагаться (в зависимости от требований):

  • в паспорте;
  • в пояснительной записке;
  • в аннотации.

Дублировать раздел «Этапы работы над проектом» в разных частях работы следует только при наличии такого указания в положении (методическом пособии, требованиях, предоставленных руководителем).

В том случае если данный раздел не заявлен в требованиях, добавлять его во введение не требуется.

Расположение раздела «Этапы работы над проектом» во введении и  его объём

В том случае если требования к наличию раздела в требованиях представлены, но не указано, где он должен располагаться его следует размещать после методов исследования.

Объём данного раздела не должен превышать:

  • 3/4 листа (примерно 22 строки при размере шрифта 14 и интервале 1,5);
  • 1/2 листа (примерно 22 строки при размере шрифта 14 и интервале 1);
  • 1/2 листа  (примерно 20 строки при размере шрифта 12 и интервале 1,5; при размере шрифта 12 и интервале 1).

Высчитывать объём раздела до строчки не следует, приведены примерные объёмы раздела, поэтому превышение на несколько строк допустимо, но следует помнить о соразмерности частей работы.

Количество этапов при подготовке проектной (исследовательской) работы

Количество этапов на которое разделено выполнение проектной (исследовательской) работы зависит требований образовательной организации, так как в большинстве случаев в положении (требованиях) по написанию проектной (исследовательской) работы указано количество этапов работы и их краткое описание (что необходимо сделать на каждом этапе).

В зависимости от требований количество этапов выполнения проектной (исследовательской) работы может быть разделено на: 3, 4, 5, 6, 7 этапов.

Именно то количество этапов, которое указано в положении или руководителем (педагогом) необходимо охарактеризовать во Введении в разделе «Этапы работы над проектом».

Кличество этапов не влияет на объем работы которую необходимо проделать для выполнения и защиты проектной (исследовательской) работы, их количестово влияет лишь на объем работы на каждом этапе.

Рассмотрим возможные варианты выполнения проектной (исследовательской) работы с различным количеством этапов (для каждого варианта будет приведён пример раздела «Этапы работы над проектом»).

Выполнение проектной (исследовательской) работы в 3 этапа

В процессе выполнения проектной работы обучающийся под контролем руководителя (куратора) планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный:

Подготовительный этап

На данном этапе происходит выбор темы и руководителя проекта.

Основной этап

Этап предполагает разработку плана проектной (исследовательской) работы, сбор и изучение литературы, выбор возможного практического исследования, выполнение теоретической части и проведение практического исследования с дальнейшей фиксацией результатов, оформление работы, проверка работы руководителем проекта, подготовка презентации и речи к защите.

Заключительный

Данный этап предполагает защиту проекта.

При таком планировании деятельности по выполнению проектной (исследовательской) работы во Введении в разделе «Этапы работы над проектом» указывается:

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап – была выбрана тема работы и руководитель.
  2. Основной этап – был подготовлен план работы, собрана и проанализирована теоретическая информация, выбрано практическое исследование, осуществлена подготовка теоретической части работы, проведено практическое исследование, работа оформлена в соответствии с требованиями, подготовлена презентация и речь к защите.
  3. Заключительный – на заключительном этапе была осуществлена защита работы.

Основной этап – на данном этапе необходимо описать ход выполнения проектной (исследовательской) работы указывая очерёдность основных действий, при этом очерёдность может отличаться.

Выполнение проектной (исследовательской) работы в 4 этапа

В том случае если процедура работы над проектом разбита на 4 этапа, то в большинстве случаев они следующие:

  1. Подготовительный этап – на данном этапе происходит выбор темы работы.
  2. Этап планирования – определение и анализ проблемы (наличие проблемы зависит от темы), постановка цели и задач исследования, построение алгоритма действий и поиск оптимального варианта достижения поставленной цели.
  3. Основной практический этап – в ходе выполнения данного этапа необходимо провести сбор информации для выполнения проекта и проанализировать её, выполнить вводную часть (введение) подготовить теоретическую часть, провести исследование (выполнить практическую часть работы), подготовить выводы (заключение), провести контроль качества составления проекта (внести при необходимости изменения в проект), оформить результаты работы.
  4. Заключительный этап – данный этап предполагает подготовку презентационных материалов, защиту проекта.

В том случае если требования положения (методического пособия) предполагают выполнение работы в 4 этапов, раздел «Этапы работы над проектом» во Введении будет примерно таким:

Этапы работы над проектом:

  1. На подготовительном этапе работы над проектом была подобрана и конкретизирована тема исследования.
  2. На этап планирования была определена цель работы и обозначены задачи, которые необходимо решить для её достижения.
  3. В процессе выполнения практического этапа был осуществлён сбор и анализ информация, подготовлено введение, теоретическая и практическая часть, сделаны выводы по результатам выполнения работы, произведено оформление проекта.
  4. На заключительном этапе была подготовлена презентация и осуществлена защита работы.

Выполнение проектной (исследовательской) работы в 5 этапа

В том случае если работа над проектом подразделяется на 5 этапов, последовательность работы следующая (наименования этапов в методических пособиях могут отличаться – в скобках представлено альтернативное название этапа):

  1. Поисковой (подготовительный) – цель данного этапа подготовка к выполнению проектной (исследовательской) работы, на данном этапе необходимо выбрать руководителя (куратора), определиться с темой исследования, сформулировать проблему, поставить цель и задачи.
  2. Аналитический (планирование деятельности) – целью данного этапа выступает разработка конкретных действий, которые необходимо осуществить для достижения цели, а также сроков реализации. На данном этапе необходимо провести сбор информации для выполнения теоретической части работы, проанализировать её, определить оптимальный способ достижения цели, спланировать работу и обозначить продукт проекта (продукт проектной деятельности).
  3. Практический (выполнение проекта) – целью данного этапа является выполнение проектной (исследовтельской) работы.
  4. У данного этапа в зависимости от требований учебного заведения возможны 2 различных сценария (при необходимости выбрать следует один):

    • Вариант 1: работа подразумевает выполнение задач, необходимых для решения поставленной цели, выполнение практического исследования, проверка полученных результатов (и работы в целом), внесение (при необходимости) изменений (правок), оформление текстовой части проектной (исследовательской) работы, подготовку продукта проекта и иных дополнительных материалов.
    • Вариант 2: работа на данном этапе подразумевает выполнение запланированных действий для решения поставленных задач, проведение исследования.
  5. Презентационный (или оформление результатов) – данный этап также подразделяется на 2 различных варианта, которые взаимосвязаны с выбранным вариантом на предыдущем этапе:
    • Вариант 1: подготовка презентации (презентационных материалов) и речи к защите, презентация проекта (защита).
    • Вариант 2: данный этап подразумевает оформление проекта и изготовление продукта проекта, проверку полученных результатов и внесение изменений при обнаружении ошибок.
  6. Контрольный (или презентация проекта) – данный этап также подразделяется на 2 различных варианта, которые взаимосвязаны с выбранным вариантом на этапе 3:
    • Вариант 1: анализ результатов выполнения проекта (самоанализ и (или) рефлексия).
    • Вариант 2: подготовка презентационных материалов (презентация, стендовый доклад, речь к защите и т.д.) и осуществление защиты проекта.

В том случае если требования положения (методического пособия) предполагают выполнение работы в 5 этапов, раздел «Этапы работы над проектом» во Введении будет примерно таким:

Этапы работы над проектом:

  1. На поисковом этапе была определена тема работы, сформулирована проблема (требуется не всегда), поставлена цель и задачи исследования.
  2. Аналитический этап подразумевал сбор и анализ информации для выполнения теоретической части работы, подготовлено введение.
  3. В ходе выполнения практического этапа была подготовлена теоретическая часть работы, проведено исследование, результаты которого оформлены в виде практической главы, сделаны выводы и подготовлено заключение.
  4. На этапе оформления результатов была осуществлена проверка полученных результатов, изготовлен продукт проекта (в том случае, если продукт проекта является отдельным материальным объектом), текстовая часть работы оформлена в соответствии с требованиями.
  5. Контрольный этап работы включал в себя подготовку презентации и речи к защите, а также была осуществлена защита проекта.

Выполнение проектной (исследовательской) работы в 6 этапов

Процедуру работы над проектной (исследовательской) работой можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности в соответствии с требованиями:

  1. Поиск проблемной ситуации.
  2. Решение проблемы.

При выполнении проектной (исследовательской) работы в 6 этапов их можно представить в виде следующей схемы:

  • Подготовительный этап
    1.

    ✅ определение руководителя проекта;

    ✅ выбор темы и её конкретизация.

  • Поисковый этап
    2.

    ✅ определение и анализ проблемы исследования;

    ✅ постановка цели исследования.

  • Аналитический этап
    3.

    ✅ сбор и изучение информации по теме проектной (исследовательской) работы;

    ✅ составление плана реализации проекта (определение задач исследования для достижения поставленной цели): пошаговое планирование работ;

    ✅ подготовка теоретической части проектной (исследователькой) работы.

  • Практический этап
    4.

    ✅ подготовка введения;

    ✅ выполнение практического исследования;

    ✅ проверка полученных результатов;

    ✅ внесение (при необходимости) изменений в ход исследования (в полученный результат – в случае конструкторского проекта);

    ✅ подготовка практической главы проектной (исследовательской) работы;

    ✅ подготовка выводов (заключения) по результатам выполнения работы;

    ✅ оформление текстовой части работы по требованиям учебного заведения.

  • Презентационный этап
    5.

    ✅ подготовка презентационных материалов (презентация, раздаточный материал, стендовый доклад);

    ✅ подготовка речи (доклада) к защите проектной (исследовательской) работы;

    ✅ презентация проекта (защита проектной работы);

    ✅ изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация, использование результатов в процессе обучения).

  • Контрольный этап
    6.

    ✅ анализ результатов выполнения проекта (рефлексия);

    ✅ оценка качества выполнения проекта (самостоятельно оценить качество выполненной работы автор работы не может).

При таком планировании деятельности по выполнению проектной (исследовательской) работы во Введении в разделе «Этапы работы над проектом» указывается:

Этапы работы над проектом:

  1. На подготовительном этапе была определена тема работы и выбран руководитель проекта (если руководителя самостоятельно не выбираете, на данном этапе указывается только про выбор темы исследования).
  2. На поисковом этапе была определена проблема исследования и поставлена цель исследования.
  3. В ходе аналитического этапа выполнения проектной работы была собрана и проанализирована информация по теме исследования, определены задачи, которые позволят достичь цели исследования, выполнена теоретическая часть проекта.
  4. В процессе выполнения практического этапа исследования выполнено практическое исследование, проверены полученные результаты, подготовлена практическая часть проекта.
  5. На презентационном этапе – подготовлена презентация и речь к защите, осуществлена защита работы.
  6. В ходе осуществления контрольного этапа проведён анализ результатов проекта.

Пример раздела «Этапы работы над проектом» во Введении

В зависимости от требований учебного заведения раздел «Этапы работы над проектом» могут выполняться в нескольких вариантах:

  1. Сокращённый – в таком случае необходимо просто перечислить основные этапы работы над проектной (исследовательской) работой.
  2. В таком случае раздел будет примерно таким:

    Работа над проектом подразделялась на следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

    То есть просто перечисляются все основные этапы работы.

  3. Обычный – при таком требовании необходимо представить основные этапы выполнения проектной (исследовательской) работы, а также описать, что именно было выполнено на каждом из этапов.
  4. Пример такого раздела «Этапы работы над проектом» можно посмотреть выше

    Вариант 1, Вариант 2

  5. Расширенный – в данном случае необходимо представить этапы выполнения проектной (исследовательской) работы, а также указать расширенное описание всех выполненных работ и представить характеристику промежуточных этапов, кроме того, требуется привести ожидаемые результаты по итогу выполнения каждого этапа.

В том случае если раздел «Этапы работы над проектом» необходимо подготавливать по данной структуре, то он будет примерно таким:

Этапы работы над проектом:

  1. На подготовительном этапе была определена тема работы, выбран руководитель проекта. Ожидаемым результатом данного этапа является выбор актуальной темы для выполнения работы.
  2. На поисковом этапе была определена проблема исследования и поставлена цель исследования. Подготовлен паспорт работы, который отражает основные положения проектной (исследовательской) работы. Ожидаемым результатом данного этапа выступает определение цели, которую необходимо достигнуть для выполнения работы, а также постановка проблемы, которую необходимо решить в процессе выполнения работы.
  3. В ходе аналитического этапа выполнения проектной работы была собрана и проанализирована информация по теме исследования, для этого помимо посещения школьной библиотеки информация собиралась с применением электронных библиотек и официальных сайтов, определены задачи, которые позволят достичь цели исследования, выполнена теоретическая часть проекта в ходе которой были проанализированы различные точки зрения авторов, и подготовлены самостоятельные выводы. Ожидаемым результатом данного этапа служит выполнение теоретической главы работы и заключения по ней, подготовка списка литературы.
  4. В процессе выполнения практического этапа выполнено практическое исследование, для этого были подготовлены анкетные листы, которые раздавались как лично учащимся, так и рассылались через социальные сети, после чего были обработаны и проверены полученные результаты, подготовлена практическая часть проекта, которая включает анализ проведённого анкетирования и подготовку рекомендаций направленных на <зависит от темы исследования>. Ожидаемым результатом данного этапа является подготовка и проведение практического исследования, которое позволить доказать или опровергнуть гипотезу исследования, достичь цели и решить поставленные задачи.
  5. На презентационном этапе – подготовлена презентация и речь к защите, осуществлена защита работы. Ожидаемым результатом данного этапа выступает успешная защита проектной (исследовательской) работы.
  6. В ходе осуществления контрольного этапа проведён анализ результатов проекта, проведён самоанализ и рефлексия. Ожидаемым результатом данного этапа является определение допущенных ошибок и вариантов их устранения.

Наиболее распространённым является второй вариант раздела «Этапы работы над проектом».

Советы по подготовке раздела «Этапы работы над проектом» во Введении

В том случае если раздел «Этапы работы над проектом» не заявлен в требованиях к «Введению», его добавлять не следует, во всех остальных случаях для облегчения и правильного выполнения следует:

  1. Посмотреть требования положения (методического пособия), во многих из них при наличии требований об указании раздела «Этапы работы над проектом» представлены этапы с описанием того, что необходимо выполнить на каждом этапе.
  2. Указывайте на каждом этапе только то, что было сделано – не следует просто копировать этапы выполнения с положения (методического пособия), а также использовать чужие наработки, в том числе и примеры, представленные выше, так как каждая работа имеет сои особенности, и каждый выполняет её по-своему, соответственно, проведённые работы на каждом этапе будут иметь отличия.
  3. Описывайте только то, что делали – не следует указывать те работы (действия), которые не осуществлялись при выполнении работы.
  4. Следует указывать только основные работы (действия) – не следует описывать каждое действие (если этого не требуется), следует группировать работы:
  5. Не рекомендуется писать: ходил(а) в библиотеку, где просмотрел(а) 36 книг, 10 журналов, далее собирал(а) информацию в интернете, для этого посещал(а) следующие сайты: <перечень сайтов>, после чего 10 дней обрабатывал(а) собранную информацию.

    Желательно (правильнее) обобщить действия по сбору информации: была собрана информация с привлечением различных источников или была собрана информация с привлечением источников библиотеки и сети интернет.

  6. В данный раздел не включаются таблицы, рисунки, диаграммы – только текстовая информация, при этом на текст сноски не ставятся (раздел представляет описание проведённых работ и выполняется индивидуально без привлечения информационных источников).
  7. Работа над проектом начинается с выбора темы и заканчиваются защитой проекта, поэтому в большинстве случаев выбор темы – это начальный этап, а защита – конечный.

Ошибки подготовки раздела «Этапы работы над проектом» во Введении

Рассмотрим основные ошибки, которые можно допустить при подготовке раздела «Этапы работы над проектом» во Введении:

  1. Отступление от требований заявленных в положении (методическом пособии) – в том случае если руководителем (куратором) были выданы требования, следует чётко их соблюдать, если есть требование только к наличию, но нет требований к структуре, то выполнять можно на своё усмотрение.
  2. Неправильное расположение раздела – в том случае если требований к расположению во «Введении» нет, то располагать следует этапы работы после методов исследования.
  3. Этапы работы не отражают реальны ход выполнения проектной (исследовательской) работы – описывать этапы работы над проектом следует в той последовательности, в которой выполнялась работа.
  4. Раздел отсутствует в работе – в том случае, если в положении (требованиях) указана необходимость данного раздела, он должен обязательно присутствовать.



Помогла статья, поделись ссылкой

© Copyright 2019-2023, WorkProekt.RU — Самостоятельное написание проектных работ.

Этапы работы над проектом

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Типы проектов

1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.

2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).

Тип проекта зависит от его цели и, в свою очередь, определяет ведущий тип деятельности, которую будет осуществлять учащийся в ходе работы. Иными словами, подбирая определенный тип проекта, учитель управляет активной деятельностью учащегося, формируя у него необходимые знания и умения.

Этапы работы над проектом

  1. Проблематизация

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Материалом для обсуждения могут стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. В самом начале работы над проектом – на этапе проблематизации желательно познакомиться с критериями оценивания проекта. Изучение критериев поможет четче понять, как сформулировать исходную проблему проекта, какой будет его цель.

Данный этап является наиболее сложным для учащихся – необходимо определить проблему проекта и, соответственно, сформулировать его тему. Трудность взаимодействия учителя и ученика на этом этапе обусловлена прежде всего тем, что в этот момент ребенок практически не мотивирован к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия учителя и лишить смысла как творческую работу учащегося. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте, и уж потом обдумать, как использовать этот опыт для обучения и воспитания ребенка.

Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

  1. Целеполагание

Когда проблеме проекта удается придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических. Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои возможности и желания. В ряде случаев ребенку полезно столкнуться с последствиями совей «гигантомании». Если учитель уверен, что ученик сможет преодолеть возникшие трудности без ущерба для работы, возможно, не стоит его одергивать. Если же такой уверенности нет, лучше уже сейчас внести ясность в цель работы. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

  1. Планирование

У нас есть исходная проблема проекта. Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта. Это этап планирования. Сейчас предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на отдельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы. Планирование представляет определенную трудность для многих учащихся – потребуется серьезная помощь учителя, важно только не начать планировать работу вместо ребенка: это может привести к тому, что у него возникнет ощущение, что ему предстоит реализация чужого плана, поэтому он не отвечает за работу. Надо лишь показать алгоритм планирования.

Задайте своему ученику следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – Определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – Определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – Выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? – Выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта. Часто именно на этом этапе цель работы приобретает более реалистический характер, что иногда приводит к снижению мотива. В этот момент необходимо поддержать ученика, помочь ему не опустить руки.

Затем думаем, как мы будем действовать, какие способы применять для решения задач каждого этапа. Нам потребуется работа с литературой по теме проекта – мы будем собирать информацию, анализировать ее, сравнивать различные точки зрения и факты, делать выводы. Далее мы разработаем опросник для участников анкетирования, проведем опрос, подсчитаем результаты, проанализируем их и сделаем выводы. Опробовав на себе некоторые способы борьбы с бессонницей и предложив нескольким ребятам и взрослым тоже проверить их, выясним мнение участников эксперимента и на этой основе создадим конечный продукт.

Теперь необходимо продумать, в каком порядке будут выполняться все эти задачи, можно ли будет изменить ход работы, если возникнут какие-то проблемы, – например, сначала провести опрос, а потом изучать литературу и собирать информацию. Мы знаем, когда будет проходить защита проекта, – значит, нужно распланировать сроки выполнения всех этапов работы, продумать ее график.

И еще следует подумать, какие ресурсы для предстоящей работы у нас есть и что еще нам понадобится: какие у нас есть книги и другие источники информации, а какие необходимо приобрести; умеем ли мы разрабатывать опросники или этому придется научиться (где, как и когда мы это будем делать); кто будет участвовать в эксперименте (как убедить людей это сделать); как будет выглядеть проектный продукт (все ли есть для того, чтобы он получился удобным для потребителя).

  1. Реализация

На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана — можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Здесь придется следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе. Обязательно возникнут какие-то трудности, возможно, объективного характера, однако это не причина для простоя в работе. В этом случае придется вносить изменения в первоначальный план – это может вызвать разочарование и, как следствие, снижение интереса.

У многих подростков пока не сформировано чувство времени. Им часто кажется, что времени много, можно не торопиться и отложить работу на потом. Подумайте, стоит ли вмешиваться и подгонять – может быть, данному ученику полезно иногда попадать в цейтнот? Есть люди, которые эффективнее работают в условиях дефицита времени. Правда, это не относится, например, к тревожным личностям. В любом случае, выстраивая свое взаимодействие с учащимся, надо хорошо представлять себе его индивидуальные особенности.

  1. Создание проектного продукта

Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. Иногда процесс создания продукта затягивается из-за того, что эта работа очень увлекает автора, он постоянно что-то совершенствует, придумывает все более оригинальные решения. Необходимо лишь обращать его внимание на время, оставшееся до защиты. При создании проектного продукта необходимо внимательно изучить соответствующий критерий оценивания (см. Приложение) – это поможет понять, каким должен быть продукт.

Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.

По своему виду проектные продукты могут быть:

материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.

Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных видов.

Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда – в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.

В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже – мероприятия (например, проведение урока, игры или организация турнира).

Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

  1. Презентация проектного продукта

Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта (например, игра-дебаты «Олимпийские игры в Сочи: за и против»).

Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен «полностью соответствовать требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)» – так сформулировано требование к проектному продукту, который может претендовать на высший балл по критерию «Качество проектного продукта» (см. Приложение).

При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить, что он создает продукт не только для себя, но и для любого другого человека, если тому придется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект.

  1. Отчет о проделанной работе

После того как выполнены все запланированные шаги и создан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом, его письменную часть. Отчет о ходе работы – очень важная часть проекта. Написание отчета представляет значительные трудности, особенно для тех, кто не имеет опыта работы над проектом. Часто даже те ребята, которые хорошо владеют устной речью, с трудом излагают свои мысли на бумаге. Подробно обсудите каждую часть отчета и предложите своему ученику работать над письменной частью в соответствии с критерием оценивания и требованиями к письменной части проекта.

Умение точно выполнять инструкции – важнейший навык, который будет многократно востребован в дальнейшем. В целом на написание отчета желательно оставить примерно треть всего времени работы над проектом. Задача учителя – помочь подростку корректно и лаконично описать весь ход работы.

Без письменной части проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Оглядываясь назад, он анализирует, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько были обоснованы изменения, внесенные в первоначальный план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.

Письменная часть проекта связана с самооценкой, поэтому она может представлять некоторые трудности для подростка, у которого еще не сформировано адекватное представление о себе. Часто подростки смотрят на себя глазами окружающих, опираются на те оценки, которые дают им, прежде всего, сверстники, а также учителя и родители. Их самооценка находится в стадии формирования, и тем важнее побуждать их самостоятельно анализировать свою работу, сравнивать ее с эталоном (который в данном случае представлен критериями оценивания) и на этой основе оценивать эффективность собственных действий. Это в значительно степени способствует формированию адекватной самооценки у подростков. В этом еще один воспитательный потенциал работы над проектом.

Оценивание проекта во многом опирается на письменную часть – достаточно посмотреть, сколько критериев оценивания касается именно этой его части (см. Приложение).

Можно порекомендовать сделать портфолио проекта, в котором, кроме собственно письменной части, отчета о работе, будут помещены рабочие материалы, черновики, дневник работы над проектом и т.п. Это может потребоваться членам приемной комиссии при оценивании, если какие-то аспекты работы будут недостаточно освещены в ее письменной части.

  1. Презентация проекта

Презентация – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, – важнейший социальный навык.

Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 мин. на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями, – обо всем хочется рассказать. По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в регламент.

Итак, две основные проблемы презентации – это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. Во время выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории.

В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать с благодарности тому, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность).

Приложение

Критерии оценивания проектов для 1-4-х классов

 Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения

 (максимум 3 балла)

Цель не сформулирована

0

Цель определена, но план ее достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план ее достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения

3

Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автор; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 6. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

http://bmsi.ru

Обсудим стадии проекта, а также процессы внутри них. Разберемся, что делает менеджер проекта на этапах инициации, планирования, выполнения и запуска.

Жизненный цикл и границы проекта

Любой проект имеет начало, выполнение и завершение. Этапы можно разделить на пять процессов:

  • инициация
  • планирование
  • выполнение
  • мониторинг
  • запуск

Поговорим про каждый более детально.

Инициация

Инициация проекта, говоря человеческим языком, — понимание наличия задачи и необходимости начала работы над ней вместе с командой. На данном этапе есть две важные задачи: выявить заинтересованных лиц и составить устав проекта.

Заинтересованными лицами могут быть как сам заказчик, так и люди, на которых последствия выполнения проекта влияют напрямую или косвенно. Для начала менеджер проекта формирует карту стейкхолдеров. Например, такую:

Пример карты стейклолдеров

Еще одна из классификаций заинтересованных лиц — по уровню влияния. Так, в ближнем кругу будут первичные стейкхолдеры, активно влияющие на проект (команда, владельцы, заказчик, клиенты), а во внешнем — вторичные (инвесторы, конкуренты, СМИ).

Составление устава проекта — также важный процесс этапа инициации. Здесь необходимо ответить на вопрос: “Что решает продукт, создаваемый в процессе проекта, и что мы получим на выходе?”. Таким образом, устав представляет собой сводный документ о проекте, “паспорт объекта”. Его содержание включает в себя элементы, которыми проджект управляет во время работы:

  • название проекта — должно быть понятным (например, Сбербанк согласовывал название для виртуального помощника около года)
  • цель проекта — чего хотим достичь? можно использовать цели по SMART
  • основные требования — что должно быть в проекте?
  • сроки — когда нужно выполнить проект? почему выбраны именно такие даты?
  • стоимость
  • риски — с чем можем столкнуться в процессе работы и как это будем решать?
  • роли — кто занимается проектом?
  • команда — внутренние исполнители или внешние?
  • выгоды проекта — как бизнесовые выгоды (прибыль), так и продуктовые (например, retention)

Планирование

Большинство проблем проекта возникает из-за ошибок именно на этапе планирования, поэтому важно учесть максимальное количество нюансов.

На данном этапе можно выделить несколько основных процессов.

1. Управление рисками

Риск — это какое-то неопределенное событие, которое имеет вероятность произойти. Последствия могут быть как негативными, создающими прямые проблемы (допустим, победитель IT-тендера отказался от выполнения работ, а у вас больше нет идей, кого нанимать в качестве исполнителя), так и позитивными (вы сделали платформу для онлайн-обучения, а начавшаяся пандемия и карантин способствовали увеличению заинтересованности в сфере EdTech).

Само управление рисками можно разделить на 4 шага:

  • Определение рисков — в рамках этого этапа происходит анализ похожих проектов конкурентов (и собственных) с целью выяснения, с какими проблемами столкнулись в процессе работы.
  • Анализ найденных рисков — как нужно было поступить, чтобы избежать аналогичных сложностей?
  • Разработка плана работы с рисками — важно продумать порядок действий для минимизации влияния проблемной ситуации (риска) на проект
  • Предупреждение рисков — что можем сделать, чтобы негативное событие не наступило?

2. Тайминг проекта

— план того, когда и что должно быть сделано. Рассмотрим на примере проекта разработки виджета.

ВременнОе планирование начинается с даты подтверждения проекта, то есть дня, когда мы получаем формальное подтверждение старта работ. Официальным обоснованием, например, может быть оплата, гарантийное письмо или оформление брони.

Следующий важный пункт — PPM (или Kick off) — Pre Production Meeting — встреча с командой, которая будет осуществлять работу над проектом: менеджерами, разработчиками, дизайнерами, аналитиками. На обсуждении происходит посвящение команды в цели и детали проекта.

Заведение нового продукта в CRM — пункт не обязательный, но стоящий отдельной строки: если в тайминге проекта есть моменты, которые важны только для вас как для менеджера и занимают продолжительный период времени, то необходимо отобразить это в плане. Так, вы не упустите важный, хоть и не относящийся напрямую к разработке, процесс.

Разработка дизайна, внесение правок и утверждение — здесь важно учесть, что дизайн практически никогда не согласовывается с первого раза, так что важно заложить несколько итераций с заказчиком. Особенно, если речь идет о более крупных проектах.

Передача API (как программы взаимодействуют между собой), ТЗ по взаимодействию с API, проверка API — если у вас есть кросс-командные процессы, допустим, вы знаете, что tech-команда должна передать вам API, то вносим это в планирование с пометкой “клиент”.

Техническая разработка — верстка, программинг.

Тестирование и релиз — процесс заключительных правок и день завершения работы над проектом.

3. Формирование команды проекта

Один из главных шагов планирования — поиск исполнителей и создание сильной команды, ведь именно от ее опыта и квалификации будет зависеть результативность проекта. Формирование команды может происходить двумя способами: через найм подрядчиков или рекрутинг. Как только этап подбора специалистов завершен, на менеджера может быть возложена часть ответственности HR’а: познакомить членов команды между собой и с проектом.

Выполнение проекта

На текущем этапе выполняются все основные работы по проекту (дизайн, верстка, программинг, тестирование, внедрение), результаты согласовываются и передаются между специалистами для доработки. Здесь среди задач менеджера можно выделить:

  • ведение коммуникации с заказчиком и командой
  • слежение за треугольником время-бюджет-качество

Дизайн — необходимо донести до дизайнера цели проекта, пожелания клиента, передать ему все исходные материалы от заказчика. Первый результат, который мы можем ожидать от дизайнера — дизайн-прототип для дальнейшего утверждения с клиентом. Работа дизайнера может курироваться старшим дизайнером, креативным или арт-директором, то есть человеком с большим опытом, который подскажет тренды отрасли и даст совет по креативу. Проджекту же важно контролировать соответствие концепта заявленным требованиям.

Верстка — этап, на котором человеческий фактор даже выше чем при дизайне или программировании, так как процесс передачи задачи от дизайнера к верстальщику достаточно трудоемкий и некоторые нюансы могут быть упущены. Проджекту необходимо контролировать качество перехода проекта между специалистами и выстроить коммуникацию так, чтобы никакие детали не были потеряны.

При программировании может возникнуть большое количество рисков и сценариев, которые менеджеру необходимо учитывать. Дизайн и верстка — лишь визуальное оформление, поэтомупри разработке часто обнаруживаются подводные камни, не дающие реализовать проект так, как предполагалось на более ранних этапах.

Тестирование — процесс трудоемкий и достаточно времязатратный, не забудьте заложить на него хотя бы около 10 процентов от времени проекта. На данном этапе может найтись большое количество багов и недочетов, которые не позволят закрыть проект в срок.

Завершается проект только в том случае, если все нюансы были согласованы, ни у клиента, ни у команды не осталось вопросов, была произведена оплата и подписаны документы. После закрытия заказчику передаются все доступы, файлы и инструкции по использованию системы.

Данный материал — вырезка из урока на мини-курсе “Project Manager”. Ознакомиться с полным списком необходимых знаний и навыков для старта в прожект-менеджменте (например, как управлять требованиями заказчика, распределять задачи внутри команды и управлять проектом по Agile) можно в программе курса по ссылке:

Если есть сомнения в выборе профессии, предлагаем посетить бесплатную карьерную консультацию — топовый эксперт сферы IT поможет наметить индивидуальную дорожную карту развития на основе вашего предыдущего опыта и предпочтений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как дочери найти общий язык с матерью
  • Как найти ускорение равноускоренного движения зная время
  • Winscp как найти папку
  • Как найти в одноклассниках радио
  • Как найти среднее арифметическое на калькуляторе