Как составить этический кодекс предпринимателя

Кодекс деловой этики предпринимателей Новосибирской области

Стремясь возродить и приумножить лучшие добрые традиции  российского предпринимательства, сознавая свою ответственность за судьбу России; общепризнанным моральным и нравственным нормам гражданского общества; утверждая принципы правового государства и эффективной рыночной экономики как фундамента устойчивого развития современного общества; во имя создания условий для достойной жизни каждого сибиряка; понимая под  социальной ответственностью бизнеса создание общественного богатства: рабочих мест, товаров и услуг с высоким  потребительским качеством; стремясь к созидательной деятельности во имя развития и процветания Сибирского региона, представители делового сообщества Новосибирской области принимают на себя добровольные обязательства следовать следующим этическим принципам в своей предпринимательской деятельности:

I. Принципы личности предпринимателя

  1. Прибыль – основа развития, но честь дороже прибыли. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка увеличения прибыли и гармоничных отношений в делах.
  2. Уважение к другим участникам дела – основа отношений с партнерами и самоуважения. Оно дается выполнением принятых деловых обязательств. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответное уважение, гармонию интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять лучшие свои качества.
  3. Будь верен своему слову. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе («солгавший, кто тебе поверит»).
  4. Не использовать насилие или угрозу применения насилия как способов достижения деловых целей.
  5. Предпринимательство — это не только профессия, призвание, свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, стиль поведения. «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек — к другим» (Конфуций).
  6. Предпринимательство – это культура. Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель обязан быть культурным человеком хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.

II. Принципы предпринимателя как профессионала

  1. Оправдывай доверие, в нем – основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
  2. Уважай договор. Соблюдение договорных обязательств и следование данному слову способствует приобретению доброго имени и высокой деловой репутации, установлению крепких партнерских отношений, построенных на уважении и доверии.
  3. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда точно оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
  4. Конкурируй достойно. Честная конкурентная борьба основана исключительно на достоинствах своей продукции и услуг, взаимном уважении конкурирующих сторон, соблюдении общих для всех участников рынка правил поведения и предполагает отказ от недостойных и незаконных методов ведения дел и получения преимуществ. Самый надежный партнер — тот, который тоже выигрывает от сделки.
  5. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Не отвлекайся на второстепенные задачи. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

III. Принципы предпринимателя как гражданина России

  1. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дела. В связи с этим проявляй уважение к установленному порядку в узаконенных нормах и правилах.
  2. Разрешай споры правовым путем. Цивилизованный рынок предполагает отказ от использования незаконных способов отстаивания экономических интересов. Любые формы разрешения конфликтных ситуаций, связанные с насилием, в том числе с физическим и психическим принуждением, недопустимы.
  3. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе этих принципов.
  4. Твори добро для людей не ради корысти и тщеславия.

IV. Принципы предпринимателя как гражданина Земли

  1. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
  2. Рыночная экономика предполагает открытое ведение дел каждым ее участником и информационный обмен с учетом норм конфиденциальности между всеми участниками рынка.
  3. Веди добросовестную конкуренцию. Не оставляй без внимания ни один факт обмана деловых партнеров или нечестного ведения бизнеса.
  4. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными кому бы то ни было в стране и во всем мире.
  5. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они — не хуже и не лучше нас, они просто – другие.
  6. Обеспечивай устойчивое развитие своего дела. Сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Служи  целям удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Этические нормы,
рассматриваемые как постулаты
профессиональной этики предпринимателя
,
составляют этический
кодекс предпринимателя
,
включающий следующие положения:

1. Цивилизованный
предприниматель убеждён в полезности
своего дела не только для себя, но и для
других.

2. Основным принципом
цивилизованного предпринимателя
является: лица, окружающие такого
предпринимателя, желают и могут работать,
стремятся реализовывать себя вместе с
ним.

3. Цивилизованный
предприниматель верит в бизнес. Для
него бизнес – привлекательное творчество,
искусство.

4. Цивилизованный
предприниматель признаёт необходимость
конкуренции и сотрудничества.

5. Цивилизованный
предприниматель уважает себя как
личность, а любую личность как себя.

6. Цивилизованный
предприниматель уважает любую
собственность, государственную власть,
социальный порядок и законы.

7. Цивилизованный
предприниматель ценит образование,
науку, технические достижения, информацию,
культурные традиции и обычаи, экологические
нормативы.

8. Цивилизованный
предприниматель стремится к нововведениям
в своей деятельности.

9. По своим убеждениям
цивилизованный предприниматель –
гуманист.

В 1912 году было
выработано 7 принципов
ведения дел

в России:

1. Принцип – уважай
власть. Власть – это необходимое условие
для эффективного ведения дел. Во всём
должен быть порядок и закон.

2. Принцип – будь
честен и правдив. Честность и правдивость
– фундамент предпринимательства,
предпосылка здоровой прибыли и гармоничных
отношений в делах. Предприниматель
должен быть безупречным носителем
добродетели честности и правдивости.

3. Принцип – уважай
право частной собственности. Свободное
предпринимательство – это основа
благополучия государства. Предприниматель
должен трудиться на благо своей отчизны.

4. Принцип – люди
и уважай человека. Любовь и уважение к
человеку труда со стороны предпринимателя
порождает ответную любовь и уважение.
Это залог гармонии интересов и
благоприятной атмосферы.

5. Принцип – будь
верен своему слову.

6. Принцип – живи
по средствам, не требуй многого, выбирай
дело по плечу, всегда оценивай свои
возможности, действуй сообразно своим
средствам и возможностям.

6. Принцип – будь
целеустремлённым, имей ясную цель, не
отвлекайся на другие цели и мелочи. В
стремлении достичь заветной цели не
переходи грань дозволенного. Никакая
цель не может затмить моральные ценности.

1.2. Этический кодекс фирмы.

Кроме этического
кодекса предпринимателя,
различают
этический
кодекс фирмы.
Основу
этического
кодекса фирмы
можно
сформулировать так: фирма не будет
терпеть безнравственных или незаконных
действий, предпринимаемых в целях
превратно понимаемой её выгоды или с
целью личной выгоды.

Для делового,
творческого трудящегося человека фирма
– это не просто экономический субъект,
не просто дело, не просто место работы,
но и важнейшее жизненное благо, которым
он должен дорожить. В свою очередь фирма
должна дорожить работником. Фирма
должна быть такой, чтобы ею можно было
гордиться, чтобы работать на ней было
честью, чтобы каждый выход на работу
был не в тягость, а в радость. Фирма
должна быть такой, чтобы любой партнёр
имел удовлетворение от деловых контрактов
с ней и с её работниками, чтобы он захотел
вновь иметь дело с ней, чтобы он всегда
и всюду давал о ней положительные отзывы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Этические подходы к ведению бизнеса

Фото Бориса Мальцева, Кублог

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за последнее столетие прошло (в развитых западных странах) три этапа:

  • управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого капитализма»);
  • попечительское управление (с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях, поскольку это ведет к более высокой производительности и доходности;
  • социальное управление (с 1960-1970-х гг.): организация несет ответственность перед обществом в целом и стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц) в частности.

Можно выделить пять этапов становления этических воззрений в нашей стране в XX в.:

  • традиционный капиталистический (до 1917 г.): меценатство и попечительство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
  • прямое государственное регулирование (1920-е гг.): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
  • плановая социалистическая ответственность (1930-1980-е гг.): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы и предписывался план по открытию новых, невыполнение которого каралось государством;
  • «дикий капитализм» (1990-е гг.): приоритет был отдан получению краткосрочной экономической выгоды, программы социальной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;
  • локальное попечительство (с 2000 г.): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.

Исследователи различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:

  • Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: деловые организации должны служить интересам их собственников, а менеджеры — всего лишь наемные служащие, чья задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии что он придерживается правил игры… [и] участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
  • Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором социологии, признанным «гуру» менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение целей организации, поэтому руководству приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике (на развитых рынках) этот подход наиболее распространен.
  • Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 60-70-е годы прошлого века под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков менеджмента: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование.

Сторонники традиционного подхода выдвигают аргументы против широкой социальной ответственности:

  • ценой такого поведения становится снижение доходных статей компании, следовательно, расходы на программы социальной ответственности переносятся на потребителей в виде повышения цен;
  • расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
  • принятие социальной ответственности может ввести сотрудников в заблуждение относительно главных целей организации;
  • ответственность за решение социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не на компаниях;
  • решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, руководители корпораций не вправе решать общественные проблемы;
  • компания, которая берет на себя большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе;
  • эффект социальных программ нельзя точно определить — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед стейкхолдерами и широкой общественностью;
  • нарушается принцип максимизации прибыли.

В то же время, преследуя только экономические цели и соблюдая при этом законы и нормы государственного регулирования, организация:

  • удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах;
  • создает рабочие места;
  • платит налоги;
  • обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов);
  • создает новые общественные богатства и ценности.

Таким образом, организация вовлечена в теснейшее социальное взаимодействие и вносит определенный вклад в вышеобозначенные сферы. Сторонники этического и социально-этичного подходов выдвигают ряд аргументов засоциальную ответственность:

  • социальная вовлеченность организации отвечает ее интересам, так как создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса;
  • программы социальной ответственности — средство создания и поддержания положительного публичного имиджа;
  • социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп, как государственные и муниципальные органы власти;
  • широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
  • внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично лишь подтверждает тот факт, что собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественно следовать его моральным нормам;
  • создаваемые организациями социальные проблемы, такие, например, как загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
  • социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
  • социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.

За последние три десятилетия XX в. в западных странах наблюдается тенденция к повышению социально ответственного поведения организаций, однако вместе с тем четко заявляет о себе тенденция к снижению этичности персонала. Последнее справедливо и для России. Как бороться с этой проблемой? Безусловно, каждой организации нужны свои программы, уникальные методы и подходы, но тем не менее можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:

  • Разработка этических нормативов — положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании («коммерческой тайны»), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т. п. Как правило, такие нормативы оформляются в виде «этического кодекса», «заповедей основателя», «образа жизни компании» и т. п.
  • Создание комитетов по этике. В подобные комитеты, как правило, входят представители топ-менеджмента компании, собственники и прочие стейкхолдеры. Они играют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.
  • Проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов для широкой общественности о внедрении программ социальной ответственности, а также об этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями — ведущими журналами, телеканалами, ассоциациями и т. п.
  • Обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов — повысить общую культуру поведения, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.
  • Личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Высоконравственное поведение руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать этическим нормам.

Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде морально-нравственные качества большинства менеджеров значительно ниже, чем у представителей других профессий, несмотря на то что от их поступков и решений зависят судьбы многих людей.

В экономическом мире вопросы этики особенно сильно связаны с вопросами денег. Сейчас деньги перестают быть универсальным средством расчета с контрагентами, они становятся мерой успеха их обладателя, бизнесмена, который может (или не может) заработать достаточно, чтобы его признали успешным. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще — проблема для бедного, но не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом».

Отсюда следует, что проблема — не в том, что денег мало, а в том, что их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд I. Он писал: «Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения».

В настоящее время в России постепенно складывается цивилизованное отношение предпринимателей к деньгам: они все реже являются самоцелью и все чаще — инструментом бизнеса и мерилом успеха. Слова известного предпринимателя Кахи Бендукидзе отлично характеризуют современную тенденцию: «Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, — деньги на личное потребление — сейчас не так важны. Они просто мерило успеха… Разориться страшно не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице…» Иными словами, деньги, как и любой инструмент, не есть зло сами по себе — это средство ведения бизнеса, экономической и социальной коммуникации.

Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:

  • Проблема «брать деньги». Суть ее в формальной обязанности должника отдать деньги кредитору в срок, с положенными процентами и т.д. Кроме формальных обязательств, однако, существует и некоторый моральный контракт между берущим и дающим деньги, когда берущий «под залог» доверия обязуется добросовестно выполнить свои обязательства. Зачастую многие управляющие не могут себе позволить рискнуть этим кредитом доверия и не берут деньги, даже когда это относительно безопасно и необходимо для развития компании. Еще одной моральной проблемой в данном случае можно назвать проблему статуса берущего деньги. Многие современные бизнесмены не могут представить себя в качестве просящего, боятся потерять лицо, признать острую необходимость в деньгах и, возможно, наличие временных экономических трудностей.
  • Проблема «давать деньги». Экономические факторы проблемы очевидны: риски невозврата, снижение собственной ликвидности и т. д. К этическим проблемам, как правило, относят дилемму «потратить самому и оставить другого человека (компанию) в сложном положении или помочь другому и недополучить всех возможностей от использования честно заработанных денег».
  • «Звездная болезнь». При первых значительных успехах руководители нередко заболевают «звездной болезнью». Это проявляется в неприятии чужого мнения, бессмысленных тратах огромных сумм, которые, возможно, лучше было бы направить на развитие компании. Зачастую руководители так и не выздоравливают от этой «болезни» и начинают возвращаться к реальности, только когда компания уже стоит на грани или когда заканчиваются деньги первого успеха.

Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий, способен самостоятельно решить их. Всегда существует потребность опереться на что-то, спросить совета. Ниже приведен ряд рекомендаций для владельцев бизнеса, которые хотят быть преуспевающими и этичными:

  • помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели);
  • выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела;
  • выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить — не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием;
  • будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям;
  • отклоняйте ненужные предложения тактично и вежливо;
  • будучи уверенным в себе, избегайте самоуверенности, самоуверенность — предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе;
  • не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации;
  • помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как растерянность;
  • чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам;
  • воспитывайте сотрудников ненавязчиво, но постоянно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу;
  • никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;
  • не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;
  • не забывайте, что знание личных побудительных мотивов подчиненных — одна из основ эффективного взаимодействия с ними;
  • согласовывать цели предприятия с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия;
  • в общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано;
  • руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
  • высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным — задержать начало работы из-за опоздания или неподготовленности мероприятия;
  • будьте терпимы к чужим недостаткам, если они не мешают вашему бизнесу;
  • помните, что человека можно оскорбить не только словом: поза, жесты и мимика не менее выразительны;
  • занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;
  • будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что не лучшее отношение к вам — следствие ваших несовершенств;
  • не страшитесь талантливых подчиненных;
  • предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия;
  • хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз;
  • помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость — она сильно задевает людей;
  • сочувствие часто ценнее денег;
  • умейте слушать, имейте бесконечное терпение.

В заключение хочется заметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня обязательны для менеджера любого уровня, в особенности для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий.

2. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя

Морально-этический кодекс цивилизованного бизнесмена включает в себя принципы, которыми должен руководствоваться каждый предприниматель, который стремится к сохранению успешного бизнеса и взаимоуважению с другими предпринимателями.

Каждый уважающий себя бизнесмен должен чувствовать ту границу дозволенного поведения, преступать которую нельзя. Малограмотные и невоспитанные люди нарушают законы морально-этического кодекса в силу своей неосведомленности в этом вопросе. У них есть шанс изменить свое поведение, изучив элементарные нормы предпринимательского поведения. Но существуют бизнесмены, которые прекрасно осознают свое аморальное поведение и действуют так намеренно, ради собственной выгоды.

В начале ХХ века российскими предпринимателями были выделены основные принципы поведения в процессе предпринимательской деятельности.

1. Будь честен и правдив. Основой успешного предпринимательства, а также залогом устойчивых и гармоничных отношений в бизнесе являются честность и правдивость.

2. Люби и уважай человека. Уважая своих подчиненных, предприниматель обеспечивает себе ответное уважение и авторитет. Люди чувствуют доверие со стороны своего руководителя и стараются приложить все свои способности и знания для достижения отличных результатов.

3. Уважай власть. Уважение к власти дисциплинирует бизнесмена и обеспечивает порядок и соблюдение юридических и административных законов.

4. Будь верен слову. Слово делового человека ценится очень высоко, если оно никогда не расходится с делом. Часто сделки совершаются устно, без составления документов. В таких случаях успех предприятия напрямую зависит от взаимного доверия участников сделки.

5. Уважай право частной собственности. Уверенность в соблюдении права частной собственности обеспечивает свободному предпринимателю возможность успешно и благотворно трудиться на благо своего государства.

6. Будь целеустремленным. Начиная свою деятельность, предприниматель должен поставить перед собой ясную цель, которую нужно достичь. На пути достижения этой цели нельзя отвлекаться на другие, второстепенные цели.

7. Живи по средствам. Перед началом любой бизнес-операции предприниматель обязан правильно оценить свои возможности и размер своих денежных средств.

Соблюдая эти нехитрые правила ведения предпринимательской деятельности, бизнесмен обеспечивает себе уверенность не только в успешном будущем своего дела, но и создает себе стойкую репутацию порядочного человека.

К сожалению, чаще всего приходится наблюдать неуважение к власти, уклонение от уплаты налогов, несоблюдение законов этики и морали в предпринимательской деятельности.

Бизнесмены, отличающиеся невежеством в вопросах морали, видят в своих клиентах не полноценных участников товарообмена, а лишь источник получения прибыли.

Современные предприниматели с осуждением относятся к нечестному ведению бизнеса и нарушению правил морально-этического кодекса, поэтому чаще всего бизнесмены, недальновидные в вопросах законов ведения предпринимательской деятельности и правил общения в процессе бизнес-операций, завершают свое дело полным крахом.

Учебное пособие, названное «Благородным бизнесом», описывает моральный и этический облик современного предпринимателя следующим образом: современный предприниматель должен обладать таким комплексом качеств, как:

1) гуманизм;

2) доверие и уважение по отношению к другим людям, уважение их профессионализма и компетенции;

3) стремление видеть и ценить личностные качества не только в себе, но и в окружающих людях;

4) быть убежденным в том, что результаты его труда принесут пользу не только самому бизнесмену, но и государству;

5) воспринимать бизнес как творческий процесс;

верить в способности окружающих людей и в их желание развиваться во имя продвижения бизнеса;

6) стремиться к самосовершенствованию, умножению своих знаний, изучению новых технологий;

7) быть настоящим ценителем науки, культуры, образования;

8)  соблюдать законы, социальный порядок, уважать государственную власть, любые формы собственности;

9) не наносить вреда экологии;

10) признавать конкуренцию как необходимую составляющую в предпринимательской деятельности, стремиться к честному сотрудничеству с другими бизнесменами.

Проведя анализ исторически выработанных принципов морали, можно отметить стремление выделить в современных представителях предпринимательства как необходимые деловые качества, так и качества высокоморального и высокоинтеллектуального человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

2.3.3. Доходы предпринимателя

2.3.3. Доходы предпринимателя
Увы, но чтобы использовать УСН, предпринимателю придется штудировать еще и главу 25 НК РФ о налоге на прибыль. Строго говоря, всем тем предпринимателям, кто не уплачивает ЕНВД, текст этой главы нужно постоянно держать под руками.А все дело в том,

16.9. Кодекс деловой этики

16.9. Кодекс деловой этики
Выдержав долгую паузу и прислушавшись к яростным аргументам сторонников и противников единого законодательства, Маккриви 11 июля 2006 года представил Кодекс деловой этики, который мог бы снизить расходы международного клиринга и расчетов

3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации

3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации
НК РФ – первый опыт кодификации налогового законодательства в Российской Федерации. Цель кодификации состоит в том, чтобы систематизировать и законодательно закрепить органичность, взаимосвязанность и взаимозависимость

Пример 4. Стоимость бракованной и морально устаревшей печатной продукции организация-издатель списывает в полном объеме

Пример 4. Стоимость бракованной и морально устаревшей печатной продукции организация-издатель списывает в полном объеме
Согласно подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся потери в виде стоимости бракованной, утратившей

20.1. «ЮКОС» совершенствует кодекс

20.1. «ЮКОС» совершенствует кодекс
От общих норм перейдем к частным. Это повторные налоговые проверки, которыми холдингу (и не только ему) начислены основные налоги и санкции. Большую часть таких ревизий выполняет федеральное или региональное налоговое ведомство. В деле

Глава 22 Налоговый кодекс. Прочие изменения

Глава 22
Налоговый кодекс. Прочие изменения

Высшее благо народа – это все-таки хороший, правильный, сбалансированный законодательный акт
Владимир Путин, июль 2004 г.

22.1. Декларирование. Новые правила
Налогоплательщики, у которых на 1 января 2007 года среднесписочная

2. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя

2. Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя
Морально-этический кодекс цивилизованного бизнесмена включает в себя принципы, которыми должен руководствоваться каждый предприниматель, который стремится к сохранению успешного бизнеса и взаимоуважению

Глава XXX. Этический социализм и новая критическая философия

Глава XXX. Этический социализм и новая критическая философия
1. Категорический императив как основание социализмаЭнгельс назвал немецкое рабочее движение
наследником немецкой классической философии [417*]. Было бы правильнее сказать, что
немецкий (не только марксистский)

Всегда помни про Уголовный Кодекс!

Всегда помни про Уголовный Кодекс!
Теперь без эмоций. Правомочно ли кому бы то ни было запрещать народу России судить президента и депутатов на основании каких-либо критериев – умственного развития, морально – этических качеств, финансового благополучия и т.п? Снова

Вспомним про Трудовой кодекс

Вспомним про Трудовой кодекс
Первое, о чем стоит подумать в свой первый же рабочий день, а то еще и раньше- на этапе интервью, это контракт, или трудовой договор.Все смотрели реалити-шоу «Кандидат», где победившему соискателю в качестве основного приза предлагался

5.1. Торговый кодекс (Handelsgesetzbuch)

5.1. Торговый кодекс (Handelsgesetzbuch)
Действующий ныне Торговый кодекс, составленный на основах многовекового опыта западноевропейского купечества и требований молодой буржуазии, в окончательной редакции был принят 10 мая 1897 г. и вступил в силу 01 января 1900 г.Слово «Handels»

5.2. Гражданский кодекс (Burgergesetzbuch)

5.2. Гражданский кодекс (Burgergesetzbuch)
Гражданский кодекс Германии (Burgergesetzbuch, BGB), принятый 18 августа 1896 г., состоит из пяти книг, каждая из которых регулирует определенную часть гражданского права:1. Общая часть (Allgemeine Teil).2. Право долговых отношений (обязательств) (Recht der

ЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Организации стремятся к процветанию, росту и выживанию. В идеале успех должен приносить выгоду всем заинтересованным лицам в организации – собственникам, руководству, работникам, поставщикам и потребителям. Однако решительное преследование целей

Моральный кодекс продавца

Моральный кодекс продавца
У IBM есть три корпоративных принципа, определяющих политику компании: уважение к человеку; предоставление покупателям обслуживания, на которое не способна ни одна компания в мире; и расчет на исполнительское мастерство сотрудников.Мне

День предпринимателя

День предпринимателя
Будучи по натуре утопистом (именно так), я испытываю отвращение к собственным выводам, но, как мне кажется, у нас есть надежда.Признание героизма и уважение к герою – вот форма компенсации, которую общество дарует тем, кто рискует ради него. Между тем

Факторами, влияющие на интерес экономистов этикой бизнеса определяют рост борьбы за инвестиции, развитие информационных технологий, религиозный и культурный плюрализм.

В мировой литературе вопросу этического ведения бизнеса уделяется большое внимание, в частности его исследовали такие известные ученые как А. Смит, М. Фридмен, П. Друкер, Г. Кэсси. Стоит отметить, что само понятие этического ведения бизнеса является результатом трудов, а не практических наработок предпринимателей, как это обычно бывает.

В частности Г. Кэсси сформировал 5 аксиом ведения бизнеса, самая первая из которых касается вопроса этики бизнеса. Он сказал: чистый бизнес переживет менее чистый, и честность получит больший доход, чем мошенничество. Поэтому ни одна компания не смогла бы с помощью мошенничества и неэтичного поведения продержаться долгое время. Одной ловкости для ведения бизнеса недостаточно.
 

Этика бизнеса представляет собой систему моральных принципов, которая обязывает отличать правильное поведение от неправильного. Как видно из этого определения, понимания деловой этики во многом зависит от системы общих и личных ценностей менеджеров компаний. Поэтому важной является подготовка отечественных менеджеров, которые осознают всю важность этического ведения бизнеса.

В нашей стране процесс подготовки к работе менеджеров в новых условиях идет с большим трудом. Наши менеджеры в реальных условиях пытаются действовать по стандартам бизнес этики, которая есть в мире, и, конечно, с учетом отечественных особенностей. Постепенно складывается определенный этический кодекс бизнеса.

Добиться понимания, а тем более соблюдение этических принципов чрезвычайно сложно, мешают этому различные барьеры.

Внутренние:
• скептическое отношение к этике в бизнесе;
• пессимизм (ничего тут не изменишь; воровали и воровать будем);
• фатализм (зло всесильно, оно побеждает всегда и везде);
• перекладывание ответственности на других (я бы с удовольствием, но вот другие …);
• неуверенность в своей моральной последовательности;
• моральная несдержанность;
• страх стать неконкурентоспособным;
• завышенная самооценка.

Внешние:
• законы, общественное мнение;
• подкуп чиновников;
• недобросовестность деловых партнеров;
• применение силовых методов в отношениях с партнерами;
• необязательность в деловых коммуникациях.

В сфере торговли:
• нарушение обязательств по платежам;
• нарушение сроков поставки;
• закупка и продажа товаров с просроченными сроками реализации;
• не профессионализм персонала;
• операции с контрабандным товаром.

В сфере производства:
• производство товаров низкого качества;
• подделка торговых знаков;
• создание подставных фирм и перекачки средств.

В сфере финансов:
• задержка операций с целью «прокрутки» денег;
• нечестность персонала;
• разглашение коммерческой тайны, кражи, сговор с конкурентами;
• подделки документов и тому подобное.

Деловые люди пытаются найти ответ на вопрос, что важнее — правовые (официальные) нормы, регламентирующие экономическую жизнь общества, или этические? Какой должна быть их взаимодействие?
Практика многих стран (например Венесуэлы, Италии) показывает, что четкое, детальное правовое регулирование далеко не всегда обеспечивает высокий уровень этики деловых отношений. В Японии, наоборот, этика, деловая культура, делают ненужными большинство формальных норм.
Что необходимо и возможно сделать чтобы этические нормы бизнеса стали реальностью в наших условиях?

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, для установления этических принципов необходимо следующее:
• разумная налоговая политика;
• четкое и стабильное правовое регулирование экономики;
• ликвидация организованной преступности, коррупции;
• политическая стабильность;
• профессионализм предпринимателей;
• равные условия для всех для ведения бизнеса;
• формирование в обществе положительного имиджа предпринимателя;
• формирование корпоративной этики предпринимателей;
• обучение этическим основам бизнеса.

Очевидно, что становление этических норм должно начинаться с конкретной организации, фирмы. Мировым деловым обществом накоплен определенный опыт в этике бизнеса. Все чаще фирмы, организации внедряют кодексы поведения или корпоративные кодексы, другими словами правила, которыми руководствуются отдельные организации, фирмы.

По материалам сайта: delovoi-etiket.ru

Подписывайтесь на канал «АПМ РФ» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях Ассоциации и важнейших событиях из жизни бизнесменов мусульман России. Для этого достаточно иметь Telegram на любом вашем девайсе, пройти по ссылке и нажать кнопку «Join». Подписывайтесь https://telegram.me/apmrf​

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти число гоа
  • Как найти объем водорода при дегидрировании
  • Как составить портфолио учащихся
  • Как найти работу в другой сфере
  • Как девочка нашла икону