Как составить этикетный диалог

Содержание

  1. Диалог по схеме формула речевого этикета
  2. Формулы речевого этикета
  3. Начало разговора и его завершение
  4. Основная часть разговора
  5. Ситуации речевого этикета

Диалог по схеме формула речевого этикета

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

  • речевой этикет — система правил

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, какформулы речевого этикета.

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

Форма приветствия Пример
Пожелание здоровья Здравствуйте!
Указание на время встречи Добрый день!
Эмоциональные пожелания Очень рад!
Уважительная форма Моё почтение!
Специфическая форма Здравия желаю!

Формы приветствия в речевом этикете

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

  • формулы речевого этикета — устойчивые выражения

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

Приглашение Поздравление
Позвольте вас пригласить Разрешите вас поздравить
Приходите, будем рады Примите наши поздравления
Приглашаю вас От имени коллектива поздравляем
Могу ли я пригласить вас От всей души поздравляю

Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

Соболезнование Сочувствие, утешение
Позвольте выразить глубокие соболезнования Искренне сочувствую
Приношу вам искренние соболезнования Как я вас понимаю
Я вам сердечно соболезную Не падайте духом
Скорблю вместе с вами Все будет в порядке
Разделяю ваше горе Вам не стоит так волноваться
Какое нечсастье постигло вас! Вам надо держать себя в руках

Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Просьба Совет
Сделайте одолжение, выполните. Позвольте вам дать совет
Если вас не затруднит, . Разрешите предложить вам
Не сочтите за труд, пожалуйста, . Вам лучше поступить таким образом
Могу ли я попросить вас Я бы хотел предложить вам
Убедительно прошу вас Я посоветовал бы вам

Примеры просьб и советов в речевом этикете

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

Согласие Отказ
Сейчас будет сделано Я не в силах помочь вам
Пожалуйста, не возражаю Я не могу выполнить вашу просьбу
Готов вас выслушать Сейчас это невозможно
Поступайте, как сочтёте нужным Я вынужден отказать вам

Примеры согласия и отказа в речевом этикете

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Благодарность Комплимент
Позвольте выразить благодарность Вы прекрасно выглядите
Фирма выражает благодарность сотрудникам Вы так сообразительны
Я вам очень благодарен за. Вы прекрасный собеседник
Большое вам спасибо Вы отличный организатор

Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете

Ситуации речевого этикета

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата — человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения — на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая — на уважение и большую формальность в разговоре.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

Источник

Обновлено: 29.05.2023

Мы с вами постоянно оказываемся в самых разных речевых ситуациях. И у нас для таких случаев есть специальные фразы, которые помогают нам вести разговор в рамках такого явления, как речевой этикет.

Что такое этикет?

Но для начала стоит разобраться, что такое этикет.

В переводе с французского etiquette – ярлык, этикетка.

И этикет действительно похож на этикетку. Ведь он помогает нам произвести хорошее впечатление на окружающих и избежать конфликтов.

Как вы заметили, этикет – это не только правила общения. Это еще и ваши манеры, поведение в обществе. Более того, этикет включает в себя и уместность вашей одежды для той или иной ситуации.

Эти правила не универсальны для всех людей мира. Они тесно связаны с культурой и традициями народа.

Поэтому то, что принято в нашей культуре, может считаться дурным тоном в культуре другого народа.

Например, если вы покрутите у виска в нашей стране, то будете иметь в виду, что кто-то глупый. Но если вашим собеседником в этот момент окажется голландец, он сочтет это за комплимент.

В Голландии этот жест обозначает умного человека.

Речевые этикетные формулы

Наша речь играет важную роль в этикете.

Речевой этикет – это набор формул общения, которые мы используем для установления контакта с другими людьми. С его же помощью мы начинаем, поддерживаем и завершаем разговор.

Также важны этикетные формулы для ситуаций, когда вам нужно извиниться или поблагодарить кого-либо.

Этикетный диалог

Наше общение с разными людьми похоже на языковую игру. Мы строим наши разговоры по определенной схеме, которая позволяет нам построить диалог по общепринятой этикетной форме.

Этикетный диалог – диалог, состоящий из этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций.

Это фраза-стимул к началу диалога.

После подобных этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций вы переходите к свободному диалогу, в котором просто обмениваетесь информацией.

Чтобы узнать русский речевой этикет еще ближе, посмотрите видео. Из него вы узнаете принятые в русском языке этикетные формулы для приветствия, прощания, извинения и благодарности.

Здравствуйте, Иван Степанович! (пароль)

Рад вас видеть (отзыв) — реплика-реакция.

По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп.

Так, Н. Д. Арутюнова и Н. И. Формановская выделили:

диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление) ;

побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения,

команды, приказ, требования) ;

ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие,

язык внешнего вида учителя

Э. д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.

У вас есть часы?

Нет (у меня часов) .

Да (у меня есть часы) .

У вас есть часы?

Без пяти минут двенадцать.

Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.

Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:

выбор уместных языковых средств (при взаимодействии партнеров общения) ;

учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического

единства (имеется в виду вертикальный и горизонтальный разворот реплик диалогов) .

В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба, , одобрение, похвала, совет, предложение и др

диалог между двумя людьми это обмен устной или письменной информацией. Это форма общения, которая естественным образом возникает в повседневной жизни..

В литературе это даже считается жанром само по себе. Эта идея основана на том, что многие произведения греческой философии были написаны в форме диалога..

Например, Платон использовал фигуру своего учителя Сократа как персонажа в своих диалогах, и через это он раскрыл свои теории и философские идеи.

  • 1 Примеры общения двух людей
    • 1.1 Формальный диалог
    • 1.2 Дружеское общение
    • 1.3 Вежливый диалог
    • 1.4 Диалог между друзьями
    • 1.5 Диалог между знакомыми
    • 1.6 Диалог между друзьями
    • 1.7 Ежедневное общение
    • 1.8 Формальный диалог
    • 1.9 Полуформальный диалог
    • 1.10 Диалог между незнакомцами

    Примеры диалога между двумя людьми

    Диалоги являются формами общения и как таковые определяются коммуникативным контекстом. То есть способ речи, тон голоса, жесты, все эти элементы разговора зависят от того, где собеседники находятся и кому они направлены..

    Формальный диалог

    -Официант: Добрый вечер, юная леди, что я могу сделать для вас??

    -Клиент: Добрый вечер, вы можете сказать мне, что у вас есть обычный гамбургер?

    -Официант: конечно, в нем 200гр мяса, сыра чеддер, бекона, ломтиков томатов и соусов.

    -Клиент: Отлично Я хочу один, в сопровождении газировки.

    -Официант: очень хорошо. Хочешь десерт с едой?

    -Клиент: Я до сих пор не знаю. Я скажу тебе, когда ты принесешь гамбургер.

    -Официант: Согласен. Через мгновение я принесу ваш заказ.

    -Клиент: Большое спасибо.

    Дружеское общение

    — Альберто: Привет, Марта, как ты??

    — Марта: Очень хорошо! Как ты?

    — Альберто: все хорошо. Я давно тебя не видела.

    — Марта: Это правда, я путешествовала, я встретила несколько стран в Азии в прошлом году.

    — Альберто: Звучит очень интересно! Ты принес воспоминания?

    — Марта: Да, я привез брелок из каждой страны, которую я посетил.

    Вежливый диалог

    — Библиотекарь: Доброе утро, молодой.

    — Пользователь: Доброе утро. Мне нужна помощь, чтобы найти книгу.

    — Библиотекарь: Какая тема?

    — Библиотекарь: Для этого нужна книга механиков.

    — Пользователь: Нет, это проблема не механики, а обивки.

    — Библиотекарь: я собираюсь проверить, есть ли у нас что-то об автомобильной обивке.

    Диалог между друзьями

    — Педро: Привет, Эдуардо, ты знаешь, во сколько сегодня начинается матч??

    — Эдуардо: Привет! это начинается в половине пятого.

    — Педро: Тогда я уйду на час раньше, чтобы прибыть вовремя.

    — Эдуардо: Хорошо, мы увидимся там.

    Диалог между знакомыми

    — Мать Ана: Привет?

    — Хуан: Привет, я Хуан, как ты??

    — Мать Ана: Привет, Хуан, очень хорошо, а ты?

    — Хуан: Очень хорошо. Ана дома? Не отвечает на ваш телефон.

    — Мать Ана: Он пошел на рынок и оставил свой телефон здесь. Когда я вернусь, я скажу вам позвонить вам.

    — Хуан: Большое спасибо, увидимся позже.

    — Мама Юлии: нет проблем, вы очень хорошо.

    Диалог между друзьями

    — Фелипе: Привет, Педро!

    — Педро: Привет, Фелипе! Как дела? Что я скучаю, увидев тебя здесь?

    — Фелипе: Неделю назад я начал здесь работать. Я еду домой.

    — Педро: Вы далеко от своего дома. Где ты работаешь?

    — Фелипе: В клинике в двух кварталах отсюда.

    — Педро: Ну, я тоже здесь работаю, так что теперь мы будем видеться чаще. Пойдем выпьем и наверстаем.

    — Фелипе: Отличная идея, в одном квартале есть бар с хорошими ценами..

    — Педро: Хорошо, пойдем и продолжим общаться.

    Повседневный диалог

    — Педро: Хочешь присоединиться ко мне сегодня??

    — Мария: почему? Куда мы идем?

    — Педро: В ваше любимое место, торговый центр.

    — Мария: Звучит очень хорошо! Мы собираемся купить мой подарок на день рождения рано?

    — Педро: не совсем.

    — Мария: мой рождественский подарок?

    — Педро: Думаю, мне лучше пойти одному.

    Формальный диалог

    — Ученик: Учитель, хочу с тобой поговорить.

    — Учитель: Скажи мне, что тебе нужно??

    — Студент: у меня проблемы с пониманием алгоритмов, которые объяснили последний класс математики.

    — Учитель: Это, вероятно, потому что вы отвлекаетесь в классе. Садитесь, мы пойдем вместе, потому что вы должны подготовиться к экзамену.

    — Ученик: Спасибо большое, учитель.

    Полуформальный диалог

    — Ана: Добрый день.

    — Мясник: Доброе утро. Как я могу ей помочь?

    — Ана: Мне нужно два килограмма мяса, пожалуйста.

    — Мясник: Вот они у вас. Что-то еще?

    — Ана: Нет. Сколько я ему должен??

    — Мясник: Большое спасибо. Счастливый день.

    Диалог между незнакомцами

    — Можете ли вы сказать мне, как добраться до станции метро?

    — Да, конечно. Пройдите в этом направлении три квартала, затем перейдите налево, и вы окажетесь перед станцией..

    Э.д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.

    Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.

    Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:

    учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического

    В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др.

    Смотреть что такое ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ в других словарях:

    ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ

    Читайте также:

        

    • Аттестация педагогических работников в 2020 году последние изменения в доу
    •   

    • Что такое микрогруппы приведите примеры классных микрогрупп кратко
    •   

    • Что такое гомогенная смесь в химии 8 класс кратко
    •   

    • Смотренье что это кратко
    •   

    • Почему римлянам удалось покорить италию кратко

Мы с вами постоянно оказываемся в самых разных речевых ситуациях. И у нас для таких случаев есть специальные фразы, которые помогают нам вести разговор в рамках такого явления, как речевой этикет.

Что такое этикет?

Но для начала стоит разобраться, что такое этикет.

В переводе с французского etiquette – ярлык, этикетка.

И этикет действительно похож на этикетку. Ведь он помогает нам произвести хорошее впечатление на окружающих и избежать конфликтов.

Посмотрите толкование этого слова в «Словаре по этике»:

ЭТИКЕТ (фр. etiquette ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Этикет. «Словарь по этике»

Как вы заметили, этикет – это не только правила общения. Это еще и ваши манеры, поведение в обществе. Более того, этикет включает в себя и уместность вашей одежды для той или иной ситуации.

Иллюстрация. Этикет тесно связан с культурой и традициями народа

Эти правила не универсальны для всех людей мира. Они тесно связаны с культурой и традициями народа.

Поэтому то, что принято в нашей культуре, может считаться дурным тоном в культуре другого народа.

Например, если вы покрутите у виска в нашей стране, то будете иметь в виду, что кто-то глупый. Но если вашим собеседником в этот момент окажется голландец, он сочтет это за комплимент.

В Голландии этот жест обозначает умного человека.

Речевые этикетные формулы

Наша речь играет важную роль в этикете.

Речевой этикет – это набор формул общения, которые мы используем для установления контакта с другими людьми. С его же помощью мы начинаем, поддерживаем и завершаем разговор.

Выбор формул общения зависит от особенностей каждой конкретной ситуации. Например, к взрослому человеку принято обращаться на «Вы», а в разговоре с одноклассником можно употребить «ты».

Если вы здороваетесь с кем-то утром, то можете сказать: «Доброе утро!». Вечером тому же человеку вы скажете: «Добрый вечер!».

Независимо от времени суток, но в зависимости от обстановки (официальной или неофициальной) и статуса собеседника вы можете использовать для приветствия следующие формулы: «Здравствуй», «Здравствуйте», «Привет», «Здорово», «Приветствую вас».

Примеры этикетных формул приветствия.

Для прощания можно использовать следующие формулы: «До свидания», «Пока», «До скорого», «До встречи», «Всего хорошего», «Всего доброго», «До завтра», «Позвольте откланяться».

Примеры этикетных формул прощания.

Если вы пишете кому-то поздравление, то можете начать его с фразы «Дорогой/-ая [ИМЯ АДРЕСАТА]!».

Также важны этикетные формулы для ситуаций, когда вам нужно извиниться или поблагодарить кого-либо.

Этикетные формулы извинения и благодарности.

Этикетный диалог

Наше общение с разными людьми похоже на языковую игру. Мы строим наши разговоры по определенной схеме, которая позволяет нам построить диалог по общепринятой этикетной форме.

Этикетный диалог – диалог, состоящий из этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций.

Например, друг говорит вам: «Привет!».

Это фраза-стимул к началу диалога.

В ответ на нее вы должны произнести свою фразу-реакцию, например, повторить слово «привет» и сказать, что вы рады встрече.

Иллюстрация. Разговор

После подобных этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций вы переходите к свободному диалогу, в котором просто обмениваетесь информацией.

В конце разговора вы снова возвращаетесь к этикетному диалогу и произносите: «Пока!». На это ваш друг может ответить: «До встречи!», — завершив тем самым разговор.

Чтобы узнать русский речевой этикет еще ближе, посмотрите видео. Из него вы узнаете принятые в русском языке этикетные формулы для приветствия, прощания, извинения и благодарности.

Урок развития речи.

Этикетные диалоги.

Цели: дать понятие «диалог», научить составлять и

правильно оформлять этикетные диалоги;

развивать умение использовать в диалогах вежливые слова;

воспитывать культуру общения.

Оборудование: компьютер, экран, презентация.

Ход урока

I.Словарно – стилистическая работа.

ДиалОг. ДИа – «два»,

ДиалогИческий. лОгос – «слово» (греч.)

II. Изучение нового материала.

У с т н о: диалог – разговор двух и нескольких лиц.

1.О ф о р м л е н и е д и а л о г а: слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, перед ними ставится тире.

Н а п р и м е р:

Яма

— Яму копал? — Яма сыра?

— Копал. – Сыра.

— В яму упал? — Как голова?

— Упал. – Цела.

— В яме сидишь? — Значит, живой?

— Сижу. – Живой.

— Лестницу ждёшь? — Ну, я пошёл домой.

— Жду. (О.Григорьев.)

-Ребята, каких людей осуждает автор стихотворения?

Спишите и запомните это стихотворение.

2.Объяснение второй части о пунктуационном оформлении диалога.

Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

3.Творческое списывание (упражнение246)

Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения слова сказал, затем перепишите. Объясните, какую роль выполняет первое и второе тире в каждом предложении. Укажите предложения с обращением.

— Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? — — -Катя.

— К Пете. Он болен, — — -Ваня.

-А что с ним случилось? — — — Катя.

— Помогал соседке тушить пожар и обжёг руку,- — — Ваня.

— Ты к нему надолго? — — — Катя.

— На весь вечер, — — — Ваня.

С л о в а д л я с п р а в о к: спросить, ответить, проговорить, поинтересоваться, сказать.

Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? – спросила Катя.

— К Пете. Он болен, — ответил Ваня.

-А что с ним случилось? — поинтересовалась Катя.

— Помогал соседке тушить пожар и обжёг руку,- проговорился Ваня.

— Ты к нему надолго? — спросила Катя.

— На весь вечер, — сказал Ваня.

III. Закрепление изученного.

1.Диктант с последующей самопроверкой по записи на экране.

Говорит ежонку мать:

— Пора листья собирать.

А ежонок ёжится:

— Что-то мне неможется.

(С.Маршак.)

2.Творческое списывание.

Восстановите опущенные реплики.

— …

— Да, на юге.

-…

— В Крыму.

-…

— Конечно, видел! Купался в нём!

-…

— Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно!

3.Творческий диктант. Представьте себе: вы вспоминаете разговор со своим товарищем. На какие просьбы, советы, предложения вы могли бы услышать следующие ответы своего собеседника? Составьте диалоги, состоящие из двух реплик.

1. — …

— Конечно, помогу! О чём разговор?!

2.-…

— Спасибо! Обязательно прочитаю!

3.-…

— С удовольствием!

4.-…

— Сегодня, к сожалению, не могу… Никак!

На основе текстов творческого списывания и творческого диктанта сделайте вывод: для какого стиля характерен диалог?

5.Инсценирование разговора по телефону – подготовка к выполнению упражнения 249. Используются телефоны (мобильные).

В а р и а н т:

-Здравствуйте! Это говорит одноклассник Коли – Антон Рыбкин.

-Здравствуй, Антоша!

-Извините, пожалуйста, за беспокойство. Можно Колю?

-Секундочку.

-Благодарю Вас.

-Привет, Коля!

-Привет, Антон!

-Коля, помнишь, ты обещал дать мне книгу по дрессировке собак?

-Конечно, помню.

-Ты не мог бы принести её завтра в школу?

-Принесу.

-Спасибо, Коля! До свидания!

-До встречи!

6. Выполнение упражнения 249 (самостоятельно).

Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова:

Здравствуйте

До свидания

Спасибо

Благодарю

Извините

Пожалуйста

— Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Колю.

IV. Итог:

— Что такое диалог?

Диалог – разговор двух и нескольких лиц.

-Как оформить диалог?

Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, перед ними ставится тире.

Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

— Какие слова помогут составить этикетный диалог?

Вежливые слова:

Здравствуйте

До свидания

Спасибо

Благодарю

Извините

Пожалуйста

Ребята, не забывайте при составлении диалога о знаках препинания при обращении, помните, что слово п о ж а л у й с т а выделяется с двух сторон запятыми.

V. Домашнее задание упражнение 242, с.105-106, сделать сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.

Цели:

  • сформировать представление об этикетном диалоге;
  • создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
  • воспитывать  потребность в соблюдении правил поведения в обществе.     

Задачи:

  • выделить отличительные признаки этикетного диалога;
  • научиться различать этикетные и не этикетные диалоги.

Наглядные пособия и опоры:

  • плакат с изображением литературного героя из произведения Л. Лагина  «Старик Хоттабыч»,
  • карточки  с этикетными и не этикетными приветствиями,
  • карточки с заданиями для работы в группах,
  • разноцветные жетоны для  оценивания учащихся.

 Ход урока

Вступительное слово учителя (диалог с учениками)

– Доброе утро, ребята!  Вижу, что у вас хорошее настроение. Я права?

(Ответы  учеников).

– Я очень рада видеть вас. Надеюсь, юные друзья, что наша встреча будет интересной и полезной. А вы что думаете об этом?

(Ответы учеников)

Работа  по новой теме

Учитель:

– С чего мы начали урок?

С помощью наводящих вопросов, которые зависят от ответов учеников, от речевой ситуации, педагог получает желаемый ответ: УРОК НАЧАЛСЯ С ДИАЛОГА.

Речь сегодня пойдет о диалоге, рассуждая об этикете, мы будем учиться различать этикетные и не этикетные диалоги, а затем  составлять этикетные диалоги.

Надеюсь, что в конце нашего урока вы сможете ответить на проблемный вопрос: помогают ли этикетные диалоги в общении между людьми?

За работу на уроке  ученики будут получать жетоны   (красный – «5», зеленый – «4», синий – «3»).

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Беседа учителя о понятии «этикет»  по вопросам:

– Где вы встречались со словом «этикет»?

– Что называется этикетом?

– Должны ли мы соблюдать этикет?

Выясняется происхождение слова «этикет» и уточняется его значение,  для этого открывается запись на доске

Этикет (французское  etiguette – ярлык,  этикетка) – правила поведения в обществе, манеры, одежда, формы обращения и приветствий.

Учитель:

– Итак, этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, значит правильно вести диалог.

Беседа по вопросам:

– Что же такое диалог?                                                

– Чем отличается диалог от монолога?                 

– Как правильно оформить диалог на письме?         

– Из чего он состоит?  

– Сколько реплик может быть в диалоге?

– Всегда ли реплика сопровождается словами автора?

Затем предлагается работа с деформированной схемой диалога (запись схемы на доске).

– Р? –  а.             

Р          а.             

А:

Р.

– Р  –    .

Задание. Расставить недостающие знаки препинания, обосновать свой выбор.

Ученик, выполняющий задание у доски, объясняет постановку знаков препинания.

Учитель:

– С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого  и я начала разговор с вами.

(С приветствия)

На доске расположены карточки  с этикетными и не этикетными приветствиями.

Здра_ствуйте                                       зд_рово                       добрый веч_р

пр_вет                                                  добр_е утро                наше вам с кист_чкой

рад вас пр_ветствовать                      пр_ветик

Задания.

  1. Убрать не этикетные приветствия.
  2. Вставить  в словах пропущенные буквы.
  3. Прокомментировать пропущенные орфограммы.        

Учащиеся записывают эти слова в тетрадях, вставляя пропущенные буквы.

Несколько учеников по очереди работают со словами у доски.

Учитель задает вопрос:

– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

Послушайте, что об этом говорит Владимир Алексеевич Солоухин в своем стихотворении, которое так и называется «Здравствуйте».

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения В.А. Солоухина «Здравствуйте»

     Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
     Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Учитель:

– Вы изучаете английский язык и знаете, как звучит это приветствие  на английском языке (Hello!). 21 ноября  исполняется 35-ая годовщина «Хэлло Дэй». В этот день люди во всем мире, желающие отметить этот праздник, говорят приветливое «здравствуйте» десяти незнакомым людям. Почему же это слово получило такое уважение? Вот что думает об этом В. А. Солоухин.

Учитель продолжает чтение стихотворения «Здравствуйте»    

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья   прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель:

Если вы захотите поговорить с другом, как сможете привлечь его внимание?

(ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБРАЩЕНИЕ)

– Вы помните, с какими словами я обратилась к вам в начале урока?

(РЕБЯТА,  ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ!)

– Нужно ли при обращении использовать этикетные слова?

Педагог  предлагает прослушать диалог двух одноклассников – Вольки и Гоги – из книги Л.Лагина «Старик Хоттабыч» и определить, является ли диалог этикетным, обратить внимание на обращения.  Заранее подготовленные ученики читают диалог на фоне плаката с изображением Хоттабыча.

… Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:

– Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?

– Не старикашка, а старик. Это папин знакомый … из Ташкента.

– А вот ке-э-эк пойду к твоему папке да ке-э – эк расскажу про твои художества на экзамене!

– Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!

– Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя!

Самый настоящий псих!

Дети высказывают свои мнения.

Учитель предлагает группе учащихся (№ 1) исправить этот диалог на этикетный.

Остальных учащихся класса делит на две группы, давая каждой  группе индивидуальное задание.

Задание для 2 группы. Выберите фразы,  соответствующие правилам поведения во время беседы.

Задание для 3 группы. Выберите из предложенных фраз те, которые не соответствуют правилам поведения во время беседы.

Каждая фраза на отдельной карточке:

  • Говорите спокойно.
  • Говорите очень быстро, ведь вы можете куда-нибудь опоздать.
  • Если у вас плохое настроение, можно и нагрубить.
  • Не размахивайте излишне руками.
  • Подбирайте слова, чтобы не обидеть собеседника.   
  • Не обязательно слушать собеседника, если вам не интересно.
  • Говорите отчетливо, не спешите.
  • Умейте слушать другого.
  • Во время разговора вы можете кричать.
  • Разговаривая, машите руками, чтобы вас лучше поняли.
  • Если вам очень хочется что-то сказать, можете прервать собеседника.
  • Во время разговора не прерывайте собеседника.

Дети работают в группах.

Проверка выполненных заданий  в группах.

Группа № 1 зачитывает исправленный,  т.е. этикетный, диалог.

Группа № 2 озвучивает правила поведения, соответствующие этикету. 

Группа № 3 называет фразы, которые они посчитали не соответствующими этикету.

Минутка отдыха

Учащимся предлагается встать и выйти из-за парт.

Услышав фразу, соответствующую этикету, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Если выражение не соответствует этикету – потопать ногами.

Учитель произносит фразы:

– будьте любезны,                  – добрый вечер,

– благодарю вас,                     – отстань от меня,

– эй,  иди сюда,                       – надоело мне тебя слушать,

– уйди с дороги,                      – извини меня,

– пожалуйста,                          – прошу прощения.

Учитель.

– Сейчас очень распространенными стали диалоги по телефону. Нужно ли соблюдать этикет  во время телефонного разговора? (Ответы учеников).

Во время разговора  следует поздороваться, представиться и  не забывать о «вежливых» словах.

Сегодня мы вспоминали разные правила поведения в обществе (этикет). Послушайте стихотворение  «Пожалуйста, потише»  из передачи «Радионяня» и скажите, какое еще правило необходимо соблюдать во время  телефонного разговора, если вас окружают посторонние люди?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

– В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим, дождика все нет.
– Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише! Тсс! Тсс!
– В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,-
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.

После прослушивания ученики формулируют еще одно правило поведения при разговоре.

Учитель делает вывод:

Нельзя забывать о том, что рядом с нами находятся люди, которым совсем не интересно слушать про наши  личные дела.

Ролевая игра «Этикет».

Предлагаемые обстоятельства.

  1. Уступая место пожилому человеку, вы скажете …
  2. Вы получили подарок, который вам не совсем понравился, но при этом говорите …
  3. Вы случайно толкнули прохожего и скажете при этом …

Заключительная часть урока

Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу, и ответить на него.

Объяснение домашнего задания.

Упражнение № 239. Опишите изображенное на рисунке. Дайте детям имена. Включите в ваше описание диалог, употребляя вежливую форму обращения.

Выставление оценок с учетом полученных жетонов (красный – 5, зеленый – 4, синий – 3).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Водоносный горизонт как найти
  • Как найти лучший банк для кредита
  • Как исправить на ошибку 0х0000001
  • Как найти такие же видео в интернете
  • Как в exel найти поиск