Как составить этнографический маршрут коренные народы кубани

Что мы знаем
друг о друге?

Николай Иванович Бондарь
этнограф, кандидат исторических наук, работает на историческом
факультете Кубанского государственного университета.

Занимается проблемами этнографии и фольклора Кубани.
 

к содержанию раздела

Многообразен лик Земли: степь и горы, моря и леса, тундра, пустыни… Но
каждый уголок нашей планеты неповторим еще и благодаря народам,
проживающим здесь.

Биологическая и социокультурная природа человечества едина, но она
оригинальна в своих конкретных проявлениях. Почти каждый этнос (народ)
говорит на своем языке, имеет свои обычаи и обряды, нормы поведения,
запас как общечеловеческих, так и специфических, присущих только ему
знаний и опыта. Поэтому мы достаточно легко отличаем грузина от
армянина, грека от турка, эстонца от русского и т. д. Многообразие
этнических культур — это показатель неограниченных адаптивных
способностей людей к самым различным условиям и один из гарантов
сохранения человечества как вида.

Однако неоднородность культур порождает и проблемы, в том числе проблему
взаимопонимания, особенно актуальную в настоящее время, когда
интенсивность контактов между этносами резко возросла и стала
неизбежной. Первостепенное значение это имеет для территорий, где в силу
разных причин в непосредственном контакте оказались десятки генетически
неродственных этносов. Краснодарский край относится к периферии одного
из таких, причем наиболее полиэтничных в мире, регионов — Кавказа, а
точнее, Северного Кавказа. Современный этнический состав населения
Кубани начал складываться со второй половины XVIII века. Особенно
интенсивно эти процессы протекали во второй половине XIX века. Новый
всплеск их приходится на наше время — 70—80-е годы, что еще в большей
степени усилило этническую пестроту населения. В печати часто сообщается
о том, что на Кубани живут люди 115—120 национальностей. Это так, однако
следует иметь в виду, что в данной цифре учтены как отдельные, единичные
представители тех или иных народов, так и этнические общности различного
уровня, а подобное расширенное толкование многонациональности не только
не проясняет, но, наоборот, искажает реальную ситуацию. И вот почему.

Как известно, немногочисленные рассеянные группы, оказавшись в среде
другого этноса, достаточно быстро приспосабливаются к доминирующей
традиции. Национальные запросы в этом случае проявляются и
удовлетворяются на уровне семьи или индивидуума и общественных
интересов, как правило, не затрагивают. Этнические же группы, особенно
если они поселены компактно и относительно многочисленны от нескольких
тысяч и выше, представляют собой микрообщества (общество в обществе).
При этом культурные традиции носят не только семейно-индивидуальный, но
и общественный характер. Общественная значимость их может возрастать.
Последнее зависит от численности и однородности группы, характера
расселения и связей с метрополией (то есть республикой, государством,
где проживает основная часть данного этноса), а также от
социально-экономических и многих других условий. Такие процессы —
объективная закономерность, однако в случае стихийного развития они
могут стать дестабилизирующим фактором в регионе и протекать крайне
болезненно.

Этот краткий экскурс в теорию межнациональных отношений необходим для
того, чтобы подчеркнуть, что, обращаясь к вопросам многонациональности
Краснодарского края, мы должны иметь в виду прежде всего системные
образования — этносы (народы) и этнические группы. Таких системных
образований в крае насчитывается около двадцати, то есть Кубань можно
отнести к зонам повышенной этнической мозаичности.

Но что мы друг о друге знаем?

К сожалению, за последние пятьдесят лет в области этнографии в крае
сделано очень мало, и уровень информированности жителей о национальном
составе населения, истории и культуре основных этносов и этнических
групп чрезвычайно низок. Да и материалы, которые имеются в распоряжении
современных исследователей, неравноценны по широте охвата и содержанию,
а статистические данные явно недостаточны и в ретроспективе трудно
сопоставимы из-за неоднократных изменений
административно-территориальных границ. Тем не менее попытаемся дать
общую характеристику этнической ситуации и познакомить читателя с
некоторыми чертами самобытных традиционных культур народов, живущих на
кубанской земле.

В этнографии приняты различные виды классификации народов: по
хозяйственно-культурному типу, конфессиональной (религиозной)
принадлежности, языку и т. д. Для характеристики этнокультурной ситуации
в Краснодарском крае, на наш взгляд, наиболее удобна лингвистическая
классификация, позволяющая выделить родственные народы и показать общее
и особенное в их культуре.

СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

адыгейцы (самоназвание адыге), а также близкородственные им кабардинцы и
черкесы

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

русские, украинцы, белорусы, армяне, болгары, молдоване, курды…

АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

крымские татары, турки-месхетинцы

УРАЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

эстонцы

АФРАЗИЙСКАЯ (СЕМИТО-ХАМИТСКАЯ) СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

Ассирийцы

… Перечень народов Кубани можно продолжить, как можно продолжить и
перечисление белых пятен в их этнографии. Но ясно одно. Исторически
сложилось так, что в нашем крае в тесном соседстве оказались люди,
говорящие на разных языках, исповедующие разные религии и
придерживающиеся сходных или, наоборот, ровсем непохожих обычаев. Такое
соседство, несмотря на определенные сложности, бесспорно является
благом, поскольку создает условия для взаимного обмена опытом и
духовного обогащения — ведь культура каждого народа неповторима! Чтобы
сделать ее нашим общим достоянием, нужна большая просветительская и
научная работа, нужны и исследователи, в том числе из среды тех этносов
и этнических групп, что живут в крае. Целесообразно и создание на Кубани
специальной этнографической или этносоциологической службы.

Разумеется, сосуществование и взаимодействие различных народов подчинено
сложным закономерностям и имеет не только культурный аспект. Но не
подлежит сомнению, что тактичное и уважительное отношение к культурным
традициям друг друга — один из лучших путей к достижению
взаимопонимания. Вглядитесь в обряды, вслушайтесь в слова и мелодии, и
вы почувствуете что-то близкое и понятное — общечеловеческое: в русских
и адыгских, украинских и татарских, греческих и армянских и других
народных обычаях, песнях, пословицах запечатлены общие и вечные образы и
темы…

Кубанские областные ведомости (далее: КОВ)… 1867. 2 дек.

Сборник «Численность и состав населения СССР». М., 1985. С. 90.

Волкова  Н.  Г.  Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII —
начале XX века. М., 1974. С. 38.

Хан-Гирей. Черкесские предания // Русский вестник. 1841. Т. 2. Кн. 4-5.
С. 311.

Гадагатль А. М. Героический эпос Нарты и его генезис. Краснодар, 1967.

Кумахов М. А., Кумахова 3. Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос.
М., 1985.

Аутлев С. Ш. Историко-героическая поэзия//Адыгский фольклор. Кн. 2.
Майкоп, 1980. С. 73.

Налоев 3. М. К типологии «колыбельных для старцев»// Темы адыгейской
литературы и фольклора. Вып. 2. Майкоп, 1У79. С. 81—82.

Хут Ш. X. Классификация произведений адыгской народной музыки и
драмы//Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 4. Майкоп, 1984.
С. 40—41.

Кубанские станицы. М., 1967.

Концевич  Г. М. Чумаки в народных песнях

Кубанский курьер. 1911. 20 сент. 3 КОВ. 1873. № 9.

КОВ. 1875. 9 авг.; Государственный архив Краснодарского края (далее:
ГАКК), ф. 774, оп. 1, д. 130, л. 2.

ГАКК, ф. Р-1490, оп. 2, д. 8, л. 1. Данные переписи 1959 года приводятся
далее по этому же источнику.

Доброхотов О.П. Черноморское побережье Кавказа. Пг., 1916.

Кавказский календарь на 1881 г. Тифлис, 1880; То же на 1886 г. Тифлис,
1885.

Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. 5.

Первая  всеобщая  перепись населения Российской империи 1897 года.
Раздел «Кавказ». Спб., 1905. С. 212

Погасян Л.А. Армянская колония Армавир. Ереван, 1981. С. 21.

Дмитренко И.И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского
казачьего войска. Иванов П. Армавир//Кавказ. 1850. № 45;

Щербина Ф.А. История Армавира и черкесо-гаев. Екатеринодар, 1916.

Терланян Б. Г. Этнография амшенских армчн. Ереван, 1981. (На армян, яз.)

Сборник сведений о Кавказе. Т. 1. Тифлис, 1871. С. 288

Живило К. Народные приемы ухода за роженицами и новорожденными в
некоторых станицах Кубанской области // Сборник материалов для описания
племен и местностей Кавказа. Вып. 6. Тифлис, 1893. С. 36.

Улунян А. А. Экономическая, социальная и культурная жизнь греков в СССР
в 20-е — 30-е   годы // Балканские этюды. 1989. № 3. (На англ. яз.)

Герман А. В. Библиография о цыганах. Указатель книг и статей с 1870 по
1930 г. М., 1930; Образцы фольклора цыган-кэлдэрарей. М., 1981; Сказки и
песни, рожденные в дороге. Цыганский фольклор. М., 1985; и другие.

Шишмарев  В.  Ф. Романские поселения на юге России. Л., 1975. С. 89;
КОВ. 1905. 30 окт.

Бондарь Н. И., Куртаметова Ф. Н. Материалы по истории и традиционной
культуре крымских татар: в помощь работникам учреждений культуры края,
идеологическому активу. Краснодар, 1989.

Выйме Л. А. Эстонские поселения на Черноморском побережье Кавказа
(вторая половина XIX века—1929 год): Автореф. канд. дис… Таллинн,
1970;

Маамягп В. Эстонские поселения в СССР (1917—1940). Таллинн, 1976.


Комментариев нет — Ваш будет первым!


Окружающий мир,


вопрос задал zaiksalisa,


9 месяцев назад

Составьте маршрут этнографической экспедиции Коренные Народы Кубани
Срочно

Ответы на вопрос

Ответил Аноним





23

________________________

Приложения:

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Английский язык,
1 месяц назад

What questions can you ask a waiter when you are ordering a meal in a cafe? 3-5 приличных грамотных вопросика пожалуйста :)…

Русский язык,
1 месяц назад

Как написать сочинение по ГИА. Из каких основ состоит написание сочинения?  Прошу помогите, завтра ГИА (…

Математика,
9 месяцев назад

Що більше 540 мм чи 5,4 м? ​

Математика,
9 месяцев назад

Пожалуйста помогите!!??? Какое число надо × 7, чтобы произведение находилась в указанном интервале вопрос при помощи калькулятора запишите по пять Примеров для каждого случая. Выполните задания на…

Математика,
6 лет назад

Нарисуйте прямую, обозначьте её. Отметьте на ней точку, обозначьте её. Запишите обозначения прямой и полученных лучей. Помогите пожалуйста . Заранее спасибо…

История,
6 лет назад

Історія украіни допоможіть будь ласка тести з історії україни зно…

Густонаселенный, щедро наделенный природными ресурсами и благодатным климатом Краснодарский край, занимающий 41 место среди регионов России по площади (75 485 кв. км.), по статистике держит сегодня 3 место в стране по численности населения (5 603 420 чел.) после Москвы, и соответственно Московской области.

Основу многонациональной и многоязычной семьи народов (124 этноса), проживающих в этом южном российском регионе, составляют русские (4 522 962 чел.). В процентном соотношении доля русских жителей края составляет 86,54%.

Здесь проживает также 281 680 армян, что составляет 5,39% от общей численности жителей края, 83 746 украинцев (1,6%), 24 840 местных татар (0,48%), 22 595 понтийских греков (0,43%), 17 826 этических грузин (0, 34%), 16 890 белорусов (0,32%).

В крае большая диаспора адыгейцев, составляющая 13 834 (0,26%), цыган 12 920(0,25%), немцев 12 171(0,23%), азербайджанцев 10 165(0,19%), турок 8 527(0,16%), курдов 5 899(0,11%), черкесов 5 258(0,1%), молдаван 5 170(0,1%), езидов 5 023(0,1%).

Живут здесь лезгины и осетины, шапсуги и корейцы, ассирийцы и узбеки, чуваши и мордва, чеченцы и евреи, абхазы и болгары, аварцы и кабардинцы.


Русские

Русские – один из самых многочисленных европейских восточнославянских народов, главными чертами характера которых стали сострадание и милосердие, богатый духовный мир и почитание предков, ратную доблесть, традиционные семейные и религиозные православные ценности, они прислушиваются всегда к «голосу совести» и всегда тянутся к всеобщей справедливости.

На Кубани и краснодарской речке Белой русские жители образуют специфическую этнографическую группу историческую общность или сословие кубанских казаков. Большинство казаков являются православными, но есть здесь и старинные старообрядческие общины.

Казаки до революции, при русских императорах занимались охраной внешних рубежей государства. Сегодня они чтят старинные воинские традиции, готовят к службе будущих призывников, воспитывают их в духе патриотизма, поддерживают общественный порядок, охраняют важные инфраструктурные объекты.

Дом для новой семьи казаки строили совместно, что сплачивало сельских жителей. Убранство кухни включало красный угол, полка с иконами, украшенная вышитым рушником, печь, общий стол, лавки и полки, во второй комнате были сундуки с одеждой, комод, зеркало, другая мебель. В привычном интерьере кубанского дома издавна была рамка с важными семейными фотографиями.

У мужчин был повседневный и обязательно военный костюм, в число военного казачьего мундира входила суконная черкеска, широкие штаны из той же ткани, бешмет, башлык, кожаные сапоги и бурка.

Женщины одевались в широкую длинную юбку, отделанную вручную кружевом или вышивкой кофточку. По одежде, качеству ткани, отделке можно было сразу узнать о статусе ее владельца.

Основой рациона казачьих семей был хлеб из пшеницы, овощи и рыба, сало и мясо, любимыми блюдами издавна здесь считаются борщ с кислой капустой, галушки и вареники.

Казаки на Кубани всегда славились кроме военного дела своими талантливыми ремесленниками, умеющими работать с глиной и деревом, металлом и камнем. Здесь всегда было много гончаров и кузнецов, одни обеспечивали всю округу глиняной посудой, другие изготовляли домашнюю утварь и инструмент, холодное оружие и ковали коней.

Женщины ткали и пряли, шили и вышивали, девочек учили рукоделию с детства. Семьи казаков традиционно были большими, имели от 5 до 15 детей, за рожденного ребенка выдавались наделы земли, что позволяло кормить многочисленную родню. Разговаривают казаки на специфической смеси русского языка и украинских говоров.

Армяне

Местная армянская община является крупнейшей в России, здесь на Кубани армяне представлены тремя субэтническими группами. Одну из них образуют так называемые черкесогаи или закубанские армяне, они поселились здесь в период между X и XV вв. Их численность составляет 15% (до 100 тыс. чел.).

Вторую группу составляет старожильческая группа амшенских армян, переселившихся сюда в течение в 1860-1916 гг. из Турции. Основное их число тогда прибыло на Кубань из Трапезундского вилайета ослабленной уже к тому времени Османской империи. Амшенские армяне в подавляющем большинстве являются христианами-григорианами, они составляют 46% (до 300 тыс. чел.) армянской общины на Кубани.

Третью группу до 39% (до 250 тыс. чел.) составляют армяне-хемшилы, их называют «новыми поселенцами». Они являются мусульманами-суннитами и переселились сюда из Карабаха и Армении в 1960-1970 гг. В Краснодаре работает множество региональных организаций местной армянской общины, именно здесь находится центр епархии Армянской апостольской церкви.

Большинство армян проживают сегодня в Краснодаре и Сочинском округе, в г. Новороссийске и г. Туапсе, в г. Темрюке, г. Армавире и г. Анапе. В Туапсинском районе много армянских сел, с. Островская щель и с. Шаумян, с. Лермонтово и с. Тенгинка, с. Терзиян и с. Гойтх, с. Подхребтовое и с. Пляхо.

Украинцы

Формирование украинской общины на Кубани начинается в XVIII в., с 1792 г. началось массовое переселение сюда 32 тысяч черноморских казаков-украинцев. Позже, в 1809-1811 гг. и, соответственно в 1820-1825 гг. на плодородные кубанские земли переселились, сначала 41 534 украинцев, затем 48 392 азовских казаков украинского происхождения из Черниговской и Полтавской губерний.

К концу XIX столетия украинцы составляли практически половину населения Кубани. В дальнейшем в Гражданскую войну 1917-1922 гг. и советские годы количество приезжающих сюда украинцев только увеличивалось. Переселение на Кубань родственного славянского украинского этноса не слишком сказался на процессе их ассимиляции, традиции, религия православие, обычаи и обряды имели схожие черты и не вызывали конфликтов.

Межэтнические границы постепенно стирались, культуры взаимно проникали, народ быстро становился двуязычным, объединению русского и украинского этносов на Кубани способствовали единые казачьи традиции.

Со временем местные украинцы стали называть себя не иначе, как «кубанскими хохлами» и определяли свою этничность промежуточной между русскими и украинцами. Язык украинцев тоже претерпел некоторые изменения и воспринимался как «балачка», совместный «казачий язык», ставший диалектом русского языка, включающим много украинизмов. Культура местных кубанских украинцев постепенно оторвалась от единого украинского массива и претерпела заметное влияние русской культуры.

Татары

Отдельная старорусская этническая общность кубанских татар, которых часто называют кубанским ногайцами или ногайскими татарами активно формировалась в XVI-XVIII вв. По словам местного армавирского краеведа Е. М. Иванова «в 1911 г. в Армавире проживало около 400 человек магометанской веры, устойчиво именовавших себя «татарами».

Тогда же отстроена «татарская мечеть» с высоким трехэтажным минаретом. Рядом находилась одноэтажная постройка «мусульманского училища». Известно также имя первого вероучителя муллы Г. К. Байгильдеева. Большинство татар, обосновавшихся в разное время на Кубани, были казанскими, но были среди них и крымские.

В большинстве своем местные татары жили скромно, занимались частным извозом, торговлей подержанной утварью и вещами, некоторые были на военной и государственной службе. При мечетях открывались бесплатные школы, где обучались чтению Корана, грамоте и счету татарские дети.

Одежда и обычаи кубанских татар полностью схожи с традиционной татарской культурой, отмечался трехдневный праздник Байрам, вся община посещала мечеть. Сегодня старинные татарские традиции активно возрождаются, проходят фестивали татарской культуры, возобновляется деятельность религиозных и культурных тюркоязычных организаций.

Греки

Одним из старейших этносов Кубани являются греки. В VI в. до н. э. в Северном Причерноморье появились первые греческие города-государства, позже объединившиеся в могущественное Боспорское царство. Через эти города античные греки вели торговлю со скифами и меотами. Основу местной кубанской греческой общины составляют греки-понтийцы, пришедшие сюда из турецкой Анатолии в XIX в.

С собой они принесли культуру возделывания табака и винограда, занимались торговлей. Культура их отличалась от эллинской, и в ней заметно влияние традиций турок и славян. Все обряды греков-понтийцев обязательно содержат элементы культа огня, светоносного и необходимого природе животворящего начала.

Грузины

Археологические находки (клады старинных грузинских монет) рассказывают о пребывании богатых и зажиточных грузин на Кубани с 1227 г. Тогда грузинское влияние простиралось на всей территории между Черным и Каспийским морями до Хазарии. Здесь также найдены средневековые грузинские городища и несколько древних церквей. С возникновением коммерческого центра крупного села Армавир присутствие грузинских торговцев здесь становится постоянным.

Грузины занимались торговлей, содержанием гостиниц и бань, постоялых дворов и трактиров, ресторанов, буфетов и шашлычных, были владельцами местных пивоварен и заводов, откликались на благотворительные проекты, жертвовали деньги на строительство церквей.

Адыгейцы

Самоназвание самобытного народа адыгейцев, родственных им северокавказских этносов черкесов и кабардинцев — адыгэ. Этот древний горный народ издавна жил на Кубани, так называемая Майкопская археологическая культура датируется III тыс. до н. э. Далее в I тыс. до н. э. оформилась этническая общность меотов, которых многие специалисты считают предками адыгов. Предки адыгейцев даже при Великом переселении народов (V-IX вв.), при диктате Золотой орды и нашествии Тимура, набегах Крымского ханства и натиске османидов смогли сохранить свою яркую и самобытную культуру.

Адыги, или «закубанские черкесы» обратились за помощью к России и приняли ее подданство. Их дома группами располагались у подножия гор, адыги разводи скот, особенно коней, сеяли хлеб, разводили сады.

В связи с особым и весьма выгодным геополитическим положением кубанских земель здесь во все времена наблюдались активные миграции разных народов. Многие этносы исторически обживали этот благодатный край, население его постоянно увеличивалось, и характерной особенностью данной территории стала ее сложившаяся веками традиционная полиэтничность и многонациональность.

Кубань — войны, народы, нации: кто населяет Краснодарский край

Краснодарский край — регион многонациональный. Территория Кубани была заселена с древнейших времен. Кто, когда и откуда приходил на эту землю — об этом сегодня и расскажем.

Греки против кочевников

По Кубани проходят два важнейших пути миграции человечества: Азия — Европа и Азия — Северная Африка. Поэтому первые следы человеческой деятельности на территории региона датируются 2 млн лет до н. э. — это эпоха палеолита (стоянка Кермек, Таманский полуостров). Также есть следы пребывания людей, живших здесь 1,5 млн лет тому назад и более поздние.

Многие местные пещеры служили домом неандертальцам, а также людям позднего палеолита и каменного века. Из эпохи энеолита до нас дошли обломки первой керамической посуды. В эпоху поздней бронзы Кубань населяли протомеоты, а затем меоты.

С 480 года до н.э. начался почти тысячелетний период существования Боспорского царства, которое возникло из греческих колоний на Кубани и в Крыму. Столица этого государства находилась в районе современной Керчи. На севере территория царства простиралась до современных Таганрога и Ростова-на-Дону. В предгорных районах Кубани в это время сменяли друг друга кочевые племена — первыми были готы, которые существенно разграбили Горгиппию (Анапа) и ряд других городов. В 230—240 годы Боспорское царство регулярно терпело набеги готского союза племен.

Затем с востока пришли аланы, но ненадолго. Ощутимого ущерба греческому царству они не нанесли. В 250-е годы снова явились готы в союзе с племенем боранов, которые даже использовали захваченные приморские города как базы для морских походов. В IV веке Боспорское государство обращается к Риму с просьбой в обмен на щедрое ежегодное вознаграждение защитить их границы от набегов. Однако Рим сам в это время страдал от натиска варваров и помочь не смог.

В эпоху завоевательных походов гуннов Боспорскому царству повезло — гунны прошли намного севернее и сразу направились в Болгарию, а уже оттуда в Западную Европу. В итоге во второй половине V века боспорцы без кровопролития признали свою зависимость от гуннов и платили им ежегодную дань. После распада союза кочевников Боспорское царство досталось гуннскому племени утигуров, которые спустя время смешались с населением царства и переняли образ жизни греков.

В 520—530 годы Боспорское царство было захвачено Византией и окончательно потеряло независимость. Но вхождение в состав империи прошло достаточно безболезненно. И наконец в 576 году территорию от современной Грузии и до Крыма завоевывает Тюркский каганат.

01

Фото alternathistory.com

Средневековый хаос

Тюркский каганат недолго хозяйничал на Кубани. Уже в 631 году хан Кубрат объединяет булгарские племена, и на территории от Черного до Каспийского морей появилось государство Великая Булгария. Оно не имело четких границ, но степная и приазовская часть будущего Краснодарского края, включая Тамань, точно входили в Булгарию. Столица находилась в Фанагории на Таманском полуострове.

Но в 665 году хан Кубрат умирает, и союз племен, которые он смог объединить, разваливается. Этим воспользовались хазары — они наголову разбили войска всех пятерых сыновей Кубрата, которые держались поодиночке, а потом сделали их своими данниками.

Три века Хазарский каганат был хозяином Кубани. И только в 965 году киевский князь Святослав смог разгромить хазар, что дало ему возможность основать вассальное Киеву Тмутараканское княжество, с центром в Тмутаракини (ранее  — греческая и хазарская Таматарха) на месте  сегодняшней Тамани.

Кстати, именно в это период впервые в исторических хрониках появляются племена адыгов, правда, под названием «касоги».

Тмутараканское княжество просуществовало вплоть до монголо-татарского нашествия и было поглощено Золотой Ордой в 1243—1248 годы.

Следует упомянуть, что в течение полутора столетий существования Тмутаракани,  как русского княжества, она была своего рода местом ссылки для неугодных князей. Впрочем, иногда туда отправляли править младших сыновей великих князей.

Завоевания Золотой Орды

После завоевательных походов монголо-татар значительная часть Евразии была  разделена на так называемые «улусы» — большие территориальные образования, номинально подчиненные верховному правителю монголов, но фактически независимые.

Территорию Кубани в 1237 году захватил чингизид Бату-хан,  вошедший в  русские  летописи, как Батый. Кубань вошла в улус Джучи. Накануне монгольского нашествия в регионе процветало скотоводство и земледелие, которым  занимались кочевые кипчаки и оседлые адыги и аланы. Под  натиском  монголов большинство уцелевших кипчаков  бежало  на  запад, а адыги и аланы переселились в труднодоступные горные и плавневые районы.

Обложенные ордынскими податями Кубань и Кавказ стремительно беднели, местное население убывало, города так и не смогли восстановиться после разорения.  А еще через сто лет — в 1395-1396 годах — Кубань и Кавказ  оказались на пути походов воевавшего с Золотой ордой Тамерлана, что обернулось очередным  разорением этих  земель и населявших  их  народов.

02

Старый Крым. Фото regnum.ru

Крым и Османская империя

После окончательного распада Золотой Орды территория Кубани попадает под власть Крымского ханства (примерно с 1441 года). В 1475 году Османская Империя взяла под свой протекторат города Анапу и Суджук-Кале (Новороссийск). Началась османская эпоха. В 1501 году турки организовали карательный поход вглубь Кубани и к предгорьям Кавказа. Цель — устрашить и привести к покорности черкесские племена.

В 1510-х годах османы основали несколько укреплений вдоль реки Кубань, сделав их центрами обменной торговли и распространения ислама. На месте современного Славянска-на-Кубани воздвигли форт Ачу, возле Крымска построили крепость Адда, был восстановлен Темрюк. Однако черкесы не особо радовались такому соседству и периодически совершали набеги. Иногда они были настолько успешными, что нападавшие добирались до крымского Херсона.

Турки правили только вблизи своих крепостей — в степях кочевали независимые ногайцы, а в горах власть турок черкесы признавали только на бумаге.

Османская Империя поставила цель завладеть Черноморским побережьем — была захвачена генуэзская крепость Мавролако, которую переименовали в Геленджик, что в переводе означает «невеста», потому что там был крупнейший рынок невольниц и рабынь.

Вплоть до начала серии русско-турецких войн Османская империя пыталась укреплять свое влияние  в  регионе. Для  этого  турки старались лишить степных ногайцев мобильности,  сделав  их  оседлыми и  расселив  вблизи своих крепостей. А закубанских черкесов турецкие эмиссары стравливали между собой, чтобы вражда между  кланами и племенами мешала им объединяться для серьезных набегов на  турок.

От Петра до Екатерины

С 1686 года начинается долгая эпоха русско-турецких войн за выход нашей страны к Черному морю, а также завоевание Крыма — тогдашнего вассала и союзника османов. Всего войн было пять: 1686—1700, 1710—1713, 1735—1739, 1768—1774 и 1787—1791 годов. Из всех Россия проиграла только первую. Каждый военный конфликт приближал империю к решению трех важнейших целей, поставленных еще Петром I: выход к Черному морю, ликвидация Крымского ханства, враждебного по отношению к России, и безопасность южных рубежей государства. Большое значение имело решение следующего вопроса — кто из противников сможет привлечь на свою сторону ногайцев и черкесов Кубани?

03

Подписание Екатериной II Жалованной грамоты войску Черноморскому. Фото felicina.ru

Кубань казачья

По итогам русско-турецкой войны 1768—1774 годов Россия получила выход к Черному морю и Крым. Еще через 10 лет было ликвидировано Крымское ханство. Земли Северного Прикубанья вместе ногайскими племенами стали российскими. Для развития территории и защиты южных рубежей в 1791—1793 годах началось переселение запорожских казаков на Кубань. Эти земли им были дарованы манифестом Екатерины II.

В 1793 году на Кубань переселилось около 25 тыс. запорожских казаков. Помимо запорожцев, в новую область получили назначение казаки Кубанского полка (потомки донских и волжских казаков), часть Екатеринославского казачьего войска, Хоперский полк (с Дона), и остатки «некрасовцев» из Воронежской губернии.

Помимо представителей казачьего сословия, всю первую половину XIX века на новые земли переселяли государственных крестьян из центральной части России, кантонистов, отставных солдат, пленных поляков и крещенных калмыков. В 1852 году на Кубань пришла и часть азовских казаков.

Где-то с 1810—1820 годов начали вести оседлый образ жизни лояльные империи, ногайские племена. Постепенно создавались мирные взаимотношения между казаками и адыгами. В регионе появились общины греков и черкесских армян.

Итог — к 1850 году этнографическая карта региона была пестрой как лоскутное одеяло. С середины XIX века появляются поселения немецких колонистов. Они жили обособленно, их деревни можно было узнать по наличию кирхи и по особому европейскому типу жилищ.

С конца XVIII века сюда стали активно переселяться армяне. В 1839 году ими был основан город Армавир. Также армянские поселенцы обосновались в районах станиц Гривенскаой Новоджерелиевской, Переясловской.

Еще одну большую волну миграции Кубань пережила после отмены крепостного права. По некоторым подсчетам к 1900 году население области составило около 2 млн человек. И хотя многие историки считают эту цифру сильно завышенной, никто не  отрицает  резкого миграционного прироста населения  региона в последней  четверти  девятнадцатого столетия.

А что сегодня?

Официально на Кубани в ушедшем году проживало 5 млн 681 тыс. 982 человека. Однако 1 декабря 2021 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил общественности, что по предварительным итогам последней всероссийской переписи населения в регионе проживает 7 млн 130 тыс. человек (уточненные данные переписи будут обнародованы в конце 2022 года).

Таким образом, даже по самым приблизительным данным, Кубань — на третьем месте среди регионов Российской Федерации по количеству жителей. Впереди только Москва и Московская область.

Национальный состав населения края сегодня  таков (данные 2010 год):

— русские — 86,54%;

— армяне — 5,39%;

— украинцы — 1,6%;

— татары — 0,48%;

— греки — 0,43%;

— грузины — 0,34%;

— белорусы — 0,32;

— адыги — 0,26%;

— цыгане — 0,25%;

— российские немцы — 0,23%;

— азербайджанцы — 0,19%;

— турки — 0,16%;

— курды — 0,11%;

— молдаване — 0,10%;

— езиды — 0,10%.

Всего же, согласно данным нескольких всероссийских переписей населения, на Кубани проживают представители 51 национальности.

Народы Краснодарского края: традиции, пословицы, обычаи

Краснодарский край, это огромнейший, многонациональный регион, на территории которого бок о бок проживают больше ста пятидесяти народностей. Это русские, греки, армяне, цыгане, татары, украинцы, белорусы, грузины, азербайджанцы, адыгейцы и другие. Есть также иностранцы: немцы, турки, итальянцы, чехи, американцы и выходцы из африканских стран. И во всем этом национальном калейдоскопе, также проживают коренные народы Краснодарского края, это шапсуги, натухайцы, ассирийцы и другие.

Шапсуги, одна из древних народностей, живущая на территории Адыгеи и Краснодарского края, в основном города Туапсе и окрестности, Лазаревский район Сочи. Эти территории раньше назывались Шапсугия, и шапсуги были самым крупным из адыгских племен. Родной язык адыгейский с шампсугским диалектом. Натухайцы, еще одна народность адыгейского племени. Территория Натухай раньше это полуостров Таманский и восточная часть Азовского побережья. Досконально точную цифру проживающих на Кубани шапсугов и натухайцев назвать сложно, так как при переписи населения все они записаны как адыгейцы. Ассирийцы, поселились в этих краях в 1914-18гг., бежав из Турции во время первой мировой войны.

Теперь немного подробнее о численности проживающих народов.

Русские

Русских на Кубани восемьдесят семь процентов от всех имеющихся здесь национальностей.

Украинцы

Вторая после армян по численности народность, проживающая на Кубани, более ста тридцати тысяч. Большая часть украинцев проживает в Ейске, Темрюке и окрестностях.

Греки

Греческая миграция в Россию началась в 1828 году, после изданного императрицей указа, о заселении греков в Азовской области. В Краснодарском крае греков больше всего в Анапе, поселке Витязево, Геленджике и поселках Кабардинка и Адербиевка, в городах Краснодаре, Абинске и других. Всего в Краснодарском районе проживает больше тридцати тысяч греков.

Армяне

Армяне занимают второе место после русских, по численности народов, заселяющих Кубань. Здесь проживает около семисот тысяч армян, в основном это города Новороссийск, Краснодар, Армавир, Сочи, Анапа, Туапсе, Темрюк и прилегающие к ним поселки. Последнее миграционное течение армянского населения происходило во времена распада СССР.

Цыгане

Кубанские влахи относятся к этнической группе цыган. На территории Кубани проживает около двадцати четырех тысяч этой диаспоры. Территориально живут в основном в Прикубанском округе.

Татары

Эта народность появилась в Краснодарском крае еще в эпоху Золотой орды. Сейчас Кубань насчитывает около тридцати пяти тысяч татар. Ареал проживания — это города Сочи, Краснодар и окрестности.

Белорусы

В Краснодарском крае более тридцати четырех тысяч жителей белорусской национальности. Самая большая диаспора белорусов находится в городе Сочи, также это Горячий ключ и Анапа.

Грузины

Грузин на Кубани проживает больше двадцати тысяч, это Краснодар, Сочи. Большая часть, переселенцы из Абхазии.

Краснодарский край имеет очень древнюю историю, первые поселения неандертальцев в этих местах были еще два миллиона лет назад, в эпоху палеолита на полуострове Таманском. Далее в бронзовом веке это были племена ямной и майкопской культур, затем, северокавказская и дольменная культуры. Потом появились меоты, племена о которых есть первые письмена. На побережье черноморья обнаружились греческие колонии, которые потом вошли в Боспорское царство. В Средние века на территории Кубани образовывается Великая Булгария, столицей которой стал город Фанагория. До середины десятого века Кубань была под Хазарией, далее перешла в Киевскую Русь благодаря князю Святославу и здесь было известное княжество Тмутаракань. Позже, в конце одиннадцатого века Тмутаракань отошла Византии. Еще позже, территория Кубани попала под иго Золотой Орды, была под Крымским ханством, Черкесской и Османской империями. И наконец, в апреле 1783 года была присоединена вместе с полуостровом Тамань к Российской империи по приказу императрицы Екатерины второй. Во время кавказской войны Россия потеснила Османскую империю и крепко заняла позиции на черноморье. 1783 год – северное Прикубанье где обосновалось Крымское ханство с нагаями (кочевое племя) перешло в состав России. Для защиты территории сюда переселились черноморские казаки. После революции семнадцатого года здесь была Народная Кубанская республика. В советскую эпоху Краснодарский край пережил массовый голодомор. Во время войны с фашистскими захватчиками более полумиллиона местных жителей погибли, сражаясь за Родину. 

Все народы Краснодарского края живут бок о бок дружно уже много лет, толерантно относятся к религиям, культурным традициям и обычаям друг друга. В общей жизни Кубани присутствует много традиций, национальных блюд, культурных и архитектурных наследий, и все они мирно граничат на территории одного края. Как например:

Армянский народ

На Кубани проживает больше всего армян в России, здесь осела самая большая община этого народа.  Поселения армян известны в этих краях еще с первого века до нашей эры, это были легионы воинов Тиграна Великого, которые охраняли подходы к царству Понтийскому.  В Краснодарском крае находится больше двадцати армянских церквей и несколько сотен армянских поселков.

Армянский народ Кубанских краев можно разделить на три субэтнических вида, это армяне закубанские или черкессогаи, которые населили эти территории еще в десятом-пятнадцатом веках, они составляют пятнадцать процентов от общего числа всех краснодарских армян. Армяне амшенские, населили эти места между 1860 годом и 1916, это сорок шесть процентов армянской общины. И наконец, переселенцы, или новые армяне, беженцы из разных регионов Закавказья и бывших республик Советского союза, охваченных военными конфликтами. Это тридцать восемь процентов от общего населения армян. В 1925 году на территории Кубани был образован национальный армянский район, его центром стало село Елисаветпольское. Позже, приставка национальный была упразднена, и район был просто армянский, и центром стало село Черниговское. А в 53-м году район был просто поделен между соседними районами. Больше всего армян проживает на территории городов Краснодар (где находится епархия армянской апостольной церкви), Новороссийск, Сочи, Темрюк, Туапсе, Армавир и Анапа. На Кубани больше пятнадцати армянских соборов, церквей и часовен. Религия христианство, языки армянский и русский.  На армянском говорят в основном дома среди близких, в остальных местах на русском, с местным акцентов. Действуют союзы, общины, различные общества армянского народа. Также воскресные армянские школы, фольклорные кружки, чтобы молодежь не забыла культуру своего народа. Община армян очень древняя и крепкая, в ней много известных и выдающихся личностей. Как в Краснодарском крае, так и по всей России прижилась армянская кухня, работает много заведений общепита с армянскими блюдами. Кухня этого народа самая древняя на просторах Закавказья, используется много ароматных специй. Это знаменитый армянский шашлык, рубленная баранина толма, вяленная говядина бастурма, плов, множество кисломолочных продуктов, вкуснейший армянский лаваш. Армяне, по своей натуре отличные предприниматели, им принадлежит много ресторанов, шашлычных и не только. Отличительная черта нации, это щедро и изобильно накрытые столы в любые, даже очень сложные времена и собирать за столом всю родню, включая самых дальних родственников. А традиция дарить под Новый год подарки в подвешенных у дымохода вязаных носках, очень древняя армянская традиция.

narody-krasnodarskogo-kraya

Украинский народ

Украинская община начала формироваться в Краснодарском крае еще в восемнадцатом веке. Императрица Екатерина вторая преподнесла эти земли в подарок запорожским казакам, за их активную деятельность в турко-русской войне. Войско получило новое название, Казачье черноморское войско. После раскола Российской империи, на землях Кубани образовалась независимая Кубанская республика и началась украинизация. Школы и прочие учебные заведения края переводились на украинский язык, внутренняя политика ориентирована на Украину. С тридцатых годов украинизацию сменила русификация, большую роль сыграл указ императора Александра второго о запрете украинского языка, голодомор выкосивший большую часть украинцев на Кубани, а также репрессии, направленные на принудительное переселение. Но несмотря на русификацию, украинская культура продолжает жить в Краснодарском крае по сей день, во многом благодаря Обществу украинцев на Кубани. В Краснодаре каждый год проходит конкурс на чтение стихов великого кобзаря Шевченко, проводится обучение игре на бандуре в знаменитой кобзарской школе, также в этом городе есть памятник украинскому поэту. Украинские народные песни и музыку не дают забыть проживающему в Краснодарском крае украинскому народу козачьи Кубанский хор, который проводит различные музыкальные фестивали, как Кубанский казачок и другие.

Религия у большинства проживающего на Кубани украинского народа, православие. Язык, украинский или балачка, суржик (смесь говоров казаков Терека, Дона и Кубани). Традиционные блюда кухонь разных народов, в том числе и украинской перемешались друг с другом в Краснодарском крае. Борщ, голубцы, сало, нашпигованное чесноком и окуренное дымком, галушки и вареники прекрасно соседствуют с пловом и чебуреками. В семьях у казаков правит домострой, соблюдаются все важные церковные, календарные и семейные праздники. На большое событие принято закалывать кабана.

narodyi-krasnodarskogo-kraya

Греческий народ

Еще знаменитый Пушкин, описывая в стихах свои впечатления о поездке на Кавказ, говорил, что он младую гречанку страстно полюбил… Основное название части Кубанских греков, ромейкос и православным вероисповеданием. Вторая часть носит название урумы, которые еще до поселения на Кубанских землях приняли ислам и перешли на турецкий язык. Нынешний греческий народ Краснодарского края, это переселенцы с турецких земель, с собой греки принесли на свою новую Родину культуру выращивания табака. На территории Кубани греки вели очень успешную торговлю, занимались земледелием и скотоводством, вкладывали деньги в промышленность.

Греческая кухня, впитавшая в себя в свое время много турецких и итальянских рецептов, прижилась в Краснодарском крае, и очень популярна как среди местного населения, так и среди гостей. Знаменитый греческий салат, невероятно простой в своем приготовлении, но в то же время такой необычный и удивительно вкусный. Шашлычки на шпажках из креветок, гаридос под фирменным соусом и телячьи медальоны с грибным соусом, мосхари оскар.

В Краснодарском крае с 1990 года ведет деятельность греческая общественная организация Понтос, которая занимается сохранением национальной греческой культуры, обычаев, традиций, языка и исскуства.

Черкесский народ

Начало формированию народа черкессов (адыгов) положили бесленеевцы, это ответвление племени адыгов в Закубанье. Они храбро защищали свои земли от постоянных набегов турок, калмыков и множества других врагов, пытающихся поработить их и завоевать плодородные земли Кубани. Племена бесленевцев всегда душевно принимали в свои поселение бежавших из вражеских племен и попросивших приюта и защиты. Племена постепенно смешивались друг с другом, грани различий стирались, появлялось много аулов. И наконец, сформировалась народность черкессов, имеющая свой кабардино-черкесский язык и религию ислам суннитского направления.

Черкессы всегда занимались скотоводством, земледелием, птицеводством, и это передалось на их разнообразие кухонных блюд, где основное место занимает мясо. Притом, разделка мяса осуществляется строго по правилам, по анатомическому строению чтобы, туша не теряла форму, а потом мясо делится по старшинству между членами семьи.

В Краснодарском крае находятся, общественная организация Адыга хасэ, центр Адыгской культуры, которые поддерживают традиции и культуру адыгов среди молодежи.

У каждого народа существуют свои традиции и обычаи. У черкессов, например, по обычаю любой приезжий, даже из числа врагов на тот момент, может въехать в любое подворье и провести несколько дней в кунацкой. Хозяин не имеет права отказать в гостеприимстве, за это было суровое наказание. Для греков день именин важнее чем день рождения, отмечают именины в памятный день Святого, в честь которого, человеку дали имя при крещении. У украинцев на Сочельник перед Рождеством при приготовлении двенадцати постных блюд, есть обычай, класть монетку в вареники, кому она попадется, будет удачлив весь следующий год. У армян национальная традиция изготовления коньяка и виноделие. И так у каждого народа, есть что-то свое особенное.

То же самое, можно сказать о пословицах, поговорках, народных сказках. Многие, из которых применимы и в наше время. Армянская пословица: Лжецу и в правде не верят. Пословица украинского народа: Без семьи и своего рода, нет нации и народа.  И так у каждого народа есть подобные высказывания, которые были приемлемы раньше, сейчас и будет актуальны всегда.

В регионе много диаспор и обществ разных народов Краснодарского края. Это диаспора йезидов; азербайджанская диаспора; община Кубанских абхазов; китайская диаспора; немецкое общество Краснодара и другие.

Отдельно стоит отметить казачье общество. Казаки неустанно хранят и блюдут свои традиции и культурные ценности, и передают из поколения в поколение. На первом месте у них всегда стояло православие, и неукоснительное соблюдение заповедей Божьих. Прием пищи никогда не начинается без произнесения молитвы. В семьях большое уважение к старшим, к родителям обращение на вы. Кубанский говор, это смесь украинского и южнорусского языков.

Казаки и по сей день сохранили большую часть своих обычаев и традиций. Например, на свадьбах до сих пор воруют невест, на масленицу водят хороводы, поют колядки и гадают на суженого ряженого. На Кубани больше двадцати творческих казачьих коллективов, благодаря которым через обучение молодого поколения песням, танцам, музыке, сохраняется культура и искусство казачьего общества. Во всех школах Краснодарского края открыты казачьи классы, где юное поколение изучают историю своего народа, православную культуру и традиции. А крещение детей, это одно из самых важных событий в жизни любого казака. Это таинство занимает главную ступень в православии и испокон веков казаки очень ответственно относились к нему, выбирая ребенку крестных.

Также, на территории Кубани есть туристические комплексы, которые хорошо отражают повседневный быт и культуру народов Краснодарского края. Как например, в Тамани казачья станица Атамань; в поселке Сукко настоящая африканская деревня; в Фадеево черкесский аул; полностью в греческой стилистике поселок Витязево; конное шоу свадьба в Малиновке в Абрау Дюрсо и другие. Посетив их, можно окунуть в атмосферу того или иного народа населяющих Кубанские земли.

ВНИМАНИЕ: Полное или частичное использование статьи для написания школьных и студенческих работ, платное — 50 рублей. Оплата производится на карту Сбербанка 5469400905046129

Читайте так же:

Полезные ископаемые Краснодарского края

Река Кубань

Лучшие для переезда города Краснодарского края

Реки Краснодарского края

Районы Краснодарского края

Грибы Краснодарского края

Моря Краснодарского края

Термальные источники Краснодарского Края

Где находится Гуамское ущелье

Станицы Краснодарского края

Природные ресурсы Краснодарского края

Озера Краснодарского края

Станица Павловская

Станица Ленинградская

Поселки Краснодарского края

Лучшие курорты Краснодарского края

Улицы Краснодара

Животные Краснодарского края

Природа Краснодарского края

Птицы Краснодарского края

Население Краснодарского края

Заводы Краснодарского края

Сельское хозяйство Краснодарского края

Дороги Краснодарского края

Ледовый каток в Краснодаре

Термальные источники Мостовской

Красная книга Краснодарского края

Растения Краснодарского края

Хутора Краснодарского края

Когда откроют аэропорт Краснодар

Можно ли ехать в Краснодарский край

Как добраться из Краснодара в Абхазию

Новогодняя программа Краснодар

Елочные базары в Краснодаре

Где находится главная елка Краснодара

Как добраться из Москвы в Краснодар

Народы России

Как добраться из Сочи в Краснодар

Экскурсии из Краснодара

Когда откроется Японский сад в Краснодаре

Как добраться из Краснодара в Темрюк

Японский сад в Краснодаре

Как добраться из Краснодара в Тамань

Как добраться из Краснодара в Ялту

Как добраться из Краснодара в Евпаторию

Экскурсии в Краснодаре 2023

Как добраться из Краснодара в Бухту Инал

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти причину аллергического ринита
  • Украли мой айфон как найти
  • Как найти радиус зная площадь 6 класс
  • Как составить свой тариф в мтс
  • Найдите способ как разрушить скалистые затворы