Как составить фабулу произведения

Как придумать сюжетВ любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.

Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился – умер).

Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье “Что такое сюжет”.

Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой – с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.

Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу

В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» – элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».

Рассмотрим фазы дуги подробнее.

1. Стазис – по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в обычном (или выдуманном) мире. Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» – в развитие, через первый импульс.

2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.

Импульсом может быть все, что угодно, – давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.

Как придумать фабулу книги

3. Цель – следствие импульса.

Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.

Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.

4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.

Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.

Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:

а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;

б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;

в) она должна быть реалистичной, логичной, правдоподобной, естественно вытекающей из обстоятельств.

И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.

5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.

Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» – это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание ответственности за поступок (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.

Как придумать сюжет книги6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.

Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.

7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.

Поворот должен быть:

а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф – зараза, а работа крайне нужна);

б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;

в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.

Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»

Сборник статей Работа над книгой

Сборник статей «Работа над книгой»

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.

Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.

Что такое восьмипунктовая дугаКак применять восьмипунктовую дугу в написании книги

Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его композиционной части. Таким образом, дуги могут быть:

  • главными – история в целом;
  • большими – части, главы;
  • малыми – сцены.

Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.

Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.

Фабула – это пересказ основных событий произведения в хронологическом порядке и без художественных отступлений, только действия и факты. Это сама суть истории, но не ее сюжет. Фабула – это сама сюжетная схема событий и поступков героев в художественном произведении.

Фабула

Термин пришел к нам из латыни «fābulа», что означает буквально «повествование, история, басня». В дальнейшем, словом «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению.

Содержание

  1. Основные черты фабулы
  2. Виды и элементы фабулы
  3. Фабула и сюжет – в чем отличие
  4. Сюжет и фабула «Евгения Онегина»
  5. Другие примеры фабулы и сюжета
  6. Фабульное и бесфабульное произведение

Основные черты фабулы

Фабула произведения очень похожа на короткую аннотацию. Однако у этого элемента есть собственные характерные признаки.

Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:

  • Четкая передача сути истории
  • Относительная краткость рассказа
  • Хронологический порядок событий
  • Понятная причинно-следственная связь
  • Отсутствие художественных приемов.
  • Опускаемые детали.

Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.

Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сильно сокращать. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.

Виды и элементы фабулы

В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д.

Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.

Итак, прежде чем создать творение, художник задумывает фабулу. С помощью различных художественных методов он раскрывает ее глубину и правдивость.

К элементам фабулы относятся:

  • Пролог — подводка к истории, дополнение к ней. Зачастую не освещает какие-либо элементы сюжета, а лишь описывает мотивы произведения, общий смысл и т. д. Важно разделять это понятие с понятием экспозиции и предисловия.
  • Завязка — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.
  • Основное действие — все события, развивающие повествование.
  • Кульминация — момент, когда события достигают высшей точки напряжения, происходит разрешение конфликтов. Кульминация подводит историю к развязке,
  • Развязка — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.
  • Эпилог — дополнение основной истории, зачастую никак на нее не влияющее. Эпилог может состоять как из событий описываемого мира, так и из обращения автора к читателям.

В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:

  • Перипетия — внезапный неблагоприятный для героя поворот сюжета, осложнение обстоятельств. В античности данный прием использовался в описании резкого невезения героя как способ наказания от богов.
  • Коллизия — изображение жизненных конфликтов, противоборствующих сторон и проблем в повествовании. Одним из способов выражения коллизии являются два противоположных персонажа с разными идеями и стремлениями.

Основная задача фабулы — создать для читателя четкую картину описываемых событий, установить последовательность для лучшего понимания сюжета.

Фабула и сюжет – в чем отличие

В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.

Если рассказывать какою-то историю, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.

В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.

Основные отличия в следующем:

  1. События в фабуле излагаются в хронологической последовательности, а не так, как о них рассказывает автор. В сюжете повествование может иметь предысторию, начинаться после каких-то ключевых событий, о которых герои и читатель узнают где-нибудь к середине, а то и к концу книги.
  2. Фабула — это факты и ничего, кроме фактов. В ней не затрагиваются чувства героев, их внутренние конфликты, проблема выбора, нравственные терзания. То есть всё то, что наполняет художественное произведение жизнью. Но для того чтобы понять, о чём книга или рассказ, всё это не нужно.
  3. В фабуле отсутствует интрига, загадки, неясности, которые придают привлекательность и остроту сюжету.

Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:

  • Фабула – сообщает о событиях в истории.
  • Сюжет – описывает события в истории.

То есть фабула – это что происходит. А сюжеткак это происходит.

Словом «фабула» называют череду событий в литературном произведении в той последовательности, в которой они происходят в реальности этого сочинения. Автор компонует их, переплетает между собой, создает взаимосвязи и закономерности — и формирует сюжет.

Если представить литературное произведение в виде живого организма, фабула будет его скелетом, а сюжет – мышцами. Без скелета корпус рассыплется, повествование станет вялым, бесструктурным. Но и без движущих сюжетных мышц скелет останется только схемой – пугающей, безобразной и бесполезной.

Как видите, фабула держит сюжет, а сюжет оживляет фабулу и приводит в действие весь организм художественного текста.

Сюжет и фабула «Евгения Онегина»

Увидеть различия между сюжетом и фабулой легко на примере конкретного произведения. Сухой пересказ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», каким мы привыкли видеть его в школьных читательских дневниках, будет выглядеть примерно так:

«Онегин приезжает из столицы в деревню. Он заводит дружбу с Ленским, увлекается Ольгой. Сестра Ольги Татьяна чувствует любовь к Онегину и признаётся ему в этом письмом. Герой отвечает отказом и уезжает.

Татьяна томится, но через несколько лет её выдают замуж, она становится петербургской светской дамой. Встретив её вновь, Онегин понимает, что влюблён, но быть вместе герои не могут».

Сюжетная канва будет чуть плотнее и богаче:

«Разочарованный светский лев Евгений Онегин после получения наследства приезжает в родовое деревенское поместье, где сближается с молодым романтиком Ленским и невольно становится предметом любви дочери помещиков Лариных. Татьяна – дитя природы, она естественна, не избалована, лишена светского кокетства, чиста и органична.

Из-за нелепой ссоры между друзьями происходит дуэль, Ленский погибает. Татьяна признаётся Евгению в любви, но вместо взаимного признания получает суровую отповедь. Евгений уезжает, так как его пугает серьёзность и решительность юной девушки. Через много лет в Петербурге он встречает повзрослевшую замужнюю Татьяну и понимает, что любит её.

Признавшись ей в любви, герой узнаёт, что её чувство не прошло, но теперь быть вместе им не суждено. В поисках политического, социального и поведенческого идеала, Онегин примеряет на себя все модные стереотипы своего времени (от байронического героя до декабриста-революционера), но так и не находит собственный путь.

Татьяна, олицетворяющая русский ум, русскую душу, верность традициям русской культуры остаётся целостной и естественной от начала до конца произведения».

Фабулу можно было бы записать ещё короче:

«Героиня любит героя, а он её – нет. Спустя время герой влюбляется в героиню, но его ждёт отказ».

А. С. Пушкин выстраивает художественное полотно романа на крайне простом фабульном стержне, но от этого произведение не становится беднее.

Другие примеры фабулы и сюжета

Фабула не всегда совпадает с сюжетом. Фабулу рассматривают, как основу, каркас художественного произведения, вокруг которого строится сюжет. Этот каркас собирается из фактов и событий, расположенных в хронологической последовательности, как если бы эти события происходили в реальной жизни, а не так, как описаны автором произведения

Вот, например, всем известная трагедия В. Шекспира «Гамлет». Её фабула выглядит следующим образом

Датского короля убивает его брат Клавдий и, захватив престол, берёт замуж вдову убитого им правителя Гертруду. Призрак короля является к сыну Гамлету и сообщает о причине и обстоятельствах смерти. Гамлет хочет отомстить за смерть отца, но погибает на дуэли.

Это фабула. И она чётко излагает содержание пьесы, но не её сюжет, в котором события описываются в иной последовательности. И никакой Офелии, никаких страданий-переживаний, никаких нравственных метаний и пафосного «быть или не быть». Зато сразу понятно, о чём пьеса.

Однако в произведении эти события разворачиваются в другой, более запутанной авторской последовательности, что создает сюжет с интригой.

Фабулой произведения может служить реальная история. Например, в основе повести Александра Пушкина «Дубровский» лежит череда событий из жизни дворянина по фамилии Островский, которую автор превратил в роман.

Известным примером повествования с не линейным сюжетом является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где ни одна глава сюжета не совпадает с положением глав фабулы.

ФАБУЛА – основа произведения

Кроме того, одна и та же история может быть изложена по-разному, поэтому в мировой литературе существует много произведений с разными сюжетами, но одинаковой фабулой. Так, биография Иоганна Фауста — доктора, чернокнижника, который жил в первой половине XVI века в Германии, — стала фабулой многих произведений европейских писателей.

Среди них — пьеса «Трагическая история доктора Фауста» Кристофера Марло, трагедия «Фауст» Иоганна Гете, стихотворение «Сцена из Фауста» Александра Пушкина, рассказ в письмах «Фауст» Ивана Тургенева.

Фабульное и бесфабульное произведение

Большинство художественных произведений имеют фабулу, то есть являются фабульными. В них описываются события, которые можно выстроить в хронологической последовательности и кратко пересказать.

Уровень «фабульности» может быть разный. Так в любовных романах акцент делается на чувствах и отношениях героев, и нередко события в их жизни представляют меньший интерес, чем чувства. Но эти события всё же есть.

Встречаются и такие произведения, где фабула — это основное, а личности и отношения героев описаны автором поверхностно. Это не значит, что такие произведения плохие, просто у писателя иные цели. Например, если он описывает путешествия, как И. Гончаров в книге «Фрегат “Паллада”» или В. Арсеньев в повести «Дерсу Узала».

Но есть и бесфабульные произведения, где вообще никаких событий не описывается. Чаще всего такие тексты встречаются в поэзии, например, «Граф Нулин» у А. С. Пушкина.

Прозаические произведения, где фабула отсутствует, встречаются реже. Но они тоже есть, в них автор уделяет внимание внутреннему миру героев или рассказывает о своих мыслях и переживаниях, или излагает какие-то философские теории.

Такие бесфабульные произведения встречаются в модернистской литературе, например, у М. Пруста или у более современного Михаила Бутова. И эти книги вполне могут вызвать интерес. Есть любители такого рода литературы, гурманы и эстеты.

Но основной массе читателей всё же более интересны события, развитие сюжета и отношений героев, а бесфабульные произведения навевают скуку и воспринимаются как самолюбование автора.

Читайте также: Триллер в литературе – что это и характерные черты жанра.

Таким образом, фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, которые компонуются и оформляются в сюжете автором в хронологической последовательности. Сюжет также важен и нужен, писать без него и без фабулы могут только единицы.

Источники:

  • Богомолова Е. И., Жаров Т. К., Кедрова М. М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. — Москва: Высшая школа, 1986.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

Что такое фабула

Проблема с созданием фабулы частично заключается в том, что мы не до конца знаем, чем она, собственно, является. Мы прочитали достаточно много книг и просмотрели достаточно фильмов, чтобы инстинктивно чувствовать, в чем дело, но инстинкт – не лучший советчик, если речь идет о создании фабулы. Повесть похожа на длинное путешествие – если не знаем точной трассы и цели путешествия, вероятнее всего заблудимся. (Естественно, такое блуждание может быть и привлекательной частью этого путешествия, но чаще оно бывает утомительным – когда я писал третью повесть, пришлось выбросить эффекты шести месяцев работы, потому что меня угораздило свернуть не в том месте)

Прежде всего надо отделить собственно фабулу (plot) от повествования (story). Это разделение поможет адепту писательского искусства не свернуть с главной дороги. Очень просто это определил Форстер, и огромное ему за это спасибо:

«Попробуем определить, что такое „фабула“. Мы определили повествование, как рассказ о неких событиях, уложенных в хронологический ряд. Фабула – это тоже рассказ о событиях, но ударение здесь ставится на причинности. „Король умер, а потом умерла королева“ — это рассказ. „Король умер, а потом королева умерла от тоски“ — это фабула. Временная последовательность осталась сохранена, но ее затмило чувство причинно-следственной связи.»

Причина имеет место тогда, когда в следствие одного события наступает другое. Именно эти связи между событиями определяют разницу между набором анекдотов, т.е. «повествованием» в Форстеровском смысле, и повестью. Повествование тоже может быть интересным, но редко приносит такое удовольствие, как хорошо сконструированная фабула. Почему? Потому что без наличия «причины» обычно не получишь ответ на вопрос «что было дальше?» или «как нас угораздило в это вляпаться?»

У маленьких детей нет чувства фабулы. Послушайте только их рассказы: «Сначала произошло то, затем то, а потом вон то…» Согласен, это очаровательно, но их болтовня нам быстро надоедает, потому что нет в ней причинности, события не связаны между собой. А нас привлекают именно эти связи, больше даже, чем сами события: кто кому и что сделал, но прежде всего – почему.

Фабулу можно сравнить с вязаным на спицах свитером – одна петля цепляется за другую, и без этих соединений у нас остается только хаотический неинтересный клубок шерсти. Но петли – это еще не все, это только начало, важна еще и форма. Обычно не достаточно просто написать сборник историй, даже интересных, потому что глаз требует еще и форму. Поэтому фраза: «Король умер, а потом королева умерла от тоски» кроме того, что не ставит никакого явного вопроса, содержит в себе слишком мало содержания, как на фабулу.

Классическая фабула – это повествование, учитывающее причинно-следственные связи, благодаря чему раскрывается некий замкнутый процесс, стремящийся к какому-то значительному изменению, что, в свою очередь, позволяет читателю испытать эмоциональное удовлетворение.

Это определение стоит разложить на простые составляющие, и исследовать его конструктивные элементы.

Во-первых, мы говорим о классической фабуле. Дело не в том, что герои обязаны говорить по-гречески, но в том, что структура такой фабулы основана на некоей распространенной традиции повествования, а не является результатом поиска новой, собственной формы. С этой точки зрения, классическими являются большинство рассказываемых историй.

Процесс – это событие, которое длится во времени, и по этой причине обладает тремя аспектами: началом, серединой и концом. Отсутствие одного их них – обычно середины – это одна из наиболее часто встречаемых причин фиаско той или иной повести. Третья версия примера, описанного Форстером, показывает, как можно исправить эту ошибку: «Корлева умерла. Никто не знал, — почему, — пока, наконец, не открыли, что причиной этого была тоска, которую она чувствовала по смерти короля». Здесь у нас есть начало (королева умерла), середина (поиск причины), и конец (ее открытие). Таким образом, у нас получилась основа фабулы криминальной повести с неожиданным романтическим поворотом в конце. Может, не слишком блестящей, но без сомнения лучшей, чем «Король умер, а потом умерла королева». Этот процесс должен быть замкнут. Повествование заканчивается тогда, когда у рассказчика исчерпывается запас анекдотов. Оно имеет форму прямой линии, тянущейся в бесконечность. В то же время фабулу можно представить как запутанную линию со множеством петель, которая часто заканчивается там же, где началась.

Ее замыкание не означает, что надо обязательно позавязывать концы всех свободных ниток, однако читатель должен иметь возможность найти ответ на большинство вопросов, поставленных автором (в нашем случае, это вопрос «почему умерла королева?»). Эти ответы должны быть поданы либо в прямой форме, либо как предположение. Если читатель, даже располагая всей поданной информацией, не сможет ответить себе на какой-то из вопросов, он почувствует себя потерянным и неудовлетворенным. Между автором и читателем существует неписанный договор: автор задает вопросы, и обещает, что в конце книги даст на них ответ. Отсутствие развязки – это самый надежный способ разозлить читателя.

Законченный процесс должен содержать в себе изменение, причем значимое. Повествование как жизнь – события просто наступают один за другим. Иногда в них можно найти какой-то шаблон, но, как правило, его нет. (У меня есть знакомая, тоже пишет повести, жизнь которой складывается, как фабула: одно приключение вытекает из другого, а она использует это в своих книжках. Ах, как я ей завидую!). Фабула требует какого-то изменения в жизни героя или героини, изменения, которое не является чем-то случайным. Естественно, это изменение не должно происходить только во внешнем мире: во многих повестях герой и в начале, и в конце находится в той же самой ситуации. Если, однако, мы откажемся от изменения внешнего, должна произойти какая-то внутренняя перемена, потому что без этого обойтись нельзя. Главный герой в конце повести должен быть иным, чем в начале – даже если это будет заключаться только в том, что он станет более мудрым и грустным. Предположим, что повесть показывает путешествие героя от пункта А до пункта Б. Б может означать все – счастье, грусть, успех, проигрыш, — все, что угодно, только не А. Если оставить героев в исходном пункте, читатель скажет: «Славненько, ничего не могу сказать, только что из этого следует? Мы не пришли никуда».

Результат этого путешествия должен быть таким, чтобы мы могли почувствовать эмоциональное удовлетворение. Классическая проза, даже та величайшего калибра, должна предоставлять эмоциональное переживание. Она не обязана сразу вызывать у нас катарсис (что дословно означает «очищение чувств через возбуждение сострадания и тревоги»), не должна разыгрываться на высочайшем чувственном уровне, но прежде всего обязана пробуждать сердце, а только потом разум. Писатель, обращающийся прежде всего к разуму, должен выбрать форму эссе. И даже если мы рыдали над какой-то повестью, или исходили бешенством – окончательно ее закрывая, мы испытываем прежде всего удовольствие. Читатель, спрошенный об источнике этого удовлетворения, без сомнения, даст разные ответы: подбор героев, стиль автора, среда, в которой происходит действие, но если копнуть глубже, окажется, что речь идет о радости от получения ответов на вопросы, которые были заданы в начале истории. Я думаю, что именно такой радости ищут практически все читатели прозы. Найти хороший ответ на вопрос, поставленный в повести, – это так же, как почесать себя в зудящее место.

Все классические истории, независимо от того, можно ли их отнести к фабуле, или нет, являются стремлением к цели. Кто-то чего-то жаждет, и отправляется в путь, чтобы это добыть. Поиски эти в разных повестях оказываются совершенно разными – можно искать спасения, денег, стремиться к соединению с кем-то, жаждать возвращения к нормальности. Герой либо достигает успеха, либо проигрывает, либо остается где-то посередине. Точка.

Сюжет

Определение 1

Сюжет — литературная, театральная и кинодраматургия – ряд событий (повторение сцен, актов), происходящих в творческом произведении (в театре или кино), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определенным правилам показа. Сюжет – это основа формы, которая в нем содержится. Согласно словарю Ожегова, сюжет – это последовательность и связь описания событий в художественном или сценическом произведении.

Понятия фабулы и сюжета тесно переплетены. Современный русский литературный критик (равно как и в практике школьных занятий литературой) словом «сюжет» обычно называют сам процесс развития событий в произведении, а под сюжетом подразумевают основной художественный конфликт, который по ходу этого развития развивается. В истории человечества были и есть другие, отличные от указанного, взгляды по отношению к соотношению фабулы и сюжета.

В словаре Ушакова говорится, что сюжет – это “совокупность действий, событий, которые происходят в художественном произведении”, а фабула – “содержание событий, изображенных в литературном произведении”. Однако сюжету, как и фабуле, приписывается обязательное изложение событий в их хронологической последовательности.
По мнению представителей ОПОЯЗа, предыдущее толкование было принято в 1920-х годах представителями ОПП, которые предложили различать две стороны повествования – само по себе развитие событий в мире книги они назвали «фабулой», а то как эти события изображены автором – «сюжетом».

Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. С этим можно согласиться, поскольку значение слов «сюжет» и «фабула» в данном случае меняется местами.
Есть мнение, что понятие «фабула» не имеет самостоятельного значения, и для анализа произведения вполне достаточно пользоваться понятиями «сюжет», «сцена», «композиция сюжета» (как события из схемы сюжета излагаются).

Также сюжет (от фр. souvent) в литературе – цепь событий, изображенных в литературном произведении, г. е., жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг другу положениях и обстоятельствах. Повествование писателей о событиях в мире, составляющих предметный мир произведения и тем самым составляющее «звено» его формы — это также неотъемлемая часть их формы, которая не может быть отделена от нее никакими средствами или способами.

Понимание сюжета как совокупности событий, происходящих в произведении, восходит к отечественной литературе XIX в. (работа А. Н. Веселовского «Поэтическая критика сюжетов»). Однако в конце 1920-х годов В. Б. Шкловский и его последователи из формальной школы радикально изменили привычную терминологию. Б. А. Томский писал о том, что “совокупность событий в их взаимной внутренней связи” можно назвать фабулой (лат.: рассказывание, миф, сказка). Художественно-смысловое расположение событий в произведении называется сюжетом. Но, тем не менее, в современном литературоведении преобладают значения термина «сюжет», восходящие к XIX в.

Сюжеты нередко берут писатели с мифологией или историческим преданием, иногда они перерабатываются, видоизменяются, добавляются. Большинство пьес Шекспира основаны на сюжетах, которые хорошо знакомы средневековой литературе. Традиционные сюжеты (не в последнюю степь античные) широко использовались драматургами-классиками. А вот о большой роли сюжета говорит Гете: “…я бы советовал вам браться за уже написанные сюжеты”.

Как правило, в основу ряда произведений входят события исторические («Борис Годунов», «Бесы», «Двойник», «Живой труп» и многие другие) либо происходившие в близкой писателям реальности многие рассказы Н. С. Лескова, имеющие жизненные прототипичные сюжеты и его собственной жизни.

В большинстве случаев сюжет, как правило, занимает первое место в тексте произведения, определяет собою его построение и целиком сосредотачивает на себе внимание читателя. Иногда случается (особенно характерно это для литературы нашего века), что событийный ряд как бы отступает в подтекст, изображение событий уступает свое место созданию впечатлений, раздумий и переживаний героев о внешнем мире и природе. В этом же рассказе ИЛ. Бунин «Сны Чанга» – это печальная история о спившемся капитане (измена жены и покушение на её жизнь, отчуждение любимой дочери, крушение по его вине, вынужденная отставкой и, наконец, внезапная смерть), которая написана между делом, не имеет ни начала, ни конца.

Сюжеты изучены в литературоведение весьма подробно. Здесь пальма первенства принадлежит В.Я. Проппу. Именно на этом базируется работа ученого в книге «Морфология сказки» (1928), где он опирался на понятия функций действую­щих лиц, под которыми разумел поступок персонажа в его важности для дальнейшего хода событий. По Проппу, в сказках функции персонажей (т.е. их поступки) определенным образом «выстраиваются». Как правило, сюжетные линии связаны с первоначальной «недостачей» – стремлением и намерением героя приобрести нечто (во многих сказках это жених), чем он не обладает. После чего происходит борьба между героем и его антагонистом, в результате которой он (герой) получает искомый: вступает в брак, при этом “воцаряется”. Как и положено, счастливая развязка – необходимый элемент сюжета сказки.

В литературном процессе 1960—1970-х годов трехчленная сюжетная схема, о ней говорил применительно к сказкам Пропп, была рассмотрена как наджанровая — в качестве характеристики сюжета как такового. На эту ветвь науки о литературе часто ссылаются как на нарратологию (лат. narratio— повествование).

При этом универсальная модель сюжета может проявляться по-разному. В новеллах и близких к ним жанрах (также сюда относится и сказка) герои позитивно значимы и успешны. Здесь же можно отметить и то обстоятельство, что в финалах новелл Возрождения (например, у Боккаччо) преобладают люди ловкие и хитрые – те, кто хочет и умеет добиваться своей цель, брать верх, одерживать победу и побеждать других.

По-другому обстоит дело в баснях (и подобных им), где присутствует дидактизм и морализирования. С одной стороны, здесь герой показан в роли борца за справедливость, с другой — он потерпел поражение, и это является своего рода возмездием за все его действия. Исходная ситуация сюжетов новеллистических и басенных произведений одинакова (герой совершил что-то, чтобы ему стало лучше), но результат абсолютно разный, даже противоположный: в одном случае действующее лицо достигает желаемого, в другом — остается у разбитого корыта, как это произошло со старухой из пушкинской новеллы.

Традиционные сюжеты (их можно назвать классическими) имеют в своем составе множество перипетий. Это слово с момента Аристотеля обозначало внезапные и резкие изменения в судьбе персонажей – различные повороты от счастья к несчастью, от удачи к неудаче либо в обратном направлении. И перипетии были очень важны в героических сказаниях древности и во многих волшебных сказках, а также в позднейших новеллах и романах (романтических и авантюрно-плутоватых), позже — в прозе приключенческой.

При раскрытии противоборства между персонажами (которого обычно сопутствуют всяческие уловки, ухищрения, интриги) перипетии имеют и непосредственно содержательную функцию. В них есть некий философский смысл. Из-за перипетий жизни складывается такая картина: в ней есть место для счастья и несчастья одновременно. А герои, как правило, изображались во власти судьбы, которая постоянно их готовит к новым переменам. “И вот, исполненная всевозможных поворотов и непостоянств изменчивости человеческой судьбы!” — восклицает повествователь в романе древнегреческих прозаиков Гелиодора “Эфиопика”. Эти выражения представляют собой общее место в литературе античности и Воз­рождения. Они повторяются и в самых разных вариациях появляются у Софокла, Боккачио, Шекспира: еще и еще раз поднимается вопрос о «превратностях» или «кознях», о «неустойчивых милостях» судьбы, которая является врагом всех счастливых и единственной надеждой несчастных. Как видно, в сюжетах с обилием перипетий ярко проявляется представление о власти над судьбами людей случайностей.

Литературный герой

Комедии и фарсы, веселые, легкие, предназначенные для развлечения и утешения читателей и зрителей – это сюжетные линии не только авантюрных новелл и романов, но и многих трагедий. Здесь, в шекспировских произведениях, максимально насыщенных поворотами в разворачивании событий, настойчиво звучит мотив случайной задержки героя, который в состоянии предотвратить приближающуюся катастрофу. В склепе они опоздали на несколько минут, и Ромео с Джульетта погибли. Что-то подобное – в последних актах «Отелло» и «Короля Лира», «Короля Лира», «Гамлета». Неизбывность трагизма в романах Ф.М. Достоевского.

По крайней мере, в тех случаях, когда сюжетные перипетии достаточно насыщены, они все-таки не могут полностью вытеснить из сознания читателя тот факт, что он находится в ситуации, которая может быть названа «традиционной». Необхо­димый в этих сценах финальный эпизод, если и не радостный, то во всяком случае успокаивающий, как бы усмиряет хаос событийных хитросплетений, вводя течение событий в нужное русло: над различные рода отклонениями и нарушениями, над буйством страстей. Здесь, в шекспировской трагедии, о которой идет речь, Монтекки и Капулетти, испытывая горе и чувство вины, наконец, мирятся…. Именно таким образом завершаются и другие трагедии Шекспира — в них за катастрофической развязкой следует умиротворяющая концовка-эпилог, восстанавливающий нарушенную гармонию.

Содержания сюжетов с обилием перипетий и умиротворяющей развязкой представляют собой представление о мире как о чем- то устойчивом, надежном, несомненно-твердом, но вместе с этим не окаменевшем, исполненном подвижности (более колебательного, нежели поступательного), как о твердой почве, на которой можно строить дом.

За пределами литературы сюжеты есть и в кинофильмах: пантомимы, немые фильмы. В некоторых случаях сюжетная живопись присутствует (например, в картине «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова или «Явление Христа народу» А.А. Иванова), но у художника не всегда есть возможность напрямую развернуть рассказ о событии во времени.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Фабула

Определение 2

Фабула – это система связанных между собой мотивов, охватывающих все происшествия, связанные в причинно-следственных рядах. В организованном комплексе мотивов, складывающихся в фабулу, большинство имеет динамический характер, но некоторые статичные (описательные) могут быть также для него существенными.

Сущность и виды фабулы

С помощью анализа образов, можно понять динамику жизни:

Фактическую основу произведения, события, о которых он повествует, как продукт предварительного отбора художником явлений реальности или вымысла, что и можно считать фабулой, — повествовательной темой, подлежащую дальнейшей обработке в сюжете.

Сама разработка повествовательной темы связана с разрешением какой-либо проблемы на основе данных событий (то есть сюжет).

Фабула состоит из:

коллизии кульминации
интриги развязки
перипетии пролога
экспозиции эпилога
завязки

Однако в зависимости от того, как понимается действительность и как она представлена в произведении (мифологический или романтический), тематическое разнообразие фабул может быть мифологического, сказочного, фантастического, реалистического и т. д., а также реализма. Фабула каждого исторического периода, каждого этапа развития художественного творчества, каждое литературное направление создает свои характерные сюжеты, определяющие конкретно-исторические особенности сюжетов.

Что такое фабула

Фабула — хронологически правильное представление сюжета текста, отображающее причинно-следственные связи и фактическое содержание.

Отличие фабулы от сюжета в том, что второе — видоизмененная по желанию автора фабула, которая создана с целью решения какой-либо проблемы (например, повлиять на восприятие читателя).

История появления термина

Fabula с латинского языка переводится как «история», «сказка». Происхождение от глагола fari («говорить», «общаться» или «придумывать историю»). Изначально термин «фабула» означал литературные жанры басни или сказки, однако позже вышел из употребления и стал использоваться в значении «основы», «корня», что в сопряжении с литературным смыслом дает «основу истории».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Составляющие элементы фабулы

В литературе фабула обычно делится на части, различные по смыслу и применению:

Пролог (древнегреч. πρό-λογος — «предисловие») — подводка к истории, дополнение к ней. Зачастую не освещает какие-либо элементы сюжета, а лишь описывает мотивы произведения, общий смысл и т. д. Важно разделять это понятие с понятием экспозиции и предисловия: экспозиция — часть начала сюжета, представляющая обстановку или героев; предисловие — замечания, отзывы, комментарии  и замечания к произведению (как самого автора, так и критиков, издателей, переводчиков и т.п.).

Завязка (православ. vęzъ) — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.

Основное действие — все события, развивающие повествование.

Кульминация (лат. culmen — «вершина») — момент, когда события достигают высшей точки напряжения, происходит разрешение конфликтов. Кульминация подводит историю к развязке, 

Развязка (православ. vęzъ) — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.

Эпилог (греч. έπίλογος — «послесловие») — дополнение основной истории, зачастую никак на нее не влияющее. Эпилог может состоять как из событий описываемого мира, так и из обращения автора к читателям.

Лирическое отступление — не влияющая на сюжет часть текста, в которой может описываться авторская позиция по отношению к действию как посредством размышлений героев, так и через резонера (фр. raisonner «рассуждать») — персонажа, созданного с целью выразить авторское мнение или уточнить его. Могут также описываться детали, дополняющие картину описываемого мира, 

В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:

Перипетия (греч. περιπέτεια — «приключение») — внезапный неблагоприятный для героя поворот сюжета, осложнение обстоятельств. В античности данный прием использовался в описании резкого невезения героя как способ наказания от богов.

Интрига (лат. intrico — «запутываю»)— способ построения сюжета, создающий сложные, запутанные события и взаимоотношения персонажей. Интрига позволяет развить сюжет и привлечь внимание читателей.

Коллизия (лат. collisio — «столкновение») — изображение жизненных конфликтов, противоборствующих сторон и проблем в повествовании. Одним из способов выражения коллизии являются два противоположных персонажа с разными идеями и стремлениями.

Задачи фабулы

Основная задача фабулы — создать для читателя четкую картину описываемых событий, установить последовательность для лучшего понимания сюжета. 

Произвольное повествование

В современной терминологии произвольным повествованием называют сюжет. Ход, время и порядок повествования автор определяет сам. 

Характерные черты произвольного повествования:

  • нарушенная хронология;
  • последовательное описание событий, происходящих в разных местах, но в одно время;
  • нарушение изложения причинно-следственных связей.

Существуют множество способов организации повествования, поэтому принято делить сюжеты по типам композиции:

  • линейная (другие названия — прямая, последовательная) — полностью совпадает с фабулой, все действия расставлены хронологически правильно;
  • кольцевая — начало и конец сюжета имеют сходства, завершение отсылается на начало;
  • зеркальная — в определенный момент одна часть произведения начинает полностью противопоставляться другой части;
  • рамочная (рассказ в рассказе) — в одно повествование включается другое.

Примеры

Известным примером повествования с не линейным сюжетом является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где ни одна глава сюжета не совпадает с положением глав фабулы.

Фабула

 

Другим примером является рассказ М. Горього с рамочной композицией «Старуха Изергиль»:

Пример фабулы

 

Определение фабулы в других сферах

Практически единственное применение этого термина — в литературе и театральном искусстве. Отталкиваясь от изначального значения термина («основа, корень»), можно предположить, что он может употребляться в ситуациях, где необходимо восстановить точный порядок действий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти дробовик rage 2
  • Warframe как найти клан по названию
  • Как найти катет гипотенузу тангенс котангенс
  • Как найти диагональ в правильном шестиугольнике формула
  • Как найти свою одноклассницу голой