Как составить фабулу рассказа

Как придумать сюжетВ любом романе фабула (не путать с сюжетом) является основой повествования.

Фабула – это сухие факты, действия и события, соединенные причинно-следственными связями (целями, задачами, мотивами) и выстроенные в хронологическом порядке; это костяк сюжета (герой родился – женился – умер).

Сюжет – это эмоциональный авторский рассказ о событиях, с дополнениями, оценками, возможными отступлениями от изначальной хронологии (герой перед смертью вспоминает, каким родился, когда женился и какую жизнь прожил). Разницу между фабулой и сюжетом можно увидеть на примерах в статье “Что такое сюжет”.

Фабулу называют замыслом сюжета, а сюжет – это уже раскрытие и развитие фабулы на практике – в тексте повествования. И для того, чтобы эффективно работать над сюжетом истории, важно разобраться с самой основой – с правилами построения восьмипунктовой дуги фабулы.

Как построить фабулу романа, используя восьмипунктовую дугу

В построении фабулы выделяется восемь основных фаз-«точек» – элементов так называемой восьмипунктовой дуги. Восемь фаз – стазис, импульс, цель, неожиданность, решающий выбор, кульминационный пункт (климакс), поворот, развязка – это точки развития замысла, от «жили-были» через «встречались-боролись-преодолевали» до «долго и счастливо».

Рассмотрим фазы дуги подробнее.

1. Стазис – по сути, экспозиция: обычный день в обычное время в обычном (или выдуманном) мире. Да, те самые «жили-были», обрисовка ситуации, стартовая площадка, с которой фабульная дуга пойдет «на взлет» – в развитие, через первый импульс.

2. Импульс – непредвиденность. В обычный и ничем не примечательный день происходит нечто из ряда вон выходящее; случай, выбивающийся из событийного ряда, нарушающий привычный ход вещей.

Импульсом может быть все, что угодно, – давнее воспоминание, пожар в доме, приезд дальнего родственника или старого друга, дурной вещий сон, неожиданное увольнение, знакомство и так далее. Главное – импульс делает этот день, статичный и обыкновенный, необычным, провоцирует дальнейшие, не менее неожиданные события и формирует новую цель.

Как придумать фабулу книги

3. Цель – следствие импульса.

Цель может быть двоякой: а) избавиться от последствий импульса, преодолеть его и вернуться в изначальное состояние стазиса; б) удержать, сохранить и развить, чтобы и дальше менять ситуацию.

Как правило, первое (а) – это отрицательный, негативный импульс, а второе (б) – положительный, позитивный. Но может быть и наоборот – и негативный импульс (допустим, пожар в квартире) сработает позитивно (подвигнет зашевелиться, сменить работу и переехать из неблагополучного района), а положительный импульс повлияет на цель негативно – допустим, долгожданный приезд родственника обернется массой проблем и желанием избавиться от гостя, усталостью и стремлением быстрее вернуться в стазисное состояние.
Так или иначе, но цель формируется и влечет за собой массу неожиданностей. И – главную неожиданность.

4. Неожиданность – это событие, либо продвигающее вперед, либо тормозящее.

Продвигающие и приятные неожиданности – это, конечно, хорошо, но неприятные – интереснее и важнее. Не забываем о том, что переживания из-за неудач и неурядиц сближают сильнее, чем счастливая удачливость. И включение в историю благодаря «героическим» неприятностям происходит быстрее.

Однако при работе с неожиданностями важно соблюдать следующие правила:

а) неожиданностей не должно быть слишком много – одна-две;

б) неожиданность должна быть непредсказуемой и удивительной для читателя;

в) она должна быть реалистичной, логичной, правдоподобной, естественно вытекающей из обстоятельств.

И, разумеется, неожиданность должна стать движущей силой для решающего выбора.

5. Выбор – это решение, которое принимается для преодоления неожиданных препятствий и достижения цели.

Выбор должен быть тяжелым, трудным (если возможно – поворотным в судьбе) и обязательно сознательным. Обязательно. Автоматическое решение по принципу «куда несет – туда и плыву, чему быть – тому не миновать» – это, конечно, тоже выбор, но не решающий. Если герой не понимает, что делает, то это случайность, которая никоим образом не влияет на историю героя. Решающий же выбор предшествует повороту в истории и судьбе героя, предполагает понимание ответственности за поступок (что за действие, что за бездействие) и даже в тупике «пробивает» новый путь.

Как придумать сюжет книги6. Кульминационный пункт (климакс) – это итог неожиданности и решающего выбора; эмоциональное сюжетное событие; фаза, предшествующая повороту.

Например, герой идет на работу и видит горящий дом, из которого доносится детский плач. По натуре трусливому герою предстоит сделать выбор – вызвать пожарных и смотреть или бежать спасать людей. Он выбирает – помогать, и начинается кульминационная сцена спасения людей из пожара. Преодолевая себя и собственную трусоватость, герой приходит на помощь – и опаздывает на работу. А там – злой шеф, который не церемонится с сотрудниками. И за благое дело увольняет нашего замечательного спасителя. А вот и поворот.

7. Поворот – это событие, которое меняет состояние героя и течение всей истории.

Поворот должен быть:

а) логичным и правдоподобным (то есть в нашем примере про злого и нетерпимого к опозданиям шефа нужно сказать в тот момент, когда герой, уже преодолев свою трусость, мечется – помогать или нет, ибо шеф – зараза, а работа крайне нужна);

б) обязательным, неизбежным, но неожиданным для читателя – да, не забываем удивлять;

в) должен вытекать из предшествующих событий – быть их закономерным итогом.

Без подобных поворотов история пуста и пресна, в ней обязательно должно случиться такое, чтобы читатель подскочил от возмущения, страха или изумления с криком: «Почему? За что? Как же так?». И добавить после: «Вот это да! Вот это поворот!». И – «вот это развязка!»

Сборник статей Работа над книгой

Сборник статей «Работа над книгой»

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

8. Развязка – итог всей дуги, всех фаз.

Ситуация возвращается в стазис – в тот самый обычный день обычного времени и обычного мира, в стабильную ситуацию, и на этом фоне показывается измененное состояние героя. Что он потерял, а что – приобрел. Развязка тоже должна быть и логичной, не выбивающейся из русла реальности, и удивительной для читателя.

Что такое восьмипунктовая дугаКак применять восьмипунктовую дугу в написании книги

Восьмипунктовая дуга применима не только к фабуле всего произведения целиком, но и к любой его композиционной части. Таким образом, дуги могут быть:

  • главными – история в целом;
  • большими – части, главы;
  • малыми – сцены.

Разница между малой и большой дугой – в значении решающего выбора, в весомости цели, в силе неожиданности, в крутизне поворота и глубине изменений героя в развязке.

Как видите, по данной схеме можно выстроить любой замысел, и провести по восьми стержневым точкам и сцену в главе, и каждую главу, и двухтомную историю. Это черновая и мыслительная работа, которую желательно проделать до начала написания. Ведь когда у замысла появляется четкий стержень, становится гораздо легче воплощать его в интересный и захватывающий сюжет.

Что такое фабула

Проблема с созданием фабулы частично заключается в том, что мы не до конца знаем, чем она, собственно, является. Мы прочитали достаточно много книг и просмотрели достаточно фильмов, чтобы инстинктивно чувствовать, в чем дело, но инстинкт – не лучший советчик, если речь идет о создании фабулы. Повесть похожа на длинное путешествие – если не знаем точной трассы и цели путешествия, вероятнее всего заблудимся. (Естественно, такое блуждание может быть и привлекательной частью этого путешествия, но чаще оно бывает утомительным – когда я писал третью повесть, пришлось выбросить эффекты шести месяцев работы, потому что меня угораздило свернуть не в том месте)

Прежде всего надо отделить собственно фабулу (plot) от повествования (story). Это разделение поможет адепту писательского искусства не свернуть с главной дороги. Очень просто это определил Форстер, и огромное ему за это спасибо:

«Попробуем определить, что такое „фабула“. Мы определили повествование, как рассказ о неких событиях, уложенных в хронологический ряд. Фабула – это тоже рассказ о событиях, но ударение здесь ставится на причинности. „Король умер, а потом умерла королева“ — это рассказ. „Король умер, а потом королева умерла от тоски“ — это фабула. Временная последовательность осталась сохранена, но ее затмило чувство причинно-следственной связи.»

Причина имеет место тогда, когда в следствие одного события наступает другое. Именно эти связи между событиями определяют разницу между набором анекдотов, т.е. «повествованием» в Форстеровском смысле, и повестью. Повествование тоже может быть интересным, но редко приносит такое удовольствие, как хорошо сконструированная фабула. Почему? Потому что без наличия «причины» обычно не получишь ответ на вопрос «что было дальше?» или «как нас угораздило в это вляпаться?»

У маленьких детей нет чувства фабулы. Послушайте только их рассказы: «Сначала произошло то, затем то, а потом вон то…» Согласен, это очаровательно, но их болтовня нам быстро надоедает, потому что нет в ней причинности, события не связаны между собой. А нас привлекают именно эти связи, больше даже, чем сами события: кто кому и что сделал, но прежде всего – почему.

Фабулу можно сравнить с вязаным на спицах свитером – одна петля цепляется за другую, и без этих соединений у нас остается только хаотический неинтересный клубок шерсти. Но петли – это еще не все, это только начало, важна еще и форма. Обычно не достаточно просто написать сборник историй, даже интересных, потому что глаз требует еще и форму. Поэтому фраза: «Король умер, а потом королева умерла от тоски» кроме того, что не ставит никакого явного вопроса, содержит в себе слишком мало содержания, как на фабулу.

Классическая фабула – это повествование, учитывающее причинно-следственные связи, благодаря чему раскрывается некий замкнутый процесс, стремящийся к какому-то значительному изменению, что, в свою очередь, позволяет читателю испытать эмоциональное удовлетворение.

Это определение стоит разложить на простые составляющие, и исследовать его конструктивные элементы.

Во-первых, мы говорим о классической фабуле. Дело не в том, что герои обязаны говорить по-гречески, но в том, что структура такой фабулы основана на некоей распространенной традиции повествования, а не является результатом поиска новой, собственной формы. С этой точки зрения, классическими являются большинство рассказываемых историй.

Процесс – это событие, которое длится во времени, и по этой причине обладает тремя аспектами: началом, серединой и концом. Отсутствие одного их них – обычно середины – это одна из наиболее часто встречаемых причин фиаско той или иной повести. Третья версия примера, описанного Форстером, показывает, как можно исправить эту ошибку: «Корлева умерла. Никто не знал, — почему, — пока, наконец, не открыли, что причиной этого была тоска, которую она чувствовала по смерти короля». Здесь у нас есть начало (королева умерла), середина (поиск причины), и конец (ее открытие). Таким образом, у нас получилась основа фабулы криминальной повести с неожиданным романтическим поворотом в конце. Может, не слишком блестящей, но без сомнения лучшей, чем «Король умер, а потом умерла королева». Этот процесс должен быть замкнут. Повествование заканчивается тогда, когда у рассказчика исчерпывается запас анекдотов. Оно имеет форму прямой линии, тянущейся в бесконечность. В то же время фабулу можно представить как запутанную линию со множеством петель, которая часто заканчивается там же, где началась.

Ее замыкание не означает, что надо обязательно позавязывать концы всех свободных ниток, однако читатель должен иметь возможность найти ответ на большинство вопросов, поставленных автором (в нашем случае, это вопрос «почему умерла королева?»). Эти ответы должны быть поданы либо в прямой форме, либо как предположение. Если читатель, даже располагая всей поданной информацией, не сможет ответить себе на какой-то из вопросов, он почувствует себя потерянным и неудовлетворенным. Между автором и читателем существует неписанный договор: автор задает вопросы, и обещает, что в конце книги даст на них ответ. Отсутствие развязки – это самый надежный способ разозлить читателя.

Законченный процесс должен содержать в себе изменение, причем значимое. Повествование как жизнь – события просто наступают один за другим. Иногда в них можно найти какой-то шаблон, но, как правило, его нет. (У меня есть знакомая, тоже пишет повести, жизнь которой складывается, как фабула: одно приключение вытекает из другого, а она использует это в своих книжках. Ах, как я ей завидую!). Фабула требует какого-то изменения в жизни героя или героини, изменения, которое не является чем-то случайным. Естественно, это изменение не должно происходить только во внешнем мире: во многих повестях герой и в начале, и в конце находится в той же самой ситуации. Если, однако, мы откажемся от изменения внешнего, должна произойти какая-то внутренняя перемена, потому что без этого обойтись нельзя. Главный герой в конце повести должен быть иным, чем в начале – даже если это будет заключаться только в том, что он станет более мудрым и грустным. Предположим, что повесть показывает путешествие героя от пункта А до пункта Б. Б может означать все – счастье, грусть, успех, проигрыш, — все, что угодно, только не А. Если оставить героев в исходном пункте, читатель скажет: «Славненько, ничего не могу сказать, только что из этого следует? Мы не пришли никуда».

Результат этого путешествия должен быть таким, чтобы мы могли почувствовать эмоциональное удовлетворение. Классическая проза, даже та величайшего калибра, должна предоставлять эмоциональное переживание. Она не обязана сразу вызывать у нас катарсис (что дословно означает «очищение чувств через возбуждение сострадания и тревоги»), не должна разыгрываться на высочайшем чувственном уровне, но прежде всего обязана пробуждать сердце, а только потом разум. Писатель, обращающийся прежде всего к разуму, должен выбрать форму эссе. И даже если мы рыдали над какой-то повестью, или исходили бешенством – окончательно ее закрывая, мы испытываем прежде всего удовольствие. Читатель, спрошенный об источнике этого удовлетворения, без сомнения, даст разные ответы: подбор героев, стиль автора, среда, в которой происходит действие, но если копнуть глубже, окажется, что речь идет о радости от получения ответов на вопросы, которые были заданы в начале истории. Я думаю, что именно такой радости ищут практически все читатели прозы. Найти хороший ответ на вопрос, поставленный в повести, – это так же, как почесать себя в зудящее место.

Все классические истории, независимо от того, можно ли их отнести к фабуле, или нет, являются стремлением к цели. Кто-то чего-то жаждет, и отправляется в путь, чтобы это добыть. Поиски эти в разных повестях оказываются совершенно разными – можно искать спасения, денег, стремиться к соединению с кем-то, жаждать возвращения к нормальности. Герой либо достигает успеха, либо проигрывает, либо остается где-то посередине. Точка.

Эту статью хорошо дополнит другая наша статья как написать рассказ, если ты новичок?

Вступление

Хочу предупредить сразу: это не инструкция по созданию опусов, способных затмить Хемингуэя, Шукшина и О’Генри. Да ты вообще слышал эти имена? Нет? Так я и думал. Да, ты совсем недавно (по историческим меркам) сдал ЕГЭ, потом на деньги папы и мамы окончил (кстати, правильно в русском языке будет именно «окончил», а не «закончил»!) бакалаврат, может быть, даже магистрат чего-то там и теперь готов поведать urbi et orbi о своём – о, конечно же! – богатейшем внутреннем мире, без знания о котором человечество обречено на жалкое прозябание и культурную деградацию.

Прежде, чем выбрать тяжёлую и неблагодарную писательскую стезю, ты, конечно же, ознакомился с современной библиографией. Ну и как? Кто же они – российские властители дум? Ну, выбор довольно-таки широк: от писателя-патриота Захара Прилепина до шизоидного автора романа со сценами каннибализма, где домашние с гостями поедают молодую девицу, только что запечённую живьём в печи. Последний даже удостоился сжигания своих книг на площади движением «Наши», и совершенно напрасно, я считаю, ибо «нашисты» только составили автору дополнительный пиар. В промежутке между ними разместилась эстетствующая дама с её погрязшими в бытовухе персонажами; разговаривающий с публикой через губу кудрявый поэт и русофобствующий эстет, живущий уже вне России. Есть ещё гламурная, пожилая девушка с украинским именем и псевдонемецкой фамилией, пишущая в стиле мобильных СМС о тяжёлой доле российского олигархата и сосуществующих с ним приживалок. Это основные.

Ну, что, поехали?

Как начать писать рассказ

Для этого нужно определиться, о чём он будет. То есть определиться с сюжетом. Слово это французское, и означает оно саму канву повествования, где всё логически и композиционно связано и вытекает одно из другого. Именно сюжет обозначает последовательность событий в истории, которую ты решился поведать потенциальному читателю.

Иногда слово «сюжет» заменяют словом «фабула». Разные источники трактуют это слово уже латинского происхождения по-разному: то ставя между ними знак равенства, то чётко разграничивая их смысл. Я бы сказал, что фабула – это набросок сюжета, яснее видимый автору, чем читателю, и при написании рассказа, выстраивая сюжет, он как раз и руководствуется именно фабулой. То есть это вещь для внутреннего употребления.

Чтобы правильно выстроить сюжет, можно использовать различные композиционные элементы. К ним относятся:

Экспозиция.

Она же предисловие. Писательский приём, вводящий читателя в сюжет и определяющая его рамки.

Завязка

Определяющая характеры и действия героев часть текста, где начитается (завязывается) конфликт, который и является движущей силой произведения. Сюжета без завязки быть не может – тогда это уже не сюжет.

Впрочем, великие мастера слова иногда баловались бессюжетными рассказами. Но, во-первых, у них было имя и они могли позволить себе поиздеваться над снобами из публики. На робкие замечания литературных критиков же в ответ звучало «я так вижу!». Во-вторых, какой же издатель откажет маститому автору в публикации даже явной белиберды, оправдывая себя тем, что писатель имеет право на эксперимент со словом? Имеет. Как и на пощёчину общественному вкусу.

Развитие

Слово говорит само за себя: развитие сюжетных линий, их переплетение, намечающиеся гипотетические последствия тех или иных событий. На этом этапе читатель начинает активно сопереживать героям и пытается предугадать дальнейшее развитие сюжета.

Что, не пытается? Плохо! Тогда ты его не зацепил.

Кульминация

Точка бифуркации – когда события могут пойти как по одному пути, намеченному героями или автором, так и по другому, что в итоге может родить два радикально отличающихся в финале друг от друга сюжета. Это как чаша весов – куда всё качнётся? Момент, произойдёт совпадение событий, разрубающее клубок проблем и противоречий.

Развязка

Все сюжетные линии сходятся в одной точке, разрешаются конфликты и недоразумения между персонажами, они что-то находят для себя, их дальнейшая жизнь становится более или менее ясной. Зло, как правило, наказывается, а Добро если и не торжествует, то, по крайней мере, не несёт неприемлемого ущерба. Если развязка трагическая, то и трагедия персонажей служит делу Добра и Света.

Эпилог

Он же финал. Он же послесловие. В принципе, необязательная часть литературного произведения: иногда нужен элемент недосказанности автором только что описанного сюжета, где читателю предоставляется возможность пофантазировать.

О чем можно написать рассказ

О чём угодно! Это могут быть даже фантастические размышления старого дерева, много повидавшего на своём веку. По ходу повествования могут всплывать картины из его прошлого, которые определят ход событий в рассказе, а в финале под деревом могут появиться люди или животные, которые круто изменят ход событий, сделав концовку рассказа парадоксальной и неожиданной.

Или о старой, покрытой пылью и погрызенной мышами соломенной шляпе, висящей на гвозде в чулане. И о её новой жизни в качестве головного убора для огородного пугала. Ну, а что? Всё лучше, чем сгореть в костре вместе другими старыми вещами! Всё-таки новая жизнь…

Как придумать рассказ

Наблюдая жизнь, делая какие-то обобщения. И, естественно, не стоит браться за прозу, имея нулевой жизненный опыт. И хотя литературоведы утверждают, что всё великое многообразие мировой литературы сводится к всего нескольким, как бы не к семи, базовым сюжетам, поток прозы не иссякает. Сколько, по-вашему, можно оставить сочетаний из семи цифр? Около 10 миллионов. Написано ли и опубликовано столько за всю историю человечества? Сомневаюсь.

Мало жизненного опыта, чтобы написать рассказ, стать автором истории? А уши на что? Есть великолепные рассказчики, являющиеся авторами только устной формы рассказа. Это то, что называется «байками» (не путать с двух-трёхколёсными средствами байкеров-мотоциклистов). Слушай, мотай на ус, творчески переосмысливая услышанное, добавляй, наконец, своё! Возьми рассказчика в соавторы – если он амбициозен, или не бери, а просто упомяни о нём, как источнике сюжета, в завязке или в финале рассказа.

К финалу стоит добавить несколько соображений о роли пейзажа и интерьера в написании рассказа. Не верь снобам, утверждающим, что эти атрибуты повествования изжили себя. Они просто не умеют этого описывать. Живое, сочное описание пейзажа или интерьера, в которых происходят события, может стать отличной и оригинальной рамкой для сюжета, подчеркнуть характеры героев, да и просто доставить эстетическое наслаждение манерой описания.

Одна проблема – для этого нужно найти свежие, незатасканные метафоры, синонимы, антонимы и прочие элементы литературного слога. Что трудно – имея в виду, что все мы пользуемся и в творчестве, и в обиходе одними и теми же словами.

Талант писателя и состоит в том, чтобы из известных слов-кирпичиков выстроить оригинальное, никем ещё не виданное, здание. И пусть оно не будет дворцом: крепкий, добротный деревенский дом тоже может доставить эстетическое удовольствие.

Дерзайте!

Автор: Владимир Тамбовцев

Любая история состоит из двух составляющих — фабулы и сюжета.

Фабула —  то что произошло. А сюжет — это то как и в какой последовательности вы рассказываете произошедшее. 

Сюжет истории может быть рассказан в неправильном хронологическом порядке, с перемещениями между героями и локациями.

Если вы беретесь за первый сценарий, лучше начать с классической истории, в которой каждая следующая сцена вытекает из предыдущей.  Как известно, чтобы правила нарушать, надо сначала их освоить. Ниже несколько простых и основных правил как придумать интересный сюжет.

Можно придумать огромное количество сюжетов и драматических ситуаций, кто-то пытался даже найти самые частые из них, они собраны, например, в книге Жоржу Польти «36 драматических ситуаций». Но мы поговорим о том, как подготовить почву для того, чтобы эти ситуации развивались как можно интереснее. 

  • Материал

В первую очередь, хорошей истории нужен хороший материал и глубокое исследование темы. Где происходит действие? Какая это среда? Какие люди или существа ее населяют? 

Нужно освоить все то, что связано с историей, в первую очередь сеттинг, в который собираетесь погружать зрителя и то, что касается жизни вашего героя. 

  • Герои 

Хороший сюжет не получится без интересных персонажей и героев. Для того, чтобы они были интересными, вам придется каким-то образом находить что с персонажами связывает вас. Ищите то, что вы на эмоциональном уровне понимаете в них: мотивы, страхи, чувства и так далее. Или свяжите героя с кем-то, кого вы хорошо знаете.  Такая связь важна, чтобы уметь перевоплощаться в своих персонажей, продумывая их реакции и действия. 

  • Формат

Следующее, с чем важно определиться — это жанр и формат. Под форматом мы подразумеваем сериал или полный метр. В зависимости от того, для чего вы создаете историю, развиваться она будет по-разному.

Ну и едва ли нужно говорить, что жанр формирует то, как ваша история будет развиваться, и его нужно определить в самом начале. 

  • Главный герой обретает цель

У главного героя появляется проблема — внешняя или внутренняя. Из нее вырастает цель, и сюжет строится вокруг пути героя к этой цели. 

Как только определились с проблемой, целью и мотивацией, начинайте продумывать препятствия, которые герой должен преодолеть, чтобы проблему решить. 

  • Главный герой решает проблемы

За историей зрителю должно быть интересно наблюдать, анализировать то, как именно герой идет к достижению своей цели, какие попытки совершает, как проигрывает и что делает, когда у него ничего не получается. Если для того, чтобы достичь цели герою нужно всего лишь сделать пару телефонных звонков, вряд ли зритель пойдет в кинотеатр посмотреть на это. 

К слову, зрителю нравятся истории с  припиской *основано на реальных событиях*, потому что самое интересное — эффект подсматривания, безопасное наблюдение за чем-то, что хотелось бы увидеть своими глазами.

  • Герой против всех

Антагониста или антагонистические силы тоже нужно грамотно оценить. Насколько они сильнее, чем главный герой?

С одной стороны они должны выступать непреодолимым препятствием, а с другой  стороны важно, чтобы финал битвы между антагонистом и героем не был очевидным или притянутым за уши.

  • Внутренний мир героя

Какие установки и психологические проблемы мешают главному герою решить проблему и достичь цели? Психологические ли травмы и установки, чувства и эмоции, внутренние недостатки и зажимы? 

Все это должно согласовываться с теми ситуациями, в которые попадает герой и теми решениями, которые он принимает. Решения должны быть естественными и логичными: раз герой стеснительный, логично, что он не побежит первым отплясывать на танцполе. 

  • Идеальный герой

Интересный сюжет не равно идеальный сюжет. Если ваш герой супер-сверх-супермен и лучше всех как в личной жизни, так и физически, а также в отношении моральных принципов, то за ним просто не интересно наблюдать. Это не дает нам ни сопереживать герою, ни болеть за него, ни чувствовать напряжение в конфликтной ситуации. Т.к. он выглядит ненастоящим, непохожим на нас, ведь идеальных людей не бывает.

  • Изменения

Важно чтобы под влиянием истории герой менялся и развивался. Это можно показать через проявление характера, через действия: слабый находит в себе силы, трус —  смелость, скромный борется со стеснением и т.д. 

Задача сценариста заложить в историю то, что поможет герою себя проявлять и развиваться. Делать то, чего он раньше не делал.

  • Конфликт

Если конфликта нет, по сути, следить зрителю не за чем. Основной конфликт — это пограничное состояние, когда та ситуация, которая происходит с героем, получает максимальное развитие. Благодаря этому напряжение нарастает и сюжет двигается к кульминации, в которой мы достигаем пика конфликта.

  • Причинно — следственная связь

В каждом хорошем сюжете одно событие должно вытекать из другого. Главное, чтобы развивал причинно-следственную связь герой. Именно  он должен толкать действие и двигать сюжет. Если в вашем сценарии есть кусок, убрав который, вы увидите, что ничего не изменится, удаляйте его. 

  • Биты

В каждой сцене должен быть как минимум один поворот. Это называется бит —  момент, в который герой совершает действие, получает новую информацию  или меняются какие-то обстоятельства. То есть в каждой сцене должно появляться то, что двигает историю, делает ее сложнее.

  • Локация

Сделать вашу историю интереснее помогут необычные локации.  Они добавят кинематографичности проекту, а значит, повысят маркетинговый потенциал истории. Согласитесь, одно дело когда диалог проходит в ресторане, другое —  на крыше дома, например. 

Сцены работают по-разному в разных обстоятельствах.

Но так как сильно увеличивать бюджет дорогостоящими локациями типа самолетов, островов и яхт не всегда есть возможность, проявите креативность, выпишите несколько интересных, неожиданных мест для своих сцен из тех, что доступны для бюджетных съемок, и попробуйте посмотреть, как они будут там работать. 

  • Референсы

Интересные сцены поможет придумать анализ других проектов. Выписывайте самые яркие сцены из просмотренных фильмов, составьте список локаций и приемов, использованных в них. Примерьте эти ситуации на свой сценарий, на ситуацию, которую вы придумали, меняя какие-то параметры: количество человек, локацию, пол персонажей и так далее. 

  • Динамичность

Руководствуйтесь правилом: начинать позже, а заканчивать раньше. Учитесь писать каждую сцену сразу максимально близко к биту и не увлекайтесь экспозицией и описаниями там,  где это не влияет на развитие сюжета. Сразу переходите к делу и сценарий станет динамичнее. 

  • Информация

Настоящее искусство рассказчика —  в умении обманывать ожидания зрителя не разочаровывая его, а интригуя. Когда зритель подсознательно чувствует, что его обманывают, теряется  доверие и ему становится скучно. Играйте со зрителем: там, где он может почувствовать обман не обманывайте, а там, где есть ощущение что все своим чередом, делайте финт ушами. 

  • Обратная связь

Важно вслух рассказать кому-нибудь свою историю, сцены и идеи. Даже не обязательно профессионалу, потому что проговаривая вслух, вы поймете — что нелогично, где вы запинаетесь, что затянуто, а что, наоборот, нужно объяснять. Вы сможете грамотнее сформулировать какие-то вещи, добить какие-то идеи. Возможно, тот, кто вас слушает тоже подкинет интересный совет или информацию.  А еще по его реакции вы поймете, насколько вам удалось заинтересовать своей историей кого-то другого. 

  • Последовательность

Если вы долго не можете начать, попробуйте забыть, что в истории должна быть какая-то последовательность. Наберите самые разные диалоги, реплики, завязки, развязки, варианты конфликтов и сцен, которые могли бы в истории произойти. Так вы сдвинетесь с места, сможете частично увидеть свою историю и дальше все пойдет быстрее, а эти зарисовки послужат вам ориентиром, когда начнете выстраивать скелет истории, что-то из этого не будет использовано, но зато вам будет от чего оттолкнуться.

  • Визуальный ряд

Очень важное для кино правило — показывать, а не рассказывать. Любую информацию в первую очередь обдумывайте в контексте визуального ряда.  Думайте, как ее лучше передать через действия и события, а уже потом, если не найдете решения, через текст. Зритель хочет доказательств, а значит видеть  самостоятельно, что и как происходит, он хочет сам делать выводы на основе увиденного, а не доверять чьим-то словам. 

  • Оригинальность

Необычными ваши истории станут тогда, когда вы поймете как работает каждое правило драматургии. Только после этого вы сможете осознанно экспериментировать.

  • Наполненность

Читайте статьи, которые может даже и не относятся к теме вашего сценария, но благодаря которым вы узнаете что-то новое. Например, в Википедии есть раздел, который называется «случайная статья» и если регулярно в него заглядывать, можно найти много интересного, то что вы бы не полезли сознательно гуглить, но что точно расширит ваши представления о мире. А что расширяет наше понимание мира, то и вдохновляет. 

Чтобы понять как придумать интересный сюжет важно понять как вы сами смотрите на мир, как его понимаете и чувствуете. 

Сценарий — это 80% переписывание истории, это глубокая проработка темы, качественное исследование и поиск креативных решений. Главное, чтобы креативность и оригинальность была оправданна и двигала историю вперед, а не превращала ее в бред сумасшедшего.

И не требуйте от себя сразу гениального нестандартного сюжета. Все приходит постепенно, через десятки и сотни попыток. Расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса творчества.

Фабула – это пересказ основных событий произведения в хронологическом порядке и без художественных отступлений, только действия и факты. Это сама суть истории, но не ее сюжет. Фабула – это сама сюжетная схема событий и поступков героев в художественном произведении.

Фабула

Термин пришел к нам из латыни «fābulа», что означает буквально «повествование, история, басня». В дальнейшем, словом «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению.

Содержание

  1. Основные черты фабулы
  2. Виды и элементы фабулы
  3. Фабула и сюжет – в чем отличие
  4. Сюжет и фабула «Евгения Онегина»
  5. Другие примеры фабулы и сюжета
  6. Фабульное и бесфабульное произведение

Основные черты фабулы

Фабула произведения очень похожа на короткую аннотацию. Однако у этого элемента есть собственные характерные признаки.

Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:

  • Четкая передача сути истории
  • Относительная краткость рассказа
  • Хронологический порядок событий
  • Понятная причинно-следственная связь
  • Отсутствие художественных приемов.
  • Опускаемые детали.

Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.

Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сильно сокращать. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.

Виды и элементы фабулы

В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д.

Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.

Итак, прежде чем создать творение, художник задумывает фабулу. С помощью различных художественных методов он раскрывает ее глубину и правдивость.

К элементам фабулы относятся:

  • Пролог — подводка к истории, дополнение к ней. Зачастую не освещает какие-либо элементы сюжета, а лишь описывает мотивы произведения, общий смысл и т. д. Важно разделять это понятие с понятием экспозиции и предисловия.
  • Завязка — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.
  • Основное действие — все события, развивающие повествование.
  • Кульминация — момент, когда события достигают высшей точки напряжения, происходит разрешение конфликтов. Кульминация подводит историю к развязке,
  • Развязка — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.
  • Эпилог — дополнение основной истории, зачастую никак на нее не влияющее. Эпилог может состоять как из событий описываемого мира, так и из обращения автора к читателям.

В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:

  • Перипетия — внезапный неблагоприятный для героя поворот сюжета, осложнение обстоятельств. В античности данный прием использовался в описании резкого невезения героя как способ наказания от богов.
  • Коллизия — изображение жизненных конфликтов, противоборствующих сторон и проблем в повествовании. Одним из способов выражения коллизии являются два противоположных персонажа с разными идеями и стремлениями.

Основная задача фабулы — создать для читателя четкую картину описываемых событий, установить последовательность для лучшего понимания сюжета.

Фабула и сюжет – в чем отличие

В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.

Если рассказывать какою-то историю, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.

В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.

Основные отличия в следующем:

  1. События в фабуле излагаются в хронологической последовательности, а не так, как о них рассказывает автор. В сюжете повествование может иметь предысторию, начинаться после каких-то ключевых событий, о которых герои и читатель узнают где-нибудь к середине, а то и к концу книги.
  2. Фабула — это факты и ничего, кроме фактов. В ней не затрагиваются чувства героев, их внутренние конфликты, проблема выбора, нравственные терзания. То есть всё то, что наполняет художественное произведение жизнью. Но для того чтобы понять, о чём книга или рассказ, всё это не нужно.
  3. В фабуле отсутствует интрига, загадки, неясности, которые придают привлекательность и остроту сюжету.

Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:

  • Фабула – сообщает о событиях в истории.
  • Сюжет – описывает события в истории.

То есть фабула – это что происходит. А сюжеткак это происходит.

Словом «фабула» называют череду событий в литературном произведении в той последовательности, в которой они происходят в реальности этого сочинения. Автор компонует их, переплетает между собой, создает взаимосвязи и закономерности — и формирует сюжет.

Если представить литературное произведение в виде живого организма, фабула будет его скелетом, а сюжет – мышцами. Без скелета корпус рассыплется, повествование станет вялым, бесструктурным. Но и без движущих сюжетных мышц скелет останется только схемой – пугающей, безобразной и бесполезной.

Как видите, фабула держит сюжет, а сюжет оживляет фабулу и приводит в действие весь организм художественного текста.

Сюжет и фабула «Евгения Онегина»

Увидеть различия между сюжетом и фабулой легко на примере конкретного произведения. Сухой пересказ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», каким мы привыкли видеть его в школьных читательских дневниках, будет выглядеть примерно так:

«Онегин приезжает из столицы в деревню. Он заводит дружбу с Ленским, увлекается Ольгой. Сестра Ольги Татьяна чувствует любовь к Онегину и признаётся ему в этом письмом. Герой отвечает отказом и уезжает.

Татьяна томится, но через несколько лет её выдают замуж, она становится петербургской светской дамой. Встретив её вновь, Онегин понимает, что влюблён, но быть вместе герои не могут».

Сюжетная канва будет чуть плотнее и богаче:

«Разочарованный светский лев Евгений Онегин после получения наследства приезжает в родовое деревенское поместье, где сближается с молодым романтиком Ленским и невольно становится предметом любви дочери помещиков Лариных. Татьяна – дитя природы, она естественна, не избалована, лишена светского кокетства, чиста и органична.

Из-за нелепой ссоры между друзьями происходит дуэль, Ленский погибает. Татьяна признаётся Евгению в любви, но вместо взаимного признания получает суровую отповедь. Евгений уезжает, так как его пугает серьёзность и решительность юной девушки. Через много лет в Петербурге он встречает повзрослевшую замужнюю Татьяну и понимает, что любит её.

Признавшись ей в любви, герой узнаёт, что её чувство не прошло, но теперь быть вместе им не суждено. В поисках политического, социального и поведенческого идеала, Онегин примеряет на себя все модные стереотипы своего времени (от байронического героя до декабриста-революционера), но так и не находит собственный путь.

Татьяна, олицетворяющая русский ум, русскую душу, верность традициям русской культуры остаётся целостной и естественной от начала до конца произведения».

Фабулу можно было бы записать ещё короче:

«Героиня любит героя, а он её – нет. Спустя время герой влюбляется в героиню, но его ждёт отказ».

А. С. Пушкин выстраивает художественное полотно романа на крайне простом фабульном стержне, но от этого произведение не становится беднее.

Другие примеры фабулы и сюжета

Фабула не всегда совпадает с сюжетом. Фабулу рассматривают, как основу, каркас художественного произведения, вокруг которого строится сюжет. Этот каркас собирается из фактов и событий, расположенных в хронологической последовательности, как если бы эти события происходили в реальной жизни, а не так, как описаны автором произведения

Вот, например, всем известная трагедия В. Шекспира «Гамлет». Её фабула выглядит следующим образом

Датского короля убивает его брат Клавдий и, захватив престол, берёт замуж вдову убитого им правителя Гертруду. Призрак короля является к сыну Гамлету и сообщает о причине и обстоятельствах смерти. Гамлет хочет отомстить за смерть отца, но погибает на дуэли.

Это фабула. И она чётко излагает содержание пьесы, но не её сюжет, в котором события описываются в иной последовательности. И никакой Офелии, никаких страданий-переживаний, никаких нравственных метаний и пафосного «быть или не быть». Зато сразу понятно, о чём пьеса.

Однако в произведении эти события разворачиваются в другой, более запутанной авторской последовательности, что создает сюжет с интригой.

Фабулой произведения может служить реальная история. Например, в основе повести Александра Пушкина «Дубровский» лежит череда событий из жизни дворянина по фамилии Островский, которую автор превратил в роман.

Известным примером повествования с не линейным сюжетом является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где ни одна глава сюжета не совпадает с положением глав фабулы.

ФАБУЛА – основа произведения

Кроме того, одна и та же история может быть изложена по-разному, поэтому в мировой литературе существует много произведений с разными сюжетами, но одинаковой фабулой. Так, биография Иоганна Фауста — доктора, чернокнижника, который жил в первой половине XVI века в Германии, — стала фабулой многих произведений европейских писателей.

Среди них — пьеса «Трагическая история доктора Фауста» Кристофера Марло, трагедия «Фауст» Иоганна Гете, стихотворение «Сцена из Фауста» Александра Пушкина, рассказ в письмах «Фауст» Ивана Тургенева.

Фабульное и бесфабульное произведение

Большинство художественных произведений имеют фабулу, то есть являются фабульными. В них описываются события, которые можно выстроить в хронологической последовательности и кратко пересказать.

Уровень «фабульности» может быть разный. Так в любовных романах акцент делается на чувствах и отношениях героев, и нередко события в их жизни представляют меньший интерес, чем чувства. Но эти события всё же есть.

Встречаются и такие произведения, где фабула — это основное, а личности и отношения героев описаны автором поверхностно. Это не значит, что такие произведения плохие, просто у писателя иные цели. Например, если он описывает путешествия, как И. Гончаров в книге «Фрегат “Паллада”» или В. Арсеньев в повести «Дерсу Узала».

Но есть и бесфабульные произведения, где вообще никаких событий не описывается. Чаще всего такие тексты встречаются в поэзии, например, «Граф Нулин» у А. С. Пушкина.

Прозаические произведения, где фабула отсутствует, встречаются реже. Но они тоже есть, в них автор уделяет внимание внутреннему миру героев или рассказывает о своих мыслях и переживаниях, или излагает какие-то философские теории.

Такие бесфабульные произведения встречаются в модернистской литературе, например, у М. Пруста или у более современного Михаила Бутова. И эти книги вполне могут вызвать интерес. Есть любители такого рода литературы, гурманы и эстеты.

Но основной массе читателей всё же более интересны события, развитие сюжета и отношений героев, а бесфабульные произведения навевают скуку и воспринимаются как самолюбование автора.

Читайте также: Триллер в литературе – что это и характерные черты жанра.

Таким образом, фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, которые компонуются и оформляются в сюжете автором в хронологической последовательности. Сюжет также важен и нужен, писать без него и без фабулы могут только единицы.

Источники:

  • Богомолова Е. И., Жаров Т. К., Кедрова М. М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. — Москва: Высшая школа, 1986.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фото своих предков
  • Как найти в инстаграмме товары
  • Wordpress как найти php файл
  • Как найти бывшего своего парня
  • Как нашли девочку в люке