МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 г. Улан-Удэ»
«Дневник фенологических наблюдений»
Составитель: Иванова Светлана Николаевна,
учитель биологии и географии МАОУ СОШ №42
Пояснительная записка
Фенологические наблюдения-интересная и увлекательная работа. Благодаря наблюдениям за живой и неживой природой воспитывается наблюдательность, любознательность, любовь учащихся к природе. Фенология — наука о сезонных изменениях в природе, средство обучения учащихся практическим навыкам бережного обращения с природой, как фактора воспитания любви к родному краю. Изучение сезонных явлений даст возможность лучше понять особенности местного климата. Использование пособия «Дневник фенологических наблюдений» содействует охране и изучению природы нашего края
В данном пособии представлены явления, происходящие в разные сезоны года на территории республики Бурятия.
Учащиеся должны систематически вести наблюдения за метеорологическими элементами, фазами развития растительности, насекомым, птицами, зверями. В наблюдениях отводится место и сельскохозяйственным культурам. Большое значение имеет оформление фенологических наблюдений, которые в дальнейшем можно использовать для учебной работы в школе
Календарь составляют путём определения среднего арифметического. Если явления происходят в одном месяце, то цифры складывают и сумму делят на число лет наблюдений. Определив средние даты всех наблюдаемых явлений, приступают к составлению календаря.
Осень
Сентябрь
«Сегодня с деревьев срываются
листья.
И угол меняет земная ось
И лес как шуба становится лисья,
Пройдут и вызолочен насквозь».
Н Асеев.
Наблюдение за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Переход среднесуточной температуры через 10 С |
|
Первый заморозок в воздухе |
|
Переход среднесуточной температуры через 5 С |
Наблюдение за растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Начало пожелтения листьев тополей |
|
Начало заметного листопада у берёз |
|
Начало заметного листопада у тополей |
|
Массовый листопад у берёз и осин |
|
Конец листопада у черёмухи |
Наблюдение за сельскохозяйственными растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Начало уборки картофеля |
Октябрь
«Октябрь уж наступил,
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей».
А. С. Пушкин
Наблюдение за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Конец листопада у лиственницы |
Наблюдение за растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Заметный листопад у лиственницы |
|
Конец листопада у сибирской яблони |
|
Конец листопада у ильма |
|
Конец листопада у тополей |
|
Конец листопада у лиственницы |
Ноябрь
«Воздух лёгок и чист,
и замёрзла река».
И. С. Никитин
Наблюдение за снеговым покровом
Название явлений |
Дата наступления явлений |
|
Установление прочного снежного покрова |
||
Замерзает река Селенга в г. Улан_Удэ |
Зима
Декабрь
И вновь зима к нам пришла,
Принесла на плечах голубые
Морозы
Наблюдение за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
||
Наступление сильных морозов, ниже 23 С |
Январь
«И только иней, лёгкий иней,
Январских далей тишина..»
Наблюднеие за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Первая капель с крыш |
Наблюдение за животными
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Начало воркования домовых голубей |
Февраль
«Свежесть далей, снежинок сверканье..»
Наблюдение за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Появление первых кучевых облаков |
Наблюдение за животными
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Первая песня большой синицы |
|
Первая песня степного рогатого жаворонка |
Весна
Март
«На вербе пушок- и зима под шесток».
Старинная пословица
Наблюдение за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Переход среднесуточной температуры через- 10 С |
Наблюдение за снежным покровом
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Начало весенних вод с гор потекли ручьи |
|
Появление больших проталин на полях |
|
Сход снежных покровов н полях |
Наблюдение за растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Появление «барашков» на ивах |
|
Переход среднесуточной температуры через- 10 С |
Наблюдение за животными
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Прилёт даурских галок |
|
Прилёт белошапочных овсянок |
Апрель
«Горный снег тает,
Гонит ручьи весна».
Д. Чернинов
Наблюдение за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Переход среднесуточной температуры через 0 С |
|
Вскрывается р. Селенга вг. Улан-Удэ |
Наблюдение за растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Начало зеленения листьев осоки степной |
|
Зеленение листьев лапчатки серой |
|
Начало цветения прострела синего |
|
Цветение узколистной ивы |
|
Появление лужаек зелёной травы |
|
Начало цветения лапчатки серой |
|
Наблюдение за животными
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Появление сусликов |
|
Появление первых бабочек — крапивниц |
|
Прилёт каменки- плясуньи |
|
Прилёт красной утки -турпана |
|
Первая песнь полевого жаворонка |
|
Прилёт первых белыхтрясогусок |
|
Начало пролёта гусей |
|
Пролёт лебедей |
|
Массовый прилёт белых трясогусок |
|
Пролёт славки синехвостки |
|
Появление кобылок прыгунчиков |
|
Начало массового пролёта гусей |
Наблюдение за сельскохозяйственными культурами и сельхоз работами
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Весеннее боронование паров и зяби |
|
Начало сева яровой пшеницы |
Май
«Бушует фиолетовое пламя
Багульника даурского цветка».
С. Дунаев.
Наблюдение за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Устойчивый переход среднесуточной температуры через 5 С |
|
Устойчивый переход среднесуточной температуры через 10 С |
Наблюдение за растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Цветение гусиного лука |
|
Начало цветения ярутки ложечной |
|
Начало цветения ильма вяза |
|
Массовое цветение ивы узколистной |
|
Массовое цветение прострела |
|
Начало цветения осоки степной |
|
Начало цветения незабудочника пустынного |
|
Начало цветения тополя душистого |
|
Начало цветения багульника розового |
|
Появление зелёной дымки на деревьях и кустарниках |
|
Начало цветения берёзы |
|
Прилёт овсянки -дубравника |
|
Появление листьев у тополя |
|
Начало цветения клёна яснелистного |
|
Начало цветения ириса жёлтого |
|
Начало цветения фиалки шерстистой |
|
Начало цветения смородины двуиглистой |
|
Начало цветения астрагала деревянистого |
|
Начало цветения черёмухи |
|
Начало цветения первоцвета мучнистого примула |
|
Начало цветения сибирской яблони |
Наблюдение за животными
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Прилёт горихвостки сибирской |
|
Прилёт городских ласточек |
|
Появление жуков скакунов |
|
Прилёт овсянки -дубравника |
|
Прилёт белопоясничных стрижей |
|
Начало кукования кукушки |
Наблюдение за сельскохозяйственными растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Начало посадки картофеля |
|
Появление всходов яровой пшеницы |
|
Появление третьего листа у пшеницы |
Лето
Июнь
«Купальниц ярких желтизна
Тут лета жаркого примета».
В. Солоухин
Наблюдение за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Последний заморозок в воздухе |
|
Накопление сумм эффективных температур 300 С |
|
Устойчивый переход среднесуточной температуры через 15 С |
Наблюдение за растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Начало цветения флокса сибирского |
|
Начало цветения акации кустовой |
|
Начало цветения кизильника черноплодного |
|
Начало цветения купальницы (жарок, огонёк) |
|
Начало цветения акации колючей |
|
Начало цветения брусники |
|
Начало цветения рябины |
|
Начало цветения шиповника колючего |
|
Начало цветения мака голостебельного |
|
Начало рассеивания семян ильма |
|
Начало цветения астры альпийской |
|
Начало цветения кукушкина башмачка крапчатого |
|
Начало цветения богородской травы |
|
Рассеивание семян тополя |
|
Начало цветения люцерны жёлтой |
|
Начало цветения клевера люпинолистного |
|
Начало цветения лилейника жёлтого |
|
Начало цветения лилии красной даурской |
Наблюдение за сельскохозяйственными растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Высадка в грунт рассады томатов |
Июль
«В сто сорок солнц закат
пылал
В июль катилось лето».
В. Маяковский
Наблюдение за животными
Появление гусениц лугового мотылька |
|
Вылет молодых белопоясничных стрижей |
|
Последнее кукование у кукушки |
Наблюдение за сельскохозяйственными растениями
Начало колошения яровой пшеницы |
|
Начало цветения яровой пшеницы |
|
Начало молочной спелости у пшеницы |
Август
«И кой где первый жёлтый
лист,
Крутясь, слетает на дорогу».
Ф Тютчев.
Наблюдение за погодой
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Устойчивый переход среднесуточной температуры через 15 С конец тёплого периода |
Наблюдение за растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Созревание ягод малины лесной |
|
Наступление восковой спелости у пшеницы |
|
Созревание ягод брусники |
|
Начинают желтеть листья берёз |
Наблюдение за животными
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Отлёт белопоясничных стрижей |
|
Отлёт белых трясогусок |
Наблюдение за сельскохозяйственными растениями
Название явлений |
Дата наступления явлений |
Наступление восковой спелости у пшеницы |
|
Начало уборки пшеницы массовое наступление восковой спелости |
1. Составьте календарь природы и заполняйте его по образцу
Изменения растительности | Изменения в животном мире |
Сентябрь | |
— листопад у берез — клен начинает терять листья — рябина окрашивает листья |
— грачи собираются в стаи — отлет журавлей — отлет уток |
Октябрь | |
— полностью осыпает листья осина — полностью теряет листья клен — теряет все листья орешник |
— отлет грачей — массовая миграция уток, гусей и лебедей — часть зимоспящих млекопитающих (медведь и барсук) погружается в сон |
Ноябрь | |
— полностью опадает дуб — происходит образование коры — отмирание летнезеленых растений |
— зимующие птицы собираются в стаи и мигрируют ближе к населенным пунктам — появляются зимние виды птиц — карась собирается на зимовку в глубокие тинистые ямы или в ил и тину |
Декабрь | |
— деревья наряжаются в белые наряды — период покоя растений — с торчащих из-под снега засохших стеблей различных растений высыпаются на снег семена |
— появляются клесты — водные млекопитающие «переодеваются» в зимний мех — лось сбрасывает рога |
Январь | |
— глубокий покой у берёзы, тополя, боярышника — раскрываются шишки ели и сосны — лопаются шишечки ольхи |
— кочуют стайки зимующих птиц — появляется на свет потомство у медведицы — тетерева и глухари ночуют в рыхлых сугробах |
Февраль | |
— на хвойных и лиственных деревьях можно наблюдать ходы короедов — у деревьев и кустарников закончился глубокий физиологический покой — начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи |
— гон у зайцев — брачный период у волков и лисиц — первые признаки линьки пушных зверей |
Март | |
— цветение лещины — цветение ольхи — появление почек у вербы |
— прилет грачей — прилет жаворонков — просыпаются лягушки |
Апрель | |
— цветение мать-и-мачехи — на веточках раскрываются почки — появление первых травинок в солнечных местах |
— прилет дрозда — прилетают скворцы — прилетают журавли, утки |
Май | |
— земля покрывается молодой травкой — из почек обильно появляются первые листья — цветение черемухи |
— жужание майских жуков — прилет ласточек — поют соловьи |
2. Нарисуйте или сфотографируйте наблюдаемые фенологические изменения одного и того же объекта природы. Зарисуйте объект или вклейте фотографии, укажите место и даты наблюдения.
3. В конце каждого сезона делайте вывод о том, какие изменения в природе вы наблюдали.
Осень: у деревьев сначала меняется окраска листьев, а затем происходит листопад; птицы собираются в стаи и улетают на зимовку.
Зима: растения находятся в состоянии покоя, на деревьях лопаются шишки; у некоторых животных начинается брачный период и линька.
Весна: происходит появление и раскрытие почек, цветение растений, земля покрывается травой, а деревья — листьями; прилетают птицы.
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_5,
делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
- Фенологический календарь работы в саду
- Период между фенологическими фазами, относительный, зимний покой и начало вегетации
- Период между набуханием почек и зеленым конусом
- Период между появлением бутонов до конца цветения
- Период от конца цветения до сбрасывания избыточной завязи
- Период от осыпания резервной завязи до окончания роста побегов
- Период окончания роста побегов до конца сбора плодов
- Период от конца сбора плодов и ягод до конца листопада
- Период от конца листопада до начала относительного покоя
Наблюдение за сезонными изменениями фенологи производят на основе заметных природных явлений, например, зеленение берёзы, цветение черемухи, осенняя раскраска листьев — такие явления называются феноиндикаторами. Они характеризуют наступление той или иной фазы в сезонном развитии живой природы.
Для использования более формальных и универсальных показателей рассматривают величины среднесуточной температуры воздуха (существенно определяющие природные явления). Так, устойчивый переход к среднесуточной температуре выше нуля по Цельсию считают климатическим наступлением весны, выше 15 градусов — наступлением лета.
Рассматривая более узкие переходы показателей температуры, через 5 градусов Цельсия, в каждом сезоне выделяют более короткие периоды — фенологические фазы. Они имеют свой набор природных феноменов (явлений), позволяющих отличить одну фазу от другой.
Фазы по наиболее характерным явлениям имеют названия, закрепленные в народных календарях.
Сезоны в фенологии соответствуют временам года с той разницей, что начало и окончание сезона определяется из наблюдений за природой, а не календарём. В каждом сезоне выделяют более короткие периоды — фенологические фазы. Они имеют свой набор природных феноменов (явлений), позволяющих отличить одну фазу от другой.
Фенологические фазы
Весна
Весенний сезон состоит из четырёх подсезонов, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами.
1-й подсезон (таяние снега), по Михаилу Пришвину — «весна света», — начинается с появления первых проталин в поле, а заканчивается с началом цветения ольхи серой и орешника-лещины. В течение этого подсезона прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Сходит и совсем исчезает снежный покров на полях, водоёмы начинают очищаться ото льда.
В этот же период заканчивается рыбалка по последнему льду и начинается ловля рыб по открытой воде. В течение этого подсезона некоторые виды рыб (щука, язь, елец, подуст, жерех, ёрш) готовятся и кое-где приступают к нересту. В некоторых местах уже неплохо ловятся плотва, язь и лещ.
2-й подсезон (оживление весны) — начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей — желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15—20 апреля.
Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.
В этом подсезоне прилетают журавли и вальдшнепы, вылетают шмели (комары-толкунцы, мухи и первые бабочки появляются раньше), уже порою раздаются «песни» лягушек. Оживляются дождевые черви. Заканчивают нерест щука и язь, продолжают ёрш и жерех и начинают окунь и лещ (старшие возрастные группы, самые крупные, так называемые «берёзовики»). Заканчивается период с облиствением берёзы и «пылением» вяза.
3-й подсезон (разгар весны) — начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время, в течение примерно двух декад, продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи. «Идёт, гудёт зелёный шум», как сказал поэт. Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черёмуха, зацветают фруктовые сады. Всё больше становится насекомых, прилетают певчие птицы, питающиеся ими.
На лугах, в лесах, в поле всё буйно зеленеет и цветёт: одуванчик, крыжовник, земляника, красная смородина, черника, купальница, ландыш, красный клевер… В прибрежных зарослях поют соловьи, а в лугах и поле можно уже услышать коростеля-дергача и перепела.
Это всё приметы: начинается жор щуки, ловятся лещ, частично успевший отнереститься, и голавль. В некоторых местах язи ещё заканчивают нерест, а продолжают его плотва и подуст. Кое-где начинает уже хорошо, но ещё периодически, нерегулярно, брать карась.
Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени, и эти же явления позволяют начать отсчёт времени последнего подсезона весны, длящегося, как и предыдущий, тоже около двух декад.
4-й подсезон (предлетье, «весна зелёной травы») — во время него обычно заканчивается цветение фруктовых садов, выколашиваются озимая рожь и луговые злаки, в сырых местах зацветает незабудка, а на суходолах — нивяник-поповник (называемый в просторечии ромашкой, «любит-не-любит»). Все эти явления совпадают по времени с вылетом стрекоз.
Лето
Летний сезон делится на три подсезона.
1-й подсезон (начало лета) начинается с зацветания шиповника. Этому сопутствуют и другие явления: цветение калины и чубушника в садах, цветение ржи, василька и льнянки в поле, на воде — кувшинки белой. Воздух прогревается и становится всё теплее, стоят самые длинные в году дни. К этому времени прогревается вода в больших водоёмах — озёрах и водохранилищах.
2-й подсезон (полное лето) — основной летний подсезон начинается с зацветания липы мелколистной (в Центральной России обычно между 5 и 15 июля, но в больших городах это происходит раньше, что обязательно следует учитывать). Попутными указателями могут служить созревание красной и чёрной смородины, садовой земляники (лесная опережает её, начиная краснеть вскоре после расцвета шиповника), а в лесу — черники. Стихают соловьи, умолкают кукушки (по народным приметам их слышно до Петрова дня), на выгонах и городских газонах голубеет цикорий и желтеет уже кое-где пижма. Появляется масса кузнечиков.
3-й подсезон (спад лета). В этом подсезоне в лесу начинает попадаться спелая брусника. Уже заметно удлинились ночи, на заре выпадают холодные росы. Постепенно начинает охлаждаться вода. В этот же период успевает подрасти отава (трава, срезанная во время сенокоса).
Осень
Осень на европейской территории страны длится чуть больше трёх месяцев, распадаясь условно на три подсезона.
1-й подсезон (начало осени) — начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип и вязов, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября (но иногда, в тёплые и влажные осени, и в начале октября). В лесах появляются опёнки, а в воздухе — летающая паутина, тенетник. Продолжает охлаждаться вода, но в больших водоёмах это происходит неравномерно, начиная с верхнего слоя.
2-й подсезон (золотая осень). В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса, в южные области улетают стаи перелётных птиц, даже грачи и скворцы, кочующие по окрайкам полей и обочинам дорог, готовятся к отлёту.
С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю). Становится всё холоднее, пролетают к югу последние стаи гусей, лебедей и уток. Быстро охлаждаются приземный воздух и вода, обитатели которых проявляют всё меньше активности.
3-й подсезон (предзимье). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название. Этот подсезон начинается от первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.
Зима
Этот сезон фенологи условно делят на три подсезона — первозимье, коренную зиму и перелом зимы. В это время растения находятся в глубоком покое, из всего многообразия пернатых остаются у нас лишь немногие, хорошо приспособленные к зимним тяготам и лишениям. Только не впадающие в спячку звери оживляют безмолвие зимнего леса. В целом сезон обычно длится с конца ноября до второй половины марта.
1-й подсезон (первозимье). В начале подсезона на водоёмах наконец-то устанавливается прочный ледовый покров «счастье рыбаков», открывающий начало подлёдной рыбалки. Заканчивается период в двадцатых числах декабря, в дни зимнего солнцестояния. Вначале интенсивный, перволедный клев становится все более капризным, и это не удивительно — толще ледовый панцирь на водоёмах, короче дни и все меньше в воде растворенного кислорода.
2-й подсезон (коренная зима). Этот подсезон длится до февраля, когда начинает «петь» песни большая синица.
3-й подсезон (перелом зимы). Он начинается с увеличением продолжительности светового дня. Настает «весна света», звенит капель, растут сосульки, днём солнце уже заметно греет.
Взаимосвязь природных явлений
Продолжительность фенологических сезонов и подсезонов зависит напрямую от географического положения местности и от ландшафта. Все фенологические фазы взаимосвязаны и наступают через определенные временные промежутки. Так, например, весеннее сокодвижение начинается раньше всего у остролистного клёна, а берёза (начало сокодвижения в ней, характеризующееся набуханием почек, является приметой для рыболовов, сигнализируя об активизации язя) отстает от него на две недели (средний срок — 8 апреля).
Огромное значение в сезонном развитии природных явлений имеет средняя суточная температура воздуха. Пока она не составит 5 градусов тепла, растения пребывают в вынужденном покое. И наоборот, как только повсеместно зацветет мать-и-мачеха и запылит серая ольха, становится очевидно, что температура приблизилась к этой отметке. Фенологи считают, что чем раньше зацветёт серая ольха (скажем, до 10 апреля при среднем сроке 16 апреля), тем более ранняя установится весна. Также следует учитывать, что большинство ранних вёсен бывают затяжными, с возвратом холодов. Кстати, хорошая весенняя примета — прилёт трясогузок. «Трясогузка прилетела — скоро лёд пойдёт», — это подмечено давно и весьма точно. Следом прилетают и чайки.
Одним из самых важных природных «индикаторов» весной становится озеленение берёз. По времени наступления этого явления фенологи судят об общем количестве тепла в периоде роста и развития растений. В этом присутствует чёткая взаимосвязь — чем раньше зазеленеет берёза, тем длиннее будет тёплая часть года.
Наконец, всё вокруг украшается золотистыми россыпями одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов. Для агрономов и фенологов это очень важная дата, по наступлению которой они судят, каким сложится предстоящий сельскохозяйственный сезон. По специальному уравнению регрессии, которое приводится в книге А. Стрижева, специалисты рассчитывают количество общего тепла в периоде активной вегетации растений.
Фазы развития различных растений наступают поочередно, через определенные сроки. Так, например, верно зафиксировав дату зацветания орешника (которое почти совпадает с появлением мать-и-мачехи и зацветанием серой ольхи), можно узнать, когда приблизительно наступят остальные фенофазы. Берёза, к примеру, распускает листья на восемнадцатый день после цветения орешника и за пять дней до начала цветения одуванчика (то есть перехода средней суточной температуры через отметку 10 градусов).
Следующая знаменательная фенофаза — цветение черемухи. Она тоже наступит в положенное время, а именно — на двадцать восьмой день после начала цветения орешника, или через 10 дней после того, как зазеленела берёза.
Существует и ещё одна зависимость: чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается июль-сентябрь (вторая половина лета и начало осени). Примерно к 20 мая к цветущим вишням присоединяются яблони, а уже через два дня после них зацветает лиловая (обычная) сирень. В это же время в лесах зацветает дуб и появляется ландыш, а на лугах — красный клевер. Начинает плодоносить рябина.
Июнь начинает лето в календаре, а в живой природе лето начинают зацветающие шиповник и калина. Как только температура воздуха за сутки приблизится к 15 градусам, почти одновременно зацветут ромашки-нивяники, фиалки, луговые герани, василёк полевой, колокольчики. К этому времени в цветниках пышно распускаются розы.
Значение финологического календаря для садоводов и огородников
Для садоводов-огородников наблюдение за природой дает возможность вовремя и без потерь вырастить богатый урожай. Если понаблюдать за природой, то можно провести посевные работы в оптимальные сроки:
- цветут серая ольха и мать-и-мачеха, распустились почки на березе и черной смородине — пора сеять редис, морковь, салат, репу, лук, свеклу;
- распустились листья на березе — начинается посадка картофеля и заканчивается не позднее, чем зацветет черемуха;
- зацветает вишня — можно сеять укроп;
- зацветает калина — можно сажать кабачки, огурцы, тыквы, арбузы, дыни;
- зацветает рябина — можно высаживать рассаду перцев и помидоров;
- в начале цветения абрикосов — кукурузу, а когда абрикосы отцветут — свеклу;
- прилетела кукушка — можно сажать; огурцы, тыквенные, бобовые;
- зацвела осина — сейте морковь;
- зацвела бузина — можно сажать капусту;
- появились на дубе листья — можно сажать горох;
- в период от начала цветения орешника до начала цветения черемухи — посадка и пересадка деревьев и кустарников
В процессе своего развития рано весной можжевельник заражает грушу, а споры грибка, образовавшиеся на груше, в августе-сентябре вновь заражают можжевельник. Ржавчина на груше — что делать?
Календарь
природы для обучающихся 5-6 классов.
Пояснительная записка
Прекрасна
и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно
наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны
года. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью,
кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание
листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология
(от греч. fenomen — явление и logos — учение) — наука о явлениях,
учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления
сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы.
Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения,
содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных
сезонных явлений.
Трудность
организации натуралистической работы с учащимися заключается в том, что этот
раздел тесно связан с наблюдениями и опытами непосредственно в природе, со
сбором натуральных объектов и изготовлением учебно-наглядных пособий.
Формирование
у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического
образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть
основным направлением в работе как на уроках естественно-научного цикла, так и
во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко
всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой. В своей
работе я использую одну форм, позволяющих приобщить учащихся к непосредственным
наблюдениям в природе.
Задачи фенологии
Во
всех случаях фенология имеет дело с годичными циклами развития. Если это
касается растений, то у однолетних берется весь период их жизненного цикла —
ежегодно повторяющийся, от прорастания семени и до момента отмирания.
Процессы
развития в фенологии описываются датами наступления определенных стадий и фаз,
устанавливаемых по внешнему их проявлению. Так, на фенологическом языке
развитие пшеницы будет характеризоваться датами появления всходов, начала колошения,
цветения и созревания.
Главное
в фенологическом освещении развития природных объектов — это точная привязка
как развития в целом, так и каждого из его этапов к определенной календарной
дате (календарному времени). Сведения о поэтапном календаре развития растений и
животных составляют существенную часть их общей характеристики. Так, каждый
биологический вид отличается присущей только ему привязкой развития к
календарному времени. Занимаясь календарем развития биологических видов,
фенология исследует, таким образом, одну из присущих всему живому форму их
адаптации к среде обитания.
В
зависимости от изменений условий существования календарь развития биологических
видов может существенно изменяться. При этом очень часто влияние среды
становится доминирующим. Внешне это проявляется в том, что одно и то же
сезонное явление наступает по годам в несовпадающие сроки. Причем это присуще
всем сезонным явлениям. Изменчивость сроков наступления сезонных
явлений, ее закономерности составляют главный предмет изучения фенологии,
а каждое из сезонных явлений может считаться изученным в фенологическом плане,
если известно, в каких пределах изменяются сроки его наступления по годам и чем
обусловлена изменчивость этих сроков. Для получения таких сведений необходимы
многолетние наблюдения, поэтому многолетняя повторяемость наблюдений и
составляет основу метода фенологических наблюдений. Однако сроки наступления
сезонных явлений изменчивы не только во времени (по годам в одном пункте), но и
в пространстве. Вот почему для того, чтобы получить ясную картину сезонного
развития природы в широком географическом плане, требуется проведение
многолетних параллельных наблюдений в большом числе пунктов.
Сопоставляя
наблюдение, установили, что между сроками наступления сезонных явлений
существует определенная очередность и что временной промежуток между двумя
интересующими нас явлениями довольно постоянен. Поэтому по сроку наступления
одного явления можно предсказать вероятный срок наступления другого.
Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой
природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный
календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических
наблюдений учащиеся могут получить представление о синхронизации развития
растений, их реакциях на условия окружающей среды, установить причины,
обуславливающие темпы развития, выявить надежные фенологические указатели
сроков проведения различных сезонных работ. Располагая данными фенологических
наблюдений, школьники могут научиться вычислять сроки наступления того или
иного явления и связанных с ними работ, например по борьбе с вредителями и
болезнями, уходом за садом, сбором лекарственных растений и т.д. Фенологические
наблюдения дают педагогам ценнейший материал для конкретизации и закрепления
знаний, полученных учащимися на уроках.
Правила
регистрации фенологических наблюдений
в целом должны обеспечивать накопление безошибочных
фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы
в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании. При регистрации
фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому
что их легко потерять, необходимо завести специальную тетрадь.
2. Регистрация наблюдения должна проводиться
непосредственно в ходе их наблюдения . Откладывая записи, полагаясь на память,
всегда рискуешь что-то упустить или ошибиться.
3. Форма дневниковых записей выбирается по усмотрению
учителя, при этом важно, чтобы, однажды принятая, она регулярно соблюдалась из
года в год.
4. В дневнике ежедневно после указания даты наблюдения
следует отмечать:
состояние погоды и явления в неживой природе;
изменения (явления) в растительном.
5. В дневник следует заносить не только необходимые данные,
но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание.
6. Записи должны быть как можно более полными, с
необходимыми пояснениями, для того чтобы не только по свежей памяти, но и много
лет спустя их можно было легко прочесть и понять.
Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде
альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают
краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы,
общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают
карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом
порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно:
метеорологические, гидрологические, ботанические, зоологические).
Фенологические
наблюдения за ___сентябрь___ месяц.
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
Температура |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Облачность |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Осадки |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Явления |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Ветер |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Давление |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Состояние луны |
|
|
У
С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я :
|
ОСАДКИ |
НАПРАВЛЕНИЕ |
ЯВЛЕНИЯ |
|
Снег * Туман Дождь :: Град Роса Ω Иней ˽ |
|
Гололед Гроза Радуга |
НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ПРИРОДОЙ ОСЕНЬЮ.
НАЗВАНИЕ |
О с е н ь |
||||
Изменение |
Начало листопада |
Активный |
Окончание |
Опадение |
|
Береза |
|||||
Тополь |
|||||
Осина |
|||||
Рябина |
|||||
Лиственница |
|||||
Шиповник |
|||||
Ива |
|||||
Клён |
|||||
Сосна |
|||||
Дуб |
|||||
Сирень |
|||||
Ель |
|||||
Мать и |
|||||
Одуванчик |
|||||
Калина |
|||||
Черемуха |
|||||
Яблоня |
|||||
НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ПРИРОДОЙ ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ.
НАЗВАНИЕ |
В е |
Л е т о |
||||||
Набухание |
Начало |
Появление |
Начало |
Окончание |
Начало |
Массовое |
Сбор |
|
Береза |
||||||||
Тополь |
||||||||
Осина |
||||||||
Рябина |
||||||||
Лиственница |
||||||||
Шиповник |
||||||||
Ива |
||||||||
Клён |
||||||||
Сосна |
||||||||
Дуб |
||||||||
Сирень |
||||||||
Ель |
||||||||
Мать и |
||||||||
Одуванчик |
||||||||
Ландыш |
||||||||
Калина |
||||||||
Черемуха |
||||||||
Яблоня |
||||||||
Лабораторная работа
«Описание погоды за месяц и сезон»
Пользуясь данными календаря погоды, составьте описание погоды за месяц по
плану:
1.Количество ясных и
пасмурных дней;
1.
Количество дней с осадками и без осадков, какие
виды осадков преобладали;
2.
Количество дней с температурой выше 0° С и ниже 0°
С;
3.
Средняя температура месяца;
4.
День с самой высокой температурой и день с самой
низкой температурой воздуха;
5.
Сколько дней дул северный, южный, западный и другие
ветры; какие ветры преобладали, дни без
ветра.
Содержание
- 1 Весенний сезон состоит из четырех подсезонов:
- 2 Летний сезон состоит из трех подсезонов:
- 3 Осенний сезон состоит из трех подсезонов:
- 4 Зимний сезон состоит из трех подсезонов
В фенологии сезоны соответствуют временам года, но начало сезона и его окончание определяется не по календарю, а из наблюдений за природой. В каждом сезоне выделяются более короткие периоды, так называемые фенологические фазы, имеющие свой набор природных феноменов, позволяющих отличить одну фазу от другой. Фазы, благодаря своим наиболее характерным явлениям, имеют свои названия, закрепленные в народных календарях (например, предлетье, предзимье).
Фенологические фазы наступают через определенные промежутки времени и взаимосвязаны между собой. Продолжительность фенологических сезонов и фаз напрямую зависит от многих факторов: географического положения местности, ландшафта и других.
Наиболее универсальный показатель фенологических сезонов — это величина среднесуточной температуры воздуха, существенно определяющая природные явления. Например, устойчивый переход к среднесуточной температуре выше нуля по Цельсию считается наступлением весны, выше 15 градусов — наступлением лета. Среднесуточная температура имеет огромное значение в сезонном развитии природных явлений. До тех пор пока она не составит 5 градусов тепла, растения пребывают в вынужденном покое, но как только повсеместно зацветут мать-и-мачеха и серая ольха, считается, что температура приблизилась к этой отметке. Фенологи считают, что чем раньше зацветёт серая ольха, тем более ранняя установится весна.
Одним из самых важных природных явлений весной становится распускание листьев берёз. По времени наступления этого явления фенологи судят об общем количестве тепла в периоде роста и развития растений. Считается, чем раньше зазеленеет берёза, тем длиннее будет тёплая часть года.
Следующее природное явление — появление золотых россыпей одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов.
Фазы развития различных растений наступают поочередно, через определенные сроки. Например, точно зафиксировав дату зацветания орешника, почти совпадающего с зацветанием мать-и-мачехи и серой ольхи, можно приблизительно рассчитать, когда наступят остальные фенологические фазы. Например, берёза распускает листья на восемнадцатый день после цветения орешника и за пять дней до начала цветения одуванчика, а значит, среднесуточная температура переходит через отметку 10 градусов.
Следующая фенологическая фаза всем известна — цветение черемухи. Она на двадцать восьмой день после начала цветения орешника или через 10 дней после распускания листьев на берёзе. Подмечено, что чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается вторая половина лета и начало осени.
Для садоводов-огородников наблюдение за природой дает возможность вовремя и без потерь вырастить богатый урожай. Если понаблюдать за природой, то можно провести посевные работы в оптимальные сроки:
- цветут серая ольха и мать-и-мачеха, распустились почки на березе и черной смородине — пора сеять редис, морковь, салат, репу, лук, свеклу;
- распустились листья на березе — начинается посадка картофеля и заканчивается не позднее, чем зацветет черемуха;
- зацветает вишня — можно сеять укроп;
- зацветает калина — можно сажать кабачки, огурцы, тыквы, арбузы, дыни;
- зацветает рябина — можно высаживать рассаду перцев и помидоров;
- в начале цветения абрикосов — кукурузу, а когда абрикосы отцветут — свеклу;
- прилетела кукушка — можно сажать; огурцы, тыквенные, бобовые;
- зацвела осина — сейте морковь;
- зацвела бузина — можно сажать капусту;
- появились на дубе листья — можно сажать горох;
- в период от начала цветения орешника до начала цветения черемухи — посадка и пересадка деревьев и кустарников;
В статье «Не допустим вредителей в сад!» мы указали сроки массового вылета садовых вредителей, что также важно знать для проведения профилактических обработок против вредителей и болезней растений на дачном участке.
А сейчас мы очень коротко расскажем вам о приметах каждого сезона и их основных признаках.
Весенний сезон состоит из четырех подсезонов:
Таяние снега — начинается с появления первых проталинок в поле, а заканчивается с началом цветения орешника-лещины и серой ольхи. Начинается сокодвижение и набухание почек берез и кленов.
Оживление весны — начинается с зацветания серой ольхи и мать-и-мачехи. Как правило, начало этого периода приходится на 15-20 апреля. Заканчивается период с появлением листьев на березе. Вылетают шмели.
Разгар весны — начинается с момента появления листьев на березе. Становится все жарче днем и теплее ночью. Цветет черемуха, начинается цветение плодовых деревьев в саду. Появляется все больше насекомых, прилетают певчие птицы. Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени.
Предлетье — заканчивается цветение плодовых деревьев в саду, В лесу, на лугах всё буйно зеленеет и цветёт. Появляются стрекозы.
Летний сезон состоит из трех подсезонов:
Начало лета — начинается с зацветания шиповника, чубушника, калины, на воде появляются белые кувшинки. Становится всё теплее, все сильнее прогревается вода в больших водоёмах. В этот период самые длинные в году дни.
Полное лето — начинается с зацветания липы мелколистной, созревает чёрной и красная смородина, садовая земляника. Появляются кузнечики.
Спад лета — в лесу попадается спелая брусника. Заметно удлиняются ночи, а на заре выпадают холодные росы. Начинает охлаждаться вода.
Осенний сезон состоит из трех подсезонов:
Начало осени — начинается с появления первых жёлтых листьев в кронах лип, вязов и берез, а заканчивается, когда число желтых и зелёных листьев становится примерно одинаковым. В лесах появляются опята, а в воздухе начинает летать паутина.
Золотая осень — в течение этого периода листва на деревьях всё сильнее желтеет. Начинается листопад. Все сильнее охлаждаются воздух и вода. Улетают стаи перелётных птиц.
Предзимье — последний осенний подсезон. Он считается переходом к зимнему сезону, поэтому и получил такое название. Начинается с выпадением первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.
Зимний сезон состоит из трех подсезонов
Длится он примерно с конца ноября до второй половины марта:
Первозимье — начинается с установления на водоемах прочного ледового покрова и заканчивается в дни зимнего солнцестояния, в 20-тых числах декабря.
Коренная зима — Начинается в 20-тых числах декабря и длится до февраля, пока не начнет петь песни большая синица.
Перелом зимы — начинается в феврале, вместе с заметным увеличением продолжительности светового дня.