Как составить фишбоун по обществознанию

Государственное
автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Институт
развития образования и социальных технологий»

МКОУ
Куртамышского района

«Куртамышская
средняя общеобразовательная школа №2»

Методические рекомендации

Использование

приема «Фишбоун»

технологии развития
критического мышления

на уроках истории и
обществознания

Автор-составитель:

Марина Сергеевна Берсенева,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МКОУ Куртамышского района

«Куртамышская СОШ №2»

г. Куртамыш, 2018 год

                                                 
Содержание

1.     
Вступление …………………………………………………………………………. 3-5

2.     
Методические рекомендации по использованию приема «Фишбоун»

Технологии развития
критического мышления на уроках истории и

обществознания …………………………………………………………………………………
5-10

3.     
Заключение ………………………………………………………………………….. 11

4.     
Литература и интернет-источники .………………………………………………… 12

                                  
Вступление

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,

ради бога, размышляйте, хоть криво, да сами.

Лессинг

Не секрет, что обучение – это процесс
сотрудничества ученика и учителя, в котором главное – интересы и потребности
молодой личности. Сократ говорил: «Рождение мысли ученика зависит от
организации учителем диалога».

Согласно стандартам второго поколения
учитель должен развивать у школьников умение учиться, т. е. формировать
универсальные учебные действия, создавать такие условия, которые позволят
развивать у учащихся разные стороны активности: интеллектуальную, личностную,
социальную.

Использование современных
образовательных технологий, в том числе технологии  развития критического мышления
через чтение и письмо при обучении истории и обществознанию
, в практике
обучения является   обязательным условием интеллектуального, творческого и
нравственного развития обучающихся.
 

Считаю, что учитель должен быть Мастером, Профессионалом и даже Актером.
Только так он может быть интересен своим ученикам и вызывать интерес к своему
предмету.

С помощью калейдоскопа образовательных технологий, в том числе и
технологии развития
критического мышления через чтение и письмо
, учитель истории и
обществознания может показать исторические  и обществоведческие события с
разных точек зрения, объяснить «сухой» бюрократический язык, сформировать у
учащихся ценностное отношение к истории своего Отечества, выработать
определённые нравственные качества, так как нравственность является основой
патриотизма.

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые
разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил, Стемпл,
Уолтер. Эта технология  не теряет своей актуальности даже после 15 лет активного
внедрения ее в российское образование. Особенно успешно она применяется
педагогами гуманитарного цикла.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных
на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и
постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение
пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать
вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и
представлений; умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и
корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и
учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим
обучением (академическая мобильность); способность брать на себя
ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение
сотрудничать.

Использование методов критического мышления на уроках истории и
обществознания позволяет формировать  у  обучающихся  междисциплинарную коммуникативная
компетентность, благодаря  которой   будущий выпускник  будет  социально 
мобилен и адаптирован  к  требованиям современного  общества.

Технология развития критического мышления включает три
стадии: вызов-осмысление-рефлексия.

o   Стадия «вызова» — актуализация, мотивация,
целеполагание;

o   Стадия «осмысления содержания» — получение
новой информации и корректировка целей;

o   Стадия «рефлексии» — размышление, получение нового
знания, функция оценки.

Много лет я работаю в старших
профильных классах. При подготовке к ЕГЭ обучающимся приходится держать в
голове значительный объем информации и, чтобы облегчить им эту задачу, я
научила их выстраивать скелет темы или вопроса, то есть использовать прием
«Фишбоун»
(рыбная кость или рыбный скелет) технологии
развития критического мышления. Это позволяет систематизировать информацию и
облегчить ее запоминание.

Впервые с этим приемом я
познакомилась на курсах повышения квалификации в ИРОСТе Курганской области в
2008 году. Методист института Кибанова С.В. в доступной форме и широко
продемонстрировала педагогические возможности этого приема. Но использовать его
я начала лишь несколько лет спустя, когда перепробовала разные методики и
приемы для оптимизации преподавания истории и обществознания.

Преимущества этого приема:

       
Помогает
устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между объектом анализа и
влияющими на него факторами;

       
Позволяет
совершать обоснованный выбор той или иной информации;

       
Развивает
навыки работы с информацией;

       
Учит ставить и
решать проблемы;

       
Направлен на
развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Этот прием можно использовать и
при работе в группах, и индивидуально.
Прием
«Фишбоун» предполагает ранжирование информации, к тому же учит ребенка
формулировать свою мысль кратко и емко.

Суть приема «Фишбоун» заключается в том, что содержание текста должно
быть визуально трансформировано обучающимися в схему — рыбий скелет. В «голове»
этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в
тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках
ученики располагают факты (результаты событий, явлений). На верхних ученики
отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению или  событию).
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы,
отражающие суть.

скелет

Методические рекомендации по использованию приема
         «Фишбоун» технологии развития критического мышления

на уроках истории и обществознания

Характерной чертой ФГОС ООО является приоритет
деятельностного метода на уроке, ставящий главной целью развитие личности
учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического
комплекса, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию означает
умение учиться.

  Формировать и развивать универсальные учебные действия –
значит, научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия,
мышления, коммуникации, на основе образца; передать сам способ выполнения
метапредметного действия; научить встраивать данный способ в учебную
деятельность и при необходимости развивать его. И в этом очень поможет учителю
прием  «Фишбоун или рыбная кость».

 «Фишбоун» — упрощенное название метода японского ученого
Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет
образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение
проблемы, выяснение ее причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по
вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:

       
Учатся
работать в группе или парах;

       
Визуализируют
причинно-следственные связи;

       
Ранжируют
различные факторы по их значимости;

       
Развивают
способность критически мыслить;

       
Обучаются
давать оценку явлениям прошлого или действительности.

Прием «Фишбоун» может быть использован в качестве отдельно
применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо
выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего его применять во время
урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и
необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую
раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм)
проблемного содержания и прием «Фишбоун» для систематизации этого материала.
Важным этапом работы будет являться презентация полученных результатов
заполнения «скелета темы». Она должна подтвердить комплексный характер проблемы
во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся
сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов,
подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в
жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние
косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель
самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать
проблему, либо попытаться определить ее решение.

Этап урока с применением приема «Фишбоун» приобретает
исследовательский характер.

Формы работы на уроке:

       
Индивидуальная
работа.
Всем
учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель —
заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем происходит
обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

       
Работа в
группах или парах.

Каждая из групп или пар получает свой текст. Чтение текста происходит
индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема «Фишбоун» заполняется
на основе мнений групп.

Использование приема «Фишбоун» развивает умение учащихся
работать в группе, анализировать текст, выделять основные события и искать их
причины, обобщать и делать выводы. Основная цель приема — стимулировать
творческое начало и развивать критическое мышление детей. Кроме того, учитель
должен научить ребенка находить самостоятельно решение той или иной проблемы,
что является важным фактором подготовки учащихся к взрослой жизни. Это отвечает
главной задаче современной  школы и стандартам нового поколения.

Например, на уроках обществознания при изучении темы «Наука»
в 8 или в 10 классе составляется «скелет темы». В голове
указывается ключевое понятие «наука», на верхних косточках «функции науки»,
можно «учреждения науки», на нижних косточках указываем особенности научного
знания, а в хвостике – вывод: ответственность ученых за свои открытия (этика).
Вот что получается.

Иногда в старших классах раздаю «Фишбоуны» учащихся 6-8 классов и
предлагаю дополнить или исправить.

Учитель призван «превратить урок в мастерскую идей и творчески дать всем
ее разрешить». Ведь одно из главных направлений педагогики сегодня –
формирование активного, творческого ученика, гражданина своей страны.

На уроке истории в 6 классе или в 10 классе при изучении темы
«Нашествие с Востока»
учащимся нужно ответить на вопрос «Как вы
думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?». Работая
в группах с «рыбьей костью», дети записывают по боковым косточкам напротив друг
друга – причины побед Батыя (политическая раздробленность Руси, превосходство
монголов в численности, превосходство монголов в подготовленности войск, уровне
военной дисциплины, превосходство монголов в военной технике) и конкретные
факты, подтверждающие их наличие на нижних косточках (на территории Киевской
Руси насчитывалось около 30 государственных образований, 35 – 75 тыс. воинов,
жесткое подчинение хану и законам, стенобитные устройства и камнеметные
машины), в хвосте сформулировать вывод: завоевание Руси монголами принесло
Русской земле страшное разорение.

При изучении темы «Нашествие крестоносцев на Русь» дети выполняют аналогичную работу. На верхних
косточках записывают причины нашествия: Русь православная — враг католической
Европы, поиск новых земель для колонизации, неудача крестовых походов в
Палестину. На нижних косточках события-факты: 1240г. – захват ливонскими
рыцарями Изборска и Пскова, 15 июля 1240 г. – Невская битва, зимой 1240-1241гг.
тевтонцы захватили часть новгородских земель, 5 апреля 1242г. – Ледовое
побоище. В «хвосте» пишем вывод «чем завершилось нашествие крестоносцев на
Русь»? – поражением крестоносцев или Русь отстояла свои северные земли.

На уроке обществознания в 10 классе при изучении темы
«Конфликт. Проблема межличностного конфликта»
сначала предлагаю рассмотреть
несколько ситуаций, затем задаю вопрос, что объединяет их? (Ответ: в ситуациях
рассматриваются конфликты разного рода). Далее  обучающиеся формулируют понятие
«конфликт», потом им предлагается поработать с текстами и составить «скелет
темы», условия уже обозначены: на верхних косточках пишут причины конфликтов,
на нижних – примеры, в итоге делают вывод, как избежать или предотвратить
конфликт в межличностных отношениях.

Как возможный предлагается следующий текст.

«Межличностный конфликт – это
всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых
отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников
события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных
ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только
причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля
кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд
ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения,
разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или
интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой
старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми
смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие)
имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие
разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло»
могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой
электронный адрес».

Другой барьер – эмоциональный — заключается в разнице
чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный
случай:  подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно
одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались,
а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света
убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные
с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый
голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных
барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах
поведения».

При изучении темы
«Буржуазные революции
XIX вв.» в 10 классе учащиеся работают в группах. Каждая группа получает задание «составить
скелет темы». Например, 1 группа работает с текстом  «Июльская революция во
Франции 1830 г.», 2 группа – с «Революцией 1848-1849 гг. во Франции», третья –
с «Революцией 1848-1849 гг. в Германии», четвертая – с «Революцией 1848-1849
гг. в Италии», пятая – с «Революцией 1848-1849 гг. в Австрийской империи»,
шестая – с «Парижской коммуной во Франции».  В итоге создаются сразу несколько
«Фишбоунов», происходит презентация полученных
результатов и можно составить общий «скелет темы».

Схема
«Фишбоун» может быть составлена заранее, использую с этой целью презентацию PowerPoint
и впечатываю информацию сразу по ходу урока. При ее отсутствии использую доску
и мел. Если есть возможность, то работаю с ватманом и цветными маркерами. А
учащиеся работают с листами формата А4.

Схема «рыбьего
скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации,
генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления.
Особенно полезно применять сопутствующий прием «мозгового штурма», чтобы дети
учились быстро и четко формулировать мысли.

Прием “Fish bone”
– «рыбья кость» можно использовать в качестве:

— домашнего задания
по теме;

— опорного конспекта
на уроке;

— самостоятельной
работы по проверке качества усвоения материала;

— проектной или
исследовательской работы ученика.

Таким образом, схема
Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины,
факты и  выводы по теме.

 В данном
случае это умение учащимся очень пригодится при выполнении задания №25
(историческое сочинение) ЕГЭ по истории, где одним из пунктов является
определение двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями,
и оценка значимости данного периода для истории России.

Заключение

Создание творческого
урока –

это «творчество в
квадрате»,

поскольку учитель
разрабатывает

условия для творчества
учеников.

А.В. Хуторской

Любой педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке,
когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами
становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и
способствует развитию креативного мышления.

Для организации творческой деятельности учащихся на уроках истории
необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

·        
Деятельность должна
рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;

·        
Деятельность должна быть
оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);

·        
Деятельность должна
развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и
возможностей;

·        
Деятельность должна быть
разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.

Исходя из этих требований, я выбираю Технологию развития критического
мышления и ее приемы, в том числе прием «Фишбоун», и рекомендую его
учителям-предметникам гуманитарного цикла.

Учитель истории – это проводник в
мир прошлого, давно ушедшего и неоднозначного. Как правильно расставить акценты
в оценке тех или иных событий, как не потеряться в потоке информации, как
сформировать свою точку зрения, как обозначить причину и следствие события?
Ответить на эти и многие другие вопросы поможет учителю истории современное
образование с его «арсеналом»  методик и технологий. Творчески работающему
учителю нужно только взять и использовать их в своей работе.

Задача учителя – дать учащимся
основы знаний по предмету, фундаментальный минимум и научить их учиться и мыслить.
Учителю рекомендуется показывать различные точки зрения на важнейшие
исторические события, проблемы; сочетать изучение фактов с  формированием
навыков анализа и  творческого осмысления исторического процесса. Рекомендуется
уделять особое внимание вопросам истории культуры (как неотъемлемой составной
части культурно-исторического процесса).

Мои рекомендации, надеюсь, помогут
в этом творчески работающим педагогам.

Литература и
Интернет-источники

1.      
Диана Халперн. Психология
критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с.
–http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm

2.       Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и
критическое мышление. –http://nkozlov.ru/library/samorazvit/d4031/

3.       История. 5-11 классы: инновационные формы
уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В.
Тайкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 300с.

4.       Обществознание. 10-11 классы: уроки
учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. – Вогоград: Учитель, 2006. – 270
с.

5.       Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по
учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч.1 / авт.-сост. С.Н.
Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008. – 285с.

6.       Татьяна Ноэль-Цигульская. О критическом
мышлении. – 
http://noelrt.com/?p=266

7.       https://studfiles.net/preview/3963417/

8.       https://yandex.ru/clck/jsredir

9.       https://studfiles.net/preview/3963417/

10.   
 https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

Современная школа стремится, чтобы учащиеся не просто усвоили определенный объем знаний, но и овладели инструментами по их применению.

Главное, чтобы на уроке и во внеурочной деятельности формировались навыки самостоятельного, критического и творческого мышления. Особенностью современных школьников является обширная, но практически бессистемная информированность по всем вопросам. Если мы в прошлом испытывали определенный информационный голод, то сейчас школьникам доступна практически любая информация.

Современные учащиеся умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Но чаще всего они не умеют анализировать, сопоставлять, делать выводы при работе с информацией. Поэтому важно, чтобы учащиеся могли систематизировать информации и анализировать её, что способствует выработке критического мышления.

На уроках истории и обществознания чаще всего мы работает с информационными текстами, это может быть текст параграфа, научная статья, отрывок из исторического документа и т.д. Тест параграфа может составлять до 10 страниц, а необходимая информация, которую дети должны почерпнуть на уроке скрыта в этом тексте, который необходимо проанализировать и выделить главное. Поэтому для систематизации информации хорошо подходит использование графического структурирования информации (сравнительных таблиц, кластеров, «фишбоун» и др).

Графическое структурирование информации позволяет учителю:

  • во-первых, не только наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
  • во-вторых, уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними.

Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Данные методы можно использовать как при индивидуальной, так и при работе в группах.

Составление сравнительных таблиц помогает привести информацию в понятную форму, что способствует её запоминанию, а при его реализации учащиеся учатся не только систематизировать информацию, но и критически её осмысливать. При использование таблиц, сначала выделяются линии сравнения, их можно выделить многими способами, например в процессе диалога, предложить ученикам найти критерии, по которым можно сравнить тот или иной процесс или явление, можно использовать уже готовые линии сравнения или выделенные в учебнике смысловые блоки. На ряду с этим методом можно использовать метод «кластеров».

Кластеры («грозди») это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Данный прием можно использовать на различных стадиях урока. Это прием графической систематизации материала, при котором наши мысли уже не «громоздятся» а «гроздятся» в определенном порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. На стадии актуализации знаний её можно использовать в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Ученики самостоятельно предлагают основные направления темы и выходят на собственное целеполагание. Которые впоследствии обрастают все новыми и новыми понятиями.

Одним из других методов работы с текстом является метод «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Схема Фишбоун представляет собой графический способ передачи информации, как средство формирования метапредметных УУД, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и сделать соответствующие выводы или представить результаты обсуждения.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. (Рис. 1).

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке.

Рисунок 1

Рассмотри использование данных методов на примере темы урока обществознание «Главные вопросы экономики и экономические системы». В начале урока ученикам предлагается составить схему главных вопросов на которые должен ответить будущий производитель товара (Что? Как? Для кого? производить товар). Далее в процессе диалога мы приходим к понятие «экономическая система». Записав определение ученикам предлагается составить схему «типы политических систем (работа с учебником).

Ученики выписывают три основных типа экономических систем. Далее в процессе диалога определяются основные линии сравнения (Кто/Что принимает основные экономические решения, преобладающая собственность, основной вид деятельности, технический прогресс, тип хозяйства, примеры) После чего ученики приступают к работе с текстом учебника, и с помощью линий сравнения находят характеристики этих систем. Оформить можно в форме таблицы или схемы (Рис.2).

Рисунок 2

На примере этого же урока можно рассмотреть метод «Фишбоун». Для каждой экономической системы составляется своя схема (Рис. 3). Учащимся раздается для анализа одинаковый текст, в котором описаны характеристики той или иной экономической системы и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общих схем на доске.

Впоследствии данную схему можно использовать для решения задач, подготовки к контрольной и экзаменам. Это компактный способ отображения информации, которую визуально легко запомнить и применить. А в процессе работы по заполнению схемы у учеников формируется умение отсеивать ненужную информацию, систематизировать необходимую, критически осмысливать используемую информацию.

Слайд 1

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, хоть криво, но сами. Готхольд Лессинг

Слайд 2

«Использование приема « Фишбоун », технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

Слайд 5

Образование Какие ступени образования проходит человек Ступени образования Возраст учащихся Дошкольное Начальное общее Основное общее Среднее общее Среднее проффесиональное До 7 лет 1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы Техникумы, колледжи и т.п . Каждый человек проходит несколько ступеней образования

Слайд 6

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы О чем можно узнать из законов Группы населения Занятия населения Кого наказывали Кого защищали Полноправные люди и рабы Земледелие, скотоводство, садоводство, ремесло Полноправных и рабов Подданных, честный труд Из законов мы узнали о жизни Вавилонского царства

На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».

Суть дидактического приёма

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:

  • учатся работать в группе или парах;
  • визуализируют причинно-следственные связи;
  • ранжируют различные факторы по их значимости;
  • развивают способность критически мыслить;
  • обучаются давать оценку явлениям действительности.

Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

Шаблон для уроков

Схема Исикавы помогает систематизировать полученные знания по основным категориям: причины, факты, выводы по теме

Правила составления «рыбьего скелета»

«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.

Существуют два типа расположения:

  • горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
  • вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

Чёрный рыбий скелет

Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно

Способы и формы применения такого метода в школе

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами. Что касается места технологии в конспекте урока, то она может выступать как способ организации части урока, либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Например, с помощью метода можно проводить целые уроки по изучению творчества Пушкина или Толстого: детям предлагается рассмотреть проблемы, затронутые в творчестве писателей (с конкретными примерами из произведений), и задача школьников — оценить значение работ великих соотечественников для последующих поколений.

Способ составления «рыбьего скелета» может быть:

  • индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);
  • групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).
    Рыба с большим количеством косточек
    Для объёмных тем «косточки» можно сделать многоуровневыми

«Фишбоун» можно использовать в качестве:

  • домашнего задания по теме;
  • опорного конспекта на уроке;
  • самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
  • проектной работы.

Особенно важно делать акцент на презентации результатов заполнения схемы. Она должна подтверждать значимость проблемы и показывать взаимосвязь всех обозначенных элементов. Иногда дети определяют несколько проблем, а вот с аргументами возникают сложности: учащимся непросто найти подтверждения для каждой. Это нормальная ситуация, ведь в жизни тоже предположений всегда больше, чем подтверждений. Поэтому нижние (или левые) «косточки» могут оставаться пустыми. Что касается вывода, то есть хвоста рыбы, то его можно предлагать в готовом виде или оставлять на доработку ребятам. Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.

Приём Исикавы может быть уместен на уроках любого цикла, но самыми «плодотворными» схемы оказываются на занятиях, которые предполагают начало исследовательской деятельности: филологии, истории, обществознания, биологии и географии.

Примеры использования технологии на различных уроках

Литература

Наиболее часто «рыбья кость» применяется на уроках литературы. К примеру, таким может быть «рыбий скелет», заполненный на предпоследнем занятии перед написанием сочинения по «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого:

  • «Голова»: трудно ли совершить геройский поступок?
  • «Верхние кости»: желание жить, ответственность за свою Родину, смелость.
  • «Нижние косточки»: профессионализм пилота, выдержка характера, любовь к своей стране.
  • «Хвост»: героем может быть каждый, кто любит Родину.

Кстати, для реализации межпредметных связей, учащимся можно предложить выделить орфограммы в использованных словах (русский язык) или подготовить сообщение на тему: «Жизненный путь обыкновенного героя — А. Мересьева» (история).

История

Пример «рыбьего скелета» для урока истории

Таким может быть «рыбий скелет», составленный на уроке истории

Урок истории также открывает огромные возможности для составления «фишбоунов». Например, тема «Причины феодальной раздробленности Руси» может быть представлена на доске в виде схемы.

  • «Голова»: причины раздробленности.
  • «Верхние кости»: сложная социальная структура общества, желание феодалов обогатиться, внешнеполитическая обстановка.
  • «Нижние косточки»: не делились с Киевом, появление дворянства, отсутствие войн.
  • «Хвост»: раздробленность территории Руси была неизбежной.

Обществознание

Учителя обществознания считают тему «Социальная система общества» одной из самых сложных для восприятия. Однако «рыбья кость» помогает разложить информацию по полочкам, например, при составлении конспекта материала урока.

  • «Голова»: что значит быть гражданином?
  • «Верхние кости»: ответственность, труд, отношения с другими людьми.
  • «Нижние косточки»: обеспечивать благосостояние, работать на благо страны, уважать окружающих.
  • «Хвост»: чувствовать свою важность и ответственность перед будущим своим и потомков.

Биология

Цикл тем по биологии, посвящённый защите окружающей среды, можно подытожить групповым или индивидуальным «фишбоуном» в виде проектной презентации.

  • «Голова»: взаимодействие природы и общества.
  • «Верхние кости»: прочная связь, взаимовлияние, непродуманное использование природных ресурсов.
  • «Нижние косточки»: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, загрязнения.
  • «Хвост»: без заботы о природе общество не сможет существовать.

География

Пример «рыбьего скелета» для урока географии

Используя этот пример, можно организовать работу на уроке географии с применением метода «фишбоун»

Такой «рыбий скелет» будет уместен при подготовке к контрольной работе по географии:

  • «Голова»: экологические проблемы.
  • «Верхние кости»: исчезающие моржи, белые медведи, уничтожение рыб, мусор с судов и атомных подлодок.
  • «Нижние косточки»: браконьерство, загрязнение вод, уничтожение животных.
  • «Хвост»: запрет на рыбный промысел, строительство заповедников, усиление законодательной базы.

Английский язык

Изучение лексического материала на уроке английского по теме «Изобретения в нашей жизни» очень удобно систематизировать «рыбьим скелетом», например, перед отработкой навыка говорения:

  • «Голова»: can we live without hi-tech?
  • «Верхние кости»: comfort, communication, knowledge.
  • «Нижние косточки»: work at home, lots of friends, information.
  • «Хвост»: our lives depend on inventions.

Приём «фишбоун» помогает школьникам выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению одноклассников. Кроме того, «Рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Статья описывает прием фишбоун: как он работает, технологию и место применения.

Помимо того, что прием помогает усваивать материал по гуманитарным предметам, он еще и развивает критическое мышление. Человек с таким мышлением умеет анализировать информацию. Находит глубинные связи. Делает правильные, обоснованные выборы. Получает нужные результаты. К этому и стремимся.

Прием фишбоун что это?

Прием «Фишбоун» — это графическое представление информации. Оно позволяет образно показать, как мы анализируем явления. Подсказывает как нужно расположить информацию, чтобы увидеть правильный ответ.

Фишбоун — англ. «рыбья кость», «рыбий скелет»

Автор приема японский учёный Каору Исикавы, крупнейший специалист в области управления качеством. Без сильного критического мышления здесь не обойтись. Диаграмма «Фишбоун» — плод его опыта.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

С помощью приема «Фишбоун» ребенок учится:
• Понимать, где причина, а где следствие.
• Находить множество причин проблемы.
• Доказывать свою или авторскую точку зрения
• Презентовать результаты исследования интересно
• Высказывать свои мысли поступательно-логично, от главного к второстепенному

Из чего состоит схема «Фишбоун»

Схема «Фишбоун» имеет древовидную структуру и включает в себя 4 блока: голова рыбы, позвоночник — он делится на 2 части и хвост.

Голова. Здесь располагают проблему, вопрос или тему, которые подлежат анализу.

Позвоночник. Основа диаграммы – позвоночник рыбы. Он же связующее звено между головой и хвостом. Позвоночник делят на 2 части по ребрам. Если расположение схемы горизонтальное, то части верхняя и нижняя. Если расположение схемы вертикальное, то части левая и правая.

На позвоночнике размещают причины, которые привели к проблеме или основные понятия темы. А также факты, которые разъясняют суть понятий или подтверждают наличие причин.

  1. На верхних ребрах пишут причины. Наиболее важные — ближе к голове.
  2. На нижних ребрах — аргументы и факты из изучаемых текстов и/или других источников. Для некоторых причин может не быть подтверждающих фактов. Тогда некоторые нижние ребра останутся пустыми.

Есть схемы, где ребра имеют подпункты.

skhema_fishboun

Хвост. Здесь самое главное: выводы, ответ на вопрос, то, ради чего составлялась диаграмма «Фишбоун».

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Бесплатно

Результаты применения приема «Фишбоун»

  • Наглядная структура. Представление информации в удобной форме.
  • Новые идеи для решения проблем.
  • Понимание, где есть пробелы в знаниях. Там, где причины не ветвятся или ветвятся слабо, там не хватает знаний. Характерно для схем с подпунктами.
  • Сокращение большого объема информации до компактной схемы

Правда у приема есть ограничения: 5-10 главных причин. Иначе объять одним кадром не получится. Потеряется наглядность связей.

Способ 1. Причины – факты. Базовый способ

В голову схемы размещаем проблему, вопрос.

Сверху на косточках позвоночника перечисляем причины возникновения этой проблемы. Затем их располагаем по степени значимости. Чем важнее для проблемы, тем ближе к голове.

Снизу на косточках пишем факты из текста: это может быть цитата или смысл своими словами, которые демонстрируют эту причину.

И в хвосте вывод. Он отвечает на вопрос: «Почему произошло…?» Здесь надо указать найденные взаимосвязи, либо как устранить причины для решения проблем.

Получается исследование на тему. Активное изучение и анализ проблемы.

Способ 2. Качества

В голове рыбы размещаем проблему.

Сверху на косточках записываем те качества персонажа, которые повлияли на появление или решение этой проблемы.

Снизу на ребрах размещаем цитаты из текста или факты своими словами, подтверждающие эти качества.

В хвосте выводы: какие качества личности повлияли на проблему или другие важные связи.

Как можно применить прием «Фишбоун» на примере произведения Э.Хогарта «Мафин и паук» из программы 2го класса по литературному чтению.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

В данном случае выявили взаимосвязь между желанием → качествами персонажа → действием. Именно наличие таких качеств определили характер действий. А уже действия привели к освобождению паука от колдовства.

Такой анализ формирует понимание смысла произведения, что хотел сказать автор. И этот пример ребенок будет помнить долго и даже использовать в своей жизни.

Без анализа — это просто смутное очертание сюжетной линии, которая быстро забудется.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Получите рецепт шоколадной карамели

Способ 3. Снежный ком

В голове схемы проблема.

На верхних косточках, начиная от головы, пишем событие, которое послужило точкой отсчета, началом появления этой проблемы. Событие, которое повлекло другие события. Они, как снежный ком, нагнетают и увеличивают масштаб проблемы.

Нижние косточки фактами подтверждают все большую сложность ситуации.

В хвосте вывод: где нужно было остановиться и изменить ход вещей. Или что нужно исправить, чтобы не было того, первого тревожного звоночка. Или вывод, содержащий ответ на вопрос в голове.

Яркий пример этой сехмы — произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» из программы 2го класса по литературному чтению.

priem_fishboun_skazka_o_rybake

Вывод, который мы сделали можно обсуждать применимо и к реальной жизни. Люди обычно тоже хотят все больше и больше. Возможно, чтобы не остаться у разбитого корыта нужно радоваться исполнению желаний, а не злиться пуще прежнего, как старуха.

А есть ли вообще в жизни золотая рыбка? Случалось ли вам попросить и желание исполнилось?

fishboun_zolotaya_rybka

Способ 4. Перекресток мнений

В голову рыбы помещаем проблемный вопрос.

Слева на ребрах пишем персонажей, которые имеют разные взгляды на этот вопрос.

Справа – цитатой или своими словами раскрываем содержание этих взглядов.

В хвосте ставим вывод, который демонстрирует, что на одни и те же вещи можно смотреть по-разному. Чья точка зрения получила дальнейшее развитие и к чему привела. Становится наглядны причины поведения персонажей.

В качестве примера применения приема «Фишбоун» показана статья о племени масаи в Африке. Они нарушили ожидания государства о стабильной численности и развитии туризма. Вместо этого племя в несколько раз увеличилось в размерах. И это проблема.

priem_fishboun_perekrestok_mnenij

Три разные группы по-разному видят свои проблемы, но нужно находить решение, чтобы оно не было в ущерб друг другу.

Способ 5. Сравнительная схема

Такую схему делать лучше в вертикальном формате. Так привычнее сравнивать. Это напоминает задания на поиск различий на картинках, который дети делают уже с раннего возраста.

В голову схемы ставим вопрос типа: Чем отличается…? Что подходит больше для решения данного вопроса?

Слева — значения характеристик одного объекта.

Справа — значения тех же характеристик другого объекта.

Вывод в хвосте — краткий ответ на поставленный вопрос в голове рыбы.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Чек-лист «4 трансформирующие практики «От негатива к расслаблению»

Способ 6. Помощь – помеха

В голове рыбы обозначаем вопрос или тему для анализа.

С правой стороны перечисляем факторы, которые помогают решить вопрос или раскрывают чем эта тема помогает.

С левой — записываем то, что мешает решить проблему или чем сам предмет изучения мешает.

В хвосте делаем вывод. Например, возможно ли устранить помехи или усилить помощь.

Вот пример разбора темы «Притяжение» по Окружающему миру 2 кл.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Сама постановка вопроса связана с опытом ребенка. Он анализирует свой опыт, выделяет те ситуации, в которых было взаимодействие с силой притяжения из общего потока деятельности. Когда он отвечает на него, понимание явления приходит еще больше.

Можно сделать и другой вывод: ситуаций, когда притяжение помогает гораздо больше, чем когда мешает.

У приема есть полезное свойство — одна и та же схема стимулирует появление разных новых идей.

Способ 7. Схема для больших текстов

Использование приема «Фишбоун» возможно как для работы с небольшими текстами, так и значительными массивами информации. В таком случае, на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин.

Схема в таком случае будет представлять в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования, векторы для изучения. Где слово — это отправная точка для разворачивания причин и следствий.

Такую дальнейшую работу по теме можно продолжить, применяя другой прием, например, кластер, углубляя и расширяя знания по теме.

Прием «Фишбоун» и технология развития критического мышления

Прием можно использовать на любом этапе технологии критического мышления.

Этап 1. Вызов

На этом этапе ребенок выписывает на диаграмму «Фишбоун» ключевые понятия, причины, которые он уже знает по заданному вопросу. Так он актуализирует знания, подготавливает почву для получения новой информации.

stadiya_vyzov

Этап 2. Осмысление

На стадии получения и осмысления новой информации он вносит изменения в схему. Если же схему применяет только на этой стадии, то составляет ее с нуля учитывая полученные знания. По одному из вышесказанных способов.

stadiya_osmysleniya

Этап 3. Рефлексия

Присвоение новой информации с помощью практического применения материала. С помощью обсуждения полученного вывода.

Изменение имеющихся представлений, если они были неверными. Переписывание их в общую систему знаний, которая у ребенка уже есть.

stadiya_refleksii

Прием «Фишбоун» как инструмент развития критического мышления помогает:

  • Установить причинно-следственные связи
  • Выделить главные смыслы из всего объема
  • Оценить достоверность информации
  • Сделать обоснованный вывод

Какие навыки развивает прием «Фишбоун»

Формулировать проблему. Известно, что умение правильно сформулировать вопрос, это 50% успеха в поиске ответа. Процесс обучения, к которому мы привыкли, построен на вопросах к ученику. Сам ученик вопросов задает все меньше и меньше.
Прием «Фишбоун» предполагает наличие проблемы. Чаще ее дают готовой.

Если ученик поставит проблему/вопрос сам, то его познавательный интерес вырастет в разы. Самое простое — задать вопрос к заголовку текста, теме параграфа.

Выделять главное в тексте. Этот навык – один из ключевых в работе с информацией. Сама схема заставляет ребенка искать ответ для ее заполнения. Если в ней нужно указать причины возникновения проблемы, значит ищем причины. Они и есть главное.

После того, как причины визуально представлены, еще раз смотрим на них и понимаем действительно ли это те самые причины.

Если в схеме нужно указать качества личности, значит качества в данном случае являются главным. Значит исследование материала будет нацелено на сбор качеств.

Делать выводы, обобщать итоги исследования. Этот навык тоже требует тренировки. Можно найти много информации и не суметь собрать из кусочков единую мысль. А значит и использовать в дальнейшем будет нечего.

Записывать кратко. Находить емкие слова. Вытаскивать скелет из текста.

Чем меньше запишешь, тем меньше учить

эксперт по технологиям обучения, Н. Ягодкин

Точно. Конечно, это малое количество слов должно содержать основные связи.

skachat'_karty_proppa

Бесплатно

Примеры применения приема «Фишбоун»

Написание сочинения

Как схема фишбоун помогает написать сочинение?

  1. Она концентрирует внимание на одной проблеме, а не плавает от одной мысли к другой.
  2. Причины возникновения проблемы представлены в одном месте. Такая наглядность позволяет посмотреть на проблему шире и глубже.
  3. Схема показывает логическую ошибку, если пример неправильно привязан к причине. А сама причина не для указанной проблемы.
  4. В результате вывод естественно вытекает из вышеизложенной информации, а не надуманный.
  5. В отличие от плана сочинения, фишбоун выстраивает такую структуру, где содержание становится логичным, последовательным и понятным.

Например, сочинение-рассуждение на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни?» По тексту В.К. Железникова.

fishboun_napisanie_sochineniya

Освоение литературного произведения

Литературное произведение как и событие в истории интересны своим сюжетом. Мы погружаемся в другой мир. А некоторые, как натуры увлекающиеся, ставят себя на место героев.

Автор же, когда пишет историю, хочет донести идею. Идею, которая отражает частичку реальности. История = образ идеи. Автор выражает историей как устроен мир. Реальный. Как он сам думает или чувствует.

Анализ, разложение текста на детали приемом «Фишбоун» выводит нас из плена сюжета. Помогает посмотреть со стороны и понять главные идеи.

Возможно, это лишь наша интерпретация авторской позиции. Лучше писателя никто не знает, что он хотел сказать. Но это нисколько не умаляет значения выводов, которые делает ребенок, пусть и далеких от авторских. Вывод, это уже собственный продукт исследователя.

Опорный конспект

Опорный конспект по схеме «Фишбоун» можно применять при изучении любого гуманитарного предмета. Это может быть литературное произведение или тема по истории, географии или окружающему миру.

Такой конспект наглядный. В нем легко ориентироваться.

Таких конспектов можно составить несколько на параграф, в зависимости от того, сколько есть проблемных вопросов в учебном материале.

Вот пример конспекта на тему по истории «Древнее Двуречье». В основе базовый способ составления: причины — факты.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы


Выводы:

  1. Прием «Фишбоун» как и настоящий скелет рыбы помогает прошить текст от начала до конца одной идеей.
  2. Он помогает увидеть связи, как внутри отдельного персонажа или события, так и между разными действующими лицами и явлениями.
  3. Это один из ведущих способов анализа информации, его популярность в мире взрослых доказывает его эффективность.
  4. Наглядность и акцент на главном позволяют сделать правильные выводы. Найти новые решения проблемы. Раскрыть тему.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Проанализируйте текст. Используйте для этого прием «Фишбоун». Можно взять любой из способов составления схемы. Поставьте вопрос и сделайте вывод. Обоснуйте его теми факторами, которые выписаны в теле рыбы. Успехов!


Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти определитель по первому столбцу
  • Как исправить кривой ноготь на ноге
  • Как исправить время на планете
  • Как найти силу тока домашних
  • Как найти ширину углового шкафа