Как составить формулу бинарного соединения по названию

Составление формул бинарных соединений

Запомнить!

Формула бинарного соединения

Название

ЭxHy

гидриды

ЭxOy

оксиды

ЭxSy

сульфиды

ЭxCly

хлориды

ЭxBry

бромиды

ЭxFy

фториды

ЭxPy

фосфиды

ЭxNy

нитриды

ЭxIy

йодиды

ЭxCy

карбиды

ЭxSiy

силициды

На первом месте в формуле бинарного соединения элемент с положительной степенью окисления.

На втором месте в формуле бинарного соединения элемент с отрицательной степенью окисления.

Отрицательная  степень окисления определяется по формуле  – (8 — № группы)

ЭxHy-1

ЭxCly-1

ЭxBry-1

ЭxFy-1

ЭxIy-1

ЭxO-2

ЭxSy-2

ЭxPy-3

ЭxNy-3

ЭxCy-4

ЭxSiy-4

Алгоритм составления формулы бинарного соединения.

Последовательность действий

Составление формулы

ОКСИДА БОРА

1. Написать символы элементов

В О

2. Определить степени окисления элементов

(у первого элемента- по номеру группы, у второго элемента –(8-№группы ))

+3  -2
В O

3. Найти наименьшее общее кратное численных значений степеней окисления

3•2 = 6

4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие степени элементов

6 : 3 = 2, 6 : 2 = 3; 
В : О = 2 : 3

5. Записать индексы при символах элементов

ВО3

6. Формула соединения (оксида бора )

В2О3

Алгоритм составления формулы бинарного соединения.

Последовательность действий

Составление формулы

ФТОРИДА ХРОМА (III)

1. Написать символы элементов

CrF

2. Определить степени окисления элементов

(у первого элемента-  число из скобок в названии,    у второго элемента –  (8-№группы ))

+3  -1
CrF

3. Найти наименьшее общее кратное численных значений степеней окисления

3•1 = 3

4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие степени элементов

3 : 3 = 1, 3 : 1 = 3; 
Cr :F = 1 : 3

5. Записать индексы при символах элементов. (Индекс 1 не записываем)

CrF 3

6. Формула соединения (оксида бора )

CrF 3

Составьте формулы бинарных соединений.

Силицид магния

Mg2+2Si-4

Mg2Si

Сульфид серебра(I)

Ag2+1S-2

Ag2S

Бромид бария

Ba+2Br2-1

BaBr2

Оксид азота (I)

N2+1O-2

N2O

Фосфид магния

Фторид кремния (IV)

Оксид стронция

Фосфид натрия

Оксид азота (III)

Хлорид бора

Сульфид железа (II)

Хлорид ртути(II)

Сульфид натрия

Оксид хрома (VI)

Бромид фосфора (V)

Оксид марганца(VII)

Гидрид калия

Бромид меди (II)

Фосфид кальция

Нитрид алюминия

Методическая
разработка:

 «Алгоритм
составления названий и формул бинарных соединений»

  При изучении химии в
8 классе учащиеся сталкиваются с затруднениями в названии химических веществ и
составления формул химических соединений .  Для лучшего усвоения данного
материала им помогут «Алгоритмы» — краткая запись последовательности действий.
В данной разработке также указаны латинские названия некоторых химических
элементов, для лучшего понимания при составлении названий бинарных соединений

АЛГОРИТМ
СОСТАВЛЕНИЯ НАЗВАНИЙ  БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
.

Бинарные  соединения —
сложные химические вещества, состоящие из двух химических элементов. При
составлении названия бинарного соединения следует соблюдать следующую
последовательность:

1.    Называется
химический элемент (корень латинского названия), который записан вторым в
химической формуле.

2.    Добавляется
суффикс  –ид.

3.    Называется
химический элемент, который записан первым в формуле бинарного соединения, в
родительном падеже на русском языке.

4.    Если
у первого хим. элемента в бинарном соединении переменная валентность,
указывается валентность в скобках.

Латинские
названия некоторых  хим. элементов:

Азот           
  
Nitrogenium

Бром           
Bromum

Водород    
Hydrogtnium

Иод             
Iodum

Кислород  
Oxygenium

Кремний   
Siliciurf

Сера           
Sulfur

Углерод    
Carboneum

Фосфор     
Phosphorus

Хлор   
        Clorum

В
латинских названиях выделен корень слова, который  составляет основу первой
части названия бинарного соединения. К нему добавляется суффикс –ид.

Примеры:

Р 2О5       
                                                                             
SO3

Р  
фосфор                                                                            
S    cера     

О  
кислород 
Oxygenium                                                     О  
кислород 
Oxygenium                                                          
          
    

ОКСИД ФОСФОРА (V)                                                            
ОКСИД СЕРЫ (
VI)

Na 2S                                                                                           
А
lCl3

Na   натрий                                                               
               
Al  алюминий

S     cера    
Sulfur                                                                    
Cl  
Хлор           
Clorum

СУЛЬФИД СЕРЫ                                                        
              ХЛОРИД АЛЮМИНИЯ

АЛГОРИТМ
СОСТАВЛЕНИЯ  ФОРМУЛ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ.

При составлении формул
бинарных соединений соблюдается следующая последовательность действий:

1.    Записываются
символы хим. элементов. Первым записывается хим. элемент, который в названии
указан в конце. Затем записывается хим. элемент, который в названии бинарного
соединения стоит первым.

2.    Проставляются
над символами валентности каждого хим. элемента.

3.    Находится
Наименьшее Общее Кратное (НОК).

4.    НОК
делится на валентность каждого хим. элемента.

5.    Записываются
индексы к знакам хим. элементов. Единица в химических формулах не записывается.

Примеры:

ОКСИД 
АЗОТА (
V)

1.    N  O

2.   
II                                                                                                                                                                                                 

N  O

3.    V x II =
10

4.    10 : V =
2  ,  10

:
II = 5

5.    N 2O5

БРОМИД КАЛЬЦИЯ

1.    Са 
В
r

2.    II     
I

Ca  Br

3.    II x I =
2

4.    2 : II = 1  , 2
:

I =
2

5.    CaBr2

Тема урока. Составление химических
формул бинарных соединений по степени окисления
химических элементов.

Место данного урока в теме: второй
урок в данной теме.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • закрепить у учащихся понятие степени окисления,
      бинарные соединения, химическая формула;
    • научить правильно составлять химические
      формулы бинарных соединений по степени
      окисления химических элементов. (Через
      письменные задания в тетради)
  • Развивающие:
    • научить приемам сравнения и обобщения
      изучаемых понятий  (при работе со слайдами);
    • отработать умения и навыки в определении
      степени окисления по химическим формулам;
    • продолжить развитие навыков самостоятельной
      работы  (через работу с учебником);
    • умения работать в парах (при проверке домашнего
      задания) ;
    • способствовать развитию логического мышления
        (через вопросы заставляющие логически
      мыслить)
  • Воспитательные:
    • формировать чувство толерантности (терпимости
      и уважения к чужому мнению), взаимопомощи.  (При
      работе в парах)
    • осуществлять эстетическое воспитание  (через
      оформление доски и тетрадей, при применении
      презентации)
    • развивать уважение к мыслителям прошлого
       (при помощи высказываний великих людей).

Практическая направленность: умение
составлять формулы веществ при решении
практических задач

Оценочная деятельность: бланки для
выставления баллов, суммарная оценка всего урока

Планируемый результат: умение
составлять формулы бинарных соединений.

Технические средства обучения:

  • ПК, проектор, экран
  • Периодическая система Д.И. Менделеева
  • Презентация (авторская разработка)
  • И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Учебник. Химия
    8 класс.
  • И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. «Сборник для
    самостоятельных работ».

Раздаточный материал:

  • Сводная таблица для выставления оценки
  • Игра «Крестики-нолики»
  • Таблица для рефлексии
  • Алгоритм для составления формул бинарного
    соединения.

Тип урока: комбинированный

Методы и технологии:

  • Словесно-наглядно-практический метод
  • «Урок – упражнение»
  • Использование информационных технологий
  • Практический метод
  • Коммуникативный метод
  • Игровой метод

Этапы урока:

  • Организационный момент. (Приветствие,
    готовность, мотивация)
  • Проверка домашнего задания
  • Практическая значимость.(Видео фрагмент)
  • Постановка темы урока и ее целей. Активизация
    мыслительных действий.(через высказывания
    великий людей).
  • Готовность к восприятию новых знаний.(Игровой
    момент)
  • Постановка проблемы. (Логические задачи)
  • Обобщение. Выведение алгоритма составления
    формулы бинарного соединения. (Раздаточный
    материал)
  • Закрепление.
  • Итоговое обобщение.
  • Оценки за урок.
  • Домашнее задание.
  • Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

(Учебник, тетрадь, дневник, дидактический
материал). Приветствие, готовность, мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке
присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.
Оценивание  за сегодняшний урок произойдет 
в самом конце, в течение всего урока вы будете
зарабатывать баллы и заносить их в таблицу,
которая у каждого на столе. На доске перевод
баллов в оценку. Т.е., чтобы получить «5» вы должны
быть активны и набрать 14-16 баллов. «4» — 11-13 баллов,
«3» — 8-10 баллов. А оценки «2» я уверена, у нас не
будет.
Итак, оцените свою готовность к уроку в
пятибалльной системе.

Фамилия, имя Баллы
Готовность к уроку  
Погружение в тему урока  
Итоговый результат  

2. Проверка домашнего задания

  • Работа в парах. У каждого набор из 5карточек. 
    (приготовленных дома по 20 параграфу). По
    очереди  задают вопросы друг другу. Если ответ
    правильный, то карточка отдается тому, кто
    отвечал, если не правильный, то карточка остается
    у того, кто задал вопрос.

По количеству приобретенных карточек
выставляется балл в сводную таблицу урока.

  • Фронтальная проверка письменного домашнего
    задания (У доски 2 человека: №2 стр. 68, №3 стр. 68) В
    таблицу баллы.
  • Блиц-опрос учителем. (Вопрос каждому учащемуся. Презентация, слайд 1,
    слайд 2.)

За правильный ответ балл в сводную ведомость.

3. Практическая значимость. Видеофильм

4. Сегодня на уроке мы научимся  составлять
химические формулы бинарных соединений по
степени окисления химических элементов.
(Презентация, слайд 3)

За каждый правильный ответ ставим баллы в
колонку «Дополнительные баллы по новой теме»

5. А теперь в таблице готовности
оцените на сколько баллов вы готовы к восприятию
новых знаний.

  • Что такое бинарные соединения?
  • Игра «Крестики-нолики». Найдите бинарные
    соединения.
Cl2 O7 K2 O KCl
H2 O2 KClO KClO3
KOH HCl HClO3
H2 O2 SO2 H2 S2 O3
H2 SO4 H2 S H2 SO3
H2 O SO3 H2 CO3
Fe(OH)3 HNO3 KCl
NF3 KOH N2 O3
KF KNO3 Na2 O
  • Что такое степень окисления?
  • Какие значения может принимать степень
    окисления?
  • От чего это зависит? (Презентация,
    слайд 4)
  • Какая бывает степень окисления?

Вот теперь я вижу, что вы готовы к восприятию
новых знаний.

  • Активизация мыслительных действий (Презентация,
    слайд 5)

«Если действовать не будешь, ни к чему ума
палата ». Шота Руставели

«Свои способности человек может узнать, только
попытавшись приложить их». Сенека Младший

Так давайте и мы с вами попробуем приложить
свои способности.

6. Постановка проблемно-логического
задания.

Посмотрите на образец правильно составленных
формул. Попробуйте найти закономерность и по
образцу самостоятельно составить формулу. (Презентация, слайд 7)

  • Сделайте вывод:

1 способ:

  • Найти наименьшее общее кратное для степеней
    окисления.
  • Разделить наименьшее кратное на значение
    степени окисления и получить индексы
  • Ввести индексы в формулу, т.е. приписать внизу
    справа после символа соответствующего элемента.
  • Определить суммарное значение степеней
    окисления атомов в соединении. Оно должно быть
    равно нулю.

2 способ:

  • Индекс элемента соответствует численному
    значению степени окисления соседнего атома.

Закрепление:

1. Что нужно знать, чтобы составить формулу?

А. На первом месте пишется элемент с меньшей
электроотрицательностью.
Б. У элемента стоящего на первом месте
положительная степень окисления, на  втором
отрицательная

2. Кто помнит как найти минимальную степень
окисления? ( № группы-8)

3. Составьте формулы следующих веществ: Al O; P+5O; 
K  S

Посмотрите на следующий пример, выполните
такое же задание. (Презентация,
слайд 8)

  • Сделайте вывод:
  • Если степени окисления одинаковы, то индексы не
    ставятся.

Посмотрите на следующий пример, выполните
такое же задание. (Презентация,
слайд 9)

  • Сделайте вывод:
  • Если степени окисления четные числа, то сначала
    их надо сократить.
  •  Итак, давайте обобщим. Какие действия
    необходимо выполнить, чтобы составить формулу
    бинарного соединения?

А сейчас вы получите алгоритм как составлять
формулу бинарного соединения, который вклейте в
тетрадь. Раздать раздаточный материал
«Алгоритм составления формулы бинарного
соединения»

8. Закрепление

Тетрадь для самостоятельных работ стр. 36-37
Вариант  20, 21, 22  №2.

9. Итоговое обобщение

  • Что мы узнали сегодня на уроке?
  • Что необходимо знать, чтобы составить формулу
    бинарного соединения?

Алгоритм:

Алгоритм составления формулы
бинарного соединения.

Способ 1

  1. На первом месте пишется элемент с меньшей
    электроотрицательностью (См. в таблицу Д.И.
    Менделеева).
  2. Элемент написанный на первом месте имеет
    положительный заряд, а на втором отрицательный.
  3. Указать для каждого элемента степень окисления.
  4. Найти наименьшее общее кратное для значений
    степеней окисления.
  5. Разделить наименьшее общее кратное на значение
    степени окисления и полученные индексы
    приписать внизу справа после символа
    соответствующего элемента.
  6. Проверка. Суммарное значение степеней
    окисления равно 0.

Способ 2

См. п. 1, 2, 3 первого способа.

  1. Если степени окисления четное-нечетное,
    то они ставятся рядом с символом справа внизу
    крест-накрест без знака «+» и «–».
  2. Если степени окисления имеют четные
    значения, то их сначала надо сократить, и
    поставить крест-накрест.
  3. Оценки за урок.
  4. Домашнее задание. Параграф 21, №1, 2
  5. Рефлексия. В таблицу готовности поставьте на
    сколько баллов Вы поняли новый материал.
  6. Оценки за урок.
  7. Домашнее задание: параграф 21, упр.1, 2, 3

Сводная ведомость урока.

Фамилия Домашние карточки Блиц опрос Проверка дз Дополнительные баллы по новой
теме
Закрепление Общий балл Оценка
               

Анализ урока

I. Введение в урок
1 Создание психологического настроя 0 1 2
2 Постановка целей 0 1 2
3 Формирование мотивов учения 0 1 2
II. Оснащенность урока
1 Доска, дидактический материал, ТСО,
раздаточный материал
0 1 2
2 Целесообразность использования средств
наглядности
0 1 2
III. Содержание урока, формы
реализации
1 Соответствие методической структуры урока
целям
0 1 2
2 Адаптация программы к данному классу,
доступность изложения материала
0 1 2
3 Дифференциация заданий 0 1 2
4 Научность содержания 0 1 2
5 Связь изучаемого материала с жизнью,
межпредметные связи
0 1 2
6 Нравственная и мировоззренческая
направленность урока
0 1 2
7 Эстетическое воздействие урока 0 1 2
8 Использование эффективных  методов
обучения, их вариативность
0 1 2
9 Вариативность и эффективность форм контроля,
самоконтроля
0 1 2
10 Привитие учащимся интереса к предмету,
занимательность, использование игровых форм
0 1 2
11 Наличие практической деятельности учащихся 0 1 2
12 Работа по развитию речи учащихся 0 1 2
13 Привитие навыков самообразовательной
деятельности: составление алгоритма
0 1 2
IV. Психологически аспекты урока
1 Смена видов деятельности на уроке 0 1 2
2 Учет времени активного внимания 0 1 2
3 Учет объема оперативной памяти на слух и при
письме
0 1 2
4 Использование различных видов памяти
(образной, словесно-логической, двигательной,
эмоциональной, зрительной)
0 1 2
V. Оценка деятельности учащихся
1 Степень активности учащихся 0 1 2
2 Организованность и дисциплина 0 1 2
3 Речевое развитие учащихся, умение логически
мыслить, аргументировано доказывать
0 1 2
4 Умение работать у доски, в парах 0 1 2
5 Навыки самостоятельной деятельности 0 1 2
VI. Охрана труда на уроке
1 Готовность помещения 0 1 2
2 Наблюдение за посадкой учащихся 0 1 2
VII. Взаимодействие ученика и учителя
1 Уровень педагогического мастерства, культура,
такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция,
эмоциональность)
0 1 2
2 Наличие обратной связи с учащимися 0 1 2
3 Наличие индивидуальной работы с учащимися 0 1 2
4 Организация коллективной деятельности 0 1 2
5 Обеспечение доброжелательного
психологического климата
0 1 2
VIII. Итоги урока
1 Выполнение намеченного плана, степень
достижения цели
0 1 2
2 Домашнее задание: объем, посильность,
вариантность
0 1 2
3 Использование воспитательных возможностей
оценки
0 1 2
4 Эффект последействия 0 1 2
5. Рефлексия 0 1 2

Сумма баллов: ________________________

Процент от максимального:______________

Оценка урока__________________________

Определение валентности химического элемента по формуле его соединения

Суммы единиц валентности каждого элемента в формуле бинарного соединения равны.

Пример:

определим валентность хлора в его соединении с кислородом — 

Cl2O7

.

1. Записываем известную валентность кислорода над формулой. Неизвестную валентность обозначаем буквой (x):

2. Находим сумму единиц валентности каждого элемента. Для этого его валентность умножаем на число атомов:

3. Вычисляем (x):

2x=14,x=14:2=7.

Валентность хлора равна

VII

:

Составление формулы бинарного соединения по валентностям химических элементов

Если известны валентности двух элементов, то можно составить формулу их соединения.

Пример:

составим формулу соединения алюминия с углеродом, валентность которого равна

IV

.

1. Записываем символы химических элементов рядом. Указываем над ними валентности. Валентность алюминия постоянная и равна

III

.

2. Находим наименьшее общее кратное валентностей, записываем его над формулой.

Наименьшее общее кратное равно 

3⋅4=12

.

3. Делим НОК на валентность каждого элемента:

12:3=4,12:4=3.

Получаем индексы в формуле соединения:

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправит формат ogg
  • Как найти экстремум функции с помощью производной
  • Как правильно составить отказ от наследства в пользу другого наследника образец
  • Как найти эпизоды сказки
  • Как найти лекарства в аптеках брянска