Как составить формулу профессии по климову

Как часто мы, будучи взрослыми, думаем о том, что избранная профессия — не совсем то, что нам хотелось бы делать. Именно поэтому так хочется, чтобы наши дети выбрали сферу деятельности, к которой у них есть склонности, и профессию, которая будет приносить им радость. К счастью, сегодня есть методики, которые позволяют выявить наклонности подростка и помочь ему с выбором профессиональной деятельности в будущем. Одна из них – методика Климова. О ее разработчике и особенностях пойдет речь в данной статье.

выбор профессии

Начало

Автор методики определения будущей профессии — Климов Евгений Александрович (1930-2014). Начав работать с 14 лет слесарем на заводе, он закончил трудовую деятельность признанным психологом, доктором психологических наук, профессором и академиком АПН Советского Союза.

Климов Е.А. был ведущим методологом обновления теоретической и практической базы профессиональной подготовки кадров в Советском Союзе и в Российской Федерации.

В последние годы жизни профессор Климов работал на факультете психологии МГУ, руководил проектом «Профессии Московского университета», в рамках которого была собрана профессиоведческая информация о более чем 200 профессиях. 30 вариантов специализации было выделено только для такой профессии, как психолог.

Автор 30 учебников и более чем 320 монографий, Евгений Александрович был первым президентом Российского психологического общества, основанного в 1994 году и объединившего всех высокопрофессиональных психологов нашей страны.

Методика Климова определения типа будущей профессии (графически выражается пирамидой, на иллюстрации ниже) позволяет подросткам ознакомиться с классификацией профессий (которых сегодня более 40 000), определить собственные предпочтения и сориентироваться в выборе трудоустройства и того дела, которое будет не просто работой, а призванием.

методика климова определение профессии

«Карта» профессий: первый ярус

В соответствии с методикой профессий Е.А. Климова, по объекту труда выделяют пять типов профессиональной деятельности:

  • Человек – техника. К данному кластеру относят профессии, которые связаны с производством, обслуживанием, проектированием техники (от молотка до космических ракет). Например, летчик, слесарь, инженер. Данные профессии требуют наличия практического склада ума, точности, здоровья.
  • Человек – человек. В данном кластере профессий главное – эффективное взаимодействие людей, ведь предметом труда являются люди. Это профессии, имеющие высокий социальный статус и требующие терпения, требовательности и умения контролировать свои эмоции. Важными личностными качествами людей данных профессий являются повышенная потребность в общении и низкий уровень агрессии. Например, врач и медицинский персонал, работники педагогической сферы и сферы обслуживания.
  • Человек – знак. Предмет труда профессий данного кластера – знаковая система, информация в ее графическом выражении. Например, экономист, лингвист, программист. От работника-профессионала требуется сочетание умения абстрагироваться от реальных свойств предметов с умением представить и понять реальные явления, стоящие за сухими цифрами. Для людей данной профессии необходимо наличие рационального мышления, исключительной памяти и устойчивого внимания.

    виды профессий

Ярусы более абстрактные

  • Человек – природа. Из самого названия понятно, что в данном кластере находятся по методике Климова профессии, в которых главное – не созерцательная, а деятельная и практическая любовь к природным объектам (живым и неживым). Например, ветеринар, геолог, агроном, эколог или охотовед. Чтобы стать успешным профессионалом в данной области, нужно быть сильным, выносливым, терпеливым, заботливым человеком.
  • Человек – художественный образ. Данный тип профессий по методике Климова – это сфера изобразительного искусства, музыки, литературы, актерского мастерства. Это творческие профессии, где наличие особых способностей (таланта) является необходимостью.

Редко профессия соответствует лишь одному из перечисленных кластеров. Но кроме предмета приложения усилий существуют еще и цели, к которым мы стремимся.

методика климова ярусы

Второй ярус: цели

По методике определения типов профессий Климова, цели у труда бывают трех видов:

  • Гностические (познавательные). В любом кластере первого яруса есть профессии, призванные познавать: классифицировать, сравнивать, оценивать и проверять. Например, биолог-лаборант, летчик-испытатель, корректор, социолог, театральный критик. Стремление к познанию, устойчивое внимание и наблюдательность, память, развитое мышление и ответственность – важные личностные характеристики для данных профессий.
  • Преобразующие цели. Данные профессии связаны с изменениями и достижением конечного результата (мгновенного или отсроченного). Например, учитель, строитель, бухгалтер, художник.
  • Изыскательные цели, в соответствии с методикой Климова, у профессий, цель труда которых заключается в поиске нового и неизвестного. Это и программист, и дизайнер, и конструктор, и биолог-исследователь.

    методика климова пирамида

Третья ступень пирамиды

Третья ступенька – это характеристика профессий в соответствии с основными средствами труда. Тут в соответствии с методикой определения типов профессий Климова выделяют четыре отдела:

  • Р — профессии, где применяется ручной труд (лаборант, слесарь, фельдшер).
  • М — профессии, где средствами труда являются механизмы с ручным управлением (водитель, летчик, токарь).
  • А – профессии, где используются автоматические системы (оператор станка с программным обеспечением, системный администратор).
  • Ф – профессии, где преобладают незримые функциональные (психологические) средства труда (акробат, дирижер).

Последний ярус

Четвертая ступень пирамиды Климова классифицирует профессии в соответствии с условиями труда. Понятно, что каждая профессия предполагает наличие определенных условий – будь то офис или космическое пространство.

На данном ярусе классификации профессий по методике Климова выделяют такие группы условий труда:

  • Б – условия обычные (микроклимат бытовой). В таких условиях работают лаборанты, бухгалтеры, ученые.
  • О – работа на открытом воздухе (монтажник, геолог, дорожный полицейский).
  • Н – условия труда необычные – под или над землей, при экстремальных температурах (космонавт и подводник, шахтер и пожарный).
  • М — работа с повышенной моральной ответственностью за здоровье и благополучие людей (учитель, врач, судья) и за материальные ценности (охранник, военный).

Формула профессии

Используя описанную методику Климова, любую профессию можно выразить в виде формулы из четырех букв (рисунок ниже).

формула профессии

Формулы используются для простоты понимания и для более полного осознания главных и второстепенных признаков профессии, ведь выбрать надо по 1 букве из каждого яруса классификации профессий по Климову.

Методика ДДО Климова

Дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е.А. Климовым, включает 20 пар с предложенными видами деятельности, из которых испытуемый должен выбрать одну.

Опросник доступен на интернет-ресурсах и может использоваться для определения типа профессии, к которой у испытуемого есть склонности.

Время опроса не должно превышать 30 минут. На вопросы рекомендуется отвечать быстро, не задумываясь надолго. Воспользоваться дифференциально-диагностическим опросником можно индивидуально и в группе испытуемых.

Данные опросы можно проводить в общеобразовательных школах с 9 класса. Они направлены на профориентацию молодежи и позволяют испытуемым узнать личностные особенности, выявить интересы и наклонности.

методика климова типы профессии

Подведем итог

Выбрать профессию, которая будет приносить моральное удовлетворение и отвечать потребностям, является одним из самых важных решений в жизни человека.

Молодые люди часто не имеют достаточных знаний об особенностях разных видов профессиональной деятельности и не учитывают свои личностные особенности, интересы и склонности.

Методика определения профессиональных предпочтений, разработанная профессором Евгением Александровичем Климовым, в дружественной, непринужденной и доброжелательной обстановке позволяет взглянуть свежим взглядом на вопросы профессионального самоопределения молодым людям.

А ведь человек по определению работает, чтобы жить, а не живет, чтобы работать.

Первый
ярус классификации (типы профессий)

В
соответствии с объектом труда выделяются
пять типов:

  1. Человек
    – живая природа (П). Представители этого
    типа имеют дело с растительными и
    животными организмами, микроорганизмами
    и условиями их существования. Примеры:
    мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник,
    ветеринар, микробиолог.

  2. Человек
    – техника (и неживая природа) (Т).
    Работники имеют дело с неживыми,
    техническими объектами труда. Примеры:
    слесарь-сборщик, техник-механик,
    инженер-механик, электрослесарь,
    инженер-электрик, техник-технолог
    общественного питания.

  3. Человек
    – человек (Ч). Предметом интереса,
    распознавания, обслуживания, преобразования
    здесь являются социальные системы,
    сообщества, группы населения, люди
    разного возраста. Примеры: продавец
    продовольственных товаров, парикмахер,
    инженер-организатор производства,
    врач, учитель.

  4. Человек
    – знаковая система (3). Естественные и
    искусственные языки, условные знаки,
    символы, цифры, формулы — вот предметные
    миры, которые занимают представителей
    профессий этого типа. Примеры: оператор
    фотонаборного автомата, программист,
    чертежник-картограф, математик, редактор
    издательства, языковед.

  5. Человек
    – художественный образ (X). Явления,
    факты художественного отображения
    действительности — вот что занимает
    представителей этого типа профессий.
    Примеры: художник-декоратор,
    художник-реставратор, настройщик
    музыкальных инструментов, концертный
    исполнитель, артист балета, актер
    драматического театра.

Классификация
по первому ярусу используется в опросниках
«Определение профессиональной
готовности (ОПГ)» и
«Дифференциально-диагностический
опросник (ДДО)».

Второй
ярус классификации (классы профессий)

В пределах
каждого типа профессий выделяются
следующие три класса по признаку целей,
определяемых операционально (т.е. в
ответ на вопрос «что делать?»
распознавать в принципе известное,
преобразовать нечто или изыскать
неизвестное, решать нестандартные
задачи):

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч.
«гнозис» – знание). Примеры:

  • в
    типе «человек – природа» –
    контролер-приемщик фруктов, дегустатор
    чая;

  • в
    типе «человек – техника» – пирометрист,
    контролер готовой продукции в
    машиностроении, мастер-диагност
    сельскохозяйственной техники;

  • в
    типе «человек – человек» –
    судебно-медицинский эксперт,
    врачебно-трудовой эксперт, социолог;

  • в
    типе «человек – знаковая система» –
    корректор типографии, контролер
    полуфабрикатов и готовой продукции в
    полиграфии, бухгалтер-ревизор;

  • в
    типе «человек – художественный образ»
    – искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры:

  • в
    типе «человек — природа» –
    мастер-плодоовощевод, мастер-животновод,
    аппаратчик по выращиванию дрожжей,
    агроном по защите растений, зооинженер;

  • в
    типе «человек — техника» –
    слесарь-ремонтник, токарь, оператор
    прокатного стана;

  • в
    типе «человек — человек» – учитель,
    педагог-тренер, мастер производственного
    обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

  • в
    типе «человек — знаковая система»
    – чертежник-картограф,
    машинистка-стенографистка, бухгалтер;

  • в
    типе «человек — художественный образ»
    – цветовод-декоратор, живописец по
    фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3.
Изыскательские профессии (И). Примеры:

  • в
    типе «человек — природа» –
    летчик-наблюдатель рыбного хозяйства,
    летчик-наблюдатель лесного хозяйства,
    биолог-исследователь;

  • в
    типе «человек — техника» – раскройщик
    верха обуви, раскладчик лекал,
    инженер-конструктор;

  • в
    типе «человек — человек» –
    воспитатель, организатор производства,
    организатор торговли;

  • в
    типе «человек — знаковая система»
    – программист, математик;

  • в
    типе «человек — художественный образ»
    – художник по проектированию интерьера,
    композитор.

Третий
ярус классификации (отделы профессий)

По признаку
основных средств труда в рамках каждого
класса могут (но не всегда) выделяться
четыре отдела:

  1. Профессии
    ручного труда (Р).Примеры:

в классе
гностических профессий – лаборант
химико-бактериологического анализа,
контролер слесарных и станочных работ,
фельдшер-лаборант;

в классе
преобразующих профессий – ветеринарный
фельдшер, слесарь, картограф,
художник-живописец.

В классе
изыскательских профессий ручные средства
могут быть, по-видимому, только
вспомогательными, как, например, карандаш
и бумага в руках конструктора.

  1. Профессии
    машинно-ручного труда (М). Машины с
    ручным управлением создаются для
    обработки, преобразования, перемещения
    предметов труда, поэтому типичными
    профессиями для этого подразделения
    классификации являются машинист
    экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

  2. Профессии,
    связанные с применением автоматизированных
    и автоматических систем (А): оператор
    инкубационных цехов, оператор станков
    с программным управлением, оператор
    магнитной записи.

  3. Профессии,
    связанные с преобладанием функциональных
    средств труда (Ф). Здесь имеются в виду
    психологические средства труда — разного
    рода мысленные эталоны (например, у
    акробата — мысленный образец
    последовательности действий, у дирижера
    — образные эталоны и т.д.).

Четвертый
ярус классификации (группы профессий)

По условиям
труда (разумеется очень грубо) профессии
можно разделить на четыре группы.
Выделенные группы являются не
взаимоисключающими, но частично
совпадающими. Они приведены просто как
возможное средство различения профессий
по тем признакам, которые человек сочтет
для себя важными.

  1. Работа
    в условиях микроклимата, близких к
    бытовым, «комнатным» (б): лаборанты,
    бухгалтеры, операторы ПК.

  2. Работа,
    связанная с пребыванием на открытом
    воздухе в любую погоду (о): агроном,
    монтажник стальных и железобетонных
    конструкций, инспектор госавтоинспекции.

  3. Работа
    в необычных условиях на высоте, под
    водой, под землей, при повышенных и
    пониженных температурах и т.п. (н):
    антенщик-мачтовик, водолаз, машинист
    горного комбайна, пожарный.

  4. Работа
    в условиях повышенной моральной
    ответственности за жизнь, здоровье
    людей (взрослых или детей), большие
    материальные ценности (м): воспитатель
    детского сада, учитель, следователь.

«Формула
профессий» (по Е.А.Климову).

Сама
«Формула профессий» рассматривается
как основа построения «Схемы анализа
профессий». В традиционной «Формуле
профессии» выделяются следующие
обобщенные характеристики профессий,
позволяющие в закодированном виде
представлять разные профессии и
специальности:

типы
профессий
выделяются по предмету
труда: природа — П; техника — Т; человек
— Ч; знаковые системы — З; художественный
образ — Х;

классы
профессий
— по целям труда:гностические
— Г; преобразовательные — П; изыскательные
— И;

отделы
профессий
— по средствам труда:ручные
— Р; механические — М; автоматические —
А; функциональные, т.е. возможности и
функции организма, а также — теоретические
средства — Ф;

группы
профессий
— по условиям труда:бытовой
микроклимат — Б; открытый воздух — О;
необычные — Н; моральная ответственность
— М; экстремальные условия — Э.

Например,
с помощью «Формулы профессий» можно
было бы так «закодировать» профессию
«повар»: предмет труда — природа
(П) и художественный образ (Х), цели труда
— преобразовательные (П) и изыскательные
(И), средства труда — ручные (Р) и
функциональные (Ф), условия труда —
необычные (Н).          

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классификация профессий по Е. А. Климову

Бесплатные тесты на профориентацию

Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

    • «человек — живая природа»,

    • «человек — техника»,

    • «человек — человек»,

    • «человек — знаковая система»,

    • «человек — художественный образ».

Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Классификация профессий Климова

Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.

Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль — то есть, к какомутипу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии» предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это — очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«Ч Е Л О В Е К — П Р И Р О Д А»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа «человек -природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу…

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«Ч Е Л О B Е К — Т Е Х Н И К А»

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:

    • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

    • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

    • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

    • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

    • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

    • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

    • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«Ч Е Л О В Е К — Ч Е Л О В Е К»

Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

    • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

    • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

    • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

    • профессии, связанные с информационным обслуживанием;

    • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

    • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

    • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

    • потребность в общении,

    • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

    • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

    • умение находить общий язык с разными людьми.

«Ч Е Л О В Е К — З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы»

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа «человек — знаковые системы» включают:

    • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,

    • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,

    • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«Ч Е Л О В Е К — Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З»

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек -художественный образ» включают:

    • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,

    • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,

    • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,

    • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа «человек -художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий

    • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

    • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).

    • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

    • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

    • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

    • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).

    • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

    • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

    • Гностические: распознать, различить , оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

    • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).

    • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ….Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации). Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ….бытовые (иногда — если это юрист-следователь, милиционер — то на открытом воздухе). Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),….иногда — автоматизированные (компьютер). Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента — сортировать, классифицировать), …..Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов — Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета — в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий — задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным — Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера — за необычные условия, а физика-теоретика — за изыскательские цели).

Урок 9 Профессия – определенный вид трудовой деятельности

Урок 9 Профессия – определенный вид трудовой деятельности

Урок 9

Профессия – определенный вид трудовой деятельности

Профессия – определенный вид трудовой деятельности

Типы профессий
Е. А.Климов
Предмет труда.
Т, Ч, П, З, Х.

Классы профессий
Цель труда
Узнать, преобразовать, придумать. Г, П, И.

Отделы профессий
Средства труда.
Р, М, А, Ф.

Группы профессий
Условия деятельности
Б, О, Н, М.

Используя классификацию академика Евгения Александровича Климова, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте.

Первый ярус классификации Климова (типы профессий)

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:

Пять типов профессий по Е.А. Климову

Второй ярус классификации (классы профессий)

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос «что делать?» распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):

Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры:

  • в типе «человек — природа» – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
  • в типе «человек – техника» – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
  • в типе «человек – человек» – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
  • в типе «человек – знаковая система» – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
  • в типе «человек – художественный образ» – искусствовед, музыковед, театровед.

Преобразующие профессии (П). Примеры:

  • в типе «человек — природа» – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
  • в типе «человек — техника» – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
  • в типе «человек — человек» – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
  • в типе «человек — знаковая система» – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
  • в типе «человек — художественный образ» – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

Изыскательские профессии (И). Примеры:

  • в типе «человек — природа» – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
  • в типе «человек — техника» – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
  • в типе «человек — человек» – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
  • в типе «человек — знаковая система» – программист, математик;
  • в типе «человек — художественный образ» – художник по проектированию интерьера, композитор.

Третий ярус классификации (отделы профессий)

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда (Р). Примеры:

  • в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;
  • в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.
  • В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

Четвертый ярус классификации (группы профессий)

По условиям труда (разумеется очень грубо) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ПК.

Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Источник: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти клиента оптовика
  • Как найти блог пост
  • Как найти работу водорода
  • Как найти жену психолог
  • Как найти дискретную видеокарту на ноутбуке