Как составить формулу вещества с ионной связью

Ионная химическая связь


Ионная химическая связь

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1175.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1175.

Ионная химическая связь – это связь, которая образуется между атомами химических элементов (положительно или отрицательно заряженные ионы). Так что же такое ионная связь, и как происходит ее образование?

Общая характеристика ионной химической связи

Ионы – это частицы, имеющие заряд, в которые превращаются атомы в процессе отдачи или принятия электронов. Притягиваются они друг к другу довольно сильно, именно по этой причине у веществ с таким типом связи высокие температуры кипения и плавления.

Ионы

Рис. 1. Ионы.

Ионная связь – химическая связь между разноименными ионами, обусловленная их электростатическим притяжением. Ее можно считать предельным случаем ковалентной связи, когда разность электроотрицательностей связанных атомов так велика, что происходит полное разделение зарядов.

Ионная химическая связь

Рис. 2. Ионная химическая связь.

Обычно считается, что связь приобретает электронный характер, если ЭО >1,7.

Различие в значении электроотрицательности тем больше, чем дальше элементы расположены друг от друга в периодической системе по периоду. Эта связь характерна для металлов и неметаллов, особенно расположенных в наиболее удаленных группах, например, I и VII.

Пример: поваренная соль, хлорид натрия NaCl:

Схема ионной химической связи хлорида натрия

Рис. 3. Схема ионной химической связи хлорида натрия.

Ионная связь существует в кристаллах, она обладает прочностью, длиной, но не насыщена и не направлена. Ионная связь характерна только для сложных веществ, таких как соли, щелочи, некоторые оксиды металлов. В газообразном состоянии такие вещества существуют в виде ионных молекул.

Ионная химическая связь образуется между типичными металлами и неметаллами. Электроны в обязательном порядке от металла переходят к неметаллу, образуя ионы. В результате образуется электростатическое притяжение, которое называют ионной связью.

На самом деле полностью ионной связи не встречается. Так называемая ионная связь носит частично ионный, частично ковалентный характер. Однако связь сложных молекулярных ионов может считаться ионной.

Примеры образования ионной связи

Можно привести несколько примеров образования ионной связи:

  • взаимодействие кальция и фтора

Ca0 (атом) -2e=Ca2+ (ион)

– кальцию легче отдать два электрона, чем получить недостающие.

F0 (атом)+1е= F- (ион)

– фтору, наоборот, легче принять один электрон, чем отдать семь электронов.

Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно 2. Определим число атомов фтора, которые примут два электрона от атома кальция: 2 : 1 = 2. 4.

Составим формулу ионной химической связи:

Ca0+2F0 →Ca2+F−2.

  • взаимодействие натрия и кислорода

Na0 (атом)-1e=Na+ (ион)

– натрий находится в главной подгруппе первой группы. Он с легкостью может отдавать один электрон.

O0 (атом)+2e=O2– (ион)

– кислород находится в главной подгруппе шестой группы. Естественно, что ему легче получить два электрона, чем отдать шесть.

Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно 2 : 1 = 2. Определим число атомов натрия, которые отдадут два электрона атому кислорода: 2. 4.

Составим схему образования ионной связи:

2Na0 +O0 →Na+2O2−.

Заключение

Что мы узнали?

Ионная связь и ионы изучаются в 11 классе. Ионная химическая связь – связь между положительными и отрицательными ионами, осуществляемая между металлами и неметаллами.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Diamond Zack

    7/10

  • Ales Ban

    10/10

  • Алиса Кикадор

    10/10

  • Андрей Трубников

    10/10

  • Екатерина Залова

    10/10

  • Саша Земляк

    10/10

  • Надежда Северина

    10/10

Оценка доклада

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1175.


А какая ваша оценка?

Представим, что встретились два атома: атом щелочного металла и атом галогена. У атома металла на внешнем энергетическом уровне — единственный электрон, а атому неметалла как раз не хватает одного электрона, чтобы завершить свой внешний уровень.

Атом металла легко отдаст свой слабо связанный с ядром валентный электрон атому неметалла, который предоставит ему свободное место на внешнем энергетическом уровне. Оба в результате получат заполненные внешние уровни.

Атом металла при этом приобретёт положительный заряд, а атом галогена превратится в отрицательно заряженную частицу. Такие частицы называются ионами.

Ионы заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или принятия электронов.

Образовавшиеся разноимённо заряженные ионы притягиваются друг к другу, и возникает химическая связь, которая называется  ионной.

Ионная связь — связь между положительно и отрицательно заряженными ионами.

Рассмотрим механизм образования ионной связи на примере взаимодействия натрия и хлора.

форм1.1.jpgформ1.2.jpgформ1.3.jpg

 Na0+Cl0→Na++Cl−→Na+Cl−        

Такое превращение атомов в ионы происходит всегда при взаимодействии атомов типичных металлов и типичных неметаллов, электроотрицательности которых резко различаются.

Ионная связь образуется в сложных веществах, состоящих из атомов металлов и неметаллов.

Рассмотрим другие примеры образования ионной связи. 

Пример:

Взаимодействие кальция и фтора

1. Кальций — элемент главной подгруппы второй группы. Ему легче отдать два внешних электрона, чем принять недостающие.

form2.jpg

2. Фтор — элемент главной подгруппы седьмой группы. Ему легче принять один электрон, чем отдать семь.

form3.jpg

3. Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно (2). Определим число атомов фтора, которые примут два электрона от атома кальция: (2) (:) (1) (=) (2).

4. Составим схему образования ионной связи:

Пример:

Взаимодействие натрия и кислорода

1. Натрий — элемент главной подгруппы первой группы. Он легко отдаёт один внешний электрон.

form4.jpg

2. Кислород  — элемент главной подгруппы шестой группы. Ему легче принять два электрона, чем отдать шесть.

form5.jpg

3. Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно (2) (:) (1) (=) (2). Определим число атомов натрия, которые отдадут два электрона атому кислорода: (2).

4. Составим схему образования ионной связи:

 С помощью ионной связи образуются также соединения, в которых имеются сложные ионы:

NH4+,NO3−,OH−,SO42−,PO43−,CO32−

.

Значит, ионная связь существует также в солях и основаниях.

Обрати внимание!

Соли аммония 

NH4NO3,NH4Cl,NH4SO42

 не содержат металла, но образованы ионной связью.

Ионы создают вокруг себя электрическое поле, действующее во всех направлениях. Поэтому каждый ион окружён ионами противоположного знака. Такое соединение представляет собой огромную группу положительных и отрицательных частиц, расположенных в определённом порядке.

Sodium_chloride_crystal.png

Рис. (1). Ионный кристалл

Притяжение между ионами довольно сильное, поэтому ионные вещества имеют высокие температуры кипения и плавления.

Обрати внимание!

Все ионные соединения при обычных условиях — твёрдые вещества.

Примеры веществ с ионной связью:

bakingsoda7689501280w300.jpg

1280px-Iron(II)-sulfate-heptahydrate-sample.jpg

Chlorid_sodný.jpg

Рис. (2). Питьевая сода

Рис. (3). Железный купорос

Рис. (4). Поваренная соль

Источники:

Рис. 1. Ионный кристалл https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/eb/Sodium_chloride_crystal.png

Рис. 2. Питьевая сода https://pixabay.com/images/id-768950/ 8.06.2021

Рис. 3. Железный купорос https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ab/Iron%28II%29-sulfate-heptahydrate-sample.jpg/1280px-Iron%28II%29-sulfate-heptahydrate-sample.jpg

Рис. 4. Поваренная соль https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Chlorid_sodn%C3%BD.JPG

Типы химической связи.
Ионная связь

Являяcь многие годы вашим подписчиком, всегда
с интересом знакомлюсь с публикациями
разработок уроков, внеклассных мероприятий,
дидактических материалов. Из многих публикаций
удается почерпнуть интересные идеи, на основе
которых разрабатываю собственные уроки.

Имея возможность самостоятельно определять
последовательность изучения материала в курсе
химии, после изучения темы «Периодический закон
и периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева на основе строения атомов» считаю
необходимым изучение материала по теме
«Строение вещества». Рассмотрение темы
«Строение вещества» в 8-м классе позволяет на
более глубоком уровне изучать последующие темы
курса, например «Галогены», «Щелочные металлы» и
др.

Предлагаю вашему вниманию разработку урока
по теме «Ионная связь». Урок построен таким
образом, чтобы учащиеся, повторив ранее
изученный материал, успешно освоили новый.
Надеюсь, что разработка урока будет полезна
коллегам – учителям химии, позволит сделать
уроки интересными, организовать самостоятельную
творческую работу ребят.

Задачи урока. Образовательные:
повторение, коррекция и закрепление знаний по
теме «Строение атомов»; закрепление понятий
«электроотрицательность», «ковалентная
полярная связь» и «ковалентная неполярная
связь»; введение понятий «ионы», «ионная связь»;
изучение нового типа химической связи –
ионной связи, ее природы и условий образования;
обучение навыкам сравнения схем строения
нейтральных атомов и ионов.

Развивающие: развитие навыков составления
электронных схем образования химических связей,
соединений с ионным типом связи и определения
количества электронов в ионах; развитие умений
определения типа связи на основании анализа
состава химического соединения.

Оборудование. Периодическая система
химических элементов, карточки с формулами
веществ (H2O, Br2, CO2, O3, HCl, HNO3,
P4, CS2, H2SO4, S8),
раздаточные материалы, цветные сигнальные
карточки с цифрами: красная – 1, синяя – 2,
фиолетовая – 3.

Тип урока. Комбинированный (80 мин.)

ХОД УРОКА

Повторение ранее изученного
материала

Учитель. Сегодня нам с вами предстоит
покорить одну из важнейших вершин науки
химии – вершину «Химическая связь». Чтобы
начать восхождение, нужно к нему подготовиться,
собрать рюкзаки, в которые сложить все
необходимые знания. Для начала посмотрим, как вы
это делаете самостоятельно.

Собираем рюкзаки. Учащимся предлагается
выполнить самостоятельную работу с последующей
самопроверкой. Самостоятельная работа решает
задачу актуализации знаний, играет роль входной
диагностики (определение готовности учащихся к
дальнейшей работе по теме).

Задание учащиеся получают на карточках. Два
ученика с хорошим уровнем подготовки работают за
отдельным столом, выполняя работу маркерами на
листах формата А4. По окончании работы они
вывешивают их на доску. Два хорошо
подготовленных ученика комментируют
выполненную работу, отвечают на уточняющие
вопросы учителя и одноклассников. Остальные
ученики класса проверяют свою работу
самостоятельно, по ходу комментирования.

Ученики, выполнившие работу и
прокомментировавшие ее, получают оценки.

Самостоятельная работа

Задание 1. По электронной формуле
определите положение элемента в периодической
системе, назовите его.

В а р и а н т  I. 1s22s 22p63s23p4
.

В а р и а н т  II. 1s22s1.

Задание 2. Исходя из положения элементов
в периодической системе, сравните их
электроотрицательность и поставьте между ними
знак <, >, =.

В а р и а н т  I.

1) ЭО (Br) * ЭО (Li);

2) ЭО (Al) * ЭО (Cl);

3) ЭО (S) * ЭО (O).

В а р и а н т  II.

1) ЭО (Mg) * ЭО (F);

2) ЭО (C) * ЭО (O);

3) ЭО (I) * ЭО (Cl).

Задание 3. Определите количество
электронов на внешнем уровне в атомах.

В а р и а н т  I. Cl, K, P.

В а р и а н т II. Ca, S, F.

Задание 4. Определите, сколько
электронов не хватает каждому атому до
завершения внешнего уровня.

В а р и а н т  I. C, S, Cl.

В а р и а н т  II. O, P, I.

Задание 5. Закончите предложение.

В а р и а н т  I. Ковалентная неполярная связь
образуется между …………………. .

В а р и а н т  II. Ковалентная полярная связь
образуется между …………………… .

Ответы к самостоятельной работе

Задание 1.

В а р и а н т  I. Электронная формула 1s22s22p63s23p4
соответствует атому серы. Элемент находится в 3-м
периоде в VI группе.

В а р и а н т  II. Электронная формула 1s22s1
соответствует атому лития. Элемент находится во
2-м периоде в I группе.

Задание 2.

В а р и а н т  I.

1) ЭО (Br) > ЭО (Li);

2) ЭО (Al) < ЭО (Cl);

3) ЭО (S) < ЭО (O).

В а р и а н т  II.

1) ЭО (Mg) < ЭО (F);

2) ЭО (C) < ЭО (O);

3) ЭО (I) < ЭО (Сl).

Задание 3.

В а р и а н т  I. Cl – 7, K – 1, P – 5.

В а р и а н т  II. Ca – 2, S – 6, F – 7.

Задание 4.

В а р и а н т  I. C – 4, S – 2, Cl – 1.

В а р и а н т  II. O – 2, P – 3, I – 1.

Задание 5.

В а р и а н т  I. Ковалентная неполярная связь
образуется между атомами с одинаковой
электроотрицательностью, например между атомами
одного химического элемента-неметалла.

В а р и а н т  II. Ковалентная полярная связь
образуется между атомами, у которых
электроотрицательность отличается
незначительно, между разными атомами химических
элементов-неметаллов.

Учитель. Задание выполнено хорошо, однако
некоторые ребята допустили ошибки. Давайте еще
раз повторим основные понятия и проверим умения
составлять электронные схемы образования
ковалентной связи, чтобы наш рюкзак был собран
правильно.

1-я группа. Учащиеся, выполнившие
самостоятельную работу без ошибок (по
результатам самопроверки), выполняют
проверочную работу на оценку.

Ц е л ь. Применение знаний в новой ситуации.

Проверочная работа

В а р и а н т  I.

1. Составьте формулы веществ, состоящих из
двух элементов, электронные формулы атомов
которых: а) 1s22s22p3; б) 1s1.
Укажите тип химической связи в этих молекулах и
составьте электронные схемы ее образования.

2. На основании положения элементов в
периодической системе расположите их в порядке
возрастания электроотрицательности их атомов:

а) S, Cl, O, K; б) F, P, Сa, N.

В а р и а н т  II.

1. Составьте формулы возможных веществ,
состоящих из двух элементов, электронные формулы
атомов которых: а) 1s22s22p63s23p4;
б) 1s1. Укажите тип химической связи в
этих молекулах и составьте электронные схемы ее
образования.

2. На основании положения элементов в
периодической системе расположите их в порядке
возрастания электроотрицательности их атомов: а)
Cl, I, Li, Al; б) C, N, Si, Ba.

2-я группа. Учащиеся, допустившие ошибки,
составляют рассказ, заполняя пропуски
предложенными словами и фразами. В случае
затруднения пользуются учебником, записями в
тетради.

Ц е л ь. Повторение, коррекция и закрепление
знаний.

Клише рассказа

В периодической системе элементы расположены
по группам и периодам. Общее количество
электронов в атоме равно ……….. . Номер периода
соответствует …… . Номер группы показывает
………. . Завершенный внешний уровень содержит
……….. .

Электроотрицательность – это способность
атомов притягивать к себе электроны от других
атомов. В периодах слева направо
электроотрицательность …..……. , в главных
подгруппах сверху вниз – ………………. .

Ковалентная неполярная связь образуется между
……..……. . Ковалентная полярная связь образуется
между…………… .

С л о в а  и  ф р а з ы:

1) между атомами одного химического
элемента-неметалла,

2) число электронов на внешнем уровне
элементов главных подгрупп,

3) увеличивается,

4) порядковому номеру элемента,

5) восемь электронов,

6) уменьшается,

7) количеству энергетических уровней,

8) между разными атомами химических
элементов-неметаллов.

1-я группа сдает работы на проверку учителю,
оценки будут объявлены на следующем уроке.

2-я группа проверяет свои работы при
прослушивании ответа одного из учеников. При
необходимости даются пояснения.

Ответы на проверочную работу

В а р и а н т  I.

1. Электронные формулы соответствуют: а) 1s22s22p3 –
атому азота; б) 1s– атому водорода.
Эти элементы образуют следующие соединения –
N2 , H2, NH3. В молекулах N2, H
ковалентная неполярная связь; в молекуле NH
ковалентная полярная связь.

Электронные схемы образования.

2. На основании положения элементов в
периодической системе электроотрицательность
возрастает в следующем порядке: а) K, S, Cl, O; б) Ca, P, N,
F.

В а р и а н т  II.

1. Электронные формулы соответствуют а) 1s22s22p63s23p4 –
атому серы; б) 1s– атому водорода.
Эти элементы образуют следующие соединения: S2,
H2, Н2S. В молекулах S2, H
ковалентная неполярная связь; в молекуле Н2S –
ковалентная полярная связь.

Электронные схемы образования.

S2 *:

H2:  

Н2S:

2. На основании положения элементов в
периодической системе электроотрицательность
возрастает в следующем порядке: а) Li, Al, I, Cl; б) Ba, Si,
C, N.

В периодической системе элементы
расположены по группам и периодам. Общее
количество электронов в атоме равно порядковому
номеру элемента
. Номер периода соответствует
количеству энергетических уровней.
Номер
группы показывает число электронов на внешнем
уровне для элементов главных подгрупп.
Завершенный
внешний уровень содержит восемь электронов.

Электроотрицательность – это способность
атомов притягивать к себе электроны от других
атомов. В периодах слева направо
электроотрицательность увеличивается, в
главных подгруппах сверху вниз – уменьшается.

Ковалентная неполярная связь образуется
между атомами одного химического
элемента-неметалла.
Ковалентная полярная
связь образуется между разными атомами
химических элементов-неметаллов.

Учитель. Итак, рюкзаки собраны, начинаем наше
восхождение. Однако в пути нас поджидают
препятствия. И первое препятствие – «водопад»
веществ.

На доске картина с изображением водопада. На
водопаде прикреплены карточки с химическими
формулами: H2O, Br2, CO2, O3, HCl,
HNO3, P4, CS2, H2SO4, S8.

Задание. Чтобы преодолеть водопад,
предлагается распределить вещества по типам
химической связи.

В а р и а н т  I. Выписать в тетрадь вещества с
ковалентной полярной связью.

В а р и а н т  II. Выписать вещества с
ковалентной неполярной связью.

Проверка осуществляется фронтально.

Ответ. Вещества с ковалентной полярной
связью – H2O, CO2, HCl, HNO3,CS2,
H2SO4.

Вещества с ковалентной неполярной связью –
Br2, O3, P4, S8.

Учитель. Замечательно, мы успешно преодолели
водопад, но впереди нас поджидает новое
препятствие. На узкой горной тропе образовался
«завал» из электронных схем.

Задание. Определить, какая из схем
правильно отражает механизм образования
химической связи.

В а р и а н т  I. OF2

В а р и а н т  II. BCl3

Электронные схемы написаны на обратной стороне
доски. У каждого учащегося три цветные
сигнальные карты с номерами. Учащиеся поднимают
карточки с номером правильного ответа. Если
допущены ошибки, проводится коррекционная
работа.

Учитель. Молодцы, нам удалось пройти по узкой
горной тропе, и мы продолжаем восхождение.
Внимание! Впереди возникла пещера. Любопытные
альпинисты обнаружили в ней интересную
находку – ларчик и загадочное письмо.

Продолжить путешествие мы сможем только
тогда, когда отгадаем, что находится в этом
ларчике. Что ж, давайте остановимся на привал и
прочитаем письмо.

На столе учителя «ларчик», запечатанный
сургучной печатью. Рядом с ним свернутое письмо.
Ученику предлагается прочитать письмо.

Ученик (читает текст письма). Из вещества,
спрятанного в этой коробке, можно получить
металл, который легко режется ножом, мнется как
пластилин и хранится только под слоем керосина.
Из него можно также получить удушливый и
ядовитый газ желто-зеленого цвета, который
используют для обеззараживания воды. Но обычно
мы используем это вещество иначе. Оно в каждом
доме, на каждом столе. В древние времена говорили,
что оно дороже золота, поскольку без золота можно
прожить, а без него нельзя. По русскому обычаю
дорогих гостей встречают этим веществом, тем
самым желают им здоровья, а просыпать его –
значит потерять здоровье, потерпеть неудачу.

Учитель. О каком таинственном веществе идет
речь в письме? Какие вещества из него получают?

Учащиеся угадывают вещество, дают ему
химическое название – поваренная соль, хлорид
натрия. Указывают, что из него можно получить
металлический натрий и газообразный хлор. Из
«ларчика» достается образец минерала,
показывается учащимся.

Учитель. Какое отношение это вещество имеет к
нашему уроку?

Ученик. Поскольку мы изучаем тему «Химическая
связь», то необходимо выяснить, как она
образуется между атомами в хлориде натрия и к
какому типу ее следует отнести.

Изучение нового материала

Учитель. Молодцы. Цель нашего урока –
познакомиться с новым типом химической
связи – ионной, выяснить ее природу и условия
образования. Мы научимся строить электронные
схемы образования соединений с ионным типом
химической связи, определять общее количество
электронов в ионах.

Тема урока и формула поваренной соли
записываются в тетрадь.

Учитель. Рассмотрим на примере хлорида натрия
образование ионной связи. Запишем уравнение,
отражающее взаимодействие атомов натрия и хлора:

Na + Cl = NaCl.

Составьте самостоятельно в тетрадях схемы
строения атомов натрия и хлора. Определите число
спаренных и неспаренных электронов на последнем
уровне в атомах.

Na +11   1s22s22p63s1;

Сl +17     1s22s22p63s23p5.

Атомы натрия и хлора имеют по одному
неспаренному электрону. При сближении этих
атомов до определенного расстояния происходит
перекрывание электронных облаков неспаренных
электронов и образуется общее для двух атомов
электронное облако. Но поскольку
электроотрицательность хлора намного больше,
чем натрия, то общая электронная пара полностью
смещается к атому хлора. В результате перехода
электрона от атома натрия к атому хлора
появляются противоположно заряженные частицы:
атом хлора приобретает отрицательный заряд, атом
натрия – положительный.

(Вводится понятие «ион», «ионная связь»,
определения записываются в тетрадь.)

Частицы, которые образуются в результате
перехода электронов от одного атома к другому,
называются ионами.

Na0 – 1e —> Na1+, Cl0
+ 1e —> Cl1–.

Заряд иона определяется количеством отданных
или принятых электронов. Отрицательно
заряженный ион заключается в квадратные скобки.

Химическая связь, которая возникает между
ионами в результате электростатического
взаимодействия, называется ионной.

Давайте рассмотрим схемы строения ионов
натрия и хлора и определим общее количество
электронов в каждом ионе:

Na1+ +11 , 1s22s22p63s0
(10 электронов);

Cl1– +17 
, 1s22s22p63s23p6
(18 электронов).

Проверим наши главные выводы.

Ионы – это заряженные частицы, в которые
превратились атомы в результате отдачи или
присоединения электронов.

Связь, которая возникает в результате
электростатического взаимодействия между
ионами, называется ионной.

Ионная связь возникает между атомами
металлов и неметаллов
,
электороотрицательность которых сильно
отличается (более чем на две единицы). Ионная
связь – это крайний случай ковалентной
полярной связи.

В пути наш багаж знаний пополнился. Продолжим
движение к вершине. Но неожиданно возникает
новая преграда. Впереди густые «заросли» из
химических формул, через которые можно
пробраться, если удалить вещества с ионным типом
химической связи.

На доске написаны формулы:

СCl4, Na2SO4, I2, LiBr, F2,
CaCl2, KI, Na2S, Mg(NO3)2, SO2, Cl2,
BaO, I2, N2, MgS.

Учащимся предлагается выписать в тетрадь
соединения с ионным типом связи.

Проверка фронтальная. Один ученик зачитывает
формулы, которые записал в тетрадь, остальные
ученики – проверяют. Учителем даются
пояснения по веществам, состоящим из трех
химических элементов и имеющим два вида связи.

Ответ. Na2SO4, LiBr, CaCl2, KI, Na2S,
Mg(NO3)2, BaO, MgS.

Учитель. Нам удалось проложить тропинку
сквозь густые заросли, мы очень близки к цели.
Давайте соберем все наши знания и поднимемся на
вершину.

Под руководством учителя закрепляется умение
составлять схемы образования ионной связи,
определять заряды ионов, количество электронов в
ионах на примере соединений: а) KF; б) Na2S; в) BeO.

Далее учащиеся выполняют подобную работу
самостоятельно, выбрав из предложенных формул
две любые: а) LiBr; б) CaCl2; в) MgS; г) Мg3N2*.
Одновременно у доски работают три ученика.
Задание со звездочкой (*) на данном уроке не
объясняется и не проверяется, объяснение будет
дано на заседании химического кружка.

Проверка результатов проводится фронтально.

Закрепление материала

Учитель. Мы проделали трудный, но интересный
путь, вершина «Химическая связь» покорена. Я
поздравляю вас, вы приложили много усилий, чтобы
ее достичь, показали ваши знания, проявили
находчивость, были дружными, помогали друг другу
в трудный момент. А теперь пора в обратный путь.

Учащимся предлагается выполнить проверочную
работу. Ц е л ь: оперативный контроль знаний.
Результаты выполнения будут использованы при
планировании индивидуальной коррекционной
работы с учащимися.

Проверочная работа

1. Определите количество электронов на
внешнем уровне в атомах.

В а р и а н т  I. F, B, Ca.

В а р и а н т  II. Se, Al, C.

2. Укажите количество электронов, которое
примет атом для завершения своего внешнего
уровня.

В а р и а н т  I. S, P, Si.

В а р и а н т  II. F, N, O.

3. Укажите тип химической связи в
соединениях.

В а р и а н т  I. CH4, K2O, F2.

В а р и а н т  II. PCl3, O3, Al2O3.

4. Составьте электронные схемы образования
химической связи, укажите заряды ионов и
определите количество электронов в каждом виде
атомов и ионов.

В а р и а н т  I. а) KBr; б) AlCl3.

В а р и а н т  II. а) MgI2; б) NaBr.

Заполните таблицу.

Таблица

Атом Количество электронов Ион Количество электронов
…………… …………
…………… …………
…………… …………
…………… …………

5*. Проанализируйте рисунок и
впишите недостающие формулы.

Ответы к проверочной работе

Задание 1.

В а р и а н т  I. F – 7, B – 3, Ca – 2.

В а р и а н т  II. Se – 6, Al – 3, C – 4.

Задание 2.

В а р и а н т  I. S – 2, P – 3, Si – 4.

В а р и а н т  II. F – 1, N – 3, O – 2.

Задание 3.

В а р и а н т  I. В соединениях: CH
ковалентная полярная химическая связь, K2O –
ионная связь, F– ковалентная
неполярная связь.

В а р и а н т  II. В соединениях: PCl
ковалентная полярная связь, O
ковалентная неполярная связь, Al2O
ионная связь.

Задание 4.

В а р и а н т  I.

а) Для KBr:

K0 – 1e —> K1+, Br0 + 1e
—> Br1–.

б) Для AlCl3:

Al0 – 3e —> Al3+, Cl0 + 1e
—> Cl1–.

Атом Количество электронов Ион Количество электронов
Al0 13 Al3+ 10
Cl 0 17 Cl1– 18
K0 19 K1+ 18
Br0 35 Br1– 36

В а р и а н т  II.

а) Для MgF2:

Mg0 – 2e —> Mg2+, F0 + 1e
—> F1–.

б) Для NaBr:

Na0 – 1e —> Na1+, Br0 + 1e
—> Br 1–.

Атом Количество электронов Ион Количество электронов
Mg0 12 Mg2+ 10
I0 53 I1– 54
Na0 11 Na1+ 10
Br0 35 Br1– 36

Задание 5* (рассматривается
на заседании химического кружка).

Ответы могут быть следующие: KCl, KH, Na2O, NaCl
(могут быть и другие соединения металлов с
приведенными в центральной части рисунка
неметаллами, т.е. соединения с ионной связью).

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Гузей Л.С. Химия.
Вопросы. Задачи. Упражнения. 8–9 классы. § 18.3, упр.
1, 2, 3 – письменно.


* Двухатомные
молекулы S2 образуются при нагревании паров
серы до высокой температуры. – Прим. ред.

Г.Р.ТРОФИМОВА,
учитель химии
лицея № 2
(г. Братск, Иркутская обл.)

Ионы – это атомы, потерявшие или получившие электроны и, как следствие, некоторый заряд. Для начала хотелось бы напомнить, что ионы бывают двух типов: катионы (положительный заряд ядра больше, чем количество электронов, несущих отрицательный заряд) и анионы (заряд ядра меньше количества электронов). Ионная связь образуется в результате взаимодействия двух ионов с разноименными зарядами.

Ионная и ковалентная связь

Данный тип связи является частным случаем ковалентной. Разность электроотрицательностей в данном случае столь велика (более чем 1,7 по Полингу), что общая пара электронов не частично смещается, а полностью переходит к атому с большей электроотрицательностью. Поэтому образование ионной связи является результатом возникновения сильного электростатического взаимодействия между ионами. Важно понимать, что не существует стопроцентно ионной связи. Данный термин применяется, если «ионные признаки» более выражены (т.е. электронная пара сильно смещена к более электроотрицательному атому).

Механизм ионной связи

Атомы, имеющие практически полную или практически пустую валентную (внешнюю) оболочку, наиболее охотно вступают в химические реакции. Чем меньше пустых орбиталей на валентной оболочке, тем выше шанс, что атом получит электроны извне. И наоборот – чем меньше электронов находится на внешней оболочке, тем вероятнее, что атом отдаст электрон.

Электроотрицательность

Это способность атома притягивать к себе электроны, поэтому атомы с наиболее заполненными валентными оболочками более электроотрицательны.

Типичный металл охотно отдает электроны, тогда как типичный неметалл охотнее их забирает. Поэтому чаще всего ионную связь образуют металлы и неметаллы. Отдельно следует упомянуть другой тип ионной связи – молекулярную. Ее особенность в том, что в роли ионов выступают не отдельные атомы, а целые молекулы.

Схема ионной связи

На рисунке схематически изображено формирование фторида натрия. Натрий имеет низкую электроотрицательность и всего один электрон на валентной оболочке (ВО). Фтор – значительно более высокую электроотрицательность, ему не хватает всего одного электрона для заполнения ВО. Электрон с ВО натрия, переходит на ВО фтора, заполняя орбиталь, в следствии чего оба атома приобретают разноименные заряды и притягиваются друг к другу.
схема ионной связи.png

Свойства ионной связи

Ионная связь достаточно сильна – разрушить ее при помощи тепловой энергии крайне сложно, а потому вещества с ионной связью имеют высокую температуру плавления. В то же время радиус взаимодействия ионов достаточно низкий, что обуславливает ломкость подобных соединений. Важнейшими ее свойствами являются ненаправленность и ненасыщаемость. Ненаправленность происходит из формы электрического поля иона, которое представляет собой сферу и способно взаимодействовать с катионами или анионами во всех направлениях. При этом поля двух ионов не компенсируются полностью, вследствие чего они вынуждены притягивать к себе дополнительные ионы, образуя кристалл, – это и есть явление, называемое ненасыщаемостью. В ионных кристаллах нет молекул, а отдельные катионы и анионы окружены множеством ионов противоположного знака, количество которых зависит в основном от положения атомов в пространстве.

Кристаллы поваренной соли (NaCl) – типичный пример ионной связи.

Таблица веществ с ионной связью

Название Формула Применение и свойства
Бромид серебра AgBr Ионная связь в молекуле разрывается под воздействием фотонов (фотолиз), что широко применяется в фотографии и оптике.
Хлорводород HCl Как следует из формулы, ионная связь тут образуется между хлором и водородом, а потому водный раствор HCl (соляная кислота), широко применяется для получения различных хлоридов.
Оксид кальция CaO Негашеная известь. Широко применяется при производстве кирпича.
Фторид натрия NaF Применяется для укрепления зубной эмали, в производстве керамики.

Тест по теме «Ионная связь»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти объем шара когда известен радиус
  • Как найти влажность теста
  • Как найти серебряные рубли
  • Как найти нужный чат в ватсапе
  • Как найти ответ на интересующий вопрос