Как составить формулы соединений по окислению элементов

Степень окисления — это условный заряд атома химического элемента в веществе.

Правила:

1. Степень окисления элемента в простом веществе равна (0):

H20

O20

N20

F20

Cl20

Fe0

Ca0

.

2. В сложных веществах:

  • степень окисления водорода в соединениях с неметаллами равна (+1), а в соединениях с металлами — (–1):
  • степень окисления кислорода равна (–2) (исключения: O+2F−12, H+12O−12):
  • степень окисления фтора всегда равна (–1):
  • степень окисления металла — положительная и совпадает с его валентностью. Может быть постоянной и переменной:
Na+1

K+1

,  

Ca+2

,  

Mg+2

Al+3

;

  • степень окисления неметалла может быть как положительная, так и отрицательная. Численные значения тоже совпадают с валентностью:
N+5

N+4

N+3

N+2

N+1

N−3

;

3. Сумма степеней окисления элементов в веществе равна (0).

Пример:

 Al+32S−23(+3)⋅2+(−2)⋅3=6−6=0

.

Составление формул по известным степеням окисления элементов

Пример:

составим формулу соединения кальция и азота. Степень окисления кальция равна (+2), а азота — (–3).

Запишем символы химических элементов рядом. Первым обычно записывают символ элемента, у которого степень окисления положительная. Укажем значения степеней окисления над символами:

Найдём для них наименьшее общее кратное и разделим на соответствующие значения степеней окисления. Получим индексы в формуле:

Пошаговый алгоритм определения степени окисления атомов. Составление формул веществ.

Шаг 1. Выяснить, что понимают под степенью окисления.

С.О.-условный заряд атома, вычисленный из предположения, что все связи атома ионные.

Шаг 2. Вспомнить что такое электроотрицательность.

ЭО- способность атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары.

Закономерности изменений значений ЭО в группах и периодах ПС с ростом порядкового номера:

Шаг 3. Выучить правила определения С.О.

Правила определения степеней окисления

1. В простом веществе степень окисления атомов равна    0

2. Сумма степеней окисления атомов в нейтральном соединении равна 0

3. В бинарном соединении С.О. более электроотрицательного атома  «-«

менее электроотрицательного «

4. Cтепени окисления атомов некоторых элементов в соединениях:  

а) фтора (F) –1;

б) металлов Iа группы (Li, Na, K, Rb, Cs) +1, металлов IIа группы (Be, Mg, Ca, Sr, Ba) +2, алюминия (Al) +3;

в) водорода (Н) в соединениях с металлами -1, в остальных соединениях+1;

г) кислорода (О) во фториде OF2    +2,

в перфториде O2F2 +1 ,в остальных пероксидах (содержат группу –О–О–) –1,

в остальных соединениях -2

  У остальных неМЕ СО (как правило) — переменная.

-maxСО =№ группы

-minСО=№ группы -8

-между ними такая же четная или нечетная как № группы (иск. фтор, кислород, азот).

Шаг 4.Определить СО по молекулярной формуле.

Алгоритм определения степеней окисления по формуле:

1.Определение степеней окисления начинают с того элемента, у которого С.О. постоянная или известна в соответствии с правилами (см. выше);      (Р2О-25);

2.Умножить эту С.О. на индекс атома (или группы) (– 2 * 5 = – 10);

3.Полученное число разделить на индекс второго элемента (или группы) (– 10 / 2 = – 5);

4.Записать полученную С.О. с противоположным знаком (Р+52О-25).

Шаг 5. Научись составлять  эмпирические формулы веществ по СО атомов или групп атомов.

Алгоритм составления формул:

1.Запиши знаки элементов, образующих соединение, укажи СО атомов;   Al +3O-2

2. Для СО найди наименьшее общее кратное (НОК);   НОК (2,3)=6

3. Рассчитай число атомов в соединении, для этого раздели НОК на значения СО;   6/3=2; 6/2=3     Al 2+3O32

Шаг 6. Научись определять СО по структурной формуле (задание повышенной сложности).

Алгоритм определения:

1.Составь структурную формулу вещества.

2. Обозначь стрелкой на валентном штрихе направление смещения электронной плотности, используя значения ЭО.

3. Рассчитай значения СО атомов.  

          Cl-1

Ca+2

           O-2     Cl+1         ;                              

  http://geum.ru/next/images/223008-nomer-56b6aab3.png                           

Тема урока. Составление химических
формул бинарных соединений по степени окисления
химических элементов.

Место данного урока в теме: второй
урок в данной теме.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • закрепить у учащихся понятие степени окисления,
      бинарные соединения, химическая формула;
    • научить правильно составлять химические
      формулы бинарных соединений по степени
      окисления химических элементов. (Через
      письменные задания в тетради)
  • Развивающие:
    • научить приемам сравнения и обобщения
      изучаемых понятий  (при работе со слайдами);
    • отработать умения и навыки в определении
      степени окисления по химическим формулам;
    • продолжить развитие навыков самостоятельной
      работы  (через работу с учебником);
    • умения работать в парах (при проверке домашнего
      задания) ;
    • способствовать развитию логического мышления
        (через вопросы заставляющие логически
      мыслить)
  • Воспитательные:
    • формировать чувство толерантности (терпимости
      и уважения к чужому мнению), взаимопомощи.  (При
      работе в парах)
    • осуществлять эстетическое воспитание  (через
      оформление доски и тетрадей, при применении
      презентации)
    • развивать уважение к мыслителям прошлого
       (при помощи высказываний великих людей).

Практическая направленность: умение
составлять формулы веществ при решении
практических задач

Оценочная деятельность: бланки для
выставления баллов, суммарная оценка всего урока

Планируемый результат: умение
составлять формулы бинарных соединений.

Технические средства обучения:

  • ПК, проектор, экран
  • Периодическая система Д.И. Менделеева
  • Презентация (авторская разработка)
  • И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Учебник. Химия
    8 класс.
  • И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. «Сборник для
    самостоятельных работ».

Раздаточный материал:

  • Сводная таблица для выставления оценки
  • Игра «Крестики-нолики»
  • Таблица для рефлексии
  • Алгоритм для составления формул бинарного
    соединения.

Тип урока: комбинированный

Методы и технологии:

  • Словесно-наглядно-практический метод
  • «Урок – упражнение»
  • Использование информационных технологий
  • Практический метод
  • Коммуникативный метод
  • Игровой метод

Этапы урока:

  • Организационный момент. (Приветствие,
    готовность, мотивация)
  • Проверка домашнего задания
  • Практическая значимость.(Видео фрагмент)
  • Постановка темы урока и ее целей. Активизация
    мыслительных действий.(через высказывания
    великий людей).
  • Готовность к восприятию новых знаний.(Игровой
    момент)
  • Постановка проблемы. (Логические задачи)
  • Обобщение. Выведение алгоритма составления
    формулы бинарного соединения. (Раздаточный
    материал)
  • Закрепление.
  • Итоговое обобщение.
  • Оценки за урок.
  • Домашнее задание.
  • Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

(Учебник, тетрадь, дневник, дидактический
материал). Приветствие, готовность, мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке
присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.
Оценивание  за сегодняшний урок произойдет 
в самом конце, в течение всего урока вы будете
зарабатывать баллы и заносить их в таблицу,
которая у каждого на столе. На доске перевод
баллов в оценку. Т.е., чтобы получить «5» вы должны
быть активны и набрать 14-16 баллов. «4» — 11-13 баллов,
«3» — 8-10 баллов. А оценки «2» я уверена, у нас не
будет.
Итак, оцените свою готовность к уроку в
пятибалльной системе.

Фамилия, имя Баллы
Готовность к уроку  
Погружение в тему урока  
Итоговый результат  

2. Проверка домашнего задания

  • Работа в парах. У каждого набор из 5карточек. 
    (приготовленных дома по 20 параграфу). По
    очереди  задают вопросы друг другу. Если ответ
    правильный, то карточка отдается тому, кто
    отвечал, если не правильный, то карточка остается
    у того, кто задал вопрос.

По количеству приобретенных карточек
выставляется балл в сводную таблицу урока.

  • Фронтальная проверка письменного домашнего
    задания (У доски 2 человека: №2 стр. 68, №3 стр. 68) В
    таблицу баллы.
  • Блиц-опрос учителем. (Вопрос каждому учащемуся. Презентация, слайд 1,
    слайд 2.)

За правильный ответ балл в сводную ведомость.

3. Практическая значимость. Видеофильм

4. Сегодня на уроке мы научимся  составлять
химические формулы бинарных соединений по
степени окисления химических элементов.
(Презентация, слайд 3)

За каждый правильный ответ ставим баллы в
колонку «Дополнительные баллы по новой теме»

5. А теперь в таблице готовности
оцените на сколько баллов вы готовы к восприятию
новых знаний.

  • Что такое бинарные соединения?
  • Игра «Крестики-нолики». Найдите бинарные
    соединения.
Cl2 O7 K2 O KCl
H2 O2 KClO KClO3
KOH HCl HClO3
H2 O2 SO2 H2 S2 O3
H2 SO4 H2 S H2 SO3
H2 O SO3 H2 CO3
Fe(OH)3 HNO3 KCl
NF3 KOH N2 O3
KF KNO3 Na2 O
  • Что такое степень окисления?
  • Какие значения может принимать степень
    окисления?
  • От чего это зависит? (Презентация,
    слайд 4)
  • Какая бывает степень окисления?

Вот теперь я вижу, что вы готовы к восприятию
новых знаний.

  • Активизация мыслительных действий (Презентация,
    слайд 5)

«Если действовать не будешь, ни к чему ума
палата ». Шота Руставели

«Свои способности человек может узнать, только
попытавшись приложить их». Сенека Младший

Так давайте и мы с вами попробуем приложить
свои способности.

6. Постановка проблемно-логического
задания.

Посмотрите на образец правильно составленных
формул. Попробуйте найти закономерность и по
образцу самостоятельно составить формулу. (Презентация, слайд 7)

  • Сделайте вывод:

1 способ:

  • Найти наименьшее общее кратное для степеней
    окисления.
  • Разделить наименьшее кратное на значение
    степени окисления и получить индексы
  • Ввести индексы в формулу, т.е. приписать внизу
    справа после символа соответствующего элемента.
  • Определить суммарное значение степеней
    окисления атомов в соединении. Оно должно быть
    равно нулю.

2 способ:

  • Индекс элемента соответствует численному
    значению степени окисления соседнего атома.

Закрепление:

1. Что нужно знать, чтобы составить формулу?

А. На первом месте пишется элемент с меньшей
электроотрицательностью.
Б. У элемента стоящего на первом месте
положительная степень окисления, на  втором
отрицательная

2. Кто помнит как найти минимальную степень
окисления? ( № группы-8)

3. Составьте формулы следующих веществ: Al O; P+5O; 
K  S

Посмотрите на следующий пример, выполните
такое же задание. (Презентация,
слайд 8)

  • Сделайте вывод:
  • Если степени окисления одинаковы, то индексы не
    ставятся.

Посмотрите на следующий пример, выполните
такое же задание. (Презентация,
слайд 9)

  • Сделайте вывод:
  • Если степени окисления четные числа, то сначала
    их надо сократить.
  •  Итак, давайте обобщим. Какие действия
    необходимо выполнить, чтобы составить формулу
    бинарного соединения?

А сейчас вы получите алгоритм как составлять
формулу бинарного соединения, который вклейте в
тетрадь. Раздать раздаточный материал
«Алгоритм составления формулы бинарного
соединения»

8. Закрепление

Тетрадь для самостоятельных работ стр. 36-37
Вариант  20, 21, 22  №2.

9. Итоговое обобщение

  • Что мы узнали сегодня на уроке?
  • Что необходимо знать, чтобы составить формулу
    бинарного соединения?

Алгоритм:

Алгоритм составления формулы
бинарного соединения.

Способ 1

  1. На первом месте пишется элемент с меньшей
    электроотрицательностью (См. в таблицу Д.И.
    Менделеева).
  2. Элемент написанный на первом месте имеет
    положительный заряд, а на втором отрицательный.
  3. Указать для каждого элемента степень окисления.
  4. Найти наименьшее общее кратное для значений
    степеней окисления.
  5. Разделить наименьшее общее кратное на значение
    степени окисления и полученные индексы
    приписать внизу справа после символа
    соответствующего элемента.
  6. Проверка. Суммарное значение степеней
    окисления равно 0.

Способ 2

См. п. 1, 2, 3 первого способа.

  1. Если степени окисления четное-нечетное,
    то они ставятся рядом с символом справа внизу
    крест-накрест без знака «+» и «–».
  2. Если степени окисления имеют четные
    значения, то их сначала надо сократить, и
    поставить крест-накрест.
  3. Оценки за урок.
  4. Домашнее задание. Параграф 21, №1, 2
  5. Рефлексия. В таблицу готовности поставьте на
    сколько баллов Вы поняли новый материал.
  6. Оценки за урок.
  7. Домашнее задание: параграф 21, упр.1, 2, 3

Сводная ведомость урока.

Фамилия Домашние карточки Блиц опрос Проверка дз Дополнительные баллы по новой
теме
Закрепление Общий балл Оценка
               

Анализ урока

I. Введение в урок
1 Создание психологического настроя 0 1 2
2 Постановка целей 0 1 2
3 Формирование мотивов учения 0 1 2
II. Оснащенность урока
1 Доска, дидактический материал, ТСО,
раздаточный материал
0 1 2
2 Целесообразность использования средств
наглядности
0 1 2
III. Содержание урока, формы
реализации
1 Соответствие методической структуры урока
целям
0 1 2
2 Адаптация программы к данному классу,
доступность изложения материала
0 1 2
3 Дифференциация заданий 0 1 2
4 Научность содержания 0 1 2
5 Связь изучаемого материала с жизнью,
межпредметные связи
0 1 2
6 Нравственная и мировоззренческая
направленность урока
0 1 2
7 Эстетическое воздействие урока 0 1 2
8 Использование эффективных  методов
обучения, их вариативность
0 1 2
9 Вариативность и эффективность форм контроля,
самоконтроля
0 1 2
10 Привитие учащимся интереса к предмету,
занимательность, использование игровых форм
0 1 2
11 Наличие практической деятельности учащихся 0 1 2
12 Работа по развитию речи учащихся 0 1 2
13 Привитие навыков самообразовательной
деятельности: составление алгоритма
0 1 2
IV. Психологически аспекты урока
1 Смена видов деятельности на уроке 0 1 2
2 Учет времени активного внимания 0 1 2
3 Учет объема оперативной памяти на слух и при
письме
0 1 2
4 Использование различных видов памяти
(образной, словесно-логической, двигательной,
эмоциональной, зрительной)
0 1 2
V. Оценка деятельности учащихся
1 Степень активности учащихся 0 1 2
2 Организованность и дисциплина 0 1 2
3 Речевое развитие учащихся, умение логически
мыслить, аргументировано доказывать
0 1 2
4 Умение работать у доски, в парах 0 1 2
5 Навыки самостоятельной деятельности 0 1 2
VI. Охрана труда на уроке
1 Готовность помещения 0 1 2
2 Наблюдение за посадкой учащихся 0 1 2
VII. Взаимодействие ученика и учителя
1 Уровень педагогического мастерства, культура,
такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция,
эмоциональность)
0 1 2
2 Наличие обратной связи с учащимися 0 1 2
3 Наличие индивидуальной работы с учащимися 0 1 2
4 Организация коллективной деятельности 0 1 2
5 Обеспечение доброжелательного
психологического климата
0 1 2
VIII. Итоги урока
1 Выполнение намеченного плана, степень
достижения цели
0 1 2
2 Домашнее задание: объем, посильность,
вариантность
0 1 2
3 Использование воспитательных возможностей
оценки
0 1 2
4 Эффект последействия 0 1 2
5. Рефлексия 0 1 2

Сумма баллов: ________________________

Процент от максимального:______________

Оценка урока__________________________

1. Окислители и восстановители
2. Классификация окислительно–восстановительных реакций
3. Основные правила составления ОВР
4. Общие закономерности протекания ОВР
5. Основные схемы ОВР
5.1. Схема восстановления перманганатов
5.2. Схема восстановления хроматов/бихроматов
5.3. Разложение нитратов
5.4. Окислительные свойства азотной кислоты
5.5. Взаимодействие металлов с серной кислотой
5.6. Пероксид водорода

Окислительно-восстановительные реакции — это химические реакции, сопровождающиеся изменением степени окисления у атомов реагирующих веществ. При этом некоторые частицы отдают электроны, а некоторые получают.

Окислители и восстановители

Окислители — это частицы (атомы, молекулы или ионы), которые принимают электроны в ходе химической реакции. При этом степень окисления окислителя понижается. Окислители при этом восстанавливаются.

Восстановители — это частицы (атомы, молекулы или ионы), которые отдают электроны в ходе химической реакции. При этом степень окисления восстановителя повышается. Восстановители при этом окисляются.



Химические вещества можно разделить на типичные окислители, типичные восстановители, и вещества, которые могут проявлять и окислительные, и восстановительные свойства. Некоторые вещества практически не проявляют окислительно-восстановительную активность.

К типичным окислителям относят:

  • простые вещества-неметаллы с наиболее сильными окислительными свойствами (фтор F2, кислород O2, хлор Cl2);
  • сложные вещества, в составе которых есть ионы металлов или неметаллов с высокими положительными (как правило, высшими) степенями окисления: кислоты (HN+5O3, HCl+7O4), соли (KN+5O3, KMn+7O4), оксиды (S+6O3,  Cr+6O3)
  • соединения, содержащие некоторые катионы металлов, имеющих  высокие степени окисления: Pb4+, Fe3+, Au3+ и др.

Типичные восстановители – это, как правило:

  • простые вещества-металлы (восстановительные способности металлов определяются рядом электрохимической активности);
  • сложные вещества, в составе которых есть атомы или ионы неметаллов с отрицательной (как правило, низшей) степенью окисления: бинарные водородные соединения (H2S, HBr), соли бескислородных кислот (K2S, NaI);
  • некоторые соединения, содержащие катионы с минимальной положительной степенью окисления (Sn2+, Fe2+, Cr2+), которые, отдавая электроны, могут повышать свою степень окисления;
  • соединения, содержащие сложные ионы, состоящие из неметаллов с промежуточной положительной степенью окисления (S+4O3)2–, (НР+3O3)2–, в которых элементы могут, отдавая электроны, повышать свою положительную степень окисления.

Большинство остальных веществ может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.


Типичные окислители и восстановители приведены в таблице.


В лабораторной практике наиболее часто используются следующие окислители:

  • перманганат калия (KMnO4);

  • дихромат калия (K2Cr2O7);

  • азотная кислота (HNO3);

  • концентрированная серная кислота (H2SO4);

  • пероксид водорода (H2O2);

  • оксиды марганца (IV) и свинца (IV) (MnO2, PbO2);

  • расплавленный нитрат калия (KNO3) и расплавы некоторых других нитратов .

К восстановителям, которые применяются в лабораторной практике относятся:

  • магний (Mg), алюминий (Al), цинк (Zn) и другие активные металлы;
  • водород (Н2) и углерод (С);
  • иодид калия (KI);
  • сульфид натрия (Na2S) и сероводород (H2S);
  • сульфит натрия (Na2SO3);
  • хлорид олова (SnCl2).

Классификация окислительно-восстановительных реакций 


Окислительно-восстановительные реакции обычно разделяют на четыре типа: межмолекулярные, внутримолекулярные, реакции диспропорционирования (самоокисления-самовосстановления), и реакции контрдиспропорционирования.

Межмолекулярные реакции протекают с изменением степени окисления разных элементов из разных реагентов. При этом образуются разные продукты окисления и восстановления.

2Al0 + Fe+32O3 → Al+32O3 + 2Fe0,

C0 + 4HN+5O3(конц) = C+4O2 ↑ + 4N+4O↑+ 2H2O.

Внутримолекулярные реакции – это такие реакции, в которых элемент-окислитель и элемент-восстановитель входят в состав одного вещества:

(N-3H4)2Cr+62O7  → N20 ↑+ Cr+32O3 + 4 H2O,

2 NaN+5O-23 → 2 NaN+3O2 + O02↑.

Реакции диспропорционирования (самоокисления-самовосстановления) – это такие реакции, в которых окислитель и восстановитель – один  и тот же элемент одного реагента, который при этом переходит в разные продукты:

3Br2 + 6 KOH → 5KBr + KBrO3 + 3 H2O,

Репропорционирование (конпропорционирование, контрдиспропорционирование) – это реакции, в которых окислитель и восстановитель – это один и тот же элемент, который из разных реагентов переходит в один продукт. Реакция, обратная диспропорционированию.

 2H2S-2 + S+4O2 = 3S + 2H2O

Основные правила составления окислительно-восстановительных реакций

Окислительно-восстановительные реакции сопровождаются процессами окисления и восстановления:

Окисление — это процесс отдачи электронов восстановителем.

Восстановление — это процесс присоединения электронов окислителем.

Окислитель восстанавливается, а восстановитель окисляется.

В окислительно-восстановительных  реакциях соблюдается электронный баланс: количество электронов, которые отдает восстановитель, равно количеству электронов, которые получает окислитель. Если баланс составлен неверно, составить сложные ОВР у вас не получится.

Используется несколько методов составления окислительно-восстановительных реакций (ОВР): метод электронного баланса, метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций) и другие.

Рассмотрим подробно метод электронного баланса.

«Опознать» ОВР довольно легко — достаточно расставить степени окисления во всех соединениях и определить, что атомы меняют степень окисления:

K+2S-2 + 2K+Mn+7O-24 = 2K+2Mn+6O-24 + S0

Выписываем отдельно атомы элементов, меняющих степень окисления, в состоянии ДО реакции и ПОСЛЕ реакции.

Степень окисления меняют атомы марганца и серы:

S-2 -2e = S0

Mn+7 + 1e = Mn+6

Марганец поглощает 1 электрон, сера отдает 2 электрона. При этом необходимо, чтобы соблюдался электронный баланс. Следовательно, необходимо удвоить число атомов марганца, а число атомов серы оставить без изменения. Балансовые коэффициенты указываем и перед реагентами, и перед продуктами!

Схема составления уравнений ОВР методом электронного баланса:

Внимание! В реакции может быть несколько окислителей или восстановителей. Баланс необходимо составить так, чтобы ОБЩЕЕ число отданных и полученных электронов было одинаковым.

Общие закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций

Продукты окислительно-восстановительных реакций зачастую зависят от условий проведения процесса. Рассмотрим основные факторы, влияющие на протекание окислительно-восстановительных реакций.

Самый очевидный фактор, определяющий — среда раствора реакции — кислая, нейтральная или щелочная. Как правило (но не обязательно), вещество, определяющее среду, указано среди реагентов. Возможны такие варианты:

  • окислительная активность усиливается в более кислой среде и окислитель восстанавливается глубже (например, перманганат калия, KMnO4, где Mn+7 в кислой среде восстанавливается до Mn+2, а в щелочной — до Mn+6);
  • окислительная активность усиливается в более щелочной среде, и окислитель восстанавливается глубже (например, нитрат калия KNO3, где N+5 при взаимодействии с восстановителем в щелочной среде восстанавливается до N-3);
  • либо окислитель практически не подвержен изменениям среды.

Среда протекания реакции позволяет определить состав и форму существования остальных продуктов ОВР. Основной принцип — продукты образуются такие, которые не взаимодействуют с реагентами!

Обратите внимание! Если среда раствора кислая, то среди продуктов реакции не могут присутствовать основания и основные оксиды, т.к. они взаимодействуют с кислотой. И, наоборот, в щелочной среде исключено образование кислоты и кислотного оксида. Это одна из наиболее частых, и наиболее грубых ошибок.

Также на направление протекания ОВР влияет природа реагирующих веществ. Например, при взаимодействии азотной кислоты HNO3 с восстановителями наблюдается закономерность — чем больше активность восстановителя, тем больше восстанавливается азот N+5.

При увеличении температуры большинство ОВР, как правило, проходят более интенсивно и более глубоко.

В гетерогенных реакциях на состав продуктов зачастую влияет степень измельчения твердого вещества. Например, порошковый цинк с азотной кислотой образует одни продукты, а гранулированный — совершенно другие. Чем больше степень измельчения реагента, тем больше его активность, как правило.

Рассмотрим наиболее типичные лабораторные окислители.

Основные схемы окислительно-восстановительных реакций

Схема восстановления перманганатов

 В составе перманганатов есть мощный окислитель — марганец в степени окисления +7. Соли марганца +7 окрашивают раствор в фиолетовый цвет.

Перманганаты, в зависимости от среды реакционного раствора, восстанавливаются по-разному.

В кислой среде восстановление происходит более глубоко, до Mn2+. Оксид марганца в степени окисления +2 проявляет основные свойства, поэтому в кислой среде образуется соль. Соли марганца +2 бесцветны. В нейтральном растворе марганец восстанавливается до степени окисления +4, с образованием амфотерного оксида MnO2 — коричневого осадка, нерастворимого в кислотах и щелочах. В щелочной среде марганец восстанавливается минимально — до ближайшей степени окисления +6. Соединения марганца +6  проявляют кислотные свойства, в щелочной среде образуют соли — манганаты. Манганаты придают раствору зеленую окраску.

Рассмотрим взаимодействие перманганата калия KMnO4 с сульфидом калия в кислой, нейтральной и щелочной средах. В этих реакциях продуктом окисления сульфид-иона является S0.

5 K2S + 2 KMnO4 + 8 H2SO4 = 5 S + 2 MnSO4 + 6 K2SO4 + 8 H2O,

3 K2S + 2 KMnO4 + 4 H2O = 2 MnO2↓ + 3 S↓ + 8 KOH,

Распространенной ошибкой в этой реакции является  указание на взаимодействие серы и щелочи в продуктах реакции. Однако, сера взаимодействует с щелочью в довольно жестких условиях (повышенная температура), что не соответствует условиям этой реакции. При обычных условиях правильно будет указывать именно молекулярную серу и щелочь отдельно, а не продукты их взаимодействия.

K2S + 2 KMnO4 –(KOH)= 2 K2MnO4 + S↓

При составлении этой реакции также возникают трудности. Дело в том, что в данном случае написание молекулы среды (КОН или другая щелочь) в реагентах не требуется для уравнивания реакции. Щелочь принимает участие в реакции, и определяет продукт восстановления перманганата калия, но реагенты и продукты уравниваются и без ее участия. Этот, казалось бы, парадокс легко разрешим, если вспомнить, что химическая реакция — это всего лишь условная запись, которая не указывает на каждый происходящий процесс, а всего лишь является отображением суммы всех процессов. Как определить это самостоятельно? Если действовать по классической схеме — баланс-балансовые коэффициенты-уравнивание металла, то вы увидите, что металлы уравниваются балансовыми коэффициентами, и наличие щелочи в левой части уравнения реакции будет лишним.

Перманганаты окисляют:

  • неметаллы с отрицательной степенью окисления до простых веществ (со степенью окисления 0), исключения фосфор, мышьяк — до +5;
  • неметаллы с промежуточной степенью окисления до высшей степени окисления;
  • активные металлы из простых веществ (ст.окисления 0) до соединений со стабильной положительной степенью окисления металла.

KMnO4 + неМе (низшая с.о.) = неМе0 + другие продукты

KMnO4 + неМе (промежуточная с.о.) = неМе(высшая с.о.) + др. продукты

KMnO4 + Ме0 = Ме (стабильная с.о.) + др. продукты

KMnO4 + P-3, As-3= P+5, As+5 + др. продукты

Схема восстановления хроматов/бихроматов

Особенностью хрома с валентностью VI является то, что он образует 2 типа солей в водных растворах: хроматы и бихроматы, в зависимости от среды раствора. Хроматы активных металлов (например, K2CrO4) — это соли, которые устойчивы в щелочной среде. Дихроматы (бихроматы) активных металлов (например, K2Cr2O7) — соли, устойчивые в кислой среде.

Восстанавливаются соединения хрома (VI)  до соединений хрома (III). Соединения хрома Cr+3 — амфотерные, и в зависимости от среды раствора они существуют в растворе в различных формах: в кислой среде в виде солей (амфотерные соединения при взаимодействии с кислотами образуют соли), в нейтральной среде — нерастворимый амфотерный гидроксид хрома (III) Cr(OH)3, и в щелочной среде соединения хрома (III) образуют комплексную соль, например, гексагидроксохромат (III) калия K3[Cr(OH)6].

Схема восстановления соединений хрома +6

Соединения хрома VI окисляют:

  •  неметаллы в отрицательной степени окисления до простых веществ (со степенью окисления 0), исключения фосфор, мышьяк – до +5;
  • неметаллы в промежуточной степени окисления до высшей степени окисления;
  • активные металлы из простых веществ (ст.окисления 0) до соединений со стабильной положительной степенью окисления металла.

Хромат/бихромат + неМе (отрицательная с.о.) = неМе0 + другие продукты

Хромат/бихромат + неМе (промежуточная положительная  с.о.) = неМе(высшая с.о.) + др. продукты

Хромат/бихромат + Ме0 = Ме (стабильная с.о.) + др. продукты

Хромат/бихромат + P, As (отрицательная с.о.) = P, As+5 + другие продукты

Разложение нитратов

Соли-нитраты содержат азот в степени окисления +5 — сильный окислитель. Такой азот может окислять кислород (О-2). Это происходит при нагревании нитратов. При этом в большинстве случаев кислород окисляется до степени окисления 0, т.е. до молекулярного кислорода O2.

В зависимости от типа металла, образующего соль, при термическом (температурном) разложении нитратов образуются различные продукты: если металл активный (в ряду электрохимической активности находятся до магния), то азот восстанавливается до степени окисления +3, и при разложении образуется соли-нитриты и молекулярный кислород.

Например:

2NaNO3 → 2NaNO2 + O2. 

Активные металлы в природе встречаются в виде солей (KCl, NaCl).

Если металл в ряду электрохимической активности находится правее магния и левее меди (включая магний и медь), то при разложении образуется оксид металла в устойчивой степени окисления, оксид азота (IV) (бурый газ) и кислород. Оксид металла образует также при разложении нитрат лития.

Например, разложение нитрата цинка:

2Zn(NO3)2 → 2ZnО + 4NO2 + O2.

Металлы средней активности чаще всего в природе встречаются в виде оксидов (Fe2O3, Al2O3 и др.).

Ионы металлов, расположенных в ряду электрохимической активности правее меди являются сильными окислителями. При разложении нитратов они, как и N+5, участвуют в окислении кислорода, и восстанавливаются до простых веществ, т.е. образуется металл и выделяются газы — оксид азота (IV) и кислород.

Например, разложение нитрата серебра:

2AgNO3 → 2Ag + 2NO2 + O2.

Неактивные металлы в природе встречаются в виде простых веществ.

Некоторые исключения!

Разложение нитрата аммония:

В молекуле нитрата аммония есть и окислитель, и восстановитель: азот в степени окисления -3 проявляет только восстановительные свойства, азот в степени окисления +5 — только окислительные.

При нагревании нитрат аммония разлагается. При температуре до 270 оС образуется оксид азота (I) («веселящий газ») и вода:

NH4NO3 → N2O + 2H2O

Это пример реакции контрдиспропорционирования.

Результирующая степень окиcления азота — среднее арифметическое степени окисления атомов азота в исходной молекуле.

При более высокой температуре оксид азота (I) разлагается на простые вещества — азот и кислород:

2NH4NO3 → 2N2 + O2 + 4H2O

При разложении нитрита аммония NH4NO2 также происходит контрдиспропорционирование.

Результирующая степень окисления азота также равна среднему арифметическому степеней окисления исходных атомов азота — окислителя N+3 и восстановителя N-3

NH4NO2 → N2 + 2H2O

Термическое разложение  нитрата марганца (II) сопровождается окислением металла:

Mn(NO3)2 = MnO2 + 2NO2

Нитрат железа (II) при низких температурах разлагается до оксида железа (II), при нагревании железо окисляется до степени окисления +3:

2Fe(NO3)2 → 2FeO + 4NO2 + O2 при 60°C
4Fe(NO3)2 → 2Fe2O3 + 8NO2 + O2 при >60°C

Нитрат никеля (II) разлагается до нитрита при нагревании до 150оС под вакуумом и до оксида никеля при более высоких температурах (разложения нитрата никеля в ЕГЭ по химии не должно быть, но это не точно)).

  Окислительные свойства азотной кислоты

Азотная кислота HNO3 при взаимодействии с металлами практически никогда не образует водород, в отличие от большинства минеральных кислот.

Это связано с тем, что в составе кислоты есть очень сильный окислитель — азот в степени окисления +5. При взаимодействии с восстановителями — металлами образуются различные продукты восстановления азота.

Азотная кислота + металл = соль металла + продукт восстановления азота + H2O

Азотная кислота при восстановлении может переходить в оксид азота (IV) NO2 (N+4); оксид азота (II) NO (N+2); оксид азота (I) N2O («веселящий газ»); молекулярный азот N2;  нитрат аммония NH4NO3. Как правило, образуется смесь продуктов с преобладанием одного из них. Азот восстанавливается при этом до степеней окисления от +4 до −3. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты. При этом работает правило: чем меньше концентрация кислоты и выше активность металла, тем больше электронов получает азот, и тем более восстановленные продукты образуются.

Некоторые закономерности позволят верно определять основной продукт восстановления металлами  азотной кислоты в реакции:

  • при действии очень разбавленной азотной кислоты на металлы образуется, как правило, нитрат аммония NH4NO3;

Например, взаимодействие цинка с очень разбавленной азотной кислотой:

4Zn + 10HNO3 = 4Zn(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O

  • концентрированная азотная кислота на холоде пассивирует некоторые металлы — хром Cr, алюминий Al и железо Fe. При нагревании или разбавлении раствора реакция идет;

пассивация металлов — это перевод поверхности металла в неактивное состояние за счет образования на поверхности металла тонких слоев инертных соединений, в данном случае преимущественно оксидов металлов, которые не реагируют с концентрированной азотной кислотой

  • азотная кислота не реагирует с металлами платиновой подгруппызолотом Au, платиной Pt, и палладием Pd;
  • при взаимодействии концентрированной кислоты с неактивными металлами и металлами средней активности азотная кислота восстанавливается до оксида азота (IV) NO2;

Например, окисление меди концентрированной азотной кислотой:

Cu+ 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2

  • при взаимодействии концентрированной азотной кислоты с активными металлами образуется оксид азота (I) N2O;

Например, окисление натрия концентрированной азотной кислотой:

8Na+ 10HNO3 = 8NaNO3 + N2O + 5H2

  • при взаимодействии разбавленной азотной кислоты с неактивными металлами (в ряду активности правее водорода) кислота восстанавливается до оксида азота (II) NO;
  • при взаимодействии разбавленной азотной кислоты с металлами средней активности образуется либо  оксид азота (II) NO, либо оксид азота N2O, либо молекулярный азот N2 — в зависимости от дополнительных факторов (активность металла, степень измельчения металла, степень разбавления кислоты, температура).
  • при взаимодействии разбавленной азотной кислоты с активными металлами образуется молекулярный азот N2.

Для приближенного определения продуктов восстановления азотной кислоты при взаимодействии с разными металлами я предлагаю воспользоваться принципом маятника. Основные факторы, смещающие положение маятника: концентрация кислоты и активность металла. Для упрощения используем 3 типа концентраций кислоты: концентрированная (больше 30%), разбавленная (30% или меньше), очень разбавленная (меньше 5%). Металлы по активности разделим на активные (до алюминия), средней активности (от алюминия до водорода) и неактивные (после водорода). Продукты восстановления азотной кислоты располагаем в порядке убывания степени окисления:

NO2; NO; N2O; N2; NH4NO3

Чем активнее металл, тем больше мы смещаемся вправо. Чем больше концентрация или меньше степень разбавления кислоты, тем больше мы смещаемся влево.

Например, взаимодействуют концентрированная кислота и неактивный металл медь Cu. Следовательно, смещаемся в крайнее левое положение, образуется оксид азота (IV), нитрат меди и вода.

 Взаимодействие металлов с серной кислотой

Разбавленная серная кислота взаимодействует с металлами, как обычная минеральная кислота. Т.е. взаимодействует с металлами, которые расположены в ряду электрохимических напряжений до водорода. Окислителем здесь выступают ионы H+, которые восстанавливаются до молекулярного водорода H2. При этом металлы окисляются, как правило, до минимальной степени окисления.

Например:

Fe + H2SO4(разб) = FeSO4 + H2

Концентрированная серная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжений как до, так и после водорода.

H2SO4 (конц) + металл = соль металла + продукт восстановления серы (SO2, S, H2S) + вода 

При взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами образуются соль металла (в устойчивой степени окисления), вода и продукт восстановления серы — сернистый газ S+4O2, молекулярная сера S либо сероводород H2S-2, в зависимости от степени концентрации, активности металла, степени его измельчение, температуры и т.д. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами молекулярный водород не образуется!

Основные принципы взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами:

1. Концентрированная серная кислота пассивирует алюминий, хром, железо при комнатной температуре, либо на холоду;

2. Концентрированная серная кислота не взаимодействует с золотом, платиной и палладием;

3. С неактивными металлами концентрированная серная кислота восстанавливается до оксида серы (IV).

Например, медь окисляется концентрированной серной кислотой:

Cu0 + 2H2S+6O4(конц) = Cu+2SO4 + S+4O2 + 2H2O

4. При взаимодействии с активными металлами и цинком концентрированная серная кислота образует серу S либо сероводород H2S2- (в зависимости от температуры, степени измельчения и активности металла).

Например, взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком:

8Na0 + 5H2S+6O4(конц) → 4Na2+SO4 + H2S2 + 4H2O

Пероксид водорода

Пероксид водорода H2O2 содержит кислород в степени окисления -1. Такой кислород может и повышать, и понижать степень окисления. Таким образом, пероксид водорода проявляет и окислительные, и восстановительные свойства.

При взаимодействии с восстановителями пероксид водорода проявляет свойства окислителя, и восстанавливается до степени окисления -2. Как правило, продуктом восстановления пероксида водорода является вода или гидроксид-ион, в зависимости от условий проведения реакции. Например:

S+4O2 + H2O2-1 → H2S+6O4-2

При взаимодействии с окислителями перекись окисляется до молекулярного кислорода (степень окисления 0): O2. Например:

2KMn+7O4 + 5H2O2-1 + 3H2SO4 → 5O20 + 2Mn+2SO4 + K2SO4 + 8H2O

1. Как определить  окислительно-восстановительную  реакцию?

Существуют различные классификации химических реакций. К одной из них относится такие, при которых вещества, вступающие во взаимодействие друг с другом (или само вещество) меняют степени окисления элементов. 

В качестве примера рассмотрим две реакции:

Zn0 + 2Н+1С1-1 = Zn+2Cl2-1 + Н20                             (1)
Н+1Cl-1 + К+1О-2Н+1 = К+1Cl-1 + H2+1O-2                  (2)

В реакции (1) участвуют цинк и соляная кислота. Цинк и водород меняют свои степени окисления, хлор оставляет свою степень окисления неизменной:

Zn0 — 2е = Zn2+
+1 + 2е  = H20
2Сl-1 = 2 Сl-1 

А в реакции (2), (реакция нейтрализации),  хлор,  водород,  калий,    и  кислород  не  меняют свои  степени  окисления:    Сl-1  =  Cl-1, H+1 = H+1,  К+1 = К+1,  O-2 = O-2; Реакция (1) относится к окислительно-восстановительной, а реакция (2) принадлежит к другому типу.

Химические реакции, которые осуществляются с изменением степени окисления элементов, называются окислительно-восстановительными. undefined

Для того чтобы определить окислительно-восстановительную реакцию необходимо установить степени окисления элементов в левой и в правой части уравнения. Для этого требуется знать, как определить степень окисления того или иного элемента.

В случае реакции (1) элементы Zn и Н меняют свои состояния, теряя или приобретая электроны. Цинк, отдавая 2 электрона, переходит в ионное состояние – становится катионом Zn2+. В данном случае происходит процесс восстановления и цинк окисляется. Водород приобретает 2 электрона, проявляет окислительные свойства, сам в процессе реакции восстанавливается.

2. Определение степени окисления элементов.

Степень окисления элементов в его соединениях определяется, исходя из положения, что общий суммарный заряд степеней окисления всех элементов данного соединения равен нулю. Например, в соединении Н3РО4 степени окисления у водорода +1, у фосфора +5, у кислорода -2; Составив математическое уравнение определим, что в сумме число частиц (атомов или ионов) составят заряд равный нулю: (+1)x3+(+5)+(-2)х4 = 0   

Но в данном примере уже заданы степени окисления элементов. Каким же образом можно определить степень окисления cеры, например, в соединении тиосульфат натрия Na2S2O3, или марганца в соединении перманганат калия — КMnO4? Для этого необходимо знать постоянные степени окисления ряда элементов. Они имеют следующие значения:

1) Элементы I группы периодической системы (в том числе водород в соединении с неметаллами) +1;
2) Элементы II группы периодической системы +2;
3) Элементы III группы периодической системы +3;
4) Кислород (кроме в соединении со фтором или в перекисных соединениях) -2;            

Исходя из этих постоянных значений степеней окисления (для натрия и кислорода) определим степень окисления серы в соединении Na2S2O3. Поскольку суммарный заряд всех степеней окисления элементов, состав которых отражает данная формула соединения, равен нулю, то обозначив неизвестный заряд у серы «» (поскольку в формуле два атома серы), составим следующее математическое равенство: 

(+1) х 2 + + (-2) х 3 = 0

Решая это уравнение относительно 2 х, получим  

2Х=  (-1) х 2 + (+2) х 3  
или 
Х = [(-2) + (+6)] : 2 = +2;

Следовательно, степень окисления серы в соединении Na2S2O3 равна (+2). Но неужели всегда будет необходимо пользоваться таким неудобным методом для определения степеней окисления тех или иных элементов в соединениях? Конечно же не всегда. К примеру, для бинарных соединений: оксидов, сульфидов, нитридов и т.д., можно пользоваться для определения степеней окисления так называемым методом «крест-на-крест». Допустим,  дана формула соединения: оксид титана – Ti2O3. Используя простой математический анализ, исходя из того, что степень окисления кислорода нам известна и равна (-2): Ti2O3, нетрудно установить, что степень окисления у титана будет равна (+3). Или, к примеру, в соединении метан СН4 известно, что степень окисления водорода равна (+1), тогда не составляет труда определить степень окисления углерода. Она будет соответствовать в  формуле этого соединения (-4). Так же, пользуясь методом «крест-на-крест», не сложно установить, что если дана следующая формула соединения Cr4Si3, то степень окисления хрома в неё равна (+3), а кремния (-4).
Для солей так же это не предоставляется затруднительным. Причём не имеет значения, дана или средняя соль или кислая соль.  В данных случаях необходимо исходить из солеобразующей кислоты. К примеру, дана соль нитрат натрия (NaNO3). Известно, что она является производной азотной кислоты (НNO3), а в этом соединении степень окисления азота равна (+5), следовательно, и в её соли – нитрате натрия, степень окисления азота так же равна (+5). Гидрокарбонат натрия (NaHCO3) является кислой солью угольной кислоты (H2CO3). Так же, как и в кислоте, степень окисления углерода в этой соли будет равна (+4).

Следует отметить то обстоятельство, что степени окисления в соединениях: металлах и неметаллах (при составлении уравнения электронного баланса) равны нулю: К0, Са0, Аl0 , Н20, Cl20,N20В качестве примера приведём степени окисления наиболее типичных элементов:

undefined

Только окислителями являются вещества, имеющие максимальную, как правило положительную, степень окисления, например: КCl+7O4, H2S+6O4, K2Cr+6O4, HN+5O3, KMn+7O4. Это легко доказать. Если бы данные соединения могли быть восстановителями, то в данных состояниях они должны были бы отдавать электроны:

Cl+7– е = Cl+8
S+6 – е = S+7

Но элементы хлор и сера не могут существовать с такими степенями окисления. Аналогичным образом, только восстановителями являются вещества, имеющие минимальную, как правило, отрицательную  степень окисления, например: H2S-2, HJ, N-3H3.  В процессе  окислительно-восстановительных реакций такие соединения не могут быть окислителями, поскольку им пришлось бы присоединять электроны:

S-2 + е = S-3 
J— + е = J-2

Но для серы и йода ионы с такими степенями окисления не характерны. Элементы с промежуточными степенями окисления, например N+1, N+4, S+4, Сl+3, С+2 могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.    

3. Типы окислительно-восстановительных реакций.

Существует четыре типа окислительно-восстановительных реакций.

1) Межмолекулярные окислительно-восстановительные реакции.      
Наиболее часто встречающийся тип реакций. При данных реакциях изменяются степени окисления элементов в разных молекулах, например:

2Bi+3Сl3 + 3Sn+2Cl2 = 2Bi0 + 3Sn+4Cl4

Bi+3 — 3е = Bi0

Sn+2 + 2е = Sn+4

2) Разновидностью межмолекулярных окислительно-восстановительных реакций является реакция конпропорционирования, в которой окислителем и восстановителем являются атомы одного и того же элемента: в данной реакции два атома одного элемента различными степенями окисления образуют один атом с иной степенью окисления:

SO2+4 + 2H2S-2 = 3S0 + 2Н2O

S-2 — 2е = S0

S+4 + 4е = S0

3) Реакции диспропорционирования осуществляются в случае, если окислителем и восстановителем являются атомы одного и того же элемента, или один атом элемента с одной степенью окисления образует соединение с двумя степенями окисления:

N+4O2 + NaOH = NaN+5O3+ NaN+3O2 + H2O

N+4 — е = N+5

N+4 + е = N+3

4) Внутримолекулярные окислительно-восстановительные реакции происходят в случаях, когда атом-окислитель и атом — восстановитель находятся в составе одного вещества, например:

N-3H4N+5O3  = N+12O  +  2H2O

2N-3 — 8е =2N+1

2N+5 + 8е = 2N+1

4. Механизм  окислительно-восстановительных  реакций.                            

Окислительно-восстановительные реакции осуществляются за счет перехода электронов от атомов одного элемента к другому. Если атом или молекула теряет электроны, то такой процесс называется окислением, а данный атом является восстановителем, например: 

Al0 — 3e = Al 3+

2Cl— 2e = Cl20

Fe2+ — e = Fe3+

В данных примерах Al0, Cl, Fe2+ являются восстановителями, а процессы их превращения в соединения Аl3+, Сl20, Fe3+ называются окислительными. Если атом или молекула приобретают электроны, то такой процесс называется восстановлением, а данный атом явля­ется окислителем, например:

Ca2++ 2e = Ca0

Cl20 + 2e = 2Cl

Fe3+ + e = Fe2+

Окислителями, как правило, являются неметаллы (S, Cl2 ,F2, О2) или соединения металлов, имеющих максимальную степень окисления (Mn+7, Cr+6, Fe+3). Восстановителями являются металлы (К, Са, Аl) или соединения неметаллов, имеющих минимальную степень окисления (S-2, Сl-1 , N-3, P-3);

undefinedОкислительно-восстановительные уравнения отличаются от молекулярных уравнений других реакций сложностью подбора коэффициентов перед реагентами и продуктами реакции. Для этого используют метод электронного баланса, либо метод электронно-ионных уравнений (иногда последний называют «метод полуреакций»). В качестве примера составления уравнений окислительно-восстановительных реакций рассмотрим процесс, при котором концентрированная серная кислота (H2SO4)  вступит во взаимодействие с йодистым водородом (HJ):

H2SO4 (конц.) + HJ → H2+ J+ H2O

Прежде всего, установим, что степень окисления йода в йодистом водороде равна (-1), а серы в серной кислоте: (+6). В процессе реакции йод (-1) будет окисляться до молекулярного состояния, а сера (+6) восстанавливаться до степени окисления (-2) – сероводорода:  

J→  J02
S+6→  S-2

Чтобы  составить уравнение электронного баланса необходимо учесть, что количество частиц атомов в левой и в правой частях полуреакций должно быть одинаковой

2J→  J20
S+6 →  S-2

Далее необходимо определить количество электронов, принявших участие в реакции:

2J— 2e → J02
S+6 + 8e → S-2

Установив вертикальную черту, справа данной схемы полуреакции, определим коэффициенты реакции:

2J — 2e →  J02             |8
S+6 + 8e → S-2           |2                                                                         

 Сократив на «2», получим окончательные значения коэффициентов:

2J— 2e → J02               |4
S+6 + 8e → S-2            |1

Подведем под данной схемой полуреакции горизонтальную черту и суммируем участвующее в реакции количество частиц атомов:

2J— 2e →  J02            |4
S+6 + 8e → S-2          |1
____________________ 
8J +  S+6  →  4 J02  +  S-2     

После этого необходимо расставить коэффициенты в уравнении реакции. Подставив полученные значения коэффициентов в молекулярное уравнение, приведем его к данному виду:

8HJ + H2SO4 = 4J2 + H2S + Н2O

Подсчитав количество атомов водорода в левой и правой частях уравнения, убедимся в необходимости коррекции коэффициента « 4 » перед водой, получим полное уравнение:

8HJ + H2SO4 = 4J2 + H2S + 4Н2O

Данное уравнение можно составить, используя метод электронно-ионного баланса. В этом случае отпадает необходимость в коррекции коэффициента перед молекулами воды. Уравнение составляется на основе диссоциации ионов соединений, участвующих в реакции: Например, диссоциация серной кислоты приводит к тому, что образуются два протона водорода и сульфат-анион:

H2SO4 ↔ 2H+ SO42-

Аналогичным образом можно записать диссоциацию иодистого водорода и сероводорода:

HJ ↔ Н+ + J                                                  
H2S ↔ 2Н+ + S2-

J2 не диссоциирует. Так же практически не диссоциирует Н2О. Составление уравнения методом полуреакции по йоду остается такой же:

2J — 2e → J02
Полуреакция по атомам серы приобретет следующую форму:

SO4-2  → S-2

Поскольку в правой части полуреакции недостает четыре атома кислорода, то это количество необходимо сбалансировать за счет воды:

SO4-2  → S-2 + 4H2О

Тогда в левой части полуреакции необходимо компенсировать атомы водорода за счет протонов (т.к. реакция среды кислая):

SO42- + 8Н+ → S-2 + 4H2О

Подсчитав количество переходящих электронов, получим полную запись уравнения по методу полуреакций:                             

SO42- + 8Н+ + 8е  → S-2 + 4H2О

Суммируя  обе  полуреакции, получим  уравнение электронного баланса:

2J — 2e → J02                                           |8  4
SO42- + 8Н+ + 8е → S-2 + 4H2О     |2  1
_____________________________________
8J + SO42- +8Н+ → 4J20 + S0 + 4H2O

Из данной записи следует, что метод электронно-ионного уравнения дает более полную картину окислительно-восста­новительной реакции, чем метод электронного баланса.Количество электронов, участвующих в процессе, совпадает при обоих методах баланса, но в последнем случае как бы «автоматически» устанавливается количество протонов и молекул воды, участвующих в окислительно-восстановительном процессе.

Разберем несколько конкретных случаев окислительно-восстанови-тельных реакций, которые можно составить методом электронно-ионного баланса. Некоторые окислительно-восстановительные процессы осу-ществляются при участии щелочной среды, например:

KCrO2 + Br2 + KOH → KBr + K2CrO4 +H2O

В данной реакции восстановителем является хромит-ион (CrО2), который окисляется до хромат-иона (CrO-24). Окислитель — бром (Br02)  восстанавливается до бромид-иона (Br):
СrO2 → CrO42-
Br02  → 2 Br

Поскольку реакция происходит в щелочной среде, то первую полуреакцию необходимо составить с учетом гидроксид-ионов (OH):
CrO2 + 4OH — 3e = CrO2-4 + 2H2O

Вторую  полуреакцию  составляем  уже  известным  способом:
CrO2   +  4OH -3е = CrO42+ 2H2O                 |2
 Br02 + 2e = Br—                                                             |3
__________________________________________
2CrO2 + 3Br20 + 8OH = 2CrO2-4 + 6Br + 4H2O

После этого необходимо окончательно расставить коэффициенты в уравнении реакции и полностью молекулярное уравнение данного окислительно-восстановительного  процесса  примет вид:

2KCrO2 + 3Br2 + 8KOH = 2K2CrO4 + 6KBr + 4H2O.

В ряде случаев в окислительно-восстановительной реакции участвуют одновременно и  недиссоциируемые вещества. Например:

AsH3 + HNO3 = H3AsO4 + NO2 + 4H2O

Тогда метод полуреакций составляется с учетом данного процесса:

AsH3 + 4H2O – 8e = AsO43- + 11H+                                        |1
3 + 2H+ + e = NO2 + H2O                                          |8
________________________________________________
 AsH3 + 8NО3 + 4H2O + 2H+ = AsO43- + 8NO2 + 11H+O

Молекулярное уравнение примет вид:

AsH3 + 8HNO3 = H3AsO4 + 8NO2 + 4H2O.

Окислительно-восстановительные реакции иногда сопровождаются одновременным процессом окисления-восстановления нескольких веществ. Например, в реакции с сульфидом меди взаимодействует концентрированная азотная кислота:

Cu2S + HNO3 = Cu(NO3)2 + H2SO4 + NO + H2O

D окислительно-восстановительном процессе участвуют атомы меди, серы и азота. При составлении уравнения методом полуреакций необходимо учитывать стадии данного процесса:

Cu+  →  Cu2+
S2-   →  S+6
N5+   →  N+2

В данной ситуации необходимо объединить в одну стадию окислительные и восстановительные процессы:

2Cu+ — 2e → 2Cu2+    |10e
S2- — 8e → S6+
_______________________
N5+ + 3e → N2+           |3e

При котором окислительно-восстановительная полуреакция примет вид:

2Cu+ — 2e → 2Cu2+     
S2- — 8e → S6+             3 (процессы восстановления)
_______________________
N5+ + 3e → N2+           10 (процесс окисления)
_____________________________________

6Cu+ + 3S2- + 10N5+ → 6Cu2+ + 3S6+ + 10N2+

В итоге молекулярное уравнение реакции примет вид:

3Cu2S + 22HNO3 = 6Cu(NO3)2 + 3H2SO4 + 10NO + 8H2O.

Особое внимание следует уделить окислительно-восстановительным реакциям с участием органических веществ. Например, при окислении глюкозы перманганатом калия в кислой среде происходит следующая реакция:

C6H12O6 +KMnO4 + H2SO4 > CO2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

При  составлении баланса методом полуреакции превращения глюкозы учитывается отсутствие её диссоциации, но коррекцию количества атомов водорода осуществляется за счет протонов и молекул воды:

C6H12O6 + 6H2O — 24e = 6CO2 + 24H+

Полуреакция с участием перманганата калия примет вид:

MnO4+ 8H+ + 5e = Mn2+ +4H2O

В итоге получим следующую схему окислительно-восствновительного процесса:

C6H12O6 + 6H2O — 24e = 6CO2 + 24H+                                 |5
MnО4 +8H+ + 5e = Mn+2 + 4H2O                                |24
___________________________________________________

5C6H12O6 + 30H2O + 24MnО4—  + 192H+ = 30CO2 + 120H+ + 24Mn2+ + 96H2O

Сократив количества протонов и молекул воды в левой и правой части полуреакции, получим итоговое молекулярное уравнение:

5C6H12O6 + 24KMnO4 + 36H2SO4 = 30CO2 + 24MnSO4 + 12K2SO4 + 66H2O

5. Влияние среды на характер протекания окислительно-восстановительных реакций.

В зависимости от среды (избыток H+, нейтральной, избыток OH) может изменяться характер протекания реакции между одними и теми же веществами. Для создания кислой среды обычно используется серная кислота (H2SO4), азотная кислота (HNO3), соляная кислота (HCl), в качестве среды OHприменяют гидроксид натрия (NaOH) или гидроксид калия (KOH). Например покажем, как среда влияет на переманганат калия (КMnO4). и  продукты его реакции:

undefined

Для примера возьмём в качестве восстановителя Na2SO3, в качестве окислителя KMnO4

В кислой среде:

5Na2SO3 + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 5Na2SO4 + 2MnSO4 + K2SO4 + 3H2O

SO32- + H2O — 2e → SO42- + 2H+          |5
MnO4+ 8H+ + 5e → Mn2+ + 4H2O        |2
________________________________________________
5SO32- + 2MnO4 + 6H+ → 5SO42- + 2Mn2+  + 3H2O

В нейтральной (или слабощелочной):

3Na2SO3 + 2KMnO4 + H2O → 3Na2SO4 + 2MnO2 + 2KOH

SO32- + H2O — 2e→ SO42- + 2H+            |3
MnO4 + 2H2O + 3e→ MnO2 + 4OН      |2
_____________________________________
3SO32- + 2 MnO4  + H2O → 3SO42- + 2MnO2 + 2OН

В сильно щелочной среде:

Na2SO3 + 2KMnO4 + 2NaOH → Na2SO4 + K2MnO4 + Na2MnO + H2O

SO32- + 2 OН — 2→ SO42- + H2O        |1
MnO4 + → MnO42                             |2
____________________________________

SO32- + 2 MnO4 + 2OH → SO42- + 2MnO42- + H2O

Пероксид водорода  (Н2О2) в зависимости от среды восстанавливается согласно схеме:

1)      Кислая среда               (H+)            H2O2 + 2H+ + 2е → 2H2O

2)      Нейтральная среда       (Н2О)       H2O2 + 2е → 2ОН

3)      Щелочная среда           (ОН)        H2O2 + 2е→ 2ОН

Пероксид водорода  (Н2О2)  выступает как окислитель:

2FeSO4 + H2O2 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + 2H2

Fe2+е   =   Fe3+                  |2
H2O2 + 2H+ + 2е = 2Н2О        |1
________________________________
2Fe2+ + H2O2 + 2H+ → 2Fe3+ + 2 Н2О

Однако, встречаясь с очень сильными окислителями (KMnO4) Пероксид водорода  (Н2О2) выступает как восстановитель:

5H2O2 + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 5O2 + 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O

H2O2 – 2e → O2 + 2H+                     |5
MnO4+ 8H+ + 5e → Mn2+ + 4H2O     |2
_________________________________
5H2O + 2 MnO4 + 6H+→ 5O2 + 2Mn2+ + 8H2O

6. Определение продуктов окислительно-восстановительных реакций. undefined

В практической части данной темы рассматриваются окислительно-восстановительные процессы с указанием только исходных реагентов. Продукты реакций, как правило, необходимо определить. Например, в реакции участвуют хлорид железа (FeCl3) и иодид калия (KJ):

FeCl3 + KJ = A + B + C

требуется установить формулы соединений A, B, C, образующиеся в результате окислительно-восстановительного процесса. 

Исходные степени окисления реагентов следующие: Fe3+, Cl, K+, J. Нетрудно предположить, что Fe3+, являясь окислителем (имеет максимальную степень окисления), может только снизить свою степень окисления до Fe2+:

Fe3+ + e = Fe2+

Хлорид-ион и ион калия в реакции не изменяют свою степень окисления, а иодид-ион может только повысить свою степень окисления, т.е. перейти в состояние J20:

2J — 2e=   J20

В результате реакции, помимо окислительно-восстановительного процесса, произойдет реакция обмена  между FeCl3 и KJ, но с учетом изменения степеней окисления реакция определяется не по данной схеме:

FeCl3 + KJ = FeJ3 + KCl,

а примет вид

FeCl3 + KJ = FeJ2 + KCl,

где в качестве продукта C обозначается соединение J20:

FeCl3 + 6KJ = 2FeJ2 + 6KJ + J2

Fe3+ + ═> Fe2+                         |2

2J — 2═> J20                             |1

________________________________

2Fe+3 + 2J = 2Fe2+ + J20

В дальнейшем, при определении продуктов окислительно-восстановительного  процесса, можно применять так называемую «систему лифта». Принцип  её заключается в том, что любую окислительно-восстановительную реакцию можно представить, как движение лифтов в многоэтажном строении в двух взаимно противоположных направлениях. Причём, «этажами» будут являться степени окисления соответствующих элементов. Поскольку любая из двух полуреакций в окислительно-восстановительном  процессе сопровождается либо понижением, либо повышением степени окисления того или иного элемента, то простым рассуждением можно предположить о возможных их степенях окисления в образующихся продуктах реакции.

В качестве примера приведём реакцию, в которой сера реагирует с концентрированным раствором гидроксида натрия (NaOH):

S + NaOH(конц) = (А) + (В) + H2O

Поскольку в данной реакции изменения будут происходить только со степенями окисления серы, то для наглядности составим диаграмму её возможных состояний:

undefined

Соединениями (А) и (В) не могут быть одновременно состояния серы S+4 и S+6, поскольку в данном случае процесс происходил бы только с отдачей электронов, т.е. являлся бы восстановительным:

undefined

S0 — 4е=S+4

S0— 6е  =S+6

Но это противоречило бы принципу окислительно-восстановительных процессов. Тогда следует полагать, что в одном случае процесс должен проходить с отдачей электронов, а в другом двигаться в противоположном направлении, т.е. быть окислительным: 

undefined

S0 — 4е  =S+4

S0+ 2е  =S-2

С другой стороны, насколько вероятно, что процесс восстановления будет осуществляться до состояния S+4 или до S+6? Поскольку реакция протекает в щелочной, а не в кислой среде, то окислительная возможность её значительно ниже, поэтому образование соединения S+4 в этой реакции предпочтительнее, чем S+6. Следовательно, реакция в окончательном варианте примет вид:

4S + 6NaOH(конц) = Na2SO3 + 2Na2S + 3H2

S0 +2e = S2                                     | 4 | 2

S0 + 6OH — 4e = SO32 + 3H2O          | 2 | 1

3S0 + 6OH = 2S2 + SO32 + 3H2O

В качестве другого примера разберём следующую реакцию между фосфином и концентрированной азотной кислотой(HNO3):

PH3 + HNO3 = (А) + (В) + H2O

В данном случае  имеем изменяющиеся степени окисления у фосфора и азота. Для наглядности приведём диаграммы состояния их степеней окисления.

undefined

Фосфор в состоянии степени окисления (-3) будет проявлять только восстановительные свойства, поэтому в реакции он будет повышать свою степень окисления. Азотная кислота сама по себе является сильным окислителем и создаёт кислую среду, поэтому фосфор от состояния (-3) достигнет своей максимальной степени окисления (+5).

В противоположность этому азот будет понижать свою степень окисления. В реакциях данного типа обычно до состояния (+4).

undefined

Далее нетрудно предположить, что фосфор в состоянии (+5), являясь продуктом (А), может быть только ортофосфорной кислотой H3PO4, поскольку среда реакции сильнокислая. Азот в таких случаях, обычно принимает степень окисления (+2) или (+4), чаще (+4). Поэтом продуктом (В) будет оксид азота NO2. Остаётся только решить это уравнение  методом баланса: 

P3 – 8e = P+5        | 1
N+5   + e = N+4      | 8

P3 + 8N+5 = P+5 + 8N+4

PH3 + 8HNO3 = H3PO4 + 8NO2 + 4H2O

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти где захоронен участник вов
  • Произошла ошибка чтения диска как исправить
  • Как найти заводскую цену
  • Как найти кейс от беспроводных наушников дома
  • Как найти клиента для чат бота