Как составить формулы веществ по степеням окисления атомов

Пошаговый алгоритм определения степени окисления атомов. Составление формул веществ.

Шаг 1. Выяснить, что понимают под степенью окисления.

С.О.-условный заряд атома, вычисленный из предположения, что все связи атома ионные.

Шаг 2. Вспомнить что такое электроотрицательность.

ЭО- способность атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары.

Закономерности изменений значений ЭО в группах и периодах ПС с ростом порядкового номера:

Шаг 3. Выучить правила определения С.О.

Правила определения степеней окисления

1. В простом веществе степень окисления атомов равна    0

2. Сумма степеней окисления атомов в нейтральном соединении равна 0

3. В бинарном соединении С.О. более электроотрицательного атома  «-«

менее электроотрицательного «

4. Cтепени окисления атомов некоторых элементов в соединениях:  

а) фтора (F) –1;

б) металлов Iа группы (Li, Na, K, Rb, Cs) +1, металлов IIа группы (Be, Mg, Ca, Sr, Ba) +2, алюминия (Al) +3;

в) водорода (Н) в соединениях с металлами -1, в остальных соединениях+1;

г) кислорода (О) во фториде OF2    +2,

в перфториде O2F2 +1 ,в остальных пероксидах (содержат группу –О–О–) –1,

в остальных соединениях -2

  У остальных неМЕ СО (как правило) — переменная.

-maxСО =№ группы

-minСО=№ группы -8

-между ними такая же четная или нечетная как № группы (иск. фтор, кислород, азот).

Шаг 4.Определить СО по молекулярной формуле.

Алгоритм определения степеней окисления по формуле:

1.Определение степеней окисления начинают с того элемента, у которого С.О. постоянная или известна в соответствии с правилами (см. выше);      (Р2О-25);

2.Умножить эту С.О. на индекс атома (или группы) (– 2 * 5 = – 10);

3.Полученное число разделить на индекс второго элемента (или группы) (– 10 / 2 = – 5);

4.Записать полученную С.О. с противоположным знаком (Р+52О-25).

Шаг 5. Научись составлять  эмпирические формулы веществ по СО атомов или групп атомов.

Алгоритм составления формул:

1.Запиши знаки элементов, образующих соединение, укажи СО атомов;   Al +3O-2

2. Для СО найди наименьшее общее кратное (НОК);   НОК (2,3)=6

3. Рассчитай число атомов в соединении, для этого раздели НОК на значения СО;   6/3=2; 6/2=3     Al 2+3O32

Шаг 6. Научись определять СО по структурной формуле (задание повышенной сложности).

Алгоритм определения:

1.Составь структурную формулу вещества.

2. Обозначь стрелкой на валентном штрихе направление смещения электронной плотности, используя значения ЭО.

3. Рассчитай значения СО атомов.  

          Cl-1

Ca+2

           O-2     Cl+1         ;                              

  http://geum.ru/next/images/223008-nomer-56b6aab3.png                           

 Степень
окисления. Составление формул по степени окисления.

 Курова
Ольга Геннадьевна,

учитель
химии  МБОУ СОШ № 6 г. Торжка

Цели урока.

Дидактические:

  • опираясь на знания учащихся,
    повторить понятия “химическая формула”;
  • способствовать формированию у
    учащихся понятия “степень окисления” и умению определять  степень
    окисления   элементов по формулам веществ;
  • акцентировать внимание
    школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений
    формулировать определения;
  • разъяснять смысл изученных
    понятий и объяснять последовательность действий при определении степени
    окисления по формуле вещества;
  • способствовать обогащению
    словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
  • развивать умение выделять
    главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство
    товарищества, умение работать коллективно;
  • повысить уровень эстетического
    воспитания учащихся;
  • ориентировать учащихся на
    здоровый образ жизни.

Планируемые
результаты обучения:

  1. Учащиеся должны уметь
    формулировать определение “степень окисления”, знать  атомы с постоянной
    степенью окисления,    определять по ней степень окисления атомов других
    элементов в бинарных соединениях,
  2. Уметь разъяснять смысл понятия
    “степень окисления” и последовательность действий при  ее определении   атомов
    элементов по формулам веществ.

Понятия, впервые
вводимые на уроке:
степень окисления,   значения степени окисления..

Организационные
формы:
беседа,
индивидуальные задания, самостоятельная работа.

Средства обучения:
алгоритм
определения  степени окисления

Демонстрационное
оборудование:
шаростержневые модели молекул хлороводорода, воды,
аммиака, метана.

Оборудование для
учащихся:

на каждом столе “Алгоритм определения степени окисления”.

Опережающее
задание:
индивидуальное
задание – подготовить сообщение на тему “Эволюция понятия “степень окисления”.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный
этап.

1. Фронтальная беседа с учащимися
по пройденной теме “Химическая формула”.

Задание: Чтение
формул, отработка информации по ним. (Демонстрация учителем формул,
отпечатанных на отдельных листах).

2. Индивидуальная работа по карточкам
трёх учащихся по теме “Расчеты по формуле”. Учащиеся проводят расчеты
относительной молекулярной массы, массовых соотношений, массовой доли. (Выполняют
решение на доске).
 Анализируют и оценивают учащиеся класса.

Карточка № 1.
Рассчитайте относительную молекулярную массу, массовые соотношения, массовые доли 
веществ: NaCl, K2O. Необходимые данные – в ПС

Карточка № 2.  Рассчитайте
относительную молекулярную массу, массовые соотношения, массовые доли  веществ:
CuO, SO2.

Карточка № 3.  Рассчитайте
относительную молекулярную массу, массовые соотношения, массовые доли  веществ:
CH4, NO.

3. Самостоятельная работа учащихся
в тетрадях.

Задача
информационно-вычислительного характера (условие записано в раздаточном
материале).

Эффективность зубных паст в профилактике
кариеса можно сравнить по содержанию в них активного фтора, способного
взаимодействовать с зубной эмалью. Зубная паста “Флюорит” (производство Россия)
содержит, как указано на упаковке, SnF2, а зубная паста “DENT”
(производство Болгария) содержит NaF. Вычислите, какая из этих двух паст более
сильнодействующее средство для профилактики кариеса.

Проверка: решения
у пяти  первых учащихся, обсуждение и решение у доски —
один
учащийся.

II.
Операционно-исполнительный этап.

1. Объяснение учителя. Постановка
проблемы.

Понятие степени окисления.

– До сих пор мы пользовались
готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести
на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических
формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь
между собой.

Задание: сравните
качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3,
CH4.

Беседа с
учащимися:

– Что общего в составе молекул?

Предполагаемый
ответ:
Наличие
атомов водорода.

– Чем они отличаются друг от друга?

Предполагаемый
ответ:

  • HCl – один атом хлора
    удерживает один атом водорода,
  • H2O – один атом
    кислорода удерживает два атома водорода,
  • NH3 – один атом
    азота удерживает три атома водорода,
  • CH4 – один атом углерода
    удерживает четыре атома водорода.

Демонстрация шаростержневых
моделей.

Проблема: Почему
различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

(Выслушиваем
варианты ответов учащихся).

Вывод: У атомов
разная способность удерживать определённое количество других атомов в
соединениях.  Это можно определить по степени окисления элементов в молекуле.

Степень окисления в неорганической химии

Степень окисления (с.о.) – условный заряд атома
(или группы атомов) в соединении, вычисленный из предположения, что оно состоит
только из ионов.

Ионы – это положительно (катионы) или
отрицательно (анионы) заряженные частицы, образованные в результате отдачи или
присоединения электронов нейтральными атомами или группами атомов.

Запись в тетради:

 Степень окисления может быть
положительная у металлов и неметаллов, когда атом отдает все валентные
электроны, обозначается (+
n), где n – номер группы.

Записи на доске и
в тетрадях:

+1   -1
H Cl

+1  
-2
H2O

+1  
 -3
H3N

I  
IV
H4C

 Степень окисления водорода
постоянная с неметаллами и равна +1, степень окисления кислорода (-2).

Правила определения степеней окисления

1. В простом веществе степень окисления атомов равна 0.

2. Сумма степеней окисления в нейтральном соединении равна 0, в
многоатомном ионе равна заряду иона.

3. В бинарном соединении степень окисления более
электроотрицательного атома обозначают со знаком «–», а менее
электроотрицательного – со знаком «+».

4. Cтепени окисления атомов некоторых элементов в соединениях:

а) фтора (F) –1;

б) металлов Iа группы (Li, Na, K, Rb, Cs) +1, металлов IIа группы
(Be, Mg, Ca, Sr, Ba) +2, алюминия (Al) +3;

в) водорода (Н) в соединениях с металлами –1, в остальных
соединениях +1;

г) кислорода (О) во фториде OF2 +2, в пероксиде O2F2
+1, в остальных пероксидах (содержат группу –О–О–) –1, в остальных соединениях
–2.

5. Суммарная степень окисления атомов элементов гидроксильной
группы OH –1, группы NH4 +1.

6. Суммарная степень окисления атомов элементов кислотного остатка
(продукта «отрыва» одного или нескольких ионов H+ от кислоты)
отрицательна и равна числу «оторванных» ионов Н+.

Программа деятельности № 1.«Определение степени окисления атома по
формуле вещества»

Программа деятельности

Пример выполнения

1) Запиши известные значения с.о. атомов

              +1
   –2
                K2Cr2O7

2) Вычисли суммарные с.о. атомов каждого элемента, для этого: а)
умножь значения их с.о. на число атомов в химической формуле; б) сложи
полученные результаты

а) У K: (+1)•2 = +2,
у О: (–2)•7 = –14;
б) cуммарная с.о. K и О:
+2 – 14 = –12

3) Определи суммарную с.о. для атомов того элемента, у которого
с.о. неизвестна (она равна по величине и противоположна по знаку числу,
полученному в п. 2)

Суммарная с.о. (2Сr) = +12

4) Рассчитай искомую с.о., для этого раздели величину,
полученную в п. 3, на число атомов этого элемента

с.о. (Сr) = (+12)/2 = +6,

             +1
+6 –2
               K2Cr2O7 

Программа деятельности № 2.«Составление эмпирической формулы
вещества по степеням окисления атомов или зарядам ионов»

Программа деятельности

Примеры выполнения

1) Запиши знаки химических элементов, образующих соединение*,
проставь с.о. атомов или заряды ионов

  +3 –2
    СrO

Na+(PO4)3–

2) Для с.о. или зарядов ионов найди наименьшее общее кратное
(НОK)

НОK (2•3) = 6

НОK (1•3) = 3

3) Рассчитай число атомов или ионов в соединении, для этого
раздели НОK на значение с.о. или заряда иона

6 : 3 = 2,
6 : 2 = 3,
Сr2O3

3 : 1 = 3
3 : 3 = 1,
Na3PO4

*Если бинарное соединение состоит из атомов металла и неметалла,
то на первое место в формуле ставят символ металла; если бинарное соединение
состоит из атомов двух неметаллов, то на первом месте пишут символ элемента,
который стоит левее в ряду:

Rn, Xe, Kr, B, Si, C, Sb, As, P, N, H, Te, Se, S, At, I, Br, Cl,
O, F.

III.
Оценочно-рефлексивный этап.

Первичная проверка усвоения знаний.

В течение трёх минут необходимо
выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с
которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

  • Репродуктивный
    уровень (“3”).
    Определите  степень окисления атомов химических
    элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3,
    SiH4, CuO.
  • Прикладной
    уровень (“4”).
    Из приведённого ряда выпишите только те формулы,
    в которых атомы металлов имеют степень окисления (+2): MnO, Fe2O3
    , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
  • Творческий
    уровень (“5”).
    Найдите закономерность в
    последовательности формул: N2O, NO, N2O3
    и проставьте  степень окисления над каждым элементом.

Проверка
выборочная
. Консультант из числа учащихся по готовому
шаблону проверяет тетради учащихся.

Работа над
ошибками.

Ответы на обратной стороне доски.

Проверь себя

Упражнение 1. Запиши символы:

а) неметаллов с постоянной с.о. ………………………………….………………… ;

б) металлов с постоянной с.о. ……………………………………………………….. .

Упражнение 2. Стрелками укажи c.о.
атомов кислорода и водорода в веществах:

http://him.1september.ru/2006/23/30-1.jpg

Упражнение 3. Составь формулы
кислотных остатков и определи суммарную с.о. атомов элементов.

Kислота

Kислотные остатки

с.о.

H2SO4

HSO4

–1

SO4

–2

H3PO4

H2PO4

……………

HPO4

…………….

PO4

……………

HNO3

……………

……………

H2SO3

……………

……………

……………

……………

H2CO3

……………

……………

……………

……………

Упражнение 4. Определи степени
окисления атомов элементов, входящих в состав веществ:

а) AlCl3, H2Se, CaH2, SiF4,
AlN, XeO4, LiH, SF6, NH3, NF3, N2O5,
N2H4, O2F2, P4O10,
I2O5, Ca2Si;

б) HСlO, KHF2, K2CO3, KСlO3,
HСlO4, NH4OH, NaClO2, H3PO4,
K2Cr2O7, NH2OH, MgOHCl, Cl2.

Упражнение 5. Проставь степени
окисления атомов металлов и суммарные с. о. атомов элементов кислотных остатков
следующих солей (формулы кислот см. в приложении, табл.
2):

a) MnSO4, LiNO2, PbSiO3, Fe(NO3)3;

б) Fe2(SO4)3, Hg(NO3)2,
Zn3(PO4)2, Cd(HCO3)2;

в) Fe3(PO4)2, SnHPO4,
Pb(HSO4)2, Cu(NO3)2;

г) Ag2SO3, Cu(NO2)2,
Fe(H2PO4)2, ZnSO3;

д) Fe(OH)2Cl, AlOH(NO3)2, Сu2(OH)2CO3,
Ca3(PO4)2.

Упражнение 6. В клетках таблицы
вместо точек запиши формулы бинарных соединений АхВy,
состоящих из атомов элементов в указанных с. о.

Элемент А

+1

Na

+2
Ba

+3
Al

+5
P

+3
P

+4
C

Элемент В

–2
O

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Cl

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–2
S

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Br

………….

………….

………….

………….

………….

………….

Упражнение7. Проанализируй формулы
веществ: H2SO4, SO2, Na2S, SO3,
H2S, K2SO3. Раздели их:

а) на две группы:

1) ………………………………………. ; 2) ………………………………………… ;

б) на три группы:

1) ………………………………………. ; 2) …………………..……………………. ;

3) ……………………….……………… .

Укажи критерии классификации в каждом случае:

а) ……………………………………….…………………………………………………… ;

б) ……………………………………………………………………………………………. .

 4. Упражнение: определить
 степень окисления элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой
выходят к доске). Задание в раздаточном материале.

SiH4, CrO3, H2S,
CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3,
FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3,
K2O, Al2O3, P2O5, NO2,
N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3,
SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.

IV. Подведение
итогов урока.

Беседа с учащимися:

  • Какую проблему мы поставили в
    начале урока?
  • К какому выводу мы пришли?
  • Дать определение “степени
    окисления”.
  • Чему равна  степень окисления  водорода?
    Кислорода?
  • Как определить  степень
    окисления  атома в соединении?

Оценка работы учащихся в целом и
отдельных учащихся.

Домашнее задание: 
О.С. Габриелян Химия 8 класс
§ 17,  в 1-3

– Благодарю за урок. До свидания.

Степень окисления — это условный заряд атома химического элемента в веществе.

Правила:

1. Степень окисления элемента в простом веществе равна (0):

H20

O20

N20

F20

Cl20

Fe0

Ca0

.

2. В сложных веществах:

  • степень окисления водорода в соединениях с неметаллами равна (+1), а в соединениях с металлами — (–1):
  • степень окисления кислорода равна (–2) (исключения: O+2F−12, H+12O−12):
  • степень окисления фтора всегда равна (–1):
  • степень окисления металла — положительная и совпадает с его валентностью. Может быть постоянной и переменной:
Na+1

K+1

,  

Ca+2

,  

Mg+2

Al+3

;

  • степень окисления неметалла может быть как положительная, так и отрицательная. Численные значения тоже совпадают с валентностью:
N+5

N+4

N+3

N+2

N+1

N−3

;

3. Сумма степеней окисления элементов в веществе равна (0).

Пример:

 Al+32S−23(+3)⋅2+(−2)⋅3=6−6=0

.

Составление формул по известным степеням окисления элементов

Пример:

составим формулу соединения кальция и азота. Степень окисления кальция равна (+2), а азота — (–3).

Запишем символы химических элементов рядом. Первым обычно записывают символ элемента, у которого степень окисления положительная. Укажем значения степеней окисления над символами:

Найдём для них наименьшее общее кратное и разделим на соответствующие значения степеней окисления. Получим индексы в формуле:

Тема урока. Составление химических
формул бинарных соединений по степени окисления
химических элементов.

Место данного урока в теме: второй
урок в данной теме.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • закрепить у учащихся понятие степени окисления,
      бинарные соединения, химическая формула;
    • научить правильно составлять химические
      формулы бинарных соединений по степени
      окисления химических элементов. (Через
      письменные задания в тетради)
  • Развивающие:
    • научить приемам сравнения и обобщения
      изучаемых понятий  (при работе со слайдами);
    • отработать умения и навыки в определении
      степени окисления по химическим формулам;
    • продолжить развитие навыков самостоятельной
      работы  (через работу с учебником);
    • умения работать в парах (при проверке домашнего
      задания) ;
    • способствовать развитию логического мышления
        (через вопросы заставляющие логически
      мыслить)
  • Воспитательные:
    • формировать чувство толерантности (терпимости
      и уважения к чужому мнению), взаимопомощи.  (При
      работе в парах)
    • осуществлять эстетическое воспитание  (через
      оформление доски и тетрадей, при применении
      презентации)
    • развивать уважение к мыслителям прошлого
       (при помощи высказываний великих людей).

Практическая направленность: умение
составлять формулы веществ при решении
практических задач

Оценочная деятельность: бланки для
выставления баллов, суммарная оценка всего урока

Планируемый результат: умение
составлять формулы бинарных соединений.

Технические средства обучения:

  • ПК, проектор, экран
  • Периодическая система Д.И. Менделеева
  • Презентация (авторская разработка)
  • И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Учебник. Химия
    8 класс.
  • И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. «Сборник для
    самостоятельных работ».

Раздаточный материал:

  • Сводная таблица для выставления оценки
  • Игра «Крестики-нолики»
  • Таблица для рефлексии
  • Алгоритм для составления формул бинарного
    соединения.

Тип урока: комбинированный

Методы и технологии:

  • Словесно-наглядно-практический метод
  • «Урок – упражнение»
  • Использование информационных технологий
  • Практический метод
  • Коммуникативный метод
  • Игровой метод

Этапы урока:

  • Организационный момент. (Приветствие,
    готовность, мотивация)
  • Проверка домашнего задания
  • Практическая значимость.(Видео фрагмент)
  • Постановка темы урока и ее целей. Активизация
    мыслительных действий.(через высказывания
    великий людей).
  • Готовность к восприятию новых знаний.(Игровой
    момент)
  • Постановка проблемы. (Логические задачи)
  • Обобщение. Выведение алгоритма составления
    формулы бинарного соединения. (Раздаточный
    материал)
  • Закрепление.
  • Итоговое обобщение.
  • Оценки за урок.
  • Домашнее задание.
  • Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

(Учебник, тетрадь, дневник, дидактический
материал). Приветствие, готовность, мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке
присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.
Оценивание  за сегодняшний урок произойдет 
в самом конце, в течение всего урока вы будете
зарабатывать баллы и заносить их в таблицу,
которая у каждого на столе. На доске перевод
баллов в оценку. Т.е., чтобы получить «5» вы должны
быть активны и набрать 14-16 баллов. «4» — 11-13 баллов,
«3» — 8-10 баллов. А оценки «2» я уверена, у нас не
будет.
Итак, оцените свою готовность к уроку в
пятибалльной системе.

Фамилия, имя Баллы
Готовность к уроку  
Погружение в тему урока  
Итоговый результат  

2. Проверка домашнего задания

  • Работа в парах. У каждого набор из 5карточек. 
    (приготовленных дома по 20 параграфу). По
    очереди  задают вопросы друг другу. Если ответ
    правильный, то карточка отдается тому, кто
    отвечал, если не правильный, то карточка остается
    у того, кто задал вопрос.

По количеству приобретенных карточек
выставляется балл в сводную таблицу урока.

  • Фронтальная проверка письменного домашнего
    задания (У доски 2 человека: №2 стр. 68, №3 стр. 68) В
    таблицу баллы.
  • Блиц-опрос учителем. (Вопрос каждому учащемуся. Презентация, слайд 1,
    слайд 2.)

За правильный ответ балл в сводную ведомость.

3. Практическая значимость. Видеофильм

4. Сегодня на уроке мы научимся  составлять
химические формулы бинарных соединений по
степени окисления химических элементов.
(Презентация, слайд 3)

За каждый правильный ответ ставим баллы в
колонку «Дополнительные баллы по новой теме»

5. А теперь в таблице готовности
оцените на сколько баллов вы готовы к восприятию
новых знаний.

  • Что такое бинарные соединения?
  • Игра «Крестики-нолики». Найдите бинарные
    соединения.
Cl2 O7 K2 O KCl
H2 O2 KClO KClO3
KOH HCl HClO3
H2 O2 SO2 H2 S2 O3
H2 SO4 H2 S H2 SO3
H2 O SO3 H2 CO3
Fe(OH)3 HNO3 KCl
NF3 KOH N2 O3
KF KNO3 Na2 O
  • Что такое степень окисления?
  • Какие значения может принимать степень
    окисления?
  • От чего это зависит? (Презентация,
    слайд 4)
  • Какая бывает степень окисления?

Вот теперь я вижу, что вы готовы к восприятию
новых знаний.

  • Активизация мыслительных действий (Презентация,
    слайд 5)

«Если действовать не будешь, ни к чему ума
палата ». Шота Руставели

«Свои способности человек может узнать, только
попытавшись приложить их». Сенека Младший

Так давайте и мы с вами попробуем приложить
свои способности.

6. Постановка проблемно-логического
задания.

Посмотрите на образец правильно составленных
формул. Попробуйте найти закономерность и по
образцу самостоятельно составить формулу. (Презентация, слайд 7)

  • Сделайте вывод:

1 способ:

  • Найти наименьшее общее кратное для степеней
    окисления.
  • Разделить наименьшее кратное на значение
    степени окисления и получить индексы
  • Ввести индексы в формулу, т.е. приписать внизу
    справа после символа соответствующего элемента.
  • Определить суммарное значение степеней
    окисления атомов в соединении. Оно должно быть
    равно нулю.

2 способ:

  • Индекс элемента соответствует численному
    значению степени окисления соседнего атома.

Закрепление:

1. Что нужно знать, чтобы составить формулу?

А. На первом месте пишется элемент с меньшей
электроотрицательностью.
Б. У элемента стоящего на первом месте
положительная степень окисления, на  втором
отрицательная

2. Кто помнит как найти минимальную степень
окисления? ( № группы-8)

3. Составьте формулы следующих веществ: Al O; P+5O; 
K  S

Посмотрите на следующий пример, выполните
такое же задание. (Презентация,
слайд 8)

  • Сделайте вывод:
  • Если степени окисления одинаковы, то индексы не
    ставятся.

Посмотрите на следующий пример, выполните
такое же задание. (Презентация,
слайд 9)

  • Сделайте вывод:
  • Если степени окисления четные числа, то сначала
    их надо сократить.
  •  Итак, давайте обобщим. Какие действия
    необходимо выполнить, чтобы составить формулу
    бинарного соединения?

А сейчас вы получите алгоритм как составлять
формулу бинарного соединения, который вклейте в
тетрадь. Раздать раздаточный материал
«Алгоритм составления формулы бинарного
соединения»

8. Закрепление

Тетрадь для самостоятельных работ стр. 36-37
Вариант  20, 21, 22  №2.

9. Итоговое обобщение

  • Что мы узнали сегодня на уроке?
  • Что необходимо знать, чтобы составить формулу
    бинарного соединения?

Алгоритм:

Алгоритм составления формулы
бинарного соединения.

Способ 1

  1. На первом месте пишется элемент с меньшей
    электроотрицательностью (См. в таблицу Д.И.
    Менделеева).
  2. Элемент написанный на первом месте имеет
    положительный заряд, а на втором отрицательный.
  3. Указать для каждого элемента степень окисления.
  4. Найти наименьшее общее кратное для значений
    степеней окисления.
  5. Разделить наименьшее общее кратное на значение
    степени окисления и полученные индексы
    приписать внизу справа после символа
    соответствующего элемента.
  6. Проверка. Суммарное значение степеней
    окисления равно 0.

Способ 2

См. п. 1, 2, 3 первого способа.

  1. Если степени окисления четное-нечетное,
    то они ставятся рядом с символом справа внизу
    крест-накрест без знака «+» и «–».
  2. Если степени окисления имеют четные
    значения, то их сначала надо сократить, и
    поставить крест-накрест.
  3. Оценки за урок.
  4. Домашнее задание. Параграф 21, №1, 2
  5. Рефлексия. В таблицу готовности поставьте на
    сколько баллов Вы поняли новый материал.
  6. Оценки за урок.
  7. Домашнее задание: параграф 21, упр.1, 2, 3

Сводная ведомость урока.

Фамилия Домашние карточки Блиц опрос Проверка дз Дополнительные баллы по новой
теме
Закрепление Общий балл Оценка
               

Анализ урока

I. Введение в урок
1 Создание психологического настроя 0 1 2
2 Постановка целей 0 1 2
3 Формирование мотивов учения 0 1 2
II. Оснащенность урока
1 Доска, дидактический материал, ТСО,
раздаточный материал
0 1 2
2 Целесообразность использования средств
наглядности
0 1 2
III. Содержание урока, формы
реализации
1 Соответствие методической структуры урока
целям
0 1 2
2 Адаптация программы к данному классу,
доступность изложения материала
0 1 2
3 Дифференциация заданий 0 1 2
4 Научность содержания 0 1 2
5 Связь изучаемого материала с жизнью,
межпредметные связи
0 1 2
6 Нравственная и мировоззренческая
направленность урока
0 1 2
7 Эстетическое воздействие урока 0 1 2
8 Использование эффективных  методов
обучения, их вариативность
0 1 2
9 Вариативность и эффективность форм контроля,
самоконтроля
0 1 2
10 Привитие учащимся интереса к предмету,
занимательность, использование игровых форм
0 1 2
11 Наличие практической деятельности учащихся 0 1 2
12 Работа по развитию речи учащихся 0 1 2
13 Привитие навыков самообразовательной
деятельности: составление алгоритма
0 1 2
IV. Психологически аспекты урока
1 Смена видов деятельности на уроке 0 1 2
2 Учет времени активного внимания 0 1 2
3 Учет объема оперативной памяти на слух и при
письме
0 1 2
4 Использование различных видов памяти
(образной, словесно-логической, двигательной,
эмоциональной, зрительной)
0 1 2
V. Оценка деятельности учащихся
1 Степень активности учащихся 0 1 2
2 Организованность и дисциплина 0 1 2
3 Речевое развитие учащихся, умение логически
мыслить, аргументировано доказывать
0 1 2
4 Умение работать у доски, в парах 0 1 2
5 Навыки самостоятельной деятельности 0 1 2
VI. Охрана труда на уроке
1 Готовность помещения 0 1 2
2 Наблюдение за посадкой учащихся 0 1 2
VII. Взаимодействие ученика и учителя
1 Уровень педагогического мастерства, культура,
такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция,
эмоциональность)
0 1 2
2 Наличие обратной связи с учащимися 0 1 2
3 Наличие индивидуальной работы с учащимися 0 1 2
4 Организация коллективной деятельности 0 1 2
5 Обеспечение доброжелательного
психологического климата
0 1 2
VIII. Итоги урока
1 Выполнение намеченного плана, степень
достижения цели
0 1 2
2 Домашнее задание: объем, посильность,
вариантность
0 1 2
3 Использование воспитательных возможностей
оценки
0 1 2
4 Эффект последействия 0 1 2
5. Рефлексия 0 1 2

Сумма баллов: ________________________

Процент от максимального:______________

Оценка урока__________________________

Задачи:

— сформировать понятие «степень окисления», «бинарные соединения»;

— научить определять степени окисления, называть бинарные соединения, составлять формулы бинарных соединений по степени окисления;

— совершенствовать умения высказываться, обсуждать суждения;

— воспитывать у учащихся внимательность и сосредоточенность.

Мотивация и целеполагание:

— Какие элементы отдают, а какие элементы принимают электроны? Чем отличаются металлы от неметаллов? В чем сущность ионной и ковалентной связи?

Изучение нового материала:

С бинарными соединениями вы уже знакомились. Их еще называют двухэлементными соединениями, потому что би от лат. — два. Т. е. бинарные соединения — это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов.

Например, при изучении ионной и ковалентной связи, мы встречали такие соединения. Помните, при образовании молекулы NaCl, Na отдает свой электрон атому Cl, при этом они оба превращаются в ионы Na+ и Cl.

При образовании молекулы HCl, общая пара электронов смещена к атому Cl, т.к. он более электроотрицательный и на атомах появляются частичные заряды: на атоме H, на атоме Cl. Если предположить, что электрон от Н полностью перешел к атому Cl, то их заряды будет не частичные, а +1 и -1: H+1 и Cl-1. Эти условные заряды и называют степенью окисления.

Значения степеней окисления ставят над символом элемента арабской цифрой, впереди которой ставят «+» или «-». Например, MgCl2, степень окисления Mg (+2), Cl (-1). Следует различать степени окисления и заряды ионов. Например, в молекуле NaCl, степень окисления Na (+1), а Cl (-1). В зарядах этих ионов цифры опускают и записывают ионы Na+, Cl.

Запомните, что степень окисления — это условный заряд атомов химического элемента в соединении, если предположить, что оно состоит только из ионов.

Степень окисления может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительную степень окисления имеют как металлы, так и неметаллы, кроме фтора, гелия и неона. Максимальная степень окисления равна номеру группы. Т. е. у N высшая степень окисления равна +5, т.к. он находится в V группе. Отрицательную степень окисления имеют только неметаллы, т.к. они присоединяют электроны до завершения внешнего уровня. Минимальная степень окисления равна №группы — 8. Т.о. у N минимальная степень окисления будет 5 — 8 = -3. Кроме максимальной и минимальной степени окисления есть еще промежуточная степень окисления. Например, у N она равна +3.

Нужно знать, что степень окисления простых веществ равна 0, т. е. у N2, H2, S8, Cu, O3 и др. простых веществ она — 0.

Степень окисления F всегда -1, потому что он самый электроотрицательный элемент и принимает электроны при образовании химической связи. Например, в соединении NaF, у F степень окисления (-1).

У кислорода степень, окисления -2, потому что он второй элемент по электроотрицательности, иск. cоставляет соединение кислорода с фтором, где его степень окисления +2. Например, в соединении CaO, степень окисления О (-2), а в соединении OF2, степень окисления О (+2).

У металлов степень окисления всегда положительная, т.к. они отдают электроны другим атомам. Степень окисления металлов, А групп численно совпадает с валентностью. Например, в соединении Na2O степень окисления Na (+1), т.к. он является металлом, значит, у него только положительная степень окисления, а 1, потому что он является металлом I A группы, значит, и валентность его — единица. Аналогично и в соединении BaS, степень окисления Ва (+2), т.к. он металл II A группы, в соединении Al2O3, степень окисления Al (+3), т.к. это металл III, А группы.

Степень окисления Н всегда (+1), за исключением его соединений с металлами, где у него степень окисления (-1). Например, CaH2, KH, LiH, в этих соединениях у водорода степень окисления (-1).

Как было сказано, валентность численно совпадает со степенью окисления. Однако не всегда. Степень окисления имеет знак заряда, а валентность — нет.

Давайте вспомним, что валентность — это число связей, которыми атом связан с другими атомами, а степень окисления — это условный заряд атомов.

Давайте сравним валентность и степень окисления у азота (N2). Степень окисления равна 0, т.к. это простое вещество, а вот валентность равна III, потому что атом азота связан с другим атомом азота тройной связью.

Или в пероксиде (Н2О2) степень окисления О (-1), а валентность равна II, т.к. О связан двумя связями с атомами водорода: Н — О — О — Н.

А в ацетилене (С2Н2) степень окисления С (-1), а валентность IV: Н — С == С — Н.

Учитывая, что суммарная степень окисления равна 0, можно найти степени окисления элементов в соединении, а также составить формулу соединения, зная степени окисления.

Определим степени окисления элементов в соединении Fe2O3. Степень окисления О нам известна (-2). Следовательно, три атома О будут иметь общий заряд (-6), т.к. (-2) · 3 = -6. Тогда общий заряд двух атомов железа будет равен (+6), помните, что суммарный заряд равен 0. Значит, степень окисления одного атома Fe будет (+3), т.к. (+6) ׃ 2 = +3.

Составим формулу соединения Al с C. Для этого запишем символы элементов Al, C. Углерод на втором месте, потому что он более электроотрицательный. Al — элемент III A группы. Он является металлом, поэтому он отдаст свои 3 электрона и получит степень окисления (+3), а С — элемент IV A, он примет еще 4 электрона для завершения своего внешнего уровня, на котором уже есть 4 электрона, при этом получит степень окисления (-4). Запишем значения степеней окисления в формулу сверху. Теперь найдем наименьшее общее кратное. Оно будет 12. Затем НОК разделим на абсолютные значения степеней окисления и получим соответствующие индексы. 12: 3 = 4, значит индекс у Al — 4, 12: 4 = 3, значит индекс у С — 3. Следовательно, формула будет Al4C3.

Чтобы дать название бинарному соединению нужно сделать следующим образом: сначала называют более электроотрицательный элемент — это неметалл. Его латинское название стоит в именительном падеже и употребляется с суффиксом — ид. Например: оксид, хлорид, сульфид, нитрид. Второе слово обозначает элемент менее электроотрицательный, его название стоит в родительном падеже.

Например, назовем следующие соединения: Na2S, K2O, BaCl2, Mg3N2.

Na2S — сульфид натрия, K2O — оксид калия, BaCl2 — хлорид бария, Mg3N2 — нитрид магния. Если элемент имеет переменную степень окисления, то после названия в скобках римскими цифрами указывают степень окисления. Например, назовем следующие соединения: MnO2, CO2, P2O5.

MnO2 — оксид марганца (IV), CO2 — оксид углерода (IV), P2O5 — оксид фосфора (V).

В некоторых случаях, число атомов элементов обозначают при помощи названий числительных на греческом языке. Т. е. 1 — моно, 2 — ди, 3 — три, 4 — тетра, 5 — пента и т. д. Например, СО — монооксид углерода, или оксид углерода (II); СО2 — диоксид углерода, или оксид углерода (IV).

Для того чтобы химики всего мира понимали друг друга, необходимо было создать единую терминологию и номенклатуру, т. е. названия веществ. Впервые в 1785 г. такими учеными, как А. Лавуазье, А Фуркруа, Л. Гитоном де Мерво и К. Бертолле, были разработаны принципы номенклатуры. В настоящее время принципы номенклатуры и терминологии разрабатывает Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК).

Обобщение и систематизация знаний:

1. Фронтальный опрос по теме.

2. § 12, упр. 1, 2.

Закрепление и контроль знаний:

1. § 12, упр. 5

2. Определите степени окисления у следующих соединения:

а) CH4; б) Ba3N2; в) CCl2; г) PCl3; д) F2O.

Ответы: а) -4 и +1; б) +2 и -3; в) +2 и -1; г) +3 и -1; д) -1 и +2.

3. Назовите следующие бинарные соединения:

а) КH; б) Al2O3; в) NaCl; г) CuO; д) CaH2.

Ответы: а) гидрид калия; б) оксид алюминия; в) хлорид натрия; г) оксид меди (II); д) гидрид кальция.

4. Составьте бинарные соединения фосфора с кислородом.

Ответ: у фосфора может быть с кислородом степень окисления +5 и +3, следовательно, соединения будут Р2О5 и Р2О3.

Рефлексия и подведение итогов:

На доске числовая ось, оцените свои знания по новой теме по этой шкале.

Степень окисления. Бинарные соединения

Домашнее задание:

I уровень: § 12, упр. 4, 6;

II уровень: тоже + упр. 7.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти массу спирта химия
  • Как найти фиалку по фото
  • Как составить диалог по русскому языку 5 класс на тему в гостях
  • Как найти сумму координат середины отрезка
  • Как найти наибольший угол выпуклого четырехугольника