Портрет — это один из наиболее популярных жанров фотографии. Он может быть выполнен в черно-белом или цветном варианте. Это и деловые образы, и фешн снимки, и фотографии для рекламных баннеров или портфолио. Чтобы получить красивый фотопортрет нужно уметь обращаться с техникой, быстро устанавливать настройки, правильно выбирать свет и ракурс. Учитывая особенности и правила съемки портретов, а также выполняя рекомендации профессионалов можно получить впечатляющий результат.
Как создаются фотопортреты
Фотопортрет можно сделать как в студийных условиях, так и на выездной фотосессии. Главное правило создания снимков крупным планом — сохранение пропорций и естественных черт лица модели. Можно расставить акценты и выделить глаза или губы, но искажать формы и размеры на фото — будет ошибкой.
Как и любая съемка, подготовка к созданию фотопортрета включает несколько этапов:
- выбор фотографа и места для фотосессии;
- определение темы и образа для модели;
- подбор фона и установка света;
- выбор наиболее подходящих ракурсов и съемка.
Чтобы получить интересные фотопортреты, профессиональные фотографы до начала фотосессии настраивают технику, подбирают нужные объективы и дополнительные элементы для съемки. В процессе работы мастер не должен тратить время на расстановку света и настройку техники. Допустимы лишь незначительные корректировки, которые не займут много времени. Опытный фотограф должен быстро реагировать на изменение позы модели, чтобы поймать чувственные и выразительные кадры.
Создание фотопортрета не ограничивается лишь съемкой. Далее следует обработка снимков в фоторедакторах. Во время фотосессии желательно сделать большое число кадров, чтобы затем выбрать наиболее удачные.
Тонкости съемки
При помощи профессиональной камеры можно создать фотопортрет, который будет даже лучше чем оригинал. Применяя различные режимы съемки и техники легко подчеркнуть красоту человека и выделить его на любом фоне. Лицо и эмоции на фото занимают главное место и являются сердцем портретной композиции. Фотография может быть свежей, легкой, выражать счастье, грусть или боль. Каждая деталь в кадре имеет свой характер. Изменяя угол съемки или позу модели можно заставить фотографию «рассказать» целую историю.
Техника
Качество фотопортрета зависит от профессиональной техники и мастерства фотографа. Хорошие кадры вряд ли получатся на обычную «мыльницу» или камеру мобильного. Не обязательно иметь самую дорогую и новую модель камеры, главное, чтобы у фотоаппарата были ручные настройки и хороший объектив. Фотографы используют разные марки фотоаппаратуры. Независимо от названия бренда возможности у техники одинаковые, отличаться может внешний вид и меню управления.
Для длительных фотосессий вес техники и емкость аккумуляторов имеет важное значение. Опытные фотографы используют специальные сумки, чехлы, ремни для камер. Кроме этого в арсенале должны быть объективы с разными фокусными расстояниями, дополнительные карты памяти и аккумуляторы.
Фантазия
Для создания оригинального художественного фотопортрета требуется время. Идеи для съемки можно придумать самостоятельно, воспользовавшись фантазией и жизненным опытом. Иногда шикарный кадр получается спонтанно, а для некоторых снимков нужны немалые временные затраты. Чтобы модель и фотограф понимали преследуемый результат, желательно заранее подготовить ряд интересных картинок и тем, которые можно обыграть в своем стиле.
Часто у фотографов есть свое видение и желание воплотить в жизнь ту или иную идею для фотопортрета. Они привлекают для съемки моделей определенного типажа и телосложения. Для креативных фотопроектов используют арт-макияж с блестками и яркими деталями. Для классических снимков достаточно натуральной красоты и игры света.
Режим
Для съемки фотопортрета используют как автоматический, так и ручной режим камеры. Ключевым моментом в кадре будет лицо человека с размытым задним фоном. Этот эффект достигается при помощи настроек фотокамеры или делается в ручную в фоторедакторе. Проще работать в автоматическом режиме, но для воплощения креативных задумок применяют специальный режим «портрет» или ручные настройки.
Красивое боке достигается за счет минимальных значений диафрагмы и верно подобранного освещения. Сделав несколько пробных кадров можно поиграть с диафрагмой и скорректировать экспозицию.
Фокусное расстояние
За счет изменения фокусного расстояния объектива можно размыть фон позади основного объекта в кадре. Выбирая фотокамеру и объектив для фотосессии важно учитывать, какую цель вы хотите достичь. Фотопортрет выполняется в нескольких вариантах:
- крупный план, если в центре снимка только лицо — требуется объектив в 70 — 135 мм;
- средний план, когда фото модели делается по грудь — нужен объектив в 50 мм;
- общий план, когда снимок делается в полный рост — подойдет объектив в 30 мм.
Фокусное расстояние позволяет получить различные эффекты на фото. Неправильно подобранный объектив сделает фото выпуклым, плоским или исказит некоторые детали в кадре. На практике расстояние от фотографа до модели и заднего фона также влияет на результат снимка.
Свет
Свет помогает выражать замысел фотопортрета. Условия освещения напрямую влияют на выразительность фотопортрета. Можно специально приглушать свет и играть с тенями для достижения определенных эффектов. Не стоит ставить модель под прямые лучи солнца или снимать в полдень. Испортить фото быстрее всего можно применив прямую вспышку, которая переэкспонирует картинку и сделает лицо плоским.
Лучше всего выбирать естественный свет, который легче подстроить под себя, подобрав нужную глубину для изображения, цветовую температуру и другие параметры. Можно дополнительно использовать вспышку, отражатели, софтбоксы, тем самым эффектно освещая модель с нужной стороны. Начинающие фотографы могут экспериментировать с освещением и даже создавать свои источники света. При помощи обычных ламп, фонариков и белого листа можно создать мягкий и рассеянный свет. Очень важно не забывать про выдержку и баланс белого.
Позирование
Поза модели влияет на восприятие фотографии. Если в кадре девушка сутулится или выглядит странно, то такой снимок будет отталкивать. Фотограф не должен искажать пропорции тела, обрезать руки или ноги модели. Опытный профессионал подскажет, как правильно встать перед камерой, чтобы получить выразительные кадры.
Если снимок выполнен крупным планом, то в качестве интересной позы может служить изгиб шеи, поворот головы, положение рук. В классическом фотопортрете будет уместно естественное положение головы, а вот для снимков фешн используют необычные движения с напряженными линиями.
Когда же лучше снимать портреты
Все опытные фотографы знают, что подходящее время для проведения фотосессии — это период перед закатом, когда солнце находится не над головой, а мягко освещает землю. В этот момент свет падает под пологим углом, поэтому он уже не такой жесткий и яркий как днем. Оттенки на фото становятся теплее, а черты лица мягче.
Для фотопортрета на улице важно, каким образом на лице будет ложиться тень от носа, как будут выглядеть глаза. Именно в раннее утреннее время сразу после заката и в вечерние часы, солнце освещает лицо подходящим образом. Модели не придется щуриться от солнца. В такой период эффектные снимки против солнца получаются в том случае, если применить светоотражатель. Для портретных фотографий лучшим решением будет отражатель с белым или золотым покрытием. Если же погода облачная, то время для съемки фотопортрета роли не играет.
Фотопортрет: советы профессионала
Главное в работе фотографа — найти подход к модели и помочь ей чувствовать себя непринужденно. Беседа во время процесса съемки помогает раскрепостить человека и получить настоящие эмоции. Постоянно работая над своей техникой и стилем, фотограф научится видеть и строить красивые композиции. При помощи правильных силуэтов и линий можно изменить восприятие и смысл всего кадра.
Чтобы изображение получилось четким, в настройках камеры устанавливают короткую выдержку. Для объемного портрета раскрывают диафрагму, размывая фон. Фокусировку настраивают по глазам. Снимать портрет лучше на длиннофокусный объектив с фиксированным фокусным расстоянием.
Для фотохудожника навыки работы со светом и тенями играют ключевое значение при построении кадра. Выразительные формы получатся с качественным освещением. Внимание в портретной фотографии уделяют глазам и зоне вокруг них. Заполнить тень можно при помощи дополнительных источников света — вспышки или отражателя. Если кадр получился темным, то исправить ситуацию можно будет во время постобработки.
Как сделать так, чтобы человек находящийся перед камерой улыбался
Горящий взгляд и искренняя улыбка — это половина успеха для фотосессии. Чтобы модель позирующая перед камерой смогла расслабиться, нужно полностью доверять фотографу. Он же в свою очередь должен найти подход к человеку, похвалить его наряд или позу, а в нужный момент даже рассмешить. Эффектный способ добиться от модели улыбки — рассказать анекдот или заготовленную шутку. Если в фотосессии участвует ребенок, то проводить съемку в игровой форме будет верным решением. Искренние эмоции — главное для памятных фотографий.
Что делать с прической и одеждой
Для фотопортрета, как и для любого другого жанра съемки нужно уделять внимание внешнему виду модели. Прическа и макияж должны соответствовать образу, сочетаться с одеждой и выражать характер модели. Тематическая съемка требует дополнительных аксессуаров или специального фона. Учитывая место где будут сделаны фото, можно заранее подобрать выигрышные оттенки одежды. Для стильного образа лучше обратиться за консультацией к стилисту, который поможет выбрать наряд чтобы скрыть лишние килограммы. Профессиональный визажист сможет подготовить лицо для фотопортрета и придаст коже сияющий и здоровый вид.
Как быть с людьми, которые носят очки
На снимках людей, которые носят очки, могут появляться нежелательные блики, они легко испортят кадр. В этом случае фотограф должен тщательнее подбирать нужный ракурс, а во время фотосессии следить за движениями модели. Если человек, носящий очки будет медленно поворачивать головой, фотохудожник поймает нужный момент, когда блики будут минимальны или совсем исчезнут. В некоторых случаях недостатки на фотопортрете придется убирать при помощи ретуши в фоторедакторе.
Важен ли фон на фотографии
Фон имеет такое же значение, как и центральный объект в кадре. Портрет будет привлекательным, если позади него не будет отвлекающих предметов или лишних деталей. В качестве фона обычно используют красивый пейзаж, здания или стандартный студийный фон. Можно применить четкий переход из черного в белый цвет или сделать сильное размытие.
Как сделать фотографию в закрытом помещении
Для фотопортрета подойдет студия, кафе, квартира или любое другое помещение. Лучше всего, если интерьер будет выполнен в модном стиле, в едином цвете. Для фона используют однотонную стену, кровать или диван. Для удачных кадров подойдут позы в полный рост, стоя, сидя и даже лежа.
Как быть, если не удается найти интересный фон
Если подходящего красивого места для портретной съемки найти не получилось, то лучше всего использовать для фотопортрета эффект размытия. Чтобы получился равномерный расплывчатый фон, значения диафрагмы должны стоять на минимальных отметках. Применяя такую настройку камеры объект останется четким, а позади него образуется мягкое боке. Такой способ используют как в студии, так и на улице. Лишние детали на заднем плане не будут привлекать на себя внимание. Фон будет интересным, если за спиной модели окажутся горящие огни, гирлянды или фонари.
Что можно сказать о композиции
Лучшие фотопортреты получаются, если соблюдаются правила построения снимка. Композиция, в которой важные детали и объекты размещены по правилу золотого сечения, смотрятся гармонично и эффектно. Голову модели на снимке располагают таким образом, чтобы глаза оказались на расстоянии 1/3 от верхнего края изображения.
Позы фотографируемого
Поза модели на фотографии не должна передавать напряжения. Человек может стоять, лежать или сидеть, трогать руками лицо или волосы. Особое внимание на фотопортрете следует уделить рукам, плечам и шее. Секрет удачного фото — ровная осанка. Для того чтобы получился хороший фотопортрет, делайте много кадров с разных ракурсов. Среди большого количества снимков будет проще выбрать эффектные позы.
Как быть с влюбленными
Фотосессия влюбленных получается всегда чувственной и нежной. Чтобы поймать интересные кадры фотографу следует попросить молодых людей смотреть друг другу в глаза. Сами модели должны наслаждаться моментом общения и не обращать внимание на камеру. Отличный портрет получится, если влюбленные прикоснутся щеками или наклонят головы в одну сторону. Расположить девушку и парня лучше на разной высоте, чтобы установить баланс композиции на снимке.
Что если свет очень яркий
Если во время съемки фотопортрета на улице слишком яркий свет, то для того чтобы образ получился выразительным, необходимо найти тень. Подойдет крона деревьев, тень от здания или беседка. Еще один способ — расположить модель на фоне солнца и использовать отражатель. Если же яркость в кадре получается из-за вспышки, отключайте ее или приложите белый лист для рассеивания света.
Но ведь человек окажется в тени и фотопортрет получится темным
Фотограф может изменять направления света за счет светоотражателей. Их устанавливают в одном положении, носят в руках или направляют на лицо человека для получения интересных эффектов на фотопортрете. Фотографы пользуются на фотосессиях помощью ассистентов. Даже расположив модель в тени на снимке появляются яркие и сочные цвета.
Что делать с освещением в закрытом помещении
В студии проще сделать красивые портретные снимки – для удачного фото лучше расположить модель у окна. Можно использовать жалюзи или тонкие шторки, чтобы регулировать количество света, а также отходить от источника на нужное расстояние. Для дополнительного освещения в фотостудии найдутся софтбоксы и отражатели. Их можно расположить сбоку, сверху или снизу от объекта. Даже самая обычная вспышка подойдет для работы в закрытом помещении. Если фото получается слишком ярким, вспышку направляют не на модель, а в потолок или стену.
Если ответственно подойти к организации съемки и найти фотографа, который хорошо знает свое дело, то фотопортрет будет выражать индивидуальность модели, а также ее лучшие качества внешности. Для предотвращения получения неудачных фотографий стоит при выборе фотографа изучать портфолио специалиста и найти красивые снимки, на которые должен ориентироваться профессионал.
Фотопортрет – очень многогранный жанр в искусстве фотографии. Классифицировать его трудно, трудно даже найти грань между портретом и просто изображением человека на фото, ведь далеко не каждый человек делает саму фотографию портретом. В этом и заключается основная задача данного жанра – изображение свойств вашего персонажа, внимание именно к нему.
Тут все зависит от двух факторов – техники и фантазии.
Техника
Это фундамент, как не крути. Но стоит развеять миф, что если у вас нет дорогой техники – портрет вы не снимете. Конечно, деловой или фешн-портрет как на обложках журналов у вас не получится, а вот остальные техники – пожалуйста. Но и на мыльницу не рассчитывайте. Фотоаппарат должен иметь ручные настройки. Как, например, мой Fuji s1500.
Оптика тут не съемная, но портреты получаются достаточно неплохие.
Фантазия
Тут многим я помочь не смогу. Фантазия или есть, или ее нету. Но могу сказать следующее.
Художественный фотопортрет — продукт творческого труда. Создать его так, как хочется — значит предварительно изучить и понять свою модель. С уверенностью можно сказать, что если период вынашивания темы у художника или писателя ни у кого не вызывает сомнения, то в отношении художественной портретной фотографии на этот счет можно предвидеть некоторый скептицизм. Фотографический портрет создается не в несколько минут, а требует длительной подготовки и немалых временных затрат.
Портрет требует знакомства с моделью, а фотограф должен быть психологом и чувствовать модель. Ни в одном виде изобразительного искусства не ощутимо такое воздействие технологии на творчество, как в художественной фотографии. Однако, если замысел не продуман в своей основе, то никакими техническими средствами его не выполнить. Надо заранее знать, какой результат должен быть, что должно получиться на фотографии. Никого не интересуют торопливые и невнятные снимки-однодневки, которые легковесно и узко отражают действительность. Поиск нового интересного сюжета неизбежно ведет к стилизации.
Режим
В жанре “портрет” очень важен боке – размытость заднего плана. Этот расфокус мы можем сделать в фотошопе, но стоит попытаться сделать это с помощью настроек. В случае с таким фотоаппаратом как у меня, без съемной оптики и фокусного колесика, делаем вот что:
– выбираем на фотоаппарате режим А
– открываем диафрагму до конца, т.е. выставляем минимальное значение «f/» (этим самым вы обеспечите размытость фона)
– фотографируем, смотрим на экран, если фотография чересчур темная или светлая – корректируем экспозицию
Фокусное расстояние
С фокусным расстоянием все просто: чем оно больше, тем сильнее размывается фон. Так, если вы используете объектив с переменным фокусным расстоянием, то есть «зум», при значении 55 мм фон будет размыт больше, чем, к примеру, при 35 мм. В случае с «мыльницами» старайтесь использовать приближение в той степени, пока оно еще остается оптическим: с определенного момента многие камеры используют цифровое приближение, а оно портит качество снимка.
С диафрагмой тоже особых сложностей нет. Чем больше она открыта, то есть чем меньшее значение диафрагмы установлено, тем сильнее размыт фон. Например, на диафрагме 5.6 задний план будет размыт сильнее, чем на 8.0.
Свет
Теперь о времени съемки и о том, что лежит в основе любой фотографии – о свете. Многие начинающие фотографы привыкли снимать в первой половине дня ближе к полудню, аргументируя это тем, что «чем больше света, тем лучше». Увы, в такое время снимать портреты не стоит. Если вы решитесь фотографировать против солнца, на лицо и тело человека со стороны объектива не будет попадать прямой солнечный свет Как итог – фон будет чересчур светлым, а модель – слишком темной. Не забывайте, что камера видит чуть меньше деталей в светлых и темных участках, чем наш глаз, особенно это касается «мыльниц».
Если же вы поставите человека под прямой солнечный свет, получится совершенно некрасивая картинка. Часть лица «украсит» огромная треугольная тень от носа, а глаза, на которые ляжет тень от век и бровей, превратятся в черные дыры. Единственное спасение в такой ситуации – искать плотную тень от деревьев и снимать именно там. Но, во-первых, вы будете жестко ограничены в плане мест, сюжетов и фонов, а во-вторых, в полной тени света может быть маловато. Особенно если вы снимаете на «мыльницу» или даже зеркальную камеру со штатным объективом.
Когда же лучше снимать портреты?
Идеальное время – ближе к закату, а точнее, за 2-2,5 часа до него. В это время солнце постепенно начинает садиться, свет становится мягче и приобретает теплый оттенок. Чем это выгодно? Во-первых, количество и объем теневых участков на природе существенно возрастает – солнечный свет падает под более пологим углом. Во-вторых, освещение становится не таким жестким, и за час-полтора до полного заката уже можно будет снимать человека на прямом солнечном свету. Тени от носа смягчаются, глаза благодаря другому углу падения света уже не превращаются в черные дыры. В-третьих, на закате можно снимать против солнца: разница в освещенности между светлыми и темными участками уже не так велика. А если еще взять помощника со светоотражателем…
Кстати, светоотражатель совсем не обязателен и пригодится только в солнечную погоду. Предпочтительнее брать варианты с радиусом 90 или 110 см, производитель не имеет значения. Большинство отражателей поставляются в формате «5 в 1», то есть с пятью различными по окраске кусками материала, которые меняются путем натягивания на каркас. Портретиста больше всего интересуют те, что с белым и золотистым покрытием. Преимущество отражателя в том, что, снимая модель против солнца или другого источника света, можно отразить и направить этот свет на человека. Белая поверхность отдает свет ровно в таком виде, в каком принимает, а золотистая делает его более теплым.
Композиция портрета
Учитывать ли правила композиции? Да, да и еще раз да. Прежде всего – используйте правило золотого сечения. На случай, если вы еще незнакомы с ним, посмотрите на иллюстрацию ниже.
Как видите, линии пересекаются в четырех точках. Так вот: именно эти четыре точки принято считать центрами визуального внимания. Именно недалеко от них лучше всего располагать главный объект съемки, в данном случае – фотомодель.
Если вы снимаете лицевой или погрудный портрет, около одной из верхних точек должен находиться глаз человека, на который вы умышленно делаете акцент. Если же вы снимаете поясной или ростовой кадр, то близко к одной из верхних точек должно быть лицо. Это правило, конечно, не догма: иногда его можно и нужно нарушать, причем лучшие кадры зачастую получаются с нарушением многих правил. Тем не менее, начинающим фотографам лучше тренироваться, учитывая мудрость веков. Со временем появится четкое понимание, когда правилами можно и нужно пренебречь.
Не забывайте и о пространстве для взгляда. Так, если человек смотрит вправо, его лицо должно располагаться в левой части кадра, если же влево – то в правой. Смотрит вниз – в верхней части, смотрит вверх – в нижней.
Действительно, портрет – один из самых сложных жанров в фотографии, так как человек многогранен. Но с другой стороны, вы можете воплотить в фотографии самые разные идеи, с помощью одного человека. главное, экспериментируйте!
Превью: Depositphotos
Вам будет интересно:
Что делать, если вы утопили фотоаппарат
12 основных правил качественной мобильной фотографии
Прогноз на 2016 год: тренды в фотографии
Вспомните, когда в последний раз вам настолько понравился фотопортрет, что вы остановились и стали изучать его в деталях. Что уникального в нем было? Модель, интересный образ или что-то незримое, особое настроение, которое заставило вас буквально погрузиться в атмосферу кадра? А может, вы рассматривали снимок и думали, кто этот человек, чем он занимается, что любит, о чем мечтает.
Вспомнили? Это и был пример хорошего фотопортрета, который не только привлекает к себе взгляды и дарит эстетическое удовольствие, но и вызывает эмоции, а иногда рассказывает целые истории. Чтобы научиться снимать такие кадры, нужно много практиковаться и освоить основы портретной фотографии. Справиться с последней задачей вы сможете с помощью наших советов по съемке красивых фотопортретов.
6 советов, которые помогут создавать эффектные фотопортреты
Портретная фотография не ограничивается классическими фотопортретами. К ней также относятся семейные и модельные фотосессии, имиджевые и лайфстайл-съемки. Другими словами, каждый раз, когда в кадре оказывается человек (или группа людей), вы имеете дело с портретной фотографией. Поэтому советы, которыми мы поделимся в этой статье, также актуальны для свадебных, рекламных, концептуальных, спортивных, модных и любых других фотосессий с участием моделей.
1. Найдите свою модель
Очевидно, что без модели создать фотопортрет не выйдет. Конечно, можно самому исполнить эту роль, но, если у вас недостаточно опыта и технических навыков, лучше не экспериментировать. Самый простой вариант – привлечь к съемкам своих друзей или родственников. Наверняка кого-то из них заинтересует такое предложение. К тому же модель будет чувствовать себя более расслабленно и непринужденно, работая со знакомым человеком. Это хорошая возможность получить искренние, аутентичные кадры, которые сейчас в тренде.
Другой подход – поиск моделей уже с определенным опытом участия в съемках. В этом помогут специализированные платформы (Podium.IM, Fashionbank.ru) или соцсети. Например, в Instagram вы можете найти моделей по тематическим хэштегам (#модель”название нужного города”) или создать пост с хэштегом #ищумодель. Во время обсуждения съемки узнайте, работает ли модель на условиях TFP (Time for print), то есть бесплатно, за снимки.
Чем больше деталей вы согласуете на этом этапе (как технических, так и творческих), тем легче пройдет съемка, поскольку вы сможете найти общий язык и каждый будет четко понимать свои задачи. Обсудите с моделью выбор одежды, макияжа и прически, чтобы знать, что вы на одной волне и общий образ получится именно таким, как вы задумали. Не забудьте подписать релиз модели, если планируете продавать свои снимки на стоковой платформе.
2. Задайте настроение с помощью локации
При организации портретной фотосессии выбор локации часто откладывают до последнего, считая его не таким важным, как, например, поиск модели или подходящего образа. Но на самом деле это один из основных элементов съемки, который определяет условия освещения, выбор оборудования и общую атмосферу будущих снимков.
Вы можете снимать в профессиональной студии, которые предлагают большой выбор тематических локаций для любого бюджета. Они позволяют воплотить сразу несколько сюжетов и образов и получить качественные снимки.
Если у вас есть время и – главное – свободное место, можно создать домашнюю фотостудию и творить когда и сколько угодно. Это особенно удобно, если роль модели выполняет кто-то из ваших родных. Кроме этого, есть огромное количество бесплатных локаций на улице: парки, кафе, стадионы, крыши домов, уютные дворы. Выбирайте ту, которая подходит под вашу концепцию и где будет комфортно работать вам и вашей модели.
3. Экспериментируйте с освещением
Правильный свет – залог успешного фотопортрета. В портретной фотографии существует семь техник освещения, которые дают очень разные эффекты и влияют на то, как в целом выглядит человек.
- Боковое освещение делит лицо на две половины, одна из них подсвечена, другая находится в тени. Эта техника создает драматичный эффект за счет контраста, поэтому ее часто используют в мужских фотопортретах (особенно для актеров, художников, музыкантов и других творческих людей). Чтобы получить такую картинку, источник света необходимо расположить под углом 90 градусов справа или слева от объекта.
- При петлевом освещении на щеку модели падает тень от носа. Это одна из самых популярных техник среди фотографов, поскольку она достаточно простая и хорошо смотрится на портретах. Для создания таких условий источник света должен быть под углом 30–40 градусов от камеры и немного выше уровня глаз модели.
- Освещение Рембрандта, как понятно из названия, позаимствовано из картин голландского живописца. В большинстве картин он использовал перевернутый световой треугольник на затененной стороне лица моделей. Для этого эффекта источник света необходимо повернуть под углом 45 градусов относительно камеры и направить на объект выше уровня глаз, чтобы свет падал сверху вниз. Как и боковое освещение, эту технику стоит использовать, если вы хотите добавить в фотопортрет драматичности.
- Освещение “Бабочка” одно из самых удачных для большинства лиц. Свое название оно получило за тень в форме крыльев бабочки, которая возникает под носом у модели, когда источник света находится сверху прямо за камерой. Также такой свет создает тени под щеками и подбородком.
- Контурное освещение получается, если расположить источник света за объектом и немного наклонить к затылку. Это позволяет отделить модель от фона и создать красивый эффект сияния по контуру.
- При широком освещении свет попадает на широкую часть лица (ту, что ближе к вам). Узкая часть, которая дальше от камеры, при этом затемнена. В этой технике источник света располагают справа или слева от объекта и наклоняют так, чтобы свет падал на лицо (примерно под углом 45 градусов).
- Короткое освещение, как очевидно, является противоположностью широкого. В этом случае источник света тоже находится под углом по отношению к объекту, а модель должна повернуться к свету, чтобы широкая часть лица оказалась в тени. Если предыдущий подход визуально расширяет лицо, этот, наоборот, сужает, и позволяет скрыть недостатки.
Это основные техники освещения, о которых стоит знать. Вам необязательно применять их все. Возможно, попробовав, вы выберете одну универсальную и остановитесь на ней. В то же время использование разных техник сделает ваши снимки более разнообразными и интересными. Найдите другие советы по работе со светом в наших статьях:
– “Фотосъемка в «золотой час»: 8 способов сделать волшебные фотографии”;
– “Синий час: 6 советов для красивых фотографий”.
4. Выберите оптимальное фокусное расстояние
Фокусное расстояние – одна из главных характеристик объектива, от которого зависит угол обзора камеры. Закономерность следующая: чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора, и наоборот. При маленьких значениях фокусного расстояния середина кадра вытягивается, а значит, в случае фотопортрета, визуально вытягивается и лицо модели. Чтобы пропорции человека не искажались, для съемки лучше всего использовать объективы с фокусными расстояниями 85 мм, 100 мм, 105 мм и 135 мм. Их еще называют портретными объективами.
Объектив с фокусным расстоянием 50 мм можно использовать для групповых фото и снимков в полный рост. Среди фотографов также существует мнение, что оптимальное фокусное расстояние для ростового портрета – 50–85 мм, для плечевого – 85–135 мм и для лицевого – 135–200 мм.
Фокусное расстояние 85 мм считается золотым стандартом для портретной съемки. Во-первых, вам не придется отходить далеко от модели (чем больше фокусное расстояние, тем дальше фотографу нужно отойти от объекта, чтобы он поместился в кадр). Во-вторых, длиннофокусный объектив дает красивое размытие фона, что позволяет дополнительно акцентировать объект съемки.
5. Сбалансируйте композицию
Чтобы получить красивый кадр, важно правильно его выстроить. Смысловым центром в фотопортрете всегда будет человек. Ваша задача – грамотно вписать его в снимок и расставить необходимые акценты. Для этого воспользуйтесь основными правилами создания композиции.
- Правило третей одно из основных в фотографии. Суть в том, что ключевые элементы кадра должны находиться на пересечении воображаемых линий, которые делят его на 9 частей. Главный элемент в портретной фотографии – глаза. В плечевом и крупноплановом портрете глаза модели будут особенно акцентированы в верхней трети снимка.
- Золотое сечение тоже предполагает разделение кадра на части линиями, но, в отличие от правила третей, эти части создают условную спираль, в конце которой находится композиционный центр. В лицевом портрете этим центром обычно бывают глаза и губы, в поясном также можно акцентировать руки.
- Симметричная композиция – это когда объект находится в центре кадра и обе половины изображения уравновешены. Симметрия может выражаться в фоне или размещении предметов вокруг модели. Такой подход создает ощущение покоя и гармонии.
- Направляющие линии – еще один отличный способ привлечь взгляд зрителей к важному элементу фотографии. Причем они бывают как реальными (например, стена, тротуар, забор), так и условные (взгляд человека, жест, направление движения).
- Эффект обрамления возникает, когда вы помещаете модель в своеобразную раму, которую создают другие объекты. Это может быть окно, дверь, арка, ветки деревьев – вариантов множество. Такой прием смотрится очень эффектно в фотопортретах. Он позволяет максимально сфокусировать внимание на модели, придать кадру ощущение глубины и объема.
Еще один важный совет: при съемке портретов крупным планом делайте фокус на ведущий (доминантный глаз). Выстройте кадр так, чтобы он находился в центре композиции. Это придаст взгляду модели особую выразительность.
6. Покажите модель в лучшем виде
Если вам удалось договориться о сотрудничестве с моделью, у которой есть опыт съемок, скорее всего, ей уже известно, как хорошо получаться на фото. Если же вы работаете с кем-то из своих друзей или членов семьи, воспользуйтесь нашими подсказками, чтобы итоговые кадры понравились вам обоим.
Совет, актуальный как для фотографии, так и для жизни: спину нужно держать ровно. Сутулый человек вряд ли будет выглядеть привлекательно. К тому же при сгорбленной спине теряется шея. Когда человек стоит прямо, под подбородком может возникать небольшая складка. Чтобы избежать этого, попросите модель подать голову немного вперед (но не подбородок!).
Одна из главных проблем во время портретной съемки в полный рост – куда девать руки. Обычно их прижимают к телу, что, во-первых, выглядит неестественно, во-вторых, прижатые руки могут казаться толще, чем есть на самом деле. Посоветуйте модели поднять руки или положить их на бедра. За счет свободного пространства вокруг талии модель будет выглядеть намного стройнее. Стоя ровно перед камерой, человек кажется больше. Чтобы исправить это, нужно немного повернуться и вывести одно плечо вперед. Такое положение создает более изящный силуэт.
Но основное правило, о котором стоит помнить: постарайтесь сделать так, чтобы модели чувствовали себя максимально расслабленно и проявляли искренние эмоции. Ведь это именно то, что вы хотите получить на снимках.
В завершение
Портретная фотография – один из самых популярных и в то же время сложных жанров. Фотограф должен не только учитывать множество технических моментов (от локации до композиции), но и быть немного психологом. Недостаточно просто найти красивую модель и сфотографировать ее в живописном месте. Соцсети сегодня переполнены такими снимками, и ими точно никого не удивишь.
Главное, что вы можете сделать, чтобы получить особенный фотопортрет: научитесь видеть и раскрывать характер своей модели, чтобы снимки рассказывали ее историю без слов.
Дайджест блога Depositphotos
Присоединяйтесь к сообществу из 160,000 читателей, которые раз в месяц
получают подборку креативных фото, полезных советов и интересных историй.
Фотопортрет — это снимок, который в идеале должен передавать характер человека. Хороший фотопортрет способен стать памятной вещью для друзей и близких. Поэтому для того, чтобы фотография получилась наиболее удачной, лучше всего обратиться к профессиональному фотографу.
К сожалению, не все могут позволить себе его услуги, да и большой ассортимент фототехники и ее доступность наводят людей на мысли о том, что фотопортрет можно сделать своими силами. Однако довольно скоро выясняется, что хороший снимок не получается сам собой. Не факт, что если вы просто усадите перед собой человека и нажмете кнопку спуска затвора, результат будет хотя бы близок к желаемому. Так как же сделать хороший фотопортрет?
На самом деле, это не так уж сложно. Главное — запомнить несколько правил и приемов. При создании фотопортрета важна каждая мелочь. Необходимо подобрать удачное освещение, фон, обстановку, цвет. Также необходимо определиться с позой модели, выражением лица, настроением снимка.
Фон
Вопрос выбора фона очень актуален для фотопортретов, потому как именно он может либо подчеркнуть достоинства модели, либо безнадежно испортить снимок. В принципе, фоном может выступать абсолютно что угодно: светлая стена, красивое пышное дерево или куст, деревянный забор с интересной фактурой и т.д.
Главное — чтобы задний план приковывал внимание к человеку, которого вы снимаете, а не, напротив, притягивал взгляд к себе. Кроме того, фон должен быть как можно проще: нагромождение деталей, не к месту «выглядывающие» со снимка розетки или провода будут неприятно «мозолить» глаз, портя все впечатление. Если обстановка такова, что интересный фон не найти, лучше всего размыть его, чтобы не отвлекал внимание от человека.
При уличной съемке для этого модель располагают в отдалении от фона и уменьшают отверстие диафрагмы. Таким образом, объект съемки оказывается четким, а окружающие его предметы — расплывчатыми. Обстановка Самый простой вариант при съемке в закрытом помещении — сделать фото человека, сидящего в кресле или на стуле, на фоне светлой стены или же красивого комнатного растения.
Также отличный вариант — когда фотограф запечатлевает человека, погруженного в рабочий процесс или же увлеченного своим любимым хобби. Такие фото как нельзя лучше дают представление о повседневной деятельности человека, его роде занятий и чертах характера. Однако такой прием сработает, только если фотографу удастся сохранить ощущение естественности снимка. Натянутая улыбка и напряженная заранее заготовленная поза испортят кадр.
Поза
Одна из главных проблем при съемке людей — это их неумение позировать. Каждый человек на снимке стремится выглядеть наиболее выигрышно, поэтому старается не давать волю своей мимике и телу. Это часто дает ощущение зажатости и неестественности. Поэтому задача фотографа — убрать «зажимы» и сделать позу модели более непринужденной.
При этом человек может сидеть, стоять или полулежать. Особое внимание стоить уделить рукам. Наиболее часто именно они выдают тот факт, что человек не умеет позировать. Он просто не знает, куда деть руки. Чтобы руки не казались напряженными, нужно попросить модель, к примеру, подпереть рукой подбородок или щеку. Если человек стоит, то можно дать ему подержать какой-либо предмет. Это позволит крайне нежелательного положения «руки по швам».
При выборе позы нужно ориентироваться также на особенности внешности модели. К примеру, слишком круглое лицо бцудет смотреться на фото лучше, если попросить человека слегка повернуть голову так, чтобы освещенной оказалась только половина лица. При этом ближе к объективу должна располагаться затемненная часть лица. В этом случае лицо модели будет казаться немного уже.
В случае, если лицо, наоборот, слишком узкое, стоит попросить человека повернуть голову и корпус так, чтобы свет падал на все лицо.
Композиция
Во-первых стоит определиться стоит с тем, как вы будете снимать человека. Обычно портретные снимки делают: в полный рост, в три четверти (от пояса и выше) или же крупным планом снимают голову и плечи человека.
Сконцентрироваться на композиции поможет расположение камеры на штативе. Лучше всего, если расстояние от лица или глаз человека то верхнего, боковых и нижнего краев будет составлять одну треть от всего снимка. Это называется правилом третей. В случае, если снимок планируется вставить в рамку, целесообразно оставить немного места со всех краев фотографии. В этом случае, даже если фото увеличат, в кадр поместятся и ноги, и туловище, и голова.
Улыбка
Нужно ли, чтобы человек улыбался на снимке? Конечно, это желательно. И лучше, чтобы это была естественная улыбка, а не принужденная и фальшивая радость. Усталость или нежелание сниматься, безусловно, отражаются на конечном результате съемке. Если человек не в духе или не выспался, это тоже будет видно.
Поэтому желательно назначить съемку на удобное для человека время, чтобы он как следует выспался, успел привести свою внешность и настроение в порядок. Также фотографу стоит быть максимально вежливым и дружелюбным. Доброжелательная беседа или даже пара шуток раскрепостят человека, уберут чувство неловкости.
Но главное — не переборщить с юмором, потому как приступы гомерического хохота заставят человека сощуриться, а к лицу прильет чрезмерный румянец. Также стоит снять человека с разными выражениями лица. Чем больше вариантов, тем больше вероятность того, что среди отснятых кадров окажется снимок, наиболее точно передающий характер модели.
Внешний вид модели
Фотограф должен обратить внимание на внешний вид человека. Даже если выражение лица и поза модели будут идеальны, растрепанные волосы или неаккуратный макияж. Чересчур субтильным людям лучше всего фотографироваться в светлой одежде, полным — в темной. При этом, если портрет будет групповым, лучше всего, если цвета одежды будут сочетаться друг с другом.
Также следует проследить, чтобы одежда не казалась мятой, а складки на одежде ложились ровно. Также дополнительные трудности у фотографа могут возникнуть, если человек носит очки. Дело в том, что линзы могут давать нежелательные блики.
Если вы наблюдаете такой эффект, попросите модель медленно поворачивать голову до тех пор, пока отражение не исчезнет или хотя бы не сместится от центра глаза. Также бликов можно избежать, попросив человека слегка наклонить голову вперед. Однако с этим приемом нужно быть осторожнее, так как может появиться второй подбородок.
Освещение
Если вы планируете снимать человека на улице, лучше выбрать послеобеденное время. Как правило, в это время улицы бывают не так оживлены, да и свет приобретает более теплые и приятные тона. Если на улице светит солнце. Можно попробовать поставить человека так, чтобы солнце освещало только часть лица.
А с той стороны лица, на которую ложится тень, лучше оставить пучок света. Так вы сможете избежать сощуренных глаз на снимке. Также можно сделать снимок в профиль, обратив объектив к затемненной части лица. При слишком ярком освещении постарайтесь расположить модель так, чтобы солнце оказалось сзади.
При этом используйте фотовспышку, чтобы лицо человека не оказалось в тени. Если же вы снимаете в помещении, и света недостаточно, вам также необходимо пользоваться вспышкой. При этом нужно найти такое место, чтобы сбоку располагалась белая стена, от которой можно отразить свет. Так вы сможете контролировать степень освещенности лица.
В общем и целом, в любом случае, в конкретной жизненной ситуации вам придется искать удачный ракурс, позу, освещение и работать с моделью, используя метод проб и ошибок. Но если вы будете знать несколько несложных правил, относительно того, как сделать фотопортрет, ваши шансы на удачный кадр увеличатся, да и время на его поиски сократится.
Портретная фотография сама по себе — относительно сложная дисциплина, хотя вначале и может показаться, что в фотографировании портретов нет ничего сложного.
Кроме того, этот жанр можно разделить на множество категорий. Но если говорить о классическом портрете, где фотограф должен сфотографировать другого человека, то фотограф должен знать некоторые вещи: как работать со светом, с цветом, какую технику использовать и, наконец, как лучше общаться с моделью.
Что делает портрет хорошим
Портрет — это всегда об одном: о человеке на фото. Неважно, снимаете ли вы человека изолированного от внешней среды, или снимаете портрет человека, с определенным окружением — портрет, это всё равно о человеке.
Итак, что же отличает хороший портрет?
Во-первых, хороший портрет привлекает внимание к объекту. Обычно это достигается за счет некоторой комбинации малой глубины резкости, композиции, цвета и освещения. Когда все сделано правильно, то как только зритель увидит портрет, взгляд его непроизвольно на фото.
Во-вторых, хороший портрет что-то рассказывает про человека в кадре. Показывает какую-то черту их личности, или частичку его жизни. Лучшие художники-портретисты могут рассказать целую историю в одном изображении.
Для достижения этих двух целей, у вас есть много возможностей для творчества.
Творческие детали
1. Соединитесь с человеком с портрета
Рецепт хорошего портрета — это больше, чем просто фото и осветительное оборудование. Всё начинается с того, что фотограф прилагает особые усилия, чтобы найти общий язык с человеком, которого фотографирует. Часто это может включать предварительное знакомство с человеком и с его интересами: от знакомство с увлечениями человека, с его жизненными позициями и вплоть до того, какую музыку он предпочитает.
Всё это раскрепостит вашу модель и он или она в будут чувствовать себя комфортно в вашей студии. Особенно, если вы еще поставите его любимую музыку.
Если вы делаете портрет для самого человека (а не для журнала, к примеру), то заранее спросите, расспросите, какая у него любимая одежда, есть ли угол лица, поза или даже прошлый портрет, который им больше всего нравится; а также то, есть ли у портрета, который вы снимаете какие-либо производственные характеристики, которые вам нужно заранее знать.
2. На чём сфокусироваться в портретной фотографии
Основное правило при съёмке портрета — фотограф всегда должен фокусироваться на глазах человека, которого он фотографирует. Ведь не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Поэтому в портретной фотографии глаза, это важнейший элемент. По глазам зритель сможет прочитать радость, боль, страх и множество других эмоций, которые передаются на фотографии.
3. Продумайте композицию
Жанр портрета, это не фото на документы, когда вы фотографируете человека «в лоб» и получаете плоский, безжизненный снимок. И в жанре портрета выстраивание композиции не менее важно, чем в других жанрах фотографии.
Не ленитесь продумывать композицию. Вместо этого отодвиньтесь назад и заполните кадр пространством. Расположение человека на одной стороне кадра — это хороший способ поэкспериментировать. Также попробуйте различные варианты глубины резкости.
4. Позирование для портрета
То, как ваш объект стоит и выглядит, имеет огромное влияние на результат. Небольшое изменение выражения лица — например, улыбка или её отсутствие — может радикально изменить ощущение фотографии.
Во время съемки попытайтесь запечатлеть различные выражения, чтобы после съемки вы могли выбрать то, что вам больше нравится.
Также подумайте о создании портретов, когда человек смотрит в сторону, вверх или вниз. Поиграйте и посмотрите, что работает.
5. Цветное фото или чёрно-белое
Чёрно-белая фотография обладает своим шармом. И она всегда будет актуальной. Поэтому заранее подумайте, делать портрет цветным или чёрно-белым. Конечно, вы можете подумать, что из цветной фотографии сделать чёрно-белое фото, это всего лишь сдвинуть один ползунок, например, с помощью корректирующего слоя в программе Photoshop.
Да, технически несложно преобразовать цветной снимок в чёрно-белый. Но есть один нюанс — это использование мягкого или жёсткого света. Если вкратце, то для освещения цветных портретов, больше используются мягкие источники света, например, софтбоксы. При съёмке чёрно-белых портретов, чаще используется жёсткий свет, например, свет солнца, как это делается в схеме освещения Рембрандта.
И эту разницу в освещении, при постобработке будет невозможно полностью компенсировать.
Технические детали
1. Освещение
Когда наступит день съемки, убедитесь, что у вас есть твердый план — как для портретной съемки, так и для любых настроек, необходимых для вашей камеры и освещения.
Если вы будете снимать в помещении или в студии, ознакомьтесь с существующими вариантами фона и освещения в помещении. Можно ли будет снять портрет при естественном освещении или нужно будет предусмотреть искусственное освещение? Есть ли чистые стены или простая драпировка, которую вы можете использовать в качестве фона, или вы будете делать портрет на улице при естественном освещении?
Если вы будете снимать на улице при естественном освещении, примите во внимание время дня и направление солнца в зависимости от того, как и где вы хотите разместить объект. Раннее утро и поздний день — лучшее время для портрета при естественном освещении, и вы, вероятно, не захотите снимать в полдень, когда солнечный свет и тени наиболее резкие. Не забывайте, что пасмурная погода также может стать хорошей возможностью для фотографирования портрета с более мягкими тенями и постоянным освещением в течение длительного периода времени.
В идеале ваш объект должен быть обращен к солнцу или под косым углом, а лицо должно быть освещено, чтобы обозначить черты лица, при этом минимизируя непривлекательные тени. При составлении портрета важно смотреть за пределы объекта и проверять композицию на наличие таких проблем, как отвлекающий фон, как показано на портрете ниже. Хотя можно легко упустить из виду геометрическую форму на фоне, смотря через крошечный экран ЖК-дисплея или при взгляде в видоискатель, но это создает нежелательное напряжение в изображении и отвлекает внимание зрителя от объекта портрета.
2. Какой объектив использовать
Объектив 17 мм — голова объекта необычной формы, искажена.
Объектив 70 мм — обратите внимание, насколько меньше виден фон, а лицо девушки нормальной формы.
Для классической портретной фотографии обычно рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50 мм и более. Всё зависит от расстояния до модели, сколько нужно запечатлеть деталей, а также от размера сенсора камеры.
Почему объектив с фокусным расстоянием в 50мм? Это правило основано на том факте, что человеческий глаз имеет примерно такой же угол обзора, который даёт объектив с фокусным расстоянием в 50 мм.
Каждый фотограф использует свои любимые фокусные расстояния, но чаще всего используются фокусные расстояния 50 мм, 60 мм, 85 мм, 90 мм, 100 мм, 105 мм и, возможно, больше.
3. Снимайте в ручном режиме
В каком режиме камеры снимать — это ваше следующее важное решение.
Есть две простые рекомендации, которым вы тоже можете следовать:
- Если ваша камера установлена на штативе, снимайте в ручном режиме.
- Когда вы снимаете с рук, снимайте с приоритетом диафрагмы.
Эти режимы съёмки портретов подойдут примерно в 95% случаев.
Таким образом, использование штатива также включает в себя такие вещи, как съемка снимков с брекетингом HDR, ночная съемка и любые длинные выдержки.
Главный плюс ручного режима, это то, что вы можете выставить один раз настройки своей камеры, после чего они не будут меняться, даже если освещение или другие факторы изменятся. Это также означает, что у вас будет действительно постоянная экспозиция от одного кадра к другому.
Этот серия снимков прямо из камеры — здесь никакой обработки не производилось. Обратите внимание на выдержку и согласованность цветового тона.
4. ISO
Для портретов вам нужно максимально возможное качество изображения. Поэтому установите как можно более низкое значение для ISO. Так вы избежите лишнего шума на фотографиях.
Выберите значение ISO от 100 до 400.
Но при этом вам также необходимо поддерживать приемлемую скорость затвора.
Если ваше изображение размыто из-за движения объекта или камеры, неважно, насколько мало шумов на снимке. Начните с ISO 400 и при необходимости отрегулируйте. Это означает, что если вы снимаете в тени, при слабом освещении или в помещении, используя свет из окна, то вам, вероятно, потребуется увеличить ISO. Не бойтесь использовать ISO 800 или даже 1600, если вам нужно. Но помните, что вы также можете открыть диафрагму при слабом освещении.
5. Режим фокусировки
При съемке портрета используйте здесь одноточечную фокусировку (не зону или несколько точек), не позволяйте камере за вас выбирать, на чем ей фокусироваться. Часто камера даёт неверные настройки. Всегда фокусируйтесь на глазах объекта. Если один глаз находится ближе к камере, чем другой, сфокусируйтесь на ближнем.
6. Диафрагма
Для портретов одного человека установите диафрагму от f/2 до f/4. Если у вас нет объектива с такой диафрагмой, купите старый добрый 50 мм f/1,8. Это недорогой и универсальный объектив. Использование такой широкой диафрагмы поможет вам сделать фон размытым и менее отвлекающим.
Будьте осторожны при съемке с слишком широко открытой диафрагмой. Тогда вы можете получить настолько малую глубину резкости, что вы можете получить снимок, где глаза будут в фокусе, а вот нос или уши уже не в фокусе.
7. Скорость затвора
В пункте про ISO уже было сказано, что вам нужно убедиться, что у вас достаточно короткая выдержка, чтобы изображение оставалось резким. Подумайте о минимальной выдержке, которую вы можете использовать с рук (на единицу больше фокусного расстояния), а также о том, какую скорость затвора вы сможете выставить при использовании штатива.
Штатив удержит камеру неподвижно при любой выдержке, даже при одной секунде и более. Но каковы шансы, что объект не сдвинется в течение этого времени? Поэтому выбирайте выдержку в соответствии с вашим объектом.
Если вы работаете со взрослым или с подростком, и они мало двигаются и не жестикулируют, вы, вероятно, можете уменьшить значение выдержки до 1/15 или даже 1/8 секунды.
Но если вы работаете с детьми или снимаете группу людей, то уменьшите выдержку. Начните с 1/125 и при необходимости отрегулируйте. Если изображение человека размыто, увеличьте выдержку.
8. Баланс белого
Для получения правильного баланса белого выберите одну из предустановок баланса белого на вашей камере, например: дневной свет, облачно, свет от ламп накаливания и так далее. Выберите ту предустановку, которая наиболее соответствует условиям освещения. Сделайте пробные снимки на каждом из режимов и посмотрите, какой из снимков лучше всего выглядит.
Впрочем, фотографируя в формате RAW, это не столь критично, поскольку баланс белого затем можно будет изменить в Photoshop или Lightroom. Однако снимая в формате JPG, внимательно смотрите за балансом белого, поскольку в постобработке вы потом не сможете его выправить полностью.