Как составить фрагмент урока по литературному чтению

Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский
педагогический колледж»

Фрагмент
урока

по
литературному чтению

 Студент:                                                                                                                                                                Коркина
К.С.                                                                                                 

 Группа:                                                                                                                                                                                    41                                                                                   
                             

 Класс:                                                                                                                              
                                                     
                 2

Курган
2016

Паспорт
урока

УМК
«Школа России»
(Л.Ф. Климова)

Тема:
А.С.Пушкин
«У лукоморья дуб зелёный…»

Цель: организация деятельности обучающихся по изучению
произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Задачи:

Обучающая: создать
условия для ознакомления обучающихся с историей создания стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»; формирования
умения определять настроение стихотворения; навыка выразительного чтения.

Развивающая: способствовать
развитию слуховой памяти, выразительной речи, слухового внимания, воображения;
пополнению словарного запаса.

Воспитательная: содействовать
воспитанию познавательного интереса к чтению, народному и авторскому творчеству.

Тип:  урок
усвоения новых знаний

Вид:
 урок – беседа

Оборудование: учебник,
презентация, аудиозапись.

Проектируемые результаты:

Метапредметные:

     Регулятивные:

Р1
– самостоятельно организовывать своё рабочее место

Р2
– следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности

Р3
определять цель учебной деятельности с помощью учителя
и самостоятельно

Р4
– определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя

Р5
– соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

     Коммуникативные:

К1
– участвовать в диалоге; слушать и понимать речь других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки

К2
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи

К3
– читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

     Познавательные:

П1
 –  ориентироваться в
учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данной темы

П2
– отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике

     Предметные:

·     формирование
необходимого уровня читательской компетентности

·      овладение
техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения

·     овладение
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных
и учебных текстов

     Личностные

Л1
– ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «дружба»

Л2
– освоение личностного смысла учения, желания учиться

Л3
– 
оценка жизненных ситуаций и поступков героев худ. текстов
с точки зрения общечеловеческих норм

Информационная
карта урока


этапа, этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

УУД

1.  Орг.
Момент


Здравствуйте
ребята! Присаживайтесь.


Представьте, что вы вышли на улицу. Покажите, что вы замерзли и съежились, а
теперь — отогрелись и расслабились. Вы слепили красивого снеговика.

Ой,
смотрите, морковка отпала!

Мы
сделаем снежок и прикрепим его. С таким же отличным настроением мы поработаем
сегодня на уроке.

 – Приветствуют
учителя

– Настраиваются
на урок

Р1, Р2;

К1,Л2

3. Этап
актуализации субъектного опыта


Ребята, сегодня утром я получила необычную записку. Послушайте (на слайде).

Пришла
зима веселая

С
коньками и салазками,

С
лыжнею припорошенной,

С
волшебной старой сказкою.

На
елке разукрашенной

Фонарики
качаются.

Пусть
зимушка веселая

Подольше
не кончается!


Прочитайте стихотворение самостоятельно.


Какое настроение у этого стихотворения?


Как будем читать?


Почему?


Прочитаем все вместе, ставя логическое ударение на выделенные слова.


Ребята, поздравляю вас с первым днём зимы! Зима – это прекрасное время года.
Его красоту описывали многие поэты и писатели, художники написали множество картин,
композиторы сочини мелодии. Послушаем одну из них.

Прослушивание
мелодии.


Какие картины вы представили, слушая мелодию?


Что вы представили. Слушая данную мелодию?


Какое время суток вы представили?


Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?


Посмотрите на строки из стихотворений, что их объединяет?

«За
весной. Красой природы/ Лето знойное пройдёт…»

«Уж
небо осенью дышал,/ Уж реже солнышко блистало…»

«Опрятней
модного паркета/ Блистает речка, льдом одета…»


Кто является автором этих строк?


О ком мы будем говорить сегодня на уроке?


Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Зимний вечер».


Вспомним, что вы знаете об Александре Сергеевиче.


Мы познакомимся с историей создания стихотворения «Зимний вечер».

Р2, Р3;

К1,К2;

Л2

4.
Этап изучения нового материала


Период, к которому относится написание стихотворения «Зимний вечер», является
одним из самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился
возвращения из южной ссылки. Вместо Москвы и Петербурга Пушкину разрешили
жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья.
Зимой 1825 года, поэт написал свое знаменитое стихотворение «Зимний вечер».


Откройте учебники на стр. 90. Послушайте данное стихотворение, представляя
картины, которые описывает поэт.

Чтение
стихотворения учителем на фоне музыки.


Какое красивое стихотворение. Какие картины вы представили, слушая его?


Какое впечатление оно произвело на вас?


В стихотворении нам встретились незнакомые слова. На ваших партах лежат
листы. На одних написано слово, на других – его определение. Дайте
определения словам.


Проверим. Посмотрите на слайд. Сегодня прошёл снег, и снежинки остались на
словах, закрыв некоторые буквы. Отгадайте слова и дайте их определения.  

Анализ стихотворения.


Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам
выразительно читать стихотворение.


Это стихотворение делится на части. Как они называются? – Сколько строф в
этом стихотворении?


Прочитайте первую часть про себя.


Что делает буря?


Что значит воет?


Как вы объясните строки: «То, как путник запоздалый/К нам в окошко застучит».
Может ли буря стучать в окно.


С кем сравнивается буря?


Прочитайте.


Какой приём использовал автор. Докажите.


 С каким настроением нужно прочитать эту строфу?


 Прочитаем вторую часть.

– 
Кого герой называет «старушка»?

– 
Как герой обращается к своей собеседнице? (Друг прелестный, красавица, звезда
севера)

– 
Ведь Арина Родионовна была не просто его няней. Она была его другом и
наставником. Именно она привила Александру Сергеевичу любовь сказкам, песням,
на основе которых он написал свои известные произведения.


 Каким настроением она окрашена эта часть? (Печальное, тревожное)


Докажите словами из текста. (Вьюга злилась, Тучи мрачные, Печальная сидела)


Прочитаем третью часть.

Как
называет поэт свою няню?


Почему же бедной юности подружка?


Какое настроение у поэта в этих строках?


Прочитаем следующую часть.


Что поэт просит сделать няню?


Почему он просит её спеть?


Прочитаем оставшиеся части.


Посмотрите на иллюстрацию на стр. 90. Найдите отрывок из текста, который
подходит к ней.


Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное)


Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? Почему?

(Нет.
В стихотворении часто меняется настроение автора.)


Резкая смена настроения и картин в произведении называется антитезой, или противопоставлением.


Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Для яркости образа, для
большой силы выражения).


Как вы думаете, какое настроение было у Александра Сергеевича? Что
чувствовал?


Кому посвящено?


Почему?


Чему учит стихотворение?

Р2,Р3;

П1,П2;

К1,К2,

К3;Л1,

Л3

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе.

Использование методики формирования смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.

УМК: Школа России.

Тема: «С.Я.Маршак «Апрель», А.Н. Майков «Весна»,  Т. Белозеров «Подснежники».

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной.)

-Весна длится 3 месяца. А вы знаете как они называются?

Догадайтесь, о каком месяце так говорят.

Четвёртый месяц как шагнёт,        

Так с треском лопается лёд.     

                                           (Апрель.)         

-Об апреле еще и так говорят:

Месяц возвращения перелётных птиц. Почему?

— А какие еще изменения в природе можно увидеть в апреле?(больше солнца, дни становятся длиннее, теплее, тает снег и лед, ледоход на реке, набухают на деревьях почки, появляются первые цветы)

— Кто догадался, какая тема урока? (весна, апрель)

1.Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

— Послушайте стихотворение Апполона Майкова «Весна».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– О каком растении рассказал поэт?

– Как автор называет этот цветок?

— Прочитайте стихотворение каждый для себя и найдите слово, которое вам непонятно.

Сквозистый — тонкий слой снега, через который видно землю, прелые листья, растения.

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

— Объясните, почему цветок так назван — подснежник?

-Где же вырос подснежник? (в лесу, в овраге, где лежит снег)

-Ещё не весь снег растаял, а уже появились цветы. Подснежники — есть сама весна.

Из-под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг.

(Подснежник.)

-Какое настроение создаётся при чтении этого стихотворения?

-Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какими красками?

— Давайте посмотрим картины известных художников и проверим свои догадки.(просмотр 2-х картин: Ю.Мельков «Весна в лесу» и М.Муха «Весенние березы»)

— Весне посвящали свои произведения великие композиторы и рисовали картины с помощью музыки. Прослушайте произведение П.И.Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник» и представьте себе картины, которые с помощью музыки передает композитор. (закрыли глазки)

— Какие картины представили?

—  Подходит ли к цветам другое название (первоцветы)?

Почему?

2.Знакомство со стихотворением Т.Белозерова «Подснежники».

— Послушайте стихотворение Тимофея Белозёрова «Подснежники» и постарайтесь представить то, о чем услышите.

-Какое настроение у вас сейчас? (грусть, радость)

Прочитайте стихотворение сами и подумайте, почему печальное настроение.

— Как поэт говорит о Снегурочке? Почему Снегурочка плакала? Печальная? Какая еще она? (чужая)

— С чем автор сравнивает подснежники? (Холодные слезы уходящей зимы, белые капли нежных цветков.)

Чтение детьми, нахождение ключевых слов .

Чтение ключевых слов

Пла-ка-ла

Пе-чаль-на-я

Чу-жа-я

Тро-га-ла

Сне-гу-роч-ки-ны

— Кому понравилось 1-ое стихотворение? Почему? 2-ое? Почему?

3. Знакомство со стихотворением С. Маршака « Апрель»

-Послушайте стихотворение с таким названием.

-Кто его написал?

— Прочитайте стихотворение.

-Какое настроение передаёт это стихотворение?

– О каких признаках весны вы прочли?

— Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? (через)

Объясните значение слов:

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

Валежник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идёт.

Прочтите слова, которые рифмуются:

Апрель – капель.

Лужи – стужи.

Ручьи – муравьи.

Медведь – петь.

валежник – подснежник.

– Прочтите стихотворение выразительно.

— Кто из вас читал сказку С.Маршака «12 месяцев»? Почему она так названа? Да, все 12 месяцев встретились в лесу у костра. И Декабрь уступил на часок  место Апрелю, чтобы падчерица собрала корзину подснежников по приказу принцессы. (картинка)

С.Я.Маршак стихотворение «Апрель» использовал в своей сказке «12 месяцев». Читает отрывок учитель.

Подведение итогов урока.

— Стихотворения, каких поэтов мы сегодня читали?

— Какое из них вам больше всего понравилось?

— О каких первоцветах шла речь в каждом из стихотворений?

— Что нового вы узнали на уроке?

ЗАДАНИЕ:

  1. Разработать фрагмент урока литературного чтения с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Выполнили:

Волкова И. Д.

Козачек А. В.

Пантелеева С.Г.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомиться с произведением Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Задачи: создать условия для деятельности обучающихся, направленной

— на совершенствование навыков техники чтения;

— на развитие критического мышления приёмами технологии РКМЧП 1) «Толстые и тонкие вопросы»,

2) «Дерево предсказаний»,

3) «Чтение с остановками»,

4) «Синквейн»;

— на воспитание интереса к чтению произведений Л.Н. Толстого.

Организация образовательного пространства:

Традиционное оборудование

Учебные пособия

Инновационное оборудование

Ресурсы

Межпредметные связи

Формы работы

— читательские дневники;

— карточки самооценки для рефлексии;

— карточки с заданием «Заморочки из бочки»;

— карточки-жетоны для поощрения за правильный ответ

Л.Ф. Климанова и др.Литературное чтение. Учебник для 2-го класса общеобразо-вательной школы. Издательство – М.: «Просвещение», 2009..

проектор, учительский ноутбук.

Презентация к уроку в формате Power Point

окружающий мир;

физическая культура;

информатика;

литературное чтение; математика

фронтальная;

парная;

групповая.

Технологическая карта урока

Дидактическая

структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I.Орг. момент

1) Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

2) Обращает внимание детей на 1-й и 2-й слайды презентации.

1) Дети приветствуют учителя,

прописывают в читательских дневниках дату.

2) Просматривают 1 слайды в презентации.

1) — Запишите в читательских дневниках сегодняшнюю дату.

2) Речевая разминка. (Дана запись: Точка

Точка

Кочка

Кочка

Бочка

II.Мотивация учебной деятельности

1) Просит детей прочитать запись с нужной интонацией, ориентируясь на подставленные знаки препинания (учитель к записи без знаков препинания подставляет знак препинания в каждую строчку)

1) Учащиеся

прочитывают получившуюся запись:

Точка.

Точка?

Кочка!

Кочка?

Бочка!!!

Вот и вышла заморочка!

III. Актуализация знаний.

1) Предлагает детям заглянуть в «бочку» и вынуть оттуда очередную заморочку.

2) Просит детей ответить на вопросы:

Какой жанр объединяет эти произведения?

3) Организовывает фронтальный опрос с помощью приёма «Тонкие и толстые вопросы»

4) Настраивает детей на вывод о том, что кроме рассказов и сказок для детей Л.Н. Толстой писал басни.

1) Желающий ученик прочитывает «Заморочку из бочки»

2) Рассматривают иллюстрации, прочитывают цитаты из произведений, разгадывают произведения.

3) Отвечают на вопросы, расположенные в презентации.

4) Учащиеся приходят к выводу: В баснях Л.Н. Толстой поучал тому, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.

1) – Угадать произведение по данной иллюстрации; прочитать цитату из произведения:

«Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, — ты не об моем, а о своем корме хлопочешь»

Сегодня мы будем говорить еще об одной басни Л.Н.Толстого.Отрывок из неё вы видите на слайде.

2) Откройте учебник и посмотрите название ещё одной басни

Л.Н. Толстого («Как мужик убрал камень»).

IV. Организация познавательной деятельности. Стадия «Вызова»

1) Учитель открывает на стволе «Дерева предсказаний» название новой басни и просит:

— Предположите, пожалуйста, о чём пойдёт речь в этой басне?

2) Напоминает детям, чтобы свои предположения они высказывали свои предположения словами «Возможно…», «Вероятно…», «Может быть…» и т.п.

3) Предположения размещаются на «Дереве предсказаний» ( доска)

1) Дети получают инструкцию для работы.

2) Совещаются друг с другом в группах и выполняют практическую работу в карточке.

3) Наклеивают в карточки для справочника подходящие по смыслу слова и проговаривают теоретический материал.

4) Учащиеся свои предположения помещают на «Дереве предсказаний»

1) Вставьте пропущенные слова в карточки. Они будут страничками нашего будущего справочника.

2) Возможно… (про мужика;

Про какой-то камень на дороге…)

Вероятно… (нельзя разъехаться;

случилась авария;

всем лень, а мужик убрал)

V.Физкультминутка.

1) Просит дежурного ученика провести физкультминутку.

2) Рекомендует детям правильно и точно выполнять физические упражнения.

1) Дети выполняют упражнения по команде дежурного ученика.

1) – «Все мы делаем зарядку…»

VI Стадия «Осмысление»

1) учитель ведёт фронтальную беседу с чтением с остановками текста басни.

2) Выдаёт каждому ученику жетон за выступление со своей группой.

3) Просит детей сделать пометку в листе самооценки за работу в группе.

4) Отсылает учащихся к толковому словарю для выявления значения слов «инженер», «порох», «каток».

1) Каждый ученик участвует в беседе и чтении басни.

2) Получают жетон в благодарность за участие в работе.

3) Дети ставят плюс в своём листе самооценки.

4) Дети работают в парах со словарями и выступают перед классом.

1) «Чтение с остановками» басни Л.Н. Толстого (Приложение 3)

2) —

3) — Прошу каждого ученика поставить плюс за свою работу в листе самооценки.

VII. Стадия «Рефлексия» (Приложение 4)

1.Направляет учащихся на рефлексию.

2. Вводит детей в понятие «Синквейн» на материале басни Л.Н. Толстого

1. Учащиеся сравнивают свои предположения в начале урока с прочитанным произведением.

2. Составляют синквейн к слову выдумка.

1) Сравнить предположение с реальностью.

2) — Составить синквейн к слову выдумка.

VIII. Оценка деятельности.

Просит детей поставить себе итоговую оценку за урок.

Дети ставят себе в лист самооценки отметку за урок.

1) — Поставьте себе оценку за урок.

IX. Домашнее задание.

1) Обращает внимание детей на слайд в презентации.

2) Ориентирует детей на творческий подход к выполнению задания.

Обсуждают домашнее задание.

1) – Выбрать ту басню, прочитанную в начале урока, которая ближе и по душе.

— Составить синквейн к основному ключевому слову морали басни и записать его в читательский дневник.

Приложение 1.

Упражнение «Заморочки из бочки»

Прочитать цитату, угадать произведение.

1) «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него назад изо рта…» («Старый дед и внучек»)

2) «Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге…» («Два товарища»)

3) «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник…» («Отец и сыновья»)

— Какой жанр объединяет эти произведения? (Басня)

Приложение 2.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

1. Кто автор этих басен?

3. Когда жил писатель Л.Н. Толстой?

4. Согласны ли вы с тем, что басни Л.Н. Толстого, живущего полтора века назад, могут воспитывать и современного человека – жителя ХХ века?

6. Будет ли у вас сегодня желание познакомиться ещё с одной басней Л.Н. Толстого?

2. Почему вы думаете, что названные произведения Л.Н. Толстого относятся к жанру басен?

5. Почему вы считаете, что писатель – баснописец Л.Н. Толстой имел право поучать других?

Приложение 3.

Стадия «Осмысление»

— Прочитаем начало сказки – 1-е предложение.

— Подтвердилось ли ваше предположение?

— Где происходят события? (На площади в городе.)

— Что здесь случилось? (Лежал огромный камень.)

— Как вы думаете, почему этот камень так заинтересовал окружающих? (Наверное, случилась какая-то авария.)

— Прочитаем 2-е предложение.

— Оправдался ли ваш прогноз? (Камень занимал много места и мешал езде по городу.)

— Как вы считаете, что было дальше? (Решили убрать камень.)

— Прочитаем и узнаем, что об этом нам рассказывает басня -3-е – 5-е предложения.

— Совпадает ли ваше предположение с содержанием басни?

— Кто такие инженеры?

— Что такое порох?

— Что такое каток? Какой ещё бывает каток?

— Слово каток имеет несколько значений. Как называется такое слово? (Многозначное.)

— Как вы думаете, чья идея была выбрана как решение проблемы с камнем? (Которая меньше стоит.)

— Прочитаем басню дальше и определим, правильно ли вы думали – 6-е – 7-е предложения.

— Как вы считаете, отблагодарили ли мужика за работу? (Да.)

— Дочитаем басню и узнаем об этом из текста – 8-е предложение.

— Как отблагодарили мужика за решение проблемы? (Дали 100 рублей и ещё 100 рублей.)

— Почему добавили лишние 100 рублей? (За полезную выдумку.)

Приложение 4.

Стадия «Рефлексия»

— Обратимся вновь к «Дереву предсказания»

— Какие ваши предположения совпали с настоящим содержанием басни?

— Кто из героев басни вам больше всего понравился? Почему? (Мужик придумал, выдумал свой удобный способ.)

— Выдумка какая? (Толковая, полезная.)

— Как действовал мужик? (Догадался, сделал, помог.)

— Скажите о поступке мужика пословицей. (Выбрать: Голь на выдумку хитра.

Дело мастера боится.

Ум там, где толк.)

— Подберите синоним к существительному «выдумка». (Смекалка.)

— Получился синквейн:

1) Выдумка

2) Толковая, полезная.

3) Догадался, сделал, помог.

4) Ум там, где толк.

5) Смекалка.

Фрагмент урока по литературному чтению.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Добрый вечер!

2. Речевая разминка.

— Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Начнём с разминки.

(Слайд 1) Бедная собака – бросили её.

Старая собака – где её жильё?

Злой хозяин, вредный

Выгнал за порог!

Перед нею, бедной,

Нет уже дорог!

— Прочитаем в полголоса.

— Найдём в стихотворении имена прилагательные.

— Прочитайте, выделяя их голосом.

— Какие прилагательные характеризуют собаку? Хозяина?

— Почему собака «бедная»?

3. Актуализация знаний.

— В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

— Дети, а у кого из вас есть собаки? (слайд 2)

— Как вы заботитесь о них?

— А вы знаете, что собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Это первое прирученное им животное.

— А сколько профессий?

— А кто из вас был в зоопарке? Кого там видели?

— А кто видел льва? (слайд 3)

— Что вы можете рассказать об этом животном?

4. Самоопределение к деятельности.

Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных?

Кто знает автора этого рассказа?

Вспомните, что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Слайд 4)

Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

5. Целеполагание.

Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Но прежде чем начать работу, мы должны сформулировать учебные задачи урока.

Практическая часть.

Игра «Верите ли Вы, что…?» (работа в парах)

-У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …?». Вы обсуждаете ответы в парах.

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

№1

№2

№3

№4

№5

№6

1. Верите ли, что действие происходит в зоопарке?

2. Верите ли, что лев наброситься на собачку и разорвёт её?

3. Верите ли, что лев полюбил собаку?

4. Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год?

5. Верите ли, что собака умерла?

6. Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки?

4. После этого учащиеся переходят к изучению нового материала, работа с приложением №1 – текст «Лев и собачка». Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице.

6. Работа по теме урока.

а) Беседа.

— Ребята, посмотрите, что написано после заглавия рассказа?

— Что значит быль?

— История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков.

б) Чтение по частям и анализ.1ч. (1-2абзац)

— Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?

— Кто показывал зверей в зверинце?

— Почему нет конкретного героя?

— Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка?

— Как человек поймал собачонку?

— Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?

— Как его зовут?

— Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце?

— 2ч. (3-6 абзац)— Как собачка чувствовала себя в клетке?

— Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?

— Подтвердите словами из текста.

— Почему лев не тронул собачку?

— 3ч. (7-9 абзац)— Можно сказать, что лев заботился о собачке?

— В чём проявилась эта забота?

— Почему лев только иногда играл с ней?

— Как автор относится к собачке? Ко льву?

4ч. (10 абзац)— Кто такой барин?

— Почему собачка не радуется хозяину?

— Почему лев не дал забрать собачку?

5ч. (до конца)— Сколько времени прожили лев с собачкой?

— После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитаем?

— Почему лев затих?

— Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?

— Почему лев лежал пять дней?

— Отчего он умер?

— Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю?

— Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже этому научились.

в) Работа в группах. Возврат к вопросам.

— А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

— Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.

Подведение итога.

— По каким вопросам ваше мнение совпало?

— Объясните, почему вы так решили?

— По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

7. Рефлексия. Игра «Да-нетка»

1. Собака — дикое животное.

2. Л.Н.Толстой жил в имении Ясная Поляна.

3. Л.Толстой всю жизнь был военным.

4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей.

5. Л. Толстой писал рассказы только для детей.

6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков.

7. Лев – хищное животное.

8. В рассказе «Лев и собачка» он изображён добрым и заботливым.

9. Собаки освоили множество профессий.

— Ребята, соедините прямыми линиями все плюсы. Что у вас получилось?

— Это конура для собак, чтобы они не были брошенными и бездомными.

— Ну, а мне остаётся лишь поблагодарить вас за работу.

                                       Рассказ В. Осеевой «Печенье»                     (Приложение 1)

Тема рассказа: рассыпчатое, сладкое … печенье.

Идея рассказа: нужно думать всегда о близких людях, о тех, кто нас окружает, заботиться о них, учитывать их интересы.

Фрагмент урока по рассказу В. Осеевой «Печенье»

с целью усвоения его нравственного содержания.

1. Тема и цель урока.

Тема «Семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);

2. Место представленного фрагмента в структуре урока.

Работа с текстом по учебнику. (Этап «Анализ содержания прочитанного произведения») 

3. Задачи представленного этапа урока.

Задачи:

— способствовать более полному усвоению детьми содержания, деталей текста;

— добиваться осознания понимания прочитанного, его нравственной составляющей;

— учить приемам освоения информации, заложенной в тексте;

— помочь детям дать эстетическую оценку прочитанного;

— работать над развитием у учащихся над развитием универсальных учебных действий;

— знакомить с народными жанрами через пословицы, раскрывать их смысловую наполненность.

4. Оборудование (дается полное библиографическое описание используемых книг, прилагаются фотографии обложек, страниц книг).

1. Учебник: Ефросинина Л.А.. — Литературное чтение: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана — Граф.- 2019.- ( «Начальная школа XXI век»; репродукция изображения «Вечернее чаепитие»

t1658038820aa.jpg t1658038820ab.jpg

t1658038820ac.jpgt1658038820ad.jpgt1658038820ae.jpg
2. Толковый словарик школьника Д.Н. Ушакова – СПБ.; Издательский дом « Литера»– 2008г- 96 л.

t1658038820af.jpg Стр. 92

ЭГОИСТ, -а, м. Человек, ставящий личные интересы выше общественных. 11 nрШl. эгоиети­ .. ‘ .. ческии, -ая, -ое эroиетичныи, -ая, -ое.

3. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка./ В.И. Даль под ред. Н. Г. Зайцева /ООО « Издательство Астрель» 2004г.

t1658038820ag.jpgt1658038820ah.jpg

4. Русские пословицы и поговорки для детей. Пор ред. В. А. Зацепина, Изд. «Белый город». -1998г.- 48 л.

t1658038820ai.jpg

5. Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Работа с текстом по учебнику.

— Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем о поступках героев.

Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их. Учитель читает слово

2) Анализ содержания прочитанного произведения.                

  1-я часть (первый абзац)

Учитель задаёт вопросы.

— Где происходит действие?

— Зачем собралась семья?   

— Для кого мама принесла печенье?

— Какое настроение было в семье сначала рассказа? Найдите в тексте и прочитайте

— Рассмотрите внимательно иллюстрацию к тексту. Какому эпизоду она соответствует? Найдите и прочитайте его.

2-я часть (до слов «рассыпчатое, сладкое»)

— С какими словами обратился Миша к Вове?

-С какими словами обратился Миша к бабушке? (Найдите в тексте и прочитайте.

— Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему?

-Изменилось настроение у мамы и бабушки? (Найдите в тексте и прочитайте

Как вели себя мама и бабушка? (Найдите в тексте и прочитайте

       3-я часть (до конца рассказа)

— Как вы думаете правильно ли разделили мальчики печенье?  

-А вы поступаете также?

-Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?

Учитель обобщает ответы детей

— Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо.

— Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.

— Дополните своими словами характеристику мальчиков.

— Кто такой эгоист?

 (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе)

Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д. Ушакова

Учитель просит открыть

«Толковый словарик» на стр. 92 и прочитать значение слова.

— А хотели бы вы иметь таких друзей?

— Можно ли назвать эту историю поучительной?

Чему она учит?

— Прочитайте пословицы на странице 27 учебника. Какая из этих пословиц подходит к рассказу «Печенье». Обсудите свой выбор с соседом по парте.

Есть совесть – есть и стыд.

Ему дали попробовать, а он всё съел.

— Ребята, давайте вспомним тему нашего урока

«Семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

-Это тоже пословица о семье.

— А как вы думаете в семье мальчиков помогают друг другу?

— По -вашему мнению у них дружная семья?

— Что могли сделать мальчики чтобы помочь маме и бабушке и стать дружной семьёй?

— Молодцы ребята, вы были внимательны при работе с текстом рассказа. Можете похвалить себя – погладьте себя по голове!

— Давайте вспомним ещё несколько пословиц о хорошей, дружной семье:

Согласную семью и горе не берёт.

Семья крепка ладом (дружно, мирно, по-хорошему, ладком)

(Толковый словарь В.И. Даля)

В хорошей семье хорошие дети растут.

Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными?

Учитель направляет рассуждения детей — что всем надо дать возможность исправить свой поступок, поведение и т.д.

— А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? 

Подумайте и сочините к этой истории хороший конец.

Это и будет ваше творческое задание. На следующем уроке мы послушаем ваши варианты окончания рассказа «Печенье».

Работа с классом по тексту.

Дети находят произнесенное учителем слово в тексте, прочитывают самостоятельно методом «жужжание».

Дети отвечают:

в квартире, на кухне, за столом и др.

ужинать, пить чай с печеньем

для всех

Дети находят нужный текст. Читают: Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол.

Дети рассматривают иллюстрацию в учебники и соотносят изображение с текстом в рассказе. Находят нужный отрывок и читают.

Ответы детей:

Дели по одному, сказал строго

(стараются прочитать эмоционально, выражая своё отношение к поступку)

Дети находят в тексте нужное предложение, читают: Бабушка, налей нам чаю!

Ответы детей: Слова Миши нельзя считать просьбой – он не сказал волшебное слово «пожалуйста», бабушка налей нам чаю! Он приказал бабушке налить чай! и др.

Дети находят в тексте нужное предложение, читают: За столом было тихо.

Мама и бабушка молчали.

Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи.

Ответы детей: Нет, я обязательно делюсь с мамой, папой. Я никогда не беру первым. Я спрашиваю разрешение можно ли взять. И др.

Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, маме и бабушке очень обидно и неприятно, что мальчики так себя повели.

Отвечая на поставленные вопросы дети испытывают положительный эмоциональный настрой- они так плохо никогда не поступят! У них ярче проявляется их отношение к героям рассказа, появляется осознание плохого поступка мальчиков, осознание скрытого смысла рассказа – плохие поступки огорчают близких.

Слова написаны на доске.

Вежливый   Жадный     Эгоист      Добрый  Бессовестный Невнимательный 

Ребята выбирают слова, которые, по их мнению, описывают героев и их поступок.

Ответы детей:

невежливые, невоспитанные, грубияны, жмотины (жарг.), плохие внуки, плохие сыновья и др.

Ответы детей: Не знаю.

Ребята открывают словарик на нужной странице и читают значение слова.

Ответы детей: нет, с такими дружить нельзя; они ничем не делятся; думают только о себе и др.

Да. конечно.

Надо обязательно делиться с близкими, не быть эгоистом, уважению к родителям.

Дети внимательно читают пословицы, рассуждают с соседом по парте и выбирают пословицу:

Ему дали попробовать, а он всё съел-

эта пословица подходит к рассказу – именно так и поступили мальчики, всё съели сами.

Дети читают тему, написанную на доске.

Мама и бабушка помогают. Мальчики – нет.

Нет. В дружной семье все помогают друг другу.

Ребята предлагают разные ситуации поступков мальчиков – могли помочь бабушке накрыть на стол, помочь испечь печенье маме, чтобы его было больше и хватило на всех и др.

Ребята с большим удовольствием выполняют просьбу учителя, получая удовлетворение от проделанной ими умственной работы.

Обсуждение пословиц с классом:

Дети рассуждают, высказывают своё мнение по каждой пословице, сравнивают и «примеряют» пословицы к своей семье, делятся своим жизненным опытом и др.

Ответы детей: мнения разделились – одни говорят могут, некоторые сомневаются.

Но в процессе обсуждения все приходят к мнению – что шанс есть – исправиться могут.

Ответы детей: Да, хотим!

Как интересно! А я уже придумал(а)

Можно я сейчас расскажу!

Творческое сочинительство вызывает у ребят положительные эмоции, желание поделиться своими придуманными рассказами.

Самоанализ фрагмента урока.

Во время проведения фрагмента урока поставленная цель была раскрыта и понята детьми. Присутствовало осознание того, что независимо от возраста необходимо оставаться добрым и порядочным человеком, не быть эгоистом.

Были использованы приёмы:

— приём моделирования способа деятельности для решения поставленных задач на этапе анализа содержания прочитанного произведения;

— приём постановки вопросов и заданий к тексту с целью усвоения нравственного содержания рассказа;

— приём выполнения в группах задания на понимание пословиц и коллективное обсуждение полученных результатов мыслительной деятельности ребят;

— проведено обсуждение значения некоторых слов, особенно важных для осмысления авторской идеи рассказа;

— раскрыто нравственное значение слов — добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость.

Ребята укрепили свои знания отличать плохие поступки от хороших; давать им оценочные суждения; работать в парах; расширили свой словарный запас, познакомились с новыми словами; активно включались в творческую деятельность, рассуждая над значением и скрытым смыслом пословиц.

6. Список использованной методической литературы.

1.Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. 2004, №3.

2. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучение грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали – Пенза, Из- во ПГУ 2014

3. Методика обучения русскому языку и литературе: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. Т. И. Зиновьевой. М. / Издательство Юрайт, 2016

4. Методика преподавания литературы: учебник для пед.вузов / Под  ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение,  ВЛАДОС, 1994 288 с.

5. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: книга для  учителя / Н. Н. Светловская. – 2­е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1991.­  206 с.  

6. Светловская Н.Н. Как обучать чтению, или Как разорвать замкнутый круг // Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. 2010, №3.

7. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства/ С.В. Плотникова, А.А. Краева Урал. гос пед. ун –т. Электон. дан. Екатеринбург, 2017.

Приложение 1

В. Осеева

«Печенье»

            Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

            Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

            Миша смерил глазами кучки:

— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

            Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

            Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Символ песочные часы в ворде как найти
  • Смотреть фильм как найти счастье
  • Как составить исполнительный лист на алименты
  • Искривление члена как это исправить
  • Составить предложение с фразеологизмами вертится как белка в колесе