Как составить гармонию к мелодии

Когда речь идет о большинстве музыкальных произведений (если только вы не имеете дело с древними григорианскими песнопениями), у вас есть

мелодия

и

гармония

.

В то время как мелодии запоминаются, помогая поддерживать постоянство на протяжении всего произведения, к которому слушатели могут привязаться, гармонии могут преобразить музыкальное произведение, добавляя новые слои и измерения, которые мелодии не под силу в одиночку.

Давайте вскочим и узнаем, как гармонизировать в музыке, будь вы певец или инструменталист.

Как гармонизировать мелодию

Хотя гармонизация мелодий не требует тонкого знания теории музыки, есть несколько основных теоретических концепций, которые сделают гармонизацию с нотами мелодии гораздо более легкой.

Понимание мелодических интервалов

Прежде чем приступить к гармонизации нот, необходимо понять, какие
мелодические интервалы

встречаются в различных ключах. Для примера мы рассмотрим
мажорный

лад, поскольку в этом ладу нет ни диезов, ни бемолей. Если бы вы играли ноты до-мажора на фортепиано, это выглядело бы следующим образом:


C-D-E-F-G-A-B

Чтобы получить представление о ключе, полезно играть или петь эти ноты последовательно. Например, как только вы почувствуете ключ C, вы можете начать изучать его аккорды, которые состоят из этих интервалов.

Самый основной аккорд в ключе
до мажор

состоит из трех нот
(C-E-G)

. Мы рекомендуем сыграть эти ноты одновременно на фортепиано или инструменте, чтобы услышать, как они сочетаются и гармонируют друг с другом.

C — это
тоника

или
корневая

нота аккорда. По отношению к ноте E, C — это
мажорная терция

. По отношению к G, C — совершенная пятая. Мажорные трети и совершенные пятые — две самые приятные гармонии в западной музыке, и вы, вероятно, поймете, как знакомо они звучат, когда играются вместе.

Нахождение интервалов от корневых нот

Хотя ваша практика должна состоять в нахождении интервалов от
всех

нот, для данного примера мы остановимся на С. Вот интервалы от С и то, на сколько полушагов они отстоят друг от друга:

  • C-C#/Db — минорная секунда — один полушаг
  • C-D — мажорная секунда — два полушага
  • C-D#/Eb — минорная терция — три полушага
  • C-E — мажорная терция — четыре полуступени
  • C-F — Совершенная четвертая — пять полушагов
  • C-F#/Gb — увеличенная четвертая/уменьшенная пятая — шесть половинных шагов
  • C-G — Совершенная пятая — семь полушагов
  • C-G#/Ab — минорная шестая — восемь полутактов
  • C-A — мажорная шестая — девять полушагов
  • C-A#/Bb — минорная седьмая — десять полушагов
  • C-B — мажорная седьмая — одиннадцать полушагов
  • C-C — октава — двенадцать полушагов

Независимо от того, от какой корневой ноты вы начинаете, количество полустепеней и качества этих аккордов останутся одинаковыми. Например, если вы играете мажорный аккорд C и считаете от корневой ноты C до мажорной терции E, вы увидите, что это четыре полушага. С другой стороны, если вы играете в тональности ля мажор и начинаете от корневой ноты А в аккорде ля мажор, вы можете двигаться на четыре полушага, чтобы добраться до мажорной терции C#.

При попытке найти интервалы, которые хорошо сочетаются друг с другом, полезно практиковаться в пении или напевании, когда вы играете ноты. Например, если вы споете корневую ноту и ее мажорную терцию, вы поймете, насколько приятны тональности аккордов. С другой стороны, если вы последовательно споете корневую ноту и ее дополненную четвертую, вы поймете, насколько
диссонируют

тональности аккордов.

Понимание разницы между мажором и минором

Ноты в мажорных тональностях отличаются от нот в минорных тональностях, поэтому важно научиться чувствовать и те, и другие.

Например, если мы возьмем наш пример с мажором и поменяем его на минор, нашим корневым или тоническим аккордом будет минорный аккорд.

В то время как мажорный аккорд читается как
C-E-G

, минорный аккорд читается как
C-Eb-G

. Третья ступень на полступени ниже. В минорных ладах мы понижаем терции, шестые и седьмые. Когда вы практикуете гармонизацию, хорошо бы практиковаться как в мажорных, так и в минорных тонах.

Гармонизирующие ноты на практике

Независимо от того, являетесь ли вы певцом, инструменталистом или и тем, и другим, мы рекомендуем вам петь и играть на фортепиано во время практики. Однако если у вас нет дома пианино, существует множество отличных приложений для виртуального фортепиано, которые вы можете загрузить на свой смартфон или планшет.

Играя и напевая во время гармонизации, вы учитесь воплощать ноты. В конечном итоге это поможет вам гармонизировать на слух.

Давайте рассмотрим несколько способов, которыми вы можете практиковаться:

Используйте легкую мелодическую линию

Начните с мелодии, которая вам хорошо знакома. Затем сыграйте эту мелодию на фортепиано, одновременно напевая ее. Если вам неудобно играть на инструменте, вы можете записать мелодию с
помощью MIDI
и виртуальной клавиатуры в
вашей любимой DAW
и зациклить ее.

Пока ноты в мелодии меняются, попробуйте удерживать ноту гармонии вместе с ней. Когда мелодия продолжится, нота гармонии, которую вы держите, может продолжать работать. Вы должны внимательно следить за тем, как сочетаются или противоречат друг другу ноты.

Например, если ваша мелодия и выбранная гармония, с которой вы начинаете, — это совершенная пятая, нет причин поддерживать интервал совершенной пятой по мере продвижения мелодии. На самом деле, это может звучать очень скучно.

Поэтому вместо этого посмотрите, как долго вы сможете удерживать одну и ту же ноту, пока мелодия не столкнется с ней. Затем, когда это произойдет, спросите себя,
почему

. Вероятно, вы попали на аккордовый тон в мелодии, который диссонирует по сравнению с выбранной вами нотой мелодии.

Чтобы почувствовать, как создавать свои собственные гармонии, полезно поэкспериментировать с сочетаниями нот. Если какая-то нота конфликтует или плохо звучит с другой, попробуйте переставить эту ноту в гармонии, чтобы определить, где она работает. Когда вы найдете ноту, которая работает с нотой в мелодии, определите,
почему

она работает, посмотрев на интервал.

Прослушайте несколько своих любимых песен

Одним из лучших способов научиться гармонии на слух является прослушивание любимых песен. Будь то инструментальная или вокальная музыка, в большинстве музыкальных произведений есть мелодия. Попробуйте определить мелодию и гармонии, которые существуют вокруг нее.

Пока вы слушаете, попробуйте определить, какие интервалы лежат в гармонии.


Хорошо ли гармония сочетается с мелодией?


Они напряженные или диссонирующие?


Какие бывают комбинации нот?


Используют ли они ноты гармонии, находящиеся в основном аккорде (аккордовые тона) или гармонии вне основного аккорда (неаккордовые тона)?

Запишите ответы на эти вопросы и потренируйтесь петь или играть вместе с песней. Слушая разные виды музыки, вы заметите, что в разных жанрах гармония используется по-разному.

Например, в романтической песне в стиле ду-воп 50-х годов будут использоваться терции и пятые, так как эти гармонии более органично сочетаются с мелодиями в западной музыке. С другой стороны, группа блэк-метал может использовать более диссонансные гармонии, такие как минорные секунды или увеличенные четвертые/ уменьшенные пятые (тритоны), чтобы создать ощущение напряжения, страха или отчаяния.

Гармонизирующие аккорды

Конечно, мелодии не имеют смысла, если под ними нет
аккордовой прогрессии
. Поэтому, придумывая гармонии, вы должны не только найти интервалы, которые приятно звучат с нотой мелодии, но и убедиться, что ваши гармонии являются правильными нотами для аккорда.

Именно здесь может пригодиться практика гармонизации с аккордами.

Давайте снова воспользуемся нашим примером с
до-мажором

.

Допустим, мы используем аккордовую прогрессию:

До мажор / Ре минор / Ля минор / Соль / Си

  • До мажор — C-E-G
  • Ре-минор — D-F-A
  • Ля минор — A-C-E
  • Соль мажор — G-B-D

Для простоты предположим, что аккорды меняются каждый такт, а в мелодии используются
только

аккордовые тона в каждом аккорде.

Как видите, использование C в качестве мелодической ноты для первого аккорда (до-мажор), скорее всего, будет отличным выбором, поскольку это корень аккорда. Кроме того, E находится на расстоянии мажорной терции от C, а G — на расстоянии совершенной пятой.

Однако, когда мы дойдем до ре-минора, все может стать немного странным в зависимости от нот в мелодии. Например, если бы в мелодии использовались F или A, то C может сработать, поскольку F находится на расстоянии совершенной четверти от C, а A — на расстоянии минорной шестой. Однако игра D, мажорной секунды от C, может вызвать странное напряжение.

То же самое произойдет, если мы попробуем сыграть C через мажорный аккорд. В то время как C, скорее всего, будет хорошо сочетаться с G благодаря своей совершенной пятой тональности, он может не очень хорошо сочетаться с B из-за своей мажорной седьмой (или минорной второй в обратном направлении) тональности.

Конечно, это фундаментальный способ гармонизации аккордов, поскольку легкий диссонанс иногда может быть очень приятным. Диссонанс постоянно используется в джазе, и без него многие из наших любимых джазовых мелодий были бы довольно скучными. Например, джазовые композиторы постоянно используют секунды, седьмые, тритоны, девятые и одиннадцатые для создания уникальных гармоний.

Дело в том, что это зависит от контекста, а контекст возникает из аккордов. Поэтому, когда вы играете аккорды и пытаетесь играть или петь гармонии для этих аккордов, вы услышите, что сочетается, а что нет.

Тренировка слуха

Хотя вам не нужно платить за дорогие уроки музыки, чтобы научиться гармонии, неплохо было бы попрактиковаться в базовой тренировке слуха, чтобы чувствовать себя более комфортно при пении и игре на гармонии.

Тренировка слуха — это процесс соединения нот, интервалов, гамм, аккордов, мелодий и гармоний с тем, что мы слышим. По сути, занимаясь тренировкой слуха, вы наводите мосты между различными музыкальными структурами.

Одним из основных направлений этого вида обучения является развитие
слуховых навыков

. Когда музыканты обладают хорошими слуховыми навыками, они могут определять звуки на слух, называть их, транскрибировать и петь/воспроизводить их. По мере развития слуховых навыков человек может импровизировать, основываясь на понимании гармонических правил.

Мы рекомендуем загрузить несколько приложений или программ для тренировки слуха, чтобы начать практиковаться. В свою очередь, вы получите более глубокое понимание теории музыки и обретете способность слышать гармонию, что позволит вам с легкостью петь, играть, сочинять и импровизировать.

Читать ноты

В Интернете существуют огромные нотные библиотеки, которые могут быть очень полезны при построении понимания гармонии. Читая ноты профессиональных авторов и композиторов, вы можете начать представлять, как они пишут гармонию в своей музыке.

Вы можете увидеть, как мелодии развиваются по аккордовым прогрессиям или как определенный тон аккорда используется в мелодии для придания ей уникального вкуса.

Как практиковать пение гармонии

Если научиться гармонии на инструменте, таком как фортепиано или гитара, может быть легко, поскольку вы можете играть несколько нот одновременно, то научиться петь гармонию может быть гораздо сложнее, поскольку вы не можете петь несколько нот одновременно своим голосом.

Для тренировки вокальной гармонии вы можете практиковать гармонизацию с записями собственного пения.

Начните с записи своей мелодии из одной из ваших любимых популярных песен. Затем, воспроизводя запись, попробуйте гармонизировать мелодию. В процессе гармонизации запишите все неровности, с которыми вы столкнулись, а затем спросите: «Почему?».

Возможно, вы поете интервал, который не совсем подходит к данной ноте мелодии, так что было бы неплохо поменять его и посмотреть, что получится. Чем больше и чаще вы будете практиковаться, тем лучше будут становиться ваш тембр и подача, и тем легче будет гармонизировать на слух.

Заключительные мысли — Важность гармонии в музыке

Гармония — один из самых важных аспектов музыки. Создаете ли вы аккорды или пишете гармонические линии для мелодий, вы используете гармонию. Развитие гармонических навыков поможет вам стать лучшим композитором, автором песен, певцом и инструменталистом.

Следуйте нашим инструкциям, и вы станете экспертом в мире музыкальной гармонии.

Как известно, одна из основных задач музыкальной гармонии — это дополнение мелодии и раскрытие ее образного строя.
Хорошо написанная мелодия, как правило, содержит в себе направление гармонического движения, которое каждый композитор или аранжировщик использует для составления полной схемы гармонизации.

Классическая школа строится в основном на выполнении заданий по гармонизации в 4-х голосии.
При этом как таковых базовых принципов гармонизации мелодии не выделяют. (По крайней мере я таких не нашел).

Однако учебники и живая музыкальная практика всегда отличаются, в том числе и в подходах к гармонизации мелодии.

В поисках различных вариантов гармонизации мелодии я нашел 2 варианта, которые перекрывают все возможные варианты гармонизации, как в модальной так и в тональной гармонии.

Сразу отмечу, что эти принципы отражают взаимодействие мелодии и гармонического сопровождения, а не законы гармонии и мелодии. То есть, данная классификация предполагает следующую иерархию

ier

Такой подход позволяет более свободно экспериментировать с гармонизацией и получать современной звучание.

Итак, рассмотрим 2 вида взаимодействия аккордов и мелодии.

1. Мелодия подчиняет гармонию.
2. Гармония подчиняет мелодию.

При этом в каждом пункте можно выделить еще несколько.

1. Мелодия подчиняет гармонию
Данный подход является базовым во многих стилях музыки и основан на доминировании мелодического начала.
Любая нота мелодии принимается за аккордовую, не аккордовую или хроматическую.
Здесь стоит отметить, что само понятие аккордовых-неаккордовых нот является достаточно условным поскольку не отражает реальной музыкальной ситуации и используется больше для удобства работы с гармонизацией. Например, нота B в аккорде Am можно назвать неаккордовой, а можно принять за надстройку sus2 тогда она превращается в аккордовую.
После маркировки тонов мелодии выстраивается гармоническая цепочка. При этом выбор аккордовых тонов может быть абстрактным ( например, каждая целевая или длинная нота может выполнять роль только 4 ступени или только 7 ступени аккорда).

Или основанным на принципах тонального движения. Например, 7 ступень мажора в тональном движении, гармонизуется, чаще всего, D функцией, а в джазе любым аккордом.
Базовым подходом в данном методе будет сохранение тональности мелодии и подчеркивание отклонений если они присутствуют.

2. Гармония подчиняет мелодию

Аккорды двигаются в любом установленном композитором порядке. Это может быть и тональное движение. Можно использовать отклонения, далекие модуляции, необычные переходы.
Мелодия здесь это только базовый посыл для раскрытия гармонии. Любая нота мелодии может быть помещена в любую тональность и гармонизована.
Как пример, посмотрите на гармонизацию гаммы C мажор

Начинается она с Db мажора, затем двигается Dm и заканчивается в А.

Такая техника позволяет даже самую тривиальную мелодию заставить звучать очень необычно и интересно.

Помните, что это только базовые принципы, которые нужно использовать, как указатели при использовании самых разных способов гармонизации.

Просто не забывайте, кто главные в этой паре мелодия или гармония.

Подбираем музыкальные гармонииМузыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

Содержание статьи

    • Как правильно подбирать музыкальную гармонию
  • Примеры аккордовых последовательностей
      • До мажор
      • Ре мажор
      • Ля минор
    • Как найти тонику

Как правильно подбирать музыкальную гармонию

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем главные ступени лада – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й  и 6-й ступеней. Реже –  7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже — ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.

А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так

Ну, а кроме стандартных — 1, 4 и 5 ступеней — базы любой тональности, используются следующие гармонии:

  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем — стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж.  Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят — «простенький аккомпанемент».  Он действительно несложный — при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии — это уже ближе к профессионализму.  Поэтому и называется «подобрать» аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную  ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках — то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и «подбираем» на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, «щупаем» другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет — удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии — дело практики.

Живое исполнение музыкальной композиции всегда гораздо эффектней, чем технический «минус». Посмотрите и убедитесь сами.

Как гармонизировать мелодию

Гармонизация – одна из задач на уроках сольфеджио, гармонии и теории музыки в музыкальных школах, училищах и вузах. Смысл задачи – подобрать аккорд, с которым звук или группа звуков мелодии имеет благозвучие. В гармонизацию не входит создание фактуры и инструментовка произведения (то есть создание оригинального ритмического, инструментального и других рисунков произведения).

Как гармонизировать мелодию

Инструкция

Под каждым звуком мелодии напишите римскую или арабскую (как удобно) цифру, обозначающую номер ступени в тональности. Если в мелодии встречаются модуляции и отклонения в другие тональности, отметьте их и после изменения ведите счет уже от новой тоники.

Каждый звук входит в один или два аккорда конкретной тональности. Это могут быть основные аккорды (тонический, субдоминантовый или доминантовый) или аккорды побочных ступеней (медианы, от второй, третьей, шестой и седьмой ступеней). Вы можете использовать практически любой из этих аккордов, но соблюдайте общие правила классической гармонии.К примеру, доминантовый аккорд лучше использовать в конце формы, перед заключительным тоническим. В редких случаях он может использоваться в затакте, в начале формы. Вслед за ним обычно ставится тонический аккорд.

Плохо понятна (практически не воспринимается обычным слушателем) смена гармонии чаще двух раз за такт. При этом в четырехдольном размере распространены два вида гармонии: на счеты «раз, два» — один аккорд, на «три, четыре» — второй. Иногда весь такт держится один аккорд.Это правило не обязательно к исполнению. Наоборот, если вы время от времени будете нарушать ритм гармонии (первый аккорд на три доли, второй на две, третий на одну), в мелодии появится некоторая живость.

Отличайте звуки, на которые необходима смена аккорда, от проходящих. Последние могут без ущерба для мелодии прозвучать на фоне основного аккорда, даже если составляют диссонанс с одним из звуков аккорда.

Начинайте упражняться в гармонизации с простых, давно знакомых мелодий: «Чижик-пыжик», «Елочка», другие любимые детские мелодии. Кстати, пример гармонизации первой песни:Раз, два – тоника (в до-мажоре – до-мажор).
Три, четыре – доминанта (соль-мажор).
Раз, два – доминанта.
Три, четыре – тоника.

Аккорды можно играть «столбами» (левой рукой одновременно три или четыре звука), арпеджио или другим способом, принципиального значения это не имеет. Важно одновременно правой рукой сыграть мелодию без заминок.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Простейший способ создания музыкальной гармонии. Квинтовый круг с числами мажорности аккордов

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 22K

Рассмотрим квинтовый круг аккордов. Число — значение мажорности аккорда. Вне зависимости от лада, тоника должна быть установлена в верхнее положение:

Установка тоники

Установка тоники

В конце статьи будет инструкция как изготовить такой вращающийся круг

Мельчайшие шаги по кругу аккордов. Здесь C-Am(+2) и C-Dm(-1)

Мельчайшие шаги по кругу аккордов. Здесь C-Am(+2) и C-Dm(-1)

Мельчайшие шаги по кругу аккордов происходят при ходе мажорный-параллельный минорный аккорд, +2(изменение числа при этом ходе), а также при движении мажорного аккорда на секунду вверх в минорный, -1, и назад с обратным знаком для обоих случаев. Движение по часовой стрелке ведёт к музыкально мажорным, против часовой к минорным аккордам(отрицательные числа). Для запуска простейшей гармонии достаточно создать некую закономерность например волну из значений(чисел) аккордов:

Гармоническая фигура "Волна". Аккорды Cm-Eb-Fm-Eb

Гармоническая фигура «Волна». Аккорды Cm-Eb-Fm-Eb

Если у вас нет доступа к инструменту и воспроизведению этих аккордов можете посмотреть видео в конце статьи. Там и аккорды и текст с озвучкой.

Можно перескочить через несколько и плавно вернуться назад. Получим фигуру «Пила»:

Гармоническая фигура "Пила". Аккорды Cm-Ab-Fm-Eb

Гармоническая фигура «Пила». Аккорды Cm-Ab-Fm-Eb

Следующее движение через один мельчайший шаг. Его называют кварто-квинтовым, так как звуки аккорда идут на квинту или кварту. Изменение между числами(далее дельта Δ) 3. В этих ходах уже больше динамики(напряженности), чем в предыдущих:

Кварто-квинтовое движение в мажоре и миноре и его динамика. Аккорды C-F-C-G и Fm-Cm-Gm-Cm

Кварто-квинтовое движение в мажоре и миноре и его динамика. Аккорды C-F-C-G и Fm-Cm-Gm-Cm

Первое что важно в аккордовых прогрессиях так это периодическое возвращение к тоническому аккорду. Без этого слух просто потеряет ориентир и не сможет дальше интерпретировать аккорды.

На ощущение завершенности прогрессии аккордов заметно влияет метрическое положение аккордов.

Наиболее завершённо звучит тонический аккорд на сильном времени метра(такте), иначе будет запущена фаза движения, подстёгивающая гармонию к развитию. В простом чередовании Cm Gm Cm Gm в размере 4/4 третий аккорд хоть и тонический но выпадает на метрическую фазу движения — относительно сильную долю квадрата поэтому не звучит завершённо.

Рассмотренный выше подход к созданию прогрессий я назвал линейным. Ниже будет рассмотрен второй — квинтовый. Оба подхода связаны и один другому не мешает — можно их комбинировать.

В этом движении уже наблюдаем некую закономерность о которой сейчас поговорим:

Образовавшаяся линия нисходящих квинт. Аккорды C-F-Bb-Eb

Образовавшаяся линия нисходящих квинт. Аккорды C-F-Bb-Eb

Вкратце скажу о программе слева. Она показывает расположение звуков аккордов на квинтовой цепи. Чёрная линия посередине(сейчас между C и G) показывает тонику и доминанту. Выше линии находятся — мажорные звуки, ниже — минорные(сейчас это не особо важно, можно пропустить,а кому интересно почитайте потом предыдущую статью).

Секрет золотой секвенции

Рассмотрим золотую секвенцию(тонику поменяли на A):
Am Dm G C F Bdim Em Am
Im-IVm-VIIb-IIIb-VIb-IIdim-Vm-Im

Путь аккордов золотой секвенции на квинтовом круге можно представить так:

Секвенция без обращений аккордов. Вверху интервалы на которые движется каждый из трёх голосов
Секвенция без обращений аккордов. Вверху интервалы на которые движется каждый из трёх голосов
Золотая секвенция на квинтовой цепи
Золотая секвенция на квинтовой цепи

Из-за ограничения 7звучного лада, в ходе Dm-G нижний звук F, что далее должен быть Bb переносится на 6 квинт вверх в звук B. То же самое и дальше при ходе F-Bdim и Bdim-Em.

В итоге мы видим, что золотая секвенции это движение звуков по нисходящему ладу Шепарда, создающее иллюзию постоянного минорного движения вниз по квинтовой цепи.

Все разновидности ладов Шепарда звучат гармонично, поэтому ниже покажу все что нашёл

Нисходящий лад Шепарда золотой секвенции

Нисходящий лад Шепарда золотой секвенции

Секвенцию можно перевернуть, брать из неё фрагменты и смещать начало(звучать всегда будет хорошо). Например прогрессия Am Em Bdim F это первые 4 аккорда перевёрнутой. Если начать секвенцию с аккорда C то получим круговую цепочку в мажоре: C F Bdim Em Am Dm G C. Вот пример использования крупного фрагмента перевернутой: Am C G Dm Am Em Bdim F.

Динамичная золотая секвенция

Динамичная золотая секвенция

На рисунке выше лад Шепарда с шагом 2 или динамичная золотая секвенция(тоника С). Все звуки идут на 2 шага вниз по квинтовой цепи, а вверх переносятся если выходят за пределы лада. Самая динамичная её часть(Bb-Ab-Gm) подчёркнута красным, остальные ходы(Fm-Eb-Ddim-Cm-Bb) очень спокойны(Δ+1).

Осевые прогрессии

Осевые прогрессии

Особенность большинства прогрессий с формой волны в том, что крайние звуки на цепи очерчивающие большую терцию движутся равномерно на квинту вверх и вниз вокруг виртуальной оси(красная линия). Их назовём осевыми. Принцип сохранится если любой аккорд этой последовательности заменить на ему параллельный(на квинтовом круге) с общей большой терцией. Осевую можно логически продолжить по принципу золотой, получим часть восходящего лада Шепарда:

Нисходящий лад Шепарда дают также ходы dim7 по полутонам вниз, увеличенные по полутонам вверх, и уменьшенные по квартам вверх что часто можно увидеть в цепочках доминантсептаккордов:

Вернёмся к простым аккордам.

Перед минорной тоникой на крайней мажорной точке движения вместо аккорда VIIb(Bb) lin-1 или Vm(Gm) lin1 часто встречается мажорная доминанта со значением 8(G подчеркнул на рисунке ниже) для усиления мажорности на этой фазе движения гармонии и более резкого утвердительного прихода в тонику(8->-2 Δ10). Возникает один внеладовый звук VII(B), а квинта(G-D) остается в ладу. При этом в цепочке также могут присутствовать аккорды Bb или Gm например в фигуре шаг вперед 2 назад или обратной осевой гармонической:

Сопоставление минорных аккордов с мажорной доминантой звучит динамично так как при этих ходах сильно меняется линейное значение. Максимальное изменение гармонического минора можем наблюдать в прогрессии VI-V-I(крайний круг справа):

Динамичные прогрессии с участием мажорной доминанты

Динамичные прогрессии с участием мажорной доминанты

Ещё большую динамичность можно получить заимствуя аккорды из крайних ладов, например лидийский D lin11(ещё называют двойной доминантой) или фригийский Db lin -10:

Круг с квартаккордами(sus), уменьшенными и увеличенными.

Для тех продвинутых кому интересны уменьшенные(-) и увеличенные(+) аккорды и квартаккорды(4, две кварты вверх, они же sus в обращениях) сделал версию круга с ними(ссылка в конце статьи). Для прямого сравнения(в экспериментальных целях) корректнее сопоставлять однотипные(G4-C4,C-Bbm…) аккорды на фоне постоянно звучащей тоники т.к. они немного из разных «измерений».

Круг аккордов С

Круг аккордов С

А сейчас анализ гармонии на примере простой популярной песни Hi-Fi «Седьмой лепесток»(тоника Bb).

Анализ гармонии

Сопоставление аккордов квадратов куплета

Сопоставление аккордов квадратов куплета

Куплет начинается с обратной осевой. Во втором проходе аккорд -7 меняется на +8(ход в него более динамичен) что создает сопоставление двух квадратов или вопрос-ответ(рисунок выше).

Перед припевом гармония останавливается на Db(IIIb) и плавно выходит на припев(Δ-3). Припев начинается уже не с тоники, а с минорного аккорда Gb. Создается метрическая и гармоническая неустойчивости и это запускает фазу движения: минорный аккорд Gb(-7) на сильном времени, а тонический Bbm на слабом. Гармония замедляется в 2 раза, один аккорд на 2 такта, и плавно идёт на подъём. На стыке первого и второго прохода(красная стрелка выше) возникает самый динамичный ход натурального 7 звучного лада Δ8.

Припев плавно(Δ-3) выходит на тонический аккорд проигрыша. Далее в проигрыше идёт простая волна кварто-квинтовыми шагами:

Весь гармонический путь песни:

Фигура "Волна" в куплете и проигрыше и "Пила" в припеве

Фигура «Волна» в куплете и проигрыше и «Пила» в припеве
Кому интересно откуда взялись числа мажоности аккордов.

Каждый звук аккорда можно представить как отдельный голос который при переходе в другой аккорд двигается на определенный интервал. Суммарное изменение в голосах при такой смене легко вычислить. Переводим все звуки первого созвучия в линейный вид(б звуки становятся отрицательными:
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6), суммируем, то же самое для второго и находим разницу между ними — линейную дельту.
К примеру хотим узнать какое изменение будет при переходе созвучия Fm в C. Первое в линейном виде при тонике C 0 -1 -4 что суммарно -5а. Второе 0 4 1 сумма 5а. Получаем разницу между ними +10а. И действительно убеждаемся что в этом переходе аккордов два голоса идут на м2 вниз что даст +5а и +5а(таблица интервалов в предыдущей статье). Это значит что второе созвучие на 10 единиц мажорнее первого и при переходе слушатель это изменение почувствует причем вне зависимости от тоники и обращения. Собственно и почему ход Fm-C(Δ+10) звучит также хорошо как и G-Cm(Δ-10).
Линейное значение созвучия относительно других не зависит от текущей тоники, поэтому такой учёт будет абсолютным.

Как мы увидели, для запуска гармонии достаточно создать логичное движение звуков по квинтовой цепи(квинтовый подход, например как в золотой секвенции) или логичное движение значений аккордов(линейный подход, гармонические фигуры).

Изготавливаем вращающийся круг аккордов со значениями мажорности

Инструкция по изготовлению круга

Инструкция по изготовлению круга

После всех действий установите нужную тонику в верхнее положение как вначале статьи на рисунке «Установка тоники».

Квинтовые круги аккордов(файлы «Круг для печати» и «Круг для печати sus,dim,aug») и программу музыкальный анализатор для просмотра аккордов на квинтовой цепи(видеоинструкция на канале) можно скачать здесь.

Статья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:

Предыдущие статьи:
Природа музыкальных ощущений. Родство звуков.
13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти умную бабу
  • Коэффициент отражения светового потока как найти
  • Кинематика как найти начальную скорость
  • Как найти свой телефон через облако
  • Как найти удельный вес железа