Как составить геометрический узор или орнамент

Как вы знаете, существуют различные виды орнаментов. Они бывают растительными, предметными, пейзажными, астральными, цветочными, фантастическими, каллиграфическими и др. Все зависит от того, из каких элементов выполняется узор. Геометрический состоит из простых фигур — круга, квадрата, прямоугольников, треугольников. Это самый распространенный и легкий для построения вариант. Чтобы его сделать, достаточно использовать трафареты или чертежные инструменты и понимать закономерность построения.узоры из геометрических фигур

Геометрические орнаменты и узоры: виды

Расположение и характер композиции всегда связаны с формой предмета, на который наносится рисунок. По этому признаку существуют такие типы орнаментов из фигур:

  • ленточный;
  • сетчатый;
  • центрический или розеточный.

Первый строится в виде прямой или криволинейной полосы, идущей по центру или краю изделия. Так оформляют фризы, бордюры. Во втором случае вся декорируемая поверхность заполняется рисунком. У третьего варианта отдельные элементы располагаются внутри квадрата, круга, ромба, прямоугольника, которые находятся в центре украшаемого предмета.

Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых…

Области применения орнамента

Геометрические узоры на посуде применялись с древних времен. Это был самый легкий способ украшения кувшина или горшка. Использовались обычные палочки, которыми делались круглые углубления в поверхности, линии.

С развитием технологий геометрические орнаменты начали применяться в архитектуре, одежде. Сейчас их часто используют для украшения текстильной продукции, платков, постельного белья, ковров, а также в полиграфии при печати книг, обоев, для декорирования мебели, отделочных материалов (керамической и потолочной плитки, ламината, линолеума и.т.д).геометрические орнаменты и узоры

Важные понятия

Любой узор, геометрический, растительный, имеет определенный мотив и раппорт. Нужно четко понимать, что значат оба слова. Первое — это главный элемент орнамента. Он бывает простой, состоящий из одной формы с единым контуром, или сложный, который предполагает наличие нескольких составных частей.геометрические узоры на посудеВ качестве мотива может выступать стилизованный цветок, лист, звезда, разные виды многоугольников, звезда, состоящая из треугольников. Раппорт представляет собой совокупность мотива или их группы и расстояния до соседнего.

Геометрический стиль в последнее время становится все более популярным. Любителям четких линий,…

Приемы построения орнамента

Каждый узор, геометрический, растительный или любой другой, представляет собой определенный ритм, то есть повторение, чередование определенных элементов. В качестве мотива можно взять равнобедренный треугольник. Многократно повторите его по горизонтали без промежутков, тогда получатся своеобразные зубчики, на одинаковом расстоянии или чередуя длину пространства между элементами в определенной комбинации. Вид ленточного орнамента будет меняться. То же самое можно сделать по вертикали.

Чтобы создать сетчатый узор, достаточно полученную на первом этапе строчку из треугольников повторить несколько раз в столбик. Каждый модуль может находиться как один под другим, так и со смещением. Два разных горизонтальных ряда чередуются по определенной закономерности, через один, два и т.д

Осетинские орнаменты создавались в течение многих веков. Считаются одними из древних в культуре…

Оригинальные декоры получаются при комбинации различных видов отзеркаливания. По горизонтали или вертикали отражаются строчки, столбцы или только их части в определенной комбинации.

Центрические геометрические орнаменты и узоры получить также легко. Достаточно выбрать точку вращения на одном из концов элемента, внутри него или за пределами и вокруг нее сдвигать треугольник на определенное количество градусов.

Как сделать орнамент новичку

Простые геометрические узоры выполнить очень легко. За основу берется набор фигур, скомпонованных, например, в квадрате. Этот модуль повторяется многократно по любой из приведенных выше закономерностей.

Самый простой и увлекательный способ разработать узор, геометрический, растительный или любой другой — это использовать графический редактор на компьютере. Подойдет программа, работающая с векторной графикой, под которой понимаются как раз простые геометрические формы, имеющие контур и заливку. Такие узоры можно получить в редакторе Corel Draw или Adobe Illustrator.узор геометрический

Алгоритм работы будет следующий:

  1. Из геометрических фигур составляете базовый элемент.
  2. Выполняете операцию группировки частей.
  3. Копируете модуль.
  4. Вставляете нужное количество раз.
  5. Применяете функцию распределения всех выделенных фрагментов на определенном расстоянии. Строка готова.
  6. Группируете ее так же, как и сам модуль вначале.
  7. Пробуете различные комбинации отражений, повторений. Можно даже сделать вращение по окружности с разным углом поворота.

Комбинаций будет получаться множество. Выбирайте лучшие, распечатывайте или используйте в любых других целях. Кстати, можно воспользоваться таким изображением в качестве трафарета: обвести получившийся узор через стекло на бумагу, а дальше использовать для росписи ткани, декора открыток ручной работы, вышивки, витража, резьбы и любой другой техники художественного мастерства.

Построение по клеткам

Узоры из геометрических фигур легко сделать по сетке. Можно воспользоваться обычным тетрадным листом или предварительно расчертить тонкими линиями ячейки любого размера на листе. Уже по ним обводятся контуры или зарисовываются цветом фигуры. Величину частей и промежутков легко определить, посчитав клеточки.простые геометрические узоры

Итак, вы увидели, как строятся геометрические орнаменты и узоры. Вы можете выбрать любой из приведенных способов и попробовать самостоятельно выполнить какой-то вариант. Если делать это задание на компьютере, вы получите огромное количество вариантов. Это занятие очень увлекает, так как заранее трудно даже предположить, какой в итоге получится сложный декор из простого элемента.

Как вы знаете, существуют различные виды орнаментов. Они бывают растительными, предметными, пейзажными, астральными, цветочными, фантастическими, каллиграфическими и др. Все зависит от того, из каких элементов выполняется узор. Геометрический состоит из простых фигур — круга, квадрата, прямоугольников, треугольников. Это самый распространенный и легкий для построения вариант. Чтобы его сделать, достаточно использовать трафареты или чертежные инструменты и понимать закономерность построения.

узоры из геометрических фигур

Геометрические орнаменты и узоры: виды

Расположение и характер композиции всегда связаны с формой предмета, на который наносится рисунок. По этому признаку существуют такие типы орнаментов из фигур:

  • ленточный;
  • сетчатый;
  • центрический или розеточный.

Первый строится в виде прямой или криволинейной полосы, идущей по центру или краю изделия. Так оформляют фризы, бордюры. Во втором случае вся декорируемая поверхность заполняется рисунком. У третьего варианта отдельные элементы располагаются внутри квадрата, круга, ромба, прямоугольника, которые находятся в центре украшаемого предмета.

Чем отличается узор от орнамента

Красивый узор или орнамент всегда притягивает внимание. Предметы с таким рисунком на поверхности выглядят интересно и привлекательно. Но какие особенности характерны для каждого из видов изображения и чем отличается узор от орнамента? Об этом пойдет речь дальше.

  • Общие сведения
  • Сравнение

Общие сведения

Узор, согласно определению, – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. Корни этого слова идут от «узреть, зреть», что, в свою очередь, означает «глядеть на что-то, созерцать». Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временем от примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам. Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами. Так люди подчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.

Орнамент – понятие более узкое. Это тоже узор, но со своими особенностями. Произошедшее от латинского ornamentum, это слово стало употребляться в русском языке поздней, чем «узор». Перевод звучит как «украшение», что указывает на главную, декоративную, функцию орнамента. Наноситься такое изображение может на предметы одежды, утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки).

Орнамент

Сравнение

Итак, не всякий узор определяется как орнамент. Существует один ключевой признак, на который следует опираться, и он хорошо просматривается при визуальном сравнении изображений. В чем разница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любого орнамента есть свое название – раппорт.

По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические, представляющие собой последовательность абстрактных форм:

Антропоморфные, с изображенными фигурами людей:

Зооморфные, стилизующие животный мир:

Растительные, составленные из изображений цветов, плодов и прочего:

Кроме организованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается. А воплощение замысла художника нередко происходит с помощью специальных машин.

thedifference.ru

Области применения орнамента

Геометрические узоры на посуде применялись с древних времен. Это был самый легкий способ украшения кувшина или горшка. Использовались обычные палочки, которыми делались круглые углубления в поверхности, линии.

С развитием технологий геометрические орнаменты начали применяться в архитектуре, одежде. Сейчас их часто используют для украшения текстильной продукции, платков, постельного белья, ковров, а также в полиграфии при печати книг, обоев, для декорирования мебели, отделочных материалов (керамической и потолочной плитки, ламината, линолеума и.т.д).

геометрические орнаменты и узоры

определение, история, виды и интересные факты :: SYL.ru

Что такое орнамент? Это узор, который сформировался под влиянием определенной культуры. Такими рисунками люди украшают одежду, предметы быта и свое жилище. Раньше орнамент играл большую роль в жизни человека. А как же он используется сегодня? Об этом читайте ниже.

Определение

Что такое орнамент? Это узор, который состоит из упорядоченных элементов. В основе его лежит ритм, то есть повторяющаяся часть, которая носит название рапорт. Определение орнамента нужно искать в его происхождении.

Ornamentum – латинское слово. Означает оно украшение. Использовался такой декор на предметах быта. Им украшали одежду, посуду, оружие и архитектурные сооружения. Чаще всего орнамент нес определенную смысловую нагрузку. Откуда люди брали вдохновение для творчества? Из окружающей среды. Первые орнаменты были растительные, только потом они стали геометрические. Почему?

С развитием точных наук люди задумались над тем, что все должно строиться не по наитию, а по строгим формулам, которые в искусстве называются канонами. Как проявляется связь орнамента и математики? Это можно увидеть, посмотрев на повторение части орнамента. Рапорт служит своеобразной точкой отсчета. Он упорядочивает орнамент, придает ему строгость и простоту восприятия. Не нужно рассматривать изделие со всех сторон, мозг может самостоятельно дорисовать часть картинки, которая повторяется с равным промежутком.

История

Что такое орнамент, мы поняли, а как же он появился? Первые сведения о нем можно найти в эпоху палеолита. Уже тогда люди поняли, что упорядоченная информация лучше воспринимается человеком. В неолите орнамент начал активно развиваться. Расцвет его происходит совместно с развитием Египетского государства. Именно в ту эпоху люди активно осваивали керамическое искусство. С помощью нитей и тростинок они наносили рисунок на вазы и сосуды. Причем изображения имели сакральный смысл.

Чаще всего украшались не предметы повседневного пользования, а ритуальные изделия. В декорированных кувшинах приносили дары богам и фараонам. В римской империи люди стали изображать на вазах не только геометрический и растительный декор, но и сценки из жизни. Они украшали амфоры и вазоны. История возникновения орнамента неотрывно связана с развитием культуры. Люди украшали одежду не для того, чтобы она выглядела презентабельно, а для того, чтобы умилостивить злых духов.

Со временем орнамент стал нести все меньше смысла. С развитием монистической религии люди перестали придавать символике большое значение. Узоры и орнаменты на посуду наносились только в декоративных целях. Но все равно этот пласт культуры, который до сих пор играет большую роль в развитии искусства.

Виды орнаментов

  • Технический. Что такое орнамент? Это узор, самым первым декором изделия был тот, который получался сам собой, вне зависимости от желания человека. Например, при ткачестве орнамент получался из переплетения нитей. То есть, переплетая их в одной и той же последовательности, появлялся не хаотичный, а упорядоченный рисунок. То же самое касается и процесса изготовления керамических изделий. При выкручивании, горшки мастеру приходилось ровнять стеками, оттиск от которых отпечатывался на изделии.
  • Символичный. Со временем люди сообразили, что если рисунок получается, то им можно управлять. И поэтому они стали наносить на изделие определенные символы. И сразу же им стали придавать сакральное значение. Например, кругом люди изображали солнце, а волной – греческий меандр.
  • Геометрический. Постепенно, символам стали придавать четкую форму. Так появился геометрический орнамент. Причем на этом этапе развития люди стали уделять внимание не только форме, но и цвету.
  • Растительный. Такой орнамент до сих пор считается самым популярным. Изображать его проще, чем геометрический. В каждой стране были свои мотивы. На древнегреческих вазах можно увидеть изображение виноградной лозы, а на японских – цветка хризантемы.
  • Каллиграфический. С развитием письменности в орнамент стали добавлять не только изображения, но и буквы. Даже неграмотные мастера частенько украшали свои изделия непонятными символами, которые они кропотливо копировали с алфавита. Особенно широко распространился этот вид декора в восточных и арабских странах.
  • Фантастический. Такой орнамент сочетал в себе все предыдущие виды. Нередко в нем можно увидеть фантастических животных птиц и иные проявления человеческого воображения. Расцвета этот вид декора достиг в эпоху средневековья. Тогда мастерам церковь запрещала изображать человека.
  • Астральный. Из названия понятно, что в этом орнаменте главную роль играло небесное светило. В нем также можно было увидеть облака, другие планеты и звезды.
  • Пейзажный. Такой орнамент найти на керамических изделиях практически невозможно. А вот на текстиле такой вид декора встречается часто.
  • Анималистический. Изображения зверей и птиц всегда вдохновляли художников. Поэтому братья наши меньшие часто становились предметами стилизации.
  • Антропоморфный. Человек нередко запечатлел и себя в своем творении. Мужские и женские фигуры во всевозможных позах часто украшали как изделия быта, так и одежду.

Орнамент в одежде

Только в конце XIX в. узоры на одежде перестали играть большую роль. После войны люди стали перебираться в города, у них появилось много забот с нахождением работы, заботой о семье. Поэтому одежда стала нести только одно назначение – защищать тело человека от холода и посторонних взглядов. Конечно, когда мир наладился, дизайнеры и модельеры стали прививать людям желание красиво одеваться. Но в их творчестве орнаменты и узоры несли только декоративное значение.

Наши предки придавали большое значение вышивки и ткачеству. Кодируя с помощью орнамента различные слова и предложения, женщины пытались уберечь свою семью от воздействия злых духов, порчи и сглазов. Люди верили в символику и активно применяли ее в жизни.

Украшение посуды

Издревле предметы быта обильно декорировались. Орнаменты и узоры украшали тарелки, кружки, чаши и вазы. Но орнамент на них стал играть декоративную роль уже в 1000 годах н. э. С принятием христианской веры, цари пытались искоренить всевозможные напоминания о язычестве. Поэтому предметы утвари стали декорировать растительным, геометрическим или фантастическим орнаментом. И узоры на посуде стали постепенно упрощаться. Сегодня сложно встретить сервиз, по краю которого будет нанесено сложное переплетение линий. Все чаще тарелки декорируются одним печатным изображением.

Орнамент в интерьере

Декору помещений люди всегда уделяли повышенное внимание. Но орнамент как вид декоративной композиции можно было встретить только в домах богатых людей или во дворцах царей. Крестьяне украшали свои избы узорами только с наружной стороны. А вот дворцы обильно декорировались изнутри лепниной. И чаще всего это был растительный орнамент. Его можно найти на потолке и даже на полу. Часто узорами, которые имеют рапорт, декорировались зеркала, люстры и, конечно, мебель.

Где можно найти орнамент сегодня

Несмотря на то что современные европейцы все еще имеют суеверия, они больше не пытаются оградиться от влияния злых духов с помощью узоров на одежде. А вот на тело татуировки с сакральным смыслом наносят часто. Узоры люди берут как и из славянского фольклора, так и из римского или египетского искусства.

А вот жители востока до сих пор отдают дань орнаментам. Как и их предки, они декорируют одежду и предметы быта. Причем делают они это не в угоду доброй памяти, а потому, что считают, что узоры приносят в дом благополучие, здоровье и счастье.

Интересные факты

  • Вышивка на одежду наносилась в основном на те места, через которые могла проникнуть нечистая сила. Это были манжеты, ворот и подол.
  • По мнению американских искусствоведов, такой популярный в Греции меандр – это рисунок капкана. Именно его расставляли древние охотники для поимки диких зверей. Сегодня же орнамент с меандром часто украшает декоративные изделия, так полюбившиеся нашим современникам.
  • Кельтский орнамент состоит из завязанных узлов. И эти линии считаются символичными, они обозначают переплетение жизни и судьбы людей.

www.syl.ru

Важные понятия

Любой узор, геометрический, растительный, имеет определенный мотив и раппорт. Нужно четко понимать, что значат оба слова. Первое — это главный элемент орнамента. Он бывает простой, состоящий из одной формы с единым контуром, или сложный, который предполагает наличие нескольких составных частей.

геометрические узоры на посуде

Что такое орнамент? | Культура

Стихотворение из фигурок

Узоры и орнаменты — это целый мир, загадочный и удивительный. На них можно смотреть долго и всякий раз замечать новые нюансы. Что такое узор — это понятно многим. Так называют рисунок, в котором сочетаются между собой линии, краски, фигуры. Иногда идею подсказывает сама природа — достаточно вспомнить морозные веточки на зимнем окне. Однако не каждый узор можно назвать орнаментом. Интересно задуматься, в чём же заключается различие.

Орнамент — это особый узор. Он состоит из элементов, которые ритмично повторяются и чередуются друг с другом. В результате образуется орнаментальный ряд. Это своего рода нарисованное стихотворение. В нём могут присутствовать самые разные изображения. Но, как правило, они очень обобщённые и схематичные. Не всегда их легко узнать.

Вряд ли возможно точно сказать, где и когда был придуман первый орнамент. Но совершенно очевидно, что произошло это много тысячелетий назад. Люди старались осмыслить и запечатлеть окружающую действительность. Первоначально роль орнаментов не сводилась к чистой декоративности. Это были отражения быта людей, их религиозных воззрений и наблюдений за природой.

Красочный фольклор

Устойчивые орнаменты складывались с древних времён. Их форма оттачивалась многими поколениями и часто затем существовала в неизменном виде на протяжении столетий. У каждого народа есть своя система орнаментов. Она порой настолько самобытна, что её сложно спутать с другой. Орнамент становится тем признаком, по которому определяется принадлежность предметов к определённому времени и той национальной традиции, в рамках которой они были созданы.

В некоторых культурах схематичное и условное отображение действительности было ведущим — например, у народов Азии и Африки. Там искусство орнаментов достигло большого развития. Если понимать значения отдельных символов, то причудливые картинки можно читать. Постепенно декоративная составляющая вышла на первый план. Изначальный смысл многих узорных мотивов порой забывался. Однако их выразительность по-прежнему привлекала внимание.

Нарисованная гармония

Орнаменты не являются самостоятельными произведениями — они украшают собой поверхности предметов. Очень отчётливо это прослеживается в декоративно-прикладном искусстве. В оформлении архитектурных сооружений тоже нередко присутствуют орнаментальные мотивы. Ритмичные узорчатые цепочки организуют пространство и объединяют отдельные элементы. В результате композиции обретают завершённость и целостность.

Орнаменты, при всём их многообразии, можно разделить на группы. Некоторые мотивы состоят из линий, кругов, ромбов и других абстрактных фигур. Такие орнаменты называют геометрическими. Встречается и несколько иное: начинают мерно чередоваться цветы, листья, плоды, ветви. Это растительные орнаменты. Иногда на сцену выходят стилизованные изображения животных — как реальных, так и сказочных. В этом случае говорят о животном, или зооморфном орнаменте.

Разновидностей может быть много. Нередко используются фигурки людей, а также всевозможные предметы. Встречаются даже надписи. Художники часто придумывают свои, авторские орнаменты. Словом, многообразию нет конца. Но везде — ритмичность, подобная смене времён года, дня и ночи. Это с древности навевало мысли о мировой гармонии. Возможно, поэтому орнаменты так любимы до сих пор.

shkolazhizni.ru

Приемы построения орнамента

Каждый узор, геометрический, растительный или любой другой, представляет собой определенный ритм, то есть повторение, чередование определенных элементов. В качестве мотива можно взять равнобедренный треугольник. Многократно повторите его по горизонтали без промежутков, тогда получатся своеобразные зубчики, на одинаковом расстоянии или чередуя длину пространства между элементами в определенной комбинации. Вид ленточного орнамента будет меняться. То же самое можно сделать по вертикали.

Чтобы создать сетчатый узор, достаточно полученную на первом этапе строчку из треугольников повторить несколько раз в столбик. Каждый модуль может находиться как один под другим, так и со смещением. Два разных горизонтальных ряда чередуются по определенной закономерности, через один, два и т.д

Оригинальные декоры получаются при комбинации различных видов отзеркаливания. По горизонтали или вертикали отражаются строчки, столбцы или только их части в определенной комбинации.

Центрические геометрические орнаменты и узоры получить также легко. Достаточно выбрать точку вращения на одном из концов элемента, внутри него или за пределами и вокруг нее сдвигать треугольник на определенное количество градусов.

Что такое узор? История появления, глубинный смысл :: SYL.ru

Со времен верхнего палеолита люди украшали одежду, посуду, жилища причудливыми линиями и фигурами. Сменялись тысячелетия, но эта традиция оставалась незыблемой. До сих пор мы носим одежду в шотландскую клетку, клеим обои с «огурцами», покупаем посуду, расписанную под хохлому или гжель. Так что такое узоры и какую важную роль они выполняли на протяжении долгого времени?

Определение

Чтобы узнать, что такое узор, заглянем в словарь. В нем указано, что под этим словом подразумевается рисунок, в котором сочетаются линии, цвета, тени. Причем он не обязательно должен быть рукотворным. Яркий пример тому — зимние узоры на окне в морозный день.

Исторически слово происходит от таких лексем, как «зреть», «узреть». В древнерусском языке они означали не только «увидеть», но и «постигнуть суть». Отсюда идут выражения «зреть в корень», «зрелый человек». Узоры наши предки создавали для передачи важнейшей духовной информации. Этим объясняется их нанесение на скрытые части предметов: дно, оборотную сторону.

Через узоры рассказывали об устройстве мироздания, вечных ценностях. Часто они выполняли функцию оберега. Именно поэтому их вышивали по краям одежды, в области сердца и т. д. Нередко узоры раскрывали окружающим информацию о социальном положении своего владельца, его семье, тотемном животном. Когда же люди желали обратить внимание на графическую красоту рисунка, они использовали другое слово — «украс».

Орнамент

Мы выяснили, что такое узор. Однако в русском языке есть еще одно слово — орнамент. Оно появилось намного позже и ведет свое происхождение от латинского ornamentum («украшение»). Этим понятием стали обозначать особый вид узоров, основанный на ритмичном чередовании символов. В основе орнамента лежит «раппорт» (с французского — «отклик, возвращение»). Так называют повторяющуюся часть узора.

Когда-то орнаменты выполняли магическую функцию, защищая людей от враждебных сил. Зло в древности ассоциировалось с хаосом, беспорядком. Считалось, что именно в таком бесформенном состоянии пребывал мир, пока творец не создал упорядоченный космос. Нанося орнамент, люди уподоблялись богам. Они гармонизировали пространство, выстраивая символы в определенном порядке, и создавали тем самым оберег от злых духов.

Основные мотивы

Орнаменты могут состоять из самых разнообразных элементов. Выделяют:

  • Геометрические узоры, включающие в себя линии, точки, звезды, ромбики, круги, кресты и другие абстрактные фигуры. Такие рисунки являются самыми ранними. Их находят на предметах быта, созданных 17-12 тысяч лет назад.
  • Растительный орнамент, в котором чередуются цветы, плоды, листья и ветви.
  • Зооморфные изображения, где стилизуются реальные или мифические животные.
  • Антропоморфный орнамент, изображающий фигурки людей или отдельные части тела.
  • Предметные узоры, восходящие ко временам Древнего Рима. В таком орнаменте в качестве мотивов используется оружие, музыкальные инструменты, предметы быта.
  • Каллиграфический узор, когда на поверхность наносятся буквы и слова. Широко распространен такой орнамент в Японии, Китае.
  • Пейзажные рисунки. Небесные тела, явления природы также часто украшают японские и китайские текстильные изделия.

Универсальные символы

Узоры в народном стиле отличаются не только красотой. Они несут в себе информацию об основах мироздания. Самые древние мотивы появляются в орнаментах разных народов, населяющих нашу планету. Рассмотрим некоторые из них.

  • Круг изначально связан с небесными светилами: солнцем, луной. Это идеальная форма, символизирующая собой цельность, единство, бесконечность, повторяемость. Как времена года идут друг за другом, так и в жизни все рано или поздно вернется на круги своя.
  • Спираль — это мировой код, в соответствии с которым происходит развитие всего в нашей вселенной.
  • Крест — соединение двух противоположных начал, которые сливаются друг с другом в центре.
  • Ромб — символ плодородия, хорошего урожая и женского начала. Часто его можно увидеть на свадебной одежде невесты.
  • Свастика встречается во всех культурах, очень много таких символов среди русских узоров. Она отображает вращение мироздания вокруг сакрального центра. Свастика символизирует благополучие и созидание.

Традиционные русские узоры

Наши предки издревле украшали орнаментом одежду, посуду, белье, мебель, отдельные части построек. В узорах преобладают символы плодородия и охранные знаки, связанные с различными стихиями. Большое значение имел используемый цвет.

  • Красный считался красивым, его связывали с огнем, солнцем. Он также оберегал жизнь.
  • Белый — цвет чистоты, защита от темной силы.
  • Синий — символ воды, бескрайнего неба и силы. Им вышивали мужскую одежду.
  • Зеленый ассоциировался с лесом, помощью природных стихий.
  • Черный — плодородная земля. Мы видим его на женской одежде, он защищает материнство.

На каждый случай у русского народа были предусмотрены свои орнаменты, выполняющие роль заклинаний.

Современные узоры

В настоящее время нас по-прежнему окружают орнаменты, хотя их сакральный смысл постепенно забылся. Мы больше восхищаемся внешними формами элементов, красивыми сочетаниями цветов. В моде этнические орнаменты — шотландская клетка, «гусиные лапки», «индийский огурец», дамаск и т. д. Рукодельницы вяжут свитера, варежки и шарфы, используя норвежские зимние узоры (снежинки, олени, звездочки).

Современные дизайнеры отводят орнаменту важную роль, так как он способен преобразить поверхность. В интерьере с его помощью можно зрительно уменьшить или увеличить помещение, создать ощущение устойчивости или воздушности, изогнутости либо закругленности.

Большинство из нас не осознает в полной мере, что такое узоры. А ведь они по-прежнему гармонизируют пространство вокруг, одновременно доставляя нам эстетическое удовольствие. Обратите внимание на рисунок обоев, декор постельного белья и посуды. Возможно, именно они делают наше жилье уютным и отгоняют прочь дурные мысли?

www.syl.ru

Как сделать орнамент новичку

Простые геометрические узоры выполнить очень легко. За основу берется набор фигур, скомпонованных, например, в квадрате. Этот модуль повторяется многократно по любой из приведенных выше закономерностей.

Самый простой и увлекательный способ разработать узор, геометрический, растительный или любой другой — это использовать графический редактор на компьютере. Подойдет программа, работающая с векторной графикой, под которой понимаются как раз простые геометрические формы, имеющие контур и заливку. Такие узоры можно получить в редакторе Corel Draw или Adobe Illustrator.

узор геометрический

Алгоритм работы будет следующий:

  1. Из геометрических фигур составляете базовый элемент.
  2. Выполняете операцию группировки частей.
  3. Копируете модуль.
  4. Вставляете нужное количество раз.
  5. Применяете функцию распределения всех выделенных фрагментов на определенном расстоянии. Строка готова.
  6. Группируете ее так же, как и сам модуль вначале.
  7. Пробуете различные комбинации отражений, повторений. Можно даже сделать вращение по окружности с разным углом поворота.

Комбинаций будет получаться множество. Выбирайте лучшие, распечатывайте или используйте в любых других целях. Кстати, можно воспользоваться таким изображением в качестве трафарета: обвести получившийся узор через стекло на бумагу, а дальше использовать для росписи ткани, декора открыток ручной работы, вышивки, витража, резьбы и любой другой техники художественного мастерства.

Построение по клеткам

Узоры из геометрических фигур легко сделать по сетке. Можно воспользоваться обычным тетрадным листом или предварительно расчертить тонкими линиями ячейки любого размера на листе. Уже по ним обводятся контуры или зарисовываются цветом фигуры. Величину частей и промежутков легко определить, посчитав клеточки.

Итак, вы увидели, как строятся геометрические орнаменты и узоры. Вы можете выбрать любой из приведенных способов и попробовать самостоятельно выполнить какой-то вариант. Если делать это задание на компьютере, вы получите огромное количество вариантов. Это занятие очень увлекает, так как заранее трудно даже предположить, какой в итоге получится сложный декор из простого элемента.

Федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение

«Новокузнецкий государственный
гуманитарно-технический колледж-интернат» Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации

54.01.10  «Художник росписи по дереву»

Учебное пособие
для студентов

ПМ 01 Подготовка материалов и построение
эскизов для рисунка и живописи

МДК 01.01 Разработка эскизов
орнаментального оформления

изделий из дерева

Орнамент и
орнаментальные композиции

Новокузнецк, 2018
г.

Учебное пособие разработано для студентов
профессии 54.01.10 «Художник росписи по дереву» в пределах изучения программы
ПМ 01 «Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи».

Разработчик: Сергеева
Т.С., мастер п/о.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..

4

1.
Стилизация природных форм
……………………………………………

5

2.
Орнамент
……………………………………………………………………

8

3.
Виды орнаментов
………………………………………………………….

12

3.1
Геометрический орнамент

3.2
Растительный орнамент

3.3
Зооморфный орнамент

3.4 Антропоморфный орнамент

3.5 Разновидности орнаментов

4. Построение орнаментов ……………………………………………………

19

4.1
Незамкнутый ленточный орнамент

4.2 Замкнутый орнамент

4.3 Сетчатый орнамент

5. Орнаментальные композиции ……………………………………………

23

Заключение
……………………………………………………………………

26

Используемые
источники и литература
…………………………………..

27

Приложения ……………………………………………………………………

28

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие
разработано для студентов  профессии 54.01.10 «Художник росписи по дереву» с
целью повышения качества образования по дисциплине МДК 01.01 «Разработка
эскизов орнаментального оформления изделий из дерева». Пособие также может быть
полезно  для студентов, изучающих декоративную композицию и декоративно-прикладное
творчество.

В результате
освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

— использовать
сведения из истории орнамента при разработке эскизов орнаментального оформления
деревянных изделий.

В результате
освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

— своеобразие
орнамента разных исторических периодов, использование растительных и природных
мотивов, геометрических форм и других декоративных элементов для построения
орнаментальных композиций.

В результате
освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими
профессиональными компетенциями:

1. Осуществлять
композиционное построение эскизов с использованием национальных традиций
росписи по дереву.

2. Разрабатывать
эскизы орнаментального оформления деревянных изделий с использованием сведений
из истории орнамента.

В учебном пособии
представлена информация о понятиях орнамента и стилизации, видах орнамента с
примерами в приложениях, принципах и законах построения орнаментальных
композиций.

1. СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ

Стилизация
природных форм представляет собой переработку натурного изображения в
упрощенную или усложненную в соответствии с назначением орнамента.

Стилизация — это
один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором
выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали
(колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу
(колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).

Орнаментальные
композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.

Трансформация —
изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных
форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью
определенных приемов.

 Приемы декоративной
переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы,
добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение
объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции,
выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного
мотива и т.д.

 Один прием
дополняет другой и развивает основную пластическую тему (идею).

В декоративном
искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую
выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от
второстепенных деталей.

Превращение натуральной
формы в геометрическую – это простейший вид стилизации. 

Трансформации
природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных
образов,  художник создает декоративные на основе творческого воображения. Пути трансформации животных форм такие же,
как и растительных, — это отбор самых существенных характеристик,
гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение
единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация
внешней и внутренней орнаментальных структур объекта. 

Помимо
композиционного, стилизация требует и цветового решения.

Цвет
в декоре играет важную роль, он является составной частью всего художественного
произведения. Главная цель любого орнамента – радовать глаз. Она достигается
гармонией линий, красок и их соотношением.

Композиция
может быть выполнена монохромно, иначе говоря, в одном цвете. Но и в такой
композиции присутствует своя цветовая гамма, определяемая степенью насыщенности
оттенков этого цвета.

В
полихромной или многоцветной композиции необходимо подобрать правильным образом
цветовые соотношения.

Любую
композицию можно сделать и яркой, контрастной, и сдержанной, нюансной. Выбирая
цветовые соотношения и сложность композиции всегда нужно помнить о назначении
предмета.

Узор
не должен выполняться на фоне, имеющем те же самые цветовые параметры.

Обыкновенный
черный цвет находит применение в орнаменте в виде контура. Также возможны
следующие случаи применения в орнаменте черного контура:

— для
уменьшения контраста между двумя хроматическими цветами;

— для
достижения четкости рисунка;

— для
уменьшения наступления белого цвета фона на тонкий и малоконтрастный орнамент
(при утолщенном контуре);

— для
подчеркивания контраста между дополнительными цветами.

Для
цветового решения орнамента делают шаблон, с помощью которого рисунок
копируется. Затем на эскизе или нескольких эскизах, выполненных по шаблону,
определяют цветовое решение орнамента: контрастное или нюансное. Выбирают наилучший
вариант и переводят его при помощи кальки на поверхность предмета.

Выбор
каждого мотива орнамента является творческой работой художника. В том числе и
выбор цветового решения. Цвет в орнаменте связан с фантазией художника, с его
художественным вкусом, а эти качества развиваются и совершенствуются путем
систематических упражнений. Большое значение имеет фон, на котором выполнен
орнамент, фон усиливает звучание орнамента.

Стилизация
форм природы для выполнения орнамента должна определяться конструктивными
особенностями предмета, предназначенного для декора.

Итак, процесс стилизации природных форм можно разделить на
два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным,
лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы
и ее фактурной орнаментации. Второй этап — это непосредственно творческий
процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект,
фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии
орнаментального искусства.

Вопросы:

1.           
Что
включает в себя понятие стилизация и трансформация?

2.           
Чем определяется
стилизация природных форм?

3.           
Что из
себя представляет простейший вид стилизации?

4.           
Какую
роль играет цвет в орнаментальных композициях? Какую роль играет черный цвет?

2. ОРНАМЕНТ

Орнамент –
узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, образующих композицию
для оформления различных предметов быта, архитектурных сооружений, изделий
декоративно-прикладного характера, книжной и промышленной графики.

Орнамент интересен
тем, что он подчинен поверхности или форме изделия и по сути не может
осуществиться вне изделия или материала. Вместе с тем природа орнаментального
искусства такова, что благодаря орнаменту может полностью изменяться
впечатление от изделия или архитектуры. 

Орнамент как
неотъемлемая часть искусства выражает в художественных образах национальное
мировоззрение. Этот особый вид композиционной графической и пластической формы
представляет собой сложную художественную структуру. Ее содержание определено
особенностями взаимосвязи с материальным носителем.

Технические
средства выполнения орнамента разнообразны: роспись, резьба, гравировка,
ткачество, вышивка и т.д. Характерная черта орнамента – неразрывная связь
с материалом и формой поверхности, которую он организует, а также с общими
тенденциями в искусстве определенного периода времени.

Пределы
орнаментального искусства в прикладном и декоративно-прикладном искусстве
поистине безграничны. Это связано с большим разнообразием образных смыслов и
применяемых материалов

Мотив в орнаменте
– это его главный образующий элемент. Мотив может быть простым, состоящим из
одного элемента, или сложным, состоящим из нескольких элементов, пластически
связанных в единое целое.

Орнамент — это особый вид художественного творчества,  который,  как
считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного
произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он…
представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания
которой используются различные выразительные средства. Среди них – цвет,
фактура и математические основы орнаментальной композиции – ритм, симметрия;
графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность,
гибкость или угловатость; пластика –  в рельефных орнаментах; и, наконец,
выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного
цветка, изгиб стебля, узорчатость листа…».

Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в
чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит
функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или
подчеркнуть форму изделия.

Композиционное отличие орнамента от декора заключается в том,
что орнамент, как правило, более сложное изображение, его узоры ритмичны и
повторяются на заданной поверхности, гармонически украшаемой в целом.

Появление
орнаментов относят к позднему палеолиту, когда он приходит на смену
реалистическим мотивам. Ни одна из существующих теорий происхождения орнамента
(биологическая, магическая, технологическая) не объясняет однозначно причины
его появления. Скорее всего, следует признать, что в ритмообразующих
закономерностях орнаментальных структур проявляется способность человека
выражать идеи повторяемости циклов жизни, ее стабильности, которая отвечает
задаче сохранения энергии, и проецировать эти идеи на социальные коммуникации,
изображение, форму и пространство, достигая художественного их воплощения.

Долгое время
орнамент имел значение оберега, носил охранный характер.

В древности люди,
украшая орнаментом предметы быта, одежду, жилища, считали, что он оберегает от
бед, приносит благополучие и счастье.

Почитая и
обожествляя силы природы, человек нашел им символическое отражение в орнаменте.
Например, с солнцем связывали круги, розетки, ромбы, квадраты, кресты и
спирали.

Символами земли
были прямые горизонтальные линии, а символами воды – волнистые. Волнистые
линии, расположенные вертикально или наклонно, символизировали дождь.

Символы-изображения
женской фигуры служили обозначением земли и плодородия, что было характерно для
земледельческих народов. У скотоводческих племен чаще изображаются домашние
животные и дикие звери.

Орнамент тесно
связан с народным творчеством. В нем люди стремились выразить свое понимание природы,
мира, жизни, красоты и счастья.

По
прошествии времени знаки-рисунки, изображаемые сначала небрежно, как бы
случайно обрели графическую выразительность, симметрию. Возник собственно
орнамент как единство мотива и ритма, образовался орнаментальный раппорт.

Раппорт – это чередование подобных элементов. Связь элементов внутри
раппортной полосы может быть двух родов: когда элементы не связаны между собой
и повторяются через одинаковые промежутки; когда элементы объединяются
непрерывной линией, как, например, в некоторых видах древнегреческого меандра.

Постепенно
смысловое значение мотивов начинает забываться, утрачиваться, следующие
поколения художников заменяют их новыми, более понятными. Происходит «вторичное
оживление» мотивов. Но это новое, вплетаясь плавно и органично, не разрушает
целостности орнамента.

Содержание
орнамента изменялось вместе с изменением условий жизни, но особенности
ритмического построения орнамента остались.

Орнаментальные
композиции составляют неотъемлемую часть декоративно-прикладного искусства.

В
давние времена в России орнамент служил не только украшением, но и защитой от
злых духов: на рукавах и вороте рубашек делались вышивки, которые служили
человеку «охраной» от всякой нечисти. Тематика вышивок отражала языческие
верования и обряды, птица, например, означала тепло и сулила богатый урожай и
т.д. Цвет в узоре также имел особое значение: красный цвет выражал восторг,
радость, поэтому он присутствовал в наряде невесты, праздничном наряде юношей.

Большую
роль в орнаментальной композиции играет цвет. Народные умельцы хорошо понимали
воздействие цвета на человеческую психику. Они знали, что цветовая окраска
влияет на настроение и самочувствие человека: «сочные и живые» краски
значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости. И наоборот, мрачные
краски угнетают человека.

Всегда
в основе создания пластического образа лежит идея, замысел, основывающийся на
наблюдениях и изучении конкретных объектов действительности. Орнамент отражает
стиль эпохи, особенности культуры и быта определенного народа.

В
основе построения орнамента лежат следующие принципы:

1.           
Утилитарность, то есть практическое применение его.

2.           
Зависимость художественного оформления от материала, формы и назначения
предмета.

3.           
Красочность и декоративность орнаментальных образов.

Вопросы:

1.           
Что
называется орнаментом?

2.           
Как
относился древний человек к орнаменту?

3.           
Что
является характерной чертой орнамента?

4.           
Какую
роль в орнаментальных композициях играет цвет?

5.           
Какие принципы
лежат в основе построения орнамента?

3. ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ

Классификация
орнаментов

1.           
По
материалу

(глина, кость, дерево, ткань, камень и т. д.);

2.           
по
техническим приемам
(тиснение, резьба, окрашивание и т. д.);

3.           
по
высоте рельефа
(плоскостной, углубленный – барельеф, горельеф);

4.           
по
характеру мотивов
(геометрический, растительный, зооморфный, орнитоморфный,
антропоморфный, предметный, эпиграфический, смешанный);

5.           
по
типу композиции
(линейный, сетчатый, рамочный, розетты, геральдический);

6.           
по
цвету

(монохромный, полихромный).

Орнамент
состоит из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в
орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу соответствующей
орнаментальной композиции.

Орнамент
имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три
разновидности орнамента:

1.           
орнаментальные
ленты

(фризы, окаймления, бордюры и т.д.);

2.           
розетты
(орнаменты,
вписанные в форму окружности);

3.           
сетчатые (орнаменты, заполняющие
поверхность сплошным узором).

Кроме
того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные.

Плоскостной
орнамент

представляет собой украшение на плоской поверхности, исполненный с помощью
различных линий, включая цвет. Плоскостные орнаменты применяются для украшения
одежды, росписи стен зданий в виде бордюров, предметов быта и т.д. В
декоративно-оформительском искусстве этот вид орнамента играет значительную
роль, например, при оформлении обложки книги, афиши, стенной газеты.

Рельефные
или выпуклые орнаменты
представляют собой украшения, выполненные на дереве, кости,
камне или металле путем художественной специальной обработки конкретного
материала. Рельефные орнаменты применяются для украшения архитектурных
сооружений: зданий, станций метрополитена и т. д. Глубина рельефа зависит от
размера оформляемой площади, насыщенности ее рисунком и условий освещения.

Поверхность
материала, на котором выполняется орнамент (плоскостной или рельефный)
называется фоном.

3.1
Геометрический орнамент

Геометрический
орнамент состоит из ритмически построенных геометрических фигур (треугольников,
квадратов, ромбов, прямоугольников, окружностей). Многие мотивы, полученные из
геометрических элементов, имеют свои названия: звезды, розетты, кресты,
зигзаги, плетенки, меандр и т. д.

Геометрический
орнамент может заполнять любую форму, любую по величине поверхность. Геометрический
орнамент относится к самым древним. Ассортимент изделий, украшенных
геометрическим орнаментом не ограничен, то есть все, что украшено орнаментом,
вполне может быть украшено геометрическим орнаментом.

Меандр – знаменитый греческий
орнамент в

виде
линии, ломаной под прямым углом. Меандр получил свое название по сходству с
извилистой рекой в Малой Азии с тем же названием. В своей основе он содержит
предельно стилизованную форму волн.                                                         

Основой
геометрического орнамента являлась
строгая последовательность и
упорядоченность
в
использовании одних и тех же элементов. Чаще всего орнаментальные композиции,
вводящие в себя геометрические элементы, выстраивались
по законам симметрии.

Рис. 2 Виды меандров.

3.2
Растительный орнамент

Растительный
орнамент представляет собой самостоятельное украшение в виде веток с листьями,
цветами, плодами, трав и других стилизованных растений. Растительный орнамент
обладает большими возможностями в плане трактовки природных форм, которые не
только стилизуются, но и могут выглядеть реалистично, объемно. Растительный
орнамент может быть линейно-ленточным, сетчатым и центрическим (розетты).
Ассортимент изделий, где можно применить данный вид орнамента такой же, как и
для геометрического орнамента.

Разные
времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье
особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко –
тюльпан и пион; в период модерна  — лилия и т.д. Можно сказать, что
растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а
разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и
тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до
неузнаваемости.

3.3
Зооморфный орнамент

Зооморфный,
или животный орнамент представляет собой изображение стилизованных фигур или
частей фигур реальных или фантастических животных.

Орнитоморфный
орнамент – частный случай зооморфного орнамента. Мотивами его являются
изображения птиц и элементов их оперения.

В
древней Руси в орнаментальных композициях каменного зодчества изображали льва.
Орнаменты с изображениями птиц, львов, кошек и других животных встречались на
предметах мебели, прялках. Изображения животных и птиц часто встречается
в орнаментах Индии, Египта, Африки и многих других стран. Этот орнамент часто
прекрасно сочетается с растительным.

Украсить
таким орнаментом можно любые изделия из дерева.

3.4
Антропоморфный орнамент

Антропоморфный
орнамент состоит из стилизованных изображений человеческих фигур. Особенно
распространен в древнегреческих и египетских орнаментах. В восточных странах
религиозные правила запрещали изображать человека, поэтому там очень популярны
замысловатые растительные узоры.

Мотивы
антропоморфного орнамента часто использовались в Древнегреческих орнаментах
(вазы, чаши), а также в орнаментах Древней Греции и Древнего Египта (роспись
стен, гробниц, ваз, чаш и др. посуды). Украсить антропоморфным орнаментом можно
любые изделия из дерева.

3.5
Разновидности орнаментов

Геральдический орнамент – украшение, в
которое входят изображения оружия, знаков, различных символических предметов,
эмблем и т.д.

Его
элементами могут быть гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы, знамена
и др.; атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, рожки,
маски, складки занавеса и т.п. Применение геральдического орнамента уместно при
оформлении тематических стендов, а также при тематической орнаментации изделий,
например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту.

ПЛЕТЕНКАПлетенка – орнамент в виде
переплетения полос, лент, стеблей, цветов и других элементов. Этот мотив часто
используется  резчиками по дереву. Плетенки широко используются также в
творчестве народов Закавказья и Азии.

Арабеска – причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных
мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или
рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких
фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров
может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности
узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в
другой, закрывая поверхность.

Арабеску
можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет
никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на
переплете рукописи или на керамике.

картушВенок – большей частью пластичный
орнамент с растительным мотивом, иногда перехваченный лентами.

Жгут – витой пояс (орнаментальная
полоса) или выпуклое украшение.

Гирлянда – волнообразное украшение,
составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.

Картуш – орнамент (виньетка) с
надписью, цифрой, эмблемой, вензелем и т.п., расположенными в центре плоскости
в виде свитка с завернутыми краями.

Каллиграфический (эпиграфический) орнамент — искусство декоративных надписей на
предметах: изделиях из керамики, камня, стекла, металла. В отдельных случаях —
стилизация, внешнее подражание рисунку шрифта той или иной эпохи. Другое название
— декоративная эпиграфика. В тех случаях, когда подобные надписи имеют
исключительно декоративное значение (без содержания, простые повторения букв
или слогов), их называют «псевдоэпиграфикой» (греч. pseudos — «ложь»), или
эпиграфическим орнаментом.

Может
состоять или из отдельных букв, или из целых предложений типа высказываний,
пословиц, лозунгов и т.л. Этот орнамент наиболее характерен для древнего
искусства Персии, Японии, арабских стран. Причина здесь кроется в том, что,
например, вязь из арабских букв отличается удивительной пластичностью. Буквы
русского алфавита тоже пластичны, а если сочетать их с растительным орнаментом,
можно достичь значительного декоративного эффекта.

Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения
воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение
фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил
в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху
средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами
(в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских
странах Ближнего и Среднего Востока).

Астральный орнамент (от слова «астра» — звезда). Утверждает культ неба.
Основными элементами являются изображения неба, солнца, облаков, звезд.
Наиболее распространен в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента — самые разнообразные
мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами
и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в
декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

Предметный орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все
последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения
военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального
искусства.

Панно – отдельная часть плоскости, ограниченная рамкой или лентой
орнамента, заполненная изображением какой-либо композиции.
Вопросы:

1. По каким основаниям классифицируются орнаменты?

2. Что такое мотив орнамента?

3. Назовите разновидности орнамента по закономерностям
построения.

4. Перечислите виды орнаментов. Назовите их
характеристики.

5. Что такое меандр?

4. ПОСТРОЕНИЕ ОРНАМЕНТОВ

4.1
Незамкнутый ленточный орнамент –
украшение, декоративные элементы которого создают
ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.

Ленточный
орнамент обычно располагают в полосе с горизонтальным или вертикальным
чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои,
а также декоративная полоса под названием меандр.

Кайма – полоса ленточного
орнамента, проходящая по краю изделия. Кайма может быть выполнена во всех видах
орнамента.

Незамкнутый
ленточный орнамент несет в себе ритмическую повторяемость мотива. Рассмотрим
семь видов симметрии орнаментальных лент.

1. В
первом варианте можно увидеть, что рисунок мотива может повторяться бесконечно
относительно вертикальной прямой, или так называемой оси переноса.

2. Мотив
может иметь равное чередование горизонтальной оси с поворотом его в другую
сторону.

3. Движение
мотива относительно вертикальной оси и движение его с поворотом в другую
сторону относительно горизонтальной оси.

Все
три варианта построений носят подвижный, динамичный характер. Форма
расположения мотива асимметрична.

4. В
четвертом примере можно увидеть симметричное (зеркальное) расположение мотива.
В данном случае мотив носит статичный, спокойный характер.

5. Асимметричное
расположение мотива относительно вертикальной оси и симметричное относительно
горизонтальной оси.

6. Симметричное
поперечное чередование мотива относительно вертикальной оси.

7. Расположение
мотива относительно вертикальной и горизонтальной осей.

4.2
Замкнутый орнамент

Замкнутый
орнамент
обычно
помещают в конкретной форме: квадрате, прямоугольнике, окружности и т.д.

Центрический орнамент – замкнутый орнамент, построенный в форме окружности, имеющий центр, вокруг
которого чередуется основной мотив (розетты). Мотивы в таком орнаменте
размещаются от центра по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную
окружностью, и при вращении оси полностью совмещаются.

Применяют
центрические орнаменты на изделиях с подходящими для него формами, например, на
крышках и стенках шкатулок, на заставках книг, на стенках мебели и других
изделиях, имеющих подходящую форму.

Розетты – орнамент, помещенный в
окружности и построенный путем деления ее на равные части. В основе построения
розет лежит один из вариантов симметрии:

1. Зеркальная
симметрия с одной осью симметрии. Она передает зрительно ощущение неподвижности
и покоя.

2, 4.
Мотивы создают впечатление движения: вправо и влево.

3. Ритмическое
движение мотива строится вокруг центра по радиусам.

При
решении розетт в цвете одно и то же линейное изображение может отличаться друг
от друга. Цвет создает новые возможности для восприятия розетт.

Орнаментальные
композиции розетт широко применялись  на изразцах русских печей. Но и сейчас
эти декоративные формы активно используются в оформительских работах, например,
на станциях метро, железнодорожных вокзалах (гипсовые рельефы, мозаика, стенная
роспись и т.д.).

4.3
Сетчатый орнамент

Сетчатый
орнамент

является одной из разновидностей геометрического орнамента; основывается на
ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов. Композиция сетчатого
орнамента строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов.

Различают пять разновидностей сетчатых орнаментов,
основывающихся на:

а) квадратной форме, позволяющей строить сетку из квадратов;

б) треугольной форме, состоящей из равносторонних
треугольников;

в) прямоугольной форме;

г) ромбовидной форме;

д) параллелограмматической, состоящей из параллелограммов
любой формы.

Зная разновидности системы узлов сетчатого орнамента, можно построить по
нарисованной сетке мотив орнамента. В качестве мотива орнамента можно брать
любые формы: из геометрии (геометрический), из мира природы (растительный,
зооморфный) и т.д.

В
сетчатом орнаменте повторяющиеся элементы распространяются во все стороны, создавая
движение во всех направлениях. В этом виде орнамента присутствует как бы
невидимая сетка, в ячейках которой и располагаются элементы узоров.

Если
ленточный орнамент обладает только одной осью переноса и может зрительно
двигаться по периметру или краю, то в сетчатом орнаменте много осей переноса и
он способен покрыть поверхность плоскости сплошным непрерывным узором.

Вопросы:

1. Назовите три основные разновидности построения
орнаментов.

2. Что общего и в чем отличие бордюра от каймы?

3. Дайте характеристику сетчатому орнаменту.

5. ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Композиция  – это составление, построение, структура
художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и
назначением. 

Орнаментальная композиция означает
составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую
образным содержанием, характером и назначением изделия. 

Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех
видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон
гармонии и пропорций, частей целого; правила статики и динамики (покоя и
движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного
чередования больших и малых форм; и ряд других. 

К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся
точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами
композиции.

Правила и законы орнаментальной композиции

Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два
состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика – первооснова
всех закономерностей орнаментального искусства

Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров
орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик
орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции. 

Статические композиции (и орнаментальные мотивы) основываются на
принципе симметрии, одинаковости; динамические – на принципе асимметрии,
противопоставления. 

Основные законы орнаментальной композиции:

1. Закон пропорциональности в орнаментальной
композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и
одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или
противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов.
Пропорциональные отношения всегда играли особо важную роль в архитектуре.
Прежде всего,  надо назвать золотое сечение.

2. Закон соподчинения – звучание
выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их
числа главных и подчинения им второстепенных. 

3. Закон соподчинения в штучных композициях
трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи):
когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных
мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.

4. Закон трехкомпонентности, смысл которого
заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного
движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого
движения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и периодически
их повторять.

Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет
достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.

5. Закон контраста – взаимодействие
контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные
свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их
качества. 

6. Правило группирования следует из закона
контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме,
цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно
целое. 

7. Закон орнаментального контрапункта –
построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем
соединения их в целостный орнаментальный образ.

8. Закон простоты – максимальной
убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться
минимальными средствами при максимальном определении подробностей.

Вспомогательные линии – осевые (вертикальная и горизонтальная), диагональные, линии окружности –
служат для нахождения центра композиции и для разработки одной части в
симметричных композициях; также, очень важна линия отступа по контуру изделия.
Все вспомогательные линии помогают построить композицию равномерно, избегая
смещений в какую-либо сторону.

Вопросы:

1. Что такое композиция? В чем особенность орнаментальной
композиции
?

2. Что относится к выразительным средствам орнаментальной
композиции?

3.  Назовите законы орнаментальных композиций. В чем их
суть?

4. Для чего нужны вспомогательные линии?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Орнамент
– базисное явление художественной культуры. В орнаменте утверждается единство
человеческой художественной культуры – фундаментальные ценности всех эпох,
всего человечества, объединяющие прошлое с настоящим. Ничто так ярко, как
орнамент, не скажет об исторической эпохе, об особенностях породившей его культуры,
ее отношениях с миром.

Орнамент
– одна из важных дисциплин художественного образования на всех уровнях. Между
тем в утверждении феномена орнамента до сих пор действуют определения, сводящие
его к внешним проявлениям, к прикладной функции украшения чего-либо. Как
явление духовное, в аспекте мировой культуры, орнамент мало изучен. К счастью,
сейчас появляется учебная и популярная литература, которая говорит о том, что
эта тема открыта и многие специалисты занимаются более глубоким изучением
орнамента. Раскрывают его в содержательных связях с миром, с религиозными
воззрениями человечества, что позволяет понять духовный смысл устойчивости
универсальных орнаментальных мотивов, проходящих через все культуры от
древнейших времен до современности, сохраняя значение целостного чувства мира,
которое кроме орнамента способны донести до наших дней только икона и народное
искусство.

Композиция
каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны
быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В
композиции, в том числе и орнаментальной, важно все – масса предметов, их
зрительный вес, размещение их на плоскости, выразительность силуэтов,
ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка
зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит, формат и
размер произведения, и многое другое.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.           
Беляева
С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования :
учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е. Белаева. – 3-е изд.,
стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с., [16] с цв. ил.: ил.

2.           
Буткевич
Л.М. История орнамента : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений,
обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л.М. Буткевич. – М. :
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 267 с., 8 с. ил. : ил. – (Изобразительное
искусство).

3.           
Голубева
О. Л.
Основы
композиции: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Изд. дом «Искусство», 2004. — 120
с: илл.

4.           
Кошаев
В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития : учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное
искусство» / В.Б. Кошаев. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, — 2014. – 272
с., 16 с ил. – (Изобразительное искусство).

5.           
Орнамент:
[Электронный ресурс] // Орнаментальная композиция и
особенности ее построения
.
URL:http://www.iatp.am/ara/sites/ornaments/worldorn/2-23.htm

6.           
Орнамент:
[Электронный ресурс] // Примеры орнаментов.
URL:http://orname.ru/tutorials/geometricornaments/

7.           
Паранюшкин
Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов н/Д:
издательство «Феникс», 2001. – 80 с.

8.           
Полежаев
Ю.О. Художник росписи по дереву : учеб. пособие для учащихся нач. проф. учеб.
заведений / Ю.О. Полежаев. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
: ил., [8] с. цв. вкл.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Стилизация природных форм

Элементы орнамента – раппорт, мотив

Центрический
орнамент (розетты)

Сетчатый орнамент

Геометрический
орнамент

Растительный
орнамент

                                                                                                  

Зооморфный
орнамент

Антропоморфный
орнамент

Геометрический орнамент в квадрате

Геометрические узоры в квадрате

Часто в школе задают такое задание — нарисовать орнамент в квадрате. Это может быть как геометрический (узор из геометрических фигур), так и растительный узор. Предлагаем различные варианты решения этого задания и примеры орнаментов, которые вы можете использовать для срисовки.

Геометрический орнамент создается ритмичным повторением линий, зигзагов, волн, ромбов и других простых фигур. Несмотря на это геометрические узоры бывают очень привлекательны. Вы убедитесь в этом, когда поближе познакомиться с образцами народного декоративного искусства: полотенцами, шкатулки, коробочками.

Орнаменты в квадрате из геометрических фигур: 

Пустой шаблон

Пример раскрашенного узора

Примерная последовательность действий:

Более простой вариант геометрического орнамента.

А ниже вы найдете еще больше идей геометрических узоров в квадрате, которые можно использовать для срисовки. 

А еще ниже, в формате pdf примеры изображений конкретных предметов (цветок, воздушный змей, гриб, гусеница, бабочка, птица, тюльпан, жук, солнышко и др.) выполненных в виде геометрических фигур. 

Орнамент — один из древнейших видов изобразительного искусства, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы
могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражались чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он появился уже в
эпоху верхнего палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).

Орнамент возник из подражания формам живой природы. Например, меандровый орнамент древнего браслета с Мезинской стоянки, предположительно, повторяет рисунок на спиле бивня
мамонта.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды орнамента.

Геометрический орнамент состоит из различных фигур (кругов, треугольников, ромбов, крестов) и линий (ломаной, в виде зигзага или спирали), а также из более сложных элементов, полученных
путем их симметричных преобразований.

Как наиболее древний он помогал человеку выразить свое представление о мире. Основные знаки-символы: круг, квадрат или ромб (солн­це); прямые горизонтальные линии (земля); волнистые линии
(вода). Они располагались на предмете ритмически, обогащались реальными или фантастическими мотивами. Наскальные изо­бражения, черепки, покрытые точками, спиралями, бо­роздами, кругами – это
попытка первобытных людей что-то обозначить, сообщить на расстоянии о каком-ли­бо событии.

Изображение солнца в виде круга, в виде шара с множеством простертых рук-лучей или в виде крылатого шара характерно для Древнего Египта. В славянском орнаменте солнце изображалось в виде
лучистой розетки, много­гранника, ромба.

Ромб в восточных орнаментах прочитывается как изображение человека. Изображение спирали считается символом водной стихии. Одновре­менно этот символ служил для передачи в изображении
стихийных бедствий — наводнений, ураганов. 

Его составляли изобразитель­ные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур. Зарождение такого орна­мента восходит ко времени поклонения и
обожествления отдельных животных, в первую очередь хищных зверей и птиц за их «особые» качества (силу, быстроту, скорость и высоту полета и т. д.). Не меньшую роль в появлении зооморфного
орнамента сыграли и представления многих Древнейших племен о том, что подобные животные в Древности были родоначальниками племени.

Фантастические животные встречались в орнаментах Древнего Егип­та, Древнего Востока, Европы.

Происхождение звериного стиля, связанного с пере­житками тотемизма (культа животных — прародителей рода).

Элементы и мотивы растительного орнамента (листья, цветы, ягоды, ветки, деревья и т. д.) использовались в орнаментах многих народов мира.

Образ цветущего сада — олицетворение представлений народа о счастье и благополучии в поэтическом и изобра­зительном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве.

«Ислими» (гирлянда цветов) — яркий элемент декора средневосточного региона. Миндалевидная форма «перец» или «огурец» — излюбленный мотив в орнаментах наро­дов Среднего Востока, Индии,
Египта.

«Цветок» — один из главных элементов растительного орнамента. Виноградная лоза — символ «древа жизни» в орнаментах мастеров Древней Греции, Византии, Ирана, Китая.

Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских или мужских фигур или полуфигур.

Вязь, или шрифтовой орнамент – искусное соединение букв в текстах превращающее строку в нарядный орнамент.

Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.

Главное от­личие орнамента от других видов художественного изо­бражения, подчиненность расположения изобразитель­ных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Повторение одной и той же
группы элементов в узоре носит название мотива или раппорта.

Одномотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одномотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр». Часто
встречается  в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Орнаментальная полоса развивается по длине.
Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий.

Повторяющиеся узоры, основу которых составляют разного варианта сетки, равномерно заполняют  плоскость. Математики насчитывают семнадцать принципиальных  вариантов такого
заполнения. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические.

Замкнутым называ­ют орнамент, который находится в определенных грани­цах, а его основной мотив не распространяется на поле орнамента. По характеру замкнутый орнамент представляет со­бой
изображение растительного харак­тера в границах простой формы — квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, окружность, ромб и др. В структуре орнамента лежит симметричное построение мотива
отно­сительно центра. Бывает нарочито асиммет­ричное построение, когда нет ярко выраженной симмет­рии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как по английски составить древо
  • Как найти секретный клад
  • Как правильно составить свой рацион питания для набора мышечной массы
  • Где в айфоне облако хранилище как найти
  • Kate mobile как найти скрытые диалоги