Гипотеза какого-либо исследования – это в первую очередь предположение или допущение, выдвигаемое в научной плоскости. Важно заметить, что гипотеза требует обязательной проверки и доказательства/опровержения в качестве результата такого испытания.
Проектная деятельность в рамках школьного исследования осуществляется для того, чтобы объяснить какое-то непонятное явление, а также его взаимосвязь с другими явлениями. По своей сути построение гипотезы является основополагающим методом получения нового научного знания. При этом проверка выдвинутого предположения может проводиться как теоретически во время изучения библиографических и других письменных источников, так и практически или экспериментально.
Как создают гипотезы
Поскольку гипотеза школьного проекта неразрывно связана с исследуемым объектом (предметом), её формулирование связано с догадками, касающимися этого предмета. Чтобы создать правильную гипотезу, нужно:
- определиться с темой (выбрать интересную для ученика и перспективную для исследований);
- изучить доступные материалы (литература, публикации и другие источники);
- провести анализ всех предыдущих недоказанных гипотез, касающихся темы будущего проекта, и интегрировать их в одно целое;
- уточнить, является ли гипотеза проверяемой (в противном случае следует найти другую рабочую гипотезу);
- проверить, не противоречит ли выдвинутая гипотеза личному опыту автора и ранее полученным по этой теме выводам.
Важно! Формулировка гипотезы не должна содержать всем известных, очевидных вещей, размытых понятий и спорных моментов.
Исследовательский проект и гипотеза
Созданная перед началом работы над проектом гипотеза постоянно сопровождает исследование на каждом его этапе. Правильная работа с гипотезой заключается в:
- определении предложений, замечаний, фактов, которые ранее не выражались в других известных исследовательских проектах, теориях (эти факты должны вызывать споры и нуждаться в доказательстве либо в опровержении);
- формулировании окончательной гипотезы;
- изучении теоретической базы и других доступных материалов;
- анализе полученной информации, выдвижении учеником выводов с собственными умозаключениями;
- проведении практических работ (в том числе опытов), целью которых является доказательство/опровержение ранее выдвинутой теории/гипотезы;
- анализе полученных результатов и подготовке наглядных материалов, которые их демонстрируют.
Заключительным этапом работы над гипотезой должно стать непосредственное сравнение полученных в ходе исследований результатов с гипотезой. Именно на этом этапе нужно получить ответ, соответствует ли выдвинутое предположение действительности, подтверждается ли оно.
Пример гипотезы для различных тем
Тема проекта: Планета в пластиковой упаковке
Гипотеза: мы предполагаем, что забота о природе, хотя бы на бытовом уровне, может уменьшить отрицательное влияние на всю планету.
Тема проекта: Все о лошадях
Гипотеза исследования: я считаю, что лошадь выполняет важную роль в жизни человека. Она способна оказать такое лечение, которое не под силу современным медицинским технологиям. Лошадь является достойным животным, заслуживающим человеческой любви, заботы и уважения.
Тема проекта: Интернет-зависимость — проблема современного общества.
Гипотеза: мы предполагаем, что Интернет-зависимость влияет на психическое состояние подроста и его взаимодействие с обществом.
Тема проекта: Занятия плаванием
Гипотеза: подростки мало осведомлены об огромной пользе занятий плаванием для организма.
Гипотеза в проектной работе – предположение, допущение, выдвинутое автором проекта перед началом выполнения работы, которое должно быть доказано или опровергнуто в ходе исследования темы проекта и его написания, является отправной точкой исследования, требует как теоретическое обоснование, так и проверку на практике.
Гипотеза во введении проектной работы
Гипотеза является обязательным элементов введения для любой проектно-исследовательской работы, независимо от дисциплины, по которой выполняется работа и от класса (курса) автора.
Гипотеза выдвигается при выполнении исследовательского проекта, во время которого данная гипотеза подтверждается либо опровергается, при выполнении практико-ориентированного, социального, информационного, творческого, ролевого проекта гипотеза не выдвигается, соответственно, во введении не указывается. Подробнее о видах проектов, выполняемых в учебных заведениях, можно прочитать здесь.
Гипотеза располагается после предмета исследования в проектной работе, который также является обязательным элементом введения. Пример расположения гипотезы приведен ниже.
Расположение гипотезы во введении проектной работы
В результате проведенного в проектной работе исследования гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута. Если в ходе работы над проектной работой выдвинутая гипотеза была подтверждена, она становится теорией, если же в процессе выполнения проекта гипотезу удалось опровергнуть, то она превращается в ложное предположение.
О том, доказана ли в ходе выполнения проектной работы гипотеза или она была опровергнута, необходимо указать в заключении.
Требования, выдвигаемые к гипотезе в проектной работе
Выдвинутая гипотеза в проектной работе должна отвечать следующим требованиям:
- обязательно должна быть проверяемой — должна существовать возможность её проверить и доказать или опровергнуть.
- не должна включать в себя большое количество предположений, как правило, одно в редких случаях может содержать несколько взаимосвязанных предположений, при этом необходимо выделить одно основное;
- не должна содержать категории и понятия, не являющиеся однозначными, не понятые самим автором проектной работы;
- не может включать неоднозначных и двусмысленных понятий;
- требуется правильная стилистическая формулировка, должна быть логически простой для понимания и не вводить в заблуждение;
- может содержать новую мысль или идею;
- при формулировании необходимо выходить за пределы простой регистрации известных фактов, при этом она должна побуждать к их объяснению и предсказанию;
- не может включать ценностных суждений.
Виды гипотез в соответствии с типом проекта
Гипотезы бывают:
- Описательные (предполагается существование какого-либо явления).
- Объяснительные (вскрывающие причины явления).
- Описательно-объяснительные.
Особенности составления гипотезы в проектной работе
Рассмотрим особенности, которые существуют при подготовке гипотезы:
- Гипотеза в проектной работе напрямую зависит от темы исследования, не может затрагивать не рассматриваемую в проекте информацию.
- Гипотеза может касаться причин возникновения и существования объекта исследования, его свойств и связей, прошлого и будущего исследуемого объекта и т.д.
- Гипотеза является научным предположением, которое выдвигается для предварительного, условного объяснения каких-либо фактов, событий, явлений и процессов, предполагающим доказательство либо опровержение.
- Гипотеза может быть предположением, имеющим обоснование о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.
- Предварительно выдвинутая гипотеза предопределяет логику всего процесса выполнения проектной работы, влияет на теоретическую и практическую часть работы.
Пример составления гипотезы в зависимости от класса или курса
Приведем примеры составления гипотезы для различных классов и курсов, для примера будет использоваться тема, которую могут рассматривать обучающиеся любого возраста.
Тема для которой будет составлена гипотеза:
Влияние пластика на природу.
Гипотеза для учащихся начальной школы (1-4 классы) может быть следующей:
Пример гипотез для 1-4 классов:
Мы предполагаем, что пластик оказывает влияние на природу.
Гипотеза для 5-6 классов должна быть более сложной, например:
Пример гипотез для 5-6 классов:
Мы предполагаем, что пластик оказывает негативное влияние не только на природу, но и человека.
Гипотеза для 7-8 классов должна более точно отражать изучаемый вопрос и показывать значимость темы проекта, например:
Пример гипотез для 7-8 классов:
Мы предполагаем, что пластиковые отходы оказывают негативное влияние на природу и организм человека, что связано с долгим периодом его разложения, поэтому на сегодняшний день так важно утилизировать пластиковые отходы.
Гипотеза в проектных работах, выполненная учащимися 9-11 классов, должна включать в себя не только предположения, которое необходимо доказать или опровергнуть в ходе выполнения проекта, но и более детальное описание исследуемого вопроса с вероятным решением проблемы. Предполагаемое решение проблемы может быть не во всех гипотезах, что связано с отсутствием проблемы в исследуемой теме.
Пример гипотез для 9-11 классов и колледжей:
Мы предполагаем, что пластиковые отходы в связи с большим сроком разложения наносят непоправимый вред всем живым организмам, засоряют Мировой океан, почву, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека, поэтому в настоящее время важной является проблема переработки пластиковых отходов и уменьшения уже имеющихся захоронений пластика, что позволит очистить от него территории, которые в дальнейшем могут быть использованы человеком.
Гипотеза в проектных работах для вузов должна быть более объемной и сложной, может содержать в себе несколько предположений, которые в ходе работы над проектом должны быть доказаны или опровергнуты, при этом основная гипотеза помещается в начало, далее следуют уточняющие или дополняющие основную гипотезу предположения. Каждая такая гипотеза имеет отдельную нумерацию и должна быть обособлена в абзаце.
Как правильно составить гипотезу в проектной работе
В связи с тем, что гипотеза – это предположение, которое должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто необходимо правильно структурировать её, в том числе, важно правильно начать формулировку.
Для правильной формулировки гипотезы можно использовать следующие вспомогательные словесные конструкции и слова:
- В связи с чем
- Возможно
- Допустим
- Если …, то …
- Можно предположить
- Мы предполагаем
- По этой причине
- Поэтому
- Предположим
- При условии, что…
- Так как…
- Чем…, тем…
- Что, если
Пример использования приведённых слов и словесных представлен ниже.
Использование слов и совесных конструкций в гипотезе проектной работы
Использование предложенных слов и словесных конструкций не является обязательным, но может помочь правильно сформулировать гипотезу, ведь её правильная формулировка облегчит выполнение проектной работы, при этом неправильно сформулированная гипотеза приведет к ложному результату, может потребовать частичной или полной переработки проектной работы.
Ошибки при составлении гипотезы проектной работы
При составлении гипотезы необходимо учитывать, что неправильное её составление и формулировка приведут к ошибочным выводам, а соответственно потребуется повторное проведение исследования.
Рассмотрим основные ошибки, которые могут возникнуть при составлении гипотезы проектной работы:
- В гипотезе задаётся вопрос – гипотеза является предположением, поэтому вопроса в ней не должно быть.
- При составлении используется просто текст по теме без предположения каких-либо фактов, событий.
- Составленная гипотеза не может быть проверена, а соответственно доказана или опровергнута.
- При составлении гипотезы была затронута информация, не относящаяся к теме исследования.
- Подготавливая гипотезу, необходимо учитывать класс, чтобы она не была лёгкой или сложной для проверки.
- В гипотезе не должны упоминаться авторы (только если тема проекта предполагает исследование биографии или достижений конкретного человека) и сноски также не ставятся.
- Нельзя заимствовать гипотезу из чужой работы, так как это, во-первых, плагиат, во-вторых, гипотеза строится для конкретной работы и дальнейшее выполнение работы полностью с ней связано.
- Не следует делать гипотезу большой затрагивая в ней большое количество аспектов, лучше выбрать 1 основной, это позволит раскрыть тему более полно и всесторонне, также это облегчит её проверку и защиту проектной работы. При этом если всё-таки для выполнения работы требуется более 1 гипотезы, следует выделить из общего количества основную.
АВТОНОМНАЯ
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
“КУБАНСКИЙ
ИНСТИТУТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ”
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ “ИСТОРИЯ”
НА
ТЕМУ “ИВАН ГРОЗНЫЙ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ”
Выполнили
студентки группы 22ПНК1-9
Специальность:
Преподавание
в начальных классах
Твердохлебова
Юлия Ивановна
Шаматрина
Алина Олеговна
Руководитель:
Преподаватель
истории, Сенюта С.В
Подпись
Краснодар,
2023
Содержание.
Актуальность проблемы
Гипотеза
Целью
Задачами
Введение.
Глава 1. Иван Грозный. Кто он такой и его
биография
1.1. Биография и жизненный путь Ивана
Грозного
1.2. Детство и восхождение Ивана на
царство
1.3. Другие достижения и реформы царя
1.4. Опричнина
Глава 2.
2.1. Самая известная легенда
2.3 Интересные факты из жизни Ивана
Грозного
Финал.
Информационные источники.
Литература.
Актуальность проблемы
заключается в том, что на уроке истории мы узнали о том, что в XVI веке была загородная резиденция первого русского царя Ивана IV Грозного. И эта историческая
личность заинтересовала нас тем, что до сих пор с жизнью Ивана Грозного связано
много неразгаданных тайн и легенд.
Гипотеза проекта
заключается в том, что действительно ли Иван Грозный был “Грозным” царем?
Целью проекта является
изучение и исследование документов и свидетельства современников для создания
наиболее достоверного портрета царя.
Задачами проекта
ставится:
1.
Раскрытие образа царя Ивана Грозного
2.
Исследование на тему: “связаны ли тайны и
загадки эпохи Ивана IV с его
прозвищем “Грозный”
Введение.
У многих людей имя Ивана Грозного ассоциируется с “деспотом” и
“тераном”.
Но так ли это было на
самом деле? На самом деле до сих пор не существует однозначного и точного
мнения, касательно правления Ивана IV (Грозного). Некоторая часть учёных — историков считают, что государь
был очень сильно подвержен своему окружению, в детстве — окружению бояр, в
юношестве — Адашевым и Сильвестром, а уже позднее — снова окружением «плохих
развратников» (так говорил Карамзин). Какакя-то часть считала, что он был
душевнобольным, с обостренным чувством паранойи (психолог Ковалевский, историк
— Кузьмин). Ключевский и Соловьев признавали, что борьба государства с родовой
знатью была неизбежна. А вот Кавелин был уверен в достаточно положительном
влиянии действий Ивана IV(Грозного), он утверждал, что Иван Грозный боролся с
западноевропейским влиянием. Перед нами предстает неоднозначная, двусторонняя
фигура российского правителя, попробуем разобраться что в его правлении
способствовало таким оценкам.
Глава 1. Иван Грозный. Кто он такой
и его биография
1.1. Биография и жизненный путь
Ивана Грозного
Иван Грозный – первый русский царь, что славился своим нравом и
склонностью к жестокости.
Иван Грозный родился 3 сентября 1530 г., под Москвой. Родился он в
браке Василия III ( Великий
Владимирский и Московский царь в 1505-1533 годах и государь всея Руси) и Елены
Васильевны Глинской (Регентша на время малолетства своего сына Ивана Грозного).
После смерти отца, он остался с матерью. Рос юный Иван Васильевич
среди интриг, убийств и заговоров. Именно в тот момент у него стала проявляться
жестокость. А в 1538г. умерла и его мать.
16 января 1547, когда Ивану Васильевичу исполнилось семнадцать лет,
в Успенском соборе состоялось торжественное венчание на царство Ивана IV (Грозного).
За время правления, Иван Грозный провел ряд реформ, установил
торговые отношения с разными странами, участвовал во многих войнах. Царь всегда
был горд победами в сражениях. Но в 1564 г войско во главе с воеводой Шуйским
потерпело поражение. Иван Грозный стал искать «виноватых», тем самым увеличив
опалы и казни. Но на этом не закончились его ошибки правления. Иван IV не добился успеха в
экономическом плане, когда разделил страну на две части. А последующие войны
завершались неудачей и потерей русских земель. После больших утрат, князь
«открыл глаза» и перестал казнить невинных людей. Через какое-то время он стал
составлять поминальные списки и отправлял их в монастыри. Он каялся в
содеянном.
О личной жизни Ивана Грозного можно сказать немного. Историки
считают, что он был женат семь раз. Иван и Федор были сыновьями из первого
брака. А Дмитрий был третьем сыном, который родился благодаря седьмому браку.
Но в девятилетнем возрасте он погиб в Угличе.
Периоды молитв и покаяний сменялись страшной яростью. Считается,
что во время одной из такой вспышки, он убил единственного своего наследника. А
другой сын, Федор, был неспособен управлять Россией. Иван Грозный был в
отчаянии и отправил пожертвование в монастырь, на помин души.
Иван Васильевич Грозный был известен не только как садист и
жесткой человек. Он был довольно образованным человеком. Русский царь (Иван
Грозный) внёс вклад в развитие архитектуры и книгопечатания.
18 марта 1584, Ивана Грозного захоронили в московском
Архангельском соборе. Причины гибели неизвестны. Зная, что князь обладал
крепким здоровьем, люди до сих пор считают, что его смерть была насильственной.
1.2. Детство и восхождение Ивана на
царство
Отец Ивана, Василий, предчувствуя скорую кончину, создал
специальную комиссию из бояр. Задачей ее было – опекунство малолетнего
наследника.
В шестнадцатилетнем возрасте венчан был Иван на царство.
Происходила эта церемония в Московском Кремле, а точнее – в Успенском соборе.
Это было 16 января 1547 года.
После венчания царь изъявил желание жениться. Выбор его пал на
Анастасию Романову. Руководствовался Иван при этом вовсе не знатностью и
значимостью рода невесты. Анастасия была его любимой женой. Умерла она
внезапно. Есть версия, что причиной этого было отравление. Царю было на тот
момент 30 лет. С Анастасией они прожили в браке 17 лет.
Иван очень сильно переживал утрату супруги. И, именно это и дало
начало переменам в его характере. Царь стал более жесток, подозрителен.
После было не мало жен у
него. Официально – 4. После уже связи его не были узаконены церковью.
Разрешение на четвертое венчание уже было исключением для царя. Детей от разных
жен у него было не мало. Дочери умерли еще в ранних возрастах. Одного своего
сына убил он собственноручно. После смерти Ивана остались всего двое. Один из
них был больным – Димитрий. А другой, Федор, слабоумным. Это и дало начало
Смуте и привело к концу великой династии после кончины самодержца.
1.3. Другие достижения и реформы царя
Помимо войн немало и другого сделал Иван для Руси. Будучи
человеком образованным и обладавшим немалыми талантами, большой вклад внес он в
развитие градостроительства(теория и практика планировки и застройки городов,
книгопечатания. По его приказам возводились соборы.
Вел активное налаживание отношений политического и торгового
характера с Англией и другими европейскими странами. Сан (звание) царя, а не
князя, сыграл в этом немалую роль.
Иваном был издан новый судебник(собрание законов). Правда,
ужесточил и ограничил он права крепостных крестьян. В том числе, он запретил их
переход от одного хозяина к другому. Традиционно, происходило это прежде в
Юрьев день. Был введен им единый размер налоговых выплат.
Были учреждены Иваном Земские соборы, за которыми оставалось право
в принятии важных государственных решений. Первый был созван в 1549 году.
Открыты были им приказы земские, челобитные и многие другие.
В 1560 год была
упразднена Иваном Избранная рада.
1.4. Опричнина
1564 год. Иван бросает престол и уезжает из Москвы. Бояре упросили
его вернуться на царствование. Только после своего возвращения начинает
формировать Иван опричнину.
Опричнина-государственная политика, проводившаяся царем Иваном
Грозным в России с 1565 по 1572 год. Эта политика включала массовые репрессии
против бояр (русских аристократов), включая публичные казни и конфискацию их
земель и имущества.
Царю кругом мерещились враги. В большинстве случаев, они были
мнимыми. Но, именно для расправы над ними и создал Иван личное войско. Оно
занималось гонением и наказанием врагов царской власти, отбирали у них земли,
которые потом царь им же и жаловал за прилежную службу. Опричники
бесчинствовали, делали доносы на неугодных людей. Время опричнины было тяжелым
для Руси.
Глава 2. Связаны ли тайны и загадки эпохи Ивана IV с его прозвищем «Грозный».
Самой известной на
сегодняшний день является легендой загадочная библиотека царя. От своей бабушки
Софьи Палеолог Иван Грозный унаследовал уникальную библиотеку, нахождение
которой до сих пор неизвестно.
Возможные местонахождения
библиотеки: Москва, Кремль или Александровская слобода.
2.1. Самая известная легенда
Академик Лихачёв утверждает, что даже если библиотеку Ивана
Грозного обнаружат, находка не будет представлять научной ценности. Историк
Забелин считает, что библиотека была, но погибла во время пожара Москвы 1571
года.
Важным источником сведений о либерии является «Хроника ливонца
Ништедта» или «Ливонская хроника». В «Хронике» рассказывается о немецком
пастыре Иоганне Веттермане, который сыскал уважение Ивана Грозного и был
приглашен в кремль в 1570 году. Царньрешил показать ему древнейшие манускрипты,
хранящиеся в подземелье. В сопровождении трех дьяков: Андрея Щелкалова, Никиты
Висковатого, Никиты Фуника пастор последовал в хранилище. Ему показали огромное
количество древних книг на латинском, греческом и еврейском языках. В «Хронике»
приводятся слова пастора: «Книги, как драгоценное сокровище, хранились
замурованными в двух сводчатых подвалах». Черезвычайное значение имеет то, что
названные в «Хронике» лица имели отношение к царской казне, где хранились
государственные документы и книги, что несомненно указывает на подлинность
этого сообщения. После 1571 года либерия исчезает. Это исчезновение обычно
относят к периоду, когда царь «удалился от мира» в Александровскую слободу.
Предположительно она была запечатана, в каком то подземном тайнике. Объем
библиотеки оценивают как очень большой: 800 томов или 30(возможно даже 70)
подвод груженых книгами. Факт существования библиотеки подтверждают следующие
документы:
-Сказание о Максиме Философе;
-Ливонская Хроника
Ниештедта;
-Упоминание о поиске книг из наказа Ивана Грозного русскому послу Михаилу
Сумбурову;
-Упоминание о библиотеки в кругах шведского богослова Николая Берга и др.
И по сей день местонахождение библиотеки остается неизвестным.
Интересные факты: Утверждается, что почти все исследователи,
подошедшие близко к известной библиотеке теряли зрение.
В сокровищнице Ивана Грозного имелось как минимум три посоха:
единороговый из кости единорога, индейский из черного дерева и простой из
карельской березы. Самым ценным из них был посох из кости единорога. В своих
записках Иностранец Джером Горсей в эпизоде с посещением царской сокровищницы
уделяет этому посоху особое внимание. Царь Иван Грозный говорит: «Принесите мне
мой царский посох; это рог единорога, оправленный весьма красивыми алмазами,
рубинами и другими драгоценными камнями большой цены. Я заплатил за этот посох
70 тысяч рублей. Принесите пауков!». Он приказал своему врачу Ивану Лофу
очертить посохом круг на столе; все впущенные в круг пауки издыхали один за
другим, находившиеся вне круга немедленно бежали от него прочь.
Существует еще одна легенда о том, что в XVI веке смерд Никита смастерив
деревянные крылья, обмазал их воском, обвалял в пухе и в присутствии царя, «Аки
птица» полетел с Распятской церкви колокольни Александровского кремля. Полет
оказался удачным. Перелетев крепостную стену, Никита приземлился на берегу реки
Серой. Данное событие возбудило народ. Царь не мог допустить смуты и появился
царский указ. А в царском указе об этом сказано: «Человек не птица – крыльев
иметь не может, а коль кто выдумку бесовскую к рукам приставит, против
естества творит. И за эту дружбу с нечистой силой отрубить выдумщику голову.
Тело бросить на съедение свиньям, а выдумку огнем сжечь». Это всего лишь
легенда, но в каждой легенде есть доля правды.
В морозный ноябрьский день 1581 года произошло событие, которое и
по сей день не получило однозначного толкования. В Александровой Слободе,
бывшей столице одной из двух частей, на которые было поделено самим царём
Русское Государство – «опричной России», скончался наследник и старший сын царя
Иоанна IV Васильевича Иван.
Существует несколько версий, почему же царевич умер. Самая
распространенная бытовая, когда царь поссорился с сыном, замахнулся на него
посохом и от удара посохом в висок, скончался его сын и наследник престола,
Иван Иванович. Вторая версия заключалась в том, что царь заподозрил сына в измене,
в сговоре с поляками и в результате произошла ссора. И третья версия звучит
так: Царевич очень сильно занемог, не помогли ему заморские лекари не местные
знахари царевич умер.
Пискаревский летописец указывает более подробно: «… в 12 час нощи
лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича».
В Новгородской четвертой летописи говорится: «Того же (7090) году преставися
царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе…»
Морозовская летопись констатирует: «… не стало царевича Иоанна Иоанновича».
Как видим, об убийстве ни слова.
Интересно знать, кто же первым обвинил царя в убийстве сына?
Официально впервые эта версия была изложена Ватиканским послом (Посол-
дипломатический представитель высшего ранга своего государства в иностранном
государстве) Антонио Поссевино. Но явного подтверждения этой версии нет, посол
оказался в Москве фактически спустя четыре месяца после смерти царевича. И
именно эта версия смерти царевича, возможно, была удобна для врагов России.
2.3 Интересные факты из жизни Ивана
Грозного
Среди всех правителей России одним из самых неоднозначных можно
назвать Ивана Грозного, который неспроста заработал себе такое прозвище. Будучи
сильным дипломатом, обеспечившим России уважение современников, он был, по
свидетельствам тех лет, вспыльчивым, непредсказуемым и склонным к проявлениям
жестокости человеком. Неудивительно, что царедворцы
боялись его, как огня.
1.
Пока Иван был юным царевичем,
от его имени правила династия Шуйских, но уже в возрасте 13 лет он взял власть
в свои руки, впоследствии казнив своих опекунов.
2. Иван Грозный создал первое в истории регулярное войско,
состоящее из стрельцов.
3. Согласно указу этого царя крепостные крестьяне могли менять
хозяина раз в год — в Юрьев день.
4. В 1550 году Иван Грозный организовал Раду, правящий орган, куда
входили как бояре, так и люди простого происхождения.
5. При правлении Ивана Грозного в Москве и других городах были
организованы различные училища.
6. Одним из указов этого царя военная служба, начинающаяся с 15
лет, стала пожизненной. Впрочем, она пользовалась успехом у бедных и
безземельных помещиков.
7. Правление Ивана Грозного ознаменовалось кровавыми и смутными
годами опричнины. По царскому указу в Москве в кабаках опричникам наливали
алкоголь бесплатно.
8. Сам Иван Грозный вёл свой род от Рюриковичей, как и многие
другие известные российские аристократы, например, князь Одоевский (см.
интересные факты об Одоевском).
9. У царя было шестеро законных детей, но выжили лишь двое из них.
10. Правил он рекордно долгий срок — более 50 лет.
11. Знаменитая библиотека Ивана Грозного была настолько огромной,
что даже не известно точно, сколько в ней было книг.
12. Излюбленным царским увлечением была охота.
13. Прозвище «Грозный» Иван Васильевич заработал ещё в юности.
14. Расхожее выражение «филькина грамота» пошло в народ именно от
этого царя, потому что так он называл полученные от митрополита Филиппа
послания.
15. Иван Грозный запрещал своим приближённым употреблять алкоголь.
Раз
с биографией Ивана Грозного, с его устрашающим прозвищем и интересными фактами
мы разобрались, предлагаем вам пройти маленькую и интересную викторину.
Викторина
будет состоять из 7 вопросов. За каждый правильный ответ вы получите конфетку.
Сыном какого великого князя был Иван Грозный? (сыном Василия III)
Сколько законных жен было у Ивана Грозного? (4)
В каком году Иван Грозный организовал Раду, правящий орган, куда
входили как бояре, так и люди простого происхождения? ( в 1550 году)
Сколько правил Иван Грозный? (более 50 лет)
Сколько детей Ивана Грозного выжило из 6? (двое)
Что запрещал употреблять своим приближенным Иван Грозный?
(алкоголь)
Согласно указу Ивана Грозного сколько раз в год крепостные
крестьяне могли менять хозяина? (раз в год)
Финал.
Вы большие молодцы, легко и быстро справились с викториной,
давайте теперь сделаем вывод и подведем итоги.
В истории есть герои и антигерои, есть личности настолько
противоречивые, что единого мнения, однозначной оценки их жизни и деятельности
нет, и не может быть. Такой сложной, но удивительно интересной личностью был
Иван Грозный. Он был знаменит в истории как законодавец и государственный
образователь. Издал «Государственное уложение», устроил различные учреждения
для лучшего действия самодержавной власти: Казенный двор, различные приказы,
суды. Оставил после себя Руси войско, какого она не имела прежде: лучше
устроенное и многочисленное. А почему вдруг подверглись сомнению именно Иван
Васильевич Грозный и время его царствования? Ответ прост: сильная Россия Западу
страшна, а Иван Грозный создавал Московское царство могучим, боролся за чистоту
веры и укреплял Православное Русское Самодержавие. При Иване Русь поднялась с
колен и расправила плечи от Балтики до
Сибири. Не
знать этого или забывать об этом нельзя. Время правления Ивана Грозного – это
не только время опричнины, но и важный этап в становлении сильного и обширного
Российского государства, а Иван Васильевич не только жестокий и подозрительный
человек, но и правитель державы, очень много сделавший для нее. В ходе
исследования мы убедились, что загадки и легенды в жизни Ивана Васильевича
Грозного действительно существуют, и связаны не только с царем, но и с
государством сильным, могучим «Грозным ».
Информационные источники.
https://biographe.ru/politiki/ivan-grozniy/
https://obrazovaka.ru/alpha/g/groznyj-ivan-grozny-ivan
https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Грозный
https://istoriarusi.ru/car/oprichnina-ivana-groznogo-kratko.html
https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/oprichnina.htm
https://stihi.ru/2018/04/20/3430
http://мегафакты.рф/интересные-факты-об-иване-грозном/
Литература.
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России.
Государство Ивана Грозного. — Л.: Наука, 1988. — С. 161, 198, 200-202
Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время.
— М.: Знание, 1991. — №7 (сер. История, №7). — С. 63.
Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада
или опричнина // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. — М., 1991. — С. 127-163.
Содержание материала
- Особенности составления гипотезы в проектной работе
- Видео
- Как правильно сформулировать гипотезу
- Признаки правильной гипотезы
- Как сформулировать гипотезу в дипломной работе
- Пример гипотезы для различных тем
Особенности составления гипотезы в проектной работе
Рассмотрим особенности, которые существуют при подготовке гипотезы:
- Гипотеза в проектной работе напрямую зависит от темы исследования, не может затрагивать не рассматриваемую в проекте информацию.
- Гипотеза может касаться причин возникновения и существования объекта исследования, его свойств и связей, прошлого и будущего исследуемого объекта и т.д.
- Гипотеза является научным предположением, которое выдвигается для предварительного, условного объяснения каких-либо фактов, событий, явлений и процессов, предполагающим доказательство либо опровержение.
- Гипотеза может быть предположением, имеющим обоснование о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.
- Предварительно выдвинутая гипотеза предопределяет логику всего процесса выполнения проектной работы, влияет на теоретическую и практическую часть работы.
Видео
Как правильно сформулировать гипотезу
Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчасЗаполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят
Даже зная определение гипотезы, многие студенты испытывают трудности с ее формулировкой.
Итак, правильно сформулированная гипотеза должна отвечать следующим критериям:
- Гипотеза не должна представлять собой аксиому и очевидный факт. К примеру, утверждение о том, что человек имеет четырехкамерное сердце не годится в качестве гипотезы диплома, так как этот факт известен науке давно.
- Гипотеза не должна быть сформулирована с помощью неуточненных понятий, которые сами могут стать объектом исследования.
- Современная наука должна владеть инструментами для проверки гипотезы.
- Гипотеза должна быть связана с объектом и предметом исследования.
- Гипотеза должна иметь познавательную эффективность.
Гипотеза является структурным элементом, который необходимо обозначить во введении диплома. Однако практика показывает, что формулировать ее целесообразно гораздо позднее, когда изучен объект и предмет исследования, создана теоретическая основа, есть план эмпирического исследования.
Это связано с тем, что часто по результатам исследований требуется корректировка основных элементов диплома: объекта, предмета, а иногда принимается решение изменить тему дипломной работы. Таким образом, гипотеза «подгоняется» под результаты исследований.
Сформулировать гипотезу можно с помощью следующих фраз-клише:
- Ожидаемый результат.
- Следует ожидать.
- Предполагается, что.
- Если…, то.
Признаки правильной гипотезы
Приведённые ниже пункты помогут вам проверить, насколько корректно вы выбрали и сформулировали гипотезу.
- Прочная логическая связь с темой, целью, задачами и проблематикой исследования.
- Отсутствие острого противоречия между уже проведёнными исследованиями по вашей теме и вашим умозаключением.
- Открытость для проверки различными методами исследования.
- Грамотная формулировка без логических конфликтов и речевых ошибок.
- Соблюдение баланса между высоким полётом мысли и банальными фактами
Пример выделения гипотезы исследования в дипломной работе
Место гипотезы в структуре введения
Как сформулировать гипотезу в дипломной работе
Предположения не рождаются из ниоткуда. После проведения необходимого объема исследовательских работ, разговоров с научным руководителем, экспериментов и опытов можно выявить новую информацию или же противоречие. Именно из этого противоречия и возникает первоначальное суждение. Оно может стать новым решением проблемы в тексте.
Есть несколько основных методов его формирования:
- Мозговая атака. Используется при коллективном поиске новых идей и решений. Ее суть заключается в стимулировании творческой активности участников и выявлении наибольшего количество вариантов решения;
- Ассоциация. Заключается в преобразовании ранее полученных знаний;
- Инверсия. Проблема рассматривается с новой стороны, на которой ранее не заостряли внимание.
Пример гипотезы для различных тем
Тема проекта: Планета в пластиковой упаковке
Гипотеза: мы предполагаем, что забота о природе, хотя бы на бытовом уровне, может уменьшить отрицательное влияние на всю планету.
Тема проекта: Все о лошадях
Гипотеза исследования: я считаю, что лошадь выполняет важную роль в жизни человека. Она способна оказать такое лечение, которое не под силу современным медицинским технологиям. Лошадь является достойным животным, заслуживающим человеческой любви, заботы и уважения.
Тема проекта: Интернет-зависимость — проблема современного общества.
Гипотеза: мы предполагаем, что Интернет-зависимость влияет на психическое состояние подроста и его взаимодействие с обществом.
Тема проекта: Занятия плаванием
Гипотеза: подростки мало осведомлены об огромной пользе занятий плаванием для организма.
Теги
Муниципальное образовательное учреждение
Вощиковская основная общеобразовательная школа им. А.И.Королёва
Номинация: научно-исследовательская работа
«Жизнь в концлагере глазами солдата РККА Сбитнева К.И.»
Автор: Шугина Ольга,
учащаяся 9 класса;
Руководитель: Тихова Т.А.,
учитель истории и обществознания.
Вощиково 2019
Содержание
-
Введение. Письма с фронта свидетельство мужества и
Героизма народа в годы Великой Отечественной войны. ……с. 3-5
-
«Поклонимся великим тем годам…» …………………………..с.6-15
1.2. Военные реликвии – фронтовые письма. ……………….с.6-7
-
О чем рассказали исследуемые письма. Фрагменты
и краткий анализ писем А.И.Королёва. ……………… с.8-12
3.2. Виды и особенности фронтовых писем. ……………… с.13-15
-
Заключение. …………………………………………………… с.16
IV. Список использованной литературы. ……………………… с.18
I. Введение.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
( Ю. Воронов)
Помогая маме, Шугиной Т.А., заведующей школьным музеем братьев Королёвых, я наткнулась на старую, потрепанную, в масляных пятнах общую тетрадь. Открыв её, я увидела стихи, но разобрать все слова не смогла.
«Расстреляв все снаряды,
Нас сотни погибло.
Те кто остались
Бегством спаслись.
Эс — Эса отряды
Нас долго….
Остаток людей….
В концлагерь попались»…
Стало интересно. Захотелось узнать о человеке, написавшем эти строки, его судьбе, родных, выяснить, как эта тетрадь попала в музей.
9 мая 2015 года страна отметит 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Миллионы советских людей погибли на фронте, в концлагерях и в тылу. Вся страна встала на защиту Родины. Наш народ сплотился, выстоял и победил. Среди них был и автор этой тетради — рядовой РККА Сбитнев К.И.
Актуальность данной темы заключается в том, что благодаря дневникам военной поры, письмам с фронта, у нас, нынешних, складывается представление о войне и ее буднях, основанное не на сухих официальных сводках и рапортах, а на живом человеческом слове. Написанное в перерывах между боями, оно становится ценнее от того, что у авторов нет времени обдумывать каждую букву, каждую фразу, когда любое такое письмо, строчка в дневнике могли стать последней весточкой о человеке, написавшем его в окопе, блиндаже, концлагере. Значимость рассматриваемой темы определяется также потребностью в анализе данных дневниковых записей с точки зрения правдивого исторического источника о Великой Отечественной войне. Много написано о войне писателями, полководцами, историками, военными журналистами, но очень редко встречаются дневники рядовых очевидцев войны. Тем более ценным является сам факт сохранившегося документа. Чаще всего родственники участника Великой Отечественной войны располагают письмами и открытками той поры. А сам фактический документ в виде дневника – записной книжки, тетрадки является большой редкостью.
Теме военных дневников немногие авторы посвящали свои работы. Тимофеева О.Л. в работе «Дневник военных лет», пишет о своём отце Л.И. Тимофееве (1904—1984), который, будучи филологом, вел дневник все четыре года Великой Отечественной войны, находясь в Москве, не имея возможности (по инвалидности) быть на фронте и отказавшись уезжать в эвакуацию. В этом «Дневнике»… ярко отразились не только атмосфера и быт военного времени, но и мысли и чувства одного из представителей русской интеллигенции той поры, его рассуждения о судьбах страны и мира. Абдулин М. в работе «160 страниц из солдатского дневника» пишет о сложностях воспоминаний прошлого. «Но вот что тяжелей: ведь все, о чем я пишу, мне надо пережить заново, и у меня от этого «заново» стало побаливать сердце», — пишет фронтовик. Самойлов Д. в своей работе «Люди одного варианта. Из военных записок» отмечает: «Солдат практически и не мог вести постоянные записи. Это внушило бы подозрения, да и при очередной бесцеремонной проверке вещмешка старшина приказал бы изничтожить тетрадку или записную книжку, поскольку они не входили в список необходимого и достаточного солдатского скарба». Все авторы придерживаются мнения, что военные дневники – это особый «субъективный» исторический источник информации о Великой Отечественной войне, с данной точкой зрения нельзя не согласиться. Изученные источники не предлагают методики работы с такими документами, видимо, устоявшихся критериев не имеется, каждый предлагает свою схему изучения документов, чаще всего, это просто комментарии к оригинальному тексту. Многие отмечают высокий уровень эмоциональности дневниковых военных записей. Исследования психологов показывают, что наиболее значительные и важные для себя события человек запоминает в первую очередь, наиболее правильно и точно; то, что произвело на него наибольшее впечатление, и было связано с более или менее сильными чувствами, сохраняется в памяти в течение продолжительного времени.
Объектом нашего исследования является дневник рядового РККА Сбитнева К.И.
Предметом исследования — степень полноты и достоверности содержания дневниковых записей.
Цель исследования: исследовать содержание дневника рядового РККА Сбитнева К.И.
Гипотеза: Если исследовать и проанализировать записи из дневника, то я узнаю о том, что являлось особо важным и запоминающимся для рядового РККА Сбитнева К.И. в период 1941 – 1945 годов.
Задачи исследования:
1. Исследовать дневниковые записи, их содержание.
2. Выявить главные события периода военного пути.
3. Обобщить полученные результаты, и получить характерный портрет автора дневника.
Методы исследования:
-
интерпретация;
-
анализ содержания;
-
анализ документов (фотографии, дневниковые записи);
-
синтез – обобщение результатов анализа;
-
беседа с родственниками.
Изучение и исследование письменных реликвий военных лет — это дань памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны.
II.
1.
Дневники обычных людей, «среднестатистических» советских граждан, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны, определяются как малочисленная группа источников. Если дневниковые записи видных общественно-политических деятелей, писателей, ученых известны давно, то внимание к таким дневникам – явление последнего времени. Представленные в архивах России буквально единично, а в лучшем случае – десятками, дневники уступают в количественном отношении такому ценному массовому историческому источнику как письма военных лет.
На обложке найденной мной тетради, была написана фамилия и имя её автора, но запись стёрлась с годами, и разобрать было сложно. Присмотревшись, мы с мамой определили, что эта тетрадь с записями военных лет принадлежит родственнику Надежды Николаевны Новосёловой. Сама Надежда Николаевна мало что могла рассказать о Сбитневе Константине Ивановиче. Она знала, что это дед её мужа Новосёлова Константина Валерьевича, он служил в годы войны в РККА, попал в плен, затем был освобождён американскими войсками и снова служил в армии. До войны он учительствовал в деревне Лесуниха Арефинского района, куда и вернулся после службы в армии. Учитель русского языка и литературы в Лесунихской школе, затем в Сырневской школе д. Кардинское, а впоследствии, в коррекционной школе детского дома д. Вощиково. Когда Константин Иванович попал на фронт, в сентябре 1941 года, ему было 24 года, зрелый, состоявшийся человек, с любовью относящийся к своему педагогическому делу. Сбитнев К.И. умер в 1979 году, подорванное в концлагерях здоровье, полученные болезни дали о себе знать.
Дневниковые записи чаще всего велись в общих тетрадях или записных книжках. Записи Сбитнева К.И. сделаны в общей тетради в линеечку, с синей обложкой, каллиграфическим почерком, практически без орфографических ошибок (учитель русского языка и литературы всё-таки). Дневниковые записи обычно велись в достаточной мере образованными, чуткими к собственным переживаниям и общественным настроениям людьми. Поэтому дневник, охватывающий события 1941-1945 гг., нередко является продолжением личных записей, начатых еще до войны.
Стране завещаем,
Что мы все готовые
В Красную Армию
На защиту страны!
Половина тетради исписана стихами. Сначала я подумала, что это просто стихи военных лет о тяготах фронтовой и лагерной жизни, но оказалось, что автор сам определил жанр своего творчества – фельетон «Раешник».
Среди дневников участников Великой Отечественной войны, как правило, выделяются фронтовые и те, что велись в условиях тыла. Существует также немногочисленный ряд дневников, написанных советскими военнопленными и «восточными рабочими». Дневник Сбитнева К.И. относится к той категории немногочисленных дневников, которые были написаны и на фронте и в плену.
«Тысяча девятьсот сорок первый год. Год тяжелых потерь и неудач нашей Красной Армии в борьбе с неравными, технически превосходными, силами гитлеровских полчищ…»
Так начинается фронтовой дневник солдата Красной Армии Сбитнева Константина. «Злой хищник, кровожадный гитлер неожиданно напал на нашу молодую Советскую Родину».
«Я хочу во всех своих описаниях рассказать о своих тяжёлых переживаниях, какие я перенес, оказавшись в тылу противника, вследствие отсутствия боеприпасов и будучи оглушённый снарядом, попал в плен. Я перенёс нечеловеческие мучения, голод, пытки и терзания. Моя первая попытка побега из фашистского плена не увенчалась успехом. Я попал в плен под расправу карательного отряда немцев. Перенёс нечеловеческие пытки и мучения над собою. Затем был обратно отправлен в концлагеря военнопленных. В 1943 года я был насильно вывезен в Германию вместе со всеми военнопленными».
Дневники различаются по объему, систематичности и характеру записей. Стилевые особенности и предпочтение в пользу конкретных тем, во многом, связаны с социально-демографическими и личностными характеристиками авторов. Дневник Константина Ивановича состоит из 68 страниц, исписанных ровным, красивым, каллиграфическим почерком, со знаками препинания, и исправленными в некоторых местах, ошибками. Записи систематичны. Сначала он в стихах рассказывает о начале войны, затем как его часть попала в окружение, а затем – плен. «В окружении. Третьи сутки мы роем окопы и готовим мощную оборону. Кругом царит зловещая тишина. Мы находимся в трёх километрах от города Б… Несмотря на то, что в городе большое скопление наших войск, никакого шума и движения не слышно. Всё, как будто вымерло. Люди ходили понуренные, хмурые. Надвигалось что-то опасное и тяжёлое. Эта царящая вокруг зловещая тишина, напоминала что-то страшное предстоящее впереди, как царящая тишина перед тем, как нужно разразится большой бурей. Наша часть, бывшая раньше тыловой, здесь, оказавшись в окружении, стала передовой. Город Б. оказался в тылу противника. Оказавшись в большом кольце, мы с остатками потерпевших наших армий держали большую оборону, круговую оборону. Надвигался большой и смертельный решающий бой. Но у нас нет совсем артиллерии и отсутствуют танки. У нас, пехоты, на исходе боеприпасы. Кольцо окружения нашего города всё сжималась. Последнюю линию обороны мы строили на кладбище вблизи города. 17 сентября 1941 года. Раннее утро. Наша походная кухня привезла нам на кладбище, где мы находились в обороне, завтрак. На завтрак была приготовлена вкусная рисовая каша, по 100 грамм водки, сахар, хлеб и чай. С собою у нас были котелки, из которых мы кушали по двое с товарищем». Читаешь эти строки как художественное произведение, и хочется узнать, что было дальше, допишет автор свой рассказ или оборвётся нить изложения…
Большая часть дневника посвящена жизни в плену. «Здесь мне пришлось пережить ещё большие терзания и голод. Деревянные, выдолбленные колодки на ногах. Триста граммов хлеба в сутки, и раз в сутки варят гнилую брюкву, траву.10-12 часов в сутки тяжёлая работа на железной дороге, ворочать железо, шпалы. Беспрерывные бомбардировки. Нас пленных во время бомбардировок загоняют под железнодорожный мост, как объект для бомбардировки. Великим чудом остался жив. Много товарищей погибло от голода и бомбардировок. Я видно, ещё вынослив, молодой организм выносит больше трудностей».
4