Как составить годовой план работы на год

Подходит к концу последний месяц года, а это значит, что сотрудникам экономических отделов предприятий предстоит выполнить большой объем работы. Необходимо подвести итоги работы за декабрь, четвертый квартал и год, рассчитать трудовые и материальные затраты, разработать планы объемных, технико-экономических и финансовых показателей на следующий год. Вопросы, касающиеся разработки планов, и примеры планирования различных показателей рассмотрим в данной статье.

ПЛАНИРОВАНИЕ: СУТЬ, МЕТОДЫ И ВИДЫ

Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития как в текущем периоде, так и на перспективу.

Существует несколько основных методов планирования:

  • балансовый;
  • расчетно-аналитический;
  • экономико-математический;
  • графоаналитический;
  • программно-целевой.

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана.

Расчетно-аналитический метод используют для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяют базисный уровень основных показателей плана, их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитывают индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа, используя графические средства. С помощью графиков можно выявить количественную зависимость между сопряженными показателями.

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, то есть комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных результатов.

По срокам различают следующие виды планирования:

  • перспективное (стратегическое);
  • текущее (годовое);
  • оперативно-производственное.

Перспективное (стратегическое) планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируют перспективную потребность в новых видах продукции, товарную и сбытовую стратегию предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическое планирование подразделяется на долгосрочное (10–15 лет) и среднесрочное (3–5 лет).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Прогнозирование основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

Текущее (годовое) планирование уточняет показатели среднесрочного плана. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декаду, смену, час) и по отдельным производственным подразделениям (цеху, участку, бригаде, рабочему месту). Есть три вида оперативно-производственного планирования:

  • межцеховое;
  • внутрицеховое;
  • диспетчирование.

Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Чтобы составить планы экономических и финансовых показателей, экономисту в первую очередь нужно рассчитать трудовые, материальные и другие затраты предприятия на следующий год. Для этого необходимо:

  • подвести ожидаемые итоги работы за прошедший отчетный период;
  • составить производственную программу работы на планируемый период;
  • проанализировать цены в отчетном периоде на все виды материалов, топлива, электроэнергию и спрогнозировать рост цен в планируемом периоде с учетом инфляции;
  • учесть поступление и выбытие основных фондов в планируемом периоде;
  • выяснить, на какую величину планируется индексация заработной платы работникам предприятия (после разработки плана этот размер может быть уменьшен или увеличен в зависимости от полученного финансового результата работы);
  • учесть изменение налоговых ставок и т. д.

Рассмотрим несколько примеров, как разработать текущие (годовые) планы основных объемных, технико-экономических и финансовых показателей работы предприятия.

ПРИМЕР 1

На основании имеющихся данных по количеству израсходованных предприятием материалов за 11 месяцев 2016 г., средних цен на материалы за год, денежных затрат на материалы за 11 месяцев 2016 г. (табл. 1) нужно определить плановую величину расходов на материалы на 2017 г.

Прогнозируемый рост цен на материалы в 2017 г. — 10 %, так как в 2015–2016 гг. цены на них росли в течение каждого года на 10 %.

Плановый объем работы предприятия, количество обслуживаемых зданий и сооружений в планируемом периоде не меняются по сравнению с 2016 г.

Плановое количество по каждому виду материалов на 2017 г. рассчитаем следующим образом:

  • делим количество материалов, израсходованных за 11 месяцев 2016 г., на 11;
  • полученный результат умножаем на 12.

Например, за 11 месяцев 2016 г. израсходовано 15 автоматов. Отсюда количество автоматов, которое планируется расходовать в 2017 г.:

15 шт. / 11 мес. × 12 мес. = 16 шт.

К СВЕДЕНИЮ

Чтобы плановое количество материалов рассчитать более точно, нужно учесть, какие из них расходуются именно в декабре (зимний период), так как при составлении плана данные за декабрь отсутствуют.

Цену на материалы в 2017 г. определяем с учетом планируемого роста цен.

Цена на автоматы в 2016 г. (средняя за год) — 108,67 руб.

Планируемая цена в 2017 г.:

108,67 руб. × 1,1 = 119,54 руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если анализ роста цен на материалы не ведется, можем учесть их рост на планируемый период в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции на данный период. Однако более точный результат при планировании расходов на материалы можно получить, если учесть изменения фактических цен в течение года, причем не в среднем на все расходуемые предприятием материалы, как в рассматриваемом примере, а на каждый вид материалов в отдельности.

Плановые расходы на 2017 г. на каждый вид материала рассчитаем путем умножения планового количества материалов на планируемую цену.

Расход на автоматы в 2017 г.:

16 шт. × 119,54 руб. = 1913 руб.

Аналогично рассчитываем расходы на другие материалы. Результаты расчетов представлены в табл. 1. Плановые затраты на материалы в 2017 г. — 218 428 руб.

Таблица 1. План расходов на материалы на 2017 г.

Материал

Количество за 11 мес. (факт)

Цена, руб.

Расходы за 11 мес. (факт), руб.

Количество (план) на год

Цена, руб.

Плановые расходы на год, руб.

Автомат

15

108,67

1630

16

119,54

1913

Адаптер

1

77,00

77

1

84,70

85

Антенна

1

290,00

290

1

319,00

319

Арматура

12

60,00

720

13

66,00

858

Батарейка

15

91,93

1379

16

101,12

1618

Бахилы

400

1,02

408

436

1,12

488

Блок питания

4

1255,00

5020

4

1380,50

5522

Бобышка

4

135,00

540

4

148,50

594

Болт анкерный

20

9,45

189

22

10,40

229

Болт

376

11,35

4267

410

12,49

5121

Бумага для принтера

75

199,92

14 994

82

219,91

18 033

Бумага туалетная

85

27,96

2377

93

30,76

2861

Бур

25

112,80

2820

27

124,08

3350

Валик

23

171,48

3944

25

188,63

4716

Газ ацетилен

30

480,00

14 400

33

528,00

17 424

Газ пропан

272

19,52

5310

297

21,47

6377

Гайка

476

3,62

1725

519

3,98

2066

Гайка Вило

2

1350,00

2700

2

1485,00

2970

Гильза

4

729,00

2916

4

801,90

3208

Грубый ровнитель пола

750

7,80

5850

818

8,58

7018

Грунт универсальный

2

259,00

518

2

284,90

570

Грунтовка

155

51,50

7983

169

56,65

9574

Губки

2

19,50

39

2

21,45

43

Датчик

3

347,33

1042

3

382,06

1146

Датчик температуры

3

158,33

475

3

174,16

522

Дюбель-гвоздь

506

2,01

1018

552

2,21

1220

Заглушка

2

32,00

64

2

35,20

70

Заклепка

8

91,00

728

9

100,10

901

Замок навесной

60

146,00

8760

65

160,60

10 439

Знак аварийный

1

650,00

650

1

715,00

715

Известь

367

18,97

6963

400

20,87

8348

Изолента

30

57,00

1710

33

62,70

2069

К/гайка д/15

20

16,00

320

22

17,60

387

К/гайка д/20

116

18,83

2184

127

20,71

2630

К/гайка д/25

1

24,00

24

1

26,40

26

К/гайка д/32

30

41,33

1240

33

45,46

1500

Кабель

16

180,00

2880

17

198,00

3366

Канцтовары

45 122

0,45

20 520

49 224

0,50

24 612

Кран-букса

1

100,00

100

1

110,00

110

Кран Ду15

10

655,00

6550

11

720,50

7926

Кран Ду50

4,0

3300,00

13 200

4

3630,00

14 520

Электролампы

2156

16,50

35 574

2352

18,15

42 689

Лампа галогеновая

1

250,00

250

1

275,00

275

Итого

   

184 348

   

218 428

Если требуется срочно получить общую плановую сумму расхода на материалы в 2017 г. и нет необходимости приводить расшифровку по видам материалов, то можно общую сумму, израсходованную на материалы за 11 месяцев 2016 г., разделить на 11, умножить на 12 и на 1,1. Этот расчет будет менее точным, но времени потребует меньше.

184 348 руб. / 11 мес. × 12 мес. × 1,1 = 221 218 руб.

ПРИМЕР 2

Предприятие перевозит уголь для клиентов и оказывает им другие услуги.

Фактические объемные, технико-эксплуатационные показатели работы предприятия, а также основные показатели плана по труду (численность работников, фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата за 2016 г.) представлены в табл. 2.

Требуется определить плановые объемные, технико-эксплуатационные показатели работы предприятия, запланировать численность работников, фонд оплаты труда и среднемесячную заработную плату на 2017 г. с разбивкой по кварталам.

Планируемая индексация заработной платы с января 2017 г. — 10 %.

Составление любых планов начинается с планирования объемных и технико-эксплуатационных показателей.

Чтобы запланировать объемы работ по погрузке и выгрузке угля, нужно собрать от клиентов заявки на 2017 г. с разбивкой по кварталам.

Плановый объем перевозок за каждый период рассчитываем, суммируя погрузку и выгрузку.

Количество перерабатываемых вагонов определяем расчетным путем исходя из объемов перевозок и грузоподъемности вагонов, грузооборот — исходя из объемов перевозок грузов и дальности перевозок.

Все перечисленные показатели стоит планировать в год и в сутки. Значения объемных показателей в сутки рассчитываем путем деления их величин за год (кварта)л на количество дней в планируемом периоде.

Из-за сокращения планируемого объема работы по перевозке грузов в 2017 г. по сравнению с планом 2016 г. на 13 % и по сравнению с фактом 2016 г. на 16 % плановый грузооборот и плановое количество перерабатываемых вагонов уменьшились.

Инвентарный парк маневровых тепловозов можно запланировать меньше, чем в 2016 г., из-за снижения объемов работы, а можно оставить его на уровне 2016 г., сократив количество смен работы тепловозов. Выбираем второй вариант.

Такие показатели, как эксплуатационная и развернутая длина путей, количество стрелочных переводов, планируем на уровне 2016 г., так как они будут использоваться для перевозки грузов.

Составив план объемных и технико-эксплуатационных показателей, переходим к планированию показателей плана по труду. Так как объемы по перевозкам в планируемом периоде сократятся, можно выбрать один из вариантов:

1) запланировать сокращение штата работников;

2) оставить штат работников на уровне факта 2016 г., сократив штат тех, кто занят на перевозках, и увеличив численность работников, занятых оказанием других услуг. Важная деталь: объем этих услуг в планируемом периоде увеличиваем, чтобы не потерять квалифицированных работников в случае, если объемы перевозок начнут расти.

Дальновидные руководители предприятий выбирают второй вариант. Мы планируем также оставить общую численность работников на уровне факта 2016 г. (125 чел.).

Плановая численность работников, занятых перевозками угля в 2016 г., — 101 чел.

Плановая численность работников по перевозкам на 2017 г. с учетом сокращения объемов перевозок:

101 × (100 – 13) / 100 = 88 (чел.).

Численность работников, сокращенную на перевозках, распределяем на аппарат управления и число работников, занятых оказанием других услуг.

Разбить численность работников по кварталам лучше равномерно. Для этого нужно заранее подумать о том, чтобы предоставить работникам больше отпусков в кварталах с меньшим объемом перевозок.

Среднемесячную заработную плату планируем всем работникам с учетом индексации — 10 % от факта 2016 г. Так, фактическая месячная заработная плата за 2016 г. у работников, занятых на перевозках, — 12 973 руб. Тогда планируемая средняя зарплата в месяц в 2017 г. у этих работников с учетом индексации с января — 14 270 руб. (12 973 руб. × 1,1).

Плановый фонд оплаты труда определяем путем умножения плановой среднемесячной заработной платы на плановую численность работников.

Учитывая снижение объема перевозок в 2017 г. по сравнению с планом 2016 г. на 13 % и по сравнению с фактом 2016 г. на 16 %, мы запланировали сократить численность штата, занятого на перевозках угля, но не допустили сокращения общего штата работников за счет перевода их на другие рабочие места, увеличив объем оказания прочих услуг отделения.

Несмотря на сокращение объемов перевозок, мы запланировали проиндексировать заработную плату работникам на 10 %, поэтому ФОТ на 2017 г. на 5 % больше планового ФОТ прошлого года и на 10 % больше фактического фонда оплаты труда в 2016 г. Все основные плановые показатели плана по труду с разбивкой по кварталам приведены в табл. 2.

Таблица 2. План основных объемных, технико-экcплуатационных показателей работы предприятия и показателей плана по труду

Показатель

Единица измерения

2016 г.

План 2017 г.

План 2017 г. к плану 2016 г., %

План 2017 г. к факту 2016 г., %

план

факт

год

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Погрузка в год

тыс. т

2464

2490

1682

402

421

440

419

68

68

В среднем в сутки

 

6,73

6,80

4,61

4,47

4,63

4,78

4,55

68

68

Выгрузка в год

тыс. т

3482

3714

3503

732

927

964

880

101

94

В среднем в сутки

 

9,51

10,15

9,60

8,13

10,19

10,48

9,57

101

95

Объем перевозок в год

тыс. т

5946

6204

5185

1134

1348

1404

1299

87

84

В среднем в сутки

 

16,25

16,95

14,21

12,60

14,81

15,26

14,12

87

84

Количество перерабатываемых вагонов в год

вагонов

90 396

94 318

78 826

17 240

20 493

21 345

19 748

87

84

В среднем в сутки

 

246,98

257,70

215,96

191,56

225,20

232,01

214,65

87

84

Грузооборот в год

тыс. т-км

21 406

22 334

18 666

4082

4853

5054

4676

87

84

В среднем в сутки

 

58,49

61,02

51,14

45,36

53,33

54,94

50,83

87

84

Инвентарный парк маневровых локомотивов, всего

тепловозов

6

6

6

6

6

6

6

100

100

В том числе по сериям:

                   

ТЭМ-2

 

3

3

3

3

3

3

3

100

100

ТЭМ-15

 

1

1

1

1

1

1

1

100

100

ТЭМ-18

 

1

1

1

1

1

1

1

100

100

ТГМ-6А

 

1

1

1

1

1

1

1

100

100

Эксплуатационная длина

км

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

100

100

Развернутая длина

км

29,5

29,5

29,5

29,5

29,5

29,5

29,5

100

100

Количество стрелочных переводов

комплектов

57

57

57

57

57

57

57

100

100

Контингент, всего

чел.

136

125

125

125

125

125

125

92

100

В том числе:

                   

перевозки

 

101

92

88

88

88

88

88

87

96

услуги отделения

 

9

8

11

11

11

11

11

122

138

общехозяйственные

 

26

25

26

26

26

26

26

100

104

Из них:

АУП

 

22

21

22

22

22

22

22

100

105

прочие

 

4

4

4

4

4

4

4

100

100

ФОТ, всего

тыс. руб.

21 100

20 166

22 232

5558

5558

5558

5558

105

110

В том числе:

                   

перевозки

 

14 724

14 322

15 068

3767

3767

3767

3767

102

105

услуги отделения

 

1311

1245

1884

471

471

471

471

144

151

общехозяйственные

 

5065

4599

5280

1320

1320

1320

1320

104

115

Из них:

АУП

 

4665

4209

4852

1213

1213

1213

1213

104

115

прочие

 

400

390

428

107

107

107

107

107

110

Среднемесячная зарплата, всего

руб.

12 929

13 444

14 821

14 821

14 821

14 821

14 821

115

110

В том числе:

                   

перевозки

 

12 149

12 973

14 270

14 270

14 270

14 270

14 270

117

110

услуги отделения

 

12 139

12 969

14 266

14 266

14 266

14 266

14 266

118

110

общехозяйственные

 

16 234

15 330

16 923

16 923

16 923

16 923

16 923

104

110

Из них:

АУП

 

17 670

16 702

18 372

18 372

18 372

18 372

18 372

104

110

прочие

 

8333

8125

8938

8938

8938

8938

8938

107

110

ПРИМЕР 3

Основная деятельность предприятия — перевозка угля для клиентов.

Планируемые и фактические объемы перевозки угля, фонд оплаты труда за 2016 г., плановые объемы перевозки и ФОТ с разбивкой по кварталам на 2017 г. взяты из примера 2.

Количество зданий, оборудования, механизмов в планируемом периоде не изменится. Рост цены на электроэнергию с 01.01.2017 — 13,1 %.

Требуется составить план доходов, расходов и прибыли предприятия на 2017 г. с разбивкой по кварталам по перевозочной деятельности.

Как запланировать фонд оплаты труда, мы рассмотрели в примере 2. Плановые отчисления от ФОТ определим расчетным путем. Размер отчислений для рассматриваемого в примере предприятия — 30 %. Плановый ФОТ на 2017 г. — 15 068 тыс. руб. Отсюда плановые отчисления в год:

15 068 тыс. руб. / 100 % × 30 % = 4520 тыс. руб.

По кварталам производим расчет плановых затрат аналогично.

Затраты на материалы можно запланировать исходя из поданных руководителями цехов заявок и фактических цен на материалы с учетом их роста в планируемом периоде.

Общая сумма по заявке на материалы для текущего содержания:

  • путей — 1 332 000 руб. в год;
  • стрелочных переводов — 1 265 400 руб. в год;
  • путевых машин и механизмов — 235 200 руб. в год;
  • тепловозов — 386 500 руб. в год;
  • объектов энергетики и связи — 1 147 900 руб. в год.

Общая сумма по заявке на материалы для ремонта и технического обслуживания автотранспорта — 332 000 руб. в год. Отсюда общая плановая сумма расходов на материалы в 2017 г.:

1 332 000 + 1 265 400 + 235 200 + 386 500 + 1 147 900 + 332 000 = 4 699 000 руб., или 4699 тыс. руб.

По кварталам производим расчет плановых затрат аналогично.

Затраты на ГСМ для работы тепловозов планируем исходя из планового объема перевозок и фактических цен с учетом их роста в планируемом периоде, для автотранспорта, путевых машин и механизмов — исходя из утвержденных на предприятии норм расхода ГСМ, пробега или времени работы автомобилей, машин и механизмов, а также фактических цен с учетом их роста в планируемом периоде.

Общая плановая сумма расходов на горюче-смазочные материалы в 2017 г. — 11 332 тыс. руб.

По кварталам планируем затраты на ГСМ аналогично.

Затраты на электроэнергию планируем исходя из фактического расхода киловатт-часов за предыдущий год с учетом изменения цен на электроэнергию в плановом периоде, так как количество зданий, оборудования, механизмов в 2017 г. не изменится.

Если фактические затраты на электроэнергию в 2016 г. составили 165 тыс. руб., а рост цен на электроэнергию с января 2017 г. — 13,1 %, то плановая величина затрат на электроэнергию на 2017 г. — 187 тыс. руб. (165 тыс. руб. × 1,131).

По кварталам производим расчет плановых затрат аналогично.

Затраты на амортизационные отчисления планируем исходя из норм амортизационных отчислений, балансовой стоимости объектов, периодов амортизации. Общая плановая сумма расходов на амортизационные отчисления в 2017 г. — 3276 тыс. руб.

По кварталам планируем затраты на амортизационные отчисления аналогично.

Плановые затраты на накладные и общехозяйственные расходы тоже нужно рассчитывать. Они должны быть максимально сокращены из-за падения объемов работ. Общая плановая сумма прочих и общехозяйственных расходов в 2017 г. — 6829 тыс. руб.

Плановую себестоимость перевозки 1 т определяем путем деления общей величины расходов по перевозкам на объем перевозок. Общая плановая величина расходов на 2017 г. — 45 911 тыс. руб. Отсюда плановая себестоимость перевозки 1 т в 2017 г.:

45 911 тыс. руб. / 5185 тыс. т = 8,85 руб./т.

Аналогично производим расчет плановой себестоимости перевозки 1 т по кварталам.

Плановая себестоимость перевозки в 2017 г. на 14 % больше фактической себестоимости 2016 г. Поэтому нужно повысить тарифы на перевозку груза, чтобы не допустить значительного сокращения прибыли предприятия в планируемом периоде.

Если запланировать повышение тарифной ставки на 9 % (9,6 руб. × 1,09 = 10,5 руб.), то прибыль сократится по сравнению с планом 2016 г. на 7 %, а по сравнению с фактом 2016 г. станет меньше на 24 %.

Составив таблицу в Excel и записав формулы, можно за короткий промежуток времени рассмотреть различные варианты получения доходов и прибыли, чтобы выбрать наиболее оптимальный для предприятия в плановом периоде. В такой таблице мы и представляем все плановые цифры по доходам, расходам и прибыли для рассматриваемого примера (табл. 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В зависимости от того, какие данные имеет экономист на момент разработки планов, плановые цифры он может рассчитать с большей или меньшей точностью. Нельзя дать однозначный совет, как разработать план и что учитывать на следующий период. Ведь при составлении планов руководители и экономисты должны принять важные стратегические решения, касающиеся экономической политики предприятия. 

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 12, 2016.

   Годовое планирование в ДОУ

   Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

     Годовой план работы дошкольного учреждения – это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации.    

    Форма написания годового плана может быть различной. Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».

Основные разделы годового плана работы ДОУ

Введение. Краткая характеристика ДОУ (основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами, укомплектованность групп).

I раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.

     Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. (К.С. Белая предлагает следующие разделы аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих шести блокам).

1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко необходимо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания, результаты адаптации вновь прибывших детей и др.

     Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально — коммуникативного,  художественно-эстетического, познавательного, речевого и физического развития детей. Общие выводы.

3. Анализируется уровень развития целевых ориентиров выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения образовательной программы в подготовительной к школе группе), готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.

4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по анализу анкет, результатам контроля); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса, инновационная деятельность, результаты по экспериментальной деятельности.

     Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

5. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.

6. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

      Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел — анализ результатов коррекционной работы. Также отдельным разделом включается  анализ внутриучрежденческого контроля.

Планирование годовых задач

     Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году.

     В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год.

ЗАДАЧА ПРЕДПОЛАГАЕТ:

Наличие понятного механизма (можно проверить результат задачи);

Единые параметры измерения задачи и результата;

Прогнозирование цели (задачи на будущее).

     Управленческие задачи направлены на создание условий для решения образовательных задач и в зависимости от конкретной ситуации могут быть связаны с:

— повышением квалификации педагогов по определенному вопросу;

— обогащением материально-технической базы и развивающей среды;

— оптимизацией взаимодействия с родителями воспитанников;

 — совершенствованием процесса управления (обеспечение координации деятельности сотрудников, обновление организационной структуры, механизма контроля и т.д.);

— повышением эффективности деятельности ДОУ (введение дополнительных образовательных услуг, новых форм работы ДОУ)

     В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования:

  • выполнение государственного заказа-задания,
  • совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных,
  • взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

  • в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;
  • в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
  • в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;
  • в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

     При годовом планировании в дошкольной образовательной организации необходимо ориентироваться на принципы ФГОС ДО:

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Форма написания плана годового плана может быть самой различной:

  • календарной (разбитой  по месяцам),
  • цикличной (содержать определенную  цикличность форм работы),
  • текстовой (иметь текстовое  описание содержания),
  • табличной (иметь табличную  форму написания),
  • блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).

По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:

  1. Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
  2. Основное содержание плана;
  3. Сроки выполнения запланированных мероприятий;
  4. Ответственные за  выполнение плана лица.

МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ГОДОВЫХ ЗАДАЧ

II раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов.

В этом разделе планируется система работы с кадрами:

  • обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);
  • подготовка к аттестации и аттестация;
  • посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов, вебинаров, мастер-классов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;
  • самообразование педагогов.

III раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.

Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.

  • Работа творческих групп.
  • Подготовка и проведение педагогических советов.
  • Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.
  • Участие в конкурсах и смотрах.
  • Консультации;
  • Семинары, семинары-практикумы;
  • Просмотры открытых мероприятий;
  • Мастер-классы;
  • Апробация и внедрение инновационных технологий;
  • Участие в экспериментальной деятельности
  • Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.

Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение»

IV раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.

     Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, комплексный, фронтальный).    

     Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников: состояние физического здоровья; оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста; уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).

  • В подготовительной к школе группе проводятся итоговые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.
  • Во всех возрастных группах детского сада проводятся промежуточные результаты освоения образовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.

V раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы, консультации,  и т.д.).

  • Совместное творчество детей, родителей и педагогов (конкурсы, акции, праздники и развлечения);
  • Информированность родителей по различным вопросам на информационных стендах, официальном сайте детского сада;
  • Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

VI раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.

Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметно — пространственной среды, и др.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ:

  1. Учебный план (пояснительная записка к учебному плану);
  2. Расписание НОД;
  3. Годовой календарный учебный график работы;
  4. Режимы дня (холодный и тёплый период);
  5. План внутриучрежденческого контроля (если не запланирован в годовом плане);
  6. Планирование заседаний ПМПк;
  7. План взаимодействия со школой;
  8. График прохождения курсов повышения квалификации;
  9. График прохождения аттестации педагогами;
  10. Если запланированы какие – либо конкурсы внутри детского сада – положения для этих конкурсов;
  11. Перспективные планы работы специалистов;
  12. Циклограммы деятельности заместителя заведующего, специалистов;
  13. Программа опытно – экспериментальной работы;
  14. План работы творческой или рабочей группы;
  15. План работы родительского комитета, Управляющего совета;
  16. План взаимодействия с семьями воспитанников;
  17. План работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и предупреждению семейного неблагополучия;
  18. Перспективный план праздников, развлечений;
  19. Перспективный план спортивных мероприятий;
  20. План работы по месяцам на текущий год;
  21. План летне-оздоровительной работы;
  22.  Другое (исходя из особенностей работы учреждения).

Структура годового плана работы
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС

(авторы:  Недомеркова И.Н., Мурченко Н.А., Кудрявцева Е.А., Ужастова В.В.,

«Годовой план работы дошкольной образовательной организации». Издательство: Учитель, 2014 г.)

I раздел. Организационно-методическая работа с кадрами     

  • совершенствование профессионального мастерства воспитателя, специалиста дошкольной организации; консультации;
  • коллективные просмотры и мастер-классы; семинары, круглые столы;
  • педагогические советы и т.д.;

II раздел. Изучение состояния педагогического процесса  

  • виды контроля и их соподчинение, целевые  и содержательные установки каждого вида; примерные методы контроля  с целями и  условиями их применения);

III раздел. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных  и личностных качеств дошкольников:  

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства  предназначено для планирования праздников, выставок-конкурсов, спортивных состязаний и других норм, традиций семьи, общества, государства;
  • события этнокультурной и социальной направленности включает в себя события – важное явление, крупный факт, происшедший в общественной жизни. В этот блок  входят события как макросоциума, так и микросоциума, окружающего ребенка. В него входят направления эколого-краеведческой, культурно-исторической и художественно-эстетической деятельности воспитывающих взрослых и детей.

IV раздел. Направленность работы творческих групп   

В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, предметно-пространственной развивающей образовательной среды и т.д.

V раздел. Взаимодействие с родителями:   

  • Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи (социально-педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства);
  • Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация, конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня), рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека, официальный сайт);
  • Совместная деятельность педагогов с родителями (акция, ассамблея, вечер музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб (в т.ч. вечера вопросов и ответов), праздники, экскурсии, проектная деятельность.
  • Совместная деятельность детей — педагогов-родителей (праздники, развлечения, соревнования, походы, экскурсии, реализация проекта, игровая деятельность, и т.д.)
  • Образование родителей (лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии, клуб).

VI раздел.  Административно-хозяйственная работа  

  • Материально-техническое обеспечение
  • Улучшение условий труда сотрудников
  • Охрана жизни и здоровья детей и сотрудников

VII раздел. Работа методического кабинета  

  • Повышение квалификации педагогов
  • Подготовка к аттестации, аттестация
  • Годовой круг родительских собраний-встреч
  • Изучение педагогической и психологической литературы

VIII раздел. Основные направления и формы взаимодействия детского сада  и учреждений дополнительного образования, культуры и искусства

  • Изучение воспитательных возможностей субъектов культурно-образовательного пространства
  • Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия
  • Совместная деятельность взрослых и детей

     Среди основных показателей качества планирования выделяют (например, В.Г. Алямовскя):

  • Соответствие структуры годового плана как документа, отражающего управление качеством деятельности организации;
  • Отражение в годовом плане основных направлений деятельности ДОУ;
  • Связь годовых задач плана со стратегическими задачами развития ДОУ;
  • Взаимосвязь задач годового плана и анализа деятельности ДОУ в предыдущем учебном году;
  • Направленность всех разделов годового плана на решение поставленных задач;
  • Количество сотрудников, вовлечённых в решение поставленных годовым планом задач;
  • Обоснованность контроля деятельности персонала ДОУ рациональных, разнообразных видов контроля;
  • Деятельная проработка содержания приложения к годовому плану.

Кроме того, к показателям качества можно отнести:

  • Логику построения плана;
  • Равномерность распределения мероприятий по времени, их реализуемость;
  • Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответственных за проведение мероприятий в соответствии с их должностными обязанностями;
  • Отсутствие дублирования в работе различных органов управления ДОУ;
  • Техническое оформление документа (титульный лист, разделы планирования, приложения).

Форма написания годового планирования

  1. Блочно-схематичная форма используемая в МАДОУ дс «Малышок»

Направление (раздел)

Цель

Формы мероприятий

Тематика (задача, соответствующая форме мероприятия)

Участники

Ответственные

Месяцы

Перспектива

Отметка о выполнении

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

  1. Блочно-схематичная форма плана. Может быть представлена на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно выписывать для педагогов мероприятия на месяц

Основные направления работы

Целевая установка

В качестве целевой установки могут быть сформулированы годовые задачи деятельности ДОУ

Месяцы

Работа с кадрами

Организационно-педагогическая работа

Работа с родителями

Преемственность

в работе со школой, социумом

Административно-хозяйственная работа

Повышение квалификации

Аттестация

Консультации

Семинары,

семинары-

практикумы

Открытые

просмотры

Педагогические

советы и контроль

Организация и

содержание работы

методического

кабинета

IX

Тематика педсоветов определяется основными направлениями работы, а мелкие вопросы будут формироваться в ходе подготовки к педсовету за месяц до проведения

В этом разделе планируются:

  • Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
  • Выставки;
  • Смотры;
  • Конкурсы;
  • Оснащение метод. кабинета материалами;
  • Приобретение учебных пособий

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

  1. Календарная форма планирования

Месяц

Управление

педагогическим

процессом

Дата,

ответственный

Организационная

деятельность

Дата,

Ответственный

Административно-хозяйственная

деятельность

Дата

Ответственный

Педсоветы

Открытые просмотры

Консультации

Семинары

Контроль и руководство

Обобщение

педагогического опыта

Производственные

совещания

Взаимодействие с семьями, социумом, школой

Работа в методическом

 кабинете

  Методические рекомендации подготовлены  Проценко Е.В.,

старший воспитатель МАДОУ д/с «Малышок», 2014 г.

На чтение 7 мин. Опубликовано 12 января 2016

как составить план работы на годВот и пришел новый год и наступили суровые будни. Честно говоря, с трудом вхожу в колею после таких продолжительных выходных. Отлично отдохнула, набралась сил, а 9 января разболелась и до сих пор сижу с температурой.

Поэтому решила писать не серьезную и сложную статью, а простую и полезную – как составить план работы на год + образец моего плана. Сама я только в прошлом году наконец-то выработала свод основных правил, благодаря которым можно добиться успеха. Соблюдая их вы всего добьетесь!

Содержание

  1. Как составить план на год
  2. Как составить план работы на год
  3. Как составить план работы на год: образец

Как составить план на год

В начале года все традиционно составляют список планов, целей и желаний на грядущий год. Кто-то перечисляет на красиво оформленном листе, кто-то ведет электронные списки, а другие планируют мысленно.

Все это отлично, но только многие так и не добиваются желаемого. Каждый раз переписывая одни и те же цели снова и снова. Пора остановиться и серьезно взяться за свою жизнь – в этом году вы выполните хотя бы 50% своих желаний.

А для этого достаточно использовать всего несколько секретных ходов:

  1. Составляем список сфер, в которые вы хотите внести изменения. Очень удобно разбить все дела на несколько групп, чтобы ничего не забыть: семья, дом, работа, самообразование и т.п.
  2. В каждой сфере распишите список конкретных целей, которые планируете осуществить. К примеру, в сфере «дом» – выбросить весь хлам, сделать ремонт в спальне, купить новую кровать и починить все сломанное. Ну такой примерный списочек, который так или иначе знаком каждому. Пройдитесь по всему списку, прислушиваясь к себе. Не сдерживайтесь, переписывайте все свои претензии и мечты по этой сфере – что исправить, чего достичь, чему научиться.
  3. Каждую цель распишите на небольшие шажки. Желательно, чтобы каждое такое дело занимало не больше 30 минут. К примеру, задание «избавиться от всего хлама в доме» звучит очень сложно. Так что нужно разбить его на пункты, которые можно выполнять каждый день – разобрать шкаф в спальне, выкинуть лишнее с балкона, разобрать ящик с канцелярией, избавиться от ненужных книг…. Когда вы четко видите шаги, вам будет проще начать действовать. Постарайтесь максимально подробно расписать каждую свою цель в таком стиле.
  4. Расставьте приоритеты в своих делах. Напротив каждой цели поставьте A, B, C или D. А – самые важные дела, которые обязательно нужно делать, В – сделать сразу, как только появится время, С – желательно сделать в этом году. Дела D – можно отложить, если не хватит на них времени.
  5. По возможности запишите напротив каждого дела время, которое оно отнимет (примерно). Например, чтобы разобрать канцелярию в ящике хватит 30 минут, если не пуститься в воспоминания, рассматривая старые альбомы. Если не можете даже примерно прикинуть, сколько уйдет на это время, лучше ничего не ставить.

Вот теперь у вас есть список самых важных дел, которые необходимо выполнить в этом году. Вы видите последовательный план действий и можете примерно прикинуть время выполнения. Но и этого мало, чтобы успеть все выполнить за год. Теперь нужно грамотно спланировать работу, чтобы все осуществить.

Как составить план работы на год

Теперь самое интересное – у вас есть список целей, список шагов и вы расставили приоритеты. Теперь нужно распланировать дела равномерно на год вперед.

Очень частая ошибка в планировании – ставить цель сразу на год. Ведь кажется, что впереди так много времени, так что можно немного отложить и выполнить позднее. А откладывать можно до бесконечности.

Но теперь нужно поступить иначе и использовать методику из книги «12 недель в году», и разбить список дел на 4 части – по кварталам.

  • январь – март,
  • апрель – июнь,
  • июль – сентябрь,
  • октябрь – декабрь.

Принцип такого планирования прост – у вас просто нет времени на то, чтобы откладывать дела на потом. «Дедлайн» всегда где-то рядом.

Тут главное не перестараться и не записать на один квартал несколько крупных дел. Помните – эти дела нужно выполнять параллельно с вашими повседневными обязанностями, не переоцените свои силы.

Как составить план работы на год: образец

Чтобы вам было проще понять систему, я покажу на своем примере. В конце концов у меня получилась вот такая удобная табличка на 3 месяца. Сразу вижу какие нужно сделать шаги, чтобы добиться успеха в этой сфере, и сколько по времени это займет. Внизу осталось несколько строк, куда можно вписать еще что-то.

Как составить план работы на год образец

1. Выделила сферы: работа, дом, самообразование. Для меня это три главных направления, которыми я буду заниматься в этом году.
2. Расписала цели – какие моменты в этих сферах меня не устраивают.

Например, в работе мне нужно довести до ума сайт, заняться наконец-то своими группами в социальных сетях, создать 3 рассылки и развивать канал на ютубе. Кроме того в планах заняться инфобизнесом, но это я записала на осень, потому что в первой половине года другие приоритеты.

В домашних делах у меня особых проблем нет, только на весну запланировала хорошую такую уборку.

Самообразование: доучить фотошоп (я начала его учить в прошлом году, писала об этом в прошлом списке целей) и начать изучать html.

Помимо этого составила список книг для чтения, в этом году сократила их количество до 10, чтобы можно было читать без спешки. Планирую продолжить посещение бассейна, как только выздоровлю, ну и уборка на компьютере – по 15 минут в день.

3. Разбила цели на небольшие шаги, чтобы не пугаться расплывчатого «изменить шаблон сайта». Наглядно вижу – что именно и в какой последовательности нужно сделать, чтобы получить нужный результат. В некоторых случаях пишу «найти информацию как….», чтобы в другой день уже не ломать голову «как сменить форму», а действовать по найденной инструкции.

4. Расставила приоритеты – какие дела для меня важней? Что нужно сделать в первую очередь, а что может подождать? Тут же я пишу еще и примерный месяц выполнения – генеральную уборку провожу весной, подготовка к НГ в декабре, дела на даче – летом, поездка на море – летом и т.п.

5. Записала время выполнения. Кое-где цифры беру из головы, кое-где оставляю пустым – не знаю пока сколько уйдет на это времени. Но так уже можно примерно представить, сколько выделить времени на каждое занятие и равномерно распределить дела по кварталам.

6. Разделили по кварталам (3 месяца) – анализ уже проведен, остается распределить равномерно дела на год. Для наглядности составляю таблички, распечатываю и размещаю на видных местах (ежедневник или папка со списком дел). Кроме того я веду отчет выполнения плана в такой табличке:

табличка для отчета

Еще несколько полезных советов:

  • Распечатайте ваш список планов на год/квартал в удобном для вас виде. Очень важно, чтобы он всегда был под рукой – в ежедневнике, на столе, папке с основной документацией и т.п. Я вклеила его на первых страницах ежедневника, где обычно перечисляют телефонные коды, часовые пояса и другую информацию.
  • Составьте табличку по выполнению целей – в первом столбце перечислите список дел на этот квартал, а колонки промеруйте от 1 до 31. Если вы делаете шажок к своей цели – ставьте крестик или галочку, если бездействовали – оставьте пустым. Очень хороший психологический прием, да и так вы наглядно будете видеть свои успехи.
  • Изучайте тайм-менеджмент, планирование, ведите хронометраж времени. Почитайте полезную бесплатную книгу «Супер продуктивность», чтобы научиться грамотно распоряжаться своим временем.

Посмотрите мой образец как составить план работы на год и используйте систему для планирования своих дел. Можно менять правила под себя, чтобы вам было удобно. Лично мне очень помогает такая методика, надеюсь и вам тоже поможет. Если у вас есть какие-то свои секреты планирования – делитесь в комментариях ;)

Работу детского учреждения надо направлять, это невозможно без планирования. Один из важных документов в ДОУ – план на год, от которого «отпочкуются» многие другие документы. Как написать годовой план работы детсада, кто этим должен заниматься? А может, можно вообще обойтись без него?

Планирование на год – не просто формальность

База успешной работы любого дошкольного заведения – планирование. Оно помогает организовать и структурировать учебно-воспитательный процесс. А потом подвести итоги за год и внести коррективы на следующий период. Список запланированных мероприятий помогает оценить, все ли получилось. И если да, то насколько. Все ли принесло результаты, и какие.

Годовой план работу ДОУ – важный документ. Его можно сравнить с бизнес-планом фирмы. Или с образовательной программой по ФГОС. Это обязательная документация для любого детсада. В ее состав включается два важных момента:

  • задачи учреждения на следующий год;
  • мероприятия, необходимые для обучения и совершенствования педколлектива.

Хочу посоветовать пособие под названием «Годовой план работы ДОУ»: в Лабиринте, на Озоне и в еще одном Му-шоп. Есть такое полезное издание – «Журнал контроля за выполнением годового плана ДОО», продается на Озоне и вот тут.

Годовое планирование позволяет:

  • эффективно распределить и задействовать ресурсы заведения;
  • выделить важные задачи и отказаться от третьестепенных;
  • устранить неопределенность;
  • спланировать и сэкономить ресурсы (время, финансы);
  • проконтролировать выполнение;
  • найти ошибки и придумать, как их исправить.

Занимается составлением документа заведующий ДОУ, и для этого требуется немало мыслительных ресурсов. План пишется в свободной форме. А зачем вообще планировать работу учреждения? Перед тем, как написать годовой план работы ДОУ, определимся с этим. Например, чтобы:

  1. оговорить новые направления работы коллектива;
  2. описать основные мероприятия, назначить сроки реализации, назначить ответственных;
  3. правильно реализовать воспитательный и образовательный процесс;
  4. проконтролировать выполнение, развить у участников чувство дисциплины и обязательности.

Годовой план: подготовка и составление

Создают этот ответственный и содержательный документ в два этапа. Перед тем, как написать годовой план, проводят подготовку. В ее процессе прослеживают, как выполнялось намеченное в прошлом году. Да-да, планы пишутся в ДОУ каждый год. В прошлогодний документ можно заглянуть, как в черновик, подсмотреть структуру и содержание. После этого определяют новые направления, куда двигаться в будущем учебном году.

взаимодействие с педагогами

Чтобы было понятнее, могу привести такую последовательность подготовительных работ:

  1. Мониторинг. На основании заполненных в прошлом году таблиц оценивается, как дети овладели общеобразовательной программой. При этом смотрят динамику, как детки в разных возрастных группах развиваются.
  2. Анализ. Проводится оценка, на сколько процентов выполнен план за прошлый год, сколько мероприятий не выполнено. Данные систематизируются.
  3. Определение причин. Тут ищут ответы на вопросы: почему не сложилось с тем или иным пунктом, почему дети пропускали занятия и как часто болели, прочее.
  4. Обсуждение и дискуссии. Проводятся педсоветы, чтобы вычленить проблемы в ДОУ, организуются родительские собрания.

На этапе подготовки надо по максимуму общаться с воспитателями. Опрашивать их о трудностях, которые возникают в процессе работы. Это могут быть личные беседы или анкетирование, кому как удобно. Иногда человеку нужно подумать, чтобы найти ответ на вопрос. Поэтому можно совмещать оба варианта. Далее надо составить график повышения квалификации педколлектива и определиться, кто пойдет на какие курсы.

Цели и задачи работы ДОУ определяются только после бесед с коллективом. Далее составляется сам план, который затронет каждого воспитателя. При его составлении надо:

  • проанализировать работу за прошлый год;
  • учесть опыт совместной деятельности;
  • принять во внимание кадровый потенциал коллектива;
  • создать благоприятную среду для работы и развития;
  • грамотно определить цели и задачи.

Пройдемся по разделам: структура годового плана

В какой бы форме не был составлен документ, он будет включать 6 основных разделов. Пройдемся по ним. На основе этих пунктов годовой план смогут создать даже те, кто его никогда не делал. Для примера можно заглянуть в документацию прошлых лет.

Раздел 1. Анализ работы ДОУ за прошлый год. Этот раздел – основа плана на будущий год. Описываем следующее:

  • насколько выполнены поставленные задачи (каждая отдельно);
  • анализируем, достаточно ли наполнены методкабинеты и предметно-развивающая среда;
  • как реализовывались мероприятия по укреплению здоровья и физического состояния;
  • реализована ли образовательная программа и насколько (отдельно по каждому направлению);
  • оказались ли готовыми к школе выпускники детсада;
  • как работал административно-хозяйственный корпус.

Раздел 2. Ставим цели и задачи. Тут не надо растекаться абзацами текста. Надо четко и по делу поставить 2-3 задачи (лучше две), а также расписать:

  • как достичь цели пошагово;
  • как потом оценить результаты;
  • зачем эта цель вообще ставится.

Раздел 3. Педагогическая работа. Тут идет описательная часть (можно в форме таблицы или списка): сколько человек в коллективе, уровень квалификации и предложения, как повысить этот уровень. Расписываем:

  • сколько будет педсоветов, на какие темы;
  • как будем повышать квалификацию и переподготавливать кадры;
  • планируем семинары, тренинги, другое обучение;
  • планируем методработу.

Раздел 4. Внутренний мониторинг. Надо оценивать промежуточно и итогово, как реализуются образовательные программы. Тут предусматриваем:

  • способ оценивания индивидуального развития воспитанника;
  • как работает группа в комплексе;
  • как будет осуществляться внутренний контроль.

Раздел 5. Взаимодействие с родителями, другими организациями. Расписываем родительские собрания, круглые столы и совещания с родкомом. А также планируем совместную работу со школами (если есть соглашение о сотрудничестве).

Раздел 6. Хозяйственно-административная деятельность. Тут три части отдельно:
администрация (проведение аттестаций сотрудников и рабочих мест, документооборот, питание, ОТ, прочее);

  • МТБ (проведение ремонтов, закупки инвентаря);
  • финансы (утверждается штатное расписание и сметы, бухучет, инвентаризация, контроль над использованием средств).

Как написать годовой план и избежать сложностей

Чтобы спланировать задачи на будущий год, надо рассмотреть проблемные участки ДОУ. От этого можно плясать. Например, внедрять систему развития связной речи во всех группах (игры, другие мероприятия с воспитателем или логопедом). Или повышать уровень физразвития (увеличить количество подвижных игр).

реализация задач

В разделе 3 можно дополнительно расписать культурно-массовые мероприятия и назначить ответственных за них. Помните, что нагрузка на педколлектив и детей должна распределяться адекватно, не быть слишком перенасыщенной.

После того, как документ составлен, в начале учебного года собирается совещание. Там обсуждают отдельные пункты плана и, если надо, вносят коррективы. Когда он утвержден, можно начинать выполнение. В идеале выполнение плана надо потом снова периодически обсуждать. Так каждый педагог будет ощущать, что его задачи – часть общей цели.

Что бывает не так с планом:

  • он слишком абстрактный, не хватает конкретики;
  • неправильно согласованы и расставлены сроки реализации этапов;
  • обязанности неравномерно распределены между людьми;
  • много второстепенных деталей, сложно добраться до сути;
  • этапы не систематизированы;
  • исполнение не контролируется (мало кто способен на самоконтроль);
  • не выставлены конкретные цели и задачи.

Можно избежать проблем, если добросовестно расписывать каждый раздел. И, если что-то пошло не так, остановиться и попробовать решить проблему, а не пускать все на самотек. В этом помогут сотрудники. Если не получается, можно поискать помощи на профильном семинаре.

Грамотно планируем – экономим время

Мы не зря уделяем внимание вопросу, как написать годовой план. К нему лучше подходить без суеты и торопливости. Чем лучше продуман документ, тем проще потом контролировать выполнение. Тем проще выявлять проблемы и недоработки. Тщательное планирование поможет сэкономить много времени в будущем учебном году.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Как составить план на год. Планирование жизни

Составление личного жизненного плана для саморазвития на примере.

Как составить план на год

Зачем составлять план

Смысл составления плана на год – прожить год счастливее, чем без плана.
План должен вести нас по пути счастливой жизни. Поддержать наш рост над собой.
Расширить наши возможности и вырастить представление о себе.

Зачем составлять план

План на год – структурирует наше развитие и слегка подталкивает в спину, когда мы останавливаемся.
В нём должны быть цели, достижение которых для нас значимо. Сверхценно быть эффективным, план на год служит этой задаче.

А «держать цели в голове» – это рогатка, плавно переходящая в пульт от телика.

План целей на год – это дальнобойное оружие. Барон Мюнхгаузен на ядре, выстрел планом

Я планирую цели уже 5 лет. Чтобы убедить вас в пользе составления плана и не засорить статью, мне сложно привести не сотни, а всего один сильный аргумент.
Слышал, все хотят «путешествовать и лежать под пальмой».
Без работы – это скучная сказка. Так что я тружусь и
живу в пальмовых странах 260 дней в году.

План должен расширить нашу свободу, а не зажать нас в рамки старых и навязанных целей.
Если наша жизнь скована: обязанность зарабатывать на жизнь или работать над чужими целями, то будет дальновиднее составить план чтобы изменить свою жизнь.

Час планирования равен 10 дням работы. [1] М. Сейсембаев

Основные принципы планирования жизни

На первом этапе – составляем черновой список целей. Удобно с декабря приняться собирать цели, присматриваться к ним.
Можно проверить их на соответствие себе, если это вокал – пойти на пробное занятие.

Но ещё до начала составления плана, полезно принять принципы, чтобы движение по плану было в радость:

  • Принцип качалки: «Нет боли — нет роста».
    Контролируемый стресс делает нас сильнее. Выгодно напрячься в этом году, зная, что в следующем получим добавочные возможности.

    Принцип качалки: Нет боли - нет роста. Кот с гантелей. No pain - no gain.

  • Жизнь длинная. Цель, достигнутая в удовольствие за месяц – лучше, чем скрипя зубами за 2 недели.
    Следует брать спокойным темпом, а не спринтом. Эффективнее ставить «темповые» цели, а не сверхдостигалки.
  • Постоянный рост. Большая часть моей жизни заполнена людьми, идеями, работой, которых не было 5 лет назад даже в мечтах.
    Помечтал в начале года, попахал, а к концу – удивился.
  • Нет сверхусилиям. Я против адских достижений, я за привычку и систему.
    Каждый день пробегать по 5 км легче, чем раз в 4 дня – полумарафон.

Источники целей

the purpose in life is to find a purpose in life

Главный источник целей на год – наш персональный смысл жизни.
Если мы его составили – на будущее нам будет намного легче: определить что для нас ценно в году, а что отбросить.
Или будем исходить из идеи – чего мы хотим достичь через 5 лет. Привожу сокращённые примеры.

Мой черновой вариант персонально смысла жизни:
разобраться «Кто я?» и где нахожусь.
Цели на год: читать книги по психологии, философии, религии.
Расширять «Я» – непривычное поведение, роли, привычки, представление о себе, путешествия.

Если мы определили своё предназначение,
глобальные цели,
личную миссию
или ценности – учитываем их, и планируем цели, приближающие или реализующие их.
Если план на них не работает, то или план фуфло, или глобальные цели.

Глобальная цель: реализовать себя как предпринимателя в деле. Разностороннее развитие.
Цели на год: работа по развитию сайта, сбор команды, учиться писать и редактировать статьи.

Ценности: семья, развитие, новизна, спокойствие, здоровье.
Цели на год: пробовать неизведанное, ступать на следующий уровень, улучшение себя в отношениях.

Источники целей для планирования своей жизни. Источники целей для планирования своей жизни.
Источники целей для планирования своей жизни.

Третий родник для планирования жизни – наши хотелки:

  1. Мечты: научиться рисовать, петь.
  2. Давно хочу: повторить подтягивание на 1 руке, весить 63 кг, согнуть ложку, побывать в Чили.
  3. Видение идеального дня 20.12.2025:
    успешная компания, испанский язык, спорт, вокал, семья и дети.
  4. Список 100 желаний:
    куча целей по Goal-Life.com, семья и будущая роль в ней.
  5. Колесо баланса жизни:
    все сектора заполняю на 9-10. Давно пользуюсь, уже вычистил основное.

Четвертый гейзер – «не хочу» переформулированные в «хочу»:

Злюсь, что мало энергии ⟶ Исследовать свою энергичность.
Закрыть старые мини-цели ⟶ Приготовить чизкейк. Поделки из салфеток.

Как составить черновой план

Как составить черновой план

Удобно составлять черновик планов на будущее в электронном формате.
На бумаге – морока, потребуется постоянно редактировать список целей. В последний план я внёс более 50 правок.

Для наглядности разбиваем цели по сферам жизни,
как в колесе жизни.
Пишем все цели пришедшие на ум по каждому источнику.

Воспользуйтесь шаблонами:

Берём каждый источник целей, придумываем и пишем цели по нему, без особого анализа. Сначала просто соберём всё в кучу.
Есть персональный смысл жизни – выписали цели, чтобы его реализовать. Есть предназначение – выписали.
Старые мечты – выписали. Проделали упражнение 100 желаний – выписали 10–15 самых жгучих. Представляем себя через 10 лет, где и с кем – выписываем.

Составляем план на год – пишем все цели. Составляем план на год – пишем все цели.
Составляем план на год – пишем все цели.

Черновик я набрасываю за неделю. Ещё три недели редактирую, согласовываю цели, подгоняю под реальность.
У меня все цели и долгосрочные планы записаны в блокноте, более 30 страниц разных хотелок и мечталок.
Я листаю его и выписываю, что хотел бы уже сейчас реализовать, повторяю 4–5 раз.

Внутри каждой сферы составьте по 3–4 цели.
Оставляем только самые хочу-смогу-сделаю, мысленно представляйте – как будете выполнять цель, если не представляется – вычёркивайте.

Рекомендую создать резервный план: туда перенести все цели, которые не лезут в годовой план. Когда управитесь и нечем будет заняться – цели уже наготове.

Если вы первый раз составляете план – лучше планируйте цели попроще и по 2–3 штуки.
Мечтаете пробежать марафон – для старта установите цель пробежать 5 км. Усложнить цель успеете.
Первоначально, все переоценивают свои способности.
Если через полгода закроете план – составите план на оставшийся год, с радостным ощущением, что всё намеченное получилось.

Планы на будущее должны учитывать ваш опыт. Планы на будущее должны учитывать ваш опыт.
Планы на будущее должны учитывать ваш опыт.

Если смотрите на черновик и появляется тревожность «Как я это все успею?» – облегчите его, так чтобы он был насыщенным, но не пугал.
Чем вы опытнее, тем больше будете планировать по-своему.

Рекомендации по постановке целей на год

Финальный план

  • Каждую цель проверьте по алгоритму постановки индивидуальной цели.
    Прочитайте: Как правильно составлять цель по SMART.
  • Составляйте независимые друг от друга цели.

    В прошлом году, поставил аж 3 зависимые цели.
    1. Раскрутить сайт.
     ↳2. Заработать с него денег.
    3. Нанять 4-х человек в команду.
    Первую цель не достиг, автоматически зависимые цели – не закрыл.

  • Распределяйте нагрузку.

    Прошлый год, написал сложные для меня спортивные цели – все с нагрузкой на руки.

    • Отжаться 200 раз.
    • Железный крест на кольцах.
    • Подучиться играть в большой теннис.
    • Насобачиться ходить на руках

    Только в теннис выучился играть. Остальные не выполнил.

  • Лучше поставить и достичь цель выше своих возможностей на данных момент, чем мегакрутую и провалить.

    Цель: отжаться 200 раз. Мой старый рекорд 108, но дошёл до 101 раза. Если бы поставил 120 раз – достиг бы.
    Побаивался сложности – откладывал. А если бы пошло, добил бы до 150–200 раз.

  • Не добавлять в планы на будущее новое на эмоциях, без проверки на идентичность своим намерениям и возможностям в году.

    Три года назад вернулся с тренинга. На волне восторга, без обдумывания, вписал аж 7 целей – все сложные.
    По ним даже шага не предпринял.

Как составить финальный план жизни на год

В списке, сами сферы размещаем так, чтобы более востребованное было выше.
В идеале, один аспект жизни – установить приоритетом года, в котором мы хотим достичь прорыва.
Обычно, это сфера, которая больше всего нас беспокоит и портит нам жизнь.
Желательно, чтобы остальные цели работали на главную сферу или хотя бы не мешали.

Для меня в этом году, главное продвинуться по направлению «Карьера» – переношу её вверх.
Книги читаю для знаний по проекту. В качалку для энергии. Эксперименты для статей. Всё в целом – для счастья.

Сосиска – главное Сосиска – главное
Сосиска – главное

Для новичка, главная цель составления плана – получить опыт планирования, закрыть его на 100%,
заслуженно порадоваться за себя и ощутить рост над обстоятельствами.

План на год должен быть гибкий: не было такого, чтобы я не дописал 15–20 целей. Оставляем место для нового на 25%, это каждая четвёртая цель.
Обычно, часть целей держу в отдельном списке, вне плана. Когда всё переделаю – добавляю их.

Открыть мой финальный план 2017.

В блокнот записываю списком планы на жизнь.
В блокнот записываю списком планы на жизнь.

На листе А4 рисую карту целей.
На листе А4 рисую карту целей.

2014
2014

2015
2015

2016
2016

2016
2016

2018
2018

2018
2018

2019
2019

2019
2019

2020
2020

2020
2020

2021
2021

2021
2021

2022
2022

2022
2022

2023
2023

2023
2023

Итоги планирования года

Мы не знаем, что случится через год. Мы можем ошибаться по поводу своих желаний.
Пример – запланировали переезд в центр города, но уехали заграницу. План не выполнился – просто мы изменились.

На Новый Год мы составляем план. Если он будет реализован, мы будем в восторге.
А не выполненный план останется в нашей голове – неприятным грузом. Поэтому хитрим.

На Новый Год мы составляем план

План на начало года – принимаем за 100%.
Те 25% свободного места – заполняем новыми целями.
Считаем всё исходя из первоначального плана, а дополнительные цели – как перевыполнение плана.

В финальном плане на дебют года – 36 целей.
В течение года я добавлю ещё 14 целей. Всего 50 целей.
5 целей – не достигну, но 45 целей выполню.

Если бы мы считали математически правильно, получилось бы 45/50 = 90%.
Год пахать, сколько всего сделать и получить недорезультат. Не приятно.

Считаем психологически правильно, количество достигнутых целей делим на количество целей на момента старта года. 45/36 = 125%.
План выполнен, даже перевыполнен. Другое дело. Довольная морда. Кайф. Жажда броситься на следующий план.

В итоге, я могу не достигнуть аж 14 целей, но план будет выполнен. И у меня будет влечение повторить опыт, запланировать следующий год.
В голове остаётся галочка «Я справился, я молодец, я крут. Что там ещё? Какие горы свернуть? – несите их сюда».

Планирование жизни – должно учитывать жизнь. Планирование жизни – должно учитывать жизнь.
Планирование жизни – должно учитывать жизнь.

План на год – это то, что нам помогает жить интересно, а не загоняет в стресс и в «достижения»,
тем более любой ценой или какой-нибудь
«адской неделей».

План необходим, чтобы мы себя чувствовали лучше, чтобы он нас наполнял волей двигаться вперёд, а не тормозил.
В жизни произойдёт на порядок больше, чем записано в плане.
Не запланированные встречи с друзьями, душевные посиделки, какие-то радостные моменты. Но они не будут учтены в плане.
Помните, что движение по плану – это часть жизни, а не вся жизнь.

Значимо не правильно составить план, а значимо само планирование жизни.


Делимся

Ваша первая цель в плане года:

Ещё почитать:


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти первых клиентов smm
  • Не включили сотрудника в сзв м как исправить штраф
  • Как составить резюме способности
  • Как найти контакты человека по номеру телефона
  • Как составить план начала работ