Как составить годовой проект

МБОУ «СОШ с. Ивановка» Правила оформления Проекта Презентация для 10 класса Составитель: Ивасенко О.М., учитель биологии

МБОУ «СОШ с. Ивановка»

Правила оформления

Проекта

Презентация для 10 класса Составитель: Ивасенко О.М., учитель биологии

Структура проектной работы Любая проектная работа должна содержать следующие разделы:   Титульный лист Содержание Введение. Тема проекта и её актуальность; формулируется цель проектной работы; определяются задачи; определяется продукт проектной деятельности; характеризуются конкретные ожидаемые результаты; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом Теоретический раздел. Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал Практический раздел. Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе)   Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения цели и задач проекта. Список литературы. Приложения.

Структура проектной работы

Любая проектная работа должна содержать следующие разделы:

  •   Титульный лист
  • Содержание
  • Введение. Тема проекта и её актуальность; формулируется цель проектной работы; определяются задачи; определяется продукт проектной деятельности; характеризуются конкретные ожидаемые результаты; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
  • Теоретический раздел. Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
  • Практический раздел. Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе)
  •   Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения цели и задач проекта.
  • Список литературы.
  • Приложения.

Требования к оформлению проекта Общий объем описания проекта должен составлять не менее 10 и не более 29 печатных страниц Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст располагается только на одной стороне листа, ссылки на источники указываются в скобках, например [ 4,стр.6-7], где «4»- это номер источника в списке литературы Ориентация – книжная, размер полей: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см; Шрифт текста – Тimes New Roman; Размер шрифта – 14 ; Межстрочный интервал – 1,5; Абзацный отступ – 1,25 см; выравнивание основного текста по ширине, заголовки по центру; заголовки жирным шрифтом, точка не ставится.

Требования к оформлению проекта

  • Общий объем описания проекта должен составлять не менее 10 и не более 29 печатных страниц
  • Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст располагается только на одной стороне листа, ссылки на источники указываются в скобках, например [ 4,стр.6-7], где «4»- это номер источника в списке литературы
  • Ориентация – книжная, размер полей: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см; Шрифт текста – Тimes New Roman; Размер шрифта – 14 ; Межстрочный интервал – 1,5; Абзацный отступ – 1,25 см; выравнивание основного текста по ширине, заголовки по центру; заголовки жирным шрифтом, точка не ставится.

4. Страницы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы работы, включая список литературы и приложения, нумеруются по порядку до последней. Нумерация страниц по центру.

5. Каждая часть проекта оформляется на отдельном листе.

6. Название раздела печатается заглавными буквами, жирным шрифтом

7. Разделы нумеруются римскими цифрами. Список литературы и приложение не нумеруются.

8. Список литературы формируется в соответствии с ГОСТом ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Литература в списке приводится в следующем порядке:

1. Нормативно-правовые акты

2. Научная и учебная литература (книги, учебные пособия, учебно-методические пособия, справочники)

4. Власов, О.И. Толковый словарь О.И. Власов. – М.: Дрофа,2010. – 1020 с.

5. Водянец. П.Л. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]. – http://… (адрес указывается полностью) — статья в интернете

6. Иванов, К.И. Основы права: учебник для вузов / К.И. Иванов.- М.: Дрофа,2012. – 256 с. Экономический словарь [Электронный ресурс]. – http://… (адрес указывается полностью)

1.Содержаниее или оглавление:  разделы с указанием страниц. I.Введение…………………………………………стр. II.ГЛАВА1(теоретическая)……………………… .стр. 1.1…………………………………………………..стр 1.2…………………………………………………..стр III. ГЛАВА 2(Практическая)………………………стр Заключение.…………………………………………..стр Список литературы……………………………………………..стр.  Приложения……………………………………… стр.

1.Содержаниее или оглавление:

разделы с указанием страниц.

I.Введение…………………………………………стр.

II.ГЛАВА1(теоретическая)……………………… .стр.

1.1…………………………………………………..стр

1.2…………………………………………………..стр

III. ГЛАВА 2(Практическая)………………………стр

Заключение.…………………………………………..стр

Список литературы……………………………………………..стр.

Приложения……………………………………… стр.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. История возникновения чипсов………………………………………………………………3

1.1 Появление чипсов……………………………………………………………………….3

1.2 Приготовление чипсов в заводских условиях……………………………………….4-5

Глава 2. Исследовательская часть……………………………………………………………………..6

2.1 Отрицательные свойства чипсов……………………………………………………….6

2.2 Исследование некоторых образцов чипсов………………………………..…………6-7

2.3 Влияние употребления чипсов на организм человека………………………………..7-8

2.4 Анкетирование среди учеников 11 класса……………………………………………..8

Глава 3. Домашние чипсы………………………………………………………………………………8

3.1 Приготовление чипсов в домашних условиях…………………………………………8

3.2 Ингредиенты и посуда для приготовления чипсов…………………………………..8

3.3 Этапы приготовления…………………………………………………………………..8-9

Заключение……………………………………………………………………………………………….9

Список литературы и источников……………………………………………………………….. …….10

Приложение……………………………………………………………………………………………11-19

2. Титульный лист.   Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:  - название образовательного учреждения;  - тему работы;  - сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс);  - сведения об учителе: фамилия, имя, отчество, специализация, место работы;  - наименование населенного пункта;  - год выполнения работы. Верхнее, нижнее и правое поле – 1,5 см; левое – 2,5 см; текст выполняется полужирным шрифтом Times New Roman; размер шрифта – 14 кегель;  размер шрифта для обозначения темы работы допускается более 14 кегель.

2. Титульный лист.

Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:

— название образовательного учреждения;

— тему работы;

— сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс);

— сведения об учителе: фамилия, имя, отчество, специализация, место работы;

— наименование населенного пункта;

— год выполнения работы.

Верхнее, нижнее и правое поле – 1,5 см; левое – 2,5 см; текст выполняется полужирным

шрифтом Times New Roman; размер шрифта – 14 кегель;

размер шрифта для обозначения

темы работы допускается более 14 кегель.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ивановка»  Проект  «НАЗВАНИЕ ТЕМЫ»  Выполнил:  Фамилия, имя, отчество  класс  Руководитель:   Фамилия, имя, отчество,  специализация, место работы с. Ивановка 2020г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ивановка»

Проект

«НАЗВАНИЕ ТЕМЫ»

Выполнил:

Фамилия, имя, отчество

класс

Руководитель:

Фамилия, имя, отчество,

специализация, место работы

с. Ивановка

2020г.

Определение темы.    При определении темы необходимо учитывать ее актуальность в научном и историческом плане, наличие источников и литературы. Тема должна предоставить возможность проявить себя в качестве исследователя. Важное значение при выборе темы проекта или исследования имеет освещенность ее в литературе .

Определение темы.

При определении темы необходимо учитывать ее актуальность в научном и историческом плане, наличие источников и литературы. Тема должна предоставить возможность проявить себя в качестве исследователя. Важное значение при выборе темы проекта или исследования имеет освещенность ее в литературе .

Название проекта должно иметь яркое, короткое и емкое название, привлекать внимание и отражать тему проекта. Направления исследовательских краеведческих проектов. экологические  Названия проектов исторические «Природа родной земли – здоровье земляков» « Краевед земли Воронежской», трудовые литературные  «Воронежские юннаты», « Трудовые подвиги наших дедов и прадедов»  « Моя родословная», « Русский язык – дар Божий», « Улица моего города», « Мой любимый поэт – земляк». « Пионеры в моей семье»;  «Война через судьбы и письма»;  «Легенды, предания и сказки родного края» «Мой город вчера, сегодня и завтра»

Название проекта должно иметь яркое, короткое и емкое название, привлекать внимание и отражать тему проекта.

Направления исследовательских краеведческих проектов.

экологические

Названия проектов

исторические

«Природа родной земли – здоровье земляков»

« Краевед земли Воронежской»,

трудовые

литературные

«Воронежские юннаты»,

« Трудовые подвиги наших дедов и прадедов»

« Моя родословная»,

« Русский язык – дар Божий»,

« Улица моего города»,

« Мой любимый поэт – земляк».

« Пионеры в моей семье»;

«Война через судьбы и письма»;

«Легенды, предания и сказки родного края»

«Мой город вчера, сегодня и завтра»

 3. Формулировка цели предпринимаемого исследования дается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, проанализировать…, сравнить…,вывести формулу … и пр.). Цель одна и существенно шире задачи.  4. Формулировка задач  необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав основной части исследовательской работы. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают существенные детали. 5.Актуальность.  обязательное требование к любой исследовательской работе, раскрывающее умение автора выбрать тему. Оно определяет, насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости

3. Формулировка цели

предпринимаемого исследования дается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, проанализировать…, сравнить…,вывести формулу … и пр.). Цель одна и существенно шире задачи.

4. Формулировка задач

необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав основной части исследовательской работы. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают существенные детали.

5.Актуальность.

обязательное требование к любой исследовательской работе, раскрывающее умение автора выбрать тему. Оно определяет, насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости

:«Влияние употребления чипсов на организм школьника».   Цель исследования - изучить историю появления и особенности влияния чипсов на пищеварение и рассмотреть альтернативные варианты их  приготовления в домашних условиях.     Задачи исследования:  1. Изучить литературу по данной теме.  2. Выяснить в чем же заключается вредное воздействие чипсов на организм.  3. изучить ассортимент чипсов.  4. провести оценку качества чипсов.  5. провести эксперимент по изготовлению домашних чипсов.  6. сделать вывод по данной работе.

:«Влияние употребления чипсов на организм школьника». Цель исследования — изучить историю появления и особенности влияния чипсов на пищеварение и рассмотреть альтернативные варианты их приготовления в домашних условиях.   Задачи исследования: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Выяснить в чем же заключается вредное воздействие чипсов на организм. 3. изучить ассортимент чипсов. 4. провести оценку качества чипсов. 5. провести эксперимент по изготовлению домашних чипсов. 6. сделать вывод по данной работе.

Актуальность исследования.

Пища — единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитее молодого организма. Основы здоровья

закладываются в школьные годы. Правильное питание школьника в этот период-залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь. Уверенность в себе, успехи в учебе, концентрация внимания и способность к запоминанию, напрямую зависят от рациона питания.

Перекус-проблема питания не только школьников, но и взрослых, который пагубно сказывается на пищеварении. Позволяя себе «вольности» в питании у человека постепенно снижается уровень сдержанности и вместо одной или трёх штучек съедается целая пачка чипсов.

Большинство ребят перекусывают на перемене чипсами.

Наверное, для многих мам является большой проблемой привязанность их детей к различным видам чипсов. Дети без ведома родителей покупают

яркие упаковки с чипсами на карманные деньги, предназначенные им для нормального питания в школьном буфете или столовой.

В связи с этим моей основной целью является доказать не только взрослым, а самое главное детям, что чрезмерное употребление чипсов

очень плохо сказывается на пищеварение и на здоровье организма в целом.

Предмет исследования – влияние употребления чипсов на пищеварение школьника .

6.Социальная значимость и предполагаемый конечный результат.  Необходимо указать, чему будет способствовать реализация проекта для школьников и какой продукт будет получен по результату проекта. ( Например, подготовлены и выпущены печатные или электронные сборники, пополнение ценным информационным материалом школьных и городских музеев, библиотек, опубликование материала в СМИ, презентация проекта и другое)  

6.Социальная значимость и предполагаемый конечный результат.

Необходимо указать, чему будет способствовать реализация проекта для школьников и какой продукт будет получен по результату проекта.

( Например, подготовлены и выпущены печатные или электронные сборники, пополнение ценным информационным материалом школьных и городских музеев, библиотек, опубликование материала в СМИ, презентация проекта и другое)

 7. Ведение.  Введение - визитная карточка работы. В нем дается обоснование темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, методы, приводится характеристика источников и обзор имеющейся литературы , место и сроки проведения исследований. Если это краеведческая работа, то указать географическую характеристику района исследований.

7. Ведение.

Введение — визитная карточка работы. В нем дается обоснование темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, методы, приводится характеристика источников и обзор имеющейся литературы , место и сроки проведения исследований. Если это краеведческая работа, то указать географическую характеристику района исследований.

 8.Основная структурная часть работы - главы.  Основная часть должна излагаться четко и в логической последовательности в соответствии с планом, желательно своими словами. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц.  Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос изучаемой темы. При написании следует добиваться сохранения логической связи между главами. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая. Формулировка глав или разделов должна быть конкретной и немногословной. Главы и разделы нужно завершить выводами, хотя бы краткими.

8.Основная структурная часть работы — главы.

Основная часть должна излагаться четко и в логической последовательности в соответствии с планом, желательно своими словами. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц.

Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос изучаемой темы.

При написании следует добиваться сохранения логической связи между главами.

Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.

Формулировка глав или разделов должна быть конкретной и немногословной.

Главы и разделы нужно завершить выводами, хотя бы краткими.

9.Заключение. Заключение состоит из 2-3 страниц.  В заключении делают выводы по работе в целом, подводятся итоги всему исследованию, намечаются, если нужно, перспективы дальнейшего изучения проблемы, показывается ее связь с современностью, предлагаются практические рекомендации.

9.Заключение.

Заключение состоит из 2-3 страниц.

В заключении делают выводы по работе в целом, подводятся итоги всему исследованию, намечаются, если нужно, перспективы дальнейшего изучения проблемы, показывается ее связь с современностью, предлагаются практические рекомендации.

10. Приложение.  Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т. д. могут быть вынесены в приложение. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них. Приложения должны соответствовать формату самой работы.

10. Приложение.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т. д. могут быть вынесены в приложение. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них. Приложения должны соответствовать формату самой работы.

   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОНЫРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  ПОНЫРОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ В 9
КЛАССЕ: ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ

Автор-составитель:
Радзевич И.В.

ПОНЫРИ 
2019

Введение

Уважаемые ребята, руководители
проектных работ, заинтересованные родители, данное пособие поможет вам
выполнить интересную, но не всегда простую работу: подготовить и защитить
итоговый проект в 9-ом классе.

Проектная деятельность активно вошла
не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека.
Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например,
временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или
результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец.
Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой
людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни
взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что
происходящее – именно проект.

Признаки проекта:

1.      Есть
конкретная дата начала.

2.      Есть
конкретная дата конца или конечный результат.

3.      Результат
проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех,

он
может быть уникальным для Вас.

4.      Ресурсы
ограничены.

Проект — это «пять П»:

ПРОБЛЕМА — ПЛАН — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ —
ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Шестое «П» проекта
— его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта,
в том числе черновики, планы, отчеты и т.д.

Почему обучающиеся 9 класса должны писать итоговый
проект?

ФГОС ООО предполагает обязательное
ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных
нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых
результатов) определены особенности оценка за выполнение итоговых контрольных
работ по всем учебным предметам; оценка за выполнение итоговой комплексной
работы на межпредметной основе; оценка за выполнение и защиту индивидуального
проекта; оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию
(ОГЭ). Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить
итоговый проект.

Где выпускнику 9-го класса научиться писать проектную
работу?

 В МКОУ «ПСОШ» формирование навыков
проектной деятельности ведется с 5-го класса через внеурочные занятия , курсы
по выбору и учебных практик.   Обучающиеся осуществляют многократный выбор
(направления, курсов, тем проектов), позволяющий определиться с наиболее
интересным для него направлением, а в дальнейшем профилем обучения на уровне
СОО. Данные курсы предполагают обязательное ведение проектной деятельности. В
течение 5 лет школьники учатся писать проектные работы, тем самым осуществляют
подготовку к итоговому проекту.

Какие сроки подготовки и написания проекта определены
школой?

Срок

Мероприятие

Сентябрь (1-2 неделя), 9 класс

Определение

направления

(естественно-научное,

гуманитарное,
информационно-математическое)

Сентябрь (3-4 неделя), 9 класс

Выбор
руководителя проектной работы

Октябрь – Декабрь

Работа
над проектом, консультации с руководителями проектов.

Январь — Февраль

Отработка
деталей проекта, создание презентации для защиты.

2 неделя — марта

Защита
проекта на школьных секциях методических объединений (либо конференции).

Как происходит защита проектных работ?

Защита
проектных работ согласно определенным школой срокам проводится в форме итоговой
конференции обучающихся 9 классов по направлениям.

Итоговая
оценка обучающихся9-х классов складывается из результатов внутренней и внешней
оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ОГЭ. К результатам
внутренней оценки относятся предметные результаты годовой промежуточной
аттестации, проектной деятельности и комплексной работы. Итоговая оценка по
предмету фиксируется в аттестате об основном общем образовании.

Требования к
содержанию
проекта

Индивидуальный
итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или
видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую, иную).

Типы учебных
проектов (по
Е.С.
Полат)

1) По доминирующей деятельности:
информационные, исследовательские, творческие, прикладные или
практико-ориентированные.

·
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или
явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным
представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности
систематической коррекции по ходу работы над проектом.

·
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и
методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры
проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников,
социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и
опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть
работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя
обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение
гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы,
оформление и обсуждение полученных результатов.

Исследовательские
проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются
экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.

·
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат
работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например,
оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник
материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает
четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта.
Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих
участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа
действий, проект закона, справочный материал, пр.)

·
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы
и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально
проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь
принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно
договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении,
видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Форма представления проекта
может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама,
презентация с использованием информационных программ.

2)
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и
надпредметные.

3)
По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и
рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном
учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

4)
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Можно
также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и
формам учительского руководства проектами.

Важное
правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!

Структура проектной работы (основные разделы)

1
Титульный лист (оформляется в соответствии с приложением №1).

2
Содержание (список, состоящий из обоснования проекта, описания проекта,
заключения и приложений с указанием их положения по страницам в работе).

3 Обоснование проекта, в котором обосновывается
значимость темы, актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект
;

             
 формулируется цель проектной работы;

               определяются
задачи;

              
определяется продукт проектной деятельности;

             
 характеризуются конкретные ожидаемые результаты.

4
Описание проекта. В этой части: излагается путь решения проблемы,
предложенные методы и способы реализации проекта; приводится план выполнения
проекта – последовательность действий (по этапам), привлекаемые ресурсы.

5 Ожидаемые результаты

6
Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения целей и задач проекта.

7 Список литературы.

8 Приложения.

В
качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии,
фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п. В
обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной
деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён
продукт проектной деятельности).

Продуктом
проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы,
стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные
продукты и др.

Этапы организации проектной
деятельности

Этапы работы над

проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Подготовительный

Определение

темы. Анализ

проблемы.
Формулировка

цели,
задач.

Обсуждают
тему проекта с учителем

И получают

При необходимости

дополнительную

информацию.

Организационный

А) Определение
источников

необходимой
информации.

Б)
Определение способов сбора и

анализа информации.

В) Определение
типа проекта,

способа
представления результатов,

продукта
проектной деятельности

Формулируют
задачи проекта,

вырабатывают
план действий.

Практический

Сбор и
уточнение информации

(интервью,
опросы, наблюдения,

эксперименты
и т.д.)

Выявление
и обсуждение альтернатив, возникших в

ходе
выполнения проекта.

Выбор
оптимального варианта хода

проекта.

Поэтапное
выполнение задач

проекта.

Поэтапно
выполняют задачи проекта.

Презентационный

Публичная
презентация продуктов

проектной
деятельности.

Представляют
проект, продукт

Проектной
деятельности.

Аналитический

Анализ

выполнения

проекта,

достигнутых
результатов (успехов и

неудач)
и причин этого. Подготовка

описания
проекта.

Проводят
самоанализ

проектной

деятельности,

результатов

проекта.

Оформляют

описание

проекта.

Рекомендации
по созданию и предъявлению презентации для защиты проектной работы

Структура

Титульный слайд включает в себя название
проекта (по центру) и информацию об авторе и руководителе (в правом нижнем
углу). На остальных слайдах располагаются материалы введения, основной части
описания проекта (этапы, виды деятельности),

заключения (результаты, выводы); «слайд обратной связи» (благодарность за
внимание, вопросы, обращение).

Количество слайдов в презентации не более
13-15 на 10 минут выступления.

Содержание

Основная часть презентации – предъявление
содержания проекта (от анализа проблемы, от цели и задач проекта до
предъявления продукта). Содержание следует излагать чётко, кратко, не
перегружая слайды избыточной текстовой информацией. Детализированное описание
следует размещать в тексте работы. Следует придерживаться одного из важнейших
принципов презентации – минимум текстовой информации, максимум визуализации.

Оформление

· Следует использовать единую цветовую
схему (не более 3-х цветов).

· Цвет текста определяется по
контрасту с основным цветовым фоном презентации.

· Размер шрифта: для заголовка – не
менее 28, для текста –18–22.

Устное предъявление

· Время устного предъявления – 10
минут.

· Приветствуется интерактивный контакт
с аудиторией.

Критерии оценивания проектных работ

Критерий

Уровни
сформированности навыков проектной деятельности

Базовый
(1 балл)

Повышенный
(2балла)

Значимость
и

актуальность

выдвинутых

проблем,

оригинальность

проекта

Проблема,
на решение

которой
направлен проект, актуальна для

обучающегося.

Работа
стандартна, не содержит

авторской
индивидуальности.

Проблема,
на решение

которой
направлен проект,

актуальна
для обучающегося.

Работа
оригинальна, в ней видны

авторские
находки.

Знание
предмета

Продемонстрировано
понимание содержания

выполненной
работы. В работе и ответах на

вопросы
по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

В
основном представлены

знания,
связанные с материалом

школьной
программы.

Продемонстрировано

свободное
владение

предметом
проектной

деятельности.

Ошибки

отсутствуют.

Продемонстрированы

знания, выходящие

за рамки
школьной программы.

Регулятивные
действия

Продемонстрированы

навыки
определения темы

и
планирования работы.

Работа
доведена

до конца
и предоставлена

комиссии;
некоторые этапы

выполнялись
при поддержке

руководителя.

Вносились

существенные

корректировки

в план

реализации
проекта.

Работа
тщательно спланирована и последовательно

реализована,
своевременно

пройдены

все
необходимые этапы обсуждения и

представления.

Контроль
и коррекция

осуществлялись

самостоятельно.

Коммуникация

Продемонстрированы

навыки
подготовки

презентации
для

представления
проектной

работы.

Автор
отвечает на вопросы

При
выступлении тема

ясно
определена и пояснена.

Текст
выступления хорошо структурирован

Все
мысли выражены

ясно,
логично, последовательно, аргументированно. Автор свободно

отвечает
на вопросы.

Соответствие

требованиям

написания
и

оформления

проекта

Проект  структурно
соответствует требованиям,

есть
незначительные ошибки

в
структуре и оформлении проекта.

Проект
полностью

соответствует
требованиям

к
содержанию и

оформлению
проектных работ.

Степень

достижения

результатов,

продукт

Результаты
соответствуют цели.

Результаты
проекта достигнуты

частично,
проект реализован не в полном объеме. Продукт

отвечает
исходному замыслу.

Результаты
соответствуют цели.

Результаты
проекта достигнуты,

проект
реализован в полном

объеме.
Продукт отвечает

исходному
замыслу.

10-12 баллов
– проект выполнен на повышенном уровне

6-8 баллов
– проект выполнен на базовом уровне

Менее 6 баллов
– обучающийся не овладел проектными навыками

Требования к
оформлению проекта

Общие
требования

1 Текст работы
представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст

располагается
только на одной стороне листа.

2 Ориентация –
книжная, размер полей: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1 см

3 Основной шрифт
текста – Тimes New Roman

4 Размер шрифта –
14 пунктов

5 Межстрочный
интервал – 1,5

6 Красная строка –
1,25 см

7 Выравнивание основного
текста по ширине, заголовки по центру

8 Заголовки жирным
шрифтом, точка не ставится

9 Страницы должны
быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с

титульного листа,
которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы
работы, включая список литературы и

приложения, нумеруются
по порядку до последней.

10 Нумерация
страниц внизу по центру.

11 Каждая часть
проекта оформляется на отдельном листе.

Образец на защиту в школе

Творческий проектМуниципальное
казенное общеобразовательное учреждение

«Поныровская средняя общеобразовательная
школа»

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Автор:
Иванова  Настя,

учащаяся
9 Б класса

 Руководитель:
Золотухина  Т.В.,

учитель
химии

Поныри
2019

Парадоксально, но 88% реальности определяет подсознание! Для него нет таких понятий как время, желания, намерения. Бессознательная часть личности готова выполнять только четкие задания, но если ему не озвучить жизненный план на год, не стоит ждать перемен.

Мировой гуру эффективности Стивен Кови (Stephen R. Covey) утверждает: «Умственное усилие всегда предшествует усилию физическому». То есть, чтобы двигаться к реальной цели, пощупать ее в будущем, сначала нужно продумать, как этого добиться.

Удивительно, но лишь 8-10% людей могут похвастаться, что их план на 365 дней реализовался больше, чем на 89-95%.

Если вы хотите попасть в этот небольшой процент «везучих», я научу, как написать план на год.

Как составить план на год

Чтобы изменить жизнь, сначала надо поставить точку в предыдущем периоде, который вас не устраивал. Посвятите подведению итогов 1-2 часа. Возьмите лист бумаги, расчертите его на столбики, где:

  1. Все цели, которых вы хотели достичь, но не смогли.
  2. Заветные мечты, которые не сбываются.
  3. Все победы (даже мелкие, незначительные), которые вас порадовали, заставили гордиться собой.
  4. Список проблем и препятствий, из-за которых прошлый период оказался неудачным. Пример: мешали страхи, лень, не было денег, уволили с работы и т.д.

Проанализируйте все столбики, выберете цели, которые все же остаются актуальными. Поработайте с мечтами, их придется трансформировать, чтобы они сбывались.

Образец: вместо: «я мечтаю разговаривать на английском» появится реальная достижимая цель, «я хожу на курсы английского и за 10-12 месяцев научусь хорошо общаться на языке». Перефразируйте четко все мечты, обязательно уберите с формулировок частицу «не».

Помните, что подсознательному нужен генеральный план, а не размытые образы.

Планируем успешное будущее по всем правилам.

1. Проверяем каждую цель на «подлинность»

Перед составлением дорожной карты, обязательно тестируйте преображенную мечту и цель:

  • Сформулируйте, чего желаете всей душой.
  • Представьте образ цели во всех деталях. Например, если это машина, то какой она будет: марка, цвет, салон, тюнинг.
  • Закройте глаза и старайтесь почувствовать свои ощущения после достижения цели.

Если картинка привела вас в восторг, тело ответило теплом, радостью, появилась эйфория от увиденного — это цель подлинная.

Если ощутили дискомфорт, страх, сомнения, отторжение — это не ваша цель, она может быть навязанной.

Например, вы хотите преуспеть в бизнесе, построив компанию. Но это вас пугает, настораживает, заставляет отказаться от личных ценностей. Такие «мечты» смело удаляйте.

2. Находим вектор года

Планирование жизни стоит превратить в увлекательное путешествие, а не изнуряющий марафон. Чтобы дорожная карта не загнала в тупик и не пугала, определите вектор для года.

Например, это будет год физического самосовершенствования: потеря веса, набор мышечной массы, покорение гор или марафон.

Вектор выбирайте так, чтобы главная цель вас предельно радовала и увлекала.

3. Делим большое на малое

Как спланировать цели на год, если они у вас грандиозные: нужно разбить их на оперативные небольшие задачи.

Например, ставя цель кардинально изменить сферу деятельности, найти новый источник заработка, отталкивайтесь от задач:

  • Понять, чем реально хочу заниматься.
  • Пройти курсы, обучение, которые помогут стать специалистом.
  • Найти вакансии, где можно начать работу без опыта.
  • Уволиться со старой работы.

Как видите, грандиозная цель легко делится на задачки, и выглядят уже не так пугающе.

4. Расставляем приоритеты

Планируя один год, старайтесь понять, какая из сфер вас больше всего волнует, не устраивает.

Составьте список сфер:

  • Семья.
  • Деньги.
  • Работа.
  • Отношения.
  • Духовное развитие.
  • Интересы.

Теперь к каждой сфере жизни напишите 2-3 цели. Проанализируйте список, выберите 2-3 приоритетные сферы, которые вы планируете улучшать.

5. Правильные планы на год

Помните, что мы уже трансформировали мечты в цели, теперь их нужно максимально конкретизировать, чтобы подсознательное начало их исполнять.

Постарайтесь привести цели к таким категориям:

Критерий оценки задачи Неправильно Правильно
Измеримость цели Я стану богатым Я заработаю за год 480 тыс. руб.
Временные рамки Буду много зарабатывать каждый месяц Нужно заработать минимум 40 тыс. в месяц, а не всю сумму за один месяц
Достижимость Любыми способами заработаю Если возможность, и на какой работе я заработаю минимум 40 тыс.

Пишем генеральный план

Годовой план удобно создавать в специальных приложениях или в блокноте.

Важно, чтобы вы могли постоянно вносить в него коррективы, добавлять или убирать цели.

Как удобнее действовать:

  1. Выбранные приоритетные сферы жизни или все при желании выделите разными цветами. Это позволит вам визуально привыкнуть к задачам, потом быстро восстановить в памяти записи.
  2. Для каждой сферы прописываем цели. Отлично, если у вас их много, но для новичков в планировании выбрать 3-4 приоритетные.
  3. Каждую цель разбивайте на оперативные задачки. Их может быть от 5-8.
  4. Пропишите временные рамки, но не слишком строгие. Например, некоторые цели вы сможете реализовать уже за 2-3 месяца.
  5. Создайте колонку промежуточных побед. Сюда вписываем первые достижения.
  6. Придумайте главную мотивацию придерживаться дорожной карты. План работы на год должен вдохновлять. Представьте, что произойдет, когда вы достигнете целей!

Помните, что ни один план не может реализоваться на все 100%, но это не поражение, это стимул продолжать движение к цели в следующем году.

6. «Магия» чисел

При написании плана необязательно подгонять его под календарный новый год. Есть даты, которые подсознанию и вам намного важнее.

Например, ваш день рождения, переломный момент в жизни, расставание с близким человеком и т.д. Этот день можно считать отправной точкой. Накануне этих дат составьте свой личный план, он автоматически будет больше мотивировать.

7. Система дедлайнов

Попробуйте в планах строго ограничить время их достижения, но эти задачи должны быть максимально реальными. Например, до 20 сентября записаться на курс, пройти семинар и т.д.

Дисциплина поможет настроиться на нужный темп, поверить в себя, а подсознание начнет спешить, чтобы помочь в достижении целей.

8. Путь к цели

Мало написать цель, нужно добавить инструменты достижения. Например, чтобы сбросить за год 10 кг, вы сделаете:

  1. Перейдите на правильное питание.
  2. Запишитесь в бассейн.
  3. Будете раз в неделю посещать сауну.
  4. Делать регулярный массаж.
  5. Откажитесь от сладкого, мучного.

Чем больше инструментов напишите, тем реальней станет цель и возрастет мотивация.

9. Не оттягиваем с действием

Фатальная ошибка — это написать подробный план и ничего не делать! Именно энергия свершений стимулирует подсознательное вам помогать.

Когда дорожная карта готова, постарайтесь сделать хоть маленький шаг к свершению цели уже завтра или с нового года.

10. Без выходных!

Каждый день работайте с планом. Перечитывайте, корректируйте, добавляйте новые цели и вычеркивайте второстепенное.

Это поможет не потерять мотивацию, питать желание энергией, двигаться вперед.

  • Как поднимать энтузиазм в Примерах — Способы и Методы, Советы психологов
  • Как перестать откладывать дела на потом — 24 способа в примерах
  • Как работает Эффект Пигмалиона — Примеры и эксперименты
  • Правило 72 часа (Бодо Шефера) в бизнесе и в жизни — Примеры
  • Как быстро восстановить силы (и энергию) — 32 Способа и Примеры

11. Никаких противоречий

При планировании важно не писать цели, которые «конфликтуют» между собой. Они не позволят реализовать задуманное, можете потерять веру в себя.

Например, если вы поставили цель улучшить здоровье, избавиться от болезни сердца, не стоит планировать пробежать марафон! Эти цели противоречивые изначально. Или планируя выйти замуж и родить ребенка, не нужно писать, чтобы хотите карьеру в этом году построить.

12. Меньше «зависимых» целей

Чтобы не разочароваться, не ставьте зависимые цели. Например, по плану у вас создать собственный интернет-магазин, зарабатывать на продажах в месяц 20-30 тыс. руб., нанять в штат 2 менеджера. Если у вас не получится создать сайт, сорвутся и остальные цели.

13. Подумайте над формулировками

Как написать план на год

Подсознанию нужен не только четкий посыл, но и позитивный, который не «угрожает» внутренней гармонии человека.

Формулируйте цели предельно позитивно, без отрицания «не» и агрессии.

  • Правильно: я напишу полезную, интересную книгу, которая меня прославит и принесет пользу читателям.
  • Неправильно: напишу книгу, которая утрет всем нос, поможет разбогатеть любым путем и т.д.

14. Цели для себя

Никогда не стройте план на потребностях других! Вы создаете личную дорожную карту, поэтому цель «хочу, чтобы муж бросил курить и пить» не подходит.

15. Не допускайте эмоционального выгорания

Когда план готов и определены временные сроки, проанализируйте, сможете ли вы каждый день уделять время, чтобы достичь цели к указанной дате. Если дедлайн жесткий, нужно успеть решить много задач, есть вероятность эмоционального выгорания и потери мотивации.

16. Не делитесь планами

Концентрацию и правильный настрой легко потерять, если вы сообщаете о планировании на год другим. Расскажите о достижениях уже по факту, а не заранее.

Как написать план на год: примеры и образцы

Если вас угнетает упорядоченный текст, план на год можно нарисовать в виде коллажа, добавить картинки, надписи:

Чтобы сделать более подробную дорожную карту, можно записывать цели в таблицу, разбив ее на месяцы.

Если трудно поставить цели на год, проанализируйте каждую сферу и найдите аспект, который больше всего волнует, не устраивает. Это и будут ваши приоритетные задачи.

С чего начать составление плана на год

Жизненный план на год

Главная цель перед началом планирования — это понять, что движение по новой дорожной карте должно приносить радость и быть увлекательным.

Для этого внедрите в свою жизнь важные принципы:

  1. Без усилий нет роста. Обязательно действуйте, чтобы приблизить цель.
  2. Без стресса нет стрессоустойчивости. Не пугайтесь временных проблем, провалов. Стресс будет сопровождать вас на пути к целям, но он поможет сделать вас сильнее, научит контролировать эмоции.
  3. Правильное отношение. Цель, которую вы достигли с удовольствием, радостно и без потрясений за месяц — намного лучше достигнутой за 3 недели, но с потерей здоровья, нервов. Выбирайте спокойный темп движения.
  4. Правильная система, а не изнуряющие испытания. Старайтесь сразу разбить цель на задачи, которые можно выполнять попутно с другими. Например, вместо марафона, который выбьет вас из колеи на 1-2 недели, пробегайте каждый день по 1,5 км.
  5. Будьте смелыми, а не отчаянными. Не запрещайте себе мечтать, но мечты обязательно трансформируйте в цели, тогда не придется отчаиваться, что они остались миражом.

Если вы составляете план на год впервые, советую начать с написания «карточек». Например, запишите на них самые заветные мечты, затем развесьте их в квартире.

За 24-48 часов подумайте, какие именно мечты вас больше всего волнуют. Отберите их и переформулируйте в цели, внесите в персональную таблицу будущих достижений.

Советы психолога

Чтобы план стал реальностью, а вы сохранили мотивацию, пользуйтесь рекомендациями:

Совет #1 Делайте картинку цели яркой

Обязательно визуализируйте достигнутую высоту. Это поможет подсознанию активнее вам помогать, а психике искать ресурс для реализации задуманного. Представляйте образ чаще, прорисовывайте детали, переживайте приятные эмоции.

Совет #2 Проявляйте терпение

Старайтесь не терять концентрации на цели, но не спешите! Учитесь ждать, но при этом не пропускайте никаких возможностей, которые попадаются на пути. Например, вы желаете покорить Эверест. Для этого нужны деньги, тренировки, полезные связи. Значит, идите работать, ищите единомышленников, оттачивайте мастерство и физическую выносливость.

Совет #3 Анализируйте свои действия

Учитесь критически относиться к своим поступкам. Это очень полезный навык сильных людей. Совершив действие, подумайте, что оно вам принесло, какие негативные последствия, стоило ли его совершать и т.д.

Совет #4 Всегда гордитесь своими достижениями

Запретите себе уничижать ваши достоинства и победы. Каждое достижение празднуйте, хвалите себя, ведь вы стали лучше!

Совет #5 Берите ответственность на себя

Запретите себе винить в ваших неудачах других.

Известная писательница Джоан Рооулинг (Joanne Rowling) призналась, что еще до того, как она написала первую строчку «Гарри Поттера», распланировала всю книжную серию на семь лет вперед.

Она заявляла, что именно наличие четких целей на каждый год позволило ей не сойти с дистанции, не потерять мотивацию. Так зачем отказываться от такой возможности и плыть просто по течению?

Планируйте, живите интересно и получайте удовольствие от покорения новых высот!

Загрузка…



Проектная работа состоит из различных разделов, часть из них является обязательными при выполнении работы и без их включения проект не будет принят (например, Содержание, Введение, Теоретическая и Практическая главы, Заключение, Список литературы), часть разделов является необязательными (например, Глоссарий, Аннотация, Приложения и т.д.), но они способствуют раскрытию темы, а также облегчают восприятие информации, при этом часть разделов проектной работы не могут быть использованы при написании проекта совместно (Аннотация, Паспорт, Пояснительная записка), рассмотрим подробно структуру проектной работы и что должен включать каждый из разделов.

Обязательные разделы проектной работы

Рассмотрим, из каких разделов должна состоять стандартная проектная работа для школ и колледжей.

Первым листом любой проектной работы является «Титульный лист», на котором указываются школа, название работы, данные ученика, учителя, населенный пункт и год написания (подробнее можно прочитать здесь). Правильно оформить титульный лист важно, как его оформить, можно прочитать на странице «Правила оформления титульного листа для проектной работы».

Титульный лист проектной работы

Титульный лист проектной работы

Далее за титульным листом следует «Содержание», в котором указываются все разделы проектной работы, номер страницы на которой они начинаются (кроме титульного листа и самого содержания) подробнее с требованиями предъявляемыми к содержанию проекта, о том как его составить можно прочитать на странице «Содержание проектной работы». Как правильно оформить содержание проектной работы можно прочитать здесь.

Содержание проектной работы

Содержание проектной работы

После «Содержания» следует «Введение». Введение является одни из важнейших структурных элементов проектной работы, ведь именно в нем отражается актуальность работы, ставится цель и задачи работы, выдвигается гипотеза, которая в ходе выполнения работы должна быть подтверждена, либо опровергнута.

Введение проектной работы

Введение проектной работы

Стандартная структура введения включает следующие блоки:

  • Актуальность темы исследования.
  • Цель работы.
  • Задачи.
  • Объект исследования.
  • Предмет исследования.
  • Гипотеза исследования (для исследовательских проектов).
  • Основные источники получения информации.
  • Практическая значимость работы.
  • Методы исследования.
  • Структура работы.

Кроме вышеперечисленных блоков, во введении может быть указана проблема исследования, теоретическая значимость.

Подробно ознакомится с требованиями к введению и каждому элементу который входит в его состав, какие из них обязательные, а какие можно не указывать, посмотреть примеры можно на странице «Введение проектной работы».

За «Введением» следует основная часть проектной работы, состоящая из 2 глав. Если в проектной работе есть исследовательская часть, то она располагается во 2 главе (1 глава является теоретической). Каждая глава состоит из 2-3 параграфов.

Основная часть проектной работы

Основная часть проектной работы

После основного текста работы располагается «Заключение», в котором кратко (1-2 страницы) даются выводы по всем параграфам (именно параграфам) проекта, если во введении была выдвинута гипотеза, то в заключении необходимо указать – была она подтверждена или опровергнута.

Заключение проектной работы

Заключение проектной работы

Следующим за «Заключением» разделом проектной работы является «Список использованных источников», в который необходимо включить всю литературу, которая была использована в ходе написания проекта.

Список литературы использованной при написании проектной работы

Список использованной литературы проектной работы

Заключительным разделом любой проектной работы выступает «Приложение(я)», в данном разделе помещается вся дополнительная информация, которая помогает детально раскрыть тему работы, так, например, в приложения можно вынести картинки и фотографии, анкету, методики и прочее.

Дополнительные разделы проектной работы

Кроме вышеперечисленных разделов, в некоторых проектных работах требуется включение дополнительных разделов:

  1. Паспорт проектной работы — требования к паспорту при его необходимости, выдаются учителем (преподавателем), если требований к паспорту выдано не было с требованиями и примерами, можно ознакомиться на странице «Паспорт проектной работы».
  2. Аннотация – является ещё одним элементом, который встречается в некоторых проектных работах, но не является стандартным требованием к их написанию. В аннотации даётся краткое описание всего проекта, объём аннотации: не более 1 страницы, подробнее о подготовке аннотации к проекту на странице «Аннотация к проектной работе».
  3. Пояснительная записка – данный дополнительный раздел, так же как и аннотация описывает проектную работу, но в отличие от аннотации пояснительная записка содержит большее количество разделов и может занимать более 1 страницы, подробнее о её составлении можно прочитать здесь.
  4. Паспорт проектной работы, аннотация и пояснительная записка являются взаимозаменяемыми разделами, ведь каждый из них кратко описывает проектную работу, поэтому не следует подготавливать каждый из них, следует подготавливать лишь тот который заявлен в положении или в требованиях, представленных руководителем.

  5. Глоссарий (список терминов) – в нём даётся расшифровка или краткое описание слова/понятия. Список терминов располагается после титульного листа, требования выдвигаемые к данному разделу представлены на странице «Глоссарий в проектной работы».
  6. Список сокращений – данный раздел в проектной работе требуется для расшифровки аббревиатур и сокращений применённых при выполнении проектной работы, его следует включать в проект лишь в том случае, если их в работе присутствует большое количество. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Список сокращений в проектной работе».

Дополнительные материалы к проектной работе

Помимо подготовки самой проектной работы для её защиты могут потребоваться следующие документы:

  1. Речь к защите – краткое содержание проектной работы, содержащее основные результаты и сделанные выводы, требуется для защиты проекта. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Речь к защите проектной работы».
  2. Презентация – может требоваться на защите для наглядного представления проектной работы, также может быть продуктом проектной деятельности. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Презентация».
  3. Продукт проектной деятельности – в большинстве случаев является каким-либо материальным объектом, который наглядно показывает результат выполнения проектной работы. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Продукты проектной деятельности».
  4. Тезисный доклад – представляет собой обобщённую информацию, представленную в проектной (исследовательской) работе, имеет объём до 1 страницы и включает актуальность темы исследования (актуальность проблемы), степень изученности темы, предмет исследования, новизну работы, а также краткие выводы и рекомендации.

Подходит к концу последний месяц года, а это значит, что сотрудникам экономических отделов предприятий предстоит выполнить большой объем работы. Необходимо подвести итоги работы за декабрь, четвертый квартал и год, рассчитать трудовые и материальные затраты, разработать планы объемных, технико-экономических и финансовых показателей на следующий год. Вопросы, касающиеся разработки планов, и примеры планирования различных показателей рассмотрим в данной статье.

ПЛАНИРОВАНИЕ: СУТЬ, МЕТОДЫ И ВИДЫ

Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, определяющих темпы, пропорции и тенденции развития как в текущем периоде, так и на перспективу.

Существует несколько основных методов планирования:

  • балансовый;
  • расчетно-аналитический;
  • экономико-математический;
  • графоаналитический;
  • программно-целевой.

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана.

Расчетно-аналитический метод используют для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяют базисный уровень основных показателей плана, их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитывают индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа, используя графические средства. С помощью графиков можно выявить количественную зависимость между сопряженными показателями.

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, то есть комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных результатов.

По срокам различают следующие виды планирования:

  • перспективное (стратегическое);
  • текущее (годовое);
  • оперативно-производственное.

Перспективное (стратегическое) планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируют перспективную потребность в новых видах продукции, товарную и сбытовую стратегию предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическое планирование подразделяется на долгосрочное (10–15 лет) и среднесрочное (3–5 лет).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Прогнозирование основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

Текущее (годовое) планирование уточняет показатели среднесрочного плана. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декаду, смену, час) и по отдельным производственным подразделениям (цеху, участку, бригаде, рабочему месту). Есть три вида оперативно-производственного планирования:

  • межцеховое;
  • внутрицеховое;
  • диспетчирование.

Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Чтобы составить планы экономических и финансовых показателей, экономисту в первую очередь нужно рассчитать трудовые, материальные и другие затраты предприятия на следующий год. Для этого необходимо:

  • подвести ожидаемые итоги работы за прошедший отчетный период;
  • составить производственную программу работы на планируемый период;
  • проанализировать цены в отчетном периоде на все виды материалов, топлива, электроэнергию и спрогнозировать рост цен в планируемом периоде с учетом инфляции;
  • учесть поступление и выбытие основных фондов в планируемом периоде;
  • выяснить, на какую величину планируется индексация заработной платы работникам предприятия (после разработки плана этот размер может быть уменьшен или увеличен в зависимости от полученного финансового результата работы);
  • учесть изменение налоговых ставок и т. д.

Рассмотрим несколько примеров, как разработать текущие (годовые) планы основных объемных, технико-экономических и финансовых показателей работы предприятия.

ПРИМЕР 1

На основании имеющихся данных по количеству израсходованных предприятием материалов за 11 месяцев 2016 г., средних цен на материалы за год, денежных затрат на материалы за 11 месяцев 2016 г. (табл. 1) нужно определить плановую величину расходов на материалы на 2017 г.

Прогнозируемый рост цен на материалы в 2017 г. — 10 %, так как в 2015–2016 гг. цены на них росли в течение каждого года на 10 %.

Плановый объем работы предприятия, количество обслуживаемых зданий и сооружений в планируемом периоде не меняются по сравнению с 2016 г.

Плановое количество по каждому виду материалов на 2017 г. рассчитаем следующим образом:

  • делим количество материалов, израсходованных за 11 месяцев 2016 г., на 11;
  • полученный результат умножаем на 12.

Например, за 11 месяцев 2016 г. израсходовано 15 автоматов. Отсюда количество автоматов, которое планируется расходовать в 2017 г.:

15 шт. / 11 мес. × 12 мес. = 16 шт.

К СВЕДЕНИЮ

Чтобы плановое количество материалов рассчитать более точно, нужно учесть, какие из них расходуются именно в декабре (зимний период), так как при составлении плана данные за декабрь отсутствуют.

Цену на материалы в 2017 г. определяем с учетом планируемого роста цен.

Цена на автоматы в 2016 г. (средняя за год) — 108,67 руб.

Планируемая цена в 2017 г.:

108,67 руб. × 1,1 = 119,54 руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если анализ роста цен на материалы не ведется, можем учесть их рост на планируемый период в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции на данный период. Однако более точный результат при планировании расходов на материалы можно получить, если учесть изменения фактических цен в течение года, причем не в среднем на все расходуемые предприятием материалы, как в рассматриваемом примере, а на каждый вид материалов в отдельности.

Плановые расходы на 2017 г. на каждый вид материала рассчитаем путем умножения планового количества материалов на планируемую цену.

Расход на автоматы в 2017 г.:

16 шт. × 119,54 руб. = 1913 руб.

Аналогично рассчитываем расходы на другие материалы. Результаты расчетов представлены в табл. 1. Плановые затраты на материалы в 2017 г. — 218 428 руб.

Таблица 1. План расходов на материалы на 2017 г.

Материал

Количество за 11 мес. (факт)

Цена, руб.

Расходы за 11 мес. (факт), руб.

Количество (план) на год

Цена, руб.

Плановые расходы на год, руб.

Автомат

15

108,67

1630

16

119,54

1913

Адаптер

1

77,00

77

1

84,70

85

Антенна

1

290,00

290

1

319,00

319

Арматура

12

60,00

720

13

66,00

858

Батарейка

15

91,93

1379

16

101,12

1618

Бахилы

400

1,02

408

436

1,12

488

Блок питания

4

1255,00

5020

4

1380,50

5522

Бобышка

4

135,00

540

4

148,50

594

Болт анкерный

20

9,45

189

22

10,40

229

Болт

376

11,35

4267

410

12,49

5121

Бумага для принтера

75

199,92

14 994

82

219,91

18 033

Бумага туалетная

85

27,96

2377

93

30,76

2861

Бур

25

112,80

2820

27

124,08

3350

Валик

23

171,48

3944

25

188,63

4716

Газ ацетилен

30

480,00

14 400

33

528,00

17 424

Газ пропан

272

19,52

5310

297

21,47

6377

Гайка

476

3,62

1725

519

3,98

2066

Гайка Вило

2

1350,00

2700

2

1485,00

2970

Гильза

4

729,00

2916

4

801,90

3208

Грубый ровнитель пола

750

7,80

5850

818

8,58

7018

Грунт универсальный

2

259,00

518

2

284,90

570

Грунтовка

155

51,50

7983

169

56,65

9574

Губки

2

19,50

39

2

21,45

43

Датчик

3

347,33

1042

3

382,06

1146

Датчик температуры

3

158,33

475

3

174,16

522

Дюбель-гвоздь

506

2,01

1018

552

2,21

1220

Заглушка

2

32,00

64

2

35,20

70

Заклепка

8

91,00

728

9

100,10

901

Замок навесной

60

146,00

8760

65

160,60

10 439

Знак аварийный

1

650,00

650

1

715,00

715

Известь

367

18,97

6963

400

20,87

8348

Изолента

30

57,00

1710

33

62,70

2069

К/гайка д/15

20

16,00

320

22

17,60

387

К/гайка д/20

116

18,83

2184

127

20,71

2630

К/гайка д/25

1

24,00

24

1

26,40

26

К/гайка д/32

30

41,33

1240

33

45,46

1500

Кабель

16

180,00

2880

17

198,00

3366

Канцтовары

45 122

0,45

20 520

49 224

0,50

24 612

Кран-букса

1

100,00

100

1

110,00

110

Кран Ду15

10

655,00

6550

11

720,50

7926

Кран Ду50

4,0

3300,00

13 200

4

3630,00

14 520

Электролампы

2156

16,50

35 574

2352

18,15

42 689

Лампа галогеновая

1

250,00

250

1

275,00

275

Итого

   

184 348

   

218 428

Если требуется срочно получить общую плановую сумму расхода на материалы в 2017 г. и нет необходимости приводить расшифровку по видам материалов, то можно общую сумму, израсходованную на материалы за 11 месяцев 2016 г., разделить на 11, умножить на 12 и на 1,1. Этот расчет будет менее точным, но времени потребует меньше.

184 348 руб. / 11 мес. × 12 мес. × 1,1 = 221 218 руб.

ПРИМЕР 2

Предприятие перевозит уголь для клиентов и оказывает им другие услуги.

Фактические объемные, технико-эксплуатационные показатели работы предприятия, а также основные показатели плана по труду (численность работников, фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата за 2016 г.) представлены в табл. 2.

Требуется определить плановые объемные, технико-эксплуатационные показатели работы предприятия, запланировать численность работников, фонд оплаты труда и среднемесячную заработную плату на 2017 г. с разбивкой по кварталам.

Планируемая индексация заработной платы с января 2017 г. — 10 %.

Составление любых планов начинается с планирования объемных и технико-эксплуатационных показателей.

Чтобы запланировать объемы работ по погрузке и выгрузке угля, нужно собрать от клиентов заявки на 2017 г. с разбивкой по кварталам.

Плановый объем перевозок за каждый период рассчитываем, суммируя погрузку и выгрузку.

Количество перерабатываемых вагонов определяем расчетным путем исходя из объемов перевозок и грузоподъемности вагонов, грузооборот — исходя из объемов перевозок грузов и дальности перевозок.

Все перечисленные показатели стоит планировать в год и в сутки. Значения объемных показателей в сутки рассчитываем путем деления их величин за год (кварта)л на количество дней в планируемом периоде.

Из-за сокращения планируемого объема работы по перевозке грузов в 2017 г. по сравнению с планом 2016 г. на 13 % и по сравнению с фактом 2016 г. на 16 % плановый грузооборот и плановое количество перерабатываемых вагонов уменьшились.

Инвентарный парк маневровых тепловозов можно запланировать меньше, чем в 2016 г., из-за снижения объемов работы, а можно оставить его на уровне 2016 г., сократив количество смен работы тепловозов. Выбираем второй вариант.

Такие показатели, как эксплуатационная и развернутая длина путей, количество стрелочных переводов, планируем на уровне 2016 г., так как они будут использоваться для перевозки грузов.

Составив план объемных и технико-эксплуатационных показателей, переходим к планированию показателей плана по труду. Так как объемы по перевозкам в планируемом периоде сократятся, можно выбрать один из вариантов:

1) запланировать сокращение штата работников;

2) оставить штат работников на уровне факта 2016 г., сократив штат тех, кто занят на перевозках, и увеличив численность работников, занятых оказанием других услуг. Важная деталь: объем этих услуг в планируемом периоде увеличиваем, чтобы не потерять квалифицированных работников в случае, если объемы перевозок начнут расти.

Дальновидные руководители предприятий выбирают второй вариант. Мы планируем также оставить общую численность работников на уровне факта 2016 г. (125 чел.).

Плановая численность работников, занятых перевозками угля в 2016 г., — 101 чел.

Плановая численность работников по перевозкам на 2017 г. с учетом сокращения объемов перевозок:

101 × (100 – 13) / 100 = 88 (чел.).

Численность работников, сокращенную на перевозках, распределяем на аппарат управления и число работников, занятых оказанием других услуг.

Разбить численность работников по кварталам лучше равномерно. Для этого нужно заранее подумать о том, чтобы предоставить работникам больше отпусков в кварталах с меньшим объемом перевозок.

Среднемесячную заработную плату планируем всем работникам с учетом индексации — 10 % от факта 2016 г. Так, фактическая месячная заработная плата за 2016 г. у работников, занятых на перевозках, — 12 973 руб. Тогда планируемая средняя зарплата в месяц в 2017 г. у этих работников с учетом индексации с января — 14 270 руб. (12 973 руб. × 1,1).

Плановый фонд оплаты труда определяем путем умножения плановой среднемесячной заработной платы на плановую численность работников.

Учитывая снижение объема перевозок в 2017 г. по сравнению с планом 2016 г. на 13 % и по сравнению с фактом 2016 г. на 16 %, мы запланировали сократить численность штата, занятого на перевозках угля, но не допустили сокращения общего штата работников за счет перевода их на другие рабочие места, увеличив объем оказания прочих услуг отделения.

Несмотря на сокращение объемов перевозок, мы запланировали проиндексировать заработную плату работникам на 10 %, поэтому ФОТ на 2017 г. на 5 % больше планового ФОТ прошлого года и на 10 % больше фактического фонда оплаты труда в 2016 г. Все основные плановые показатели плана по труду с разбивкой по кварталам приведены в табл. 2.

Таблица 2. План основных объемных, технико-экcплуатационных показателей работы предприятия и показателей плана по труду

Показатель

Единица измерения

2016 г.

План 2017 г.

План 2017 г. к плану 2016 г., %

План 2017 г. к факту 2016 г., %

план

факт

год

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Погрузка в год

тыс. т

2464

2490

1682

402

421

440

419

68

68

В среднем в сутки

 

6,73

6,80

4,61

4,47

4,63

4,78

4,55

68

68

Выгрузка в год

тыс. т

3482

3714

3503

732

927

964

880

101

94

В среднем в сутки

 

9,51

10,15

9,60

8,13

10,19

10,48

9,57

101

95

Объем перевозок в год

тыс. т

5946

6204

5185

1134

1348

1404

1299

87

84

В среднем в сутки

 

16,25

16,95

14,21

12,60

14,81

15,26

14,12

87

84

Количество перерабатываемых вагонов в год

вагонов

90 396

94 318

78 826

17 240

20 493

21 345

19 748

87

84

В среднем в сутки

 

246,98

257,70

215,96

191,56

225,20

232,01

214,65

87

84

Грузооборот в год

тыс. т-км

21 406

22 334

18 666

4082

4853

5054

4676

87

84

В среднем в сутки

 

58,49

61,02

51,14

45,36

53,33

54,94

50,83

87

84

Инвентарный парк маневровых локомотивов, всего

тепловозов

6

6

6

6

6

6

6

100

100

В том числе по сериям:

                   

ТЭМ-2

 

3

3

3

3

3

3

3

100

100

ТЭМ-15

 

1

1

1

1

1

1

1

100

100

ТЭМ-18

 

1

1

1

1

1

1

1

100

100

ТГМ-6А

 

1

1

1

1

1

1

1

100

100

Эксплуатационная длина

км

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

100

100

Развернутая длина

км

29,5

29,5

29,5

29,5

29,5

29,5

29,5

100

100

Количество стрелочных переводов

комплектов

57

57

57

57

57

57

57

100

100

Контингент, всего

чел.

136

125

125

125

125

125

125

92

100

В том числе:

                   

перевозки

 

101

92

88

88

88

88

88

87

96

услуги отделения

 

9

8

11

11

11

11

11

122

138

общехозяйственные

 

26

25

26

26

26

26

26

100

104

Из них:

АУП

 

22

21

22

22

22

22

22

100

105

прочие

 

4

4

4

4

4

4

4

100

100

ФОТ, всего

тыс. руб.

21 100

20 166

22 232

5558

5558

5558

5558

105

110

В том числе:

                   

перевозки

 

14 724

14 322

15 068

3767

3767

3767

3767

102

105

услуги отделения

 

1311

1245

1884

471

471

471

471

144

151

общехозяйственные

 

5065

4599

5280

1320

1320

1320

1320

104

115

Из них:

АУП

 

4665

4209

4852

1213

1213

1213

1213

104

115

прочие

 

400

390

428

107

107

107

107

107

110

Среднемесячная зарплата, всего

руб.

12 929

13 444

14 821

14 821

14 821

14 821

14 821

115

110

В том числе:

                   

перевозки

 

12 149

12 973

14 270

14 270

14 270

14 270

14 270

117

110

услуги отделения

 

12 139

12 969

14 266

14 266

14 266

14 266

14 266

118

110

общехозяйственные

 

16 234

15 330

16 923

16 923

16 923

16 923

16 923

104

110

Из них:

АУП

 

17 670

16 702

18 372

18 372

18 372

18 372

18 372

104

110

прочие

 

8333

8125

8938

8938

8938

8938

8938

107

110

ПРИМЕР 3

Основная деятельность предприятия — перевозка угля для клиентов.

Планируемые и фактические объемы перевозки угля, фонд оплаты труда за 2016 г., плановые объемы перевозки и ФОТ с разбивкой по кварталам на 2017 г. взяты из примера 2.

Количество зданий, оборудования, механизмов в планируемом периоде не изменится. Рост цены на электроэнергию с 01.01.2017 — 13,1 %.

Требуется составить план доходов, расходов и прибыли предприятия на 2017 г. с разбивкой по кварталам по перевозочной деятельности.

Как запланировать фонд оплаты труда, мы рассмотрели в примере 2. Плановые отчисления от ФОТ определим расчетным путем. Размер отчислений для рассматриваемого в примере предприятия — 30 %. Плановый ФОТ на 2017 г. — 15 068 тыс. руб. Отсюда плановые отчисления в год:

15 068 тыс. руб. / 100 % × 30 % = 4520 тыс. руб.

По кварталам производим расчет плановых затрат аналогично.

Затраты на материалы можно запланировать исходя из поданных руководителями цехов заявок и фактических цен на материалы с учетом их роста в планируемом периоде.

Общая сумма по заявке на материалы для текущего содержания:

  • путей — 1 332 000 руб. в год;
  • стрелочных переводов — 1 265 400 руб. в год;
  • путевых машин и механизмов — 235 200 руб. в год;
  • тепловозов — 386 500 руб. в год;
  • объектов энергетики и связи — 1 147 900 руб. в год.

Общая сумма по заявке на материалы для ремонта и технического обслуживания автотранспорта — 332 000 руб. в год. Отсюда общая плановая сумма расходов на материалы в 2017 г.:

1 332 000 + 1 265 400 + 235 200 + 386 500 + 1 147 900 + 332 000 = 4 699 000 руб., или 4699 тыс. руб.

По кварталам производим расчет плановых затрат аналогично.

Затраты на ГСМ для работы тепловозов планируем исходя из планового объема перевозок и фактических цен с учетом их роста в планируемом периоде, для автотранспорта, путевых машин и механизмов — исходя из утвержденных на предприятии норм расхода ГСМ, пробега или времени работы автомобилей, машин и механизмов, а также фактических цен с учетом их роста в планируемом периоде.

Общая плановая сумма расходов на горюче-смазочные материалы в 2017 г. — 11 332 тыс. руб.

По кварталам планируем затраты на ГСМ аналогично.

Затраты на электроэнергию планируем исходя из фактического расхода киловатт-часов за предыдущий год с учетом изменения цен на электроэнергию в плановом периоде, так как количество зданий, оборудования, механизмов в 2017 г. не изменится.

Если фактические затраты на электроэнергию в 2016 г. составили 165 тыс. руб., а рост цен на электроэнергию с января 2017 г. — 13,1 %, то плановая величина затрат на электроэнергию на 2017 г. — 187 тыс. руб. (165 тыс. руб. × 1,131).

По кварталам производим расчет плановых затрат аналогично.

Затраты на амортизационные отчисления планируем исходя из норм амортизационных отчислений, балансовой стоимости объектов, периодов амортизации. Общая плановая сумма расходов на амортизационные отчисления в 2017 г. — 3276 тыс. руб.

По кварталам планируем затраты на амортизационные отчисления аналогично.

Плановые затраты на накладные и общехозяйственные расходы тоже нужно рассчитывать. Они должны быть максимально сокращены из-за падения объемов работ. Общая плановая сумма прочих и общехозяйственных расходов в 2017 г. — 6829 тыс. руб.

Плановую себестоимость перевозки 1 т определяем путем деления общей величины расходов по перевозкам на объем перевозок. Общая плановая величина расходов на 2017 г. — 45 911 тыс. руб. Отсюда плановая себестоимость перевозки 1 т в 2017 г.:

45 911 тыс. руб. / 5185 тыс. т = 8,85 руб./т.

Аналогично производим расчет плановой себестоимости перевозки 1 т по кварталам.

Плановая себестоимость перевозки в 2017 г. на 14 % больше фактической себестоимости 2016 г. Поэтому нужно повысить тарифы на перевозку груза, чтобы не допустить значительного сокращения прибыли предприятия в планируемом периоде.

Если запланировать повышение тарифной ставки на 9 % (9,6 руб. × 1,09 = 10,5 руб.), то прибыль сократится по сравнению с планом 2016 г. на 7 %, а по сравнению с фактом 2016 г. станет меньше на 24 %.

Составив таблицу в Excel и записав формулы, можно за короткий промежуток времени рассмотреть различные варианты получения доходов и прибыли, чтобы выбрать наиболее оптимальный для предприятия в плановом периоде. В такой таблице мы и представляем все плановые цифры по доходам, расходам и прибыли для рассматриваемого примера (табл. 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В зависимости от того, какие данные имеет экономист на момент разработки планов, плановые цифры он может рассчитать с большей или меньшей точностью. Нельзя дать однозначный совет, как разработать план и что учитывать на следующий период. Ведь при составлении планов руководители и экономисты должны принять важные стратегические решения, касающиеся экономической политики предприятия. 

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 12, 2016.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить проповедь на 5 минут
  • Как можно составить стихотворение
  • Как найти плотность распределения вероятностей математическое ожидание
  • Как составить меню со свободным выбором блюд
  • Как найти больного человека в больнице