Содержание
- Польза
- Подходящие виды занятий
- Материалы
- Примеры графических диктантов для 3-4 класса
Элементы игровой деятельности на уроке будут интересны не только первоклассникам, но и старшим учащимся. Выполнение графических диктантов по клеточкам для 3-4 класса поможет учителю разнообразить учебный процесс и поиграть с ребятами. Для детей младшего школьного возраста эти занятия будут увлекательными и полезными.
Польза
Ведущим видом деятельности младшего школьника становится учение. Однако игра по-прежнему занимает большое место в его жизни. Получать и закреплять новые знания ребенку гораздо легче, когда педагог на уроке выделяет время для игровых моментов. Одной из таких игр на уроке математики могут быть рисунки по клеточкам.
Первокласснику рисование простых картинок по клеткам в тетради оказывает огромную помощь в адаптации к школе и помогает начать учебный процесс успешно. Однако к более сложным схемам дети готовы переходить постепенно.
В 3 классе рисунки уже могут быть намного сложнее. Для учащихся 4 класса следует выбирать еще более трудные варианты.
В таком возрасте ученик уже должен хорошо ориентироваться на тетрадном листе, знать понятия «право-лево», «верх-низ», понимать, что такое точка, клетка, угол, стороны. Он уже достаточно владеет карандашом, для того чтобы проводить ровные линии.
Сейчас графические диктанты будут помогать педагогу учить ребят внимательно слушать, что говорит учитель, с точностью следовать предлагаемой им инструкции. При этом ребенок учится работать аккуратно и внимательно. Развивается воображение, мелкая моторика пальцев рук, мышление, память. Пользу от выполнения таких заданий в 3-4 классе можно будет увидеть и в более старшем возрасте, когда на разных уроках будут учить различные сложные темы, ученику будет необходимо быстро конспектировать, хорошо писать диктанты. Ребенок будет постепенно готовиться к постоянно увеличивающейся нагрузке.
Загадки, чистоговорки, скороговорки, которые можно включить в занятие, беседы и познавательные рассказы об изображенных предметах помогают расширять кругозор учащегося, развивают речь, увеличивают словарный запас.
Подходящие виды занятий
В третьем и четвертом классе расширяются возможности для проведения занятий. В этом возрасте вполне можно использовать самые разные виды рисунков по клеточкам.
К ним можно отнести:
- Проведение линий по клеткам под диктовку учителя;
- Самостоятельное следование по предложенной на листе инструкции;
- Симметричное дорисовывание;
- Раскрашивание определенного количества клеток в заданном направлении указанным цветом. В этом случае в тетрадках детей появляются настоящие цветные картины.
Принципом выполнения работы во всем этом разнообразии является отсчитывание необходимого количества клеток в указанном направлении. Это определяется учеником самостоятельно, глядя на предложенную инструкцию либо под диктовку учителя.
Под диктовку учителя и самостоятельное следование по инструкции
Симметричное дорисовывание
Раскрашивание клеток в заданном направлении указанным цветом
Материалы
Как правило, у учеников все необходимое всегда имеется под рукой. Это листы в клеточку, простой и цветные карандаши, ластик. Учителю остается лишь подготовить для себя образец выполнения задания и, при необходимости, листы с инструкциями для детей.
Примеры графических диктантов для 3-4 класса
Третьеклассники и четвероклассники уже с успехом справляются с простыми рисунками. Они практически не допускают ошибок, стараются работать аккуратно.
Для того чтобы развитие ребят не стояло на месте следует усложнять задачи. Это поможет сохранить их стремление узнавать новое, учить добиваться поставленной цели.
Предлагаем посмотреть, а может быть и выполнить рафический диктант по клеточкам из следующего видео.
Тема: Графические
диктанты.
Цель: совершенствовать
графомоторные навыки.
Задачи:
·
продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку;
·
закреплять умение проводить прямые линий определённой длины в
заданном направлении;
·
развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
·
улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования
фигур;
·
работать над развитием и коррекцией речи:
·
активизировать слуховое восприятие, внимание, память.
·
Ход занятия
Приветствие. Проверка готовности к занятию. Эмоциональный настрой.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Психологический настрой:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело чётко говорим
И тихонечко сидим.
Дыхательные упражнения:
«В цветочном магазине».
«Задуйте свечу».
«Вдох – задержка — выдох – задержка».
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Это каждый должен знать.
Лето, осень и зима,
А потом придет весна.
Мы теперь друг друга спросим:
Какое время года сейчас?
— Осень!
Сегодня мы на занятие выполним много интересных заданий,
познакомимся с новым упражнением.
А сейчас проведем разминку – будьте внимательны!
Упражнение «Муха».
На доске рисуется большой квадрат,
который разделен на 9 квадратов. Нужно представить муху, которая сидит в центральном
квадрате. По команде «вверх» муха перемещается на одно деление
вверх, по команде «влево» – на одно деление влево, по
команде «вниз» — на одно деление вниз, по команде «вправо» –
на одно деление вправо. Далее задаются команды, а дети говорят, в каком квадрате
оказалась муха.
1) вверх, вправо, вниз (6).
2) вверх, влево, вниз (4).
3) влево, вниз, вправо (8).
4) вправо, вниз, влево, вверх (5).
5) влево, вверх, вправо, вниз (5).
III. Постановка целей.
Сегодня мы будем рисовать по клеточкам по образцу.
Давайте потренируемся
Сейчас мы с вами будем учиться рисовать фигуру под диктовку. Надо
внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток
провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда
проведете линию, подождите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую
новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от
бумаги. Итак, начнем построение фигуры на слух.
Доброго дня, мои многоуважаемые читатели. Кто сказал, что для дошкольников не проводят диктантов? Если в вашей семье выпуск из детского сада – этап пройденный, то вы, наверное, знаете, что такое графический диктант. Пишет такое тестирование подготовительная группа, показывая свою готовность к школе. А для тех, кому ещё предстоит переступить порог детского сада, эта статья будет полезной, чтобы помочь ребёнку научиться справляться с этим заданием «на ура».
Диктуем и пишем по клеточкам
Если сказать коротко, то графический диктант – это рисование по клеткам. Только рисовать нужно не как хочется, а как диктует в соответствии с заданием ведущий – воспитатель, учитель или родитель. Что это значит? Всё просто: чертим коротенькие линии, каждая равная длине (ширине) клетки в соответствии с определённой командой.
Например, педагог задаёт провести линию влево на одну клетку, потом вверх на две, далее – вниз на одну и так далее. Если делать всё правильно, в результате от рисования на тетрадном листке по клеточкам получится фигура. Это может быть животное, фрукт или овощ, транспорт и даже герой из сказки.
Для детей графический диктант – это своего рода игра. На самом деле это занятие – незаменимый помощник подготовке к школе, который:
- учит слушать внимательно педагога,
- развивает ориентацию в пространстве, логику, абстрактное мышление,
- тренирует внимательность,
- набивает руку для письма и рисования чётких линий,
- на практике закрепляет понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз», а также счёт в пределах десяти.
Графические задания в игровой форме развивают у детей 5-10 лет пространственное воображение, тренируют мелкую моторику, а также учат усидчивости.
Какие бывают графические диктанты?
Задания для графического диктанта могут быть разного вида.
- Ученику может быть дан образец фигуры, которую он должен воспроизвести в точной её копии.
- Рисовать фигуру можно под диктовку педагога, который называет последовательность действий: сколько клеточек, в каком направлении нужно прорисовать, а ребёнок выполняет задание на слух.
- Существуют задания без нарисованной фигуры, а лишь с указанием обозначений, по которым ученик сам рисует. В такой схеме количество клеточек указывается цифрой, а направление, куда надо двигаться, — стрелочкой.
Обучаются дети графическим диктантам по принципу «от простого к сложному». Так, для дошкольников часто достаточно рисовать лесенку, так они ещё могут путаться в направлениях, не особо различая право и лево.
1 класс пишет графические диктанты по математике с фигурами посложнее, потому что для первоклассников уже знаком математический счёт, они без затруднений ориентируются в углах тетрадного листка и оперируют понятиями «лево-право-верх-низ».
Графический диктант по русскому языку в 4 классе заметно отличается от тех, что писали первоклашки по математике. Это далеко не те знакомые «две клетки вверх, четыре вниз». Это задание для изменения текста из слов на схему из условных знаков.
Происходит это так: преподаватель читает предложение раз, ученики повторяют его вполголоса, учитель читает ещё раз, а ученики записывают услышанное схемой из чёрточек и кружочков, которые подразумевают под собой подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, расставляют знаки препинания.
Разновидностями графического диктанта по русскому языку могут быт буквенный и цифровой. Первый заменяет по схеме предложения части речи на буквы: глагол на «Г», существительное на «С», прилагательное на «П» и так далее. Цифровой диктант указывает на количество. Например, когда диктуются слова на орфограмму с одной или двумя буквами «н», ученики не пишут сами слова, а ставят цифру 1, когда по правилу пишется одна «н», и 2, когда пишется две.
Нехитрые правила для графических диктантов
Писать графические диктанты можно когда угодно и где угодно, ведь в их основе – творчество и игра. Для этого нужны всего лишь тетрадный листок в клетку, карандаш и ластик, чтобы стирать ошибочные линии. Если вы решили попрактиковаться самостоятельно, помните несколько обязательных правил для написания:
- при диктовке, кроме как количество клеток и направления, никакие другие слова не произносятся, тем более не повторяется одно и то же дважды,
- желательно при работе соблюдать тишину, чтобы ребёнок мог сосредоточиться,
- если диктуется нескольким детям, то не успевший должен просто положить карандаш, дождавшись окончания диктанта, чтобы не сбивать остальных.
Эти нехитрые советы помогут вашему ребёнку без труда писать графические школьные диктанты. Образцы всяких фигур можно найти в интернете либо прикупить книжечку – сборник. Но интереснее всего, мне кажется, придумать несуществующего зверя, а потом по окончании работы дать ему имя. Да, почему только зверя, можно целую картину нарисовать!
У вас есть интересные задания для графических работ? Мы будем благодарны, если вы их предложите для выполнения в комментариях.
А я предлагаю попробовать уже прямо сейчас. Берите тетрадки, карандашики и приступайте)
С пожеланиями творческих успехов, ваша «ШколаЛа».
0,00 429 268
5,00 331 286
0,00 749 264
0,00 270 289
4,00 213 288
4,50 2 477 295
0,00 277 250
0,00 158 257
5,00 906 250
2,50 5 219 198
5,00 2 219 275
3,40 3 327 263
3,00 1 345 287
4,00 2 444 295
4,50 2 319 289
3,75 2 609 337
4,08 3 210 290
4,00 1 260 258
4,83 3 136 271
4,50 3 069 257
4,17 5 782 292
4,22 2 174 294
4,18 3 803 264
4,29 3 515 290
4,43 2 346 288
4,39 2 994 250
4,33 2 734 256
0,00 698 217
5,00 1 475 165
4,29 1 780 186
5,00 638 328
4,42 10 228 169
4,09 4 423 184
4,00 2 365 132
4,32 8 066 226
4,03 2 672 240
5,00 3 300 276
4,43 2 378 119
4,50 2 312 148
4,10 2 371 168
4,64 5 040 160
0,00 1 198 218
3,00 1 575 300
4,43 4 134 368
4,45 2 049 196
3,50 2 269 224
5,00 1 900 206
4,23 3 538 192
3,20 1 426 196
5,00 1 762 214
5,00 406 248
2,50 648 188
4,50 746 192
2,00 1 623 172
5,00 1 712 119
4,59 2 356 208
3,25 2 321 316
0,00 343 248
4,09 4 348 220
4,00 5 034 314
5,00 2 601 238
3,90 1 701 204
4,46 1 223 408
3,00 372 301
2,00 322 189
4,50 2 949 188
4,13 5 025 122
Методика «Графический диктант»
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых — тренировочный.
1. «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
3. «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Анализ результатов.
Безошибочное воспроизведение узора — 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок — 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10-12 баллов — высокий;
6-9 баллов — средний;
3-5 баллов — низкий;