Как составить график логистика

Автор статьи

Зоя Владимировна Слепокуруова

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Сетевой график — это график, который применяется для наглядного представления последовательности и взаимосвязи работ, выполняемых в процессе реализации проекта, и осуществления эффективного управления ими.

Сущность и значение сетевого графика

В рамках реализации проектов выполняются разнообразные работы, которые отличаются как по характеру, так и по длительности. Взаимосвязь работ, которая выражается в невозможности начать выполнение одной работы без завершения другой, вызывает большие затруднения для исполнителей проекта. Работы фактически превращаются в паутины, в которых втягиваются исполнители и которые становятся причиной провала многих проектов. Одним из решений этой проблемы является сетевой график.

Сетевой график (сетевая модель или сеть) представляет собой графический метод управления выполняемыми в процессе реализации проекта работами, который заключается в наглядном представлении их последовательности и взаимосвязи. Кроме того, его можно назвать информационно-динамической моделью, в которой могут быть отражены взаимосвязи и результаты всех работ, необходимых для достижения конечной цели разработки.

Сетевой график и другие методы управления, которые базируются на использовании сетевого подхода, были разработаны для планирования и отслеживания основных параметров проектов — времени, затрат (издержек) и наличия ресурсов. Причем эти параметры принято рассматривать в качестве факторов, которые могут выступать как по отдельности, так и в различных комбинациях.

В сетевых графиках операции обозначаются узлом (первоначально вместо узлов использовали стрелки). Средством обозначения последовательности выполнения работ являются стрелки. Продолжительность работ оценивается тремя способами: как оптимистическая, как пессимистическая и как наиболее реальная. Благодаря подобному оцениванию есть возможность определить вероятностные характеристики сроков выполнения операций.

«Сетевой график в логистике» 👇

Этапы составления сетевого графика

Использование методов сетевого планирования приводит к тому, что сетевые графики выступают как главные плановые документы проекта. В связи с этим важно следовать типовым этапам составления сетевого графика, которые выработаны на основе практики и рекомендаций международных руководящих документов. Таковыми являются следующие этапы:

  1. Создание проектной группы;
  2. Выделение узловых событий, их декомпозиция на задания и идентификация операций;
  3. Определение последовательности операций в виде элементарной таблицы и построение сетевого графика;
  4. Расположение сетевого графика во временных координатах по типу графика Гантта;
  5. Определение критического пути (т.е. цепочки последовательно связанных операций в сетевом графике с наибольшей продолжительностью и нулевым резервом времени).

Использование сетевых графиков и связанных с ним методов сетевого планирования является универсальным. Это говорит о принципиальной возможности их применения к проектам различной природы. В том числе это относится и к логистическим проектам, прежде всего, к проектам создания и модернизации логистических систем и подсистем (складирования, закупок, распределения, транспортировки и т.д.). Поэтому описываемые аспекты сетевых графиков могут найти удачное применение и в логистике.

Конкретные примеры сетевых графиков

Создание наиболее популярных методов сетевого планирования пришлось на середину ХХ века. В то время эти методы использовались американцами для реализации крупных проектов в военной и химической промышленности. Наиболее эффективными и широко распространенными методами на данный момент считаются следующие:

  • Метод оценки и пересмотра программ PERT (Program Evaluation And Review Technique) — был создан в 1958 году Управлением специальных проектов ВМС США в качестве инструмента, используемого для составления графика и контроля за ходом работ при разработке ракет Polaris;
  • Метод критического пути СРМ (Critical Path Method) — был создан в 1957 году учеными Дж. И. Келли и М.Р. Уокером в качестве вспомогательного инструмента, используемого при составлении графиков проведения технического обслуживания на химических заводах.

Расширенным вариантом методов PERT и СРМ считается модель типа «время — затраты» (ТСМ, Time-Cost Models). Сферой ее применения является создание графиков минимальных затрат для всего проекта в целом и контроля над расходами в ходе реализации проекта. Модель ТСМ в основном применяется при необходимости ускорения реализации проекта.

В настоящее время простейшие методы сетевого планирования предполагают использование моделей типа ленточных графиков. Они применяются для относительно простых объектов планирования логистической подготовки производства и реализации продукции.

Перед применением указанных методов хозяйствующие субъекты должны обеспечить соблюдение нескольких требований, которые относятся к характеристикам проекта.

  • Во-первых, в проекте должны быть точно определены действия в виде заданий, которые обозначают начало и окончание проекта.
  • Во-вторых, определенные задания по возможности должны быть независимы друг от друга в пределах определенной последовательности, благодаря чему была бы возможность начинать, приостанавливать, исключать и выполнять действия в независимости от других действий.
  • В-третьих, задания и операции должны выполняться в заранее и точно намеченном порядок последовательности выполнения операций и заданий.

Чтобы перечисленные требования были соблюдены, на самых первых этапах проекта необходимо разрабатывать удобные в применении пояснительные или аналитические записки. Они позволять участникам проекта своевременно внести нужные коррективы в работу команды над разработкой и реализацией проекта.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

2) Рассчитать размер расходов, связанных с доставкой товаров в магазины;

3) Выполнить анализ разработанной схемы доставки.

Методические
рекомендации

Команды
намечают первый кольцевой маршрут ,
выполняют по нему расчеты пробега,
времени и загрузки. Форма, по которой
рассчитываются параметры маршрутов
(основная рабочая форма деловой игры),
приведена в приложении 4. Пример
расчетов по первому маршруту приведен
в табл. 14.1.

Таблица
14.1

Пример
расчета параметров первого маршрута

№ маршрута

№ магазина

Расчет
заказа, количество коробок

Результата
расчета по маршруту

п

м

н

1

2

3

4

5

6

1

29

16

12

Путь
объезда магазинов по маршруту
:0-29-30-2-1-0

30

24

20

Количество
перевезенного груза Р=118 коробок

1

8

Длина
маршрута L=32км

2

20

18

Время
работы машины на маршруте
N=32х3+118х0,5+15Х4=215мин

Поясним
расчеты, выполненные по заказам ряда
магазинов на понедельник. Установим
исходящий из точки О воображаемый луч
в горизонтальное положение (луч
пересечет магазин 29) и начнем вращать
его по часовой стрелке, формируя загрузку
автомобиля продуктами и напитками. Для
магазина № 29 в автомобиль укладывают
28 коробок ( 16 коробок продуктов и 12 —
напитков). Далее в поле луча попадает
магазин № 30, для которого грузят 44
коробки (24 коробки продуктов и 20 —
напитков). Продолжая движение луча,
захватываем заказ первого магазина
(8 коробок напитков). Суммарная загрузка
автомобиля при этом достигнет 80 коробок.
Следующий, «стертый» лучом магазин
заказал 38 коробок продуктов и напитков
(магазин № 2). Грузовместимость
автомобиля позволяет выполнить и этот
заказ. Общее количество груза в машине
(Р = 118 коробок), показывает, что
формирование маршрута завершено.

Изучение
ка рты позволяет наметить оптимальный
путь объезда магазинов М: 0-29-30-2-1-0.
Сосчитав количество клеток-километров,
получаем протяженность первого
маршрута: L = 32 км.

Время
работы автомобиля на маршруте складывается
из нескольких слагаемых.

+
Время движения автомобиля:

32
км х 3 мин/км = 96 мин.

+
Время на разгрузку автомобиля в
магазинах:

118
коробок х 0,5 мин/коробку = 59 мин.

+
Время на операции подготовки и
завершения разгрузки в магазинах:

4
магазинах 15 мин/магазин = 60 мин.

Общее
время работы автомобиля на маршруте
составит:

т
= 32 х 3 + 118 х 0,5 + 15 х 4 = 215 мин.

Действуя
подобным образом, намечают необходимое
количество маршрутов, позволяющее
выполнить все заказы магазинов. Затем,
пользуясь полученными значениями
времени работы автомобиля на маршруте,
составляют график работы транспорта
(приложение 5). Пример заполнения графика
для первого рейса первой машины дан в
табл. 14.2.

Таблица
14.2

График
работы транспорта

№ машины

Первая
поездка

Вторая
поездка

Третья
поездка

общее
время работы, ч

Принадлежность
автомобиля (свой или наемный

№ маршрута

отправление
со склада

прибывание
на складе

№ маршрута

отправление
со склада

прибывание
на складе

№ маршрута

отправление
со склада

прибывание
на складе

1

1

800

1135

2

1205

и
т.д.

собств.

2

3

и
т.д.

Решение
об использовании той или иной машины
на очередном рассчитанном маршруте
принимается на основании сопоставления
фактически отработанного машиной
времени и временной протяженностью
этого маршрута. Напомним, что по
установленным тарифам оплачиваются
лишь те машины, которые отработали от
6 до 8 ч в день (меньше 6 ч- штраф, более
8 ч- сверхурочная оплата).

Составление
графика позволяет сформировать целостное
видение процесса доставки (во временном
разрезе). При этом возможен возврат к
предыдущему этапу деловой игры и
корректировка некоторых маршрутов с
целью оптимизации всего графика.

После
составления графика по форме приложения
6 рассчитывают общие затраты по доставке
товаров. Расчет затрат также может
сопровождаться корректировкой маршрутов,
графика и распределения объемов перевозок
между собственным и наемным транспортом.

В
завершение деловой игры команды
составляют план выполнения заказов
(приложение 7) и проводят анализ
результатов планирования процесса
доставки. Форма анализа дана в приложении
8.

Конспект
основных условий деловой игры

1.
Товар:

  • продукты
    (П), напитки (Н), моющие средства (М);

  • продукты
    и моющие средства нельзя перевозить
    в одной машине.

2.
Транспорт:

  • собственный
    — 6 машин, наемный — столько, сколько
    потребуется;

  • грузовместимость
    — 120 коробок.

3.
Временные условия:

  • скорость
    20 км/ч, т. е. одну клетку на схеме (1
    км) автомобиль проезжает за 3 мин;

  • выезд
    всех автомобилей со склада в первый
    рейс в 800,
    автомобили груженые, время первой
    погрузки не входит в рабочее время
    водителя;

  • норма
    времени на разгрузку- 0,5 мин на одну
    коробку;

  • норма
    времени на операции подготовки и
    завершения разгрузки в магазинах — 15
    мин на один магазин;

  • погрузка
    автомобиля на складе — 30 мин;

  • рабочий
    день водителя — 8 ч, затем сверхурочная
    оплата;

  • минимальное
    время работы автомобиля — 6 ч;

  • максимальное
    — 11 ч.

4.
Стоимостные условия:

  • собственные
    автомобили:

  • условно-постоянные
    расходы — 300 руб. в день за автомобиль;.

  • условно-переменные
    — 15 руб. за 1 км пробега;

  • наемные
    автомобили:

  • условно-постоянные
    расходы — 1500 руб. в день за автомобиль;

  • условно-переменные
    — 30 руб. за 1 км пробега;

  • оплата
    за сверхурочный труд водителя (с 8 до
    11 ч)-5 руб. за минуту.

5.
Штрафы:

  • в
    случае загрузки в машину менее 90
    коробок — 50 руб. за каждую недогруженную
    до 90 единиц коробку (последний маршрут
    не штрафуется);

  • в
    случае работы автомобиля менее 6 ч:

  • собственный
    автомобиль — 300 руб. в день;

  • наемный
    автомобиль- 500 руб. в день (за недоработку
    собственной машины штраф не взимается
    при условии отсутствия наемного
    транспорта и сверхурочной работы).

Приложение
1

Приложение
2

Координаты
магазинов


магазина

Координаты
магазинов

Х

У

1

19

9

2

25

6

3

28

4

4

2

2

5

20

5

6

18

3

7

16

7

8

13

3

9

9

2

10

11

7

11

4

4

12

6

7

13

2

8

14

12

9

15

4

11

16

8

12

17

2

14

18

8

1

19

13

12

20

12

15

21

15

14

22

16

17

23

18

12

24

20

16

25

23

17

26

23

14

27

27

16

28

30

15

29

24

10

30

28

8

Координаты
распределительного склада: Х- 16; У- 10.

Приложение
3

Ведомость
заказов магазина

Количество
коробок

Условные
обозначения:

П
– продукты; М – моющие средства; Н
–напитки.

Приложение
4

Расчет
основных параметров маршрутов

№ маршрута

№ магазина

Расчет
заказа, количество коробок

Расчета
по маршруту

п

м

н

1

2

3

4

5

6

1

2

8

24

М:
0-2-3-16-19-0

3

22

30

P=120

16

20

L=42

19

16

T=42×3+120×0.5+15×4=276

2

7

8

20

М:
0-7-6-9-10-0

6

10

36

P=120

9

12

12

L=30

10

6

16

T=30×3+120×0.5+15×4=210

3

26

40

40

М:
0-26-11-13-0

11

40

10

P=120

13

8

12

L=47

T=47
x3+120×0.5+15×3+30=276

4

23

10

М:
0-23-14-17

14

12

P=120

17

10

L=40

T=40×3+120×0.5+15×3+30=255

5

29

24

24

М:
0-29-27-30-5-0

27

26

P=120

30

16

20

L=43

5

10

T=43×3+120×0.5+15×4+30=279

6

12

4

5

М:
0-12-18-20-21-28-4-1-0

18

34

P=120

20

12

L=72

21

22

T=72×3+120×0.5+15×7+30=411

28

10

4

7

16

1

10

7

3

20

М:
0-3-6-7-9-12-0

6

10

P=120

7

12

L=52

9

28

T=52×3+120×0.5+15×5=291

12

50

8

14

30

М:
0-14-11-13-17-22-0

11

18

P=120

13

20

L=44

17

30

T=44×3+120×0.5+15×5=267

22

22

9

19

30

М:
0-19-20-24-23-0

20

48

P=120

24

32

L=28

23

10

T=28×3+120×0.5+15×4=204

10

18

40

М:
0-18-26-1-0

26

40

P=120

1

40

L=42

T=42×3+120×0.5+15×3+30=261

11

28

20

М:
0-28-30-4-8-15-0

30

24

P=120

4

16

L=70

8

44

T=70×3+120×0.5+15×5+30=375

15

16

12

21

16

М:
0-21-25-29-5-10-0

25

16

P=120

29

30

L=46

5

50

T=46×3+120×0.5+15×5=273

10

8

Условные
обозначения:

М
— путь объезда магазинов по маршруту; Р
— количество перевезенного груза,
коробок;

L
-длина маршрута;

Т-
время работы машины на маршруте, мин.

Приложение
5

График
работы транспорта


машины

Первая
поездка

Вторая
поездка

Третья
поездка

общее
время работы, ч

Принадлежность
автомобиля (свой или наемный


маршрута

отправление
со склада

прибывание
на склад


маршрута

отправление
со склада

прибывание
на склад


маршрута

отправление
со склад

прибывание
на склад

 6

8:00 

14:51 

 9

 15:21

 18:45

10ч
45мин

 Свой

11 

8:00  

14:15 

14:45 

18:15 

10ч
15мин 

Свой 

8:00  

12:51 

13:21 

17:36 


36мин 

Свой 

8:00  

12:36 

10 

13:06 

17:27 

 9ч

27мин

Свой 

12 

8:00  

12:33 

13:03 

17:39 

39мин 

Свой 

8:00  

12:27 

5

12:57 

17:06 


6мин 

Свой 

Приложение
6

Расчет
общих затрат по доставке товаров


машины

Принадлежность
(собственная или наемная)

Номера
выполненных за день маршрутов

Количество
первезенного за день груза, кол-во
коробок

Пробег
за день, км

Плата
за пользование автомобилями, руб.

Плата
за пробег (условно-переменные расходы)

Условно-постоянные
расходы, связанные с содержанием и
использованием автомобиля

Дополнительная
плата за работу водителя в сверхурочное
время(5 руб. за минуту)

Штраф
за неполное использование вместимости
автомобиля (менее 90 коробок)

Штраф
за неполное использование вместимости
автомобиля по времени (менее 6 ч)

Расходы
на охрану при перевозке напитков на
наемном автомобиле

Всего
плата за пользование атомобилем

1

Собственная 

6,

240 

100 

 1500

300

825 

2625 

Собственная

11,

240 

100 

1500 

300 

675 

2475 

Собственная

7,

240 

92 

1380 

300 

480

2160 

Собственная

1,
10 

240 

84 

1260

300 

435

1995

Собственная

12,

240 

93 

1395

300 

495

2190

Собственная

8,

240 

87 

1305 

300 

330

1935 

ИТОГО

Робщ=1440

Lобщ=556

8340

1800 

3240

Собщ=13380

Приложение
7

План
выполнение заказа

Анализ
результатов планирования доставки
заказа

Показатели

Формула
для расчета

День
недели

Всего
за неделю

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Общие
затраты по доставке заказов, у.д.е

С
общ

13380

Количество
перевезенного груза, коробки

Робщ

1440

Пробег
транспорта, км

Lобщ

556

Количество
маршрутов, единиц

П

12

Коэффициент
использования грузовместимости
транспорта

K=Pобщ/(ПxQ)

1

Затраты
по доставке, приходящиеся на 1 км
пробега, у.д.е

CL=Cобщ/Lобщ

24

Затраты
по перевозке единицы груза, у.д.е

Cp=Cобщ/Pобщ

9.3

Q-
грузоподъемность транспорта, 120 коробок.

22

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Некоторые клиенты спрашивают «что такое график поставки?», «зачем он нужен?», «почему просто нельзя получить товар и отгрузить его клиенту?». С одной стороны, все логично – есть сделка, в ней список необходимых товаров. Что-то есть на складе, чего-то недостает. Поставили резерв, что отсутствует – закупили. Получили товар – отгрузили клиенту. Сделка закрыта. Все верно. НО. Может оказаться, что клиент осуществляет производство, и товар ему нужен частями в разные сроки. Или условия поставок таковы, что какая-то часть закупленного товара придет раньше, а остальное – чуть позднее. Для таких ситуаций и нужен график поставок.

1. Что, для чего, когда и кто

График поставок – расписание отгрузок товара клиенту. При этом в зависимости от нужд заказчика и договоренности с поставщиками отгрузки одного и того же товара могут осуществляться в разные даты. Нужен график для фиксации обязательств перед клиентом, контроля исполнения этих обязательств.

График поставки – это некий итог работы по запросу и подбору условий поставок, так как отражает какой товар в каких количествах по каким ценам и в какой срок мы можем отгрузить. Особенно этот инструмент необходим, когда одна строка заказа на продажу «разбивается» на несколько составляющих, потому что часть требуемого клиенту товара придет к нам по 7 рублей и через 8 дней, а часть по 10, но через 5 дней. Соответственно на основе графика поставки можно формировать коммерческое предложение для согласования его с клиентом, после чего работа со сделкой (закупка, отгрузка) будет начата.

Составление графика следует проводить непосредственно перед отправкой коммерческого предложения клиенту. То есть после того, как будет сформирована спецификация сделки, установлены резервы, подобраны условия поставки. Ответственным в данном случае выступает сотрудник отдела продаж, работающий со сделкой.

 График поставки создается на основе спецификации сделки, то есть его содержимое определяется теми товарами, которые мы хотим продать клиенту. Товар может иметь одно, несколько условий поставки или не иметь их вовсе. Удовлетворяющие этим условиям котировки также будут базой для графика: они определят отгружаемое количество и даты по каждой строке.

График должен быть отправной точкой для согласований с клиентом, совершения закупок и отгрузок. Поэтому при автоматизации процессов работы с графиком следует принимать во внимание все эти три момента.

Рисунок 1 – График поставки. Источники и результаты

2. Множественное создание графика поставки

При реализации инструментария для графика поставки в системе управления продажами следует предусмотреть создание графика для одного товара и всех строк сразу. С одним товаром все ясно, а вот вторая возможность требует дополнительного рассмотрения. Почему? Потому что могут расходиться условия поставок по временным срокам, потребоваться частичная отгрузка клиенту по мере поступления товара. Отсюда следует, что при формировании графика по всей спецификации одновременно, необходимо организовать диалог с пользователем информационной системы управления для выбора правил работы после создания графика. Например, для подбора дат отгрузки могут использоваться такие настройки:

  1. Совершить отгрузку всех товаров в один день. В этом случае система установит максимальную дату из всех имеющихся для спецификации условий поставки.
  2. Отгрузить все в заданную дату. Тут пользователь просто указывает в какую дату клиенту наиболее удобно получить весь товар.
  3. Частичные отгрузки. Отгрузки будут совершаться партиями в зависимости от поступления товара на склад.

3. Использование условий поставки при формировании графика

При оформлении сделки скорее всего последовательность действий продавца будет соответствовать цепочке «утверждение спецификации – резервирование – запрос условий поставок – график поставки». Скорее всего, но не обязательно. Хотя бы потому, что в системе уже могут быть подобраны условия поставок для нужных товаров. Тогда следует предоставить пользователю возможность выбора котировки прямо во время создания строк графика.

Но котировок может и не быть. По разным причинам. Просто нет. Будет удобно, если в системе для таких случаев предусмотрено автоматическое создание запросов на условия поставки. При этом если на данный момент в спецификации указана нулевая цена по товару, можно сделать автоматическую модификацию цены после подбора условий поставки.

Еще, вероятно, нам понадобится какое-то время на обработку товара при его приемке. Не стоит исключать большую загруженность склада, из-за которой может возникнуть задержка отгрузки. Поэтому будет хорошо, если пользователь при необходимости сможет указать число дней, требуемое на обработку товара.

4. Организация закупок на основе графика поставки

Закупки. Опять же для той ситуации, когда идеальная цепочка действий продавца по каким-то причинам нарушена, может быть так, что мы настолько уверены в имеющихся котировках, знаем все цены и сроки, что после формирования спецификации сразу перешли к графику. И тут существует несколько вариантов: товар присутствует на складах в полном объеме, запасов нет вообще, запас есть, но покрывает потребность лишь частично. То есть сотрудник, создающий график, может и не знать реальную ситуацию. Поэтому раз уж он не всегда сам проверяет всю информацию заранее, то хорошо бы иметь инструмент автоматического резервирования и генерации заявок на покупку.

При этом, как и во время подбора дат, можно ввести такие настройки:

  1. Не выполнять резервирование.
  2. Резервировать. В качестве склада использовать тот, что указан при регистрации сделки.
  3. Резервировать. Использовать любые склады. Тут следует контролировать права доступа для осуществления данной операции, так как в принципе логично, что не все пользователи могут ставить бронь на товар на любых складах, особенно если у нас большая филиальная сеть в разных городах и совершенно не нужно, чтобы сотрудник из Москвы забирал запасы из Рязани.

Если резерв покрывает не все нужное клиенту количество, то необходима закупка товара, заявку на которую также можно сгенерировать при создании графика. Причем хорошо, если это можно будет сделать как самостоятельно, так и автоматически, используя настройки пользовательского диалога.

Рисунок 2 – Составляющие графика поставки

5. Интерфейс

Что касается общего интерфейса инструмента графика поставки, то главное требование здесь – выполнение всех операций в одном окне, а еще лучше сопряженность со сделкой: в окне сделки можно добавить страницу или любой другой элемент, который будет содержать все, относящееся к графику. Принципиально важно иметь график и сделку в одном месте, так как основной участник процесса создания, изменения и контроля выполнения графика – продавец, и такое устройство работы обеспечит меньшие затраты времени на поиск нужных инструментов и сервисов, чем если бы все необходимое располагалось в различных местах.

При создании графика удобно в одном окне видеть спецификацию сделки, строки графика для каждого товара, условия поставки товаров. Может возникнуть необходимость просмотреть график поставки по всем товарам одновременно – такую функцию тоже стоит предусмотреть.

Выше уже говорилось, что было бы удобно привязывать котировку к строке спецификации при создании графика. Отсюда следует, что и удобно было бы тогда просматривать эту котировку, не переключаясь на другие окна, то есть в том же месте, где происходит формирование расписания отгрузок. Маршрут следования товара также стоит выводить вместе с графиком.

Так на основе строки графика можно создать заявку на покупку, то нужно и отслеживать уровень ее выполнения, например, через систему статусов, а также вывод запрошенного, закупленного и уже отгруженного количеств.

6. Контроль выполнения этапов графика поставки

Есть расписание, необходимо и вести какой-то контроль за его исполнением для соблюдения своих обязательств и своевременного информирования клиента в случае возникшего форс-мажора. Поэтому хорошо, если в системе есть, к примеру, отчет, позволяющий отслеживать по конкретному заказу или поставщику, или по всем документам наличие для товара графика поставки, заказанное количество, количество в пути, количество, отгруженное клиенту.

В заключение отметим, что использовать или не использовать график поставок в работе определяется бизнес-процессами компании. Но достоинства данного инструмента вполне очевидны – с применением графика обеспечивается контроль над выполнением обязательств перед клиентом, достигается эффективная и комфортная работа со сделкой, так как в данном случае при использовании одного инструмента можно сразу и зарезервировать товар, и создать заявку на покупку, и определить другие настройки касательно закупки и отгрузки товара. Для ведения контроля за исполнением обязательств по сделке можно подключить и график отгрузки поставщика (backlog), что добавит в рассматриваемый вопрос еще одну точку контроля деятельности торговой компании.

Материал из ВикиПро: Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебеля

График отгрузок — один из важнейших инструментов в перемещении товара от грузоотправителя к грузополучателю. Он помогает синхронизировать работу склада и сбытовых подразделений.

У грузоотправителя и грузополучателя общая цель – к определенному времени и с наименьшими затратами переместить груз из места отправления в место назначения.

Содержание

  • 1 Условия сделки по грузоперевозкам
  • 2 Исходные данные для формирования графика
  • 3 Формируем график
    • 3.1 Шаг 1: выясняем объемы и сроки
    • 3.2 Шаг 2: выясняем пропускную способность склада грузоотправителя
    • 3.3 Шаг 3: рассчитываем необходимый объем транспорта
    • 3.4 Шаг 4: составляем график и согласовываем его с грузополучателем
    • 3.5 Пример
    • 3.6 Примечание
  • 4 Вывод
  • 5 Вклад участника

Условия сделки по грузоперевозкам

Стандартно в условия сделки транспортировки входят:

  • оговоренные сроки погрузки и доставки груза
  • определённое время перевозки
  • отсутствие потерь и повреждения груза
  • точное и своевременное оформление платёжных документов
  • обмен информацией.

График отгрузок – этот тот инструмент, который помогает обеспечить качественное выполнение первых двух пунктов сделки.

Исходные данные для формирования графика

Необходимой исходной информацией для формирования рабочего графика отгрузок являются следующие данные:

  1. Территориальное расположение грузоотправителя/грузополучателя.
  2. Прогнозы (планы) продаж, бюджет закупок, продажи предыдущих периодов грузополучателя.
  3. Пропускная способность склада грузоотправителя/грузополучателя.
  4. Наличие транспортных средств у грузоотправителя (личный, наёмный транспорт).
  5. Прочие условия (такие как, например, весенние закрытие дорог, сильные морозы и т.д, то есть условия непредвиденной силы).

Формируем график

Шаг 1: выясняем объемы и сроки

Работа по формированию графика отгрузок начинается с получения информации от грузополучателя об объёмах груза, которые необходимо отгрузить со склада грузоотправителя в неделю, месяц, квартал, год.

Эти данные грузополучатель собирает путём анализа прогнозов (планов) продаж, бюджета закупок на текущий год и анализа продаж предыдущих периодов (см. таблицу №1, строка 2;4).

Шаг 2: выясняем пропускную способность склада грузоотправителя

Транспортный отдел связывается со складом для получения информации о пропускной способности склада по сборке грузов. То есть, какой объём грузов склад может собирать при нормативной нагрузке на человека.

Норматив ежемесячной нагрузки на сотрудников складов текущего года определяется для каждого склада индивидуально и основывается на среднемесячном значении грузооборота на одного сотрудника склада за сезонный период (июль – октябрь) в рамках складов аналогичного класса по итогам предшествующего года (см. таблицу №1, строка 6).

Шаг 3: рассчитываем необходимый объем транспорта

Имея данные по объёмам груза необходимого грузополучателю и пропускной способности склада, транспортный отдел грузоотправителя рассчитывает объём транспорта необходимый для удовлетворения потребности грузополучателя в получении им необходимого груза ежемесячно (см. таблицу №1, строка 7).

Таблица №1 «Шаблон для расчёта количества поставок по месяцам»

Таблица №1.JPG

Шаг 4: составляем график и согласовываем его с грузополучателем

На основании полученных данных транспортный отдел составляет график отгрузок на ближайший месяц для грузополучателя, далее согласовывая его с ним.

Грузополучатель в данной ситуации анализирует территориальное расположение грузоотправителя, а также пропускную способность своего склада, и согласовывает, либо нет предложенный график отгрузок.

Пример

Например, при расчете необходимого помесячного количества поставок, на сентябрь запланировано 20 контейнеров (см. таблицу №2).

Далее отгрузка этих 20-ти контейнеров расписана по дням из расчета пять контейнеров в неделю — это и есть график отгрузок (см. таблица №3).

Таблица №2 «Расчёт по количеству поставок по ООО «Х» на 2013 год.»

Таблица №2а.JPG

Таблица №3 «График отгрузок с ЗАО «У» на ООО «Х» на сентябрь 2013 года»

Таблица №3.JPG

Примечание

Также при формировании графика отгрузок необходимо учитывать и обстоятельства непреодолимой силы, такие как погодные условия, в определённые месяцы года, а также сезонное закрытие дорог, поскольку в соответствии с этим есть ограничения в объёмах перевозимого груза в транспортных средствах.

Вывод

Таким образом:

  • Отправка груза грузополучателям происходит согласно утвержденного графика отгрузок.
  • График отгрузок составляется на месяц и может быть скорректирован в соответствии с учетом факта отгрузки предыдущего месяца.
  • График отгрузок формируется, как правило, транспортным отделом грузоотправителя, и согласуется с группой распределения запасов, складом и грузополучателем.
  • Формирование графика отгрузок происходит с учетом потребности и равномерного потока отгрузки и приемки товара на складах грузополучателя.
  • Согласно утвержденного графика отгрузок, веса и объема сформированной поставки транспортный отдел компании заказывает необходимый транспорт.

Вклад участника

Юрпалова Олеся

Обратная связь Автору

При заключении между организациями договора поставки материалов, часто в качестве приложения к нему формируется специальный график. Наибольшее распространение данный документ имеет в строительной сфере, где для постройки объекта требуется бесперебойная поставка строительных материалов.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк графика поставки материалов .docСкачать образец оформления графика поставки материалов .doc

Для чего нужен документ

График поставки материалов отражает конкретные сроки, в которые поставщик должен доставить заказчику те или иные материалы. График формируется в виде таблицы, носит предварительный характер, согласовывается и подписывается представителями сторон.

Таким образом, график является официальным письменным обязательством одного субъекта договорных отношений перед другим.

Прежде чем сформировать график, предприятия, между которыми заключен договор поставки, должны точно определить, в какие даты и в каком количестве должна производится доставка того или иного вида материалов — именно эти числа указываются в графике. Для этого нужно заранее уточнить, есть ли необходимый товар в нужном количестве в наличии на складе или придется подождать, пока он будет произведен. Такое тщательное отношение позволит наиболее точно определиться с поставками и избежать в дальнейшем нежелательных сбоев.

Как отслеживать поставку

Вообще, для того, чтобы контролировать поставку материалов первым делом нужно назначить конкретное ответственное лицо.

Этот сотрудник должен будет следить за тем, чтобы все материалы приходили точно в установленную по графику дату. По факту доставки он же, как представитель заказчика, должен оформлять специальные документы, свидетельствующие о приеме-передаче материалов. В случае перебоев он же обязан информировать руководство и совместно с начальством и представителем второй стороны искать пути для решения возникших проблем. Можно составить претензию по договору поставки.

Можно ли вносить в график правки в процессе исполнения договора

Если поставщик не успевает по каким-либо причинам вовремя привозить необходимые материалы заказчику, в большинстве случаев он имеет возможность договориться с тем о корректировке графика (если иное не установлено в договоре). Это будет наиболее оптимальный путь по исправлению ситуации, который позволит избежать разногласий и споров, решаемых по суду.

Что будет, если нарушить сроки поставки по графику

Условия и общий период поставки материалов обычно отражается непосредственно в договоре, в графике даются более точные сроки и описание наименований и объемов поставок. В договоре же фиксируются и санкции, которые налагаются на поставщика в случае просрочек. Чаще всего это либо начисление штрафов для покрытия издержек, либо возможность разрыва договора в одностороннем порядке.

Если же срыв поставки по графику приводит к таким серьезным последствиям, как, например, нарушение сроков строительства объекта, пострадавшая сторона вправе подать на поставщика в суд и затребовать компенсации понесенных убытков.

Особенности формирования графика, общие моменты

Если перед вами поставлена задача по составлению графика поставки материалов, а вы не очень хорошо представляете, как именно это сделать, прочитайте приведенные ниже рекомендации и ознакомьтесь с примером – по его образцу вы легко сделаете собственных бланк.

Перед тем, как перейти к подробному описанию документа, дадим общую информацию, которая характерна для всех таких бумаг.

  1. График можно составлять в произвольном виде – установленной законодательно его формы не существует. Если в организации есть шаблон документа – допустимо формировать график по его типу.
  2. График можно делать на обычном листе бумаги, составлять его вручную или рисовать в компьютере – второй способ намного удобнее.
  3. График составляется в двух идентичных экземплярах – по одному для каждой стороны и обязательно ими подписывается.
  4. Проштамповывать документ следует только в том случае, если условие о применении штемпельных клише прописано в учетной политике компаний, участвующих в его формировании.

Графику обязательно должен быть присвоен номер (как приложения к договору). Сведения о нем обязательно должны быть зафиксированы в специальном журнале учета договоров и приложений к ним.

К составлению графика следует относиться крайне внимательно и скрупулезно, просчитывая все нюансы. Не надо забывать о том, что в случае перебоев с поставками именно этот документ может стать юридически значимым и обрести доказательную силу как для одной, так и для другой стороны.

Образец графика поставки материалов

С точки зрения составления график не так уж и сложен. В начале документа нужно отметить:

  • его номер (как приложения к договору) и дату формирования;
  • ссылку непосредственно на договор, к которому он прилагается (указав его номер и дату заключения);
  • сведения о предприятиях, между которыми заключен договор поставки (при желании).

Далее посередине строки нужно написать название документа.

После этого идет основная часть. Она выглядит в виде таблицы, куда вносятся:

  • порядковый номер материалов;
  • их наименование;
  • количество;
  • цена за единицу;
  • общая стоимость партии;
  • срок поставки.

Если стороны считают необходимым, таблицу можно дополнить и другими сведениями – например, о единице измерения материалов, сортности, категории и прочих идентификационных характеристиках.

В заключение график обязательно должен быть подписан представителями сторон: директорами компаний или их законными представителями.

График поставки материалов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фото с телефона гта 5
  • Как найти связанные компании
  • Как найти мозги даше
  • Савеловский как найти павильон
  • Составить инструкцию как правильно заниматься тихой охотой