Как составить график наблюдения

систематические
наблюдения
проводят регулярно в
течение определенного периода. Это
мо­жет быть длительное, непрерывно
продолжающееся наблюдение или наблюдение,
проводимое в циклическом режиме (один
день в неделю, фиксированные в году
недели и т. д.). Обычно систе­матическое
наблюдение осуществляется по достаточно
структурированной методике, с высокой
степенью конкретизации всей деятельности
наблюдателя.

несистематические
наблюдения
среди них выделяются
такие, когда наблюдателю приходится
иметь дело с заранее незапланированным
явлением, неожиданной ситуацией.
Осо­бенно часто этот тип наблюдения
встречается в разведывательных
исследованиях.

Перечисленные выше классификации не
противостоят одна другой, а отражают
независимые критерии, дополняющие друг
друга.

Внешние
проявления внутренних психических
процессов и возможные ошибки наблюдения.

Самый общий признак, за которым можно
наблюдать и который является вы­разителям
психической жизни человека— по­ведение
человека.

Основные особенности
поведения:

  • направленность на
    цель, которая связывается с каким-либо
    объек­том или ситуацией;

  • используемые
    средства для достижения цели;

  • избирательность
    средств, обусловленная ситуацией
    или индивидуальными особенностями.

Данная общая характеристика поведения
как бы со­здает контекст наблюдения
за теми признаками поведения, которые
являются выразителями психической
жизни. К ним относятся прежде всего тело
и его движения:

  • движения туловища: поза, осанка, походка;

  • движения руки: движение, жест, действие;

  • выразительные движения лица: мимика,
    физиогномическая маска;

  • автоконтакты различных частей тела
    (рук, рук и головы, рук и предметов, рук
    и ног, рук и туловища и т. д.);

  • положение тела по отношению к собственной
    оси и по отношению к различным объектам
    (повороты, наклоны, изгибы и т. п.).

Кроме описания набора признаков,
доступных восприятию и репрезентирующих
психику, существуют их характеристики:

а) многозначность одного и того же
признака
, заключающаяся в том, что он
может быть выразителем многих и разных
психических ­ состояний и свойств.
Одна и та же поза может выражать и
сожаление, и пренебрежение, и
доброжелательное отношение, и неодобрение.
В вос­приятии позы все зависит от
контекста наблюдения, о котором
упоминалось выше;

б) индивидуальность внешнего выражения
одних и тех же психических особенностей
.
Например, застенчивость может выражаться
и как опущенные веки, полузакрытые
глаза, и как поза, отражающая же­лание
быть меньше, и как напряженность взгляда.
Быстрый темп речи у флегматика значит
нечто иное, чем такой же темп речи у
холерика;

в) ситуационный характер внешних
проявлений
(поведения, речи,
деятельности, внешнего облика), поскольку
именно ситуация высту­пает одной из
детерминант, влияющих на их качественные
характери­стики. Наблюдателю необходимо
учитывать диалектику ситуационного и
устойчивого проявления психики при
организации своего наблюдения.

Ошибки
наблюдения. Объективные методы наблюдения
разрабатывались для получения достоверного
научного знания. Однако проводятся
наблюдения человеком и потому субъективный
фактор всегда присутствует в его
наблюдении.

1. В
психологии больше, чем в других
дисциплинах, наблюдатель рискует из-за
своих ошибок (например, ограничений
восприятия) не заметить некоторые важные
факты, не принять во внимание полезные
данные, исказить факты вследствие своих
предвзятых представлений и т.д. Поэтому
необходимо принимать во внимание
“подводные камни”, связанные с методом
наблюдения.

2.
Наиболее часто ошибки наблюдения
встречаются из-за подверженности
галаэффекту (или эффекту ореола),
который основывается на обобщении
одиночных впечатлений наблюдателя,
исходя из того, нравится или не нравится
ему наблюдаемый, его действия или
поведение. Такой подход ведет к
некорректному обобщению, оценке в
“черно-белых тонах”, преувеличению
или преуменьшению выраженности
наблюдаемых фактов.

3.
Ошибки усреднения встречаются,
когда наблюдатель по тем или иным
причинам чувствует себя неуверенно.
Тогда проявляется тенденция усреднить
оценки наблюдаемых процессов, поскольку
известно, что крайности встречаются
реже, чем свойства средней интенсивности.

4.
Логические ошибки проявляются,
когда, например, делают заключение об
интеллекте человека по его красноречию
или о том, что любезный человек одновременно
добродушен; эта ошибка построена на
предположении тесной связи между
поведением человека и его личностными
качествами, что далеко не всегда
соответствует истине.

5.
Ошибки контраста вызваны склонностью
наблюдателя подчеркивать противоположные
себе черты у наблюдаемых индивидов.
Встречаются также ошибки, связанные с
предубеждениями, этническими и
профессиональными стереотипами, ошибки
некомпетентности наблюдателя, когда
описание факта подменяется мнением
наблюдателя о нем и т.д.

Планирование и содержание наблюдения.

Программа наблюдения составляется с
учетом требований, которые необходимо
выполнить для проведения наблюдения и
при обработке его результатов, а именно:

1.Сформулировать и
записать цель наблюдения;

Чаще всего целями
наблюдения являются:

  • предварительная
    ориентировка в объекте;

  • получение информации
    для формулирования гипотезы решаемой
    проблемы;

  • получение информации
    для проверки, полученной гипотезы;

  • уточнение результатов,
    полученных другими методами;

  • извлечение
    дополнительных связей об изучаемом
    предмете.

2. Определить предмет наблюдения;

Предмет наблюдения — это вербальное и
невербальное поведение человека или
нескольких групп в определенной
психолого-педагогической среде и
ситуации. В качестве предмета наблюдения
выбирается какая-либо из сторон этого
объекта.

3.Определить объекты, которые будут
фиксироваться при наблюдении, и все их
выписать, убедившись, что через них есть
возможность познать наблюдаемый
психологический феномен

Объект наблюдения — это отдельные
лица, большие или малые группы в различных
ситуациях взаимодействия.

4.Определить и описать ситуации, в которых
будет проводиться наблюдение;

5.Установить временные рамки наблюдения
и составить его гра­фик;

6. Определить форму регистрации наблюдаемых
объектов (или вид записи) и оценить
возможность сопоставления наблюдаемых
фактов, полученных в разное время или
в разных ситуациях, возможно, разны­ми
наблюдателями;

7. Разработать или заготовить (если уже
есть готовые формы) блан­ки регистрации
наблюдаемого явления, если имеется
такая необходимость.

После разработки программы необходимо
провести техническую подготовительную
работу:

  • заготовить регистрационные листы (или
    бланки, схемы);

  • точно знать, в какой форме будет вестись
    запись;

  • проверить наличие записывающих средств;

  • продумать ситуацию включения в
    наблюдение;

  • определить место, с которого можно
    наилучшим образом увидеть

    то, что
    интересует;

  • согласовать график наблюдений с ходом
    реальной жизни наблюда­емых людей.

Если в ходе наблюдения программа
корректируется (например, до­полнены
или изменены объекты наблюдения или
состав испытуемых), то все эти изменения
фиксируются письменно в журнале
исследова­ний или дневнике наблюдений.

Способы регистрации и анализ результатов
наблюдения.

Запись результатов наблюдений выполняется
в виде:

а) кратковременной записи, проводимой
по горячему следу, насколько позволяют
условия, время и место;

б) карточки наблюдения для регистрации
информации касающейся наблюдаемых лиц
и явлений. Признаки регистрации, как
правило, строго формализованы в
закодированном виде, содержат шкалу
оценки;

в) протокола наблюдения, предназначенного
для комбинированной регистрации
результатов наблюдения и используемого,
как правило, на начальной стадии
исследования для выявления сущностных
признаков психоло- педагогического
явления;

г) дневника наблюдений, в который
систематически день за днем заносятся
все необходимые сведения, высказывания,
поведение отдельных лиц, собственные
размышления, трудности;

д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи.

Обработка результатов наблюдений
обусловлена его целями, вы­бранным
видом и составленной программой. Если
наблюдение прово­дится по формализованной
схеме, то появляется возможность
провес­ти первичную обработку, обобщая
данные, полученные по каждому показателю,
с учетом количества проведенных
наблюдений. Вторич­ная обработка
будет зависеть от задач исследования
в целом.

Сложнее обстоит дело при обработке
результатов наблюдения, ко­торое
проводилось на основе фотографической
записи и было сплош­ным. В этом случае
исследователь должен проявить и
теоретическую эрудицию, и интуицию для
выделения линий анализа, по которым
мо­гут быть сопоставлены полученные
в разных наблюдениях факты. Если
определить линии анализа, по которым
выделяются общие и от­личительные
признаки, зафиксированные в разных
наблюдениях, то можно сделать обобщения
и выводы из проведенных наблюдений.

Единицы и категории наблюдения.

Для наблюдения как способа сбора данных
характерна существенная особенность:
теоретические представления исследователя
включены не только в объяснения
наблюдаемого, но и в сам процесс
наблю­дения, в само описание наблюдаемого.
В обыденной жизни мы от­ражаем
окружающий нас мир в системе закрепленных
в языке зна­чений. При социально-психологическом
наблюдении субъект наблюдения ис­пользует
специально выделенные категории и
единицы, выступаю­щие как средства
качественного описания наблюдаемой им
реаль­ности.

Наблюдение целостного потока активности
субъекта и его опи­сание возможны
только путем искусственного вычленения
в нем определенных «единиц»
активности, которым присваиваются
опре­деленные названия.

Выделение этих «единиц» позволяет:

а) ог­раничить процесс наблюдения
определенными рамками: в каких свойствах,
проявлениях и отношениях воспринимается
наблюдате­лем изучаемая реальность;

б) выбрать определенный язык описа­ния
наблюдаемого, а также способ фиксации
данных наблюдения, т.е. способ отчета
наблюдателя о воспринимаемом явлении;

в) сис­тематизировать и контролировать
включение в процесс получения эмпирических
данных теоретического «взгляда»
на изучаемое яв­ление.

Качественное описание составляет первую
стадию отражения результатов наблюдения,
протекающего как процесс квалификации
наблюдаемых событий. Эмпирическим
фактом наблюдавшееся явле­ние
становится только после описания его
наблюдателем. Все мно­гообразные
подходы к описанию явлений можно свести
к двум ос­новным типам:

Первый — описание объекта в словаре
«естественно­го» языка.
В
обыденной жизни мы употребляем для
описания того, что воспринимаем, обычные
(«житейские») понятия. Так, мы
гово­рим: «человек улыбнулся», а
не «человек растянул и приподнял
уголки губ, слегка прищурив глаза».
И научное наблюдение может также
базироваться на использовании таких
единиц, если в соответ­ствии с целями
исследования четко определен их репертуар
как совокупность возможных понятий, в
которых фиксируются свойства наблюдаемого
явления.

Второй подход к описанию — это
разработка систем условных названий,
обозначений, искусственно созданных
знаков, кодов.
Вы­деление единиц
наблюдения может строиться на основе
теоретиче­ских представлений о
наблюдаемом явлении. В этом случае
средства­ми наблюдения являются
категории — такие единицы описания,
которые получают свое понятийное
значение только в определенной системе
теоретических взглядов исследователя.

Но
категоризованное наблюдение основано
не на опыт­ности наблюдателя, а на
осознанном принятии им определенного
теоретического взгляда на изучаемый
процесс.

Условные
обозначения, например графические,
могут от­носиться и к репертуару
единиц, и к системе категорий. То есть
не вид обозначения, а содержание
используемых понятий в их отношении к
теории позволяет разграничивать единицы
и кате­гории.

Категоризованное
наблюдение сводится не только к
вычлене­нию путем восприятия тех или
иных единиц, но и обязательно включает
этап осмысленного подведения под
категорию этих единиц, т.е. обобщения в
самом процессе наблюдения. Иногда
категорией охватывается тот же
поведенческий акт, что и единицей, т.е.
они могут быть сопоставлены по степени
расчлененности изучаемого яв­ления
и отличаться только степенью его
интерпретации. Чаще же категории
подчиняют себе ряд единиц.

Системой
категорий в узком смысле называют такую
сово­купность категорий, которой
охватываются все теоретически допу­стимые
проявления изучаемого процесса.

Количественные
оценки данных наблюдения.

Существуют два основных способа получения
количественных данных в ходе наблюдения:

1)
психологическое шкалирование,
ис­пользуемое в основном в виде
балльных оценок;

2)
измерение вре­мени, или хронометраж.
Хронометраж лежит в основе применения
так называемой методики временных
промежутков.

Вторым
видом его является методика временных
выборок, когда из целостного на­блюдаемого
процесса для фиксации данных выбираются
отдельные определенные промежутки
времени, считающиеся представительны­ми
— репрезентативными — для более
длительного периода на­блюдения. В
реальных исследованиях качественное
и количествен­ное описания событий
наблюдателем обычно используются в
ком­бинациях.

Количественные
оценки могут фиксироваться непосредственно
в ходе наблюдения, а могут выставляться
после завершения наблю­дений, включаясь
в так называемый ретроспективный отчет.
Осно­вой ретроспективных оценок
являются общие впечатления наблюда­теля,
которые при длительном наблюдении
могут, например, вклю­чать частоту
тех или иных наблюдавшихся эпизодов.
Количествен­ные характеристики могут
быть прямо включены в оценочные суж­дения
наблюдателей. Например: «он часто не
ходит в школу», «он всегда теряет
свои вещи» и т.д.

Наряду
с таким оценочным описанием событий
наблюдение на основе непосредственных
впечатлений может включать балльные
оценки этих впечатлений.

Подобного
типа ретроспективные оценки отражают
длительные неконтролируемые наблюдения
в повседневной жизни, и, как показывают
отдельные исследования, они могут
выступать в качестве единственного или
одного из главных критериев адекватности
некоторых психологиче­ских тестов
или оценок индивида.

Методики
психологического шкалирования в процессе
наблю­дения используются пока редко.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

7. Практическая работа №
2. «План статистического наблюдения»

В данной работе мы
рассмотрим с Вами типовое решение задач по данной теме.

Статистическое наблюдение
следует проводить по строго определенному плану, включающему как программные,
так и организационные вопросы. В плане статистического наблюдения основной
вопрос – это программа наблюдения. При её составлении исходят из цели и задач
исследования.

Программа статистического
наблюдения включает:

·       
определение объекта наблюдения и единиц
совокупности;

·       
разработку программы описания единиц
совокупности,

·       
установление перечня признаков, по которым
дается характеристика явления, или, иначе, перечня вопросов, по которым
собираются сведения;

·       
формулировку вопросов программы и ряда возможных
ответов;

·       
последовательность постановки вопросов в
программе.

Исходя из целей и задачи
статистического исследования необходимо проверить и закрепить знания по этим
вопросам путем проектирования программы наблюдения.

Исходная задача.
Поставлена задача, исследовать успеваемость студентов
первого курса СПБТОТФиП и факторы, на неё влияющие по результатам зимней
экзаменационной сессии.

Требуется определить
объект наблюдения, единицу совокупности и составить программу наблюдения.

Итак, определим объект
статистического наблюдения.
Первое что приходит в голову, это студенты
первого курса СПБТОТФиП. Но это не совсем так. Необходимо уточнение. Во-первых,
подлежат обследованию не все студенты, а только принимающие участие в зимней
экзаменационной сессии. Например, студенты заочники условно подразделяются на
две категории:

1)   
«городские», проживающие в городах или
пригородах

2)   
«иногородние», живущие в других городах и
населенных пунтах.

Из этого контингента
некоторая часть студентов могла не принять участие в зимней экзаменационной
сессии из-за болезни, в связи с командировками и по другим уважительным
причинам. Эти студенты не подлежат обследованию. Значит, обследованию подлежат
только те студенты, которые приняли участие в зимней экзаменационной сессии.

Во-вторых, так как
поставлена задача не только дать оценку успеваемости по результатам зимней
экзаменационной сессии, но и характеризовать факторы успеваемости, то
необходимо объект обследования отделить от той части студентов, которые были
приняты в результате перевода из других учебных заведений или были приняты в техникум
не в данном учебном году (имели академические отпуска, оставлены на повторное
обучение), но приняли участие в зимней сессии. Эта часть студентов также
обследованию не подлежит. Следовательно, объект исследования – совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП приема текущего года, участвовавших в зимней
экзаменационной сессии.

Далее определим единицу
совокупности. Мы установили, что объект исследования – это совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП. Значит, единицей этой совокупности является
отдельный студент.

Далее переходим к разработке
программы статистического
наблюдения, к перечню признаков, которыми
необходимо характеризовать каждого студента. Правильно составленная программа
статистического наблюдения обеспечивает успех исследования. В неё включают
наиболее существенные признаки, отвечающие поставленной цели. Важно установить
не только признаки, но четко, ясно дать ей формулировки, подсказать ожидаемые
ответы. Вопросы программы записывают в статистический формуляр (бланк, анкету,
форму отчетности и т.д.).

Центральный признак в
нашем примере – результаты сессии. Чтобы получить сведения о них, каждому
студенту зададим следующий вопрос: какие оценки он получил по каждому предмету
на зимней сессии? Ответ на поставленный вопрос получим в словесной форме: Отлично.
Хорошо. Удовлетворительно или в форме подчеркивания соответствующего подсказа.

Далее выявим
признаки-факторы успеваемости. Прежде всего установим признаки, характеризующие
студента первого курса до его поступления в вуз: тип учебного заведения,
которое закончил (средняя школа, техникум и т.д.), окончена ли школа с золотой
медалью, техникум – с отличием (да, нет), средний балл аттестата, длительность
перерыва в учебе после окончания учебного заведения (сколько лет не учился),
стаж практической работы до поступления
в СПБТОТФиП (число
лет, если менее одного года, то месяцев), работает ли студент по специальности
или нет. Перечисленные признаки дают характеристику теоретической подготовки и
возможностей учебы в техникуме. Важными признаками – факторами успеваемости
являются признаки, характеризующие учебу студентов в 1 семестре. В условиях
заочного обучения нас интересует явка студентов на установочную сессию и
посещаемость очных занятий городскими студентами, а также своевременность
выполнения практических письменных заданий (курсовых, контрольных и аудиторных
работ). При ответе на вопрос о своевременности выполнения практических
письменных работ по каждому предмету следует указать: выполнено в срок,
выполнено с опозданием на одну неделю, на две недели, свыше двух недель. При
социологических обследованиях нужно включать общие и демографические признаки:
фамилию, инициалы студента (в контрольных целях), пол (мужской, женский), возраст
(число исполнившихся лет), состояние в браке (состоит в браке, не состоит),
национальность, наличие детей (нет, есть, если есть, то сколько).

Есть много других
факторов, которые влияют на успеваемость студентов. Но нельзя без предела
расширять программу наблюдения. Есть факторы, которые трудно статистически
измерить (например, способность студента к усвоению учебного материала,
работоспособность, бюджет его времени). Следует помнить, что в программе
статистического наблюдения нужно ставить только такие вопросы, которые не
допускают различного толкования и на которые можно получить достоверные ответы.

Заключительной частью
работы по составлению программы наблюдения является определение порядка
расположения вопросов
в статистическом
формуляре и разработка его формы.

Обязательным элементом
статистического формуляра является наличие титульной и адресной части. В
титульной части указываются наименование статистического наблюдения, дата и
орган, утвердивший форму, дата получения сведений, а в адресной — наименование
или фамилия, имя, отчество обследуемой единицы совокупности и её адрес.

В нашем примере в адресной
части следует указать наименование техникума. За образец при разработке
формуляра рекомендуем взять переписной лист переписи населения.

Порядок расположения вопросов
в формуляре должен быть таким, чтобы ответы на предыдущие вопросы логично
контролировали правильность ответов на последующие вопросы. Поэтому лучше
начать с общих и демографических данных: фамилия, имя, отчество. Пол, возраст,
семейное состояние, наличие детей, национальность. Такая последовательность
вопроса позволяет контролировать ответы на них. Далее следует перейти к
вопросам, характеризующим студента первого курса до поступления в техникум,
вопросу о типе учебного заведения, которое закончил, о времени его окончания
(год окончания), о стаже практической работы (число лет, месяцев), о работе по
специальности или нет. Вопросы о времени окончания учебного заведения, о стаже
работы (если работа и учеба не были совмещены) проверяются по данным о
возрасте. Затем необходимо поставить вопросы о результатах приемных испытаний
(число баллов по аттестату, диплому, число баллов на вступительных экзаменах),
учеба в 1 семестре, результатах зимней экзаменационной сессии.

После установления порядка,
тщательно сформулированные вопросы располагают так, чтобы было достаточно места
для ответа,
а также и для
возможных исправлений. Рекомендуется на формуляре оставлять место для шифровки.

План статистического наблюдения содержит  два раздела, первый включает программно-методологические вопросы, а второй организационные вопросы.


Программно-методологическая часть плана включает:

  1. Определение объекта наблюдения.
  2. Определение единицы объекта наблюдения.
  3. Составление программы статического наблюдения.
  4. Составление программы разработки материалов наблюдения
  5. Проектирование формуляра наблюдения.
  6. Определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента.
  7. Составление инструкции.

При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.


Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельхозпроизводители, промышленные предприятия, студенты, население и т.п.


Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хозяйство, коммерческий банк.


Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно:

а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;

б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем ее обработку и анализ;

в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

г) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;

д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.


Вопросы программы могут дополняться статистическим подсказом, т.е. вариантами ответов. Подсказ может быть закрытым или открытым. Закрытый подсказ подразуме­вает ряд ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. При открытом подсказе респондент может выбрать один или несколько ответов из предлагаемого перечня или сформулировать на специально выделенном поле формуляра свой собственный ответ.


При планировании обследования, как правило, составляют и программу разра­ботки собранных материалов, которая конкретизирует задачи статистического наблюдения, показывает, какие данные необходимо собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки.


Для записи ответов на вопросы программы конструируется формуляр наблюдения. Формуляр наблюдения разрабатывается специально для записи ответов на вопросы программы и представляет собой особым образом разграфленный лист (листы) бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов.

Особое внимание при разработке формуляра следует уделить формулировке вопросов. Они должны быть сформулированы кратко и четко, не должны вызывать разночтения.

Помимо вопросов программы формуляр включает в себя титульную и адресную части.

В титульной части содержится наименова­ние статистического наблюдения, указывается наименование органа, проводящего наблюдение, кем и когда утвержден этот формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики.

В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и ряд других сведений.


Однако насколько четко не был бы составлен формуляр, к нему обычно состав­ляется инструкция, которая включает совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа (часто – брошюры) или, изложена на формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени проведения данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.


Период наблюдения – это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.

Для наиболее подвижных объектов изучения, таких как население, например, уста­навливается критический момент статистического наблюдения.


Критический момент – момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. На практике критический момент назначается на начало периода наблюдения. Например: 01.02.2019 г. 12 час. 30 мин.



В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются организационные вопросы плана статистического наблюдения, которые фиксируются в организационном плане.


 Организационный план предполагает решение следующих вопросов:

  • объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличитель­ные признаки);

  • цели и задачи наблюдения;

  • орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;

  • место и сроки наблюдения;

  • подготовительные работы к наблюдению включающие в себя подбор и обучение кадров, составление списков единиц изучаемой совокупности, в некоторых случаях эти работы включают рекламную компанию проводимого наблюдения и т.д.;

  • порядок проведения наблюдения;

  • порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения;

  • финансирование и материально-техническое обеспечение работ.

Статистика курс лекций

Контрольное задание

Разработайте проект плана статистического наблюдения, ориентируясь на программно-методологические и организационные вопросы, которые представлены выше в тексте лекции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти причастие в немецком языке
  • Как найти внутреннее кровотечение
  • Как найти где живет жена
  • Как найти работа в гугл
  • Как найти силу упругости рисунок