Как составить график обучения самостоятельного

Vertikal_nik

Роман

@Vertikal_nik

разнорабочий дизайна

Как правильно спланировать график самообучения?

Здравствуйте. Нужен Ваш совет.

Как организовать самообразование/переобучение взрослому, работающему человеку?

Свободного времени вообще даже теоретически быть не может — любая работа занимает все отведенное под неё время.

Как правильно составить график обучения?

  • Утром, пока мозги еще свежие (!!! но очень сонные)
  • Вечером (но тут мозги уже не работают)
  • в середине дня (послав нах текущую работу)
  • в выходной день
  • выделять отдельный день среди недели
  • не ждать идеальной ситуации, а работать маленькими порциями по 0,5 часа, 15 мин — сколько есть.
  • Провести жесткую ревизию, вести карту времени и выкинуть все лишнее.

А м.б. вообще реально что-то сдвинуть можно только тогда когда у тебя появится существенный кусок времени — ± 10 часов в неделю (либо купленный тобой, либо выкроенный домочадцами).


Что для Вас является ключевым в организации своего самообучения?

  • умение проявлять сверхусилия (делать то что надо и еще немножечко сверх того)
  • постоянство и дисциплина (курочка клюет по зернышку)
  • правильный выбор материала
  • учиться, сразу применяя изучаемое на практике
  • другое

Поделитесь своим опытом, пожалуйста!


  • Вопрос задан

    более трёх лет назад

  • 1770 просмотров

Обычно никакие красивые календарики, еженедельники, расписанные наперед планы с идеальным балансом между учебой и другими планами не смогут выдержать длительное испытание практикой (хотя бы месяц-другой).

Или берешь себя в руки и делаешь, или прокрастинируешь в поисках идеального метода обучения, пробуешь разные хитрые методики и даже реально тратишь на них какое-то время с мыслью «ну я же вот что-то тут колупаю, наверное я учусь», пока не приходит время, ты понимаешь что потратил кучу времени не очень понятно на что, и забиваешь с мыслью «все эти методики нихрена не работают».

А все потому, что секретного ингредиента не существует. Он всем известен — называется сила воли или желание и МНОГО МНОГО работы.

Пригласить эксперта

Перестать тратить время на мысли о том как бы спланировать начало деятельности, и начать деятельность.
Организация времени важна, но не на столько на сколько вы написали.

Самый первый признак того что вы не очень то хотите что-то делать — это попытки заранее решить проблемы которые вам ну никак не дают начать или предположительно будут вам мешать.

Чтобы думать над этим всем и пост на тостер написать время у вас нашлось. Вместо этого вы могли погуглить инфу, прочитать какую-то главу в учебнике, сделать еще что-то.

Просто выделите столько сколько можете в соответствии с важностью этого занятия для вас сейчас и начните.
Наверняка у вас есть хотя бы час времени в день который вы можете потратить так как сами захотите.
Вы же не с каторги пишете я надеюсь?

Ты прячешься от страха учить что то новое. Поверь лучше не станет, че бы ты не придумал. Ставь toggle или другой таймер трекер и отслеживаю сколько в день учишь и старайся быть эффективнее.

У каждого по-разному наверное, мне легче учить что-то вечером, после работы, а утром я не соображаю.


  • Показать ещё
    Загружается…

26 мая 2023, в 06:23

1 руб./за проект

26 мая 2023, в 01:06

500 руб./за проект

26 мая 2023, в 00:08

2500 руб./за проект

Минуточку внимания

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенцииПланирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.

В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Содержание:

  • Коротко о планировании в обучении
  • Создание плана обучения: этапы и задачи
  • Создание плана
  • Следование плану обучения: да или нет?
  • Как не уйти от плана?
  • Когда можно отойти от плана?
  • Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
  • Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
  • Проверочный тест

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства.
Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно.
Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься.
Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости.

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

1 Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
2 Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
3 Интерактивный метод.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015

(1 неделя)

01.09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.

В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.

Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.

А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.

Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.

Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.

Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.

Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее побеседуем о самоорганизации.

2 Поиск информации4 Самоорганизация →


Загрузить PDF


Загрузить PDF

График учебных занятий — это удобный и недорогой способ организации учебного времени. Такой подход позволяет понять, что и когда нужно делать. Если вы хотите структурировать свои занятия и мотивировать себя работать с полной отдачей, то попробуйте составить индивидуальный график учебы.

  1. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 1

    1

    Составьте список своих обязанностей. Вспомните и запишите все свои обязанности, которые нужно учитывать при составлении расписания. Если обдумать все заранее, то процесс работы непосредственно над расписанием пройдет более гладко.[1]

    • Список должен охватывать все ваши занятия в учебном заведении, работу, домашние дела, тренировки, занятия спортом и другие регулярные обязанности во время учебного года.
    • Не забывайте про дни рождения и важные праздники.
    • Не страшно, если не получится вспомнить все сразу, — список всегда можно дополнить позже.
  2. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 2

    2

    Соберите всю информацию о занятиях и заданиях. Для этого наверняка придется изучить свое расписание занятий в учебном заведении, указать все домашние задания, проекты и работы или даже найти подходящую систему управления обучением в сети (Blackboard, Moodle, Edmondo и многие другие).[2]

  3. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 3

    3

    Выберите оптимальное время дня для занятий. Подумайте, в какое время ваша эффективность или желание учиться находится на максимальном уровне. Вы жаворонок или сова? Если подумать об этом заранее, то можно запланировать важные задачи на оптимальное время.[3]

    • При выполнении этого шага старайтесь не думать о других своих обязанностях вроде работы. Просто выберите оптимальное время дня, будто у вас больше нет других задач.
  4. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 4

    4

    Выберите формат. График занятий можно составить на листе бумаги или в электронном виде в формате таблицы либо использовать приложение для смартфона.

    • Очевидным решением станут программы для работы с таблицами, например Microsoft Excel или Apple Numbers. Также шаблоны таблиц можно встретить во многих текстовых редакторах.[4]
    • Можно использовать онлайн-решение. Так, сервис My Study Life предлагает веб-интерфейс и мобильное приложение, а также может похвастаться высокими оценками пользователей.
    • Даже если вы часто используете смартфон или проводите много времени онлайн, расписание на бумаге все равно может оказаться удобным решением. Например, если на занятиях не разрешено использовать электронные устройства.
    • Оба варианта имеют свои преимущества. Электронное расписание удобно составлять, а также вносить масштабные изменения, хотя бумажный вариант допускает множество мелких поправок и его всегда можно взять с собой. Также расписанию на бумаге проще (или увлекательнее) придать индивидуальный дизайн по своему вкусу.
    • Также можно сочетать оба варианта: составьте на компьютере сетку таблицы с днями, уроками и временем, а затем напечатайте необходимое количество копий (зависит от количества учебных недель) и заполните от руки.
  5. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 5

    5

    Создайте сетку. Любой график или расписание представляет собой таблицу с ячейками «Дата» и «Время», при этом дни недели указываются в верхней строке, а время — в боковом столбце.

    • При составлении расписания на листе бумаги придется начертить таблицу от руки. Используйте тетрадный лист или нелинованную бумагу. Для аккуратности чертите таблицу с помощью линейки.
    • Главный недостаток варианта от руки — в такое расписание сложно вносить изменения в будущем. Даже если использовать карандаш, изменения количества строк или столбцов окажутся очень сложной задачей. Если потребуется несколько страниц (например, одна на каждый месяц), каждую копию придется составлять и исправлять вручную.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 6

    1

    Выберите единое или изменяемое расписание. Можно создать единый график, который будет неизменным каждую неделю, или индивидуальное расписание для каждой недели с особыми параметрами. Все индивидуальные графики можно составлять в одно время.

    • В случае с еженедельным индивидуальным расписанием следует начинать от обратного. Нужно начать с больших заданий или экзаменов и возвращаться назад во времени. Расписание занятий будет меняться в зависимости от предстоящих больших заданий.[5]
    • Не забудьте отразить в таблице все ранее перечисленные обязанности. Это следует сделать до указания времени занятий. Запишите все регулярные обязательные занятия, например спортивные тренировки. Начинайте с общих обязанностей, чтобы четко знать, на какое время назначить учебные занятия.
    • При составлении изменяемого еженедельного расписания не забывайте об исключениях вроде дней рождений и праздников.
  2. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 7

    2

    Определите временные блоки занятий. Стремитесь планировать временные блоки достаточной продолжительности (около 2–4 часов подряд). Это поможет вам погрузиться в учебу и эффективно использовать время.[6]

    • Не нужно отказываться от занятия, если не удается выкроить несколько часов подряд. Иногда полезно заниматься в свободные временные блоки продолжительностью 45 минут или час.
    • Лучше планировать больше времени для более сложных предметов.[7]
  3. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 8

    3

    Планируйте перерывы. Они необходимы для успешной работы. Человек не робот и не может работать часами без перерыва. Регулярные перерывы позволяют эффективнее справляться с задачами.[8]

    • Многие специалисты рекомендуют работать 45 минут каждого часа, а затем устраивать перерыв на 15 минут. Все люди разные, поэтому экспериментируйте, чтобы найти оптимальный вариант.[9]
  4. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 9

    4

    Будьте предельно конкретны. Помните, как вы составляли перечень всех заданий и расписания занятий в университете? Пришло время использовать список по назначению. Запланируйте время конкретных занятий и запишите все задания, а также укажите промежутки времени для работы над такими заданиями.

    • Обстоятельства меняются со временем, и иногда планы двухмесячной давности становятся уже не актуальными. Это не должно вас останавливать. Используйте график как удобный ориентир, который поможет вам не сбиться с пути и разделять масштабные задания на меньшие задачи.
    • Если вам еженедельно задают определенный объем домашних заданий, следует отразить этот момент в таблице. Например, если каждую неделю нужно решить 20 задач по математике, тогда внесите такой пункт в график.
  5. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 10

    5

    Планируйте несколько предметов на каждый сеанс занятий. Работа над разными предметами во время одного сеанса занятий позволяет избежать выгорания и не выбиться из сил, когда остаются еще другие предметы.[10]

    • Конечно, ситуация изменится перед экзаменом, когда нужно будет посвящать свое время и силы одному предмету!
  6. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 11

    6

    Украсьте свой график. Используйте цветовые метки для занятий и обязанностей — так вам будет проще ориентироваться в графике. Такой подход также позволит снизить нагрузку на зрение, а вам придется много и часто смотреть в расписание!

    • В случае с бумажным расписанием можно использовать цветные карандаши. На компьютере используйте выделения и заливки, а позже печатайте график на цветном принтере. В приложениях расписание уже имеет цветовые метки, которые можно настроить по своему вкусу.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 12

    1

    Соблюдайте график. Может потребоваться время, чтобы привыкнуть к расписанию. Не спешите сдаваться. Он начнет приносить пользу, как только станет частью привычного уклада.

  2. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 13

    2

    Не придавайте расписанию чрезмерного значения. Не нужно считать, что вы обязаны следовать графику поминутно. Это всего лишь помощник, который призван облегчить учебу. Используйте его как основу, но не стремитесь неукоснительно соблюдать все пункты.

  3. Изображение с названием Make a Study Timetable Step 14

    3

    Пересматривайте график. Оценивайте действенные и неэффективные решения и исправляйте недостатки! После стольких трудов и усилий нет смысла отказываться от графика, когда несколько простых изменений могут все исправить. Всегда старайтесь следовать расписанию.

    Реклама

Советы

  • Если прямо сейчас вы не готовы начинать от обратного и составлять индивидуальное расписание с еженедельными изменениями, то остановитесь на простом стандартном графике. Он принесет немало пользы, даже если не будет отражать все нюансы каждой недели.
  • Используйте поиск по картинкам в сервисах Flickr или Pinterest, чтобы найти примеры и шаблоны бесплатных таблиц.
  • При изменении расписания занятий в учебном заведении отражайте такие изменения в графике.
  • Если вам удалось посвятить учебе целый час, нарисуйте звездочку на листе бумаги. Стремитесь собрать хотя бы 7 звездочек в день.
  • Не откладывайте работу на завтра, поскольку завтра могут возникнуть новые дела и такая работа превратится в бремя.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 16 782 раза.

Была ли эта статья полезной?

Студенческая жизнь — это не только учёба в вузе, но и множество разных мероприятий и активностей: от концерта ко дню факультета до международных научных конференций. Чтоб успеть поучаствовать во всём, что ему интересно, студент должен хорошо уметь планировать своё время. В нашем материале мы расскажем, как делать это грамотно.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше лайфхаков доступного подписчикам нашего образовательного телеграм-канала. А присоединившись к специальной группе, вы всегда будете в курсе свежих акций и выгодных предложений.

Как планировать учёбу и зачем это нужно

Планирование учёбы необходимо для того, чтобы успевать совмещать её с другими делами, которыми вам хочется заниматься: встречами с друзьями и близкими, просмотром фильмов, подработкой, общественной жизнью и пр. Цель грамотного планирования — тратить на учёбу меньше времени и освободить несколько часов для другой деятельности.

Как составить план учёбы

План учёбы — это индивидуальная программа, в которой написано, какие задания и в какие сроки должен выполнить студент в ближайшее время.

Его нет смысла составлять слишком надолго: вы не всегда знаете, какие задания нужно будет делать через несколько недель. Оптимальный временной промежуток для плана — от недели до месяца.

Чем меньше промежуток планирования, тем более детальным оно должно быть. Например:

  1. Через месяц — защита курсовой. Дописать работу и подготовить презентацию.
  2. Через неделю в 14.00 пройдёт защита курсовой. Подписать нормоконтроль, распечатать и сшить работу, согласовать с руководителем окончательный вариант презентации.

В план нужно включать не только обучение, но и другие дела: как повседневные (погулять с собакой, посмотреть сериал), так и редкие (поздравить родственницу с юбилеем, забрать из ремонта технику).

После того, как список дел на ближайшие дни составлен, их следует распределить в порядке приоритетности и выполнять именно в такой последовательности. Тогда у вас появится шанс сделать большинство запланированных задач.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как составить план учёбы

Научитесь составлению планов ещё в школе: в студенческие годы это обязательно пригодится

Планирование учебного времени: крутые лайфхаки

Чтобы облегчить планирование учёбы студента, мы приготовили несколько полезных советов.

Выключайте внутреннего перфекциониста

Помните, что мало кому удаётся выполнить всё, запланированное на день. Чаще всего некоторые дела переходят с нами на следующие сутки, а иногда и неделю.

Определить вред от подобного срыва дедлайнов поможет специальный инструмент тайм-менеджмента — матрица Эйзенхауэра. Она делит текущие задачи на 4 вида. Мы расположили их в порядке приоритетности:

  • срочные и важные;
  • важные и несрочные;
  • срочные и неважные;
  • несрочные и важные.

Если вы периодически не выполняете дела из 4-ой категории: ничего страшного не произойдёт, позвольте внутреннему перфекционисту расслабиться. Главное — сделать в срок важные и срочные задачи.

Держите вещи в порядке

Очень много времени уходит впустую, когда рабочее пространство организовано неправильно. Минуты и часы, которые можно потратить на что-то полезное или приятное, идут на поиски нужного конспекта или другой важной вещи. Чтобы этого не происходило, старайтесь вовремя «расхламляться»: избавляйтесь от лишних и ненужных предметов, а те, что действительно нужны, складывайте туда, откуда их легко достать.

Начинайте с посильных заданий

Принцип «съешь лягушку» (начинать процесс с самого сложного и неприятного дела) работает далеко не всегда: часто мозг сопротивляется тому, что его хотят заставить выполнять неинтересные ему задачи. Советуем для раскачки взять дело попроще (например, выполнить домашнее задание по интересному вам предмету), а уже после его выполнения, на волне энтузиазма, переходить к «лягушкам».

Следите за тем, чтобы быть в ресурсе

Выполнить всё запланированное удастся только в том случае, если организм способен нормально функционировать. Для этого надо не забывать об отдыхе (высыпаться, гулять на свежем воздухе) и правильно питаться (у голодного человека не будет энергии для выполнения дел).

Используйте планировщики и приложения

Редко кому удаётся запомнить все дела на ближайшие дни: какие-то мелочи обязательно сотрутся из памяти. Чтобы ничего не забыть, используйте ежедневники или тематические приложения для смартфона, которые позволяют планировать текущие дела и отмечать выполненные задачи. Это могут быть простые «Заметки» или что-то более продвинутое:

  • Trello;
  • MyStudyLife;
  • iStudiez;
  • AnyDo;
  • Todoist.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

 

Надеемся, наши советы помогут вам спланировать своё учебное время правильно. А если вы всё же не успели вовремя выполнить реферат, контрольную или курсовую, всегда можно обратиться в сервис помощи студентам. Его эксперты справятся с любой учебной работой.

Всю жизнь мы постоянно чему-то учимся: получаем новые навыки или новые профессии, погружаемся в хобби или облегчаем повседневную жизнь. В этом помогают статьи, сообщества, YouTube-материалы, онлайн-курсы, мобильные сервисы и не только. Способов много, но их объединяет то, что в основном это самостоятельный процесс — и это непросто. Бывает сложно себя организовать, найти мотивацию и не бросить обучение на полпути.

Рассказываем, как комфортно встроить обучение в вашу жизнь: как определить цели, работать с учебными ресурсами, правильно распределять нагрузку и оценивать результаты.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс

Фиксация цели мотивирует и не даёт бросить учёбу.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Техника вопросов «Зачем?» → чтобы осознать глубинную мотивацию и переосмыслить цели на обучение.

Не все цели, которые мы себе ставим, истинно наши. Бывает, что мы хотим что-то сделать под влиянием близких или следуя укоренившимся стереотипам. В таких случаях процесс обучения становится особенно сложным: долго поддерживать интерес к учёбе не получается и возникает желание всё бросить.

Спрашивать себя нужно до тех пор, пока не появится уверенность в ответе.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Анализ будущего обучения → чтобы понять, что важно в процессе обучения и как сделать его комфортным.

У каждого своё видение идеального процесса обучения. А когда обучение соответствует ожиданиям, проще сохранять мотивацию и достичь цели.

Выстроить подходящую траекторию обучения помогут ответы на вопросы:

  • какая длительность обучения будет оптимальной?
  • какой формат обучения нравится?
  • сколько должно быть теории, а сколько практики?
  • предпочитаете индивидуальное или групповое обучение?
  • насколько важно общаться с другими во время обучения?

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Работа с целью → чтобы сформулировать и зафиксировать свою цель.

Помогут техники «Распаковка цели» и «Контракт с собой».

Первая техника поможет понять свою цель обучения через ответы на вопросы на тему желаемых изменений в жизни при помощи получения новых знаний.

***

Пример распаковки цели

Стёпа хочет научиться вёрстке, чтобы лучше выполнять работу и повысить профессиональный уровень. Если он освоит HTML, Стёпины макеты будут реже возвращать на доработку и у него появится больше времени для других задач. После обучения Стёпа станет более ценным сотрудником и сможет работать на сложных проектах. Чтобы достичь таких результатов, нужно выделить время на обучение, но сделать это сложно, если рабочих проектов много. Стёпа решил, что найдёт время и подберёт материал для учёбы в свободное время между проектами. Он планирует начать прямо сейчас и успеть за 1,5 месяца.

***

После распаковки цели советуем заключить контракт с собой: письменно зафиксировать свою цель и условия её достижения. Если распечатать и повесить контракт на видном месте, при потере мотивации всегда можно обратиться к нему.

  • Сформулируете истинно ваши, а не навязанные извне цели
  • Получите практические инструменты достижения любых желаний — от самых маленьких и простых до грандиозных проектов

Упражнение «Анализ будущего обучения», которое рассмотрели выше, поможет определиться с предпочтениями непосредственно процесса. А на этом этапе нужно определиться с источниками, которыми будете пользоваться.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Подбор источников обучения → чтобы составить план самостоятельного обучения, сделать процесс комфортным и интересным, познакомиться с разными точками зрения.

Прежде всего нужно выбрать подходящие форматы: книги, сайты, видео на YouTube, бесплатные и платные курсы, соцсети экспертов, конференции и другие. Лучше комбинировать разные форматы — в том числе это позволит изучить тему с разных сторон.

Дальше определяем надёжные источники информации — тщательный анализ позволит сформировать такой список.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Баддинг → чтобы получить дополнительную мотивацию, заручиться поддержкой.

Бадди (от англ. buddy) — приятеля — можно найти в профильных сообществах, среди участников курса или среди друзей. Им может быть любой человек, который тоже хочет чему-то научиться.

Задача бадди — поддерживать в процессе обучения, но не навязывать свои взгляды.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Комьюнити → чтобы расширить кругозор и поучиться на чужом опыте, получить дополнительную мотивацию и заручиться поддержкой на время обучения.

Участие в тематическом сообществе позволяет обсудить интересующие темы, познакомиться с разными точками зрения, отточить навыки коммуникации и критического мышления. Это могут быть Telegram-каналы, группы во ВКонтакте, клубы от образовательных платформ.

Если не запланировать обучение, запал через несколько недель может пропасть. В то время как чёткий план со сроками позволит спокойно учиться.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Дорожная карта обучения → чтобы сделать процесс понятным и прозрачным, распределить нагрузку, определить промежуточные цели.

Визуализированный план будущего обучения показывает, какие этапы предстоит пройти, что потребуется сделать и в какие сроки. На планирование длительного и сложного процесса потребуется не меньше часа.

Сделать дорожную карту можно в таких сервисах, как Miro, или в обычной таблице.

→ Получить бесплатный гайд Нетологии «Инструменты для самообучения» и посмотреть пример дорожной карты обучения

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Работа с установками в обучении → чтобы понять, как внутренние убеждения влияют на процесс и избавиться от негативных установок.

Многие неправильные убеждения сформировались у нас в результате полученного опыта. Например, в школьные годы многие боялись переспрашивать учителя, если было что-то непонятно, потому что боялись выглядеть глупо. Такие установки мешают эффективному обучению — от них можно избавиться.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс График обучения → чтобы спланировать время на обучение и следить за процессом.

Начать обучение бывает просто, но чтобы не бросить его, нужно найти время для занятий и встроить их в свой повседневный график.

Заниматься по 30 минут каждый день будет проще и эффективнее, чем выделять на это целый выходной.

Для регулярных занятий советуем использовать трекер, который поможет придерживаться графика и будет мотивировать на обучение.

Некоторые не могут надолго запомнить информацию, если постоянно не возвращаются к ней. Закрепить знания помогут различные техники.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс База знаний → чтобы быстро находить нужную информацию.

База представляет собой место для хранения документов, заметок, конспектов и ссылок на материалы по теме обучения. Вести её можно в Notion, Miro или на Google Диске, предварительно выбрав удобную систематизацию данных.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Структурирование информации → чтобы запомнить изученное и быстро находить нужные материалы.

Для начала информацию нужно упростить: сформулировать изученный материал своими словами. Например, читая статью, выделить в ней ключевые мысли и записать их так, чтобы они были понятны вам с первого взгляда. Так запомнить материал будет гораздо проще.

Для структурирования информации есть несколько способов:

  • конспекты;
  • интеллект-карты;
  • картотека по методу Zettelkasten, о котором мы рассказали в этой статье.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Мнемотехники → чтобы быстро и эффективно запоминать новую информацию.

Мнемотехники помогают закрепить в нашей памяти сложные абстрактные понятия. Для этого используются абсурдные ассоциации или чувственные образы.

Это такие техники, как:

  • метод римской комнаты;
  • метод звуковых ассоциаций;
  • рифмы;
  • буквенный код.

Самообучение: какие инструменты помогут облегчить этот процесс Узнать, как оценить прогресс и подвести итоги обучения, а также познакомиться более подробно с темой самообучения, включая детальное описание инструментов, упражнения, примеры, шаблоны, — можно из бесплатного гайда Нетологии «Инструменты для самообучения».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить устав своего предприятия
  • Как правильно составить запрос в поисковике
  • Майнкрафт как найти черепашье яйцо
  • Как найти неподвижные звезды в натальной карте
  • Как найти высоту неправильной пирамиды треугольной