Как составить график работы водителя при суммированном учете рабочего времени

Приложение

к приказу Минтранса России

от 16 октября 2020 г. N 424

ОСОБЕННОСТИ

РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА, УСЛОВИЙ ТРУДА

ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее — работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена работодателем до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

(см. текст в предыдущей редакции)

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 — 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим вахтовым методом, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

(см. текст в предыдущей редакции)

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен работодателем на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;

для остальных водителей — 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Разделение рабочего дня (смены) водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, допускается по решению такого водителя.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

9. Рабочее время водителя включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);

время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение каждого периода времени, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени водителя и временем применения ежедневного отдыха продолжительностью, установленной пунктом 18 настоящих Особенностей (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

(п. 10 в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

г) время простоев не по вине водителя;

д) время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

е) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный отдых);

еженедельный отдых.

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.

17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Время осуществления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется водителем автомобиля, являющимся индивидуальным предпринимателем и осуществляющим управление автомобилем самостоятельно, в пределах значений, установленных настоящим пунктом.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

Допускается:

сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Водителям, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и осуществляющим эксплуатацию автомобиля вне границ населенных пунктов, допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)


Когда нужно установить суммированный учёт рабочего времени

По ст. 91 ТК РФ работник не может трудиться больше 40 часов в неделю. Для некоторых категорий сотрудников установлена сокращённая продолжительность рабочего времени:

  • для работников в возрасте до 16 лет – до 24 часов;

  • лиц от 16 до 18 лет, инвалидов I и II группы – до 35 часов;

  • для «вредников» (3 и 4 класс условий труда) – до 36 часов.

В ст. 94 ТК РФ прописана максимальная продолжительность рабочего дня (смены). Например, школьник от 14 до 15 лет не может трудиться больше 4 часов в день в период каникул, а «вредник» – больше 8 часов при 36-часовой рабочей неделе или 12 часов, если это предусмотрено отраслевым соглашением, коллективным договором и допсоглашением к трудовому договору.

Если по условиям производства или работы нельзя соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени, вводится суммированный учёт. Учётный период увеличивается со дня до месяца или года, и уже в его рамках определяется нормальное количество рабочих часов для отдельного работника. Если сотруднику по Трудовому кодексу положено сокращённое количество часов, то это тоже учитывается.

Внутри учётного периода в отдельные дни у сотрудника может быть увеличенная продолжительность рабочей смены, но это не будет считаться сверхурочной работой. Переработка в один день будет компенсироваться недоработкой в другие. Или работник может трудиться в субботу либо в воскресенье, но для него эти дни будут рабочими и оплачиваться будут в одинарном размере.

Суммированный учёт рабочего времени применяется при постоянных отклонениях от нормального режима работы из-за особенностей производства или оказания услуг.

Например, по Трудовому кодексу разрешено применять суммированный учёт:

  • при вахтовом методе – ст. 300 ТК РФ;

  • сменном характере работы – ст. 103 ТК РФ;

  • при гибком рабочем графике – ст. 102 ТК РФ.

Работодатель не может вводить его только для экономии на зарплате. Трудовой инспектор посчитает это за нарушение. Например, если работодатель решит ввести суммированный учёт на период подготовки годового отчёта, чтобы не оплачивать бухгалтеру переработки – это будет нарушением прав работника.

Подарок для наших читателей – запись вебинара по изменениям в бухучёте и налогообложении с 1 января 2023 года. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы!

Спикеры – известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:

  • Алексей Иванов – директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».

  • Людмила Архипкина – ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».

    Главные изменения в бухучёте и налогах в 2023 году

    Все новации в одном вебинаре

    Получите бесплатное видео с экспертным обзором!

    Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись

Как определить учётный период

Теоретически, чем шире период учёта рабочего времени, тем больше у кадровика пространства для манёвра. Но в ст. 104 ТК РФ есть ограничения для работодателя. Учётный период для суммированного учёта устанавливается от одного месяца до года.

Для «вредников» он не может превышать три месяца. Однако и им учётный период можно увеличить до года, если это разрешено отраслевым соглашением и коллективным договором из-за сезонного характера работы или технологических особенностей производства.

Пример 1.

Период путины лосося на Камчатке может длиться 4 месяца: с начала июня по конец сентября. В это время работники рыбозаводов могут трудиться по 12 часов в смену. Класс условий труда у рыбаков может быть 3 или 4. По ст. 104 ТК РФ учётный период для таких работников составляет три месяца. Но п.4.4 отраслевого соглашения по организациям рыбной отрасли на 2022-2023 годы от 05.12.2022 разрешает увеличить его по причине сезонности до шести месяцев. При этом переработки в путину будут компенсироваться недоработкой в оставшиеся два месяца.

Как правильно перейти на суммированный учёт рабочего времени

Суммированный учёт можно ввести для всей компании или для отдельных видов деятельности.

Алгоритм перехода:

  1. Узнать правила по соответствующему отраслевому соглашению. Перечень есть на сайте Минтруда в разделе «Документы». Если отраслевого соглашения нет, нужно руководствоваться только ст. 104 ТК РФ.

  2. Установить учётный период в коллективном договоре, если он превышает установленный для «вредников» период в три месяца.

  3. Выбрать систему оплаты труда – по окладу или по часовой тарифной ставке.

  4. Определить норму рабочего времени для разных категорий работников: «вредников», лиц до 18-ти лет, инвалидов, работников без льгот.

  5. Составить график сменности или график работы на вахте на учётный период. При гибком режиме работы условия определяются в допсоглашении к трудовому договору.

Порядок введения суммированного учета устанавливается в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Рассмотрим ситуацию, когда работодатель переходит на суммированный учёт с нормального режима работы. Ему придётся внести изменения в следующие документы:

  1. Коллективный договор. В нём устанавливаются учётный период для «вредников», если он превышает три месяца; графики сменности по ст. 103 ТК РФ; система оплаты труда. Изменения и дополнения в колдоговор вносятся вносятся в соответствии со ст. 44 ТК РФ. Без участия профсоюза скорректировать колдоговор не получится.

  2. Правила внутреннего трудового распорядка. Порядок введения суммированного учёта устанавливается в ПВТР по ст. 104 ТК РФ. Например, можно сразу установить, что он действует для всех работников. Или прописать, что суммированный учёт для отдельных категорий сотрудников вводится приказом директора, с соблюдением сроков уведомления работников по ст. 74 ТК РФ. Можно прописать все нюансы в ПВТР или выпустить отдельное положение о суммированном учёте, а в ПВТР дать ссылку на него. Дополнения в ПВТР вносятся с учётом мотивированного мнения профсоюза по ст. 372 ТК РФ.

  3. Трудовые договоры. Если у работников меняются условия оплаты и режим рабочего времени, это обязательно нужно отразить в трудовом договоре по ст. 57 ТК РФ. Работодатель должен предупредить сотрудников за два месяца до заключения дополнительного соглашения к нему в соответствии со ст. 74 ТК РФ.

Пример формулировки в трудовой договор для «вредника»: «Работнику устанавливается индивидуальное рабочее время по графику сменности с учётным периодом в три месяца. Работодатель гарантирует занятость по индивидуальному графику из расчёта не менее 36 часов в неделю за учётный период».

Суммированный учёт рабочего времени нельзя ввести просто приказом директора со следующего дня. Сначала нужно внести изменения в локальные акты и трудовые договоры, составить график сменности и заранее ознакомить с ним работников. До перехода на суммированный учёт работодатель будет оплачивать работникам все отклонения от нормального режима работы – переработки и труд в выходной день.

Как определить норму рабочего времени при суммированном учёте

При нормальной 40-часовой неделе сотрудник трудится 5 дней по 8 часов, и нет необходимости планировать для него графики. При суммированном учёте нужно определить нормы рабочего времени в каждый месяц и за учётный период в целом. Это требуется для справедливой оплаты труда.

Формулы для расчёта нормы рабочего времени при суммированном учёте с периодом в месяц по приказу Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н:

НРВмесяц = НПчас × РДмесяц – ПДчас

НПчас = РНтк / 5 дней,

где:

НРВмесяц – норма рабочего времени в месяц;

НПчас – нормальная продолжительность рабочего дня в часах;

РДмесяц – количество рабочих дней в месяце по производственному календарю;

ПДчас – сокращение количества рабочих часов в предпраздничные дни

РНтк – продолжительность рабочей недели для категории работника по ТК РФ (40 часов, 36 часов и т.д.)

Аналогично считается норма рабочего времени за квартал или год. За основу берётся производственный календарь с пятидневной рабочей неделей.

Пример 2.

В продуктовом магазине введён суммированный учёт рабочего времени, поскольку торговая точка работает ежедневно с 07:00 час. до 20:00 час. Учётный период – месяц. В апреле 2023 года по производственному календарю 20 рабочих дней, без предпраздничных сокращённой продолжительности на час. Для продавца Ивановой И.И. нет льгот по уменьшению продолжительности рабочего времени. Она должна отработать:

20 дней х (40 часов / 5 дней) = 160 часов.

Работодатель устанавливает ей график сменности по 12 часов в смену. В апреле Иванова должна работать:

160 часов / 12 часов в день = 13,3 дня.

Например, по графику сменности её рабочие дни могут приходиться на субботу 8 и 15 апреля, и эти дни будут оплачены ей как нормальная работа, а не работа в выходные дни. И 4 часа смены сверх 8 часов не считаются переработкой. Но если Иванова по графику работодателя будет трудиться не 160 часов, а 168 часов (14 рабочих дней), то 8 часов будут считаться уже сверхурочной работой.

Как составить график и вести учёт рабочего времени

В ст. 104 ТК РФ, которая регулирует суммированный учёт, нет требования о планировании рабочего времени по графикам. Такие документы разрабатывают по ст. 103 ТК РФ при сменном характере работы и по ст. 301 ТК РФ при вахтовом методе.

Но работодателям лучше составлять графики, чтобы не ограничивать себя в манёвре в учётном периоде. При жёстком чередовании выходных и рабочих дней в ПВТР у работника могут копиться недоработки или переработки.

Пример 3.

Норма рабочего времени в январе 2023 года при 40-часовой рабочей неделе – 136 часов. Сотрудник работает в режиме смена через два дня. Смена длится 12 часов. Начиная с 1-го числа, он отработает 11 смен. Это 132 часа рабочего времени. В январе будет недоработка в 4 часа.

В феврале 2023 года он отработает 9 смен по 12 часов или 108 часов. Недоработка по сравнению с нормой рабочего времени составит уже 35 часов, поскольку для февраля норма 143 часа. При графике сменности ему можно будет компенсировать недоработки установлением дополнительных смен.

Советы по составлению графика сменности

  1. Не стремитесь к точному почасовому соблюдению производственного календаря. Например, что работник должен отработать ровно 143 часа по нему в феврале 2023 года. Зачастую это невозможно.

  2. Если количество смен в учётном периоде получается дробным, округляйте в меньшую сторону. Не закладывайте изначально переработки – сверхурочную работу планировать нельзя. Трудовой инспектор сочтёт это нарушением трудового законодательства и назначит штраф. Можно запланировать небольшие недоработки и затем оплатить их по среднему заработку. Это будет дешевле, чем платить штраф за нарушение трудового законодательства.

  3. Не планируйте выход одного работника на работу в течение двух смен подряд. Это запрещено ст. 103 ТК РФ.

  4. Всегда сокращайте продолжительность ночных смен на час по ст. 96 ТК РФ.

  5. Уменьшайте норму рабочего времени на час работы в предпраздничные дни. Если сократить смену нельзя по условиям производства, переработка компенсируется дополнительным временем отдыха или оплачивается как сверхурочная работа в соответствии со ст. 95 ТК РФ.

  6. Планируйте перерывы по ст. 108 ТК РФ и ст. 109 ТК РФ, еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов по ст. 110 ТК РФ.

  7. Учитывайте максимальную разрешённую продолжительность рабочего дня или смены для отдельных категорий работников, например, водителей.

  8. Нерабочие праздничные дни считайте выходными днями. Привлечь работника на смену можно только с соблюдением ст. 113 ТК РФ.

  9. Отпуск при суммированном учёте планируйте по тем же правилам, что и для нормальной продолжительности рабочего времени – не менее 28 календарных дней в год.

  10. Ознакомьте работника с графиком сменности не менее чем за месяц до его ввода в действие; при работе вахтовым методом – не менее чем за два месяца.

Учёт фактически отработанного времени ведут по часам, не включая обеденные перерывы. Работодатель сам решает, какую форму табеля он будет для этого применять – Т-12 или Т-13.

Если работник отсутствовал по какой-то причине: болезнь, отпуск, командировка, то эти дни и приходящееся на них количество часов отнимают от нормы рабочего времени в месяц. Например, сотрудник устроился на сменную работу только с 14-го числа. В расчёт нормы рабочего времени для него в этом месяце не будут включать часы с 1-го по 13-е число.

Как оплачивать труд при суммированном учёте

Работодатель может выбрать один из двух вариантов:

  1. Платить по фиксированному окладу. Подход удобно применять, если учётный период равен месяцу. Если же он больше, то сотрудник за разное количество труда будет получать одинаковую зарплату, а это нарушает принцип трудового законодательства о справедливой оплате труда.

  2. Платить по часовой тарифной ставке (ЧТС). Этот подход более правильный, поскольку работник будет получать зарплату за фактически отработанное время.

ЧТС определяется исходя из нормы рабочего времени за год или из нормы рабочего времени за месяц.

ЧТС год = О х 12 / ГН

ЧТС месяц = О / МН,

где:

ЧТС год – часовая тарифная ставка при норме рабочего времени за год;

ЧТС месяц – часовая тарифная ставка при норме рабочего времени за месяц;

О – оклад по штатному расписанию;

ГН – годовая норма рабочих часов;

МН – месячная норма рабочих часов.

Пример 4.

Оклад работника 35 000 руб. Норма рабочего времени за 2023 год при 40-часовой рабочей неделе по производственному календарю 1 973 часа. В феврале 2023 года норма рабочего времени – 143 часа. Сотрудник отработал в феврале 142 часа. Рассчитаем зарплату за февраль 2023 года:

  1. при норме рабочего времени за год

ЧТС = 35 000 руб. в мес. х 12 мес. / 1973 часа = 212,87 руб. в час.

Зарплата за февраль = 212,87 руб. в час х 142 часа = 30 227,54 руб.

  1. при норме рабочего времени за месяц

ЧТС = 35 000 руб. в мес. / 143 часа = 244,75 руб. в час.

Зарплата за февраль = 244,75 руб. в час х 142 часа = 34 754,50 руб.

Работодатель сам выбирает, какую систему оплаты труда он будет применять – тарифную или окладную, и как он будет считать ЧТС при тарифной системе. Но этот способ нужно закрепить в ПВТР или трудовом договоре работника. Также в локальном акте надо прописать, как будут начисляться и выплачиваться компенсации, надбавки, если они приняты у работодателя.

Как оплачивать отклонения от нормы

Фактические переработки или недоработки устанавливаются по итогам учётного периода. Внутри него они могут компенсировать друг друга.

Если по итогам учётного периода работник отработал больше часов, чем по норме рабочего времени, то это переработки. Их оплачивают по правилам ст. 152 ТК РФ: в полуторном размере за первые два часа работы и в двойном – за последующие часы.

Если в учётном периоде сотрудник выполнил полностью график, но отработал меньше нормы по производственному календарю, то это недоработки по вине работодателя. Их оплачивают по среднему заработку согласно ст. 155 ТК РФ.

Сверхурочная работа для сотрудника по ст. 99 ТК РФ не может превышать 4 часа в течение 2-х дней подряд и 120 часов в год, иначе работодатель рискует получить штраф за нарушение трудового законодательства. Если у работника по итогам учётного периода возникают постоянные переработки, то надо либо менять график, либо нанимать дополнительный персонал, чтобы снизить нагрузку на работника.

Работа в выходной и праздничный день оплачивается по правилам ст. 153 ТК РФ. При тарифной системе оплаты это двойная ЧТС. При этом выходные дни для работника устанавливаются графиком, а праздничные считаются нерабочими всегда.

Работа в ночные смены – с 22:00 до 6:00 – учитывается отдельно. Она оплачивается по принятым у работодателя правилам, в повышенном размере. Минимальный размер повышения – 20% часовой тарифной ставки согласно постановлению от 22.07.2008 № 554.

Моё дело Бюро

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831

Особенности рабочего времени и времени отдыха водителей должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, а если условия работы отличаются от общеустановленных – в трудовом договоре в качестве одного из его обязательных условий.

!

1.    Рабочее  время водителей
В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Рабочее время водителя включает:
а) время управления автомобилем;
 Важно! Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

 Важно! На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
 Важно! Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

 Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 %. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Важно! Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. 
Продолжительность работы накануне выходных и нерабочих праздничных дней, а также в ночное время (с 22:00 до 06:00) сокращается на 1 час.
При работе во вредных или опасных условиях труда водителю устанавливается сокращенное рабочее время.

 Важно! К работе в ночное время не допускаются: 
— беременные женщины; 
— работники, не достигшие возраста восемнадцати лет.

Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, а также опекуны детей указанного возраста , родитель, имеющий ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работники, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в период до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов  следующим категориям водителей:

  • водителям, осуществляющим междугородние перевозки, – в случае необходимости дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
  • водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, при суммированном учете рабочего времени — по согласованию с профсоюзом (при наличии);
  • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях — если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

 Важно! Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. 

 Важно! Суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью один месяц устанавливается в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Учет рабочего времени ведется на основании путевых листов и табелей учета рабочего времени, основанных, в т.ч. на показателях тахометра. При вахтовом методе учет рабочего времени ведется на основании графиков работы.

 Важно! Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Водители могут привлекаться к сверхурочным работам на общих основаниях (см. памятку «Сверхурочная работа»). 

 Важно! При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением следующих оснований привлечения к сверхурочной работе:
— при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
— для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Исключение составляют случаи, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.

 Важно! Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. 
Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

 Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

 Важно! Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

 Важно! Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей.

В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

 Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

 Важно! При разделении рабочего дня (смены) на две и более части рабочего дня один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

!

2.    Время отдыха водителей
Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

 Важно! Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии) или по соглашению между работником и работодателем.
 Важно! Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
 Важно! При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.
 Важно! На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. 
Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. 
Важно! В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. 
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
 Важно! Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 45 часов.
При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в общем порядке (см. памятку «Привлечение к работе в выходные и праздничные дни»). 
 Важно! При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Водители имеют право на ежегодные оплачиваемые (основные и дополнительные) и неоплачиваемые отпуска в случаях, предусмотренных законодательством (см. памятки «Порядок предоставления дополнительного отпуска», «Отпуск без сохранения заработной платы», «Время отдыха», «Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска»).

Содержание страницы

  1. Особый вид учета рабочего времени – суммированный
  2. График суммированного учета рабочего времени (СУРВ)
  3. Оплата и сверхурочные (переработка при суммированном учете рабочего времени)
  4. Суммированный учет рабочего времени по периодам
  5. Пример расчета суммированного учета рабочего времени
  6. Правила суммированного учета рабочего времени

Запомните, СУРВ расшифровывается — суммированный учёт рабочего времени.

Существуют организации с такими особенностями организации труда, которые не позволяют устанавливать ежедневные или еженедельные нормы рабочих часов, например, сезонные производства. Но регулярно подсчитывать отработанные часы работодатель обязан в любом случае.

Для таких предприятий ТК РФ предусматривает особый режим учета – суммированный.

Как бы ни распределялись трудовые часы в продолжение недели, декады, месяца, квартала, их общее количество за учетный промежуток, который не превышает года, должен соответствовать нормативам, установленным в законодательстве.

Рассмотрим нюансы, касающиеся графика такого учета, а также проанализируем, как он будет реализовываться при сменном режиме труда. Коснемся вопросов начисления вознаграждения за труд при таком методе учета, в том числе и в ситуациях, когда имела место переработка. Покажем, как происходит расчет рабочих часов при суммировании на конкретном примере.

Как работодателю установить суммированный учет рабочего времени?

Особый вид учета рабочего времени – суммированный

Суммированный учет – это, по сути, специальный рабочий режим, основанный на соблюдении определенных графиков (как правило, это «скользящие» или сменные графики).

Основанием для установления таких графиков является причина «от противного» – когда нет возможности спланировать режим таким образом, чтобы рабочая неделя составляла твердое количество часов, предусмотренное нормами ст. 91-92 ТК РФ:

  • 24 – для молодежи до 16 лет;
  • 35 – для имеющих группу инвалидности;
  • 36 – для педагогов и работников вредных производств;
  • 39 – для медиков
  • 40 часов – стандартная продолжительность.

Рабочая неделя не может включать больше 40 часов.

При СУРВ недоработка в течение одного периода сможет быть компенсирована переработкой в другие временные промежутки, что в сумме выходит на требуемый нормой результат.

График суммированного учета рабочего времени (СУРВ)

ВАЖНО! Рекомендации по составлению графика суммированного учета рабочего времени от КонсультантПлюс доступны по ссылке

При введении на предприятии системы СУРВ обязательным документом является график работы.

К СВЕДЕНИЮ! Ст. 103 ТК РФ однозначно требует составления графика СУРВ только для режима работы, предусматривающего сменность. Для остальных рабочих режимов такое требование не является законодательно обязательным. Тем не менее, чаще всего работодатели предпочитают составлять такие графики, поскольку обеспечить соответствие рабочего времени законодательным нормам, особенно в длительном учетном периоде, иным способом практически невозможно.

График составляется на основе нормативных документов предприятия:

  • колдоговора;
  • трудовых индивидуальных договоров или допсоглашений к ним;
  • правил внутреннего трудового распорядка;
  • иных локальных актов.

ВНИМАНИЕ! График СУРВ может составляться как для всего предприятия в целом, так и для отдельных групп сотрудников или лиц, применяться на постоянной основе или вводиться временно.

Главные сложности при составлении графика

Организация графика суммированного учета – довольно кропотливая процедура. Составители сталкиваются в процессе планирования со многими сложностями, решать которые приходится, исходя из конкретных ситуаций. Рассмотрим основные сложности, стоящие на пути составителя графика СУРВ, и наметим возможные пути их преодоления.

  1. Установка чередования смен и выходных дней. В зависимости от продолжительности смены, за учетный год может накопиться такое количество часов работы, которое не уложится в установленную годовую норму. Такое может случиться, если, например, норма за год получается нечетной, а смена рассчитана на четное количество. Выход может быть в том, чтобы составлять график с минимальной недоработкой либо корректировать отработку дополнительными выходными днями. Для этого не стоит прописывать в нормативных документах слишком строгое сочетание периодичности рабочих смен и выходных дней, чтобы иметь возможность «маневров».
  2. Санкции за превышение часовых норм. Закон не разрешает переработки свыше установленных лимитов. Поэтому, если график спланирован так, что предусматривает переработку, инспекционные органы могут счесть это нарушением. Выход: при невозможности точного соблюдения нормы в графике менее «травматична» запланированная недоработка (разумеется, минимальная), чем даже небольшая переработка. Недоработку по вине работодателя придется просто оплатить по среднему уровню заработной платы, а переработка чревата штрафными санкциями.
  3. Ознакомление работников с графиком. Ст. 103 ТК РФ требует ознакомления работника с графиком сменности не позднее 30 дней до его введения под его письменное подтверждение согласия. Однако, тут у работодателя может возникнуть еще одна сложность. СУРВ – такой режим, при котором производственная необходимость в любой момент может заставить корректировать принятый график. Конечно, общее число часов за учетный период в любом случае должно остаться без изменений, но может потребоваться исправить соотношение выходных и рабочих смен. А ознакомление работника под роспись делает невозможным любые изменения графика меньше, чем за месяц.

    Если же такие изменения будут внесены, они будут признаны отклонением от режима работы, соответственно, их отработка будет квалифицирована как сверхурочная работа либо занятость в выходной, а это уже другие нормы оплаты.

    К тому же, для такой отработки опять-таки требуется согласие сотрудника и издание письменного распоряжения руководства. Выход: знакомить работника с графиком работодатель, безусловно, обязан, но закон не говорит, что согласие должно подтверждать график сразу на весь учетный период, даже если он и составляет целый год. Работодателю целесообразно составить предварительный годовой график учета СУРВ, а вводить его в работу небольшими частями, удобнее всего месячными периодами. Таким образом, работник будет знакомиться с новым графиком и подписывать его ежемесячно, и в него можно будет своевременно вносить необходимые коррективы.

Оплата и сверхурочные (переработка при суммированном учете рабочего времени)

Трудовое вознаграждение при соблюдении графика СУРВ

Способ начисления оплаты выбирает работодатель, согласовывает его с принимаемым на работу сотрудником, что закрепляется в трудовом или коллективном договоре. Возможно применение различных систем зарплаты.

Наиболее часто применяется система оплаты труда за фактически отработанное время:

  • почасовые тарифные ставки: ежемесячно выплачиваемая сумма рассчитывается исходя из отработанных часов в течение каждого конкретного месяца;
  • должностные оклады: ежемесячно выплачивается фиксированная сумма, если отработаны все смены в соответствии с запланированными графиком.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При окладной системе средняя зарплата за 1 час труда будет разная в тот или иной месяц, общая сумма «набежит» только по окончании учетного периода. При почасовой тарификации стоимость часа всегда одинаковая, поскольку является фиксированной величиной, закрепленной документально.

Возможно применение сдельной оплаты труда, когда вознаграждение начисляется в зависимости от количества единиц произведенной продукции или выполненных операций.

Оплата за переработки при СУРВ

При режиме СУРВ, как и при иных рабочих режимах, иногда складывается производственная необходимость в отработке большего количества часов, чем это допускают нормы трудового права.

Сверхурочная работа – это переработка сверх нормированного количества часов, составляющих учетный период. Понятие «учетный период» здесь является ключевым, поскольку сама логика СУРВ предусматривает переработку в другие временные промежутки, компенсируемую меньшей отработкой в другие периоды. Таким образом, при годичном учетном периоде не может быть сочтена сверхурочной переработка за неделю или месяц, даже если ее не заложили при составлении графика.

СПРАВКА! Подсчет и начисление платы за сверхурочные часы производят исключительно по итогам всего учетного периода, а если сотрудник уходит, то на дату его увольнения.

Инспекционные органы относятся с пониманием к сложностям планирования СУРВ, допуская переработку, не превышающую установленных пределов: для каждого члена рабочего коллектива в течение года не может быть переработано больше 120 часов, а в продолжение 2 дней подряд – более 4 часов (ст. 99 ТК РФ).

Если составить график без заложенной в него переработки не представляется возможным, это значит, что в организации не хватает кадров, и ей следует увеличить численность персонала.

Нормы оплаты сверхурочных

Трудовое законодательство предусматривает особый регламент начисления трудового вознаграждения за сверхурочное время:

  • за первые переработанные два часа полуторная оплата;
  • за последующие часы – удвоенная почасовая ставка (при часовой тарификации);
  • доплата в сумме еще одного соответствующего почасового тарифа (при сдельной оплате).

ПОМНИТЕ! Нельзя компенсировать переработку в одном учетном периоде недостачей рабочих часов в следующем.

За ночной труд предусмотрены дополнительные финансовые бонусы, составляющие не ниже 20% от средней тарифной почасовой ставки за каждый отработанный час ночной смены.

В праздники и выходные дни оплата за работу также предусматривает повышенный размер:

  • почасовикам – двойная ставка за час;
  • сдельщикам – двойная расценка;
  • «сидящим» на окладе – одинарный или двойной среднедневной или среднечасовой заработок (удвоение зависит от того, имела ли место переработка наряду с выходом в нерабочий день).

Решение особо сложных вопросов оплаты работы в выходные дни при суммированном учете рабочего времени

Допускается компенсация не в финансовой форме, а в виде дополнительного времени для отдыха (это согласовывается с самим рабочим).

ВАЖНО! Если выход сотрудника в день праздника или выходного предусмотрен по графику СУРВ, то это время засчитывается как рабочее и входит в норму, которая установлена за учетный период.

Суммированный учет рабочего времени по периодам

Важный момент при планировании СУРВ – выбор оптимального учетного периода.

Нужно установить тот временной промежуток, в течение которого персонал гарантированно наберет более или менее постоянную сумму отработанных часов, соответствующих нормам. Закон оставляет этот выбор за работодателем, который последний делает, исходя из соображений целесообразности. Он может составлять:

  • декаду;
  • месяц;
  • двухмесячный промежуток;
  • квартал;
  • полугодие;
  • год.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Срок, превышающий годичный, законодательно не предусмотрен!

Для некоторых видов деятельности учетный период прописан в законодательстве, например, для водителей он должен быть равен месяцу. Для сотрудников вредных производств и трудящихся в опасных условиях при СУРВ нельзя превышать трехмесячный учетный период.

Если периодичность рабочих и выходных более-менее постоянная, то стоит устанавливать «четный» учетный период (2 месяца, полугодие, год), чтобы переработки одной половины перекрывали недостачи рабочих часов в другой. При сезонной работе целесообразен максимальный учетный период, тогда «сезон» легко перекроет «несезон».

Суммированный учет: рекомендации для работодателя, чтобы ничего не нарушить

Пример расчета суммированного учета рабочего времени

Приведем конкретный пример расчета СУРВ.

В организации принят суммированный учет рабочего времени. За норму принята стандартная неделя в 40 часов, учетным периодом выбран квартал.

Сначала вычисляется норма рабочего времени. Для этого 40 часов нужно разделить на 5 дней (стандартную продолжительность рабочей недели), а затем умножить на количество рабочих дней в каждом месяце. Не забываем вычесть по 1 часу за каждый предпраздничный день. Можно не производить этих вычислений, а просто посмотреть данные производственного календаря, где они уже заранее подсчитаны и приведены для разных вводных данных: для учетного периода в неделю, месяц, квартал или год при рабочей неделе различной продолжительности.

Теперь посмотрим фактически отработанные временные показатели. За 1 квартал года время, фактически отработанное в соответствии с графиком, составило:

  • в январе – 158 часов;
  • в феврале – 150 часов;
  • в марте – 172 часа.

Итого в сумме 480 часов.

Если свериться с производственным календарем на этот год, то в 1 квартале норма рабочего времени насчитывает 482 часа. Таким образом, мы видим 2-часовую недоработку по вине работодателя, которую работникам нужно будет оплатить по среднечасовому тарифу, он вычисляется путем деления месячной заработанной суммы на количество часов, отработанных в этом месяце.

За 2 квартал отработанные часы составили:

  • в апреле – 164 часа;
  • в мае – 156 часов;
  • в июне – 188 часов.

В сумме это 508 часов.

Производственный календарь предусматривает как раз это количество, так что график выполнен без переработок и недоработок.

В 3 квартале наблюдалась такая картина по графику:

  • в июле – 166 часов;
  • в августе –174 часа;
  • в сентябре – 172 часа.

Сумма составляет 512 часов, тогда как производственный календарь на 3 квартал данного года предусматривает 500 часов. Получается переработка в 12 часов, которую по закону надо оформить и оплатить как сверхурочные: 2 часа по полуторному тарифу, остальные 10 часов – по двойному. Дополнительная выплата должна быть начислена в сентябре.

Правила суммированного учета рабочего времени

Подытожим требования к СУРВ: работодатель при планировании такого режима работы должен учитывать следующие важные моменты.

  1. СУРВ в обязательном порядке вводится в организациях, которые не могут обеспечить постоянное соблюдение рабочих часов в продолжение рабочего дня (смены) или недели.
  2. Количество отработанного времени при СУРВ за учетный период не должно превышать предусмотренное законодательными нормами.
  3. График СУРВ обязателен при организации посменного режима труда и желателен при всех остальных режимах.
  4. Учетный период при режиме СУРВ устанавливается произвольно, кроме тех видов деятельности, где он предусмотрен законом, и его неправомерно устанавливать длиннее 1 года.
  5. В графике СУРВ обязательно должны быть регламентированы следующие позиции:
    • начало и завершение трудового процесса;
    • длительность смены (рабочего дня) в часах;
    • периодичность рабочих смен и выходных дней;
    • время междусменного отдыха.
  6. Запрещается закладывать в график существенную переработку (это чревато админответственностью), нежелательна и недоработка. Если фактически произошло то или другое, это должно быть компенсировано работодателем в установленном законом порядке.
  7. Сверхурочные часы вычисляются и оплачиваются после истечения учетного периода.
  8. Работа в государственные праздники по графику входит в общую норму часов, хотя и дополнительно оплачивается или компенсируется, не являясь при этом сверхурочной.
  9. Для работника, приступившего к своим обязанностям не в начале учетного периода, общая часовая норма уменьшается.
  10. Отсутствие сотрудника по уважительной причине, в частности, из-за больничного или отпуска, исключает пропущенные часы из его нормы по учетному периоду.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тротлит процессор как исправить
  • Как найти рубль от евро
  • Как найти площадь закрашенной поверхности
  • Как найти ватсап на компьютере через телефон
  • Как найти все логины почты