Как составить график с дробями

1. Дробно-линейная функция и ее график

Функция вида y = P(x) / Q(x), где P(x) и Q(x) – многочлены, называется дробно-рациональной функцией.

С понятием рациональных чисел вы уже наверняка знакомы. Аналогично рациональные функции – это функции, которые можно представить как частное двух многочленов.

Если дробно-рациональная функция представляет собой частное двух линейных функций – многочленов первой степени, т.е. функцию вида

y = (ax + b) / (cx + d), то ее называют дробно-линейной.

Заметим, что в функции y = (ax + b) / (cx + d), c ≠ 0 (иначе функция становится линейной y = ax/d + b/d) и что a/c ≠ b/d (иначе функция константа). Дробно-линейная функция определена при всех действительных числах, кроме x = -d/c. Графики дробно-линейных функций по форме не отличаются от известного вам графика y = 1/x. Кривая, являющаяся графиком функции y = 1/x, называется гиперболой. При неограниченном увеличении x по абсолютной величине функция y = 1/x неограниченно уменьшается по абсолютной величине и обе ветки графика приближаются к оси абсцисс: правая приближается сверху, а левая – снизу. Прямые, к которым приближаются ветки гиперболы, называются ее асимптотами.

Пример 1.

y = (2x + 1) / (x – 3).

Решение.

Выделим целую часть: (2x + 1) / (x – 3) = 2 + 7/(x – 3).

Теперь легко видеть, что график этой функции получается из графика функции y = 1/x следующими преобразованиями: сдвигом на 3 единичных отрезка вправо, растяжением вдоль оси Oy в 7 раз и сдвигом на 2 единичных отрезка вверх.

Любую дробь y = (ax + b) / (cx + d) можно записать аналогичным образом, выделив «целую часть». Следовательно, графики всех дробно-линейных функций есть гиперболы, различным образом сдвинутые вдоль координатных осей и растянутые по оси Oy.

Для построения графика какой-нибудь произвольной дробно-линейной функции совсем не обязательно дробь, задающую эту функцию, преобразовывать. Поскольку мы знаем, что график есть гипербола, будет достаточно найти прямые, к которым приближаются ее ветки – асимптоты гиперболы x = -d/c и y = a/c.

Пример 2.

Найти асимптоты графика функции y = (3x + 5)/(2x + 2).

Решение.

Функция не определена, при x = -1. Значит, прямая x = -1 служит вертикальной асимптотой. Для нахождения горизонтальной асимптоты, выясним, к чему приближаются значения функции y(x), когда аргумент x возрастает по абсолютной величине.

Для этого разделим числитель и знаменатель дроби на x:

y = (3 + 5/x) / (2 + 2/x).

При x → ∞ дробь будет стремиться к 3/2. Значит, горизонтальная асимптота – это прямая y = 3/2.

Пример 3.

Построить график функции y = (2x + 1)/(x + 1).

Решение.

Выделим у дроби «целую часть»:

(2x + 1) / (x + 1) = (2x + 2 – 1) / (x + 1) = 2(x + 1) / (x + 1) – 1/(x + 1) =

= 2 – 1/(x + 1).

Теперь легко видеть, что график этой функции получается из графика функции y = 1/x следующими преобразованиями: сдвигом на 1 единицу влево, симметричным отображением относительно Ox и сдвигом на 2 единичных отрезка вверх по оси Oy.

Область определения D(y) = (-∞; -1)ᴗ(-1; +∞).

Область значений E(y) = (-∞; 2)ᴗ(2; +∞).

Точки пересечения с осями: c Oy: (0; 1); c Ox: (-1/2; 0). Функция возрастает на каждом из промежутков области определения.

Ответ: рисунок 1.Функции и их графики

2. Дробно-рациональная функция

Рассмотрим дробно-рациональную функцию вида y = P(x) / Q(x), где P(x) и Q(x) – многочлены, степени выше первой.

Примеры таких рациональных функций:

y = (x3 – 5x + 6) / (x7 – 6) или y = (x – 2)2(x + 1) / (x2 + 3).

Если функция y = P(x) / Q(x) представляет собой частное двух многочленов степени выше первой, то ее график будет, как правило, сложнее, и построить его точно, со всеми деталями бывает иногда трудно. Однако, часто достаточно применить приемы, аналогичные тем, с которыми мы уже познакомились выше.

Пусть дробь – правильная (n < m). Известно, что любую несократимую рациональную дробь можно представить, и притом единственным образом, в виде суммы конечного числа элементарных дробей, вид которых определяется разложением знаменателя дроби Q(x) в произведение действительных сомножителей:

P(x)/Q(x) = A1/(x – K1)m1 + A2/(x – K1)m1-1 + … + Am1/(x – K1) + …+

+ L1/(x – Ks)ms + L2/(x – Ks)ms-1 + … + Lms/(x – Ks) + …+

+ (B1x + C1) / (x2 +p1x + q1)m1 + … + (Bm1x + Cm1) / (x2 +p1x + q1) + …+

+ (M1x + N1) / (x2 +ptx + qt)m1 + … + (Mm1x + Nm1) / (x2 +ptx + qt).

Очевидно, что график дробно-рациональной функции можно получить как сумму графиков элементарных дробей.

Построение графиков дробно-рациональных функций

Рассмотрим несколько способов построения графиков дробно-рациональной функции.

Пример 4.

Построить график функции y = 1/x2.

Решение.

Используем график функции y = x2 для построения графика y = 1/x2 и воспользуемся приемом «деления» графиков.

Область определения D(y) = (-∞; 0)ᴗ(0; +∞).

Область значений E(y) = (0; +∞).

Точек пересечения с осями нет. Функция четная. Возрастает при все х из интервала (-∞; 0), убывает при x от 0 до +∞.

Ответ: рисунок 2.

Пример 5.

Построить график функции y = (x2 – 4x + 3) / (9 – 3x).

Решение.

Область определения D(y) = (-∞; 3)ᴗ(3; +∞).

y = (x2 – 4x + 3) / (9 – 3x) = (x – 3)(x – 1) / (-3(x – 3)) = -(x – 1)/3 = -x/3 + 1/3.

Здесь мы использовали прием разложения на множители, сокращения и приведения к линейной функции.

Ответ: рисунок 3.Функции и их графики

Пример 6.

Построить график функции y = (x2 – 1)/(x2 + 1).

Решение.

Область определения D(y) = R. Так как функция четная, то график симметричен относительно оси ординат. Прежде чем строить график, опять преобразуем выражение, выделив целую часть:

y = (x2 – 1)/(x2 + 1) = 1 – 2/(x2 + 1).

Заметим, что выделение целой части в формуле дробно-рациональной функции является одним из основных при построении графиков.

Если x → ±∞, то y → 1, т.е. прямая y = 1 является горизонтальной асимптотой.

Ответ: рисунок 4.

Пример 7.

Рассмотрим функцию y = x/(x2 + 1) и попробуем точно найти наибольшее ее значение, т.е. самую высокую точку правой половины графика. Чтобы точно построить этот график, сегодняшних знаний недостаточно. Очевидно, что наша кривая не может «подняться» очень высоко, т.к. знаменатель довольно быстро начинает «обгонять» числитель. Посмотрим, может ли значение функции равняться 1. Для этого нужно решить уравнение x2 + 1 = x, x2 – x + 1 = 0. Это уравнение не имеет действительных корней. Значит, наше предположение не верно. Чтобы найти самое большое значение функции, надо узнать, при каком самом большом А уравнение А = x/(x2 + 1) будет иметь решение. Заменим исходное уравнение квадратным: Аx2 – x + А = 0. Это уравнение имеет решение, когда 1 – 4А2 ≥ 0. Отсюда находим наибольшее значение А = 1/2.Функции и их графики

Ответ: рисунок 5, max y(x) = ½.

 Остались вопросы? Не знаете, как строить графики функций?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  1. Построение графика функции $y = frac{x+1}{x-1}$ последовательными преобразованиями гиперболы $y = frac{1}{x}$
  2. Анализ асимптот
  3. Алгоритм построения графика дробно-линейной функции
  4. Примеры

Построение графика функции $y = frac{x+1}{x-1}$ последовательными преобразованиями гиперболы $y = frac{1}{x}$

Начнём исследование с построения графика для $y = frac{x+1}{x-1}$.

Выделим целую часть в дроби: $y = frac{x+1}{x-1} = frac{(x-1)+2}{x-1} = 1+ frac{2}{x-1}$

Согласно §47-48 данного справочника, эта функция последовательно получается из гиперболы

$$ y = frac{1}{x} xrightarrow{2f(x)} y = frac{2}{x} xrightarrow{2f(x-1)} y = frac{2}{x-1} xrightarrow{2f(x-1)+1} y = frac{2}{x-1} +1 $$

Построение графика функции $y = frac{x+1}{x-1}$ последовательными преобразованиями гиперболы $y = frac{1}{x}$

Шаг 1. 2f(x) – функция $y = frac{1}{x}$ растягивается в 2 раза по оси OY, получаем $y = frac{2}{x}$

Шаг 2. 2f(x-1) – функция $y = frac{2}{x}$ сдвигается вправо на 1 по оси OX, получаем $y = frac{2}{x-1}$

Шаг 3. 2f(x-1)+1 — функция $ y = frac{2}{x-1}$ сдвигается вверх на 1 по оси OY, получаем $y = frac{2}{x-1}+1$.

Анализ асимптот

Итоговым графиком $y = frac{x+1}{x-1}$ является гипербола.

Ветки гиперболы ограничены двумя прямыми, которые называют асимптотами.

Ветки на бесконечности стремятся к этим прямым, но никогда их не достигают.

Рассмотрим смещение асимптот при построении.

Для исходного графика $y = frac{1}{x}$ асимптотами являются оси координат, x=0,y=0

Для графика $y = frac{2}{x}$ оси координат остаются асимптотами.

Для графика $y = frac{2}{x-1}$ происходит сдвиг вправо, асимптоты x=1,y=0

Для графика $y = frac{2}{x-1}+1$ происходит сдвиг вверх, конечные асимптоты x = 1, y = 1

Анализ асимптот

Асимптоты служат хорошим ориентиром для построения графика гиперболы.

В данном случае, достаточно построить гиперболу $y = frac{2}{x}$ и переместить её параллельным переносом, заданным переносом точки пересечения асимптот из (0;0) в (1;1).

Алгоритм построения графика дробно-линейной функции

На входе

$$ y = frac{ax+b}{cx+d}, c neq 0, ad-bc neq 0 $$

Шаг 1. Выделить целую часть из дроби и представить её в виде $y = frac{A}{x+B}+C$

Шаг 2. Построить график $y = frac{A}{x}$.

Шаг 3. Построить горизонтальную асимптоту x = -B.

Шаг 4. Построить вертикальную асимптоту y = C.

Шаг 5. Переместить исходный график $y = frac{A}{x}$ параллельным переносом точки пересечения асимптот из (0;0) в (-B;C).

Если необходимо, отметить дополнительные точки, соединить кривой.

Гипербола $y = frac{A}{x+B}+C$ построена.

Примеры

Пример 1. Постройте график функции $y = frac{x+1}{x-3}$

Выделяем целую часть: $y = frac{x+1}{x-3} = frac{(x-3)+4}{x-3} = frac{4}{x-3} +1$

Исходная гипербола $y = frac{4}{x}$.

Асимптоты: x = 3, y = 1.

Получаем:

Пример 1.

Пример 2. Постройте график функции $y = frac{x}{x+2}$

Выделяем целую часть: $y = frac{x}{x+2} = frac{(x+2)-2}{x+2} = frac{2}{x+2} +1$

Исходная гипербола $y = -frac{2}{x}$.

Асимптоты: x = -2, y = 1.

Получаем:

Пример 2.

Пример 3*. Постройте график функции $y = frac{2x^2-8x}{x^2-7x+12}$

Преобразуем дробь:

$$ y = frac{2x^2-8x}{x^2-7x+12} = frac{2x(x-4)}{(x-3)(x-4)} = {left{ begin{array}{c} frac{2x}{x-3} \ x neq 4 end{array} right.} $$

$x neq 4$ — исключенная точка.

Выделим целую часть:

$$ y = frac{2x}{x-3} = frac{2x-6+6}{x-3} = frac{2(x-3)+3}{x-3} = frac{3}{x-3} +2 $$

Исходная гипербола $y = frac{3}{x}$.

Асимптоты: x = 3, y = 2.

Учитывая исключенную точку, получаем:

Пример 3*.

You can graph a fraction in three different ways. The first is if you need to find out where a fraction exists on a number line; the second is if you’re graphing coordinates that have fractional values. If you’ve ever read a ruler, you already have an intuitive grasp of the concepts you’ll need for those two missions. The third option is when you’re using slope, which is usually expressed as a fraction, to draw the graph of a line. If you’ve already mastered basic graphing, you already know everything you need for that particular challenge.

Graphing Fractions on a Number Line

Graphing or drawing fractions in the right place on a number line is a lot like reading a ruler – except that you have to draw the ruler yourself.

    Reduce the fraction to lowest terms by canceling common factors from the numerator and denominator. For example, if you’ve been asked to graph 10/15 on a number line, you could factor 5 out of both the numerator and denominator, leaving yourself with 2/3.

    Tips

    • You can write the fraction in any form you want, but reducing it to lowest terms will save you a lot of labor when it comes to drawing the number line.

    Locate the integers that would be to either side of the fraction on the number line. In this case, the next whole number larger than 2/3 is 1, and the next smaller number is 0. Mark those numbers on the number line, leaving enough room for several subdivisions between them.

    Note the denominator of your fraction; continuing the example, the denominator is 3. Mark that many subdivisions between the integers from Step 2. So in this case, you’d mark out three subdivisions between 0 and 1.

    Count out the subdivisions, starting from the lower integer you mapped out and moving toward the larger number. Stop when you’ve counted as many subdivisions as the numerator of the fraction. So in this case, because the fraction is 2/3, you’d stop after counting two of the three subdivisions. The place you stopped is where you place a mark for the fraction; make sure you remember to label it.

    Tips

    • Counting the number of subdivisions in your number line is just like counting the subdivisions on a ruler.

Graphic Coordinates That Involve Fractions

A two-dimensional graph is just a pair of number lines set perpendicular to each other, so much of what you learned in the previous example can be put to work for graphing in two dimensions, too.

    Reduce any fractional parts of the coordinate set(s) to lowest terms if this hasn’t been done already. In this case, imagine that you’ve been asked to graph the coordinate set (2, 3/7). The fraction is already in lowest terms, so continue to the next step.

    Note the number in the denominator of the fraction. Once again, this is the number of subdivisions you should make between integers. But this time, you must also look at the other coordinates you’re being asked to graph.

    If there are fractions with other denominators, you’ll need to either approximate their placement or find a common denominator between all the fractions involved. Also, the scale of each axis must be large enough that even the most extreme values from your set of coordinates will still appear on the graph.

    Label each axis with its units of measure (if appropriate) and then label along the axes to show their scale, just as you would with any number line.

    Plot your points in the graph, using the same «count and mark» method laid out in the previous example to precisely place the fractional values.

Graphing a Line Using Fractional Slope

If you’re an algebra student learning to graph lines, you’ve probably already run into the concept of slope. Simply put, slope tells you how steeply a line tilts up or down. It’s often expressed as a fraction, with the numerator showing the change in the y coordinate and the denominator showing the change in the x coordinate.

    In order for the slope of the line to be useful, you must also know the coordinates for at least one point on the line. Whatever those coordinates are, graph them.

    Starting from the point that you just graphed, count up the number units that are in the numerator of the fraction that represents your slope. So if the fraction is 4/5, you’d count up four units. (If the fraction were -4/5, you’d count down four units.)

    Starting from where you ended up in Step 2, count across the same number of units that are in the denominator of your slope. Continuing the example, if the fraction is 4/5, you’d count 5 units in the positive (rightward) direction. If the slope were 4/(-5), you’d count 5 units in the negative (leftward) direction.

    The point you’ve just arrived at is on your line; mark it. You can continue as necessary to graph more points on the line, starting the process over from the last marked point every time.

Конспект

Функция обратной пропорциональности

Графиком этой функции является гипербола.

Областью определения данной функции является всё множество чисел отличных от нуля.

Возьмём функцию , х > 0, k = 2

Обратим внимание, что при неограниченном возрастании положительных значений аргумента, сами значения функции убывают и стремятся к нулю.

Такая же ситуация происходит при неограниченном уменьшении аргумента функции, значения функции возрастают и стремятся к нулю.

x 0,25 0,4 1 2 4 8
y 8 5 2 1 0,5 0,25
х –0,25 –0,4 –1 –2 –4 –8
y –8 –5 –2 –1 –0,5 –0,25

При x > 0 и x → +∞, то y → 0; при x < 0 и x → –∞, то y → 0.

Обратим внимание на график.

При возрастании положительных значений аргумента x (x → +∞), значения функции y остаются положительными, но убывают и стремятся к нулю. График неограниченно приближается к оси x.

В этом случае говорят, что ось x является асимптотой графика функции.

Для функции при k > 0 ось абсцисс является асимптотой функции.

Асимптотой графика функции называется прямая линия, к которой приближаются бесконечно близко точки графика функции по мере их удаления в бесконечность.

Гипербола имеет еще одну асимптоту – ось ординат.

Ось ординат является асимптотой функции при k > 0.

Функция при k < 0 также будет иметь две асимптоты в виде осей х и y.

Дробно-линейная функция

Функция, в правой части которой представлена дробь с числителем в виде многочлена первой степени или числа отличного от нуля, а знаменатель является многочленом первой степени, называется дробно-линейной функцией.

Пример функции: .

Общий вид дробно-линейной функции

, где

х – переменная; a, b, c, d – произвольные числа.

Важно! с ≠ 0, ad – bc ≠ 0

Пояснение ограничений.

    с = 0

    . Получили линейную функцию.

    ad – bc ≠ 0

Рассмотрим на примере функции . 3 • 4 – 6 • 2 = 0.

 – константа (число).

Правила параллельного переноса графиков функций

График функции y = f(x) + n → y = f(x), при n > 0 – вверх по оси y, n < 0 – вниз по оси y.

График функции y = f(x – m) → y = f(x – m), при m > 0 – вправо по оси x, m < 0 – влево по оси x.

График гиперболы можно переносить вдоль осей по схожему принципу.

Рассмотрим пример №1..

Произведём преобразования, приведём функцию к виду

.

.

Данный вид соответствует тому к которому надо было привести функцию: k = 9, m = 1, n = 3.

График, полученной нами функции можно получить с помощью двух параллельных переносов в соответствии со значениями m = 1 по оси x вправо и n = 3 по оси y вверх графика функции .

Функция . Т. к. это гипербола, т. е. имеет две ветви, то составим две таблицы значений.

x 1 1,5 3 5 8
y 9 6 3 1,8 1,1
x –1 –1,5 –3 –5 –8
y –9 –6 –3 –1,8 –1,1

Построим красным пунктиром асимптоты к нашей целевой функции, так как они тоже сдвинутся на значения m и n.

Т. е., выделив из дроби целую часть, мы нашли асимптоты будущего графика.

Выполним построение гиперболы по указанным значениям.

График функции

x 0 –0,5 –2 –4 –9
y –6 –3 0 1,2 2,1
x 2 2,5 4 6 9
y 12 9 6 4,8 4

Рассмотрим пример №2.

Построить график функции .

Найдём асимптоты будущего графика функции.

.

k = 5; m = –1; n = –4.

Асимптоты будущего графика функции нужно сместить на 1 единицу влево по оси x и на 4 единицы вниз по оси y.

Определена «родительская» функция .

Выполним построение гиперболы по указанным значениям.

График функции

x –0,5 0 1,5 4 9
y 6 1 –2 –3 –3,5
x –11 –6 –3 –2 –1,5
y –4,5 –5 –6,5 –9 –14

Выводы.

    • Любую дробно-линейную функцию вида можно представить в виде .

    • Графиком дробно-линейной функции является гипербола, которую можно построить из гиперболы функции с помощью двух параллельных переносов.

Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

Функция у = и её график.

ЦЕЛИ:

1) ввести определение функции у = ;

2) научить строить график функции у = , используя
программу Agrapher;

3) сформировать умение строить эскизы графиков
функции у = ,
используя свойства преобразования графиков
функций;

4) научить читать графики функций у =.

I. Новый материал – развёрнутая беседа.

У: Рассмотрим функции, заданные формулами у = ; у = ; у = .

Что представляют собой выражения, записанные в
правых частях этих формул?

Д: Правые части этих формул имеют вид
рациональной дроби, у которой числитель-двучлен
первой степени или число, отличное от нуля, а
знаменатель-двучлен первой степени.

У: Такие функции принято задавать формулой
вида

у = (1).

Рассмотрите случаи когда а) с = 0 или в) = .

(Если во втором случае учащиеся будут
испытывать затруднения, то нужно попросить их
выра зить с из заданной пропорции и затем
подставить полученное выражение в формулу (1)).

Д1: Если с = 0, то у = х + в – линейная функция.

Д2: Если = , то с = . Подставив
значение с в формулу (1) получим:

= = = , то есть у = — линейная функция.

У: Функция, которую можно задать формулой
вида у =, где
буквой х обозначена незави-

симая переменная, а буквами а, в, с и d –
произвольные числа, причём с0 и аd – вс 0, называется дробно-линейной
функцией.

Покажем, что графиком дробно-линейной функции
является гипербола.

Пример 1. Построим график функции у = . Выделим из дроби целую часть.

Имеем: = = = 1 + .

График функции у = +1 можно получить из графика функции у = с помощью двух
параллельных переносов: сдвига на 2 единицы
вправо вдоль оси Х и сдвига на 1 единицу вверх в
направлении оси У. При этих сдвигах переместятся
асимптоты гиперболы у = : прямая х = 0 (т. е. ось У) – на 2 единицы
вправо, а прямая у = 0 (т. е. ось Х) – на одну единицу
вверх. Прежде чем строить график, проведём на
координатной плоскости пунктиром асимптоты:
прямые х = 2 и у = 1 (рис. 1а). Учитывая,
что гипербола состоит из двух ветвей, для
построения каждой из них составим, используя
программу Agrapher, две таблицы: одну для х>2, а
другую для х<2.

х 1 0 -1 -2 -4 -10
у -5 -2 -1 -0,5 0 0,5
х 3 4 5 6 8 12
у 7 4 3 2,5 2 1,6

Отметим (с помощью программы Agrapher) в
координатной плоскости точки, координаты
которых записаны в первой таблице, и соединим их
плавной непрерывной линией. Получим одну ветвь
гиперболы. Аналогично, воспользовавшись второй
таблицей, получим вторую ветвь гиперболы (рис. 1б).

Пример 2. Построим график функции у = —.Выделим из дроби целую часть,
разделив двучлен 2х + 10 на двучлен х + 3. Получим = 2 + . Следовательно, у = —-2.

График функции у = —-2 можно получить из графика функции у = — с помощью двух
параллельных переносов: сдвига на 3 единицы влево
и сдвига на 2 единицы вниз. Асимптоты гиперболы –
прямые х = -3 и у = -2. Составим (с помощью программы
Agrapher) таблицы для х<-3 и для х>-3.

х -2 -1 1 2 7
у -6 -4 -3 -2,8 -2,4
х -4 -5 -7 -8 -11
у 2 0 -1 -1,2 -1,5

Построив (с помощью программы Agrapher) точки в
координатной плоскости и проведя через них ветви
гиперболы, получим график функции у = — (рис. 2).

У: Что является графиком
дробно-линейной функции?

Д: Графиком любой дробно-линейной функции
является гипербола.

У: Как построить график дробно-линейной
функции?

Д: График дробно-линейной функции получается
из графика функции у = с помощью параллельных переносов вдоль
осей координат, ветви гиперболы дробно-линейной
функции симметричны относительно точки (-. Прямая х = — называется
вертикальной асимптотой гиперболы. Прямая у = называется
горизонтальной асимптотой.

У: Какова область определения
дробно-линейной функции?

Д: D(y) =

У: Какова область значений дробно-линейной
функции?

Д: Е(у) = .

У: Есть ли у функции нули?

Д: Если х = 0, то f(0) = , d. То
есть у функции есть нули – точка А.

У: Есть ли у графика дробно-линейной функции
точки пересечения с осью Х?

Д: Если у = 0, то х = —. Значит, если а , то точка пересечения с осью Х имеет
координаты .
Если же а = 0, в , то точек
пересечения с осью абсцисс график
дробно-линейной функции не имеет.

У: Функция убывает на промежутках всей
области определения, если bc-ad > 0 и возрастает на
промежутках всей области определения, если bc-ad <
0. Но это немонотонная функция.

У: Можно ли указать наибольшее и наименьшее
значения функции?

Д: Наибольшего и наименьшего значений
функция не имеет.

У: Какие прямые являются асимптотами графика
дробно-линейной функции?

Д: Вертикальной асимптотой является прямая х
= —; а
горизонтальной асимптотой – прямая y = .

(Все обобщающие выводы-определения и свойства
дробно-линейной функции учащиеся записывают в
тетрадь)

II. Закрепление.

При построении и “чтении” графиков
дробно-линейных функций применяются свойства
программы Agrapher

  1. Постройте график функции: а) у = (рис. 3а); б) у = (рис.
    3б).
  2. Найдите область определения и область значений
    функции f, если: a) f(x) = (рис. 3в), б) f(x) = (рис. 3г).
  3. Укажите асимптоты гиперболы – графика функции:
    а) у = (рис. 4а); б) у =
    (рис.
    4б); в) у = .

III. Обучающая самостоятельная работа.

  1. Найдите центр гиперболы, асимптоты и постройте
    график функции:

а) у = б) у = в) у = ; г) у = ; д) у = ; е) у = ;

ж) у = з) у = —

Каждый учащийся работает в своём темпе. При
необходимости учитель оказывает помощь, задавая
вопросы, ответы на которые помогут ученику
правильно выполнить задание.

Лабораторно-практическая работа по
исследованию свойств функций у = и у = и особенностей графиков этих
функций.

ЦЕЛИ: 1) продолжить формирование умений
строить графики функций у = и у = , используя программу Agrapher;

2) закрепить навыки “чтения графиков” функций
и способностей “предсказывать” изменения
графиков при различных преобразованиях дробно –
линейных функций.

I. Дифференцированное повторение свойств
дробно–линейной функции.

Каждому учащемуся выдаётся карточка –
распечатка c заданиями. Все построения
выполняются с помощью программы Agrapher. Результаты
выполнения каждого задания обсуждаются сразу же.

Каждый ученик с помощью самоконтроля может
скорректировать результаты, полученные при
выполнении задания и попросить помощи у учителя
или ученика – консультанта.


  1. Постройте график функции у = — Используя график, найдите
    значение У, соответствующее значению Х. равному
    1,5; 8; -1,5; -2,5.
  2. Постройте график функции f(x) =

Найдите значение аргумента Х, при котором f(x) =6 ;
f(x) =-2.5.

3. Постройте график функции у = Определите, принадлежит ли
графику данной функции точка: а) А(20;0.5); б) В(-30;-); в) С(-4;2.5); г)
Д(25;0,4)?

4. Постройте график функции у = Найдите промежутки в
которых у>0 и в которых у<0.

5. Постройте график функции у = . Найдите область
определения и область значений функции.

6. Укажите асимптоты гиперболы – графика
функции у = —.
Выполните построение графика.

7. Постройте график функции у = . Найдите нули функции.

II.Лабораторно-практическая работа.

Каждому ученику выдаются 2 карточки: карточка
№1 “Инструкция” с планом, по которому
выполняется
работа, и текстом с заданием и карточка №2 “Результаты
исследования функции
”.

Примерное содержание карточки “Инструкции”:


  1. Постройте график указанной функции.
  2. Найдите область определения функции.
  3. Найдите область значения функции.
  4. Укажите асимптоты гиперболы.
  5. Найдите нули функции (f(x) = 0).
  6. Найдите точку пересечения гиперболы с осью Х (у =
    0).

7. Найдите промежутки в которых : а) у<0; б) y>0.

8. Укажите промежутки возрастания (убывания)
функции.

I вариант.

Постройте, используя программу Agrapher, график
функции и исследуйте ей свойства:

а) у = б) у = — в) у = г) у = д) у = е) у = .
-5-

Дополнительное задание.

Найдите точки пересечения графиков, выполнив
построение с помощью программы Agrapher.

Координаты, полученных точек, запишите в
тетрадь:

а) у = — и у = х-7;
б) у = и у = х+2х+3.

I I вариант.

Постройте, используя программу Agrapher, график
функции и исследуйте ей свойства:

а) у = б) у = — в) у = г) у = д) у = е) у = .

Дополнительное задание.

Найдите точки пересечения графиков, выполнив
построение с помощью программы Agrapher.

Координаты, полученных точек, запишите в
тетрадь:

а) у = и у = х+2;
б) у = и у = х-2х+3.

I I I вариант.

Постройте, используя программу Agrapher, график
функции и исследуйте ей свойства:

а) у = б) у = — в) у = г) у = д) у = — е) у = .

Дополнительное задание.

Найдите точки пересечения графиков, выполнив
построение с помощью программы Agrapher.

Координаты, полученных точек, запишите в
тетрадь:

а) у = — и у = -х-1;
б) у = —-2 и у = -х-2х-3.

I V вариант.

1. Постройте, используя программу Agrapher, график
функции и исследуйте ей свойства:

а) у = б) у = — в) у = г) у = — д) у = — е) у = .

Дополнительное задание.

Найдите точки пересечения графиков, выполнив
построение с помощью программы Agrapher.

Координаты, полученных точек, запишите в
тетрадь:

а) у = и у = х+1;
б) у = — и у = — х-2х-5.

Примерное содержание карточки “Результаты
исследования функции
» см. “Приложение
1”.

Список литературы.

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. Алгебра 8
    класс: Учебник для школ и классов с углубленным
    изучением математики.- М.: Мнемозина, 2001г.
  2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидактические
    материалы по алгебре для 8 класса с углубленным
    изучением математики.- М.: Просвещение, 2001г.
  3. Звавич Л. И., Рязановский А. Р. Алгебра 8 класс:
    Задачник для класса с углубленным изучением
    математики. – М. Мнемозина,2002 г.
  4. Виленкин Н. Я., Сурвилло Г. С., Симонов А.С.,
    Кудрявцев А. И. Алгебра для 9 класса : Учебное
    пособие для учащихся школ и классов с
    углубленным изучением математики. – М.:
    Просвещение, 1996г.
  5. Зив Б. Г., Гольдич В. А. Дидактические материалы
    по алгебре для 9 класса. С. – П. Черо – на – Неве,
    2001г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кольцо в дисхоноред
  • Монитор автоматически меняет яркость как исправить
  • Как составить хорошее резюме без опыта работы
  • У меня пропала кошка как ее найти
  • Как найти фонд капитального ремонта по адресу