Практическое задание. Построение графика годового хода температуры.
- строим координатные оси;
- по вертикальной оси откладываем температуру воздуха (1 см – 2°С);
- по горизонтальной оси – названия месяцев года (1 см – 1 месяц)
- построения производим согласно данным таблицы
- полученные точки соединяем плавной линией (сначала простым карандашом, затем положительные температуры– красной, отрицательные – синей линией).
- используя график и данные таблицы, вычисляем температуру воздуха в ноябре (для города Ярославль), годовую амплитуду температур и среднегодовую температуру.
Город |
Я |
Ф |
М |
А |
М |
И |
И |
А |
С |
О |
Н |
Д |
Тср |
Т |
Ярославль |
-12 |
-10 |
-5 |
5 |
11 |
16 |
16 |
17 |
10 |
4 |
-8 |
|||
Сингапур |
21 |
20 |
21 |
21 |
21 |
21 |
20 |
20 |
20 |
21 |
22 |
23 |
||
Стокгольм |
-2 |
-2 |
0 |
4 |
10 |
14 |
17 |
16 |
12 |
6 |
2 |
0 |
Амплитуда температур рассчитывается как сумма самых низких и самых высоких температур по модулю (то есть, знак «-» игнорируется).
Пример: самая низкая температура – 20 градусов , самая высокая +30 градусов.
Считаем: [- 20°]+ 30°= 50 градусов.
Ответ: Амплитуда температур равна 50°С.
Алгоритм нахождения среднегодовой температуры воздуха
1.Складываем все положительные показатели среднемесячных
2. Складываем все отрицательные показатели среднемесячных температур
3.Находим сумму положительных и отрицательных температур (обязательно учитываем знаки: «+» и «-» )
4.Значение полученной суммы делим на двенадцать
Предмет: география.
Класс: 6 класс.
Тип урока – объяснение нового материала и закрепление первоначальных знаний.
Продолжительность: 2 урока по 45 минут.
Технологии: урок с использованием ИКТ.
Цель уроков: сформировать представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток и в течение года.
Задачи уроков:
- Сформировать умение построения графиков хода температуры.
- Научиться определять по графику суточную (годовую) амплитуду температуры.
- Научиться определять по графику температуру воздуха в разные моменты времени.
- Научиться определять по приведённым данным среднесуточную и среднегодовую температуру воздуха.
Урок 1
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Устный опрос по вопросам:
- Что такое атмосфера? (слайд 2)
- Что является границей атмосферы? (слайд 2)
- Каков состав атмосферы? (слайд 3)
- Перечислить слои атмосферы, начиная с самого нижнего. (слайд 4)
- Каково значение атмосферы? (слайд 5)
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Опытным путём было установлено, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Солнечные лучи сначала нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передаётся воздуху.
Суша и вода нагреваются по–разному. Что нагревается быстрее? (Суша быстрее нагревается, но и быстрее остывает. Вода нагревается медленно, но и остывает тоже медленно).
В разное время суток температура воздуха разная. Утром всегда довольно холодно. Самая высокая температура в течение дня наблюдается после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом солнца. Почему так происходит? Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от угла падения солнечных лучей: чем более отвесно падают лучи, тем сильнее нагревается земная поверхность, а от неё и воздух. Самый большой угол падения солнечных лучей в любой точке земного шара (и в любое время года) бывает в полдень.
(Слайд 6) На каком из рисунков угол падения солнечных лучей наибольший? (1) На каком наименьший? (3) В каком случае поверхность сильнее нагревается? (1) В каком меньше (3).
(Слайд 7) Измерения температуры воздуха проводят на метеорологических станциях несколько раз в сутки при помощи термометра, установленного специальным образом.
2. Практическое задание. (№ 3 на стр. 111) (Слайд
1) В тетради (на чистой странице) проведём две линии, перпендикулярные друг другу: вертикальную – у левого края тетради, горизонтальную – по середине листа. Точку пересечения линий обозначим за 0. По вертикальной оси будем откладывать температуру воздуха (1 см – 1°С). Положительные температуры расположены выше 0, отрицательные ниже. По горизонтальной оси будем откладывать время суток, в которое были сделаны измерения (1 см – 2 часа).
2) отметим на горизонтальной оси время, в которое были произведены измерения температуры воздуха (1ч, 7ч, 13ч, 19ч)
3) от этих точек в нужном направлении (вверх, если температура положительная, или вниз, если температура отрицательная) восстановим перпендикуляры до линий пересечения с нужными значениями температур.
4) полученные точки соединяем плавной линий — получили график хода температуры в течение суток.
III. Итог урока (Анализ графика) (Слайд
1) По графику можно легко определить, в какое время суток температура понижается, а в какое повышается.
2) По графику легко определить суточную амплитуду температуры. Суточная амплитуда температуры – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.
3) По данным таблицы поэтапно определяем среднюю суточную температуру воздуха.
IV. Домашнее задание: § 36, задание 5 стр. 111 (письменно в тетради). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.
Урок 2
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Устный опрос по вопросам.
- Как происходит нагревание атмосферы?
- Где и каким образом производят измерения температуры воздуха?
- Как и почему изменяется температура в течение суток?
- Что такое суточная амплитуда температуры?
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
Температура воздуха меняется не только в течение суток. Значительные изменения температуры происходят в течение года. Колебания температуры воздуха в течение года зависят от угла падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит от географической широты, на которой расположен населённый пункт.
На земле есть районы, где температура воздуха в течение года изменяется незначительно: там всегда лето. Значит, угол падения солнечных лучей на земную поверхность в этих районах весь год остаётся большим. Где могут быть расположены эти районы? (Близко к экватору).
По данным наблюдений можно построить график, который бы отражал изменение температуры воздуха в течение года — график годового хода температуры воздуха. По этому графику легко определяются самый холодный и самый тёплый месяцы в году, годовая амплитуда температуры воздуха, среднегодовая температура.
2. Практическое задание. (№ 3 стр. 113) (Слайд 9)
- строим координатные оси;
- по вертикальной оси откладываем температуру воздуха (1 см – 2°С);
- по горизонтальной оси – названия месяцев года (0,5 см – 1 месяц)
- построения производим согласно данным таблицы (пользуясь навыками, полученными на прошлом уроке)
- полученные точки соединяем плавной линией.
- (Слайд 10) используя график и данные таблицы, вычисляем годовую амплитуду температур, среднегодовую температуру и температуру воздуха в ноябре.
Годовая амплитуда температур – разница между средней температурой самого тёплого и самого холодного месяца в году.
III. Итог урока.
(Слайд 11) Для закрепления полученных знаний проводим самостоятельную работу на два варианта. Самостоятельную работу учащиеся сдают в конце урока.
IV. Домашнее задание: § 37, задание 5 стр. 113 (письменно в тетради, построить два графика на одной координатной оси). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.
Урок № 25 География, 6 класс. Дата_____________
Тема: Практическая работа № 6. (итоговая) Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описания погоды своей местности.
Цель: научиться составлять график изменения температуры воздуха, диаграмму осадков и рисовать розу ветров, составлять описание погоды своей местности.
Тип урока: урок практического применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: календарь погоды, тетрадь для практических работ, карточки.
Ход урока
-
Организационный момент Приветствие. Проверка готовности.
-
Актуализация опорных знаний
-
Проверка выполнения домашнего задания: & 47, вопросы № 3-7, с. 154.
-
Мотивация учебной деятельности
-
От вашего желания и стремления зависит результат работы и уровень оценки!
-
Целеполагание
-
Сегодня мы проведем практическую работу и научимся составлять график изменения температуры воздуха, диаграмму осадков и рисовать розу ветров, составлять описание погоды своей местности.
-
Практическое применение знаний, умений и навыков. (см. приложение)
-
Инструктаж по выполнению практической работы № 6. Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описания погоды своей местности.
Основные понятия:
График температуры воздуха – графическое представление изменения температуры воздуха за определенный период времени.
Диаграмма осадков – графическое представление изменения количества осадков за определенный период времени.
Погода – состояние нижнего слоя атмосферы (тропосферы) в данном месте и в данное время.
-
Самостоятельная работа. Выполнение практической работы № 6. Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описания погоды своей местности. (см. Приложение)
VI. Рефлексия
-
Какие задания были для вас простыми? Сложными?
-
Понравилось вам работать на уроке? Что больше всего (не) понравилось?
-
Проведите самооценку вашей работы.
VII. Домашнее задание сообщение на тему: «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»
Практическая работа № 6
Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности
Ход работы
-
По данным таблицы постойте график изменения температуры воздуха и диаграмму осадков за 20 дней
Дни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Температура воздуха, 0 С |
-5 |
0 |
+3 |
+5 |
+10 |
+12 |
+15 |
+20 |
+18 |
+15 |
Осадки, мм |
3 |
3 |
7 |
10 |
12 |
15 |
20 |
17 |
25 |
0 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
+13 |
+10 |
+8 |
0 |
+5 |
-5 |
0 |
+2 |
+4 |
+5 |
20 |
15 |
8 |
5 |
8 |
3 |
2 |
5 |
0 |
0 |
График изменения температуры воздуха и диаграмма осадков
T0 C |
Осадки |
||||||||||||||||||||
+250 С |
35 мм |
||||||||||||||||||||
+200 С |
30 мм |
||||||||||||||||||||
+150 С |
25 мм |
||||||||||||||||||||
+100 С |
20 мм |
||||||||||||||||||||
+50 С |
15 мм |
||||||||||||||||||||
00 С |
10 мм |
||||||||||||||||||||
-50 С |
5 мм |
||||||||||||||||||||
-100 С |
0 мм |
||||||||||||||||||||
Дни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
-
По данным наблюдений за погодой постройте розу ветров (см. П/р. № 4)
С |
СВ |
В |
ЮВ |
Ю |
ЮЗ |
З |
СЗ |
Ш |
-
Составьте описание погоды по данным календаря погоды (см. П/р. № 4):
для _______________________ (населенный пункт)
за ________________________ (месяц)
План
-
Общее состояние погоды за данный месяц.
-
Как изменялись в этот период:
-
температура воздуха;
-
атмосферное давление;
-
осадки;
-
облачность;
-
направление ветра.
-
Составьте прогноз погоды на ближайшие два дня.
График изменения температуры воздуха и диаграмма осадков
T0 C |
Осадки |
||||||||||||||||||||
+250 С |
35 мм |
||||||||||||||||||||
+200 С |
30 мм |
||||||||||||||||||||
+150 С |
25 мм |
||||||||||||||||||||
+100 С |
20 мм |
||||||||||||||||||||
+50 С |
15 мм |
||||||||||||||||||||
00 С |
10 мм |
||||||||||||||||||||
-50 С |
5 мм |
||||||||||||||||||||
-100 С |
0 мм |
||||||||||||||||||||
Дни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
График изменения температуры воздуха и диаграмма осадков
T0 C |
Осадки |
||||||||||||||||||||
+250 С |
35 мм |
||||||||||||||||||||
+200 С |
30 мм |
||||||||||||||||||||
+150 С |
25 мм |
||||||||||||||||||||
+100 С |
20 мм |
||||||||||||||||||||
+50 С |
15 мм |
||||||||||||||||||||
00 С |
10 мм |
||||||||||||||||||||
-50 С |
5 мм |
||||||||||||||||||||
-100 С |
0 мм |
||||||||||||||||||||
Дни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
График изменения температуры воздуха и диаграмма осадков
T0 C |
Осадки |
||||||||||||||||||||
+250 С |
35 мм |
||||||||||||||||||||
+200 С |
30 мм |
||||||||||||||||||||
+150 С |
25 мм |
||||||||||||||||||||
+100 С |
20 мм |
||||||||||||||||||||
+50 С |
15 мм |
||||||||||||||||||||
00 С |
10 мм |
||||||||||||||||||||
-50 С |
5 мм |
||||||||||||||||||||
-100 С |
0 мм |
||||||||||||||||||||
Дни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
График изменения температуры воздуха и диаграмма осадков
T0 C |
Осадки |
||||||||||||||||||||
+250 С |
35 мм |
||||||||||||||||||||
+200 С |
30 мм |
||||||||||||||||||||
+150 С |
25 мм |
||||||||||||||||||||
+100 С |
20 мм |
||||||||||||||||||||
+50 С |
15 мм |
||||||||||||||||||||
00 С |
10 мм |
||||||||||||||||||||
-50 С |
5 мм |
||||||||||||||||||||
-100 С |
0 мм |
||||||||||||||||||||
Дни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Годовой ход температуры воздуха Практическая работа №8 «Построение графика температуры» (6 класс) Выполнила: учитель географии Беловской СОШ Воробьева Екатерина Юрьевна ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
2 слайд
Цели и задачи: Цель: Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода годовых температур для различных городов мира, определению амплитуды температур и среднегодовых отметок температур. Задачи: Научиться проводить анализ, систематизацию представленных данных о состоянии погоды. Воспитание творческого подхода к выполнению практической работы. Развитие познавательного интереса к географии. ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
3 слайд
Задание 1. Реши задачу Какая температура воздуха за бортом самолета на высоте 10000 м, если внизу в это время : А) +100С Б) -100С ? ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
4 слайд
Проверь себя Ответ: А) +100С = -500 Б) -100С = -700. ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
5 слайд
Задание 2. Найдите на физической карте России город Сочи и город Нерюнгри. Определите их географические координаты. Ответ: А) г.Сочи – 430 с.ш., 39 0 в.д.; Б) г. Нерюнгри – 570 с.ш., 1250 в.д ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
6 слайд
Задание 3 По предложенным данным постройте график годового хода температуры для городов России Месяц Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг. Сен Окт. Ноя Дек г.Сочи 10 50 80 110 160 220 260 240 180 110 80 20 г.Не-рюнгри -360 -300 -200 -160 -70 100 160 140 -50 -170 -240 -320 ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
7 слайд
Проверь себя ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
8 слайд
Задание 4. Определить среднегодовую температуру по вариантам Среднегодовая температура — это сумма температур каждого месяца поделенная на количество месяцев. C t0= ( сумма t всех месяцев) : 12 ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
9 слайд
Задание 5. Определите самый холодный и самый теплый месяц в году. ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
10 слайд
Задание 6. Определите амплитуду температур для городов. Вариант 1 — Сочи Вариант 2 — Нерюнгри Амплитуда – разница между самой высокой и самой низкой температурой в году. ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
11 слайд
Ответь на вопрос и сделай вывод В каком городе отмечаются более низкие температуры воздуха? Почему? Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температуры воздуха (г.Сочи). Город Нерюнгри расположен дальше от экватора, поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и показания температуры воздуха будут ниже. ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
-
12 слайд
Домашнее задание Параграф 27 (п. 6-8), зад.5 стр.111 (письменно) ОБРАЗЕЦ ЗАГОЛОВКА
6 класс
Урок— практикум.
Построение графиков суточного и годового хода
температуры воздуха.
Учитель географии: Кузьмина Наталья Викторовна, МОУ «СОШ №5» имени
Воинов 100 и 101—й отдельных стрелковых бригад г. Ржева
Цель урока:
1. Продолжить формирование представления учащихся о годовом ходе
температур воздуха, о годовой амплитуде температуры воздуха. Формирование
географической культуры путем внедрения в урок дополнительных материалов.
2. Создание условий для развития навыков работы с цифровыми данными в
различной форме (табличной, графической), составления и анализа графиков хода
температуры.
Задачи урока:
Обучающая:
1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями температуры воздуха;
2. Научить учащихся строить графики годового хода температур, вычислять
среднемесячную температуру и годовую амплитуду колебания температуры;
Развивающая:
1. формировать умения учащихся составлять и анализировать графики хода
температур;
2.отработка умений и навыков по построению графиков.
3.Развивать память, логическое мышление, математические способности;
воспитывать умение наблюдать за изменениями температуры воздуха.
Воспитательная:
1. Развивать интерес к родному краю,
2. Продолжить формировать навыки работы в коллективе.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: практическая работа.
Методы и приемы работы: алгоритмический метод
Оборудование: школьный атлас, карта полушарий, проектор, презентация,
календарь наблюдений за погодой.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.