Предмет: география.
Класс: 6 класс.
Тип урока – объяснение нового материала и закрепление первоначальных знаний.
Продолжительность: 2 урока по 45 минут.
Технологии: урок с использованием ИКТ.
Цель уроков: сформировать представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток и в течение года.
Задачи уроков:
- Сформировать умение построения графиков хода температуры.
- Научиться определять по графику суточную (годовую) амплитуду температуры.
- Научиться определять по графику температуру воздуха в разные моменты времени.
- Научиться определять по приведённым данным среднесуточную и среднегодовую температуру воздуха.
Урок 1
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Устный опрос по вопросам:
- Что такое атмосфера? (слайд 2)
- Что является границей атмосферы? (слайд 2)
- Каков состав атмосферы? (слайд 3)
- Перечислить слои атмосферы, начиная с самого нижнего. (слайд 4)
- Каково значение атмосферы? (слайд 5)
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Опытным путём было установлено, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Солнечные лучи сначала нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передаётся воздуху.
Суша и вода нагреваются по–разному. Что нагревается быстрее? (Суша быстрее нагревается, но и быстрее остывает. Вода нагревается медленно, но и остывает тоже медленно).
В разное время суток температура воздуха разная. Утром всегда довольно холодно. Самая высокая температура в течение дня наблюдается после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом солнца. Почему так происходит? Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от угла падения солнечных лучей: чем более отвесно падают лучи, тем сильнее нагревается земная поверхность, а от неё и воздух. Самый большой угол падения солнечных лучей в любой точке земного шара (и в любое время года) бывает в полдень.
(Слайд 6) На каком из рисунков угол падения солнечных лучей наибольший? (1) На каком наименьший? (3) В каком случае поверхность сильнее нагревается? (1) В каком меньше (3).
(Слайд 7) Измерения температуры воздуха проводят на метеорологических станциях несколько раз в сутки при помощи термометра, установленного специальным образом.
2. Практическое задание. (№ 3 на стр. 111) (Слайд
1) В тетради (на чистой странице) проведём две линии, перпендикулярные друг другу: вертикальную – у левого края тетради, горизонтальную – по середине листа. Точку пересечения линий обозначим за 0. По вертикальной оси будем откладывать температуру воздуха (1 см – 1°С). Положительные температуры расположены выше 0, отрицательные ниже. По горизонтальной оси будем откладывать время суток, в которое были сделаны измерения (1 см – 2 часа).
2) отметим на горизонтальной оси время, в которое были произведены измерения температуры воздуха (1ч, 7ч, 13ч, 19ч)
3) от этих точек в нужном направлении (вверх, если температура положительная, или вниз, если температура отрицательная) восстановим перпендикуляры до линий пересечения с нужными значениями температур.
4) полученные точки соединяем плавной линий — получили график хода температуры в течение суток.
III. Итог урока (Анализ графика) (Слайд
1) По графику можно легко определить, в какое время суток температура понижается, а в какое повышается.
2) По графику легко определить суточную амплитуду температуры. Суточная амплитуда температуры – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.
3) По данным таблицы поэтапно определяем среднюю суточную температуру воздуха.
IV. Домашнее задание: § 36, задание 5 стр. 111 (письменно в тетради). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.
Урок 2
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Устный опрос по вопросам.
- Как происходит нагревание атмосферы?
- Где и каким образом производят измерения температуры воздуха?
- Как и почему изменяется температура в течение суток?
- Что такое суточная амплитуда температуры?
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
Температура воздуха меняется не только в течение суток. Значительные изменения температуры происходят в течение года. Колебания температуры воздуха в течение года зависят от угла падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит от географической широты, на которой расположен населённый пункт.
На земле есть районы, где температура воздуха в течение года изменяется незначительно: там всегда лето. Значит, угол падения солнечных лучей на земную поверхность в этих районах весь год остаётся большим. Где могут быть расположены эти районы? (Близко к экватору).
По данным наблюдений можно построить график, который бы отражал изменение температуры воздуха в течение года — график годового хода температуры воздуха. По этому графику легко определяются самый холодный и самый тёплый месяцы в году, годовая амплитуда температуры воздуха, среднегодовая температура.
2. Практическое задание. (№ 3 стр. 113) (Слайд 9)
- строим координатные оси;
- по вертикальной оси откладываем температуру воздуха (1 см – 2°С);
- по горизонтальной оси – названия месяцев года (0,5 см – 1 месяц)
- построения производим согласно данным таблицы (пользуясь навыками, полученными на прошлом уроке)
- полученные точки соединяем плавной линией.
- (Слайд 10) используя график и данные таблицы, вычисляем годовую амплитуду температур, среднегодовую температуру и температуру воздуха в ноябре.
Годовая амплитуда температур – разница между средней температурой самого тёплого и самого холодного месяца в году.
III. Итог урока.
(Слайд 11) Для закрепления полученных знаний проводим самостоятельную работу на два варианта. Самостоятельную работу учащиеся сдают в конце урока.
IV. Домашнее задание: § 37, задание 5 стр. 113 (письменно в тетради, построить два графика на одной координатной оси). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Географическое краеведение
6 класс -
2 слайд
Атмосфера
Тема урока: Построение графиков суточного и годового хода температуры воздуха
учитель географии
МОУ СОШ № 5
г. Ржев
Тверской области
Кузьмина Наталья Викторовна -
3 слайд
Цель урока:
1. Продолжить формирование представления учащихся о годовом ходе температур воздуха, о годовой амплитуде температуры воздуха.
2.Создание условий для развития навыков работы с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической), составления и анализа графиков хода температуры. -
4 слайд
Как нагревается воздух
8 ч.
10 ч.
12ч.
Какая из площадок нагрета больше, чем другие?
Вывод:
Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше прогревается поверхность Земли и выше температура воздуха -
5 слайд
термометры
Термометр современный
Термометр Галилея 1597 год -
6 слайд
Суточная амплитуда температур
Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется суточной амплитудой температуры воздуха.
A=max t – min t -
7 слайд
0
4
6
8
10
12
14
16
18
20
+1
+2
+3
+4
-1
-2
-3
-4
2
1
7
13
19
Суточный ход температуры воздуха
А=3+4=70С
Сумма положительных температур 3+1=4
Сумма отрицательных температур 4+1=5
Количество измерений 4
Средняя суточная температура -(5-4):4=-0,250С -
8 слайд
ф
я
м
а
м
а
и
с
о
н
и
д
+4
+8
+12
+16
0
-4
-8
-12
-16
-10
-5
+5
+11
+17
+10
-2
Годовой ход температур
А=17-(-12)=17+12=29 -
9 слайд
Средние многолетние температуры за месяц в Ярославле
Сумма положительных температур5+11+16+16+17+10+4=79
Сумма отрицательных температур12+10+5+2+8=37
Из большего вычитаем меньшее 79-37=42 (ставим знак большего)
Количество измерений12
Средняя годовая температура42:12=3,5Годовая амплитуда температур17- (-12)=17+12=29
-
10 слайд
Практическая работа
Вычислите среднюю месячную температуру воздуха за один из месяцев (ноябрь, январь 2014 года и март 2015 года), используя календарь погоды.
Постройте график месячного хода температур на примере ( ноября, января и марта), используя календарь погоды.
Пользуясь данными таблицы подсчитайте среднюю годовую температуру воздуха вашего населенного пункта.
Определите годовую амплитуду температуры.
Постройте график «Годовой ход температуры воздуха» по данным таблицы. -
11 слайд
Годовой ход температуры
-
-
-
-
-
-
-
18 слайд
Домашнее задание
§36-37
Задания:
построить графики
Практическое задание. Построение графика годового хода температуры.
- строим координатные оси;
- по вертикальной оси откладываем температуру воздуха (1 см – 2°С);
- по горизонтальной оси – названия месяцев года (1 см – 1 месяц)
- построения производим согласно данным таблицы
- полученные точки соединяем плавной линией (сначала простым карандашом, затем положительные температуры– красной, отрицательные – синей линией).
- используя график и данные таблицы, вычисляем температуру воздуха в ноябре (для города Ярославль), годовую амплитуду температур и среднегодовую температуру.
Город |
Я |
Ф |
М |
А |
М |
И |
И |
А |
С |
О |
Н |
Д |
Тср |
Т |
Ярославль |
-12 |
-10 |
-5 |
5 |
11 |
16 |
16 |
17 |
10 |
4 |
-8 |
|||
Сингапур |
21 |
20 |
21 |
21 |
21 |
21 |
20 |
20 |
20 |
21 |
22 |
23 |
||
Стокгольм |
-2 |
-2 |
0 |
4 |
10 |
14 |
17 |
16 |
12 |
6 |
2 |
0 |
Амплитуда температур рассчитывается как сумма самых низких и самых высоких температур по модулю (то есть, знак «-» игнорируется).
Пример: самая низкая температура – 20 градусов , самая высокая +30 градусов.
Считаем: [- 20°]+ 30°= 50 градусов.
Ответ: Амплитуда температур равна 50°С.
Алгоритм нахождения среднегодовой температуры воздуха
1.Складываем все положительные показатели среднемесячных
2. Складываем все отрицательные показатели среднемесячных температур
3.Находим сумму положительных и отрицательных температур (обязательно учитываем знаки: «+» и «-» )
4.Значение полученной суммы делим на двенадцать
Как построить температурный график
Бывает необходимо знать температуру не только в конкретный момент, но и в динамике. Это может относится и к температуре воздуха, и человека, например, при его лечении. Во всех этих случаях используется температурный график. Как же его составить?
Вам понадобится
- — показатели температуры;
- — бумага;
- — ручка;
- — компьютер.
Инструкция
Соберите данные по температуре. Важно, чтобы она измерялась в сходных условиях. Например, температура воздуха должна определяться по градуснику, находящемуся на одной и той же высоте от земли и с теневой стороны. Температуру больного человека желательно изменять в одно и то же время, например, с утра. Для повышения точности желательно также использовать одни и те же измерительные приборы.
Выберите, к каких единицах вы будете фиксировать температуру — в градусах Цельсия, Фаренгейта или кельвинах. Это зависит от целей измерения и используемого оборудования.
Начертите на бумаге двухмерную систему координат. По абсциссе будет определяться дата или время измерения температуры, а по ординате — градусы. Сделайте на них соответствующие отметки в виде шкалы.
Занесите в график свои данные. Для начала отметьте точки,которые по оси X будут соответствовать температуре в градусах, а по оси Y — дате измерения. Затем соедините получившиеся точки линиями. У вас получился график, показывающий изменение температуры.
Если вам удобнее работать на компьтере, оформите график в виде таблицы через редактор для составления таблиц Excel. Создайте новый файл, а в нем — таблицу с двумя столбцами — x и y. В первый столбец заносите данные о дате измерения в виде числа, а во второй — о температуре. После заполнения зайдите в раздел меню «Вставка», а затем — «Диаграмма». Выберите вид графика, наиболее удобный для вас, и вид разметки шкалы, а затем нажмите на кнопку «Готово». Система сформирует для вас график температуры в соответствии с вашими пожеланиями.
Полезный совет
Для составления более сложных температурных графиков, например, для расчета показателей систем теплоснабжения, лучше использовать специальные компьютерные программы, например, ZuluThermo или другие.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
6 класс
Урок— практикум.
Построение графиков суточного и годового хода
температуры воздуха.
Учитель географии: Кузьмина Наталья Викторовна, МОУ «СОШ №5» имени
Воинов 100 и 101—й отдельных стрелковых бригад г. Ржева
Цель урока:
1. Продолжить формирование представления учащихся о годовом ходе
температур воздуха, о годовой амплитуде температуры воздуха. Формирование
географической культуры путем внедрения в урок дополнительных материалов.
2. Создание условий для развития навыков работы с цифровыми данными в
различной форме (табличной, графической), составления и анализа графиков хода
температуры.
Задачи урока:
Обучающая:
1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями температуры воздуха;
2. Научить учащихся строить графики годового хода температур, вычислять
среднемесячную температуру и годовую амплитуду колебания температуры;
Развивающая:
1. формировать умения учащихся составлять и анализировать графики хода
температур;
2.отработка умений и навыков по построению графиков.
3.Развивать память, логическое мышление, математические способности;
воспитывать умение наблюдать за изменениями температуры воздуха.
Воспитательная:
1. Развивать интерес к родному краю,
2. Продолжить формировать навыки работы в коллективе.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: практическая работа.
Методы и приемы работы: алгоритмический метод
Оборудование: школьный атлас, карта полушарий, проектор, презентация,
календарь наблюдений за погодой.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.