Как составить группы кустарников

В каждом саду должно быть такое  украшение как кустарник, или композиция из кустарников. В малых садах чаще встречаются стриженые, формованные кустарники или одна пышная яркая композиция. В более крупных садах кустарники несут не только декоративную функцию, они также служат для деления пространства на отдельные самостоятельные зоны.

Бесконечная фантазия природы подарила нам безграничное число видов, форм кустарников, что позволяет нам использовать их в любом ландшафтном стиле. Так, например, для элегантного пейзажного стиля мы имеем раскидистые пышные формы. Для строгих регулярных композиций природа выделила нам виды, легко поддающиеся стрижке и хорошо держащие геометрические формы.

Давайте подробнее рассмотрим, какими правилами и законами стоит пользоваться при составлении композиций из кустарников.

Фундаментальная основа создания гармоничной композиции, это правильный подбор растений. При подборе кустарников учитывается ряд факторов:

Прежде всего, необходимо определить, для чего вы приобретаете декоративные деревья или кустарники. Для зонирования участка выбирают растения с плотной кроной, однотипной неброской фактурой. Для украшения дома или беседки обращают внимание на цвет и разнообразие фактур.

Если на участке уже есть большие деревья, то стоит добавить кустарников средних и малых размеров. Они наполнят общую картину сада гармонией и естественностью.

Если вы не хотите, чтобы первые морозы проредили вашу композицию, важно учитывать стойкость к морозам каждого кустарника.

Доминирующий цвет каждой композиции кустарников — это исключительно зеленый. Кустарники с яркими и пестрыми листьями должны лишь вносить небольшое разнообразие красок.

Размещение кустарников в саду

Существуют 4 основных решения ландшафтного дизайна при посадке кустарников. Давайте рассмотрим каждое решение в отдельности.

1. Одиночные посадки (солитеры)

Большинство представителей настолько эффектные и самодостаточные, что им нужна компания. Оригинальной кроны, причудливой листвы или пышного соцветия достаточно, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания. В качестве солитеров используют кизильник, боярышник, спирея, барбарис Тунберга, скумпия, дерен, калина.

Совет: В качестве геометрических солитеров используют хвойные растения, т.к. они хорошо держат форму. Например, можжевельник и карликовые сорта туи.

Композиция из кустарников будет ярким штрихом ландшафтного декора. Ими украшают большие пространства, фасады домов, беседки.

В группу кустарников включают от 3 до 5 растений. Высаживают растения из центра, где располагают самый крупный куст, а по краям более мелкие. Расстояния между стволами крупных кустарников 2 — 2,5 м., средних — 1,5 — 2 м. и мелких — 0,5 — 1 м.

Группами интересно смотрятся керии, спиреи, дейции и вейгела. Чтобы разнообразить композицию, используют деревья, например, в одной композиции хорошо сочетаются пестрые бересклеты, вечнозеленые рододендроны, золотистая ель и огненно-красный клен.
Также довольно необычная группа состоит из мелкопильчатой вишни, клена веерного и бересклета. Гармонично смотрится и соседство чубушника, дерена и японского бересклета.

Совет: Чтобы композиция радовала даже зимой, в группу добавляют вечнозеленые растения. Можно использовать магонию падуболистную и открыто-зимующие хвойные растения. 

Живые изгороди также преобразят участок, создадут потрясающий фон для цветника, барьер от нежелательных гостей.

Сравнительно большой участок сада огораживают зеленой стеной высотой 1,5 м. и выше, а для отделения зон внутри — высотой 0,5 —1м.

Для высоких ограждений (1,5 м и выше) применяют боярышник, сирень амурскую, венгерскую, чубушник, желтую акацию. При этом густота посадки должна быть 0,5 -1м. между стволами.
Для средних ограждений (1 — 1,5 м) подойдут дейция, жимо­лость, курильский чай, роза желтая, морщинистая и дру­гие. Густота посадки 0,4 — 0,7 м между стволами.
Для низких ограждений (0,5-1 м) используют барба­рис обыкновенный, таволга средняя, Ван-Гутта, некото­рые виды кизильника, айва японская. Густота посадки 0,3 — 0,4 м. между стволами.

Совет: Если место в саду ограничено, предпочтение отдают формованным (стриженым) живым изгородям из спиреи, кизильника блестящего, барбариса, снежноягодника, бирючины.

4. Миксбордер с кустарниками

Миксбордер — это композиция, в которой совмещают кустарники и цветники.
В смешанных композициях неплохо показывают себя красивоцветущие и лиственные кустарники (например,вейгела, лапчатка, дерен) . Они отлично сочетаются с травянистыми растениями.

Но! Нельзя сочетать в миксборде кустарники с мощной корневой системой (бересклет, лещину), с более мелкими растениями. Они будут только вредить друг другу.

Совет: При выборе декоративных сортов с пестрыми листьями очень внимательно отнеситесь к соблюдению требований роста и развития, особенно — к освещенности. При нарушении условий жизнедеятельности, такие растения могут потерять свою декоративность и даже погибнуть.

Отдельного внимания заслуживают плодовые кустарники. Конечно, для более богатого  урожая и удобства ухода их чаще используют как солитеры. Однако, плодовые кустарники могут формировать красивые декоративные группы, сочетая не только пользу, но и декоративность.

Высокой декоративностью отличается орешник. Все его краснолистные сорта великолепно сочетаются с остальными культурами.

Собранные воедино смородина, крыжовник и малина могут стать непреодолимой преградой. Так что не стесняйтесь использовать их в роли живой изгороди.

Если у вас хватает терпения на занятие садом, то вам вполне под силу сделать и топиарий. Топиарий — декоративная композиция из фигурно подстриженных деревьев и кустарников, когда им придают подчеркнуто геометрические или фантастические формы архитектурных сооружений, скульптур или животных.

Для топиария используют растения с мелкой фактурой кроны, хорошо переносящие стрижку (самшит, тисс, лавр благородный, бирючина, биот, туя, барбарис, олива).

Декоративные кустарники играют большую роль в ландшафтном дизайне сада. Каждое дерев и

кустарник это не только архитектурное решение — это богатство сада. Сегодня уже невозможно представить современный сад без всего многообразия декоративно-лиственных и цветущих кустарников.

Готовые типовые решения композиций

Композиция с гамаком
Декоративные особенности:
В конце мая зацветает сирень, а в конце лета спирея и чубушник, они обеспечивают непрерывную декоративность группы до конца лета.
С июля до конца сентября гортензии метельчатые постепенно розовеют, к осени становятся красными.
Можжевельники обеспечивают группе вечнозеленую декоративность.

Размещение группы рекомендуется в солнечном месте или легкой полутени.

1. Сирень обыкновенная; 2. Чубушник вечнозеленый; 3.Гортензия метельчатая;
4. Можжевельники; 5. Спирея японская; 6. Спирея березолистная

Композиция одностороннего обзора

Декоративные особенности:
Группа округлая предназначена для кругового обзора, состоит из лиственно-декоративных и красивоцветущих кустарников.
Сирень цветет в мае белыми гроздьями, чубушник летом, гортензия с июля по сентябрь. Барбарис тунберга цветет весной желтыми кистями, спирея японская летом розовыми щитками.
Осенью созревают алые плоды барбариса, листья кустарников приобретают алые и багряные оттенки.
Особую декоративность группе придает пурпурная листва барбариса и бело-окаймленная листва вейгелы.

Рекомендуется посадка в солнечном месте.

1. Чубушник, Сирень; 2. Барбарис Тунберга; 3. Спирея японская, Вейгела; 4.Гортензия.

1.Сирень обыкновенная; 2. Ель колючая; 3.Рододендрон 4.Можжевельник Пфитцериана; 5. Чубушник; 6. Можжевельник казацкий ; 7. Гортензия.

Композиция обзорная с перголой-скамейкой

Декоративные особенности:

Композиция представлена в виде миниатюрного японского сада. Возможно использование японского фонаря.
Цветущие кустарники представлены рододендронами и миндалем. В начале лета они зацветают, осенью листва окрашивается в пурпурно-розовые цвета.
Бузина декоративна благодаря пурпурно-черной листве, розовым шапкам соцветий, гроздьям черных ягод.
Хвойные растения представлены пирамидальными туями на заднем фоне.
Группу можно дополнить многолетниками —гейхерой, пионами, ирисами, хризантемами.

Рекомендуется размещение группы в солнечном месте или легкой полутени.

1. Туя западная; 2. Рододендрон “космополитен”; 3. Рододендрон “Перси Вайсман”.
4. Бузина черная. 5. Миндаль трехлопастной. 6. Сосна обыкновенная

Композиция одностороннего обзора со скамейкой

1. Чубушник; 2. Вейгела; 3. Можжевельник горизонтальный; 4. Роза флорибунда; 5.Сосна горная; 6. Спирея японская; 7. Кашпо с цветами — Лаванда, Вереск, Котовник.  

Мы ознакомили вас с основными правилами создания композиций из кустраников. Теперь вы можете составить свою группу, которая будет радовать вас и удивлять гостей своими красками круглый год .

Цель работы:
ознакомиться с принципами создания
композиционных типов групп
древесно-кустарниковых
насаждений

В садово-парковом
искусстве отдельно стоящее дерево
называется солитер,
т.е. уеди­ненный.
Силуэт, форма дерева, произрастающего
в массиве, не выражены так четко, как у
одиночного, растущего на открытом
пространстве. В качестве элемента
парковых композиций со­литеры
используются на полянах, островах, для
завер­шения парковых перспектив, как
акцент на повороте аллеи и т.д. (рис. 1,
а). При
подборе экземпляра для одиночной посадки
ведущее значение имеет форма кро­ны,
общий силуэт дерева. Для солитеров
выбирают как местные породы, так и экзоты
— интродуцированные древесные или
кустарниковые растения, не встречаю­щиеся
в составе естественных зеленых насаждений
ре­гиона.


О

днако,
один из важнейших композиционных приемов
в са­дово-парковом искусстве — создание
групп насажде­ний, которое требует
большого мастерства (рис. 4.1, б,в).

Рисунок 4.1
— Элементы древесно-кустарниковых
ком­позиций: а — солитер; б — группа
древесных или древесно-кустарниковых
насаждений; в — куртина.

В процессе
многовекового развития сложились
опре­деленные закономерности построения
древесных и древесно-кустарниковых
групп. В прежние времена груп­пу
деревьев называли «клумбой». Сегодня
этот тер­мин обозначает вид цветочных
посадок. Группы насаждений классифицируют
по составу, величине, компози­ции,
значимости, дендрологическому составу.

По составу различают:
древесные, древесно-кустарниковые и
кустарниковые группы (иногда дополняе­мые
и цветочными растениями), однопородные
и мно­гопородные.

По величине — в
зависимости от числа составляющих их
элементов: малые (2 — 3 растения), средние
(4-7 растений) и большие (до 10—12 расте­ний).
В отдельных случаях компонуют группы
из 16-18 растений и более, но это уже будет
куртина, т.е. боль­шая группа (рис. 4.1,
6, в).

Внешний облик и
композиция групп характеризу­ются
структурой (компактная, рыхлая,
сквозистая), кон­трастностью или
мягкостью силуэта, контрастностью или
нюансностыо цветовых сочетаний,
статичностью или ди­намичностью форм.

По значимости и
расположению группы насаждений
классифицируются на самостоятель­ные
и сопутствующие (рис. 4.2-4.5).

Количество растений
в группе обычно нечетное. Од­нако
практика показывает, что и из четного
числа дере­вьев и кустарников можно
сформировать свободную, естественную
композицию. Все зависит от подбора
со­ставляющих.

В средней и большой
группе предусматриваются: ядро, внешний
контур и опушка (в случае применения
кустарников).

Ядро — одно — три и
более деревьев, занимающих доминирующее
положение по высоте, си­луэту, цвету.
Это как бы композиционный центр груп­пы,
однако не геометрический, так как при
этом нару­шалась бы естественность
группы. Уменьшение разме­ров растений
от ядра к опушке позволяет хорошо
вос­принимать кроны всех составляющих
группу элемен­тов. Для внешнего контура
выбирается живописное очер­тание,
рекомендуется разрывать его для усиления
впе­чатления естественности и игры
светотени.

Самостоятельные

одно
породные

Самостоятельные

разно
породные

Сопутствующие

одно
породные

Сопутствующие

разно
породные

Количество

3

4

5

6

и
более

Рисунок 4.2 —
Композиционные типы групп деревьев (по
С.Н.Палентреер)

При смешанных
групповых посадках одна из по­род
должна быть главной, создающей ядро
группы, а другие (особенно декоративные)
располагаются на опушке, обогащая группу
контрастными или нюанс­ными сочетаниями,
выявляя ее форму, силуэт, колорис­тическую
характеристику.

Компактная
самостоятельная группа из елей, топо­лей
пирамидальных и других деревьев может
применяться как композиционный акцент
в начале и конце аллеи, на поляне, на
острове.

Группы используются
в качестве кулис для обрамления
перспективы или лю­бой детали паркового
пейзажа, размещаются вдоль ал­лей и
дорожек, если рядовая их обсадка
нецелесооб­разна по функциональным
или композиционным мо­тивам.

Особенно эффективна
группа, расположенная у по­ворота
дорожки. Иногда дорожку «пропускают»
через группу. Своеобразны группы в виде
«хоровода» или «букета». Группы в виде
«букетов» создаются из 3-5 деревьев,
высаженных в одну лунку.

Сопутствующие
группы являются частью паркового массива
и лесной опушки. Нередко сопутствующие
груп­пы компонуются в виде «беседки».
Во многих парках встречаются парные
посадки деревьев (ель и береза, дуб и
береза и т.д.). Очень распространена
группа из трех деревьев, которая
равнозначно воспринимается со всех
сторон и строится по принципу
неравнобедренно­го треугольника.

Группа из трех
берез имеет рыхлую, сквозистую структуру.
Древесные группы из хвойных или
пирамидальных тополей более строгие
по силуэту, монолитные.

Динамичны группы
из четырех деревьев одной по­роды,
расположенные таким образом, чтобы
одновре­менно воспринимались только
три экземпляра. При дви­жении по
дорожке силуэт такой группы постоянно
ме­няется.

Считают, что для
сопутствующей группы оптималь­ное и
даже предельное число деревьев — пять.
Увели­чение группы рекомендуется
осуществлять за счет при­менения
кустарников.

Рисунок 4.3 — Типы
групп: а — хоровод; б — сопутствующая; в
— букет; г —
самостоятельная
сквозистая одно породная; д — компактная
много породная древесно кустарниковая;
е — самостоятельная разно породная из
кустарников



Рисунок
4.4. — Группировка
насаждений на примере Павловского
парка: 1- береза; 2
— ель; 3
— сосна; 4
— дуб; 5 — тополь
белый; 6 —
ива; 7- клен; 8
— пихта; 9
— липа; 10
— дерен

Для парковых
ландшафтов характерны смешанные
древесно-кустарниковые группы (группы
с подлеском, опушкой). Они компактны,
многоярусны и использу­ются там, где
надо закрыть дальний план, создать
чет­кие кулисы. Для многопородной
древесной группы опуш­ку рекомендуется
формировать из одного вида кустар­ников.
Для однопородной группы деревьев
целесооб­разно применение смешанного
ассортимента кустарни­ков, иногда
цветочных растений.

Рисунок 4.5 — Смешанные
группы с включением цветочных растений
(схема): 1 — лиственные деревья; 2 — хвойные
деревья; 3 — кустарники; 4 —
цветы в группах

Проектируя группы
с применением деко­ративных насаждений,
можно создавать очень интересные
сочетания непрерывного цветения или
отдельные участки парка весеннего
эффекта, летнего эффекта и т. д.

Весеннюю группу
(наибольшая декоративность в момент
цветения) составляют: дикие плодовые
(яблоня, вишня, боярышник, черемуха,
абрикос сибирский), ива, береза,
лиственница, кустарники — сирень, жасмин,
жимолость, спирея, форзицпя.

Растения летней
группы — каштан, акация белая, береза,
липа, дуб, лох, облепиха, черемуха Маака,
снежник, дейцпя — цветут вслед за весенней
группой.

Наибольшая
декоративность осенней группы достигается
благодаря разнообразию окраски осенних
плодов и листьев. Здесь выделяются
следующие породы: клен, дуб, боярышник,
рябина, скумпия, береза, осина, барбарис,
бересклет, плодовые, гортензия, снежник.

Зимняя группа.
Многие растения очень интересны и
своеобразны в безлиственном состоянии.
В это время года ясно чувствуется
архитектоника дерева и кустарника,
четче проявляются па снегу декоративные
свойст­ва их отдельных частей: цвет
и фактура ко­ры, ветвление, окраска.
Наибольшей декора­тивностью в зимний
период отличаются хвой­ные породы, а
также береза, ива, дерен.

Массив насаждений
(или массив парковый) — по­садки деревьев
и кустарников на значительных пло­щадях.
В литературе по градостроительству под
зеле­ными массивами часто понимаются
также парки, лесо­парки и другие
крупные объекты зеленого строитель­ства.

Ассортимент
паркового массива подбирается по
биологическим и декоративным признакам.
Массивы насаждений, как и группы, могут
быть одно породными или смешанными.
Массив древесно-кустарниковых на­саждений
должен иметь условия роста растений,
близ­кие к условиям естественного
лесного сообщества.

Структура массива
— ядро, внешний контур и опуш­ка. Для
ядра применяются породы деревьев и
кустар­ников, наиболее устойчивые в
данных условиях произ­растания.
Ассортимент массива обогащается посадкой
по опушкам ценных древесных пород.

Массивы могут быть
прозрачными (светлыми, просматриваемыми
вглубь) и непрозрачными (темными).

В прозрачных
массивах, например березовых, кустарники
не высажи­ваются, а в непрозрачных —
высаживаются как внутри массива, так и
на опушках, и насаждения имеют два или
несколько ярусов.

В массивах
рекомендуется иметь подрост (молодое
поколение древесных пород), обеспе­чивающий
своевременную смену устаревших
экземпля­ров без нарушения облика
парка.

Один из видов
доста­точно крупного (1 — 1,5 га) массива
— роща — совокуп­ность однородных по
составу и возрасту насаждений (березовая
роща, дубрава). В роще пространство
меж­ду стволами, как правило,
просматривается. Парковый массив с
малой вертикальной сомкнутостью
позволяет создать глубинные перспективы.

Парковые массивы
включают: открытые, полуоткры­тые и
закрытые пространства, в которых деревья
и кус­тарники соответственно составляют
5—10, 50 — 60 и 90 — 100% (рис. 4.6).

Рисунок 4.6.- Открытые
и полузакрытые парковые пространства

При формировании
древесно-кустарниковых насаж­дений
учитываются не только композиционные,
но и биологические и экологические
особенности растений. К биологическим
свойствам относятся, например, тем­пы
роста, долговечность, морозоустойчивость,
влаго любивость, светолюбивость и
теневыносливость, требовательность к
почвам. Объективными показателями
тем­пов роста деревьев являются
размеры годичного при­роста ствола
и побегов в высоту в возрасте от 10 до 30
лет.

По темпам роста в
высоту деревья и кустарники подразделяют
на:

  • весьма быстрорастущие
    (ежегодный прирост в вы­соту до 2 м и
    более) деревья (эвкалипт, тополь, береза
    бородавчатая и др.), кустарники (акация
    желтая, бу­зина красная, чубушник);

  • быстрорастущие
    (прирост до 1 м) деревья лиственные
    (ясени обыкновенный и пенсильванский,
    пла­тан, вяз мелколистный и др.),
    хвойные (лиственницы европейская и
    сибирская, ель обыкновенная и др.),
    кустарники (лох узколистный, клен
    татарский, кали­на и др.);

  • медленнорастущие
    (прирост деревьев в высоту до 0,25 — 0,2 м)
    лиственные (груши и яблони лесные),
    хвойные (кедр), кустарники (облепиха,
    ирга, бирю­чина и др.).

Рисунок 4.7 — Примеры
формирования групп деревьев с учетом
экологических требований: а, б — с учетом
биологической со­вместимости; в, г —
с учетом условий произрастания.

1 — клен остролистный;
2 — клен явор; .3
— клен полевой;
4 — ель обыкновенная; 7 — можжевельник
казацкий; 8 — ольха черная; 9 — ива белая
(плакучая); 10 — черешня обыкно­венная;
11 — сосна крымская.

В ширину крона
обычно растет медленнее, чем в высоту.
Но зато в ширину дерево продолжает расти
и после прекращения роста в высоту. Эти
биологические особенности древесных
пород необходимо учитывать при создании
насаждений и растительных группиро­вок,
так как смешение медленнорастущих и
быстрорас­тущих пород значительно
затрудняет формирование пейзажа.

Долговечность
древесных пород в значительной мере
зависит от условий внешней среды. По
долговечности деревья и кустарники
разделяют на весьма долговеч­ные
(деревья, живущие до 500 лет и более,
кустарники -до 100 лет и более), долговечные
(деревья с продолжи­тельностью жизни
200 — 500 лет, кустарники — 50 -100 лет), средней
долговечности (деревья — 100 -200 лет,
кустарники — 25 — 50 лет).

Быстрорастущие
породы, как правило, менее долговечны,
чем медленно­растущие. Продолжительность
жизни зеленых насаж­дений особенно
быстро сокращается в экологически
не­благоприятных условиях города.

Рядовые посадки
создаются или только из дере­вьев,
или только из кустарников, или
комбинирован­ные, ярусные — из деревьев
и кустарников. В рядовых посадках
растения высаживаются в один, два и
более рядов. Деревья выбираются с ровным,
прямым стволом и правильной кроной.

Наиболее
распространенные виды рядовых посадок
-аллеи и живые изгороди. Аллеи бывают
одно породные и смешанные, с использованием
контрастных по высо­те и форме деревьев,
симметричные и асимметричные. В старинных
парках создавались иногда сплошные или
почти сплошные аллейные посадки (через
один — два метра) в виде стены стволов,
или шпалеры (это ряд густо посаженных
деревьев или высоких кустарников,
стриженных в стенку), а также применялась
деревян­ная решетка (трельяж) с
вертикальной вьющейся рас­тительностью.
Практикуется многорядная посадка в
квадрат или в шахматном порядке. Последняя
дает более плотные массивы и возможность
кроне лучше разви­ваться. Раньше
использовался прием «кенконс», т.е.
мно­горядная посадка деревьев в
квадрат или в шахматном порядке
непосредственно в полотно аллеи (в
покры­тии аллеи устраивались посадочные
лунки). Для со­здания затененных аллей
возможна посадка по оси их «букетов»
(по 3-5 экземпляров деревьев в одну
лун­ку). При этом расстояние между
лунками увеличива­ется. Известны
сводчатые посадки — сомкнутыми сво­бодными
кронами и формованные — с применением
специальной стрижки. (В прошлом крытая
аллея, до­рожка, свод которой образовался
из переплетенных вет­вей деревьев
или легких деревянных или металличе­ских
арок, увитых плющом, лианами, назывались
бин-даж, или берсо. Так же называли
участок сада, окру­женный сводчатыми
аллеями, — прием, характерный для
садово-паркового искусства эпохи
барокко.)

При рядовых посадках
(озеленение улиц, бульва­ров, стандартных
аллей) минимальное расстояние меж­ду
деревьями и кустарниками нормируется.
В проект­ной практике принято
усредненное расстояние между стволами
деревьев, равное 5 м. Однако существуют
и более дифференцированные рекомендации.
Нормы да­ются для взрослых растений
в зависимости от их ве­личины при
достижении зрелости, отдельно для
свето­любивых и теневыносливых пород.
При высоте дере­вьев 25, 20 и 15 м расстояние
между стволами соответ­ственно для
светолюбивых -6,4-5,3-4м, а для теневыносливых
— 4-5, 3-4 и 2,5 — 3 м.

Для кустарников
расстояния при рядовой посадке высоких,
средних и низких растений принимаются
со­ответственно 1,0 — 1,5; 0,6 — 1,0; 0,4 — 0,6 м.
В ас­сортиментных и агротехнических
справочниках нор­мы даются в количестве
кустов на погонный метр. Нор­мируется
ширина полос зеленых насаждений
(табл.4.1) и расстояние посадки деревьев
и кустарников от зда­ний и сооружений
(табл. 4.2).

Таблица 4.1
— Ширина полос зеленых насаждений

Полоса

Минимальная
ширина полосы,
м

Газон
с
рядовой
посадкой
деревьев
в одном
ряду
с
кустарниками:

однорядная
посадка

двухрядная
посадка

2,0

5,0

Газон
с
однорядной
посадкой
кустарников:

высоких
(более
1,8 м)

среднего
размера
(от
1,2 до
1,8 м)

низких
(до
1,2 м)

1,2

1,0

0,8

Газон
с
групповой
(куртинной)
посадкой:

деревьев

кустарников

4,5

3,0

Газон

1,0

При многорядной
посадке кустарников указанную в таблице
4.1 ширину полосы следует увеличивать
на 40 — 50%
для каждого дополнительного ряда
растений.

Таблица 4.2
— Расстояния от зданий, сооружений, а
также объектов инженерного благоустройства
до деревьев и кустарников

Здание,
сооружение,
объект
инженерного
благоустройства

Расстояние
от

здания,
сооружения,

объекта
до
оси,
м

ствола дерева

кустарника

Наружная
стена
здания
и
сооружения

5,0

1,5

Край
трамвайного
полотна

5,0

3,0

Край
тротуара
и
садовой
дорожки

0,7

0,5

Край
проезжей
части
улиц,
кромка
укрепленной
полосы
обочин
или бровка
канавы

2,0

1,0

Мачта
и
опора
осветительной
сети,
трамвая,
мостовая
опора
и
эстакада

4,0

Подошва
откоса,
террасы
и
др.

1,0

0,5

Подошва
или
внутренняя
грань подпорной
стенки

3,0

1,0

Подземные
сети:

газопровод,
канализация

тепловая
сеть
(стенка
канала,
тоннеля
или
оболочка
при бесканальной
прокладке)

водопровод,
дренаж,
силовой
кабель и
кабель
связи

1,5

2,0

2,0

1,0

Живые изгороди
создаются из кустарников, дере­вьев
или их сочетаний, высаживаемых в два,
три и более рядов. Живые изгороди
формируются из кустар­ников в
естественном состоянии или специально
стри­гутся. Они служат для декоративных
целей, а также для защиты от пыли, ветра,
снега. Живые изгороди, как и аллеи, могут
быть одно- и многоярусными, одно- или
много породными. В зависимости от высоты
живые изгороди подразделяются на низкие
— 0,5 — 1 м, сред­ние — 1 — 2 м и высокие — 3 м.
Живые изгороди высотой до 50 см называются
бордюрами и применяются для окантовки
газона, партера, цветника (для уст­ройства
в них орнаментов).

Для высоких живых
изгородей выбирают древовид­ные
кустарники или даже деревья, которые
для созда­ния большей плотности
высаживаются в шахматном порядке.
Плотность достигается также смешанными
мно­гоярусными посадками, в которых
используются кус­тарники и деревья
разной высоты.

При декоративной
стрижке (формовке) растений их кронам
придают искусственную форму, что
достигается обрезкой,
подвязкой и переплетением ветвей (рис.
4.7). Формовка бывает простая и сложная.
При простой ис­пользуется одна из
геометрических форм (шар, конус, пирамида,
параллелепипед и др.), при сложной —
со­четание нескольких различных
элементов или созда­ются «зеленые
скульптуры», например фигуры живот­ных
— жирафов, слонов, экзотических птиц.
Тапиарное искусство (декоративная
стрижка растений) было известно с XIV в.,
но особенно стало модным в садово-парковом
искусстве Франции и Англии с XVII в.

Наиболее
распространена стрижка кустарников
для создания живых изгородей. По способу
формования жи­вые изгороди подразделяются
на стригущиеся или вы­ращиваемые с
помощью специальных каркасов. Для
вы­явления светотеневых эффектов
плоскости живых из­городей стригутся
под небольшим углом, с отклонени­ем
от вертикали примерно на 5 — 10°.

Из вечнозеленых
растений в средней полосе при­годны
для формовки ель обыкновенная, туя
западная, можжевельник обыкновенный,
тис ягодный или евро­пейский. Благодаря
крепким стволам и ветвям, компакт­ной
кроне тису можно придавать четкие
геометриче­ские формы. Его темная
хвоя хорошо контрастирует с газонами,
различными покрытиями и служит прекрас­ным
фоном для цветочных посадок.

Из лиственных
пород стрижке неплохо поддаются липа,
тополь, клен татарский, боярышник,
кизильник блестящий, чубушник, бирючина.

Рисунок 4.7 —
Регулярная
аллея из формованных деревьев и
кустарников. Королевский ботанический
сад в Лондоне, Англия

Из лиственных
пород стрижке неплохо поддаются липа,
тополь, клен татарский, боярышник,
кизильник блестящий, чубушник, бирючина.

Искусственное
создание сложных форм растений до­статочно
длительный и трудоемкий процесс.
Например, однолетние сеянцы кустарников
высаживаются и об­резаются в первый
год до 5 — 7 см. Через год кустики, каждый
из которых имеет по 4 — 5 побегов, обрезаются
на высоту 10 см от земли, в конце сезона
их необходи­мо еще раз подрезать. И
так в течение нескольких сезо­нов
кусты дважды стригутся, при этом им
придается желаемая форма. Каждый раз
побеги оставляются на 5 — 8 см длиннее.

Архитектору,
занимающемуся реставрацией, необхо­димо
знание основ тапиарного искусства, так
как в са­дово-парковых ансамблях
декоративная стрижка при­меняется
очень широко.

В садово-парковом
искусстве прошлых веков исполь­зовались
комбинации из живых изгородей и деревьев,
например, при устройстве зеленых театров
(рис. 4.8). Наиболее типичной комбинацией
является боскет
-регулярный
массив, окруженный со всех сторон
стри­женной зеленой стенкой. Иногда
для усиления зеленых стен из кустарников
применялся каркас, например, в виде
деревянной решетки.

Рисунок 4.8 —
Тапиарное искусство в организации
зеленой гостиной и партера. Англия

В некоторых парках
внутри боскетов устраивались регулярные
пространства, так­же окруженные
стриженными зелеными стенами. Эти
пространства обогащались скульптурой,
фонтанами, цве­точными партерами и
назывались зелеными залами, кабинетами,
гостиными. Туда вело несколько входов.
Зе­леные «залы» использовались для
концертов, бесед, от­дыха. В старинных
белорусских парках в центральных
боскетах имелись клумбы, размещались
скамьи, а в боковых — выращива­лись
фруктовые деревья и кустарники (Дубое,
Гродно, Большое Можейково и др.). В
«воздушных театpax» Несвижа и Альбы в
XVIII в. уже применялись декорации из
зелени — боскеты-кулисы, подстрижен­ные
«по версальской моде». Боскеты создавались
не только в регулярных, но и в пейзажных
парках. Так, в Павловском парке (под
Санкт-Петербургом) разнооб­разные
боскеты фланкируют главную аллею.

Структура сада определяется не только дорожками и газонами. Это сложная система взаимозависимых элементов, которые вместе создают гармоничный стиль и завершённый облик. Наряду с доминантами и архитектурными элементами важнейшим инструментом структурирования сада выступают и небольшие группы из кустарников и древесных, которые могут в саду играть различные роли.

Деревья и кустарники в дизайне сада

Деревья и кустарники в дизайне сада

Роль групп кустарниковых и древесных в саду

За эффект наполненности сада, обилие и разнообразие растений в нем отвечают не только цветники, но и группы из деревьев и кустарников. Они бывают самыми разными и по размерам, и по количеству растений, а тем более по значимости для структуры и художественного образа. Основным типом таких групп является маленький ансамбль, в который объединены от 2 до 4 кустарников и древесных декоративного типа. Несмотря на небольшие размеры и скромный состав «участников», они являются основной составляющей скелетных посадок сада, обеспечивает вертикальную структурированность и эффектную наполненность. Скромный размер не должен вводить в заблуждение: такие группы производят действительно большой эффект и играют очень значимую роль.

Когда говорят, что умелое сочетание кустарников и древесных является основой основ оформления любого сада, от истины не далеки. Конечно, в базе ландшафтного дизайна лежит структурирование пространства и взаимное соотношение базовых элементов, но кустарники и деревья являются основой озеленения и главными фокусными точками, определяющими не только стиль и облик сада, но и его структуру.

Функции небольших групп скелетных растений

Небольшие группы из нескольких кустов и деревьев, «организованные» на двух-трех уровнях, являются важными зонирующими и определяющими структуру сада элементами. Они выполняют функцию:

  1. доминанты, или визуальной базы композиций, самого массивного, крупного и привлекающего к себе внимания элемента, диктующего характер и стиль; фокусной точки, призванной притягивать взоры;
  2. маскирующего крупного элемента, скрывающего функциональные и хозяйственные объекты, уголок для отдыха, тайную тропинку и пр.;
  3. разделителя пространства, обозначающего границу зоны, точку разделения внутри участка, разбивающего большие газоны или территории на отдельные зоны, намечающего переходы к важным объектам для отдыха, огороду и пр.;
  4. наполнителя, или придающего объем и массу элемента крупных размеров;
  5. вертикального акцента, вносящего выразительность и рельефность в озеленение;
  6. долговечной кулисы или фонового заполнителя, призванного создавать красочный высокий и выразительный фон для отдельных композиций на десятилетия и пр.

Влияние ансамблей из деревьев и кустарников на стиль сада

Сочетания кустарниковых и древесных вместе образуют так называемые скелетные посадки, ту самую «канву», на которой красуются травянистые многолетники и летники, которая оттеняет площадки и газоны и создает эффект наполненности. Иногда группы древесных играют лишь структурирующую роль, являясь доминирующим, отвлекающим внимание или маскирующим элементом, но, как правило, их практические и декоративные функции неразрывны.

Независимо от конкретной роли, основной их функцией в саду остается формирование базы для озеленения и стиля сада. Правильное сочетание деревьев и кустарников позволяет создавать завершенные проекты даже на самой маленькой площади. Если одиночные растения являются лишь доминантами, создающими броские и крупные акценты, то группы из деревьев и кустарников являются стилеобразующим элементом.

Деревья и кустарники в дизайне сада

Деревья и кустарники в дизайне сада. © Dave

Принципы составления мини-групп из деревьев и кустарников

Чтобы добиться впечатляющего эффекта и ввести в сад яркие группы деревьев и кустарников, которые при небольшом размере будут играть стилеобразующую и выбранную структурирующую роль, необходимо не просто правильно подобрать растения, а правильно их сгруппировать. Подбор и размещение культур в таких мини-группах — задача непростая и требующая многостороннего анализа. Ведь оценке необходимо подвергнуть и размеры растений, и их массивность, и силуэт, и влияние на окружающий пейзаж.

1. В центре внимания — силуэты

Первым принципом составления таких групп из кустарников и деревьев является подбор нескольких отличающихся по форме роста растений. Приземистые кусты сочетают со стройными, зонтичными, ярусными и округлыми силуэтами, стараясь не повторять контуры и формы. К примеру, карликовые ели и низкорослые тисы часто вводят в группы к клену японскому и дёрену спорному, а декоративные вишни удачно сочетаются с кипарисовиками и рододендронами.

2. Контрастная листва + бонус в виде роскошного цветения

Желательно создать контраст не только по форме, но и по окраске листьев. Классическую темную крону у кустарников и древесных принято комбинировать с растениями с золотистыми, салатовыми, желтоватыми или пестро окрашенными окрасами, сизой или пурпурной палитрой. Особо ценными элементами в мини-композициях являются именно растения с комбинированным пестрым окрасом, чьи листья украшены штрихами, каймой, пятнами и полосками. Такие культуры выгодно оттеняют одновременно всех партнеров в композиции. Так, в одной композиции будут прекрасно смотреться пёстрые бересклеты, вечнозеленые рододендроны, золотистая ель и огненно-красный клен веерный.

Палитра декоративных кустарников и древесных, способных создать эффектные композиции включает немало как красующихся листвой и сменами ее окраса или постоянством зимнезеленых крон растений, так и огромный ассортимент красивоцветущих кустарников и древесных. При подборе растений всегда отдавайте предпочтение таким группам, в которых хотя бы один кустарник отличается эффектным цветением, а желательно и половина или большая часть элементов группы может удивить красочным цветением в разные сезоны. Среди цветущих кустарников есть культуры низкорослые, подходящие только для оформления переднего плана пейзажных групп и достаточно высокие виды.

3. Массивность и прозрачность кроны

В каждой группе из кустарников и древесных растения должны отличаться и по массивности, или «тяжелости» кроны. Плотные силуэты хвойных и других стриженных или мелколистных растений хорошо сочетаются с ярусными культурами с прозрачной, светопроницаемой кроной и ажурными, кажущимися курчавыми и кружевными кронами.

4. Строим в ряд

Растения в мини-группе ни в коем случае не должны располагаться на одной линий. Обычно их размещают в два ряда или на трех линиях, при этом силуэт растения на переднем плане не должен перекрывать больше 30% от кроны или ее проекции дерева или куста на задней линии. Два растения размещают по диагонали, три – треугольником с одной короткой стороной, четыре растения – также треугольником, вдоль одной из сторон которой расположены три элемента.

Деревья и кустарники в дизайне сада

Деревья и кустарники в дизайне. © Michelle

Звездные кандидаты для пейзажных групп

К лучшим низким кустарникам с эффектным цветением причисляют гортензии и рододендроны (как листопадных, так и вечнозеленых сортов), которые к необычайной плотности и эффектности кроны добавляют роскошное цветение. Сочетание гортензий и рододендронов считается золотой классикой ландшафтного дизайна. Красочный парад рододендронов передает эстафету массивным шапкам гортензии, которые не теряют своей привлекательности даже после высыхания и служат украшением осеннего сада. На переднем плане из цветущих кустарников в мини-группах также можно высадить керрию, спиреи, дейцию и вейгелу.

Среднерослые звезды структурирующих пейзажных групп – калины, выразительный и пышный китайский дёрен Коуза и декоративные вишни. Среди последних особое внимание привлекает вишня мелкопильчатая так называемых «повислых» сортов, образующих удивительно пейзажные каскады и отличающихся похожим на пену обильным цветением. Все они выглядят очень живописно и способны справиться и с ролью солиста, но особенное изящество приобретают при высадке в группах. Прекрасная альтернатива – чубушник, сирень, бузина и жимолости.

Что касается кустарников и древесных со ставкой на листву, то с ними определиться гораздо проще. Разнообразие хвойных и зимнезеленых классических культур столь велико, что подходящего кандидата на роль в пейзажной группе можно найти буквально для любого сада. Можжевельники, падубы, кипарисовики, лавровишня, тис ягодный — фавориты современного дизайна. У них есть немало ярких и необычных по окрасу сортов. Но наибольший ассортимент окрасок кроны предлагают все же классические пейзажные декоративно-лиственные культуры, в частности, великолепные клены от вееролистного и остролистного до Ширасавы. Заслуживают широчайшего применения и бересклет японский, бирючина овальнолистная, катальпа бигнониевая.

Деревья и кустарники в дизайне сада

Деревья и кустарники в дизайне сада. © Garden Fancy

Королевские комбинации кустарников и древесных

К наиболее известным «беспроигрышным» вариантам пейзажных групп принадлежат:

  • композиция из растущих на дальнем плане катальпы бигнониевидной и дёрена спорного с расположенными на первой линии древовидной гортензией и карликовой елью обыкновенной или стелющимся можжевельником;
  • комбинация цветущего рододендрона с древовидной гортензией и стриженным пирамидальным тисом;
  • группа из мелкопильчатой вишни, клена веерного и бересклета;
  • комбинация клёна вееролистного с рододендроном и сиренью венгерской;
  • сочетание клена Ширасавы и веерного с рододендроном;
  • композиция из стелющегося можжевельника, бирючины и декоративной калины;
  • группа чубушника и дёрена спорного с японским бересклетом;
  • комбинация гортензии, декоративной калины и лавровишни и пр.

Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.

В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам.

Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

Довольно редко встречается дуб в смешанных группах. Начиная с XVIII в. и до настоящего времени дубы преимущественно высаживают солитерами или чистыми группами.

Группы с участием хвойных обычно являются композиционными центрами, а поэтому вводятся ограниченно.

Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее окраской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются кустарниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, облиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в единую композицию; для построения выразительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.

В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшафта структуры групп специфичны. Наиболее типичными для Таврического сада являются группы из 3—10 деревьев; района долины Славянки в Павловске — 2—6 экземпляров, для Парадного поля — 9—18, района Белой березы — 100—200, Марсова поля — 5—10 кустарников.

В парках встречаются группы с количеством деревьев и кустарников от 2 до 25—30 и более, причем качество групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их размещения. Группа из 2 деревьев (признанная, по литературным данным, как неудачная) в натуре часто производит хорошее впечатление: величественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролистные на фоне массива из ели обыкновенной (Зеленогорск); ель обыкновенная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шуваловский парк).

Создание групп из 2 экземпляров разных видов требует тщательного подбора пород.

По величине группы разделяются на малые, средние и большие с учетом площади открытого пространства и самого парка. Группа, состоящая из 2—5 деревьев II или III величины (для быстрорастущих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка является небольшой (площадь проекций крон 25—60 м2); группы в возрасте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) является большой для любой площади парка. Величину групп можно определить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать следующее подразделение групп по величине: малые — диаметр проекции кроны не более 25 м, средние — не более 50, большие — до 80 м. Высота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной относительной и оценивается путем сравнения).

Классификация групп по внешним признакам
Классификация групп по внешним признакам: А — структура: грубая, средняя, тонкая; Б — сомкнутость: 0,8, 0,3; В — форма насаждений: простая, сложная; Г — цвет: темная, светлая; Д — габитус: симметричная, асимметричная; Е — величина: большая площадь проекции крон, малая
Классификация групп по составу пород
Классификация групп по составу пород: 1 — чистые группы: а, б — лиственные, в, г — хвойные; 2 — смешанные группы: д — лиственные, е — хвойные, ж — смешанные
Схемы построения групп
Схемы построения групп: А 1 — группа, 2 — ядро группы, 3 — подгруппы; Б — разнообразие восприятия группы (видовые точки 1 и 2); В — группы с различными формами просветов; Г (видовые точки 1 и 2) — ель и липа на первом плане, ива на первом плане
Кустарники в группах
Кустарники в группах: 1 — обогащение цвета, фактуры; 2 — длительность цветения; 3 — создание монолита: а — при освоении новых территорий, б — при реконструкции старых

По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы с небольшим количеством экземпляров от 2 до 5— 7 чаще бывают чистыми, например группы долины р. Славянки; в Таврическом саду; на Марсовом поле.

Группы от 10 до 20 растений — преимущественно смешанные по составу (район Парадного поля в Павловске, Верхний парк в Ломоносове).

Наблюдается следующее соотношение между количеством экземпляров и пород в группах:

Павловский парк: группа из 4 деревьев включает 1 породу; из 5 — от 1 до 4 пород; 8 — от 1 до 3; 6 — от 1 до 4; 11—3 породы; 16 — 4; 19 —5 и т. д.

Екатерининский парк в г. Пушкине: группа из 2 деревьев включает 1 породу, из 3 — 1—3 породы; 6 — 1—2; из 11 — 5 пород и т. д.

Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабельностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав древесных растений определенного типа леса, характерный для местных физико-географических условий.

Следует учитывать, что в смешанных группах происходит потеря декоративных качеств в случае совмещения деревьев и кустарников с различной долговечностью или в результате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы приводит к изменению ее декоративного облика.

В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесообразующими породами. В современной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом. Рассмотрим примеры положительных сочетаний древесных растений.

Дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный (примесь клена должна составлять не более 20%); липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная; лиственница сибирская, ясень обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная; ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная (группа с малым количеством экземпляров, примесь дуба не более 20%); сосна обыкновенная и ель обыкновенная; сосна обыкновенная и лиственница сибирская; лиственница сибирская и ель обыкновенная.

Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных насаждениях путем ландшафтных рубок. Группы площадью более 0,3 га представляют собой небольшие участки леса (район Белой березы в Павловском парке).

Расположение деревьев и кустарников (построение) в группах имеет большое значение для формирования здорового, жизнеспособного фитоценоза и художественного облика.

Деревья в группах могут размещаться на равных расстояниях, симметрично по отношению друг к другу или несимметрично (свободное расположение).

Они бывают плотными, ажурными, часто объединенными тройками типа квинкус.

Расстояние между деревьями проектируется с учетом биологических особенностей каждой породы. Например, для светолюбивых пород (берез, ясеней, сосен), 3—5—7 м, для теневыносливых (кленов, лип) —1 —1,5—2—3—5 м. Несмотря на теневыносливость елей и пихт, при недостаточном доступе света они теряют нижние ветви, поэтому в больших группах для пихты рекомендуется расстояние 3—4 м, для ели — 4—5, для туи и можжевельников — от 0,4 до 2 м.

В малых по количеству экземпляров группах (2—5) растения почти не страдают от недостатка света. При близкой посадке растений (0,5 м) отмирают скелетные ветки, ориентированные внутрь группы, при расстоянии между деревьями 5—7 м кроны развиваются равномерно.

С увеличением количества деревьев в чистой группе меньшее значение имеет расположение их в плане, в смешанных целесообразно построение отдельными подгруппами растений по видам.

Кустарники в группах размещаются на 0,5—3 м друг от друга, в зависимости от их величины. Крупные (боярышник, сирень) высаживают на расстоянии 1—3 м друг от друга; средние (виды и сорта роз, снежноягодник) — 0,8—1,5; мелкие (барбарис Тунберга, некоторые виды спирей) — 0,1—0,7 м.

Обобщая изложенное, можно рекомендовать сомкнутость в группах для светолюбивых пород не менее 0,5, для теневыносливых — 0,6; расстояние между деревьями на бедных почвах 1/4—1/5 на богатых — 1/3—1/4 высоты дерева.

Древесные растения, образующие ядро средних и больших групп, высаживают на более близком расстоянии (иногда до 0,7—0,8 м) по сравнению с периферией группы, где растения высаживают иногда на 3—5—8—10 м от ядра группы и на 3—5 м друг от друга. Этим достигается высокая декоративность групп — здоровые, хорошо развитые кроны деревьев и кустарников.

При размещении растений на расстоянии 8—14 м группа может потерять свое значение и стать участком с рединным типом пространственной структуры.

В группах из деревьев 2—3 видов быстрорастущие светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые с медленным ростом — второй; деревья, размещенные по краю группы, развиваются более равномерно.

Таким образом, по построению группы разделяются на регулярные и иррегулярные, контрастные и нейтральные (построенные на нюансах одного декоративного признака), по цвету, структуре, форме, которые, в свою очередь, членятся на имеющие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. Оно может быть чистым и смешанным по составу. Чаще наблюдаются чистые по составу и спокойные по цвету, реже — яркие или пестрые. При компоновке ядра из нескольких видов подбираются растения, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный переход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы.

При формировании ядра из хвойных деревьев с окружением из лиственных между растениями допускается расстояние 4—8 м.

В тех случаях, когда ядро создается из деревьев с ажурной светлой кроной, группа производит впечатление светлой, радостной; из деревьев с густой, темной кроной — строгой, торжественной.

Деревья, скомпонованные подгруппами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом оценки декоративных качеств каждого экземпляра и в большинстве своем не имеют ядра.

По густоте посадки (или структуре) растения в группах можно разделить на: а) плотные, или густые, б) рыхлые, или ажурные, в) группы с просветами.

Плотные группы образуют монолитный объем, лишенный сквозной просматриваемости, а поэтому изолирующий пространство. Посадочные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке — словом, они строятся таким образом, чтобы получить густую массу зелени. Для построения плотной темной группы высаживают деревья соответствующей структуры (с густым ветвлением и облиствением) и окраски, на 0,5—3,5 м друг от друга или создают сложную по форме многоярусную группу из деревьев различного возраста так, чтобы крона одного дерева проектировалась на другую и закрывала просветы между деревьями. Подобные группы составляют из пород теневыносливых, и по размерам они бывают средние и большие. Используя разнообразные виды деревьев и кустарников, можно достигнуть той или иной плотности (густоты) смешанной группы. Чистые по составу пород, густые без просветов группы скомпоновать сложнее.

Для размещения кустарников под пологом древесных насаждений подбираются породы теневыносливые, такие, как дерен сибирский, снежноягодник, смородина альпийская, смородина золотая, жимолость обыкновенная, можжевельник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная и др. Кустарники, не выносящие затенения, высаживают на расстоянии 2—5—10 м от деревьев. При этом они лучше растут и развиваются, имеют здоровый вид. Кустарники рядом с деревьями (0,3—1 м) хуже развиваются, а вблизи деревьев, имеющих поверхностную корневую систему, погибают.

Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она — элемент регулярной композиции. В пейзажной композиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов — выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в одном или нескольких местах. Кустарники высаживают по 3—5 или 7—12 экземпляров.

Рыхлые, или ажурные, группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквозную просматриваемость (поэтому их называют еще сквозистыми), т. е. сквозь стволы и кроны деревьев виден задний план пейзажа — луг, вода, стена насаждений.

Для построения ажурных групп деревья высаживают на расстоянии от 3 до 9 м друг от друга. Они формируются преимущественно из светолюбивых (сосна, береза, лиственница), а также теневыносливых пород (пихта, ель, липа) — при редком размещении деревьев. Ажурные группы состоят из 3—10 экземпляров с интервалом посадки 0,5—3— 5—11 м. При этом ажурность создается благодаря тонкой структуре высокоподнятых крон и редкой расстановке деревьев.

Для создания ажурных групп из кустарников подбираются растения тонкой структуры, которые высаживают на расстоянии 2—3 м и более друг от друга.

Группы с просветами представляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отличаются от ажурных групп. В группу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и теневыносливых растений.

Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5—3—5 м (для взрослых деревьев), но не более, иначе нарушаются единство и цельность. В больших группах величина просвета может доходить до 5—9 м.

Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник, группу разрывают небольшим просветом до 2—3 м величиной.

Наиболее характерные приемы построения групп:

1. Регулярное размещение растений (квинкус, простые ряды,  шахматный порядок, круг, «подкова» и др.)

2. Сближенное расположение растений или высадка в один котлован — группы-букеты  (смешанные и чистые по составу).

3. Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозрастных саженцев.

4. Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.

5. Создание  групп со свободным размещением деревьев — чистые и смешанные по составу породы.

6. Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2—3 основные видовые точки (группы вдоль дорог, группы-арки на дорогах).

7. Группы, формирующиеся в сочетании с солитерами.

Форма группы является одним из основных декоративных качеств. Она оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора древесно-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регулярным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметричным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).

При соответствующей компоновке растений группа в зависимости от видовой точки меняет форму (до 3—5 вариантов). Силуэт больших групп (при участии высоких деревьев с пирамидальной, колонновидной формой) строится с 2—3 вертикалями. Наиболее интересными в пейзажных парках являются асимметричные группы с большей высотой по отношению к ширине и четким определенным силуэтом.

Архитектоника группы определяется типом ветвления, толщиной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пластинок древесных растений. Различаются группы с грубой, средней, тонкой и смешанной структурой. Фоном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высаживаются деревья с грубой структурой, а на задний — с тонкой.

Красочность группы зависит от составляющих ее видов и является очень важным качеством, от которого иногда полностью зависит эффект композиции. В парках встречаются как однотонные группы (50—70%), так и контрастные (30— 35%) по цвету. Цветовой эффект группы обычно рассчитан на разные сезоны года.

По назначению в пейзаже выделяются:

• группы,   являющиеся  главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепляют повороты дорожек, у воды;

• группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;

• группы как переход от массива к открытому пространству;

• группы, образующие парковые кулисы — «рамы», разграничивающие пространство на отдельные виды и группы, создающие многоплановые перспективы;

• группы в опушке массива или куртины,  выделяемые  как акценты.

Все рассмотренные свойства древесных групп необходимо учитывать при их анализе и оценке. При этом, как правило, в первую очередь воспринимается степень яркости группы, ее величина, высота, форма, структура и красочность. В некоторых случаях только одно качество выступает особенно рельефно и производит эффект — величина, форма или цвет. При комплексном воздействии этих качеств живописность и выразительность группы увеличиваются. К этим качествам можно было бы отнести еще аромат и шелест листвы, рассчитанные на обоняние и слух человека.

При создании групп — компонентов паркового пейзажа следует использовать опыт, накопленный в садово-парковой, лесокультурной и лесоводственной практике.

Возраст древесно-кустарниковых групп. Состав пород определяет долголетие групп. Л. Рубцов подразделяет породы по долговечности на 3 категории: малая, средняя и большая. Деревья малой долговечности начинают дряхлеть во второй половине первого столетия, например многие тополя, березы, черемухи, яблони, груши, рябины. Деревья средней долговечности — со второго столетия жизни, к ним можно отнести большинство наших лесообразующих пород (ель, пихта, клен). Деревья большой долговечности — начиная с третьего столетия, к ним можно отнести дуб, ясень, орех маньчжурский, лиственницу.

При проектировании парков необходимо учитывать продолжительность жизни видов, входящих в состав групп. Различная долговечность составляющих группу растений приводит к разрушению структуры задуманной художественной композиции. Л. Рубцов приводит пример группы из клена Шведлера и тополя черного ф. пирамидальная (клен в 30 лет вступает в период полного развития, а тополь дряхлеет к 50 годам; замена тополя более долговечным пирамидальным дубом могла бы сохранить композицию).

Динамика развития деревьев в группе:

Порода Этап юности (лет) Возраст кульминации прироста (лет) Этап зрелости (лет) Возраст прекращения роста в высоту (лет) Этап старения (лет)
Береза до 25 20 — 25 25 — 60 50 — 60 более 60
Дуб до 80 60 — 80 80 — 180 120 — 180 более 180
Осина до 30 20 — 30 30 — 60 50 — 60 более 60
Сосна до 50 40 — 60 50 — 120 100 — 120 более 120
Ель до 60 50 — 60 60 — 140 120 — 140 более 140

При составлении групп необходимо представлять ход роста и развития составляющих их древесных растений.

Быстрорастущие древесные породы скорее достигают кульминации возраста и прекращают рост, а медленнорастущие — позднее.

Неблагоприятные условия местопроизрастания (уплотнение почвы, вытаптывание, недостаток питательных веществ и др.) приводят к отставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременной гибели насаждений. Особенно большое количество питательных веществ необходимо в период усиленного роста (в 10—40 лет), когда образуется основная масса ветвей и листьев.

Деревья редко доживают до своего предельного возраста. Причиной их гибели являются ветровалы, лесные пожары, рекреационные нагрузки, а в городе — целый комплекс неблагоприятных факторов.

Процесс старения дерева внешне выражается постепенным и притом устойчивым ослаблением его жизнедеятельности — отмиранием веток, уменьшением количества листвы, ослаблением прироста. Процесс отмирания скелетных веток у взрослых деревьев, как показывают наблюдения, начинается суховершинностью, которая вначале наблюдается на наиболее слабых скелетных ветвях высших порядков.

В средних и больших одновозрастных группах процесс старения начинается раньше у деревьев, расположенных в середине группы, у которых отмирание происходит обособленными секторами кроны, начиная от наиболее слабых и хуже ориентированных скелетных веток и кончая сильными.

Из древесных пород, доживающих до 200 лет, можно создавать долговечные группы, которые на протяжении десятков лет дают равный по силе эффект (взрослые деревья), а следовательно, в целом сохраняющие задуманный характер парковой картины. Продолжительность эффекта такой группы следует оценивать не только неделями, годами, но и на протяжении всей жизни дерева — это так называемый «постоянный» эффект.

Деревья до 25—30-летнего возраста довольно заметно меняют свой облик, а затем производимый эффект становится более или менее постоянным в течение многих лет и даже усиливается. У долговечных древесных растений этот период может продолжаться 100—300 лет, у недолговечных — 50—70 лет. В конце этого периода декоративность утрачивается — деревья, доживая до своего предельного возраста, постепенно отмирают. У кустарников сроки жизни иные, они ежегодно меняют облик до 6—15 лет, затем наступает равновесие в развитии и, наконец, постепенное отмирание.

По И. Малько ежегодное отмирание деревьев происходит примерно в размере 2%, а кустарников — 4—5% от общего количества.

Кустарники менее долговечны, чем деревья, но некоторые из них доживают до 100—400 лет. Как указывает Кожевников, кусты шиповника доживают до 400 лет (предельный возраст) , лещина — 100, можжевельник — 300, мелкие кустарнички брусники — 300 и более лет. До своего предельного возраста кустарники в садах доживают редко, так как теряют декоративность, и обычно их омолаживают или заменяют.

Кустарники к старости оголяют стволы, высоко поднимают кроны и приобретают неряшливый вид (например, чубушник обыкновенный, спирея средняя, жимолость татарская, роза морщинистая и др.). Некоторые кустарники, несмотря на большой возраст, долго сохраняют декоративность (боярышник сибирский, ирга круглолистная и др.).

В период формирования парка особое значение имеют быстрорастущие породы или породы с малой долговечностью, которые затем постепенно удаляют, освобождая место растениям со средней и большой долговечностью.

Основные парковые композиции следует создавать из долговечных пород. В больших парках древесные насаждения в основном состоят из пород средней и большой долговечности.

Источник: «Ландшафтное искусство». Боговая И.О., Фурсова Л.М. 1988

Ландшафтные дизайнеры называют древесно-кустарниковой группой сочетание одного или нескольких видов древесных растений, расположенных изолированно на открытом пространстве парка – поляне, партере, лужайке…

Ролей у древесно-кустарниковой группы может быть множество: они притягивают взор, создавая акцент на территории участка, или придают пейзажу законченность, обрамляя его части если группы не настолько выразительны, чтобы солировать, они могут создавать фон для более интересных объектов – архитектурных сооружений, скульптур, цветников. Делают более комфортным переход от лесного мрака к свету, а заодно создают затейливую игру светотени на лужайке, помогают оправдать необходимые изгибы дорожки. Самый верный способ направить взор человека в нужную сторону – заставить его повернуться. Однако если ваша дорожка ни с того ни с сего изогнется вправо на открытом пространстве, это будет выглядеть искусственно. Оправдать прихотливый рисунок пути поможет древесная группа, которую дорожке якобы пришлось обогнуть.

1. Группы могут быть малыми, средними, большими. Определяясь с размерами своей древесно-кустарниковые группы, важно помнить, что любой ландшафт (древесная группа, аллея, поляна, водоем и т.п.) обязан быть соразмерен площади участка. На шести сотках десять деревьев превращаются в лесной массив, а в старом парке все пятьдесят – лишь пятнышко тени посреди поля.

2. Группы бывают чистые, которые состоят из одной-единственной древесной породы, и смешанные – из нескольких. Чистые группы значительно проще не только в создании, но и в уходе. Чтобы создать хорошую смешанную группу, нужно для начала провести серьезный многофакторный анализ, учитывающий индивидуальные особенности каждого вида, ее составляющего. У каждого растения свое отношение к почвам, гидрологическому и инсоляционному режиму, удобрениям и искусственному поливу. Мало того, одни деревья растут быстрее, другие медленнее. Спустя пару лет после посадки саженцев-ровесников тополя станут взрослыми, а дубки по-прежнему останутся детьми. Также важно помнить, что группа деревьев – тот же коктейль: нельзя злоупотреблять количеством компонентов.

3. Если каждому дереву в группе отведено под площадь питания до 20 кв. м, мы имеем дело с плотной группой, если больше – от 20 до 200 кв. м – перед нами группа рыхлая. (Впрочем, деление это, как признают сами профессионалы, весьма условно.) Нетрудно догадаться, что в первом случае речь идет в основном о теневыносливых видах, во втором – о светолюбивых. Эстетика плотной группы заключается в ее целостности. В рыхлой же группе каждое дерево должно быть безупречно красивым.

Отдельного разговора заслуживают букетные посадки. Это суперплотные группы, где все деревья растут из одной точки. Подобные посадки могут сэкономить время, деньги и усилия владельцам больших участков. Как правило, они стремятся сразу стать владельцами и больших деревьев, чтобы свежепосаженный сад стал похожим на старый парк. Но, увы, большие деревья – это большие траты и хлопоты (не всегда, заметим в скобках, с гарантией успеха). Здесь на помощь придут саженцы: они дешевле, легче приживаются, охотнее трогаются в рост, быстрее растут. Четыре таких посаженных букетом деревца с небольшой кроной и тоненьким стволом прекрасно заменят одно дерево с большой кроной и толстым стволом. Ведь нам важен не возраст дерева «по паспорту», а лишь его размер.

4. Группы бывают симметричными и асимметричными. Если высадить 9 деревьев квадратом, то, откуда бы ни взглянули на эту симметричную группу, всегда будете видеть фасад этих трех деревьев. А если вытянуть нашу группу в сторону, она не только сразу перейдет в разряд асимметричных, она станет многоликой: с трех разных точек вы будете видеть три непохожие древесные группы.

5. У группы должно быть ядро – это одно или несколько деревьев, отличающихся от общей массы составляющих группу экземпляров своим внешним обликом, или, по-научному, габитусом. Среди деревьев, характерных для средней полосы России, могут затесаться пирамидальные формы, плакучие и т.д. Ваше внимание привлекается к древесной группе в целом, но заостряется при этом на ее ядре. Грамотно составить древесно-кустарниковую группу непросто и специалисту. А неспециалисту тем более сложно оценить особенности каждого дерева в отдельности и ухода за группой в целом. К тому же деревья – существа непостоянные, им свойственна возрастная и сезонная изменчивость. Могучий столетний дуб не похож на себя, десятилетнего и тщедушного, а осенний каштан с занимающейся коричневой бахромой листьями – совсем не то дерево, что восхищало белоснежной кипенью цвета всего несколько месяцев назад. Однако не стоит опускать руки. Чем сложнее задача, тем шире поприще для творчества, тем больше возможностей для кропотливого созидательного труда. Только достойную оценку вашим дендрологическим опытам смогут только следующие поколения – ведь деревья растут медленнее, чем цветы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сестру которую удочерили в детстве
  • Как составить программу по блок схеме информатика
  • Не знаю как найти фильм без названия
  • Acdsee как найти дубликаты
  • Как найти знакомых в воронеже