Как составить характеристику человека вопросы

При трудоустройстве, применении наказаний в рамках судебного дела или поощрении в учебном заведении понадобится составить оценочный документ. Он отражает все личные качества и черты характера гражданина. Такая бумага пишется в вольной форме, но имеет стандартную структуру. За образец написания характеристики берутся утвержденные законодательством нормы подготовки официальной документации. Ознакомиться с ними пригодится для разных целей.

Содержание:

  • В каких случаях может потребоваться характеристика на человека
  • Как правильно написать характеристику
    • Образцы бытовой характеристики
    • Пример характеристики с места работы

В каких случаях может потребоваться характеристика на человека

Этот отзыв о конкретном лице будет необходим при различных обстоятельствах. Данное краткое описание характеризует деятельность человека, его характер, нравственные ориентиры. Однако содержание документа в каждом случае будет разниться в зависимости от места, куда предоставляется бумага. Перед тем как написать характеристику человеку, предстоит узнать, зачем он ее запрашивает. Происходит это зачастую по нескольким причинам:

  • взятие кредита в банке;
  • прохождение практики в ВУЗе;
  • мнение о соискателе от предыдущего работодателя;
  • при призыве в военкомат или поступлении на службу по контракту;
  • психиатру или наркологу для постановки или снятия больного с учета;
  • в рамках рассмотрения судебного разбирательства;
  • при заказе рабочей визы в Посольстве;
  • для награждения сотрудника;
  • отзывы соседей при возбуждении на человека уголовного дела;
  • для оформления попечительства либо опеки.

Характеристика на сотрудника

Характеристика составляется в различных ситуациях

Подготавливает данный документ как сам заявитель, так и сотрудник кадрового отдела по месту работы, директор структурного подразделения либо классный руководитель. При этом бумага может быть написана не только в положительном или нейтральном, но и отрицательном ключе. Главное требование, предъявляемое к подобной документации, – объективность и всесторонность. Перед тем как перейти к ее составлению, понадобится уточнить, как правильно пишется характеристика. Существует ряд правил, которых следует придерживаться при подготовке таких отзывов о человеке.

Как правильно написать характеристику

Она подготавливается в свободном стиле, но должна содержать в себе несколько обязательных пунктов. Чем детальнее и точнее окажется документ, тем больше шансов достичь желаемого результата, для которого и запрашивается такое краткое описание. Несмотря на то, что в законодательстве нет жесткого шаблона для подготовки данных отзывов, при их оформлении стоит придерживаться стандартных нормативов. Типовой образец характеристики включает в себя несколько разделов:

  • заголовок (с названием организации, Ф. И. О. и должностью характеризуемого);
  • автобиография (образование, семейный статус, сведения о воинской службе);
  • опыт трудовой деятельности на последнем месте работы (иногда указываются и предыдущие работодатели);
  • карьерные передвижения, кадровые перемещения на текущем месте работы;
  • сведения об участии в профильных выставках, рационализаторских инициативах, аттестации, реализации проектов, переквалификации;
  • указание наград, взысканий, поощрений;
  • особенности личности (морально-этические принципы, склонность к аналитике, лидерские задатки, интеллектуальный уровень, стрессоустойчивость, творческие способности, отношение к общественной жизни);
  • профессиональная компетенция (самостоятельное принятие решений, дисциплинированность, самосовершенствование, ответственность, инициативность).

Документ должен завизировать составитель и его начальник. В конце следует поставить дату написания и название места, куда бумага будет передана. Составляется, как правило, два экземпляра. Один относится по месту требования, а второй хранится в архиве. Такая краткая автобиография с мнением об описываемом человеке со стороны относится к официальному типу документации и имеет полную юридическую силу. По этой причине ее часто запрашивают в суд для разрешения конфликтов и принятия решения в отношении ответчика на основе отзывов о нем третьих лиц.

Составление документа

Характеристика составляется с указанием определенных пунктов

Образцы бытовой характеристики

Данная бумага с места жительства нужна, чтобы сформировать непредвзятое мнение о лице, в отношении которого принимается какое-либо решение. Делается это по запросу адвоката, участкового, органов опеки, военкома или судьи. Как правило, сам текст подготавливает старший по дому. А в конце его подписывают все жильцы. Бытовая документация должна быть также заверена в товариществе собственников или ЖЭКе. Стандартный отзыв о гражданине включает в себя общее мнение о его отношении к окружающим, черты характера и манеру ведения быта:

Характеристика

На Рокова Льва Петровича, 1979 года рождения, проживающего по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 3, кв. 3.

Роков Лев Петрович проживает по адресу регистрации с 2011 года. На протяжении всего времени никаких замечаний со стороны соседей по отношению к нему не возникало. Лев Петрович не имеет вредных привычек, всегда уважительно относится к остальным жильцам, приветлив, внимателен и отзывчив. Порядок он ни разу не нарушал. Всегда приходит на собрания собственников, активно участвует в жизни дома, его общественная жизнь насыщенная и приносит всем пользу. Коммунальные платежи он всегда оплачивает вовремя.

Лев один содержит свою семью в составе жены Юлии Игоревны 1981 года рождения и сына 2011 года рождения. Живут они мирно, в скандалах не замечены.

18.07.2019 г.

Силова Ольга Дитриевна, проживающая по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 3, кв. 11.

_________ Силова

Теонова Ирина Семеновна, проживающая по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 3, кв. 20.

_________ Теонова

Ликов Максим Геннадьевич, проживающий по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 3, кв. 34.

_________ Ликов

Судебное заседание

Характеристика на гражданина может потребоваться для суда

В таком варианте описывается не только сам человек, но и его жизненная позиция, семья. Подобные документы используются для оформления справки на оружие или для поступления в учебное учреждение, когда нужна личностная оценка человека. Здесь акцент ставится на коммуникативных навыках и  жизненной позиции. Однако в ряде случаев отзыв требуется для юридических целей. Тогда его подготавливают уже не соседи, а представитель полиции. Структура письма при этом будет несколько иной.

Выдана Борисову А. П.

Проживающему по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Гаванская, д. 2, кв. 2

Паспорт 3366 9922

Телефон: 944-444-44-44

Дата рождения: 16.05.1986

Характеристика

Гражданин Борисов А.П. проживает по указанному адресу один. Работает менеджером по продаже бытовой техники. Соседи отзываются о нем положительно. Их спокойствие он не нарушает. Вредных привычек не имеет. К уголовной и административной ответственности никогда не привлекался.

20.08.2019 г.

Участковый Игорев Ю. А.

___________

Подобный вид подходит при рассмотрении судебных дел, когда нужно составить официальное мнение о гражданине. В такой бумаге уже нет эмоционально окрашенных слов. Она более информативна и предметна. Данный документ принимается при передаче открытого дела в судебную инстанцию, расследования совершенного преступления либо рассмотрения досудебных разбирательств. Однако выделяются и другие поводы, при которых понадобится подготовить описательную документацию.

Работодатель и сотрудник

Пример характеристики с места работы

Часто при обращении в коммерческие компании или госструктуры требуют выписку с места работы, отражающую основные сведения о заявителе. Такая бумага подготавливается при приеме на новую работу либо открытии административного делопроизводства. Составляют ее в отделе кадров, но тогда отзывы на разных работников выглядят как под копирку. По этой причине в ряде случаев написать текст может и сам заявитель после утверждения текста руководством. В конце психологическая характеристика подкрепляется подписями нанимателя и директора.

ООО «Пристань»

ИНН 968573261592

ОГРН 263849791

Юридический адрес: г. Москва, ул. Московская, 9

03 сентября 2019 г.

Характеристика

Выдана Огину Илье Николаевичу, 12 июня 1986 года рождения, работающему в ООО «Пристань» с 2014 года и по настоящее время в должности ведущего инженера.

Огин Илья Николаевич работает по трудовому договору с мая 2014 года в должности инженера и с ноября 2017 года в качестве ведущего инженера. Имеет вторую квалификацию.

Окончил технический университет со специальностью «инженер». Имеет диплом о высшем образовании серии ПН номер 725972, выдан 22.06.2013 г.

За время работы показал себя как ответственный и добросовестный специалист. В его обязанности входит подготовка проектов, планирование, выезд на объекты, создание графиков и составление документации.

Огин отличается повышенной трудоспособностью. Ему удалось повысить свой разряд. Он неоднократно посещал профильные курсы. Много раз получал денежные премии за оперативную и качественную работу. Дисциплинарных взысканий у него нет. Аварийные ситуации на его объектах не происходили.

Со всеми коллегами Илья Николаевич общается корректно и поддерживает товарищеские отношения.

Зарекомендовал себя как надежный и работоспособный сотрудник. Стремится к профессиональному росту. Показывает высокие результаты и склонен к дальнейшему развитию в своей отрасли. Готов нести ответственность за результаты своих трудов.

Директор ООО «Пристань»

__________ Глобин О. Г.

«Рабочий» отзыв ориентирован на профессиональные способности и достижения. Он нужен, когда встает вопрос о повышении работника, материальном поощрении его деятельности или переводе на новое место. Но такую характеристику могут запросить и сторонние структуры. Мнение работодателя учитывается при рассматривании гражданского делопроизводства, вопроса о лишении родительских прав, устройстве ребенка в ясли. Пишется данная документация на фирменном бланке и визируется руководителем.

Грамотно составленный отзыв о человеке позволит ему выиграть дело в суде, трудоустроиться, начать учебу либо поступить на военную службу. В документе гражданин описывается со всех сторон, что дает наиболее полную и детальную картину. Текст содержит в себе сведения о моральных качествах претендента, его образовании, трудовом стаже, умениях и достижениях.

Подготавливать бумагу следует по установленному образцу. Тогда она будет иметь вес и поможет достичь поставленных целей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как правильно составить характеристику на ученика (школы, колледжа, вуза)? Рекомендации, образцы, примеры.

Для чего составляется характеристика на ученика? Она подразумевает описание достоинств и недостатков кого-либо или чего-либо. В данной статье будет рассмотрена характеристика на ученика школы или другого учебного заведения. Такой документ требуется в случае перевода учащегося из одного класса в другой, из младшей школы – в старшую или при переходе в другую школу. По окончании школы для поступления в другое учебное заведение тоже может понадобиться характеристика. В военкоматах от призывников тоже не редко просят характеристику с места учебы. И самое не приятное, ее требуют в полиции, при постановке неблагополучного ученика на учет или при заведении уголовного дела.

Во всех этих случаях характеристика это почти то же самое, что и резюме при устройстве на работу, только пишется она не самим учеником, а его учителем. В ней указываются учебные успехи, степень физического развития, отношения со сверстниками учителями и многое другое.

Характеристика может быть обыкновенной и психологической, либо включать все сведения.

План характеристики

Характеристика на учащегося должна содержать следующие пункты:

1. Общие сведения об учащемся. Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, внешний вид, внешкольные увлечения школьника, чем занимаются родители, полная или не полная семья;

2. Состояние здоровья и физическое развитие. В этом пункте указываются особенности физического развития школьника и на сколько оно соответствует возрасту. Если ребенок занимается спортом, – указать каким и каких успехов достиг. При указании состояния здоровья используются данные школьного медпункта и полученные из беседы с родителями. Тут же указываются вредные пристрастия: курение, алкоголь, наркотики;

3. Условия семейного воспитания. В этом пункте указываются подробные сведения о составе семьи, ее социальном положении. Указывается образование родителей, бытовые и жилищные условия, материальное благосостояние. Должно быть уделено внимание нравственному климату в семье, какое воспитание в семье поучает школьник (положительное или отрицательное). Отдельно описывается отношение ребенка к членам семьи;

4. Интересы ученика. Указываются интересы школьника как учебные, так и внешкольные. Дается оценка устойчивости интересов, глубина, ширина диапазона интересующих тем, направленность, степень увлеченности;

5. Интеллектуальное развитие. Этот пункт содержит сведения об особенностях памяти, то есть как именно (способ) запоминает школьник – зрительно, на слух и т.п. На сколько прочно, быстро и полно происходит запоминание. Особенности мышления подразумевают умение анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний и синтеза выводов из них. Также сюда входит логичность в суждениях, склад ума и уровень самостоятельного мышления. Внимательность – умение переключать внимание, концентрироваться на каких-либо отдельных задачах, степень развития произвольного внимания, умение распределить внимание на несколько задач. В этом же пункте должна быть информация об уровне развития общейучебных умений. Это умение планировать и организовывать свою учебу, отыскивать необходимую информацию, на сколько рациональны учебные умения, какова степень культуры умственного труда. Здесь же указывается развитость речи. В это описание входит словарный запас, культура речи, умение делать выводы и рассуждать, насколько выразительна и грамотна речь;

6. Особенности темперамента. Здесь описывается преобладающие эмоции ребенка и их устойчивость, как часто меняется эмоциональное состояние школьника. Указывается, какой тип темперамента преобладает у ученика, сила или слабость нервной системы, на сколько он уравновешен, подвижен, его темп психических реакций и реактивность ребенка. Дается анализ характера эмоций, т.е. насколько ребенок вспыльчив, сдержан, обидчив и т.п. Какова его эмоциональная возбудимость — впечатлительность, раздражительность. Необходимо указать степень агрессивности или депрессивности;

7. Волевые качества. Здесь, фактически, определяется, на сколько ученик способен устойчиво стремиться к поставленной цели, его самостоятельность, решительность, настойчивость, умение управлять своими эмоциями;

8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями. Здесь дается характеристика понимания учеником своего места в коллективе, его отношение к своему положению (доволен или нет). Если не доволен, то какую роль он хотел бы играть. Также оценивается отношение к коллективной жизни класса: проявление активного участия или пассивный исполнитель. Отношение к общественным поручениям. Каково его отношение к мнению коллектива относительно него, как к нему относится большинство ребят в классе. Оценивается отношение ученика к преподавателям и учителей к нему. Взаимоотношения с противоположным полом. Есть ли близкие друзья в классном коллективе. Готов ли придти на помощь товарищам.

9. Уровень притязаний и самооценка показывают, на сколько ученик стремится занять то или иное положение в коллективе класса, достичь поставленных целей в учебе и жизни. Оценивается на сколько самооценка ученика адекватна в различных видах деятельности и поступках, в отношении себя и своего внешнего вида.

10. Морально-этические качества отражают обще принятые понятия: чуткость, заботливость, честность, возможность предательства, справедливость, лицемерие, нарушению правовых норм. В этой же части рассматривается тактичность в отношениях со сверстниками и преподавателями, родственниками и чужими людьми. Оценка крепости дружбы и способности защитить близкого в сложной ситуации то же излагается здесь.

Заключение. Подводится итог описанных качеств ученика. Говорится о преобладающих чертах его характера и как они влияют на учебу и личную жизнь. Делается вывод о том, что следовало бы изменить и как целесообразнее, с педагогической точки зрения, это сделать.

Конечно в характеристиках на учеников не надо все эти пункты подробно расписывать, 1-3 предложений обычно достаточно чтобы изложить всю суть. Но важные моменты или особенности ученика (если они есть) стоит расписать подробнее.

Психологическая характеристика

В данном разделе будет схематично описана методика оценки психологического образа ученика. Это задача школьного психолога, но учитель все же должен представлять каким образом проводится эта работа.

Для составления психологической характеристики ученика используется ряд тестов, направленных на определение степени тревожности ребенка, особенности его самооценки и уровня школьной мотивации. Используя эти тесты, психологи могут дать конкретный ответ, какие именно причины необходимо учитывать, чтобы изменить в положительную сторону какие-либо негативные черты характера ученика.

И так, как и описанная выше характеристика начинается с имени, возраста и семейного состава характеризуемого. Далее приводятся результаты проводимых тестов, и в конце делается вывод на основе анализа результатов тестов с последующими рекомендациями. Для оценки тревожности используется тест Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, который заключается в последовательном показе картинок с изображением ребенка в различных ситуациях. При этом на рисунке ребенок изображен без лица, а от испытуемого требуется сказать какое лицо (грустное или веселое) в данной ситуации должно быть по его (ее) мнению. Рисунки разделены на группы: ребенок со сверстниками, со старшими или младшими детьми, с родителями, с учителями. Ответы по каждой группе рисунков оцениваются отдельно в процентном соотношении. Обобщение результатов позволяет сделать вывод о той или иной степени (в %) тревожности в различных ситуациях.

Вывод об особенностях самооценки делается на основе теста «лесенка». Из самого названия можно догадаться, что ребенок должен поставить себя на какую-то ступень и расставить относительно себя всех предложенных ему персонажей: родителей и родственников (папа, мама, братья и сестры, бабушки и дедушки), школьный коллектив, друзья во дворе и школе, учителя. Для удобства вычислений самооценки можно предлагать лесенку с10-ю ступенями. Результаты теста описательные по отношению к каждому предлагаемому персонажу.

На основании этих тестов делается вывод об отношении ребенка к школе и семье. Сопоставление результатов тестов помогают выявить причины того или иного поведения школьника.

Отличия характеристик на учеников младшей и средней школы и профессиональных учебных заведений

Принципиально характеристика на учеников младшей и средней школы отличается только возрастом ребенка. Обе характеристики составляются по приведенному выше плану. Как для учащихся младших классов, так и для средней школы указывается склонность ребенка к гуманитарным или естественным наукам.

Характеристика на учащихся профессиональных учебных заведений дополняется отношением к получаемой (полученной) профессии, успехи в ее освоении, профессиональные навыки. Во всем остальном, следует придерживаться того же плана составления характеристики.

Как написать характеристику на ученика

Как написать характеристику на ученика? Что нужно учитывать при составлении данного документа? Обо всем этом подробно мы поговорим в данной статье.

Инструкция: 

Вам понадобится:

Знания о личности ученика, доступ к компьютеру или же обыкновенная шариковая ручка и лист бумаги формата A4.

1

Что такое характеристика? Подобный документ является своеобразным отображением личности человека, на которого он составляется. Назначение характеристики может быть достаточно разнообразным. Начиная со школьной скамьи, характеристика будет сопровождать человека при постановке на военный учет, поступлении в ВУЗы, трудоустройстве на постоянное место работы. Исходя из этого, при написании подобного документа следует быть предельно внимательным, так как в дальнейшем именно от грамотно составленной характеристики будет зависеть жизнь человека.

2

Перед тем, как написать характеристику на ученика, вам следует обратить внимание на следующие факторы.

Прежде всего, присмотритесь, какое отношение он проявляет в общении с остальными детьми, как общается с преподавателями и как реагирует на их замечания. Также при составлении подобного документа помимо поведения ученика необходимо учитывать мнение окружающих его людей – пользуется ли он авторитетом среди учащихся, общителен ли ученик или же замкнут в себе, принимает ли участие в жизнедеятельности класса или же старается избегать этого. В характеристике помимо всего перечисленного необходимо упомянуть об успеваемости характеризуемого человека. Принимая во внимание все эти факторы, вы можете приступить непосредственно к написанию характеристики.

3

Изначально в документе указывается его назначение, например, главному военному комиссару (в случае постановки ученика на воинский учет) или же начальнику ОВД (в случае запроса характеристики представителями органов внутренних дел). После оформления данного пункта следует перечисление психологических особенностей характеризуемого. Помните, что от того как вы напишете характеристику будет зависеть дальнейшая судьба ученика. Учитывая его ранний возраст, не следует усугублять дело излишеством негатива – всегда старайтесь смягчить краски, даже если личность ведет себя неэтично. Конечно, максимальной лояльности проявлять не следует. Отображайте все как есть, грамотно подбирая термины и описания поведения ученика.

После составления характеристики документ следует заверить своей подписью, а также подписью и печатью от имени директора учебного заведения.

Как написать характеристику ученику?

В последнее время достаточно частыми становятся случаи, когда классному руководителю приходится писать характеристику ученику. Чаще это бывает необходимо сделать, когда происходит что-то неординарное, когда требуется вмешательство компетентных органов. Итак, вам нужно написать характеристику. Конечно, прежде всего необходимо будет опираться на свои впечатления и наблюдения, но если есть возможность, побеседуйте с учителями-предметниками, работающими в классе, школьным психологом. Кроме того, если позволяет обстаятельства, выясните мнение одноклассников.

Никогда не выкидывайте черновики характеристики, так как очень часто приходиться писать характеристику на ученика даже после окончания им школы: в военкомат, при приеме на работу, при поступлении в другое учебное заведение.

Примерная структура характеристики учащегося общеобразовательной школы может иметь следующие составляющие:

  1. Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).
  2. Учение (способности и возможности, прилежание, результат).
  3. Интересы (направленность интересов, глубина, постоянство, перспективность).
  4. Жизнь в коллективе класса (статус в коллективе).
  5. Отношения с товарищами и учителями.
  6. Характер (моральные и волевые качества).
  7. Направленность личности (убеждение, поведение).
  8. Деятельность (общественно полезная, познавательная, трудовая, досуговая).

Помните, что характеристика  — ваша оценка личности ученика, а оценка эта должна быть взвешенной, обоснованной. Можно использовать несколько другую структуру написания характеристики школьника:

  1. Состояние здоровья.
  2. Социальное положение родителей.
  3. Взаимоотношения в семье.
  4. Тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
  5. Черты характера, акцентуации.
  6. Волевые черты характера (решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т. д.)
  7. Организованность (самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность).
  8. Особенности памяти, речь, эмоции.
  9. Успеваемость, интеллектуальное развитие (любимые предметы, нелюбимые предметы).
  10. Характер чтения.
  11. Отношение к труду (учебному, физическому, общественно полезному, труду по самообслуживанию).
  12. Взаимоотношения в группе, коллективе, положение в коллективе.
  13. Отношение к родителям, учителям, сверстникам.
  14. Отношение к себе: самокритичное, переоценка собственной личности.
  15. Участие в жизни класса, школы.
  16. Занятия в свободное время и сведения о том, с кем преимущественно общается школьник.
  17. Наиболее типичные проявления недисциплинированности.
  18. Педагогические выводы и рекомендации.

В любом случае вне зависимости от того, по какому плану будет написана характеристика, важно помнить о недопустимости «навешивания ярлыков», об ответственности за свою позицию. И еще: безапелляционность  — свидетельство скудности мировоззрения. Важно умение классного руководителя правильно выбрать меру в выражении своих эмоций.

Конечно, педагогические выводы и рекомендации классного руководителя будут зависеть от назначения требуемой характеристики, и все же они должны быть написаны с позиций уважения к личности ученика, понимания ответственности за его судьбу.

Все новое это хорошо забытое старое, поэтому я часто обращаюсь к старым изданиям, в которых много полезного для нашей работы. Библиографические данные книг, по своей молодости,  я не сохранил, но полезные моменты предлагаю Вашему вниманию.

В классах всегда возникает  необходимость написать характеристику на своих учащихся. Для этого я использую приведенный ниже примерный план психологической характеристики ученика.  Желаю удачи!

Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

Анкетные данные.

— Фамилия, имя.

— Дата рождения.        

— Школа, класс.        

— Специализация школы.

Сведений о  состоянии здоровья.

— Часто ли болеет (часто, средне, редко).        

— Хронические заболевания (какие).        

— Особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
  • стабилен в проявлении настроения;
  • преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
  • преобладает торможение.

Успеваемость.

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические).

— Занятия общественно полезным трудом (каким).

— Занятия  в художественной самодеятельности (какой).        

— Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.         

— Занятия спортом (каким).        

— Занятия организационной работой (какой).        

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

Направленность интересов:  

— На учебную деятельность;        

— На трудовую деятельность;        

— На художественно — эстетическую деятельность;  

— На достижение в спорте, туризме;

— На отношения между людьми.        

Отношения к делу:

  • Общественная активность.

— Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

— Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.

— Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

— Редко принимает участие в общественных делах.

— Отказывает участвовать в общественных делах.

  • Трудолюбие.

— Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

— Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

— Редко охотно берется за работу.

— Чаще всего старается уклониться от любой работы.

— Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

  • Ответственность.

— Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

— В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

— Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

— Очень редко выполняет порученное ему дело.

— Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

  • Инициативность.

— Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
— Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

— Редко сам начинает новое дело.

— Почти никогда сам не начинает новое дело.

— Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.    

  • Организованность.

— Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

— В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

— Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.

— Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

  • Любознательность.

— Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

— В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.

— Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.

— Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.

— Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

  • Аккуратность.

— Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут — и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

— Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.

— Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.  

— Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет

общественное имущество, даже портит его.

— Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:

  • Коллективизм.

— Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.

— Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.

— Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

— Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

— Считает излишним   проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».

  • Честность. Правдивость.

— Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.

— Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.

— Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

— Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.

— Склонен всегда, говорить не правду.

  • Справедливость.

— Активно борется с тем, что считает несправедливым.

— Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

— Редко выступает против того, что считает несправедливым.

— Не добивается справедливости.

— Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

  • Бескорыстие.

— В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не  собственной выгоде.

— Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.

— Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.

— В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

— В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

  • Общительность.

— Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

— Как правило, с удовольствием общается с людьми.

— Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.

— Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

— Замкнут, необщителен.

  • Чувство товарищества.

— Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

— Как правило, помогает товарищам.

— Помогает товарищам, когда его просят.

— Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.

— Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

  • Отзывчивость.

— Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

— Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

— Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.

— Почти не умеет сочувствовать другим.

— Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

  • Вежливость, тактичность.

— Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

— Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

— Часто бывает,  невежлив и нетактичен.

— Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

— Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе:

  • Скромность.

— Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

— Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.

— Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

— Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает  очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.

— Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

  • Уверенность в себе

— Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.

— Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.

— Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

— Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже  если
сам может справиться.

— Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

  • Самокритичность.

— Всегда со вниманием   выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

— В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

— Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

— К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно,  не старается исправить недостатки.

— Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

  • Умение рассчитывать свои силы.

— Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.

— Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.

— Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

— В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.

— Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

  • Стремление к успеху, первенству.

— Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.

— Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.

— Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

— Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».

— Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.

  • Самоконтроль.

— Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

— Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

— Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

— Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

— Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

  • Смелость.

— Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

— В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

— Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

— В большинстве случаев отступает перед силой.

— Всегда отступает перед силой, трусит.        

  • Решительность.

— Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

— В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

— Иногда колеблется перед ответственным решением.

— Редко решается принять какое — либо ответственное решение.

— Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

  • Настойчивость.

— Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.

— Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

— Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

— Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

— Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

  • Самообладание.

— Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

— Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.

— Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

— Часто не может подавить нежелательные эмоции.

— Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.

  • Авторитет в классе.

— Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

— Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

— Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой — то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)

— Пользуется авторитетом у остальных учащихся.        

— В классе авторитетом не пользуется,

  • Симпатия.

— Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.  

— В классе ребята относятся к нему с симпатией.

— Пользуется симпатией только у части одноклассников.

— Пользуется симпатией у отдельных ребят.

— В классе его не любят.

  • Авторитет во внешкольных объединениях.

— Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).

— Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)

— Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)

— Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).

— Не является членом никакого внешкольного объединения.

Особенности психических процессов и эмоций.

Внимание.

— Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

— Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.

— Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

— Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

— Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

— При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

— При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

— Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.

— При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.

— Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

— Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

— Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.  

— Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.

— В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

— Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.

-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.

— Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.

— Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
—  Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.        

Общий эмоциональный тонус.

— Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.

— Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

— Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

— В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

— Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.

— Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

— Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

— Эмоционально уравновешен.

— Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

— Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

Кадровикам часто приходится готовить для работников характеристику с места работы — официальный документ, в котором описаны профессиональные, деловые, личные  качества человека. Характеристику запрашивают и сами сотрудники, и органы власти, и даже банки. Рассказываем, как правильно ее написать.

Обязан ли работодатель выдавать характеристику на работника

Некоторые считают, что характеристика коллег и работодателя — пережиток прошлого. Но если в отдел кадров или к руководству организации поступил письменный запрос о ее предоставлении, работнику нельзя отказать. С учетом ст. 62 ТК РФ, такой документ следует подготовить в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина. Эта норма распространяется не только на тех подчиненных, которые числятся в компании в настоящий момент, но и на тех, с кем трудовые отношения уже расторгнуты, — для них оформляется характеристика с последнего места работы (определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу № 33-28750).

Рекомендацию вправе запросить не только сам работник, но и государственные органы. Зачем она нужна? Вот лишь небольшой список ситуаций, когда ее спрашивают:

  • при трудоустройстве на новую должность;
  • при оформлении кредита;
  • при обращении в органы опеки;
  • для предоставления в учебное заведение;
  • при награждении премией, государственной наградой;
  • для суда.

В зависимости от места, куда адресуется документ, выбираются акценты и формулировки качеств работника.

Разновидности характеристик

Прежде чем рассказывать, как написать производственную характеристику, обратите внимание, какие виды рекомендаций бывают:

  • внешние;
  • внутренние;
  • положительные;
  • отрицательные.

Внешние — это те документы, которые предоставляются в другие организации или государственные органы. При их составлении необходимо уточнить у работника цель запроса — от этого зависит стиль написания и форма изложения.

Внутренние характеристики применяются, например, при переводе сотрудника в другой отдел или в другое подразделение, на повышение в пределах организации, где он трудится. В таком документе обязательно делают акцент на деловых качествах и рабочих навыках сотрудника.

В некоторых случаях кадровый специалист просит подготовить документ непосредственного начальника характеризуемого, в общих чертах рассказав ему, как правильно написать характеристику с места работы, и снабдив его образцом. Это допустимо и даже правильно, особенно если в отделе кадров работает новый человек, который плохо знаком с коллегами, или коллектив настолько большой, что кадровику сложно оценивать качества того или иного лица.

Отметим, что работодатель не обязан согласовывать текст с работником, даже если подготовлена не положительная характеристика на сотрудника, а отрицательная или нейтральная. Но если тот не согласен с содержанием, он вправе оспорить документ в судебном порядке.

Общие требования к характеристике на работника

В действующем российском законодательстве отсутствует какой-либо шаблон для составления такого документа. Но общие правила все-таки существуют.

Бумагу оформляют на официальном бланке организации. Если такой не утвержден внутренним распорядком предприятия, то в бланке указываются полные реквизиты, особенно если его официально требует какое-либо учреждение.

Рассмотрим подробнее пример характеристики на человека с работы и обязательные для такого документа сведения. В нем указывают:

  • персональные данные, которые включают в себя Ф.И.О. лица, дату рождения, семейное положение, данные о воинской службе и образовании, сведения о наличии различных наград;
  • сведения о работе. Раздел содержит информацию о стаже работы, о времени принятия, о кадровых перемещениях в пределах организации, сведения о трудовых достижениях и профессиональных навыках лица. Если работник в процессе работы направлялся на обучение, повышение квалификации и т. д., то об этом тоже стоит упомянуть. Кроме того, в этом разделе указываются сведения о наличии у работника различных заслуг (благодарность, поощрение и т. п.) или дисциплинарных взысканий;
  • личные качества. Эта информация является самой важной. Если работник является руководителем подразделения, то стоит отметить его организаторские качества, наличие или отсутствие ответственности за подчиненных, степень готовности к принятию сложных решений, требовательность к себе и подчиненным, другие качества. Если работник является исполнителем, то следует указать степень его готовности выполнять поручения руководителя, инициативность, стремление к отличным результатам и т. д. Также в этом разделе надо раскрыть взаимоотношения лица с трудовым коллективом: пользуется ли он авторитетом и уважением или отношения в коллективе не складываются в связи со сложным характером или иными особенностями сотрудника.

Поскольку это официальный документ, необходимо, чтобы его подписал руководитель организации. Обязательны подпись и печать (если последняя есть в компании). Важно не забыть поставить дату составления.

Еще один практический совет: постарайтесь уместить всю информацию на одном листе.

Дополнительно: как написать характеристику в полицию

О чем писать в характеристике

Главное требование к документу — объективность. В итоге общее описание должно создать образ характеризуемого и помочь сформировать правильное мнение о нем.

Содержание меняется в зависимости от того, для кого готовится рекомендация. Если работник намерен обратиться в органы опеки с целью усыновления, следует особо отметить его личные качества: например, доброжелательность, заботливость, хорошие манеры. Если рабочего планируется продвинуть по карьерной лестнице или ему необходимо трудоустроиться на новом месте, тут пригодятся такие эпитеты, как «исполнительный», «инициативный», «ответственный». Для суда важны подробности того, насколько человек честный, как относится к своим обязанностям, какие отношения у него сложились с коллегами.

Если повод подготовить характеристику на работника оператора АЗС, бухгалтера или преподавателя вуза — награждение государственными наградами РФ, кадровым специалистам следует руководствоваться рекомендациями из письма администрации президента РФ № АК-3560 от 04.04.2012 и Указом президента РФ № 1099 от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». В письме содержатся методические рекомендации относительно оформления документов о награждении. В нем, в частности, сказано, что сведения должны помочь оценить вклад награждаемого, важно упомянуть квалификацию, личные качества, высокие заслуги работника, оценку эффективности его деятельности. Запрещено прямо перечислять трудовые функции, послужной список или описывать жизненный путь специалиста.

Готовые примеры характеристики на сотрудника

Предлагаем посмотреть на пример положительной характеристики на работника табельной группы — сотрудника, который отвечает за учет фактического времени пребывания персонала на предприятии и фиксировании его в табеле.

Общество с ограниченной ответственностью «PPT.ru»

24 октября 2023 г.

Характеристика

Выдана табельщику Пэпэтэшину Петру Петровичу, 1988 г. р.

Пэпэтэшин Пётр Петрович работает в ООО «PPT.ru» с 20 марта 2018 года. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам:

  • «Табельщик. Учет рабочего времени» (июнь 2019 г.);
  • «Табель учета рабочего времени в 1С 8.3 Бухгалтерия» (май 2021 г.);
  • «Табель учета рабочего времени в 1С:ЗУП» (сентябрь 2022 г.).

Пэпэтэшин Пётр Петрович обладает обширным объемом знаний по имеющейся специальности и всегда находится в курсе последних событий в своей области. Он зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, нацеленный на отличный результат, всегда готов к быстрому принятию инновационных решений и несению ответственности за их принятие. Готов к работе в любых условиях, в т. ч. в нерабочее время.

Отличается пунктуальностью, деликатностью в общении с подчиненными и коллегами, за что имеет уважение в коллективе. Требователен к себе.

Начальник отдела кадров Иванов И.И.

Следующий образец — нейтральная характеристика на рабочего в школе, которая подойдет для предоставления в государственные органы или суд:

Частная общеобразовательная школа «PPT.ru»

24 октября 2023 г.

Характеристика

Настоящая характеристика выдана Пэпэтэшину Петру Петровичу, 1988 г. р., работающему в частной общеобразовательной школе «PPT.ru» c с 20 марта 2018 года по настоящее время в должности «подсобный рабочий».

Имеет среднее специальное образование по специальности «плотник».

Семейное положение: не женат, детей нет.

Пэпэтэшин Пётр Петрович профессионал в своем деле. Дисциплинарным взысканиям никогда не подвергался.

С коллегами находится в дружеских отношениях. Доброжелателен и сдержан, всегда готов к мирному урегулированию конфликта. Вредные привычки отсутствуют. Регулярно участвует в общественной жизни коллектива.

Характеристика выдана для предоставления в Санкт-Петербургский городской суд.

Начальник отдела кадров Иванов И.И.

А так выглядит образец характеристики на сотрудника газовой службы (инженера газоспасательной службы), который не справляется с обязанностями.

Общество с ограниченной ответственностью «PPT.ru»

24.10.2023

исх. № 567/13

Характеристика

Пэпэтэшина Петра Петровича, 1988 г. р.

Пэпэтэшин Пётр Петрович работает в ООО «PPT.ru» с 20 марта 2018 года. Занимает должность инженера газоспасательной службы. В его основные обязанности входит:

  • теоретическая и практическая подготовка работников подразделений по газоспасательному делу;
  • обучение членов аварийно-спасательных звеньев методам и приемам спасения людей, ликвидации аварий в загазованной среде;
  • инструктирование работников подразделений по правилам ведения работ в газоопасной среде, способам пользования газозащитной аппаратурой и основным приемам спасательных работ при возникновении аварий или загазованности;
  • контроль за соблюдением работниками требований норм, стандартов, положений, нормативно-технических документов по обеспечению безопасности при работе на газоопасных участках;
  • учет, проверка наличия и исправности газоспасательного оснащения и средств защиты органов дыхания, находящихся в подразделениях организации.

С первых дней работы в коллективе Пэпэтэшин П.П. проявил себя как конфликтный человек. Неоднократно высказывал свое негативное мнение о коллегах, о руководстве.

Профессиональные навыки Пэпэтэшина П.П. невысоки. Желания для повышения профессионального потенциала нет.

Работник неоднократно получал дисциплинарные взыскания и выговоры в связи с опозданиями на работу, прогулами, появлением в нетрезвом виде. Со своими непосредственными обязанностями Пэпэтэшин П.П. не справляется. Поднимался вопрос о несоответствии занимаемой должности.

Начальник отдела кадров Иванов И.И.

Чего избегать при составлении

Как мы уже отмечали, регламента не существует, но все же определенные запреты при написании этого документа имеются. Необходимо избегать:

  • эмоциональных определений;
  • оскорблений в адрес характеризуемого;
  • недостоверной информации;
  • обнародования личных взглядов работника на политику, религию и тому подобное;
  • грамматических и стилистических ошибок при составлении документа, любых сокращений.

Шаблоны для использования

Все примеры характеристик на сотрудников, которые представлены ниже, даны для ознакомления. Но они вполне сойдут для использования в практических целях, если вписать данные конкретных сотрудников.

Первый пример — характеристика для награждения старшего аппаратчика почетным званием «Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности Российской Федерации».

Образец характеристики на сотрудника, которого представляют к госнаграде

Еще один образец нейтральной характеристики, сведения из которой удобно использовать, когда работником интересуются, например, органы опеки.

Пример нейтральной характеристики на работника

Дополнительно: как составить характеристику индивидуальному предпринимателю

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Характеристика с места работы требуется для  объективной оценки деловых и личностных качеств работника. Ее запрашивают для награждения или взыскания, для исследования личности в суде и пр. Рассказываем, что писать в характеристике и как ее оформить.

В каких случаях необходима

Обычно специалистов отдела кадров просят составить характеристику:

  • сами сотрудники;
  • государственные органы;
  • руководители организации.

В первом и втором случаях необходима нейтральная или положительная характеристика на сотрудника для предъявления ее в какие-то инстанции за пределами той организации, в которой работает человек. Например, в органы опеки и попечительства, учебное заведение, в котором он обучается без отрыва от производства, по новому месту работы или в суд. Т. е. оценка качеств работника требуется внешнему заказчику.

В третьем случае готовятся некие внутриорганизационные процедуры, связанные с оценкой сотрудника, и документ используют внутри учреждения. Его заказчик внутренний.

Кто готовит документ

Осознавая, для чего нужна и что такое характеристика, не всегда специалист кадровой службы способен ее составить, поскольку он не всегда знает о деловых качествах каждого работника на предприятии. В таком случае готовит такой документ непосредственный начальник сотрудника, а представитель кадровой службы лишь оказывает ему помощь в написании и оформлении бумаги.

Если за бумагой обращается работник, подготовить и выдать ее следует в течение трех рабочих дней (ст. 62 ТК РФ). Это правило распространяется и на бывшего сотрудника, вне зависимости от того, как давно он уволился (см., например, Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу № 33-28750). Если заказчик внешний, то сроки обычно обговаривают дополнительно.

Примеры характеристик

В зависимости от целей создания содержание документа меняется, но общие правила составления остаются неизменными. Рассмотрим наиболее распространенные на практике варианты оформления бумаги.

Положительная и отрицательная оценка

Для начала приведем пример характеристики на работника с места работы, где положительно описывают профессиональные качества и сильные стороны человека. Это наиболее частый вариант, который приходится оформлять отделу кадров.

Клубтэкаев Карл Карпович — специалист высокого профиля, который трудится в ООО «Clubtk.ru» 15 лет. Его общий стаж работы составляет 22 года. За время своей работы в ООО «Clubtk.ru» он зарекомендовал себя как ответственный, квалифицированный сотрудник. Карл Карпович грамотно, быстро и эффективно решает поставленные перед ним задачи. Порученные ему проекты монтажа электрических систем выполнены качественно и в короткие сроки. Основными положительными качествами Карла Карповича являются его ответственность и упорство при достижении цели. Нельзя не отметить и его умение грамотно объяснить поставленную задачу другим специалистам. Клубтэкаев Карл Карпович дважды удостоен благодарности от руководства ООО «Clubtk.ru».

Другой пример — с отрицательным описанием профессиональных и личных качеств сотрудника:

Клубтэкаев Карл Карпович проработал в ООО «Clubtk.ru» слесарем 1 год и 3 месяца. За это время он не проявил высокого профессионализма. Несмотря на некоторые положительные качества, Карл Карпович характеризуется как малодисциплинированный работник. Отсутствие дисциплины проявлялось в несоблюдении сроков выполнения работ, регулярных опозданиях. Карл Карпович дважды подвергался дисциплинарным взысканиям.

Для поощрения

Следующий образец подойдет тем, кто готовит документ для поощрения сотрудника. Если оно инициировано руководством организации, требования к процедуре определяются локальными нормативными актами компании — правилами внутреннего трудового распорядка, положением о поощрении и т. п. Если специальной формы в этих ЛНА не предусмотрено, воспользуйтесь следующим шаблоном:

Характеристика с места работы

Для выбора верных слов подумайте, какие качества в компании считаются наиболее ценными, и, исходя из этого, давайте определение работнику. Пример, представленный выше, делает акцент на исполнительских качествах. Дополнительно укажите (на выбор или несколько сразу):

  • преданность делу, лояльность компании и ее руководителям;
  • способность принимать на себя решения, проявлять инициативу;
  • ответственное отношение к качеству и срокам выполнения работ;
  • умение выстраивать отношения с клиентами;
  • иные особо ценные в вашей компании навыки, умения или качества.

Помимо поощрения на уровне работодателя, есть еще награждение государственными наградами Российской Федерации. В этом случае к документам с места работы предъявляются серьезные требования (подробно об этом — в Указе президента РФ № 1099 от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», письме администрации президента РФ № АК-3560 от 04.04.2012). Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями и предложенным образцом, чтобы корректно оформить документы о награждении.

Вот пример характеристики для награждения почетной грамотой министерства:

образец характеристики с работы для награждения грамотой

Для взыскания

Работник совершил проступок, и встает вопрос о взыскании: выговоре или увольнении. Возможно, проводится служебное расследование. Какую меру наказания выбрать? Для ответа на этот вопрос тщательно исследуются все обстоятельства и материалы происшествия. Если во внимание примут положительные качества:

  • ответственность за выполняемую работу;
  • отсутствие вредных привычек;
  • соблюдение трудовой дисциплины и т. д., —

то наказание для работника, совершившего проступок, возможно, смягчат.

При повышении

В крупной организации, обладающей разветвленной иерархической структурой, или в государственных и муниципальных органах многие внутренние процедуры строго формализованы. Например, существует резерв управленческих кадров. Комплект документов на каждого участника такого резерва обязательно включает характеристики. В них акцент делается на качествах работника, необходимых для кандидата на руководящую должность: компетентность, волевые и организаторские способности, интеллект и авторитет.

При аттестации

Трудовым кодексом не регулируется процедура проведения аттестации персонала в организации. Но если такая процедура планируется, необходимо составить и утвердить приказом положение об аттестации, в котором необходимо прописать перечень документов, предоставляемых аттестационной комиссии, в том числе характеристику на аттестуемого работника.

В нее включают:

  • сведения об образовании, повышении квалификации, должности, стаже работы;
  • оценку результатов работы и выполнения значимых проектов;
  • информацию о наличии или отсутствии взысканий или поощрений.

Для суда

В ходе судебных слушаний к материалам дела часто приобщаются характеристики на ответчика (обвиняемого): их вправе запрашивать любой участник судебного процесса, в том числе и работник, против которого возбуждено дело. Взять за основу в этом случае рекомендуем пример нейтральной характеристики на работника, поскольку выданный работодателем документ становится своего рода свидетельским показанием, и он должен быть максимально точным и правдивым. Кстати, такое объективное описание качеств сотрудников уже не раз становилось обстоятельством, смягчающим административную ответственность (см., например, решение Давлекановского районного суда от 23.08.2010 по делу № 12-93/2010).

Этот документ:

  • составляют на бланке организации;
  • включает анкетные данные сотрудника (Ф.И.О., год рождения, семейный статус, стаж работы, должность, образование и т. п.);
  • содержит детальное описание деловых и личных качеств;
  • завершают фразой, объясняющей цель составления (чаще всего «для предоставления в суд» или «для предъявления по месту требования»);
  • подписывает руководитель предприятия;
  • заверяют печатью (при наличии).

Если работник не согласен с характеристикой

Содержание такого типа документа работодатель не обязан согласовывать с сотрудником, за исключением случая проведения аттестации, когда он обязан ознакомить с ней аттестуемого заранее. Если тот выражает недовольство ею и результатами аттестации, он вправе обратиться в апелляционную комиссию или суд.

Эта важная бумага может быть составлена по просьбе самого сотрудника, по инициативе руководителя или по внешнему запросу, в зависимости от места и цели предполагаемого предъявления. Характеристика на сотрудника может быть внутренним документом и предназначенной для предоставления по любому месту требования. Ниже приведён пример характеристики на работника. Скачайте и отредактируйте под себя.

ФАЙЛЫ
Скачать образец заполненной характеристики на сотрудника .doc

Образец написания универсальной характеристики

г._______________________

«____» _____________ 201_ года

Характеристика

на Аверину Веру Владимировну, старшего экономиста ООО «_____________»

Аверина В.В., «__» ________ 19__ года рождения, образование высшее (окончила в 2000 г. Московский Государственный Университет по специальности «Экономика и управление»).

Работает в ООО «_____________» на должности экономиста с 18 апреля 2007 г., в 2009 году переведена на должность «старший экономист». За время работы направлялась на курсы повышения квалификации, которые успешно окончила, получив сертификаты по программам: «Отчетность-2016», «Финансовая аналитика», «Современный экономический прогноз».

За время работы показала комплексное владение знаниями и умениями по своей специальности. Обладает отличными навыками ведения деловых переговоров, коммуникабельна, стремится к активному самосовершенствованию. Интересуется последними информационными новшествами в экономической области, посещает тренинги и семинары по специальности.

Зарекомендовала себя как надежный, ответственный работник, не нарушающий сроки выполнения заданий и предоставляющий исчерпывающую отчетность. В трудных ситуациях быстро принимает оптимальное решение. Стрессоустойчива и спокойно воспринимает критические замечания. В коллективе пользуется уважением и хорошим отношением коллег, в конфликтных ситуациях не замечена.

Дисциплинарных взысканий за время работы не получала.

Характеристика выдана для предъявления по месту требования.

«___»________201_ года

_________/________________________

Внутренние характеристики

Вышестоящий руководитель может затребовать непосредственное руководство дать оценку личностным и профессиональным качествам сотрудника в различных ситуациях. Эти ситуации могут быть такие, как:

  • принятие решения о переводе на определенную должность;
  • оценка способности выполнить то или иное поручение;
  • возможность ответственной командировки;
  • найти оптимальный способ воздействия на сотрудника, чтобы повысить его профессионализм или нивелировать отрицательные качества;
  • определение возможности доверия (допуски к служебной информации, коммерческой тайне и т.п.);
  • чтобы оценить стрессоустойчивость и профпригодность к опасным работам и критическим ситуациям;
  • принять меры для снижения напряженности в коллективе и др.

В составлении этого документа может принимать участие не только начальник структурного подразделения, где работает характеризуемый сотрудник, но и работники отдела кадров, а также, при необходимости, руководитель службы безопасности.

К СВЕДЕНИЮ! Основания для составления внутренних характеристик должны быть прописаны в локальных нормативных актах предприятия.

Внешние характеристики

Официальные документы, которые будут предоставляться в инстанции помимо предприятия, могут быть оформлены по запросу самого сотрудника или непосредственно по требованию самих инстанций.

  1. Характеристика составляется по просьбе сотрудника
    Работнику предприятия может понадобиться отзыв о нем от руководства для таких целей:

    • поступление в высшее учебное заведение;
    • выдача разрешительных документов;
    • взятие кредита;
    • прохождение воинской службы;
    • различные отношения с правоохранительными, муниципальными и другими государственными органами.

    ВНИМАНИЕ! Когда точно известна цель написания характеристики и место ее предоставления, легче сделать акцент на информации определенного рода. Например, для получения кредита не так важны производственные показатели, как дисциплинированность, ответственность, обязательность работника и т.п. На практике чаще всего в характеристике указывают «Для предъявления по месту требования», а значит, она должна носить универсальный характер.

  2. Характеристика составляется по стороннему запросу
    Подать запрос на предприятие о предоставлении характеристики на сотрудника могут должностные лица, государственные структуры, адвокаты и пр. – обычно это происходит в случае совершения работником предприятия каких-либо правонарушений либо если он в чем-то подозревается.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В стороннем запросе далеко не всегда четко определено, какого рода информация о работнике требуется. Поэтому лучше составлять характеристику по базовым шаблонам, рекомендуемым для подобных документов.

Правильно оформленная характеристика

Любой документ требует правильного оформления и наличия соответствующих реквизитов. Основные моменты, важные для оформления характеристики, заключаются в следующем.

  1. Для написания этого документа используют официальный бланк организации либо лист стандартного формата А4. Для внешних характеристик предпочтительнее бланк, но если его нет, то реквизиты организации должны быть указаны в обязательном порядке.
  2. Текст излагается от третьего лица, при этом используется настоящее или прошедшее время (например, «работник соответствует…, обладает» или «сотрудник имел…, выполнял).
  3. Первым словом документа является его название «Характеристика», далее следует написать, на кого она дается (полное ФИО без сокращений и должность сотрудника).
  4. Объем текста не ограничивается, на практике редко превышает одну печатную страницу.
  5. В конце текста пишется стандартная информация о месте предоставления, либо указывается, что предъявить характеристику можно по месту требования.
  6. Ответственность за достоверность сведений в характеристике несут подписавшиеся. Достаточно подписи руководителя организации, желательна виза руководителя отдела кадров и непосредственного начальника характеризуемого. Подписи должны быть расшифрованы (фамилия и инициалы).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы характеристика набрала силу юридического документа, она должна быть датирована, завизирована руководством и заверена круглой печатью предприятия.

Содержание характеристики: необходимость и достаточность

Различие в написании внутренней и внешней характеристик базируется на том, что в первом случае изначально известно, где именно работает сотрудник, и куда будет предоставляться характеристика. Поэтому в документе «для внутреннего пользования» эти сведения можно опустить, зато полнее раскрыть рабочий и творческий потенциал работника.

Во внешней же характеристике нужно как можно полнее указать все личные данные сотрудника, причем только с письменного его согласия на их обработку и использование, как того требует закон (ст.88 ТК РФ).

Прежде чем составлять текст характеристики, определите цель ее предоставления: это поможет правильно отобрать факты для изложения.

Обычно характеристику содержательно можно разделить на несколько блоков:

  1. Заголовок,
  2. Анкета,
  3. Трудовая деятельность,
  4. Личные качества,
  5. Заключение.

Заголовок и заключение относятся к оформлению характеристики. Остальные пункты рассмотрим подробнее.

Анкета

В первом абзаце нужно коротко описать официальные данные о человеке: указать его год рождения, перечислить оконченные им учебные заведения, уточнить специальность, а также, если есть ученые степени и звания. В этом абзаце достаточно употреблять только фамилию с инициалами, так как полное имя уже было указано в заголовочной части.

Трудовая деятельность

Описание трудового пути работника может быть как полным, так и ограниченным работой в данной организации. При этом важно указать:

  • на какую должность был принят на работу;
  • показатели карьерного роста (в каком году, какие должности последовательно занимал);
  • сведения о получении дополнительного образования, повышении квалификации, прохождении курсов и пр.;
  • оценка результатов работы (в каких проектах принимал участие, чем руководил, что удалось выполнить самостоятельно и т.п.);
  • достижения (успехи и поощрения либо, наоборот, провалы и порицания);
  • стоит перечислить все награды и взыскания.

Личные качества

Один из самых важных разделов документа, ведь если трудовую деятельность можно оценить объективно (по наличию результатов, отсутствию дисциплинарных взысканий и т.п.), то характеристика личности всецело зависит от способа ее подачи. Особенно этот раздел имеет значение для внешних характеристик, ведь сторонние организации интересует, в первую очередь, «психологический портрет» человека, а не его трудовые достижения. Приведем план развернутой характеристики личности сотрудника, при необходимости можно выбрать нужные пункты и ограничиться ими.

  • Общее впечатление, сложившееся о человеке за время сотрудничества с ним;
  • мнение работодателя о способностях, проявленных сотрудником, и его потенциальных возможностях;
  • рекомендации по поводу использования выявленных качеств;
  • приблизительные психологические штрихи личности работника;
  • оценка коммуникабельности, конфликтности, толерантности;
  • выводы относительно дисциплинированности, ответственности, честности;
  • степень принятия сотрудника коллективом;
  • сведения о слабых местах в характере сотрудника;
  • прогноз поведения в определенных ситуациях, важных для адресата характеристики;
  • другие факты, которые работодатель посчитает нужным осветить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти собственные числа матрицы пример
  • Как составить электронную таблицу в excel
  • Как найти посылку по номеру отслеживания боксберри
  • Как найти персонал в новую компанию
  • Как можно найти значения периода