Как составить характеристику класса по предмету

Психолого-педагогическая
характеристика учащихся 2 «Б» класса
 

Общие сведения о классе:

1.     История  формирования.

2 «Б» класс был сформирован в 2015 году. Практически
все дети обучаются вместе с 1 класса.
 

С апреля 2016 года 1
ребёнок выведен на инд. Обучение  по заболеванию

2.     Состав  по  возрасту 
и  полу учащихся.

Всего в классе 28 человек,
из них 15 мальчиков и 13 девочек. В основном учащиеся 2007 года рождения.

3.     Были  ли  слияния с другими
коллективами.

Слияния с другими
коллективами не было.

4.     Смена классных
руководителей.

Смена классных
руководителей не производилась.

5.     Социальная
характеристика семей учащихся.

  1. По
    структуре:

1)       полные семьи – 22 (из них 5 семей – отчимы)

2)      
неполные семьи – 5 (+ 1
ребёнок находится в центре «Радуга»)

3)      
многодетные семьи – 3

  1. По
    материальной обеспеченности:

1)      
с высоким материальным
достатком — 0

2)      
со средним материальным
достатком — 22

3)      
с низким материальным
достатком – 5 ( без учёта ребёнка из центра «Радуга»)

  1. По
    социально правовой устойчивости и воспитательному потенциалу:

1)Социально-устойчивая семья, благополучная в воспитательном
отношении:

а) воспитательно-сильная  — 25

2)Социально-устойчивая семья, но неблагополучная в
воспитательном отношении
:

а) воспитательно-неустойчивая — 3

б) воспитательно-слабая,  с утратой контакта с детьми и контроля
над ними – 0

3)Социально-неустойчивая семья, неблагополучная в
воспитательном отношении:

а) воспитательно-слабая, с постоянной конфликтной атмосферой —

б) воспитательно-слабая, с агрессивно негативной атмосферой —

4)Социально-неустойчивая семья, негативная в воспитательном
отношении:

а) маргинальная (с алкогольной, наркотической зависимостью;
вступающая в конфликт с законом; психически отягощенная) —

6.     Общая характеристика
успеваемости класса

В классе хорошая успеваемость по всем
предметам.
Учащиеся осознают
важность учения, отсюда такая успеваемость и заинтересованность в процессе
учения (результаты контрольных и тестовых работ). Класс очень работоспособный.

На уроках учащиеся активны, внимательны,
сообразительны, любознательны, владеют навыками самостоятельного труда,
проявляют интерес к учебной деятельности, добросовестно относятся к выполнению
классных и  домашних работ.

Учатся на «отлично» — 5 человек, на «4» и «5» —
9 человек.

7.     Общая характеристика
дисциплины.

Дисциплина в классе хорошая. Классный
руководитель заботится о том, чтобы класс был организованным и сплоченным. Есть
дети с неустойчивым вниманием, они с трудом концентрируются на занятиях, не
могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство старается выполнять
правила поведения в классе. Они учатся правильно реагировать на происходящее,
отвечать за свои поступки. В классе нет детей, злостно нарушающих дисциплину.

8.     Общая характеристика
общественных поручений учащихся класса

Класс имеет активную группу. Учащиеся проявляют
большой интерес к общественным делам, выполняют общественные поручения. Ребята
понимают, что выполнением своих поручений они помогают учителю, школе и всем
своим одноклассникам.

Общественные поручения: (посмотреть стенд, там все расписано)

9.     Мнение
учителей-предметников о классе

Из беседы с
учителями-предметниками можно сделать вывод о том, что класс
дисциплинированный. Ребята проявляют наблюдательность и любознательность, активно
работают на уроках, обладают коммуникативными навыками, способны к
взаимопомощи, сотрудничеству, отзывчивости. У них есть желание и умение
учиться. Учащиеся находятся в хороших отношениях с учителями.

Направленность
деятельности класса:

1.Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса.

Учащиеся активно участвуют в учебной деятельности. Учебная
мотивация сформирована. У ребят есть стремление получать хорошую оценку от
учителей, похвалу от родителей.
В классе предпочитают такие виды деятельности как познание и
общение.
Ребята
всегда проявляют активность и творчество в помощи проведения классных мероприятий.
Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания –
основные черты классного коллектива. У детей привито бережное отношение к
труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию,
проявляют огромный интерес к общественным делам и с удовольствием принимают
участие в делах класса.

2.Отношение класса к
установленным правилам поведения в школе, их поддержка и  выполнение.

Дети психологически подготовлены к ясному пониманию смысла норм и правил
поведения и к их повседневному выполнению. Учащиеся принимают все правила школы
и выполняют их (приходят в школу до начала занятий, снимают в гардеробе верхнюю
одежду, надевают сменную обувь; проявляют уважение к старшим, подчиняются
требованиям педагогов;
берегут
имущество школы; оказывают помощь в уборке школьного помещения во время
дежурства по классу; соблюдать порядок, чистоту и т.д.).
При полном соблюдении правил поведения в школе
устанавливается доброжелательная атмосфера и положительный психологический
настрой.

3.Сложившиеся традиции
класса.

В классе сформировались традиции, которые
скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива
и отдельного ребенка в нем.                                К традициям класса
можно отнести поздравление каждого учащегося с Днем Рождения, поздравление
мальчиков и девочек с тематическими праздниками,  «мастерская «Волшебный мир
своими руками», совместно с родителями, посещение театров., поездки в Спб………

4.Жизнь класса  вне 
учебных занятий.

Кружки — 28

Спортивные секции — 11

Музыкальная школа — 2

Художественная школа – 3

Театральная студия – 3

«Россияночка» — 3

Организационная структура класса:

1.Характеристика
органов самоуправления  в  классе.

В процессе
самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности
друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым,
как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми и т.д. 
Все ребята стараются выполнять распоряжения
актива, актив в классе уважают.

Характеристика актива класса, органов самоуправления …в классе сформирован
сильный актив, который управляет делами в классе. Активную помощь оказывают
родители учащихся.

2.Роль классного руководителя
в организации жизни и деятельности класса.

Классный руководитель прогнозирует,
анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и
деятельность учащихся своего класса. 

Создает благоприятную эмоциональную обстановку
в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает в решении возникающих
проблем, организует разнообразную деятельность в классе, проводит классные часы,
организует экскурсии и др.
 

Жизнь детского коллектива организует так, чтобы
учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах
класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности, всегда
проявляли познавательную активность.

3.Личность классного руководителя

Видно, что у учителя огромная любовь к своему делу,
нераздельно связанная с любовью к своим ученикам. Значимыми качествами
классного руководителя являются ум, знание, образованность, дисциплинированность,
коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слышать и слушать, организаторские
способности, инициативность, порядочность, тактичность, справедливость,
доброта, уравновешенность, чуткость, трудолюбие, креативность, профессионализм,
знание психологии учащихся, их интересов, способностей, возрастных особенностей
и т.д.

Классный руководитель содействует общему благоприятному
психологическому климату в коллективе, оказывает помощь обучающимся в
формировании коммуникативных качеств, создает условия для развития многогранной
творческой личности, развивает самостоятельность, формирует здоровый образ
жизни, проводит воспитательные, спортивные мероприятия, формирует
духовно-нравственные качества личности и т.д.

4.Стиль классного
руководства.

Демократический
стиль. Классный руководитель ориентируется на развитие умственной
активности учащихся, на мотивацию достижения в познавательной деятельности,
привлекает каждого к решению общих задач. У классного руководителя широкий
контакт с детьми, проявление доверия и уважения к ним; не подавляет строгостью
и наказанием. В классе создает благоприятный социально-психологический климат,
осуществляет открытое и свободное обсуждение возникающих проблем, адекватно
оценивает возможности учеников, их успехи и неудачи, стимулирует учащихся к
творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. У классного
руководителя присутствует глубокое понимание ученика, его целей и мотивов
поведения.

5.Отношение коллектива
к классному руководителю, его авторитет среди школьников.

Отношение учащихся к учителю вытекает из их общей мотивации
учения.

Учащиеся
понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным
руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. Ученики ценят заботливое и внимательное
отношение учителя.
Между коллективом и классным руководителем преобладает
доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
. Детям импонирует, когда классный руководитель
оказывает им поддержку в деятельности. Ученики считают, что их учитель добрый,
умный, справедливый, хороший. Ребятам нравится, когда кл.руководитель их
хвалит, ставит положительные оценки
(смайлики,
т.к. оценки во 2 классе только со 2 полугодия).
Учитель для ребят высший авторитет, от его отношения зависят все
остальные переживания школьника.
 Авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже
авторитета родителей.

6.Отношение ребят к
выполнению поручений.

Учащиеся от заданий и
поручений никогда не отказываются, наоборот,
быстро откликаются, если нужно сделать полезное дело. К выполнению
поручений относятся добросовестно, ответственно, внимательно и сосредоточенно. Ребята
осознают необходимость и важность выполнения поручений, имеющих значение для
других, и осознают необходимость держать ответ за выполнение поручений.

Особенно детей привлекают такие поручения,
которые они могут выполнить вместе с товарищем.

7.Наличие неформальных
вожаков и причины их влияния на класс.

…Неформальных вожаков в
классе нет.

Характеристика учебной деятельности
класса

1.Отношение учащихся к
учебе в целом и отдельным предметам.

У учащихся на
достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К учебным
занятиям относятся с ответственностью, занимаются на них с интересом.
 Ребята умеют определять цель и задачи работы, обобщать, делать
выводы, работать самостоятельно, в парах, в группах.
На уроках проявляют активность, любознательность,
показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с заданиями, не
вступают в конфликты с учителями. Очень любят уроки литературного чтения, математики,
окружающего мира, физкультуры, технологии …

2.Взаимопомощь, ее
формы и организация.

Классный руководитель и
сам класс совместно работают над тем, чтобы наиболее полно раскрыть и учесть
потребности каждой категории учащихся. Если эти многообразные потребности
школьников стали известны и приняты, то в данном коллективе формируется
социальное доверие. Тогда учителю легко призвать учеников к взаимопомощи.

3.Дисциплина класса при
выполнении учебной и домашней работы.

Класс очень
дисциплинированный, поэтому проблем с дисциплиной не возникает. На уроках
наблюдается активная работа всех учащихся, не мешающая другим. Классный
руководитель избегает однообразных, шаблонных уроков, всегда продумывает
целесообразное начало, ведь от этого часто зависит весь настой урока. Часто
меняет виды деятельности, чередует устную речь, чтение, письмо. Старается
каждый урок сделать интересным, привлекая дополнительный материал и используя
на уроках ИКТ. Дает учащимся занимательные и творческие задания. На уроках
обычно царит та доброжелательность, которая располагает детей к взаимному
уважению, а значит и к общей дисциплине.

Особенности
межличностных отношений в классе

1.Товарищество и дружба
в классе.

Все дети дружны.
Проявлений нетерпимости и агрессии не наблюдается.
Отношения между учащимися доброжелательные, товарищеские,
дружелюбные и сплоченные.
Ребята
относятся друг к другу с уважением, пониманием, желанием прийти на помощь,
поддержать в трудной ситуации. За пределами школы ребята поддерживают добрые
отношения с одноклассниками.

2.Отношения мальчиков и
девочек.

В классе сложились
добрые дружеские отношения между мальчиками и девочками. Конфликтов между ними
не возникает.

3.Характеристика дружеских
группировок в классе

Класс по количественному
составу является большим. Учащимся
нравится быть
вместе, участвовать в совместных
делах, вместе
проводить свободное время.

Мотивы, объединяющие детей:

1)      
Общие
интересы, занятия и увлечения;

2)      
Игровая
деятельность;

3)      
Симпатия;

4)      
Дружелюбие,
доброжелательность, общительность;

5)      
Одинаковое
положение в классе;

6)      
Учебная
деятельность (отличники, хорошисты).

В основном
у девочек интерес к куклам и игрушкам, которые они могут принести из дома и
играть с ними в классе (дочки-матери); некоторые девочки играют с машинками;
играют в догонялки.

Мальчики
интересуются машинами, играми на мобильных телефонах. Они играют в догонялки,
собирают конструктор лего . В классе есть наборы конструкторов, которые
привлекают внимание ребят и дети с большим желанием конструируют поделки.…

Игра в
«догонялки» привлекает как девочек, так и мальчиков. 

В классе у
лидеров наблюдается высокая степень взаимности с лидерами.

Явными
лидерами в классе являются (Катя Ж., Вика Ф, Ярослав, Иван К.) Активные,
настойчивые, имеют авторитет среди учащихся. Немаловажным является их
стремление привлечь каждого, прилежные ученики – всегда готовы к уроку…

Наиболее
значимыми оказываются учащиеся, которые хорошо учатся и при этом отличаются
эмоциональной устойчивостью и доброжелательностью.

В отношениях между группировками внутри класса
существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Психологический климат в классе

1.Преобладающие настроения и эмоции.

В классе
преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм
в настроении и доброжелательная атмосфера.
В основном у учащихся преобладают только положительные
эмоции (уверенность, восхищение, радость и др.).
Ребята в классе чувствуют себя уютно,
уверенно и спокойно.

Коллектив с благоприятным психологическим климатом
отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием,
взаимной симпатией и чувством защищённости его членов; работает слаженно,
достигая высоких результатов.

2.Удовлетворенность
учащихся общением друг с другом и учителями.

Дети умеют общаться без
постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной
формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли,
добиваться слаженности и взаимопонимания. Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям,
знаниям одноклассников. Ученики владеют диалогической формой общения. Умеют
слушать друг друга, поддерживать различные идеи.

Про учителей допишу…
учителя англ яз., музыки, физ-ры

3.Нравственные ценности
школьников

Классный руководитель
большое внимание уделяет ориентации учащихся на нравственные ценности,
формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и
ценностями; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных
ситуациях.

Во время уроков нравственные
ценности формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также
убеждений. Чтобы воспитать у учащихся определенные нравственные ценности,
классный руководитель ставит школьников в условия, в которых эти качества
проявляются и закрепляются. Особое внимание учитель уделяет таким нравственным
ценностям как доброта, честность, уважение к старшим, дружба, отношение к
труду, справедливость, отношение к родителям, природе, скромность, защита
Родины, смелость, выносливость, благородство, чувство собственного достоинства,
умение себя вести.

На формирование нравственных
ценностей оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции и воля.
Классный руководитель учитывает это при организации работы на формирование
нравственных ценностей.

Младшие школьники осознают
хорошие и плохие поступки, навыки вежливого отношения к окружающим. Классный
руководитель у ребят формирует нравственные ценности при помощи методов
нравственного воспитания: убеждения, приучения, поощрения и наказания.

Читая литературные
произведения на уроках, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах и
поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.
Поведение героя литературного произведения для младших школьников нередко служит
эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные.

5.Интеллектуальный
климат в классе.

Уровень
работоспособности, активности учащихся соответствует норме. Класс быстро
включается в работу.

В классе имеется единое
мнение по наиболее важным вопросам.

Общая интеллектуальная атмосфера в классе выше среднего/высокая.
Заметно стремление большинства учащихся к знаниям.

6.Уровень развитости
критики и самокритики

Учащиеся не равнодушны к той деятельности,
которой занимаются. Они анализируют ее, оценивают успехи, определяют причины
ошибок и неудач. 

Критика высказывается с добрыми пожеланиями. Учащиеся
прислушиваются к мнению своих товарищей, относятся к этому с пониманием.
Критические замечания со стороны членов класса
принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.

7.Волевые качества
класса.

Целеустремленность (умение ставить цели и задачи; умение планировать свои
действия, умение осуществлять намеченное), настойчивость, самообладание
(внимательность, сосредоточенность на работе; умение управлять своими
действиями), решительность, дисциплинированность, инициативность, энергичность,
организованность.

Индивидуальные и возрастные
особенности учащихся класса

1.Любимцы класса
(Ульяна, Катя, Ваня К., Настя Т. Вика Ф., Лиза)

2.Общественники Тарья,
Тимофей, Матвей, Ярослав, Семён)

3.Отличники  (предварительно)
Ульяна, Катя, Настя Т, Лиза, Вика Ф.)

4.Инициаторы Катя,
Тимур, Тимофей, Ярослав, Семён, Вика Ф, Лиза)

5.«Трудные» учащиеся,
их влияние на товарищей.

1)      В воспитании —

2)      В обучении – Миша,
Карина, Дмитрий (ребёнок на инд.обучении – заболевание опорно-двигательного
аппарата) с апреля 2016 года

6.Причины, вызывающие
«трудности» в поведении, обучении учащихся

Карина, установлен 7 вид
ПМПК

Дмитрий- заболевание +
инд обучение

Михаил – низкая
познавательная деятельность (на ПМПК не идут родители)

Рекомендации и общие выводы

На
основании анализа результатов наблюдений, бесед с классным руководителем,
учителями-предметниками и работы в классе, можно утверждать, что класс является
дисциплинированным, способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению
трудностей. Дети дружелюбные, жизнерадостные, активные, любознательные,
усидчивые, доброжелательные. Часто проявляют творчество, самостоятельность и
инициативу. Культура поведения и навыки общения у учащихся сформированы на
достаточно высоком уровне. 2 «Б» класс дружный и сплоченный коллектив.

Допишу еще.

Характеристика 4 “б” класса

В 4 «Б» классе обучается 18 человек. Из них 5 девочек и 13 мальчиков.

Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Все получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей.

Все дети проживают в полных семьях .17 детей-малообеспеченных.Один ребёнок из приёмной семьи. 9 детей из многодетной семьи.Условия воспитания во всех семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.

Физическое развитие детей соответствует возрасту, но есть часто болеющие дети: Кукшина Настя, Ерих Петя.Они часто пропускают уроки, болеют простудными заболеваниями .За этими детьми необходимо постоянное наблюдение и контроль их состояния здоровья. Наблюдаются частые опоздания на занятия Красикова Максима. С ним  и его родителями ведется разъяснительная работа по устранению причин систематических опозданий.

Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки, секции с учётом своих интересов.

 В школе искусств обучается: Бирюкова Алина. А 5 мальчиков занимаются в  секции волейбола.

Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость в классе – средняя. 2 девочки успевают стабильно на «5», 10 учащихся –на «4» и «5».

 Родители учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей. Все семьи благополучные. Имеют средний достаток.

В общем, в классе сложился дружный коллектив. Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть им руку помощи. Несколько человек в классе требуют повышенного внимания: (Воронин Ростислав, Зырянов Данил, Ивонин Рома). Многие ученики добросовестно относятся к учебе: (Бирюкова Алина, Матушкина Лера, Зацепин Никита, Звягинцева Алёна,Сафиуллин Данил, Воронков Кирилл, Воробьёв Никита, Кукшина Настя). Но есть и ребята, которые учатся неохотно, у них отсутствует интерес к учебе: (Ивонин Рома, Плешивцев Алёша,Ерих Петя, Селиванов Дима).С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа, где прививается интерес в учебе, ликвидируются пробелы в знаниях.

Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят не воспитано трудолюбие. Они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения. Все ученики класса принимают участие в общественной жизни класса и школы.

Общий уровень развития учащихся – средний, интересы разнообразные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д.

В классе имеется структура с распределением и выполнением обязанностей, а так же сформирован актив, который занимается решением проблемных вопросов и организационными моментами, вовлекая в эту деятельность остальных членов класса.

 Микрогруппы образовались на основе симпатий, а также общности интересов. Отношения между учащимися можно назвать дружелюбными и доверительными, т.к. они всегда могут положиться друг на друга и не боятся отвечать за чужие поступки. Их мнения всегда и во всем совпадают. В классе нет соревнования между учащимися, они не стараются казаться лучше всех.

 Дети любят, как работать, так и отдыхать вместе. В центре, как правило, школьники, обладающие привлекательными для всех умениями или интересами.

Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.

 Дети очень самостоятельны (могут самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности), требовательны как к себе, так и к остальным. Всегда пытаются помочь друг другу, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание.Учащиеся постоянно осуществляют свои интересы на деле. Класс коллективно планирует общие дела, и сразу же распределяют поручения между учащимися. Поручения распределяются между всеми учащимися. Самым ответственным учащимся поручаются наиболее сложные дела, т.е. дела распределяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Дети не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга. Каждый из учащихся комфортно чувствует себя в классе. Конфликтных ситуаций между учащимися класса не наблюдалось.

Класс нельзя назвать замкнутым. Дети очень общительны и заинтересованы в общении с другими классами. У каждого из учащихся есть товарищи из других классов. У них общие интересы.

Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются классом. Класс в общешкольных мероприятиях всегда участвует.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении.Дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.

Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём.

 По всему вышесказанному можно определить следующие рекомендации :

1.Учебный процесс и воспитательную работу в классе нужно планировать с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше.

2.В новом учебном году продолжить работу  по сплочению дружного ученического коллектива, формированию положительных мотивов в отношении с окружающими.

Характеристика 3 «Г» класса

МБОУ «ЗООШ№3»

В 3 «Г» классе на 2015-2016 учебный год обучается 25 детей. Из них количество мальчиков составляет 10, а девочек-15. Большинство учащихся проживают на близлежащих улицах города.

Классный руководитель: Сергеева Мария Ивановна

Учащихся 2005-ого года рождения: двое. Остальные учащиеся 2006-ого года рождения, 23 ученика.

В полных семьях проживают: 18 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание. В неполных семьях: 7 детей. Но эти дети не обделены вниманием со стороны родителей.

По состоянию физического развития принадлежат к основной группе из занятий физической культуры.

Дети очень любят принимать участие в различных акциях, внеклассных мероприятиях, праздниках. В апреле приняли участие в конкурсе рисунков «Мой родной край» и получили сертификаты об участии.

Между учениками существует еще не полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. Но дети общаются с одноклассниками не только в школе, но и за её пределами.

Учащиеся класса очень подвижные, иногда нарушают нормы поведения.

В основном, в классе обучаются воспитанные, культурные дети. Они отзывчивые, чуткие, умеют спокойно найти конструктивный выход из сложной ситуации, соблюдать порядок в общении со сверстниками и взрослыми.

При этом нужно отметить высокий уровень интеллектуального развития детей, внимания, памяти, речи, положительный характер учебной мотивации. Многие дети имеют ярко выраженную индивидуальность, ясное яркое мышление: Петров Е., Рамазанова А, Биканова А, Серова А. Они не только хорошо учатся, отличаются повышенной активностью, но ещё и очень любознательны, обладают широким кругом знаний, развитой речью.

Нужно отметить успешное обучение Павловой Р. И Акатьевой А. Девочки не очень активны в силу их характеров, но очень усердны и прилежны.

Как такового актива класса еще не имеется, но имеются дети, за которыми закрепились некоторые обязанности. Так, Вафина Л. отвечает за посещаемость класса, сообщает в столовую о количестве питающихся, а также на вахту о количестве пришедших.

Ребята работают над умением взаимодействовать друг с другом, работать сообща. Учащиеся класса доброжелательны, приветливы, открыты и позитивны.

У большинства детей отмечается стремление участвовать как в командных, так и в индивидуальных соревнованиях. Причём дети очень эмоционально переживают как успех, так и неудачу. В основном дети легко и радостно идут на контакт. Большинство любит общаться и стремятся к общению. 

В целом, ученики вместе с родителями относятся к учебе ответственно, развитое чувство долга (к дежурству, помощь людям преклонных лет, общественно – полезному труду). Ученики имеют понимание к учителям.

Степень  вовлеченности  учащихся  класса  во  внешкольную деятельность — высокая. Ребята всем классом посещают кружок ритмики на базе школы. Часть — во внеурочное время посещает кружки, секции и школу дополнительного образования.  

Мальчики, в основном, увлекаются разными видами борьбы, футболом, компьютерными играми и хоккеем. Девочкам интересно рисование, игра на музыкальных инструментах и хореография.

Среди учащихся наблюдаются застенчивые дети, такие как Гараев Р., Камалова А., Денисов В., Акатьева А., Рамазанова А., Биканова А.

Группу  продленного  дня  посещают 24 человека.

По наблюдению за учащимися можно констатировать, что изолированных детей в классе нет.

В основном, ребята чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим;  есть и такие  ребята, которые стараются стать лидерами, первыми. Идет нормальный   процесс  формирования и развития коллектив.

Исходя из всего сказанного, перед классным руководителем и классным коллективом поставлены следующие задачи:

  1. Продолжить работу по созданию сплочённого коллектива.

  2. Вести нравственное воспитание, создать возможности для накопления опыта нравственных взаимоотношений.

  3. Укреплять здоровье учащихся, воспитывать бережное отношение учеников к своему здоровью.

  4. Воспитывать общечеловеческие качества. Способствовать развитию познавательных интересов, развитие любознательности, творческой самостоятельности.  Развивать эстетический вкус.

  5. Проводить работу по формированию положительной мотивации к учению.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3-В класса МОУ «Бендерская Средняя Общеобразовательная Школа № 15»

В классе учится 20 человек, из них 13 мальчиков и 7 девочек. Большинство детей 2007 года рождения. Один ребенок 2006 года и двое 2008 года . В неполной семье живет 1 ребенок (Стратонов И.)

В классе 4 детей из многодетных семей (Голубова Н.,Павленко С., Чернат А., Кирсанов Д.). В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Есть ребенок, склонный к правонарушениям (Стратонов И.)

По результатам медицинского обследования все дети здоровы.У некоторых детей имеются нарушения речи.

В классе 6 детей имеют высокий уровень успеваемости по всем предметам (Бызган А.,Голубова А., Норошян А., Палади А., Самохвалова С., Чернат А.) Низкая успеваемость у Борисенко Н. остальные учащиеся имеют средний уровень развития.

У учеников пока преобладают следующие типы мышления: наглядно-образный и репродуктивный.

В классе есть дети ,которые отличаются неординарным мышлением, феноменальной памятью, сообразительность и находчивостью(Палади Н.,Павленко С., Чернат А.)

Девочки увлекаются музыкой, мальчики в классе спортивные, практически все посещают спортивную секцию, большинство детей посещают различные кружки во внеурочное время.

Класс активный: дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у некоторых детей есть выраженные черты лидера (Гогу С.,Буздуган К., Цуркан Д.) Многие из учащихся хорошо рисуют, принимают участие в художественных конкурсах.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом, работы в классе, можно сказать, что класс является достаточно сплоченным.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!


Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Образец характеристики класса на примере 4 Д МОУ НОШ 39

Характеристика класса

на примере 4 Д класса МОУ НОШ 30 г. Белореченск

В 4 «Д» классе обучается 19 человек . Из них 8 девочек и 11 мальчиков.

Количество детей, рожденных в 1999 году 3 человека, 1998 году 16 человек .

Проживают в полных семьях 14 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.

В неполных семьях проживают 5 человек. Среди них 1 опекаемый ребенок – Свечников Николай, который проживает с бабушкой-опекуном. Но эти дети не обделены вниманием со стороны мам и бабушки. Двое учащихся проживают в многодетных семьях: Делиньян В. Караибрагимов Э. В классе 16 детей русской национальности, 2 ребенка армянской национальности, 1 ученик турецкой национальности (хемшил). В микрорайоне школы проживают: 13 человек.

Физическое развитие детей соответствует возрасту, но есть часто болеющие дети: Шкаранда Антон, Куркина Анастасия .

К большому сожалению в классе мало детей, которые кроме школьных оздоровительных занятий посещали бы кружки и секции вне школы, были заняты в школах искусств.

В музыкальной школе обучаются . Петросян А. Фадеева А. Костров А. В художественной школе – Якунин В. Трофимов М. Алтухова И. Гриценко О. Колайда В. Головачев А. Трофимов М. Якунин В. Куркина А. – занимаются плаванием. Караибрагимов Э. Шкаранда А.- занимаются вольной борьбой . Некоторые мальчики посещают секцию футбол а.

Родители учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей. Это благополучные семьи: (перечисленеи семей ). Есть семьи, в которых родители занимаются воспитанием своих детей не на должном уровне. Со стороны эти семьи поддерживают хорошие отношения, но здесь присутствует взаимное безразличие, имеют место постоянные семейные конфликты. Это семьи ( перечисленеи семей ). В классе четверо детей проживают в малообеспеченных семьях, а именно: ( перечисление семей ). Остальные семьи имеют средний достаток.

В классном коллективе есть дети с ослабленным здоровьем . Они часто пропускают уроки, болеют простудными заболеваниями: ( дети, которые часто болеют ). За этими детьми необходимо постоянное наблюдение и контроль их состояния здоровья. Наблюдаются частые опоздания на занятия следующих учащихся: ( опаздывающие ученики ). С этими детьми и их родителями ведется разъяснительная работа по устранению причин систематических опозданий.

В общем, в классе сложился дружный коллектив . Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть им руку помощи. В классе можно выделить лидеров: ( лидеры класса ). Несколько человек в классе требуют повышенного внимания: ( ученики повышенного внимания ). (очень капризный и привередливый ребенок), Свечников Н. (трудновоспитуемый мальчик), Шкаранда А. и Куркина А. (часто пропускают уроки без уважительных причин).

Многие ученики добросовестно относятся к учебе: ( добросовестные учащиеся ). Но есть и ребята, которые учатся неохотно, у них отсутствует интерес к учебе: ( ученики, у котрых интерес у учебе отсутствует ). С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа, где прививается интерес в учебе, ликвидируются пробелы в знаниях.

Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят не воспитано трудолюбие. Они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения. Все ученики класса активно принимают участие в общественной жизни класса и школы . готовят праздники для педагогов, своих родителей, других учеников школы.

Общий уровень развития учащихся – средний . интересы разнообразные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д.

В новом учебном году будет продолжена работа по сплочению дружного ученического коллектива, формированию положительных мотивов в отношении с окружающими.

Характеристика интересов учащихся

Интерес моих учащихся к учебно-воспитательной деятельности различен.

Но все учащиеся хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех получается, всем моим детям нравится ходить в школу учиться. Проблем с пропусками уроков без уважительной причины нет. Дети активны на уроках, с удовольствием участвуют на внеклассных мероприятиях. так как не у всех учащихся сформированы такие качества как усидчивость, внимательность, любознательность. Это касается таких учащихся как Артемьева И., Ильин Е., Ефимов Д.

Преобладающий учебный интерес учащихся к таким предметам как чтение, математика, окружающий мир, физкультура .Проявляют явно выраженный интерес к игре в шашки.

Характеристика  сформированности  классного коллектива

За прошлый учебный год и по сегодняшний день обучения в школе дети подружились.

Взаимоотношения между ними хорошие. С первых дней пребывания в коллективе класса лидерские качества проявляет Андачков А..  Ребята  прислушиваются к его мнению, стремятся выполнять его требования.

В основном дети воспринимают замечания и критику своих сверстников.

В классе нет ярко выраженных групп, многие дети с удовольствием помогают друг другу, поздравляют друг друга с днём рождения.

В классе есть ученица, которая не всегда адекватно воспринимает замечания и критику. Это Артемьева Инна — обидчивая, себялюбивая.

Большинство учащихся проявили желание хорошо учиться. Они получили первичное представление о прваильной организации учебного труда в школе и дома, старательно их выполняют.

Активны на уроках и любознательны. Ученики самостоятельно пытаются наладить порядок и дисциплину на уроках и во внеурочное время.Дети подвижны,общительны,любят рисовать, мастерить, петь и танцевать. Большинство из них имеют общественное поручение, за которое несут ответственность. В целом вдётся целенаправленная работа по привитию правильного поведения в обществе, в школе и в семье.

Своими высокими интеллектуальными способностями выделяется Михайлов В.. Он пользуется авторитетом в классе, к его мнению прислушиваются, с ним хотят дружить остальные учащиеся класса.

Характеристика семей учащихся

Основная часть учеников живёт в полных благополучных семьях. Средний возраст родителей 35-40 лет. Образовательный уровень семей – средний. Основная часть детей проживает в благоприятных жилищных условиях. Отношение родителей к школе хорошее. Особенно радует помощь, оказанная со стороны родителей в подготовке домашних заданий.

Многие родители всегда посещают родительские собрания, интересуются успехами своих детей, присутствуют на внеклассных мероприятиях.

Дети к своим родителям относятся уважительно. Они с удовольствием для них готовят рисунки, поделки, учат стихи, песни, танцы. Так родители заинтересованы во всестороннем развитии ребёнка, то они никогда не оказывают своим детям в том, что благоприятно способствует качественному образованию. Дети ни в чём не ущемлены. Несмотря на то, что отдельным ученикам даётся с трудом учёба, их родители относятся к ребёнку с терпением, стараются не вызывать в нём гнев и агрессию. Все силы прилагают для разрешения конфликтных ситуаций.

Характеристика нравственных качеств учащихся,  эмоционального состояния детского коллектива

Коллектив учащихся доброжелательный и открытый. Ребята переживают неудачи своих сверстников, пытаются помочь поддерживать в трудной ситуации.

Конфликтность проявляют Моисеев Станислав, Артемьева И.  Эти ребята не всегда в состоянии справедливо и критично оценивать свои поступки. Родители относятся снисходительно к выше перечисленным проявлениям в характере данных учащихся.

За период обучения взаимоотношения внутри класса между детьми товарищеские, дружелюбные. Грубых, дерзких поступков не наблюдалось. Многие ребята бойкие, энергичные, жизнерадостные. С большим удовольствием принимают участие в коллективных делах, стараются не оставаться в стороне.

Характеристика классного коллектива (класс активный, творческий)

В ____ б классе обучается 22 человека, из них 13 мальчиков и 9 девочек. 2 детей (братья) из многодетной семьи, 2 — из малообеспеченных семей, детей, проживающих в неполных и асоциальных семьях нет.

19 человек обучаются вместе с 1 класса, 3 – прибыли 5 лет назад в 5 класс. Класс достаточно дружный и сплоченный.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!


Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

16 человек проживают в городе постоянно, 2 – сельские, уезжают на выходные, 4 — ежедневно приезжают в школу на автобусе.

Детей с серьезными нарушениями здоровья в классе нет, есть дети с проблемами зрения, опорно-двигательного аппарата. Освобожденных от физической культуры нет.

Из 22 учащихся на конец учебного года 5 отличников, 11 высоко успевающих. В классе есть группа учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год, растет их активность и во внеклассной познавательной деятельности. Хорошие результаты показывают на предметных олимпиадах, как на школьном уровне, так и на муниципальном. У большинства учащихся широкий кругозор и разнообразные интересы. Интересы разносторонние. Есть учащиеся, которые увлекаются несколькими предметами, есть – с четко выраженными интересами. На уроках достаточно активны, охотно занимаются творческой деятельностью.

Ребята принимают активное участие в дистанционных конкурсах, в Интернет — олимпиадах: конкурс — игра по математике «Слон», молодежные чемпионаты по географии, по информатике, конкурс — игра по ОБЖ «Спасатели», всероссийский чемпионат по онлайн игре «Изучи Интернет — управляй им», олимпиады по математике и биологии «Альбус», всероссийский конкурс — игра по русскому языку «Еж», межрегиональный проект (с международным участием) по информатике «Новое поколение», всероссийский чемпионат «Всезнайка» и др. Девочки принимали участие в школьном конкурсе «Портфолио», получили диплом I степени, а затем ученица нашего класса стала победителем заочного районного конкурса «Портфолио учащихся – путь к успеху». Команда класса стала победителями межрегионального проекта (с международным участием) по информатике «Новое поколение» в двух номинациях: «Лучшее видеопредставление» и «Знатоки расследования».

Принимали участие во всероссийском конкурсе рисунков «Учитель глазами ребенка», в межрайонном конкурсе видеороликов «Осенняя пора – очей очарование», в региональном этапе международного конкурса детского рисунка «Радуга», в Торопецком межрегиональном Рождественском фестивале «Вечно свято, вечно ново Рождество для нас Христово», в межрегиональном сетевом творческом конкурсе «Идет волшебница зима», в дистанционном конкурсе «Созвездие закладок», в школьных фестивалях: электронных газет и плэйкастов, в межшкольном фестивале инсценированной песни «Доблесть русского народа».

В конце мая приняли участие в городской экологической акции «Убери свой город», убирали берег реки в районе улицы Ломоносова. Участие в данной акции уже стало для нас традиционным.

Такое количество конкурсов, мероприятий, и активное участие в них обучающихся говорит о большом круге интересов учащихся класса и их активной жизненной позиции.

Несколько человек продолжают свою работу в составе школьного научного общества, работают над проектами, принимают участие в научно-практических конференциях.

В классе есть и проблемные в обучении ребята, которые учатся без интереса, не имеют мотивации к обучению. Регулярно проводятся беседы с родителями, с самими ребятами. За данный учебный год 18 раз были официально вызваны родители в школу, более 10 раз родители приходили сами, было за год проведено четыре родительских собрания, где так же обсуждались вопросы успеваемости.

В классе есть ребята, которые занимаются активно спортом. Многие мальчики ходят в спортивную школу и имеют награды за спортивные достижения. Команда мальчиков заняла призовое место в спортивных соревнованиях по волейболу, ребята неоднократно принимали участие в районном легкоатлетическом кроссе, где занимали призовые места.

Класс достаточно общительный, проблемных детей в этом плане нет. Есть ребята, которые немного в стороне от коллектива, но это особенности их характера. Во внеурочной деятельности и во всех классных делах они принимают участие. Ребята хорошо общаются и дружат с ребятами из других классов, из других школ. Коммуникативные навыки сформированы неплохо.  Личные качества ребят – доброта и порядочность, они умеют сделать выводы и исправлять свои ошибки. Большая часть класса ребят правильно реагируют на критику. Отзывчивы на похвалу. Умеют взаимодействовать с педагогами.

Родители (большая часть) и родительский комитет активно участвуют в жизни класса. Организуют чаепития, подарки детям к праздникам, оказывают помощь в организации мероприятий. Многие бывают в школе, интересуются успехами и неудачами своих детей.

Явка на собрания – более 60% родителей.

В целом, можно сделать вывод: класс работоспособный, активный, ребята творческие, разносторонне развитые, умеют и хотят учиться, очень доброжелательные.

Выводы, постановка проблемы, задачи

Нет единой ценностно-ориентационной системы; низкий уровень сплоченности коллектива; Необходимо: продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива; способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию; формировать у учащихся адекватную самооценку; воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные умения и навыки.

Характеристика 2-А класса

Во 2  классе обучается 25 учеников. Из них 15 девочек и 10 мальчиков.

    В классе обучаются учащиеся из следующих по составу семей:

  полные семьи – 14;

  неполные семьи (одна мать) — 11.

Все учащиеся класса участвуют в учебной деятельности, у большинства сформирована учебная мотивация, выраженная активность на уроках, стремление получить хорошую оценку от учителей в устной и письменной работе,  похвалу от родителей.

   Трудности в учении испытывают: Николаева Алина, Николаева Кристина, Мурысева Дарья. Эти трудности связаны с низким уровнем самостоятельности данных учащихся, отсутствием умения работать самостоятельно дома.

    Все учащиеся хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех получается, т.к. у многих не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность, любознательность.

         Во внеурочное время большинство учащиеся посещают кружки.

Стойкую привычку читать имеет более половины учеников, все учащихся записаны в школьную библиотеку, читают дома под наблюдением родителей.

         Класс достаточно работоспособный. Но Николаева Алина, Николаева Кристина, Мурысева Дарья, Сухомесов Никита, Трасковский Алексей медленно включаются в работу. В результате выполняют задания небрежно, испытывают трудности в самостоятельной работе.

     Наблюдается контроль со стороны родителей за результатами учебной деятельности детей, подготовки их к следующему учебному дню.

    Своими высокими интеллектуальными способностями выделяются: Кошевая Эмилия, Сорокин Илья, Точилина Дарья, Сомик Ростислав, Терлецкая-Корнейчук Николь..

Учащиеся второго класса стараются как можно чаще принимать участие в школьных и городских конкурах.

         За прошедший год начал формироваться коллектив. Дети подружились между собой. Сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ребята прислушиваются к мнению своих одноклассников. Доброжелательно относятся к учителям. Конфликты еще в классе возникают, но стараемся быстро их разрешать. Дети пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, организованность. Над этим предстоит работать во 2 классе.

         В целом уровень воспитанности и сплочённости моего классного коллектива имеет положительную динамику.  Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

        Коллектив учащихся доброжелательный. Большинство учеников добросовестно выполняют поручения, с удовольствием принимают участие в делах класса.

Ребята проявляли свое творчество при подготовке и проведении классных мероприятий, создании проектов по предметам, изготовлении поделок на выставки, участие в выставке рисунков. Большую помощь в этом оказывают родители.

Они являются активными участниками образовательного процесса, всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий лицейской жизни своего ребенка. Совместные праздники, поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми —  это только лишь часть совместных дел, когда и дети, и взрослые — имеют прекрасную возможность проявить свои творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем сплоченнее становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе начинают дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни не через книги и назидания, а непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и сверстниками.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить алгоритм паинт
  • Как найти марину березину
  • Как составить задачу по уголовно процессуальному праву
  • Pipeline error decode как исправить на андроид
  • Как найти произвольную точку на чертеже