Как составить хорей

Хорей – двусложный стихотворный размер с ударными нечетными слогами. Хорей менее распространен, чем ямб, хотя тоже ведет свою историю с давних времен. Примеры стихов, написанных хореем, известны нам со школьной скамьи, ведь все знаменитые русские поэты использовали этот стихотворный размер в своих произведениях.

Оттенок ультрамарина - стихи о любви и жизни Данила Рудого

Читать на ЛитРес

Происхождение термина

Слово «хорей» происходит от древнегреческого «χορεῖος» – «хоровой», а «χορός» означает также «танец, хоровод». Таким образом, «хорей» буквально – «пляска по кругу». Интересно, что раньше его называли трохеем, от греческого «τροχός» – «колесо, круг». В русском литературоведении этот термин ныне считается устаревшим, а вот в западном – наоборот, «хорей» менее употребителен.

Как устроен хорей

Как и у его двусложного «собрата» ямба, ритмическая группа (стопа) хорея тоже строится из двух слогов, но в ином порядке: ударный слог занимает первое место. Схематически это можно представить как ÚU| ÚU| ÚU| ÚU, например:

Бу́ря| мгло́ю| не́бо| кро́ет…

Если ямб можно сравнить с размеренным дыханием, то хорей напоминает смех – звонкое начало, выброс воздуха, за которым следует вдох. Поэтому в стихах, написанных хореем, часто скрывается ощущение запрятанной улыбки. Еще первый ударный слог можно сравнить с притопом в народном танце – отсюда его «плясовой», песенный характер.

Таким образом, хореическая стопа – это последовательность из ударного и безударного слогов.

Разновидности хорея с примерами

В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.

Четырехстопный хорей

Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.

В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные гимны (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и элегии («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:

Ах вы,| се́ни| мо́и,| се́ни,
Се́ни| но́вы|е мо|и́

Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:

Пе́ре|пра́ва,| пе́ре|пра́ва!
Бе́рег| ле́вый,| бе́рег| пра́вый,
Сне́г шер|ша́вый,| кро́мка| льда́…

В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и балладах (например, «Утопленник» Пушкина):

При́бе|жа́ли| в и́збу| де́ти,
Вто́ро|пя́х зо|ву́т от|ца́:
«Тя́тя! | тя́тя! | на́ши| се́ти
При́та|щи́ли| ме́ртве|ца́».

Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:

Трехстопный хорей

Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:

Во́т мо|я́ де|ре́вня,
Во́т мой| до́м род|но́й…

Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:

Спи́, мла|де́нец| мо́й пре|кра́сный,
Ба́ю|шки́-ба|ю́.
Ти́хо| смо́трит| ме́сяц| я́сный
В ко́лы|бе́ль тво|ю́… (М. Лермонтов)

Пятистопный хорей

Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).

Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.

Вы́хо|жу́ о|ди́н я| на́ до|ро́гу;
Скво́зь ту|ма́н крем|ни́стый| пу́ть блес|ти́т;
Но́чь ти|ха́. Пус|ты́ня| вне́млет| бо́гу,
И звез|да́ с звез|до́ю| го́во|ри́т.

Это стихотворение открывает длинный ряд лирических размышлений о жизни, окрашенных образами природы.

Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:

Вы́со|ко́, под| са́мым| си́ним| не́бом,
Про́ле|та́ли| ма́лы|е три| пти́чки… (А. Майков, из «Сербских песен»)

Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:

Шестистопный хорей

Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:

Ле́бедь| бе́ло|гру́дый, // ле́бедь| бе́ло|кры́лый,
Ка́к же| не́лю|ди́мо // ты́, от|ше́льник| хи́лый… (В. Жуковский)

Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.

Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:

Ты́ по|ди́, мо|я́ ко|ро́вуш|ка, до|мо́й;
Про́па|ди́, мо|я́ го|ло́вуш|ка, до|ло́й…

Другие (редкие) виды хорея

  • Семистопный хорей получил развитие в пору Серебряного века. Пример бесцезурного семистопника:

У́ли|ца бы|ла́ как| бу́ря.| То́лпы| про́хо|ди́ли,
Сло́вно| и́х прес|ле́до|ва́л не|о́твра|ти́мый| ро́к…

(В. Брюсов, «Конь Блед»)

  • А вот редкий восьмистопный хорей:

Вне́мля| ве́тру,| то́поль| гнётся,| с не́ба| до́ждь| осе́нний| льётся,
На́до| мно́ю| ра́зда|ётся| ме́рный| сту́к ча|со́в стен|ны́х… (К. Бальмонт)

  • Разностопный хорей встречается несколько чаще разностопного ямба, вероятно, потому что хорей как размер кажется более монотонным и охотнее разнообразится разностопностью.
  • Вольный хорей, в отличие от вольного ямба, в русской поэзии почти отсутствует. Краткий взлет вольных хореев произошел в 1890-1930-х гг. (например, у Маяковского – «Товарищу Нетте», «Сергею Есенину»).

Хорей в русской поэтической традиции

Как уже говорилось, хорей имеет древнейшую историю в русской поэзии. Им написаны многие былины, встречается он и в древнерусских духовных стихах. Народная поэзия на протяжении столетий отдавала предпочтение хорею.

«Книжный» хорей встречается в сделанном Ломоносовым переводе оды французского богослова Фенелона, хотя сам он хореем писал мало. Популярности хорея в большей степени способствовали Тредиаковский и Сумароков.

Младший современник Ломоносова Сумароков был особенно близок к образцам народной лирической поэзии, которым часто подражал в своей лирике. Тредиаковский же и вовсе выступал решительным противником чисто ямбических стихов, предпочитая хорей.

Хорей в русской поэзии XIX и XX веков

В 1800-е годы хорей попадает в поле зрения предромантиков, заинтересовавшихся народным стихом (Мерзляков, Востоков). Всплеск популярности этого размера отмечается в связи с подъемом карамзинских легких жанров: песни и романса. Дальнейшей популяризации хорея способствовали Некрасов (поэма «Коробейники», стилизованная под фольклор), Жуковский, Пушкин и другие их современники.

В 1840-х годах хорей входит в русскую элегическую лирику (уже упоминавшееся знаковое стихотворение Лермонтова «Выхожу один я…»), и в простой стиль реализма (баллада Тургенева «Перед воеводой молча…»).

Во второй половине XIX века этот размер употребляется в лирике Фета, Майкова, А. К. Толстого, Полонского. Встречается он и у символистов и других поэтов XX века (Блока, Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Волошина, Есенина. Поэты середины-конца XX века (Окуджава, Вознесенский) тоже не сторонились хорея:

В на́шей| ка́чке| те́, кто| кру́че,
у́хва|тя́сь за| зо́в не|бе́с,
сло́вно| де́ржат|ся́ за| ру́чки.
А трол|ле́йбус| и́х ис|че́з… (А. Вознесенский)

Владимир Высоцкий пользовался хореем, чтобы передать душу простого народа. Особенно удачно ему это удается в песне «Инструкция», рассказывающей о работяге, которому выпала честь отправиться в загранкоммандировку:

Хорей в современной русской поэзии XXI века

Стихи, написанные хореем, продолжает жить и в поэзии XXI века. Современный русский поэт Данил Рудой часто прибегает к хорею в своем творчестве:

Я сегодня пьян,
Как гусарский полк:
Я, лихой смутьян,
В винах знавший толк.

Как развеять грусть
Звоном полных чаш
Помню наизусть,
Словно «Отче наш»

«Я сегодня пьян» (2005) – читать стихотворение

Перед боем поле брани
Занимает тишина –
Тонет в предрассветной рани
Чувств и мыслей вышина.
Музыканты тихо-тихо
Строят пушки в унисон,
Чтобы начали те лихо
Представленья грозный звон.

«Опера войны» (2003) – читать стихотворение

Новый год… И нет чудесней
Дня, чтоб встретить утро песней,
Поспешая в нужный магазин.
Я еще не встал с дивана,
Зажигать пока что рано –
В зажигалке кончился бензин.

«Новогодняя баллада» (2005) – читать стихотворение

Вернуться в начало страницы

В русской классической поэзии на протяжении многих лет наиболее используемыми стихотворными размерами были ямб и хорей, так как именно они обладали особой певучестью. Хорей – двухсложный стихотворный размер, стопа которого чередуется ударным и безударным слогом. Схемы ямба и хорея выглядят так:_/ и /_

Примеры хорея в стихах русской поэзии:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…

(А. С. Пушкин)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…

(М. Ю. Лермонтов)

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное

(Ф. Тютчев)

Пример ямба:

Ты погрусти́, когда́ умрёт поэ́т,

Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й

Не возвести́т, что э́тот ни́зкий све́т

Я променя́л на ни́зший ми́р черве́й.

(С. Я. Маршак)

Опубликовано 14 декабря, 2018

Хорей является одним из простейших размеров в силлабо-тонике и метрической системе стихосложения.

Итак, что же собой представляет хорей? Слово это греческого происхождения, переводится на русский как «плясовой». Слово «хореография», обозначающее танцевальное искусство, имеет тот же корень. Благодаря своей певучей динамичности хорей идеально подходит для баллад, сказаний, разнообразных стилизаций, героических поэм. Но и любые другие тематики, где важна динамика сюжета, прекрасно впишутся в этот стихотворный метр.

Хорей — это двусложный стихотворный размер, или метр, стопа которого состоит из одного ударного и одного безударного слога (или же по греческой терминологии долгого и краткого). Ударение в хореической стопе падает на первый и каждый последующий нечётный слог. Схематически обозначается так: —U, либо же так -.

Например, мы хотим обозначить четырёхстопный хорей, то схема будет выглядеть:

—U—U—U— или — при мужской рифме, и соответственно —U—U—U—U и —- при женской.

Для лучшего запоминания сути данного размера предлагаю мнемотическое двустишие (кстати, поданное в семистопном хорее):

Ладно, складно и отрадно нам в хорее поплясать,

Будет пир горою литься, и наступит благодать!

Примерами хорея могут быть:

1. Всем известный детский стишок для разминки, яркий представитель четырёхстопного хорея:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

2. Известные вредные советы Г. Остера, отличный пример того же четырёхстопного хорея в белом стихе:

Потерявшийся ребенок

Должен помнить, что его

Отведут домой, как только

Назовет он адрес свой.

Надо действовать умнее,

Говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной

На далеких островах».

3. Стихотворение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», как отличная демонстрация пятистопного хорея:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

4. Ещё один пример Пушкин «Бесы»:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон — теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Как видно из примеров, в длинных словах ударение как бы смещается, либо возникает желание поставить в слове несколько ударений. Подобное явление называется пирриихием, где присутствуют два безударных такта UU(Потерявшийся ребенок), либо же можем наблюдать спондей, когда наоборот, ударный слог вклинивается вместо безударного —— (Посмотри: вон, вон играет).

Увы, без спондеев и пирриихиев написать большое стихотворение сложно, но если такое получается — это высший пилотаж. Почти идеальный пример А. Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Текст: Ольга Лапенкова

Мы поговорили о системах стихосложения и выяснили, что большинство произведений отечественных классиков написано в рамках силлабо-тонической системы. Иными словами, почти все стихотворения, которые мы знаем и любим, состоят из отдельных строчек, а строчки, в свою очередь, — из стоп, то есть звеньев, внутри которых в определённой последовательности «расставлены» безударные и ударные слоги. Мы поговорили о том, что существует пять разновидностей стоп, а именно:

  • •´- (ударный и безударный слог) — размер называется хорей;
  • •-´ (безударный и ударный слог) — размер называется ямб;
  • •´—(ударный слог и за ним два безударных) — размер называется дактиль;
  • •-´- (безударный, ударный, безударный слог) — размер называется амфибрахий;
  • •—´(два безударных слога, за ними ударный) — размер называется анапест.

Например, если стихотворение написано ямбом, то схема будет следующая:

  • -´ -´ -´ -´ -´
  • -´ -´ -´ -´ -´ …

Стоп-звеньев в одной строчке может быть сколько угодно: хоть две, хоть десять. Более того, количество стоп может изменяться от строчки к строчке. Нередко встречаются, например, ситуации, когда во второй строчке произведения на одну стопу меньше, чем в первой.

Принципиально важно одно: стопы, следующие друг за другом, обязательно должны быть одинаковыми. Не бывает такого, чтобы поэт сначала взял стопу, характерную для хорея, потом — для ямба, а потом — для дактиля. Одно стихотворение — один размер!

Однако стихотворные размеры отличаются не только «рисунком», который получится, если нарисовать схему. Двусложные размеры (хорей и ямб) создают звонкое, бодрое, весёлое звучание, а трёхсложные (дактиль, амфибрахий и анапест) — более задумчивое и даже мрачное.

Двусложные размеры

Хорей

Хорей — самый лёгкий и жизнерадостный стихотворный размер. Мы привыкаем к нему с детства, ведь именно так написаны многие произведения К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, Г. Б. Остера. И, конечно, А. Л. Барто:

  • Наша Таня громко плачет:
  • Уронила в речку мячик.
  • — Тише, Танечка, не плачь:
  • Не утонет в речке мяч.

Схема этого стихотворения предельно проста, как и описанная ситуация:

  • ´- ´- ´- ´-
  • ´- ´- ´- ´-
  • ´- ´- ´- ´-
  • ´- ´- ´- ´-

Стишки, написанные хореем, чаще всего и сами — короткие, стремительные. Но при желании этим размером можно написать и крупное произведение. Помните «Мойдодыра» К. И. Чуковского?

  • Я — Великий Умывальник,
  • Знаменитый Мойдодыр,
  • Умывальников Начальник
  • И мочалок Командир!
  • Если топну я ногою,
  • Позову моих солдат,
  • В эту комнату толпою
  • Умывальники влетят…

Впрочем, иногда хорей используют и «серьёзные» авторы. Этот размер прекрасно подходит, чтобы обмануть ожидания читателя. Так, ритм стихотворения С. А. Есенина «Хороша была Танюша, краше не было в селе…» настраивает на бойкий, удалой лад; прочитав пару строк, мы решаем, что перед нами — история счастливой любви. Однако вскоре мы понимаем, почему лирический герой с самого начала говорил о Танюше в прошедшем времени…

  • Хороша была Танюша, краше не было в селе,
  • Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
  • У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
  • Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
  • Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
  • «Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».
  • Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
  • Душегубкою-змеею развилась её коса.
  • «Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
  • Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
  • Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
  • Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
  • Не кукушки загрустили — плачет Танина родня,
  • На виске у Тани рана от лихого кистеня.
  • Алым венчиком кровинки запеклися на челе, —
  • Хороша была Танюша, краше не было в селе.

Использование нарочито лёгкого размера здесь служит ещё одной цели: хорей подчёркивает злободневность трагичной ситуации, даёт понять, что таких, как Танюша, немало во всей Руси великой.

Ямб

Ямб — размер, максимально приближенный к бытовой речи. Сами того не замечая, мы часто говорим какие-то фразочки ямбом, например:

  • •«Помой, пожалуйста, посуду»;
  • •«На ужин будешь макароны?»;
  • •«Давай скорее собирайся».

За счёт этого ямб — размер универсальный. Он подходит и для детских стишков, и для шуточных песен, и для философских рассуждений. Не случайно роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» написан ямбом: другой размер для «энциклопедии русской жизни» вряд ли подошёл бы.

Ямб, знакомый нам с детства, — это, например, песенка Винни-Пуха из советского мультфильма, текст которой написал Б. В. Заходер:

  • Кто ходит в гости по утрам,
  • Тот поступает мудро.
  • Известно всем, тарам-парам,
  • На то оно и утро!

Что касается «взрослых» произведений, то львиная доля стихотворений, написанных ямбом, — это произведения о любви. К примеру, «Сожжённое письмо» уже упомянутого нами А. С. Пушкина:

  • Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
  • Как долго медлил я! как долго не хотела
  • Рука предать огню все радости мои!..
  • Но полно, час настал. Гори, письмо любви. <…>
  • Свершилось! Тёмные свернулися листы;
  • На лёгком пепле их заветные черты
  • Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
  • Отрада бедная в судьбе моей унылой,
  • Останься век со мной на горестной груди…

Лёгкость размера в данном случае компенсируется протяжённостью каждой строки (перед нами шестистопный ямб), а также длиной самого стихотворения.

Трёхсложные размеры

Дактиль

Дактиль — это «мостик» между весёлыми, живыми, разговорными двусложными размерами и медленными, вдумчивыми трёхсложными. Дактиль звучит чуть тяжелее, чем ямб, и поэтому отлично подходит для размышлений о высоком. Например, у Н. А. Некрасова читаем:

СЕЯТЕЛЯМ

  • Сеятель знанья на ниву народную!
  • Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
  • Худы ль твои семена?
  • Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
  • Труд награждается всходами хилыми,
  • Доброго мало зерна!
  • Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
  • Где же вы, с полными жита кошницами?
  • Труд засевающих робко, крупицами,
  • Двиньте вперёд!
  • Сейте разумное, доброе, вечное,
  • Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
  • Русский народ…

В данном стихотворении учитель — или, в широком смысле слова, просветитель — сравнивается с сеятелем. Это, в свою очередь, отсылает нас к притче из Евангелия от Матфея, где Иисус Христос, проповедуя ученикам, сравнивает людские души с посеянными зёрнами. Какое-то зерно сразу падает «при дороге», так что прилетают птицы и клюют его; какое-то оказывается в каменистой почве — и прорастает, но сразу же чахнет… Так и с людьми. Кто-то и вовсе не хочет ничего знать о добре и зле, справедливости, прощении, любви; а кто-то вроде и задумывается о чём-то большем, чем бытовые мелочи, — но этот интерес оказывается неискренним, неглубоким…

Однако дактиль подходит и для описания житейских ситуаций: и нейтральных, и душераздирающих. Вспомним стихотворение А. А. Ахматовой «Сероглазый король», написанное от лица женщины, живущей с нелюбимым мужем и переживающей гибель человека, к которому была искренне привязана:

  • Слава тебе, безысходная боль!
  • Умер вчера сероглазый король.
  • Вечер осенний был душен и ал,
  • Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
  • «Знаешь, с охоты его принесли,
  • Тело у старого дуба нашли.
  • Жаль королеву. Такой молодой!..
  • За ночь одну она стала седой».
  • Трубку свою на камине нашёл
  • И на работу ночную ушёл.
  • Дочку мою я сейчас разбужу,
  • В серые глазки её погляжу.
  • А за окном шелестят тополя:
  • «Нет на земле твоего короля…»

Наконец, именно дактилем написаны стишки-садюшки. А что, чёрный юмор — тоже юмор:

  • Маленький мальчик залез в холодильник,
  • Маленькой ручкой нажал на рубильник.
  • Сопли уже замерзают в носу…
  • Нет, не доест он свою колбасу.

Амфибрахий

Амфибрахий — это, пожалуй, самый «серьёзный» стихотворный размер. Произведения, написанные амфибрахием, не всегда имеют глубокий посыл или философский подтекст, однако они с первых строк настраивают читателя на спокойный, сосредоточенный, медитативный лад. Не случайно амфибрахием написано стихотворение Н. С. Гумилёва «Жираф», где лирический герой пытается успокоить и утешить подругу:

  • Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
  • И руки особенно тонки, колени обняв.
  • Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
  • Изысканный бродит жираф.
  • Ему грациозная стройность и нега дана,
  • И шкуру его украшает волшебный узор,
  • С которым равняться осмелится только луна,
  • Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. <…>

Ещё одно знаменитое стихотворение, написанное дактилем, — «Марбург» Б. Л. Пастернака. После расставания с возлюбленной лирический герой чувствует, что его сердце и сознание будто бы разбились на тысячи осколков. Мысль сменяется чувством, чувство — новой мыслью, абсолютно неожиданной, и так до бесконечности:

  • Я вздpaгивaл. Я зaгopaлся и гaс.
  • Я тpясся. Я сдeлaл сeйчaс пpeдлoжeньe, —
  • Нo пoзднo, я сдpeйфил, и вoт мнe — oткaз.
  • Кaк жaль eё слeз! Я святoгo блaжeннeй!
  • Я вышeл нa плoщaдь. Я мoг быть сoчтён
  • Втopичнo poдившимся. Кaждaя мaлoсть
  • Жилa и, нe стaвя мeня ни вo чтo,
  • В пpoщaльнoм знaчeньи свoeм пoдымaлaсь.
  • Плитняк paскaлялся, и улицы лoб
  • Был смугл, и нa нeбo глядeл испoдлoбья
  • Булыжник, и вeтep, кaк лoдoчник, гpёб
  • Пo липaм. И всe этo были пoдoбья.
  • Нo, кaк бы тo ни былo, я избeгaл
  • Иx взглядoв. Я нe зaмeчaл иx пpивeтствий.
  • Я знaть ничeгo нe xoтeл из бoгaтств.
  • Я вoн выpывaлся, чтoб нe paзpeвeться. <…>

Анапест

Наконец, анапест — поистине волшебный стихотворный размер. Словно магический кристалл, он превращает всё вокруг — обыденный пейзаж, неспешную прогулку, перемену погоды — во что-то сказочное, легендарное. Как, например, в стихотворении «Вечер» А. А. Фета:

  • Прозвучало над ясной рекою,
  • Прозвенело в померкшем лугу,
  • Прокатилось над рощей немою,
  • Засветилось на том берегу.
  • Далеко, в полумраке, луками
  • Убегает на запад река.
  • Погорев золотыми каймами,
  • Разлетелись, как дым, облака.
  • На пригорке то сыро, то жарко,
  • Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
  • Но зарница уж теплится ярко
  • Голубым и зелёным огнем.

Казалось бы, что тут особенного? Заскучавший помещик вышел прогуляться и залюбовался закатом. Вскоре он вернётся домой и сядет пить чай с плюшками, вот и вся поэзия. Но за счёт выбранного размера картина природы, прощающейся со «вздохами дня», завораживает, если не сказать одурманивает.

Также анапест использовала М. И. Цветаева в стихотворении «Лесное царство». Центральные персонажи ещё минуту назад были детьми; они верят в чудеса и не задумываются о горестях. Они ещё не знают, что их влюблённость не сможет стать чем-то большим. Но пока они очарованы друг другом и счастливы, сказка жива — и она всегда будет жить в их сердцах:

  • Ты — принцесса из царства не светского,
  • Он — твой рыцарь, готовый на всё…
  • О, как много в вас милого, детского,
  • Как понятно мне счастье твоё!
  • В светлой чаще берёз, где просветами
  • Голубеет сквозь листья вода,
  • Хорошо обменяться ответами,
  • Хорошо быть принцессой. О, да! <…>
  • Наслаждайтесь весенними звонами,
  • Милый рыцарь, влюблённый, как паж,
  • И принцесса с глазами зелёными, —
  • Этот миг, он короткий, но ваш!
  • Не смущайтесь словами нетвёрдыми!
  • Знайте: молодость, ветер — одно!
  • Вы сошлись и расстанетесь гордыми,
  • Если чаши завидится дно.
  • Хорошо быть красивыми, быстрыми
  • И, кострами дразня темноту,
  • Любоваться безумными искрами,
  • И как искры сгореть — на лету!

Хорей — двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! — ), а в строке (стихе) в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -

Хорей — (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха («Я пропАл, как звЕрь в загОне», Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

< предыдущая статья  |  ^ вверх  |  следующая статья >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти объем объемного цилиндра
  • Как составить график уборки парикмахерской
  • Как найти косинус между прямыми заданными уравнениями
  • Как пишется не как не может найти
  • Как найти угнанную машину экстрасенсов