Как составить хронограф по истории

На смену летописям пришли иные исторические
произведения. Особую популярность и
авторитет в XVII в. приобрели хронографы
(гранографы). В них поэтапно излагалась
несмирная история от сотворения мира.
Это были или переводы греческих хроник,
или собственно древнерусские компиляции,
включающие выдержки из Священного
писания, греческих хроник и русских
летописей. И те и другие получили широкое
распространение еще в Древней Руси.
Первые переводы византийских хронографов
(их принято называть хрониками, чтобы
отличить от русских компилятивных
хронографов) — Георгия Амартола, Иоанна
Малалы, Георгия Синкелла — стали известны
здесь еще в XI в. На их основе была
составлена первая русская историческая
компиляция — Хропоногаф по великому
изложению. Кроме Начального свода 90-х
годов XI в., к нему восходят хронографические
и Толковая палеи, Троицкий хронограф и
Еллин-ский летописец второй редакции.
По мнению О.В. Творогова, Хронограф по
великому изложению был «своего рода
объединяющим центром, вокруг которого
группировались другие памятники
исторического жанра»33.
«Великим изложением», очевидно,
называлась Хроника Георгия Амартола,
на которую прежде всего и опирался
составитель Хронографа по великому
изложению. В него вошли также фрагменты
из VII и IX книг Хроники Иоанна Малалы,
некоторые апокрифы и фрагменты
неустановленного источника, повествовавшего
об Иудее в эпоху римского владычества.
Хронограф по великому изложению — краткий
конспект всемирной истории, однако в
центре внимания его составителя (или
составителей), несомненно, была Священная
и церковная история.

Не позднее середины XIII в. был создай
хронографический свод, опиравшийся на
Хронику Иоанна Малалы (в него почти
полиость вошли VI-Х книги Хроники) и
дополненный фрагментами из библейских
книг, «Александрии», а также «Истории
Иудейской войны» Иосифа Флавия.
Традиционно его принято называть
Иудейским хронографом. К нему восходят
сохранившиеся списки Архивского и
Виленского хронографов.

Не позднее начала XV в. (видимо, в XIII-XIV
вв.) появились Еллинский летописец
(архетипная или первая редакция) и
Троицкий хронограф. Более точной
датировке они не поддаются, поскольку
составлены из заведомо более древних
источников и лишены внутренних датирующих
признаков. Троицкий хронограф не имеет
продуманной и оправданной композиции.
По существу, это — расширенная редакция
Хронографа по великому изложению. В
основе же Еллинского хронографа лежат
полные тексты хроник Георгия Амартола
и Иоанна Малалы, а также ветхозаветных
Ш и IV книг Царств. По принципам составления
и структуре он близок Иудейскому
хронографу и отражает начальную стадию
развития древнерусской хронографии.
Помимо указанных источников оба
хронографа в разных комбинациях
использовали библейские книгу пророка
Даниила с толкованиями Римского епископа
Ипполита, книгу пророка Иеремии, а также
Сказание о Софии Цареградской, Житие
свв. Константина и Елены и другие
памятники.

Следующим хронографическим сводом был
Еллинский летописец второй редакции,
созданный в середине XV в. (дошел в девяти
списках XV-XVI вв.). Его составитель продолжил
изложение Хроники Амартола до 1391 г.,
включив в число источников краткий
перечень византийских императоров,
известный по различным сборникам начиная
с XV п., и летопись, близкую к московскому
своду 1448 г. Кроме того, изложение было
дополнено сведениями по истории церкви,
заимствованными из разных источников.
В отличие от предыдущих, эта редакция
представляет собой цельный текст,
имеющий связное изложение. Все
повествование разбито на краткие статьи,
соответствующие периодам правления
того или иного царя или императора. Тем
самым была заложена основа структуры
Русского хронографа.

Он был составлен на рубеже XV-XVI вв.
Древнейший вид Русского хронографа
представлен Хронографом 1512 г. Помимо
сведений из всемирной истории, в него
вошло значительное количество известий,
касающихся русской истории (в основном
заимствования из Сокращенных сводов
конца XV в.). Видимо, это было связано с
оформлением идеи Руси — «третьего
Рима». Это удивительно гармоничное
и стройное — в композиционном и
стилистическом планах — произведение.
Вместе с тем, по мнению О.В. Творогова,
Хронограф 1512 г. «подобен крепости,
строившейся в течение многих лет и
отразившей в своем современном виде
замыслы и вкусы нескольких поколений
строителей»34.
Его составители стремились, судя по
всему, создать своеобразную историческую
энциклопедию, «научный» труд. И эта
задача была ими успешно выполнена.

Хронограф 1512 г. получил очень широкое
распространение. К настоящему времени
выявлено более 130 его списков XVI -первой
трети ХУШ в. Он был использован при
составлении лицевого летописного свода,
а также более поздних редакций Русского
хронографа.

В Хронографе Западнорусской редакции,
отсутствует вся библейская история,
история стран Востока и Руси. Зато он
имеет обширное продолжение, излагающее
по Хронике Мартина Бельского историю
западноевропейских и западнославянских
государств с XI в. по 1527 г. Считают, что
это объясняется стремлением дополнить
уже существовавший Никоновский свод
«обзором исторических событий
европейских народов»35.
Хронограф Пространной редакции не
сохранился. Известны лишь восходящие
к нему списки Хронографа 1599 г. и Хронографа
1601 г. Основная задача, которую ставили
перед собой его создатели, -расширить
объем излагающейся информации, не
изменяя основы. В этой редакции достаточно
ясно прослеживается процерковная
тенденция.

Расцвет хронографического жанра
относится к XVII в. Созданные в первой
четверти столетия редакции 1617 и 1620 гг.
разных типов, многочисленные «хронографы
особого состава» постепенно вытеснили
хронографы XVI в. и почти полностью
заменили собой летописи.

В хронографах не только излагались
исторические события. В них содержались
сведения естественно-научного характера,
пересказывались произведения античной
литературы, приводились выдержки из
святоотеческих произведений, христианские
апокрифы, агиографические данные. Это
были своего рода средневековые
энциклопедии. К сожалению, историки
редко прибегают к хронографическим
материалам. Между тем использование их
в работах по истории древней Руси очень
важно, тем более что сюжеты, образы и
характеристики, почерпнутые из
хронографов, широко применялись в
летописании. Поэтому верно понять
летописные сообщения зачастую невозможно
без обращения к хронографическим
компиляциям, которыми пользовались
летописцы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Хронологическая таблица — это такая таблица, где заполняются даты определенных событий в виде таблице. Это могут быть важные открытия ученых, великие сражения и битвы, рождение и смерть великих людей.

Такая таблица чертится в два столбца. Первый столбец будет называться «Дата», а второй — «Событие».

В столбце «Дата» мы заполняем год год того или иного события, а в столбце — «Событие» мы подробно объясняем, что в этом году произошло важного.

Пример хорошей, хронологической таблицы Вы можете увидеть на рисунке ниже.

То есть хронологическая таблица может перечислять как и все важные исторические даты, так и быть на определенную заданную тематику — то есть в хронологической таблице Пушкина будет только информация об рождении и смерти поэта, дата написания его произведений и т.п, то есть там мы не увидим других дат, не связанных с поэтом.

1.1.7. Хронографы

На смену летописям пришли иные исторические произведения. Особую популярность и авторитет в XVII в. приобрели хронографы (гранографы). Это поэтапное изложение всемирной истории от сотворения мира. Они представляли собой или переводы греческих хроник, или собственно древнерусские компиляции, включающие выдержки из Священного Писания, греческих хроник и русских летописей. И те и другие получили широкое распространение еще в Древней Руси. Первые переводы византийских хронографов (их принято называть хрониками, чтобы отличать от русских компилятивных хронографов) – Георгия Амартола, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла – стали известны еще в XI в. На их основе была составлена первая русская историческая компиляция – Хронограф по великому изложению. Кроме Начального свода 90?х годов XI в., к нему восходят хронографические палеи и Толковая Палея, Троицкий хронограф и так называемый Еллинский летописец второй редакции. «Великим изложением», очевидно, называлась «Хроника Георгия Амартола», на которую прежде всего опирался составитель Хронографа. Кроме того, в него вошли фрагменты из VII и IX книг «Хроники» Иоанна Малалы, некоторые апокрифы и фрагменты неустановленного источника, повествовавшего об Иудее в эпоху римского владычества. Хронограф по великому изложению представлял собой краткий конспект всемирной истории, однако в центре внимания его составителя (или составителей) была священная и церковная история.

Не позднее середины XIII в. был создан хронографический свод, опиравшийся на VI–X книги «Хроники» Иоанна Малалы и дополненный фрагментами из библейских книг, «Александрии», а также «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. Традиционно его принято называть Иудейским хронографом. К нему восходят сохранившиеся списки Архивского и Виленского хронографов.

Видимо, еще в XIII–XIV вв. появились Еллинский (архетипная, или первая, редакция) и Троицкий хронографы. Более точной датировке они не поддаются, поскольку составлены из заведомо более древних источников и лишены внутренних датирующих признаков. Троицкий хронограф не имеет четкой композиции. По существу, это расширенная редакция Хронографа по великому изложению. В основе же Еллинского хронографа лежат полные тексты хроник Георгия Амартола и Иоанна Малалы, а также ветхозаветных III и IV Книг Царств. По принципам составления и структуре он близок Иудейскому хронографу и отражает начальную стадию развития древнерусской хронографии. Помимо указанных источников оба хронографа в разных комбинациях использовали библейские Книгу пророка Даниила с толкованиями римского епископа Ипполита, Книгу пророка Иеремии, а также «Сказание о Софии Цареградской», «Житие свв. Константина и Елены» и другие памятники.

Следующим хронографическим сводом был Еллинский летописец второй редакции, созданный в середине XV в. (дошли девять списков XV–XVI вв.). Его составитель продолжил изложение «Хроники Георгия Амартола» до 1391 г., включив в число источников краткий перечень византийских императоров, известный по сборникам начиная с XV в., и летопись, близкую к московскому своду 1418 г. Текст был дополнен сведениями по истории церкви, заимствованными из разных источников. Эта редакция уже представляет цельный текст, имеющий связное изложение. Все повествование разбито на краткие статьи, соответствующие периодам правления того или иного царя или императора. Тем самым была заложена основа структуры Русского хронографа.

Он был составлен на рубеже XV–XVI вв. Древнейший вид Русского хронографа представлен Хронографом 1512 г. Помимо всемирной истории в него вошло значительное число известий, касающихся русской истории (в основном заимствования из Сокращенных сводов конца XV в.). Видимо, это было связано с оформлением идеи провозглашения Руси третьим Римом. В композиционном и стилистическом отношениях это удивительно гармоничное и стройное произведение, хотя и отразившее замыслы и вкусы нескольких поколений древнерусских книжников. Основной задачей его составителей было, видимо, создание своеобразной исторической энциклопедии, так сказать, научного труда.

Хронограф 1512 г. получил широкое распространение. Выявлено более 130 его списков XVI – первой трети XVIII в. Он был использован при составлении Лицевого летописного свода, а также более поздних редакций Русского хронографа.

В Хронографе Западнорусской редакции отсутствует вся библейская история, история стран Востока и Руси. Зато он имеет обширное продолжение, излагающее по «Хронике всего мира» Мартина Бельского историю западноевропейских и западнославянских государств с XI в. по 1527 г., дополняющее уже существующий Никоновский свод.

Хронограф Пространной редакции не сохранился. Известны лишь восходящие к нему списки Хронографа 1599 г. и Хронографа 1601 г. Основная задача, которую ставили перед собой его создатели, – не изменяя основы, расширить объем излагающейся информации. В этой редакции достаточно ясно прослеживается процерковная тенденция.

Расцвет хронографического жанра относится к XVII в. Созданные в первой четверти столетия редакции 1617 и 1620 гг. разных типов, многочисленные «хронографы особого состава» постепенно вытеснили хронографы XVI в. и почти полностью заменили собой летописи.

Содержание хронографов не исчерпывается изложением исторических событий. В них содержатся сведения естественно-научного характера, изложение произведений античной литературы, выдержки из святоотеческих произведений, христианские апокрифы, агиографические данные. Хронографические материалы редко учитываются историками. Между тем верное понимание летописных сообщений зачастую невозможно без обращения к хронографическим компиляциям, которыми пользовались летописцы, заимствуя из них сюжеты, образы и характеристики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Обновлено: 24.05.2023

Хронографы, хронографические произведения в отечественных нарративных работах трактуются в качестве летописных произведений, которые посвящены освещением событий всемирной истории, в некоторых случаях дополняемых событиями их русской истории, но в некоторых случаях без упоминаний о событиях и делах России.

Большая часть событий в хронографе было изложено исходя из событий, написанных в Ветхом Завете, исходя из чего, события в хронографе весьма схожи с событиями из библейских книг. Так как в средневековые времена, на территории России, вплоть до конца XV века, сведений о библии, как о едином своде библейских летописей не содержалось, то благодаря текстам из хронологий люди могли ознакомиться как с информацией о событиях из древнейшей истории, так и с сутью содержания Ветхого Завета.

Вся совокупность хронографических произведений разделена на хронику и хронограф. Хронику принято трактовать, как сочинение авторов из Византии, которые с течение времени были переведены на церковно-славянский язык. Хронографы, в свою очередь, это компиляции, которые составлялись в России. Исходя из этого, различия в этих двух категориях носят лишь формальный характер.

Византийские хроники на территории Руси стали распространяться еще в XI веке. Так, хроника, составленная Георгием Амартолом (в 846 – 847 годах), совместно с хроникой, составленной Иоанном Малалом (в IV) веке выступали в качестве образца истерических повествований для летописцев, живущих на Руси.

Написанная в IX веке, эта хронографическая лента, под авторством Константинопольского патриарха Никифора, являлась перечнем величайших имён и представителей римских, библейских и византийских императоров и патриархов, совместно с хронологическими последовательностями событий, со указанием дат, периодов управления ключевых событий, которые происходили во времена правления конкретных императоров. Последовательное изложение событий доходит до 829-го года –периода, когда патриарх Никифор погиб.

В период 17-го века, культурная связь России и греческого мира значительно и стремительно развивалась. В результате начали появляться русские интерпретации новой греческой хроники, которая была составлена уже в период 16-го 17-го веков. Такой является хроника Маифея Кигады и Дорофея Монемвайского, которые были написаны на новом греческом языке, а в 17-м веке были переведены.

Ещё в период домонгольских времён, опираясь на греческие хроники и их перевод, русскими книжниками начали составляться собственные версии – интерпретации событий из мировой истории. Иногда в них включались события России. Одной из самых ранних хронографических компиляций, которая была составлена на Руси является Хронограф, который был составлен благодаря великим изложениям.

Несмотря на это, существует мнение, что на самом деле, первая редакция данного документа было сделана позже – в период 1516-х – 1522-х годах. Вместе с тем, местом создания данного документа является Иосифов Волоколамский монастырь, который в 16-м веке был признан основным центром исторической книжности для государства Московского.

В качестве даты создания одного из самых ранних списков в Хронографе принято считать записи от 1538 года, которые были сделаны на заказ старцем, который жил во Волоколамском монастыре – имеется ввиду книжник Досифей Топорков, которого считают составителем, либо инициатором создания данного документа.

Российская история излагалась в летописи, которая была очень близка с летописью Симеоновской, а также с Сокрещенным летописным сводом 1495 года. Хроника заканчивается тем, что турками в 1453 году был завоеван Константинополь. Так, первое издание русского хронографа является завершенным произведением, в котором повествуется о событиях всемирной истории, со начала созданию мира и до того, как пала Византия. По прошествии времени эта информация подвергалась значительным модификациям.

Редакции хронографов и летописей

В качестве самых известных редакций русского хронографа принято выделять следующие:

  1. Редакцию 1512 года.
  2. Западнорусскую редакцию.
  3. Пространную редакцию, имеющую две разновидности – редакцию от 1599 и от 1601 годов.
  4. Редакция 1617 года, которая считается основной.
  5. Редакция от 1617 года – которая очень распространена.
  6. Редакция от 1620 года, которая имеет три разновидности.

Вместе с тем, историками определяются хронографы, в которых есть особое содержание, заключающееся в соединении русской и мировой истории, что было создано на основе редакция русского хронографа, при этом, события на Руси не являются в нём определяющими.

В качестве наиболее известного хронографа с особым содержанием принято выделять хронограф, составленного астраханским архиепископом Пахомией, а также хронограф, составленный Сергеем Кубасовым, совместно с Хронографом, состоящим из 410-ти глав.

Хронограф Астраханского архиепископа

Хронограф, который составил архиепископом Пахомией, был приведён в окончательный вид в1650-м году. Согласно Пахомию, в период 1649 года у него появились намерение написать это произведение, для чего, на протяжении года им составлялись выписки из разных исторических данных, после чего было поручено привести всё это в единый текст, что сделал иеромонах Мисаил.

В этом Хронографе содержится две части. В первой части, которая состоит из семи разделов события посвящены всемирной истории, и оканчивается тем, что в 1453-м году пал Константинополь. В качестве основных источников данной работы стал хронограф, который был составлен в 1617-м году, совместно со сказанием Ивана Пересветова, в котором было рассказано о том как пал Царьград.

Во второй части рассказываются события русской истории в диапазоне сад древних времён И заканчивая 17-м веком. В её основу легла информация, которая содержалась в Степенной книге, и в хронографе 1617-го и 1620-го годов.

Согласно мнению исследователей, происшествия 169-х – 1650-х годов были описаны непосредственно архиепископом Пахомией, который озвучивал свое мнение вот отношений событий, произошедших после смутного времени. Например, в качестве виновника поражения в русско-польской войне он видит патриарха Филарета.

Хронограф Сергея Кубасова

Хронограф Сергея Кубасова (который был сыном тобольского боярина – автора произведений XVII века), насчитывает три части. В первой части, которой является непосредственно хронографической, события основаны на информации, которая изложены в Хронографе 1512-го года.

Во второй части – летописной, содержится информация о событиях русской истории с древнейших времён до 1492-го года. Эта часть повествует читателям ой серии уникальных событий России 15-го века, которые относятся к борьбе за власть, которая осуществлялась между сыном Ивана III – Василием (который воследствии станет великим князем) и внуком – Дмитрием.

В третьей части данного документа содержится рассказ И. Н. Катырева-Ростовского, который описывает Смутное время. В. К. Зибаровым было доказано, что все части этого Хрогонографа были созданы еще в первой части XVII века. Таким образом, Кубасов является компилятором.

Вместе с тем, в качестве особого хронографа необходимо выделить хронограф, состоящий из 410-ти глав. Согласно информации, которая там содержится, история России там излагается по степеням, идентичным степеням Степной книги, которая выступает в качестве одного из важнейших первоисточников о данных событиях истории России.

Следует отметить, что таких хронографов, с особым составом, существует гораздо больше, чем представлено в научных источниках. При этом, они до сих пор являются неоцененными и до конца не изученными и, как следствие – малознакомыми.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «ХРОНОГРАФ (в истории)» в других словарях:

Хронограф Русский — – хронографический свод, излагающий всемирную и русскую историю и известный в нескольких редакциях, создававшихся на протяжении XVI–XVII вв. Автор первого фундаментального исследования X. Р. А. Н. Попов считал, что первая (древнейшая) его… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

ХРОНОГРАФ — (этим. см. сл. хронография). В артилл.: прибор механич. записывающий время полета снаряда. В астрономии: прибор, записыв. моменты соответствующие каким либо явлениям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Хронограф Софийский — – хронографическая компиляция, известная в настоящее время в единственном списке (ГПБ, Соф. собр., № 1454, л. 334–376), обнаруженном В. М. Истриным. X. С. содержит изложение всемирной истории от сотворения мира до времени византийского императора … Словарь книжников и книжности Древней Руси

хронограф — 1. ХРОНОГРАФ, а; м. [от греч. chronographos летописец] Памятник древней письменности, содержащий сводный обзор всеобщей истории. 2. ХРОНОГРАФ, а; м. [от греч. chronos время и graphō пишу] Прибор для измерения кратких интервалов времени или для… … Энциклопедический словарь

Хронограф Академический — – хронографическая компиляция, открытая и исследованная В. М. Истриным в рукописи БАН, 45.13.4 поcл. четв. XVI в. Подробное описание рукописи см.: Срезневский В. И. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Хронограф по великому изложению — – древнерусский хронографический свод, составленный не позднее 90 х гг. XI в. Название X. принято в науке на основании ссылки, обнаруженной в тексте Палеи Хронографической, где говорится: «Тако бо бе писано в книгах, еже предъръжить хронограф по… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Хронограф Архивский — – хронографическая компиляция, известная в сборнике конца XV в. (ЦГАДА, собр. МГАМИД, № 279/658). Сборник представляет собой копию с более древней рукописи, при этом собственно X. вместе с близким к нему по составу Хронографом Виленским восходит… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Хронограф Виленский — – хронографическая компиляция по всемирной истории, охватывающая период от сотворения мира до начала I в. Сохранился в единственном списке нач. XVI в. в БАН Лит ССР, № 109/147. X. так же, как и хронографическая часть Хронографа Архивского,… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Хронограф Троицкий — – древнерусский хронографический свод, созданный не позднее нач. XV в. (скорее всего в XIII–XIV вв.). В X. излагается всемирная история от времени Навуходоносора до середины X в. Основными источниками для X. послужили библейские книги (IV книга… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

хронограф — а, м. chronographe <гр. chronographos летописец. спец. Памятник древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику отдельной страны. БАС 1. Гранограф или российский летописец ( 1692 1766 ). Название кн. // А. Богданов 160. О… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Лит.: ПСРЛ, т. 22, ч. 1-2, СПБ, 1911-14; Попов А. Н., Обзор хронографов русской редакции, в. 1-2, М., 1866-69; Шахматов А. А., К вопросу о происхождении Хронографа, СПБ, 1899; Клосс Б. М., О времени создания русского Хронографа, в сб.: ТрОДРЛ, т. 26, Л., 1971.

Смотреть что такое ХРОНОГРАФ в других словарях:

ХРОНОГРАФ

популярная русская компилятивная энциклопедия по всеобщей истории, составленная в России (в области Москвы) сербским книжником, в половине XV в. X. сод. смотреть

ХРОНОГРАФ

(от Хроно. и . граф) прибор для точной регистрации момента времени какого-либо события. По способу регистрации Х. делятся на пишущие, печатаю. смотреть

ХРОНОГРАФ

хронограф 1. м. Памятник древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику отдельной страны. 2. м. Самопишущий прибор для измерения коротких интервалов времени или для точной регистрации моментов времени каких-л. событий, явлений и т.п.

ХРОНОГРАФ

ХРОНОГРАФ

хронограф сущ., кол-во синонимов: 3 • временник (4) • фотохронограф (1) • хроноскоп (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: временник, фотохронограф, хроноскоп. смотреть

ХРОНОГРАФ

ХРОНОГРАФ (от хроно. и . граф), прибор для точной регистрации момента времени к.-л. события. По способу регистрации X. делятся на пишущие, печа. смотреть

ХРОНОГРАФ

Хронограф — популярная русская компилятивная энциклопедия по всеобщей истории, составленная в России (в области Москвы) сербским книжником, в половине XV в. X. содержит, во-первых, краткий пересказ библейских событий, за которым следует очерк всеобщей истории, причем более подробно рассказана история римского государства, Александра Македонского (по псевдокаллисфеновой «Александрии») и Византийской империи до падения Константинополя в 1453 г.; затем идут отрывки из истории южных славян и довольно обширный русский отдел, доведенный в некоторых редакциях X. до начала XVI в., иногда продолженный до XVII в. По образцу ветхозаветных исторических книг и византийских хроник, все события в X. разделены по «царствам»: царство Валтасарово, царство Дариево, Кирово, Ксерксово, Нероново, Веспасианово, Тивериево, царство Льва Армянина, Василия Македонина, Льва Премудрого, Иоанна Асеня болгарского и др. Начиная с VIII в. посвященные славянам и русским главы («великое княжение русское», «московское», «царство сербское») чередуются с вводными статьями из византийской истории («царство греческое»). Источниками для основной редакции X. послужили библейские книги, Еллинский летописец и частью готовые уже, частью непосредственные извлечения из византийских хронистов И. Малалы, Г. Амартола, К. Манассии, И. Зонары, патр. Никифора, «Иудейской истории» Иосифа Флавия; для славянских событий — жития св. Саввы сербского и Стефана Лазаревича; для русских — общерусский летописный свод, составленный при митроп. Фотии в 1423 г. и известный под именем «Полихрона». А. Попов различает три редакции X.: первая составлена в 1512 г., вторая — в 1617 г., причем в ней появляются уже новые отделы, посвященные наиболее выдающимся событиям западноевропейской истории и взятые из лат.-польской хроники Мартина Бельского и Конрада Ликостена (XVI в.); русские события продолжены до начала царствования Михаила Федоровича. Третья редакция X. могла быть составлена в 16 2 0—44 гг.; общая часть оставлена без переделок, а русские события второй половины XVI в. и начала XVII в. значительно пополнены и переработаны с московской точки зрения, по известным сказаниям Авраамия Палицына и другим источникам. Наконец, особую группу X. составляют отдельные списки «особого состава». В виде прибавлений, имеющих несколько отдаленное отношение к истории, в X. являются цельные статьи: «Сказание о создании великия Божия церкви святыя Софии», «Сказание о взятии Царяграда от безбожного турецкого царя Амурата», «Сказание Ивана Пересветова о царе турском Махмете, како хотел сожещи книги греческия», «Сказание о сивиллах», «Сказание о Казанском царстве», «Повесть о латинах», «Повесть о белом клобуке», рассказы о чудовищных людях, «Путешествие казацких атаманов Петрова и Бурнышова в Китай», «История о начале русской земли и создании Новогорода, и откуду влачашеся род словенских князей», космографии разных редакций и составов и т. д. Литературная история X. разработана довольно подробно: Н. А. Иванов, «Общее понятие о X. и описание некоторых списков их, хранящихся в библиотеках СПб. и моск.» (Каз., 1843), А. М. Лазаревский, «Записка о русском X.» («Известия II Отд. Акд. наук», 1860, т. VIII, 384—390, т. IX, 115—125); А. Попов, «Обзор X. русской редакции» (М., вып. 1, 1866; II, 1869), где впервые были приведены в известность все списки X. и указаны византийские источники. Выводы Попова сводятся к следующему: X. составлен в южно-слав. землях в XV в., по оригинальным югослав. и многим переводным компиляциям, и дополнен статьями из русских летописей. Перенесенный в Россию, X. был переделан в смысле правописания, снабжен русскими глоссами, а русский отдел был распространен. Результатом этого пересмотра явился так назыв. X. 1512 г. Но так как в еллинском и римском летописцах не было русских статей и исторических повестей (см.), то составитель первой редакции вставил их в югославянский оригинал X., пользуясь при этом еллинским летописцем 2-й редакции (см.). Попов был уже на пути к наиболее правильному разрешению вопроса о происхождении X., так как во II выпуске он уже придает большое значение не разделенному на главы (Толстовскому) списку, описанному им в I выпуске вместе с остальными. Выводы Попова проверены Ягичем: «Ein Beitrage zur serbischen Analistik» («Arch iv fü r slav. Phil.», 1877, II, 1—109); не признавая югослав. происхождения X., Ягич указывает два сербские списка, восходящие к русским, и доказывает, что составитель X. не знал кратких сербских летописей. В. М. Истрин, в «Александрии русских X.» (М., 1893), нашел в X., не разделенном на главы, и в X. 1512 г. разные редакции «Александрии», возводил их к сербской «Александрии», а потому предполагал югославянское происхождение и X.; русские глоссы он приписывал неизвестному русскому читателю из Южной России; тоже он повторяет в статье «X. в русской литературе» («Визант. временник», т. V, стр. 144). Выводы Ягича подтвердил М. Н. Сперанский: «Сербские X. и русские первой редакции» («Русский филол. вестн.», 1896) и «Деление истории русской литературы на периоды и влияние русской литературы на югославянскую» (там же); по его мнению, югославянские X. сложились под влиянием русского, представляют сокращение редакции 1512 г. и наиболее сходны со списком Чудова монастыря. Акад. А. А. Шахматов в статье «К вопросу о происхождении X.» (Сборник II отд. Акад. наук, т. LXVI, СПб., 1899) объясняет сербизмы тем, что редактором X. был выходец из югославянских земель, по-видимому — сербский иеромонах Пахомий, работавший над хронографом в 1442 г., по всей вероятности, в Троицкой лавре. Редакция 1512 г. могла быть составлена в Пскове известным в старой литературе иноком Спасо-Елеазарова мон-ря старцем Филофеем, по последней московской редакции. В другой своей статье, «Общерусские летописные своды XIV—XV вв.» («Журн. М. Н. Пр.», 1901), А. Шахматов указал, что для русских событий Пахомий пользовался «Полихроном», и высказал предположение, что в Пахомиевом X., может быть, отразились некоторые хронографические статьи, предшествовавшие летописному рассказу в «Полихроне». В конце XVII в. появляются также румынские переводы русских X., описанные Ов. Денсушану, И. Биану и др. Издания X.: А. Попов, «Изборник слав. и русских сочинений и статей, внесенных в X. русской редакции» (М., 1869); по рукописи кн. П. П. Вяземского XVII в. X. издан факсимиле Обществом люб. древн. письм., с предисловием И. Шляпкина (СПб., 1883). А. И. Яцимирский.

ХРОНОГРАФ

ХРОНОГРАФ(этим. см. сл. хронография). В артилл.: прибор механич. записывающий время полета снаряда. В астрономии: прибор, записыв. моменты соответствую. смотреть

ХРОНОГРАФ

ХРОНОГРАФ

ХРОНО́ГРАФ¹, а, ч.Пам’ятка стародавньої писемності, яка містить огляд загальної історії або хроніку окремої країни.Відомо кілька списків хронографів, с. смотреть

Он был составлен на рубеже XV–XVI вв. Древнейший вид Русского хронографа представлен Хронографом 1512 г. Помимо всемирной истории в него вошло значительное число известий, касающихся русской истории (в основном заимствования из Сокращенных сводов конца XV в.). Видимо, это было связано с оформлением идеи провозглашения Руси третьим Римом. В композиционном и стилистическом отношениях это удивительно гармоничное и стройное произведение, хотя и отразившее замыслы и вкусы нескольких поколений древнерусских книжников. Основной задачей его составителей было, видимо, создание своеобразной исторической энциклопедии, так сказать, научного труда.

Хронограф 1512 г. получил широкое распространение. Выявлено более 130 его списков XVI – первой трети XVIII в. Он был использован при составлении Лицевого летописного свода, а также более поздних редакций Русского хронографа.

Хронограф Пространной редакции не сохранился. Известны лишь восходящие к нему списки Хронографа 1599 г. и Хронографа 1601 г. Основная задача, которую ставили перед собой его создатели, – не изменяя основы, расширить объем излагающейся информации. В этой редакции достаточно ясно прослеживается процерковная тенденция.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сложные хронометрические приборы с календарными устройствами, секундомеры и хронографы

Сложные хронометрические приборы с календарными устройствами, секундомеры и хронографы Понятие сложности является в отношении часовых приборов относительным понятием. Средневековому часовщику казалась сложной простая трехколесная система балансовых часов, а для

Электрические хроноскопы и хронографы

Электрические хроноскопы и хронографы Эксперименты с созданием первых электрических хроноскопов и хронографов начались в то же время, когда Бэйн и Гипп начали строить свои электромеханические часы. В 1840 г. Чарлз Уитстон вместе с Соутом и Пардэем построили

Читайте также:

      

  • Судьба древнерусского государства кратко
  •   

  • Петр 3 приход к власти екатерины 2 кратко
  •   

  • Подготовьте краткий сюжетный пересказ баллады определив завязку кульминацию развязку кратко
  •   

  • Гәрәй рәхим биография кратко
  •   

  • Политические партии в межреволюционный период кратко

Составление плана

Общие правила составления плана при работе с текстом

  1. Прочитать текст, обдумать прочитанное.
  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст.
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их.
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как сформулировать

определение нового понятия

        Понятие — форма мышления, отражающая предметы в их  общих  существенных признаках. Определение раскрывает содержание понятия.

  1. Прочитайте о том предмете или явлении, определение которого вам надо сформулировать. Выделите новое понятие.
  2. Определите его существенные признаки.
  3. Попробуйте сформулировать определение устно, четко изложив эти признаки.
  4. Запишите определение, проверьте, раскрывает ли оно содержание понятия.

Пример.

В тексте учебника читаем:

После реформ 60-70-х гг. быстрее начали развиваться производительные силы и формироваться капиталистические отношения.

Стала создаваться  инфраструктура, которая включала в себя комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи). От состояния этих отраслей зависит развитие промышленности.

Формулируем определение:

Инфраструктура — это комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи), от состояния которых зависит развитие промышленности.

Как составить хронологическую таблицу

  1. Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу.
  2. Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу.
  3. Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом:

Строчек в таблице может быть столько, сколько дат и событий вы запишите.

  1. Читая текст еще раз, заполните таблицу.
  2. Выписывайте в хронологическую таблицу только те события, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
  3. Как правило, хронологическая таблица составляется по каким-либо войнам, поэтому первая дата в таблице – это начало войны, а последняя – подписание перемирия или мирного договора (дата окончания войны).
  4. После таблицы надо сделать вывод о том, какая сторона одержала победу, а какая потерпела поражение, и указать условия мирного договора.

Как сделать выводы по прочитанному тексту

  1. Прочитайте текст (если потребуется несколько раз).
  2. Определите главную мысль, тему.
  3. Систематизируйте информацию, материал.

Обобщите его.

  1. Используя такие вводные слова, как: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, сделайте выводы по прочитанному тексту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сумму квадратов больших чисел
  • Как доехать найти маршрут
  • Как найти дом для щенка
  • Как найти площадь прямоугольника объяснить ребенку
  • Как найти корень уравнения с нулем