Как составить иерархию своих ценностей

Выстраиваем иерархию ценностей

Иерархия ценностей — это ваши внутренние, глубоко личные, индивидуальные убеждения относительно того, что является для вас самым главным. Иерархия ценностей — это система ваших убеждений: что правильно и что неправильно, что есть добро и что есть зло. Иерархия ценностей придаёт цельность вашей личности. Иерархия ценностей определяет то, от чего вам следует держаться подальше. Она определяет весь стиль вашей жизни, вашу реакцию на любую жизненную ситуацию. На всё: на выбор одежды и методы воспитания детей; на выбор дела, которому вы служите, и способ зарабатывания на жизнь — на всё это оказывает влияние ваша система ценностей. Она является золотым ключиком к пониманию вашего собственного поведения и поведения других людей.

Выстроить иерархию своих ценностей можно с помощью простых приёмов. Сейчас остановитесь, и потратьте на предлагаемое упражнение достаточно времени. Вы закладываете фундамент своего успеха.

ВАША ПЕРСОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Упражнение «Базовые ценности»

Исследуйте свои базовые ценности. Определите, что для вас в жизни является самым важным. Ради чего вы готовы пожертвовать своим временем, а возможно — свободой и даже жизнью. Итак, приступим к выявлению ваших ценностей.

1. Дайте ответ на один простой вопрос: что для вас важнее всего в жизни? Что это: власть, успех, работа, семья, любовь? Что-то другое? Используйте метод мозгового штурма. Запишите результаты.

2. Расположите свои ценности по порядку, начиная с самой важной и заканчивая наименее значимой. Уделите этому несколько минут прямо сейчас.

Выполнив это задание, вы наверняка обнаружите, что стремление к успеху находится где-то на передовых позициях. Это хороший знак. Он говорит о том, что вы внутренне готовы открыть своё призвание, начать и развивать дело своей жизни. Если же ситуация складывается по-другому и успех как таковой находится на более низких позициях или вовсе отсутствует — вот тут стоит призадуматься. Вы точно хотите найти своё призвание? Вы точно жаждете служить людям? Если ваш ответ «ДА», тогда немного пересмотрите свои ценности. Введите в их перечень «успех» и определите его место в иерархии.

А теперь я покажу вам способ узнать, что тормозит вас на пути к самореализации. Когда вы разберётесь с ценностями, многие вопросы отпадут сами собой. На вечный вопрос «Почему я не открываю свой бизнес?» тут же найдётся ответ. Просто для вас работа (читайте — дело жизни) находится достаточно низко в системе иерархии. Первые позиции занимают такие пункты, как семья, здоровье, общение. Создание дела, погружение в него требует от вас дополнительных временных затрат. А это значит, что вы будете меньше времени уделять семье, общению с детьми и друзьями, уходу за собой. Чтобы избежать подобного конфликта, человек предпочитает ничего не менять в своей жизни. Как только вы определяетесь со своими ценностями, конфликт выходит из тени. И вы по крайней мере начинаете понимать, что происходит.

А чтобы ваше понимание ещё и до осознания дошло, давайте сделаем очередной маленький шажок. Причиной бездействия очень часто является именно конфликт ценностей. Ведь не секрет, что многим из вас доводилось переживать яркие негативные эмоции, испытать которые повторно вам не хотелось бы: страх отказа, гнев, провал, одиночество, предательство… Думаю, вы можете продолжить этот список. Но он нужен не для того, чтобы потренировать свою память. Оказывается, среди этих неприятных эмоций, переживаний есть такие, от которых вы хотите себя оградить. Потому что они причиняют вам почти физическую боль.

Прямо сейчас выполните эту часть упражнения и определите, какое состояние является для вас наименее желательным.

Сначала запишите все эмоции, которых вы стараетесь избегать. Просто перечислите их. А после расставьте в порядке приоритетности — от наиболее до наименее нежелательной. Запишите их в таблицу. Отведите достаточно времени на выполнение этого упражнения.

Иерархия негативных ценностей

У вас может возникнуть вопрос: какую пользу можно извлечь из этого упражнения? Я вас обрадую: ОГРОМНУЮ!

Поясню на простом примере. Я даже не буду делать выводы, так как уверен, что вы самостоятельно сможете подвести итог.

Пример 1 . У молодого человека ярко выражено в базовых ценностях стремление к успеху. Но в его негативных ценностях на первом месте стоит страх поражения. Как вы думаете, насколько успешным является этот человек?

Пример 2. Молодой человек одной из главных для себя базовых ценностей считает семью. А в самом начале списка негативных ценностей он ставит — внимание! — страх отказа. Как поведёт себя этот человек, когда увидит девушку, которая ему понравится?

Пример 3. У молодого человека приоритетная базовая ценность — стремление к новому. Но в негативных ценностях на первые позиции выходит страх быть осмеянным, выглядеть глупо. Как воспримет такой человек предложение освоить новую для него сферу деятельности, заняться чем-то необычным?

Понимаете, о чём идёт речь? Вы можете рваться покорять высоты, можете стремиться к открытию своего призвания и реализации через любимое дело. Но если ваши отрицательные ценности изобилуют «сорняками», то вам будет сложно прорваться через свои страхи. И первое, что нужно сделать, чтобы избавиться от гнёта этих эмоций, — познакомиться с ними. А дальше всё очень просто.

ДЕЛАЙТЕ ТО, ЧЕГО БОИТЕСЬ!

Поступая таким образом, вы обнаружите, что за вашими страхами не кроется ничего существенного. Там, наоборот, только сила, энергия и хорошая порция адреналина. Если вы боитесь заводить знакомства, поставьте себе задачу: каждый день знакомиться минимум с 30 новыми людьми. Если вы переживаете по поводу того, как будете выглядеть, смело идите на каток и осваивайте коньки. Пусть народ смеётся, пусть потешается. Но пока вы не пройдёте этот этап, вы не научитесь кататься на коньках. И так во всех сферах жизни. За осознанием идёт действие, и только потом вы становитесь Мастером.

Любой психолог подтвердит, что большая часть неудач и проблем коренится в эмоциональных конфликтах. В конфликтах, происходящих на уровне наших ценностей. Результатом подобного рода конфликтов является низкая эффективность.

Из сказанного можно сделать вывод, что основными препятствиями на пути к успеху являются различные формы страха и сомнение. Страх перед неудачей, нищетой, потерями, трудностями или неприязнью окружающих удерживает обычного человека от решительных действий. Именно поэтому многие люди, поставив перед собой новую цель, зачастую даже и не пытаются что-то сделать для её реализации. Их начинают обуревать страхи, которые гасят стремления и желания.

Второе препятствие — это неуверенность в собственных силах. Мы сомневаемся в своих способностях. Мы сравниваем себя с другими, и сравнения оказываются не в нашу пользу. Мы предвзяты по отношению к себе и уверены, что другие умнее, красивее, профессиональнее нас.

Мы чувствуем себя неспособными достичь того, чего жаждем всем сердцем.

Препятствие может находиться внутри вас или внутри ситуации. Если оно носит внутриличностный характер, то, очевидно, вам недостаёт некоторого навыка, способности или качества, необходимого для достижения цели. Вы должны быть честными перед собой. Спросите себя: «Есть ли что-то во мне, что необходимо изменить, есть ли некая способность, которую следует развить для осуществления моей мечты?»

Если препятствие внешнее, подумайте: может, вы работаете не там, где надо, не в той организации, поддерживаете не те отношения. Возможно, вы придёте к выводу, что для достижения поставленной цели необходимо начать всё сначала, делать что-то другое где-то в другом месте. Чётко определите, к какой из разновидностей относится ваш личный блокиратор цели — и поскорее избавьтесь от него.

Упражнение «Служение высшей цели»

Служение включает в себя три этапа, и каждый из них сам по себе обладает мощной пробуждающей силой.

Первый этап — начать посвящать свою деятельность цели более значимой, чем ваше собственное удовлетворение. Для одних такой целью может быть благополучие семьи, для других — помощь бедным, для третьих… У каждого цель своя. Подумайте, какой большой цели хотели бы служить вы.

Второй этап — избавляться от привязанности к своим мыслям о том, каковы должны быть результаты. Увидьте свою значимую цель и просто действуйте в выбранном направлении.

Третий этап — постоянно учиться в ходе того процесса, в который вы себя погружаете. Вести записи, обсуждать тему с доверенными людьми.

Поясню на примере. Представьте, что вы чувствуете себя измотанным и уставшим от дневной работы и мечтаете о спокойном вечере в кругу семьи. Но, не забывая посвящать это время не только собственному благополучию, но и благополучию своей семьи, вы можете сделать такой вечер временем пробуждающего служения. Чтобы порадовать близких, вы покупаете разные вкусности, наводите порядок в доме и с нетерпением ждёте, когда все соберутся.

Наконец, все члены семьи дома. Один сразу же объявляет, что идёт в кино; двое других, прихватив значительную часть съестного, отправляются на вечеринку, а третья говорит, что ей обязательно нужно навестить больную подругу. И вы остаётесь в убранном доме с жалкими остатками еды на столе в компании одной лишь собаки.

Вот тут возникает самый главный вопрос: как вы ведёте себя в подобной ситуации? Кипите от гнева, сетуя на всеобщий эгоизм, и мечетесь по дому, жалея себя? Или признаёте свою привязанность к собственному представлению о том, каким должен быть вечер, смеётесь и избавляетесь от неё? Понимаете, как это работает?

Страдать или наслаждаться, сетовать или учиться — пробуждающее служение даёт вам свободу выбора.

Простой способ приступить к этому упражнению — выбрать что-то, что вы уже делаете для других. Хорошо, если это будет какое-то регулярное занятие, тогда у вас окажется больше возможностей научиться. Например, быть может, вы ежедневно навещаете больного соседа или каждую неделю помогаете в школе. Посвящая свои действия значимой цели, не заботясь о конкретном результате и извлекая полезные уроки из подобного поведения, вы преобразуете рутинную работу в пробуждающее служение.

Смелее! Такая тренировка не только обогатит вашу жизнь, но, возможно, подарит вам шанс, о котором сейчас вы даже мечтать не смеете. Действуйте!

Решив сбросить вес, первое, что сделайте — взвесьтесь. Желая заработать определённый капитал, занимаясь любимым делом, первое, что сделайте — сядьте и составьте личный финансовый отчёт, который даст вам представление о том, сколько вы стоите сегодня.

Определите точку отсчёта, с которой вы начнёте измерять прогресс. Невозможно переоценить серьёзность утверждения о том, что чем яснее ваше представление об исходном положении и необходимом направлении движения, тем с большей вероятностью вы дойдёте туда, куда хотите.

Упражнение «Раскрытие потенциала»

А. Ответьте на несколько вопросов.

1. Представьте, что вы наделены способностью добиваться любых целей, какие только можете перед собой поставить. Кем вы действительно хотите стать, что иметь и чем заниматься?

Запишите:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Какая деятельность помогает вам обрести смысл жизни?

Запишите:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Оцените свою личную и деловую жизнь на сегодняшний день. Ваше мышление создаёт вашу реальность, помните? Исходя из этого, подумайте, что вы можете и должны изменить.

Запишите:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. О чём вы думаете и говорите большую часть времени— о том, что вы хотите, или о том, чего не хотите?

Запишите:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Какую цену вы готовы заплатить, чтобы добиться наиболее важных целей?

Запишите:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Какой шаг вам нужно будет предпринять сразу после того, как вы ответите на все вышеприведённые вопросы?

Запишите:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Б. Определите свои слабые стороны. А теперь посмотрите на себя в зеркало и спросите: «В чём моя слабость? Каковы мои слабые стороны?» В каких областях ваши умения ниже среднего или совсем малы? Что вы делаете так плохо, что это отрицательно сказывается на вашей способности использовать остальные умения? Особое внимание уделите умениям, которых вам не хватает для достижения успеха. Вы должны скрупулёзно и объективно их изучить, а затем составить план по совершенствованию в каждой области.

Запишите:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В. Составьте план действий по самосовершенствованию.

Добросовестно ответив на упомянутые вопросы, вы станете обладателем уникальной информации, на основании которой сможете планировать своё развитие и ускорять процесс достижения значимых для вас целей. Ещё раз перечитайте свои ответы. Отталкиваясь от них, составьте план действий на ближайшее время и смело приступайте к работе. Позитивные перемены приходят в вашу жизнь тогда, когда вы начинаете действовать.

Запишите свой план:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

На чтение 18 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 20.10.2020

Содержание

  1. Понятие «ценности»
  2. Список основных признаков
  3. Ценности, их виды и иерархия
  4. Виды ценностей
  5. Материальные ценности
  6. Духовные ценности
  7. Социальные ценности
  8. Терминальные и инструментальные ценности
  9. Иерархия ценностей
  10. Как определить свои жизненные максимы
  11. Ценности как основа культуры
  12. Ценности как основа общества
  13. Роль ценностей в жизни человека и общества
  14. Система жизненных ценностей в вашей жизни
  15. Система ценностей у мужчин и женщин
  16. Высшие человеческие ценности
  17. Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека: список примеров
  18. Изобилие
  19. Закон
  20. Свобода
  21. Истина
  22. Другая классификация ценностных ориентиров в таблице
  23. Пирамида ценностей
  24. Как привить жизненные ценности в процессе воспитания
  25. Как формируются

Понятие «ценности»

Что называется ценностью? Чтобы ответить на этот вопрос, важно уточнить, что в данном случае мы говорим о ценностях, которые относятся к элементам культуры и являются одними из регуляторов общественной жизни людей. Такие ценности называются по-разному: «ценности культуры», «культурные ценности», «духовные ценности», «социальные ценности».

Ценности – это идеальные представления общества о значимости чего-либо или кого-либо.

ценности_Что включает в себя духовная культура_

Примеры ценностей: семейные ценности (ценность семьи), религиозные ценности (ценности религиозных обрядов, молитв и пр.), ценности здоровья (ценность здорового образа жизни) и так далее.В основе ценностей лежит идейная или абстрактная природа значений.

Другими словами, ценность сама по себе не всегда должна иметь предметное выражение, тогда как обязательно должна указывать на идею или понятие, которое выражает эта ценность. Приведем пример: семейные ценности могут быть отражаться в виде гармонии между любящими людьми, во взаимной любви и поддержке.

Не всегда эти ценности можно увидеть в предметном мире, хотя мы можем подтвердить их материально или в виде действия (примером могут быть символической подарок или поцелуй).

Сущность ценности состоит в ее значимости, приоритетности для человека или общества. Если данное понятие, принцип, смысл имеет социальную значимость, следовательно, он чаще всего может называться ценностью. Важно для понимания сущности ценности отметит и тот факт, что сама ценность нередко идеализируется в качестве социального идеала, к которому стремятся люди.

ценности_мировоззрение_Мораль как форма духовной культуры_6
Чтобы человек смог определить свои ценности, мы можем задаться вопросом – «для чего/зачем я поступаю именно так»? Особенно если данный поступок для человека является сложным или является результатом какого-то нравственного выбора. Люди обращаются к ценностям тогда, когда им нужно совершить выбор, принять жизненно важное решение.

Однако ценности не напрямую указывают — как надо поступить, а скорее предоставляют людям духовную шкалу для оценки ситуации, поведения человека, события, процесса.Ценностью называется только такая значимость, которая имеет социальную природу, т.е. она существует только если разделяется сообществом людей относительно того что считать важным, ценным, значимым.

При этом ценности выражают значимость людей, явлений, предметов, событий, процессов окружающей действительности на основе их соответствия интересам данного сообщества или отдельного человека. От ценностей зависят и те цели, к которым стремятся социальные группы или отдельный человек.

ценности_Сфера духовной культуры_мораль2

Свойства ценностей:

  • ценности носят идеальный характер;
  • ценности указывают на добровольный выбор идей со стороны общества, человека;
  • ценности объединяют людей в сообщества (в семью, корпорацию, нацию);
  • ценности принимаются свободно, путем их признания (в отличие от вещей, которые можно отнять, украсть и т.д.);
  • ценности могут меняться, исчезать, появляться (например, в результате переоценки ценностей);
  • ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях или процессах жизни.

Ценности не возникли сами по себе, они стали результатом духовного развития человечества, или стали ответом людей на нравственные и эстетические вызовы истории. Поэтому сегодня мы видим многообразие ценностей в разных сообществах людей.

Список основных признаков

  1. Важность – личность дорожит установками и следует правилам, в противном случае развивается депрессия от неудовлетворённых желаний.
  2. Осмысленность – без внутреннего контроля и дисциплины следование принципам невозможно.
  3. Предприимчивостьисамодостаточность – установки применяются на деле без противоречивых советов окружения.
  4. Позитивный настрой – с ним любые проблемы будут восприниматься проще, позволяя активировать внутренние резервы на преодоление сложностей и выполнения неприятных обязанностей.

Поэтому всё чаще можно встретить различного рода менторов, обещающих помочь в развитии личности, так как идёт активный запрос общества на яркие индивидуальности.

Ценности, их виды и иерархия

7 главных ценностей в жизни каждого человека | ВКонтакте

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д.

Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Выстраивание своей пирамиды приоритетов помогает в ситуации, когда необходимо сделать выбор между несколькими неоднозначными вариантами. Оно также позволит анализировать свое поведение, поступки и не допустить возникновения внутреннего конфликта.

Как определить свои жизненные максимы

Самая распространенная методика выявления личной ценностно-ориентированной системы – принцип сравнительного анализа. Для начала выпишите все, что имеет для вас значение. Не ограничивайте себя: воспользуйтесь приведенным выше списком и дополните его своими пунктами. Эта процедура может занять довольно много времени – не торопитесь. Самое важное – максимально полно обрисовать картинку вашего мировоззрения.

После этого отдохните и переключитесь на иной вид деятельности. Вернитесь к списку через несколько часов или даже дней (для чистоты эксперимента). Перечитайте его и  выберите 10 наиболее значимых для вас моментов, а остальные просто перечеркните. Следующий шаг – сокращение получившегося перечня еще в два раза.

Когда перед глазами останется 5 самых ценных понятий, расставьте их по приоритетности. Для этого представьте, от чего вы ни за что не могли бы отказаться в пользу другого. В результате вы получите собственную иерархию ценностных установок. Вот он – ваш внутренний компас.

прививание ценностей во время воспитание

Ценности как основа культуры

Ценности являются важнейшим элементом культуры и общества, их можно назвать духовными путеводителями социальной жизни. Поэтому ценности составляют основу общества и культуры.

Культурные и социальные ценности окружают нас повсюду и регламентируют все стороны нашей жизни. И появление ценностей связывается с возникновением первых сообществ людей.

Ценности способствуют появлению у отдельного человека ценностного познания и отношения к явлениям окружающей действительности. В связи с этим, на основе ценностей у людей формируются оценочные суждения (например, мы называем какое-либо действие как плохой или хороший поступок).Также у людей появляется чувство долга на основе ценностей.

Пример того, как ценности вызывают должное поведение в обществе, выглядит следующим образом: если человек ценит жизнь животных, то его долгом становится забота о бездомном домашнем животном. Поэтому ценностное отношение есть воплощение ценностей со стороны общества и человека с помощью действий, убеждений, идей, событий, поступков и пр.

нормы_ценности_5
Важно отметить, что те объекты, которые являются носителями ценностей, могут много значить для тех, кто их ценит, но в тоже время не иметь никакого значения для других людей (например, детский рисунок или амулет).

Чтобы узнать – какие культурные и социальные ценности характерны для разных сообществ, необходимо понять — что эти сообщества ценили, уважали, почитали, чем восхищались и во имя чего совершали подвиги.

Как правило, ответ на этот вопрос содержится в многогранном культурном наследии, которое оставило нам человечество. Сюда относятся не только записи в архивах и мемуарах наших предков, сколько иные следы, памятники культур, хранящие в себе ценность веков, куда в первую очередь, относятся произведения искусства.

Литературные произведения, театральные постановки, архитектура, живопись, кинематограф – это те «культурные кладовые», которые хранят в себе фрагменты культивируемых людьми ценностей на протяжении развития общества в разных странах.

В связи с этим, мы можем заключить, что ценности сообществ выражаются в искусстве, законах, обрядах, языке. Например, чтобы узнать — что ценят японцы, американцы или шведы, нам нужно поближе узнать их обычаи, традиции, сказки, кино, театр, поэзию и так далее.

Ценности как основа общества

Ценности сформировались в рамках разных областей жизнедеятельности людей, особенно в тех, что особенно значимы для них: религия, политика, здоровье, общество, природа, искусство и так далее.

Общество, которое характеризуется стройной и разделяемой большинством системой ценностей, считается прочным и устойчивым.

Система ценностей в этом случае комплексно регулирует все стороны жизни (социальное устройство, экономика, политика, образование и пр.) и не вызывает внутренних противоречий. Примером устойчивой системы ценностей могут выступать любые культуры, которые существовали достаточно долго и создали немало уникальных творений (культура Древней Греции, культура Древнего Египта, советская культура и пр.).

Но когда на смену одной культуре приходит другая, то ценности зарождающегося общества противоречат старым ценностям. В этом случае происходит переоценка ценностей, которая нередко сопровождается ценностным (духовным) кризисом. Подобным образом рождались и средневековая культура, и культура Нового времени, и современная цифровая культура.

Не менее драматичным является и постоянный ценностный конфликт поколений, когда взрослые не понимают стремлений, значимости, перспектив, целей, идей подрастающего поколения. В тоже время развитие всей культуры человечества есть не что иное, как повторяющаяся переоценка ценностей, выдвижение новых идеалов, эталонов поведения.

ценности_Сфера духовной культуры_мораль
Следовательно, ценности составляют важнейший пласт любого общества, они создают духовную, мировоззренческую основу культуры.

Роль ценностей в жизни человека и общества

Ценности являются идейной основой культуры и общества, поэтому они выполняют важнейшую роль в жизни общества и отдельных людей. Для того, чтобы раскрыть роль ценностей, рассмотрим те функции, которые они выполняют в обществе и в жизни людей.Ценности выполняют следующие социальные и культурные функции.

а) Ценности являются ориентиром, маяком, мотиватором для деятельности людей (помогают людям ориентироваться в жизни, поступать в соответствии со значимыми идеями и понятиями, планировать и реализовать свой жизненный путь, побуждать к поступкам, выбирать правильное для людей решение).

б) Ценности задают критерии, шкалу оценки и отношений к происходящим вокруг явлениям, процессам, событиям(формируют нормативные суждения и чувство долга, делают актуальными приоритетные значения, законов общества и пр.).

ценности_Понятие духовной культуры общества_5
в) Ценности объединяют сообщества, поддерживают социальный порядок и скрепляют идейно членов коллектива(сплачивают и объединяют общество, удерживают духовную связь в сообществах).

г) Ценности координируют внутренние отношения внутри коллективов людей  (определяют формы допустимого поведения, регулируют систему взаимоотношений в обществе, включая отношения между человеком и сообществами, человеком и государством, властью, церковью и пр.)

Система жизненных ценностей в вашей жизни

Систему жизненных ценностей каждого человека определяет некий не очень большой список ценностей. Этот набор ценностей очень индивидуален. Именно он определяет вашу жизнь.

У каждого человека существует набор из 3-5 главных ценностей, которыми он пользуется как инструментом для строительства своей жизни. Каждый получает свои жизненные блага только благодаря своим ценностям. Один человек зарабатывает на жизнь идя на войну, другой – строя бизнес, третий – снимаясь в фильмах.

Основные ценности человека определяют жизненный путь и способ реализации в жизни.

Система ценностей у мужчин и женщин

Споры о гендерных различиях в настоящее время ведутся очень активно. Но сложно отрицать влияние исторических и биологических факторов на формирование ценностных представлений. По статистике, стремление в первую очередь построить карьеру, обрести высокий социальный статус и материальное благосостояние свойственно мужской части человечества. Женская физиология и психология подразумевает вынесение на передний план желания реализовать себя, как мать, жену.

Однако, если говорить не в общем, а в частности, все, что касается внутренних убеждений – вопросы сугубо индивидуальные.

Высшие человеческие ценности

Ниже приведен список ценностей и даны их описания. Мы не всегда отдаем себе отчет, какая ценность нас ведет по жизни. Поэтому даны описания ценностей и их короткое определение. Все это облегчит понимание именно ваших ценностей.

В следующих статьях, вы, уважаемый читатель, сможете прочитать о мотивах. Они дают еще лучшее понимание о том, как работают ценности, как бы наводят резкость на цель. В этой статье так же немного говорится о мотивах. Мотивы – это та движущая сила, которую мы можем осознавать, даже ничего не зная о ценностях. Также приведены некоторые качества, которые напрямую связаны с ценностями.

Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека: список примеров

  • Активность.
  • Безмятежность.
  • Беспристрастность.
  • Благодарность.
  • Воодушевленность.
  • Жизнерадостность.
  • Гибкость.
  • Духовность.
  • Зрелищность.
  • Мечтательность.
  • Мудрость.
  • Надежность.
  • Независимость.
  • Обеспеченность.
  • Определенность.
  • Организованность.
  • Осознанность.
  • Откровенность.
  • Открытость.
  • Преданность.
  • Привлекательность.
  • Принадлежность.
  • Проактивность.
  • Решительность.
  • Скромность.
  • Стабильность.
  • Смелость.
  • Твердость.
  • Точность.
  • Умеренность.
  • Уникальность.
  • Финансовая независимость.
  • Хозяйственность.
  • Чувственность.
  • Щедрость.
  • Яркость.
  • Альтруизм.
  • Героизм.
  • Оптимизм.
  • Прагматизм.
  • Практицизм.
  • Профессионализм.
  • Реализм.
  • Баланс.
  • Богатство.
  • Гостеприимство.
  • Доброжелательство.
  • Любопытство.
  • Постоянство.
  • Совершенство.
  • Творчество.
  • Упорство.
  • Вера.
  • Власть.
  • Воображение.
  • Достижение.
  • Знание.
  • Исследование.
  • Наслаждение.
  • Образование.
  • Понимание.
  • Приключение.
  • Доверие.
  • Обилие.
  • Остроумие.
  • Открытие.
  • Правосудие.
  • Приятие.
  • Развитие.
  • Разнообразие.
  • Сочувствие.
  • Трудолюбие.
  • Удовольствие.
  • Хладнокровие.
  • Гигиена.
  • Глубина.
  • Дисциплина.
  • Самодисциплина.
  • Дружба.
  • Здоровье.
  • Комфорт.
  • Красота.
  • Логика.
  • Любовь.
  • Мир.
  • Надежда.
  • Опыт.
  • Победа.
  • Поддержка.
  • Покой.
  • Польза.
  • Правда.
  • Простота.
  • Рост.
  • Самоконтроль.
  • Свобода.
  • Семья.
  • Слава.
  • Страсть.
  • Счастье.
  • Традиция.
  • Энергия.
  • Синергия.
  • Успех.
  • Чистота.
  • Юмор.

Это далеко не полный перечень существующих в мире ценностных ориентиров. Исходя из него вы можете составить собственную иерархию, добавив другие понятия.

жизненные ценности - что это

Изобилие

Человек с этой ценностью воспринимает мир, как источник благополучия, разнообразия и множества возможностей. Сам он при этом будет щедрым. Если же эта ценность искажена, то здесь возможны такие варианты. Он может быть скупым, жадным или наоборот, расточительным. Он может цепляться за каждую возможность, как за последнюю (например, постоянно покупать акционные продукты, искать во всем выгоду). Он не будет верить в щедрость мира и будет считать, что «на всех не хватит», не важно чего – денег, еды, счастья, возможностей.

Мотивы, которыми они руководствуются: благополучие, разнообразие, общее благо, материальный достаток, прибыль, экономия, выгода.

Закон

Это ценность закона как формы упорядоченного взаимодействия с людьми. Для людей, имеющих эту ценность важно соблюдение общечеловеческих принципов: морали, нравственности, этичности. В негативе могут проявляться такие качества, как высокомерие, нетерпимость, догматизм, менторство, избыточное нравоучение. В позитиве – порядочность, этичность, хорошие организаторские способности.

Эта ценность может проявляться через такие мотивы: общественная деятельность, наставничество, учительствование, религия, мораль, нравственность.

Свобода

Это ценность отсутствия ограничений и рамок. В гармоничной наработке свобода воспринимается естественно, как само собой разумеющееся. Если же есть искажения (дефицит), человек начинает отстаивать свою свободу, болезненно переносит любое посягательство на нее (даже мнимое), старается сбросить с себя все, что хоть чуть-чуть напоминает ограничения. Может протестовать против несвободы как открыто и активно, так и внутри себя, сопротивляясь и упираясь. Мотивация таких людей – независимость, т.е. мотивация «от».

В позитиве присутствуют такие качества: нестандартность мышления, открытость новому, отсутствие стереотипов, идеализм. В негативе: эксцентричность, анархичность, неуправляемость, отрицание авторитетов, дух противоречия.

Помимо независимости могут руководствоваться такими мотивами: перемены, реформы, демократия, равенство, приключения.

Истина

Это суть всего – любого знания, человека, процесса, мироздания. Люди с этой ценностью стремятся докопаться до сути, найти ответы на свои вопросы. В искажении это не только докопаться до сути, но и предъявить миру все найденные несоответствия и обличить виновников, «вывести на чистую воду». Также искажением является желание отстаивать «свою правду» и отказ смотреть на проблему с разных сторон. В положительном аспекте такие люди честные, искренние, справедливые, открытые. Эти же качества ценят и в других. В искажении эти качества превращаются в бескомпромиссность, категоричность, жесткость и непримиримость.

Мотивы: правда, справедливость, смысл, причина, естественность, натуральность, правильность, поиск и разрешение несоответствий.

Другая классификация ценностных ориентиров в таблице

Базовые ц.о.
Личные Знания, образование, воспитание, самодисциплина, здоровье.
Социально обусловленные Отношения, семья, дружба, общение, взаимовыручка, любовь.
Материальные
Финансовое благополучие Карьера, деньги, профессионализм.
Соц. статус Признание, успех, власть.
Духовные
Развитие Самопознание, самообразование, саморазвитие.
Рекреативные
Отдых Путешествия, приключения, впечатления, энергия, развлечения.

как формируются ценности человека

Пирамида ценностей

Знаменитая схема А. Маслоу, описывающая человеческие потребности, может охарактеризовать и систему, по которой выстраиваются жизненные приоритеты. Фундаментом существования человека в целом является его биологическая составляющая. Есть мотивы, которые нам диктует физиология: иначе говоря, сложно рассуждать о вечном, когда ты голоден, замерз или испытываешь боль.

Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать комфортное пространство для жизнедеятельности.

Уже после этого возникают социальные потребности, необходимость уважения и признания, жажда познания и творчества, эстетические и духовные ценности.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Первое, что нужно понять – даже не пытайтесь внушить чаду те или иные ориентиры, если ваше поведение противоречит словам. Основополагающим принципом формирования личности ребенка является личный пример. Именно модель поведения взрослых, с которой малыш, а затем подросток сталкивается ежедневно, на практике, закрепится в его подсознании. Поэтому, ругаясь на детей или требуя от них определенного образа мысли, задумайтесь – следуете ли вы сами тому, о чем говорите.

Как формируются

Фундамент формирования ценностных ориентиров закладывается еще в детстве. Ребенок, как губка, впитывает результаты его взаимодействия с миром, раскладывает происходящее по полочкам «хорошо», «плохо» с помощью ближайшего окружения (родителей и сверстников). Во взрослом возрасте гораздо сложнее изменить свои убеждения, повернуть вектор мышления в кардинально новом направлении. Поэтому так важно уделять внимание становлению личности в подростковом возрасте.

Что же влияет на возникновение тех или иных ценностей:

  • Процесс воспитания. На ранних этапах жизни именно родители являются для ребенка образцами, благодаря которым он понимает, как себя вести в конкретной ситуации, что приятно, а что нежелательно. Даже интересы формируются на основе базиса, закладываемого близкими. Взрослые демонстрируют детям своеобразные модели поведения, на которые они осознанно и неосознанно опираются в будущем.
  • Образовательные учреждения. Детский сад и школа играют не менее важную роль в жизни ребенка, чем семья. Получая новые знания и навыки от педагогов, школьники уже начинают понимать, что для них важно в большей, а что в меньшей степени.
  • Социальные нормы. Едва ощутив себя частью общества, мы сталкиваемся с определенными рамками и требованиями поведения, в которые соглашаемся вписываться, чтобы не вызвать осуждения.
  • Самопознание. Освоив этот инструмент развития личности, человек открывает для себя неограниченные возможности самоанализа. Они позволяют отделить свои взгляды от чужих, абстрагироваться от навязчивого влияния ценностных координат других людей.

Источники

  • https://okulture24.ru/tsennosti/
  • https://vidotip.com/chelovek-i-ego-lichnost/kakie-byvajut-cennosti/
  • https://psychologist.tips/2431-tsennosti-ubezhdeniya-i-ustanovki-lichnosti-ih-vidy-struktura-i-vliyanie-na-razvitie-cheloveka.html
  • https://damienmilay.com/basis/zhiznennye-czennosti-chto-eto-takoe-kakie-byvayut-spisok-s-primerami/
  • https://zhivoeslovo.com/stati-nashih-avtorov/vysshie-chelovecheskie-tsennosti-costavte-svoj-spisok.html

(Visited 21 382 times, 18 visits today)

Ценности — одно из важнейших понятий, формирующих структуру личности и природу человека как вида. В течение жизни именно ценности остаются тем маяком, который помогает нам двигаться к цели, находить смыслы и ответы, не терять мотивацию и убежденность. Но откуда берутся и как формируются ценности, до сих пор непонятно. Является ли то, во что мы верим, всего лишь эволюционным инструментом или же ценности связывают нас сакральным – всем тем, что находится вне нас? Как ценности соотносятся с нашими способностями? Как и почему возникают внутренние нарративы?

«Все, что мы видим, скрывает что-то другое, и мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено».

Ценность – одна из самых важных философских единиц, понятий и даже универсалий. Мы начинаем думать о том, что нам ценно, когда к нам приходит осознавание границ своего «я». Примерно в 7 лет мы впервые задаемся гогеновскими вопросами. «Откуда я пришел?» – «Кто создал вселенную?» – «Почему я – это я?» Чуть позже приходит вопрос: «Что важно для меня?»

В зрелом возрасте ответом становятся научные идеи, бизнес-концепции, творческие решения – разные формы созидания своей микровселенной. Понятие ценности выводит нас на уровень мировоззрения, то есть того самого фундамента, который лежит в основе наших действий, поступков, целей, суждений.

Существует достаточно много интересных моделей, которые, во-первых, помогают нам разобраться в своих ценностных ориентирах, и во-вторых, на более детальном уровне препарируют и исследуют их. Давайте начнём с базовых вещей, которые связаны с типологией.

С формальной точки зрения ценности можно поделить на:

  • позитивные и негативные
  • абсолютные и относительные
  • субъективные и объективные
  • логические и эстетические

Стоит понимать, что само это разделение достаточно относительно. Мы никогда не можем чётко провести границы начала одних и конца других ценностей. К этому вопросу подходило множество выдающихся мыслителей прошлого, в частности, Эрих Фромм, который классифицировал ценности, соотнося их с определенными группами потребностей, и Абрахам Маслоу, который попытался представить их в виде иерархии. И хотя, вопреки стереотипам, сам Маслоу модель пирамиды не предлагал, его система мышления была основана на том, что у нас есть определенные иерархии, и мы проходим различные стадии развития и соотносим свои ценности с потребностями.

D’où venons nous? Que sommes nous? Où allons nous? Eugène Henri Paul Gauguin

Ценностный опросник Шалома Шварца

Когда мы начинаем размышлять о том, что действительно важно для нас, как это соотносится с тем, что мы декларируем и как принимаем решение, полезно изучить сами подходы к определению ценностей.

Методика Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей в разных культурах. В основе опросника лежит теория, согласно которой все ценности делятся на:

  • социальные
  • индивидуальные

Это относительно недавняя разработка, известная с 90-х годов, сейчас ей пользуются довольно часто. Первая часть предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, которые оказывают влияние на личность – это около 60 ценностей из двух частей, существительных и прилагательных, каждую надо оценить по определенной шкале. Вторая представляет собой профиль личности в виде 40 описаний человека, которые характеризуют 10 типов ценностей, и там тоже есть свои шкалы.

Проходя этот тест, замечаешь, что в качестве интерпретации предлагается описание мотивационных типов и, соответственно, некоторые их центральные оси: власть, достижение, гедонизм, самостоятельность и т. д. Также Шварц описывает характеристики этих типов, которые дают возможность прийти к интерпретации, к более полному пониманию, что по-настоящему движет человеком или сообществом людей, объединенных какой-то группой ценностей.

Шалом Шварц предлагает конкретную методику, однако обо всем об этом рассуждает и много других мыслителей и психологов. В частности, Джордан Питерсон в своей книге «Карта смыслов» пытается выстроить определенную логику, реконструкцию: как на основании мифов, которые управляют нами, можно вычлинить индивидуальные паттерны поведения, которые ведут нас по пути жизни, по кривой личных изменений и влияют на все аспект проявления личности.

Ценности – это эволюционный алгоритм?

Но есть и другая точка зрения на ценности. Биомеханистический взгляд на их природу приводит нас к выводу, что в основе ценностного выбора лежит эволюционная программа. Наслаждение и страдание – а точнее, стремление приобрести первое и избежать второго – это двигатель наших решений, которые мы лукаво обосновываем задним числом.

Самым примитивными видами оценки ценности являются боль и удовольствие — прямые инстинктивные реакции, действующие непосредственно во время наступления ценностного стимула. Они присущи подавляющему большинству живых существ.

Эволюция наградила каждый живой организм двумя стремлениями — выжить и размножиться. Стремление размножиться для индивида является стремлением выжить для популяции. Чтобы эффективно выполнять эти стремления, у каждого организма есть механизм оценки потенциальных угроз и благ. Любая информация, которая позволяет избежать угроз и/или приобрести блага, называется ценностью.

Мозг — это предиктивная машина. В ходе эволюции появлялись все более сложные живые существа (животные), чей аппарат оценки ценности стал основываться на прогнозах будущего. Это привело к появлению простейших эмоциональных реакций — страха и желания.

На этой идее, в частности, построен такой инструмент, как техника репертуарных решеток Джона Келли. Конструкты — это субъективные шкалы человека, те мерки, с которыми он подходит к построению образа окружающего мира. Фактически это кирпичики, из которых формируются ценности. Системы конструктов индивидуальны, и, по мнению Келли, если они позволяют людям контролировать происходящие события и адаптироваться к среде, то они имеют право на существование.

Модель принятия решений

Еще один подход предлагает Сергей Гевлич, автор проекта «Смыслотека», говорит о том, что мы можем рассматривать собственную личность в определенной иерархии структур. В этой иерархии мы исходим из понимания своей роли, которая всегда вписана в некоторый сюжет. Над всем сюжетом находится глобальный сценарий, влияющий на всю нашу жизнь. И ещё сверх этого существует коллективный миф, который вписывает нас в какой-то глобальный архетипический контекст.

Когда мы начинаем думать о том, какие обстоятельства влияют на наши действия, мы видим, что при получении информации и её последующей интерпретации, на нас непосредственно воздействуют ценности – то есть цепочки декодирующих элементов, которые помогают нам правильно прочитать сигнал извне, в соответствии с тем, как настроена наша персональная оптика. После этого, пройдя всю цепочку интерпретаций и приняв определенное решение, мы начинаем действовать. А значит, в том случае, когда нам приходится принимать какое-то принципиальное решение, мы далеко не пассивны.

Мы можем выявить ценность, когда мы совершаем то или иное решение, сталкиваемся с той или иной проблемой.

Важный подход к ценностям связан с именем Милтона Рокича, американского психолога, который предложил смотреть на два вида системы ценностей:

  • Ценности-средства (инструментальные ценности), то есть те, что ценны в качестве средства, инструмента для достижения целей. Эти ценности нельзя обосновать другими более общими и более важными ценностями. Это в философском смысле такие универсалии: любовь, счастье, безопасность, удовольствие.
  • Самоценности (терминальные ценности), которые ценны сами по себе. Они помогают нам в достижении каких-то целей, Это как раз тот самый распространённый вид ценностей, о котором очень часто говорят, не понимая, что это.

Если мы говорим о терминальных ценностях, они, в свою очередь, могут подразделяться на личностные и социальные, а инструментальные – на ценности морали и ценности компетенции. И хотя, согласно разным точкам зрения, ценности иерархичны, они сосуществуют одномоментно, только в одну в единицу времени – а значат мыслятся, а точнее даже, проживаются как целый и неделимый конструкт. В психологии его называют гештальтом.

Модель Лоренца Кольберга и непрерывное развитие

Можно ли целенаправленно проращивать ценности? Однозначного ответа нет, но мне нравится идея, которую предложил психолог Лоренц Кольберг. Он говорил о том, , что в процессе жизни мы постоянно растём, развиваемся, как бы проходя последовательно несколько этапов зрелости. Эта парадигма лежит в основе интегрального мышления, в которой существует 3 уровня:

  • Преконвенциональный (выполняем приказы с целью избежать наказание т. е. психология избегать, на самом деле мы не верим в то, что этот приказ может принести какое-то благо) .
  • Конвенциональный (действуем в соответствии с нормативами, правилами, ожиданиями окружающих людей, поэтому мы фанатично соблюдаем законы) .
  • Постконвенциональный (основываем наши поступки на собственной убежденности в том, что правильно, а что нет) .

Хороший пример, который приводил в своей книге Кольберг, связан с ответом на вопрос, а как бы мы поступили в ситуации, когда необходимо помочь больному человеку, ограбив аптеку (по условиям мысленного эксперимента нужное лекарство есть в этой аптеке, а вот денег на его покупку нет) :

  • На преконвенциональном уровне рассуждения следующие: не нужно о чём то париться, тебе нужно, возьми. Здесь поведение эгоцентрично.
  • На конвенциональном уровне рассуждения следующие: нет, конечно мы не можем, хотя лекарство могло бы спасти жизнь человеку, но правила есть правила, нарушать их не хорошо. Здесь поведение конформно.
  • Только постконвенциональном уровне человек понимает, что ценность человеческой жизни, в данном случае, лежит превыше этих формальных, установленных правил. Здесь мы начинаем исходить из принципов, которые стоят над правилами. И вот здесь по-настоящему начинают работать ценности. Как их определить?

Здесь нетрудно заметить принципиальное расхождение с теорией, которая предлагает, что наш мозг принимает решения раньше, чем мы его для себя озвучили. В интервью Youtube-каналу «Oснова» (видео выше) философ Антон Кузнецов очень подробно разбирает этот вопрос с точки зрения логики. Он ставит под сомнение простые объяснения в духе Роберта Сапольски, который сводит личностный выбор к рефлекторному поведению, автономии мозга и гормональных алгоритмах. И это уводит нас от проблемы, игнорируя тот факт, что наша личность – уникальная совокупность генов и опыта, ценностей и биологии, о чем убедительно говорит академик Константин Анохин.

Выдающийся ученый-нейрофизиолог Константин Анохин в поисках когнитивного кода 

«Разум, будучи правильно понятым, является мозгом. А мозг, будучи правильно понятым, является разумом. Критические здесь слова – «будучи правильно понятым. И я думаю, что это понимание — то, что ждет современную науку на следующем шаге. Мозг, в отличие от всех других органов, существует каузально, то есть обеспечивает свои функции на гиперсетевом уровне, который я назову разумом».

Константин Анохин

Видимо, именно в собственном когнитоме, то есть гиперсетевой модели личности, и следует искать опору в случае, когда мы встаем перед выбором. А для этого, как минимум, следует лучше себя узнать.

Ценности на практике

Пожалуй, самым применяемым инструментом в брендинге является модель Synovate Censydiam Comcon – она апеллирует к пониманию ценностей как векторов. Ценности – это не точки, а векторы, и они задают некоторую систему координат, которую мы помещаем в ту или иную ситуацию.

Ipsos Censydiam Framework увязывает ценности не только с психографической акцентуацией, но и с социальными конструктами

Да, внешний мир и наши собственные предпочтения, вкусы, психотип влияют на то, как будут формироваться ценности, но мы не пассивны в вопросе их восприятия и формирования. Как говорит Массимо Пильюччи в книге «Как быть стоиком? Античная философия и современная жизнь»: мы агенты в этой жизни, а не пациенты. А значит, размышлять о своих ценностях очень полезно. Как и проходить разного рода ценностные опросники, задавая себе вопросы и стремясь вытащить из себя ответы на то, что может быть ядром платформы идентичности.

А поскольку ценность такое многогранное понятие, что человечество пытается разобраться в нём со времён Платона, то нам надо понимать несколько важных вещей в отношении ценностей:

  • Ценность универсальна, но, с другой стороны, она всегда субъективна.
  • Нет никакой объективной ценности здесь и сейчас, в моменте времени.

В отличие от целей, которые измеримы, достижимы, ценности — это базовые направления, которые помогают нам понять, как внутри себя расставить акценты, как распределить приоритеты, как понять себя, для того чтобы мы могли действовать. Ценности не являются исключительно базовой преднастройкой, матрицей, с которой мы рождаемся, ценности также формируются в результате взаимодействия с внешней средой, в результате сознательной и несознательной трансформации собственного сознания.

Подкаст о ценностях можно послушать на канале образовательного проекта Унивёрs. Там же в ближайшее время появится программа «Эйдос», где ценностям посвящен один из ключевых модулей «Я-сакральное».

Продолжение статьи:

Как осознание своих ценностей помогает меняться к лучшему?

В прошлый раз подробно остановились на том, что следует считать ценностями, какие их виды существуют и как это знание помогает нам лучше понимать себя и мир вокруг. Сегодня тоже поговорим о ценностях, но уже в другом ключе.

У каждого человека есть свой способ видеть и интерпретировать мир, уникальное видение, которое было взращено на основе их опыта, личностных качеств и учений их семьи.

Это делает каждый так или иначе ценным для разных аспектов нашей жизни, таких как семья, деньги, религия, культура, работа или все, что приходит на ум.

Иерархия ценностей — это ментальная структура, в которой мы организуем то, что считаем наиболее ценным и значимым в нашей жизни. о том, что не так, а также о том, что мы считаем хорошим и плохим. Давайте посмотрим на это поближе.

  • Связанная статья: «10 типов ценностей: принципы, управляющие нашей жизнью»

Что такое иерархия ценностей?

Мы можем определить как иерархию ценностей, которые структура, в которую мы помещаем убеждения и отношения, определяющие наше поведение, придавая каждому из них определенное значение. Ценности, составляющие такую ​​иерархию, нестабильны во времени, поскольку в зависимости от наших опыт, изменения мнений и социальные влияния мы ценим то или иное по-разному во всем Наша жизнь.

Ценности различаются от человека к человеку и сильно варьируется в зависимости от нашей социальной, рабочей, культурной и религиозной среды. У каждого человека есть ряд ценностей, которые он считает высшими и низшими, устанавливая свое собственное представление о том, что является моральным, философским, эстетическим и этичным в его жизни. Например, одни считают семью и все, что с ней связано, очень ценным, а для других деньги и досуг имеют большое значение в их жизни.

  • Вам может быть интересно: «Что такое культурная психология?»

Составные элементы иерархии ценностей

Как правило, иерархия ценностей верен тому, что человек считает необходимым для счастливой и благополучной жизни.

Эта ментальная структура формируется на протяжении всей жизни каждого человека на основе его опыта и смешивается с его личным опытом. личность и ценности, полученные от коллег, которые обычно определяют, что правильно и что неправильно в рамках общество. Эту структуру определяют три основных элемента.

1. Восприятие личности

Восприятие и интерпретация людьми мира, в котором они живут, будут определять их ценности.. В свою очередь, установление таких ценностей будет соответствовать потребностям, интересам, стремлениям, обучению и личным условиям человека, который их приветствует.

  • Вам может быть интересно: «17 любопытных фактов о человеческом восприятии»

2. Ценностные качества

Второй аспект, определяющий структуру иерархии ценностей, связан с ценностными качествами., тесно связанное с личными предпочтениями каждого из них, а также с тем, как они интерпретируются как положительные или отрицательные с социальной точки зрения.

3. Положение индивида

Третий аспект касается сиюминутной ситуации, в которой живет человек.. Это самый нестабильный элемент, так как все мы на протяжении жизни проходим через разные ситуации. которые могут заставить нас изменить свое мнение и ценить по-другому, аспект, который в прошлом был очень ценится.

Характеристики ценных бумаг

Мы можем выделить разные характеристики ценностей принимая во внимание три только что упомянутых аспекта:

  • Ценности имеют два полюса: положительный и отрицательный (хорошее и плохое).
  • Он проявляется в виде ранга от худшего / плохого к лучшему / хорошему.
  • Иерархия, в которой они организованы, будет зависеть от социальных, моральных и этических аспектов.
  • Они гибкие и могут меняться со временем в соответствии с опытом и потребностями людей.
  • Они отличаются прочностью. Есть более устойчивые ценности, чем другие.

Персональные качества

  • Связанная статья: «Пирамида Маслоу: Иерархия человеческих потребностей»

Иерархия ценностей Макса Шелера

Ценности были объектом изучения с древних времен. Уже в классической Греции такие философы, как Платон и Аристотель поднял трактаты об этике, морали, красоте и эстетике, пытаясь организовать то, что было наиболее важными ценностями для жизни человека.

По прошествии столетий появилась философия Дэвида Юма, шотландского философа, изучавшего этику и интересовавшегося способами вынесения моральных суждений. Именно эти моральные суждения играют ключевую роль при установлении того, что хорошо, а что зло., идеи, которые определяют как то, что мы понимаем как общественно приемлемые ценности, так и иерархию, которую мы с ними устанавливаем.

Когда речь заходит об иерархии ценностей, одной из ключевых фигур является немецкий философ Макс Шелер. Этот мыслитель известен своими исследованиями аксиологии — раздела философии, изучающего ценности, их природу и сущность. Большой вклад Шелера состоит в том, что он предложил иерархию ценностей, установив очень хорошо организованную структуру. уровней, которые, по его мнению, составляли приоритет и важность, которые люди придают разным ценностям в соответствии с социальной мыслью.

Предложение Макса Шелера об иерархии ценностей, начиная от самого низкого до самого высокого уровня важности, выглядит следующим образом:

1. Приятные ценности

Ценности приятного, также известные как гедонистические ценности, соответствуют аффективные состояния, в которых мы чувствуем и ищем удовольствия, чувствуем и избегаем боли. Это те, которые напрямую связаны с тем, что мы понимаем как приятное и неприятное.

2. Жизненные ценности

Жизненные ценности относятся к жизни тела, то есть к тем, которые связаны со здоровьем, болезнями, физиологическими потребностями и инстинктами. Их поиски направлены на достижение биологического благополучия, а их лишения связаны с дискомфортом и проблемами со здоровьем.

3. Духовные ценности

Духовные ценности те, которые, согласно модели Шелера, улавливаются нашим духом и не связаны с телесными. Здесь мы найдем эстетические, юридические, интеллектуальные ценности и ценности чистого знания.

4. Религиозные ценности

Наконец, в иерархии, предложенной Максом Шелером, у нас есть религиозные ценности, которые будут иметь наибольшее значение. Они состоят из священного и определяют его, проводя различие между святым и мирским..

Примеры типов значений

Хотя модель Макса Шелера интересна и дает некоторую форму тому, что можно понять как иерархию ценностей, правда в том, что каждый может установить свой. То, что понимается под ценностью, очень субъективно, и важность, которую мы придаем ей, тем более, поэтому создание модели, в которой вы указываете, каковы уровни иерархии этого типа, на самом деле сложный.

Однако в качестве примера и руководства для всех, кто хочет начать приключение по написанию собственной иерархии ценностей, оценивая то, что вы считаете более важным в своей жизни, чем то, что не так важно, ниже мы оставляем 6 типов ценностей, о которых нужно помнить рассмотрение.

1. Социальные ценности

Социальные ценности понимать важность, которую мы придаем людям, которые являются частью нашей социальной среды, будь то семья, друзья или само общество. Они во многом связаны с просоциальным поведением, адаптацией к культуре рождения или хозяину.

2. Религиозные ценности

Религиозные ценности устанавливаются каждой религиозной доктриной, деноминацией или сектой.. Это могут быть ценности, связанные с четко определенной религией, или же более альтернативные верования языческого или сектантского характера.

  • Связанная статья: «Истоки религии: как она возникла и почему?»

3. Моральные ценности

Моральные ценности те, которые проистекают из их отношений с обществом и полезны при принятии решений, подчиняясь этическим нормам.

4. Биологические или физиологические ценности

Биологические или физиологические ценности — это те, которые возникают из основных потребностей человека., связанных с едой, здоровьем, необходимостью защиты и поддержания физической и психологической неприкосновенности, среди прочего.

5. Экономические ценности

Экономические ценности напрямую связаны с богатством. Это те, с помощью которых удовлетворяются материальные, коммерческие и товарные потребности …

  • Вам может быть интересно: «Поведенческая экономика: что это такое и как она объясняет принятие решений»

6. Эстетические ценности

Эстетические ценности те, кто фокусируется на красоте как на объекте интереса, ищем баланс, функциональность, а также визуальное воздействие.

Пример иерархии ценностей

Принимая во внимание 6 примеров, которые мы только что видели, Здесь вы можете увидеть пример иерархии ценностей, упорядоченных от наиболее важных к наименее важным..

  • Семья и друзья (в социальных сетях)
  • Вера и религия (религиозные)
  • Солидарность, сотрудничество и добрые дела (мораль)
  • Секс, диета и здоровье (физиологическое)
  • Красота, искусство и культура (эстетика)
  • Труд, материальные блага и (экономические) сбережения

Важность иерархии ценностей

Иерархия ценностей каждого человека ценна, потому что это структура, состоящая из наших убеждений, которая определяет многие аспекты нашего поведения. Направляет и направляет наши действия и мотивирует нас к достижению различных целей или вести себя так, как мы считаем правильным, исходя из наших собственных ценностей.

Эта иерархия ценностей уникальна для каждого человека, но она также имеет социальную форму. То есть сочетание ценностей каждого человека в обществе образует общую иерархию ценностей, состоящую из этих ценностей. социально желательны и чтобы те, кто не разделяет их или отстраняется от них, могут быть маргинализованы или рассматриваться как люди, не подчиняющиеся тому, что большинство поддерживает.

На индивидуальном уровне наиболее важными ценностями являются те, которые составляют нашу идентичность., те, которые определяют наш особый способ самовыражения и жизни.

Чем яснее и выше они в иерархии ценностей, тем в большей степени они помогают нам направлять наше поведение и придавать ему определенное значение для нашей жизни, направляя нас к достижению определенной цели или видению будущего и жизненно важно.

У всех нас имеются ценности, которые нас мотивируют, неважно, можем ли мы их идентифицировать или нет. Скорее всего, вы вряд ли имеете привычку размышлять о своих ценностях. Иерархия ценностей (ИЦ) поможет вам вспомнить, что для вас самое важное. Начните с того, что запишите как можно больше своих ценностей, которые вы можете вспомнить. Здесь нет правильных и неправильных ответов, так как это очень личный вопрос. Когда вы запишете как можно больше ценностей, сгруппируйте их в основные категории, сузив в конечном итоге весь список до пяти ключевых. Например, ваш список может выглядеть так:

Что я больше всего ценю

  1. Свои отношения с партнером
  2. Своих детей
  3. Свое физическое здоровье
  4. Свое финансовое благополучие
  5. Личную целостность

Еще раз просмотрите свой список. Вы ничего не пропустили? Редко бывает так, что человек указывает в этом списке свое аддиктивное поведение как ценность, которая имеет один из важных приоритетов в жизни. Тем не менее аддиктивное поведение может стать самым важным приоритетом в вашей жизни – а вы этого даже не осознаете.

А теперь подумайте, каким образом аддиктивное поведение оказывает влияние на все ваши ценности. Каждый день, когда вы поддаетесь своему аддиктивному поведению, вы ставите его выше своих ценностей. Вы играете с тем, что считаете своим сокровищем и цените превыше всего – и при этом вы нарушаете свою систему ценностей. Успешное восстановление требует, чтобы умеренность стала одним из высоко ценимых вами приоритетов.

Когда люди выполняют это упражнение, у них очень часто происходит момент просветления. На одной из встреч SMART женщина, которая только начала знакомиться с программой восстановления, выполняла это упражнение под руководством координатора. Когда мы спросили ее, почему в ее списке не было алкоголя, она разразилась слезами. С тех пор она больше никогда не брала в рот алкоголь!

Теперь у вас должна сложиться более четкая картина того, каким образом ваше аддиктивное поведение оказывает влияние на то, что вы больше всего цените. Следующие два упражнения помогут вам еще глубже осознать, чего вы для себя хотите, и помочь вам установить конкретные и важные цели, которых вы хотите достичь, чтобы привнести в свою жизнь больше смысла.

Ценности это то что человеком  выбирается свободно

  • Это не то, что вы должны делать, обязаны или вынуждены делать
  • Это не правила
  • Это то, что вы выбираете для себя
  • Неверно: «должна быть хорошей матерью», «должен быть успешным человеком », «правильно — любить родителей»

Вариант 1. Классический

Что я больше всего ценю
1.  
2.          
3.          
4.          
5.          

Расширенные варианты

Вариант 2

Что я больше всего ценю Важность Реализация в жизни %
1.      
2.              
3.              
4.              
5.              

Вариант 3.

Ценность Значимость (как хотел ось бы?) Реализация в % Какие действия мешают движению к ценности? Какие потери, если не двигаетесь к ценности? Что получите, если реализуете? Что необходимо сделать?
1          
2          
3          

Вопросы

Какая ценность для вас важнее всего?

Какие ценности в вашей жизни вы хотите, чтобы сохранить и защитить, то что является важным в вашей жизни

Что происходит  когда вы вовлечены в зависимое поведение, ставите ли вы его выше Ваших целей и приоритетов, поставив его выше все эти других важных для вас вещей? 

Думаем ли мы  об том ущербе который  может  принести зависимое поведение  наиболее важным для нас вещам?

Углубление контакта с ценностями

Ценности в действии

  • Что для нас важно, и кто для нас важен?
  • Как мы хотим взаимодействовать с миром, другими людьми и самими собой?
  • Чего мы хотим в жизни?
  • Каким человеком мы хотим быть?
  • Как мы хотим себя вести?
  • Как эта ценность проявляется в поведении что мы увидим снимая ваше поведение со стороны  камерами  24 часа в течении 7 дней

Ценности  — то, что мы можем делать (в зависимости от обстоятельств)

1. Как мы хотим поступать или вести себя  на постоянной основе

2. Примеры:

  • быть любящим и заботливым
  • давать, делиться и помогать
  • быть отзывчивым другом, партнером, братом
  • поддерживать здоровье и физическую форму
  • упорно работать
  • отдавать людям то, что вы от них получили

3. Глаголы и прилагательные, причастия, деепричастия

Ценности  — то, что длится. Ценности – это не про эмоции

Часто под ценности подменяют цели эмоционального контроля:

  • быть спокойной матерью
  • быть веселой и легкой девушкой для парня
  • быть пофигистом
  • уметь контролировать свои эмоции

Примеры вопросов по сферам СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ, ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ (кроме мужа, жены):

  • каким/какой вы хотите быть сыном, дочерью, братом, сестрой, дядей, тетей, бабушкой, дедушкой и т.п.?
  • каких отношений хотите со своими родственниками?
  • что для вас важно в отношениях сродственниками?

Примечание

Иерархия ценностей это список который мы можем сделать, когда мы думаем, ясно — когда  мы можем поставить Воздержание на самом верху. Когда вы испытываете влечение или чувствуете себя подавленным , вы не можете чётко и ясно мыслить.

 Если это произойдёт, возьмите этот список из своего кошелька или кармана и напомните себе о том, что для вас важно, о том, о чем вы думали, когда думали ясно. Это может помочь вам отказаться от влечения и подождать, пока оно пройдет, напоминая о себе обычно желание продолжатся всего 10-20 минут.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти допустимый уровень шума
  • Как найти кладбище военной техники
  • Как найти сайт визитку
  • Как найти в кэше картинку
  • Как найти вещи которую украли заговор