Как составить иерархию законов

Официальные документы, в которых есть нормы права, называют нормативно-правовыми актами. Они разделяются по сферам регулируемых отношений, по территории действия и по силе.

Что такое нормативный правовой акт

НПА существуют, чтобы установить правила общественной жизни государства в сфере экономики, культуры, политики и др.

Их понятие в законе не закреплено. Признаки указывает Минюст в Приказе № 105 от 23.04.2020 и пленум ВС РФ в Постановлении № 50 от 25.12.2018:

  • издание его органом власти, местного самоуправления, организацией или должностным лицом, который управомочен на это;
  • содержание в нем правовых норм.

В абз. 2 п. 2 пленум поясняет, что признание документа нормативным правовым, в зависимости от содержания, может осуществляться судом.

Управомоченными на издание НПА являются федеральные и муниципальные органы власти, Госдума, президент и правительство, министерства и службы. Помимо этого, такие органы издают индивидуальные правовые акты, которые распространяются на одного человека и применяются единожды: приказ о награждении или о назначении на должность. Они не являются НПА, так как отсутствует признак нормативности: в них нет норм права.

Норма права — это такое правило, которое:

  • является обязательным для всех;
  • формально установлено государством;
  • применяется многократно;
  • может повлечь государственные санкции за неисполнение.

Особенными признаками НПА являются:

  • особая форма и порядок издания: письменный официальный документ, который издает правотворческий орган;
  • особая структура и специальный язык юридической терминологии;
  • правотворческий характер: направленность на установление, изменение и отмену норм права;
  • распространение на всех граждан и организации;
  • неоднократное и длительное действие.

Для сведения: что такое действие НПА в пространстве, времени и по кругу лиц

Иерархия нормативных правовых актов в РФ

Все НПА имеют свое место в системе, в которой нижестоящие не должны противоречить вышестоящему. Это правило пригодится, если возникла коллизия норм: правила, которые находятся в нескольких НПА, содержат противоречащие друг другу нормы. Применяется та, что расположена в вышестоящем акте.

Конституция РФ

Это высший юридический акт страны, которому остальные должны соответствовать. В нем закреплены основные принципы правового строя, права и обязанности граждан, основы функционирования органов государства. Международные договоры, которые не соответствуют Конституции, не применяются и не вводятся в действие (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Международные правовые акты

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, в правовую систему РФ входят международные принципы, нормы и договоры, подписанные и ратифицированные. Это значит, что международные акты имеют обязательную силу на территории РФ. Если в международном договоре указаны иные правила, чем в законе, применяются правила договора.

Федеральные конституционные законы

На необходимость их принятия указано в Конституции. Например, согласно ч. 3 ст. 118, судебная система устанавливается Конституцией и ФКЗ. Таким ФКЗ стал Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 31.12.1996. Помимо этого, ФКЗ регулирует введение военного или чрезвычайного положения, изменение статуса региона или проведение референдума. ФКЗ выше в иерархии, чем ФЗ, но ниже Закона о поправках к Конституции.

Федеральные законы

Процесс создания и принятия федеральных законов включает несколько этапов. Инициатива по принятию законов исходит от президента, правительства, членов федерального собрания, от законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Законопроект проходит ряд процедур, включая рассмотрение и голосование, принятие его в обеих палатах федерального собрания и подписание президентом. ФЗ принимаются по различным вопросам: пенсионное обеспечение, процедура банкротства, реклама, закупки, деятельность банков. Также к ФЗ относятся кодексы, которые заключают в себе масштабный свод правил по конкретной отрасли: гражданской, уголовной, семейной, налоговой, трудовой, земельной, бюджетной и т. д.

Федеральные подзаконные акты

Подзаконные акты издают на основе и во исполнение законов. Они разъясняют и конкретизируют правила, которые в них установлены, дополняют положения и уточняют порядок их применения. Сюда включены:

  • президентские указы в отношении политики, обороны, безопасности, международных отношений и т. д.;
  • постановления правительства, которые издаются с целью регулирования вопросов, установленных ФЗ;
  • акты федеральных органов власти, таких как Министерство образования, здравоохранения, труда и т. д.

Последние, если они касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, регистрируются в Минюсте.

Региональное законодательство

Регулирование отдельных вопросов находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. НПА субъектов РФ распространяются на лиц, проживающих в нем, или приезжих. Иерархия региональных НПА соответствует федеральной. У субъектов РФ есть основные законы: уставы и конституции, которые, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ. Законы и региональные подзаконные акты соответствуют Конституции, федеральным законам и федеральным подзаконным актам. Региональное законодательство не может устанавливать правила, которые ухудшают положение людей, по сравнению с федеральным законодательством.

Муниципальные акты

Уровнем ниже стоят муниципальные акты, которые касаются вопросов муниципального управления, земельных вопросов, строительства и т. д. Они распространяются на жителей соответствующего города или района и на приезжих. Это устав муниципального образования, постановление администрации о порядке предоставления услуг, решение о бюджете.

В РФ действуют не утратившие силу и не отмененные акты законодательства СССР, если они не противоречат современному законодательству.

Полезно знать: чем распоряжение отличается от постановления

Порядок вступления в силу НПА

Согласно положениям статьи 15 Конституции РФ, чтобы признаваться действующими, все законы должны опубликоваться в периодическом издании или на правовом информационном портале. Официальные издания, предназначенные для публикации, включают Парламентскую газету, Российскую газету и собрание законодательства РФ.

Официальный интернет-портал правовой информации

Дата вступления в силу нормативных правовых актов указывается в самих актах или связывается с определенным событием. В случае отсутствия указанной даты обычно применяется правило о том, что НПА вступает в силу через 10 дней после его официальной публикации (ст. 6 Федерального закона № 5-ФЗ от 14.06.1994). Это правило применяется к федеральным конституционным законам, федеральным законам и актам палат федерального собрания. Есть исключения:

НПА Вступление в силу
Законодательство о налогах и сборах Не ранее месяца со дня публикации и не раньше первого числа налогового периода, если акт относится к налогам, или не ранее чем через месяц со дня публикации, если акт относится к сборам (ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса).
ФЗ, которые вносят изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 относительно планирования закупок, определения исполнителей, контроля, мониторинга и аудита Не ранее 1 января следующего года, или не ранее 1 января года, следующего за текущим годом, если акты приняты после 1 октября (ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013).
Закон (решение) о бюджете С 1 января (ч. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса).
Законодательство в сфере таможенного регулирования Не раньше 30 дней со дня публикации (ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018).

Порядок опубликования и вступления в силу НПА президента, правительства и федеральных органов исполнительной власти установлен Указом президента № 763 от 23.05.1996.

Акты президента вступают в силу через 7 дней после их публикации. Акты правительства, касающиеся прав и свобод человека, устанавливающие правовой статус органов власти и организаций, вступают в силу через 7 дней после их официальной публикации. В самих документах может быть указан иной порядок.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального конституционного закона № 4-ФКЗ от 06.11.2020, НПА правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека, вступают в силу не ранее дня их публикации.

Подробности

Просмотров: 24476

Конституция РФ1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция, которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 года. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат:

  • Совета Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);
  • Государственной Думы (нижняя палата, 450 депутатов).

2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся поправки. При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

  • введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;
  • принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;
  • описание и использование государственной символики;
  • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;
  • назначение референдума.

ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

law-ierarchia4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения, которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

5. Далее идут федеральные законы (ФЗ). Процедура их принятия следующая:

  • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
  • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
  • Президент подписывает ФЗ;
  • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, «Российская газета», «Парламентская газета»;
  • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения. Вступление их в действие аналогично актам Президента.

8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

Подводя итог, следует отметить, что данная иерархическая структура распространятся и на систему образования России. На верху стоит Конституция, снизу – Министерство образования и науки РФ и прочие министерства и ведомства, издающие правовые акты, прямо или косвенно относящиеся к российскому образованию.

См. также Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов»

Социальные кнопки для Joomla

Добавить комментарий

https://ria.ru/20230405/akty-1863175785.html

Нормативно-правовые акты: понятие, виды и иерархия в России

Виды нормативно правовых актов: какие установлены в РФ, иерархия

Нормативно-правовые акты: понятие, виды и иерархия в России

Что такое нормативно-правовые акты, понятие и основные виды юридических документов, установленных в РФ, какие сферы они регулируют в российском праве и какова… РИА Новости, 07.04.2023

2023-04-05T13:11

2023-04-05T13:11

2023-04-07T20:32

общество

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/04/05/1863166873_0:320:3072:2048_1920x0_80_0_0_0630756f2f3d5200db31a63761a06b09.jpg

МОСКВА, 5 апр — РИА Новости. Что такое нормативно-правовые акты, понятие и основные виды юридических документов, установленных в РФ, какие сферы они регулируют в российском праве и какова их иерархия — в материале РИА Новости.Нормативно правовые актыНормативно правовой акт – это официальный документ, принятый уполномоченными органами власти и содержащий в себе правовые нормы. «Система нормативных правовых актов в России объединяет в себе правовые акты центральных федеральных органов власти, акты субъектов РФ, местного самоуправления, локальные акты, а также акты, принятые в результате прямого народного волеизъявления», – объясняет Светлана Горохова, кандидат юридических наук, доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ.Виды»В каждой правовой системе всегда установлена четкая иерархия нормативных правовых актов, что позволяет осуществлять регулирование отношений по единой схеме и понятным критериям. В российской правовой системе есть два глобальных уровня нормативно-правовых актов – законы и подзаконные акты», – комментирует старший вице-президент ИК Fontvielle Анастасия Хрусталева.Виды нормативно правовых актов классифицируют по двум признакам.По силе действияØ Конституция – главный основополагающий нормативный акт в Российской Федерации. На ее основе и в соответствии с ее руководящими принципами принимаются все остальные нормативные акты страны.Ø Федеральные законы– нормативные акты, регулирующие общественные отношения на территории всего государства. Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, поясняет, что федеральные законы принимает Государственная Дума, одобряет Совет Федерации и подписывает президент РФ.По словам Анастасии Хрусталевой, на уровне законов большей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, под ними – федеральные законы. Отличия состоят в том, что федеральные конституционные законы прямо упомянуты в Конституции РФ (например, в ст. 70 Конституции РФ говорится о федеральном конституционном законе о государственном флаге и на основе этой статьи 25 декабря 2000 года принят нормативный акт № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»). Все остальные законы, которые прямо не упомянуты в Конституции РФ, относят к уровню законов.»Кстати, кодексы тоже относятся к уровню федеральных законов. Ошибочно полагать, что они имеют большую юридическую силу по отношению к обычным федеральным законам. Кодексы – это та же совокупность норм, только собранных в определенную структуру и регулирующих разные направления отношений в рамках одной отрасли», – говорит эксперт.Ø Подзаконные акты не могут противоречить никаким федеральным законам. Подразделяются на три вида:По словам Анастасии Хрусталевой, в отношении подзаконных актов выделяют достаточно много видов и критериев классификации. В целом, подзаконные акты призваны регулировать отдельные правовые моменты, конкретные ситуации, разъяснять и дополнять нормы права. Иногда они регулируют те отношения, где наблюдается пробел в законодательстве. Иными словами, в некоторых случаях они опережают ситуацию и применяются тогда, когда закон еще не принят.По территорииВыделяют права и обязанности, которые распространяются на всех граждан. Но есть и те, что действуют только на определенной территории. По территориальному признаку нормативно правовые акты подразделяют на:Международные нормы права, по словам Анастасии Хрусталевой, являются частью правовой системы России после их подписания (принятия, ратификации, утверждения и т.д.), о чем прямо сказано в Конституции РФ. Однако российский основной закон имеет приоритет над международным правом, Конституционный суд может не исполнять решения международных органов, если они противоречат основному закону.Иерархия нормативных правовых актов»Наличие иерархии имеет важное значение, и главная ее функция заключается в том, что нормативные акты каждого нижестоящего уровня могут быть отменены, если они противоречат положениям нормативных актов любого уровня выше. Эта система позволяет избежать хаоса, противоречия одних норм регулирования другим и призвана обеспечить единообразный подход к применению этих норм не только юристами, но и всеми гражданами страны», – поясняет Анастасия Хрусталева.Светлана Горохова акцентирует внимание на том, что в России до сих пор отсутствует Федеральный закон «О нормативных правовых актах», хотя проекты подобного закона вносились в Госдуму РФ не один раз.Советы экспертовПо словам Оксаны Васильевой, на практике бывают случаи, когда несколько нормативных актов регулируют одно и то же правоотношение, но кардинально разным образом. В праве это называются коллизией.Эксперт советует руководствоваться данной таблицей при возникновении противоречий между нормативными актами.

https://ria.ru/20230221/dsnv-1853562639.html

https://ria.ru/20230328/zakonoproekt-1861324410.html

https://ria.ru/20230111/biometriya-1844100327.html

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/04/05/1863166873_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_2c3d1e862ef9512d2277856a35c561e1.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, россия

Нормативно-правовые акты: понятие, виды и иерархия в России

  • Нормативно правовые акты
  • Виды
  • По силе действия
  • По территории
  • Иерархия нормативных правовых актов
  • Советы экспертов

МОСКВА, 5 апр — РИА Новости. Что такое нормативно-правовые акты, понятие и основные виды юридических документов, установленных в РФ, какие сферы они регулируют в российском праве и какова их иерархия — в материале РИА Новости.

Нормативно правовые акты

Нормативно правовой акт – это официальный документ, принятый уполномоченными органами власти и содержащий в себе правовые нормы. «Система нормативных правовых актов в России объединяет в себе правовые акты центральных федеральных органов власти, акты субъектов РФ, местного самоуправления, локальные акты, а также акты, принятые в результате прямого народного волеизъявления», – объясняет Светлана Горохова, кандидат юридических наук, доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ.

Здание Государственной думы России - РИА Новости, 1920, 21.02.2023

В Госдуму внесли проект о временной приостановке участия России в ДСНВ

Виды

«В каждой правовой системе всегда установлена четкая иерархия нормативных правовых актов, что позволяет осуществлять регулирование отношений по единой схеме и понятным критериям. В российской правовой системе есть два глобальных уровня нормативно-правовых актов – законы и подзаконные акты», – комментирует старший вице-президент ИК Fontvielle Анастасия Хрусталева.

Виды нормативно правовых актов классифицируют по двум признакам.

По силе действия

Ø Конституция – главный основополагающий нормативный акт в Российской Федерации. На ее основе и в соответствии с ее руководящими принципами принимаются все остальные нормативные акты страны.

Ø Федеральные законы– нормативные акты, регулирующие общественные отношения на территории всего государства. Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, поясняет, что федеральные законы принимает Государственная Дума, одобряет Совет Федерации и подписывает президент РФ.

По словам Анастасии Хрусталевой, на уровне законов большей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, под ними – федеральные законы. Отличия состоят в том, что федеральные конституционные законы прямо упомянуты в Конституции РФ (например,

в ст. 70 Конституции РФ

говорится о федеральном конституционном законе о государственном флаге и на основе этой статьи 25 декабря 2000 года принят нормативный акт

№ 1-ФКЗ

«О Государственном флаге Российской Федерации»). Все остальные законы, которые прямо не упомянуты в Конституции РФ, относят к уровню законов.

«Кстати, кодексы тоже относятся к уровню федеральных законов. Ошибочно полагать, что они имеют большую юридическую силу по отношению к обычным федеральным законам. Кодексы – это та же совокупность норм, только собранных в определенную структуру и регулирующих разные направления отношений в рамках одной отрасли», – говорит эксперт.

Ø Подзаконные акты не могут противоречить никаким федеральным законам. Подразделяются на три вида:

  • указы и другие акты президента РФ;
  • постановления, распоряжения правительства РФ;
  • акты, принимаемые федеральными министерствами и ведомствами (положения, приказы, инструкции, правила и т.д.).

Здание Государственной Думы России - РИА Новости, 1920, 28.03.2023

В Госдуму внесли законопроект об особенностях выборов в новых регионах

По словам Анастасии Хрусталевой, в отношении подзаконных актов выделяют достаточно много видов и критериев классификации. В целом, подзаконные акты призваны регулировать отдельные правовые моменты, конкретные ситуации, разъяснять и дополнять нормы права. Иногда они регулируют те отношения, где наблюдается пробел в законодательстве. Иными словами, в некоторых случаях они опережают ситуацию и применяются тогда, когда закон еще не принят.

По территории

Выделяют права и обязанности, которые распространяются на всех граждан. Но есть и те, что действуют только на определенной территории. По территориальному признаку нормативно правовые акты подразделяют на:

  • федеральные – действуют на территории всего государства;
  • региональные – распространяются только на жителей конкретного субъекта Федерации;
  • муниципальные – действуют на территории определенного муниципального образования;
  • международные – соглашение между государствами или иными субъектами международного права (международные организации, межправительственные комиссии и т.д.), изменяющие, прекращающие или порождающие определенные права и обязанности.

Международные нормы права, по словам Анастасии Хрусталевой, являются частью правовой системы России после их подписания (принятия, ратификации, утверждения и т.д.), о чем прямо сказано в Конституции РФ. Однако российский основной закон имеет

приоритет

над международным правом, Конституционный суд может не исполнять решения международных органов, если они противоречат основному закону.

Иерархия нормативных правовых актов

«Наличие иерархии имеет важное значение, и главная ее функция заключается в том, что нормативные акты каждого нижестоящего уровня могут быть отменены, если они противоречат положениям нормативных актов любого уровня выше. Эта система позволяет избежать хаоса, противоречия одних норм регулирования другим и призвана обеспечить единообразный подход к применению этих норм не только юристами, но и всеми гражданами страны», – поясняет Анастасия Хрусталева.

Светлана Горохова акцентирует внимание на том, что в России до сих пор отсутствует Федеральный закон «О нормативных правовых актах», хотя проекты подобного закона вносились в Госдуму РФ не один раз.

Советы экспертов

По словам Оксаны Васильевой, на практике бывают случаи, когда несколько нормативных актов регулируют одно и то же правоотношение, но кардинально разным образом. В праве это называются коллизией.

Эксперт советует руководствоваться данной таблицей при возникновении противоречий между нормативными актами.

Процедура снятия биометрических данных - РИА Новости, 1920, 11.01.2023

Биометрия как система идентификации: принцип работы, где применяется

Коллизия между нормами (актами)

Применяемая норма (акт)

Между Конституцией РФ и международным договором

Конституция РФ

Между Законом РФ и международным договором РФ

Международный договор РФ

Между Федеральным конституционным законом и Федеральным законом

Федеральный конституционный закон

Между Конституцией РФ и Конституциями (Уставами) субъектов федерации

Конституция РФ

Между общефедеральными актами и актами субъектов РФ

Общефедеральный акт

Между законами и иными нормативными правовыми актами

Закон

Между актами, принятыми одним и тем же органом

Акт, принятый позже всех

Между актами, принятыми разными органами

Акт, принятый вышестоящим органом

Между общим и специальным актами

а) если приняты органами одного уровня, то применяется специальный акт (коллизия по горизонтали);

б) если акты приняты органами разного уровня, то применяется акт вышестоящего органа (коллизия по вертикали)

Стремительное
и масштабное развитие российского
законодательства в последние годы
привело к существенному обновлению его
системы. Появились новые отрасли,
подотрасли, институты. Верховенство
закона в правовой системе стало реальным
явлением. Вместе с тем между законами
возникает немало противоречий, что
осложняет процесс правотворчества и
правоприменения и требует проведения
системного анализа природы и видов
приоритетов и коллизий в законодательстве14.

«Иерархическую
лестницу» нормативных документов
выстраивает Конституция Российской
Федерации, которая находится на высшем
иерархическом
уровне системы источников российского
права. Верховенство Конституции РФ
выте­кает из ч. 1 ст. 15, в которой
говорится: «Конституция Российской
Федерации имеет
высшую юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей тер­ритории
Российской Федерации. Законы и иные
правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации».

Конституция
Российской Федерации является писаной
и, с этой точки зре­ния,
представляет собой единый нормативный
правовой акт. Однако этот акт
не является моноуровневым. Российская
Конституция иерархична. Она включает
несколько уровней, находящихся по
отношению друг к другу в ие­рархическом
подчинении. В конституционном праве
этот факт никем не оспаривается.
Вместе с тем, количество и состав
иерархических уровней, выделяе­мых
различными исследователями, различны.

По
мнению В.А. Толстика иерархическая
структура Конституции Российской
Феде­рации
состоит из трех иерархических уровней:

1-й
уровень — глава 1 «Основы конституционного
строя»;

2-й
уровень — глава 2 «Права и свободы человека
и гражданина» и глава 9 «Конституционные
поправки и пересмотр Конституции»;

3-й
уровень — глава 3 «Федеративное устройство»,
глава 4 «Президент Рос­сийской
Федерации», глава 5 «Федеральное
Собрание», глава 6 «Правительство
Российской
Федерации», глава 7 «Судебная власть»
и глава 8 «Местное само­управление»15.

Согласно
ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения
Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные законы и
федеральные законы, имеющие прямое
действие на всей территории РФ. При этом
частью 3 статьи 76 Конституции специально
устанавливается, что федеральные законы
не могут противоречить федеральным
конституционным законам. Под федеральными
конституционными законами понимают
осново­полагающие законы, принятие
которых прямо предусмотрено Конституцией
в форме федеральных конституционных
законов. Следовательно, следующую
ступеньку иерархической структуры
федеральных законов занимают федеральные
конституционные законы.

Конституция
РФ 1993 г. предусматривает перечень
вопросов, по которым принимаются
федеральные конституционные законы.
Вопрос о том, является ли данный перечень
федеральных конституционных зако­нов,
исчерпывающим или Федеральное Собрание
Российской Федерации вправе, и по другим
вопро­сам принимать федеральные
конституционные законы, в литературе
не имеет однозначного решения.
Господствующей является первая точка
зрения. Ее разделяет подавляющее
большинство ученых16.
В подтверждение такой точки зрения
обычно приводят положение ч. 1 ст. 108
Конституции, в соответствии с которым
«федеральные конституционные законы
принимаются по вопросам, предусмотренным
Конституцией Российской Федерации».

Особый
порядок принятия — неотъемлемый признак
этого вида законов, но он
не является решающим при определении
их юридической силы. Фактически, в
аналогичном порядке (более трех четвертей
Совета Федерации и более двух третей
Государственной Думы) может быть принят
любой федеральный закон. Однако
от этого он не станет федеральным
конституционным законом. Тако­вым
может быть признан только тот закон,
принятие кото­рого, причем в виде
федерального
конституционного закона,
прямо предусмотрено Конституцией РФ.

Далее
перейдем к рассмотрению иерархии
собственно федеральных зако­нов.

Проблема
иерархической зависимости между
различными федеральными законами не
имеет однозначного решения. На сегодняшний
день можно констатировать
существование двух полярных позиций.
С одной стороны, это позиция федерального
законодателя, который признает
иерархический приоритет одних федеральных
законов по отношению к другим. Иную
позицию занимает Конституционный
Суд Российской Федерации, который такой
приоритет отри­цает.
Представители науки тоже разделились
на две группы. Одни поддержи­вают
законодателя, другие — Конституционный
Суд Российской Федерации.

Федеральный
законодатель признает два вида
иерархической зависимости между
федеральными законами. Во-первых, это
иерархический приоритет кодифицированных
федеральных законов по отношению к
некодифицированным федеральным
законам. Во-вторых, приоритет федеральных
законов, принятых на
референдуме РФ по отношению ко всем
иным федеральным законам, приня­тым
Федеральным Собранием РФ.

Конституционный
Суд РФ, напротив, отрицает
возможность существования какой-либо
иерархической зависимости между любыми
федеральными законами. То
есть, он полностью игно­рирует
не только доминирующую в юридической
науке точку зрения о приори­тете
кодифицированных актов над простыми,
в тоже время он признаёт п. 2 ст. 3
ГК
РФ, в котором прямо говорится, что «нормы
гражданского права, со­держащиеся
в других законах, должны соответствовать
настоящему Кодексу»17.

Анализ
федеральных законов, принятых в последнее
время с наименовани­ем
«кодекс», позволяет дифференцировать
их на две группы. Первая — это те, в которых
в той или иной форме предусмотрен их
приоритет перед иными некодифицированными
федеральными законами. Вторая группа
кодексов такого приоритета
не предусматривает.

Возникает
вопрос, каким образом должен поступать
правоприменитель в условиях,
когда, с одной стороны, еще не принят
закон о нормативных право­вых
актах и, соответственно, отсутствует
общая для всех кодексов (кодифици­рованных
актов) формулировка об их приоритете
перед иными актами соответствующего
вида. С другой стороны, в самом кодексе
(кодифицированном акте) нет
указания на его приоритет перед другими
актами? Думается, что в данном случае
определяющим аргументом является
отсутствие необходимого правово­го
обоснования и, следовательно, для
разрешения коллизии между противоре­чащими
друг другу положениями нормативных
актов должно применяться пра­вило
«последующий закон отменяет предыдущий».
Исходя из презумпции ком­петентности
законодателя, можно предположить, что
он намеренно не придал более
высокой юридической силы кодифицированному
акту.

Заслуживает
внимания иерархия законов Российской
Федерации В.А. Толстика:

1-й
уровень — глава 1 Конституции Российской
Федерации; 2-й
уровень — главы 2, 9 Конституции Российской
Федерации; 3-й
уровень — главы 3,4,5,6,7,8 Конституции
Российской Федерации, зако­ны
о внесении поправок в Конституцию РФ;
4-й уровень — законы, принятые на
референдуме; 5-й уровень — федеральные
конституционные законы; 6-й
уровень — федеральные кодифицированные
законы (кодексы и др.); 7-й
уровень — некодифицированные федеральные
законы, которым зако­нодатель
придал иерархический приоритет по
отношению к иным законам; 8-й
уровень — федеральные законы, не имеющие
приоритета перед други­ми
законами18.

Эффективное
регулирование общественных отношений
имеет место тогда, когда общие интересы
согласуются с индивидуальными интересами.
Конкретизировать основные, принципиальные
положения законов применительно к
своеобразию различных индивидуальных
интересов призваны подзаконные акты19.

В
юридической литературе справедливо
отмечается, что, подзаконные нормативные
акты многообразны, между собой они
различаются по своей юри­дической
силе, образуют довольно сложную
иерархическую систему. Акт каж­дой
«нижерасположенной» государственной
инстанции должен не только на­ходиться
«под» законом, но и соответствовать
нормативным актам всех госу­дарственных
органов, которые занимают более высокие
ступеньки в государст­венной
иерархии20.

Подзаконные
нормативные правовые акты принимаются
не только исполнительными, но и высшими
представительными органами
государственной власти. Так,
в соответствии с Конституцией РФ палаты
Федерального Собрания РФ
(Государственная Дума и Совет Федерации)
принимают постановления по вопросам,
отнесенным к ее ведению.
Из всех постановлений палат Федерального
Собрания РФ нор­мативный характер
могут носить лишь постановления
Государственной Думы РФ по вопросам
объявления амнистии. Все иные по­становления
и Государственной Думы, и Совета Федерации
являются право­применительными.
Таким образом, постановления
Государственной Думы ФС РФ об объявлении
амнистии занимают самостоятельную
нишу в вертикальной структуре
законодательства и в силу специфики
предмета правового регулирования не
должны вступать в иерархи­ческие
коллизии с актами других органов.

Отличительной
особенностью иерархической структуры
значительной части
федеральных подзаконных нормативных
правовых актов является то, что ключевым
фактором, оказывающим влияние на ее
построение, является иерар­хия
государственных органов. Все иные
факторы применительно к данным ак­там
имеют факультативное, вспомогательное
значение. Посредством них ре­шаются
вопросы иерархического «удвоения» того
или иного уровня.

Президент
Российской Федерации в иерархии
исполни­тельных органов государственной
власти занимает более высокое положение,
чем
Правительство Российской Федерации.
Поэтому принимаемые им акты должны
иметь иерархический приоритет перед
актами, принимаемыми Прави­тельством
РФ.

В
соответствии со ст. 90 Конституции РФ
«Президент Российской Федера­ции
издает указы и распоряжения». Конституция
Российской Федерации прямо не
определяет круг вопросов, по которым
Президент может издавать указы (за
исключением
издания указов о введении военного или
чрезвычайного положе­ния),
а по которым — распоряжения. В настоящее
время решению этой пробле­мы посвящено
распоряжение Президента № 85-рп. В
соответствии с ним акты Президента
нормативного характера, а также акты о
назначении и освобожде­нии от должности
руководителей центральных органов и
иных структур систе­мы федеральной
исполнительной власти, о гражданстве,
предоставлении поли­тического
убежища, награждении государственными
наградами, присвоении специальных и
почетных званий, классных чинов,
помиловании оформляются указами
Президента. Решения
Президента РФ по оперативным,
организационным и кадровым вопросам,
а также по вопросам работы Администрации
Президента принима­ются
в форме распоряжений.

В.О.
Лучин и А.В. Мазуров считают, что указы
Президента обладают большей
юридической силой, чем его распоряжения.
Возможные коллизии ме­жду указами и
распоряжениями Президента должны
решаться в пользу указов. Указы Президента
могут вносить изменения и дополнения
в его распоряжения, но
не наоборот21.

В
соответствии с иерархией государственных
органов на втором иерархическом уровне
подсистемы федеральных подзаконных
нормативных правовых актов находятся
нормативные постановления Правительства
Российской Федерации.

В
части 1 ст. 115 Конституции РФ установлено,
что Правительство Российской Федерации
издает постановления
и
распоряжения.
В Конституции РФ вопрос относительно
нормативности этих актов прямо не
решён. Однако решение этой проблемы
содержится в Федеральном
конституционном законе РФ «О Правительстве
Рос­сийской Федерации», в котором
предельно четко определено, что акты,
имею­щие нормативный характер, издаются
в форме постановлений Правительства
Российской Федерации. Акты по оперативным
и другим текущим вопросам, не имеющим
нормативного характера, издаются в
форме распоряжений Прави­тельства
Российской Федерации22.
Распоряжения как акты, не имеющие
нормативного характера и не являю­щиеся
источниками права, не относятся к
подзаконным нормативным
актам.

Теоретическое
обоснование иерархического места
нормативных постанов­лений
Правительства РФ в подсистеме федеральных
подзаконных нормативных правовых
актов осуществляется посредством
фактора — иерархия государст­венных
органов.

Говоря
о правовой форме выражения иерархической
зависимости постановлений Правительства
РФ, следует отметить, что в Конституции
РФ нет прямого
указания на то, что они не должны
противоречить указам Президента РФ и
законам, принимаемым на федеральном
уровне. Их подчиненное положение по
отношению к указанным актам вытекает
из двух иных взаимодополняющих друг
друга формулировок Основного Закона.
Во-первых, они принимаются на основании
и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных законов,
нормативных указов Президента Российской
Федерации (ч. 1 ст. 115). Во-вторых,
постановления Правительства Российской
Федерации в случае их противоречия
Конституции Российской Федерации,
федеральным законам и указам Президента
Российской Федерации могут быть отменены
Президентом Российской
Федерации (ч. 3 ст. 115). Аналогичное
положение содержится и в ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации»
(ст. 23).

В
литературе обоснованно отмечено, что
из этих конституционных формул прямо
вытекает подзаконность и даже
«подуказность» постановлений
Прави­тельства
РФ23.
При
этом еще раз следует подчеркнуть, что
подзаконность и подуказность актов
Правительства РФ нельзя понимать таким
образом, что данный орган ис­полнительной
власти может издавать акты только по
вопросам, уре­гулированным
законом. Подобное понимание подзаконности
на практике при­ведет к чрезмерному
сужению компетенции Правительства РФ,
его прав на осуществление
общего руководства исполнительной
ветвью власти. Осуществ­ление
функций Правительства немыслимо без
его широкой самостоятельности в
области подзаконного правотворчества.

На
следующем иерархическом уровне находятся
акты, принимаемые федеральными
органами исполнительной власти (кроме
актов Правительства РФ).

Вопросы
определения структуры федеральных
органов ис­полнительной
власти регулируются непосредственно
Конституцией Россий­ской Федерации
(ст. 80, 83, 90, ПО, 112, 114 и 115) и на ее основе —
Федераль­ным
конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации» и указами
Президента Российской Федерации, в
частности Указом Президента Российской
Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142,
которым утверждена структура
федеральных органов исполнительной
власти и перечень наименова­ний
входящих в нее органов24.

Правовой
статус федеральных органов исполнительной
власти устанавли­вается
статутными и тематическими федеральными
законами, а также положе­ниями
о соответствующих органах. При этом
положения о федеральных органах
исполнительной власти, подведомственных
Президенту РФ по вопросам, закрепленным
за ним Конституцией РФ и законами,
утверждаются Президен­том РФ, а о
других федеральных органах исполнительной
власти — Правитель­ством РФ.
Соответствующими актами устанавливается
и право каждого из федераль­ных органов
исполнительной власти издавать
подзаконные нормативные пра­вовые
акты. В настоящее время порядок подготовки
таких актов регламентируется Постановлением
Правительства РФ «Об утверждении Правил
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной
власти и их го­сударственной регистрации»
от 13 августа 1997 г. № 1009 и соответствующими
правилами, принимаемыми в каждом
ведомстве.

Формула
«на основе и во исполнение» является
правовой формой выраже­ния иерархической
зависимости актов, принимаемых
федеральными органами исполнительной
власти от всех вышестоящих актов. Кроме
того, в соответст­вии
со ст. 12 ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации» «Правительство Российской
Федерации вправе отменять акты федеральных
органов исполни­тельной
власти или приостанавливать действие
этих актов».

Обобщая
вышесказанное, можно заключить, что
механизм использования юридических
приоритетов в федеральном законодательстве
служит важным средством предотвращения
и устранения коллизий. Нормы подзаконных
нормативных правовых актов должны быть
последовательно согласованны с нормами
законов, не должны содержать каких-либо
расхождений с ними. Только единая,
лишённая противоречий, система действующих
норм права может выступать эффективным
регулятором общественных отношений в
Российской Федерации.

Таким
образом, нами предлагается следующая
иерархия федеральных законов и подзаконных
нормативных правовых актов:

1-й
уровень — Конституция РФ;

2-й
уровень — Федеральные конституционные
законы;

3-й
уровень — Федеральные законы. При этом
приоритет имеют кодифицированные законы
перед некодифицированными. А в случае
возникновения противоречий между
Кодексом и иными кодифицированными
актами, приоритет имеет Кодекс;

4-й
уровень — нормативные указы Президента
и нормативные постановления Государственной
Думы;

5-й
уровень — нормативные постановления
Правительства;

6-й
уровень – нормативные акты федеральных
органов исполнительной власти.

Особенностью
федеративного устройства государства
является двухуровневая система
законодательства: федеральный и
региональный уровни. Это в свою очередь
предполагает наличие иерархической
структуры законодательства субъектов
Российской Федерации, которая также
нуждается в научном исследовании.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    03.06.2015811.25 Кб15ответы гражданско-правовая специализация.docx

  • #
  • Определение
  • Характеристики
  • Классификация
    • По силе действия
    • По территории
  • Иерархия НПА

федеральный закон

Законы обеспечивают порядок в стране и безопасность каждого гражданина

Определение

Нормативные правовые акты (НПА) регулируют все основные сферы общественной жизни: какие льготы полагаются многодетным семьям, какими правами и свободами обладает каждый гражданин, какой штраф положен за нарушение скорости, сколько дней отдыхать в новогодние каникулы и многое другое.

НПА – официальный документ, который содержит правила общественного поведения и норму права. Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации.

НПА могут принимать только уполномоченные государственные органы, федеральные и муниципальные власти, должностные лица и государственные корпорации, как например, Росатом или Ростехнологии. Такими полномочиями обладают Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, госслужбы и министерства.

Правда, не все акты признаются нормативными. Например, Госдума приняла закон о защите потребителей. Он действует в каждом субъекте страны, его нельзя оспорить. Если Арбитражный суд обвинил кого-то в экономическом мошенничестве и вынес решение по этому делу – это не НПА.

Помимо нормативного правового акта, существует индивидуальный (ИПА). Их лучше не путать. Оба являются официальными документами, их подписывают только уполномоченные гос. органы и лица.

Единственное отличие в том, что индивидуальный акт имеет однократное действие и принимается в отношении конкретного физического или юридического лица.

Чтобы ваши деньги оставались в безопасности, держите их на карте «Мир». В Совкомбанке вы можете бесплатно оформить Халву российской платежной системы.

Удобно, когда все средства приходят на одну карту, и Халва предлагает такую возможность! Если у вас уже есть Халва на базе платежной системы «Мир», вы можете предоставить ее реквизиты для получения субсидий, пенсии и других соцвыплат. А если ваша карта работает на базе Visa и Mastercard, то вы можете открыть виртуальную Халву с национальной платежной системой и получать максимум выгоды.

Получить карту бесплатно

Примеры ИПА:

  • назначение чиновника Петрова на должность замминистра;
  • приказ о награждении олимпийской чемпионки по гимнастике Юнусовой почетным знаком за развитие физической культуры;
  • назначение дисциплинарного штрафа гражданину Носову за нарушение тишины в ночное время.

Рассмотрим на примерах, что можно и нельзя относить к НПА.

Является НПА

Не является НПА

Конституция Российской Федерации

Приказ об отстранении чиновника Петрова от должности замминистра

Указ Президента РФ о выплатах военнослужащим

Указ президента о присвоении гражданке Сидоровой звания «Мать-героиня»

Закон РФ о защите прав потребителей

Решение суда об обвинении ООО «Тут вкусно» в нарушении прав потребителей и торговле товарами, не соответствующими ГОСТу

Постановление Правительства о правилах содержания общего имущества в жилом доме

Информационное письмо Минфина

Устав Ленинградской области

Постановление о внесение изменений в областной закон о предоставлении определенным гражданам земельного участка

Постановление мэрии Казани

Объявление итогов конкурса «Лучший двор города»

Характеристики

НПА обладают характерными признаками, которые отличают их от других официальных документов:

  • Действуют для всех. Это означает, что все: граждане, организации и корпорации, – должны подчиняться принятому закону и новым правилам поведения. Сила НПА не может быть направлена только на одного человека.
  • Имеют четкую структуру. К оформлению НПА есть строгие правила: продуманная структура, юридический язык со специфическими терминами и понятиями.
  • Обладают официальным характером. Только должностные государственные органы имеют право принимать и подписывать НПА.

Например, Госдума рассматривает новый закон в трех чтениях. Совет Федерации одабривает официальный документ, президент подписывает, и только после прохождения всех этапов его публикуют.

Важно: НПА вступают с силу только после подписания уполномоченным органом и официальной публикации. Со всеми актами можно ознакомиться на официальном сайте.

государственная дума рф

Одна из функций Государственной Думы РФ – рассматривать и принимать федеральные законы
  • Являются актом правотворчества. Данный пункт вытекает из самого определения понятия. Это значит, что НПА регулируют общественную жизнь, устанавливают и отменяют правовые нормы, объясняют обязанности и права граждан.
  • Должны соответствовать Конституции РФ. Она является высшим НПА. Другие акты не могут иметь большую юридическую силу.

Классификация

Существует множество видов НПА: закон, постановление, приказ и другие. Все они обладают либо большей, либо меньшей силой. Их классифицируют по двум признакам.

По силе действия

Конституция РФ является основным законом государства. Другие акты не могут ей противоречить, иначе они не имеют никакой правовой силы.

По Конституции во всех регионах страны устанавливается свободное перемещение товаров. Другими словами, на всей территории действует единое экономическое пространство. Если какой-либо субъект решит взимать налог за ввоз товара, это будет противоречить Конституции.

Федеральный закон (ФЗ) – законодательный акт, который рассматривается членами Госдумы и окончательно принимается Комитетом Совета Федерации. Законы регулируют наиболее важные сферы жизни: социальную, экономическую, культурную, политическую и др.

ФЗ заключены в кодексы. Каждый отвечает за определенную сферу жизни. Так выделяют:

  • гражданский,
  • административный,
  • уголовный,
  • таможенный
  • трудовой,
  • земельный,
  • налоговый и другие кодексы.

Кодексы регулируют ту или иную сферу общественных отношений. ФЗ решают: какие налоги и штрафы платить, какое наказание назначить за конкретное правонарушение, как проходит процедура банкротства, как открыть бизнес и др.

Примеры популярных ФЗ:

  • о рекламе и связи;
  • о средствах массовой информации;
  • об образовании;
  • о развитии сельского хозяйства;
  • о пенсионном обеспечении российских граждан;
  • об охране здоровья граждан и т. д.

образование рф

Согласно Конституции РФ, каждый россиянин имеет право получить образование

Также есть подзаконные акты. Они имеют меньшую юридическую силу. Являются некой припиской к законам, содержат уточнение и дополнительную информацию.

Виды подзаконных актов:

  • постановление Правительства России;
  • областные законы субъектов страны;
  • указы президента;
  • приказы министерств;
  • акты органов местного самоуправления.

По территории

Есть права и обязанности, которые распространяются на каждого гражданина. Но есть и те, которые действуют только на определенной территории. Например, федеральные налоги, обязательные для каждого россиянина: НДС, НДФЛ, НПО и т. д. Однако существуют и региональные налоги: на игорный бизнес, на имущество организаций, на транспорт.

Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Региональные нормативные правовые акты принимают органы местного самоуправления, и распространяются они только на жителей данного субъекта. Например, местные законы в Республике Татарстан принимают депутаты Государственного Совета РТ. Действуют они в рамках Конституции РФ.

Иерархия

Существует иерархия нормативных правовых актов. Она насчитывает восемь уровней.

Работает это так: акты на верхних уровнях обладают большей юридической силой, и им должны соответствовать нижестоящие НПА.

Соответственно, постановления, приказы, региональные законы не могут противоречить Конституции РФ, так как она стоит во главе всего. Даже указы президента не могут идти вразрез с главным законом государства.

Иногда один акт может не соответствовать другому. Случается это редко, но подобные происшествия не исключены. Этот феномен называется «правовая коллизия». «Выигрывает» акт, стоящий на высших уровнях иерархии.

Ивану нужно было подать заявление в налоговую службу. Он узнал, что по федеральному закону на это дают 20 дней. А в приказе ФНС было написано по-другому – 10 дней.

Как поступить Ивану? Все просто. Решить вопрос позволит иерархия. Закон стоит выше и имеет больший приоритет. Поэтому у мужчины есть 20 дней, чтобы успеть отнести заявление.

Иерархия НПА выглядит следующим образом:

  1. Конституция РФ.
  2. Международные акты.
  3. Федеральный закон (ФЗ).
  4. Указ президента страны.
  5. Постановление правительства.
  6. Приказ министерства.
  7. Приказ государственных служб (например, МЧС).
  8. Областной либо муниципальный закон (например, Конституция Республики Татарстан).

Конституция содержит в себе только свод основных прав, обязанностей и свобод граждан. А вот конкретные правила прописаны в федеральных либо муниципальных законах.

Виталий Нечаев – начинающий предприниматель. Он хочет открыть собственную мастерскую по ремонту бытовой и электронной техники.

Прочитав Конституцию, он узнает только то, что каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Но ответ на вопрос «как зарегистрировать ИП, какие платить налоги и какие положены льготы» он там не найдет.

В Совкомбанке вы можете взять денежные средства на развитие собственного дела на выгодных условиях.

Совкомбанк поддерживает инициативы и начинания и предлагает кредит самозанятым сроком до 5 лет. Вы можете оформить кредит до 5 млн рублей на любые цели, предоставив минимальный пакет документов. Удобный калькулятор поможет рассчитать финансовую нагрузку и покажет, сколько нужно платить каждый месяц. Оформите заявку прямо сейчас, чтобы получить быстрое одобрение, а деньги доставит курьер.

Информацию о налогах содержит Налоговый кодекс РФ, а узнать, как открыть бизнес, можно из № 129-ФЗ о государственной регистрации ИП.

Далее более подробно расскажем о каждом НПА.

  • Конституция Российской Федерации.

Является НПА высшей силы. Нижестоящие акты не могут ей противоречить.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. Согласно новым изменениям, все международные акты, которые ей не соответствуют, не подлежат исполнению. То есть не имеют правовой силы.

В Конституции закреплены основные ценности государства, права, обязанности и свободы граждан, а также правовые нормы морали.

Так, согласно ей каждый россиянин должен:

  • не нарушать законы;
  • защищать Родину;
  • платить налоги;
  • получить общее образование;
  • беречь окружающую природу;
  • уважать вероисповедание других;
  • сохранять культурное наследие и многое другое.

конституция рф

Конституция России – главный закон страны

Основные права граждан:

  • на личную неприкосновенность;
  • на безопасность и свободу;
  • на свободное выражение мыслей;
  • на жизнь;
  • на свободу вероисповедания;
  • на неприкосновенность собственной недвижимости;
  • на получение образования;
  • на свободу передвижения, выбора места проживания и так далее.

Международные акты

Это соглашения между РФ и другим государством. Они устанавливают права и обязанности каждый стороны и регулируют взаимодействие в культурной, социальной, политической, экономической, научной и правовой жизни.

Федеральный закон

Наряду с федеральными, существуют и конституционные ФЗ. Они действуют абсолютно в каждом субъекте страны. Региональные акты должны приниматься только в соответствии ФКЗ и ФЗ.

Подзаконные НПА федерального значения

В эту группу входят:

  • Указы президента – должны выполняться безоговорочно.
  • Постановления Правительства РФ – также должны беспрекословно исполняться, однако могут быть отменены президентом.
  • Приказы министерств и госорганов – к ним относят акты, принятые внутренними министерствами, Центральным банком, МЧС, Генпрокуратурой, ЦИК и др.

Региональные законы и конституции

Россия является федеративной страной. Она имеет государственные-территориальные образования. Наша страна – это 89 равноправных субъектов, среди которых есть республики, области, края, города федерального значения, автономные округа.

У каждого субъекта могут быть свои уставы и конституции. Все они должны соответствовать Конституции РФ, иначе признаются недействительными.

Итак, подведем итоги:

  • Говоря простым языком, НПА – это документ с основными законами и правилами для граждан.
  • Чтобы понять, какой акт обладает больше юр.силой, существует строгая иерархия НПА.
  • Региональные власти имеют право принимать областные законы для улучшения жизни жителей региона. Но данные акты не должны нарушать основные принципы Конституции.

Новые законы – 2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мощность 3 фазной сети
  • Если накричал на ребенка как исправить
  • Win 10 временный профиль как исправить
  • Как найти длину параллелепипеда если неизвестна длина
  • Как составить бюджет основных платежей