Введение
В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б.Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).
Вышедшее в свет в 1994г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия «имидж», но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии.
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий одновременно внутренние и внешние характеристики.
Сегодня много говорят о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – учитель, врач, политик, актер и т.д. Секрет профессионального успеха напрямую связывают с тем, насколько успешно человеку удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
За последнее время интерес к научным изысканиям в педагогической имиджелогии резко возрос, однако целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано. Это подтверждает актуальность проблемы, представленной в данной практикозначимой работе, что и обозначило тему исследования: «Слагаемые профессионального имиджа педагога».
Целью исследования является выявление основных составляющих профессионального имиджа педагога, благодаря которым учитель приобретает авторитет в глазах подопечных, становится интересен как личность.
Как доказано психологами, интерес к личности во многом способствует возникновению интереса к предмету.
Исходя из цели исследования, в работе ставятся следующие задачи:
-
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
-
обосновать, необходимость изучения имиджа педагога в теоретическом и прикладном аспектах;
-
выявить взаимосвязь влияния имиджа учителя на процесс становления личности школьника;
-
рассмотреть основные принципы технологии построения имиджа.
I. Роль имиджа в профессиональной деятельности
Имидж педагога — это его внешние и внутренние характеристики, которые играют важную роль в профессиональной деятельности. Учитель должен обладать привлекательной внешностью, хорошим вкусом, личным обаянием. На основе первого впечатления формируется изначальный и довольно устойчивый стереотип восприятия педагога, что играет большую роль в педагогическом воздействии и влиянии на детей.
Как писал А.А. Бодалев. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Это раньше считалось, что «думать о красе ногтей» могут только легкомысленные люди. Сейчас время изменилось: окружающие часто судят о нас по нашему внешнему виду. А уж внешний вид учителя служит его ученикам примером для подражания. Кстати, и родители, приходящие в школу, обращают внимание на то, как выглядят учителя, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы. Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами.
В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность. Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным, внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр.
Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Особенно это полезно учителям, у кого общение и личное воздействие на людей — важный инструмент профессиональной деятельности.
Имидж педагога рассматривается нами как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на школьников. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к учителю со стороны общества (каким оно себе представляет педагога как просветителя и носителя нравственного опыта); во-вторых, с позиций учителя — каким он стремится представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.
Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие.
Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры педагога:
-
имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;
-
мы верим тому, что видим;
-
мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;
-
мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;
-
хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать — это хорошо для вас.
По мнению многих педагогов и психологов, имидж педагога отличается от имиджа представителей других профессий в основополагающей функции: способствовать обеспечению высокого качества обучения и воспитания. В этом смысле имидж учителя рассматривается как важная составляющая его педагогической техники. Эффективность образовательных технологий невозможна без овладения искусством педагогической техники, без искусства учителя, проявляющегося во взаимодействии с учениками, предъявлении и принятии учебных задач и заданий, использовании средств обучения, ежеминутного владения ситуацией урока.
II. Основные составляющие имиджа учителя
Деятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью.
В данной практико-значимой работе мною были рассмотрены требования, предъявляемые к педагогу со стороны различной целевой аудитории. Например, школьный учитель утром выходит к ученикам, которые хотят видеть в нем одно; днем к нему на открытый урок приходят методисты, коллеги и администрация, и каждый со своими ожиданиями, а вечером — родительское собрание, на котором предстоит испытание придирчивыми взглядами взрослых людей. Очевидно, что если целевая аудитория каждый раз разная, то и средства воздействия на нее должны различаться при сохранении специфических особенностей профессионально — педагогической роли.
Целью анализа являлось изучить содержание стереотипных представлений о личности и профессиональной деятельности современного учителя, сформированных в сознании учащихся, родителей и методистов как компоненте имиджа применительно к профессии учителя.
На данном этапе мной использовались такие методы педагогического исследования как:
-
педагогическое наблюдение;
-
интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников;
-
сравнительный анализ.
Во многом характер общения с аудиторией и, соответственно, его эффективность зависят от впечатления, которое сложится о вас в первые мгновения. Именно первые 10-15 секунд необходимы для «сканирования» поведения человека и формирования о нем определенного мнения. Каким же хотят видеть педагога — профессионала окружающие?
Каждый может провести такое исследование самостоятельно, попросив аудиторию назвать 5-10 качеств «идеального учителя (преподавателя)». В результате проведённого мной анализа оказалось, что подросткам важно видеть перед собой внимательного, умного, современного и доброжелательного собеседника, уважающего их мнение. Важное место занимают любовь к детям и современные взгляды на жизнь, оптимизм, жизнерадостность.
Родителям хочется, чтобы с их детьми работал чуткий и заботливый, но одновременно и требовательный специалист. Идеальный учитель, по мнению родителей, должен быть хорошим психологом, культурным и воспитанным человеком, образцом для подражания. Важно, чтобы учитель был увлечён своим предметом, чтобы вызвать интерес к дисциплине и у школьников.
А вот администраторы и методисты в первую очередь обращают внимание на организационные и профессионально-методические умения педагога. На первое место здесь выходят организаторские способности, умение правильно оценивать знания учеников, профессионализм.
Таким образом, в зависимости от целевой аудитории, к педагогу предъявляются различные требования. Все эти качества в совокупности образуют набор ожиданий, который ученые называют Требуемым или Желаемым имиджем педагога (см. Приложение 1).
Согласно структуре, предложенной профессором А.Ю.Панасюком, личный имидж, с точки зрения формирующих его факторов, включает следующие составляющие:
-
габитарную (от лат. “габитус” — внешний вид) — одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт;
-
кинетическую — осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда);
-
речевую — культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк;
-
средовую — созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.);
-
овеществленную — созданные человеком продукты его труда.
Первые три составляющие имиджа прочитываются при личном общении, две последние могут нести информацию о человеке заочно. Интегрируясь, они формируют представление о человеке как о личности (личный имидж) и профессионале (профессиональный имидж). Идеальный вариант — когда оба мнения положительные: «И человек хороший, и учит замечательно!»
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
2.1 Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно — признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий…, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Вербальные и невербальные средства общения — важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим — все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.
Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% — при невербальном.
2.2 Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее — продуктивное. Это чаще всего — оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.
Внутренний образ – это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и другие составляющие.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
III. Технология построения имиджа
Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Как отмечал Э. Фромм, для обретения позитивного имиджа человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. «Духовное богатство личности, — считает K.M. Гуревич, — эмоциональное наполнение проявляются через внешнее поведение, внешний облик. Индивид, несущий на лице следы непроходимой дремучести, но призывающий нас прорываться к высотам интеллекта, подозрителен».
Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».
Первая установка — высокая самооценка.
Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
Третья установка – вера в добро.
Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
В нашем коллективе есть люди, которые от Бога обладают привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Как показывает опыт нашей работы и опыт коллег, из огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за внешним видом. Однако не всегда достаточно просто следить за своим внешним видом и манерами. Имидж — это всегда единство внутреннего и внешнего. «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней».
Имидж, не подкрепляющийся реальными крупными делами, быстро тает. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
-
высокая самооценка,
-
уверенность в себе;
-
вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
-
социальная и личная ответственность («я — причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);
-
желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
-
Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.
-
Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.
-
В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.
-
Обязательно необходимы эксперты со стороны.
Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.
-
Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы.
-
Учитесь видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.
-
Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
-
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
-
Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой.
-
Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.
-
Очень важно заниматься собой, своим личностным ростом, научиться управлять своими отрицательными чертами характера. Очень важно отделять личные кризисы и возрастные дефиниции от профессиональной деятельности. Умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.
Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит:
-
проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
-
проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
-
признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
-
учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации.
В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.
Заключение
На основе изученной литературы подведём итог: имидж учителя включает в себя индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. В процессе построения имиджа существенное влияние оказывает общество, которое порождает требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе. Сформированная позитивная Я-концепция повышает результативность профессиональной деятельности учителя, обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя.
В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Для плодотворной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя.
Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006.
-
Калюжный А.А. Психология формирования имиджа. — М.,Владос, 2004.
-
Чудковский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2008.
-
Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
-
Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом педагогики, — 2000.
-
рукопись «Развитие технологической культуры современного педагога» (написана в соавторстве И.А. Колесниковой и В.Г. Орешкиным).
Приложение 1.
Слагаемые желаемого имиджа педагога |
||
По мнению учеников-подростков |
По мнению родителей |
По мнению методистов |
|
|
|
|
||
|
||
|
||
|
||
11
Слагаемые профессионального имиджа педагога
Содержание
Введение
1. Профессиональный имидж педагога
1.1. Сущность понятия «имидж»
1.2. Основные составляющие педагогического имиджа
1.2.1. Внешний облик
1.2.2. Использование вербальных и невербальных средств общения
1.2.3. Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»
1.2.4. Личностные качества
1.2.5. Профессиональные умения
2. Формирование профессионального имиджа педагога
Заключение
Список литературы
Введение.
Школьный учитель – один из важнейших участников образовательной системы. К сожалению, в современном обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Большую роль в создании положительного образа профессии играют и средства массовой информации. Но ведь не только эти факторы определяют имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей. Многое зависит от самого педагога, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.
Что же может сделать сам учитель, чтобы поднять престиж своей профессии?
Каждый педагог является обладателем определенного набора знаний и умений. Однако профессиональные знания и педагогические умения не всегда являются условием достижения высокого уровня успешности в работе. Неизбежной составляющей профессии учителя является ежедневное общение с учениками, родителями, коллегами. Но не каждому педагогу удается устанавливать контакты с окружающими, избегать конфликтов в общении. Дело в том, что успешность общения и эффективность профессиональной деятельности учителя напрямую зависят от личности педагога, его умения произвести впечатление на собеседников, расположить людей к себе, заинтересовать детей предметным материалом. Поэтому каждый учитель, стремящийся к профессиональному успеху, должен заботиться не только о повышении уровня специальных предметных знаний, но и о совершенствовании своих личностных качеств, создавая, таким образом, собственный личный и профессиональный имидж.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Некоторые учителя слишком занижают значение своего имиджа, понимают его как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимается ими настороженно, как призыв быть неискренним. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия педагога учеником является формирование образа учителя.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Поэтому важно знать, из каких составляющих складывается профессиональный имидж и что необходимо делать для повышения его привлекательности.
Процесс построения имиджа во многом зависит от самого учителя. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает.
- Профессиональный имидж педагога.
1.1. Сущность понятия «имидж».
Имидж – в переводе с латинского – «картинка»; в переводе с английского – «образ, престиж, репутация»; в переводе с французского – «неосознанный идеал».
Имидж – это впечатление, производимое человеком на окружающих людей.
Имидж – целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т. п.
Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особое значение.
Секрет успеха профессионального имиджа педагога напрямую зависит от того, насколько ему удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Основные функции имиджа учителя:
1. Профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и воспитания.
2. Социальная – развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии.
3. Духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, формирование нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям).
4. Визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
1.2. Основные составляющие педагогического имиджа.
Основными составляющими педагогического имиджа являются:
— внешний облик;
— использование вербальных и невербальных средств общения;
— внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;
— личностные качества;
— профессиональные умения.
1.2.1. Внешний облик.
Вспомним поговорку: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным источником информации о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык не только с учениками, но и их родителями, коллегами, администрацией.
Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.
Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Особое значение здесь имеют и одежда, и аксессуары, и макияж, и прическа.
Одежда является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека». Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. Для женщины – это может быть и красивое, но элегантное платье.
В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, педагог может быть уверен, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении учебного материала. Предпочтительными цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Желательно избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.
Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали колье, вместо того, чтобы учиться. Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
Важно помнить о прическе, макияже и маникюре, чтобы производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр необходимо подбирать в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
1.2.2. Вербальные и невербальные средства общения.
Важным шагом является использование вербальных и невербальных средств общения – важных составляющих имиджа. Функцию самоподачи в педагогическом общении особенно важно грамотно реализовать учителю в момент формирования первого впечатления о себе.
Важная часть имиджа педагога – красноречие. Искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Еще древние мудрецы говорили, что ораторское искусство – это умение внушать и убеждать словом.
Многие профессиональные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
Голос учителя должен быть многозвучным и разным. Слишком громкий голос утомляет и раздражает учащихся (иногда громкий «ругательный» голос – признак невротического поведения), слишком тихий – не позволяет детям расслышать слова учителя, поэтому они переспрашивают, шумят, отвлекаются. Однотонный голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, страдает и мелодика речи.
Голос должен содействовать успешности педагога. Поэтому над своим звуковым имиджем необходимо работать. Благодаря систематическим упражнениям, педагог сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки.
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, взгляд, осанка, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникативные связи с людьми.
Педагогически компетентный учитель всегда умеет адекватно интерпретировать невербальное поведение учащихся, родителей, коллег и свое. Он должен уметь, в зависимости от сложившейся ситуации общения и педагогических задач, гибко и целенаправленно использовать весь свой набор невербальных средств.
Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что дети очень наблюдательны. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи педагога они почувствуют фальшь, обман, лицемерие, то учитель, обнаруживший это хотя бы однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся.
Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание на умение представить себя окружающим наиболее благоприятным образом. Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% – при невербальном.
1.2.3. Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Немаловажное значение имеет и образ жизни учителя, который также влияет на имидж в целом. Имидж образа жизни еще называют средовым. Он предполагает характеристику человека по среде его обитания – кабинету, жилищу и т.д. Для формирования позитивного средового имиджа необходимо быть чуть выше среднего: ваш кабинет должен быть чуть лучше, чем у большинства коллег. Отсюда и главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех.
Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая такой образ, учитель тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Это чаще всего – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса. Это проявляется и в стиле общения со всеми участниками педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, импровизации на уроке.
Внешний образ – это техника игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Внутренний образ – это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.
1.2.4. Личностные качества.
Исследователи отмечают обязательность у педагога таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
1.2.5. Профессиональные умения.
Профессиональные качества последуют личностным, сохраняя при этом большую автономность. “В каждой профессиональной деятельности свойствами личности опосредуется технология работы, но только опосредуется, а не определяется”, — считает известный педагог, академик В.П. Беспалько. В массовой школе нельзя надеяться только на личностные – пусть самые хорошие! – свойства учителя, нужно заранее формировать у него профессиональные свойства и качества.
Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.
Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который учитель применяет для решения педагогических ситуаций, которые определяются самим педагогом во взаимодействии с учениками и взаимодействии школьников между собой.
Педагогическое мышление и интуиция необходимы учителю для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.
Педагогическая рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе. Педагогическая рефлексия позволяет ответить на вопросы: “Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?”
Педагогическая импровизация поможет найти учителю неожиданные решения и мгновенное воплощение. Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.
Педагогическое общение, являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание благоприятного психологического климата на уроке. Основными функциями педагогического общения являются:
1) информационная (обмен познавательной и аффективно-оценочной информацией),
2) социально-перцептивная (восприятие социальных объектов),
3) самопрезентативная (вступая во взаимоотношения с детьми, учитель как бы “предлагается” им в качестве партнера по общению),
4) интерактивная (состоит в обмене образами, идеями, действиями),
5) аффективная (заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, создание социально значимого аффективного отношения).
Педагогов необходимо научить приемам, снимающим напряжение и стимулирующим учебную деятельность учащихся на уроке,
2. Формирование профессионального имиджа педагога.
Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
Необходимо формировать имидж современного педагога. Это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты.
Семь шагов технологии успешного имиджа учителя.
1 . Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей.
2 . Сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему.
3. Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным.
4. Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии.
5 . Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед.
6 . Развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех.
7 . Работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.
Важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.
2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.
3. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.
4. Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.
Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.
Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения». Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
• Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы.
• Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.
• Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
• Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
• Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.
• Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.
В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.
Правильно подобранный имидж позволит учителю проявить свою индивидуальность, поможет одержать победу над своими страхами, почувствовать свои силы и увлечь за собой учеников, воспитывать детей не только учёным словом, но и собственным жизненным примером.
Заключение.
Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической. Однако этого недостаточно. Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней.»
Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает, как снег на солнышке. Для профессионала очень важен взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
— высокая самооценка, уверенность в себе,
— вера в доброжелательность окружающих и вера в доброго человека,
— социальная и личная ответственность («Я» — причина всего положительного и отрицательного в моей жизни),
— желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его:
— принцип гармонии визуального образа,
— принцип коммуникативности (многообразие форм и способов информационного взаимодействия),
— принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души),
— принцип речевого воздействия.
Все эти принципы выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.
Мудрый француз Поль Декурсель говорил: «Чтобы производить впечатление приличного человека, нужно быть им». В этом, наверное, и состоит самое главное условие выигрышного имиджа.
Список литературы.
-
Антипова А.М. Технология формирования имиджа учителя. festival.1september.ru
-
Зайчикова М.В. Имидж современного учителя. openclass.ru›node/236559
- Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru
-
Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.: КАРО, 2003.
- Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
- Язык жестов / Сост. А. Мельник. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003.
Современный период развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки специалистов. В новой концепции образования сформулированы требования подготовки квалифицированных кадров, с учетом многообразных профессиональных качеств, социальных функций и ролей в обществе. Модернизация образования неизбежно приводит к изменению и обновлению квалификационных требований и квалификационных характеристик современных педагогов, центральное место в которых занимают общие и специальные профессионально-педагогические компетентности, выступающие основой продуктивного функционирования педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога предполагает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Содержание данного понятия обусловливается конкретно-историческим характером социальной и педагогической действительности. Профессиональная компетентность – понятие, соответствующее требованиям времени и помогающее адекватно действовать в постоянно меняющейся ситуации. Педагог должен быть профессионально гибким, мобильным, способным адаптироваться к происходящим переменам.
Компетентность в области взаимодействия характеризуется знаниями о природе социальных влияний. Наиболее важной чертой межличностной компетентности является имиджевая компетентность, т. е. умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе. Это умение зависит от нескольких факторов: развитой эмпатии и рефлексии; разнообразного репертуара поведения; обладания определенным межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в соответствующих ситуациях.
Важным востребованным профессиональным качеством, повышающимэффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж. Профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, формирование его — трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития.
Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения. В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным считается становление личностного имиджа. как условие формирования педагогического профессионального имиджа.
Специалистами разных областей науки имидж формулируется различно. В.М. Шепель определяет имидж как визуальный образ, А.А. Калюжный трактует имидж как представление, Е.Б. Перелыгина рассматривает имидж как символический образ субъекта, А.Ю. Панасюк определяет его как мнение, Е.А. Петрова как категорию, которая универсально применима к любому объекту. Обобщая имеющиеся определения можно констатировать, что имидж — это то впечатление, которое производит человек на окружающих, это целостное представление об образе, который формируется в сознании людей. [2, с.13].
Имидж связан как с внешним обликом человека, так и с его внутренним содержанием. Для того, чтобы сформировался имидж, недостаточно восприятия характеристик образа. К этому образу должно возникнуть определенное отношение, мнение и определенная оценка этого образа. Поэтому имидж можно охарактеризовать как отношение к образу и мнение об этом образе.
Имидж любого специалиста, а в особенности педагога, должен соответствовать требованиям времени и общества.
В.М. Шепель, одним из первых занимающийся в нашей стране проблемами построения имиджа, выделяет качества, которые способствуют успешному формированию позитивного профессионального имиджа.
Первую группу составляют качества, которые В.М. Шепель определяет как «умение нравится другим людям». Это коммуникативные характеристики человека, определяющие его способность в установлении контактов с другими людьми; умение сопереживать, понять другого человека.
Вторую группу составляют качества, характеризующие личность с точки зрения образования и воспитания, т.е. моральные ценности, психологическое здоровье, стрессоустойчивость, умение не создавать и умело разрешать конфликтные ситуации.
Третья группа качеств определяется профессиональным и жизненным опытом и интуицией личности.
Имидж для педагога важен не в меньшей степени, чем для любого другого специалиста, так как именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей учащихся и студентов. Имидж работников педагогического вуза оказывает положительное влияние на формирование имиджа будущих педагогов.
Профессиональный имидж преподавателя педагогического вуза это интегральная характеристика, включающая в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности.
С помощью метода описательной статистики можно выделить наиболее значимые имиджевые характеристики «позитивно оцениваемого» и «негативно оцениваемого» преподавателя педагогического вуза.
Проведенное исследование на базе студенческих групп 2-3 курса Филиала СГПИ показало, какие внешние и внутренние качества педагогов являются наиболее востребованными студенческой аудиторией и какой образ складывается в их представлении о будущей профессии. Результаты опроса показали значимость предпочтений:
1) доброжелательность
2) справедливость
3)отзывчивость
4) уравновешенность
5) ответственность
6) разумная требовательность
7) тактичность
внимательность
9) жизнерадостность
10) чувство юмора.
В оценке компетентности и профессионализма преподавателя студентам хотелось бы видеть педагогов объективными в оценке знаний и людей, профессионалами, знающими свой предмет и умеющими понятно и интересно преподносить материал, целеустремленными, творческими, небезразличными к происходящим событиям и к каждому студенту. У преподавателя должна быть четкая дикция, грамотно поставленная речь, приятный немонотонный голос.
Внешний вид преподавателя – это визитная карточка педагога. Студенты выделяют как «позитивно оцениваемые» характеристики: аккуратность в одежде и макияже, опрятность, строгость и деловой стиль в одежде, наличие неброских украшений, ухоженные волосы и руки.
«Негативно оцениваемые» характеристики преподавателей студентами: вспыльчивость, раздражительность, несправедливость, безответственность, предвзятость, безразличность, неаккуратность, алчность, застенчивость.
Таким образом, имиджевая компетентность, становятся важным компонентом продуктивного взаимодействия, условием эффективности педагогической деятельности. Каждый преподаватель должен обладать ярко выраженной рефлексией, т.е. осознавать, какими качествами он обладает и какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги, а также прилагать усилия по изменению имиджа и его улучшению.
Построение имиджа — процесс довольно сложный, специально организованный, который развивается по определенным законам и технологиям[7, С.21]. Обобщая мнения исследователей по проблеме формирования имиджа преподавателя педагогического вуза, можно сделать вывод, что это длительный процесс, на эффективность которого оказывает влияние ряд условий:
1) развитие у преподавателей жизненных ценностей и установок;
2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа;
3) проявление собственной активности при работе над имиджем;
4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя;
5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя;
6) овладение педагогом приемами самопознания, а также навыками проектирования индивидуального имиджа;
7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа;
соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа [1. с. 212].
Значительное место в формировании имиджа педагога уделяется его самопрезентации и позиционированию. Е.Б. Перелыгина определяет самопрезентацию как деятельность по созданию имиджа. Такую деятельность можно признать эффективной, если окружающие воспринимают образ человека как притягательный. Позиционирование, по мнению Г.Г. Почепцова, – это построение имиджа с учетом знания интересов, потребностей, ожиданий, требований определенной группы людей; умение отбирать и предъявлять те внешне оцениваемые характеристики, которые способствуют оптимизации процессов взаимодействия; визуальное моделирование, оформление и представление результатов деятельности во внешней среде [5].
Каким бы компетентным специалистом ни был преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я».
Формирование образа педагога начинается с первого впечатления, создаваемого особенностями стиля одежды, мимики, жестов, речи. Внешние характеристики должны подкрепляться внутренними личностными качествами: общей эрудированностью, жизненными целями и установками, отношением к окружающим людям и происходящим событиям. Имидж обусловливает самореализацию личности: для педагога он служит индикатором признания со стороны общества, оценки и отношения окружающих.
Этапы управления формированием имиджа педагога включают: изучение общественного мнения о профессии, уточнение предпочтений потребителей образовательных услуг (администрация, студенты, родители); трансляция положительного образа педагога, поддержка позитивно окрашенных, эмоционально привлекательных компонентов имиджа.
Таким образом, профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, являющаяся результатом самопознания и саморазвития. Профессионально-значимые личностные качества педагога, характеризующие интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу личности, существенно влияют на результат профессиональной деятельности. Профессиональный имидж является инструментом педагогического влияния и условием успешной профессиональной деятельности.
Литература:
- Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176с.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия, 2004. — 320 с.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб, 2004.
- Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. – М.: Омега-Л, 2007 – 266 с.
- Почепцов Г.Г. Имиджелогия. — Киев, изд-во «Ваклер», 2002. — С. 25.
- Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, М.: УРАО, 2005 -172 с.
- Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 2002. – 576с.
1
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, имидж, педагогический вуз, профессиональный имидж, образ, студенческая аудитория, построение имиджа, результат самопознания, требование времени, формирование имиджа педагога.
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Понятие имиджа
Определение 1
Имидж – это совокупность внешних признаков человеческой личности, отражающих ее восприятие окружающими и, придающих ей неповторимую индивидуальность и своеобразие.
Имидж является внешним образом человека. В психологии выделяют следующие виды имиджа:
- Имидж среды, окружающей человека – интерьер его кабинета, устройство дома, модель и цвет автомобиля, одежда;
- Социальный имидж – объекты, которые созданы руками человека, или те, которыми он систематически пользуется: визитные карточки, подарки, цветы, телефонная книга, ежедневник, письма;
- Вербальный имидж – отражение разговорных навыков, манера речевого общения и речевой этикет;
- Кинетический имидж – использование жестов в разговорной речи, мимики и совершения телом определенных движений и манипуляций;
- Габитарный имидж – отражает внешний облик человека: прическа, используемые аксессуары, стиль в одежде;
- Ментальный имидж – отражает совокупность общественных стереотипов, которым следует личность, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей деятельности;
- Фоновый имидж – это, как бы, взгляд со стороны, т.е. мнение о человеке членов общества, которые его окружают и с ним взаимодействуют.
Имидж человека отражает не только устройство человека, его внешние характеристики, но и окружение человека: люди, объекты, процессы, явления.
Помимо обычного имиджа, каждый человек имеет еще и профессиональный имидж, представляющий собой внешний образ человека, являющегося профессионалом в определенной сфере деятельности.
Так, имидж педагога должен отражать его профессиональную принадлежность и демонстрировать наличие у него определенных профессиональных качеств и навыков деятельности.
Составные компоненты имиджа современного педагога
Структура профессионального имиджа педагога включает в себя внешний и внутренний компонент, а также процессуальную деятельность.
Внешний компонент отражает внешние проявления педагога в своей профессиональной деятельности: стиль речи, мимика, жестикуляция, стиль в одежде, манеры поведения, походка, внешний вид.
Внутренний компонент связан с внутренним миром педагога, его идеологией, ценностными ориентирами деятельности, интересами и потребностями. Они выступают, как бы, косвенными компонентами имиджа педагога и опосредованно воздействуют на его профессиональный облик.
«Имидж современного педагога» 👇
Процессуальная деятельность выражает профессионализм педагога, его навыки профессионального общения и взаимодействия. Сюда входит выразительность речи педагога, его эмоциональное богатство и навыки его эффективного практичного применения.
Рисунок 1. Слагаемые имиджа педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, имидж современного педагога состоит из следующих компонентов:
-
Стиль одежды. Педагоги могут использовать в своей одежде классический или романтический стиль. Они подчеркивают деловой характер их профессиональной деятельность, а также женственность (актуально для педагогов женского пола). Стиль одежды формирует в глазах учащихся определенного педагога: классический стиль говорит о требовательности и строгости учителя, его честности и справедливости ориентации на полноценное и всестороннее развитие учащихся. Романтичность в одежде делает педагога доброжелательным и спокойным, учащиеся представляют его, как человека, умеющего пойти на уступки, оказать помощь и поддержку, понять и простить. Стиль одежды должен сочетаться с опрятностью и элегантностью педагога, отражать его серьезность и значимость, вызвать уважение и доверие учащихся.
Рисунок 2. Стиль одежды педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
-
Мимика. Она служит отражением характера педагога и помогает ему показать учащимся свою значимость и силу. Педагог может одни взглядом заставить класс замолчать, а визуальный контакт при объяснении новой темы способствует лучшему усвоению учебного материала.
-
Голос. Он является важным компонентом для построения системы взаимодействия с учащимися. Голос должен быть властным и завораживающим, чтобы привлечь учащихся к занятиям и показать свою роль на них.
-
Культура общения. Она отражает навыки педагога в построении положительных коммуникативных связей с разными возрастными категориями учащихся. Для развития культуры общения необходимо расширять свой словарный запас, работать над интонацией, использовать образную речь, выразительные средства языка, основывать свою речь на нормах речевого этикета. Важно, постоянно знакомиться с новыми литературными жанрами, научными педагогическими публикациями, читать хорошую литературу, общаться с интеллектуально развитыми, интересными людьми, непрерывно саморазвиваться и самосовершенствоваться в профессиональной сфере деятельности.
-
Арома-имидж. Часто, дети запоминают учителя по запаху, который он источает. Это может быть запах духов, свежести классного помещения, особого запаха классной комнаты. Свежесть — является очень привлекательным и манящим запахом. Его можно создать, посредством использования эфирных масел: апельсин, лимон, лаванда, пихта.
-
Наличие деловых качеств. Педагог должен обладать профессиональной и социальной компетентностью, быть пунктуальным, контролировать свои эмоциональные проявления, соблюдать вежливость в общении с окружающими людьми, не использовать ненормативную и жаргонную лексику.
Функциональная роль имиджа педагога
Имидж современного педагога связан с выполнением им следующих функций:
- Профессиональная функция – отражает обеспечение качественного и целенаправленного учебно-воспитательного процесса, достижение целей и задач образования.
- Социальная функция – отражает передачу педагогом, посредством его имиджа значимости и силы своей профессии, престижности педагогической деятельности.
- Нравственная функция – отражает развитие личности учащегося путем демонстрации своего личного примера, нравственно ориентированного поведения, наличия ценностных установок, бережного отношения к природе, заботе о близких, уважения к чужому труду и чужому мнению.
- Визуальная функция – отражает положительное восприятия себя другими людьми, за счет выбора правильной одежды, аккуратности и опрятности, ухода за собой.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Что такое имидж: обзор его составляющих
Имидж педагога — это особенное понятие, поскольку образ педагога, его имидж и личностные качества оказывают воздействуют на обучающихся. Согласно педагогическому словарю, имидж преподавателя — это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Другими словами, ваш имидж состоит из множества компонент. Рассмотрим шесть наиболее важных — первое впечатление, глубину и широту знаний, гибкость, энтузиазм и искренность.
1. Первое впечатление
Под первым впечатлением следует понимать ваш неповторимый образ, который складывается из одежды, голоса, ухоженности и опрятности, силы рукопожатия, визуального контакта и осанки. Положительное первое впечатление упрощает общение с людьми, делая его более теплым и комфортным. Отрицательное первое впечатление, напротив, может прервать взаимоотношения еще до их начала.
Исследования академической среды демонстрируют связь компонент первого впечатления с дальнейшим развитием взаимоотношений, в качестве примера рассмотрим рукопожатие. Рукопожатие должно быть сбалансированным: не слишком твердым, но и не слишком мягким. Излишне крепкое рукопожатие выказывает давление и вызывает раздражение, слишком мягкое может означать отсутствие интереса и апатию с вашей стороны.
Опрятный внешний вид и стильная одежда — важные факторы создания хорошего первого впечатления. Правильная одежда создает образ успешного профессионала, вызывая устойчивую положительную реакцию.
2. Глубина знаний
И студенты, и коллеги ожидают, что вы владеете своим предметом в совершенстве, можете свободно поддерживать дискуссию по профессиональным вопросам и располагаете экспертными знаниями в своей области. Предполагается, что работа в вузе — это высокооплачиваемый интеллектуальный труд, а преподаватель не только передает свои знания слушателям, но и занят постоянным самосовершенствованием, то есть непрерывной актуализацией своих знаний.
3. Широта знаний
Помимо знаний в своей области успешный, с точки зрения имиджелогии, преподаватель обладает широким кругозором по смежным областям научного знания и другим вопросам. Более того, успешный преподаватель не замыкается в поле физиков или лириков. Он должен быть экспертом, свободно рассуждать о явлениях, весьма отдаленно связанных с профессиональной деятельностью, т. е. быть всесторонне развитым экспертом.
4. Гибкость
Гибкость, или умение изменять поведение, чтобы наилучшим образом поддерживать отношения с другими людьми. Гибкий преподаватель прислушивается к собеседнику и способен подстроиться под ритм, чтобы другой человек не испытывал дискомфорт в общении.
5. Энтузиазм
Под энтузиазмом в данном случае следует понимать способность к принятию новой информации и охотно браться за любое дело. Например, во время занятий у студентов возникает немало вопросов, и преисполненный энтузиазма преподаватель с радостью найдет ответы. Лишенный этого качества сотрудник, практикующий формальный подход к делу, не станет объяснять, тратить свое время на отступления от плана занятия. Формализм в высшей школе нередко воспринимается студентами как признак отсутствия энтузиазма и портит имидж многих преподавателей.
6. Искренность
Главный принцип искренности можно сформулировать словами «Быть, а не просто казаться». Преподаватель, декларирующий ценности науки, должен следовать им, соблюдать правила академической этики, например, публиковать авторские научные исследования, не нарушая копирайт, быть честным в поступках и делах. К сожалению, некоторые преподаватели забывают о том, что в мире транспарентных коммуникаций и социальных медиа нельзя скрыть фальшь, мошенничество и нечистоплотность.
Технологии создания имиджа
Зная некоторые закономерности формирования имиджа преподавателя, можно начать рассказ о технологиях создания успешного имиджа. Технологию создания имиджа можно разделить на пять этапов.
- Самоанализ и оценка своего стартового потенциала.
- Создание внешнего образа (подбор одежды, прически, косметики).
- Улучшение коммуникативных навыков.
- Владение культурой поведения и знание правил этикета.
- Совершенствование профессионализма (самообразование, участие в семинарах и т.д.)
Не будем останавливаться подробно на самоанализе и внешнем образе, а сразу перейдем к коммуникативным навыкам. Ключевым фактором воздействия на окружающих считается ораторское искусство. Далеко не каждый преподаватель может быть оратором, но всем необходимо знать и соблюдать правила публичного выступления:
- следить за мимикой и жестами во время выступления или лекции, а важнейшие слова (тезисы) выделять голосом;
- управлять тоном речи, комбинируя его высоту для создания акцентов;
- изменять тем речи для придания ей большей выразительности;
- правильно делать паузы, завершая ключевые высказывания и тезисы.
Освоение способов делового общения также обеспечивает наибольший успех. К ним, прежде всего, относится умение создать благоприятный психологический климат, производить хорошее впечатление о себе и выбирать линию поведения.
Этапы формирования имиджа преподавателя
Специалисты выделяют несколько этапов формирования имиджа и умеют применять их к конкретному человеку с учетом его целей и характера.
Шаг 1. Определить цель
В имидже содержится определенное послание, которое будет различаться в зависимости от цели. Образу преподавателя соответствует послание: «Я умный и компетентный», «Я надежный».
Шаг 2. Найти целевую аудиторию
В целевую аудиторию вузовского преподавателя входят обучающиеся и сотрудники вуза, его коллеги-ученые и другие представители научного сообщества.
Шаг 3. Создать публичный месседж
Сформируйте список качеств, которые вы хотели бы демонстрировать публично. Возможно, это не только компетентность, но и социально одобряемые качества: доброта, отзывчивость, небезразличие.
Шаг 4. Сравнение получившегося образа с желаемым
Сопоставив желаемый имидж с имеющимся, вы сможете понять, какие ошибки были вами допущены и над какими качествами предстоит работать. Например, до 70 % информации человек получает по невербальным каналам, исходя из позы, жестов, мимики. Если эти сигналы расходятся с вербальным посланием, наше подсознание не верит словам, и человек производит негативное впечатление. Поэтому во время работы над ошибками следует менять не внешние составляющие имиджа, а сделать акцент на внутриличностных качествах, особенностях характера и поведения. Важно достичь гармонии между вербальными составляющими и невербальными, при этом не разрушая свой характер ради создания хорошего имиджа. Заметим, что эта задача не самая простая с точки зрения психологии, именно за её решение профессиональные имиджмейкеры получают солидные гонорары.
Имидж преподавателя глазами студентов
В 2009 году в Самарском государственном университете прошло исследование имиджа преподавателей, в ходе которого были опрошены обучающиеся и аспиранты университета. Опрос выявил, что в идеальном имидже преподавателя вуза преобладает педагогическое начало, доминируют компетентность, коммуникативные, эмоционально-волевые, речевые свойства.
Ядром идеального имиджа преподавателя является компетентность (96%) как интегративная характеристика, включающая в себя образованность в предметной области и дидактическую культуру. Среди профессионально важных качеств доминантное положение занимают следующие: коммуникабельность (64%); влиятельность как способность оказывать влияние, побуждать к действию (60%); эмпатия (56%); толерантность (52%); ориентация на субъект-субъектные отношения (40%); среди мажорных способностей лидируют доброжелательность (88%) и чувство юмора (60%). Среди общекультурных качеств выделяется тактичность (52%).
Таким образом, делает выводы автор исследования Елена Сысоева, генерализуется коммуникативная составляющая имиджа преподавателя, так как именно в общении интегрируются ценностные и интеллектуальные параметры личности преподавателя. Центральным ценностно-смысловым свойством преподавателя «является принятие (искреннее принятие) преподавателем гуманистической концепции, основанной на уважении прав других людей, независимо от их положения, личных взглядов и образа поведения / стиля жизни» (мнение слушателя Л.).
Интересно, что иерархия характеристик имиджа идеального преподавателя вуза различна в зависимости от специальности реципиента (в данном случае студента), воспринимающего имидж. Так, пишет Сысоева, половина аспирантов-биологов начинают анализ имиджа идеального преподавателя с габитарных характеристик (роста, веса, особенностей телосложения), юристы часто акцентируют внимание на одежде преподавателя, считая её одним из показателей профессиональной успешности преподавателя. Аспиранты-математики прежде всего обращают внимание на интеллектуальные свойства преподавателя.
Полученные данные следует иметь в виду при создании вашего имиджа, поскольку стереотипы студентами в результате диффузии социальных процессов проникают в коллектив преподавателей и укореняются в нем.