Как составить индивидуальную программу для обучения ребенка в школе

Дехканов Р.М.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 485

с углубленным изучением французского языка

Московского района Санкт-Петербурга.

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ

Одним из условий эффективности обучения детей школьного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ученик может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Одним из решений в данной ситуации может быть составление и реализация программы индивидуального развития ребенка. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого ученика исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей (учителей) необходимо составить индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и учителями.

Этапы реализации программы.

Реализация программы предполагает 3 этапа.

1 этап — информационно – аналитический

Задача этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы.

2 этап — организационно-деятельностный

Задача – составление и реализация индивидуального плана развития. Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план, в котором предполагается:

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

Определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных целей на предстоящий период. Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. 

3 этап: результативно-диагностический. 

Задача данного этапа — углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка, выявление уровня развития его индивидуальных способностей за определённый период.  Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности, сферы межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы. Составляется карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей наметит дальнейшие пути самосовершенствования.

Психолого-педагогическая служба ОУ может осуществлять профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов школьного учреждения и семьи. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ОУ могут содержать элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.

Работу с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии можно построить по следующей схеме:

— выявление таких детей;

— собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

— составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка.

Совместная работа специалистов ОУ должна строиться по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности учителей. Тематика консультаций отражается в годовом плане школьного учреждения и составляется с учётом интересов учителей, актуальных проблем и годовых задач ОУ.

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ОУ должна строиться с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Индивидуальная развивающая программа, составленная педагогами ОУ должна содержать задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Пример педагогических задач:

-Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей ученика, для расширения круга интересов;

— Формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

— Содействие индивидуализации воспитания и образования.

При построении занятий необходимо соблюдать основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

— создание единых игровых ситуаций.

Обязательным направлением индивидуального развития ребенка является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в школу на собрании. 

Практика совместной работы специалистов, учителей и родителей ОУ имеет несколько положительных сторон:

-позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

-повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

-приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ОУ и классного руководителя. При этом решаются следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие учителями, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, можно открыть перед ребенком новые возможности его развития.

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.

Что такое индивидуальный учебный план

Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.

Обучение по индивидуальному учебному плану в школе

В чем особенности ИУП

Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).

Особенности:

  1. Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
  2. Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
  3. Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.

Кто может перейти

На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:

  • школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
  • школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
  • детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
  • детей с ограничениями по состоянию здоровья;
  • школьников с академической задолженностью.

Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.

От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:

  • с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
  • дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
  • дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.

Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.

Как составить индивидуальный учебный план

Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.

Обязательные пункты ИУП:

  • в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
  • включают дополнительные предметы на базовом уровне;
  • включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
  • учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.

Общий алгоритм, как сделать учебный план:

  1. Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
  2. Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
  3. Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  4. Изучить образовательную программу школы.
  5. Составить ИУП на основе этих данных.

Образец индивидуального учебного плана учащегося

Обучение по индивидуальному учебному плану в школе

Особенности при ликвидации академической задолженности

Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.

Как оформляют переход на ИУП

Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.

Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.

Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.

Образец бланка заявления на перевод

Обучение по индивидуальному учебному плану в школеОбучение по индивидуальному учебному плану в школе

Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.

Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.

Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.

Образец приказа

Обучение по индивидуальному учебному плану в школеОбучение по индивидуальному учебному плану в школе

Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.

Заключение

Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».

Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.

Скачать бланк заявления на перевод на ИУП

Начнём с основы, а именно — что же такое индивидуальный образовательный маршрут. Итак, ИОМ — система обучения, которая подстроена под цели и нужды ребёнка. Это могут быть как особые потребности по состоянию здоровья, так и целый набор дисциплин, которые ребёнок выбирает для углублённого изучения.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут «заточен» под ребёнка, и выбрать его можно как в классической общеобразовательной школе, так и в рамках альтернативного обучения. При учёбе на экстернате или семейном обучении осуществлять индивидуальный подход легче, но в школе это также возможно (право на индивидуальный подход в обучении закреплено во ФГОС).

Обучение по ИОМ предполагает не только особый набор предметов, которые нужны конкретному ребёнку, оно также может быть направлено на улучшение успеваемости — например, если у ребёнка есть академическая задолженность или ему не подходит стандартное расписание по причине профессиональных занятий спортом или творчеством.

При этом ИОМ может быть как по всем предметам, так и по отдельной дисциплине. Также индивидуальный маршрут обучения может составляться для ребёнка на период подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по любому предмету — например, если родитель чувствует, что ребёнку нужно усиленно заниматься математикой, он может сообщить об этом учителю и обговорить ИОМ.

Кому подойдёт индивидуальный образовательный маршрут?

Каждый случай рассматривается индивидуально, но в целом можно выделить несколько групп учеников, которым рекомендован ИОМ:

  • Одарённым детям, чтобы лучше раскрыть их потенциал и способности в разных дисциплинах.
  • Детям, у которых есть академическая задолженность и которым нужен особый темп освоения дисциплин.
  • Ученикам, которые по состоянию здоровья не могут осваивать программу так же, как другие учащиеся.
  • Тем, кто усиленно готовится к поступлению в вуз, участвует в перечневых олимпиадах и делает упор на подготовку к ним.

ИОМ в школе и на семейном обучении

Семейное обучение — форма образования, где ответственность за освоение программы полностью берёт на себя семья. Ребёнок может учиться в любой точке мира, в удобное ему время и в своём темпе. Также на семейном обучении процесс построения индивидуального маршрута проще и быстрее — родители и ребёнок сами решают, что и в каком объёме изучать (конечно же, в рамках образовательной программы).

Что касается ИОМ в классической общеобразовательной школе, организация происходит по договорённости с педагогами и руководством учебного заведения. Однако для этого не всегда есть ресурсы — школа обязана учесть индивидуальные потребности и пожелания ребёнка, но в рамках тех возможностей, которые у неё имеются.

Как построить индивидуальный образовательный маршрут

Чтобы построить образовательный маршрут, нужно определиться с целями, которые вы перед собой ставите. Где-то будет достаточно дополнительных занятий по предмету после уроков, а где-то нужно перестроить обучение или задуматься об альтернативных формах образования — например, о семейном обучении.

Чтобы сформулировать цели и определиться со списком предметов, не лишним будет побеседовать с педагогами или наставниками. Также учителя могут сориентировать родителей по дополнительным опциям — например, если запрос связан не с образованием, а с социализацией ребёнка, и ему трудно общаться со сверстниками, — в рамках индивидуального маршрута ученику может может быть рекомендовано посещение педагога-психолога.

Если у ребёнка есть ограничения по состоянию здоровья, то индивидуальный маршрут составляется с учётом его диагноза и рекомендаций специалистов. Обычно это ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия, или другие структуры. Тогда к работе подключаются не только учителя-предметники, но и дефектологи, психологи, тьюторы. В общем, те специалисты, которые нужны ребёнку для хорошего освоения программы.

В целом же то, как будет строиться ИОМ, зависит от потребностей ребёнка. В классических учебных заведениях в этом вопросе могут помочь педагоги и администрация, а в онлайн-школах — менторы и наставники.

Например, в «ИнтернетУроке» составить собственный маршрут можно вместе с наставником. Он проводит беседы с родителями и ребёнком, мониторит успеваемость, напоминает о дедлайнах. А ещё — делает так, чтобы обучение соответствовало вашим целям и строилось на основе возможностей и приоритетов ребёнка. А если пока не знаете, какие цели перед обучением поставить, наставник поможет определиться.

Чек-лист для перехода на индивидуальный образовательный маршрут

Определитесь с целями. Обсудите с ребёнком, чего хотите достичь и куда планируете двигаться. От того, насколько чётко поставлены цели, зависит эффективность ИОМ и личностное развитие учащегося.

Важно! Если на данном этапе вы можете сформулировать цель лишь абстрактно, например «хотелось бы углублённо изучать математику», этого достаточно. ИОМ может меняться, ведь ребёнок и его развитие тоже не стоят на месте.

Пройдите профориентацию. Эта рекомендация актуальна для средней и старшей школы и может пригодиться, если вы пока не знаете, какой путь развития выбрать. С профориентацией могут помочь тесты или специалисты. В ходе беседы или теста нужно будет ответить на вопросы о любимых предметах и увлечениях. Так получится понять, в каком направлении стоит двигаться, и как разделить предметы на «важные» и «второстепенные».

Поговорите с учителями и руководством школы. На основании вашей беседы педагоги могут составить маршрутный лист, по которому будет строиться работа с ребёнком. Это документ, в котором содержится методическое обоснование программы, описан процесс работы, расписаны темы и порядок их прохождения.

По результатам составления ИОМ выстраивается дифференцированная образовательная программа, и в маршруте ребёнка появляются особые педагогические технологии, которые помогают ему в освоении предметов.

Какие бывают индивидуальные образовательные маршруты

Каждый ИОМ подстраивается под конкретного ребёнка, а значит, маршруты уникальны, но существует обобщённая классификация, по которой их можно разделить.

Технические, математические, социально-гуманитарные и естественно-научные маршруты

Наиболее классическое разделение индивидуальных программ — по предметам. Такие ИОМы выбирают многие, и они часто соответствуют программам профильных классов. Например, на техническом направлении углублённо изучают информатику, физику, программирование. Могут быть дополнительные предметы — робототехника, инженерия или биотехнологии. Но часто у школы нет ресурсов на преподавателей, которые обучали бы детей таким предметам на профильном уровне.

На математическом направлении упор делается на алгебру и геометрию. В старших классах (особенно у олимпиадников) затрагивается университетская программа и сложные олимпиадные задачи. Социально-гуманитарные дисциплины — обществознание, экономика и право; русский, иностранные языки и литература. Естественно-научный профиль — биология и химия и, возможно, физика.

Всё чаще появляются направления на стыке дисциплин, поскольку классические профильные классы школ — химбио, соцгум или физмат — не могут удовлетворить требованиям современных профессий. Поэтому ученики всё чаще переходят на ИОМ, чтобы охватить дисциплины из разных направлений.

Программы для тех, кто часто в разъездах

Бывает, что семья часто переезжает. Или ребёнок — талантливый спортсмен, художник, музыкант, и его высокий темп жизни и увлечённость делом не позволяют ему ходить в школу так же, как остальным.

В этом случае рекомендован ИОМ, а также переход на семейное обучение, чтобы не отрываться от своих дел, учиться по собственному расписанию и из любой точки мира.

ИОМ для подготовки к экзаменам и олимпиадам

Это два похожих маршрута, но на самом деле они в корне отличаются. Поясним, в чём же разница.

Индивидуальная программа для подготовки к экзаменам чаще охватывает один предмет. Например, ребёнок хочет сдать обществознание на 80+ баллов, но обычных занятий и элективов после уроков ему недостаточно. Он может перейти на ИОМ, чтобы педагог составил особую программу в соответствии с его целями.

ИОМы олимпиадников отличаются. Они разрабатываются для учеников, которые усиленно готовятся к одному-двум предметам, чтобы без вступительных испытаний попасть в университет. Они часто пропускают школу, чтобы готовиться, и ИОМ нужен им не для того, чтобы дополнительно заниматься с учителем в их школе, а для того, чтобы освободить время от «ненужных» дисциплин, составить собственное расписание аттестаций или даже установить свободное посещение.

Маршрут для закрытия академической задолженности

Некоторым ученикам необходимо особое внимание и помощь, чтобы сдать аттестации — для них тоже составляется ИОМ. По нему дети догоняют программу и постепенно возвращаются к тому темпу обучения, по которому учится остальной класс. Такие маршруты рассчитаны на определённые сроки.

ИОМы для детей с особыми образовательными потребностями

Учебная программа школьников с особенностями здоровья или состоящих на учёте в социальных службах может не отличаться от того, что изучают сверстники. Но по ИОМ с ними часто работают социальные педагоги, психологи, тьюторы и другие специалисты, которые помогают учиться и социализироваться.

Подводим итоги

  • Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — система обучения, которая подстроена под цели и потребности ребёнка.

  • Перейти на собственную программу может любой ребёнок. Главное — грамотно поставить цели, для которых вам нужна такая программа.

  • Чтобы перейти на ИОМ, поговорите с преподавателями или наставниками. Они объяснят непонятные моменты и согласуют с вами программу.
  • Индивидуальные маршруты помогают изучать то, что интересно, закрывать задолженности, свободно посещать школу и достигать собственных целей.

Редакция

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проектирование индивидуальной образовательной программы учащегося

  • Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы
  • Реализация индивидуальной образовательной программы
  • Анализ индивидуальной образовательной программы
  • Образец индивидуальной образовательной программы учащегося 10 класса
  • Алгоритм построения индивидуальной образовательной программы (в помощь ученику)

Индивидуальная образовательная траектория учащегося – персональный путь реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей учащегося, сколько о его оргдеятельностных способностях – познавательных, творческих, коммуникативных и т. д. Их выявление, реализация и развитие осуществляются в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая является ее технологическим обеспечением.

Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы

Проектирование индивидуальной образовательной программы предусматривает:

  • наличие субъекта деятельности – учитель – ученик.

Причем учитель – собирательный образ, т. к. ученик выступает в парах:

  • ученик – учитель-предметник;
  • ученик – классный руководитель;
  • ученик – психолог и т. д.;
  • критерии оценки эффективности (они связаны с развитием субъекта деятельности, в данном случае ученика);
  • владение специальными умениями (в первую очередь в проектировании), обеспечивающими перевод педагогических целей в конкретные задачи и содержание деятельности.

Учащиеся создают модель, которая удовлетворяет их познавательные и творческие интересы. Ученик становится субъектом обучения, т. к. он планирует свою учебную деятельность, определяет пути и средства достижения успеха, учится умению выстраивать свои отношения со сверстниками, учителями, руководителями кружков, факультативов и т. д.

Учащиеся разрабатывают индивидуальную образовательную программу на основе базисного учебного плана по заданному образцу (приложение 1).

Перед тем как ученики приступят к проектированию индивидуальной образовательной программы, классный руководитель проводит с ними беседу о необходимости планирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках профессионального самоопределения; знакомит со структурой индивидуальной образовательной программы и алгоритмом ее построения (приложение 2).

Особое место в процессе разработки индивидуальной образовательной программы отводится родителям! Они не только ознакомляются с ней, но и вносят коррективы после предварительного обсуждения, консультаций с классным руководителем, учителями-предметниками, психологом и администрацией школы.

С момента подписания учащимся, его родителями и администрацией школы индивидуальная образовательная программа является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником, родителями и образовательного учреждения.

Реализация индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа реализуется самим учеником и должна пониматься им как практическое руководство по самообразованию и самореализации жизненных планов.

Помимо предметов, предусмотренных учебным планом школы, индивидуальная образовательная программа включает в себя ресурсы дополнительного образования, формы участия обучающихся во внеклассной учебно-познавательной деятельности.

ПРИМЕР

Для реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются возможности учреждений дополнительного образования, например:

  • детский экологический центр (экономика, обществознание, химия, биология);
  • Технологический институт Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (математика, физика);
  • филиал Государственного университета (физика, математика, русский язык);
  • политехнический техникум (подготовительные курсы);
  • городской центр занятости населения (информация о рынке труда в городе, области, регионе, изучение личностных особенностей и способностей учащихся, их склонностей к определенному виду деятельности);
  • дистанционные проекты,

Расписание занятий составляется на основе предложений учащихся по организации их учебной и внеучебной познавательной деятельности с учетом условий школы и кадрового обеспечения. Для проведения индивидуально-групповых занятий, элективных и профильных курсов, курсов по выбору, внеклассных учебно-познавательных мероприятий формируются группы из классов одной параллели или группы по интересам из разных классов.

Участие обучающихся во внеклассных учебно-познавательных мероприятиях фиксируется организаторами данных занятий, итоги подводятся и оцениваются по мере достижения учащимися определенных успехов, которые составляют их портфолио.

Решающие составляющие учебного процесса – самостоятельная деятельность и самоконтроль, выстроенные и реализуемые учеником.

Анализ индивидуальной образовательной программы

Учащийся самостоятельно или с помощью классного руководителя, учителей и родителей анализирует ход выполнения индивидуальной образовательной программы и вносит необходимые коррективы и изменения.

Классный руководитель анализирует индивидуальные образовательные программы сразу после их заполнения. Результат анализа может быть представлен в виде следующей таблицы.

Ф. И. ученика

Профессиональные предпочтения учащихся

Умения учащихся

Предложения учащихся по внесению изменений в процесс обучения

ставить цель

определять задачи

выбирать формы
и методы обучения

выбирать формы
и методы контроля

планировать свою учебную деятельность

Уровень оцениваемых умений учащихся высокий, если ученик может четко сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, выбрать оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля. Если перечисленные умения сформулированы учеником недостаточно четко или ученик не может их сформулировать, то, соответственно, уровень оцениваемых умений средний или низкий.

Анализ индивидуальной образовательной программы позволяет оказать практическую помощь ученикам, нуждающимся в ее составлении, и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений; выработать рекомендации для учащихся, их родителей, учителей, администрации; внести предложения по организации учебного процесса в классе, в школе.

ПРИМЕР

Например, по результатам анализа индивидуальной образовательной программы учащихся администрация образовательного учреждения может:

  • внести изменения: – в содержание образования (выбор элективных курсов, набор курсов по выбору, факультативов, дополнительных платных услуг и т. д.); – организацию учебного процесса, расписание уроков, консультаций, факультативов и т. д.; – работу с родителями учащихся;
  • рекомендовать учителям изменить: – формы и методы обучения в данном классе по определенным учебным предметам; – формы и методы контроля уровня знаний учащихся по предметам.

Индивидуальная образовательная программа учит старшеклассника планировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность, анализировать ее с позиций достижений и успехов, выделять приоритеты, связанные с профессиональным самоопределением. Процесс правильного выбора предполагает наличие таких умений, как выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям, оценку их преимуществ и недостатков, выбор из имеющихся вариантов наилучшего.

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ
индивидуальной образовательной программы
учащегося 10 класса __________________ (Ф. И.)

I полугодие

1. Цели образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) ___________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)

______________________________________________________________________________________________________________

3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).

Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши)______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)

______________________________________________________________________________________________________________

Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни), другое (допиши)_______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:

  • в содержание образования __________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
  • в формы и методы обучения (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
  • в формы и методы контроля (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________
  • в организацию учебного процесса ____________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________

Примечания:

  1. По всем предметам аудиторной нагрузки предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно Положению об аттестации выпускников основной школы.
  2. Учебный план изменяется при переходе из одного профильного класса в другой, всю ответственность в этом случае несут учащиеся и их родители.
  3. ИОП заполняется до 10 сентября текущего учебного года на основании предложений образовательных услуг.

Дата ____________________________

Подпись учащегося ________________

Подпись родителей _______________

Подпись администрации ОУ ________

Приложение 2

АЛГОРИТМ
построения индивидуальной образовательной программы
(в помощь ученику)

1. Сформулируй свою образовательную цель

Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:

  • определенный срок;
  • успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;
  • способы получаемого образования после школы.

2. Определи задачи – пути достижения цели

Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается:

  • на определенный срок;
  • по конкретным видам деятельности;
  • по отдельным предметам.

3. Выбери формы и методы обучения

Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен:

  • знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках;
  • уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;
  • уметь определить формы самообразования.

4. Определи формы и методы контроля

Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля:

  • как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;
  • каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;
  • каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.

5. Спланируй свою учебную деятельность.

Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы и города.

6. Скорректируй ИОП. По окончании I полугодия (учебного года) проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося. Остановимся подробнее на этих 3 основных понятиях(схема 1):

ИУП – совокуп­ность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.

Переход на ИУП — это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в ОУ;

  • ИОП – это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п.

  • ИОМ –это целенаправленно про­ектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образователь­ной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддер­жки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей обучающихся.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.

  1. целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребнос­тей ученика при получении образования);

  2. содержательный(обоснование структуры и отбор содержания учебныхпредметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, меж­предметных и внутрипредметных связей);

  3. технологический(определение используемых педагогических техноло­гий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

  4. диагностический(определение системы диагностического сопровождения);

  5. организационно-педагогический(условия и пути достижения педаго­гических целей).

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и индивидуальногообразовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образователь­ ного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

6)результативный(формулируются ожидаемые результаты).

Таким образом, ИУП — ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ).

ИОТ

ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;

  • это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской).

«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.

В научно-методической литературе указывается, что ИОП ребенок проектирует для себя сам, а педагог его лишь консультирует. В реальности, считаем необходимым предложить обучающемуся несколько вариантов ИОП или отдельных модулей в составе образовательной программы объединения или коллектива.

Схема 1. Последовательность проектирования

Shape1

ИОП:

  1. Учитывает виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п.

  2. Составляется на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом ОУ.

  3. Представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период.

ИОП может включать все или почти все компоненты образовательной программы ДОД. Авторский коллектив под руководством А.П. Тряпицыной разработал следующие теоретические подходы к конструированию ИОП (схема 2).

Схема 2. Структурные компоненты индивидуальной образовательной программы

Shape2

Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:

  1. цели и ценности образовательной программы;

  2. адресность образовательной программы;

  3. учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительную записку к нему;

  4. характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;

  5. описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;

  6. систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;

  7. описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.

ИОП может быть дополнена другими программами, например, программами элективных курсов, программами дополнительного образования детей и т.д.

Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:

  1. ценности образовательной программы (определяет обучающийся);

  2. цель образовательной программы (определяет обучающийся);

  3. индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);

  4. характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);

  5. описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ (составляют педагоги);

  6. систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

  7. описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

  8. описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);

  9. другое.

Таким образом, проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Региональный подход разработан в ИПКиПРО Курганской области

Таблица 1

Структура индивидуальной образовательной программы

1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля)

2.Учебно-тематический план

п/п

Дата

Тема

Форма занятий

Формы контроля

Домашнее задание

Отметка о выполнении

Самостоятельная работа

Консультация

К.Р.

Тест

Зачет

Творческая работа

или

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Форма занятий

Формы контроля

Образовательный продукт

Домашнее задание

самооценка

Отметка о выполнении

3. График контроля.

4. Список литературы (основной и дополнительной).

5. Диагностика и ее результаты

6. Методическое обеспечение. Приложения

ИОП выполняет следующие функции (таблица 2).

Таблица 2

Функции индивидуальной образовательной программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора

Таким образом, очевидно, что ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП.

ИОМ является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Функции педагога в ходе реализации ИОП

  • Тьюторство — осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся

  • Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность

Тьюторствопредполагает

  1. Поддержку — решение проблем самим обучающимся

  2. Сопровождение — сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

  3. Фасилитацию — сопровождение личностного развития

Педагог-тьютор:

  • Разрабатывает задания

  • Организует обсуждение

  • Работает с субъектным опытом обучающегося

  • Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого

  • Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений

  • Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности

Консультирование:

Экспертное

Проектное

Процессное

Оценка работ, выполненных обучающимися

Сопровождение учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

Сопровождение ребенка при реализации им ИОП

В обязанности педагога, ведущего индивидуальное обучение, входят:

  • оценка готовности обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;

  • выбор совместно с ним индивидуального образовательного маршрута;

  • регулярные встречи с обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;

  • корректировка образовательного маршрута;

  • контакты с родителями;

  • оформление результатов аттестации.

Индивидуализация процесса обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.

На основе действующей в данном ОУ образовательной программе составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль) для обучающегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном порядке.

  1. В личной ИОП реализуется способ индивидуального освоения существующей учебной программы.

  2. На основе ИОП изучается дополнительное содержание

Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает:

  • оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;

  • желание ребенка перейти на обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения;

  • согласие родителей.

Содержательную основу обучения по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.

ИОП реализуется различными способами обучения

  1. Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.

  2. Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).

  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения.

  4. Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.

  5. Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Индивидуализация процесса обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.

Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности.

Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося. Остановимся подробнее на этих 3 основных понятиях(схема 1):

ИУП – совокуп­ность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.

Переход на ИУП — это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в ОУ;

  • ИОП – это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п.

  • ИОМ –это целенаправленно про­ектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образователь­ной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддер­жки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей обучающихся.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты.

1)целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребнос­тей ученика при получении образования);

2)содержательный(обоснование структуры и отбор содержания учебныхпредметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, меж­предметных и внутрипредметных связей);

3)технологический(определение используемых педагогических техноло­гий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

4)диагностический(определение системы диагностического сопровождения);

5)организационно-педагогический(условия и пути достижения педаго­гических целей).

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и индивидуальногообразовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образователь­ ного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

6)результативный(формулируются ожидаемые результаты).

Таким образом, ИУП — ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ).

ИОТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;

  • это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской).

«ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план» А.В. Хуторской.

ИОП:

  1. Учитывает виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п.

  1. Составляется на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом ОУ.

  2. Представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период.

Таблица 1

Структура индивидуальной образовательной программы

1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля)

2.Учебно-тематический план

п/п

Дата

Тема

Форма занятий

Формы контроля

Домашнее задание

Отметка о выполнении

Самостоятельная работа

Консультация

К.Р.

Тест

Зачет

Творческая работа

или

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Форма занятий

Формы контроля

Образовательный продукт

Домашнее задание

самооценка

Отметка о выполнении

3. График контроля.

4. Список литературы (основной и дополнительной).

5. Диагностика и ее результаты

6. Методическое обеспечение. Приложения

Таблица 2

Функции индивидуальной образовательной программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора

Таким образом, очевидно, что ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП.ИОМ является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Функции педагога в ходе реализации ИОП

  • Тьюторство — осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся

  • Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность

Тьюторствопредполагает

  1. Поддержку — решение проблем самим обучающимся

  2. Сопровождение — сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

  3. Фасилитацию — сопровождение личностного развития

Педагог-тьютор:

  • Разрабатывает задания

  • Организует обсуждение

  • Работает с субъектным опытом обучающегося

  • Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого

  • Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений

  • Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности

Консультирование:

Экспертное

Проектное

Процессное

Оценка работ, выполненных обучающимися

Сопровождение учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

Сопровождение ребенка при реализации им ИОП

В обязанности педагога, ведущего индивидуальное обучение, входят:

  • оценка готовности обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;

  • выбор совместно с ним индивидуального образовательного маршрута;

  • регулярные встречи с обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;

  • корректировка образовательного маршрута;

  • контакты с родителями;

  • оформление результатов аттестации.

Индивидуализация процесса обучения — есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.

На основе действующей в данном ОУ образовательной программе составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль) для обучающегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном порядке.

  1. В личной ИОП реализуется способ индивидуального освоения существующей учебной программы.

  2. На основе ИОП изучается дополнительное содержание

Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает:

  • оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;

  • желание ребенка перейти на обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения;

  • согласие родителей.

Содержательную основу обучения по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.

ИОП реализуется различными способами обучения

  1. Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.

  2. Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).

  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения.

  4. Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.

  1. Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.

Роль тьютора в профильном обучении

Слово «тьютор» происходит от английского «tutor» — учитель, преподаватель, репетитор, опекун, наставник Позиция тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс формирования каждым студентом собственной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на их конкретные образовательные запросы»1.

На сегодня существует несколько его возможных вариантов: фасилитатор, профориентатор, советник по ориентации, профконсультант, консультант по карьере, координатор образовательных ресурсов, наставник. Тьютор создает систему, обеспечивающую создание необходимых условий для построения и успешной реализации учащимся его образовательной траектории.

Функции индивидуального тьютора

Этапы

Функции

Личностное, профессиональное и профильное самоопределение учащихся

Диагностика самоопределения учащихся

Выявление образовательных потребностей и запросов школьников

Индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения

Проведение элективных курсов

Организация и проведение профильных проб

Организация и проведение информационных мероприятий

Организация и проведение олимпиад и рейтинговых состязаний в рамках предпрофильной подготовки

Организация рефлексии учащимися процесса их самоопределения

Подготовка к профильному обучению

Организация предпрофильной подготовки

Проведение тренингов, активизирующих методик по вопросам профильной и профессиональной ориентации

Создание и регулярное обновление банка информационных ресурсов предпрофильной подготовки и профильного обучения и доведение информации до учащихся и родителей

Оказание старшеклассникам помощи в поиске и использовании информационных ресурсов для решения возникающих у них задач

Мониторинг результатов предпрофильной подготовки

Разработка ИУП

Обучение учащихся разработке ИУП

Организация разработки ИУП

Индивидуальное консультирование по проблемам разработки ИУП

Контроль разработки ИУП

Составление и заключение индивидуальных договоров с родителями учащихся

Реализация ИУП

Организация и поддержка образовательной деятельности учащихся, анализа проблем и затруднений

Индивидуальное консультирование по проблемам реализации ИУП

Обучение старшеклассников методам работы с портфолио

Создание организационно-педагогических условий для накопления учащимися информации в портфолио

Проведение элективных курсов информационных мероприятий, олимпиад и рейтинговых состязаний

Оказание помощи старшеклассникам в поиске и использовании информационных ресурсов для решения возникающих у них задач

Организация рефлексии учащимися их деятельности по реализации ИУП

Мониторинг результатов профильного обучения

Корректировка ИУП

Организационная поддержка корректировки ИУП

Педагогическая поддержка корректировки ИУП

Требования к тьютору: педагог-профессионал высокого класса, наиболее востребованными личностными и деятельностными характеристиками которого являются:

  • аналитико-рефлексивные способности: структурировать пробле­мы саморазвития учащихся; помогать учащемуся в его самоанализе, в само­стоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы; анализировать индивидуальные особенности учащегося и возможности устранения его неуспешности; участвовать в жизнедеятельности ученического сообщества и видеть пути его сплоче­ния; критически и конструктивно осмысливать свой опыт и опыт кол­лег в целях развития школьного сообщества; владеть рефлексивны­ми методами и приемами психотерапевтической работы.

  • коммуникативные способности: ясно выражать свои мысли и терпеливо слушать других; общаться с подростками и взрослыми на по­зициях диалога, уважения, терпимости (при несогласии), эмпатии; спокойно разрешать конфликты, используя принцип «оба правы» в спорных вопросах; строить взаимодействие на основе договорных отношений; воспринимать деятельность учащихся и коллег в том смыс­ле, в каком они ее осмысливают сами; содействовать сотрудниче­ству во взаимоотношениях разных уровней («учитель-родитель», «учитель-ученик», «родитель-ребенок», «учитель-воспитатель»); корректно строить взаимодействие с «проблемными».

  • организаторские способности: участвовать в реализации зап­ланированной деятельности; видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности; находить наилучшие способы рабо­ты и доводить дело до результата; видеть, поддерживать и объеди­нять интересы разных людей в интересах общего дела; помогать учащимся и коллегам в обеспечении эффективной организации обще­ственно значимой деятельности; при необходимость брать ответ­ственность на себя, если того требует ситуация.

  • прогностические способности: определять возможные точки личностного роста подростка; предвидеть результаты педагогичес­ких ситуаций; уметь выстраивать динамику развития ученического со­общества и воспитательного действия; прогнозировать перспекти­вы деятельности учащегося и его личностный рост; предвидеть реакции учащегося на те или иные педагогические действия.

  • Тьюторство — осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся

  • Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность

Тьюторствопредполагает

  1. Поддержку — решение проблем самим обучающимся

  2. Сопровождение — сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

  3. Фасилитацию — сопровождение личностного развития

Педагог-тьютор:

  • Разрабатывает задания

  • Организует обсуждение

  • Работает с субъектным опытом обучающегося

  • Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого

  • Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений

  • Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности

Консультирование:

Экспертное

Проектное

Процессное

Оценка работ, выполненных обучающимися

Сопровождение учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

Сопровождение ребенка при реализации им ИОП

Автор: Абанина Т.Д. – учитель русского языка и литературы

1 Ковалева Т. М. Прблемы тьюторства в контексте томской региональной площадки // Тьюторство – идея и идеология. (Сборник научных трудов по материалам I Межрегиональной тьюторской конференции) – Москва-Томск – 1996. С. 12

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/536184-individualnaja-obrazovatelnaja-programma

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти учеников по вокалу
  • Как найти высоту помещения зная площадь
  • Исправьте фразеологизм молчать как рыба об лед
  • Как найти квартиру через риэлтора
  • Как найти партнера для веб