Как составить индивидуальный маршрутный лист

Начнём с основы, а именно — что же такое индивидуальный образовательный маршрут. Итак, ИОМ — система обучения, которая подстроена под цели и нужды ребёнка. Это могут быть как особые потребности по состоянию здоровья, так и целый набор дисциплин, которые ребёнок выбирает для углублённого изучения.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут «заточен» под ребёнка, и выбрать его можно как в классической общеобразовательной школе, так и в рамках альтернативного обучения. При учёбе на экстернате или семейном обучении осуществлять индивидуальный подход легче, но в школе это также возможно (право на индивидуальный подход в обучении закреплено во ФГОС).

Обучение по ИОМ предполагает не только особый набор предметов, которые нужны конкретному ребёнку, оно также может быть направлено на улучшение успеваемости — например, если у ребёнка есть академическая задолженность или ему не подходит стандартное расписание по причине профессиональных занятий спортом или творчеством.

При этом ИОМ может быть как по всем предметам, так и по отдельной дисциплине. Также индивидуальный маршрут обучения может составляться для ребёнка на период подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по любому предмету — например, если родитель чувствует, что ребёнку нужно усиленно заниматься математикой, он может сообщить об этом учителю и обговорить ИОМ.

Кому подойдёт индивидуальный образовательный маршрут?

Каждый случай рассматривается индивидуально, но в целом можно выделить несколько групп учеников, которым рекомендован ИОМ:

  • Одарённым детям, чтобы лучше раскрыть их потенциал и способности в разных дисциплинах.
  • Детям, у которых есть академическая задолженность и которым нужен особый темп освоения дисциплин.
  • Ученикам, которые по состоянию здоровья не могут осваивать программу так же, как другие учащиеся.
  • Тем, кто усиленно готовится к поступлению в вуз, участвует в перечневых олимпиадах и делает упор на подготовку к ним.

ИОМ в школе и на семейном обучении

Семейное обучение — форма образования, где ответственность за освоение программы полностью берёт на себя семья. Ребёнок может учиться в любой точке мира, в удобное ему время и в своём темпе. Также на семейном обучении процесс построения индивидуального маршрута проще и быстрее — родители и ребёнок сами решают, что и в каком объёме изучать (конечно же, в рамках образовательной программы).

Что касается ИОМ в классической общеобразовательной школе, организация происходит по договорённости с педагогами и руководством учебного заведения. Однако для этого не всегда есть ресурсы — школа обязана учесть индивидуальные потребности и пожелания ребёнка, но в рамках тех возможностей, которые у неё имеются.

Как построить индивидуальный образовательный маршрут

Чтобы построить образовательный маршрут, нужно определиться с целями, которые вы перед собой ставите. Где-то будет достаточно дополнительных занятий по предмету после уроков, а где-то нужно перестроить обучение или задуматься об альтернативных формах образования — например, о семейном обучении.

Чтобы сформулировать цели и определиться со списком предметов, не лишним будет побеседовать с педагогами или наставниками. Также учителя могут сориентировать родителей по дополнительным опциям — например, если запрос связан не с образованием, а с социализацией ребёнка, и ему трудно общаться со сверстниками, — в рамках индивидуального маршрута ученику может может быть рекомендовано посещение педагога-психолога.

Если у ребёнка есть ограничения по состоянию здоровья, то индивидуальный маршрут составляется с учётом его диагноза и рекомендаций специалистов. Обычно это ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия, или другие структуры. Тогда к работе подключаются не только учителя-предметники, но и дефектологи, психологи, тьюторы. В общем, те специалисты, которые нужны ребёнку для хорошего освоения программы.

В целом же то, как будет строиться ИОМ, зависит от потребностей ребёнка. В классических учебных заведениях в этом вопросе могут помочь педагоги и администрация, а в онлайн-школах — менторы и наставники.

Например, в «ИнтернетУроке» составить собственный маршрут можно вместе с наставником. Он проводит беседы с родителями и ребёнком, мониторит успеваемость, напоминает о дедлайнах. А ещё — делает так, чтобы обучение соответствовало вашим целям и строилось на основе возможностей и приоритетов ребёнка. А если пока не знаете, какие цели перед обучением поставить, наставник поможет определиться.

Чек-лист для перехода на индивидуальный образовательный маршрут

Определитесь с целями. Обсудите с ребёнком, чего хотите достичь и куда планируете двигаться. От того, насколько чётко поставлены цели, зависит эффективность ИОМ и личностное развитие учащегося.

Важно! Если на данном этапе вы можете сформулировать цель лишь абстрактно, например «хотелось бы углублённо изучать математику», этого достаточно. ИОМ может меняться, ведь ребёнок и его развитие тоже не стоят на месте.

Пройдите профориентацию. Эта рекомендация актуальна для средней и старшей школы и может пригодиться, если вы пока не знаете, какой путь развития выбрать. С профориентацией могут помочь тесты или специалисты. В ходе беседы или теста нужно будет ответить на вопросы о любимых предметах и увлечениях. Так получится понять, в каком направлении стоит двигаться, и как разделить предметы на «важные» и «второстепенные».

Поговорите с учителями и руководством школы. На основании вашей беседы педагоги могут составить маршрутный лист, по которому будет строиться работа с ребёнком. Это документ, в котором содержится методическое обоснование программы, описан процесс работы, расписаны темы и порядок их прохождения.

По результатам составления ИОМ выстраивается дифференцированная образовательная программа, и в маршруте ребёнка появляются особые педагогические технологии, которые помогают ему в освоении предметов.

Какие бывают индивидуальные образовательные маршруты

Каждый ИОМ подстраивается под конкретного ребёнка, а значит, маршруты уникальны, но существует обобщённая классификация, по которой их можно разделить.

Технические, математические, социально-гуманитарные и естественно-научные маршруты

Наиболее классическое разделение индивидуальных программ — по предметам. Такие ИОМы выбирают многие, и они часто соответствуют программам профильных классов. Например, на техническом направлении углублённо изучают информатику, физику, программирование. Могут быть дополнительные предметы — робототехника, инженерия или биотехнологии. Но часто у школы нет ресурсов на преподавателей, которые обучали бы детей таким предметам на профильном уровне.

На математическом направлении упор делается на алгебру и геометрию. В старших классах (особенно у олимпиадников) затрагивается университетская программа и сложные олимпиадные задачи. Социально-гуманитарные дисциплины — обществознание, экономика и право; русский, иностранные языки и литература. Естественно-научный профиль — биология и химия и, возможно, физика.

Всё чаще появляются направления на стыке дисциплин, поскольку классические профильные классы школ — химбио, соцгум или физмат — не могут удовлетворить требованиям современных профессий. Поэтому ученики всё чаще переходят на ИОМ, чтобы охватить дисциплины из разных направлений.

Программы для тех, кто часто в разъездах

Бывает, что семья часто переезжает. Или ребёнок — талантливый спортсмен, художник, музыкант, и его высокий темп жизни и увлечённость делом не позволяют ему ходить в школу так же, как остальным.

В этом случае рекомендован ИОМ, а также переход на семейное обучение, чтобы не отрываться от своих дел, учиться по собственному расписанию и из любой точки мира.

ИОМ для подготовки к экзаменам и олимпиадам

Это два похожих маршрута, но на самом деле они в корне отличаются. Поясним, в чём же разница.

Индивидуальная программа для подготовки к экзаменам чаще охватывает один предмет. Например, ребёнок хочет сдать обществознание на 80+ баллов, но обычных занятий и элективов после уроков ему недостаточно. Он может перейти на ИОМ, чтобы педагог составил особую программу в соответствии с его целями.

ИОМы олимпиадников отличаются. Они разрабатываются для учеников, которые усиленно готовятся к одному-двум предметам, чтобы без вступительных испытаний попасть в университет. Они часто пропускают школу, чтобы готовиться, и ИОМ нужен им не для того, чтобы дополнительно заниматься с учителем в их школе, а для того, чтобы освободить время от «ненужных» дисциплин, составить собственное расписание аттестаций или даже установить свободное посещение.

Маршрут для закрытия академической задолженности

Некоторым ученикам необходимо особое внимание и помощь, чтобы сдать аттестации — для них тоже составляется ИОМ. По нему дети догоняют программу и постепенно возвращаются к тому темпу обучения, по которому учится остальной класс. Такие маршруты рассчитаны на определённые сроки.

ИОМы для детей с особыми образовательными потребностями

Учебная программа школьников с особенностями здоровья или состоящих на учёте в социальных службах может не отличаться от того, что изучают сверстники. Но по ИОМ с ними часто работают социальные педагоги, психологи, тьюторы и другие специалисты, которые помогают учиться и социализироваться.

Подводим итоги

  • Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — система обучения, которая подстроена под цели и потребности ребёнка.

  • Перейти на собственную программу может любой ребёнок. Главное — грамотно поставить цели, для которых вам нужна такая программа.

  • Чтобы перейти на ИОМ, поговорите с преподавателями или наставниками. Они объяснят непонятные моменты и согласуют с вами программу.
  • Индивидуальные маршруты помогают изучать то, что интересно, закрывать задолженности, свободно посещать школу и достигать собственных целей.

Редакция

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

 на Педагогическом совете

Протокол от« __» ________2018 №___

Согласовано

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №57»

___________ М.В.Ерошкина

               .

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. МАДОУ Детский сад № 57

Приказ № _____ от                               «______»___________2018____г.

_______________/О.В.Каргальская /

Индивидуальный образовательный маршрут

воспитанника ДОУ

Составила: Пысина Светлана Александровна

                                                             Воспитатель МАДОУ «Детский сад №57»  

Энгельс 2018 г.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

Ф.И. ребенка Родион С.

на 2018 – 2019 учебный год.

Возрастная группа старшая № 5      Дата рождения 28.12. 2012 год

Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.

Воспитатели:

Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:

Образовательная область

Начало года

(сентябрь)

Середина года

(декабрь)

Конец года

(май)

  1. Речевое развитие

1, +

  1. Познавательное развитие

1+

  1. Художественно – эстетическое развитие

1,2+

  1. Социально – коммуникативное развитие

1,45+

  1. Физическое развитие

1,2+

Критерии:

От 1 до 1,5 – не сформировано;

от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;

от 2,6 до 3– сформировано

Условные обозначения:

+ — сформировано;    + — частично сформировано;   + — не сформировано.

Реализация образовательного маршрута:

Образовательная область «Речевое развитие»

Проблема: Словарный запас беден. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании  (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.). Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Не составляет рассказ из 3-х, 4-х предложений по наводящим вопросам.

Задача: обогащать, расширять и активизировать словарный запас  на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом ;  Составлять простые распространённые предложения. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник. утро

Месяц/

Дата

Содержание работы(названия игр, упражнений и прочее):

Цель

Ответствен-ный

Взаимодейс-твие с родителями

8.10

Д/и «Подбери словечко»

Цель: продолжать развивать навыки словообразования, подбор родственных слов.

Воспи

татели

Консультация «Артикуляционная гимнастика – первый и необходимый этап на пути к четкому произношению»

22.10

«Кто что умеет делать».  

подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных, включать их в рассказ

Воспи

татели

12..11

. Дид. игра «Измени слово»

Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Воспи

татели

Консультация «Каков язычок?»

26.11

Упражнение «Повторяй за мной»

Цель: побуждать заучивать строки стихотворений наизусть.

Воспи

татели

10..12

Дид. игра «Закончи слово»

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Воспи

татели

Консультация «Развиваем речь с помощью скороговорок»

24..12

Дидактическая игра «Какого звука не хватает?» 

Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Воспи

татели

29.12

Упражнение «Назови первый звук слова»

учить называть слово, выделяя первый звук, и звук изолированно

Воспи

татели

12.01

Игровое упражнение «Один-много»

упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия

Воспи

татели

 консультация «особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речи»

19.01

                                      Д/И «А я бы…»                                                           .

 развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию

Воспи

татели

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

Ф.И. ребенка Настя О.

на 2018 – 2019 учебный год.

Возрастная группа старшая № 5      Дата рождения 17.04. 2013 год

Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.

Воспитатели:

Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:

Образовательная область

Начало года

(сентябрь)

Середина года

(декабрь)

Конец года

(май)

  1. Речевое развитие

1, +

  1. Познавательное развитие

1,09+

  1. Художественно – эстетическое развитие

+1,6

  1. Социально – коммуникативное развитие

1,55+

  1. Физическое развитие

1,9+

Критерии:

От 1 до 1,5 – не сформировано;

от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;

от 2,6 до 3– сформировано

Условные обозначения:

+ — сформировано;    + — частично сформировано;   + — не сформировано

Реализация образовательного маршрута:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Проблема: Затрудняется в порядковом счёте в пределах 8; затрудняется в называние фигур:, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. не проводит их сравнения; неуверенно ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги; не использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время, затрудняется в определении последовательности месяцев, затрудняется в определении временных отношений (день, неделя, месяц). Не имеет представления о

предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, с помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно –следственные связи.

Задача: Показывать образование чисел в пределах 6. Знакомить с цифрами от 1 до 6. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа. • Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнении. •Формировать понимание количественного и порядкового значения числа. • Обогащать представления о геометрических фигурах прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал и их свойствах (углы, стороны). . • Развивать элементарные пространственные ориентировки. Способствовать пониманию пространственных характеристик. • Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга • Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о временах года, частях суток. Учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.Дать представления о предметах, выделять свойства и качество предметов, называть профессии взрослых

Периодичность занятий: 2 раза в неделю во вторник

Месяц/

Дата

Содержание работы

(названия игр, упражнений и прочее):

Цель

Ответст

венный

Взаимодейст-вие с родителями

9.10

ФЭМП

Д/и «У кого столько же»

напомнить детям способ образования чисел 4 и 5; закрепить навыки счета в пределах 5

Воспи

татели

Памятка «Своеобразие обучения элементам математики дома»

9.10

«Найди пару»

Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам

Воспи

татели

16.10

Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

 развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции

Воспи

татели

23.10

ФЭМП

Д/и «Не ошибись» с мячом

формировать умение считать от 1 до 6 на слух; развивать внимание, выдержку, умение выслушивать воспитателя

Воспи

татели

30.10

Дидактическая игра «Умные машины»

закреплять умение детей ориентироваться в видах транспорта с помощью описания его признаков. Развивать наблюдательность, внимание.

Воспи

татели

6.11

ФЭМП

«Части суток»

упражнять девочку в различении частей суток

Воспи

татели

Поиграть в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» взрослый или ребенок. Предложить поиграть в игру «Какое число пропущено?»

6.11

Д/и «Кто что любит»

_

развивать и закреплять представления детей о диких и домашних животных и уходе за ними

Воспи

татели

20.11

ФЭМП

Д/И «Найди предмет»

учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами

Воспи

татели

27.11

Угадай, что в руке?» 

: закреплять умение детей называть овощи и фрукты на ощупь; развивать тактильную память, внимание

Воспи

татели

4.12

«Раздели предметы на группы»

совершенствовать умение определять  цвет, форму, величину, вес предметов. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим  признакам.

Воспи

татели

Консультация «Математические игры в домашних условиях»

11.12

ФЭМП

Дидактическая игра: «Подбери фигуру»

закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Воспи

татели

18.12

Дидактическая игра «У кого кто»

закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Воспи

татели

Консультация

«Формирование временных представлений у детей»

25.12

ФЭМП

Д/И Раздели фигуры

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Воспи

татели

8.01

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

закрепить знание детей о частях суток,  развивать речь, память

Воспи

татели

Консультация»

Обучение детей дошкольников счёту»

15.01

ФЭМП

Найди лишнюю фигуру

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других

Воспи

татели

22.01

ФЭМП

Назови одним словом

 Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом

Воспи

татели

Беседа «Учите различать правую и левую руки»

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

Ф.И. ребенка Миша Е.

на 2018 – 2019  учебный год.

Возрастная группа старшая № 5      Дата рождения 18.10.2013 год

Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.

Воспитатели:

Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:

Образовательная область

Начало года

(сентябрь)

Середина года

(декабрь)

Конец года

(май)

  1. Речевое развитие

            1,8 +

  1. Познавательное развитие

1,63+

  1. Художественно – эстетическое развитие

1,5+

  1. Социально – коммуникативное развитие

2,0+

  1. Физическое развитие

1,9+

Критерии:

От 1 до 1,5 – не сформировано;

от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;

от 2,6 до 3– сформировано

Условные обозначения:

+ — сформировано;    + — частично сформировано;   + — не сформировано.

Реализация образовательного маршрута:

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие

Проблема: При раскрашивании сильно  нажимает на карандаш и выходит за контур рисунка. Не умеет располагать изображения по всему листу. Имеются затруднения:  в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество. Испытывает трудности при передачи в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, лепить мелкие детали. 

Задача: Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Помогать ребёнку при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов  и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Поощрять проявления активности и творчества. 

Периодичность занятий: 1 раз в неделю — среда,

Месяц/

Дата

Содержание работы

(названия игр, упражнений и прочее):

Цель

Ответст

венный

Взаимодейст-вие с родителями

10.10

Кошечка

закреплять умение лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность

Воспи

татели

Консультация «Пальчиковые игры и упражнения»

17.10

«Вырежи овал»

закреплять умение вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением уголков.

Воспи

татели

Беседа «Учите ребенка вырезать»

7.11

«Зайчик»
   

Закреплять умение ребёнка лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность

Воспи

татели

14.11

«Морковка для зайчишки».

учить вырезать морковку из четырёхугольника срезая углы.

Воспи

татели

Памятка для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш и кисть»

28.11

« Кого Емеля поймал в проруби?»

учить рисовать овальную форму красками

Воспи

татели

Консультация «Рисование с детьми»

5.12

Рис-е

Дидактическая игра « Составь пейзаж».                                           

Формировать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связь, располагать изображение в пространстве.

Воспи

татели

19.12

Апп-я

« Поможем белке заготовить грибы на зиму».

Учить детей срезать ножницами уголки, закругляя их

Воспи

татели

9.01

Рис-е

Д/и  « Узнай и дорисуй».  

 развивать чувство симметрии; обнаружить уровень знаний в выборе цвета предмета и последующей его  заштриховки

Воспи

татели

23.01

Апп-я

Аппликация « Узор на чашке».

Развивать чувство цвета, желание украсить форму узором, уметь аккуратно наклеивать на готовую форму круги.

Воспи

татели

В последние годы в системе образования развивается личностно-ориентированный подход. Это касается деток и одаренных, и отстающих. В статье я постараюсь рассказать, как составить индивидуальный маршрутный лист для ребенка без ОВЗ. Такой маршрут помогает получать знания индивидуализировано, в зависимости от запросов (потребностей) ребенка. Он содержит программу, методы получения знаний, способы контроля и оценивания.

Что такое индивидуальный маршрутный лист, зачем он нужен

Один из принципов современной образовательной системы – индивидуализированный подход к ребенку. Он проявляется так: в любом учебном заведении учащийся может проходить не только общеобразовательную программу. Он может обучаться по индивидуально разработанному графику, если есть необходимость. Это касается детсада, школы, колледжа, вуза и предусмотрено ФГОС.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ, маршрутный лист) – документ, созданный под конкретного учащегося. Это личная программа ученика, в которой прописаны цели, срок их реализации и принцип оценивания. Если говорить менее формальным языком, ИОМ – индивидуальный способ развития способностей ребенка, его личностного потенциала.

образовательный маршрут

Маршруты бывают по общей программе и конкретному предмету, для улучшения успеваемости и шлифовки уровня знаний. Я расскажу об их составлении только в двух словах. А в магазинах учебной литературы масса изданий по этой теме. Например, для детсада:

  • «Журнал индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Маршрут развития ребенка от 2 до 3 лет». Обратите внимание, самое бюджетное издание.
  • Для старших дошколят – «Журнал индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Маршрут развития ребёнка от 6 до 7 лет».
  • Книжка с диском «Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО». Поможет выбрать эффективные технологии ИОМ. Расскажет, как составить маршрут, диагностическую карту (о ней ниже), предоставит примеры.
  • Специализированное пособие «Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет».

Есть много пособий и методичек для школы. Например:

  • «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика». Тут – теоретический материал по составлению ИОМ-ов, много практических наработок.
  • «Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ». Поможет спроектировать ИОМ, сделать диагностику (о ней напишу ниже).

Очень рекомендую: не ленитесь, а вбейте в поисковой строке магазина учебной литературы слова «индивидуальный маршрутный лист». Если не находит, то «индивидуальный маршрут». И подберите нужное издание по возрасту и предмету. Среди магазинов рекомендую Озон, Лабиринт, Учмаг. Больше скажу: есть ИОМ-ы не только для развития деток, а и для совершенствования педагогов в школах и ДОО.

Почему в последние годы индивидуальные маршруты так актуальны

Методику ИОМ применяют для разных целей. Ее прописывают отстающим и талантливым ученикам. А также тем, кто на время выпал из учебного процесса, желает вернуться в нормальное русло. Задача ИОМ – привести фактический уровень ученика к необходимому. Разрабатывают индивидуальный маршрутный лист, если:

  • учащийся имеет пробелы в знаниях по предмету (определенной теме);
  • нужна помощь детям с ослабленным здоровьем или плохой работоспособностью;
  • дети слабо успевают, не имеют тяги, интереса, мотивации к учебе;
  • ученик одарен, но испытывает некоторые трудности с эмоциями, концентрацией внимания, общением;
  • учащийся опережает развитие и стремится быстрее преодолеть школьную программу;
    школьника готовят к олимпиаде по определенному предмету или к ГИА (последний пункт особенно важен).

Сейчас очень актуален социальный запрос общества на развитие одаренности. Но нет единого принципа работы с одаренными. Модели образования, которые способствовали бы всестороннему развитию личности, только разрабатываются. Современные методы обучения требуют от ребенка, в основном, усидчивости. Но мало толкают к активности, развитию своих интересов и самореализации. Поэтому ИОМ-ы, индивидуализирующие образование, так востребованы.

маршрутный лист

В ДОУ ИОМ-ы часто разрабатываются для деток с ОВЗ, отставаниями, сложностями усвоения программы. В школе каждый маршрут должен включать 6 обязательных предметов (русская речь и литература, математика, иностранный, история, ОБЖ, физкультура). Их учат все школьники. Остальные можно выбрать в зависимости от предполагаемой профориентации. Последняя может быть:

  • технологическая;
  • естественнонаучная;
  • гуманитарная;
  • социально-экономическая;
  • универсальная.

Создавая индивидуальный маршрутный лист, разработчики (педагоги) учитывают базу – то, чем обладает ребенок до начала пути. А именно:

  • имеющиеся знания;
  • особенности психофизического состояния;
  • личностные характеристики, черты характера (социализированность и активность в социуме,
  • мотивированность и стремление к новому, желание работать в группе или индивидуально);
  • возраст;
  • пожелания родителей.

Как внедряется ИОМ: 5 этапов

Разработать и внедрить маршрут достаточно сложно и трудоемко. Универсального метода нет. Могу привести только общие советы, возможно, они помогут немного сориентироваться. Итак, есть следующие этапы разработки маршрута:

  1. Информационный. Педагог общается с ребенком и родителями, объясняет смысл и цели ИОМ.
  2. Диагностика, подбор методов. Педагог вместе с психологом тестирует ученика на разные личные качества. Определяются особенности нервной системы, возможные проблемы при занятиях (сложности с коллективом, рассеянность внимания, недостаток знаний по старым темам).
  3. Выставление целей. В начальных классах это делает педагог, в старших может и сам учащийся. Цели бывают кратковременными (например, подтянуть тему «деление в столбик») или долговременными (подготовиться к конкурсу, олимпиаде).
  4. Составление индивидуального маршрутного листа. Тут разрабатывается вопрос, какие технологии использовать для продвижения к цели. Описываются источники знаний, ставятся сроки для каждого выполняемого пункта, указываются способы контроля.
  5. Итоги. Это аттестация (тесты, контроль, устный опрос или другой метод). Оценивается не только уровень знаний и навыков. Но также то, уложился ли ребенок в срок, какие возникли сложности, что надо доработать дополнительно.

Индивидуальный маршрутный лист – документ, по которому педагог и ученик работают в течение установленного времени. На определенных этапах усвоения материала проводят диагностику: отслеживают уровень полученных знаний, проводят коррекцию. Каждый маршрут содержит лист контроля достижений, по нему и проводится диагностика. Ее результаты вносят в таблицу после домашней работы, тематической самостоятельной или контрольной работы.

Почему нельзя создать ученический маршрут раз и навсегда? ИОМ отображает динамику, изменения в развитии ребенка. В него можно вносить коррективы для улучшения педагогического процесса. Следующая часть разрабатывается на основании того, что было достигнуто в предыдущей. Ребенок может обучаться одновременно по нескольким ИОМ-ам.

создание ИОМ

Структура маршрута: что он в себя включает

Любой ИОМ будет включать такие компоненты:

  • Целеполагание. Формируются цели и мотивация ученика, описываются его потребности.
  • Содержательная часть. Подбираются учебные предметы, группируются и систематизируются, устанавливаются межпредметные связи.
  • Технологическая часть. Определяются необходимые педагогические технологии, методики, системы.
  • Диагностическая компонента. Описывается, как ИОМ будет диагностически сопровождаться.
  • Организационно-педагогический этап. Определяется, как будут достигаться педагогические цели.

Стандартизированного шаблона для составления индивидуального маршрута нет. Он может выглядеть по-разному, иметь различную структуру. Пример индивидуального плана деятельности в виде таблиц, а также таблицу результатов можно подсмотреть в этом исследовании. Текст сложный, рекомендую посмотреть именно таблицы и чуть ниже – примеры маршрутов.

Часто предполагается, что учащийся посещает общеобразовательные занятия, а по ИОМ работает дополнительно. Иногда проводится только дистанционное обучение по маршруту. При этом важно, чтобы соблюдались такие принципы:

  • интерактивность (постоянная доступность педагога для ученика посредством скайпа, конференций);
  • адаптивность (возможность задействовать новые технологии – интерактивные тесты, лабораторные в интернете, прочее);
  • гибкость (ученик может работать в удобное время, брать подходящий объем заданий);
  • оперативность оценивания достижений.

Чтобы использовать современные информационно-коммуникативные технологии, преподаватель должен хорошо в них разбираться. То есть уметь пользоваться средствами связи типа Skype и Zoom, давать ссылки на электронные энциклопедии, учебники, обучающие ролики и порталы. Мне кажется, дистанционное обучение, связанное с карантином весной-2020, очень разовьет эти навыки у педагогов.

Если ученик посещает дополнительные занятия для реализации ИОМ, их распивание вносится в маршрут. При проектировании индивидуального маршрута надо учитывать:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • возраст и способности ребенка, пожелания родителей;
  • возможность вносить правки, дополнения и изменения;
  • окончательный вариант надо оформить до 15 мая текущего учебного года.

Не получится дать однозначные советы, как составить индивидуальный маршрутный лист технически. Во-первых, потому, что он будет именно индивидуальным. Во-вторых, надо понять принцип, как это делается. Советую посмотреть готовые примеры в педагогической литературе и пособиях. Первый раз будет сложновато, но пугаться не нужно!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  
УЧРЕЖДЕНИЕ МКОУ «ДЕЛЬГЕЙСКАЯ СОШ» ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

СОГЛАСОВАНО                                                                              
Руководитель ППк  МКОУ «Дельгейская СОШ»

___________/ И.П.Кузьмина/ 

_____________________2022

СОГЛАСОВАНО

С
родителем                                                                              

_______/С.Н.
Мадарисова/

___________________2022

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ
«Дельгейская СОШ»                    _________/Л.Д. Терешкина/

Приказ
от _____2022г. №

Индивидуальный
образовательный маршрут

обучающегося 
6 класса

Шерстенникова
Артема Максимовича

на
2022-2023  учебный год

Срок
реализации: с 01.10.2022 – 24.10.2022г.

                                                                      2022г.

Приложение
1

Общие
сведения

ФИО
ребенка

Шерстенников
Артем Максимович

Год
рождения

29.07.2010

Класс

6 класс

Мать

Отец

Мадарисова
Светлана Николаевна

Шерстенников
Максим Петрович

Место
работы, должность

Мать – завхоз
школы, отец – безработный.

Классный
руководитель

Чусовская
Светлана Юрьевна

Категория
обучающегося

Слабоуспевающий
по предмету: русский язык

Образовательная
программа

Основная
образовательная программа ООО МКОУ «Дельгейская СОШ»

Информационная
карта

Артем  учится в 6 классе. В поведении и на занятиях по русскому языку не уверен в себе, медленно
переключается с одной деятельности на другую, не настойчив в достижении цели.
Избегает сотрудничества с одноклассниками. В ситуации неудачи не пытается найти
правильное решение, быстро теряет интерес, познавательные навыки сформированы
слабо. Успех в деятельности на короткое время стимулирует желание попытаться
выполнить более сложную задачу, в случае неудачи, теряет мотивацию. Выборочно
включается в групповые задания, проявляя средний уровень концентрации внимания.
Низкий уровень развития памяти, устойчивые знания формируются при
многочисленных повторениях материала. Показатели успеваемости 100%, качества
92%. Испытывает затруднения только по русскому языку. При общении с детьми
своего класса  не вступает в конфликт.

 Сформированность
универсальных учебных действий:

— регулятивные: целеполагание 40, планирование
41, волевая саморегуляция 19

— познавательные:смысловое чтение 35%,
постановка проблемы 45, речевое высказывание 20%

-коммуникативные: учебное сотрудничество 40%, поиск
решения конфликта 41%, работа в группе 19%

Не проявляет
сильную мотивацию к обучению русскому языку, в работе проявляет стабильно средние
результаты.
Состояние здоровья хорошее, по итогам
медицинского обследования определен   в 1 группу здоровья, физическую культуру
посещает.

Целевой компонент

Цель реализации индивидуального образовательного
маршрута
— устронение пробелов по предмету
русский язык
индивидуальное сопровождение в компенсации трудностей обучающегося в освоении программы
основного общего образования по русскому языку с 02 сентября по 24  октября
2022 г.

Задачи:

1.
Провести стартовую диагностику  по русскому языку, определения сформированности
предметных знаний, умений и навыков, выявить проблемные темы, разделы и т.д.

2. 
Разработать и согласовать, утвердить к реализации  индивидуальный
образовательный маршрут с родителем, администрацией школы

3.
Вести мониторинг динамики обучающегося

4.
Оценка образовательных достижений обучающегося и реализации ИОМ

5.Поддержка
слабоуспевающих обучающихся с низкой мотивацией к обучению;

Планируемые
результаты:

·        
по  предмету:

Русский
язык


по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов,
антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря,
через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения
слова;


по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе
словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые
слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью
приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор;
производить словообразовательный разбор;


по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых
морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в
предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей
речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;


по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное
и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным,
глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по
цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения;
определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид
предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять
однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не
является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать
простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;


по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами,
правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5
м
классе слова с непроверяемыми написаниями;


по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях
и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в
соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор
знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные
правила;


по связной речи, чтению и работе с информацией:
читать учебно
научный
текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения
учебно
научного
текста; выделять в учебно
научном
тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль
(авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать
текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов
описаний,
повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста;
письменно подробно излагать художественный и учебно
научный
текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные
особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических
конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой
и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными
типами заголовков.

·        
по психолого-педагогическому сопровождению

   
В процессе реализации ИОМ у обучающегося будут развиты способности,
осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в
различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации
позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к
саморегуляции своего физического и психического состояния.

·        
по внеурочной деятельности

— повышение школьной мотивации
обучающегося через организацию комплексной внеурочной работы и участие в
мероприятиях школьного, районного уровней;

— индивидуальное сопровождение участия в
школьных мероприятиях, в разработке индивидуального  проекта

Диагностический
компонент

Период

Мероприятие

Ответственный

Ожидаемый
результат

01.09.22-
01.10.22

11.09.2022
– 09.10.2022

10.10.2022-24.10.2022

Диагностика
образовательного уровня по русскому языку;

— Выявление предпочитаемых видов
деятельности;

— начального уровня количества и
качества знаний, умений, навыков;

— особенностей 
переработки информации

— сформированности УУД

Промежуточная
диагностика:

 —    освоения
планируемых результатов (контрольная работа) . Коррекция ИОМ

— уровня мотивации

Итоговая диагностика: —

 —    освоения
планируемых результатов (контрольная работа) .Коррекция ИОМ

— уровня мотивации

учитель-предметник

Педагог-психолог

Учитель-предметник

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Учитель-предметник

Выявление
проблем в освоении учебных программ по русскому языку, истории и английскому
языку

Выявление
потребностей и мотивов, уровня учебной мотивации, предпочитаемых видов
деятельности; начального уровня количества и качества знаний, умений  и умений,
особенностей нервной системы , сформированности УУД

Выявление 
положительной и отрицательной динамики освоения учебной программы по
предметам, коррекция программы

Подведение
итогов освоения программ, ИОМ

*диагностика
освоения учебного содержания зависит от уровня, темпа освоения обучающегося

Содержательно-технологический компонент
(отдельно расписать по предметам)

Период

Тема/Выявленный
дефицит

Кол-во
часов

Планируемый
результат (чему научится)

Используемые
методы и приемы работы

Где
проводится

Форма
работы

Вид
работы

Сроки

Вид
контроля

Русский
язык

Орфограмма.

1

Различать
орфограммы

Правописание проверяемых безударных гласных в корне
слова.

1

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

Буквы и, у, а после шипящих.

1

Разделительные ъ и ь.

1

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Части речи. Глагол.

1

-Тся и –ться в
глаголах.

1

Личные окончания глаголов.

1

Тема текста.

1

Имя существительное.

1

Имя прилагательное.

1

Местоимение.

1

Основная мысль текста.

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Организационно-педагогический
компонент

Период

Мероприятие

Цель

Ответственный

Результат

02.09.2022г.

Педагогический совет

Рассмотрение образовательных результатов
обучающегося

Классный
руководитель, учитель-предметник, зам. директора по УР

Рекомендация на переход ИОМ

10.09.2022г.

Работа
с родителями

Информирование родителей (законных
представителей) о низком качестве, выявленных дефицитах, обсудить возможность
перехода на ИУП и его особенности и/или ИОМ, определить цели и задачи ИОМ

Зам.директора
по УВР

Классный руководитель,
учитель-предметник

Принятие
решения о переходе на обучение по индивидуальному учебному плану и разработке
ИОМ

11.09.2022г.

Подача
заявления родителем о реализации ИОМ

Компенсация
проблем в освоении учебных предметов по русскому языку, истории и английскому
языку

Учитель-предметник

Разработка
учителем-предметником, педагогом-психологом, социальным педагогов  ИОМ Шерстенниковым
Артемом

14.09.2022г.

Приказ
по ОУ

Утверждение,
согласование ИОМ

Заместитель
директора по УВР

Реализация
ИОМ

Предметное
тестирование

Выявление
неосвоенных разделов, тем по предметам

Учитель-предметник

Психолого-педагогическое
сопровождение

Расписание занятий

Дни
недели

Время

Образовательный
предмет

Занятие(консультация,
тренинг) с педагогом-психологом

Внеурочная
деятельность

(участие
в мероприятиях, кружках и т.д.)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг  

Пятница

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с
родителями (законными представителями)  по реализации индивидуального образовательного маршрута

Специалист/
Ф. И. О./

Рекомендации родителю (законному представителю)

Педагог-психолог

1. Режим дня (ложиться и просыпаться в одно 
и то же время, отбой с 21:00–21:30).

2. Четко планировать действия ребенка в процессе 
изучения и запоминания учебного материала.
3. Создать для ребенка тихую спокойную атмосферу в доме.
4. Развивать самоконтроль, саморегуляцию.
5. Контролировать выполнение заданий, оказывать 
направляющую и стимулирующую помощь.
6. Обязательно контролировать выполнение домашнего задания.
7. Читать вслух и пересказывать прочитанное.
8. Тренировать память, внимание, мышление

Учитель-предметник

1. Тексты с большим объемом разбивать на части 
и выполнять задания в несколько приемов.

2. Упражнения
…………………………………….

3. Развивать память

Классный
руководитель

Контроль
за выполнением заданий и посещением занятий обучающимся

Показатели
УУД

Сроки мониторинга

стартовый

Промежуточный

Итоговый

1.

Регулятивные

умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,
треугольник и т.д.

умение оценивать результаты своей работы.

2.

Познавательные

умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела.

умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

3.

Коммуникативные

умение отвечать на вопросы учителя.

умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить.

Индивидуальная
карта достижений

По
направлениям

1
четв

2
четв

3
четв

4
четв

Образовательные 
результаты по предметам

Русский
язык

Результаты 
внеурочной деятельности

участие
в жизни класса

Участие
в жизни школы

Участие
в Акциях и т.д.

Специалист органа управления образованием, курирующий инклюзивное образование — ФИО, тел., E-mail:

Заведующий районной (городской) ПМПК, курирующий инклюзивное образование — ФИО, тел., E-mail:

Характеристика семьи (полная/ не полная, с кем проживает): семья полная, со стороны родителей осуществляется всесторонний контроль за воспитанием и обучением ребенка. М. проживает с родителями и младшим братиком.

Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.): отдельная комната, свой письменный стол, отдельное спальное место.

Дата «» сентября г.

Сферы развития

Образовательные потребности ребенка

Интересы ребенка

Особенности психофизического развития ребенка

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Работать над техникой чтения, понимать прочитанное (словесная работа с опорой на наглядность, опорные слова в предложении, работа над предложением.) Научить решать задачи и примеры (обучать решать простые задачи через выстраивание алгоритма действий, обучать выстраивать коммуникации при работе в парах и группах, разнообразное повторение на различных материалах (палочки, кружочки, треугольники). Понимать и читать английский текст по транскрипции слова, овладеть минимальным словарным запасом. Уметь строить фразы по представлению себя.

Любит уроки физкультуры, музыки. Быстро заучивает стихи, пересказывает рассказы.

Сильные стороны: наглядно-действенное мышление, зрительная память.

Слабые стороны: механическая память, рассеянное внимание, слабая концентрация, интересуют только яркие картинки.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Преодоление барьера в общении (развитие коммуникативных навыков,

снятие эмоционального напряжения, эмоциональная разрядка, усовершенствование умения слушать собеседника.)

Всячески привлекает к себе внимание,

Сильные стороны: имеет первичные навыки общения со взрослыми,

желает общаться со сверстниками.

Слабые стороны: не имеет навыков общения со сверстниками.

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений.

(развитие и совершенствование диалогической формы речи и вербальных средств коммуникации; работа над механическими актами приведение в действие речевого аппарата, произнесение звуков, складывающихся в слова; работа над речемыслительными актами информирование, предъявление знания, формулирование вопросов.)

Первый вступает в разговор, говорит много. Пытается найти друзей, наладить контакт с одноклассниками.

Сильные стороны: проявляет инициативу в разговоре, стремится найти друзей в классе.

Слабые стороны: не умеет выстроить диалог, слабый словарный запас. Говорит много не учитывая темы разговора.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Развитие навыков социально-бытовой ориентации (развитие зрительно-слухового внимания, т.е. умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать, отвечать на вопросы, развитие умения узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых.)

Интерес к мелким деталям ( застегивание пуговиц, завязывание шнурков.)

Сильные стороны: по просьбе может завязать шнурки, подготовится к уроку.

Слабые стороны: не аккуратен, санитарно-гигиенические навыки слабо развиты.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие мелкой моторики, координации движений (пальчиковая гимнастика, развитие согласованных движений обеих рук; развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук; лепка из глины или пластилина, подделки и т.д;

физкультминутки для снятия усталости и психофизического напряжения на уроках включают упражнения, способствующие выработке правильной осанки, восстановлению отделов позвоночника.)

Любит писать графические диктанты, ходить на уроки физической культуры, играть в подвижные игры.

Сильные стороны: с удовольствием посещает уроки физической культуры, участвует в соревнованиях.

Слабые стороны: слабо развита мелкая моторика, координация движений.

ПОВЕДЕНИЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ)

Обучение способам психической саморегуляции, умению распознавать и воспринимать отдельные эмоции, эмоциональные состояния, управления ими (работа над агрессивными проявлениями; ознакомление с различными эмоциями; обучение навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; повышение способности к произвольной регуляции.)

Любит смеяться, жизнерадостен, ему всегда нужно движение, за партой ровно сидеть не может, может позволить себе встать во время урока и пройтись по классу.

Сильные стороны: активен, требователен.

Слабые стороны: наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, смех без особых на то причин.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие восприятия, внимания посредствам, специально разработанным упражнениям

Эстетический интерес (лепка, рисование)

Сильные стороны: активен в общении, легко идёт на контакт.

Слабые стороны: слабый словарный запас.

Условия включения

Задачи на период

(возможные)

Ресурсы для решения

(ИРЦ, ОШ,ДУЗ)

Ответственный

Сроки выполнения

Организация учебно-развивающего пространства, в котором обучается ребенок

Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и помещениям (подвоз, подъезд и др.)

— транспортные средства для подвоза детей

— средства комфортного доступа ребенка: лифт, подъемники, пандусы;

Не нуждается

нет

нет

Обеспечение помещений школы/ сада специализированным

оборудованием и приспособлениями для каждой категории детей с особыми потребностями

Доступность учебного заведения (архитектурная, санитарная, информационно-техническая)

— специально оборудованные комнаты для гигиенических процедур;

— приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – тактильная и зрительная поддержка: метки-маркеры, тактильные указатели и др.

Не нуждается

Не нуждается

нет

нет

нет

нет

Построение комфортной среды:

— место в классе, организация рабочего места, освещение и уровень шума в классе/ группе

Расстановка парт, индивидуальная парта с изменяющимся наклоном, закрепленная подставка для ручек и карандашей.+

Общеобразовательная школа

Кл.руководитель

В течение года

— изменения в помещениях (классной комнаты, группы, рекреации)

Зонирование помещения:

— зона для творчества, +

— игровая зона: специальные игры и материалы (например, комплект Монтессори-материалов) +

— уголок для уединения (ковер, кресло, ширма, палатка)+

Общеобразовательная школа

Кл.руководитель

Учитель музыки, психолог.

Сентябрь

— материалы для нормализации тонуса

— оборудование места (комнаты) для релаксации: мягкая мебель, аудиооборудование, музыкальные диски;

— создание сенсорно обогащенной среды (сенсорная коробка);

— двигательная зона: оборудование места для подвижных игр и т.д. +

Общеобразовательная школа

ПМПк

Первый семестр.

— визуальная поддержка

— расписание, режим дня, памятки, алгоритмы деятельности в картинках и др. +

Общеобразовательная школа

Кл.руководитель

Сентябрь

Обеспечение

индивидуальными техническими средствами обучения для каждой категории детей с особыми потребностями

— оборудование класса/ группы интерактивной доской или другим оборудованием для презентации визуальных материалов и др. +

Общеобразовательная школа

Кл.руководитель

Учителя предметники

Сентябрь

Наличие дополнительных вспомогательных средств

— очки,

— средства передвижения (ходунки, коляска)

Не нуждается

нет

нет

Организация оптимального временного режима учебных нагрузок детей с особыми потребностями

— создание в классе/ группе благоприятного лечебно-оздоровительного режима, в частности строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований и норм предельно допустимой нагрузки на ученика (воспитанника);

— проведение на каждом уроке/ занятии динамических пауз с включением профилактических упражнений;

— сенсорные перерывы;

— индивидуальное расписание с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности, динамики работоспособности в течение дня и недели

Время пребывания в д/с (школе):

— полный день,

— кратковременное пребывание

Общеобразовательная школа

Во избежание перегрузки свободное посещение уроков

во вторник может присутствовать на 4 уроках, в четверг по желанию выходной.

Кл.руководитель

ПМПк

В течение года

Организационно-педагогическое обеспечение инклюзивного обучения

 

Организация образовательного процесса в классе/группе:

       

Программы обучения и необходимость

их адаптация

— Индивидуальная учебная программа; +

— Авторские региональные программы, утвержденные ученым советом института последипломного педагогического образования

Общеобразовательная школа

Кл.руково-дитель, учителя предметники

Сентябрь

Стиль обучения

Преимущественно визуальный

     

Используемые методы

Игры упражнения с учетом индивидуальных особенностей.

Устные, письменные, привлечение внимания ученика прикосновением, жестами, визуальным подкреплением (яркие картинки). +

Общеобразовательная школа

Учителя предметники

В течение года

Представление заданий

Пониженный уровень сложности

Сокращенное/адаптированное задание (увеличенное в размере, одно задание на одном листе А4) +

Общеобразовательная школа

ПМПк

В течение года

(внесение коррекции заданий и пр.)

Предъявление инструкций

четкие, лаконичные инструкции

Общеобразовательная школа

Учителя предметники

В течение года

Учебные пособия и дидактические материалы и их адаптация

Наглядный материал

Раздаточный материал

Компьютерное оборудование класса/группы (ПК, проектор, экран)+

Общеобразовательная школа

Имеется мудьтимедийная доска.

Кл.руководитель

Учителя предметники

В течение года

Система оценивания достижений (стимулирующая)

— Общепринятая система по критериям оценивания учебных достижений учащихся в системе общего образования;

— Система позитивного подкрепления одобряемых форм поведения+

Общеобразовательная школа

Учителя предметники

В течение года

Включение в общешкольную деятельность с целью:

       

— развития социальной компетентности

Индивидуально или малыми группами

Посещение различных внеурочных и внеклассных мероприятий: эпизодическое посещение утренников, праздников, тематических вечеров, консультаций, конкурсов, смотров, походов, экскурсий +

Общеобразовательная школа

Кл.руководитель

В течение года

— творческой самореализации с учетом их интересов, склонностей, способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности и состояния здоровья

Посещение кружков, секций: ЛФК, музыка, ритмика, спорт, Дополнительные занятия, школьные кружки.

Общеобразовательная школа

Кл.руково-дитель, родители

В течение года

Определение стратегии и тактики взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения

 

— установления сотрудничества с семьей

— изучение потребностей родителей

— консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка,

— организация профилактических и просветительских мероприятий: клубы, школы для родителей

Создание ПМПк, консилиумы, собрания с участием родителей.

Общеобразовательная школа

В течение года

 

Организация питания

-без особенностей, по общему меню

-возможность питаться принесенной из дома пищей

— возможность пользоваться одноразовой или личной посудой

Питание без особенностей, по общему меню. Организован водно-питьевой режим.

Кл.руководитель отводит детей в столовую на завтрак.

В течение года

 

Привлечение дополнительных и специальных услуг вне учебного заведения

органы здравоохранения:

— консультации специалистов.

учреждения социальной защиты,

центры практической психологии и социальной работы,

ПМПК, ресурсные центры,

учебно-реабилитационные центры.

Осуществляются консультации с инклюзивным ресурсным центром ПМПК.

     
         

Взаимодействие с инклюзивным ресурсным центром

консультации команды по вопросам организации работы команды, составления индивидуальной программы развития, профессиональной

работы с детьми с конкретными особыми потребностями, работы с родителями

Осуществляются консультации команды по вопросам сопровождения детей с ОВЗ, участие в вебинарах.

     

Кадровое обеспечение педагогами и специалистами сопровождения (в соответствии с рекомендациями ПМПК)

Необходимый специалист

ФИО специалистов сопровождения

Основное направление деятельности

Расписание занятий Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Руководитель команды (заместитель директора по учебно-воспитательной работе/методист)

 

Организация команды, просветительской деятельности, педагогическое сопровождение.

 

Основной педагог (классный руководитель/ воспитатель)

 

Обеспечивает личностно ориентированное направление учебно-воспитательного процесса.

 

Ассистент учителя/ воспитателя

     

Практический психолог

 

Занятия с психологом по формированию познавательной эмоционально-волевой сфер

Один раз в неделю, один час.

Учитель-дефектолог

     

Учитель-логопед

 

Занятия с логопедом по развитию коммуникативных функций речи, понимания речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи

Один раз в неделю, один час.

Социальный педагог

     

Помощник воспитателя

     

Другие специалисты: медсестра, реабилитолог, инструктор по физической культуре, музыкальный работник и пр.)

 

Музыкальное развитие, занятия музыкой.

Физическое развитие, занятия физкультурой.

Два раза в неделю по 45 минут

Три раза в неделю, по 45 минут

По запросу

Специалисты дополнительных услуг

 

Кружок « Кисточка», «Здоровейка»

Два раза в неделю

М.П. Дата «____»___________ г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить план по теме причины реформации в германии
  • Как найти последний знак в строке python
  • Как нашла так потеряла песня скачать
  • Как найти бывшего любовника
  • Как найти девушку голые