Начнём с основы, а именно — что же такое индивидуальный образовательный маршрут. Итак, ИОМ — система обучения, которая подстроена под цели и нужды ребёнка. Это могут быть как особые потребности по состоянию здоровья, так и целый набор дисциплин, которые ребёнок выбирает для углублённого изучения.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут «заточен» под ребёнка, и выбрать его можно как в классической общеобразовательной школе, так и в рамках альтернативного обучения. При учёбе на экстернате или семейном обучении осуществлять индивидуальный подход легче, но в школе это также возможно (право на индивидуальный подход в обучении закреплено во ФГОС).
Обучение по ИОМ предполагает не только особый набор предметов, которые нужны конкретному ребёнку, оно также может быть направлено на улучшение успеваемости — например, если у ребёнка есть академическая задолженность или ему не подходит стандартное расписание по причине профессиональных занятий спортом или творчеством.
При этом ИОМ может быть как по всем предметам, так и по отдельной дисциплине. Также индивидуальный маршрут обучения может составляться для ребёнка на период подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по любому предмету — например, если родитель чувствует, что ребёнку нужно усиленно заниматься математикой, он может сообщить об этом учителю и обговорить ИОМ.
Кому подойдёт индивидуальный образовательный маршрут?
Каждый случай рассматривается индивидуально, но в целом можно выделить несколько групп учеников, которым рекомендован ИОМ:
- Одарённым детям, чтобы лучше раскрыть их потенциал и способности в разных дисциплинах.
- Детям, у которых есть академическая задолженность и которым нужен особый темп освоения дисциплин.
- Ученикам, которые по состоянию здоровья не могут осваивать программу так же, как другие учащиеся.
- Тем, кто усиленно готовится к поступлению в вуз, участвует в перечневых олимпиадах и делает упор на подготовку к ним.
ИОМ в школе и на семейном обучении
Семейное обучение — форма образования, где ответственность за освоение программы полностью берёт на себя семья. Ребёнок может учиться в любой точке мира, в удобное ему время и в своём темпе. Также на семейном обучении процесс построения индивидуального маршрута проще и быстрее — родители и ребёнок сами решают, что и в каком объёме изучать (конечно же, в рамках образовательной программы).
Что касается ИОМ в классической общеобразовательной школе, организация происходит по договорённости с педагогами и руководством учебного заведения. Однако для этого не всегда есть ресурсы — школа обязана учесть индивидуальные потребности и пожелания ребёнка, но в рамках тех возможностей, которые у неё имеются.
Как построить индивидуальный образовательный маршрут
Чтобы построить образовательный маршрут, нужно определиться с целями, которые вы перед собой ставите. Где-то будет достаточно дополнительных занятий по предмету после уроков, а где-то нужно перестроить обучение или задуматься об альтернативных формах образования — например, о семейном обучении.
Чтобы сформулировать цели и определиться со списком предметов, не лишним будет побеседовать с педагогами или наставниками. Также учителя могут сориентировать родителей по дополнительным опциям — например, если запрос связан не с образованием, а с социализацией ребёнка, и ему трудно общаться со сверстниками, — в рамках индивидуального маршрута ученику может может быть рекомендовано посещение педагога-психолога.
Если у ребёнка есть ограничения по состоянию здоровья, то индивидуальный маршрут составляется с учётом его диагноза и рекомендаций специалистов. Обычно это ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия, или другие структуры. Тогда к работе подключаются не только учителя-предметники, но и дефектологи, психологи, тьюторы. В общем, те специалисты, которые нужны ребёнку для хорошего освоения программы.
В целом же то, как будет строиться ИОМ, зависит от потребностей ребёнка. В классических учебных заведениях в этом вопросе могут помочь педагоги и администрация, а в онлайн-школах — менторы и наставники.
Например, в «ИнтернетУроке» составить собственный маршрут можно вместе с наставником. Он проводит беседы с родителями и ребёнком, мониторит успеваемость, напоминает о дедлайнах. А ещё — делает так, чтобы обучение соответствовало вашим целям и строилось на основе возможностей и приоритетов ребёнка. А если пока не знаете, какие цели перед обучением поставить, наставник поможет определиться.
Чек-лист для перехода на индивидуальный образовательный маршрут
— Определитесь с целями. Обсудите с ребёнком, чего хотите достичь и куда планируете двигаться. От того, насколько чётко поставлены цели, зависит эффективность ИОМ и личностное развитие учащегося.
Важно! Если на данном этапе вы можете сформулировать цель лишь абстрактно, например «хотелось бы углублённо изучать математику», этого достаточно. ИОМ может меняться, ведь ребёнок и его развитие тоже не стоят на месте.
— Пройдите профориентацию. Эта рекомендация актуальна для средней и старшей школы и может пригодиться, если вы пока не знаете, какой путь развития выбрать. С профориентацией могут помочь тесты или специалисты. В ходе беседы или теста нужно будет ответить на вопросы о любимых предметах и увлечениях. Так получится понять, в каком направлении стоит двигаться, и как разделить предметы на «важные» и «второстепенные».
— Поговорите с учителями и руководством школы. На основании вашей беседы педагоги могут составить маршрутный лист, по которому будет строиться работа с ребёнком. Это документ, в котором содержится методическое обоснование программы, описан процесс работы, расписаны темы и порядок их прохождения.
По результатам составления ИОМ выстраивается дифференцированная образовательная программа, и в маршруте ребёнка появляются особые педагогические технологии, которые помогают ему в освоении предметов.
Какие бывают индивидуальные образовательные маршруты
Каждый ИОМ подстраивается под конкретного ребёнка, а значит, маршруты уникальны, но существует обобщённая классификация, по которой их можно разделить.
Технические, математические, социально-гуманитарные и естественно-научные маршруты
Наиболее классическое разделение индивидуальных программ — по предметам. Такие ИОМы выбирают многие, и они часто соответствуют программам профильных классов. Например, на техническом направлении углублённо изучают информатику, физику, программирование. Могут быть дополнительные предметы — робототехника, инженерия или биотехнологии. Но часто у школы нет ресурсов на преподавателей, которые обучали бы детей таким предметам на профильном уровне.
На математическом направлении упор делается на алгебру и геометрию. В старших классах (особенно у олимпиадников) затрагивается университетская программа и сложные олимпиадные задачи. Социально-гуманитарные дисциплины — обществознание, экономика и право; русский, иностранные языки и литература. Естественно-научный профиль — биология и химия и, возможно, физика.
Всё чаще появляются направления на стыке дисциплин, поскольку классические профильные классы школ — химбио, соцгум или физмат — не могут удовлетворить требованиям современных профессий. Поэтому ученики всё чаще переходят на ИОМ, чтобы охватить дисциплины из разных направлений.
Программы для тех, кто часто в разъездах
Бывает, что семья часто переезжает. Или ребёнок — талантливый спортсмен, художник, музыкант, и его высокий темп жизни и увлечённость делом не позволяют ему ходить в школу так же, как остальным.
В этом случае рекомендован ИОМ, а также переход на семейное обучение, чтобы не отрываться от своих дел, учиться по собственному расписанию и из любой точки мира.
ИОМ для подготовки к экзаменам и олимпиадам
Это два похожих маршрута, но на самом деле они в корне отличаются. Поясним, в чём же разница.
Индивидуальная программа для подготовки к экзаменам чаще охватывает один предмет. Например, ребёнок хочет сдать обществознание на 80+ баллов, но обычных занятий и элективов после уроков ему недостаточно. Он может перейти на ИОМ, чтобы педагог составил особую программу в соответствии с его целями.
ИОМы олимпиадников отличаются. Они разрабатываются для учеников, которые усиленно готовятся к одному-двум предметам, чтобы без вступительных испытаний попасть в университет. Они часто пропускают школу, чтобы готовиться, и ИОМ нужен им не для того, чтобы дополнительно заниматься с учителем в их школе, а для того, чтобы освободить время от «ненужных» дисциплин, составить собственное расписание аттестаций или даже установить свободное посещение.
Маршрут для закрытия академической задолженности
Некоторым ученикам необходимо особое внимание и помощь, чтобы сдать аттестации — для них тоже составляется ИОМ. По нему дети догоняют программу и постепенно возвращаются к тому темпу обучения, по которому учится остальной класс. Такие маршруты рассчитаны на определённые сроки.
ИОМы для детей с особыми образовательными потребностями
Учебная программа школьников с особенностями здоровья или состоящих на учёте в социальных службах может не отличаться от того, что изучают сверстники. Но по ИОМ с ними часто работают социальные педагоги, психологи, тьюторы и другие специалисты, которые помогают учиться и социализироваться.
Подводим итоги
-
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — система обучения, которая подстроена под цели и потребности ребёнка.
-
Перейти на собственную программу может любой ребёнок. Главное — грамотно поставить цели, для которых вам нужна такая программа.
- Чтобы перейти на ИОМ, поговорите с преподавателями или наставниками. Они объяснят непонятные моменты и согласуют с вами программу.
- Индивидуальные маршруты помогают изучать то, что интересно, закрывать задолженности, свободно посещать школу и достигать собственных целей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
на Педагогическом совете Протокол от« __» ________2018 №___ Согласовано старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №57» ___________ М.В.Ерошкина |
. |
УТВЕРЖДАЮ: Зав. МАДОУ Детский сад № 57 Приказ № _____ от «______»___________2018____г. _______________/О.В.Каргальская / |
Индивидуальный образовательный маршрут
воспитанника ДОУ
Составила: Пысина Светлана Александровна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №57»
Энгельс 2018 г.
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ
Ф.И. ребенка Родион С.
на 2018 – 2019 учебный год.
Возрастная группа старшая № 5 Дата рождения 28.12. 2012 год
Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.
Воспитатели:
Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:
Образовательная область |
Начало года (сентябрь) |
Середина года (декабрь) |
Конец года (май) |
|
1, + |
||
|
1+ |
||
|
1,2+ |
||
|
1,45+ |
||
|
1,2+ |
Критерии:
От 1 до 1,5 – не сформировано;
от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;
от 2,6 до 3– сформировано
Условные обозначения:
+ — сформировано; + — частично сформировано; + — не сформировано.
Реализация образовательного маршрута:
Образовательная область «Речевое развитие»
Проблема: Словарный запас беден. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.). Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Не составляет рассказ из 3-х, 4-х предложений по наводящим вопросам.
Задача: обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом ; Составлять простые распространённые предложения. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник. утро
Месяц/ Дата |
Содержание работы(названия игр, упражнений и прочее): |
Цель |
Ответствен-ный |
Взаимодейс-твие с родителями |
8.10 |
Д/и «Подбери словечко» |
Цель: продолжать развивать навыки словообразования, подбор родственных слов. |
Воспи татели |
Консультация «Артикуляционная гимнастика – первый и необходимый этап на пути к четкому произношению» |
22.10 |
«Кто что умеет делать». |
подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных, включать их в рассказ |
Воспи татели |
|
12..11 |
. Дид. игра «Измени слово» |
Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. |
Воспи татели |
Консультация «Каков язычок?» |
26.11 |
Упражнение «Повторяй за мной» |
Цель: побуждать заучивать строки стихотворений наизусть. |
Воспи татели |
|
10..12 |
Дид. игра «Закончи слово» |
Развивать умение детей делить слова на слоги. |
Воспи татели |
Консультация «Развиваем речь с помощью скороговорок» |
24..12 |
Дидактическая игра «Какого звука не хватает?» |
Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. |
Воспи татели |
|
29.12 |
Упражнение «Назови первый звук слова» |
учить называть слово, выделяя первый звук, и звук изолированно |
Воспи татели |
|
12.01 |
Игровое упражнение «Один-много» |
упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия |
Воспи татели |
консультация «особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речи» |
19.01 |
Д/И «А я бы…» . |
развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию |
Воспи татели |
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ
Ф.И. ребенка Настя О.
на 2018 – 2019 учебный год.
Возрастная группа старшая № 5 Дата рождения 17.04. 2013 год
Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.
Воспитатели:
Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:
Образовательная область |
Начало года (сентябрь) |
Середина года (декабрь) |
Конец года (май) |
|
1, + |
||
|
1,09+ |
||
|
+1,6 |
||
|
1,55+ |
||
|
1,9+ |
Критерии:
От 1 до 1,5 – не сформировано;
от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;
от 2,6 до 3– сформировано
Условные обозначения:
+ — сформировано; + — частично сформировано; + — не сформировано
Реализация образовательного маршрута:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Проблема: Затрудняется в порядковом счёте в пределах 8; затрудняется в называние фигур:, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. не проводит их сравнения; неуверенно ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги; не использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время, затрудняется в определении последовательности месяцев, затрудняется в определении временных отношений (день, неделя, месяц). Не имеет представления о
предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, с помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно –следственные связи.
Задача: Показывать образование чисел в пределах 6. Знакомить с цифрами от 1 до 6. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа. • Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнении. •Формировать понимание количественного и порядкового значения числа. • Обогащать представления о геометрических фигурах прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал и их свойствах (углы, стороны). . • Развивать элементарные пространственные ориентировки. Способствовать пониманию пространственных характеристик. • Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга • Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о временах года, частях суток. Учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.Дать представления о предметах, выделять свойства и качество предметов, называть профессии взрослых
Периодичность занятий: 2 раза в неделю во вторник
Месяц/ Дата |
Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее): |
Цель |
Ответст венный |
Взаимодейст-вие с родителями |
9.10 ФЭМП |
Д/и «У кого столько же» |
напомнить детям способ образования чисел 4 и 5; закрепить навыки счета в пределах 5 |
Воспи татели |
Памятка «Своеобразие обучения элементам математики дома» |
9.10 |
«Найди пару» |
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам |
Воспи татели |
|
16.10 |
Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом) |
развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции |
Воспи татели |
|
23.10 ФЭМП |
Д/и «Не ошибись» с мячом |
формировать умение считать от 1 до 6 на слух; развивать внимание, выдержку, умение выслушивать воспитателя |
Воспи татели |
|
30.10 |
Дидактическая игра «Умные машины» |
закреплять умение детей ориентироваться в видах транспорта с помощью описания его признаков. Развивать наблюдательность, внимание. |
Воспи татели |
|
6.11 ФЭМП |
«Части суток» |
упражнять девочку в различении частей суток |
Воспи татели |
Поиграть в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» взрослый или ребенок. Предложить поиграть в игру «Какое число пропущено?» |
6.11 |
Д/и «Кто что любит» _ |
развивать и закреплять представления детей о диких и домашних животных и уходе за ними |
Воспи татели |
|
20.11 ФЭМП |
Д/И «Найди предмет» |
учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами |
Воспи татели |
|
27.11 |
Угадай, что в руке?» |
: закреплять умение детей называть овощи и фрукты на ощупь; развивать тактильную память, внимание |
Воспи татели |
|
4.12 |
«Раздели предметы на группы» |
совершенствовать умение определять цвет, форму, величину, вес предметов. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. |
Воспи татели |
Консультация «Математические игры в домашних условиях» |
11.12 ФЭМП |
Дидактическая игра: «Подбери фигуру» |
закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. |
Воспи татели |
|
18.12 |
Дидактическая игра «У кого кто» |
закрепить знания о животных, развивать внимание, память. |
Воспи татели |
Консультация «Формирование временных представлений у детей» |
25.12 ФЭМП |
Д/И Раздели фигуры |
Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор. |
Воспи татели |
|
8.01 |
Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память |
Воспи татели |
Консультация» Обучение детей дошкольников счёту» |
15.01 ФЭМП |
Найди лишнюю фигуру |
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других |
Воспи татели |
|
22.01 ФЭМП |
Назови одним словом |
Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом |
Воспи татели |
Беседа «Учите различать правую и левую руки» |
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ
Ф.И. ребенка Миша Е.
на 2018 – 2019 учебный год.
Возрастная группа старшая № 5 Дата рождения 18.10.2013 год
Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.
Воспитатели:
Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:
Образовательная область |
Начало года (сентябрь) |
Середина года (декабрь) |
Конец года (май) |
|
1,8 + |
||
|
1,63+ |
||
|
1,5+ |
||
|
2,0+ |
||
|
1,9+ |
Критерии:
От 1 до 1,5 – не сформировано;
от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;
от 2,6 до 3– сформировано
Условные обозначения:
+ — сформировано; + — частично сформировано; + — не сформировано.
Реализация образовательного маршрута:
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие
Проблема: При раскрашивании сильно нажимает на карандаш и выходит за контур рисунка. Не умеет располагать изображения по всему листу. Имеются затруднения: в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество. Испытывает трудности при передачи в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, лепить мелкие детали.
Задача: Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Помогать ребёнку при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Поощрять проявления активности и творчества.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю — среда,
Месяц/ Дата |
Содержание работы (названия игр, упражнений и прочее): |
Цель |
Ответст венный |
Взаимодейст-вие с родителями |
10.10 |
Кошечка |
закреплять умение лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность |
Воспи татели |
Консультация «Пальчиковые игры и упражнения» |
17.10 |
«Вырежи овал» |
закреплять умение вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением уголков. |
Воспи татели |
Беседа «Учите ребенка вырезать» |
7.11 |
«Зайчик» |
Закреплять умение ребёнка лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность |
Воспи татели |
|
14.11 |
«Морковка для зайчишки». |
учить вырезать морковку из четырёхугольника срезая углы. |
Воспи татели |
Памятка для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш и кисть» |
28.11 |
« Кого Емеля поймал в проруби?» |
учить рисовать овальную форму красками |
Воспи татели |
Консультация «Рисование с детьми» |
5.12 Рис-е |
Дидактическая игра « Составь пейзаж». |
Формировать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связь, располагать изображение в пространстве. |
Воспи татели |
|
19.12 Апп-я |
« Поможем белке заготовить грибы на зиму». |
Учить детей срезать ножницами уголки, закругляя их |
Воспи татели |
|
9.01 Рис-е |
Д/и « Узнай и дорисуй». |
развивать чувство симметрии; обнаружить уровень знаний в выборе цвета предмета и последующей его заштриховки |
Воспи татели |
|
23.01 Апп-я |
Аппликация « Узор на чашке». |
Развивать чувство цвета, желание украсить форму узором, уметь аккуратно наклеивать на готовую форму круги. |
Воспи татели |
В последние годы в системе образования развивается личностно-ориентированный подход. Это касается деток и одаренных, и отстающих. В статье я постараюсь рассказать, как составить индивидуальный маршрутный лист для ребенка без ОВЗ. Такой маршрут помогает получать знания индивидуализировано, в зависимости от запросов (потребностей) ребенка. Он содержит программу, методы получения знаний, способы контроля и оценивания.
Что такое индивидуальный маршрутный лист, зачем он нужен
Один из принципов современной образовательной системы – индивидуализированный подход к ребенку. Он проявляется так: в любом учебном заведении учащийся может проходить не только общеобразовательную программу. Он может обучаться по индивидуально разработанному графику, если есть необходимость. Это касается детсада, школы, колледжа, вуза и предусмотрено ФГОС.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ, маршрутный лист) – документ, созданный под конкретного учащегося. Это личная программа ученика, в которой прописаны цели, срок их реализации и принцип оценивания. Если говорить менее формальным языком, ИОМ – индивидуальный способ развития способностей ребенка, его личностного потенциала.
Маршруты бывают по общей программе и конкретному предмету, для улучшения успеваемости и шлифовки уровня знаний. Я расскажу об их составлении только в двух словах. А в магазинах учебной литературы масса изданий по этой теме. Например, для детсада:
- «Журнал индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Маршрут развития ребенка от 2 до 3 лет». Обратите внимание, самое бюджетное издание.
- Для старших дошколят – «Журнал индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Маршрут развития ребёнка от 6 до 7 лет».
- Книжка с диском «Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО». Поможет выбрать эффективные технологии ИОМ. Расскажет, как составить маршрут, диагностическую карту (о ней ниже), предоставит примеры.
- Специализированное пособие «Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет».
Есть много пособий и методичек для школы. Например:
- «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика». Тут – теоретический материал по составлению ИОМ-ов, много практических наработок.
- «Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ». Поможет спроектировать ИОМ, сделать диагностику (о ней напишу ниже).
Очень рекомендую: не ленитесь, а вбейте в поисковой строке магазина учебной литературы слова «индивидуальный маршрутный лист». Если не находит, то «индивидуальный маршрут». И подберите нужное издание по возрасту и предмету. Среди магазинов рекомендую Озон, Лабиринт, Учмаг. Больше скажу: есть ИОМ-ы не только для развития деток, а и для совершенствования педагогов в школах и ДОО.
Почему в последние годы индивидуальные маршруты так актуальны
Методику ИОМ применяют для разных целей. Ее прописывают отстающим и талантливым ученикам. А также тем, кто на время выпал из учебного процесса, желает вернуться в нормальное русло. Задача ИОМ – привести фактический уровень ученика к необходимому. Разрабатывают индивидуальный маршрутный лист, если:
- учащийся имеет пробелы в знаниях по предмету (определенной теме);
- нужна помощь детям с ослабленным здоровьем или плохой работоспособностью;
- дети слабо успевают, не имеют тяги, интереса, мотивации к учебе;
- ученик одарен, но испытывает некоторые трудности с эмоциями, концентрацией внимания, общением;
- учащийся опережает развитие и стремится быстрее преодолеть школьную программу;
школьника готовят к олимпиаде по определенному предмету или к ГИА (последний пункт особенно важен).
Сейчас очень актуален социальный запрос общества на развитие одаренности. Но нет единого принципа работы с одаренными. Модели образования, которые способствовали бы всестороннему развитию личности, только разрабатываются. Современные методы обучения требуют от ребенка, в основном, усидчивости. Но мало толкают к активности, развитию своих интересов и самореализации. Поэтому ИОМ-ы, индивидуализирующие образование, так востребованы.
В ДОУ ИОМ-ы часто разрабатываются для деток с ОВЗ, отставаниями, сложностями усвоения программы. В школе каждый маршрут должен включать 6 обязательных предметов (русская речь и литература, математика, иностранный, история, ОБЖ, физкультура). Их учат все школьники. Остальные можно выбрать в зависимости от предполагаемой профориентации. Последняя может быть:
- технологическая;
- естественнонаучная;
- гуманитарная;
- социально-экономическая;
- универсальная.
Создавая индивидуальный маршрутный лист, разработчики (педагоги) учитывают базу – то, чем обладает ребенок до начала пути. А именно:
- имеющиеся знания;
- особенности психофизического состояния;
- личностные характеристики, черты характера (социализированность и активность в социуме,
- мотивированность и стремление к новому, желание работать в группе или индивидуально);
- возраст;
- пожелания родителей.
Как внедряется ИОМ: 5 этапов
Разработать и внедрить маршрут достаточно сложно и трудоемко. Универсального метода нет. Могу привести только общие советы, возможно, они помогут немного сориентироваться. Итак, есть следующие этапы разработки маршрута:
- Информационный. Педагог общается с ребенком и родителями, объясняет смысл и цели ИОМ.
- Диагностика, подбор методов. Педагог вместе с психологом тестирует ученика на разные личные качества. Определяются особенности нервной системы, возможные проблемы при занятиях (сложности с коллективом, рассеянность внимания, недостаток знаний по старым темам).
- Выставление целей. В начальных классах это делает педагог, в старших может и сам учащийся. Цели бывают кратковременными (например, подтянуть тему «деление в столбик») или долговременными (подготовиться к конкурсу, олимпиаде).
- Составление индивидуального маршрутного листа. Тут разрабатывается вопрос, какие технологии использовать для продвижения к цели. Описываются источники знаний, ставятся сроки для каждого выполняемого пункта, указываются способы контроля.
- Итоги. Это аттестация (тесты, контроль, устный опрос или другой метод). Оценивается не только уровень знаний и навыков. Но также то, уложился ли ребенок в срок, какие возникли сложности, что надо доработать дополнительно.
Индивидуальный маршрутный лист – документ, по которому педагог и ученик работают в течение установленного времени. На определенных этапах усвоения материала проводят диагностику: отслеживают уровень полученных знаний, проводят коррекцию. Каждый маршрут содержит лист контроля достижений, по нему и проводится диагностика. Ее результаты вносят в таблицу после домашней работы, тематической самостоятельной или контрольной работы.
Почему нельзя создать ученический маршрут раз и навсегда? ИОМ отображает динамику, изменения в развитии ребенка. В него можно вносить коррективы для улучшения педагогического процесса. Следующая часть разрабатывается на основании того, что было достигнуто в предыдущей. Ребенок может обучаться одновременно по нескольким ИОМ-ам.
Структура маршрута: что он в себя включает
Любой ИОМ будет включать такие компоненты:
- Целеполагание. Формируются цели и мотивация ученика, описываются его потребности.
- Содержательная часть. Подбираются учебные предметы, группируются и систематизируются, устанавливаются межпредметные связи.
- Технологическая часть. Определяются необходимые педагогические технологии, методики, системы.
- Диагностическая компонента. Описывается, как ИОМ будет диагностически сопровождаться.
- Организационно-педагогический этап. Определяется, как будут достигаться педагогические цели.
Стандартизированного шаблона для составления индивидуального маршрута нет. Он может выглядеть по-разному, иметь различную структуру. Пример индивидуального плана деятельности в виде таблиц, а также таблицу результатов можно подсмотреть в этом исследовании. Текст сложный, рекомендую посмотреть именно таблицы и чуть ниже – примеры маршрутов.
Часто предполагается, что учащийся посещает общеобразовательные занятия, а по ИОМ работает дополнительно. Иногда проводится только дистанционное обучение по маршруту. При этом важно, чтобы соблюдались такие принципы:
- интерактивность (постоянная доступность педагога для ученика посредством скайпа, конференций);
- адаптивность (возможность задействовать новые технологии – интерактивные тесты, лабораторные в интернете, прочее);
- гибкость (ученик может работать в удобное время, брать подходящий объем заданий);
- оперативность оценивания достижений.
Чтобы использовать современные информационно-коммуникативные технологии, преподаватель должен хорошо в них разбираться. То есть уметь пользоваться средствами связи типа Skype и Zoom, давать ссылки на электронные энциклопедии, учебники, обучающие ролики и порталы. Мне кажется, дистанционное обучение, связанное с карантином весной-2020, очень разовьет эти навыки у педагогов.
Если ученик посещает дополнительные занятия для реализации ИОМ, их распивание вносится в маршрут. При проектировании индивидуального маршрута надо учитывать:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- возраст и способности ребенка, пожелания родителей;
- возможность вносить правки, дополнения и изменения;
- окончательный вариант надо оформить до 15 мая текущего учебного года.
Не получится дать однозначные советы, как составить индивидуальный маршрутный лист технически. Во-первых, потому, что он будет именно индивидуальным. Во-вторых, надо понять принцип, как это делается. Советую посмотреть готовые примеры в педагогической литературе и пособиях. Первый раз будет сложновато, но пугаться не нужно!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МКОУ «ДЕЛЬГЕЙСКАЯ СОШ» ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
СОГЛАСОВАНО ___________/ И.П.Кузьмина/ _____________________2022 |
СОГЛАСОВАНО С _______/С.Н. ___________________2022 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Приказ |
Индивидуальный
образовательный маршрут
обучающегося
6 класса
Шерстенникова
Артема Максимовича
на
2022-2023 учебный год
Срок
реализации: с 01.10.2022 – 24.10.2022г.
2022г.
Приложение
1
Общие
сведения
ФИО |
Шерстенников |
Год |
29.07.2010 |
Класс |
6 класс |
Мать Отец |
Мадарисова Шерстенников |
Место |
Мать – завхоз |
Классный |
Чусовская |
Категория |
Слабоуспевающий |
Образовательная |
Основная |
Информационная
карта
Артем учится в 6 классе. В поведении и на занятиях по русскому языку не уверен в себе, медленно
переключается с одной деятельности на другую, не настойчив в достижении цели.
Избегает сотрудничества с одноклассниками. В ситуации неудачи не пытается найти
правильное решение, быстро теряет интерес, познавательные навыки сформированы
слабо. Успех в деятельности на короткое время стимулирует желание попытаться
выполнить более сложную задачу, в случае неудачи, теряет мотивацию. Выборочно
включается в групповые задания, проявляя средний уровень концентрации внимания.
Низкий уровень развития памяти, устойчивые знания формируются при
многочисленных повторениях материала. Показатели успеваемости 100%, качества
92%. Испытывает затруднения только по русскому языку. При общении с детьми
своего класса не вступает в конфликт.
Сформированность
универсальных учебных действий:
— регулятивные: целеполагание 40, планирование
41, волевая саморегуляция 19
— познавательные:смысловое чтение 35%,
постановка проблемы 45, речевое высказывание 20%
-коммуникативные: учебное сотрудничество 40%, поиск
решения конфликта 41%, работа в группе 19%
Не проявляет
сильную мотивацию к обучению русскому языку, в работе проявляет стабильно средние
результаты. Состояние здоровья хорошее, по итогам
медицинского обследования определен в 1 группу здоровья, физическую культуру
посещает.
Целевой компонент
Цель реализации индивидуального образовательного
маршрута — устронение пробелов по предмету
русский язык индивидуальное сопровождение в компенсации трудностей обучающегося в освоении программы
основного общего образования по русскому языку с 02 сентября по 24 октября
2022 г.
Задачи:
1.
Провести стартовую диагностику по русскому языку, определения сформированности
предметных знаний, умений и навыков, выявить проблемные темы, разделы и т.д.
2.
Разработать и согласовать, утвердить к реализации индивидуальный
образовательный маршрут с родителем, администрацией школы
3.
Вести мониторинг динамики обучающегося
4.
Оценка образовательных достижений обучающегося и реализации ИОМ
5.Поддержка
слабоуспевающих обучающихся с низкой мотивацией к обучению;
Планируемые
результаты:
·
по предмету:
Русский
язык
–
по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов,
антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря,
через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения
слова;
–
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе
словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые
слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью
приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор;
производить словообразовательный разбор;
–
по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых
морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в
предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей
речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
–
по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное
и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным,
глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по
цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения;
определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид
предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять
однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не
является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать
простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
–
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами,
правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5—м
классе слова с непроверяемыми написаниями;
–
по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях
и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в
соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор
знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные
правила;
–
по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно—научный
текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения
учебно—научного
текста; выделять в учебно—научном
тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль
(авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать
текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов—описаний,
повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста;
письменно подробно излагать художественный и учебно—научный
текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные
особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических
конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой
и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными
типами заголовков.
·
по психолого-педагогическому сопровождению
В процессе реализации ИОМ у обучающегося будут развиты способности,
осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в
различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации
позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к
саморегуляции своего физического и психического состояния.
·
по внеурочной деятельности
— повышение школьной мотивации
обучающегося через организацию комплексной внеурочной работы и участие в
мероприятиях школьного, районного уровней;
— индивидуальное сопровождение участия в
школьных мероприятиях, в разработке индивидуального проекта
Диагностический
компонент
Период |
Мероприятие |
Ответственный |
Ожидаемый |
01.09.22- 11.09.2022 10.10.2022-24.10.2022 |
Диагностика — Выявление предпочитаемых видов — начального уровня количества и — особенностей — сформированности УУД Промежуточная — освоения — уровня мотивации Итоговая диагностика: — — освоения — уровня мотивации |
учитель-предметник Педагог-психолог Учитель-предметник Учитель-предметник Педагог-психолог Учитель-предметник |
Выявление Выявление Выявление Подведение |
*диагностика
освоения учебного содержания зависит от уровня, темпа освоения обучающегося
Содержательно-технологический компонент
(отдельно расписать по предметам)
Период |
Тема/Выявленный |
Кол-во |
Планируемый |
Используемые |
Где |
Форма |
Вид |
Сроки |
Вид |
||
Русский |
|||||||||||
Орфограмма. |
1 |
Различать |
|||||||||
Правописание проверяемых безударных гласных в корне |
1 |
||||||||||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
1 |
||||||||||
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
1 |
||||||||||
Буквы и, у, а после шипящих. |
1 |
||||||||||
Разделительные ъ и ь. |
1 |
||||||||||
Раздельное написание предлогов с другими словами. |
1 |
||||||||||
Части речи. Глагол. |
1 |
||||||||||
-Тся и –ться в |
1 |
||||||||||
Личные окончания глаголов. |
1 |
||||||||||
Тема текста. |
1 |
||||||||||
Имя существительное. |
1 |
||||||||||
Имя прилагательное. |
1 |
||||||||||
Местоимение. |
1 |
||||||||||
Основная мысль текста. |
1 |
||||||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
1 |
Организационно-педагогический
компонент
Период |
Мероприятие |
Цель |
Ответственный |
Результат |
02.09.2022г. |
Педагогический совет |
Рассмотрение образовательных результатов |
Классный |
Рекомендация на переход ИОМ |
10.09.2022г. |
Работа |
Информирование родителей (законных |
Зам.директора Классный руководитель, |
Принятие |
11.09.2022г. |
Подача |
Компенсация |
Учитель-предметник |
Разработка |
14.09.2022г. |
Приказ |
Утверждение, |
Заместитель |
Реализация |
Предметное |
Выявление |
Учитель-предметник |
||
Психолого-педагогическое |
Расписание занятий
Дни |
Время |
Образовательный |
Занятие(консультация, |
Внеурочная (участие |
Понедельник |
||||
Вторник |
||||
Среда |
||||
Четверг |
||||
Пятница |
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с
родителями (законными представителями) по реализации индивидуального образовательного маршрута
Специалист/ |
Рекомендации родителю (законному представителю) |
Педагог-психолог |
1. Режим дня (ложиться и просыпаться в одно 2. Четко планировать действия ребенка в процессе |
Учитель-предметник |
1. Тексты с большим объемом разбивать на части 2. Упражнения 3. Развивать память |
Классный |
Контроль |
№ |
Показатели |
Сроки мониторинга |
||
стартовый |
Промежуточный |
Итоговый |
||
1. |
Регулятивные |
|||
умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя. |
||||
умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, |
||||
умение оценивать результаты своей работы. |
||||
2. |
Познавательные |
|||
умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут |
||||
умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. |
||||
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. |
||||
3. |
Коммуникативные |
|||
умение отвечать на вопросы учителя. |
||||
умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. |
||||
умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, |
Индивидуальная
карта достижений
По |
1 |
2 |
3 |
4 |
Образовательные |
||||
Русский |
||||
Результаты |
||||
участие |
||||
Участие |
||||
Участие |
Специалист органа управления образованием, курирующий инклюзивное образование — ФИО, тел., E-mail:
Заведующий районной (городской) ПМПК, курирующий инклюзивное образование — ФИО, тел., E-mail:
Характеристика семьи (полная/ не полная, с кем проживает): семья полная, со стороны родителей осуществляется всесторонний контроль за воспитанием и обучением ребенка. М. проживает с родителями и младшим братиком.
Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.): отдельная комната, свой письменный стол, отдельное спальное место.
Дата «» сентября г.
Сферы развития |
Образовательные потребности ребенка |
Интересы ребенка |
Особенности психофизического развития ребенка |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
Работать над техникой чтения, понимать прочитанное (словесная работа с опорой на наглядность, опорные слова в предложении, работа над предложением.) Научить решать задачи и примеры (обучать решать простые задачи через выстраивание алгоритма действий, обучать выстраивать коммуникации при работе в парах и группах, разнообразное повторение на различных материалах (палочки, кружочки, треугольники). Понимать и читать английский текст по транскрипции слова, овладеть минимальным словарным запасом. Уметь строить фразы по представлению себя. |
Любит уроки физкультуры, музыки. Быстро заучивает стихи, пересказывает рассказы. |
Сильные стороны: наглядно-действенное мышление, зрительная память. Слабые стороны: механическая память, рассеянное внимание, слабая концентрация, интересуют только яркие картинки. |
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
Преодоление барьера в общении (развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального напряжения, эмоциональная разрядка, усовершенствование умения слушать собеседника.) |
Всячески привлекает к себе внимание, |
Сильные стороны: имеет первичные навыки общения со взрослыми, желает общаться со сверстниками. Слабые стороны: не имеет навыков общения со сверстниками. |
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений. (развитие и совершенствование диалогической формы речи и вербальных средств коммуникации; работа над механическими актами приведение в действие речевого аппарата, произнесение звуков, складывающихся в слова; работа над речемыслительными актами информирование, предъявление знания, формулирование вопросов.) |
Первый вступает в разговор, говорит много. Пытается найти друзей, наладить контакт с одноклассниками. |
Сильные стороны: проявляет инициативу в разговоре, стремится найти друзей в классе. Слабые стороны: не умеет выстроить диалог, слабый словарный запас. Говорит много не учитывая темы разговора. |
САМООБСЛУЖИВАНИЕ |
Развитие навыков социально-бытовой ориентации (развитие зрительно-слухового внимания, т.е. умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать, отвечать на вопросы, развитие умения узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых.) |
Интерес к мелким деталям ( застегивание пуговиц, завязывание шнурков.) |
Сильные стороны: по просьбе может завязать шнурки, подготовится к уроку. Слабые стороны: не аккуратен, санитарно-гигиенические навыки слабо развиты. |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
Развитие мелкой моторики, координации движений (пальчиковая гимнастика, развитие согласованных движений обеих рук; развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук; лепка из глины или пластилина, подделки и т.д; физкультминутки для снятия усталости и психофизического напряжения на уроках включают упражнения, способствующие выработке правильной осанки, восстановлению отделов позвоночника.) |
Любит писать графические диктанты, ходить на уроки физической культуры, играть в подвижные игры. |
Сильные стороны: с удовольствием посещает уроки физической культуры, участвует в соревнованиях. Слабые стороны: слабо развита мелкая моторика, координация движений. |
ПОВЕДЕНИЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ) |
Обучение способам психической саморегуляции, умению распознавать и воспринимать отдельные эмоции, эмоциональные состояния, управления ими (работа над агрессивными проявлениями; ознакомление с различными эмоциями; обучение навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; повышение способности к произвольной регуляции.) |
Любит смеяться, жизнерадостен, ему всегда нужно движение, за партой ровно сидеть не может, может позволить себе встать во время урока и пройтись по классу. |
Сильные стороны: активен, требователен. Слабые стороны: наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, смех без особых на то причин. |
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ |
Развитие восприятия, внимания посредствам, специально разработанным упражнениям |
Эстетический интерес (лепка, рисование) |
Сильные стороны: активен в общении, легко идёт на контакт. Слабые стороны: слабый словарный запас. |
Условия включения |
Задачи на период (возможные) |
Ресурсы для решения (ИРЦ, ОШ,ДУЗ) |
Ответственный |
Сроки выполнения |
Организация учебно-развивающего пространства, в котором обучается ребенок |
||||
Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и помещениям (подвоз, подъезд и др.) |
— транспортные средства для подвоза детей — средства комфортного доступа ребенка: лифт, подъемники, пандусы; |
Не нуждается |
нет |
нет |
Обеспечение помещений школы/ сада специализированным оборудованием и приспособлениями для каждой категории детей с особыми потребностями Доступность учебного заведения (архитектурная, санитарная, информационно-техническая) |
— специально оборудованные комнаты для гигиенических процедур; — приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – тактильная и зрительная поддержка: метки-маркеры, тактильные указатели и др. |
Не нуждается Не нуждается |
нет нет |
нет нет |
Построение комфортной среды: — место в классе, организация рабочего места, освещение и уровень шума в классе/ группе |
Расстановка парт, индивидуальная парта с изменяющимся наклоном, закрепленная подставка для ручек и карандашей.+ |
Общеобразовательная школа |
Кл.руководитель |
В течение года |
— изменения в помещениях (классной комнаты, группы, рекреации) |
Зонирование помещения: — зона для творчества, + — игровая зона: специальные игры и материалы (например, комплект Монтессори-материалов) + — уголок для уединения (ковер, кресло, ширма, палатка)+ |
Общеобразовательная школа |
Кл.руководитель Учитель музыки, психолог. |
Сентябрь |
— материалы для нормализации тонуса |
— оборудование места (комнаты) для релаксации: мягкая мебель, аудиооборудование, музыкальные диски; — создание сенсорно обогащенной среды (сенсорная коробка); — двигательная зона: оборудование места для подвижных игр и т.д. + |
Общеобразовательная школа |
ПМПк |
Первый семестр. |
— визуальная поддержка |
— расписание, режим дня, памятки, алгоритмы деятельности в картинках и др. + |
Общеобразовательная школа |
Кл.руководитель |
Сентябрь |
Обеспечение индивидуальными техническими средствами обучения для каждой категории детей с особыми потребностями |
— оборудование класса/ группы интерактивной доской или другим оборудованием для презентации визуальных материалов и др. + |
Общеобразовательная школа |
Кл.руководитель Учителя предметники |
Сентябрь |
Наличие дополнительных вспомогательных средств |
— очки, — средства передвижения (ходунки, коляска) |
Не нуждается |
нет |
нет |
Организация оптимального временного режима учебных нагрузок детей с особыми потребностями |
— создание в классе/ группе благоприятного лечебно-оздоровительного режима, в частности строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований и норм предельно допустимой нагрузки на ученика (воспитанника); — проведение на каждом уроке/ занятии динамических пауз с включением профилактических упражнений; — сенсорные перерывы; — индивидуальное расписание с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности, динамики работоспособности в течение дня и недели Время пребывания в д/с (школе): — полный день, — кратковременное пребывание |
Общеобразовательная школа Во избежание перегрузки свободное посещение уроков во вторник может присутствовать на 4 уроках, в четверг по желанию выходной. |
Кл.руководитель ПМПк |
В течение года |
Организационно-педагогическое обеспечение инклюзивного обучения |
||||
Организация образовательного процесса в классе/группе: |
||||
Программы обучения и необходимость их адаптация |
— Индивидуальная учебная программа; + — Авторские региональные программы, утвержденные ученым советом института последипломного педагогического образования |
Общеобразовательная школа |
Кл.руково-дитель, учителя предметники |
Сентябрь |
Стиль обучения |
Преимущественно визуальный |
|||
Используемые методы |
Игры упражнения с учетом индивидуальных особенностей. Устные, письменные, привлечение внимания ученика прикосновением, жестами, визуальным подкреплением (яркие картинки). + |
Общеобразовательная школа |
Учителя предметники |
В течение года |
Представление заданий |
Пониженный уровень сложности Сокращенное/адаптированное задание (увеличенное в размере, одно задание на одном листе А4) + |
Общеобразовательная школа |
ПМПк |
В течение года (внесение коррекции заданий и пр.) |
Предъявление инструкций |
четкие, лаконичные инструкции |
Общеобразовательная школа |
Учителя предметники |
В течение года |
Учебные пособия и дидактические материалы и их адаптация |
Наглядный материал Раздаточный материал Компьютерное оборудование класса/группы (ПК, проектор, экран)+ |
Общеобразовательная школа Имеется мудьтимедийная доска. |
Кл.руководитель Учителя предметники |
В течение года |
Система оценивания достижений (стимулирующая) |
— Общепринятая система по критериям оценивания учебных достижений учащихся в системе общего образования; — Система позитивного подкрепления одобряемых форм поведения+ |
Общеобразовательная школа |
Учителя предметники |
В течение года |
Включение в общешкольную деятельность с целью: |
||||
— развития социальной компетентности |
Индивидуально или малыми группами Посещение различных внеурочных и внеклассных мероприятий: эпизодическое посещение утренников, праздников, тематических вечеров, консультаций, конкурсов, смотров, походов, экскурсий + |
Общеобразовательная школа |
Кл.руководитель |
В течение года |
— творческой самореализации с учетом их интересов, склонностей, способностей, пожеланий, возраста, индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности и состояния здоровья |
Посещение кружков, секций: ЛФК, музыка, ритмика, спорт, Дополнительные занятия, школьные кружки. |
Общеобразовательная школа |
Кл.руково-дитель, родители |
В течение года |
Определение стратегии и тактики взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения |
||||
— установления сотрудничества с семьей — изучение потребностей родителей — консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка, — организация профилактических и просветительских мероприятий: клубы, школы для родителей |
Создание ПМПк, консилиумы, собрания с участием родителей. |
Общеобразовательная школа |
В течение года |
|
Организация питания |
||||
-без особенностей, по общему меню -возможность питаться принесенной из дома пищей — возможность пользоваться одноразовой или личной посудой |
Питание без особенностей, по общему меню. Организован водно-питьевой режим. |
Кл.руководитель отводит детей в столовую на завтрак. |
В течение года |
|
Привлечение дополнительных и специальных услуг вне учебного заведения |
||||
органы здравоохранения: — консультации специалистов. учреждения социальной защиты, центры практической психологии и социальной работы, ПМПК, ресурсные центры, учебно-реабилитационные центры. |
Осуществляются консультации с инклюзивным ресурсным центром ПМПК. |
|||
Взаимодействие с инклюзивным ресурсным центром |
||||
консультации команды по вопросам организации работы команды, составления индивидуальной программы развития, профессиональной работы с детьми с конкретными особыми потребностями, работы с родителями |
Осуществляются консультации команды по вопросам сопровождения детей с ОВЗ, участие в вебинарах. |
Кадровое обеспечение педагогами и специалистами сопровождения (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
Необходимый специалист |
ФИО специалистов сопровождения |
Основное направление деятельности |
Расписание занятий Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий) |
Руководитель команды (заместитель директора по учебно-воспитательной работе/методист) |
Организация команды, просветительской деятельности, педагогическое сопровождение. |
||
Основной педагог (классный руководитель/ воспитатель) |
Обеспечивает личностно ориентированное направление учебно-воспитательного процесса. |
||
Ассистент учителя/ воспитателя |
|||
Практический психолог |
Занятия с психологом по формированию познавательной эмоционально-волевой сфер |
Один раз в неделю, один час. |
|
Учитель-дефектолог |
|||
Учитель-логопед |
Занятия с логопедом по развитию коммуникативных функций речи, понимания речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи |
Один раз в неделю, один час. |
|
Социальный педагог |
|||
Помощник воспитателя |
|||
Другие специалисты: медсестра, реабилитолог, инструктор по физической культуре, музыкальный работник и пр.) |
Музыкальное развитие, занятия музыкой. Физическое развитие, занятия физкультурой. |
Два раза в неделю по 45 минут Три раза в неделю, по 45 минут По запросу |
|
Специалисты дополнительных услуг |
Кружок « Кисточка», «Здоровейка» |
Два раза в неделю |
М.П. Дата «____»___________ г.